Российский истребитель 5-го поколения: лучший в мире? Истребители 5 поколения


Сравнение лучших самолетов (5 поколение). Самолеты 5-го поколения

Самолеты 5 поколения – это известные на весь мир три модели: российская Т-50, американская F-22 («Раптор») и китайская J-20 («Черный орел»). Именно эти страны в случае возникновения каких-либо серьезных мировых ситуаций смогут повлиять на геополитическую ситуацию в мире. Какая модель лучше и кто сможет захватить воздушное пространство?

На войне как на войне

5 поколение самолет

Сегодня можно говорить о том, что многие страны ведут крупномасштабную войну, в которой главную роль играет не вооружение, а инновационные технологии и сверхточное оружие. В этом контексте важную роль играет военная авиация, а именно ее 5 поколение. Самолет российского производства Т-50 вполне может стать достойным конкурентом остальным воздушным транспортным средствам. К отличительным особенностям этих ультрасовременных моделей относятся:

  1. Легкое уничтожение стратегических объектов противника.
  2. Способность парализации всей оборонной промышленности той или иной страны.

Рассмотрим эти три транспортных средства подробнее, чтобы понять, что предлагают разные страны в качестве своего надежного вооружения.

Т-50 ПАК ФА (Россия): как все начиналось

самолеты 5 поколения

Самолеты 5 поколения стали разрабатываться не так давно, а сначала велось проектирование истребительными конструкторскими бюро еще в Советском Союзе. Именно в 80-е годы начались полномасштабные работы по производству многофункционального истребителя. В первую очередь планировалось создать дальний перехватчик, который способен стать достойной заменой Су-27 и МиГ-31. В качестве главных к модели предъявлялись следующие требования:

  • многофункциональность, то есть возможность действовать на любые типы целей – воздушные, наземные и надводные;
  • малая заметность в любых спектрах – от визуального до теплового и электромагнитного;
  • уникальная маневренность, что позволяло бы реализовывать нетрадиционные приемы и тактические элементы воздушного боя;
  • расширенный диапазон возможных режимов полета;
  • сверхзвуковая скорость полета.

Первый самолет комом

самолеты 5 поколения россии

До того как появились российские самолеты 5-го поколения, они претерпели всевозможные совершенствования. Так, сначала в качестве главного истребителя-перехватчика выдвигался Су-47, затем – перспективный истребитель Су-27КМ. Однако ни одна из этих моделей никак не могла относиться к числу пятого поколения. Именно поэтому в 1998 году было составлено новое техническое задание на создание уникального истребителя. За это время было продумано множество моделей, только к 2001 году был продуман перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации ПАК ФА.

Успешный ход дела

Первые самолеты 5 поколения России стали производиться в Комсомольске-на-Амуре в 2006 году. К 2009 году было создано три технических образца, после чего были проведены их испытания. Первый полет был осуществлен уже в 2010 году, что позволило выявить проблемы с рулевым управлением, тормозной системой. Как отмечалось в отчетах разработчиков, данная модель отличается простотой и удобством обслуживания, способностью развивать скорость без форсажа, маневренность с большими перегрузками и малозаметность.

В те времена только США и Россия могли похвастаться тем, что в их арсенале вооружения имеются самолеты 5 поколения. Ходили слухи, что и китайцы планируют создать новый продукт. Забегая вперед, скажем, что они его все-таки создали – и по своим характеристикам он ничуть не уступал американским и российским аналогам.

Преимущества Т-50 ПАК ФА

т 50 самолет 5 поколения

Как отмечалось многими специалистами, пятое поколение самолетов России отличается уникальными особенностями. В первую очередь модели привлекательны тем, что выполняют функции одновременно истребителя и ударного самолета. Кроме того, новый комплекс авионики интегрирует функцию электронного пилота. Самолеты 5 поколения России оснащены перспективной радиолокационной станцией, которая дополнена фазированной антенной решеткой. Ее особенность - в снижении нагрузки на летчика, который может концентрировать и выполнять тактические задачи.

Оборудование ПАК ФА

Сверхновые истребители, созданные в России, оснащаются уникальным бортовым оборудованием. Его особенность в том, что можно обмениваться данными в режиме онлайн, причем связь осуществляется как с наземными системами управлениями, так и внутри авиационной группы. Благодаря применению современных материалов и уникальных технологий военные самолеты России 5 поколения отличаются аэродинамической компоновкой и низким уровнем различных степеней обнаружения. Благодаря этому повышается боевая эффективность действия самолетов по разным видам целей. Конструкция модели выполнена так, чтобы максимально снизить заметность самолета. Двигатель ПАК ФА на 80% состоит из новых деталей, что позволило увеличить надежность и долговечность работы ресурса.

российские самолеты 5 поколения

Т-50 – самолет 5 поколения, который относится к тяжелому классу. Новинкой российского двигателестроения является плазменная система зажигания, что обеспечивает бескислородный запуск мотора. Также впервые на самолетах отечественного производства использовано цифровое управление: эта система отличается мобильностью и гибкостью. Что касается вооружения, то ПАК ФА планируется оснащать вооружением снаружи и внутри подвески.

Особенности вооружения

Т-50 – самолет 5 поколения, который сможет вести бой на разных дистанциях. Для этого его оснащают ракетами разного типа. Использование современных достижений позволит обнаружить воздушные и наземные объекты с большей эффективностью. Также модель будет оснащаться единой информационной системой боевого применения и управления, чтобы обмениваться данными с другими самолетами. Из новинок самолет получит навигационную систему на основе GPS/ГЛОНАСС-навигации, а также РЭР, РЭБ и подавления ИК ГСН и дистанционных взрывателей ракет противника, ЭДСУ, систему дозаправки топливом в полете, тормозной двухкупольный парашют.

Зарубежные эксперты пришли к выводу, что новейший самолет России 5 поколения – это подлинный успех инженеров, которые смогли спроектировать такой малозаметный агрегат.

F-22 ("Раптор") США

Этот самолет вполне может считаться лучшим самолетом 21 века. Связано это с тем, что в данной модели разработчики сумели воплотить последние изыски в сфере авиации. Боевой самолет F/A-22 начал проектироваться в 1991 году, причем создавался он на основе современных средств автоматизированного проектирования. Американские самолеты 5 поколения считаются самыми мощными и сильными в мире, поскольку отличаются длительным полетом на сверхзвуковой скорости и могут показывать уникальные тактические приемы.

новейший самолет россии 5 поколения

По сравнению с российским самолетом, F/A-22 имеет систему управления вектором тяги, что выражается в улучшенной маневренности. Это (а также высокий уровень радиоэлектронного оборудования) сделало данную модель самой сильной в мире. Однако многие специалисты отмечают, что российские самолеты 5 поколения вполне могут поспорить с американскими аналогами с точки зрения мощи и надежности.

Отмечается, что оборонительный комплекс российского самолета решает многие проблемы с опознанием объектов с высокой точностью, хотя оснащение "Раптора" напоминает оснащение ударных самолетов. Американский самолет, в свою очередь, может похвастаться оснащением корректируемых авиабомб нового поколения, которые снабжены системой инерциально-спутникового наведения.

Оснащение "Раптора"

Чтобы сделать самолет менее заметным, разработчики оснастили его системой пассивного режима работы. Американские военные самолеты 5 поколения "Раптор" способны обнаружить крупную воздушную цель на расстоянии до 300 км, наземную – до 70 км. Кабина летчика имеет широкоугольный ИЛС с большим полем обзора, что отличает и российский самолет. Из вооружения можно отметить встроенную пушку Мб 1А2 (боекомплект – 480 снарядов), четыре ракеты класса «воздух-воздух», 6 ракет AIM-120C и две ракеты в отсеках. Еще ряд ракет располагается на подкрылках самолета.

