Авиационная ракета средней дальности Р-77-1 (РВВ-СД изделие 170-1). Изделие 170 1


Авиационная ракета средней дальности Р-77-1 (РВВ-СД изделие 170-1)

Материалы предоставлены: Галушко С. гр. А-532 БГТУ "ВОЕНМЕХ"

]]>]]>Ракета класса «воздух-воздух» средней дальности Р-77-1 (изделие 170-1) предназначена для поражения воздушных целей (истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, самолетов ВТА, вертолетов, крылатых ракет) в любое время суток, на всех ракурсах, в условиях радиоэлектронного противодействия, на фоне земной и водной поверхности, в т.ч. с многоканальным обстрелом по принципу «пустил-забыл».

Головной разработчик - Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Вымпел» им. И.И.Торопова.  Экспортное обозначение РВВ-СД.

"Изделие 170-1" представляет из себя результат глубокой модернизации ракеты предыдущего поколения Р-77(РВВ-АЕ) и разрабатывалось, в первую очередь, для размещения на истребителе Су-35С (см. ]]>фото]]>) и бомбардировщике Су-34 (см. ]]>фото]]>). Ракета входит в состав вооружения истребителя пятого поколения Т-50 и может размещаться на его узлах внешней подвески (см. ]]>фото1]]>, ]]>фото2]]>).  Модернизированный МиГ-31БМ самолёт может нести до четырёх новых ракет Р-77-1.

Задание на разработку "Изделия 170-1" было выдано Министерством обороны в 2003 году. В декабре 2005 года были изготовлены первые четыре образца для предварительных испытательных пусков. После изготовления ещё 6 изделий в 2006 году был открыт этап государственных совместных испытаний. Но фактически испытания не проводились, т.к. еще не был создан авиационный комплекс Су-35С, способный применять это изделие. В конце 2010 года комплекс был готов к испытаниям. Заключительные пуски, проведенные в том же году, завершились прямыми попаданиями в цель, подтвердив все заданные показатели для этого класса изделий. Серийное производство Р-77-1 развернуто на производственной базе МКБ "Вымпел".

Следующим этапом развития линейки ракет средней дальности МКБ "Вымпел" стало "Изделие 180", предназначенное для вооружения истребителя пятого поколения - Т-50. Изделие 180 оснащается новыми комбинированными активно-пассивными радиолокационными головками самонаведения разработки МНИИ «Агат», усовершенствованным ракетным двигателем. Поставка двигателя 542У для ЛКИ изделия 180 была произведена в 2006 г. Для размещения внутри фюзеляжа T-50 решетчатые рули заменены на плоские нескладывающиеся рули.

Отдельным направлением развития ракет средней дальности, выполняемым МКБ "Вымпел" , стала разработка изделия 180-ПД (повышенной дальности), оснащенного прямоточным реактивным двигателем 371.

Состав

]]>]]>РВВ-СД - ракета нового поколения, оснащена усовершенствованными многоканальными системами самонаведения. Применение цифровых технологий, современных материалов и комплектующих позволило получить более высокие показатели тактико-технических характеристик по сравнению с предыдущими образцами. Это касается увеличения дальности действия, повышения точности и вероятности поражения целей, улучшения помехозащищенности, а также обеспечения применения ракет в любых климатических и погодных условиях в любое время года и суток.

Система наведения – инерциальная с радиокоррекцией и активное радиолокационное самонаведение. На ракете РВВ-СД установлена современная моноимпульсная доплеровская активная радиолокационная головка самонаведения (АРГСН) 9Б-1103М, созданная Московским научно-исследовательским институтом 'Агат'. У АРГСН 9Б-1103М значительно повышена мощность передатчика и чувствительность приемника, обновлено программное обеспечение, улучшена помехозащищенность к искусственным и естественным помехам. Это позволило увеличить максимальную дальность пуска в переднюю полусферу (ППС) до 110 км и поражать цели, маневрирующие с перегрузкой до 12g.

АРГСН 9Б-1103М (см.описание) была впервые продемонстрирована на международном авиасалоне "Фарнборо-1998" и в дальнейшем неоднократно модернизировалась.

На Международном форуме "Технологии в машиностроении 2014" МНИИ «Агат» представил новые головки самонаведения семейства 9Б-1103М, предназначенные в т.ч. для оснащения изделий 170-1 и 180 :

  • АРГСН 9Б-1103М-200ПС с дополнительным пассивным каналом (см. описание)
  • АРГСН 9Б-1103М-200ПА с дополнительным полуактивным каналом (см. описание).

По утверждению разработчиков, совмещение в одном устройстве сразу двух систем самонаведения с различными боевыми возможностями обеспечивает повышение эффективности средств поражения, оснащенных этой ГСН. 

Двигательная установка ракеты – однорежимный РДТТ. Взрыватель – лазерный неконтактный. Боевая часть – стержневая, мультикумулятивная. 

По сравнению с  РВВ-АЕ у РВВ-СД улучшены аэродинамические характеристики за счет применения удлиненного носового радиопрозрачного обтекателя, обтекаемой хвостовой части и утопленных узлов крепления решетчатых рулей. 

Подвеска авиационной ракеты  РВВ-СД на самолет — носитель осуществляется с помощью авиационного катапультного устройства АКУ-170Е. АКУ-170Е - поршневого типа,  тип привода — пирогидравлический. В качестве энергоисточника используется пиропатрон ЭПК-28Т-2.

АКУ-170Е обеспечивает: 

  • многоразовую подвеску и снятие ракеты без дополнительных регулировок; 
  • принудительное катапультирование с удержанием ее от поворота по курсу и крену до момента отделения;
  • применение ракеты в течение 30 суток без снятия ее и проведения дополнительных проверок и регулировки АКУ.

Возможна адаптация на носители иностранного производства по технологии, разработанной предприятием.

