Жуткий памятник Калашникову стал последней каплей терпения арт-сообщества. Как выглядит памятник калашникову


Изгадили памятник Калашникову: alexandrafl

[Spoiler (click to open)]

Лишнюю деталь в композиции памятника советскому оружейнику обнаружили военные историки.

На скульптуре, посвящённой легендарному советскому оружейнику Михаилу Калашникову, которая была открыта 19 сентября в Москве, военные историки обнаружили схему немецкого автомата MKb.42(W).

Изготовлением скульптуры занималась творческая мастерская Салавата Щербакова по заказу Российского военно-исторического общества, подконтрольного министру культуры РФ Владимиру Мединскому. В самом низу монумента, посвящённого автору самого узнаваемого стрелкового оружия, внимательные историки разглядели чертёж-схему немецкого автомата, разработкой которого в 1942 году занималась компания Walther.

Споры относительно заимствования конструкции М.Т. Калашниковым немецких винтовок не утихают среди экспертов на протяжении десятилетий. Однако при ближайшем рассмотрении конструкций становится понятно, что автомат Калашникова не имеет никакого отношения к немецким разработкам. Гораздо ближе по инженерному решению к винтовкам из Германии находится другая известная на весь мир винтовка — американская М-16.

https://life.ru/t/армия/1045615/na_pamiatnikie_mikhailu_kalashnikovu_v_moskvie_obnaruzhili_chiertiozh_niemietskoi_vintovki

И Славянке тоже!

С памятника "Прощание славянки", который глава РЖД Владимир Якунин и министр культуры Владимир Мединский торжественно – на глазах у десятков ветеранов — установили у Белорусского вокзала в Москве накануне Дня Победы, спилили оружие.

Это произошло после того, как ветераны обратили внимание: вместо винтовки Мосина на гербе оказалось изображение немецкого карабина Mauser 98k. В пресс-службе Минкультуры заявили: "У памятника есть авторы, вопросы — к ним и Российскому военно-историческому обществу. Официального комментария министерства пока нет".

Как рассказали РБК в Российском военно-историческом обществе, копии стрелкового оружия, изображенные в композиции памятника и вызвавшие сомнения общественности, были изъяты до выяснения обстоятельств.

По сообщению ряда СМИ, автор памятника — Салават Щербаков, также пока не смог объяснить, почему на скульптуре, посвященной героям Великой Отечественной войны, оказалось изображено немецкое оружие.

Всего в конкурсе на создание этого монумента участвовало десять проектов. В итоге победила работа группы молодых авторов под руководством известного скульптора Салавата Щербакова.

Памятник "Прощание славянки" изображает влюблённых, которые прощаются перед отъездом солдата на фронт. По обеим сторонам от пары установлены щиты — гербы, на которых и было изображено "не то" оружие.

Мемориал, посвящённый не только знаменитому маршу, но и всем русским женщинам, когда-либо провожавшим своих мужчин в армию и на войну, установили по инициативе РЖД.http://www.vesti.ru/doc.html?id=1576912

Что они творят?

alexandrafl.livejournal.com

В Москве установили памятник Михаилу Калашникову - Это интересно - Шняги.Нет

В центре Москвы открыли памятник Михаилу Калашникову. Монумент расположен на пересечении Садово-Каретной и Долгоруковской улиц, передает НТВ.

Высота фигуры — около восьми метров. В руках у конструктора его главное изобретение — автомат АК-47. Автором памятника стал Салават Щербаков. Его самая крупная и известная работа — монумент Владимиру Великому, установленный у стен Кремля.

1В Москве установили памятник Михаилу Калашникову памятник, Калашникову, Москва, установили, Михаилу По информации РИА Новости, изначально планировалось открыть этот памятник в январе, однако из-за погодных условий дату перенесли на 8 мая, а затем — на День оружейника, который отмечается в России 19 сентября. Памятник хотели установить в Оружейном переулке, но позже отказались от этого места и решили установить на пересечении Садово-Каретной и Долгоруковской улиц. По словам Щербакова, на этом месте монумент более заметен.

Агентство отмечает, что инициатором установки памятника выступило Российское военно-историческое общество. Председатель общества, министр культуры Владимир Мединский представил проект памятника президенту Владимиру Путину еще в прошлом году – во время посещения концерна «Калашников» в Ижевске.

Михаил Калашников умер в 2013-м на 95-м году жизни в Ижевске. Легендарный оружейник был похоронен на Федеральном военном мемориальном кладбище.

2В Москве установили памятник Михаилу Калашникову памятник, Калашникову, Москва, установили, Михаилу

Загрузка...

