Испытания сверхдальнобойной гиперзвуковой ракеты «воздух-воздух» Р-37М близки к завершению. К 37м ракета


ВКС РФ завершают испытания сверхдальнобойной гиперзвуковой ракеты «воздух-воздух» Р-37М для Су-57: diana_mihailova

Новая ракета — это развитие сверхдальнобойной ракеты предыдущего поколения Р-37. Разработка «тридцать седьмой» стартовала в начале 1980-х годов. В 1985 году Р-37 вышла на испытания. А спустя четыре года была принята на вооружение. Но из-за габаритов (длина более 4 м и стартовая масса 6 т) ее единственным носителем стал перехватчик МиГ-31.

Прямым конкурентом российской ракеты Р-37М является американская AIM-120 AMRAAM. AMRAAM — это основное оружие класса «воздух-воздух» не только военно-воздушных сил США и стран НАТО, но и еще десятка стран мира. В частности, ракетой оснащены истребители пятого поколения F-22 и F-35. При этом максимальная дальность пуска этой ракеты почти в два раза меньше российского аналога и составляет всего 180 км. Ранее на вооружении военно-морских США стояла дальнобойная ракета AIM-54 Phoenix. Она могла поражать цели на дальности до 200 км. Главной задачей Phoenix был перехват советских бомбардировщиков-ракетоносцев до того момента, как они смогут поразить американские авианосцы. Но в начале 2000-х годов эти ракеты были сняты с вооружения.

Примечательно, что AIM-54 самая нерезультативная американская воздушная ракета. Все ее боевые пуски завершились промахами.

