Что такое НАТО: история, организация, функции. История нато


История НАТО | Информационно-аналитический портал «НАТО.РФ»

История создания Организация Североатлантического договора (НАТО) — военно-политического союзаNorth Atlantic Treaty Organization, NATO;Organisation du traité de l'Atlantique Nord, OTAN. Фильм про НАТО >>> 

Причины возникновения НАТО

Уже после ялтинских соглашений сложилась ситуация, в которой внешняя политика стран-победительниц во второй мировой войне была в большей степени ориентирована на будущую послевоенную расстановку сил в Европе и мире, а не на текущую ситуацию. Итогом этой политики стал фактический раздел Европы на западные и восточные территории, которым суждено было стать основой для будущих плацдармов влияния США и СССР. В 1947-1948 гг. был дан старт т.н. "плану Маршалла", в соответствии с которым в европейские страны, разрушенные войной, должны были быть инвестированы огромные средства со стороны США. Советское правительство под руководством И.В. Сталина не допустило участие в обсуждении плана в Париже в июле 1947 года делегации стран, находящихся под контролем СССР, хотя они и имели приглашения. Таким образом, 17 стран, получивших помощь от США, были интегрированы в единое политико-экономическое пространство, что определило одну из перспектив сближения. В то же время, нарастало политическое, военное соперничество между СССР и США за европейское пространство. Со стороны СССР оно заключалось в интенсификации поддержки коммунистических партий по всей Европе, и, в особенности, в "советской" зоне. Особое значение имели события в Чехословакии в феврале 1948 г., приведшие к отставке действующего президента Э. Бенеша и захвату власти коммунистами, а также в Румынии и Болгарии, блокада Западного Берлина (1948-1949 гг.), ухудшение социально-экономического положения в других странах Европы. Они позволили не входящим в зону оккупации СССР правым политическим режимам европейских стран, выработать единую позицию, переосмыслить проблему своей безопасности, обозначив нового "общего врага".В марте 1948 года был заключен Брюссельский договор между Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией, который позднее лег в основу "Западноевропейского союза" (WEU). Брюссельский договор принято считать первым шагом на пути оформления Североатлантического альянса. Параллельно велись секретные переговоры между США, Канадой и Великобританией о создании союза государств на основе общности целей и понимания перспектив совместного развития, отличного от ООН, в основу которого легло бы их цивилизационное единство. Вскоре последовали развернутые переговоры европейских стран с США и Канадой о создании единого союза. Все эти международные процессы завершились подписанием 4 апреля 1949 г. Североатлантического Договора, вводящего в действие систему общей обороны двенадцати стран. Среди них: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция. Договор был нацелен на создание общей системы безопасности. Стороны обязывались коллективно защищать того, на кого будет совершено нападение. Соглашение между странами окончательно вступило в силу 24 августа 1949 года после ратификации правительствами стран присоединившихся к Североатлантическому договору. Была создана международная организационная структура, которой подчинялись огромные военные силы в Европе и по всему миру.Таким образом, фактически начиная со своего основания, НАТО было ориентировано на противодействие Советскому Союзу и, позднее, странам-участницам Варшавского договора (с 1955 г.). Суммируя причины появления НАТО прежде всего стоит упомянуть экономические, политические, социальные, большую роль сыграли желание обеспечить совместную экономическую и политическую безопасность, осознание потенциальных угроз и рисков для "западной" цивилизации. В основе НАТО, прежде всего, желание подготовиться к новой возможной войне, оградить себя от ее чудовищных рисков. Оно же, впрочем, определяло и стратегии военной политики СССР и стран советского блока. Развитие НАТО от возникновения до начала 90-х гг. XX в.