3В Москве установили памятник Михаилу Калашникову памятник, Калашникову, Москва, установили, Михаилу

shnyagi.net

Жуткий памятник Калашникову стал последней каплей терпения арт-сообщества

Конструктор с автоматом поднял на бой всех недобитых скульпторов

20.09.2017 в 19:52, просмотров: 116198

Появление памятника Калашникову с автоматом в руках в Москве вызвало нешуточную рубку мнений. Даже более сильную, чем установка у Кремля селфеносного Владимира. Хотя изделие все из той же затейливой шкатулочки (инициатор — Российское военно-историческое общество под патронажем Мединского, автор — Салават Щербаков, которого мгновенно окрестили «новым придворным скульптором», отбивающим имперский заказ на злобу дня).

Жуткий памятник Калашникову стал последней каплей терпения арт-сообщества

Фото: MSKAGENCY

Большинству — как и в случае с Владимиром — до фонаря, но профессионалы, люди цеха — художники, архитекторы, скульпторы — высказали свое громкое «фэ». Потому что это уже край. С Владимиром все как-то более-менее проглотили. Но Калашников, словно вылезший из 3D-принтера и со спины напоминающий бандюгана из 90-х, встал поперек горла.

У нас есть тайное подозрение, что Мединский, будучи человеком неглупым и, в общем, прогрессивным, решил возродить совершенно убитый в нашей стране жанр скульптуры, действуя от обратного. Насаждая в Москве максимально беспросветный трэш, чтобы сообщество, глядя на таких калашниковых, наконец вздрогнуло, встрепенулось и воскликнуло — доколе? Что ж, может, это тоже метод. Почему нет? Вкуса к скульптуре у нас и так нет. Тут хуже не сделаешь, потому что скульптура — это вершина айсберга. Сначала надо привить вкус к классическому искусству, затем к современному, и только потом идет поэтический язык скульптуры, требующий от зрителя серьезного визуального опыта. Но процесс пошел: хотя бы художники и архитекторы забили тревогу. Положительный момент.

С сожалением приходится констатировать, что скульптура в нашей стране уже много десятилетий является синонимом памятника, а если совсем точнее — кладбищенского изваяния. Это боль и крест многих классных скульпторов, начиная с того же Эрнста Неизвестного. Как советские архитекторы после хрущевского постановления «об излишествах» могли свободно выразиться только в строительстве наших посольств за рубежом (а внутри страны вынуждены были примерять шапочку прораба), так и для скульпторов идейное поле было сужено по самое не могу. Либо бесконечный бетонно-гипсово-бронзовый солдат, либо — Новодевичье или Ваганьковское кладбища. Это привело к деградации профессии, утрате идей, смыслов и в конечном счете тонкого языка пластического искусства.

Подобные калашниковы никаким реализмом и близко не являются. А они-то пытаются это преподнести именно как продолжение традиций русской реалистической школы. Реализм — не фотографическая копия. Это осмысление образа, это боль, это полет, это идея и интрига, это ощущение образа в пространстве — какое тут осмысление? Скульптор, творящий некогда живого (не вымышленного) человека, всегда рискует, наделяя его СВОИМИ чертами. Здесь заведомо любой риск снят: возьми что фотку Калашникова в Интернете, что этот памятник с курточкой на молнии, пуговками, скулами, напряженностью во взгляде — один в один, но эта детальная «узнаваемость» противоречит канонам высокого искусства.

Парадокс в том, что подобные памятники-скороспелки являются прямым следствием современных интернет-технологий, пользователи соцсетей так и видят экран: кликнул-лайкнул, отфотошопил. Но. Эти творения никак не осмысляют новые технологические и научные реалии, пользуются ими, но не подчиняют их себе.

Про избыточное обрамление вокруг постамента в виде Георгия Победоносца в стиле «чтоб красивше было» и говорить не приходится. Это предсказуемый «приятный» довесок: не влезет в селфи Калашников из-за 9-метровой высоты, так пусть хоть Георгий влезет. Измельчал имперский заказ. Какой поэтики некогда добивался Вучетич, и вот докатились до массовых и незатейливых фотокопий человека с автоматом в центре Москвы.

■ ■ ■

Юрий Аввакумов, архитектор: «Я давно воображаю себе такую сцену, немую, как все фигуративные памятники Москвы вдруг съеживаются до человеческого размера и замирают в своих монументальных формах где-нибудь в центре города, хоть на Красной площади, хоть в парке «Зарядье», кто с серпом и молотом, кто с крестом или автоматом, кто в кресле, кто на табуретке, кто на гитаре собирается сыграть, а кто запеть, кто на лошади, а кто под лошадью, молчащих, кричащих, зовущих, бегущих, стоящих... главное, сохранить их городскую диспозицию — от Калашникова два шага до жертв ГУЛАГа, а от Владимира рукой подать до Маркса... и вот воображаю я и думаю, что же это за дурдом у нас в Москве собрался».

