Ножи, ручная работа. Изделия из капа и сувеля фото


Мелкие поделки из березового капа и сувеля

Прошлой осенью заготовил в лесу несколько березовых капов и сувелей.  Крупные, размером с примерно с человеческую голову всё ещё сохнут, а мелочь, размером с кулачок и чуть больше уже хорошо просохли и вполне готовы для изготовления из них различных мелких поделок.    До этого мне уже немножко доводилось заниматься  резьбой из капа и такая работа очень понравилась.  деланные из капа даже очень простые сувенирчики красивы благодаря уникальной текстуре древесины.   Накануне ещё сделал маленькую вазочку-конфетницу из капа старых запасов  и решил использовать  всё то, что уже сейчас готово и не требует дальнейшей досушки.Вот такая березовая свиль-кривулина давно лежала у меня в мастерской и просто не знал, куда бы её приспособить.  Волокна у этого наплыва древесины сильно переплелись и после отделки они стали бы очень выразительными, но у деревяшки был изъян - гниль с одной стороны.  Можно было бы распилить на совсем мелкие частички и  тогда понаделать каких-нибудь кулончиков, колец или другой деревянной бижутерии, но это было бы слишком банально, да и жалко показалось такой достаточной большой кусок (его длина больше 25 см) тратить на это дело. Долго вертел деревяшку в руках, прикидывая и так и этак, чтобы максимально использовать весь материал и чтобы отходов было поменьше, и в конце концов сделал из неё вот такую лопаточку для кухни. Она получилась не прямая, а слегка изогнутая, но удобная для использования по прямому назначению. Из другого обрезка березовой свили сделал подсвечник-лодочку. Подобные лодки-подсвечники уже делал, но только из еловой доски, у которой были очень ярко выражены  годичные кольца. Обрезок был овальной формы, взятый с внешней стороны свили в форме шара, поэтому получилась лодка-каноэ с закругленными формами. Из малюсенького капа получилась вот такая миниатюрная, размером всего 7х6 см булавочница или игольница. Углубление сверху сделано сверлом Форстнера. В нем можно хранить наперсток. А иголки и булавки втыкаются в поролоновую подушечку,  обтянутую тканью. Игольницы в виде ёжиков я уже тоже раньше делал, но только из обычной березы. Ещё один обрезок березового сувеля отлично подошел для изготовления рукоятки кухонного ножа. Отполированная древесина просто играет переливами переплетенных волокон. Брелок для ключей в виде рыбки тоже сделан из  маленького обрезка березового сувеля. Цвет натуральный, без тонировки.

   А вот такой кулон (на снимке справа) размером 4,5 х 3 см неправильной формы похожий на какой-то камешек с прожилками получился из совсем уж малюсенького обрезка березового сувеля. Очень уж красив рисунок волокон и просто так его выбросить никак не поднялась рука. Морилка цвета слива на водной основе.

   Этой осенью планирую сделать очередную вылазку в лес с пилой и топориком, чтобы заготовить новую партию капа и сувеля и положить их на просушку.  А скоро подсохнут и большие из тех, что были принесены в прошлом году, так что есть, с чем поработать....