Достаточно сложно выделить основной критерий периодизации истории НАТО. Это могут быть особенности расширения НАТО, динамика внутренней структуры этой организации, смена приоритетных целей и задач, совершенствование совместных стандартов вооружений и управления. Нельзя не учитывать и такие факторы, как, к примеру, изменение международной конъюнктуры в целом. Традиционно история НАТО рассматривается в связи с присоединением новых членов к альянсу. Ее можно поделить на два больших хронологических периода: от основания в 1949 году и до распада СССР и окончания холодной войны.НАТО на протяжении около сорока лет оставалось главной ударной силой холодной войны со стороны запада. Именно в это время была сформирована организационная структура альянса. Греция и Турция присоединились к Североатлантическому договору в 1952 году ("Первое расширение НАТО"). Западная Германия, получившая суверенитет, также стала членом НАТО без права обладать собственным ОМП, в 1955 году ("Второе расширение НАТО"). К концу 1950-х гг. в НАТО с инициативы Ш. де Голля начинаются интенсивные попытки реорганизации, в том числе и стратегических сил сдерживания. Постепенно нарастают и внутренние противоречия между членами альянса, основное из которых – скрытое соперничество между США и европейскими державами. Они были связаны прежде всего с тем, что Европа смогла окончательно оправиться после Второй мировой войны и заявить о своей политической субъектности.Дискуссии велись в основном о размещении ядерного оружия и управлении им. Появляются две основные доктрины контроля за стратегическими вооружениями: многонациональности и многосторонности. Согласно концепции многонациональности основной силой НАТО должны были стать войска суверенных государств, переданные в подчинение командующему НАТО с правом отзыва последнего. В свете концепции многосторонности, армии НАТО, наоборот, необходимо быть смешанной с самого начала. В конечном итоге возобладала идея многосторонности (не последнюю роль в этом сыграла необходимость компромиссного во всех смыслах решения), хотя Франция, всегда отличавшаяся повышенной самостоятельностью в рамках альянса, до сих пор имеет ядерные силы, не подчиняющиеся объединенному командованию (выход из военного блока НАТО был осуществлен Ш. де Голлем, считавшим, что СССР уже не представляет угрозы). На решение США передать часть ядерных средств в совместное распоряжение огромную роль оказал Карибский кризис 1962 г. В 1966 г. помимо высшего органа НАТО – Совета НАТО, был учрежден Комитет военного планирования, собирающийся два раза в год и состоящий из министров обороны стран членов блока. В НАТО существует также Постоянный комитет военного планирования, работающий в период между заседаниями Комитета. Кроме этого, действует Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран-участниц альянса и Комитет ядерного планирования, собирающийся перед заседаниями Совета НАТО (основные органы НАТО собираются для совещаний два раза в год). В 1967 г. министр иностранных дел Бельгии П. Армель прочел свой доклад о состоянии организации, в котором наметил основные векторы динамики НАТО на будущее. Большая часть из спланированного была реализована на практике, смысл доклада сводился к "разрядке" напряженности как внутри НАТО – между США и Европой, так и между НАТО и СССР. Под влиянием этого доклада и политики В. Брандта в 1973 году в Вене были достигнуты первые практические результаты. До сих пор основная доля ядерных ресурсов НАТО принадлежит США, но находится в совместном подчинении. Ракетные и авиабазы с возможностью нанесения ядерных ударов размещены в государствах-членах НАТО. Именно эта сила является главным козырем, на который могут рассчитывать неядерные члены Североатлантического договора, и определяет в нем ведущую роль США. В непосредственные военные действия были втянуты неядерные силы НАТО. До окончания холодной войны НАТО так или иначе участвовало более чем в 15 вооруженных конфликтах, некоторые из которых (войны в Корее, Африке, Ближнем Востоке) были крайне кровопролитными. Хотя в большинстве из них военные силы НАТО прямо не участвовали, НАТО осуществляло помощь "своим" сторонам конфликта другими доступными средствами. К числу конфликтов, поначалу поддержанных НАТО, относится и война во Вьетнаме, которая в конечном итоге серьезно сказалась на авторитете США в самой организации. НАТО так же участвовало в поддержке дружественных сил в Афганистане в борьбе против советских войск и Народной Армии.В 1982 г. к НАТО присоединилась Испания ("Третье расширение НАТО"). После распада СССР, в 1999 году в НАТО вошли Венгрия, Польша и Чехия ("Четвертое расширение НАТО"), в 2004 году – Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония ("Пятое расширение НАТО"). На саммите НАТО в Бухаресте 2008 г. было принято решение о включении в НАТО Хорватии и Албании в 2009 г, которые 1 апреля 2009 года стали полноправными членами Организации Североатлантического договора ("Шестое расширение НАТО"). Также на саммите в Страсбурге благодаря политической слабости нынешнего президента Франции Н.Саркози и серьезного влияния США Франция вернулась во все покинутые ранее структуры НАТО. В настоящий момент в НАТО входит 28 государств и ведутся переговоры о вступлении Македонии, Грузии, Украины, Сербии, которые находятся в различной степени завершенности.Необходимо отметить, что СССР в период своего существования два раза (в 1949 и в 1954 гг.) обращался с идеей о вступлении в НАТО, но оба раза она была отвергнута. В 1949 году для правых правительств стран-членов НАТО это было бы катастрофой, к 1954 году НАТО выросло в самостоятельную организационную структуру, полностью зависимую от идеи противодействия СССР, к тому же такое развитие скорее дестабилизировало ситуацию "взаимной неприязни", которая парадоксальным образом всех начала устраивать.

