СМИ КНР: бежавшие из РФ ученые разработали истребитель 6-го поколения «Хун Лун». Истребитель хун лун


бежавшие из РФ ученые разработали истребитель 6-го поколения «Хун Лун» » Военное обозрение

Как сообщает интернет-портал Иносми.ру, Shanghai news опубликовали материал, посвященный разработке КНР многофункционального истребителя «Хун Лун» («Огненный дракон»).

Указывается, что данная машина принадлежит к 6-му поколению истребителей и является наиболее прогрессивной техникой в своем классе. Передовые нововведения, примененные на самолете, касаются пневматической конструкции, системы управления, радиолокационной станции, увеличивающей точность огня по наземным целям, оборудования для отражения атак истребителей. Маневренность машины позволяет выполнить «Кобру Пугачёва».

Как сообщается, данный прорыв стал возможен благодаря нескольким десяткам первоклассных учёных из России, которые уехали в Китай и работали там, несмотря на требования Владимира Путина вернуть их на родину.

(с) Connie Bransilver

На оснащении машины состоит передовая навигационная система, способная эффективно функционировать в сложных метеорологических условиях, в любое время года, днём и ночью, на море и на суше. Вспомогательные навигационные средства включают в себя инерциальную навигационную систему, доплеровский измеритель скорости и сноса, автоматический радиокомпас, навигационную радиотехническую (спутниковую) систему, работающую на дальних расстояниях; радиотехническую систему ближней навигации, систему определения взаимных координат и сигнальный огонь.

Самолет оборудован передовой системой контроля над вооружением, используются радиолокационные и оптические лазерные установки, позволяющие в ходе боя с применением ракет перехватывать и отслеживать цель. Система управления оружием включает в себя радарную систему прицеливания и фотоэлектрическую навигационную систему.

Импульсный доплеровский радар отвечает за обнаружение и отслеживание наземных объектов и воздушных целей, включая крупные воздушные объекты. Он способен блокировать несколько опасных ближайших целей. На задней части изделия установлено специальное радиоэлектронное оборудование. Система радиолокации при наводке позволяет установить государственную принадлежность объекта.

Антенна способна заметить спереди самолёт-истребитель на расстоянии примерно 150-180 км, а сзади на дистанции до 90 км, также позволяет обнаружить танки на расстоянии 60-90 км, на дистанции 150-180 км заметить морской объект. Самолётная РЛС в состоянии одновременно отслеживать 20 воздушных целей и одновременно атаковать 8 ближайших объектов.

topwar.ru

"Огненный дракон" шестого поколения / Экономика / Независимая газета

Эмигранты из РФ помогли Китаю создать суперсовременный истребитель

китай, суперистребитель, огненный дракон, русские эмигранты Труд российских авиаконструкторов ценится в Китае больше, чем в России. Фото с сайта www.migavia.ru

Пресса КНР сообщила о сверхновом истребителя 6 поколения «Огненный дракон», который появился благодаря эмигрантам из России, но против воли президента РФ. Путин неоднократно требовал возвращения на родину ученых, помогавшим китайцам проектировать суперистребитель – пишет «Шанхай Ньюc». Низкие зарплаты и растущая бедность в РФ действительно выталкивают инженеров и ученых из страны, признают специалисты. Однако историю с новым истребителем  они считают преувеличением. 

Китай разработал новый многофункциональный истребитель благодаря русским ученым-эмигрантам, которых неоднократно требовал вернуть в РФ Владимир Путин – пишут китайцы. Они назвали свой новый самолет «Хун Лун» («Огненный дракон»). 

Истребитель относится к шестому поколению и является самым прогрессивным представителем своего класса. Фотографий или рисунков нового истребителя китайское издание не приводит, но уточняет, что новая машина имеет прогрессивную аэродинамическую конструкцию, новую систему управления, модернизированную радиолокационную станцию, которая обеспечивает более точное поражение наземных целей. Самолет очень маневренный, он способен выполнить такой акробатический номер высшего пилотажа, как «кобра Пугачева». Китаю удалось достичь значительных успехов в этой области благодаря нескольким десяткам первоклассных ученых из России, которые уехали в КНР, уточняет издание.

В России эксперты считают новость об «Огненном драконе», созданном против воли Путина, во многом преувеличенной. «Чтобы вернуть в Россию авиационных специалистов, президенту РФ достаточно было одного телефонного звонка в Пекин. Нынешний уровень сотрудничества Москвы и Пекина исключает подобные противоречия», – уверен глава правления Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев.

