Военные отказываются от истребителя пятого поколения Т-50? Истребитель т 50


Истребитель-невидимка Т-50 - звезда салона МАКС-2015

Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"

Многоцелевой истребитель-невидимка Т-50 создавался для качественного превосходства над предшественниками, противниками и конкурентами. Это ответ американским самолетам пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lightning II. Невероятное рождение истребителя Т-50 в 90-е годы, устойчивое развитие проекта в неблагоприятных условиях свидетельствуют об уровне развития российской науки и прочности отечественного ОПК.

Тайное и явное превосходство

Многофункциональный истребитель Т-50 способен завоевывать господство в воздухе, поражать широкий спектр воздушных, наземных и морских целей. Полная техническая информация об этом самолете доступна лишь узкому кругу специалистов. Из открытых источников известно, что Т-50 по размаху крыла и длине больше F-22 и меньше Су-27, обладает радиолокационной малозаметностью, сверхзвуковой крейсерской скоростью до 2600 км в час без использования форсажа, способностью маневрирования с большими перегрузками. Возможно, серийный образец будет значительно отличаться от прототипов.

Одно из главных требований к истребителю пятого поколения —малозаметность, уменьшающая вероятность обнаружения противником. И форма планера Т-50 определена применявшимися при его проектировании технологиями снижения заметности. Истребитель имеет интегральный планер, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным трапециевидным крылом, плавно сопряженным с широким фюзеляжем, который зрительно составляет почти половину размаха крыла.

Хвостовое оперение — цельноповоротные трапециевидные стабилизаторы и кили, установленные с развалом около 26°. Аэродинамический тормоз отсутствует, для увеличения лобового сопротивления применяется дифференциальное отклонение килей и стабилизаторов.

Благодаря широкому фюзеляжу Т-50, колея трехстоечного шасси составляет 5,5 м. Плоское днище фюзеляжа скрывает два внутренних отсека вооружения. На правой стороне носовой части самолета установлена авиапушка, на левой — выдвижная штанга для дозаправки в воздухе.

В конструкции широко использованы композиционные материалы (70% поверхности и 25% веса самолета). По сравнению с Су-27 в планере Т-50 в четыре раза меньше деталей, это позволяет сократить время изготовления, снизить цену.

Поразительно, что эта совершенная машина рождалась практически на энтузиазме, во времена, когда отечественную оборонку лихорадили реформы, приватизация, безденежье.

Тяга к совершенству

Уже на первом этапе испытаний опытная серия ПАК ФА оснащалась новейшими двигателями Рыбинского НПО "Сатурн" с цифровой системой управления и управляемым вектором тяги АЛ-41Ф1 ("изделие 117") с тягой по 15000 кг на форсаже и межремонтным ресурсом 4000 часов. Испытания двигателя завершены в 2006 году. АЛ-41Ф1 удовлетворяет всем требованиям к истребителю пятого поколения — пара двигателей обеспечивает самолету сверхзвуковую крейсерскую скорость и тяговооруженность в 1,15 при нормальной взлетной массе (26 тонн). И все же основная характеристика российской боевой авиации — стремление к совершенству. "Изделие 117" оказалось промежуточной моделью. Основными для серийных Т-50 станут двигатели, известные сегодня как "изделие 129", с форсажной тягой свыше 18000 кг и более высокой топливной эффективностью. Они обеспечат самолет тяговооруженностью более чем 1,3 при нормальной взлетной массе, и близкой к единице — при максимальной загрузке (это даст Т-50 исключительные динамические и маневренные характеристики).

Двигатель первого этапа АЛ-41Ф1 используется на прототипах самолета и первых серийных моделях, а двигатель второго этапа будет устанавливаться на более поздние партии ПАК ФА. Завершение опытно-конструкторских работ и поставка новейших двигателей ("изделие 129") Министерству обороны России планируются на 2015 год, одновременно с началом поставок истребителя в войска.

Системы вооружения

Практически одновременно с разработкой нового истребителя создавали перспективные системы вооружения. Т-50 должен получить три типа новых ракет "воздух-воздух" (малой, средней и большой дальности).

Внешний вид истребителя (отсутствие видимых подвесок для ракет и бомб) позволяет предположить, что все оружие находится во внутренних отсеках. По информации корпорации "Тактическое ракетное вооружение", во внутренних отсеках самолета могут размещаться ракеты "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" малой и большой дальности, а также до 4 ракет средней дальности.

В России разрабатываются образцы ракетного оружия, которые в два-три раза превосходят возможности своих предшественников и не уступают лучшим зарубежным аналогам. Серийное производство начнется в 2016 году.

Самолет Т-50 ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Архивное фотоПАК ФА получит к своей пушке боеприпасы с высокой термостойкостьюК своей пушке ПАК ФА получит боеприпасы с высокой термостойкостью. Дополнительно предусмотрена возможность установки шести внешних узлов подвески, на которых истребитель может нести ракеты и бомбы весом до полутора тонн.

Единая информационная система боевого применения и управления Т-50 интегрирована с подсистемой обмена данными о целях с другими самолетами, обеспечивает взаимодействие и автоматизированный обмен информацией с командными пунктами, группами самолетов, разведывательными системами сухопутных войск, военно-космических сил и ВМФ.

Радиоэлектронная система ПАК ФА принципиально отличается от традиционной бортовой РЛС. На самолете установлены основная радиолокационная станция и несколько других активных и пассивных радиолокационных и оптико-локационных станций (умная обшивка).

Государственный приоритет

Минобороны РФ в ближайшее время закупит одну эскадрилью ПАК ФА. К 2020 году воздушно-космические силы получат 55 истребителей Т-50.

ПАК ФА не в одночасье стал приоритетом российского государства. Еще в 2008 году был смоделирован воздушный бой между F-35 и самым современным на тот момент российским истребителем Су-35 (проект Т-50 был тогда полностью засекречен). И вероятность победы американского истребителя не превысила 0,28. Обладая лучшей маневренностью, Су-35 в три раза чаще выходил в ракетные атаки и в 4,5 раза чаще эти атаки завершались поражением цели.

Возможности Т-50 намного выше, чем у Су-35. И стелс-технологии Т-50 гармонично увязаны с другими важными характеристиками истребителя, способного одержать победу в классическом воздушном бою и в высокотехнологичном противостоянии.

Опыт вооруженных конфликтов последних десятилетий показывает, что основным военным инструментом политики Запада является количественное и качественное превосходство в воздухе. Поэтому безусловным государственным приоритетом России становится противодействие воздушной агрессии, создание мощных и эффективных военно-космических сил. Реализация проекта Т-50 имеет огромное значение для обеспечения военной безопасности нашей страны, технологического прогресса в авиационной промышленности, сохранения коммерческих позиций на мировом рынке вооружений.

Авиавыставка Aero India - 2015 в городе Бангалор в ИндииAero India - 2015: РФ расширяет сотрудничество с Индией и ее соседямиИнновационный проект ПАК ФА позволяет трансформировать мир. Так, Россия с Индией создали промышленное партнерство для совместной разработки и производства истребителя пятого поколения (FGFA) на основе российского Т-50.

Многоцелевой истребитель Т-50 создан в рамках программы "Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации" в "ОКБ Сухого" в конце 1990-х годов. В 2002 году проект Т-50 выиграл конкурс как наименее рискованный в реализации и полностью удовлетворяющий тактико-техническим требованиям. И в 2004 году утвержден Министерством обороны России.

Производство серии прототипов Т-50 начато в Комсомольске-на-Амуре в 2006 году, там же Т-50-1 совершил первый полет (29 января 2010 года). Программа испытаний ПАК ФА началась 29 апреля 2010 года в Жуковском. На первом этапе выполнено 16 полетов. На втором этапе испытывали вооружение, комплексы РЭБ, средства наблюдения в оптическом и ИК-диапазонах. Шесть опытных образцов Т-50 выполнили свыше 600 испытательных полетов.

При проектировании ПАК ФА учитывалась возможность палубного базирования. Разрабатывается корабельная модификация истребителя ПАК КА.

Зарубежные оценки

По мнению зарубежных экспертов, американский истребитель будущего F-35 станет легкой добычей для российского самолета пятого поколения Т-50.

Американцы отмечают главное достоинство F-35 — малую заметность для радаров. Однако руководитель аналитического агентства Air Power Australia Карло Копп считает F-35 не соответствующим большинству требований к истребителю пятого поколения. Плохая маневренность, низкая крейсерская скорость, недостаточная мощность двигателя и слабое вооружение приближают Lightning II к самолетам поколения 4+.

В 2014 году американский эксперт по военным вопросам Дейв Маджумдар рассмотрел возможности новейшего российского истребителя пятого поколения Т-50 и американского F-22 Raptor в публикации The National Interest и пришел к выводу, что ПАК ФА с большой вероятностью станет серьезным противником для американских истребителей пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lightning II.

Опасения Дейва Маджумдара разделил и экс-начальник разведки ВВС США генерал-лейтенант Дейв Дептула. Генерал отметил, что у Т-50 характеристики поворотливости в сочетании с отклонением вектора тяги, поверхности хвостового оперения лучше, чем у F-35, и к тому же ПАК ФА обладает отличной аэродинамической конструкцией. Маджумдар считает, что Т-50 больше подходит для завоевания превосходства в воздухе, чем многоцелевой и ударный F-35.

Истребители Т-50 планируют приобрести ВВС Перу. По расчетам перуанских военных аналитиков, для сдерживания потенциального противника им было бы достаточно трех авиационных комплексов.