самолеты 5 го поколения

Американский самолет стал первым истребителем, который полностью оснащался комплексной системой бортового оборудования. Она включает в себя центральную комплексную систему обработки данных, систему связи, навигацию, опознавание ICNIA и боевой комплекс на электронном управлении.

J-20 ("Черный орел")

Если российские самолеты 5 поколения на слуху, то модели китайского производства пока только завоевывают мир. Так, модель J-20 – это тяжелый истребитель, созданный по схеме "утка". Однако по своим техническим характеристикам он не сравнится ни с российской, ни с американской моделью. Так, специалисты отмечают, что китайский самолет имеет проблемы с аэродинамикой, дальность полета у него небольшая по сравнению с нашей моделью, а не доведенная до ума конструкция увеличивает радиолокационную видимость агрегата. Самая главная проблема китайских истребителей – отсутствие двигателей. Получается, что тяжелый, габаритный и хорошо заметный самолет не обладает ни маневренностью, ни надежностью в эксплуатации. Соответственно, самыми надежными в мире остаются новейший самолет России 5 поколения и американский "Раптор".

Сравнительный анализ

Проведем сравнительную характеристику двух моделей – российского и американского производства:

Тактико-технические характеристики

Российский Т-50

Американский "Раптор"

Экипаж

1 человек

1 человек

Площадь крыла

78,8 кв.м.

78 кв.м

Длительность полета

3,3 часа

3 часа

Максимальная скорость

2,6 Маха

2,4 Маха

Дальность полета

2200 км

5500 км

Максимальная взлетная масса

37000 кг

38000 кг

Боевой потолок

19,2 км

18 км

Выводы: кто же лучше?

военные самолеты 5 поколения

Новейшие истребители самой высокой мощности пока доступны только в США и России. Кто же одержит верх, если самолеты столкнутся в воздухе? Ответ на этот вопрос не так уж прост. С одной стороны, американский истребитель состоит на вооружении давно, в то время как наша модель только проходит летные испытания. С другой стороны, российский самолет обладает более совершенной конструкцией, что делает его маневреннее. Российские разработчики также акцентируют внимание на том, что самолет Т-50 может нести на себе больший запас топлива, поэтому будет совершеннее американской модели по практической дальности и боевому радиусу. В любом случае, показатели обеих моделей будут постоянно совершенствоваться, поэтому сделать четкий вывод о том, кто сильнее, пока трудно.

fb.ru

Российский истребитель 5-го поколения: чем он лучше других самолётов

В чем особенности истребителя 5-го поколения по сравнению с машинами предыдущих поколений? Лучше всего об этом может рассказать тот, кто имел возможность провести сравнение на личном опыте, — заслуженный летчик-испытатель РФ, герой России Сергей Богдан, первый поднявший в воздух Т-50 и выполнивший на этой машине основной объем испытаний.

Олег Макаров Олег Титков

30 октября 2017 12:00

В чем принципиальное отличие истребителей 5-го и 4-го поколений с точки зрения пилотирования?

По сравнению с самолетами 4-го поколения, такими как Су-27 или МиГ-29, Т-50 имеет заметно облегченное управление. Раньше в пилотировании боевых самолетов очень многое зависело от летчика. Именно летчик, работая ручкой управления, рычагом управления двигателем (РУД), должен был выдерживать режимы полета: не превышать до опасных значений угол атаки, перегрузку. В те времена загрузка на органах управления и величина отклонения ручек имели принципиальную важность. Пилот кинестетически, буквально всем телом мог ощущать пределы, за которые он в управлении переходить не может. Теперь интегральная система управления автоматически выдерживает эти режимы, и нет нужды так сильно «затяжелять» органы управления, ведь при энергичном маневрировании, которое могут выполнять самолеты 5-го поколения, пилотирование может превратиться в очень энергоемкий процесс. Стоит при этом отметить, что на российских истребителях поколения 4++ (Су-35) и 4+ (Су-30СМ) усилия на органах управления были уже существенно снижены по сравнению с Су-27 и пилотирование стало значительно более комфортным. Внешне Су-35 практически неотличим от Су-27. На самом деле это радикально разные самолеты и по управляемости, и по маневренности, и по многим другим показателям. Но когда летчики осваивали Су-35, они легко переучивались и давали машине только восторженные оценки. Нет никаких оснований считать, что переход на Т-50 с точки зрения пилотирования будет сложнее.

А если говорить о физических кондициях пилотов — нужна ли для перехода на Т-50 дополнительная подготовка?

Да, требования к физической подготовке для пилотов машин 5-го поколения выше. Дело в том, что самолеты 4-го поколения могли выходить на перегрузку 9 g, но этот пиковый режим длился не более 1−1,5 с. Дальше при такой перегрузке резко возрастало лобовое сопротивление, скорость самолета падала, а с ней и перегрузка. Однако истребители поколений 4++ и 5 имеют значительно более мощные двигатели, и, как следствие, могут выдерживать 9 g на протяжении гораздо большего времени — например, в течение одной или двух минут. И весь этот временной промежуток пилот должен находиться в тонусе и контролировать ситуацию. Тут к физической подготовке требуется, конечно, очень серьезное отношение.

5-е поколение — это и новая функциональность, новые системы вооружения. Будет ли летчику сложнее управляться со всеми этими системами?

Да, нагрузка на пилота как оператора вырастает значительно. Номенклатура вооружения самолета 4-го поколения не выходила за пределы десятка. Летчику требовалось освоить три операции: работа по земле, работа по воздуху управляемым оружием (несколько видов ракет) и работа по воздуху неуправляемыми средствами (стрельба из пушки). Номенклатура вооружения Т-50 приближается к полусотне абсолютно разных средств с разными принципами наведения. Оружие с телевизионным наведением, радиолокационное прицеливание по морским и наземным целям… Каждый вид оружия имеет свое информационное обеспечение, свои индикаторы. И это еще не все — летчик еще может управлять целой группой самолетов. Ведя свой бой, он должен распределять задачи для подчиненных экипажей.

Пришлось разработать такие алгоритмы выдачи информации, чтобы летчик безошибочно считывал ее и принимал грамотные решения. Только работа ученых из Института космической медицины совместно с конструкторами, летчиками-испытателями, военными летчиками привела к тому, что алгоритмы были оптимизированы, управляющее поле стало неконфликтующим. Но все равно нагрузка на летчика ложится колоссальная. Поэтому на самолетах новых поколений задача пилотирования в целом второстепенна. Выполняя прицеливание, летчик может отвлекаться от пилотирования, бросать ручку управления даже с отключенным автопилотом. Автоматика самолета «знает», что машиной не управляют, и, если истребитель находится, например, в режиме крена и снижения, самолет сам убирает крен и переходит в горизонтальный полет. Главное — управление оружием.

www.popmech.ru

Самолет 5 поколения. Россия. США. Китай. Видео.

 

 

В середине 70-х годов ведущие авиационные державы, начали проработку концепции самолета пятого поколения. Разрабатывались основные перспективные требования к машине, проектировался внешний вид.

В то время когда машины четвертого поколения только испытывались или поступали на вооружение, основные требования истребителя будущего уже были готовы.

Что входит в понятие «самолет пятого поколения»?

Не будем перечислять все аспекты понятия «пятое поколение». На эту тему много написано и сказано. Остановимся лишь на основных требованиях.

  • Снижение заметности на всех диапазонах излучения.
  • Многофункциональность.
  • Переход на аппаратуру пассивного действия.
  • Бесфорсажный режим полета на сверхзвуке.
  • Повышенная маневренность, за счет аэродинамики и применения управляемого вектора тяги двигателей.
  • Автоматизация боевого воздействия на противника, на всех режимах полета.

Это вкратце основные современные требования к перспективным боевым комплексам.