«Комсомольское на Амуре авиационное производственное объединение КнААПО)» действительно много лет сотрудничает с производителем самых современных китайских истребителей – Шэньянской самолетостроительной компанией. На китайском предприятии побывали сотни сотрудников российского предприятия, говорит Санакоев. «Но это всегда происходило с одобрения российских властей. А противопоставление этого сотрудничества указаниям Владимира Путина – это инсинуация, в которой заинтересованы противники российско-китайского сближения», – считает Санакоев. Публикацию в «Шанхай Ньюз» он объясняет влиянием внешних сил.

«Рассказы о «неоднократных требованиях Путина» больше похожи на пропагандистский ход», – считает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

«Вся история кажется очень сильно приукрашенной, в ней больше вымысла, чем правды. То, что отдельные ученые уезжают, – увы, факт нашей современной российской жизни. Но трудно поверить, чтобы в Китай уехали сразу «несколько десятков» первоклассных специалистов. Если бы новость появилась в «Жэньминь жибао», это вызвало бы больше доверия», – говорит Андриевский.

«Китай наверняка работает над шестым поколением истребителей, и возможно даже, что ему помогают несколько российских инженеров. Но четкого стандарта для этого поколения пока нет. Китай только недавно представил истребитель пятого поколения J-20, который во многом похож на российский аналог. Но в такой технике важна исключительная надежность, а с этим у китайцев могут быть проблемы», – отмечает эксперт. При этом Андриевский признает, что другие страны могут переманить высококлассного инженера или ученого, и это будет серьезным уроном для РФ (см. «НГ» от 07.09.17, «Москва проиграла битву за украинских специалистов»).

Между тем передача Китаю авиакосмических технологий в прошлые годы создавала риски судебного наказания. Так, в конце 2007 года Лефортовский суд Москвы приговорил нескольких сотрудников предприятия ЦНИИМАШ к длительным срокам заключения. Им вменили якобы незаконную передачу технологии двойного назначения Всекитайской импортно-экспортной компании точного машиностроения. Год назад Мосгорсуд приговорил к семи годам колонии строгого режима другого сотрудника ЦНИИМАШа, который также неудачно сотрудничал с Поднебесной без эмиграции в КНР.

www.ng.ru

стоит ли верить в китайский суперистребитель

пак фа

Китайское издание Shanghai news сообщило новость с претензией на сенсацию. Во-первых, в КНР ведут активную работу на созданием многофункционального истребителя шестого поколения. Во-вторых, добиться значительных успехов удалось благодаря нескольким десяткам первоклассных (это подчеркивается особо) российских ученых. В-третьих, президент России Владимир Путин неоднократно требовал их возвращения на родину. Насколько эта сенсация имеет под собой основания?

В статье перечисляются некоторые сведения о самолете, которое китайское издание относит к «самым прогрессивным представителям своего класса». Это, в частности, передовая навигационная система, которая способна эффективно функционировать в сложных метереологических условиях, в любое время дня и года.

В истребителе, получившим название «Хун Лун» («Огненный дракон»), присутствуют инерциальная навигационная система, доплеровский измеритель скорости и сноса, автоматический радиокомпас, навигационная радиотехническая (спутниковая) система, работающая на дальних расстояниях; радиотехническая система ближней навигации, система определения взаимных координат и сигнальный огонь.

Ну и далее, примерно в таком духе. Неспециалисту, правда, сложно будет понять из этого описания, чем подобный истребитель отличается от самолетов пятого или даже четвертого поколения. Специалисту, впрочем, тоже, поскольку до сих пор идут споры относительно того, каковы критерии самолетов шестого поколения.

Тем более, что только-только начинается действительно массовое внедрение пятого поколения — если не брать в расчет США, конечно. В марте этого года сообщалось, что Китай принял на вооружение подобный самолет J-20. Стоит отметить, что впервые он был показан в ноябре 2016 года. Относительно короткий срок от первого показа до принятия на вооружение настораживает, хотя не исключено, что китайские разработчики доводило истребитель до ума, стараясь это не афишировать. Кроме того, специалисты отмечали, что у китайцев есть большие проблемы с двигателями для нового истребителя.