Разработка истребителей пятого поколения, в том числе тяжелого класса, ведется также в КНР, Японии, Южной Корее. Вопрос о создании национального истребителя изучается в Турции.

ria.ru

Истребитель Т-50 готов к серийному производству

Через три дня восьмой прототип истребителя пятого поколения Т-50, созданный в ОКБ Сухого по программе ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), совершит первый полет. Именно эта машина полностью удовлетворяем требованиям технического задания, именно она укомплектована запланированным оборудованием и системами. Именно восьмой прототип станет тем самым самолетом, который начнет поступать в ВКС в 2017 году.

То есть Т-50 уже полностью готов к серийному производству. Осенью Объединенная авиастроительная корпорация намерена подписать контракт с Министерством обороны на выпуск первой установочной партии в составе 12 машин. Собственно, их выпуск уже начат: на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре сейчас достраиваются еще 4 истребителя, которые в скором времени придут в строевые части.

istrebitel_t-50_gotov_k_proizvodstvu_1 Истребитель Т-50

От момента первого полета первого прототипа Т-50 прошло сравнительно мало времени — всего шесть с половиной лет. Это третий в мире истребитель пятого поколения. Первый — F-22 Raptor — компания Lockheed Martin вела от первого полета до внедрения в части ВВС США с 1990 года по 2005 год. На второй — F-35 Lightning II — та же компания потратила примерно столько же времени. Однако самолет оказался настолько сырым, что он все еще находится в опытной эксплуатации. Так что, судя по всему, Т-50 должен стать не третьим, а вторым истребителем пятого поколения, доведенным до полной боевой готовности.

Предполетный цикл разработки занял у ОКБ Сухого не так уж и много времени — над принципиально новой машиной начали работать в 2002 году. Довольно долго не только детали разработки, но и факт создания супер-истребителя держался в строгом секрете.

Правда, Т-50 создавался не совсем с нуля. В 1988 году Минобороны сформулировало требования к фронтовому истребителю пятого поколения, который должен был заменить МиГ-29 и Су-27. В бой по традиции ринулись ОКБ Микояна и ОКБ Сухого. В конкурсе заявок победила перспективная машина Су-47. Дело дошло даже до изготовления прототипа. Однако вскоре проект был закрыт в связи разрушением экономики и развалом авиастроительной отрасли.

istrebitel_t-50_gotov_k_proizvodstvu_2 Истребитель Т-50

Когда в 2002 году вернулись к идее создания супер-истребителя, предыдущие наработки уже устарели. Появились новые материалы, новая элементная база для авионики, новые алгоритмические принципы. Поэтому задел удалось использовать лишь по самому минимуму, начав конструировать совершенно новую машину.

Т-50 оснащен системами и агрегатами, существенно превышающими показатели аналогичных систем самолетов предыдущего поколения. Да и два вышеупомянутых «американца» до них не дотягивают. Важнейший компонент — турбореактивный двухконтурный двигатель АЛ-41Ф1 — был создан на НПО «Сатурн». На нем летали прототипы с первого по седьмой. Была заявлена и его модификация «Тип 30», превосходящая АЛ-41Ф1 на 20−25%. Скептики утверждали, что значительная часть первых серийных самолетов модифицированный вариант не получат. Однако более совершенный двигатель уже установлен на восьмой прототип.

Двигатель обладает плазменной системой зажигания и полностью цифровой системой управления. Что позволило и существенно повысить мощность, и оптимизировать расход топлива. В связи с чем дальность у Т-50 для американских конкурентов — F-22 и F-35 — недостижимая.

istrebitel_t-50_gotov_k_proizvodstvu_3 Истребители ВВС США F-22 Raptor

Одно из основных требований, предъявляемых к истребителям пятого поколения, обеспечение сверхзвукового полета в бесфорсажном режиме. У F-35 в этом отношении совсем плохо. В технических характеристиках бесфорсажная скорость околозвуковая. И лишь президент Lockheed Martin на пресс-конференциях уверяет въедливых журналистов, что она равна 1,2 М. У Су-35 (самолета поколения 4++) максимальная бесфорсажная скорость — 1,1 М, у Т-50 — 2,1 М, у F-22 — 1,8 М. Такая тихоходность «эталона пятого поколения» объясняется тем, что с целью создания универсального самолета и для ВВС, и для ВМС планер «располнел», у него получилось чрезмерное лобовое сопротивление.

Примерно так же обстоят дела с «органами зрения» Т-50. На истребителе установлена РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) Н036 «Белка». На «американцах» РЛС того же типа. Но по одной на самолет. На Т-50 их пять: фронтальная (Н036−01−1), две бокового обзора (Н036Б) и две, расположенные в законцовках крыла (Н036Л). То есть самолет обладает круговым «зрением».

Характеристики «Белки» засекречены. Но она пришла на смену РЛС «Ирбис» с истребителя Су-35, о которой известно достаточно, чтобы сравнить ее американской РЛС AN/APG-77 с F-22. «Ирбис» обнаруживает цели с эффективной площадью рассеивания (ЭПР) в 1 кв.м. на расстоянии в 300 км, а у американской станции этот параметр на 75 км хуже. Разумеется у «Белки» «острота зрения» еще выше.

На F-35 установлена станция AN/APG-81, у которой мощность излучения ниже, чем у всех предшествующих РЛС. Это сделано для того, чтобы облучаемый самолет не уловил момент своего обнаружения. Поэтому РЛС F-35 звезд с неба не хватает. Этот недостаток компенсируется тем, что истребитель работает в тесной связке с самолетами ДЛРО и космическими средствами обнаружения и наведения. Поэтому по своим характеристикам станция AN/APG-77 сопоставима с «Ирбисом».

istrebitel_t-50_gotov_k_proizvodstvu_4 Истребитель F-35

Вполне понятно, что Т-50 в обозримом будущем будет модернизироваться. И первой в очереди на усиление авионики стоит РЛС с РОФАР — радиооптической фазированной антенной решеткой. Ее, как и РЛС «Белка», разрабатывает концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). В начале 2018 года должен быть готов натурный образец РЛС. Ее серийный выпуск можно ожидать в начале 20-х годов.

Разрешающая способность радиооптической РЛС должна возрасти в десятки раз. То есть радар сможет получать четкое изображение (объемное телевизионное, как утверждают в КРЭТ) объекта, удаленного на сотни километров. Более того, появится возможность сканирования внутреннего пространства самолета. Столь внушительный результат дает использование теоретических и практических наработок в области радиофотоники, которая началась всего лишь 35 лет назад с внедрения оптоэлектронных кабелей.

Еще одно достоинство, которое должно сделать самолет Т-50 в следующем году лучшим истребителем мира — вооружение. Российские оружейники специально для Т-50 создали 14 новых видов высокоточных ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», которые перекрывают весь диапазон как по дальности нанесения удара, так и по скорости и маневренности воздушных целей. Среди них есть уникальные, самостоятельно обнаруживающие и захватывающие цели в процессе автономного полета.

При примерно одинаковой боевой нагрузке у «американцев» наблюдается большой сдвиг в сторону ракет для воздушного боя. Так, на F-22 используются лишь корректируемые бомбы для нанесения ударов по наземным целям. Однако и в ближнем воздушном бою оба «американца» чувствуют себя совсем неуверенно. В результате теоретического моделирования было установлено, что вероятность успеха F-35 при таком боестолкновении даже с Су-35 составляет 0,28. И в значительной степени это было предопределено превосходством боеприпасов российского истребителя. В случае столкновения с Т-50 ситуация для «американца», разумеется, будет похуже. Правда, F-22 более приспособлен к завоеванию господства в воздухе, но и у него вероятность победы не дотягивает до 50%. Еще одна причина выигрышного положения российского самолета состоит в том, что у него в 2 раза (!) меньше нагрузка на крыло, чем у F-35, что говорит о прекрасной маневренности.

В арсенале Т-50 есть такие уникальные ракеты «воздух-воздух», как, например, КС-172, имеющая дальность в 400 км.

Помимо самого самолета создается и инфраструктура, благодаря которой Т-50 будет интегрирован в информационную систему ВКС. То есть самолет будет работать в единой связке с техническими средствами, наземными и воздушными, а также со спутниковыми сетями.

В заключение необходимо сказать, что еще две страны занимаются созданием истребителей пятого поколения: Китай и Япония.

Китайский истребитель J-20, если исходить из скупых сведений о нем, продолжает китайскую традицию «учиться у передовиков», чтобы в дальнейшем обойти их. Самолет имеет сходство и с американскими, и с российскими разработками. В свое время китайские исследователи закупили множество списанных двигателей АЛ-31Ф. И воспроизвели их, вероятно, с улучшением характеристик. Сведений о боевых параметрах самолета практически нет. Известно, что уже построено 11 прототипов, которые вовсю летают. ВВС КНР рассчитывает получить первую партию самолетов в период от 2017-го до 2019 год.

Единственный прототип японского истребителя Mitsubishi X-2 Shinshin совершил первый полет в апреле этого года. По-сути, это опробование планера, поскольку и двигатель, и авионика для самолета пока еще находятся в стадии разработки.