Военная деятельность НАТО в современный период, цели и задачи НАТО на сегодняшний день.

В настоящий момент активность структур НАТО разделена на "военную" и "невоенную" составляющие. К "невоенной" относится: сотрудничество в области экономики, обеспечения безопасности энергетики и окружающей среды, образования, обеспечения занятости. На исходе XX и в начале XXI вв. войска НАТО приняли участие в следующих конфликтах: в войне против Ирака в Кувейте и на территории Ирака в 1991 г. (под эгидой ООН), войнах на территории бывшей Югославии: Боснии и Герцеговине (1995-2004), Сербии (1999), Македонии (2001-2003), в Афганистане (2001-по н.в.), Ираке (2003-по н. в.), во время миротворческой операции в Судане (2005-по н.в.). Самыми масштабными из них оказались обе операции в Ираке, война против движения Талибан в Афганистане и в Сербии. Активность НАТО в конце XX-начале XXI вв. крайне неоднозначна. Противоборство с Сербией роковым образом сказалось на отношениях НАТО и России. Применив против Сербии практически весь спектр вооружений, войска НАТО добились победы одной из сторон этнического конфликта, хотя геноцид имел место, как со стороны сербов, так и со стороны мусульман. В результате военных действий погибло около 500 мирных граждан. Если первая война в Ираке вызвала в принципе поддержку у мирового сообщества, то вторая война была и остается крайне не популярной как в США, так и в мире. США прямо обвинили в захвате нефтяного потенциала Ирака, к тому же причины войны оказались во многом надуманными. В ходе второй войны в Ираке погибло более 1 млн. иракцев, менее 5 тыс. военнослужащих коалиции – это огромные потери в современной истории. Среди обвинений в адрес НАТО все чаще зазвучал упрек в том, оно отходит от принципов демократии, прикрывая традиционными западными ценностями чисто корыстные интересы. Стоит отметить, что вторая война в Ираке и война в Афганистане были начаты, в том числе, в рамках концепции противодействия терроризму с целью создания новой среды безопасности, а война в Сербии и операция в Дарфуре (Судан) относятся к т.н. "мерам по сохранению мира". Фундаментальным аспектом стратегии НАТО в эпоху после холодной войны провозглашена открытость для новых членов, развитие партнерства и "конструктивных отношений" с остальным миром.