Марат Гельман: «В целом люди поделились на тех, кто считает: а) не нужен памятник Калашникову, он создал орудие смерти, хоть и популярное; б) нужен, но этот памятник плохой, похож на пластмассового солдатика из набора в «Детском мире» или на кладбищенский памятник братку из 90-х; в) установка памятников — дурная традиция, превращающая город в кладбище, утыканное бронзовыми фигурами.

Я же удивляюсь, почему все-таки близко к нашей власти всегда оказываются такие пошлые и бесталанные фигуры? Что это за принцип отбора такой? И думаю, что ответ в том, что Щербаков обычный исполнитель, а не художник. Он сделал то, что сама власть захотела. Я помню, что Церетели рассказывал, как Лужков объяснял ему, какой должен быть медведь на Манежной площади. И таким он его и сваял. Так что автор этого унылого памятника — Мединский. А Щербаков привычно чужое подписал своим именем».

Михаил Хазанов, архитектор: «Мне не нравится. Это мое личное мнение. Мне не нравится ни качество памятника, ни идея его постановки. Я пацифист. В Ижевске это фигура знаковая. А Москва — это Москва. И, увы, с качеством скульптуры у нас вообще большие проблемы. И с количеством тоже. Кому-то нравится, кому-то нет — это вещи вкусовые. Но с точки зрения пространственной, пластики и всего остального — это, прямо скажем, не шедевр. Равно как и многие предыдущие вещи, появившиеся в Москве. Мне не нравится слово «рынок», но у нас нет никакой конкуренции. У нас есть прекрасные скульпторы, их много. Но почему побеждает эта стилевая ниша — я не понимаю. Точнее, понимаю, но не разделяю этого. Должны быть конкурсы на скульптуру, на место установки. Вся проблема в отсутствии конкурентной борьбы. Нет конкуренции — нет качества».

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram

www.mk.ru

Андрей Макаревич назвал памятник Калашникову «бездарным» и «уродливым»

Сегодня в столице, наконец, установили памятник Михаилу Калашникову. Человек, который изобрёл легендарный, увековеченный и в российских и западных фильмах и песнях "калаш", ушёл из жизни 4 года назад. Монумент открыли только сейчас в сквере, на пересечении улиц Садовая-Каретная и Долгоруковская. Все было торжественно - министр Мединский назвал автомат Калашникова "культурным брендом", а самого Михаила Тимофеевича - "Кулибиным 20-го века".

Автором монумента стал народный художник России Салават Щербаков. Он сообщил, что пытался отобразить в восьмиметровой скульптуре с автоматом АК-47 вечную борьбу добра и зла. За добро отвечала фигура Архангела Михаила. Так же на барельефе изображены различные чертежи изобретений Калашникова, инструменты, а так же цитата оружейника: - "Я создавал Орудие для защиты своего Отечества".

Автором памятника является скульптор Щербаков, автор статуи Князя Владимира на Боровицкой площади. Фото: Евгения ГУСЕВА

Автором памятника является скульптор Щербаков, автор статуи Князя Владимира на Боровицкой площади.Фото: Евгения ГУСЕВА

Памятник легендарному оружейнику Михаилу Калашникову был открыт в Москве во вторник 19 сентября. Фото: Евгения ГУСЕВА

Памятник легендарному оружейнику Михаилу Калашникову был открыт в Москве во вторник 19 сентября.Фото: Евгения ГУСЕВА

Пока шли торжества, фотографии открытия попали в Сеть. Их-то и увидел Андрей Макаревич. Он в своё время закончил Московский Архитектурный Институт, поэтому, видимо, не смог промолчать. И высказался от души:

"Ну хорошо. Памятник Калашникову. Пусть нам будет чем гордиться. Если подсчитать, сколько людей на планете убиты из его оружия, получатся миллионы. (Хотя вот что интересно - войну с фашистами АКМ не застал, появился после. Так где он защищал рубежи нашей Родины? В Афганистане? В Грузии? В Украине? В Африке?)

Еще до своего появления напересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц, памятник стал предметом споров. Фото: Евгения ГУСЕВА

Еще до своего появления напересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц, памятник стал предметом споров.Фото: Евгения ГУСЕВА

Ладно. Пусть Калашникову. НО ПОЧЕМУ ТАКАЯ БЕЗДАРНАЯ, УРОДЛИВАЯ СКУЛЬПТУРА? Даже в советские времена этот истукан не прошел бы худсовет. Ну что же мы так уродуем свой город, позоримся перед всем миром?".