***

Рядом крайне спорных для военно-промышленной корпорации «Lockheed Martin» событий в секторе экспортных продаж многоцелевых истребителей 5-го поколения F-35A «Lightning II» запомнились последние полгода. В нашей предыдущей работе мы рассматривали детали обретения начальной боевой готовности данных машин в Воздушных силах самообороны Японии, где в связи с солидным штатовским лобби правительство Страны восходящего солнца приняло решение на неопределённый срок заморозить уникальный во всех смыслах этого слова проект малозаметного перспективного истребителя ATD-X «Shinshin» и сосредоточилось на более простом в исполнении предложении американской корпорации «Локхид Мартин» разработать несколько упрощённый экспортный гибрид F-35A и F-22A и закупке F-35A. Тем не менее, как нам удалось выяснить, возможности радиолокационного комплекса AN/APG-81 истребителя F-35A в плане дальности обнаружения и захвата типовых воздушных объектов далеко не уникальны и не могут сравниться с отечественной РЛС «Ирбис-Э» истребителей Су-35С, а также с наиболее продвинутым комплексом Н036 «Белка» малозаметного истребителя Су-57.Следовательно, технологическое и тактическое обоснование данного контракта заключается исключительно в единственном — создании для японских F-35A перспективной дальнобойной ракеты воздушного боя на базе интегрального ракетно-прямоточного двигателя, которая будет заметно превосходить российскую РВВ-СД по дальности действия и РВВ-БД по маневренности и запасу скорости. Именно этим сейчас и занимается совместная японско-европейская комиссия от компаний «Mitsubishi Electric» и «MBDA Missile Systems». Между тем ожидать блестящего успеха в перспективе дальнейшего проталкивания «Лайтнингов» по линии межправительственных иностранных военных продаж (Foreign Military Sales, FMS) на азиатском и европейском рынках вооружения совершенно не стоит по двум причинам, которые так или иначе взаимосвязаны между собой.Во-первых, это присутствие таких государств, где штатовское лобби оказывает влияние на оборонный сектор в гораздо меньшей степени, нежели в той же Японии, Австралии или Великобритании. Во-вторых, это не доведённые до совершенства ударные возможности F-35A, по которым, к примеру наш перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Су-57 на голову превосходит разрекламированную американскую машину. В-третьих, это недавний казус с израильским F-35I «Adir», указывающий на отсутствие той уникальной малозаметности (ЭПР в 0,005 кв. м), о которой так любят говорить американские и западноевропейские средства массовой информации.Начнём с первого пункта. Здесь наиболее уместно привести в качестве примера Турцию, в распоряжении которой находятся такие козыри, как полный контроль важнейшей региональной военно-экономической артерии, представленной проливами Босфор и Дарданеллы, а также всеобъемлющее влияние на оперативную ситуацию в северных провинциях Сирийской Арабской Республики, где Анкара имеет заметный военно-технический перевес над подразделениями ССО и Корпуса морской пехоты США, а также французскими подразделениями марин, прибывшими в восточные районы САР в начале 2018 года. Благодаря этому турецкое руководство имеет возможность периодически навязывать свои правила игры в сирийской компании как Вашингтону, так и Москве. Проявляется это как в недавнем оправданном заявлении президента Турции Реджепа Эрдогана о «погружении мира во тьму с подачи Вашингтона, потерявшего статус посредника в урегулировании конфликтов на Ближнем Востоке», так и в продолжении циничной поддержки боевиков «Свободной сирийской армии» в «идлибском гадюшнике», что играет явно не в пользу Сирийской арабской армии и Москвы, зато предоставляет турецкой армии отличный плацдарм для дальнейшего захвата сирийской территории в провинциях Латакия, Хама и Алеппо.Неплохо проявляется это и в свободном выборе поставщика вооружений для обновления ВВС и ПВО страны. В частности, официальная Анкара абсолютно наплевала на крайне негативную позицию Пентагона относительно подписанного между Министерством обороны Турции и «Рособоронэкспортом» контракта на поставку зенитно-ракетных комплексов С-400 «Триумф». После же многократных угроз со стороны Конгресса США об ответном замораживании контракта на поставку Турецкой Республике 100 F-35A в Анкаре решили не церемониться и напомнили Вашингтону о чудесной альтернативе. Напоминание отразилось в новости от турецкого издания «Yeni Safak» о возможном приобретении крупной партии многофункциональных тяжёлых истребителей 5-го поколения Cу-57 в экспортном варианте. Естественно, это не окончательное решение, но крайне серьёзное предупреждение, которое заставляет американцев хорошо подумать о последствиях всяческих угроз и давления на заказчика.Примечательно, что буквально за сутки до появления этой новости в турецких СМИ, прошло заседание коллегии оборонного ведомства России, которое в очередной раз посеяло внушительную долю сомнения в высоких тактических возможностях американского F-35A на фоне российского Су-57, и совершенно не случайно. Именно здесь и кроется вторая причина вероятных экспортных сложностей «Лайтнингов» в тех государствах, которые не привязаны к «Foreign Military Sales» намертво. Речь идёт об обнародовании видеоматериала, в котором запечатлен февральский пуск опытного образца многоцелевой тактической ракеты большой дальности Х-59МК2 с борта истребителя Су-57, проходившего испытания на Сирийском театре военных действий. По словам главы оборонного ведомства России Сергея Шойгу, несколько пусков данных ракет подтвердили их ранее заявленный боевой потенциал. Как видите, заявление весьма стандартное, без лишней доли пафоса или рекламы. Но что мы видим по факту?Пуск перспективной малозаметной тактической крылатой ракеты осуществляется из второго внутрифюзеляжного центрального отсека вооружения длиной порядка 4,7 м и шириной 1,2 м. Если принять во внимание, что ширина и высота одной Х-59МК2 со сложенными консолями крыла и хвостовых аэродинамических рулей составляют 400 мм, то логично, что один отсек (с учётом наличия механизма открытия/закрытия створок и механизированного узла подвески) может вместить 2 ракеты данного, в то время как два отсека — 4 Х-59МК2; очень серьёзный ударный боекомплект для многоцелевого истребителя следующего поколения, не так ли? На этом фоне F-35A выглядит крайне бледно. На сегодняшний день его относительно небольшие внутренние отсеки вооружения позволяют размещать лишь такое «умное» вооружение класса «воздух-поверхность», как: 2 управляемые планирующие бомбы семейства AGM-154A/C JSOW (Joint Standof Weapon») c дальностью до 130 км при пуске с больших высот, малоразмерные управляемые планирующие бомбы GBU-39/53/B «Small Diameter Bomb — I/II» (так называемые «узкие бомбы» с эффективной поверхностью рассеяния порядка 0,015 кв. м и дальностью до 120 км) в количестве 8 единиц, а также различные модификации управляемых авиабомб семейства JDAM с соответствующими комплектами аэродинамических гребней, рулей и систем GPS-коррекции.Единственное, что может противопоставить «Локхид Мартин» совместно с норвежской «Kongsberg Defence Systems» нашему Су-57, — это окончательную разработку и адаптацию к двум «тесным» внутрифюзеляжным отсекам «Лайтнинга» тактической ракеты JSM c дальностью более 300 км, разрабатываемой на базе всем известной противокорабельной NSM специально для Военно-воздушных сил Норвегии. Ещё одним вариантом является тактическая ракета большой дальности AGM-154C-1 Block III (JSOW-ER), разработанная на базе вышеописанной планирующей бомбы AGM-154A/C. Её особенностью является наличие турбореактивного двигателя Hamilton-Sundstrand TJ-150, благодаря которому дальность изделия возрастает со 130 до 560 км. Стандартная конфигурация подвески F-35AЛётные испытания демонстратора JSOW-ER состоялись ещё в октябре 2009 года, тем не менее, об оперативной боевой готовности этой ракеты в Военно-воздушных силах США по сей день ничего не сообщается, кроме одинокого сообщения в командовании ВМС США о том, что доводка изделия продолжается. Вывод здесь можно сделать лишь один: тактические ракеты JSM и JSOW-ER могут войти в боекомплекты истребителей F-35A «Lightning-II» не ранее 2022-2024 года. В частности, именно такие сроки указываются ресурсом www.armstrade.org («Центр анализа мировой торговли оружием») со ссылкой на западные источники применительно к норвежской ракете JSM, поскольку для её программной интеграции в комплекс управления вооружением F-35A требуется обновление программного обеспечения КУВ до версии Block 4A/B, которое на данный момент если и существует, то в абсолютно «сыром» виде.Есть и ещё одна «ударная конфигурация» подвески для F-35A, предусматривающая размещение на внешних узлах у корневых частей крыла 2-х тактических ракет сверхбольшой дальности AGM-158B JASSM-ER, способных поражать цели на удалении в 1000-1200 км. Но здесь палка о двух концах: обладая шириной корпуса в 550 мм, JASSM-ER, из-за внешнего размещения и значительного аэродинамического сопротивления окажут крайне негативный эффект на дальность истребителя F-35A. Так, крайне скромный боевой радиус действия машины в 1080 км может снизиться до 900 — 850 км, что в итоге даёт «глубину удара» ракетами AGM-158B всего 1800 — 2000 км. Более того, прибавляется целый «воз» лётно-технических и тактических проблем. К примеру, при размещении JASSM-ER на внешней подвеске не может быть и речи о высокой сверхзвуковой крейсерской скорости (≥1,3М).Максимум, на что могут рассчитывать пилоты с подобным ударным арсеналом — 1000-1050 км/ч на крейсерском режиме. До крайне негативных отметок снизится и такой важный коэффициент, как аэродинамическое качество, представленное отношением подъёмной силы к аэродинамическому сопротивлению истребителя при определённом угле атаки. Известно, что при отсутствии внешних узлов подвески для F-35A коэффициент аэродинамического качества составляет порядка 8,8 единиц, в то время как для Су-57 и F-22A он составляет 12,2 и 12 ед. соответственно, исходя из данных обновляемой таблицы «paralay_tab» ресурса «Стелс-машины». Нетрудно предположить, что маломаневренный «Лайтнинг», проигравший далеко не одну учебную «собачью свалку» F-16C и F-15C/E, станет ещё более неповоротливым, если при выполнении ударной миссии со стороны тактической авиации противника ему будет навязан воздушный бой. Не стоит забывать и об ограничениях перегрузки по прочности силовых элементов конструкции F-35A после появления столь массивных «баллонов» JASSM-ER под крыльями.На фоне этих сложностей наш Су-57 выходит безоговорочным победителем в тактико-техническом поединке с F-35A. Внутреннее расположение на 25% более лёгких (по 770 кг) тактических ракет Х-59МК2 полностью сохраняет: высочайшее аэродинамическое качество ПАК ФА, позволяя эффективно выполнять противоракетные манёвры и участвовать в воздушных боях без серьёзного снижения лётно-технических параметров; боевой радиус действия в 1700 — 1900 км, обеспечивающий «глубину удара» ракетами Х-59МК2 до 2300-2400 км, учитывая, что модификация передового «Овода-МК» для Воздушно-космических сил России обладает большей дальностью, чем версия для экспорта.

Эскиз конструкции планера Су-57 и внутрифюзеляжных отсеков вооружения в трёх проекциях: демонстрируется расположение ракет воздушного боя РВВ-СД, РВВ-БД и РВВ-МД, а также противорадиолокационной ракеты Х-58УШК и Х-59МК2

Если же перед звеном Су-57 будет поставлена сложная многоцелевая задача с завоеванием превосходства в воздухе и одновременным нанесением точечного удара по стратегически важным объектам противника, каждая машина сможет взять в первый или второй центральные внутрифюзеляжные отсеки вооружения по 2 ракеты Х-59МК, по 3 ракеты класса «воздух-воздух» средней и большой дальности РВВ-СД («Изделие 170-1»), а также 2 ракеты ближнего воздушного боя РВВ-МД, размещённые в малых отсеках наплывов крыла. Хвалёный F-35A не сможет эффективно выполнять многоцелевую миссию ни в случае с внешним размещением тактических ракет AGM-158A/B (снизятся ЛТХ истребителей), ни в случае с внутренним размещением JSOW-ER или JSM.

