Шпага и ее конструкция (3 фото). Как выглядит шпага


Шпага

Шпага (англ.- small sword - малый меч, или фр.- épée de cour) - длинноклинковое колющее(колюще-режущее) холодное оружие, вошедшее в употребление во второй половине XVII в. Шпага имела более короткий и лёгкий чем у рапиры клинок, как правило трёхгранного сечения с вогнутыми внутрь гранями, исключения могли составлять ранние виды шпаг, имеющие плоские рапирные клинки, или уставные шпаги, разработаные для военных.

Эфес шпаги

Обычный шпажный эфес состоял из рукояти, крестовины, дужки защищающей пальцы руки, pas d'ane(колец для пальцев распологавшихся над крестовиной), двойного щитка(или, что реже, одной пластины) и навершия.

Клинки шпаг

Главное различие между рапирами и шпагами в длине и форме клинка. Поначалу шпаги оснащались рапирными клинками, но значительно укороченными. Однако в последней трети XVII века, появились новые клинки с сечением в форме равнобедренного треугольника. Трёхгранное сечение клинка позволило сделать оружие более лёгким, при сохранении его жёсткости. Судя по наиболее ранним образцам, ими можно было наносить и колющие и рубящие удары. К началу XVIII века шпаги с трёхгранными клинками стали уже и утратили свои лезвия, превратившись в исключительно колющее оружие. Трёхгранные клинки стали своеобразным этолоном, которого придерживаться оружейники на протяжении всего XVIII века.

Типы шпаг

Пока происходили изменения эфеса, сама шпага становилась постепенно всё тоньше и легче. Видимо, этот процесс уменьшения веса трёхгранного клинка проходил в два этапа. Клинок шпаги конца XVII в., хотя и намного легче клинка рапиры, всё же сравнительно тяжёл у острия. Между 1680-ми и 1690-ми годами сначала во Франции, потом в Германии и Англии в моду вошел клинок, известный под названием colichemarde - колишмард - очень плохой фонетический вариант фамилии Кенигсмарк, произнесённый на французский манер. Так звали шведского графа, который считается его создателем.

К концу первой четверти XVIII в. колишмард постепенно выходит из употребления. Ему на смену пришёл клинок, равномерно оменьшавшийся от основания к острию. Преимущества которые давало лёгкое остриё, имели слишком большое значение, чтобы ими пренебрегать, и вследствие этого весь клинок начали делать очень тонким. С тех пор он почти не изменился.

В 80-х гг. XVIII в. начали создаваться уставные образцы шпаг. Разрабатывались пехотные и кавалерийские типы этого оружия. Повился особый тип - мундирная шпага гражданских чиновников, в некоторых странах военные, дипломаты и другие официальные лица по-прежнему используют шпагу как деталь униформы.

Фехтование на шпагах

Во второй половине XVII в. во франции возникла новая школа фехтования. Французские мастера сделали упор не на подвижность бойца, а на подвижность самого оружия - оно стало легче и короче, отчего преобрело маневренность и им стало проще управлять. Всё это позволило наносить молниеносные ювелирно-точные уколы. Сложные комбинации из обманных выпадов, смен позиций и линий атаки превратили фехтование в своего рода шахматную игру.

Если Вам понравилась статья, то поделитесь ею с единомышленниками

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

oruzhejnaya.ru

Шпага и ее конструкция

Выдающийся фехтовальщик Иеронимо де Карранза, за спиной которого тысяча поединков, в трактате "Философия оружия" сравнивает клинок с духом человека, а эфес с его телом. Рассмотрим конструкцию эфеса более детально:

На часть клинка, называемую хвостовик, крепится сам эфес, чаще всадным способом. Конец хвостовика расклепывается на пуговке. Основой конструкции эфеса является крестовина, она всегда перпендикулярна рукояти и служит для защиты руки от удара противника. В крестовине выделяют переднюю (обращенную к противнику) и тыльную (к фехтовальщику) части. Местом их соединения является щиток, предназначенный усилить конструкцию. От него к клинку идут две полукруглые (иногда круглые) дуги/ветви. Щиток является разновидностью гарды, которая предназначена для предохранения руки от соскальзывания на клинок и защиты ее от ударов противника. Гарды бывают нескольких типов: чашка, получашка, корзина, полукорзина, щиток, дужка. Эти типы не редко комбинируются.

Защитная дужка отходит от передней части крестовины, являясь ее продолжением и соединяется с навершием (головкой, яблоком) эфеса. Дужка также предназначена для защиты руки от ударов клинка противника. Если дужки нет, эфес назывался открытым; если дужка не доходит до навершия - полуоткрытым; если соединяется с навершием - закрытым.