В России и в США по-разному подходили к разработке нового поколения самолетов. Так, в России, делают основной упор на сверхманёвренности. Тогда как американцы сделали ставку на малозаметности и оснащенности самолета современными боевыми комплексами. По мнению американских экспертов, новейшие разработки вооружения позволят самолету не входить в фазу ближнего визуального маневренного боя. Выигрывать бой, благодаря более мощному радару и малозаметности на средних дистанциях.

Мировая гонка вооружения и усовершенствования как военных, так и гражданских технологий вдет весь мир к прогрессу и достижению новых целей. Так обстоит и с самолетами, они постоянно проходят модернизацию и усовершенствования, что позволят соответствовать им мировым требованиям. Проанализировав авиастроение на протяжении последних ста лет, можно сделать вывод, что за достаточно короткий исторический период времени человечеству на первых этапах удалось произвести отрыв от земли и совершить первые небольшие полеты, а на данный момент новые самолеты могут очень быстро пересекать расстояния над материками и океанами. За счет всего этого человечество и авиастроительная отрасль пришла к созданию самолетов 5-го поколения.

ПАК ФА Т-50 читать далее...

Первые машины, которые относятся к 5-му поколению, были созданы еще в 2001 году в США, а в нашем государстве в это время заканчивался летных этап тестирования самолета данной линейки. Первые разработки по созданию воздушного аппарата 5-го поколения начались еще в 70-х годах прошлого века. Причем разработка данных проектов была параллельно начата как в США, так и в СССР. Интересным фактом является то, что в это время машины 4-го поколения производили только первые полеты, а правительство и конструкторы планировали создание еще более совершенных машин. Для создания проекта и разработки качественно новых машин были собраны лучшие конструкторы с передовых ОКБ и научных центров.

F-35 читать далее...

В реальности на данный момент разработкой подобных самолетов занимается множество стран мира, наибольших достижений получили такие страны, как США своим F-35, Россия и ее ПАК ФА, Китай с двумя моделями J-31 и J-20 , а также Япония с самолетом Mitsubishi ATD-X. Что касается боевого применения, то самолеты пятого поколения приняты на вооружение только в США с 2014 года. Данный представитель имеет обозначение F-22.

 

Основные мировые требования к самолету 5-го поколения

 

Прежде всего, новые аппараты обязаны иметь значительно лучшие летные показатели и боевые характеристики. Именно по этой причине были разработаны характеристики,  которым должен отвечать новый боевой самолет.

  • Снизить к минимуму заметность самолета для радиолокационных вышек и для инфракрасных детекторов при пассивном или скрытом методе работы бортовых датчиков самолета;

  • Повышение многофункциональности, что позволяет использовать машину для более широкого спектра боевых заданий. Это должно обеспечить эффективное ведение боя как с воздушными, так и с надводными, и наземными вражескими объектами.

  • Самолет должен иметь круговую информационную систему, что позволяет контролировать все передвижение объектов вокруг самолета. Не так давно был создан шлем для данных самолетов, который позволяет пилоту смотреть сквозь самолет в любом направлении.

  • Также установлены скоростные показатели, которым должен отвечать самолет. Так, самолеты 5-го поколения должны достигать сверхзвуковых скоростей без использования режима форсажа.

  • Высокие показатели сверхманевренности аппарата.

  • Самолеты нового поколения должны быть способны производить многоканальную стрельбу ракетами с большого расстояния, а также осуществлять обстрел со всех ракурсов противников в ближнем бою.

  • Управление бортового информационного оборудования и новой системы помех должно производиться в автоматическом режиме.

  • Управление машиной должно проводиться всего одним боевым летчиком, который должен работать с индикатором тактической обстановки, на который выводится информация со всех внешних датчиков, причем данная информация предварительно обрабатывается компьютерными программами за счет сопоставления, масштабирования и наложения информации.

  • Вся конструкция и аэродинамика самолета данного типа должна обеспечивать возможность очень быстрого изменения траектории движения без запаздываний. Причем выполнение поворотов и виражей не должно требовать очень точной координации органов управления.

  • Для эффективной работы и боевого применения самолет должен прощать пилоту даже грубые погрешности управления в достаточно широком диапазоне.

  • Также автоматика самолета 5-го поколения обязана самостоятельно решать тактические задачи и иметь так называемую программу «В помощь пилоту».

J-20 читать далее...

Существуют отличия в приоритетных направлениях развития самолетостроения данного поколения в разных странах. Актуальным требованием к самолету, изготовленному в Российской Федерации, была сверхманевренность, что должно было обеспечить максимальную устойчивость аппарата на различных углах атаки. Также новый самолет обязан выдерживать высокие показатели перегрузки. Большое внимание было уделено разработке боевого вооружения, которое могло бы обеспечить максимальную эффективность боя при нахождении цели вне вектора траектории. Нужно отметить, что практически такие же требования были выдвинуты и для американских проектов 5-го поколения, но вскоре они поставили другие приоритетные цели, которым должен по максимуму отвечать самолет.

Mitsubishi ATD-X читать далее...

Итак, американские конструкторы предпочли уделить особое внимание динамике всей машины. Американцы отказались от ранее намеченного пути за счет того, что были созданы новые высокоманевренные ракеты, которые могли проводить атаку с любого угла. Новые ракеты оснащены головками с самонаведением, что позволяет проводить атаку не только с положения за задней полусферой противника. За счет всего этого планировалось проводить воздушные бои на средних дальностях, а в случаях особых ситуаций можно перейти в ближний бой. Данные самолеты и их оборудование по снижению заметности машины перевели воздушные бои в категорию «первый увидел – первый сбил». С одной стороны, логика американцев и их приоритетов понятна, но встреча двух подобных аппаратов с подобным набором оборудования приведет к возвращению более старых тактик боя, и тогда маневренность очень даже будет нелишней.

 

Разработки самолета 5-го поколения в Российской Федерации

 

Первоначальные разработки были начаты еще в начале 80-х годов прошлого века на МАПО МиГ. Данный центр готовил достаточно известный проект под обозначением «1.44». Впервые данная машина произвела отрыв от покрытия аэродрома в Жуковском в феврале 2000 года.

Т-50 видео

Первый полет прошел хорошо, машина показала отличную послушность, как и предшественники, но как отметил сам пилот В. Горбунов: «Это качественно новая машина с великолепными летными показателями». После этого машину передали на более глубокое летное тестирование, которое показало, что машину можно очень эффективно использовать в боевых действиях. В начале 90-х годов прошлого века финансирование проекта «1.44» было минимальным, это привело к тому, что все оборудование начало устаревать по сравнению с американскими аналогами, а немного позднее данная программа была полностью закрыта.

F-35 видео

В настоящее время идет разработка новой машины 5-го поколения, но этой программой уже занимается ОКБ имени Сухого. Новая модель была окрещена как ПАК ФА, что означает перспективный авиа комплекс фронтовой авиации, а платформа машины получила обозначение «Т-50». Эта машина провела первый свой вылет еще зимой 2010 года, полет проводился на территории предприятия КнААПО. Первый полет был успешен, при этом аппарат был в воздухе 47 минут. После 6 вылетов самолет был передан для дальнейшего тестирования в ЛИИ Громова. Здесь машина проходит дальнейшие летные испытания. Нужно отметить, что в начале весны 2011 года был создан еще один прототип, что значительно сокращает время на тестирование. Вторая машина поднялась в воздух с некоторыми недоработками, но уже 14.04.2011 года под управлением С. Богдана был преодолен звуковой барьер скорости аппарата. Сотый вылет самолетов типа ПАК ФА был произведен в ноябре 2011 года.