При такой конфигурации отсеки будут полностью заняты и ракеты воздушного боя AIM-120C-7/D придётся размещать на внешних точках подвески, что резко увеличит эффективную отражающую поверхность F-35A до 0,4-0,5 кв. м. А это в условиях наличия у противника мощных обзорных РЛС с пассивными и активными ФАР наземного и воздушного базирования, а также современных бортовых РЛС истребителей уж точно не способствует тотальному превосходству F-35A на современном воздушном театре военных действий.

diana-mihailova.livejournal.com

НЕВСКИЙ БАСТИОН, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН

25.01.2012Во вторник 24 января 2012 г. командующий ВВС России генерал Александр Зелин сообщил об испытаниях и предстоящем принятии на вооружение новой «продвинутой тактической ракеты».Ракета будет принята на вооружение сверхзвуковых перехватчиков МиГ-31БМ, впоследствии ими будут оснащаться и другие боевые самолеты, сказал Зелин. «В настоящее время новое оружие проходит испытания на полигоне ВВС», сказал генерал. Зелин не назвал тип ракеты, но эксперты полагают, что это может быть К-37М, известная также как РВВ-БД (код НАТО AA-X-13 Arrow). К-37М является УР большой дальности, разрабатываемой специально для перехватчиков МиГ-31БМ.«Вероятно, это ракета К-37М разработки КБ «Вымпел» (подразделение «Корпорации «Тактическое ракетное вооружение»). Это преемник известной УР Р-33 (код НАТО АА-9 Amos), которая изначально была разработана для МиГ-31», сказал авиационный эксперт лондонского Международного института стратегических исследований Дуглас Барри (Douglas Barrie).Российский индекс К означает систему оружия, которая находится в разработке, в то время как индекс М означает модификацию. Экспортный вариант ракеты известен как РВВ-БД, который был представлен на МАКС-2011. БД может означать «большая дальность».«После принятия на вооружение К-37М, она, скорее всего, получит индекс Р-37М. Эта ракета даст ВВС России больше возможностей по перехвату крылатых ракет и самолетов», сказал Барри. (Военный Паритет)

19.02.2012Российские ВВС в ближайшее время примут на вооружение новую ракету класса «воздух-воздух», которая позволит удвоить боевые возможности перехватчиков МиГ-31. Об этом, как сообщает «Интерфакс», заявил главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин. По его словам, создание ракеты «с достаточно большим» радиусом действия находится на завершающем этапе; военным осталось выполнить еще несколько ее испытательных пусков.Новая ракета войдет в состав пакета модернизации перехватчиков до версии БМ. В конце декабря 2011 года представитель Министерства обороны России полковник Владимир Дрик заявил, что до 2020 года через программу модернизации пройдут 60 перехватчиков МиГ-31. Улучшенные самолеты получат новую систему управления вооружением и радиолокационные станции, которые позволят обнаруживать цели на дальности до 320 километров. МиГ-31БМ сможет одновременно сопровождать до десяти воздушных целей.Между тем, Зелин рассказал также и о других перспективах оснащения ВВС России новыми авиационными боеприпасами. «Мы уже получаем крылатую ракету большой дальности, по части оперативно-тактической авиации активно работаем с ракетами ‘воздух-воздух’ большой дальности, ‘воздух-РЛС’ большой дальности, ‘воздух-корабль’ большой дальности. И, по сути дела, эти изделия созданы», – рассказал главком, отметив, что ВВС уже получили «очень хорошую ракету», которая позволит подавлять ПВО «всего спектра радиоизлучения».«Что касается армейской авиации, то, к сожалению, мы еще не получили изделие, которое бы позволяло нам выполнять поражение по логистике ‘пустил – забыл’. Пока этой ракеты нет, но, тем не менее, мы понимаем, как эту ракету можно создать, и уже ее, по сути дела, создаем», – заявил Зелин. При этом, по его словам, основное внимание уделяется созданию высокоточных авиационных средств поражения. Все работы ведутся в рамках госпрограммы вооружений России на 2011-2020 годы. (Lenta.ru)

21.12.2012Ракета большой дальности на МАКС-97 (Фото: А.В.Карпенко) Российская истребительная авиация в разы увеличит свою ударную мощь, это произойдет с принятием на вооружение перехватчика МиГ-31БМ дальнобойных ракет К-37М класса «воздух-воздух», высокопоставленный источник в главкомате ВВС сообщил «Известиям», что эти ракеты полностью отлажены в московском машиностроительном конструкторском бюро (МКБ) «Вымпел» имени Торопова и авиаторы ждут ее к лету следующего года.Как пишут «Известия», тактико-технические характеристики К-37М не раскрывались, и сейчас известны только основные. В частности, по данным газеты, «после получения координат цели ракета использует инерциальную систему наведения. Только непосредственно перед целью включается активная ГСН, что практически не оставляет времени для уклонения от ракеты. Ракета может уничтожать цели, маневрирующие с перегрузкой до 8g, то есть высокоманевренные самолеты типа F-16 и F-22 пятого поколения. ГСН устойчива к средствам РЭБ. Масса ракеты – более 500 кг. На заключительном отрезке полета ее скорость достигает 6М».

28.08.2014ДЛИННАЯ РУКА РОССИЙСКИХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ НА ДНЯХ ИННОВАЦИЙ – 2014

На прошедшей 4-5 августа на выставке «День инноваций Министерства обороны Российской Федерации» на полигоне у посёлка Алабино (Московская область) ОАО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение» предприятие представило несколько образцов современного вооружения, включая авиационную управляемую ракету класса «воздух-воздух» РВВ-БД (разработчик Гос МКБ «Вымпел»).Вскоре ракета РВВ-БД станет основой парка модернизированных истребителей – перехватчиков МиГ-31БМ, а так же перспективного дальнего перехватчика условно именуемого как «МиГ-41″. Так же данный тип ракетного оружия существенно расширит боевые возможности современного истребителя Су-35 и перспективного Т-50, создаваемого по программе ПАК ФА.

ДЛИННАЯ РУКА РОССИЙСКИХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ НА ДНЯХ ИННОВАЦИЙ – 2014 ДНИ ИННОВАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ05.06.2017По оценкам западных военных экспертов, новая российская ракета большой дальности Р-37М (AA-13 Arrow – по классификации НАТО) класса «воздух–воздух» представляет серьезную угрозу для военной авиации США. В частности, она с легкостью может поражать системы дальнего радиолокационного обнаружения и предупреждения АВАКС, самолеты разведки и наблюдения, самолеты-заправщики и авиационные средства радиоэлектронного подавления. Максимальная дальность полета Р-37М составляет 370 км. В настоящее время она может подвешиваться на внешних узлах перехватчиков МиГ-31БМ. В перспективе ее предполагается использовать как вооружение многофункциональных истребителей Су-35С и авиационных комплексов пятого поколения Т-50 (ПАК ФА).В сети управления и обеспечения действия боевой авиации США и соответственно НАТО возник слабый момент, который сводит к нулю все возможности ударных самолетов пятого поколения F-22 и F-35, заметно сокращая их радиус действия. Самолетам-невидимкам в современных боевых действиях не обойтись без дозаправки в воздухе и без работы самолетов специальной авиации сети тактического и оперативного управления.Известно также, что российская оборонная промышленность разрабатывает еще более эффективную ракету класса «воздух–воздух» КС-172, дальность действия которой будет увеличена до 460 км.Независимое военное обозрение