Позиция России по отношению к НАТО

В 1991 году РФ вступила в Совет североатлантического сотрудничества (с 1997 г. – Совет евроатлантического партнерства). В 1994 в Брюсселе получила старт программа "Партнерство ради мира", в которой Россия активно участвует. В 1996 после подписания Дэйтоновского мирного договора Россия отправила свои войска в Боснию и Герцоговину. В 1999 г. российские войска приняли участие в операции в Сербии. В 1997 г. был учрежден Совместный постоянный совет "Россия-НАТО" (после принятия "Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора").После своего избрания в 1999 г. В. Путин заявил о необходимости пересмотра отношений с НАТО в духе прагматизма. Катастрофа подводной лодки "Курск" выявила ряд проблем в отношениях между НАТО и Россией. Террористическая атака 11 сентября 2001 вновь сплотила Россию и НАТО, Россия официально открыла свое воздушное пространство для авиации НАТО с целью нанесения бомбового удара по Афганистану. Эти события привели к принятию в 2002 г. нового документа (Декларация "Отношения Россия-НАТО: Новое Kачество") и появлению Совета "Россия-НАТО", который имеет целый ряд вспомогательных подразделений. В 2001 г. в Москве было открыто Информационное бюро НАТО, в 2002 г. военное представительство. В 2004 г. в Бельгии было открыто представительство МО РФ. В настоящий момент обе стороны продолжают винить друг друга в живучести пережитков холодной войны, после выступления В. Путина в Мюнхене к ним добавились и обвинения, направленные против США, оживляющие застарелые противоречия между ними и европейскими членами альянса. Официальная позиция России направлена против расширения на восток, включение в НАТО бывших советских республик. Острейшие противоречия (в частности, непосредственно затрагивающие военные интересы России на Черном море и в Абхазии) сопровождают решения Грузии и Украины стать членами НАТО. В то же время, все же очевидно, что должен иметь будущее только дальнейший поиск вариантов диалога и компромиссных решений, чтобы оправдать те громкие заявления, которые делают обе стороны.

Стоит отметить двойственность пути развития НАТО, с одной стороны оно провозглашает ценности свободы, прав человека, демократии, но в то же время, поскольку эта организация позволяет осуществлять перераспределение военных ресурсов многих стран, альянс может быть использован в качестве инструмента давления на ту или иную страну в интересах "больших" стран, подписавших Североатлантический договор и, прежде всего, США. Необходимо отметить, что риски, связанные с этим, в конечном итоге могут сказаться и уже сказываются на будущем альянса и всего мира.

Текст "Североатлантического договора"

xn--80azep.xn--p1ai

история создания, задачи и цели.

История создания НАТО.

Североатлантический альянс НАТО возник весной 1949 года. После окончания Второй Мировой войны оборонные силы стран мира были истощены, и возникла угроза новых территориальных конфликтов.

Поэтому пять стран Западной Европы — Великобритания, Бельгия, Люксембург, Франция и Нидерланды — объединились в единый оборонительный союз. В скором времени в молодую организацию вступили также Канада и США, а 4 апреля 1949 года новый военно-политический блок насчитывал уже двенадцать стран-участниц.

История НАТО.

В 1950-х годах североатлантический альянс активно развивался и расширялся. Создавались вооруженные силы НАТО, писался устав, формировались внутренние структуры управления. В 1952 году в альянс вступили Греция и Турция.

В 1954 году заявку на вступление в НАТО подал СССР, однако прошение было отклонено — североатлантический альянс изначально создавался именно в противовес мощному Советскому Союзу. Расценив отклонение своей заявки, как угрозу безопасности, в 1955 году СССР создал собственное объединение в Восточной Европе — ОВД (Организацию Варшавского договора).

Вместе с распадом СССР распалась и ОВД, однако история НАТО продолжилась. В 1982 году к альянсу присоединилась Испания, в 1999 — Венгрия, Польша и Чехия. В 2004 и 2009 году НАТО снова пополнилось новыми государствами. В настоящий момент в союзе состоят 26 европейских государств и 2 страны Северной Америки.

Цели и задачи НАТО.

Декларируемые цели НАТО касаются исключительно безопасности, свободы и демократии. Эта организация, создававшаяся для оборонных целей, ставит перед собой задачи сохранения стабильности во всем мире, урегулирования геополитических волнений, защиты демократии, прав человека и установленных после Второй Мировой войны границ.

Однако нельзя не отметить, что в последние десятилетия НАТО использует для достижения своих целей весьма сомнительные способы. Так, в 1995 и 1999 году вооруженные силы альянса были применены на территории бывшей Югославии, а в настоящий момент фраза «миротворческие бомбардировки» стала просто крылатым выражением.