ЛТХ Т-50 (ПАК ФА), F-22 и F-35А:Длина: 19,7 м — 18,9 м — 15,57 мВысота: 4,8 м — 5,09 м — 4,38 мРазмах крыла: 14,0 м — 13,6 м — 10,67 мПлощадь крыла: 90 кв.м. — 78 кв. м — 42,7 кв.м.Масса пустого: 18500 кг — 19700 кг — 13290 кгМаксимальная взлетная масса: 37000 кг — 38000 кг — 24350 кгМасса топлива: 11100 кг — 8200 кг — 8278 кгНагрузка на крыло при максимальной взлетной массе: 394 кг/кв.м. — 487 кг/кв.м. — 734 кг/кв.м.Тяга двигателей: 2×11000 кгс — 2×10000 кгс — 1×13000 кгсТяга на форсаже: 2×18000 кгс — 2×15876 кгс — 1×19500 кгсМаксимальная скорость на высоте: 2600 км/ч — 2700 км/ч (в мирное время ограничена до 2М) — 1700 км/чМаксимальная бесфорсажная скорость: от 2,1 М до 2,35М — 1826 км/ч — от 1 М до 1,2 МКрейсерская скорость: от 1300 до 1800 км/ч — 850 км/ч — 850 км/чПродолжительность полета: до 5,8 час — н/д — 2,6 чБоевой радиус на крейсерской скорости: 1350 км — 760 км — 1080 кмБоевой радиус на бесфорсажной сверхзвуковой скорости: 1000 км — 185 км — н/дБоевая нагрузка: до 10000 кг — 10370 кг — 9100 кг.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

army-news.ru

Истребитель Т-50 вышел на завершающий этап испытаний

Новый двигатель, без которого перспективы ПАК ФА ставились под сомнения, готов

Главнокомандующий Воздушно-Космическими силами (ВКС) генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил журналистам в Жуковском, что завершен первый этап испытаний истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА — Перспективный авиационный комплекс Фронтовой авиации). «Переходим ко второму этапу испытаний. Также получена рекомендация о начале изготовления установочной партии самолетов», — сказал Бондарев.

Установочная партия будет состоять из 12 самолетов. Их поставка в ВКС начнется в 2019 году. Правда, два года назад производители обещали начать поставки к концу этого года. Вполне понятно, что при создании столь сложной техники желания не всегда совпадают с реальностью.

Необходимость проведения второго этапа испытаний вовсе не означает, что на первом проверены не все летно-технические характеристики, и что самолет не был обкатан на всех режимах работы. Просто у Т-50 заменяют важнейший узел — двигатель. Дело в том, что все десять уже изготовленных летных прототипов сейчас летают на двигателе, которого не будет на серийных машинах. С этим двигателем — АЛ-41Ф1 («изделие 117») — первый прототип Т-50 дебютировал еще в январе 2010 года. Примерно такой же используется на истребителе Су-35С. На форсаже он развивает прекрасную скорость. Но в бесфорсажном режиме «вытягивает» только околозвуковую, что не удовлетворяет требованиям к истребителям пятого поколения.

Новый двигатель имеет в настоящий момент только заводское обозначение — «изделие 30». Он разработан в рыбинском НПО «Сатурн» за десять лет. Столь внушительный срок объясняется тем, что это не модернизация какого-либо из сузествующих в авиации двигателей, а полностью новый агрегат. В котором применены новые конструкторские решения, некоторые являются уникальными, не имеющими мировых аналогов.

Наземные испытания «изделия 30» недавно завершены. И вот теперь, после установки двигателя на истребитель Т-50, начнутся испытания второго этапа. То есть — и самолета, и двигателя. По плану это должно начаться осенью.

«Изделие 30» существенно превосходит двигатель, уже облетанный на первом этапе. Его бесфорсажная тяга — 11000 кгс против 8800 кгс у «изделия 117». На форсаже — 19000 кгс против 15000 кгс. Существуют и другие отличия: более высокая надежность, экономный расход топлива, повышенный межремонтный интервал, стоимость эксплуатации.

На создание Т-50 ушло не так уж много времени, если соотнести трудозатраты с теми, которые потребовались на разработку двух первых в мире истребителей пятого поколения — американских F-22 Raptor и F-35 Lightning II. ОКБ Сухого, имея на руках концепцию нового самолета и несколько эскизов самого общего плана, приступило к ОКР в 2005 году. Первый прототип подняли в воздух, как было сказано, в 2010 году. Серийное производство должно начаться через девять лет после этого события.

Российский многофункциональный истребитель пятого поколения ПАК ФА Т-50, разрабатываемый «ОКБ Сухого» в рамках проекта «ПАК ФА»

Для сравнения: F-22 после первого полета в 1990 году начали производить только спустя пятнадцать лет — в 2005-м. На доведение до серии F-35 ушло примерно столько же времени. Однако тот самолет настолько сырой, что все еще находится в опытной эксплуатации.

Необходимо сказать, что внедрить в войска многоцелевой истребитель пятого поколения собираемся не только мы, но и Китай. И у него по этой части серьезные наработки. Хоть, судя по всему, китайский J-20 «Черный орел», совершивший первый полет в 2011 году, не по всем характеристикам соответствует требованиям, предъявляемым к «пятерочникам». Однако это не такая уж большая проблема. Например, F-35 нельзя назвать ни сверхманевренным, ни скоростным. Успех на поле боя, в конце концов, обеспечивается не догмами.

В связи с выходом Т-50 на финишную прямую представляется интересным сравнить его боевые возможности с возможностями двух американских машин и одной китайской. Хоть китайцы и хранят в секрете большую часть характеристик «Черного орла», но кое-что о нем известно.

По маневренности Т-50 вне конкуренции. Это предопределено и конструкцией планера, и отклонением вектора тяги двигателей в двух плоскостях со скоростью 60 град./с. У «американцев» двигатели отклоняются только в вертикальной плоскости.

Что касается незаметности, то это качество, выражаемое в эффективной площади рассеяния (ЭПР) волн радиолокатора противника, — тема для самых разнообразных домыслов. И базируются они на дезинформации, которую предоставляют разработчики либо в рекламных целях (когда надо продавать самолеты), либо в целях дезориентации противника (чтобы он не выстраивал заранее тактику воздушных боев и перехвата силами ПВО).

Можно лишь сказать, что наименьшее значение ЭПР у F-22. Наибольшее (т.е. наихудшее) — у F-35. Т-50 где-то в этом промежутке. О «китайце» ничего в этом плане неизвестно.

Важнейшим свойством современного самолета является не только его незаметность, но и способность к обнаружению целей и их уничтожению. И тут «запаздывание на старте» сыграло на руку разработчикам бортовой РЛС для Т-50, поскольку у нас сегодня появились новые радиоэлектронные компоненты. Также российские конструкторы учли, насколько это было возможно, опыт применения РЛС «Раптора».

Прежде всего, необходимо сказать о том, что плоскость активной фазированной решетки (АФАР) в Т-50 под наклоном. Благодаря чему снижена ЭПР этого самолета. Пойти на такую меру, при которой также уменьшается и мощность станции при работе по наземным целям, стало возможно благодаря прекрасным характеристикам РЛС Н036 «Белка» с АФАР. Она пришла в военную авиацию на замену РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис».

«Белка» эффективнее «Ирбиса», который, в свою очередь, в сравнении с американской станцией AN/APG-77 выглядит очень убедительно. Он обнаруживает цель с ЭПР 1 кв. м. на расстоянии 300 км. Американская РЛС — на 225 км. Для целей с ЭПР 0,01 кв. м. у нас показатель — 90 км. По «американцу» он не приводится.

Другие показатели «Белки» засекречены, но они точно выше, чем у «Ирбиса».

На Т-50 установлено сразу шесть РЛС — носовая, две бортовые, две крыльевые и кормовая. Одновременно ими можно сопровождать до 60 целей. А с их помощью обстреливать — до 15.

На негосударственном австралийском сайте, посвященном вопросам обороны, высказываются предположения относительно того, что РЛС российского Т-50 способна обнаруживать F-22 на расстоянии в 30 км, а F-35 — в 55 км. При боковом ракурсе обзора F-22 виден на расстоянии 85 км, F-35 — 100 км.

Помимо радиолокационного обзора имеется оптико-электронная система ОЛС-50М, в состав которой входит уникальный по разрешающей способности и дальности действия тепловизор на QWIP-матрице. В этой области, по утверждению того же австралийского сайта, Россия является безусловным мировым лидером.

Впрочем, ОЛС есть и у F-35. Она предоставляет пилоту возможность обнаруживать цели (хоть и на меньшем удалении) с выключенной РЛС. А это снижает радиолокационную заметность самолета. У F-22 такой станции нет, что не лучшем образом отражается на его боевых возможностях.

Необходимо сказать и об одном достоинстве авионики F-35, которого нет у Т-50. Это шлем пилота, который делает самолет «прозрачным». То есть, в нем видимость не ограничена остеклением кабины. Вся панорама выводится на визоры пилота. Причем как в видимом, так и в инфракрасном спектре. Компьютер, отслеживая повороты головы и движения глаз, выдает необходимую панораму и снабжает летчика подсказками. А также управляет наведением оружия на цель.

А теперь о вооружении. У каждого из трех названных типов самолетов по пушке. У Т-50 — одноствольная калибра 30 мм. У F-22 — шестиствольная калибра 20 мм. У F-35 — четырехствольная калибра 25 мм.

Наиболее широкий ракетно-бомбовый арсенал у Т-50. Для него специально уже разработано 14 высокоточных ракет и корректируемых бомб. Половина принята на вооружение, половина — на испытаниях. Самая дальнобойная ракета «воздух-воздух» КС-172 имеет максимальную дальность стрельбы до 400 км. Это вдвое больше, чем у американской ракеты AIM-120D, улетающей всего максимум на 180 км. А вот «штатовская» ракета ближнего боя AIM-9X обладает прекрасной динамикой и эффективной матричной инфракрасной головкой самонаведения (ГСН), нечувствительной к тепловым ловушкам.

Среди ракет «воздух-поверхность» для Т-50 есть такие, которые в авангарде технических решений. С ними у летчика есть возможность осуществлять «свободную охоту». Такая ракета сама выбирает цель для атаки. «Американцы» оснащены ракетами, разработанными в лучшем случае в начале нулевых годов и модернизированными в этом десятилетии.