Напомним, что скульптор Салават Щербаков стал автором монумента князя Владимира и памятника патриарху Гермогену в Александровском саду. И каждый раз его работы вызывают определённое волнение в творческих кругах.

Поделиться видео </>

Памятник Михаилу Калашникову открылся в центре Москвы.«Культурным брендом» России‍ назвал автомат Калашникова министр Владимир Мединский во время открытия памятника легендарному конструктору стрелкового оружияЕвгения ГУСЕВА

РЕАКЦИЯ

Автор памятника Михаилу Калашникову отреагировал на критику Макаревича

Щербаков рекомендовал «не лезть в чужую профессию» (подробности)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В центре Москвы открыли памятник Михаилу Калашникову

Во вторник 19 сентября в центре Москвы открыли памятник легендарному оружейнику Михаилу Калашникову.

Монумент, автором которой является народный художник России Салават Щербаков, находится на пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц (подробности)

www.spb.kp.ru

Памятник Калашникову стал «яблоком раздора» - Новости Петербурга

Монумент Михаилу Калашникову открыли в День оружейника в Оружейном переулке, по инициативе двух известных россиян - главы оружейной корпорации «Ростех» Сергея Чемезова и министра культуры Владимира Мединского. Для местных жителей он стал неожиданностью, и у них, как и у гостей города, тут же возникла масса вопросов.

На новую достопримечательность столицы памятник явно не тянет. В описании проекта, сделанном скульптором Щербаковым, говорится, что «Михаил Калашников был человеком скромным, поэтому постамент будет небольшим - два метра. Основа композиции - пятиметровая фигура, держащая в руках автомат. Позади - силуэт земного шара, ведь его изобретение популярно во всем мире. Рядом - Святой Георгий на коне поражает копьем дракона, как некие «силы зла». Копье - это символ автомата Калашникова, задуманного как «оружие добра».

У многих возникли сомнения - может ли автомат вообще служить «оружием добра»? И насколько добрые намерения у тех самых повстанцев, благодаря дешевизне и надежности АК-47 палящих из него во многих странах мира?

Известный музыкант, лидер группы «Машина времени», москвич Андрей Макаревич разместил в соцсетях такой пост: «Ну, хорошо, памятник Калашникову. Пусть нам будет, чем гордиться. Если подсчитать, сколько людей на планете убиты из его оружия, то получатся миллионы. Но почему такая бездарная, уродливая скульптура? Даже в советские времена этот истукан не прошел бы худсовет. Ну почему же мы так уродуем свой город, позоримся перед всем миром?»

Автор памятника Салават Щербаков оскорбился до глубины души и сообщил в ответ, что никакой танцор или певец не будет слушать мнение скульптора о том, как он станцевал или спел. «Это профессия, и не надо в нее лезть! Даже мы, профессионалы, ведем себя скромно и не абсолютизируем все как истину в последней инстанции. Может, у него другие вкусы. Многим памятник нравится», - сообщил он в интервью RT.

Российские блогеры вступились за памятник, припомнив Макаревичу его позицию по Донбассу и Украине. «Пройдет совсем немного лет, и о Макаревиче вспомнят разве что его внуки, а Калашников вошел в историю навсегда, как вошли в нее другие мастера-оружейники», - написал пользователь Владимир Прохожий. «Даже в советские времена этот истукан Макаревич не прошел бы худсовет. Ну что же мы так уродуем свой город, позоримся перед всем миром? (почти цитата)» - отреагировал пользователь под ником Soviet Union. «…мне тоже не нравится этот памятник! Он - грубый и агрессивный! Это памятник средству убийства, а не талантливому конструктору! Жаль, что скульптор решил слепить попсовую халтуру, не захотел заглянуть глубже, отметить незаурядную личность Калашникова!» - считает Ле Нин.

«Я не скульптор - так же, как и Макаревич, поэтому о художественных достоинствах судить не могу. Но как зрителю мне памятник нравится - почти портретное изображение скромного рабочего человека со своим изобретением…» - написала пользователь Ирина Аверина. «А по-моему, памятники и делают для нас, для зрителей, а не для скульпторов. Для скульпторов один Церетели ваяет», - резюмирует блогер Виктор Власов.

У москвичей масса претензий к расположению и художественным достоинствам памятника. Монумент возник в лучших российских традициях - по велению сверху, безо всяких общественных слушаний. Тем не менее москвичам и приезжим придется просто к нему привыкнуть

Общее настроение по поводу нового монумента выразил житель столичного микрорайона, где и расположен памятник. Он написал в мэрию столицы: «Я - не искусствовед и не буду рассуждать о художественных достоинствах монумента. И я - не историк вооружений, так что не буду рассуждать о том, заслуживает ли Калашников памятника. Но мне не хотелось бы видеть этот памятник здесь, сейчас и в таком виде. Михаил Тимофеевич никак не был связан ни с этими местами, ни с Москвой вообще. В России хватает мест, исторически связанных со славой русского оружия, там этот памятник был бы куда уместнее. Я против него сейчас и в таком виде - потому что этот монумент читается как символ имперских комплексов, советских и постсоветских».