Тактико-технические характеристики

Ракета РВВ-СД
Дальность пуска, км:          - минимальная в ЗПС          - максимальная в ППС   0.3  110
Высота полета поражаемых целей, км:          - минимальная          - максимальная   0.02  25
Максимальная перегрузка поражаемых целей   12
Габариты, мм:          - длина          - диаметр корпуса          - размах крыльев          - размах рулей   3710  200  420  680
Стартовая масса ракеты, кг   190
Масса боевой части, кг   22.5
Располагаемая перегрузка   40
Авиационное катапультное устройство АКУ-170Е
Габариты, мм:          - длина          - ширина          - высота   2400  120  215
Параметры отделения:          - скорость, м/с          - угол тангажа, °          - угловая скорость тангажа, °/с          - ход принудительного сопровождения, мм   до 7  от –2,0 до 0  от –10 до –70  ~100
Напряжение питания, В   27 +2,4 -3,0
Масса, кг   60±2

rbase.new-factoria.ru

Ракета Р-77: технические характеристики, фото

Управляемая ракета типа Р-77 относится к зарядам средней дальности модификации «воздух-воздух». Тактически-ракетное вооружение под кодовым наименованием «Изделие 170-1» разработали и создали специалисты конструкторского бюро «Вымпел» имени Торопова И. И. Заряд ориентирован на поражение воздушных мишеней различных конфигураций, независимо от времени суток и ракурсов поверхности. В качестве носителей указанных боеприпасов выступили современные и перспективные истребители отечественного производства.

История создания

Разработка ракеты Р-77 началась в 2003 году по заданию Минобороны РФ. На конец 2005 года завершились основные работы по изготовлению опытных образцов указанного вооружения. Первые полевые пуски снарядов проводились уже в 2006 году, однако дальнейшая перспектива оставила желать лучшего. Во многом сыграло роль отсутствие подходящих самолетов-носителей.

Ракета Р-77 "воздух-воздух" причисляется к модернизированной версии аналога под индексом РВВ-АЕ. Это обусловило внешнюю схожесть боекомплектов и их основное предназначение. Стоит отметить, что в новом проекте были практически идентичные компоненты, узлы и агрегаты. Среди особенностей нового изделия отмечают уникальную конструкцию и компоновку внутренней начинки. Повышение боевых характеристик во многом связано с особенностями устройства обновленного заряда, по сравнению со стандартными аналогами.

Устройство

Авиационная ракета Р-77 оснащена цилиндрическим корпусом с коническим обтекателем в головной части. Параметры:

  • Общая длина – 3710 мм.
  • Корпус в диаметре – 200 мм.
  • Размах трапециевидных крыльев – 420 мм.
  • Особенности – в хвосте предусмотрены решетчатые элементы размером 680 миллиметров.
  • На нижней части имеется небольшое утолщение, служащее для улучшения аэродинамики ракеты.
  • Начальная масса изделия – около 190 кг.

В головной части ракеты Р-77 предусмотрена самонаводящаяся боевая головка и датчики аппаратуры пилота-оператора. Сзади указанной конструкции монтируется взрыватель и боевая основа боеприпаса. Хвостовой отсек представляет собой мощный и относительно крупный силовой агрегат с решетчатым рулевым приводом, работающий на твердом топливе. Рассматриваемая боевая головка оснащается комбинированной системой наведения, которая гарантирует последующее нахождение и ликвидацию цели. Полет снаряда осуществляется посредством инерциальной навигационной схемы. После попадания в заданный отсек боеголовка ищет цель путем использования активного радиолокационного самонаводящегося бойка типа 9Б-1103М.

Указанное изделие разработано МНИИ «Агат», представляет собой многорежимный допплеровский комплект. Начальная версия данного агрегата была разработана в середине 90-х, массово презентована в 1998 году. После этого изделие прошло несколько этапов модернизации и реорганизации, с учетом последних разработок в соответствующей сфере.

Самонаведение

Самонаводящаяся головка ракеты Р-77 отличается от предшественников улучшенными тактико-техническими параметрами, а также увеличенной чувствительностью передатчиков и приемников, отвечающих за корректировку прицельности и ликвидацию возможных помех. Такая система дает возможность самостоятельно обнаруживать цели по принципу «выстрелил и забыл». При этом не требуется подсвечивание или другое обозначения мишени до момента ее поражения. Исследовательский институт «Агат» в 2014 году представил две модернизированные версии рассматриваемых ракет. Головка типа 9Б-1103М-200ПА оснащена добавочным полуактивным каналом. Аналог под индексом 9Б-1103М-200ПС оборудован пассивным механизмом, который дублирует основную систему. Модернизированные экземпляры позволяют расширить возможности достижения и поражения цели за счет усовершенствованных способов поиска.

Характеристики ракеты Р-77

Ниже приведены основные параметры рассматриваемого снаряда:

  • Длина – 3,6 м.
  • Диаметр – 20 см.
  • Размах оперения/крыла – 750/454 мм.
  • Стартовый вес ракеты – 175 кг.
  • Масса боевой начинки – 22 кг.
  • Дальность запуска по максимуму/минимуму – 80/0,3 км.
  • Степень вероятности поражения заданной мишени – 0,7 единицы.
  • Тип боевой нагрузки – стержневые микрокуммулятивные элементы.

Управление

В период полета ракеты высокой дальности «воздух-воздух» управление осуществляется посредством нескольких пар рулей решетчатого типа, смонтированных в хвостовом отсеке. К особенностям рассматриваемого оружия относят изменение конструкции указанных элементов. Они получили новое крепление, иные механизмы привода и стойки. Благодаря усовершенствованиям размах рулевых приспособлений удалось снизить на 70 миллиметров, наряду с повышением аэродинамических показателей. Средняя часть ракеты РВВ-СД оснащена боевой кумулятивной частью, вес которой составляет 22,5 килограмма.

Эксплуатация

Активация происходит за счет взрывателя, взаимодействующего с неконтактным индикатором мишени. Механизм находится сзади блока автоматики управления. Размещение прибора определяется по комплекту прозрачных округлых окошек на боковине остова. За остеклением предусмотрен лазерный датчик цели.

В хвостовике имеется одноступенчатый твердотопливный «движок», гарантирующий полет боеголовки на расстояние до 110 километров. Крейсерская скорость при этом достигает порядка 4,5 тысячи км/ч. Такие показатели в паре с доработками рулей существенно улучшают общие характеристики оружия.