Собственно, для удержания клинка в руке служит рукоять. Обычно ее изготавливали из дерева или металла и дополнительно покрывали другим шершавым материалом чтобы не проскальзывала (проволокой, веревкой и др). Оплетка, или оковка, на концах рукояти предохраняла ее от разрушения.

Завершался эфес навершием (головка, яблоко) с утоньшением в виде шейки и сам заканчивался пуговкой. Назначение навершия - прочное крепление рукояти на хвостовике, препятствие для выскальзывания оружия из руки при замахе, противовес клинка. Навершие улучшало баланс оружия, поэтому его часто делали из более тяжелого материала. Существует две основных формы наверший: круглое (римское) и полуовальное (славяно-германское).

fishki.net

Шпага

Как жили аристократы? Тоже не фонтан. Мылись редко, ходили пьяными и вшивыми, носили золотые блохоловки или держали маленьких собачек, чтобы блохи бегали по ним. Король-солнце, о котором русские дипломаты писали «король смердит аки дикий зверь» издал указ, чтобы подданные брызгали на себя духами, а то зело воняют. Какать аристократии дозволялось из окон дворца, была такая привилегия, разбитый месьё Лё Нотром парк Версаля ежедневно засерался в три слоя, а так обычно писали где прихватит, реже в специально отведённых нишах во дворце – заходишь за занавеску и слабишься. Горшки выплёскивали прямо на голову прохожих раз в неделю, а то и реже, на мессу в собор могли принести знатной даме ночную вазу и восседая на ней она вторила своими трелями епископу, что считалось нормальным. Оттого, засранные и зассаные до полного разрушения дворцы бросали и строили новые, Лувр сохранился просто чудом, остальные дворцы европейских столиц в основном снесли. У короля был офицер-стулоносец, при утренних испражнениях короля присутствовала ближняя знать, не быть приглашённым – опала, то же при одевании королевы, процесс мог занимать час. Короля протирали уксусом, он менял рубашку, обжирался накрошенным в жирный соус хлебом, пил вино, громогласно рыгал, вытирал руки об скатерть и шёл портить очередную фаворитку, не забывая потом идти ночевать к жене. Свиней резали прямо во дворе Лувра, тут же палили и рубили, коптили, процедура была ежедневной, брат короля любил ежедневные пале-рояльские оргии, причём неважно какого полу собралось общество. На стол выставляли всё сразу, горячее, холодное в общих блюдах, откуда и ели руками, редко используя запрещаемую церковью двузубую вилку, якобы она походит на рога чёрта. Даже старина Ватель не додумался до «русской сервировки», её завезут в просвещённую Европу русские варвары во главе с императором Александром I – то есть эти образцы стиля научатся есть из индивидуальных тарелок, своими приборами, а не руками, подаваемую по порядку еду, привычную всем сейчас: горячее-горячее, холодное-холодное. А пока русская кухня не стала высокой европейской, там продолжают жрать руками паштеты, хоть и остывающие, но съедобные, дичь с душком и ту полупрожаренную, засахаренные розы и прочих устриц. Трижды болевший сифилисом Казанова ел мелко растолчённое стекло, получал внутреннее кровотечение с температурой за сорок и отвалявшись в горячке снова совал кочерыжку куда ни попадя. Парики и белила на лице были призваны скрыть нарывы и язвы, а так же облысение от срамных болезней. Нормальным считалось посещать проститутошную, дворянин мог не просыхать по 5 лет (не шучу), заседающие в парламенте имели привилегии пить, единственное развлечение театр и война.

fishki.net

Шпага - происхождение и эволюция

Шпага до нынешних времен считается одним из самых эффективных и смертоносных видов холодного оружия в Европе. Ее основными достоинствами являются легкость и удобство, возможность нанесения молниеносных смертельных ударов, защита кисти нападающей руки и огромное многообразие фехтовальных приемов. Именно момента с появления шпаги, фехтование стало восприниматься как своего рода искусство, имеющее свою философию, исполненное грации и смертоносной красоты.

Появление шпаги было обусловлено повсеместным распространением в XV веке стальных доспехов, которые были устойчивы к рубящим ударам, в то время как нанесение колющих ударов в смотровые щели, сочленения и прочие слабые места было очень эффективным. Историки считают родиной шпаги Италию, впрочем, достаточно быстро искусство владения этим оружием стало популярным во всей Европе. Первая шпага представляла собой скорее легкий меч, оснащенный сложной гардой. В последствии, этот вид оружия разделился на боевые шпаги, долгое время стоявшие на вооружении войск, чаще всего кавалерии и офицерского состава, и гражданские шпаги. Боевые шпаги благодаря наличию лезвий и большему весу сохранили возможность наносить кроме колющих, еще и рубящие удары.