06.07.2018 Минобороны завершает испытание сверхдальнобойной ракеты класса «воздух-воздух» Р-37М, которая войдет в состав вооружения российских истребителей четвертого и пятого поколений, в частности, Су-57. Об этом пишет газета «Известия».По утверждению собеседников издания в военном ведомстве, модифицированная версия Р-37, созданной еще в советские годы, способна поражать высокоскоростные воздушные цели на дальности более 300 километров. По этому показателю Р-37М почти в два раза превосходит своего прямого конкурента AIM-120 AMRAAM, стоящую на вооружении стран НАТО.Тактико-технические характеристики Р-37М не раскрываются, известно лишь, что ее конструкция выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крылом малого удлинения. Масса ракеты — более 500 килограммов, осколочно-фугасная боевая часть весит 60 килограммов. На заключительном отрезке полета ракета ускоряется до гиперзвуковой скорости — 6 Маха.30 июня стало известно о первом подписанном контракте на поставку в войска 12 Су-57. Боевые машины должны быть переданы армии в 2019 году. Госзаказ выполняет авиазавод в Комсомольске-на-Амуре.Лента.ру

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ (ПАК ФА) СУ-57 (Т-50)

АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА КЛАССА «ВОЗДУХ-ВОЗДУХ» БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ РВВ-БД

Научно-исследовательские работы по поиску облика перспективных ракет класса «воздух-воздух» большой дальности для дальних комплексов перехвата в развитие МиГ-31-33 проводились НИО ВВС и авиационной промышленности в конце 1970-х – начале 1980-х годов. В них был выработан облик ракет большой дальности, подготовлены предложения по перспективным комплексам перехвата.Разработка ракеты большой дальности К-37 (изделие 610) для вооружения истребителей-перехватчика МиГ-31М на базе ракеты К-33 была начата ГосМКБ «Вымпел» по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 8 апреля 1983 г. Эскизный проект ракеты был выполнен в короткие сроки и в 1983 году его уже защитили перед заказчиком. Вскоре началось изготовление опытных образцов отдельных систем ракеты, затем последовали их испытания, в том числе и в составе первых образцов собранных ракет.Первый полет потенциального носителя ракеты большой дальности – прототипа МиГ-31М (серийный №05-01-01) состоялся 21 декабря 1985 г.Испытания самой ракеты К-37 были начаты в 1988 г. автономными баллистическими пусками ракет без системы управления, выполнено 10 пусков. В следующем 1989 году в испытаниях участвовали программные ракеты без системы наведения. Было произведено 4 пуска, ракеты выполняли полет под управлением автопилота по программе.В том же 1989 году начаты испытания ракет К-37 с полным комплектом системы наведения, таких произведено 2 пуска. В апреле 1994 года, в одном из пусков была успешно поражена воздушная цель на рекордной дальности – 304 км. Испытания ракеты продолжались до 1997 г.После 1997 года в связи с нарушением кооперации с предприятиями Украины, которые были задействованы в создании систем наведения ракеты, было принято решение о разработке системы наведения с использованием только российских компонентов.

Впервые МиГ-31М с ракетой К-37 был представлен на международном авиакосмическом салоне МАКС-1997. Фактически официальной демонстрации не было, просто по полосе где размещалась авиатехника провезли модернизированный перехватчик МиГ-31М с подвешенными под него ракетами «нового типа», тогда на этих ракетах были видны датчики. Из этого факта стало ясно, что еще проводились испытания авиационного комплекса перехвата в составе самолета – носителя МиГ-31М и управляемой ракеты.Ракета К-37 (изделие 610) комплектовалась радиолокационной головкой самонаведения ГСН 9Б-1388 (МФБУ-610). 9Б-1388 была разработана НИИ «Агат» и серийно выпускалась Рязанским радиозаводом. Диаметр ГСН 9Б-1388 – 380 мм, масса – 40 кг, дальность радиокоррекции (от носителя) – до 100 км, дальность захвата цели с площадью ЭПР 5м2 активной РЛ ГСН – 40 км.Полученный задел по ракете Р-37 использовался при создании авиационного комплекса перехвата для истребителя-перехватчика МиГ-31БМ. Доработанная ракета, выполненная из российских комплектующих, получила обозначение К-37М (изделие 610М).

Под обозначением РВВ-БД ракета неоднократно выставлялась на выставках военной техники. В классе «воздух-воздух» создается («Гос МКБ «Вымпел») УР большой дальности РВВ-БД, которая на МАКС-2011 официально демонстрировалась впервые. Как предполагается, буквы «БД» в обозначении официально показанного образца «РВВ-БД» могут означать – «большая дальность».24 января 2012 года командующий ВВС России генерал Александр Зелин сообщил об испытаниях и предстоящем принятии на вооружение новой «продвинутой тактической ракеты», при этом не был назван ее индекс. Но было определено, что ракета будет принята на вооружение сверхзвуковых перехватчиков МиГ-31БМ, впоследствии ими будут оснащаться и другие боевые самолеты, сказал Зелин. Однако, эксперты положили, что это может быть К-37М, известная также в НАТО как AA-X-13 Arrow.Ракета большой дальности предназначена для поражения воздушных целей (истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, самолетов ВТА, вертолетов, крылатых ракет) в любое время суток, на всех ракурсах, в условиях РЭП, на фоне земной и водной поверхности, в т.ч. с многоканальным обстрелом по принципу «пустил -забыл».

Какой ГСН оснащена ракета РВВ-БД официально пока не известно. Однако на международных салонах МАКС в Жуковском МНИИ «Агат» неоднократно демонстрировалась усовершенствованная активная радиолокационная головка самонаведения 9Б-1103М-350 диаметр 350, которая имеет намного меньшие массо-габаритные данные чем АРГСН ракета Р-37. Дальность захвата 9Б-1103М-350 цели с ЭОП 5 м2 составляет не менее 40 км.

В тоже время, на том же МАКС МНИИ «Агат» была представлена активная радиолокационная головка самонаведения повышенной дальности, которая имеет дальность захвата цели с ЭОП=5 м2 не менее 70 км. Но после нескольких показов, эту АРГСН продолжительное время не демонстрировали дальнейших МАКСах.Разработчик отмечает, что дальность пуска ракеты РВВ-БД в сравнении с ракетой Р-33Э увеличена примерно в 2 раза, с 120 км до 200 км. При этом известно, что основные ракеты потенциального противника сегодня имеет дальность пуска до 100 км. Так же, на ракете удалось в 2 раза увеличить перегрузку поражаемых целей. Это все значительно расширяет боевые возможности всего комплекса перехвата и существенно повышает боевую эффективность новой ракеты большой дальности.По сравнению с прежней УР большой дальности Р-33Э новая ракета имеет значительно улучшенные характеристики. Высокие аэродинамические свойства ракеты РВВ-БД и использование двухрежимного твердотопливного ракетного двигателя при её стартовой массе до 510 кг позволяют обеспечить дальность пуска до 200 км (у Р-33Э – 120 км) и способность поражать цели с перегрузкой 8 g (у Р-33Э – 4 g) на высотах от 15 м до 25 км.