Поражение целей

Произведенная в России ракета «воздух-воздух» большой дальности типа Р-77 РВВ-СД в состоянии поразить цель на высоте до 25 километров. Большую часть пути боеголовка пролетает за счет инерционной системы навигации. На завершающей стадии выполняется активация радиолокационной самонаводящейся головки. Дальность захвата мишени и длительность финальной части полета под управлением ГСН зависит от нескольких показателей. Основным из них является заметность цели. К примеру, воздушное судно противника с ЭПР на уровне трех квадратных метров засекается с дистанции порядка 20 км. Окончательное наведение на цель производится через ГСН (головки самонаведения).

По официальным сведениям, Р-77 способна ликвидировать цели, перемещающиеся со скоростью до полутора тысяч метров в секунду. Предельная перегрузка мишени, степень которой позволяет ракете продолжать атаку с наведением, составляет 12 единиц. У модернизированных версий этот параметр достигает 40 ед. с возможностью разворота до 150 градусов в секунду.

Носители

Эксплуатация новой управляемой ракеты в комплекте вооружения истребителей осуществляется при помощи авиационного катапультного приспособления типа АКУ-170Е. В устройстве используется поршневая механика с гидравлическим приводом. Основным источником энергии служит пиропатрон модификации ЭПК-28Т-2. Рассматриваемая катапульта отличается несколькими особенностями, среди которых возможность удержания боеголовки в заданном положении до момента отделения от носителя. Такая конфигурация дает возможность избежать разворотов ракеты по курсу и крену. Также допускается транспортировка оружия на протяжении 30 дней без снятия и дополнительных проверок.

В качестве носителей для ракеты Р-77 могут использоваться отечественные военные летательные аппараты различных типов. Основным из таких самолетов является многофункциональный истребитель Су-35С. Предположительно именно из-за задержки по созданию полноценного авиационного комплекса затянулись испытания рассматриваемого оружия.

fb.ru

Управляемая ракета средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ)

]]>]]> Ракета средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ) предназначена для поражения истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, самолетов и вертолетов военно-транспортной авиации противника в воздушных боях на средних дистанциях днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, с любых направлений, на фоне земли и моря, при активном информационном и маневренном противодействии противника.

Ракета прошла в ГосМКБ «Вымпел» цикл создания в 1982 — 1989 гг. Одним из основных требований к ней была компактность, позволяющая размещать ракеты на внутренней подвеске перспективных боевых самолетов с целью повышения аэродинамических качеств и снижения заметности. Принята на вооружение в феврале 1994г. Ею оснащаются модификации истребителей 4-го поколения - МиГ-29СД (СЭ, СМ, М), Су-35, Су-37, МиГ-31М и др.

Сразу после появления информации об "Изделии-170" (так в проекте называлась РВВ-АЕ, которая, в дальнейшем, стала называться в НАТО - "AAM-AE" (Air-to-Air Missile, Actve, Energetic), а в российских ВС - Р-77) в 1992 году, западные журналисты дали ей прозвище "Amraamski" (намекая на её схожесть с американской ]]>AMRAAM]]> - AIM-120A).

По своим тактико-техническим характеристикам РВВ-АЕ значительно превосходит отечественные ракеты ]]>Р-24]]>, ]]>Р-27]]>, зарубежные AIM-7F "Sparrow", ]]>"Skyflash"]]>, "Matra super" 530F, а по ряду характеристик - американскую ракету АIМ-120А AMRAAM.

ГосМКБ "Вымпел" ведет работы по модернизации ракеты Р-77 в направлениях повышения эффективности, дальности поражения, технологичности и унификации ее применения в других комплексах. Предусматривается комплектация ракеты инфракрасной ГСН с захватом цели на траектории полета. Разрабатаны варианты с комбинированным ракетно-прямоточным двигателем, позволяющим увеличить дальность, для поражения самолетов ДРЛО на дистанциях до 150 км.

На базе Р-77 спроектирована зенитная ракета, отличающаяся от прототипа увеличенным диаметром РДТТ.

Состав

]]>]]>Ракета Р-77 — управляемая ракета средней дальности с активной радиолокационной системой самонаведения. УР применяется по следующим целям: высокоманевренные самолеты, крылатые ракеты, ракеты классов "земля—воздух" и "воздух—воздух", стратегические бомбардировщики, вертолеты, в т.ч. на режиме висения, и т.д. Обеспечивает поражение целей с любого направления на всех ракурсах, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в условиях РЭП, на фоне земной и водной поверхности по принципу "пустил—забыл", в т.ч. с многоканальным обстрелом.

Ракета РВВ-АЕ перехватывает цели, совершающие полет со скоростями до 3600 км/ч в диапазоне высот от 20 м до 25 км с превышением (принижением) целей относительно носителя до 10 км и не накладывает ограничений на перегрузку носителя в момент пуска. Дальность пуска по высоколетящим целям - до 80 км, с захватом цели собственной ГСН на дальность в 20 км. Поражение низколетящих целей возможно на дальности до 20 км, вдогон - до 25 км. Ракета способна поражать цели, маневрирующие с перегрузкой до 12 ед. Способна атаковать цели при ракурсе до 90° относительно самолета - носителя.

Ракета Р-77 (см.]]>схему]]>) выполнена по нормальной аэродинамической схеме, крыло - редуцировано до узких пластин тонкого профиля, а рули, расположенные на хвосте, могут складываться и имеют решетчатую конструкцию, с малым сопротивлением и стабильным шарнирным моментом во всем диапазоне скоростей, высот и углов атаки при бессрывном обтекании. Такие рули, впервые опробованные на баллистической ракете ]]>"Точка"]]>, дают возможность конформного и внутрифюзеляжного размещения ракеты на самолете-носителе и определяют ее высокие маневренные характеристики. Каждая поверхность состоит из металлической рамки с ножевидной решёткой внутри её. Такая конструкция обеспечивает большую управляющую площадь при меньшем весе. К тому же, для управления такими рулями требуются менее мощные приводы, чем для классических плоскостей. Потребный момент не превышает 1,5 кГм, что позволило применить малогабаритные и легкие электрические рулевые приводы. Рули сохраняют эффективность на углах атаки до 40°, в результате возрастает и маневренность на больших углах атаки, доводя её у Р-77 до 150°/сек. Складывающиеся рули позволили сделать ракету компактной, «укладывая» ее в квадрат со стороной 300мм. Твердотопливный двигатель Р-77 позволяет ей развивать скорость до М = 4.