Каждый дворянин был обязан являться ко двору вооруженным, этого же требовала защита собственной безопасности и постоянные дуэли, мало кто доживал до пансионата для престарелых в то время. Но боевая шпага была не слишком удобна для каждодневного ношения. Таким образом, и появилась рапира — в переводе с испанского «меч для одежды», по сути от боевой шпаги ее отличал только меньший вес и более узкий клинок. В 60-х годах XVII века появились гражданские короткие шпаги с граненым клинком – меньший вес оружия давал преимущество в скорости фехтования, а граненный клинок позволял в значительной степени снизить вес и одновременно придать оружию большую жесткость, нежели лезвийный. Сначала форма клинка была шестигранной с долами, позже (в 60 годах XVII века) появилась форма трехгранника с долом, причем обе формы длительно время сосуществовали. Классически узким трехгранный клинок стал только к наполеоновской эпохе, изначально он был достаточно широк у основания. Шестигранные клинки получили большое распространение в Нидерландах и Германии, причем у основания клинка появилась широкая усиленная зона, предназначенная для отражения ударов тяжелого оружия. В Италии, тем не менее популярными остались двулезвийные шпаги, которые отличались от рапиры только размерами и весом, а английские короткие шпаги традиционно были однолезвийными.

Изготовление шпаги требовало огромного мастерства, причем зачастую скорее не кузнечного, а инженерного – разнообразие форм шпаг было вызвано постоянным стремлением мастеров к повышению эффективности оружия. При этом развитие шпаг в основном двигалось в сторону облегчения, что позволяло сделать атаки молниеносными, – для этого в клинках делались глубокие долы и пробивались отверстия, в этом случае на просвет оружие казалось почти прозрачным. Постоянно совершенствовались эфесы, чтобы довиться максимального баланса оружия, защиты руки, удобства и надежности лежания в руке. Кроме того, на эфесы наносилась искуснейшая гравировка и резьба, что делало шпаги настоящими произведениями искусства. Как правило, шпаги изготавливались по индивидуальным заказам и идеально подгонялись под руку и физические качества владельца.

Несмотря на несомненно большую популярность, к концу XVII шпага постепенно утратила свою значимость как оружие. Боевая шпага была вытеснена саблями и палашами, а гражданская стала восприниматься скорее как атрибут дворянского придворного костюма. На сегодняшний день этот вид оружия рассматривается как историческая и художественная ценность, кроме того фехтование до сих пор является одним из самых динамичных и зрелищных видов спорта.

fideviva.ru

Рапира – привет из прошлого

Самым красивым видом спорта, наряду с состязаниями в легкой атлетике, по праву считается турнир по фехтованию. Поединки на рапирах или на саблях являются украшением любой олимпиады. История этого вида спорта уходит корнями в Средневековье, когда этим двум видам холодного оружия отводилась едва ли не решающая роль на поле боя. Боевая рапира или шпага в отличие от мечей и топоров, не утратила своего значения. Грозное холодное оружие, которое в былые времена носили только офицеры и знатные особы, со временем трансформировалось в спортивный снаряд.

Мечи и рапиры

Рапира пришла к нам из средних веков, когда вместо длинных мечей знатные и богатые воины стали предпочитать узкие, длинные и легкие. В отличие от мечей, вес которых нередко доходил до 3 кг, новое оружие было рассчитано для постоянного ношения. Использовать тяжелый меч в качестве оружия самообороны было крайне неудобно, поэтому европейское дворянство и знать того времени предпочла использовать легкое оружие, с длинным и узким лезвием. Первые шпаги и рапиры, появившиеся на вооружении, имели вес не более 1,5 кг. Вместе с появлением нового вида холодного оружия появились и новые технические приемы ведения боя. Фехтование на рапирах стало настоящим искусством, овладеть которым мог далеко не каждый. Со временем рапира становится обязательным атрибутом армейского и флотского офицера, важным элементом экипировки гражданского платья и мужского костюма.

Шпага мушкетера

Рапира стала не только оружием, используемым в военных целях, но прочно вошла в гражданский обиход. На внешнем виде клинков отражалось не только совершенство технологий оружейного дела, но и модные тенденции в развитии мужского костюма. Клинки стали украшаться различными художественными элементами ковки, золотой и серебряной вязью. Гарда у рапиры стала приобретать самые замысловатые формы, перейдя в разряд украшений. По размерам и форме гарды можно было узнать руку мастера.

Откуда к нам пришла спортивная рапира

Оружие появилось в Испании в середине XV века, которая к тому времени была ведущей мировой военной державой и считалась законодательницей моды в военной сфере. Испанские идальго, офицеры королевской армии и флота стали вместо длинных тяжелых мечей использовать шпагу — облегченный вариант этого холодного оружия. Рапира является одной из разновидностей шпаги и больше подходит в качестве личного оружия. В переводе с испанского языка буквально rapier или espada ropera переводится как «длинный меч для одежды». Именно испанский вариант прижился в качестве названия. В данном случае термин одежда тяготеет больше к варианту военного мундира, так как термина гражданское платье в то время не существовало.