Здесь стоит отметить, что и в России с разработкой двигателя для самолета пятого поколения есть проблемы. В конце августа этого года заместитель министра обороны Юрий Борисов сообщал, что серийные Су-57 (ранее Т-50, а также ПАК ФА) поступят в войска в 2018–2019 годах. Но это будут самолеты с двигателями так называемого «первого этапа».

«Мы переходим к государственным испытаниям первого этапа, и в 2018 году, с поставками в 2019 году уже будут первые серийные образцы самолета Су-57. И начинается второй этап, где будет новый двигатель стоять», — рассказал Борисов на форуме «Армия-2017».

Из общих сведений о двигателе «второго этапа» — предполагается, что он будет значительно превосходить ныне устанавливаемый по топливной эффективности и удельной тяге, а по конструктивно-технологическому исполнению и уровню достигаемых параметров будет полностью соответствовать мировому уровню двигателя пятого поколения.

То есть проблема действительно сложная — не сказать, что нерешаемая, но сложная. А потому есть большие сомнения относительно «самого прогрессивного» «Хун Луна».

Но, конечно, куда больше вопросов вызывает информация о нескольких десятках первоклассных российских ученых, которые в поте лица трудятся над созданием суперистребителя для армии КНР. Вообще говоря, для эффективной работы требовалось бы вывезти скорее целое КБ. И понятно, что специалисты — и действительно первоклассные — нужны по самым разным направлениям: двигатели, навигация, системы вооружения, материаловеды и так далее.

То есть, конечно, нельзя исключать, что кто-то в Китае работает — например, ранее неоднократно сообщалось, что в этой стране трудятся специалисты из украинского «Антонова». Но вот действительно ли их столько, чтобы создать самолет, требования которому в среде специалистов даже еще окончательно не сформулированы — большой вопрос. И более чем вероятно, с отрицательным ответом.

Военный эксперт Алексей Леонков отнесся к такой информации скептически. «Похоже на вброс. А «прогрессивная пневматическая конструкция» — это что-то вообще из области паранаучных фактов. Я так подозреваю, что все это фейк», — сказал он.

По словам эксперта, по самолету пятого поколения «мы сотрудничаем с китайцами достаточно давно», но все это «официально и легально». «И сотрудничество идет с трудом, потому что там есть свои определенные ограничения и трудности, которые кое-где преодолеваются, кое-где нет. На их самолете пятого поколения стоят двигатели четвертого поколения», — сказал Алексей Леонков, еще раз подчеркнув, что информация о самолете шестого поколения похожа на вброс.

agitpro.su

Русские ученые помогают Китаю создать суперистребитель. Что, и в самом деле

Китайское издание Shanghai news сообщило новость с претензией на сенсацию. Во-первых, в КНР ведут активную работу на созданием многофункционального истребителя шестого поколения.

Самолет. 376078.jpeg

Российский Су-57 (Т-50). Архивное фото

Во-вторых, добиться значительных успехов удалось благодаря нескольким десяткам первоклассных (это подчеркивается особо) российских ученых. В-третьих, президент России Владимир Путин неоднократно требовал их возвращения на родину. Насколько эта сенсация имеет под собой основания?

В статье перечисляются некоторые сведения о самолете, которое китайское издание относит к "самым прогрессивным представителям своего класса". Это, в частности, передовая навигационная система, которая способна эффективно функционировать в сложных метереологических условиях, в любое время дня и года.

В истребителе, получившим название "Хун Лун" ("Огненный дракон"), присутствуют инерциальная навигационная система, доплеровский измеритель скорости и сноса, автоматический радиокомпас, навигационная радиотехническая (спутниковая) система, работающая на дальних расстояниях; радиотехническая система ближней навигации, система определения взаимных координат и сигнальный огонь.

Ну и далее, примерно в таком духе. Неспециалисту, правда, сложно будет понять из этого описания, чем подобный истребитель отличается от самолетов пятого или даже четвертого поколения. Специалисту, впрочем, тоже, поскольку до сих пор идут споры относительно того, каковы критерии самолетов шестого поколения.

Архив. Фото АР

Тем более, что только-только начинается действительно массовое внедрение пятого поколения — если не брать в расчет США, конечно. В марте этого года сообщалось, что Китай принял на вооружение подобный самолет J-20. Стоит отметить, что впервые он был показан в ноябре 2016 года. Относительно короткий срок от первого показа до принятия на вооружение настораживает, хотя не исключено, что китайские разработчики доводило истребитель до ума, стараясь это не афишировать. Кроме того, специалисты отмечали, что у китайцев есть большие проблемы с двигателями для нового истребителя.