Р-77 имеет комбинированное наведение: инерциальное с радиокоррекцией с переходом на активное радиолокационное по сигналу бортового вычислителя, определяющего дистанцию захвата цели собственной ГСН типа ]]>9Б1348Э]]>. На случай срыва захвата продолжается формирование «математической модели» цели с помощью самолета-носителя, позволяя осуществить траекторный захват цели или перенацелить ракету на другую цель. В условиях помех ГСН может осуществить пассивное самонаведение на их источник, совмещенный с целью и поразить обороняющегося по его же сигналам. Если бой идет на минимальных дальностях — в этом случае сразу включается активная головка и наведение осуществляется без использования командно-инерциального этапа. Во всех режимах применения используется метод модифицированного пропорционального наведения. А в условиях организованных помех, при которых бортовая радиолокационная станция носителя не может снабжать ракету сведениями о дальности и скорости сближения с целью, наведение происходит по специальным траекториям.

Ракета оснащается лазерным взрывателем. Его работа заключается в облучении цели и определении по отраженному сигналу момента подрыва боевой части (на оптимальном расстоянии от цели). Параметры взрывателя адаптируются к размеру поражаемой цели. Предусмотрен также контактный взрыватель для случаев прямого попадания или падения на земную или водную поверхность в целях самоликвидации. Боевая часть ракеты ]]>стержневая]]> с микрокумулятивными элементами. Стержни соединены между собой так, что при подрыве образуют сплошное расширяющееся кольцо, которое буквально разрезает цель. Микрокумулятивные составляющие боевой части поражают высокоточные цели в режиме противоракетной обороны самолета-носителя.

Для подвески ракеты служат пусковые АПУ-170 и катапультные АКУ-170, обеспечивающие запуск из внутренних отсеков носителя.

Тактико-технические характеристики

Длина ракеты, мм 3600
Диаметр ракеты, мм 200
Калибр, мм 200
Размах крыла, мм 454 (400)
Размах оперения, мм 750 (740)
Стартовая масса ракеты, кг 175
Масса боевой части, кг 22 (18)
Тип боевой части стержневая с микрокумулятивными элементами
Максимальная дальность пуска, км 80
Минимальная дальность пуска, км 0,3
Перегрузка поражаемых целей 12
Скорость, число М 4,5
Вероятность поражения цели 0,7