Рапира гарда

В дальнейшем, когда рапира получила широкое распространение в других странах, возникла путаница между шпагами и рапирами, хотя в каждом регионе оружие носило различные названия. В Испании рапиры назывались «espada», а в Италии длинные мечи назывались «spade». Свою интерпретацию шпага или рапира получили во Франции и в Англии. На французском рапиру называли «epee», а вот в Англии термин «courd sword» означал придворный меч. В немецких княжествах и в королевствах все, что имело отношение к этому классу оружия, называлось «degen». Только в русском языке принято использовать оба названия и шпага, и рапира, которые использовались в зависимости от статуса владельца.

Не вдаваясь в тонкости и нюансы, рапиры часто называли шпагами и, наоборот, в ряде стран настоящую боевую шпагу называли рапирой. Шпага больше тяготела к мечам, так как могла одновременно использоваться для рубящих и колющих ударов. Чем отличается рапира от шпаги? Тем, что этот клинок был изготовлен таким образом, что мог нанести противнику только колотые раны. Соответственно отличалась техника боя и приемы фехтования с использованием рапиры.

Только в наше время за обоими видами оружия, за шпагами и за рапирами закрепился принцип действий, который отразился на спортивной квалификации снарядов.

Рапира и ее место в истории

Рапиру можно смело назвать самой последней и удачной модификацией меча, в качестве оружия для контактного боя. Клинок рапиры изготавливался из лучших сортов стали, поэтому отличался достаточно высокой прочностью и упругостью. При умелом владении этим оружием можно было успешно обороняться или наоборот, успешно атаковать противника, нанося ему уколы. Рапира или шпага со временем полностью вытеснили с поля боя мечи, став основным видом личного оружия для офицеров пехоты, кавалерии и флота. Оружие стояло на вооружении европейских армий вплоть до середины XVIII века. Параллельно с развитием техники боя шло разделение рапиры на боевую и гражданскую модификацию. Возникают школы фехтования, разделяемые по национальному признаку. Появляются испанская, английская, французская и немецкая школы. На передовые позиции выходит итальянская школа фехтования, основные элементы которой дошли до наших дней.

Рапира и кинжал

Гражданская шпага отличается от боевого оружия формой клинка и способом заточки. В отличие от боевой рапиры оружие, распространившееся в гражданском обществе, было легче и изящнее. Искусство владения оружием и манера фехтования накладывали свой отпечаток на принцип действия. У рапиры клинок имел узкое заточенное острие, которое являлось основным поражающим элементом. Несмотря на легкость и изящный внешний вид, рапира продолжала оставаться оружием, хотя и стала часто использоваться в качестве обязательного атрибута мужского костюма. В обществе на фоне зарождавшихся новых моделей поведения, возникает целая субкультура, где рапире отводится важное место. Личное оружие используется в качестве весомого аргумента защиты чести и достоинства. Потеря шпаги была приравнена к потере чести. Излюбленным приемом выяснения отношений становится дуэль, поединок на шпагах, где ключевым аспектом является искусство владения шпагой. Фехтование на рапирах становится обязательным элементом обучения для молодежи того времени.

Оружие принято носить не только в военное время. Офицеры теперь всегда остаются при шпаге. Вторят им знатные вельможи и чиновники, которые стараются носить гражданский вариант рапиры в качестве элемента парадного и церемониального облачения. Если в гражданском обществе рапира прочно заняла свои позиции, то в военной сфере на смену этому оружию постепенно приходя тяжелый палаш и сабля — более практичное и эффективное в бою оружие. В качестве парадного элемента военного костюма рапира продолжала использоваться вплоть до Первой Мировой войны. Кирасиры, гвардейские и флотские офицеры носили шпаги во время парадных церемоний.

Менялись времена, совершенствовалось военное искусство, однако рапира долгое время оставалась единственным видом холодного оружия, разрешенного для публичного ношения. С середины XIX века рапира переходит в разряд церемониального, наградного и спортивного оружия. Вместо дуэлей, которые повсеместно были запрещены, появляются первые соревнования, во время которых участники меряются искусством владение шпагой. Главным результатом поединка является точный удар рапирой противника в область груди. Проигравший противник отдавал свою шпагу победителю в качестве символа утраты чести и признания своей вины.