И в заключение — о китайском «Черном орле». Эксперты утверждают, что его планер сочетает черты F-22 и F-35. Что касается двигателей, то это предположительно российский АЛ-31ФН, в большом количестве закупленный Пекином у России. То есть, речь идет о модификации двигателя, использующегося на Су-27. Уже существуют как минимум два летающих прототипа «Черного орла».

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

army-news.ru

Истребитель ПАК ФА (Т-50)

Реклама Crypto

Истребитель ПАК ФА (Т-50)

 

 T-50

 

Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации ПАК ФА (Т-50) – истребитель пятого поколения, разрабатываемый Россией. Это многоцелевой самолет, который будет выполнять функции истребителя-перехватчика и штурмовика, а при необходимости и бомбардировщика. Первый полет состоялся 29 января 2010 года. Серийное производство планируется начать в 2016 году.

По многим техническим характеристикам самолет превосходит американский F-22. На данный момент, не решенным вопросом являются новые двигатели. В данный момент самолет комплектуется двигателями 117 и с этими двигателями самолет войдет в серию. К 2015 году планируется закончить разработку двигателей второго поколения с увеличенной тягой, цифровым управлением.

 

 T-50

 

Технические характеристики самолета T-50:

    Экипаж: 1 человек     Длина: 19,7 метра     Размах крыла: 14 метров     Размах заднего ГО: 10,8 метра     Высота: 4,8 метра     Площадь крыла: 90 м²

    Масса:

        пустого: 18500 кг

нормальная взлётная масса:

            с 63 % топлива: 26510 кг             со 100 % топлива: 30610 кг

максимальная взлётная масса: 37000 кг Масса топлива:  11100 кг

Тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги Тяга:             максимальная: 2 × 8800 (около 10900 на «Тип 30») кгс             на форсаже: 2 × 15000 (около 18000 на «Тип 30») кгс

Тяговооружённость:         при нормальной взлётной массе:             с 63 % топлива: 1,13 (~1,36 с «Тип 30») кгс/кг             со 100 % топлива: 0,98 (~1,17 с «Тип 30») кгс/кг         при максимальной взлётной массе: 0,85 (~1,01 с «Тип 30») кгс/кг

Лётные характеристики (заявленные)

Предельная скорость на высоте: 2600 км/ч Максимальная бесфорсажная скорость: 2,1 М Практическая дальность:         на крейсерской скорости:             с 63 % топлива: 2700 км             со 100 % топлива: 4300 км             с 2 ПТБ: 5500 км на бесфорсажной сверхзвуковой скорости:             с 63 % топлива: 1200 км             со 100 % топлива: 2000 км Продолжительность полёта: до 5,8 ч Практический потолок: 20000 м Скороподъёмность: 330 м/с

Вооружение

    Пушечное: 30 мм встроенная пушка (модернизированная ГШ-30-1, темп стрельбы и энергия отдачи сохранились)     Боевая нагрузка: 1310—10000 кг         для воздушного боя, в отсеках вооружения: 1620 кг (8 × РВВ-СД + 2 × РВВ-МД)         против наземных целей, в отсеках вооружения: 4220 кг (8 × КАБ-500 + 2 × РВВ-МД)     Точки подвески:         внутренние: 8 или 10

        внешние: 8 или 2

 

T-50

 

Видео Е-50

 

Crypto

total-rating.ru

Военные отказываются от истребителя пятого поколения Т-50?

Минобороны сократит первую закупку партии истребителей пятого поколения Т-50, будет закуплена только одна первая пробная эскадрилья, сообщил замминистра обороны России Юрий Борисов.

«Да, мы сокращаем закупку истребителей ПАК ФА, будет закуплена в ближайшие годы одна эскадрилья. В то же время мы будем увеличивать закупку истребителей Су-35, которые дешевле, но по своим тактико-техническим характеристикам на голову выше своих зарубежных аналогов», - заявил Борисов. В то же время замминистра подчеркнул, что сроки начала серийного производства ПАК ФА не меняются. «Сокращается лишь количество закупок, но серия в оговоренные ранее сроки начнется», - сообщил он.

Т-50, как и его конкурент F-22 Raptor (Хищник) безумно дорог. Стоимость программы создания Raptor оценивается в $ 74 млрд. Стоимость одного самолета - $ 146 млн. Именно поэтому США купили не несколько сотен этих машин, а всего 187 самолетов. Наша программа на порядок дешевле, но замминистра обороны по вооружениям Юрий Борисов 23 марта заявил, что военные могут закупить меньшее количество истребителей пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), чем запланировано в госпрограмме вооружения до 2020 года. Военные законтрактуют только 12 истребителей и после ввода их в эксплуатацию определятся с тем, сколько самолетов данного типа смогут себе позволить, хотя ранее твердо рассчитывали приобрести 52 самолета.

О возможном сокращении закупок Борисов заявил в ходе визита на Комсомольский-на-Амуре авиационный завод. Он констатировал, что «предприятие готово к началу серийного производства истребителя пятого поколения уже с 2016 года. Однако Минобороны оставляет за собой право пересмотреть количество закупаемых машин. В новых экономических условиях первоначальные планы могут быть скорректированы. Лучше нам иметь задел в виде ПАК ФА и возможность потом продвинуться вперед, до конца выжав все возможности из истребителей поколения 4+ истребителей Су-30 и Су-35», - подчеркнул замминистра.

Т-50 - квинтэссенция всего современного, что есть в отечественной авиации. Как говорит главный конструктор Т-50 Александр Давиденко, доля композитных материалов в общей массе пустого самолета составляет 25%, а по поверхности самолета - 70%. Композиты в два раза легче алюминия сопоставимой прочности и в четыре-пять раз стали. В два раза легче титана. В результате вес истребителя становиться в четыре раза меньше по сравнению с самолетом, собранным из привычных материалов, а его радиозаметность вообще стремиться к нулю.

«Благодаря применению композитных материалов существенно сократилось количество деталей: по сравнению с самолетом Су-27 количество деталей уменьшилось в четыре раза, - сообщил конструктор. - Это же позволило существенно снизить радиолокационную заметность самолета».

В КБ «Сухого» говорят о ее «беспрецедентно низком уровне» радиолокационной, оптической и инфракрасной «заметности» машины. Эффективная площадь отражающей поверхности у Т-50 сегодня равна 0,5 кв. м (у Су-30МК - 20 кв. м). Для понимания: это означает, что на радаре Су-30МК виден как металлический объект размером 5 на 4 м, а отражение Т-50 в 40 раз меньше. Это соответствует показаниям F-22.

В Т-50 реализовано еще одно главное требование к современным истребителям - высокая интеллектуализация борта. Радиолокационная станция истребителя с новой активной фазированной антенной решеткой (АФАР) НИИ Тихомирова, это более тысячи объединенных в единое поле миниатюрных приемо-передающих устройств с высокой мощностью сигнала на выходе. Радар с АФАР видит все, что делается в воздухе и на земле на расстоянии нескольких сотен километров. Может вести множество целей, одновременно наводя вооружение истребителя на них, и, как говорят конструкторы, одновременно их все обстрелять, буквально веером выпустив ракеты из самолета. Причем как по воздушным, так и по наземным целям.

Кроме того, антеннами буквально пронизаны кромки крыльев ПАК ФА. Из-за чего истребитель способен видеть, что делается над, под ним и вокруг него буквально на 360 градусов. По всему фюзеляжу машины размещены еще несколько десятков различных датчиков, которые позволят не только контролировать ситуацию вокруг машины, осуществлять обмен данными в режиме реального времени, как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы. То есть, встраивая истребитель в глобальную систему ведения боевых действий в контрой одновременно могут быть задействованы как воздушные суда сопровождения: самолеты дальней радиолокационной разведки А-50, штурмовики, бомбардировщики, вертолеты, так и средства ПВО на земле, а так же мотострелковые подразделения. Фактически, Т-50 может быть как самостоятельным средством нападения, так и корректировщиков глобальной войсковой операции.

И все же его главный недостаток - высокая цена. При этом, как справедливо отмечает Юрий Борисов, фирма «Сухой» имеет «переходную» модель - Су-35. До недавнего времени истребитель так и позиционировали - «ступенька» для строевых летчиков перед появлением в войсках машины 5-го поколения Т-50. Кроме того, Су-35 стоить, как и его предшественники поколения «4+»: $ 30-38 млн, что как минимум на треть ниже цены Т-50. При этом в самолете много того, что будет стоять в истребителе 5-го поколения. Например, двигатель 117С и кабина пилотов.

В отличие от Су-27 в ней нет аналоговых приборов с привычными стрелками. Вместо них два больших цветных жидкокристаллических экрана. На них, как в обычном телевизоре, в режиме «картинка в картинке» отображается вся необходимая пилоту информация. Гидродинамические приводы управления силовой установки заменены электрическими. По словам конструкторов, это не только экономит место и вес, но и позволяет ввести в управление машиной параллельный (дистанционный) контроль. На практике это означает, что роль пилота становится менее заметной. То есть компьютер решает, с какой скоростью и на каких режимах машина будет выходить на цель и в какой момент разрешить летчику применить оружие.

При этом часть сложных пилотажных режимов: полет на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности машина берет на себя. Так же, как будет следить за тем, чтобы летчик безопасно для истребителя применял оружие или не свалил самолет в неуправляемый штопор.

На Су-35 впервые стоит отечественный безынерционный навигационный комплекс - БИНС. Это электронно-механический прибор, без которого ни один истребитель сегодня не может считаться современным. Его задача - собирать и анализировать всю полетную информацию и обеспечивать вылет и возвращение самолета на свой аэродром. БИНС работает в связке с приемниками GPS и ГЛОНАСС. Но может работать и без них.