rbase.new-factoria.ru

Ракета «воздух-воздух» средней дальности РВВ-СД

Ракета «воздух-воздух» средней дальности РВВ-СД Одной из главных составляющих победы в воздушном бою с использованием ракетного вооружения является своевременное обнаружение противника и последующий запуск ракет. Таким образом, в арсенале истребителя должны присутствовать управляемые ракеты класса «воздух-воздух» нескольких типов, способные атаковать цель в разных диапазонах дальности. В ближайшем будущем номенклатура вооружения строевых частей российских ВВС должна пополниться новой ракетой средней дальности РВВ-СД, которая позволит атаковать цели с дистанции более 100 км. Управляемая ракета РВВ-СД («Ракета “воздух-воздух” средней дальности») или «Изделие 170-1» была разработана Корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ), а именно ГосМКБ «Вымпел» им. И.И. Торопова, входящим в ее состав. Новая ракета представляет собой дальнейшее развитие изделия Р-77 (РВВ-АЕ) и предназначена для уничтожения воздушных целей различных типов в любое время суток и на любых ракурсах, в том числе на фоне поверхности. В проекте реализован принцип «запустил-забыл», облегчающий боевую работу летчика-истребителя. Носителями ракеты РВВ-СД должны стать существующие и перспективные отечественные истребители. Разработка проекта «Изделие 170-1» стартовала в 2003 году по заданию министерства обороны. К концу 2005 года ГосМКБ «Вымпел» завершило основные проектные работы и изготовило опытные образцы ракет, предназначенные для проведения первых испытательных пусков. В 2006 году планировалось начать государственные совместные испытания, однако этот этап проекта затянулся на несколько лет ввиду некоторых проблем с самолетами-носителями. По некоторым данным, разработчикам проекта ракеты пришлось ждать, когда свою работу завершат создатели одного из перспективных истребителей. Из-за этого финальные этапы проекта были сдвинуты на несколько лет. Макет ракеты РВВ-СД. Фото Vitaly V. Kuzmin / Rbase.new-factoria.ru Ракета РВВ-СД является дальнейшим развитием существующей Р-77/РВВ-АЕ, чем обусловлено их внешнее сходство и применение некоторых общих идей. Так, в новом проекте была сохранена общая конструкция и компоновка внутренних агрегатов корпуса. При этом новое изделие оснащается современным радиоэлектронным оборудованием, построенным на базе новых идей и компонентов. Именно за счет использования новых комплектующих, узлов и агрегатов предлагалось обеспечить более высокие характеристики в сравнении с оружием базовой модели. «Изделие 170-1» имеет цилиндрический корпус большого удлинения с коническим головным обтекателем. Общая длина ракеты – 3,71 м, диаметр корпуса – 20 см. В средней части корпуса крепятся трапециевидные Х-образные крылья размахом 0,42 м. В хвосте предусмотрены две пары решетчатых рулей размахом 0,68 м, предназначенные для маневрирования. На нижней поверхности корпуса имеется небольшое утолщение. В остальном корпус ракеты облагорожен с точки зрения аэродинамики и не имеет каких-либо крупных выступающих частей. Стартовый вес ракеты – не более 190 кг. В головной части корпуса помещается головка самонаведения и аппаратура автопилота. Позади них монтируется неконтактный датчик цели с взрывателем и боевая часть. Хвостовая часть корпуса отдана под сравнительно мощный и крупный твердотопливный двигатель. Также в хвосте размещаются приводы решетчатых рулей. Ракета РВВ-СД оснащается комбинированной системой наведения, обеспечивающей выход в расчетный район нахождения цели с последующим ее обнаружением и уничтожением. Для полета в указанный район встречи с целью используется инерциальная навигационная система. После выхода в заданную точку ракета начинает поиск цели при помощи активной радиолокационной головки самонаведения типа 9Б-1103М. Это изделие было разработано в МНИИ «Агат» и представляет собой моноимпульсную допплеровскую систему. Первый вариант этой ГСН был разработан еще в середине девяностых годов и впервые представлен в 1998 году. В дальнейшем изделие 9Б-1103М прошло несколько модернизаций, став «прародителем» целого семейства систем наведения. В составе новой ракеты применяется один из последних вариантов ГСН. Макет ракеты РВВ-СД на стенде КТРВ, выставка МАКС-2015. Фото Saidpvo.livejournal.com Головка самонаведения 9Б-1103М отличается от предыдущих изделий своего класса повышенными характеристиками, достигаемыми за счет увеличения мощности передатчика и чувствительности приемника, нового программного обеспечения и повышения устойчивости к помехам. На практике все эти нововведения вылились в увеличение максимальной дальности пуска и повышению максимальной перегрузки цели. Ракета с подобной головкой самонаведения самостоятельно производит обнаружение целей, благодаря чему реализуется принцип «запустил-забыл». После запуска ракеты самолет-носитель не должен подсвечивать цель лучом РЛС или иными способами обеспечивать наведение ракеты. В 2014 году МНИИ «Агат» представил две новые модификации ГСН 9Б-1103М, предлагаемые для установки на различные ракеты «воздух-воздух», в том числе на РВВ-СД. Головка 9Б-1103М-200ПА получает дополнительный полуактивный канал, а изделие 9Б-1103М-200ПС имеет пассивный канал, дополняющий основной активный. Доработанные ГСН позволяют расширить возможности перспективных ракет за счет использования разных методик поиска цели. Тем не менее, насколько известно, ракеты «170-1» пока не должны получать новые головки самонаведения. Управление во время полета осуществляется при помощи двух пар решетчатых рулей, установленных в хвостовой части корпуса. Интересной особенностью проекта РВВ-СД стало изменение конструкции этих агрегатов. Рули новой ракеты получили обновленные крепления, стойки и приводы. За счет таких нововведений размах рулей, в сравнении с базовой ракетой Р-77, был уменьшен на 7 см. Кроме того, удалось в определенной мере улучшилить аэродинамические характеристики. В средней части ракеты РВВ-СД располагается стержневая мультикумулятивная боевая часть. Общий вес боевой части – 22,5 кг. Подрыв боевой части производится при помощи взрывателя, связанного с неконтактным датчиком цели. Это устройство располагается позади автоматики управления. Его местоположение можно определить по набору прозрачных круглых окон на боковой поверхности корпуса. За этим остеклением установлены элементы лазерного датчика цели. Хвостовая часть ракеты, хорошо видны сопло двигателя и решетчатые рули. Фото Vitaly V. Kuzmin / Rbase.new-factoria.ru В хвостовой части корпуса помещается однорежимный твердотопливный двигатель, обеспечивающий полет ракеты на дальность до 110 км. Маршевая скорость полета при работающем двигателе достигает 4000-4500 км/ч. Следует отметить, при таких скоростях даже небольшие доработки конструкции рулей должны серьезно улучшать общие характеристики ракеты. Управляемая ракета РВВ-СД способна уничтожать цели на высотах от 20 м до 25 км. Максимальная дальность пуска доведена до 110 км. Большая часть этой дистанции ракета пролетает при помощи инерциальной навигационной системы. На конечном участке, в заданной точке, производится включение активной радиолокационной головки самонаведения. Дальность захвата цели и протяженность конечного участка полета под управлением ГСН зависит от ряда параметров, в первую очередь от заметности цели. Так, летательный аппарат противника с ЭПР на уровне 3 кв.м засекается с расстояния около 20 км. Непосредственное наведение на цель производится при помощи ГСН. По имеющимся данным, «Изделие 170-1» может поражать воздушные цели, ле

www.postsovet.ru

Ракеты "воздух-воздух" - Русская Прибалтика

"Осуществлена очень большая проработка аэродинамики самолета, все его оружие будет находиться внутри фюзеляжа", - сказал главнокомандующий ВВС РФ генерал армии Владимир Михайлов.

По материалам доклада Генерального конструктора ОАО «Гос МКБ «Вымпел» им. И.И. Торопова» Г.А. Соколовского на Юбилейной научно-технической конференции "Авиационные системы в XXI веке".

«В соответствии с Программой вооружения России "Вымпел" ведет разработку перспективных изделий класса «воздух-воздух» малой, средней и большой дальности с поэтапным наращиванием их боевых характеристик для оснащения истребителя 5-го поколения. Высокие тактические характеристики перспективных изделий позволят обеспечить устойчивое превосходство в воздушных боях самолетам 5-го поколения над самолетами JSF, F-22, EFA. Конструктивная проработка перспективных изделий проводится с учетом их внутреннего размещения, что осуществляется впервые на российских истребителях», - сказано в докладе.

В сфере вооружения малой дальности, как сообщается в докладе, ведутся работы по модернизации семейства ракет Р-73. Ближайшая перспектива - изд. 760, так называемый «2-й этап модернизации». Характеристики ракеты наращиваются за счет оснащения её комбинированной системой управления в составе ТГС, инерциальной системы  управления (ИСУ) и приёмника линии радиокоррекции. Захват цели может осуществляться уже после пуска по целеуказанию от ИСУ. Поперечный размер ракеты 320 х 320 мм. Она способна захватить цель на траектории и при запуске совершить разворот на 160 градусов. Изд. 760 готово к испытаниям и может быть запущенно в производство в 2010 году.