Североатлантический альянс проявляет интерес, в том числе и к странам Центральной и Средней Азии, Ближнего Востока и Африки. Традиционными политическими противниками НАТО выступают Россия и Китай.

Похожие статьи

infoogle.ru

история и цель создания организации, функции, структура и символика

Функции, структура и история НАТО: цель создания военно-политического ведомства

НАТО является самой известной организацией, отношение к которой неоднозначно. Но знать о некоторых тонкостях работы, сферы деятельности, и где находится сейчас НАТО будет очень полезно каждому. Также важно иметь представление о том, какова точная дата его создания.

...

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Расшифровка аббревиатуры

С английского языка расшифровка аббревиатуры представляет собой Организацию Североатлантического Договора. Но на русском языке аббревиатура осталась НАТО, а не ОСД.

Важно! НАТО — это по сути военно-политический союз, созданный для защиты стран-участниц от возможного нападения извне.

Общие данные

Данная организация представляет собой огромное военно-политическое образование, объединяющее Канаду, США и подавляющее большинство Европейских стран.

Это так называемый «трансатлантический форум», цель создания которого — консультации между входящими сюда государствами по проблемам, касающимся их интересов, имеющих отношение к угрозе безопасности этих стран.

История

Функции, структура и история НАТО: цель создания военно-политического ведомстваДатой возникновения НАТО можно считать четвертое апреля 1949 года, так как Ассоциация североамериканских стран и государств Европы была сформирована именно тогда в Вашингтоне.

Ее основная функция – защита Европы и Северной Атлантики от возможной агрессии со стороны СССР.

Первоначально инициаторами были Франция, Люксембург, Великобритания, Бельгия и Нидерланды.

В то время договор был подписан между следующими странами:

  • Нидерланды;
  • США;
  • Дания;
  • Канада;
  • Бельгия;
  • Великобритания;
  • Италия;
  • Исландия;
  • Франция;
  • Португалия;
  • Люксембург;
  • Норвегия.

Но чуть позже история возникновения знаменитой организации была пополнена следующими странами:

  1. Грецией и Турцией в пятьдесят втором году.
  2. ФРГ в пятьдесят пятом году.
  3. В восемьдесят втором Испанией.

Но впоследствии некоторые союзники покинули блок, были это: Франция, Греция и Испания. Причем вторая из перечисленных в 1980 примкнула опять.

Далее в девяносто седьмом первый раз поднялся вопрос о расширении за счет включения туда некоторых стран из бывшего Союза, и спустя пару лет в него вступили Венгрия, Чехия и Польша. На самом же деле заявку СССР отклонили по причине того, что альянс создавался против него. Поэтому основными инициаторами создания блока НАТО были те государства, которые имели противоречивое отношение к Советскому Союзу.

В пятьдесят пятом СССР создал свой союз, которое носил название Организация Варшавского Договора, но после распада государства, ОВД также развалилась.

Важно! НАТО продолжает расширять свою сферу деятельности и по сей день.

Структура блока

Функции, структура и история НАТО: цель создания военно-политического ведомстваНАТО является военным и политическим блоком, состоящим из двадцати восьми государств. То есть, структура представляется сотней управлений и различных Центров для переподготовки и подготовки важных специалистов.

По сути, организация является межправительственной, и ее члены регулярно выделяют ресурсы для работы, но исключительно в соответствии с существующим Договором.

Так как цель создания НАТО – защита, то большая часть военной инфраструктуры находится под постоянным командованием, но только пока не появится надобность в их выделении с целью решения срочных задач.

А вот что касается финансирования, то оно происходит из бюджета соответствующих стран.

Основным органом политического плана для принятия решений является Североатлантический совет, созданный учредительным договором. Исходя из девятой статьи, он имеет полномочия создать при необходимости вспомогательные органы, требующиеся для выполнения Договора.