У недовольной общественности есть еще как минимум пару претензий к памятнику великому конструктору. Первая из них - почему Михаил Тимофеевич бережно, как величайшую ценность, держит в руках свое детище - автомат его имени? По сути, указывают некоторые, у Салавата Щербакова вышел монумент не конструктору оружия, а знаменитому автомату - получается, конструктор получил роль некого элемента декора, а АК-47 стал логическим центром композиции. При этом общий художественный образ выходит откровенно милитаристским.

Противники монумента указывают: с таким же успехом в Петербурге, на площади Андрея Сахарова, можно поставить памятник великому ученому и диссиденту, трепетно сжимающему в объятиях свое главное детище - водородную бомбу. Не говоря уже о том, насколько прилично во втором десятилетии XXI века увековечивать оружие массового уничтожения.

Другая претензия - некая вторичность, ведь в разных точках мира уже есть как минимум три памятника АК-47. Один - на Камчатке, другой - в Египте, а третий - в Северной Корее. Кроме того, знаменитый автомат изображен на гербах таких стран, как Зимбабве, Мозамбик и Восточный Тимор. Таким образом, увековечив образ АК-47 (пусть и с конструктором на заднем плане), авторы монумента «встраивают» Россию в один ряд с КНДР и Зимбабве. Что само по себе вызывает недоумение.

Как метко заметил один из коллег, «боюсь, что новый Калашников окажется столь же долговечным, как изобретенный им автомат».

ok-inform.ru

Защищая Россию от многоликого дракона: памятник Калашникову открылся в Москве. ФАН-ТВ

Памятник Михаилу Калашникову – легендарному советскому конструктору, доктору технических наук, генерал-лейтенанту, создателю самого известного и самого популярного в мире стрелкового оружия – открылся в Москве на пересечении Садово-Каретной и Долгоруковской улиц. По задумке скульптора Салавата Щербакова, монумент стал воплощением темы, актуальной во все времена: защита мира. Именно поэтому скульптурная композиция в новом московском сквере рядом с Оружейным переулком выглядит как целый сплав символов, объединенных общей идеей. Спереди памятник представляет собой фигуру самого конструктора, который держит в руках свое бессмертное творение – АК-47. А позади можно увидеть тёзку Калашникова – архангела Михаила, сражающегося с драконом. Именно с такой мыслью – защищать рубежи своей Родины от этого многоликого дракона – Калашников и создавал свой непревзойденный автомат. Смотрите видеосюжет ФАН-ТВ.

На церемонии открытия монумента присутствовал министр культуры РФ Владимир Мединский. «Михаил Калашников – это в какой-то степени Кулибин ХХ века, – сказал он. – Это воплощение самых лучших черт русского человека. Необычайная природная одаренность, простота, честность, организационный талант – это всё то, что позволило создать целую линейку оружия по защите Отечества, в которой, конечно, автомат Калашникова – настоящий, можно сказать, культурный бренд России».

Покровы сорваны, и вот перед зрителями предстает он – Михаил Калашников, создатель самого известного в мире оружия. 

«Автомат Калашникова останется в истории как символ надежности, – подчеркнул генеральный директор корпорации «Ростех», председатель общественной организации «Союз машиностроителей России», генерал-полковник Сергей Чемезов. – Именно поэтому он стал сегодня самым массовым стрелковым оружием. Концерн имени Калашникова стал самым современным машиностроительным предприятием не только в России, но и в мире, производя огромную палитру различной продукции, от стрелкового оружия до ракет, катеров, беспилотников. Также восстановили известную марку мотоциклов «Иж-Планета». 

Смотрите также: Концерн «Калашников» перешел от винтовок к катерам и мотоциклам: новинки форума «АРМИЯ». ФАН-ТВ

На открытии памятника присутствовала дочь великого конструктора Елена Калашникова. Выступая перед собравшимися, она напомнила о том, что сегодняшняя праздничная церемония приурочена к профессиональному празднику всех тех, чья деятельность связана с созданием ору жия. «Оружейники нашей страны отмечают свой профессиональный праздник. День оружейника был учрежден более пяти лет назад при непосредственном участии президента Союза оружейников Михаила Тимофеевича Калашникова. И вот сегодня, в День оружейника и в День Архистратига Михаила, предводителя воинства небесных сил, открывается памятник конструктору, посвятившему всю свою жизнь созданию оружия для защиты своего Отечества. Михаил Тимофеевич беззаветно любил свою Родину и был счастлив служить ей».