Ракета РВВ-БД может подвешиваться не только на полуутопленных АКУ-410-1 под фюзеляжем хорошо известного в войсках перехватчика МиГ-31 (МиГ-31Э), но и на АКУ-620 на любых других адаптированных самолетах типа Су и МиГ. К примеру, на многоцелевом истребителе Су-35 может подвешиваться до 4-х ракет РВВ-БД. Про размещение на перспективном истребителе ПАК ФА (Т-50) на мероприятие не было представлено данных, но можно предположить, что там они точно будут.Подвеска ракеты РВВ-БД на самолет, обеспечение ее электропитанием в совместном полете, ее тактический пуск и аварийный сброс осуществляются с помощью авиационного катапультного устройства АКУ-410-1 (АКУ-620).На ракете РВВ-БД применена современная система управления (СУ). Используемая в ней современная цифровая активная радиолокационная головка самонаведения (АРГС) позволяет реализовать принцип «пустил-забыл». Кроме того, в СУ включена высокоточная инерциальная система управления с использованием лазерных гироскопов. Линия радиокоррекции позволяющая с борта носителя уточнять координаты цели при поражении противника на максимальных дальностях.После получения координат цели ракета использует инерциальную систему наведения, только непосредственно перед целью включается активная ГСН, что практически не оставляет времени для уклонения от ракеты. Ракета может уничтожать цели, маневрирующие с перегрузкой до 8g, то есть высокоманевренные самолеты типа F-16 и F-22 пятого поколения.Исправность бортовой аппаратуры ракеты РВВ-БД при эксплуатации проверяется ежегодно на комплексе подготовки авиационных средств поражения «Ока-Э» или на аппаратуре контроля «Ока-620».

На прошедшей 4-5 августа на выставке «День инноваций Министерства обороны Российской Федерации» на полигоне у посёлка Алабино (Московская область) ОАО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение» предприятие представило несколько образцов современного вооружения, включая авиационную управляемую ракету класса «воздух-воздух» РВВ-БД (разработчик Гос МКБ «Вымпел»).Российская истребительная авиация в разы увеличит свою ударную мощь, это произойдет с принятием на вооружение перехватчика МиГ-31БМ дальнобойных ракет К-37М класса «воздух-воздух».Государственные испытания изделия 610М завершены, производство бортового комплекса управления поручено Уральскому проектно-конструкторскому бюро «Деталь».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Дальность пуска максимальная до 200 кмВысота поражаемой цели 15м…25 кмУглы целеуказания, град ±60Перегрузка поражаемых целей 8gТип боевой части осколочно-фугаснаяМасса боевой части 60 кгВзрывательное устройство радиолокационный активный неконтактный и контактный датчики целиСистема наведения: инерциальная, с радиокоррекциейи активным радиолокационным самонаведениемна конечном участке траектории полетаДвигатель: двухрежимный твердотопливный ракетный двигательСтартовая масса не более 510 кгГабариты:- длина 4,06 м- диаметр 0,38 м- размах крыльев 0,72 м- размах рулей 1,02 мНазначенный срок службы ракеты – 8 летНазначенный ресурс : 50 летных часов при неограниченном количестве взлет-посадок носителя с бетонной ВПП(20 взлет-посадок носителя с грунтовой либо металлической ВПП)Время непрерывной работы аппаратуры в полете под самолетом-носителем 3 часа

УЧЕБНЫЕ РАКЕТЫ

-Учебно-действующая ракета РВВ-БД-УД – для наземного обучения технического состава правилам подготовки ракет РВВ-БД к применению, хранению, эксплуатации и транспортированию-Учебно-летная ракета РВВ-БД-УЛ – для обучения летного состава операциям по боевому применению ракеты РВВ-БД без ее фактического пуска-Учебно-разрезная ракета РВВ-БД-УР – для изучения летным и техническим персоналом устройства ракет- Габаритно-массовый макет РВВ-БД-ГМ- для оценки летно-технических характеристик самолета-носителя с ракетой РВВ-БД

А.В.Карпенко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 29.08.2014

Источники: bastion-karpenko.narod.ru/RVV-BD.html, www.ktrv.ru, стенд ОАО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение» на выставке «День инноваций МО РФ – 2014», Пресс-релиз от 3.08.2011 года ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», rbase.new-factoria.ru и др.

АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА КЛАССА «ВОЗДУХ-ВОЗДУХ» БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ РВВ-БД НА МАКС-2013 АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА КЛАССА «ВОЗДУХ-ВОЗДУХ» БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ РВВ-БД НА МАКС-2011 АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ ТИПА К-37 (Р-37) НА МАКС-97 ДЛИННАЯ РУКА РОССИЙСКИХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ НА ДНЯХ ИННОВАЦИЙ – 2014 АКТИВНАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ ГОЛОВКА САМОНАВЕДЕНИЯ 9Б-1103М-350 «ШАЙБА» АКТИВНАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ ГОЛОВКА САМОНАВЕДЕНИЯ ПОВЫШЕННОЙ ДАЛЬНОСТИ АРГСН ПД МОСКОВСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ „АГАТ“ ГОСУДАРСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «ВЫМПЕЛ» ИМ. И.И.ТОРОПОВА

nevskii-bastion.ru

Испытания сверхдальнобойной гиперзвуковой ракеты «воздух-воздух» Р-37М близки к завершению

Минобороны завершает испытание сверхдальнобойной ракеты класса «воздух-воздух» Р-37М. Она может поражать высокоскоростные воздушные цели на дальности более 300 км. Точность при стрельбе на такое расстояние обеспечивает уникальная система прицеливания. В нее входят современный радиолокатор самого истребителя, бортовой инерциальный комплекс и головка самонаведения, установленные на самой ракете, сообщает газета «Известия».

По данным издания, нНовинка войдет в состав вооружения российских истребителей четвертого и пятого поколений.

Как рассказали «Известиям» в Министерстве обороны, сейчас проводятся финальные испытания дальнобойной ракеты «воздух-воздух» Р-37М. Изделие находится в высокой степени технической готовности.

Новая ракета — это развитие сверхдальнобойной ракеты предыдущего поколения Р-37. Разработка «тридцать седьмой» стартовала в начале 1980-х годов. В 1985 году Р-37 вышла на испытания. А спустя четыре года была принята на вооружение. Но из-за габаритов (длина более 4 м и стартовая масса 6 т) ее единственным носителем стал перехватчик МиГ-31.

Работы по созданию Р-37М были начаты в конце 2000-х годов. Первоначально планировалось, что новинка также поступит на вооружение только перехватчиков МиГ-31. Но позже было принято решение, что после доработки этот боеприпас станет также основным вооружением для многоцелевых истребителей четвертого поколения Су-30 и Су-35 и перспективного истребителя пятого поколения — Су-57. Для этого пришлось уменьшить стартовую массу и длину изделия.Тактико-технические характеристики Р-37М не раскрываются. Известны только основные параметры. Конструкция — выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крылом малого удлинения. Дальность действия — свыше 300 км. Масса ракеты — более 500 кг, осколочно-фугасная боевая часть весит 60 кг. Она оснащена неконтактным активным радиолокационным и дублирующим контактным взрывателями.