Блок имеет несколько комитетов, к их числу которых относятся:

  1. Вооруженные силы НАТО.
  2. Группа ядерного планирования.
  3. Совет по управлению, командованию и консультации.
  4. Комитеты.

В свою очередь комитеты имеют такие отделы:

  • заместителей;
  • по нераспространению;
  • по общественной дипломатии;
  • по проблемам партнерств и политики;
  • по операциям;
  • по стандартизации;
  • по противовоздушной обороне;
  • по тыловому обеспечению;
  • по планированию ресурсов;
  • по безопасности;
  • верификационный ;
  • архивный и гражданский по разведке.

Таким образом, структура организации включает в себя огромное количество разнообразных ведомств и комитетов, касающиеся всех видов деятельности человека.

Важно! Что касается парламентской ассамблеи данного органа, то она представляет собой площадку для обсуждения безопасности законодателями участвующих государств.

Функции

Функции, структура и история НАТО: цель создания военно-политического ведомстваОдна из основных сфер деятельности — это сдерживание возможной агрессии по отношению к территориям стран — союзников.

Цели, в соответствии с декларацией, касаются исключительно свободы, безопасности и демократии.

Несмотря на тот факт, что блок создавался исключительно для защиты участниц, теперь он ставит задачу сохранить стабильность не только здесь, но и во всем мире.

Помимо этого сфера деятельности включает в себя:

  1. Защиту демократии и прав.
  2. Урегулирование волнений геополитического характера.
  3. Охрану границ, которые были установлены после завершения Второй Мировой войны.

Но в последнее время альянс пользуется сомнительными методами для достижения собственных целей. Например, по всему миру ходят слухи о «миротворческой бомбардировке», то есть данное выражение стало теперь крылатым, и НАТО ассоциируется после этого с негативными моментами.

Внимание! К числу традиционных противников относятся Китай и Россия, с которыми альянс конфликтует уже длительное время.

На сегодняшний день функции НАТО пополнились работой над проблемой кибератак, рассматривая подобные деяния в одной стране, как нападение на всех членов альянса. Блок расширяет собственную деятельность в этом направлении, так как угроза киберпространству стала не менее опасным явлением.

У альянса имеется официальный документ, носящий название «Стратегическая концепция», в нем четко прописаны задачи по безопасности и условия подхода. Он подготавливает союз к вызовам безопасности и дальнейшему военному и политическому развитию.

Возникновение нынешней символики организации до сих пор неизвестно, но бытует мнение, что дизайнерское решение эмблемы и флага разработал сотрудник Международного секретариата. Эмблема представляет собой белоснежный компас на темно-синем фоне. Логотип был принят 4 октября 1953 года как официальная символика, а после этого подняли флаг совета в Париже.

Окружность, как символика, ассоциирует единство, а что касается компаса, то он означает общее направление к единой цели.

Девиз создал Андре де Старк, который длительное время был послом Бельгии в альянсе. Девиз на русском языке звучит как «В совете дух свободен», это выражение он услышал еще в поездке в Италию.

Вооруженные силы

Функции НАТО – это защита от вероятных нападений, поэтому в 2007 году в вооружении имелось более пяти миллионов солдат, а на территории Европы находилось около трех миллионов. Последнее указанное количество входит в состав пяти миллионов военных. Уже в 2010 их число составляло три миллиона восемьсот тысяч военнослужащих, то есть произошло сильное сокращение.

Вооружение подразделяется на:

  1. Подчинение национального характера.
  2. Объединенные силы ОВС.

В последних имеются объединения и части США, Канады, Бельгии, Великобритании, ФРГ, Италии, Нидерландов, Турции, Венгрии, Польши, Чехии, Дании и Норвегии.

На период войны или учений ОВС пополняется помощью военно-морских сил указанных выше государств.

Важно! Вооружение Греции и Франции периодически проводят совместные с блоком учения в Европе и координируют войска противовоздушной обороны собственной страны с ПВО альянса.

В Европе работают два главных командования:

  1. Юга Европы, к числу которых относятся Италия, Венгрия, Испания, Греция и Турция. В данном случае штаб располагается в Италии в городе Неаполь.
  2. Северной Европы, к которым относятся все остальные. Штаб располагается в Нидерландах в городе Брюнсюме.