www.instrument-mastera.ru

Кап и сувель – Ярмарка Мастеров

Доброго времени суток !! )) Всем кто не знает что такое кап и сувель и кому интересно )).. Причины возникновения капа могут быть разными. Опишу своими словами: кап и сувель в основном образуются на стволе дерева, бывают и корневые наросты ( капокорень ). Образуются по многим не понятным причинам. Кап это большое скопление спящих почек и свилеватая текстура, с многочисленными вкраплениями ( спящие почки ) по рисунку текстура очень сильно напоминает мрамор, которая переливается очень красивыми перламутровыми и яркими тонами ! Спящие почки, это получается начало роста побега, ветки , и по многим причинам эти побеги резко перестают рости и образуют что то вроде миниатюрного сучка, и таких сучков в капе сотни, а сучки в древесине как правило тверже самой древесины, так и у капа, нарост капа по твердости на 70 % тверже материнского дерева, на котором он вырос. И самый не приятный нюанс при поиске этого очень редкого и красивейшего материала, среди 4 000 деревьев, 1 дерево с капом !! Вот и попробуй его найди )) А если и посчастливилось, то его нужно правильно спилить, что бы после спила деревце не погибнуло, оно тоже живое существо и хочет жить, как и все живое, спрашивается зачем губить то что одоряет нас кислородом !!! после спиливания этого драгоценного материала )) нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО обработать место спила, садовым варом или краской на водной основе, что бы через '' открытую рану '' не попали микробы и т.д. Нужно ценить то, что дала нам природа, а не заниматся вандализмом !!! Далее, предстоит долгий и ответственный момент варки и сушки, и при не соблюдении определенных навыков и правил, все труды могут быть свидены на нет. Основную массу заготовленного капа, я вывариваю в соляном растворе и с добавлением хвои, этот со слов легкий процесс делается для придания итак красивой текстуре, и дает более выразительный рисунок от природы, плюс кап становится еще тверже !!! Процесс сушки может варьировать от нескольких месяцев, но в основном несколько лет, потому что очень плотный и твердый материал. Процесс сушки проходит с непрерывным контролем и устранением трещин, если они есть. Про сувель: сувель это тот же нарост, только он может достигать огромных размеров, и превышать массу 500 кг. Сувель по строению текстуры не так красив и ценим мастерами краснодеревщиками, и по прочности уступает капу. Кап это - большое скопление спящих почек, а Сувель это - свилеватая текстура дерева, но очень красива, с многочисленными мраморными прожилками ! Вот поэтому, качественные изделия из капа очень ценятся, в направлении сувенирной продукции, и стоимость хорошо высушенных заготовок тоже не мала ) !! P.s Кому понравилась эта статья спасибо, кому нет тоже спасибо ))) !!! С уважением Алексей !

Сообщить модератору

www.livemaster.ru

Красивые вещи. Ножи. Вазы. Мозаика из сувеля и капа.

Наконец-то дом построен или решена злободневная проблема энергосбережения с помощью термопанелей. Настало время переключить внимание и творческие порывы на убранство и декорирование помещений.

Красивые уникальные мелочи, будь то декоративная мозаика и панно из ценнейших материалов – капа и сувеля берёзы, вазы из  корней деревьев и наконец, холодное искусство - ножи создадут Вам неповторимую изюминку декора помещений, совместив в себе уют, дизайн и предметы которые можно рассматривать часами и каждый раз находить в них что то новое и подвластное только матушке природе и искусному мастеру, не испортившему её замыслы.

Представленные предметы выполнены в единственном экземпляре и не имеют аналогов и копий.

 

 

"Сикил"

Нож. Рукоять - Кап берёзы, проставки из Мербау, пропитанная маслом для полков и покрытая карнаубским воском. Клинок – высококачественная нержавеющая сталь . Больстер и тыльник – латунь. Ножны – высококачественная кожа из набора для пошива генеральских сапог времён СССР.

 

"Мэллон". Обрёл хозяина.

Нож. Рукоять - сувель берёзы, пропитанная маслом для полков и покрытая карнаубским воском. Клинок – сталь быстрорез HSS (мехпила с клеймом made in USSR). Больстер – латунь. Ножны – высококачественная кожа из набора для пошива генеральских сапог времён СССР.

 

"Древень"

Нож. Рукоять и ножны выполнены из дуба, из сука примерно 200 летнего дерева, пропитаны маслом для полков и покрыты карнаубским воском. Высококачественная кожа из набора для пошива генеральских сапог времён СССР.

 

"Кривжа". Обрёл хозяина.

Нож. Рукоять из рога оленя. Ножны – высококачественная кожа из набора для пошива генеральских сапог времён СССР.

 

 

Ваза, корень яблони.

 

 

Колье и серьги, кап берёзы. Обрело хозяйку.

 

 

Скоро мозаика и панно из сувеля и капа берёзы.