Здесь стоит отметить, что и в России с разработкой двигателя для самолета пятого поколения есть проблемы. В конце августа этого года заместитель министра обороны Юрий Борисов сообщал, что серийные Су-57 (ранее Т-50, а также ПАК ФА) поступят в войска в 2018–2019 годах. Но это будут самолеты с двигателями так называемого "первого этапа".

"Мы переходим к государственным испытаниям первого этапа, и в 2018 году, с поставками в 2019 году уже будут первые серийные образцы самолета Су-57. И начинается второй этап, где будет новый двигатель стоять", — рассказал Борисов на форуме "Армия-2017".

Из общих сведений о двигателе "второго этапа" — предполагается, что он будет значительно превосходить ныне устанавливаемый по топливной эффективности и удельной тяге, а по конструктивно-технологическому исполнению и уровню достигаемых параметров будет полностью соответствовать мировому уровню двигателя пятого поколения.

То есть проблема действительно сложная — не сказать, что нерешаемая, но сложная. А потому есть большие сомнения относительно "самого прогрессивного" "Хун Луна".

Но, конечно, куда больше вопросов вызывает информация о нескольких десятках первоклассных российских ученых, которые в поте лица трудятся над созданием суперистребителя для армии КНР. Вообще говоря, для эффективной работы требовалось бы вывезти скорее целое КБ. И понятно, что специалисты — и действительно первоклассные — нужны по самым разным направлениям: двигатели, навигация, системы вооружения, материаловеды и так далее.

То есть, конечно, нельзя исключать, что кто-то в Китае работает — например, ранее неоднократно сообщалось, что в этой стране трудятся специалисты из украинского "Антонова". Но вот действительно ли их столько, чтобы создать самолет, требования которому в среде специалистов даже еще окончательно не сформулированы — большой вопрос. И более чем вероятно, с отрицательным ответом.

Военный эксперт Алексей Леонков, которого "Правда.Ру" попросила прокомментировать информацию о китайском суперистребителе, отнесся к ней скептически. "Похоже на вброс. А "прогрессивная пневматическая конструкция" — это что-то вообще из области паранаучных фактов. Я так подозреваю, что все это фейк", — сказал он.

По словам эксперта, по самолету пятого поколения "мы сотрудничаем с китайцами достаточно давно", но все это "официально и легально". "И сотрудничество идет с трудом, потому что там есть свои определенные ограничения и трудности, которые кое-где преодолеваются, кое-где нет. На их самолете пятого поколения стоят двигатели четвертого поколения", — сказал Алексей Леонков, еще раз подчеркнув, что информация о самолете шестого поколения похожа на вброс.

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru

www.pravda.ru

Китай разработал новый многофункциональный истребитель благодаря русским учёным | Военное дело | ИноСМИ

Китай разрабатывает многофункциональный истребитель под названием «Хун Лун» (в переводе «Огненный дракон»). Истребитель относится к шестому поколению и является самым прогрессивным представителем своего класса. Основными техническими характеристиками являются прогрессивная пневматическая конструкция, новая система управления, модернизированная радиолокационная станция, способная более точно поражать наземные цели. Самолёт — очень манёвренный, способен выполнить «Кобру Пугачёва», полностью оснащён передовым оборудованием для отражения атак истребителей. Как сообщается, Китаю удалось достичь значительных успехов в этой области благодаря нескольким десяткам первоклассных учёных из России, которые уехали в Китай. Президент России Владимир Путин неоднократно требовал их возвращения на родину.

Новый истребитель оснащён передовой навигационной системой, способной эффективно функционировать в сложных метеорологических условиях, в любое время года, днём и ночью, на море и на суше. Вспомогательные навигационные средства включают в себя такое оборудование, как инерциальная навигационная система, доплеровский измеритель скорости и сноса, автоматический радиокомпас, навигационная радиотехническая (спутниковая) система, работающая на дальних расстояниях; радиотехническая система ближней навигации, система определения взаимных координат и сигнальный огонь.

Сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31The National Interest04.09.2017The National Interest24.08.2017Mako23.08.2017Истребитель оснащён автоответчиком и международным автоответчиком. Такая система связи используется между лётчиками и пунктом назначения во время полёта, чтобы вести двусторонние радиопереговоры, а также чтобы шифровать телефонные разговоры и переписки. На борту нового истребителя установлены две ультракоротковолновых радиостанции, беспроводной телефон и оборудование для шифрования переписки, система внутреннего сообщения. «Огненный дракон» оснащён передовой системой контроля над вооружением, используются радиолокационные и оптические лазерные установки, чтобы во время ведения боевых действий с применением ракет, перехватывать и отслеживать цель. Система управления оружием включает в себя радарную систему прицеливания и фотоэлектрическую навигационную систему.

Важной составляющей радарной системы прицеливания является импульсный доплеровский радар, он отвечает за обнаружение и отслеживание воздушных целей и наземных объектов. В то же время радар может отслеживать и крупные воздушные объекты и блокировать несколько опасных ближайших целей. Чтобы максимально охватывать воздушное пространство, на задней части истребителя установлено специальное радиоэлектронное оборудование. С помощью наводки системы радиолокации можно установить, какому государству принадлежит тот или иной объект.

Впереди антенна способна заметить самолёт-истребитель на расстоянии около 150-180 километров, а сзади на расстоянии не более 90 километров, также способна обнаружить танки на расстоянии 60-90 километров, на расстоянии 150-180 километров заметить морской объект. Самолётная РЛС способна одновременно отслеживать 20 воздушных целей и одновременно атаковать восемь ближайших объектов.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

бежавшие из РФ ученые разработали истребитель 6-го поколения «Хун Лун»

Как сообщает интернет-портал Иносми.ру, Shanghai news опубликовали материал, посвященный разработке КНР многофункционального истребителя «Хун Лун» («Огненный дракон»).

Указывается, что данная машина принадлежит к 6-му поколению истребителей и является наиболее прогрессивной техникой в своем классе. Передовые нововведения, примененные на самолете, касаются пневматической конструкции, системы управления, радиолокационной станции, увеличивающей точность огня по наземным целям, оборудования для отражения атак истребителей. Маневренность машины позволяет выполнить «

Кобру Пугачёва».

Как сообщается, данный прорыв стал возможен благодаря нескольким десяткам первоклассных учёных из России, которые уехали в Китай и работали там, несмотря на требования Владимира Путина вернуть их на родину.

(с) Connie Bransilver

На оснащении машины состоит передовая навигационная система, способная эффективно функционировать в сложных метеорологических условиях, в любое время года, днём и ночью, на море и на суше. Вспомогательные навигационные средства включают в себя инерциальную навигационную систему, доплеровский измеритель скорости и сноса, автоматический радиокомпас, навигационную радиотехническую (спутниковую) систему, работающую на дальних расстояниях; радиотехническую систему ближней навигации, систему определения взаимных координат и сигнальный огонь.

Самолет оборудован передовой системой контроля над вооружением, используются радиолокационные и оптические лазерные установки, позволяющие в ходе боя с применением ракет перехватывать и отслеживать цель. Система управления оружием включает в себя радарную систему прицеливания и фотоэлектрическую навигационную систему.

Импульсный доплеровский радар отвечает за обнаружение и отслеживание наземных объектов и воздушных целей, включая крупные воздушные объекты. Он способен блокировать несколько опасных ближайших целей. На задней части изделия установлено специальное радиоэлектронное оборудование. Система радиолокации при наводке позволяет установить государственную принадлежность объекта.

Антенна способна заметить спереди самолёт-истребитель на расстоянии примерно 150-180 км, а сзади на дистанции до 90 км, также позволяет обнаружить танки на расстоянии 60-90 км, на дистанции 150-180 км заметить морской объект. Самолётная РЛС в состоянии одновременно отслеживать 20 воздушных целей и одновременно атаковать 8 ближайших объектов.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

super-arsenal.ru

как идет разработка авиакомплексов будущего

На сегодняшний день у нас в стране четкие принципы и критерии создания самолета 6-го поколения официально пока не озвучены. На первый взгляд, кажется даже нелогичным начинать разговор 6-м поколении, пока истребитель 5-го поколения не принят на вооружение. Но на самом деле логика в этом есть, если точно известно, что США и Китай давно приступили к непосредственной работе над этим проектом. А что касается России, то данные о такой работе поступают весьма противоречивые. Ряд специалистов заявляет, что о создании истребителя 6-го поколения говорить пока рано, все находится в стадии идей и формирования задач. Другие утверждают: работы идут полным ходом, первый полет машина совершит в 2023–2025 годах и будет готова полностью к 2030 году. А третьи уверенно объявляют, что истребитель 6-го поколения будет называться МиГ-41 и появится он после 2035 года.