Создается практически новая ракета малой дальности, ближнего высокоманевренного воздушного боя и противоракетной обороны, получившая обозначение К-МД (изд. 300). Она планируется как оружие с ТТХ превосходящими характеристики таких зарубежных перспективных прототипов как ASRAAM и Sidewinder–9X. Ракета оснащена матричной ТГС с возможностью распознавания образа и  повышенной вдвое дальностью захвата. Двигатель двухрежимный с временем работы до 100 секунд и трехканальным устройством газодинамического управления (К-74 - четырехканальное). Завершение работ ожидается к 2013 году.В сфере вооружения средней дальности идут работы по модернизации Р-77. Первой усовершенствованной версией ракеты стало изделие 170-1. Следующий этап модернизации - изд. 180. Решетчатые рули будут заменены на плоские нескладывающиеся рули. Ракету планируется оснастить новой многорежимной активно-пассивной РГС. Пассивный режим позволит наводить УР на источники помех и излучающие РЛС самолетов противника. Дальность пуска возрастёт в 2 - 3.5 раза. Ракета может быть готова к 2010 году.Отдельным направлением развития РСД семейства изд. 170 является создание изд. 180-ПД повышенной дальности - инициативный проект.В сфере вооружения большой дальности "Вымпел" выполняет работы по модернизации ракеты Р-37. В рамках аванпроекта на конкурсной основе на базе изд. 610М разрабатывается новое изд. 810. Эта ракета должна размещаться во внутренних отсеках. Дальность повышена в 1.5 раза, высота полета цели до 40 км. Время работы энергоблока - 360 сек. На вооружении в 2013 году.

 .....На своем стенде МНИИ "Агат", входящий в Концерн ПВО "Алмаз-Антей", выставил новые активные радиолокационные головки самонаведения (АРГС) 9Б-1103М диаметром 350 мм и 150 мм, а также серийную АРГС ракеты РВВ-АЕ. Головка 9Б-1103М диаметром 150 мм предназначена для ракет малого калибра и обеспечивает захват цели класса "истребитель" на дальности до 13 км. Как отметил генеральный директор - генеральный конструктор МНИИ "Агат" Иосиф Акопян, по своим характеристикам и массогабаритным показателям эта АРГС конкурентоспособна с инфракрасными головками самонаведения, которые используются на ракетах ближнего боя и малой дальности. Инфракрасные головки, в отличие от радиолокационных, не приспособлены для применения в любых погодных условиях. До сих пор не было технической возможности создать активную головку в таких габаритах - это достижение последних лет. Как отметил Иосиф Акопян, по оценке журнала Jan`s, 9Б-1103М-150 - самая малогабаритная радиолокационная головка из всех существующих. Она относится к устройствам пятого поколения - АРГС полностью цифровая, переход на "цифру" осуществляется на первой промежуточной частоте. Время готовности головки после предварительного включения накала на передатчик составляет всего одну секунду, что обеспечивается применением волоконно-оптических гироскопов, которым не надо раскручиваться. Головка 9Б-1103М-350 предназначается для ракет большой дальности - она обеспечивает захват цели на расстоянии около 40 км. Все головки 9Б-1103М (имеется также АРГС диаметром 200 мм, не представленная в Берлине) могут использоваться как в ракетах "воздух-воздух", так и в ракетах "поверхность-воздух". По мнению Иосифа Акопяна, постепенно страны, которых сегодня устраивают характеристики РВВ-АЕ или AIM-120 (AMRAM), будут переходить на новое поколение ракет и головок, подобных серии 9Б-1103М.

Разрабатываются два унифицированных внутрифюзеляжных катапультных устройства: УВКУ-50Л для ракет весом не более 300 кг и УВКУ-50У - до 700 кг.

Судя по всему, в вышеприведенном тексте никаких секретов не было. Он прошел проверку, хотя в целом, материалы той конференции имели гриф. Бывает такое.

Так что я лучше удалю данный текст через 4 часа.

Пара замечаний - как видите, работы по УРВВ для ПАКФА идут в графике работ по нему самому, раньше 2010-2012гг ему эти ракеты с внутренней подвеской и полной газодинамикой не потребуются. А для поколения 4++ хватит и модернизированных ракет. Один фиг, с той же Р-73 даже в варианте РМД-1 бодаться реально (не в проспектах ЕАДС или еще кого) НЕКОМУ.

russbalt.livejournal.com

Развитие программы ПАК ФА - bmpd

Последние месяцы были отмечены существенным прогрессом в продвижении программы российского истребителя пятого поколения ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). 27 октября 2013 года в Комсомольске-на-Амуре совершил первый полет пятый летный опытный образец ПАК ФА – самолет Т-50-5. 20 ноября эта машина прибыла для прохождения испытаний на аэродром ОАО "Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова" в подмосковный Жуковский. В начале 2014 года предполагается предъявление ПАК ФА на Государственные испытания, первый этап которых планируется завершить в 2015 году. К моменту первого полета Т-50-5 состоялось более 450 полетов четырех первых летных опытных образцов Т-50 – напомним, что летные испытания первого летного опытного образца Т-50-1 были начаты 29 января 2010 года.

На Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина (филиал ОАО "Компания "Сухой") ведется изготовление еще четырех опытных образцов ПАК ФА – самолетов Т-50-6-1, Т-50-6-2, Т-50-7 и Т-50-8, которые должны быть сданы до конца 2014 года.

Пятый летный опытный образец истребителя пятого поколения ПАК ФА – самолет Т-50-5 ("бортовой номер 055"). Комсомольск-на-Амуре, ноябрь 2013 года (с) Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина (филиал ОАО "Компания "Сухой").

Одновременно переходит в производственную стадию создание основных систем для ПАК ФА.