Для ножеделов. Скоро сувель берёзы в брусках стандартных размеров, а также есть возможность напилить заготовки по необходимым Вам размерам.

www.enefdom.ru

Капы и сувели

Лес всегда манит к себе, он порадуется удачам и разделит невзгоды. Он добр и ласков, и поэтому в него надо входить с любовью и некоторым трепетом. Лес успокаивает своей геометрией – стволы деревьев возносятся к небесам, шумя где-то там, наверху, своими ветвями. Но вдруг что-то нарушает гармонию леса – его идеальную вертикаль нарушило упавшее дерево. Ураган ли, возраст ли настиг его, но – полулежит наклоненный ствол, уже не имеющий возможности сражаться с обрушившимися вдруг на него обстоятельствами. Некоторые деревья, выбиваясь из общей когорты вертикальных, предпочитают почему-то расти враскоряку – и ствол у них изогнут, и веры в их выживание нет – но растут они, несмотря ни на что.

Но чаще внимание привлекают большие и не очень наросты на вполне себе вертикальных и здоровых деревьях. Их не много в лесу, но видны они издалека и именно этим привораживают.

Природа постаралась создать такие шедевры, расставив их по всему лесу. Не только облака своей графикой дают простор фантазии человека, но и эти наросты – неиссякаемый родник для придумок.

Вот добрая морда неведомого зверя, вот профиль «лесовика».

 К слову, с этим лесовиком я, заходя в лес, всегда здороваюсь и общаюсь, даже если для визита к нему приходится сделать небольшой круг.

А наросты эти – капы и сувели. Найти кап – большая редкость, их не так много в наших лесах. Природа образования капа более-менее понятна – множество почек, не имея сил пробиться сквозь толстую кору, засыпают на какое-то время. Но дерево имеет много энергии, и заснувшие было почки начинают очень бурно расти под корой, лишь изредка выпуская побеги наружу. Из-за этих побегов кап иногда неверно называют «ведьминой метлой». Очищенный от коры кап покрыт бугорками – это непроклюнувшиеся спящие почки. В процессе своего роста в капе образуется необычайно красивая древесная структура – даже на срезе обе половинки имеют разный рисунок. Если уж очень повезет – можно найти ветвевой кап – шар на ветке. Вырасти большим он не может: под его весом ветка очень скоро обломится.

Сувель, или свиль, возникает, видимо,  по другим причинам. Какая-то травма – от человека, от зверя, от непогоды – вдруг дает начало возникновению этого нароста. И увидеть свиль на вершине дерева не получится – все они, как правило, растут на уровне глаз.  Само название и раскрывает понимание структуры этого образования – свилеватый.  Обескоренный сувель гладок, в этом его основное отличие от капа. Да и в твердости этих материалов есть разница – кап очень тверд, сложно поддается обработке. Неспроста его называют древесным камнем.

Растут капы и сувели не быстро – десятки лет нужны, чтобы нарост стал большим. Нередки  сувели и прикорневые. Вот тогда их размеры впечатляют – как, впрочем, впечатляет и материнское дерево.

 Есть свидетельства, что в Ватикане находится купель, вырезанная из цельной комлевой сувели.

 Древесина в наростах намного тверже и плотней, чем обычная, на материнском дереве. В старину из капов и сувелей выдалбливали прочную и долговечную посуду, не обращая особого внимания на исключительные декоративные качества этой древесины. Несколько позже, когда человек научился должным образом обрабатывать заготовки – правильно сушить, вырезать, шлифовать, – стоимость такой древесины приравнивалась к цене серебра, а уникальные изделия из нее были бесценны.

 Структуры капа и сувели дают на срезе необычайной красоты рисунок: волны, изгибы, внутреннее свечение. Тщательная шлифовка и полировка изделия выявляют в древесине причудливые разводы, появляются блеск и сияние. Текстуру капов и сувелей часто сравнивают с мрамором, янтарем и перламутром. В наших краях наросты чаще растут на березах, и их древесина особенно красива.