Стая нового поколения

Если исходить из той скудной официальной информации, которую дают представители оборонки, работы над новым российским истребителем 6-го поколения действительно начались. Его планируют создать сразу в двух вариантах – пилотируемом и беспилотном.

Беспилотная машина станет своего рода летающим компьютером, обладающим мощным искусственным интеллектом, способным выполнять самые сложные задачи. На него ляжет основная боевая нагрузка, так как летчик все-таки имеет ограничения по физическим возможностям. Для беспилотной машины таких границ, как для человека, не существует, потому она может выполнять самые головокружительные маневры, не боясь перегрузок, достигать гиперзвуковой скорости и даже выходить в ближний космос.

Картинка

Что касается тактики применения, то, как считают специалисты, наиболее эффективно обе модификации самолета будут действовать в группе, или, как говорят, в стае, которая будет состоять из пилотируемых и беспилотных машин, где пилотируемый самолет на одного-двух летчиков – это командный пункт для трех-четырех беспилотных машин (примерно так сегодня, но только в пилотируемой версии применяется МиГ-31БМ).

И здесь будет очень важен момент передачи управления от одной стаи самолетов к другой. К примеру, один летчик выполняет боевые задачи со своей группировкой аппаратов, а другой действует за тысячу километров от него. Если одну стаю основательно потрепали, вторая сможет либо взять управление обеими группами на себя, либо поделиться самолетами. При том, что машины имеют гиперзвуковую скорость и возможность выхода в ближний космос, сделать это получится быстро.

В плане технических характеристик конструкторы собираются использовать все то лучшее, что всегда имели наши российские машины. В первую очередь это касается маневренности и скорости. Планируется, что максимальная расчетная скорость новинки достигнет 5М, а крейсерская, без форсажа, будет не ниже 2М.

Правда, когда речь заходит о скорости, здесь эксперты начинают спорить, так как считают, что следует ожидать проблем, которые возникли еще в прошлом веке у конструкторов американского высотного бомбардировщика XB-70 «Валькирия», создававшегося для Стратегического авиационного командования США. Этот самолет должен был заменить B-52. Его поставки намечались на 1963 год. Но главная проблема «Валькирии» была в том, что во время полета при скорости 2,5–3М самолет нагревался до 3000 градусов. Материалов, которые могли выдержать такой температурный режим, в авиастроении просто не было. В результате проект был сокращен до статуса исследовательского.

Картинка

Такие же проблемы испытывали и советские аналоги. К примеру, М-50 (по кодификации НАТО – Bounder) – советский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик ОКБ Мясищева, единственный образец которого поднялся в воздух в 1959 году. Развитием М-50 стал проект М-52. Но до его летных испытаний полного цикла дело так и не дошло. Девятого июля 1961 года он поучаствовал в воздушном параде в Тушине, а в конце 1970-х годов был отправлен на металлолом.

То же самое произошло и с Т-4 (изделие 100) – ударно-разведывательным бомбардировщиком-ракетоносцем ОКБ Сухого, который называли русской «Валькирией». Первый опытный экземпляр его взлетел 22 августа 1972 года. Он предназначался для уничтожения авианосных ударных групп противника и ведения стратегической разведки, но после десяти успешных полетов проект закрыли, а все средства бросили на создание Ту-160.

Картинка

Ясно, что для закрытия всех этих проектов имелись и другие причины, в том числе лоббистские, однако поводом всегда служили претензии технического порядка.

Конечно, самолет 6-го поколения – это машина, которая должна родиться в условиях другого технологического уклада. Она, безусловно, будет легче тех самолетов, о которых шла речь выше, так как создается совсем из других, более современных материалов. К ним предъявляется множество требований: термостойкость, механическая прочность, поглощение облучения радарами противника, низкие величины теплового излучения… Но как раз именно все это, считают специалисты, и может стать камнем преткновения.

В последние годы в области создания таких материалов у нас в стране наметился прогресс, но все равно здесь мы еще сильно отстаем от Запада. А ведь чтобы решать проблемы высоких скоростей, необходимо для начала решить задачу создания сверхпрочных материалов, способных сопротивляться высоким теемпературам. И требуются они не только для мощной теплоизоляции кабины экипажа или планера самолета, который при огромных скоростях испытывает мощное воздушное трение, но и для двигателей: им нужна защита от перегретого воздуха, поступающего из воздухозаборников.