К-37М может уничтожать воздушные цели на встречных курсах. После получения координат ракету направляет к объекту инерциальная система, поэтому на маршевом участке на локаторах боеприпас «не светится». Непосредственно перед целью включается активная радиолокационная головка самонаведения (ГСН). Ее излучение противник способен обнаружить, но у летчика остаются доли секунды для маневра уклонения. На заключительном отрезке полета ракета ускоряется до гиперзвуковой скорости — 6 Маха.

Головка самонаведения Р-37М получила продвинутые высокотехнологичные «мозги». ГСН оснащена новым миниатюрным цифровым сигнальным процессором с большим объемом памяти и повышенным быстродействием.Головка самонаведения невосприимчива к средствам радиоэлектронной борьбы. Не поможет самолету противника и противозенитный маневр. Ракета настигает цель, маневрирующую с перегрузкой до 8 G, то есть от нее не уйдут американские самолеты пятого поколения F-22.

По данным «Известий», «прямым конкурентом российской ракеты Р-37М является американская AIM-120 AMRAAM. AMRAAM — это основное оружие класса «воздух-воздух» не только военно-воздушных сил США и стран НАТО, но и еще десятка стран мира. В частности, ракетой оснащены истребители пятого поколения F-22 и F-35. При этом максимальная дальность пуска этой ракеты почти в два раза меньше российского аналога и составляет всего 180 км. Ранее на вооружении военно-морских США стояла дальнобойная ракета AIM-54 Phoenix. Она могла поражать цели на дальности до 200 км. Главной задачей Phoenix был перехват советских бом

vpk-news.ru

Изделие 810 | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

ДАННЫЕ НА 2013 г. (в работе)"Изделие 810"  Ракета "воздух-воздух" большой дальности. Разрабатывается  ГосМКБ "Вымпел" с использованием наработок по ракетам К-37. По состоянию на 2008 г. идет работа над аванпроектом ракеты. Вероятно, в 2010 г. защищен эскизный проект и самой ракеты и некоторых её элементов (например, изделия "Орлан" - см.ниже). Завершение разработки планируется в 2013 г. (ист. - По материалам доклада).Предполагаемые проекции ракеты "изделие 810" рядом с проекциями ракеты К-37М (рисунок - Петр Бутовски, 2009 г., источник, обработано).Пусковая установка - планируется размещение ракеты во внутренних отсеках самолета-носителя на катапультной пусковой установке.

Конструкция - по имеющейся информации ракеты выполнена без крыльев с несущим корпусом и аэродинамическими рулями.

Система управления и наведение: система управления инерциальная на маршевом этапе и активная радиолокационная ГСН (вероятно) на конечном этапе траектории.

В системе управления используется подсистема изделие "Орлан" (вероятно, или радиовысотомер или собственно ГСН). В сентябре 2010 г.

ОАО «УПКБ «Деталь» в рамках ОКР разработан и успешно защищен эскизный проект изделия «Орлан» для изделия 810. Эскизный проект изделия «Орлан» выполнен по ТЗ ОАО «ГосМКБ «Вымпел» им. И.И. Торопова» на конкурсной основе. Другим участником конкурса выступала организация ОАО «НИИ «Дельта», г. Москва, которая является традиционным разработчиком и изготовителем изделий по данной тематике (источник).

Двигатель - РДТТПродолжительность работы - 360 сек (ист. - По материалам доклада)

ТТХ ракеты:Дальность действия - 400-450 км (ист. - По материалам доклада)Высота поражения - до 40000 м (ист. - По материалам доклада)

Носители:- Т-50 / ПАК ФА - планируется использование ракеты в комплексе вооружения самолета (ист. - По материалам доклада) с подвеской на направляющие для тяжелого груза (информация 2009 г., ист. - РВВ-БД).

Источники:По материалам доклада Генерального конструктора ОАО «Гос МКБ «Вымпел» им. И.И. Торопова» Г.А. Соколовского на Юбилейной научно-технической конференции "Авиационные системы в XXI веке". http://paralay.com/pakfasu.html, 2011 г.РВВ-БД (источник).

militaryrussia.ru

Сверхдальнобойная гиперзвуковая ракета «воздух-воздух» Р-37М — GunMan News

Минобороны завершает испытание сверхдальнобойной ракеты класса «воздух-воздух» Р-37М. Она может поражать высокоскоростные воздушные цели на дальности более 300 км. Точность при стрельбе на такое расстояние обеспечивает уникальная система прицеливания. В нее входят современный радиолокатор самого истребителя, бортовой инерциальный комплекс и головка самонаведения, установленные на самой ракете. Новинка войдет в состав вооружения российских истребителей четвертого и пятого поколений. По оценкам экспертов, новое вооружение значительно увеличит мощь и возможности истребительной авиации.

Как рассказали «Известиям» в Министерстве обороны, сейчас проводятся финальные испытания дальнобойной ракеты «воздух-воздух» Р-37М. Изделие находится в высокой степени технической готовности.

Новая ракета — это развитие сверхдальнобойной ракеты предыдущего поколения Р-37. Разработка «тридцать седьмой» стартовала в начале 1980-х годов. В 1985 году Р-37 вышла на испытания. А спустя четыре года была принята на вооружение. Но из-за габаритов (длина более 4 м и стартовая масса 6 т) ее единственным носителем стал перехватчик МиГ-31.

Работы по созданию Р-37М были начаты в конце 2000-х годов. Первоначально планировалось, что новинка также поступит на вооружение только перехватчиков МиГ-31. Но позже было принято решение, что после доработки этот боеприпас станет также основным вооружением для многоцелевых истребителей четвертого поколения Су-30 и Су-35 и перспективного истребителя пятого поколения — Су-57. Для этого пришлось уменьшить стартовую массу и длину изделия.

Тактико-технические характеристики Р-37М не раскрываются. Известны только основные параметры. Конструкция — выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крылом малого удлинения. Дальность действия — свыше 300 км. Масса ракеты — более 500 кг, осколочно-фугасная боевая часть весит 60 кг. Она оснащена неконтактным активным радиолокационным и дублирующим контактным взрывателями.

К-37М может уничтожать воздушные цели на встречных курсах. После получения координат ракету направляет к объекту инерциальная система, поэтому на маршевом участке на локаторах боеприпас «не светится». Непосредственно перед целью включается активная радиолокационная головка самонаведения (ГСН). Ее излучение противник способен обнаружить, но у летчика остаются доли секунды для маневра уклонения. На заключительном отрезке полета ракета ускоряется до гиперзвуковой скорости — 6 Маха.

Головка самонаведения Р-37М получила продвинутые высокотехнологичные «мозги». ГСН оснащена новым миниатюрным цифровым сигнальным процессором с большим объемом памяти и повышенным быстродействием.