Функции, структура и история НАТО: цель создания военно-политического ведомстваНесмотря на тот факт, что датой образования НАТО является 1949 и никаких угроз со стороны Советского Союза и нынешней России не было (вопрос спорный), в альянсе есть особые силы оперативного реагирования, которые оказывают оперативную поддержку во всех проводимых действиях.

Пятого сентября 2014 года в Ньюпорте состоялась встреча глав государств НАТО, где принималось решение об образовании группы повышенной готовности.

Здесь работают четыре тысячи человек, которые должны моментально отреагировать при нападении Российской Федерации на любую из стран-союзниц. В случае подобной ситуации переброс и разворачивание частей в приграничных государствах не будет превышать и двух суток.

Местонахождение альянса

Многие люди задаются вопросом, где находится штаб. Он располагается в Бельгии, если быть точнее, то есть в северо-восточной части города Брюсселя, а именно на Бульваре Леопольда III.

Здесь имеются делегации государств — участников, бюро связи, а также дипломатические представительства.

Что касается секретариата и Международного штаба военного характера, то они располагаются в том же городе и помогают представительствам в их работе.

Блок НАТО, цели создания

 

История создания НАТО

Вывод

На сегодняшний день НАТО продолжает оставаться организацией, имеющей в себе самое большое количество подразделений во всех сферах деятельности. У нее огромное финансирование, внушительное количество вооруженных сил и быстрое реагирование на любую угрозу со стороны стран, не входящих в его состав.

uchim.guru

Что такое НАТО (NATO) - простой ответ что это значит, страны НАТО

НАТО (NATO) или Североатлантический Альянс – это военно-политический союз нескольких государств, который призван обеспечивать всестороннюю безопасность для членов данного объединения.

 

Краткая история создания и развития НАТО

 

После окончания кровопролитной Второй Мировой войны большая часть Европы и многие другие страны мира находились в определенном экономическом и моральном упадке. Люди были напуганы происходящими в мире событиями и особенно тем, что за такой относительно короткий период времени как 50 лет, произошли 2 мировые войны унесшие миллионы человеческих жизней. Из этих событий человечество вынесло для себя определенный урок, который заключался в понимании того, что в одиночку с агрессивными противниками справится практически невозможно, и всеобщая безопасность может быть обеспечена только совместными усилиями.

 

Так 4 апреля 1949 года в Вашингтоне был сформирован военно-политический альянс, состоявший из 12-ти независимых стран Северной Америки и Европы. Данный союз был назван Организацией Североатлантического договора (на английском — North Atlantic Treaty Organization – NATO). Суть договора состояла в том, чтобы поручить каждому участнику союза обязанности по обеспечению безопасности и поддержке других членов договора.

 

Следует отметить, что одной из немаловажных причин для создания Североатлантического Альянса послужила политика СССР. Несмотря на то, что в последней войне многие страны выступали в качестве союзников СССР в борьбе с Нацистской Германией, послевоенная внешняя политика и внутриполитический режим Советского союза вызывали серьезные опасения.

 

Не внедряясь во все технические подробности, с течением времени блок НАТО постепенно расширялся. Некоторые страны на время выходили из союза после чего снова в него вступали. Интересным фактом является то, что СССР тоже стремился вступить в Североатлантический Альянс в 1954 году, но заявка была отклонена по ряду причин.

 

Что такое NATO

 

Во времена «холодной войны», НАТО как структура продолжала активно развиваться, формируя различные подструктуры и комитеты постоянно наращивая военно-политическую мощь. Тем не менее, в этот период Североатлантический Альянс не участвовал ни в одном вооруженном конфликте.

 

Впервые военные силы NATO были задействованы в 1991 году в ходе Иракской компании. Следует отметить, что данное вмешательство было полностью санкционированно Организацией Объединенных Наций (ООН). Таким образом силы блока NATO прошли боевое крещение и показали отличные результаты.