В рамках программы ПАК ФА создаются два перспективных турбореактивных двухконтурных двигателя для данного самолета, оба проекта осуществляются созданной под эгидой ОАО "ОПК «Оборонпром» двигателестроительной интегрированной группой – ОАО «Объединённая двигателестроительная корпорация» (ОДК). В настоящее время на ПАК ФА устанавливаются двигатели первого этапа («изделие 117», АЛ-41Ф1) разработки ОАО "НПО "Сатурн", производство которых осуществляется ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (УМПО). Двигатель «изделие 117» максимальной тягой до 14500 кг представляет собой дальнейшее развитие известного семейства двигателей АЛ-31Ф с сохранением их "горячей части" и использованием модифицированного компрессора двигателя АЛ-41Ф («изделие 20»), ранее разрабатывавшегося в рамках еще советской программы истребителя пятого поколения МФИ. К настоящему моменту выпущено 18 двигателей первого этапа («изделие 117»), четыре из которых проходят стендовые испытания, и 14 – летные испытания в составе объектов Т-50. На нынешнем этапе разработки по основным элементам двигателя  «изделие 117» достигнут ресурс 750 часов до капитального ремонта. Ведется подготовка к серийному производству двигателя на УМПО.

Для дальнейшего развития ПАК ФА и полного достижения всех его заданных характеристик разрабатывается новый двигатель второго этапа («изделие 30») максимальной тягой до 16000 кг и более, который должен быть доведен до серийного производства ориентировочно к 2020 году. Разработка двигателя второго этапа ведется в кооперации между предприятиями дивизиона «Двигатели для боевой авиации» ОДК, при этом КБ-интегратором по разработке двигателя определен филиал УМПО – «ОКБ им. А.Люльки». В кооперации также задействованы ФГУП «НТЦ газотурбостроения «Салют» (Москва) и ОАО «НПП «Мотор» (Уфа). Кроме того, в работе участвуют и конструкторы ОАО «НПО «Сатурн» (Рыбинск), входящего в другой дивизион ОДК – «Двигатели для гражданской авиации». Головным изготовителем серийных двигателей второго этапа будет УМПО.

Работы по двигателю второго этапа («изделие 30») ПАК ФА включают научно-исследовательскую работу по разработке нового газогенератора, включающего пятиступенчатый компрессор высокого давления, камеру сгорания и одноступенчатые турбины высокого и низкого давления, а также НИР по разработке трехступенчатого компрессора низкого давления.

До конца 2013 года должно быть завершено техническое проектирование двигателя второго этапа и выпущена документация для изготовления демонстраторов газогенератора и двигателя. В 2014 году запланировано изготовление на УМПО и начало стендовых испытаний опытных газогенераторов и двигателя-демонстратора «изделие 30».

Радиолокационный комплекс системы управления вооружением Ш-121 самолета ПАК ФА с бортовой РЛС Н036 с пятиантенной системой с активными фазированными антенными решетками (АФАР) создан при головной роли ОАО «Научно-исследовательский институт приборостроения имени В. В. Тихомирова» (НИИП, Жуковский). В состав БРЛС Н036 входят пять АФАР – активная фазированная антенная решётка Х-диапазона Н036-01-1, размещенная в передней части фюзеляжа, две АФАР бокового обзора Н036Б и Н036Б-01, и две АФАР Н036Л и Н36Л-01 L-диапазона в носках крыла, предназначенные для обнаружения и государственного опознавания целей. Также в состав РЛК входит универсальная вычислительная система Н036УВС. Летно-конструкторские испытания опытных образцов РЛК Ш-121 ведутся с июля 2012 года на прототипах Т-50-3 и Т-50-4, а теперь в наиболее полной конфигурации они будут осуществляться и на Т-50-5. Серийное производство РЛК Ш-121 налаживается на ОАО "Государственный Рязанский приборный завод" (ГРПЗ).

Штатное расположение антенн РЛК Ш-121 на самолете ПАК ФА (с) Петр Бутовский / Air CosmosНаибольший прогресс в развитии РЛК Ш-121 связан с доведением до состояния массового производства основного элемента РЛС с АФАР – приемо-передающих модулей. Производство таких модулей  – широкополосных усилителей СВЧ для ППР, представляющих собой монолитную интегральную схему типа GaN – налажено на ФГУП "Научно-промышленное предприятие "Исток" (Фрязино, Московская область), входящем в состава холдинга "Росэлектроника".Разработка СВЧ-модулей для РЛС Н036 осуществлялась на НПП "Исток" с 2003 года. На основе мощных транзисторов и монолитных интегральных схем СВЧ-диапазона предприятием были разработаны СВЧ-модули для активной фазированной решетки, объединяющие в себе все приемо-передающие каналы антенны, цепи питания, системы охлаждения и цифрового управления.

В настоящее время на НПП "Исток" запущена первая в России линия для промышленного производства транзисторов и монолитных интегральных схем СВЧ-диапазона. Для нашей страны это стало настоящим прорывом, поскольку еще четыре года назад монолитные интегральные схемы СВЧ выпускались лишь единичными экземплярами. Запуск этой линии позволил наладить серийное производство СВЧ-субмодулей для РЛС с АФАР.

Созданная в НПП "Исток" пилотная линия по сборке, настройке, испытаниям и серийному выпуску СВЧ-субмодулей АФАР имеет производительность 100 тысяч модулей в год, что обеспечивается освоением с 2010 года серийного производства многослойной низкотемпературной керамики (LTСС). Исходная керамическая лента для этого изготавливается на предприятии. Введен в эксплуатацию специализированный участок по механообработке корпусных деталей для СВЧ-субмодулей АФАР с производительностью до 200 тысяч комплектов деталей в год.

Носовая активная фазированная антенная решётка Х-диапазона Н036-01-1 (1522 приёмо-передающих модуля) РЛС Н036 РЛК Ш-121 самолета ПАК ФА в экспозиции авиасалона МАКС-2009 (с) paralay.iboards.ruМногоканальный приемо-передающий модуль Х-диапазона РЛС Н036 РЛК Ш-121 самолета ПАК ФА в экспозиции авиасалона МАКС-2011 (с) paralay.iboards.ru

Активная фазированная антенная решётка L-диапазона Н036Л РЛС Н036 РЛК Ш-121 для размещения в носках крыла самолета ПАК ФА. Экспозиция авиасалона МАКС-2011 (с)  paralay.iboards.ru

Разработка управляемого вооружения для ПАК ФА осуществляется ОАО "Корпорация тактическое ракетное вооружение" (КТРВ). Комплексы ракетного оружия класса "воздух-воздух" создаются входящим в состав КТРВ московским ОАО "Гос МКБ "Вымпел" имени И.И. Торопова". Для ПАК ФА "Вымпел" ведет разработку перспективных изделий класса «воздух-воздух» малой, средней и большой дальности внутреннего размещения и с поэтапным наращиванием их боевых характеристик.