Головка самонаведения невосприимчива к средствам радиоэлектронной борьбы. Не поможет самолету противника и противозенитный маневр. Ракета настигает цель, маневрирующую с перегрузкой до 8 G, то есть от нее не уйдут американские самолеты пятого поколения F-22.

Сверхдальнобойные ракеты более чем в два раза повысят боевую мощь истребителей, рассказал «Известиям» военный эксперт Алексей Леонков.

— Эти дальнобойные ракеты разрабатываются в рамках концепции развития систем вооружения, которые видят и стреляют дальше, чем противник, — рассказал Алексей Леонков. — Они предназначены для борьбы с самолетами, которые не заходят в зону поражения ПВО, стараясь нанести удары вне зоны досягаемости. Сбить носитель всегда эффективней, чем бороться с ракетами.

Прямым конкурентом российской ракеты Р-37М является американская AIM-120 AMRAAM. AMRAAM — это основное оружие класса «воздух-воздух» не только военно-воздушных сил США и стран НАТО, но и еще десятка стран мира. В частности, ракетой оснащены истребители пятого поколения F-22 и F-35. При этом максимальная дальность пуска этой ракеты почти в два раза меньше российского аналога и составляет всего 180 км. Ранее на вооружении военно-морских США стояла дальнобойная ракета AIM-54 Phoenix. Она могла поражать цели на дальности до 200 км. Главной задачей Phoenix был перехват советских бомбардировщиков-ракетоносцев до того момента, как они смогут поразить американские авианосцы. Но в начале 2000-х годов эти ракеты были сняты с вооружения. Примечательно, что AIM-54 самая нерезультативная американская воздушная ракета. Все ее боевые пуски завершились промахами.

gunm.ru

Р-37 МКБ «Вымпел»

    Истребитель-перехватчик МиГ-31М, взлетевший 21 декабря 1985 г., получил на вооружение УР большой дальности Р-37, конформно подвешиваемых под фюзеляжем по две в 3 ряда.     Управляемая авиационная ракета большой дальности Р-37 (К-37,РВВ-БД) предназначена для поражения воздушных целей (истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, самолетов военно-транспортной авиации, вертолетов, крылатых ракет) в любое время суток, на всех ракурсах, в условиях радиоэлектронного противодействия, на фоне земной и водной поверхности, в т.ч. с многоканальным обстрелом по принципу "пустил-забыл".     Разработка ракеты К-37 (изделие 610) для вооружения перехватчика МиГ-31М на базе ракеты К-33 была начата ГосМКБ «Вымпел» по Постановлению Совмина СССР от 8 апреля 1983 г. Эскизный проект ракеты был защищен в 1983 г.     Испытания К-37 начаты в 1988 г. автономными баллистическими пусками ракет без системы управления (10 пусков). В 1989 г. в испытаниях участвовали программные ракеты без системы наведения (4 пуска) - совершающие полет под управлением автопилота по программе.     В том же 1989 г. начаты испытания ракет с системой наведения (2 пуска). В апреле 1994 г. была успешно поражена воздушная цель на рекордной дальности - 304 км. Испытания ракеты продолжались до 1997 г.     После 1997 г. в связи с нарушением кооперации с предприятиями Украины, которые были задействованы в создании систем наведения ракеты, принято решение о разработке системы наведения с использованием только российских компонентов. МиГ-31М с ракетой К-37 был представлен на международном авиакосмическом салоне МАКС-1997, на вооружение ВВС России не принимался.     Полученный задел использовался для создания авиационного комплекса перехвата для истребителя-перехватчика МиГ-31БМ. Доработанная ракета, выполненная из российских комплектующих, получила обозначение К-37М (изделие 610М).     Ракета К-37 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крылом малого удлинения . Стабилизаторы до пуска находятся в сложенном положении. Система наведения - инерциальная, с радиокоррекцией и активным радиолокационным самонаведением на конечном участке траектории полета.     Ракета К-37 (изделие 610) комплектовалась радиолокационной головкой самонаведения ГСН 9Б-1388 / МФБУ-610/. 9Б-1388 была разработана НИИ "Агат" и серийно выпускалась Рязанским радиозаводом. Диаметр ГСН 9Б-1388 - 380 мм, масса - 40 кг, дальность радиокоррекции (от носителя) - до 100 км, дальность захвата цели с площадью ЭПР 5м2 активной РЛ ГСН - 40 км.

Описание Геометрические и массовые характеристики Летные данные
Разработчик МКБ «Вымпел»
Обозначение Р-37
Первый пуск 198?
Тип ГСН инерциальная + радиокомандная + радиолокационная активно-полуактивная
Длина, м 4,2
Диаметр, м 0,38
Размах, м 0,7
Стартовый вес, кг 600
БЧ вес, кг 60
тип осколочно-фугасная
Скорость, м/с (М=)  (6)
Дальность пуска, км 280

Источники информации:

  1. История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /
  2. «Агатовые» глаза ракет / «Вестник авиации и космонавтики» 1-2 99 /
  3. Чемодан из Гастронома Mig-31 / А.Ларионов; Мир Авиации №3-99 /
  4. «Авиация ПВО России и научно-технический прогресс» / ЦНИИ АС под редакцией академика Е.А. Федосова /

testpilot.ru

Военное обозрение: The National Interest: «Русские ракеты перекрыли кислород нашей авиации» - Свободная Пресса

Американский журнал The National Interest обнаружил слабое место американской военной авиации и по этому поводу бьет тревогу. Этой уязвимостью могут воспользоваться российские и китайские пилоты с целью срыва мощных американских воздушных операций. И тогда, как утверждает журнал непосредственно в заголовке статьи, — «жди беды!» А воздушные операции американцы, как известно, могут проводить в любой точке Земного шара. И в это свято верит обозреватель журнала Дэйв Маджумдар: «…уменьшится эффективная дальность действия тактических истребителей ВВС США, и они лишатся возможности наносить удары в глубине китайской территории». Хорошо еще, что ничего не написал о необходимости полетов на Урал.

Озабоченность обозревателя вызвали новые китайские и российские ракеты «воздух-воздух», которыми оснащаются новейшие многоцелевые истребители. У китайцев это PL-15, у нас — Р-37М.

Нет, в своей истребительной авиации Маджумдар абсолютно уверен, она, по его мнению, сможет постоять за себя при столкновении с истребителями противника. Конечно, не в ближнем бою, где не только «толстячок» F-35, но и лучший американский истребитель F-22, заведомо слабее российских сверхманевренных самолетов. Что же касается воздушных дуэлей на дальних дистанциях, то вскоре появляющийся в истребительных частях Т-50 (ПАК ФА), сможет постоять за себя не хуже, а то и лучше. Да и уже эксплуатирующийся Су-35С в связке с самолетом ДРЛОиУ не уступает «американцам» по части раннего обнаружения цели.

Читайте также

Что сирийским летчикам не нравится в русских самолетах

Промежуточные итоги применения ВВС Асада в 6-летней войне с боевиками

The National Interest обеспокоен угрозой со стороны китайских и российских истребителей для «нормального проведения крупных воздушных операций». Таких, например, какие имели место при нанесении массированного удара по Ираку в 1991 и 2004 годах.