J-20 видео

Третья машина данного класса была готова к осени 2011 года, а свой первый вылет она произвела 22.11.2011 года. Все три машины на данный момент времени проходят тестирование по множеству параметров. Прежде чем приступить к серийному производству самолета 5-го поколения, конструкторы и руководство страны планирует провести не менее, чем 2 тысячи вылетов на этих самолетах. Руководством Российской Федерации было подчеркнуто, что в начале 2013 года придет первая партия нового авиационного комплекса, которым и будут комплектоваться эти самолеты, а в 2015 планируются полномасштабные закупки данных комплексов. 

 

Российские разработки

Известный в авиационных кругах проект «1. 44» начали разрабатывать в начале 80-х годов. Зимой-весной 2000 года самолет, известный также как МФИ поднимался в воздух. Истребитель показал неплохие летные данные. Но уже тогда, сказался недостаток финансирования проекта в целом. Технологии устарели и не выдерживали конкуренции с американскими аналогами. Впоследствии в силу ряда различных обстоятельств, проект закрыли.

Но РСК «МиГ», не сдает своих позиций. На прошедшем в этом году авиасалоне в Ле-Бурже, руководитель РСК Сергей Коротков, озвучил концепцию проектирования перспективного комплекса на базе самолета МиГ-35.

Более новая разработка ОКБ им. Сухого – самолет концепции ПАК ФА, получившего обозначение Т-50. В январе 2010 года он впервые полетел. Сейчас Т-50 постоянный участник всевозможных авиасалонов. В войска должен поступить в следующем году.

Т-50

На сегодня ПАК ФА единственный пока конкурент американскому F-22 Raptor.

Американские комплексы

F-22 Raptor, пока что первый и единственный принятый на вооружение авиационный комплекс пятого поколения. Разработка самолета стала очень дорогостоящей, и даже были снижены требования к самолету. Разработчикам пришлось отказаться от части оборудования, во избежание и без того раздутого бюджета. И все равно себестоимость F-22 оказалась 146,2 млн долларов.

В январе 2003 года первый серийный Raptor перелетел на авиабазу в пустыне Невады.

Еще одна разработка конструкторов фирмы Lockheed Martin F-35 Lightning II. Несомненно, столь же интересная и перспективная, как и дорогостоящая программа разработки JSF (единого истребителя). С перспективой создания унифицированного ударного комплекса для стран - членов НАТО.

Японский самолет демонстратор технологий Mitsubishi ATD-X Shinshin

Да, именно так, потому что Япония не собирается производить самолет серийно. На нем будут отрабатываться современные технологии, в частности, новейшая технология самовосстановления управляемости, при повреждениях SRFCC.

Индия ведет параллельно две современные разработки. Одну совместно с Россией, в которой Индия отвечает за разработку авионики, а российская сторона за планер и двигатели. И вторую, собственную разработку, самолета пятого поколения по программе AMCA.

Китайский сюрприз

Но больше всех всполошило мировое авиационное сообщество, новость о прорыве в создании самолета пятого поколения в Китае. Сведения о самолете J-20 «Черный орел» (одно из названий в прессе) достаточно туманные и расплывчатые. Учитывая закрытость китайского ВПК, скудную информацию можно почерпнуть лишь из официальных источников, и основываясь на мнение аналитиков.

Несмотря на скептицизм, и откровенно ироническое отношение западных специалистов к новостям из Поднебесной о создании платформы для самолета отвечающего всем требованиям авиации 21 века, в СМИ появились первые фотографии самолета. Первый полет произошел в 2011 году.

J-20 «Черный орел»

По» внешнему виду «Орла», можно определить главных «доноров» для создания внешности машины. В нем угадываются очертания и Т-50, и Raptor и F-35. Но, внешний облик, похожий на самолет стелс пятого поколения, еще не предполагает, высоких соответствующих ТТД. Главное, в самолете его внутренности. Двигатель, РЛС, БРЭО, вооружение. И вот как раз с этим, по мнению экспертов, у китайского «копипрома», пока есть проблемы.

Не копия, а аналог

А как известно аналог всегда уступает оригиналу.

На самолете J-20 стоят двигатели российского производства АЛ-31 ФН. Китайский аналог этого движка, семейства WS-10, еще пока недотягивает до оригинала. Недотягивают технологии, производство специальных сплавов. Поэтому китайский авиапром предпочитает закупать для своей промышленности комплектующие (в частности, лопатки для турбин) у российских производителей.

Далеко от мирового уровня производство композитных материалов и оборудования для РЛС. Не зря китайские коллеги проявляют повышенный интерес к закупкам у нас Су-35. Эта покупка даст возможность китайской авиапромышленности совершить очередной скачок в производстве конкурентоспособных авиационных комплексов. Разработка и производство конкурентоспособных авиационных комплексов пятого поколения в Китае, приведет к значительному переделу рынка вооружений, баланса сил в Тихоокеанском регионе, и откроет Китаю двери в клуб ведущих авиационных держав.

Беспокойство военных

Вполне понятно беспокойство американских военных. Растущая мощь китайской армии, в частности, новейших самолетов, угрожает интересам США в западном районе Тихоокеанского региона. Развитие авианосного флота, может положить конец монополии ВМС США в этой части мирового океана.

Для российских производителей, Китай становится сильным конкурентом на мировом рынке вооружений. Причем интрига в том, что китайцы начинают предлагать самолеты, скопированные с российских. Модернизируя их, и устанавливая авионику согласно требованиям рынка и конкретного заказчика, китайцы предлагают более дешевые аналоги наших машин. Одновременно ведя переговоры о закупке у нас более совершенной техники и оборудования. Несколько десятков лет китайцы используют российские современные технологии и «ноу-хау».

Вероятно просто обёртка

Конечно, нельзя не учитывать способность китайского ВПК поражать весь мир очередными технологическими прорывами. Но, несмотря на все усилия китайского руководства выдать желаемое за действительное, самолеты J-20 и J-31 еще далеки от комплексов пятого поколения. По оценкам экспертов и технических специалистов, данные машины являются платформой для дальнейших разработок авиационных комплексов, конкурентоспособных с мировыми аналогами.

Основные сравнительные характеристики Т-50, американского F-22 и китайского J-20.

 

Т-50(ПАК ФА) Россия

F-22(Раптор) США

J-20(Черный орел) Китай

Максимальная взлетная масса

35480 кг

38000 кг

36000 кг

Максимальная боевая нагрузка

10000 кг

10370 кг

н/д

Тяговооруженность при нормальной взлетной массе

1,13

1,05

н/д

Максимальная скорость полета

2600 км/ч

2410 км/ч

2000 км/ч

Максимальная бесфорсажная скорость полета

2100 км/ч

1850 км/ч

н/д

Дальность без ПТБ с боевой нагрузкой

2700 км

1900 км

2000 км

Максимальная дальность полета

5500 км

3400 км

5500 км

Практический потолок

20000 м

22000 м

20000 км

Потребная длина ВПП

350 м

915 м

н/д

Максимальная дальность обнаружения ВЦ

до 400 км

181

н/д

Количество выпущенных экземпляров на 2015г.

3

181

2

 

 

 

 

 

avia.pro

Самолеты 5-го поколения, Т-50, F-22, J-20, характеристи, сравнение

Самолеты 5-го поколения. Сравнение Т-50(ПАК ФА) Россия, F-22(Раптор) США, J-20(Черный орел) Китай

Современная ситуация в мире заставляет задуматься о способности России противостоять современным военным угрозам. Не секрет что главная и многолетняя угроза России это США. Так как их политика с продвижением свой концепции уклада мира и глобализации идет в разрез с некоторыми странами арабского мира, а так-же Китая и в частности России.

Постепенный захват всё больших территорий Североатлантическим альянсом заставляет задуматься о том, что рано или поздно, когда США наведут свой порядок в мелких странах арабского мира, придёт черёд и более крупных стран таких как Китай, Индия, и Россия.