Все видеосюжеты ФАН-ТВ смотрите здесь.

riafan.ru

Памятник Калашникову, или «фанаты Третьего рейха» из РВИО

Конец сентября для москвичей ознаменовался появлением в столице очередного монумента — памятника выдающемуся оружейнику Михаилу Тимофеевичу Калашникову, создателю самого известного в мире автомата. Автор памятника — скульптор Салават Щербаков, заказчик — возглавляемое министром культуры РФ Владимиром Мединским Российское военно-историческое общество (РВИО). Еще когда памятник только готовился к открытию, жители столицы подозревали, что с монументом будет что-то не так. И не ошиблись.

Первое, что бросилось в голову при открытии памятника Калашникову — нарушение пропорций. Кажется, что бронзовый оружейник вот-вот упадет с тесного пьедестала, куда скульптор втиснул Калашникова. Скульптурный оружейник похож не на героя страны, а на «братка» из лихих девяностых. Сходство с бандитом усугубляет короткая куртка типа «бомбер» и характерная посадка головы. Когда находишься возле памятника, кажется, что памятник сейчас начнет садить очередями и одиночными по Садово-Каретной улице.

Фото: ria.ru

К тому, почему в скульптурный облик Михаила Калашникова вкрался бандит из «святых годов», мы еще вернемся. Куда больший скандал вызвал даже не сам памятник, а барельеф на тыльной части узкого, как стоячий карцер, постамента. Барельеф — образчик любимого постсоветской интеллигенцией блюда под названием «каша в голове». Ангел — всадник, поражающий копьем дракона, выглядит как Георгий Победоносец, только с крыльями. Непосвященный человек так и подумает, озадачившись чудом скульптурной иконографии: откуда у древнехристианского святого, обычного человека, выросли вдруг крылья. Но, как говорил Михаил Тимофеевич Калашников, «сапог тоже похож на лапоть». Согласно официальному описанию, крылатый Георгий — вовсе не Георгий, а архангел Михаил.

Изваянное Щербаковым «чудо Михайлово о змие» — полный бред с точки зрения христианской агиографии и образчик художественной безвкусицы. Но и на это можно было закрыть глаза. Настоящим шоком для москвичей и всех россиян стал другой элемент барельефа. А именно — изваянная в бронзе точная схема Sturmgewehr (Stg) 44. Считается, что этот немецкий автомат (точнее, штурмовая винтовка) был изобретен в 1944 году Хуго Шмайсером — оружейником еще Первой мировой войны, чьим именем по ошибке именуют автомат MP-40. На самом деле, над Stg44 с 1942 по 1944 годы работали группы оружейников из вермахта и ваффен-СС. Испытания прототипов будушего штурмгевера проходили как в цехах, так и в боевых условиях. В сентябре 1943 года опытные образцы попали на Восточный фронт в дивизию СС «Викинг» — ту самую, откуда демобилизовался по тяжелому ранению военный врач по имени Йозеф Менгеле.

Как «доктор Смерть» из Аушвица, так и автомат MP-40, «штурмгевер» работы Шмайсера — зловещий символ нацистской военщины, продолжающий нести смерть до сих пор. Пережившие войну «штурмгеверы» стреляют на Ближнем Востоке, на Северном Кавказе и на Донбассе. Есть информация, что к ваххабитскому и неоязыческому (пробандеровскому) бандподполью Северного Кавказа «штурмгеверы» попадают через Украину. Ветеран Великой Отечественной войны Михаил Калашников ненавидел нацизм во всех его проявлениях. Прикреплять на скульптуру великого советского оружейника схему сборки любимого эсэсовцами автомата — это либо преступная некомпетентность, либо идеологическая диверсия. А с точки зрения исторической памяти — надругательство над именем великого оружейника.

В случае с памятником Калашникову Салават Щербаков, РВИО и Владимир Мединский сели в лужу. Как и в случае со скандальным барельефом в честь Карла Маннергейма, который в итоге пришлось демонтировать, фигуранты от культуры выстроили линию защиты. Наученный прошлогодним горьким опытом Мединский предпочитает избегать «мразей конченных» и прочих своих словарных шедевров, которыми Владимир Ростиславович награждает идеологических оппонентов. Мединский в интервью «РБК» сказал, что «штурмгевер» на постаменте появился, потому что авторов памятника, видите ли… подвел интернет. «Видимо, вдохновившись идеей, загоревшись, Салават Александрович (Щербаков — EADaily) решил еще и схему туда поместить, может, кто-то из подмастерьев подвел его», — заявил Мединский. Уже в этой формулировке видно, что министр культуры с трудом подбирает аргументы для оправдания. Следующие слова министра — случай, когда Владимиру Ростиславовичу стоило вообще молчать: «Сложно предположить, что народный художник России разбирается в чертежах отдельных деталей».