Конечно, сделать из древесного нароста ценное изделие сможет только мастер, овладевший всеми тонкостями ремесла. Но и обычная, вполне грубая обработка с удалением некоторых лишних деталей доступна многим, и результат работы может долгие годы радовать глаз, являясь элементом интерьера.

Наростов в лесу много, но не стоит сразу вооружаться топором и пилой. Добыть самостоятельно свиль можно, лишь загубив дерево. В лесозаготовке наросты выбраковываются – не нужны они в хозяйстве! Часто в местах лесоповала лежат во множестве чурбаки с наростами, да и во время вырубки деревьев несложно, полагаю, договориться с лесниками, чтобы заполучить желанный трофей.  Но не стоит губить дерево ради возможной красивой поделки. Все деревья обладают энергетикой, которая может принести немалую пользу человеку. А капы и сувели, как показали исследования, энергетически более сильны, чем материнское дерево. Кроме того, как приятно вновь прийти к деревьям с наростами и поздороваться с давно уже знакомым «лесовичком» или улыбнуться диковинной, но такой доброй мордашке неведомого зверя! 

Поделиться в соц. сетях: Предыдущая Следующая

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.

wildlife.by

Бижутерия из дерева ~ Резьба по дереву

Кулон из капа березы
    Бижутерия из дерева - это отдельный вид украшений, которые не оставят равнодушным ни одного человека, способного воспринимать прекрасное.Конечно, дерево не драгоценный камень и по цене не сравнимо с последним.Зато украшение, с любовью и тщательно созданное из красивой породы древесины, по теплоте восприятия зачастую затмевает дорогой камень. Со вкусом подобранные украшения из дерева - браслеты, кулоны, броши, серьги могут произвести неотразимое впечатление, да и носить их очень приятно.Бижутерия из дерева - всегда элегантный и приятный подарок.    Создавать ювелирные изделия из дерева - это очень увлекательное занятие.Этой специализацией в работе по дереву можно заниматься вечно, не переключаясь на другие виды резьбы.Разве это не чудо, видеть, как невзрачный кусочек дерева превращается в изящную брошь или красивый кулон?Мастера по дереву, нужно признать, довольно редко занимаются бижутерией, весьма эпизодически.Работа хоть и с маленьким кусочком древесины, а весьма кропотливая, многотрудная, стоит же на рынке совсем не дорого.Но разве можно пройти мимо возможности попробовать себя в таком изящном деле?    Вся "соль", изюминка бижутерии прежде всего в красивой текстуре древесины, из которой создается изделие.Не вижу смысла вырезать кулон или брошь из однотонного кусочка древесины.Здесь используется древесина таких пород, как тисс, черемуха, рябина, сосна, яблоня, груша, грецкий орех, слива, вишня, береза.Подробно о свойствах этих пород можно прочесть здесь, сейчас же я очень кратко остановлюсь на текстуре перечисленной древесины.
  • Тисс - цвет древесины желтовато-красный, темнеет со временем.После вымачивания в воде древесина становится фиолетово-перцовой;
  • Береза - капы и сувели имеют причудливую, неповторимую текстуру, отливающую перламутром;
  • Черемуха - цвет красно-бурый с черными прожилками.Нежная, пластичная древесина;
  • Рябина - белая древесина с бурыми и черными прослойками;
  • Сосна - желто-оранжевая древесина с ярко выраженными годичными кольцами;
  • Яблоня - красно-бурый цвет ядра, пронизанный жилками;
  • Груша - красно-бурая древесина, отлично полируется;
  • Грецкий орех - древесина от белой до черной с очень красивыми цветовыми переходами;
  • Слива, вишня - очень красивые торцевые срезы.