Успех таких операций зависит не только от доблести и мастерства пилотов истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков. Но и от безотказной работы авиации обеспечения — специальной авиации. К ней относятся самолеты-топливозаправщики, позволяющие ударным самолетам длительное время находиться в воздухе беспосадочно. А также самолеты дальнего обнаружения и управления AWACS, радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и разведчики. Вся эта карусель работала в Ираке нормальным образом, поскольку специальная авиация (кроме, пожалуй, разведчиков) действовала за пределами зоны ПВО, и к ней не подпускались на расстояние ракетного выстрела истребители-перехватчики противника.

С Россией и современным Китаем такие штуки не проходят. Поскольку истребительная авиация этих двух стран оснащена ракетами «воздух-воздух», способными преодолевать значительные расстояния. Расстояния, достаточные для того, чтобы поражать топливозаправщики, прерывая цепочку последовательных заправок. То же самое грозит и АВАКСАм, которые являются глазами и ушами истребителей. Правда, F-22, имеющий мощную РЛС может действовать и самостоятельно, хоть при этом несколько и снизится его боевая эффективность. Но «Рапторов» в ВВС США совсем немного, преобладают уже становящиеся архаичными F-15 и F-16, в серьезной мясорубке им необходим «поводырь» — АВАКС.

Маджумдар сетует на то, что самолеты вспомогательной авиации абсолютно неуклюжие, не способны совершать противоракетные маневры. И это, действительно, так, поскольку все они построены на базе пассажирских лайнеров компании Boeing. Правда, оснащены защитными средствами — комплексами РЭБ и отстреливаемыми тепловыми ловушками для дезориентации инфракрасных головок самонаведения (ГСН) атакующих ракет. Так что степень беззащитности этих самолетов Маджумдаром несколько преувеличена. Хотя, конечно, современные российские ракеты обладают повышенными возможностями противодействия системам РЭБ противника. К тому же ГСН у них радиолокационного типа, и тепловые ловушки не способны повлиять на траекторию ракеты.

Действительно, по дальности с российскими ракетами «воздух-воздух» никто в мире конкурировать не в состоянии. Ракета Р-37, разработанная в 90-е годы в НПО «Вымпел», имеет дальность в 300 км. Более того. В сертификате на модификацию Р-37М записано, что ее дальность превышает 300 км. И это было доказано в ходе испытаний ракеты. Конкуренты не дотягивают и до 200 км.

Р-37М вооружен перехватчик МиГ-31БМ. Это тоже новейшая модификация самолета, имеющего боевой радиус в 750 км и максимальную скорость, равную 3000 км/ч. Тоже в своем роде самолет-рекордсмен, не имеющий равных по скоростным параметрам. Сложение уникальных характеристик самолета и ракеты позволяют МиГу гарантированно перехватывать любые аэродинамические цели на дальних подступах. То есть американская вспомогательная авиация не представляет для российского перехватчика никакой проблемы.

Также этой ракетой планируется вооружить Су-35С и Т-50, который совсем скоро перестанет называться перспективным, заняв место в ВВС России.

Вес ракеты — 510 кг, вес осколочно-фугасной БЧ — 60 кг. Длина — 4,06 м, диаметр — 0,38 м. Система наведения — инерциальная, допускающая в случае необходимости радиокоррекцию. На финишном участке полета включается активная РЛС ГСН, имеющая угол захвата цели, равный 120 градусам. Имеется два взрывателя — контактный и срабатывающий при приближении к цели на расчетное расстояние. На финальном участке скорость достигает 5 М. Ракета способна уничтожать цели, маневрирующие с ускорением 10g. То есть увернуться от Р-37М крайне непросто даже F-22, маневрирующему с ускорением 9,5g, не говоря уж о неповоротливом топливозаправщике KC-135.

Высота поражаемых целей — 25 км. И тут пессимизм The National Interest вполне понятен — потолок самолетов вспомогательной авиации гораздо ниже.

Одновременно с принятием на вооружение Т-50 должна подоспеть еще более «ужасная» для американцев сверхдальняя ракета КС-172, разрабатываемая в екатеринбургском КБ «Новатор». Дальность этой ракеты достигает 400 км. Максимальная высота перехватываемой цели — 30 км, перегрузка — 12g, скорость — 4000 км/ч. То есть таких самолетов, с которыми не способна справиться «новаторская» ракета в мире пока не существует.

Создавая эту ракету, конструкторы пошли путем своих израильских коллег. Но сделали все наоборот. Израильтяне адаптируют ракеты «воздух-воздух» к зенитно-ракетным комплексам. Екатеринбуржцы за основу КС-172 выбрали ракету от ЗРК С-300.

Довольно необычным было спасение проекта, который забуксовал в 90-е годы в связи с безденежьем. Деньги на разработку дала Индия, которая крайне заинтересована именно в этой ракете с рекордной дальностью. Впоследствии к финансированию подключилось и российское правительство.

Ракета «посолиднее», чем Р-37М, ее стартовый вес составляет 700 кг. Вес БЧ — 50 кг. Длина — 7,4 м, диаметр — 0, 51 м. Взрывателей, как и у Р-37М, два — дистанционный и контактный. Наведение на пассивном участке траектории инерциальное. За 100 км до цели (видимо, это справедливо для крупных целей типа топливозаправщиков) включается захват ГСН активного радиолокационного типа. О радиокоррекции ничего не известно.

И, наконец, о китайской ракете PL-15. Можно предположить, что она названа в качестве серьезной угрозы только потому, что в последнее время американские военные Россию всегда упоминают вместе с Китаем.

О китайской перспективной ракете известно совсем мало. Есть сведения, и китайцы этого не скрывают, что она превзойдет лучшую американскую ракету «воздух-воздух» AIM-120. Заявлено, что дальность PL-15 — «чуть меньше 200 километров». То есть, похоже, что китайские конструкторы не только воспроизвели, но и несколько улучшили последнюю американскую модификацию AIM-120D с дальностью в 180 км. Так что можно предположить, что это, как в фильме «Бриллиантовая рука»: примерно то же самое, но с перламутровыми пуговицами.

Читайте также

Российские вертолетоносцы с верфей попрут «Лавиной»

Планы Минобороны РФ по строительству новых универсальных крейсеров выглядят заранее обреченными

Ракета AIM-120D, принятая на вооружение в 2007 году, в дополнение к инерциальной системе наведения и активной РЛС ГСН имеет еще и коррекцию от датчика GPS. Ее дальность составляет 180 км. Вес БЧ — 20,5 кг. Вес ракеты — 160 кг. Скорость — 4 М.

На вооружении ВВС США могла бы находиться и более дальняя ракета AIM-152. Ее расчетная дальность — 270 км. Разработка ракеты продолжалась до 1992 года. После чего финансирование прекратилось в связи с «окончательной и бесповоротной победой» в холодной войне. Однако время не стоит на месте. Остановившийся в конечном итоге вынужден догонять ушедших вперед.

svpressa.ru