Кроме этого, на истребителе стоит перспективный радиолокационный комплекс с фазированной антенной решеткой (ФАР) «Ирбис», обладающую уникальными на сегодня характеристиками по дальности обнаружения целей. По своим характеристикам этот радар близок к тому, что стоит на F-22. На встречных курсах «Ирбис» может обнаруживать на дальности до 350-400 км. Это уникальный показатель для современных авиационных радиолокационных станций. На такой дальности истребитель может увидеть авианосец, за  150-200 железнодорожный мост, за 100-120 катер, за 60-70 километров установки оперативно-тактических ракет или группы бронетехники и танков, и поразить их все.

На Су-35С 12 узлов внешней подвески для крепления высокоточных ракет и авиабомб. Еще два концевых крыльевых узла для размещения контейнеров РЭБ. В состав вооружения Су-35 входит целый набор ракет средней дальности «воздух-воздух»: Р-27ЭР1 (8 шт.), Р-27ЭТ1 и Р-27ЭП1 (по 4 шт.), РВВ-АЕ (до 12 шт., включая спаренную подвеску четырех ракет под фюзеляжем) и ракет ближнего боя Р-73Э (6 шт.), входят 5 новых ракет большой дальности. Номенклатура управляемого вооружения класса «воздух-поверхность» включает 6 тактических ракет Х-29ТЕ или Х-29Л, шесть противокорабельных и противорадиолокацнонных ракет Х-31А и Х-31П, пять новых противокорабельных ракет большой дальности Х-59МК, а также новинки: 5 противорадиолокационных ракет увеличенной дальности типа Х-58УШЭ, три ракеты большой дальности системы «Калибр-А» и одна тяжелая противокорабельная ракета большой дальности типа «Яхонт».

Истребитель поднимает до восьми корректируемых авиабомб КАБ-500Кр с телевизионным самонаведением, новейших КАБ-500С-Э со спутниковой системой наведения, а также до трех бомб калибра 1500 кг - КАБ-1500Кр или КАБ-1500Л Г с телевизионным или лазерным наведением. По номенклатуре бомбардировочного и неуправляемого ракетного вооружения Су-35 в целом не отличается от сегодняшних Су-30МК, но в перспективе на нем смогут применяться усовершенствованные и новые модели авиабомб калибра 500 и 250 кг и ракет калибра 80, 122 и 266/420 мм, в т.ч. с лазерной коррекцией. Максимальная масса боевой нагрузки Су-35 составляет 8000 кг.

В отказе от закупки Т-50 есть и политическая составляющая. Появление этой машины может стать препятствием для продвижения истребителей Су-35 на мировой рынок. Первым покупателем машины планирует стать Китай. Для Пекина, это возможность не только приобрести самый современный истребитель, но и заняться копированием технологий. Китайцы не скрывают, что копирование двигателя и радара нужны в интересах развития собственной программы создания истребителя пятого поколения: тяжелого J-20 и легкой версии - J-31. Обе машины позиционируются, как ответ американским истребителям пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lightning. По китайской оценке, лицензионное производство Су-27СК продвинуло технологический уровень Шэньянской авиастроительной корпорации на 20-25 лет вперед. А создание копии российской машины - истребителя J-11B - стало новым качественным скачком для китайского авиапрома.

Так, что слова Юрия Борисова, вполне можно трактовать как маркетинговый ход - Су-35 настолько хорош, что нам и Т-50 не нужен. Впрочем, только пока. Вполне вероятно, что продавая одно, хотят довести до совершенства другое. И не за свои деньги. В условиях оптимизации военных расходов это вполне логично. 

Дмитрий Литовкин

 

www.rosinform.ru

Истребитель Т-50: полёт небесной «Арматы»

Истребитель Т-50: полёт небесной «Арматы»

Истребитель пятого поколения Т-50, который еще именуют ПАК ФА – перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, как и танк Т-14 на базе гусеничной платформы «Армата», как, впрочем, и продемонстрированные на Параде Победы 9 Мая этого года тяжелая боевая машина пехоты и тяжелый бронетранспортер на этой же гусеничной базе, гусеничные бронетранспортер и БМП «Курганец-25», колесный бронетранспортер «Бумеранг», каждый в своем классе, – называют новым российским прорывом в создании современных, высокоинтеллектуальных систем вооружений и комплексов боевой техники. Ничем не уступающим западным, а по кое-каким тактико-техническим характеристикам и превосходящим их. Что признают многие военные авторитеты. Отечественные и зарубежные.

Истребитель Т-50: полёт небесной «Арматы»ПАК ФА уже обучили всем фигурам высшего пилотажа

Эксперты практически не сомневаются, что разрабатываемый в России истребитель пятого поколения Т-50 превзойдет американские аналоги F-22 и F-35. «Самолет показывает прекрасные характеристики, у него прекрасная система вооружения как по земле, так и по воздуху. Самолет практически незаметен», – утверждает главком ВВС России генерал-полковник Виктор Бондарев.

Чуть ли не одновременно с ним с аналогичными оценками выступили и некоторые американские аналитики, которых трудно заподозрить в стремлении бескорыстно превозносить российское вооружение. Вот, например, прямая цитата из интервью экс-начальника разведки ВВС США генерал-лейтенанта Дэйва Дэптула: «Представленные характеристики ПАК ФА, с которыми я познакомился, демонстрируют современные технические решения, которые по крайней мере такие же, а по некоторым показателям даже превосходят американские самолеты пятого поколения. ПАК ФА, безусловно, по сравнению с F-35 обладает большей гибкостью в сочетании с отличным аэродинамическим дизайном».

Мнения генералов – это, конечно, здорово. А что думают о Т-50, истребителе пятого поколения, те летчики, которые их испытывают и которые на них летают? Для поиска ответа на этот вопрос автор поехал в подмосковный Жуковский на встречу с заслуженным летчиком-испытателем, Героем России Юрием Ващуком.

НА ОСТРИЕ ПРОРЫВА

Юрий Ващук, можно прочитать в Интернете, – заслуженный летчик-испытатель РФ, Герой РФ, заместитель начальника летной службы, летчик-испытатель фирмы «Сухого», мастер спорта международного класса по высшему пилотажу. Его коллеги рассказывали мне, что он летал практически на всех самолетах ОКБ, в том числе и на Су-47 «Беркут» (опытном истребителе с обратной стреловидностью крыла), испытывал машины фирмы на флаттер (проверка конструкции самолета на прочность), на большие углы атаки, на режимы сверхманевренности без управляемого вектора тяги, на сваливание в штопор…

Словом, специалист, который, как говорят, прошел в своем деле огонь и воду, дважды катапультировался из аварийных машин. Он, думал я, должен беспристрастно оценить новый истребитель.

Но я, конечно, ошибался. Нельзя быть беспристрастным к машине, на которой совершил более 70 полетов, проверил ее на возможных и невозможных режимах и которую полюбил, что называется, всем сердцем. Я пытался выведать у Ващука, чем Т-50 лучше истребителей, на которых он раньше летал – на тех же Су-34, Су-30МКИ или Су-35? Но Юрий Михайлович был непоколебим.

– Не буду никакие машины сравнивать. Потому что они разные. Может, по классу одинаковые – все истребители. Но напрямую их сравнивать нельзя. Все-таки это разные поколения. Тем более Су-34 – истребитель-бомбардировщик, он другой.

– Тем не менее, – не отступал я, – есть же какие-то параметры, по которым можно говорить, что этот самолет четыре и два плюса, а этот уже пятое поколение?

– Нет, это просто другой самолет. Здесь все по-другому. Не летчику это не объяснишь.

– Ну, попытайтесь.

– Он легче в управлении. Проще, как мне кажется. Я по своему призванию пилотажник и вижу, что у нас все самолеты всегда делаются для летчика. Не хочу противопоставлять никакие фирмы, но на нашей все самолеты создаются для летчика. И от поколения к поколению, из года в год все делается для максимальной эффективности применения этого комплекса пилотом. И доводка Т-50 для этого сейчас и проводится. Чтобы его было легко эксплуатировать строевым летчикам. Ну, например, как велосипед. Взял и покатил.

– И все же, – настаивал я, – есть какие-то детали. Ну, например, все показатели выводятся на остекление кабины, на шлемофон…

– Понимаете, – объясняет Ващук, – есть проект, есть тактико-технические требования военных, есть определенный процесс создания машины, которая должна обеспечить военный, технологический и коммерческий приоритет нашей страны перед зарубежными истребителями. В том числе и перед американскими. Сейчас есть Т-50 – опытная машина, которая проходит определенные этапы испытаний. Потом будут первые серийные самолеты уже с маркой «Су». График создания самолета выполняется. В полном соответствии с теми стандартами, которые существуют и на Западе.

Я уже 23 года работаю на фирме и знаю, что при всех идеальных условиях время создания самолета сократить или перескочить нельзя, несмотря на современные технологии проектирования, производства и испытаний. Это как рождение ребенка. Соберите девять женщин, но за месяц они одного малыша не родят. Должен пройти определенный природой срок.

Истребитель Т-50: полёт небесной «Арматы»

И насколько я знаю, программа государственных совместных испытаний проходит четко, в соответствии с утвержденными сроками. По предварительным итогам, как утверждают инженеры и конструкторы, можно твердо сказать, что проект успешно реализуется. Внедряются современные инновационные наработки в создание бортового радиолокационного комплекса самолета и двигателя, отрабатывается применение на самолете современных авиационных средств поражения. Я сам во всех этих процессах участвую. И при этом никакие санкции нам не мешают. Все основные системы работают на отечественных комплектующих.

ПРОЦЕСС ИДЕТ

Перед поездкой в Подмосковье в ЛИИ им. Громова я поинтересовался у специалистов ОКБ, какие у них ближайшие планы по проведению испытаний Т-50. Сейчас на аэродроме в Ахтубинске, сообщили мне, в работе три машины, еще одна в Жуковском. Пятая восстанавливается после пожара двигателя на заводе в Комсомольске-на-Амуре. Мы планируем увеличить число опытных самолетов, что позволит резко интенсифицировать летные и наземные испытания. Тем более что в решающую фазу входят и работы по созданию критически важных систем для ПАК ФА.