Понятно что если мы всерьез не объединимся с Китаем и Индией, и не попытаемся остановить США и глобализацию, то нам в будущем придётся существовать при однополярном мире, который мы не примем, и будет вселенская партизанская война против США и альянса. Но на практике об объединении России, Китая и Индии не может быть и речи. По этому России как всегда придётся надеяться только на себя, и на свои вооруженные силы, боеспособность которых мягко говоря вызывает тревогу.

Современная крупномасштабная война в корне отличается от всех известных войн прошлого, в будущей войне обычное вооружение не играет ни какой роли, так как все армады бронетехники за пару часов уничтожаются парой тактических бомбардировщиков. В будущей войне всё решают высокие технологии и высокоточное оружие, в виде сверх технологичной тактической авиации, а наземную завершающую часть завершают уже спецподразделения, но не о них речь.

Речь о самолётах 5-го поколения, которые превосходят в разы все самолеты прошлых поколений и недосягаемы для обычных средств ПВО, и при этом несут на себе высокоточное вооружение. Которое с легкостью уничтожает стратегические объекты противника и парализует всю оборонную промышленность, ложа противника на "лопатки". Тут понятно что при возможном нападении США на Россию будет применена именно тактическая авиация, которая разбомбит всю инфраструктуру России, которой и так не много.

Например достаточно уничтожить Основные ГЭС и АЭС и вся промышленность тут-же остановится, а дополнительные удары по крупным оборонным заводам полностью парализуют оборонку. И можно пускать сухопутные войска при поддержке штурмовой авиации, которая будет уничтожать бронетехнику противника, тем самым не давая никаких шансов на ответные удары.

Многие скажут а как-же ядерный потенциал, да сейчас средства доставки ядерной боеголовки стали очень уязвимы. Да если мы решимся в первые часы наступления применить ядерное оружие, то будьте уверены что американцы будут к этому готовы, и наши ракеты будут встречать несколько поясов обороны США, оснащённых самыми передовыми средствами поражения межконтинентальных ракет, так что шансы что хоть одна наша межконтинентальная ядерная ракета пройдёт многоуровневую ПРО ничтожны.

Сейчас авиация играет основную роль и в частности самолёты 5-го поколения. Так как только они смогут эффективно противостоять стратегической авиации противника. Об этом знает и Китай, который тоже готовится к педстоящей агрессии США.

Начало испытаний в Китае собственного истребителя пятого поколения заставило российских разработчиков сосредоточить еще большее внимание на создании отечественного перспективного аналога 5-го поколения , который носит название Т-50 (ПАК ФА). Кроме Китая на создание собственного самолёта 5-го поколения поверг тот факт, что на вооружении ВВС США уже 7 лет находится такой самолет - F-22 "Раптор". О том, как идет разработка комплекса пятого поколения специальному корреспонденту рассказал главнокомандующий ВВС России, генерал-полковник Александр Зелин.

На вопросы о том как идут испытания нового Российского самолёта 5-го поколения, сколько сейчас испытательных единиц, и как скоро он появится в ВВС России, и будут ли соблюдены сроки поставки самолётов обещанные в 2015 году. - На данный момент испытания истребителя пятого поколения проходят в назначенные сроки в соответствии с принятыми решениями. По программе испытаний выполнено более 100 полетов. Все полученные на испытаниях характеристики в основном подтверждают требования, выдвигаемые к данному образцу.

В настоящее время в испытаниях используется 3 опытных единицы , в ближайшее время ожидается подключение к испытаниям еще трех самолетов . Общее количество самолетов , планируемое для проведения испытаний 14 единиц.

Так-же были заданы и другие вопросы, такие как: - в чем преимущества российского истребителя пятого поколения Т-50 по сравнению с американским F-22 "Раптор" и китайским Chengdu J-20 "Черный орёл" - Проведя анализ сравнительный анализ характеристик российского истребителя пятого поколения Т-50 с американским F-22 и китайским J-20, можно сделать вывод, что опытный образец Т-50 превосходит зарубежные аналоги основным показателям таким , как максимальная скорость полета (как форсажная, так и бесфорсажная), максимальная дальность полета, тяговооруженность, величина максимально реализуемой перегрузки.Несмотря на свои сравнимые с зарубежными аналогами габаритно-массовые характеристики, Т-50 имеет существенно меньшую величину разбега и пробега. К тому же по характеристикам бортового оборудования ПАК ФА выглядит лучше, чем зарубежные аналоги.

Т-50(ПАК ФА) Россия>Т-50(ПАК ФА) Россия

>F-22(Раптор) США

J-20(Черный орел) Китай>J-20(Черный орел) Китай

Основные сравнительные характеристики Т-50, американского F-22 и китайского J-20.

Т-50(ПАК ФА) Россия

F-22(Раптор) США

J-20(Черный орел) Китай

Максимальная взлетная масса

Максимальная боевая нагрузка

Тяговооруженность при нормальной взлетной массе

Максимальная скорость полета

Максимальная бесфорсажная скорость полета

Дальность без ПТБ с боевой нагрузкой

Максимальная дальность полета

Практический потолок

Потребная длина ВПП

Максимальная дальность обнаружения ВЦ

Количество выпущенных экземпляров

otchelniki.e-veterok.ru

Истребители пятого поколения

«Введение в авиационную и космическую технику»

«Истребители пятого поколения»

Содержание :

- Требования к пятому поколению………………..……………3

- Отличия российских и американских концепций....................4

- Российские прототипы……………………………….………..4

- Американские самолеты……………………………………....5

Lockheed F -35 JSF …………………………………….………6 Характеристики самолета X -35 ………………………….10 F/A-22 Raptor …………………………………………………11 Характеристики F/A-22 Raptor ………………………...23

- Список литературы………………………………………..….24

Требования к пятому поколению

Новые самолеты должны были иметь значительно более высокий боевой потенциал, чем их предшественники:

  • многофункциональность, то есть высокая эффективность при поражении воздушных, наземных, надводных и подводных целей;
  • наличие круговой информационной системы;
  • освоение крейсерских режимов полета на сверхзвуковых скоростях;
  • кардинальное уменьшение заметности самолета в радиолокационном и инфракрасном диапазонах в сочетании с переходом бортовых датчиков на пассивные методы получения информации, а также на режимы повышенной скрытности;
  • способность осуществлять всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, а также вести многоканальную ракетную стрельбу при ведении боя на большой дальности;
  • автоматизация управления бортовыми информационными и помеховыми системами;
  • повышенная боевая автономность за счет установки в кабине одноместного самолета индикатора тактической обстановки с возможностью микширования информации (то есть одновременного вывода и взаимного наложения в едином масштабе «картинок» от различных датчиков), а также использования систем телекодового обмена информацией с внешними источниками;
  • аэродинамика и бортовые системы должны обеспечивать возможность изменения угловой ориентации и траектории движения самолета без сколько-нибудь ощутимых запаздываний, не требуя при этом строгой координации и согласования движений управляющих органов;
  • самолет должен «прощать» грубые погрешности пилотирования в широком диапазоне условий полета;
  • самолет должен быть оснащён автоматизированной системой управления на уровне решения тактических задач, имеющей экспертный режим «в помощь летчику».