В сфере вооружения малой дальности ведутся работы по модернизации семейства ракет Р-73. Основным направлением ее модернизации стало создание "изделия 760" (РВВ-МД) так называемого «второго этапа модернизации». Характеристики ракеты наращены за счет оснащения её комбинированной системой управления в составе тепловой головки самонаведения, инерциальной системы управления (ИСУ) и приёмника линии радиокоррекции. Захват цели может осуществляться уже после пуска по целеуказанию от ИСУ. Поперечный размер ракеты 320 х 320 мм. Она способна захватить цель на траектории и при запуске совершить разворот на 160 градусов. Заявлялось, что "изделие 760" прошло государственные испытания и готово к серийному производству.

Также создается практически новая ракета малой дальности, ближнего высокоманевренного воздушного боя и противоракетной обороны, получившая обозначение К-МД ("изделие 300"). Ракета оснащена матричной тепловой ГСН с возможностью распознавания образа и повышенной вдвое дальностью захвата. Двигатель двухрежимный с временем работы до 100 секунд и трехканальным устройством газодинамического управления. Испытания ракеты ожидались в 2014-2015 годах.

В сфере вооружения средней дальности идут работы по модернизации ракеты Р-77. Первой усовершенствованной версией ракеты стало "изделие 170-1". Следующим этапом модернизации стало "изделие 180" (РВВ-СД). Решетчатые рули заменены на плоские нескладывающиеся рули. Ракета оснащена новой многорежимной активно-пассивной радиолокационной ГСН. По известным данным, серийное производство РВВ-СД должно быть начато в 2013 году.

Отдельным направлением развития ракет семейства Р-77 является создание "изделия 180-ПД" повышенной дальности, и ракеты с индексом "изделие 181С". Кроме того, "Вымпел" ведет создание ракеты средней дальности новой конструкции.

В сфере вооружения большой дальности для ПАК ФА "Вымпел" выполняет работы по модернизации ракеты Р-37. На базе "изделия 610М" разрабатывается новое "изделие 810". Эта ракета должна размещаться во внутренних отсеках ПАК ФА. Испытания намечены на 2014–2015 годы.

В качестве вооружения класса "воздух-поверхность" на ПАК ФА "первых этапов" предполагается использовать ряд новых образцов вооружения предприятий КТРВ – разработанную ОАО "ГНПП "Регион"  корректируемую авиационную бомбу КАБ-250 калибра 250 кг (предположительно имеет комбинированную спутниковую и лазерную полуактивную систему наведения), противорадиолокационную ракету Х-58УШК (разработчик ОАО «ГосМКБ „Радуга“ им. А. Я. Березняка») и модульные управляемые ракеты малой дальности семейства Х-38 (разработчик головное предприятие КТРВ).

bmpd.livejournal.com

«Су-35С на аэродроме Дземги несут боевое дежурство с ракетами Р-77-1» в блоге «Фотофакты»

В выпуске программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда» 3 апреля 2016 года были показаны кадры, демонстрирующие истребители Су-35С из состава 23-го истребительного авиационного полка 303-й гвардейской смешанной авиационной дивизии 11-й армии ВВС и ПВО Восточного военного округа на аэродроме Дземги (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край), несущие боевое дежурство с подвешенными новейшими ракетами класса «воздух — воздух» средней дальности Р-77-1 («изделие 170-1») с активными радиолокационными головками самонаведения и с находящимися на законцовках крыла контейнерами комплекса постановки активных помех Л-265М10 комплекса РЭБ «Хибины-М».

Напомним, что истребители Су-35С из состава 23-го истребительного авиаполка на аэродроме Дземги впервые приступили к боевому дежурству по противовоздушной обороне 25 декабря 2015 года. При этом данные истребители первоначально на боевом дежурстве в Дземги были вооружены только ракетами класса «воздух - воздух» малой дальности типа Р-73 и РВВ-МД, и устаревшими ракетами Р-27Т средней дальности с инфракрасной системой наведения.

Впервые ракеты РВВ-СД были замечены на четырех истребителях Су-35С, переброшенных в Сирию и приступивших к боевому дежурству на аэродроме Хмеймим с начала февраля 2016 года. На «сирийских» Су-35С впервые «засветились» и контейнеры комплекса постановки активных помех Л-265М10 комплекса РЭБ «Хибины-М».Судя по новой телепередаче «Звезды», истребители Су-35С в Дземги на боевом дежурстве несут такой же типовой состав подвесного вооружения, как и Су-35С на Хмеймим — в виде шесть ракет класса «воздух — воздух»: двух малой дальности Р-73 (или РВВ-МД), двух средней дальности Р-27Т и двух новых средней дальности Р-77-1.

Истребитель Су-35С (бортовой номер «32 красный», серийный номер 02413, регистрационный номер RF-95496) из состава 23-го истребительного авиационного полка 303-й гвардейской смешанной авиационной дивизии 11-й армии ВВС и ПВО Восточного военного округа на аэродроме Дземги (Комсомольск-на-Амуре), находщийся на боевом дежурстве с подвешенными ракетами класса «воздух — воздух» средней дальности Р-77-1 («изделие 170-1») и с контейнерами комплекса постановки активных помех Л-265М10 комплекса РЭБ «Хибины-М»© кадр телеканала «Звезда».

Ракеты класса «воздух — воздух» средней дальности Р-77-1(«изделие 170-1») на вооружении истребителей Су-35С из состава 23-го истребительного авиационного полка 303-й гвардейской смешанной авиационной дивизии 11-й армии ВВС и ПВО Восточного военного округа на аэродроме Дземги (Комсомольск-на-Амуре), находщихся на боевом дежурстве © кадр телеканала «Звезда»

sdelanounas.ru