Поединок дворян

Спортивное фехтование – вторая жизнь рапиры

Рапира дала толчок к развитию целого направления в искусстве владения боевым оружием. Мастерски владеть холодным клинковым оружием перестало быть прерогативой военных. Конструкция и форма клинка привели к тому, что появилась своя техника фехтования, основанная на специальных приемах. Массовое распространение шпаги привело к тому, что по всей Европе появляются школы фехтования. Следует отметить, что каждая школа фехтования имела свои отличительные особенности, связанные с национальным колоритом и спецификой социально-общественной жизни. Уже в середине XVII века появляются первые учебники по искусству владения рапирой.

Со временем мастерство фехтования совершенствуется и систематизируется. Разрабатываются определенные стандарты гражданской модификации шпаги, соответственно появляются наиболее удобные и эффективные приемы владения колющим оружием. Стоит отметить, к примеру, в немецкой и в испанской школе доминируют в технике фехтования рубящие приемы, которые в дальнейшем легли в основу искусства фехтования саблей. Укол рапирой, т.е. поражение противника непосредственно острием клинка, был распространен в итальянской и во французской школе фехтования. Изящество, с которым противники сходились в противостоянии, стало фирменным знаком итальянского стиля. Результатом стало повсеместное увлечение итальянской манерой фехтования. В царствующих домах и в престижных учебных заведениях фехтование вводится в качестве обязательной учебной дисциплины. Престижной становится специальная должность — фехтмейстер, учитель фехтования.

Фехтование

Спортивная рапира появилась в конце XIX века, кардинальным образом отличаясь формой и оснащением от боевой и гражданской версии. Клинок оружия получил прямоугольное сечение и стал более эластичным. Колющий удар рапирой стал основным приемом, вокруг которого уже появилась масса других элементов защиты и нападения. Гибкость клинка позволяла оружию сохранять целостность при больших изгибах во время колющего удара. Претерпело изменения и само оснащение оружия. Гарда вместо своей вычурной формы становится у спортивной рапиры выпуклой. Теперь важна не красота изделия, а его защитная функция. Само оружие становится легким, весящим не более 500 г.

Легкость и удобная форма рапиры позволили даже женщинам принимать участие в спортивных состязаниях по фехтованию, которое на современном этапе становится чисто прикладным видом спорта. Традиции военного и гражданского использования шпаги, техника ведения боя и искусство владения клинковым холодным оружием незаметно перешли в правила проведения спортивных турниров. Сначала стали проводиться церемониальные турниры частного характера, чуть позже состязания становятся международными. Национальные чемпионаты по фехтованию стали первой ласточкой на пути рапиры в мир большого спорта. Уже на первой Афинской Олимпиаде в 1896 году программа игр включала турнир по фехтованию. Первоначально турнир фехтовальщиков был общим и проводился в одной дисциплине. Через четыре года, в 1900 году на Олимпийских Играх в Париже спортсмены состязались уже в трех дисциплинах. Отдельно были проведены турниры по фехтованию на саблях, на шпагах и рапирах.

Спортивные снаряды

В заключение

На первый взгляд, неискушенному наблюдателю кажется, что искусство фехтования на саблях, шпагах и на рапирах практически одинаково. Это заблуждение легко развенчивается, когда наблюдаешь за ходом поединка. В отличие от шпаги и сабли, где удары можно наносить, как рубящие, так и колющие, фехтовальщики на рапирах действуют совершенно иначе. Удар считается правильным, если он нанесен острием клинка и строго определенную зону. Легко найти различия и по внешнему виду оружия. Для рапиры характерна выпуклая, шарообразная форма гарды, тогда как сабля имеет гарду овальной формы с дополнительной скобой, защищающей пальцы фехтовальщика от скользящих и рубящих ударов. В поединках рапиристов прослеживается стремление к классическому ведению боя. Соревнования саблистов выглядят более динамичными и соответственно более зрелищными.

Спорт

Нетрудно заметить и то место, куда метят противники. Зона поражения у каждого оружия строго определена в зависимости от принципа действия и сферы применения. Для рапиры, последовательницы боевого и личного контактного оружия, основная зона поражения туловище противника. Уколы в голову и в руки не засчитываются. Это ограничение соответственно накладывает отпечаток и на манеру фехтования. Приемы рапиристов более утонченные и выверенные. Один грамотно нанесенный укол может принести победу спортсмену. Благодаря современной электронике, техника фехтования сегодня достигла пика своего совершенства. Стало возможно фиксировать практически одновременные удары, между которыми разница по времени составляет сотые доли секунды. Значительно усовершенствовалась техника ведения боя, где каждому спортсмену предоставляется право на атаку.

militaryarms.ru

23. Рапира, шпага, эсток и соборизм.: prosobor

Давайте продолжим наше увлекательное путешествие в мир соборизма, и будем надеяться - вдруг произойдёт чудо! Вдруг вместо ставшей уже привычной некомпетентности граждан, которые изображают из себя наставников т.н. "русского воинского искусства Собор", мы увидим что-то дельное!