Все эти вопросы, которые должны решаться на стыке различных наук и технологий, считают специалисты, и являются сейчас самой главной задачей.

Сверхманевренный невидимка

При создании самолета нового поколения предстоит также решать задачу незаметности, то есть стелс-технологий, так как машина должна противостоять не только существующим системам ПВО и РЛС, но и их будущим модификациям.

В отношении «стелс» Россия и США долгое время придерживались принципиально различных точек зрения. Американцы считали, что при создании самолетов можно пожертвовать их сверхманевренностью в пользу скрытности. Российские конструкторы считали иначе.

В свое время генконструктор НПО «Люлька-Сатурн» Виктор Чепкин говорил: «Вместе с разными институтами мы тщательно анализировали, что такое "стелс" и вообще технология невидимости, как она реализуется в бою и прочее. И пришли к выводу, что гипертрофированное применение "стелсовской" технологии – "стелс" ради "стелса" – чрезвычайно сужает диапазон боевого применения самолетов. А технология при этом очень дорогая».

Такой самолет не может нести много оружия, так как все оно спрятано в фюзеляже (внешние подвески демаскируют машину). Он ограничен по скорости и дальности полета и, наконец, вынужден с большой осторожностью применять радар, а то и вовсе его не иметь, поскольку излучение радара выдает даже самый невидимый самолет, так же как луч фонарика в темноте.

Но главное отличие нашего подхода все же в том, что, по мнению отечественных специалистов, сверхманевренность в современной военной авиации приобретает все более важное значение. Этому способствует ряд факторов: развитие радиолокации, создание новых высокочастотных радаров, а также потеря монополии США на единоличное обладание самолетами новых поколений.

Картинка

А значит, в перспективе следует рассматривать вероятность того, что в воздухе как противники могут встретиться два малозаметных истребителя 6-го поколения, принадлежащие разным странам. В этом случае, считают российские эксперты, тактика ведения боя возвращается к прошлому, когда сверхманевренность машины играет не просто важную, а решающую роль.

Конечно, стелс-технологии тоже не стоят на месте, а стремительно совершенствуются. Только не следует забывать, что так же стремительно идет вперед все, что связано с радиолокацией и средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ). В наши дни воздушный бой представляет собой невидимую схватку электромагнитных лучей на расстоянии сотен километров, где на поле боя самолеты могут появиться в последний момент. Этот эффект неожиданности здесь, как и раньше, – половина успеха. И его, считают российские специалисты, можно добиться куда более надежными, простыми и дешевыми способами, нежели стелс-технологии. При этом, говорят профессионалы, отказываться от этих технологий никто не собирается, просто не следует делать их приоритетными в ущерб более важным боевым характеристикам.

Вооружение самолета будущего

Недавно советник первого заместителя гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев рассказал, что на вооружении истребителя 6-го поколения наряду с другими системами будут стоять электромагнитные пушки СВЧ-диапазона, которые смогут выводить из строя электронику самолетов противника. Правда, он признал, что это пока дело далекого будущего.

Кроме того, по словам Михеева, новый самолет оснастят сверхдальними гиперзвуковыми ракетами, способными работать по воздушным, наземным и морским целям. Он пояснил: «Несомненно, в них будут использованы принципы "свободной охоты и коллективной ответственности" – когда группа ракет, достигнув удаленных сил противника, которые необходимо подавить, самостоятельно выбирает главные и второстепенные цели и распределяет их между собой».

Картинка

В западных СМИ также активно обсуждается новость (она тоже появилась с подачи представителей КРЭТ), которая касается лазерной защиты нового российского истребителя – это лазеры для уничтожения самонаводящихся ракет противника. К примеру, британская Daily Mail писала, что эти мощные установки своими прямыми лучами будут просто «выжигать глаза» ракетам противника, разрушая их головки систем самонаведения.

Кроме того, новый самолет, конечно же, оснастят и системой подавления РЭБ. Каждый ее блок будет не только подавлять системы противника, но еще и передавать данные. Он сможет выполнять одновременно несколько функций. Например, один и тот же прибор станет и радиолокатором, и системой радиоэлектронной борьбы, и устройством передачи данных, и средством связи, а также сможет выполнять функции навигации и госопознавания. По сути, это мощный компьютер, у которого на входе и выходе имеются цифровые радиопередающие и радиоприемные устройства. И работать такой блок сможет с учетом коллективных действий всей группировки сил.