Плохо, что народный художник Щербаков сам не знает, что лепит на государственные деньги. Но ему должны были помочь эксперты из РВИО. Позиция РВИО на этот счет оказалась куда более неуклюжей, чем у Мединского. В патронируемом Минкультуры РФ военно-историческом обществе поначалу заявили, что у них в штате нет экспертов-оружейников, и посему при разработке и обсуждении памятника пришлось прибегать к материалам из интернета. Но в РВИО поняли, что признаваться в таком открыто — значит расписываться в том, что военно-историческое общество неизвестно за что получает госфинансирование.

Исполнительный директор РВИО Владислав Кононов попытался выручить коллег. Но попытка Кононова выглядела если не как издевательство, то как неуклюжий троллинг. «Ошибка скульптора, который изобразил на постаменте чертеж немецкой штурмовой винтовки Шмайссера, окончательно развеяла миф о заимствовании идеи автомата АК-47 у зарубежных оружейников», — заявил Кононов. В соцсетях на это отреагировали так: Владислав Александрович хоть сам понял, что сказал? Получается, что в РВИО до последнего момента верили в то, что АК-47 Калашников якобы передрал у Шмайсера? Кто тогда, спрашивается, авторитет для шедро финансируемой «патриотиндустрии» от Минкультуры РФ? Русский патриот Михаил Калашников, уставший при жизни доказывать, что детали от АК к штурмгеверу, не подгонишь никак? Но раз, как говорят во РВИО, «ошибка развеяла миф», то выходит, что авторитет для штатных патриотов как раз автор байки о «плагиаторе» Калашникове — Михаил Веллер. 20 лет назад именно он запустил байку о том, что Калашников после войны украл у Шмайсера его идею, когда Шмайсер в качестве военнопленного трудился на Ижевском оружейном заводе. Любимый оружейник Гитлера действительно попал в Ижевск, но на производстве не был ни дня. В силу своей профнепригодности. «Из-за отсутствия технического образования никакие работы выполнять не может. Во время пребывания никакой пользы не принес. Разлагающе действует на остальных немецких специалистов», — гласит характеристика на Шмайсера, подписанная директором завода Сысоевым и секретарем заводского парткома Касаткиным.

Как же выкрутился из ситуации сам народный художник России Салават Щербаков? Салават Александрович, к сожалению, повел себя не по-мужски. Когда военный историк Юрий Пашолок обнаружил в элементах памятника Калашникову чертежи немецкого автомата, Щербаков поначалу усомнился в существовании военного историка по имени Юрий Пашолок. Потом в комментарии «Эху Москвы» Щербаков сказал, что может встретиться с Пашолком и обсудить ошибку. Встречи так и не произошло. Скандал со штурмгевером за краткое время приобрел такой оборот, что в РВИО поспешили откреститься от творения Щербакова и убрать с постаментного барельефа «элемент эстетики» Третьего рейха. За процессом демонтажа вызвался смотреть сам Щербаков. Демонтаж превратился в не очень смешной анекдот: нанятые РВИО рабочие были задержаны полицией по подозрению в вандализме.

Штурмгевера на памятнике Калашникову уже нет: его спилили болгаркой в прошлую пятницу. Но в интернете остались высказывания Щербакова по поводу людей, которые ославили придворного скульптора Минкультуры РФ на всю Россию. В интервью радиостанции «Говорит Москва» Щербаков пошел по стопам Владимира Мединского с его «мразями конченными». По словам скульптора, штурмгевер на постаменте обнаружили «враги России». «Как это всегда бывает, когда появляется памятник, нужный России, — сказал Щербаков. — Они все, эти черти, все тут всплыли. Лишь бы в прессу отдать, и начинается… Мы говорим о негодяях. Главное, чтобы у вас была добрая душа и правильное направление. А негодяи — они прыгают и успокоиться не могут».