Сегодня на базе задела по изделию 117С разрабатывается двигатель, который обеспечит революционные характеристики самолета. При этом уже сейчас он имеет лучшие характеристики в своем классе, обладает повышенной эксплуатационной технологичностью, на нем реализованы меры по обеспечению его малой заметности, а значит, и самого Т-50. Кроме того, стоимость серийного двигателя окажется самой маленькой по цене для продукции такого класса. Объединенная двигателестроительная корпорация, сообщили военному обозревателю ТАСС, планирует в перспективе создать двигатель «второго этапа», который будет на 15–18% эффективнее нынешнего мотора под кодом «Изделие 117».

Принципиальное значение тут имеют не количественные показатели эффективности (хотя они тоже весьма важны), а качественный прирост возможностей. Оснащенный новым двигателем истребитель способен совершать длительный полет на сверхзвуковой скорости без использования форсажа. Практически получит так называемый крейсерский сверхзвук, наличие которого является важнейшим признаком пятого поколения.

А еще, продолжили в ОКБ, концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) ведет для нас разработку прицельно-навигационного комплекса и другого бортового радиоэлектронного оборудования Т-50. Наконец, на заключительный этап вышла разработка новой платформы для новых современных авиационных средств поражения. При этом речь идет не просто о создании нескольких новых ракет, а целого их комплекса, который должен быть готов к принятию на вооружение одновременно с окончанием испытаний самого самолета.

Таким образом, чуть ли не впервые в советской/российской практике процесс создания истребителя и оружия для него синхронизирован. Сами новые ракеты отличаются от предыдущего поколения меньшими размерами, что позволит размещать их внутри фюзеляжа самолета. У них повышенная дальность, высокая маневренность, всепогодность и улучшенные головки самонаведения. Дальность некоторых из них возросла благодаря применению новых двигателей в полтора раза.

За счет комплекса бортового оборудования обеспечивается значительное превосходство не только над самолетами поколения 4++ (Су-35 и Су-30СМ, Rafale, Eurofighter), но и над зарубежными аналогами пятого поколения (F-22 и F-35). Благодаря новой начинке ПАК ФА сможет на качественно новом уровне выполнять поставленные задачи, недостижимые до настоящего момента ни одним боевым авиационным комплексом такого класса.

ПРОТИВ КОГО ДРУЖИМ

Я спросил у Юрия Ващука: зачем нам истребитель пятого поколения? С кем воевать на таком самолете? С американцами и их F-22 и F-35? Вряд ли они рискнут совершить агрессию против нашей страны, у которой есть на всякий случай ракетно-ядерное оружие. Да и НАТО тоже, думаю, не сунется, несмотря ни на какие свои громкие заявления. А для того чтобы воевать с «Аль-Каидой» или боевиками ИГ, такой истребитель – слишком большая роскошь. Можно обойтись проверенным в Афганистане Су-25 или в конце концов Су-34…

Истребитель Т-50: полёт небесной «Арматы»Заслуженный летчик-испытатель РФ Герой России Юрий Ващук

– Не думаю, что тут все так однозначно и оптимистично, как вы предполагаете, – отвечает летчик-испытатель. – Вот США зачем-то подтянули свой F-22 в Европу. Зачем? Рассчитывать на то, что в Пентагоне и в НАТО все умные и здравомыслящие люди, я бы не стал. Когда анализируешь всю международную ситуацию, прошедшие и неутихающие войны в Ираке, Афганистане, в Ливии и Сирии, складывается впечатление, что у кого-то очень больная голова. То, что сейчас происходит на восточных границах Европы, тоже лишено всякой нормальной логики. Считаю, что Т-50 для того и создается, чтобы остудить слишком горячие головы.

– То есть вы хотите сказать, что ПАК ФА – что один из элементов сдерживания вероятного высокотехнологичного противника?

– Конечно. Не нужно бросаться в крайности, отбрасывать какие-то виды вооружений, как это было в 50-е годы прошлого века, когда один из руководителей нашего государства приказал резко сократить боевую авиацию, потому что в будущей войне мы будем воевать одними ракетами. А нынешние войны показывают, что начинаются они с массированных воздушно-ракетных ударов. Не исключено, что в перспективе и с ударов из космоса. И от того, что мы сможем противопоставить, как будем готовы грамотно и эффективно противодействовать авиации противника, зависит результат вооруженного конфликта.

Создатели Т-50 говорили мне примерно то же самое, что высказал и Юрий Ващук.

– Проект пятого поколения имеет огромное значение для обеспечения военной безопасности России, обеспечения технологического прогресса в авиационной промышленности нашей страны и, пусть это не покажется странным, сохранения ее коммерческих позиций на мировом рынке вооружений. В современных военно-политических условиях, когда США и их союзники усиливают давление на Россию с целью принудить ее отказаться от проведения независимой суверенной внешней и оборонной политики, поддержание высокого уровня обороноспособности государства и ее армии становится приоритетной национальной задачей.

Опыт вооруженных конфликтов последних десятилетий показывает, что основным военным инструментом проведения гегемонистской политики Запада является использование количественного и качественного превосходства в воздухе. Соответственно категорически необходимо создать боевые средства противодействия воздушному агрессору. А среди них – не только мощные и эффективные средства ПРО и ПВО, но и собственные военно-воздушные силы.

Обратите внимание, говорили мне на улице Поликарпова, первый в мире серийный истребитель пятого поколения F-22 американцы никуда не экспортируют. Он стоит на вооружении лишь ВВС США. Более того, на международных выставках они демонстрируют его только в воздухе, а если он оказывается на стоянке, то к нему подойти невозможно. Они тщательно оберегают свои конструктивные секреты.

А вот F-35 изначально замышлялся как массовая машина, предназначенная, в том числе, и к поставкам за рубеж. Причем ее обладателями в обозримом будущем станут не только участники программы JSF, но, вполне возможно, также граничащие с Россией и ее союзниками государства Восточной Европы и бывшие республики СССР. Нужно нам учитывать это обстоятельство? Безусловно, нужно. Иначе мы поступать не можем.

К тому же разработкой истребителей пятого поколения, в том числе и тяжелого класса, занимаются также в Китае, Японии и Южной Корее. Решается такой вопрос и в Турции. На этом фоне программа ПАК ФА не может не быть приоритетом для нашего Министерства обороны, авиационной промышленности и всего российского государства.

Нельзя сбрасывать со счетов и такое обстоятельство, говорят авиаторы, как продвижение наших истребителей на международные рынки вооружений. Машины поколения 4+ и 4++ будут оставаться еще конкурентоспособными по крайней мере лет 10. Но с выходом на рынок F-35 наиболее развитые и наиболее амбициозные государства сформируют спрос и на технологии пятого поколения. Игроки, не имеющие таких технологий, с рынка просто уйдут.

И в рамках проекта ПАК ФА мы соединяем технологическую инновационность с инновационностью организационной. Истребитель предлагается на рынок не просто как товар. Россия создала с Индией промышленное партнерство по совместной разработке, производству и маркетингу истребителя пятого поколения на основе российского Т-50. Именно его мы и будем продвигать к обоюдной выгоде на рынки вооружений.

И, наконец, последнее по счету, но не по важности. Программа пятого поколения дала всей авиационной и смежной с ней промышленности России мощнейший инновационный импульс. Ведь создание истребителя нового поколения всегда влечет за собой переход самых разных отраслей промышленности на качественно более высокий уровень. Создаются новые технологии, новые материалы, новые компетенции, растут новые кадры. Это и есть модернизация страны, о которой мы так много в последнее время говорим.

ЗАЧЕМ НУЖНА СВЕРХМАНЕВРЕННОСТЬ

Еще один «наивный» вопрос я задал летчику-испытателю Юрию Ващуку. Мы гордимся, что наши истребители самые маневренные, даже сверхманевренные. Когда вспоминают о тактико-технических характеристиках Т-50, всегда звучат слова о том, что он тоже сверхманевренный. Но нужна ли сегодня такая сверхманевренность? Ведь сейчас, кто первый увидел противника на предельной дальности, первый выпустил по нему ракету, тот и победил. Ближних боев практически не будет.

– Тем, кто недооценивает высокую маневренность истребителей, я напоминаю эпизоды из израильско-египетской войны. Там наши старенькие МиГ-21 защищались от израильских ракет, резко уходя на вертикаль, на «колокол», и ракеты теряли цель. А потом, если я знаю, что по мне на значительном расстоянии выпустили ракету, это сообщит мне система предупреждения об атаке, то за то время, пока она подлетит ко мне, могу совершить не один маневр и применить другие бортовые средства защиты истребителя.

Истребитель Т-50: полёт небесной «Арматы»Т-50 (ПАК ФА) отличает великолепный аэродинамический дизайн

Примерно такая же ситуация и с ближним боем, говорит Герой России. Во времена израильско-египетского противостояния тоже считалось, что пушка истребителю не нужна, все решат ракеты. Мы дорого заплатили за это заблуждение. Оказалось, что 70% воздушных боев заканчивались на расстоянии пушечного выстрела. Пришлось возвращать пушки на самолеты. Поэтому не стоит переоценивать те или иные виды вооружений, надо комплексно развивать все, что поможет победить в бою. В ближнем или на предельной дистанции. Но у летчика должен быть набор высокоэффективных технических средств, чтобы выполнить боевую задачу. Такими средствами и оснащается Т-50.