Сегодня речь пойдёт о разнице таких видов оружия, как рапиры, шпаги и эстоки, а также о легендах, которые циркулируют вот уже более двух десятков лет внутри секты Собор, про некие "боевые рапиры".

Читатели, конечно, помнят мой пост Про "фехтование"..., в котором я выразил свои искренние сердечные соболезнования Андрею Комарову, коего занятия соборизмом довели до того, что он заставил Костю и Женю "фехтовать" без защитного снаряжения. =(

Граждане, пристально изучающие мой уютный бложик, (такие есть), сразу обратили внимание на то, что в оригинальном ролике, размещённом на сайте Мастерской Андрея Комарова, это безобразие называют "Фехтование на рапирах". В то время как я, скопировав сие на свой канал, назвал это действо "Фехтование на эстоках".

И, конечно, тут же нашелся персонаж (с ником Gvayrin), который побежал в комментарии и стал высказывать своё очень ценное мнение, указывая на мою "ошибку".Комментарии почитайте обязательно.

Gvayrin - это Рома Новоторцев, у него белый пояс по соборизму, занимается у нам знакомого типо наставника - грозы бутылок, стукачка и власовского прихвостня Валеева.

С Ромой я занимался год в одной группе у Андрея Комарова.Нормальный перень, как и подавляющее большинство простых сектантов.Поэтому и сидит на белом поясе, и никаких шансов не имеет на рост внутри секты.Со своими тараканами, как и все мы, попавшие, каждый в своё время, по разным причинам в секту.

Поскольку Рома не занимается имитацией обучения воинскому искусству, то  может писать мне что угодно, к нему претензий нет.(Кроме того, что реплика вакидзаси, которую он мне продал как изготовленную с соблюдением всех технологий оригинала, развалилась у меня в руках, а "кожа ската", которой якобы была обтянута рукоять, после снятия обмотки оказалась состоящий из нескольких небольших кусочков, приляпанных к рукоятке на двусторонний скотч... Впрочем, к Собору это отношения не имеет).

А вот второй персонаж, зашедший в комментарии под ником TheDobrovolets, это как раз он - Валеев, стукач и власовский прихвостень. Как говорил Ермолаев про людей, которые нарушили пятый воинский закон: "Лучше бы ему было вообще не родиться на свет".Впрочем, всё то же самое ещё в большей степени относится к самому Ермолаеву.

Однако, давайте вернемся к теме.

Как я уже говорил ранее, основатели соборизма немного разбираются в боксе, хорошо знают каратэ стиля сито-рю, но при этом фантастически безграмотны во всём, что касается именно воинского искусства. А воинское искусство это всегда работа оружием. Какие бы фантазии не появлялись в головах Учителей соборизма, но воин без оружия на войну не ходит.Более того, воин вообще НИКУДА БЕЗ ОРУЖИЯ НЕ ХОДИТ.

Из века в век (с развитием доспеха) воин надевал на себя всё больше и больше железа, что в итоге превратило его вот в такую "консервную банку":

,

вскрыть которую можно было только специально для этого предназначенным инструментом.На фото представлен вариант т.н. Максимилиановского доспеха - вершина защитного снаряжения доогнестрельной эпохи.

От Готического доспеха его можно отличить по большому количеству ребер жесткости.Классический готический доспех выглядит так:

Его отличительной особенностью является, как правило, только одно ребро жесткости (и острые углы деталей).

Обратите внимание на предметы в руках рыцарей: в обоих случаях они вооружены эстоком.Очень характерное, легкоузнаваемое и распространенное оружие, специально предназначенное для протыкания доспеха.Спутать его с чем-то другим невозможно.

В Германии эсток (фр. Estoc) называли Панцербрехер (нем. Panzerbrecher — «пробиватель доспеха»).

До нас дошло очень большое количество самых разных "пробивателей доспехов",

и двуручные:

,

и одноручные:

,

и даже парадные.Вот, например, двуручный меч и эсток императора Священной Римской империи Максимилиана I (22 марта 1459 г. — 12 января 1519 г.):

Фактически, эсток - это длинный тонкий лом, предназначенный для пробивания доспехов, но понятие "доспех" очень широкое. Шансов пробить полный латный доспех у эстока не много (пули-то не всегда брали!). Поэтому их использовали либо против людей, одетых во что попроще, либо как эрзац-копьё, добавляя к весу самого оружия вес боевого коня.Желающие узнать про эстоки подробнее - добро пожаловать в интернет, там море информации по теме.А я продолжу.