Отличия российских и американских концепций

Одним из важнейших требований к российскому истребителю пятого поколения являлась «сверхманевренность» — способность сохранять устойчивость и управляемость на углах атаки 90° и более. Следует заметить, что «сверхманевренность» первоначально фигурировала и в требованиях к американскому истребителю пятого поколения, создававшемуся, практически одновременно с российской машиной, по программе ATF. Однако в дальнейшем американцы, столкнувшись с трудноразрешимой задачей совместить в одном самолете малую заметность, сверхзвуковую крейсерскую скорость и «сверхманевренность», вынуждены были пожертвовать последней (маневренные возможности американского истребителя F-22, вероятно, лишь приближаются к уровню, достигнутому на модернизированном самолете Су-27, оснащенном системой управления вектором тяг ). Отказ ВВС США от достижения сверхманевренности мотивировался, в частности, быстрым совершенствованием авиационного вооружения: появление высокоманевренных всеракурсных ракет, нашлемных систем целеуказания и новых головок самонаведения позволяло отказаться от обязательного захода в заднюю полусферу противника. Предполагалось, что воздушный бой теперь будет вестись на средних дальностях с переходом в маневренную стадию лишь в крайнем случае, «если что-то сделано не так».

Представитель российских ВВС, оценивая качества новых машин, заявил, что их будут отличать сверхманевренность, высокая интеллектуализация борта, круговое информационное поле, малая заметность, всеракурсный обстрел целей.

Российские прототипы

В России истребитель пятого поколения имеет полное название "перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации" (ПАК ФА)

Летом 1997 года российские ОКБ представили два проекта:

  • ОКБ Сухого представило прототип самолёта, получивший рабочий индекс С-37 (впоследствии был переименован в Су-47) и имя «Беркут». Сборка полноценного экземпляра со штатными двигателями и бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО) не завершена, проект закрыт, самолет используется в качестве летающей лаборатории для отработки других тем.
  • МАПО МиГ подготовило проект, известный как «1-42». Реального самолета 1-42 не существует. В рамках этой программы была построена только летающая лаборатория для отработки технологий, этот самолет имеет индекс 1-44.

Сейчас ОКБ Сухого разрабатывает полноценный самолет пятого поколения — ПАК ФА, его первый полёт, по заявлениям главкома ВВС, планируется на 2009 год.

По сообщению РИА Новости РСК «МиГ» ведет работы над двумя проектами истребителей пятого поколения.

По сообщению РБК, Военно-воздушные силы (ВВС) России приступили к испытаниям второго образца истребителя пятого поколения. Об этом заявил на авиационно-космическом салоне МАКС-2009 главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин.

Прогнозируется, что авиационный комплекс пятого поколения будет принят на вооружение ВВС России в 2012—2015 годах.

Американские самолеты

15 декабря 2005 года в США вступила в строй первая эскадрилья истребителей Локхид-Мартин F-22A «Рэптор». Кроме «Рэптора» в США разрабатывается по программе JSF более легкий однодвигательный истребитель F-35.

Lockheed F -35 JSF

МОСКВА, 3 марта. На предприятии "Локхид Мартин" в Форт Уорте 25 февраля совершил первый полет второй истребитель пятого поколения F-35B "Лайтнинг-2" в версии короткого взлета и вертикальной посадки STOVL (КВВП). Самолет, получивший обозначение BF-2, присоединится к проходящим испытания F-35A версии с обычным взлетом и посадкой CTOL (ОВП) и первому истребителю F-35B STOVL, которые вместе уже выполнили 84 полета. Первый F-35B, получивший обозначение BF-1, выполнил первый полет 11 июня 2008 г.Целью состоявшегося полета, являлась проверка работы всех бортовых подсистем, включая боевые, и основных пилотажных характеристик истребителя. В ходе следующих испытаний будет поэтапно проводиться увеличение высоты и скорости полета самолета.Истребитель останется в Форт Уорте в течение следующих нескольких месяцев для проведения серии наземных испытаний, калибровки оборудования и моделирования режима зависания. Начальные полеты, самолет будет осуществлять обычным способом.BF-2 практически аналогичен первому самолету BF-1. Основным различием является установленная на борту измерительная аппаратура, которая ориентирована на различную программу летных испытаний самолетов. BF-2 будет использоваться для изучения флаттерных явлений (вибрация самолета), поведения истребителя на больших углах атаки, испытаний двигателей, систем дозаправки топливом в воздухе, систем вооружения и оценки уровня радиолокационной заметности. BF-1 предназначен для начальных испытаний режимов взлета и посадки, включая короткий разбег, зависание и вертикальную посадку, а также проверки совместимости самолета с пушечным вооружением. Первую вертикальную посадку, с использованием опытного образца BF-1, планируется провести в середине 2009 г.В январе "Локхид Мартин", завершила сборку первого полностью оборудованного боевыми системами истребителя F-35B "Лайтнинг-2", который будет использоваться для испытаний полного пакета авионики. Самолет, получивший обозначение BF-4, будет оборудован разработанной "Нортроп Грумман" бортовой РЛС с активной фазированной антенной решеткой с электронным сканированием AN/APG-81, интегрированным комплектом систем связи, навигации и идентификации, системой РЭБ компании "БАе системз" и программным обеспечением версии "блок-0,5".Программа F-35 JSF (Joint Strike Fighter) разрабатывается с конца 1996 г. Пентагон одновременно разрабатывает три версии F-35. Самолет в варианте ОВП F-35A для обычных ВПП заказан ВВС США. Истребитель в варианте КВВП F-35B, предназначен для действий с малых ВПП в зоне боевых действий и его получат КМП США. Вариант F-35C CV предназначен для базирования на авианосцах ВМС США. Все три варианта максимально унифицированы.F-35B КВВП стал второй версией самолета, которая вошла в стадию летных испытаний. Первым поднялся в воздух F-35A версии ОВП. Истребитель F-35C, взлет которого будет осуществляться с палубы больших авианосцев ВМС США при помощи катапульты, а посадка с использованием аэрофинишера, должен совершить первый полет в 2009 г.Согласно планам, F-35B, будет первым из трех вариантов "Лайтнинг-2", который достигнет состояния начальной боеспособности. Планируется, что первые машины будут приняты на вооружение КМП США в 2012 г. Затем самолеты этой модификации, также будут поставлены на вооружение ВВС и ВМС Великобритании и Италии.F-35B предназначен для замены линейки истребителей F/A-18 "Хорнет" и самолетов с вертикальным/коротким взлетом и посадкой AV-8B "Харриер" авиации КМП США и "Харриер" GR.7/GR.9 ВМС Великобритании. Истребители в варианте с F-35B STOVL будут способны действовать с палуб авианосцев Великобритании, стандартных аэродромов, а также малых ВПП."Локхид Мартин", является основным подрядчиком проекта и реализует его совместно с "Нортроп Грумман" и "БАе системз". Последняя также является основным подрядчиком постройки двух авианосцев ВМС Великобритании, на которых будут базироваться 138 F-35B.Контракт стоимостью 2,4 млрд. долл. на начальное производство 12 самолетов F-35, включая 6 F-35 ОВП и 6 КВВП компания "Локхид Мартин", получила в июле 2007 г. В августе 2008 г., "Локхид Мартин" получила 1 млрд. долл. на изготовление 6 истребителей F-35B КВВП в рамках второго контракта на мелкосерийное производство LRIP 2 (Low Rate Initial Production) самолетов F-35 "Лайтнинг-2".КМП и ВМС США планируют принять на вооружение 680 F-35B и F-35C. ВВС США намерены закупить 1763 самолетов F-35A. Великобритания планирует приобрести для ВВС и ВМС 150 F-35B. По оценкам экспертов, с учетом возможных продаж F-35 другим заказчикам, к 2027 г., общее количество произведенных самолетов может составить 4500 ед. или больше. В данные планы, однако, может внести корректировку увеличение стоимости самолетов и возможная задержка в их разработке.

mirznanii.com

Истребители 5-го поколения | Военное оружие и армии Мира

Концепция stealth, в соответствии с которой разрабатываются многие боевые машины последних 20 лет, означает целый комплекс мероприятий, направленных на снижение заметности, что положительно влияет на уровень боевых потерь и повышение эффективности боевых самолетов. Однако совершенствование средств обнаружения может через какое-то время нейтрализовать превосходство «невидимок».