Так как для создания бижутерии из дерева не нужны большие заготовки, то возможности по поиску и заготовке материала всегда есть.    В последнее время я работал с березовыми сувелями и капами.Текстура у них действительно изумительная.Поэтому я и решил поработать в области деревянной бижутерии прежде всего с березовыми капами.Березовый кап - вещь довольно редкая.Большие капы я находил 2-3 раза.А маленькие, величиной с кулак и меньше попадаются чаще.Растут они, правда, почему-то высоко, не достать.Но несколько штук с лестницы (таскал по лесу!) все же удалось спилить.И уж совсем повезло - наткнулся на березу, обросшую по кругу комлевыми капами.
Спиленные березовые капы
Кап без коры.Шипы - это "спящие" почки.
Кап после 5 часов варки
Часть капов сварил ( о методике варки можно прочесть здесь) в рассоле с добавлением березовой коры.А часть оставил просто так.Начал работать с заготовкой, которую варил 4 часа.Снаружи кап стал темно-коричневым, но внутри практически не окрасился!Думаю, варить нужно подольше, а коры добавлять побольше.А капы, что покрупнее, распиливать на два-три кусочка.Тогда прокраска будет эффективнее.Все лишнее отпилил мелкозубой ножовкой и обработал заготовку борфрезой.На этом этапе показалось, что у этого маленького капа никакой интересной текстуры нет.Тогда для контроля прошлифовал отпиленный кусочек : все таки что-то интересное есть и, в надежде на лучшее, продолжил работу.Придал заготовке желаемую форму и приступил к шлифованию.Очень тщательно шлифовал последовательно наждачными шкурками №№ 16Н,8Н,5Н,М40.В заключение отполировал войлочным кругом.После всего этого кулон "заиграл", стал похож на кусочек теплого камня с перламутровым отливом.Цвет кремовый с коричневыми вкраплениями (это следы спящих почек).
Кулон из березового капа
Это воодушевило меня и я решил сделать еще несколько кулонов.Но что странно - и вареный кап и не вареный кап по цвету оказались практически одинаковыми.Тогда я взял комлевый кап величиной чуть больше кулака и распилил его на три небольших кусочка.Добавил еще несколько капов поменьше, побольше измельченной березовой коры и варил аж целых 5 часов!Капы эти лежали до варки около 7 дней, высохнуть они за это время не могли, тем более, что было прохладно.Поэтому в воду добавил поваренную соль.После варки кора отслоилась очень легко.Хорошенько обтер заготовки и положил сохнуть в комнате при температуре примерно 20 градусов.Начал работать с этими проваренными 5 часов заготовками буквально через два дня.Мне кажется, что и эти заготовки совсем не окрасились.Если и потемнели, то совсем немного.Как-нибудь сделаю еще одну варку : заготовки будут по размеру не более 5-6 сантиметров, кору истолку помельче и положу побольше, а варить буду 8 часов!Причем соль добавлять не буду.Возможно именно соль виной тому, что краситель не проникает в древесину.А пока что я испытал способ окрашивания древесины парами нашатырного спирта.Результат положительный!В литровую банку поставил открытый пузырек с нашатырем.Туда же положил два кусочка березового капа размером примерно 5х6 см.Банку закрыл капроновой крышкой.Через 4-5 часов обе заготовки сильно потемнели, стали почти черными.Срез показал, что и внутри древесина окрасилась, но не глубоко. Лакировал бижутерию алкидно-уретановым лаком методом окунания.Лак мне очень понравился.Пленка получается яркой, красивой и очень хорошо проявляет текстуру древесины.Единственный недостаток - долго сохнет.На отлип высыхает через 5-6 часов, а полное высыхание через сутки.Лак стойкий к истиранию и его можно даже мыть моющими средствами.Так как лак долго сохнет, чтобы не налипла пыль, помещение должно быть чистым.Ну, а теперь фотографии бижутерии из дерева : кулонов и брошки.
Бижутерия из дерева - кулоны
Брошь из капа березы
Кулоны из капа березы
№№ 1,2,3 обычные заготовки.№№ 4,5,7 варил 5 часов.№ 6 окрашен парами нашатырного спирта.
   Все это сделано на продажу.Такую бижутерию можно носить не только, скажем, летом, на дачу, а круглый год, мода на эти вещи возвращается.Брошь или кулон вышлю наложенным платежом.           Всего доброго и до свидания!

www.rezbakrasa.ru