Как нетрудно догадаться, ходить в полном латном доспехе постоянно было не удобно.Повседневный средневековый костюм выглядел примерно так:

Времена были беспокойные, поэтому ходить безоружным разумному человеку в средние века было неуютно.Однако в мирное время оружие поля боя - избыточно. Ну, не носить же с собой постоянно эсток или полэкс, в самом деле!Поэтому специально для мирной жизни появилось облегчённое оружие, которое, не мудрствуя лукаво, так и назвали: espadas roperas — буквально, «меч для одежды», то есть, носимый с гражданским платьем, а не с доспехом.

В итальянском языке  espadаs roperas сократилось до слова spada, т.е. "шпага".Во французском языке espadаs roperas сократилось до слова rapière, в немецком - до слова rapier, т.е. "рапира".

Иными словами, шпага и рапира исторически суть одно и то же, никаких отличий, кроме происхождения названия, между ними нет.Различия между шпагой и рапирой на данный момент существуют только в спортивном фехтовании, где у рапиры четыре грани, а у шпаги - три.Это наследие двух параллельных школ фехтования - французской и итальянской.

Спортивная рапира произошла от итальянского тренировочного оружия fioretto.

Итальянская fioretto.

Клинки спортивной рапиры.

Спортивная шпага произошла от французской трехгранной шпаги (кликабельно).

Боевая трёхгранная шпага.

Клинок боевой шпаги.

Клинки спортивной шпаги.

Важно!

Обратите внимание, что ни у спортивной шпаги, ни у спортивной рапиры в данном случае нет лезвия.То есть, наличие лезвия не является классифицирующим признаком, позволяющим отличить шпагу от рапиры.

Вот, например, как выглядит рапира, изготовленная Петером Вирсбергом (Peter Wirsberg, Золинген, Германия, около 1600-1620 годов).

А вот рапира Императора Священной Римской империи Максимилиана II (31 июля 1527 г. — 12 октября 1576 г.).

Чем рапира (шпага) отличается от эстока?

При внешней конструктивной схожести перепутать эти два вида оружия невозможно.

Давайте поставим рапиру и эсток вместе и посмотрим на них:

Эсток длинный и тяжелый, фехтовать им неудобно.Работа эстоком выглядит так - либо, взяв его двумя руками, ткнуть в ближнего своего, либо, уперев в пузо, наехать на ближнего лошадью.

А теперь давайте вернёмся  к Косте и Жене и посмотрим, что за предметы у них в руках:

Качество записи плохое, темно, ничего не видно, что, правда, не помешало нашему зоркому соколу Роме Новоторцеву даже профиль сечения клинка разглядеть. =)Но мы не будем тренировать зрение, а пойдём другим путём, и посмотрим на это чудо-юдо поближе.

Как видно, у них в руках нечто "в полтора метра длинной и в палец толщиной" и рукояткой на три хвата - почти классический эсток, только они на него чашку примастырили.Кстати, обратите внимание: ребята продолжают "фехтовать" без защитного снаряжения.И заодно обратите внимание на то, насколько неудобно работать такой длинной и бестолковой железякой.

Почему же собористы называют эсток рапирой?Ответ прост, и я его ранее уже озвучил - нет и не было никогда никакого "русского воинского искусства Собор".Люди, изображающие наставников, ничего не понимают в оружии и не знают даже базовых определений воинского искусства.

Попробуйте сами представить, что мог подумать впервые увидевший эсток человек существо с манией величия, которое напялило на себя чёрный пояс и назвалось Учителем, но не понимающее даже, чем позиция отличается от стойки?

Только одно - это рапира.

А почему такая большая?Так, значит, это "боевая рапира", а остальные рапиры - не боевые.

Ну, не пойдёт же, в самом деле, ажнак цельный Учитель Академии русского воинского искусства Собор в библиотеку читать какие-то справочники по оружию. Ему же лучше знать, как оно было, он, может, в прошлой жизни третьим справа от Димитрия Московского в Куликовской битве стоял, а тут какие-то условности непонятные.

В первый раз про мифические "боевые рапиры" мне поведал Степанов (красный пояс).С видом человека, общавшегося с Богом и познавшего истину, он принялся рассказывать о том, как историки врут. Что, оказывается, настоящие "боевые рапиры двуручные, полтора метра длинной, в палец толщиной и ими можно поставить защиту от меча".Примерно то же самое примерно с таким же видом в разное время мне впоследствии рассказывали все остальные граждане, изображающие наставников.

В данном случае Рома Новоторцев (Gvayrin) просто бездумно транслирует то, что ему много лет лили в уши граждане типа Валеева.Прекрасно Рому понимаю, сам был таким же маленьким и глупым, и тоже верил проходимцам.

Вся разница между мной и Ромой только в том, что я думал своей головой, а он, вместо того, чтобы самому разобраться в теме, сразу побежал жаловаться своему типо наставнику Валееву.