Развитие реактивных самолетов и РЛС, способных обнаруживать воздушные цели, многие годы шло с явным превосходством радаров, и до начала 1980-х годов считалось, что для самолета единственным способом ускользнуть от «всевидящего ока» остается полет на малых и предельно малых высотах. Конечно, оставались еще активные и пассивные радиоэлектронные помехи, но в случае их применения о скрытности можно было забыть. В 1980-е годы фирма «Локхид» создала первый самолет, получивший название «стелс» (для него это чуть не стало вторым именем) и обладавший футуристическим обликом, сразу выделявшим его среди более традиционных собратьев.

НЕВИДИМЫ И НЕСЛЫШИМЫ — НО ВСЕГДА ЛИ?

В популярном понимании самолет стелс обладает характерным «граненым» обликом, который чудесным образом делает машину невидимой для РЛС противника. Но это далеко не все особенности конструкции, призванные радикально снизить заметность самолета, притом не только для РЛС, но и для других средств обнаружения. По идее военных и конструкторов, самолеты-невидимки должны быть на порядок (в 10 и более раз) менее видны для радаров, при этом иметь значительно уменьшенную заметность в ИК-диапазоне, сниженный шум, ослабленное излучение собственных радиотехнических средств и даже затруднять визуальное обнаружение. Попытка реализовать все эти требования и вызвала столь причудливую внешность, ставшую лицом стелс-технологий.

Снижение отраженного сигнала РЛС достигается за счет выбора специальной геометрии планера, упрятывания «ярких» (для РЛС) элементов внутрь конструкции и применения специальных покрытий, поглощающих (разумеется, лишь частично) излучение. «Граненый» планер самолета переотражает в направлении источника излучения заметно меньшую долю радиоволн, чем традиционный, обтекаемый. Любые детали, имеющие округлую форму, отражают сигнал во всех направлениях. Вспомним о вооружении. Ракеты, бомбы, пилоны и балки подвески — все эти мелкие детали совершенно портят картину минимального переотражения, которого с такими трудами добиваются создатели самолета. Выход есть, но цена его дорога: все подвесное оружие приходится размещать во внутреннем отсеке вооружения, закрывая его створками, как это уже давно принято на бомбардировщиках. Кроме этого, очень «аппетитными» для РЛС являются входные, первые ступени компрессора двигателя, дающие на отражении интенсивное, контрастное «эхо». Их тоже решили убрать внутрь конструкции, применив изогнутые воздухозаборники. Такой привычный элемент конструкции, как киль, увы, делает свое черное дело: располагаясь ортогонально к стабилизатору, работает как уголковый отражатель. О лучшем расчет РЛС и мечтать не может! И снова конструкторы находят решение, оснащая истребитель двумя килями вместо одного (меньшая площадь) и наклоняя их желаемым образом по отношению к горизонтали.

Можно ли чувствовать себя в безопасности, сделавшись почти невидимым для вражеских РЛС? Конечно, нет: современный самолет, особенно истребитель, выдает себя излучением и в других диапазонах волн. Двигатели, особенно в форсажном режиме, отлично видны для ИК-локаторов. Поэтому на стелсе стараются прикрыть сопла другими частями конструкции с боков и особенно снизу, а также максимально охладить реактивную струю за счет смешивания с холодным окружающим воздухом. Последнее столь же благотворно влияет и на шум. И вот спроектирован и построен очередной новый истребитель — учтены все возможные детали. Будет ли он невидимкой? В определенных условиях он будет почти невидим. Если излучающая и приемная антенна РЛС расположены в одном месте, если диапазон волн, в котором работает РЛС, составляет 10 ГГц и выше, если самолет не совершает резких маневров и подставляет себя под оптимальным углом, если он не использует свое вооружение (отсек закрыт створками) — тогда да, отметка от истребителя будет сравнима по размеру с «эхом» от средней птицы или даже меньше. Но если хотя бы одно из этих условий нарушено, отметка цели сразу же украсит экран локатора.

И это еще не все. Самолеты-невидимки могут нести лишь небольшое (по сравнению с «видимыми») количество вооружения, ограниченное размерами отсека. Они не могут использовать подвесные топливные баки, а вынужденные геометрические формы вступают в противоречие с аэродинамикой, снижая маневренность и скорость. И что еще забавнее, работы над новыми РЛС могут вскоре лишить стелсы почти всех их преимуществ, купленных так задорого.

НЕ ТОЛЬКО СТЕЛС, НО И МНОГОЕ ДРУГОЕ

Концепция стелс начала использоваться на бомбардировщиках, но именно истребители нового поколения в последние 15-20 лет служат протагонистами этого модного тренда в военной технике. Словосочетание «истребитель стелс» практически стало синонимом более широкого понятия «истребитель 5-го поколения», хотя, помимо «невидимости», новые машины должны обладать целым набором свойств. Наиболее значимыми из них являются сверхманевренность (несмотря на ухудшенную аэродинамику) — в большой степени за счет использования управляемого вектора тяги, сверхзвуковая крейсерская (на номинальном режиме работы двигателей) скорость, РЛС с активной ФАР и высокоинтегрированная система сенсоров, устройств отображения информации, автоматических пилотажных систем и искусственного интеллекта. В настоящий момент этим амбициозным требованиям в большей или меньшей степени соответствуют всего пять построенных и летающих истребителей: американские F-22 «Рэптор» и F-35 «Лайтнинг» II, российский Т-50 (ПАК ФА) и китайские (КНР) «Цзянь-20» (J-20) и «Цзянь-31» (J-31). И только «Рэптор» в настоящий момент находится в строю (выпущено 187 штук).

    2977      

warfor.me

Истребители пятого поколения: "золотые" самолеты

Новейшие боевые самолеты смогли себе позволить только четыре государства.

Китай впервые показал истребитель пятого поколения собственного производства J-20, о работе над котором заявлялось в 2002 году.

Хотя поиски облика истребителя этого поколения начались еще в далеких 70-х годах прошлого века, в мире их всего несколько - американские F-22 Raptor и F-35 Lightning II, российский ПАК ФА (Т-50), японский Mitsubishi X-2 Shinshin. Известно, что Китай работает над еще одним "пятым", получивший неофициальное имя J-31.

При этом, только США приняли на вооружение истребитель пятого поколения - в 2001 году американские военные получили Рапторы.

Корреспондент.net решил разобраться, что это за "птицы" и почему их так сложно "приготовить".

Сверхсамолет

К истребителям пятого поколения предъявили жесткие требования, они должны быть быстрей, сильней, умней и при этом незаметны.

Основные характеристики:

- кардинальное уменьшение заметности;

- многофункциональность;

- полет на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа;

- сверхманевренность;

- всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, многоканальная ракетная стрельба при ведении боя на большой дальности;

- максимальная автоматизация управления бортовыми информационными системами, система управления на уровне решения тактических задач, имеющей экспертный режим "в помощь летчику".

 

Китайские птички

 

Чэнду J-20 или Черный орел

 

Представленный сегодня широкой публике китайский истребитель был разработан Авиационной промышленной корпорацией в городе Чанду.

Впервые J-20 поднялся в воздух 11 января 2011 года и с тех пор совершил несколько десятков испытательных полетов.

Ожидается, что Чэнду поступит в эксплуатацию в 2017-2019 годах.

Характеристики: Большая часть тактико-технических характеристик истребителя остается в тайне. СМИ пишут, что самолет будет оснащен противокорабельными ракетами и его основной целью, соответсвенно, является борьба с кораблями в Тихом океане. 

J-20 имеет большое количество похожих и полностью скопированных элементов от российского, так и не завершившего испытания, МиГ 1.44 и американских F-22 и F-35, таких как треугольное крыло, пара подфюзеляжных килей и близкорасположенные двигатели (аналогично МиГ 1.44), фонарь и носовую часть, идентичные этим же элементам на F-22, расположение воздухозаборников, имеющих схожую с F-35 конструкцию.