Стоит сказать, «гений» Салавата Щербакова имеет среди москвичей сомнительную славу. Его памятник князю Владимиру на Боровицкой площади, открытый в прошлом году ко Дню народного единства, острословы прозвали «Байкер Хирург меняет профессию». Изваянный Щербаковым креститель Руси больше напоминает не себя самого, а ссаженного с мотоцикла лидера «Ночных волков», которому зачем-то дали в правую руку огромный крест. На голове у 16-метрового князя оказалась шапка Мономаха. Любой школьник скажет, что князь Владимир Мономах появился на свет 40 лет спустя после кончины крестителя Руси. А впервые легенда о золотой шапке, присланной в дар Владимиру Мономаху от византийского императора Константина IX, появляется аж в начале XVI века — в «Сказании о князьях Владимирских». Щербаковский Владимир вместо чувства гордости внушает москвичам лишний повод позубоскалить. И припомнить то, с какими скандалами РВИО навязывало столице этот монумент. То, что «байкер Хирург» оказался на Боровицкой площади — во многом результат протеста москвичей. Изначально РВИО планировало поставить памятник на Воробьевых горах, на смотровой площадке МГУ — «как в Киеве». Вариант с Воробьевыми горами грозил заповедной зоне катастрофой, но несмотря на это в РВИО держались за него до последнего, в том числе, прибегая к админресурсу. Когда 5 июня 2015 года жители района, сотрудники и студенты МГУ собрались на согласованный митинг против установки памятника возле университета, одобренная властями акция была разогнана. Разгон осуществляли сагитированные РВИО «православные байкеры» и активисты ныне канувшего в небытие движения «Антимайдан». Разгон не остановил протестов москвичей. РВИО и стоящие за организацией структуры поняли, что если будут дальше продолжать в таком духе, то морально уничтожат себя. И памятник князю Владимиру, препираясь с архитектурным сообществом Москвы и экспертами ЮНЕСКО, установили на Боровицкой площади.

За год до эпопеи с князем Владимиром, в 2014 году, Салават Щербаков тоже «вошел в историю». Как и в случае с памятником Калашникову, история имела нацистский душок. 8 мая, накануне Дня Победы, у площади Белорусского вокзала был открыт памятник работы Щербакова «Прощание славянки». На открытии присутствовали Владимир Мединский, тогдашний глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин, ветераны Великой Отечественной войны. Помпезное открытие, где было произнесено много красивых слов о любви к Родине, через несколько дней обернулось скандалом всероссийского масштаба. Дело в том, что скульпторы из группы Щербакова «засадили» на геральдическую композицию памятника бывшие на вооружении у вермахта и СС винтовки Mauser-38, с которыми, в частности, несли службу в концлагерях эсэсовцы из «Мертвой головы».

Немецкие винтовки с памятника советским солдатам пришлось срочно демонтировать. Сконфуженное РВИО, как и в случае с штурмгевером, списало скандал на внешнее сходство винтовки Маузера с винтовкой Мосина. Ответственность за этот эпизод РВИО возложила на авторов памятника — группу Салавата Щербакова. Открестившись от творческих изысков скульптора, эксперты Минкульта по патриотизму продолжили награждать оскандалившегося скульптора выгодными заказами. Ныне демонтированный и увезенный в запасник барельеф в честь Маннергейма, который, по заявлениям СМИ, стоил должности главе администрации президента РФ Сергею Иванову — дело рук Щербакова. Любимый скульптор Минкультуры (которого сравнивают с Зурабом Церетели) с помощью Мединского запустил конвейер по производству заказных помпезных монументов.

Взлет, что называется, из грязи в князи. По некоторым данным, Салават Щербаков, когда еще не был народным художником, в девяностых годах набивал руку на памятниках криминальным авторитетам. Блогеры пишут, что изваянной Щербаковым скульптурной братвой изобилуют кладбища Екатеринбурга. Не исключено, что именно поэтому скульпутра Калашникова так напоминает мафиози. В связи с этим вспоминается предсмертное письмо Калашникова патриарху Кириллу, где великий оружейник каялся за то, что из его детища, созданного для обороны страны, убивали невинных людей. Читали ли это письмо Салават Щербаков и его патроны из РВИО, когда создавали памятник Калашникову? Сомнительно. Фирменный стиль РВИО — не обсуждать с общественностью культурные прожекты, как этого требует закон, а продвигать их ты в авральном темпе и вопреки народному мнению. Пока есть госфинансирование, его надо «отбивать», а художественная ценность и польза — дело десятое.

Журналисты и блогеры еще после казуса с табличкой Маннергейма пришли к выводу, что РВИО во главе с Мединским — это законспирированный клуб фанатов Третьего рейха внутри Минкультуры РФ. Общественное мнение склоняется к выводу, что надзорным органам необходимо обратить внимание на положение дел в «министерстве духовных скреп» (так называют Минкультуры РФ). Такое требование обосновано не только скульптурными кунштюками Щербакова, но и делом «Гоголь-центра». Не забыто и другое «достижение» — «дело реставраторов» в Дербенте, тянущее по совокупности деяний на преступление против экономической и культурной безопасности России.

Гасан Вердиханов, специально для EADaily

allpravda.info