А Валеев, в отличии от Ромы Новоторцева, смотреть без разрешения в мою сторону права не имеет, не то что со мной общаться.Я терпел и не пресекал это нарушение мирового порядка только ради того, чтобы этот гражданин натрепал побольше, дабы дурь видна была.И моё терпение было вознаграждено:

Вот та самая 51-я страница книги Джералда Уиланда "Мечи, шпаги и сабли":

Подпись под фотографией того предмета, который Рома Новоторцев и власовский прихвостень Велеев называют "длинной рапирой с клинком без рукояти", гласит:"По диагонали:Двуручная рапира.Германия, начало XVI века. Легкоеоружие с клинкомдлиной 104 см".

Найти по этому описанию в сети фото, использованное Джералдом Уиландом в своей книге, не составило большого труда, вот оно (при просмотре, возможно, потребуется регистрация):

Для не владеющих языком вероятного противника перевожу подпись под фотографией:"Германский ЭСТОК, первая половина XVI века, с довольно необычной двуручной рукоятью."

Итак, "длинная рапира" оказалась Эстоком.А знаете, почему?

Задумайтесь на секунду над очень простым вопросом:

а зачем рапире без лезвия такая длинная ручка?

Можно понять наличие длинной рукояти на рапире при наличии хоть какого-то лезвия, для усиления рубящих свойств.Но в тех случаях, когда лезвия нет в принципе, для чего делать двуручный хват?Чего вы двумя руками пробивать-то собираетесь?Что должно быть надето на человеке, если для прокола одной руки не достаточно?Или вы "мечом для одежды" собрались латный доспех крошить?Но если оно так, то это уже не рапира.

* * *

Увы, но чуда, на которое мы все надеялись, опять не случилось.Наставники Собора в очередной раз показали своё полное невежество.Так всегда было и так всегда будет.

А на сегодня - всё, до новых встреч.

prosobor.livejournal.com

Шпага - это... Что такое Шпага?

  • Шпага — — колющее оружие, преобразовавшееся из европейского меча. Само слово «шпага» произошло от итальянского spade. В XVI веке немецкие пехотинцы стали употреблять тонкие мечи, появились клинки с трехгранным сечением, дужки стали… …   Военная энциклопедия

  • ШПАГА — (греч. spathe меч). Холодное легкое оружие, состоящее из узкого, обоюдоострого клинка и эфеса, носимое теперь преимущественно гражданскими чиновниками. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ШПАГА длинное… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • шпага — продать шпагу... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. шпага эспадрилья, эсток, шпажонка, клинок Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • ШПАГА — (итальянское spada), 1) колющее, реже колюще рубящее холодное оружие, прямой (до 1 м и более) плоский или треугольный клинок с рукоятью. Распространилась в 16 в., была основным оружием дворян. 2) шпага спортивная стальной, гибкий клинок 3… …   Современная энциклопедия

  • ШПАГА — (от итал. spada) ..1) колющее, реже колюще рубящее холодное оружие, прямой (до 1м и более) плоский или треугольный клинок с рукоятью. Распространилась в 16 в., была отличительным оружием дворян, состояла на вооружении до 19 в2)] шпага спортивная …   Большой Энциклопедический словарь

  • ШПАГА — жен., итал.? шпажка, женка, жища. холодное ручное оружие: прямая и остроконечная стальная полоса, осаженная в рукоять с тарелкою и дужкой, Без шпаги что без шапки. Без шпаги, что без жены (также наоборот). Шпажные ножны. Шпажная трава, растение… …   Толковый словарь Даля

  • Шпага — холодное оружие; состоит из длинного, узкого лезвия и рукоятис гардою. Особенное развитие Ш. получила в ХI ст. и вскоре сталаотличительным оружием дворянского сословия. Сначала Ш. была чисто боевыморужием; кавалеристы имели ее тяжелую и длинную… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Шпага — (итальянское spada), 1) колющее, реже колюще рубящее холодное оружие, прямой (до 1 м и более) плоский или треугольный клинок с рукоятью. Распространилась в 16 в., была основным оружием дворян. 2) шпага спортивная стальной, гибкий клинок 3… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ШПАГА — ШПАГА, шпаги, жен. (от итал. spada). Колющее оружие с прямым узким клинком. «С гитарой и шпагой я здесь под окном.» Пушкин. «Я невольно стиснул рукоять моей шпаги.» Пушкин. ❖ Продать шпагу кому чему (книжн. устар.) перен. изменив, перейти на чью… …   Толковый словарь Ушакова

  • ШПАГА — ШПАГА, и, жен. Колющее оружие с прямым длинным клинком. Спортивная ш. (в фехтовании: спортивный снаряд). Скрестить шпаги (сразиться на дуэли; также перен.: вступить в открытый спор, борьбу; книжн.). | прил. шпажный, ая, ое. Толковый словарь… …   Толковый словарь Ожегова

  • medieval_weapons.academic.ru