КАК ДОСТАЮТСЯ ЗВЕЗДЫ

Естественно, я не мог не спросить у Ващука, за что он получил Звезду Героя России.

– В указе президента РФ записано: «За мужество и героизм, проявленные при испытании авиационной техники», – ответил он.

– А если конкретно?

– Конкретно сказать очень трудно. Наверное, наградили по совокупности. Летно-испытательная работа связана с опытной техникой, а она может иногда отказывать. В моей работе было много случаев, связанных с отказом техники. Некоторые запомнились больше.

– Например?

– В 2002 году у меня произошло сразу несколько аварий. В первый раз на спортивном самолете. На одном из проданных за рубеж самолетов в воздухе отсоединился элерон (один из органов управления), и американец, управлявший им, решил садиться. На четвертом развороте свалился в штопор и сломал себе ключицу. Подал на фирму иск в 1 миллион долларов с претензией, что в инструкции не написано, что нельзя садиться с отсоединенным элероном.

Требовалось проверить: можно ли так садиться или нет. Но прежде необходимо было взлететь с одним элероном. Опытным путем установили, что взлететь можно.

Взлететь мне удалось, но тут проявил себя отсоединенный элерон. Он встал на упор, и самолет начал неуправляемо вращаться. Я решил помочь вращению самолета и понял, что он уже не полетит. А перед этим где-то за год на нашем самолете потерпел катастрофу англичанин, врезался в землю, а ремни остались целы. Принимаю решение срывать самолет в штопорное вращение и врезаться в землю двигателем.

Но на неуправляемом вращении не все получилось, как задумал. Небольшое скольжение на правое крыло все-таки осталось. В результате осколком крыла мне отрубило пятку, сломал палец на руке, и остеклением защитного шлема порезало нос. Пятку потом пришили, палец сросся, нос тоже зажил. А в инструкцию записали, что посадка с отсоединенным элероном запрещена.

– А как с компенсацией?

– Решение садиться с поломанным элероном американец принял сам. Поэтому компенсации ему не положено. В той ситуации надо было прыгать с парашютом.

– Вам, наверное, тоже.

– Да. Но у меня была очень небольшая высота, всего 30 метров. Он бы не раскрылся. Правда, катапультироваться в том году мне все равно пришлось. Практически через полгода после испытания спортивной машины. Был у нас первый экспериментальный самолет с управляемым вектором тяги Су-37 № 711. Потом был создан серийный самолет с УВТ Су-30МКИ (истребитель для индийских ВВС). С 711-го борта сняли двигатели с УВТ и поставили серийные, а систему управления самолетом оставили как на МКИ, и он стал Су-35–711.

В процессе испытаний МКИ наши инженеры установили, что этот самолет может совершать те же самые маневры, что и с УВТ, но без УВТ. Самолет был уникальным. Он все делал, может, не так энергично, как с УВТ, но делал все сверхманевренные фигуры. Мы показывали его и на МАКСе, и в Корее, на выставке в Сеуле. Корейцы даже снимали на камеру его сопла, все хотели увидеть, в какой момент там включается управляемое сопло, но так и не увидели.

На машине отрабатывали много уникальных перспективных систем, мы уже были готовы продемонстрировать все возможности самолета для руководства фирмы. Но сначала нужно было совершить еще один полет, более или менее рядовой, без особой акробатики.

Я выполнил основное задание, а в конце на высоте 3 тысячи метров нужно было создать перегрузку 8.5 g. После выхода на перегрузку 8.3 g самолет забросило на спину и начало вращать в нормальном штопоре, он стал неуправляемым. Пришлось катапультироваться. Потом оказалось, что в оси стабилизатора был производственный дефект – нарушение технологии токарной обработки. На оси образовалась трещина, и она увеличивалась от полета к полету. Я даже рад, что все произошло на большой высоте и я успел прыгнуть. Хуже бы было, если это произошло на малой высоте при показе, у меня было бы меньше времени на принятие решения, и непонятно, куда упал бы самолет.

– А если на Су-35 поставить управляемый вектор тяги, он будет летать еще лучше?

– На Су-35 установлены двигатели с УВТ, и по маневренности он превосходит МКИ. На данный момент это самый маневренный истребитель в мире. Конечно, без УВТ они так летать не будут. Там вопрос в передних крылышках, в переднем горизонтальном оперении. Но Т-50 все равно уже другой уровень, пока для других машин недостижимый.

/Виктор Литовкин, nvo.ng.ru/

army-news.ru

раскрыта тайна новейшего российского истребителя

Короткий разбег и пара новейших истребителей Т-50 отрывается от взлетно-посадочной полосы Государственного лётно-испытательного центра Минобороны имени В.П.Чкалова в Ахтубинске. Именно здесь истребители, что называется «ставят на крыло»: часы полетов, десятки выполненных боевых упражнений - станут основой боевых наставлений для строевых летчиков, которым уже в следующем году предстоит освоить главную новинку российского авиапрома. Впервые, познакомиться с секретами перспективного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) разрешили ведущему программы телеканала ЗВЕЗДА «Военная приемка» Алексею Егорову. 

В погоне за «Хищником»

 

Фото: Константин Семенов

 

Т-50 квинтесенция всего современного, что есть в отечественной авиации. Это самолет, призванный бросить вызов американскому истребителю 5-го поколения F-22 Raptor (Хищник). Доказав если не наше превосходство над конкурентом, то как минимум технологическое соответствие лучшим образцам современной военной техники. Наш самолет «опаздывает» с появлением на несколько лет. Американец не только стоит на вооружении, но и совсем недавно участвовал в боевых вылетах против боевиков Исламского государства в Ираке. Тем не менее, конструктор самолета Александр Давиденко не стесняясь говорит, что Т-50 будет лучше F-22.

«Основные функции остались те же, но мы попытались сделать их лучше», - говорит конструктор. Подчеркивая, что при разработке ПАК ФА КБ «Сухой» моделировало воздушный бой Т-50 с F-22.

Поверить в превосходство одной машины над другой не сложно, если вспомнить историю создания другого фаворита современного авиастроения Су-27. Машину создавали, как противовес американскому истребителю F-15. Как и в случае с Т-50, наша машина «опаздывала». Американец летал и воевал. Набирал очки. Но в итоге оказался далеко позади новичка. Ведь глядя на «фаворита» КБ «Сухого» неустанно с 1977 года «полировало» «Сушку» до тех пор пока не получило абсолютного лидера мировой авиации. В ходе одних из них индийцы «разнесли» американцев на F-15C/D Eagle.

После завершения тех учений американский генерал Хал Хомбург, возглавляющий службу Air Combat Command ВВС США, вынужден был заявить, что полученные результаты стали полным сюрпризом для американских летчиков: «Мы не настолько обогнали весь остальной мир, как нам хотелось бы думать. А теперь, у нас есть еще более совершенная машина Су-35. «За глаза», пока не был официально представлен Т-50, этот истребитель считали на Западе российским ответом F-22. Фактически он и есть - «прототип 5-го поколения» - основные системы Т-50 уже сейчас отрабатываются и осваиваются строевыми летчиками именно на этой машине.

Именно из-за этой, постоянно идущей, эволюции, каким будет конечный - серийный вариант ПАК ФА, пока не знает никто, даже конструкторы. По тому же Су-35 можно судить, как долго может идти этот процесс. «Военные постоянно меняют техзадание, пытаясь получить «идеальный» самолет для «непонятно» каких условий применения», - говорит наш источник в авиапроме.

Яблоко от яблони

 

Фото: Константин Семенов

 

Впрочем, уже сейчас тихая эволюция Т-50 вполне себе видна. Как сообщил телеканалу ЗВЕЗДА Александр Давиденко, доля композитных материалов в общей массе пустого самолета составляет 25%, а по поверхности самолета - 70%. Широкое применение композитов в конструкции самолета позволило снизить его массу, а также существенно облегчить подготовку серийного производства.

Алексей Егоров лично убедился в том, что Т-50 «пластмассовый». В ходе съемок программы «Военная приемка» телеканалу ЗВЕЗДА впервые показали, как из «ниток» и «клея» создаются детали перспективного истребителя, которые в итоге будут в два раза легче алюминия сопоставимой прочности и в четыре-пять раз стали. В два раза легче титана. В результате чего вес истребителя становится в четыре раза меньше по сравнению с самолетом, собранным из привычных материалов, а его радиозаметность вообще стремится к нулю.  

Фото: Константин Семенов

«Благодаря применению композитных материалов существенно сократилось количество деталей: по сравнению с самолетом Су-27 количество деталей уменьшилось в четыре раза, - сообщил конструктор. - Это же позволило существенно снизить радиолокационную заметность самолета».

В КБ «Сухого» говорят о ее «беспрецедентно низком уровне»: радиолокационной, оптической и инфракрасной «заметности» машины. Эффективная площадь отражающей поверхности у Т-50 сегодня равна 0,5 кв. м (у Су-30МК - 20 кв. м). Для понимания: это означает, что на радаре Су-30МК виден как металлический объект размером 5 на 4 м, а отражение Т-50 в 40 раз меньше. Это соответствует показаниям F-22.

Единственной проблемой, дающей основания сомневаться в принадлежности ПАК ФА к пятому поколению, считаются его двигатели. Прототипы летают на двигателях АЛ-41Ф1, известных также как изделие 117С. Они же используются сегодня на Су-35С. Именно эти моторы планируется ставить на первые серийные Т-50. Как рассказал летчик-испытатель КБ «Сухой» Сергей Богдан, при первом полете новый Су-35 сопровождал Су-30МК. Это позволило сравнить тяговые характеристики двигателей двух самолетов.