Вертикальное оперение является цельноповоротным и имеет схожую с оперением истребителя F-35 геометрию.

Есть также сведения, указывающие, что китайский истребитель оснащен РЛС с АФАР. 

Ранее Popular Science писал, что в Китае будет шесть J-20, что сделает их самыми многочисленными стелс-истребителями в мире, за исключением американских. К примеру, у России есть только четыре пригодных для полетов ПАК ФА (Т-50) после того, как авария в июне 2014 года уничтожила пятую модель.

 
Шэньян J-31 или Кречет

 

Об этом истребителе практически нет никакой информации, кроме его внешнего вида. О нем стало известно в 2012 году, тогда же он впервые поднялся в воздух. Разработчиком является Shenyang Aircraft Corporation.

Эксперты пишут, что легкий Кречет вобрал в себя все самое лучше от американского F-35, включая внешний вид, а по качественным характеристикам даже может с ним сравниться, несмотря на относительную дешевизну.

 

Сверхдорогие американцы

 
"Золотой" F-22 Raptor 

 

Раптор производства Lockheed Martin - одноместный двухдвигательный сверхзвуковой, исключительно маневренный истребитель пятого поколения с характеристиками малозаметности.

Создавался он в основном как истребитель завоевания превосходства в воздухе, но может также действовать как штурмовик, самолет радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронной разведки.

Характеристики: F-22A - первый истребитель, который оснащается полностью комплексной системой бортового электронного оборудования, в отличие от современных истребителей, оснащенных БРЭО, работающим по федеративному принципу, когда большое число отдельных систем связано между собой цифровой информационной шиной. 

Управляемые ракеты класса "воздух-воздух" размещаются внутри фюзеляжа. Четыре ракеты AIM-9 Сайдуиндер находятся в отсеках по бокам воздухозаборников. а четыре ракеты AMRAAM - в отсеке нижней части фюзеляжа. Кроме того, самолет вооружен усовершенствованным вариантом пушки М61А1 калибра 20 мм.

Несмотря на длительный период разработки, ВВС США считают F-22 важнейшим компонентом своей тактической воздушной мощи, утверждая, что этому самолету нет равных среди известных и разрабатываемых машин.

Lockheed Martin заявляет, что в целом это на сегодня лучший в мире истребитель благодаря сочетанию в нем таких качеств как малозаметность, скорость, быстрота маневрирования, точность, ситуативная информированность, и наличию оружия класса "воздух-воздух" и "воздух-земля".

F-22 - один из самых дорогих истребителей в мире, стоящих на вооружении. Себестоимость производства одного самолета оценивается в 146,2 миллиона долларов, а полная цена с учетом всех косвенных затрат и при ожидаемом объеме производства - 350 миллионов.

Иногда об F-22 говорят, что он "на вес золота", что буквально соответствовало финансовым рынкам на февраль 2006 года - стоимость 19,7 тонн чистого золота (вес пустого F-22A) в этот период составляла те же 350 миллионов долларов.

 
F-35 Lightning II (Молния)

 

Самолет F-35 Lightning II компании Lockheed Martin принадлежит к семейству одноместных одномоторных многоцелевых истребителей пятого поколения и разрабатывается для использования в качестве штурмовика, разведчика и перехватчика с использованием технологии "стелс". 

Свой первый полет F-35 совершил 15 декабря 2006 года. Соединенные Штаты планируют закупить 2 443 таких самолета.

Существует три основных модели F-35.

Характеристики: F-35А - вариант с обычным взлетом и посадкой, F-35В - самолет укороченного и вертикального взлета и посадки, а F-35C - палубный вариант для использования на авианосцах. F-35 создан на основе Х-35, разработанного в рамках программы Joint Strike Fighter (Единый ударный истребитель).

Варианты F-35 в предстоящие годы должны создать основу пилотируемых тактических воздушных сил в ВВС, корпусе морской пехоты и в ВМС. Поставку F-35 в войска планируется завершить в 2037 году.

Морской вариант F-35, имеющий обозначение F-35С, отличается от F-35А и F-35В большей поверхностью крыла и усиленным шасси, чтобы обеспечить лучшую управляемость самолета в трудных условиях взлета и посадки на палубу.

В начале августа этого года Пентагон заявил, что первое подразделение ВВС США, укомплектованное малозаметными истребителями пятого поколения F-35A, достигло боевой готовности. 

Таким образом, 34-я истребительная эскадрилья 388-го истребительного авиакрыла, размещенного на авиабазе Хилл, признана способной к выполнению боевых задач на новом самолете, включая воздушные бои и удары по наземным целям.

Как заявил глава Пентагона Эштон Картер, это ключевой этап в освоении самолета, который должен обеспечить превосходство США в воздухе на годы вперед.

 

Сухой русский

 

Вероятно, самый громкий российский оборонный проект - это самолет Т-50 ПАК ФА, разрабатываемый ОКБ Сухого. Этот малозаметный истребитель пятого поколения должен придти на смену старому доброму Су-27 во всех его многочисленных модификациях.

 

Первый полет самолет совершил 29 января 2010 года. В 2013 году началось мелкосерийное производство самолетов этого типа для испытания вооружений. Серийное производство самолета должно начаться в этом году.

 

Серийные поставки ПАК ФА в войска, как ожидается, начнутся в 2018 году, всего российские военные должны до 2020 года получить 55 истребителей пятого поколения

Характеристики: В окончательной версии ПАК ФА будет примерным аналогом американскому F-22 Raptor. Как и он, российский истребитель рассчитан на то, чтобы летать на больших высотах и крейсировать на сверхзвуковой скорости.

Он также должен получиться исключительно маневренным. Россия рассчитывает оснастить его самыми современными средствами обнаружения и радиоэлектронной борьбы.

При всех достоинствах ПАК ФА очень дорог, поэтому Россия сократила планируемые закупки до 12-ти самолетов. Наращивать производство до полной разработки новых более мощных двигателей специально для нового истребителя она, вероятно, не будет.

В середине августа Минобороны России показало Т-50 в воздухе, а в сентябре производитель показал пушку ПАК ФА в действии.

 

Японская душа

 

Mitsubishi X-2 Shinshin (душа) - японский истребитель пятого поколения с технологией "стелс", разрабатываемый в Техническом проектно-конструкторском институте (TRDI) Минобороны Японии.

Основным контрактором по работе над самолетом является компания Mitsubishi Heavy Industries.

X-2 совершил свой первый полет 22 апреля 2016 года. 

Характеристики: По форме Mitsubishi X-2 близок к F-22 Raptor, но весит около семи тонн. Размеры и угол наклона вертикального оперения и форма наплыва и воздухозаборников идентичны используемым на американском истребителе пятого поколения.

Самолет построен с применением стелс-технологий и использует композиционные материалы. Согласно Минобороны Японии, эффективная площадь рассеяния у ATD-X больше, чем у насекомого, но меньше, чем у птицы средних размеров.

Истребитель будет иметь два турбореактивных двигателя и сможет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. На первые летные экземпляры поставят иностранные двигатели - либо General Electric F404 (используются на F/A-18), либо Snecma M88-2 (Dassault Rafale), либо Volvo Aero RM12 (Gripen).

Ожидается, что окончательная версия самолета будет использовать японские двигатели компании IHI XF5-1, с управляемым вектором тяги, пока что находящиеся на стадии разработки.

Mitsubishi X-2 будет использовать РЛС с АФАР, разработанную Mitsubishi Electronics. Утверждается, что эта РЛС сравнима с новейшей американской AN/APG-81 (устанавливается на F-35).

korrespondent.net