Новый истребитель США

США, если верить открытым данным, в строительстве истребителя 6-го поколения продвинулись несколько дальше нас. Во всяком случае там уже точно известно, что эту машину делает фирма «Боинг». Проект называется F/A-XX. Сделать его планируют к 2030 году, и прийти он должен на замену палубным стребителям F/A-18E/F Super Hornet.

Известен и облик самолета: его макет впервые показали еще в 2009 году. Правда, затем серьезно изменили и переработали, но принципиальные вещи все же остались. К примеру, его планер – это «летающее крыло», которое не имеет вертикального оперения. Такой вариант был принят на основании того, что киль создает дополнительное аэродинамическое сопротивление, а поворот происходит за счет малогабаритных рулей, расположенных на крыле. Во время прямолинейного полета рули убираются и выпускаются лишь при маневрировании.

Картинка

F/A-XX – двухместный истребитель с двумя двигателями. Максимальный взлетный вес – на уровне 45 т, дальность – 3000 км. О типе двигателя ничего не сообщается, но специалисты считают, что он, вероятнее всего, турбореактивный. При этом способен обеспечить сверхзвуковой крейсерский полет в бесфорсажном режиме. Максимальная скорость не указывается, но гиперзвука она почти наверняка не достигает. Известно также, что создается версия беспилотной машины. Что касается тактики применения, то информация поступает скудная. Говорят, американские разработчики, так же как и российские, сейчас решают проблему оснащения самолета лазерным или электромагнитным оружием. И здесь, так же как и у российских специалистов, у них возникает сложность с энергетической установкой. Американские военные проговорились, что скорость и скрытность самолета не являются приоритетными – упор сделан на дальность обнаружения целей и нанесение ударов с больших дистанций, из чего можно сделать вывод, что сверхманевренность для машины, которая будет воевать в основном на дальних подступах, снова не станет главной.

Русский дракон для Поднебесной

Самолет 6-го поколения в китайском варианте – это многофункциональный истребитель, который получил название «Хун Лун» – «Огненный дракон». По утверждению китайских СМИ, технический прорыв в создании этой машины стал возможен исключительно благодаря ученым и конструкторам из России, которые работают в Поднебесной. Пишут, что в проекте «Огненного дракона» занято несколько десятков российских разработчиков и они уже довольно многого добились.

Утверждают, что «Хун Лун» – машина, которая является наиболее прогрессивной в своем классе и по ряду технических решений вполне может посоперничать с российским и американским аналогами. В «Хун Лун», так же как и в нашем самолете 6-го поколения, ставка сделана на маневренность, что неудивительно, учитывая, что за основу была взята российская военная и конструкторская школа – в буквальном смысле. Маневренность машины якобы позволяет выполнить на ней даже «кобру Пугачева».

Картинка

Другие передовые решения, примененные на самолете, касаются оборудования для отражения атак истребителей, системы управления, радиолокационной станции, увеличивающей точность огня по наземным целям.

Самолет планируется оборудовать лазером, который во время ракетного боя сможет перехватывать и отслеживать цель. Механизм контроля над вооружением там в целом весьма совершенен. Кроме лазеров, он также включает в себя оптические установки, радарную систему прицеливания и новейшую навигационную систему.

Кроме того, пишет информационное агентство Shanghai News, «импульсный допплеровский радар отвечает за обнаружение и отслеживание наземных объектов и воздушных целей, включая крупные воздушные объекты. Он способен блокировать несколько опасных ближайших целей. На задней части изделия установлено специальное радиоэлектронное оборудование. Система радиолокации при наводке позволяет установить государственную принадлежность объекта. Антенна способна заметить спереди самолет-истребитель на расстоянии примерно 150–180 км, а сзади – на дистанции до 90 км, также позволяет обнаружить танки на расстоянии 60–90 км, на дистанции 150–180 км заметить морской объект. Самолетная РЛС в состоянии одновременно отслеживать 20 воздушных целей и одновременно атаковать восемь ближайших объектов».

***

На основании всего того, что стало известно о работах по самолету 6-го поколения в различных странах, можно сделать предварительный вывод: в наш и китайский самолеты заложен ряд аналогичных технических решений, и поэтому с большой вероятностью они могут получиться очень похожими. А вот российский и американский самолеты нового поколения наверняка будут сильно отличаться друг от друга и по внешнему виду, и по применению.

tvzvezda.ru