Фото: Константин Семенов

Во время полета Су-35 выполнял разгон в бесфорсажном режиме, при этом пилоту самолета сопровождения приходилось использовать форсаж, периодически отставая от новой машины. По словам пилота, это очень серьезное достоинство, дающее строевому летчику больше возможностей при ведении воздушного боя. Однако 117C хоть и обеспечивает необходимую суммарную тягу, достаточную даже для достижения сверхзвуковой крейсерской скорости, но не отвечает требованиям пятого поколения по соотношению веса и тяги, а так, же расходу топлива.

Полноценные двигатели пятого поколения, известные сегодня как «Тип 30» или двигатели «второго этапа», находятся в стадии проектирования. В проект входит несколько этапов разработки: компрессор низкого давления, газогенератор, компрессоры высокого давления, камеры сгорания, турбины высокого и низкого давления, форсажная камера и сопла. В прошлом году планировалось завершить их проектирование и выпустить техническую документацию демонстратора технологий. Как ожидается, опытно-конструкторские работы по проекту будут завершены в 2016 году. Техническая сложность проекта потребует проведения весьма длительных стендовых и летных испытаний, что скажется на общих сроках разработки Т-50. По разным оценкам, силовые установки второго этапа российские истребители Т-50 получат только в 2025-2027 годах.

Технологии превосходства

 

Фото:af.mil

Гендиректор Федерального научно-производственного центра «НПП «Полет», входящего в Объединенную приборостроительную корпорацию, Алексей Комяков рассказал телеканалу, что большинство электронных систем самолета только сдаются заказчику - Минобороны. Несколько месяцев назад, его предприятие, поставило для Т-50 новейший комплекс связи С-111 и интегрированную антенно-фидерную систему.

«С-111 принципиально отличается от всех предшествующих разработок, - говорит конструктор, - он обеспечивает летательному аппарату новый уровень оперативности получения информации на всех этапах полета и во всех видах боевых действий. Для реализации этих характеристик используются пакетный обмен данными в цифровой форме, широкополосные каналы радиосвязи, новые методы борьбы с помехами, позволяющие увеличить дальность и качество связи». Сейчас все подсистемы в авиационной аппаратуре имеют собственные антенны, - объясняет Комяков. Количество антенн на одном летательном аппарате может достигать нескольких десятков. Это значительно увеличивает радиозаметность, повышает стоимость и сложность объекта. Антенно-фидерная система нового поколения позволяет объединить антенны для приемопередающей аппаратуры различного назначения связи, навигации, опознавания и др. Минимизировать количество антенных устройств. Они встраиваются в обшивку фюзеляжа, которая защищена радиопрозрачным покрытием, что снижает аэродинамическое сопротивление и уменьшает радиолокационную заметность.

В Т-50 реализовано еще одно главное требование к современным истребителям - высокая интеллектуализация борта. Радиолокационная станция истребителя с новой активной фазированной антенной решеткой (АФАР) НИИ Тихомирова, это более тысячи объединенных в единое поле миниатюрных приемо-передающих устройств с высокой мощностью сигнала на выходе. Радар с АФАР видит все, что делается в воздухе и на земле на расстоянии нескольких сотен километров. Может вести множество целей, одновременно наводя вооружение истребителя на них. И, как говорят конструкторы, одновременно их все обстрелять, буквально веером выпустив ракеты из самолета. Причем как по воздушным, так и по наземным целям.

Кроме того, антеннами буквально пронизаны кромки крыльев ПАК ФА. Из-за чего истребитель способен видеть, что делается над, под ним и вокруг него буквально на 360 градусов. По всему фюзеляжу машины размещены еще несколько десятков различных датчиков, которые позволят не только контролировать ситуацию вокруг машины, осуществлять обмен данными в режиме реального времени, как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы. То есть встраивая истребитель в глобальную систему ведения боевых действий в контрой одновременно могут быть задействованы как воздушные суда сопровождения: самолеты дальней радиолокационной разведки А-50, штурмовики, бомбардировщики, вертолеты, так и средства ПВО на земле, а так же мотострелковые подразделения. Фактически, Т-50 может быть как самостоятельным средством нападения, так и корректировщиков глобальной войсковой операции.

Электронный пилот

Фото:Марина Лысцева

Кабина Т-50, в отличие от Су-27, не имеет аналоговых приборов с привычными стрелками. Вместо них два больших цветных жидкокристаллических экрана. На них, как в обычном телевизоре, в режиме «картинка в картинке» отображается вся необходимая пилоту информация. Гидродинамические приводы управления силовой установки заменены электрическими. По словам конструкторов, это не только экономит место и вес, но и позволяет ввести в управление машиной параллельный (дистанционный) контроль. На практике это означает, что роль пилота становится менее заметной. То есть компьютер решает, с какой скоростью и на каких режимах машина будет выходить на цель и в какой момент разрешить летчику применить оружие.

При этом часть сложных пилотажных режимов - например, полет на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности - машина берет на себя. Так же, как будет следить за тем, чтобы летчик безопасно для истребителя применял оружие или не свалил самолет в неуправляемый штопор.

На Т-50 впервые стоит отечественный безинерционный навигационный комплекс - БИНС. Это электронно-механический прибор, без которого ни один истребитель сегодня не может считаться современным. Его задача - собирать и анализировать всю полетную информацию и обеспечивать вылет и возвращение самолета на свой аэродром. БИНС работает в связке с приемниками GPS и ГЛОНАСС, но может работать и без них.

Длинная рука ВВС

 

Фото:Минобороны РФ

Т-50 может взлетать и садиться, используя участки взлетно-посадочной полосы длиной 300-400 метров. В перспективе на его базе должен быть создан и морской вариант истребителя. Разработчики говорят, что самолет будет развивать скорость более двух тысяч километров в час и совершать перелеты на расстояние до пяти тысяч километров.

«Из того же Ахтубинска, этот самолёт запросто мог слетать куда-нибудь на берег Атлантического или Индийского океана и вернуться. Для этой машины понятия расстояния совсем другие, - с удивление констатировал Александр Егоров, когда узнал,  что шеф - пилоту КБ «Сухой» Сергею Богдану потребовалась всего одна дозаправка чтобы долететь из Комсомольска-на-Амуре до подмосковного Жуковского». 

Вооружение новой машины будет полностью убрано во внутренние отсеки истребителя, хотя есть и внешние подвески. О вооружении Т-50 практически ничего неизвестно. Но проводя параллели с Су-35 можно предположить, что перовое время ПАК ФА будет применять целый набор ракет средней дальности «воздух-воздух».

Например, Р-27ЭР1 (8 шт.), Р-27ЭТ1 и Р-27ЭП1 (по 4 шт.), РВВ-АЕ (до 12 шт., включая спаренную подвеску четырех ракет под фюзеляжем) и ракет ближнего боя Р-73Э (6 шт.), входят 5 новых ракет большой дальности. Номенклатуру управляемого вооружения класса «воздух-поверхность»: 6 тактических ракет Х-29ТЕ или Х-29Л, шесть противокорабельных и противорадиолокацнонных ракет Х-31А и Х-31П, пять новых противокорабельных ракет большой дальности Х-59МК, а также новинки: 5 противорадиолокационных ракет увеличенной дальности типа Х-58УШЭ, три ракеты большой дальности системы «Калибр-А» и одна тяжелая противокорабельная ракета большой дальности типа «Оникс».

Истребитель сможет поднять до восьми корректируемых авиабомб КАБ-500Кр с телевизионным самонаведением, новейших КАБ-500С-Э со спутниковой системой наведения, а также до трех бомб калибра 1500 кг - КАБ-1500Кр или КАБ-1500Л Г с телевизионным или лазерным наведением. По номенклатуре бомбардировочного и неуправляемого ракетного вооружения Су-35 в целом не отличается от сегодняшних Су-30МК, но в перспективе на нем смогут применяться усовершенствованные и новые модели авиабомб калибра 500 и 250 кг и ракет калибра 80, 122 и 266/420 мм, в т.ч. с лазерной коррекцией. Максимальная масса боевой нагрузки Су-35 составляет 8000 кг.

Из неофициальных источников, про Т-50 известно, что для него разработаны специальные высокоточные ракеты большой дальности (АФАР работает на 400 км) с квадратным сечением. Такая форма, как сообщил источник телеканала в авиационной отрасли, позволяет разместить их большее количество во внутренних отсеках истребителя. При этом, что очень важно, наведение этих ракет можно производить еще до выхода из бомболюка. Раньше, такой технологии, просто, не существовало.

Цена вопроса

Т-50, как и его конкурент F-22 безумно дорог. Стоимость программы создания Raptor оценивается в $ 74 млрд. Стоимость одного самолета - $ 146 млн. Именно по этому США купили не несколько сотен этих машин, а всего 187 самолетов. Наша программа на порядок дешевле, но замминистра обороны по вооружениям Юрий Борисов 23 марта заявил, что военные могут закупить меньшее количество истребителей пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), чем запланировано в госпрограмме вооружения до 2020 года. Военные законтрактуют только 12 истребителей и после ввода их в эксплуатацию определятся с тем, сколько самолетов данного типа смогут себе позволить, хотя ранее твердо рассчитывали приобрести 52 самолета.

О возможном сокращении закупок Борисов заявил в ходе визита на Комсомольский-на-Амуре авиационный завод. Он констатировал, что «предприятие готово к началу серийного производства истребителя пятого поколения уже с 2016 года. Однако, Минобороны оставляет за собой право пересмотреть количество закупаемых машин. В новых экономических условиях первоначальные планы могут быть скорректированы. Лучше нам иметь задел в виде ПАК ФА и возможность, потом продвинуться вперед, до конца выжав все возможности из истребителей поколения 4+ истребителей Су-30 и Су-35», - подчеркнул замминистра.

Автор: Дмитрий Литовкин

Фото: Марина Лысцева

tvzvezda.ru