 

Далее войска Североатлантического Альянса приняли участие еще в нескольких военных конфликтах, а именно в: Боснии и Герцеговине, Югославии, Македонии, Афганистане и снова в Ираке.

 

Цели и задачи НАТО.

 

Как уже можно было понять из прочитанного ранее, основной целью НАТО является обеспечение защиты от военной агрессии для всех участников союза. Данная концепция предполагает тот факт, что нападение на одну страну из блока НАТО, будет рассматриваться как нападение на весь альянс, что вызовет соответствующие меры противодействия. Важным фактором в формировании целей и задач организации, является отсутствие захватнических или агрессивных мотивов. Уставом союза, запрещены любые проявления военной экспансии, направленной на захват территорий других стран. Военная сила применяется только в случаи необходимости обеспечения защиты. Мандат на подобные действия предоставляется путем всеобщего обсуждения и одобрения всеми странами участниками союза.

 

Также в сферу деятельности Североатлантического Альянса входят: поддержка антитеррористических сил, противодействие морским пиратам и кибербезопасность.

 

Штаб квартира НАТО.

 

Следует понимать, что Североатлантический Альянс, это огромный союз, состоящий из множества государств и собственно их армий. Именно по этой причине в многих странах существуют своего рода штабы, отвечающие за те или иные подразделения. Главная штаб-квартира совета НАТО располагается в Бельгии, а именно в Брюсселе.

 

Страны НАТО или блок НАТО.

 

На момент написания данной статьи, блок NATO состоит из 29-ти стран участников. Список сформирован с учетом годов вступления стран в союз.

 

1949 год – страны которые основали Североатлантический Альянс:

  • США;
  • Канада;
  • Великобритания;
  • Франция;
  • Италия;
  • Португалия;
  • Норвегия;
  • Нидерланды;
  • Исландия;
  • Люксембург;
  • Дания;
  • Бельгия.

 

1952 год:

  • Греция;
  • Турция.

 

1955 год:

 

1982 год:

 

1999 год:

  • Польша;
  • Чехия;
  • Венгрия.

 

2004 год:

  • Литва;
  • Латвия;
  • Эстония;
  • Болгария;
  • Румыния;
  • Словакия;
  • Словения.

 

2009 год:

  • Албания;
  • Хорватия.

 

2017 год:

 

Силы НАТО.

 

Под определением выражения «Силы NATO», не следует понимать какую-то определенную армию, которая полностью располагается в конкретной стране. Сама концепция Североатлантического Альянса построена таким образом, что страны участники в соответствии с установленными квотами предоставляют под нужды союза определенное количество солдат и военной техники. Это значит, что в зависимости от необходимости, штат вооруженных сил НАТО, может меняться в количественном и техническом плане. Таким образом командование альянса может в кратчайшие строки сформировать необходимую военную бригаду необходимую под конкретную задачу.

 

Помимо использования собственных вооруженных сил, Североатлантический Альянс часто прибегает к помощи армий стран партнеров, которые не являются членами блока. Данное становится возможным благодаря заключению индивидуальных партнерских соглашений в сфере военной поддержки и сотрудничества.

 

 

Вступление в НАТО.

 

По своей сути, вступление в NATO не является какой-то особо сложной и недостижимой процедурой. На самом деле, для получения членства в союзе, стране, которая хочет вступить, необходимо соответствовать определенным критериям. В перечень которых входят такие аспекты как: демократия и демократические ценности, прозрачная экономическая и политическая структура, финансовая состоятельность и отсутствие территориальных и этнических конфликтов.

 

Если страна выполняет все требование, то ее кандидатура проходит процедуру одобрения со стороны всех действующих участников блока. В случаи всеобщего одобрения, начинается процедура интеграции в существующий военно-политический союз.

 

 

США и НАТО.

 

Существует неверный стереотип о том, что США является руководящей страной в Североатлантическом Альянсе. Хоть Соединенные Штаты действительно являются самым сильным во всех отношениях участником НАТО, управление союзом осуществляется сугубо путем голосования всех участников. Даже тот факт, что США предоставляет самую большую долю финансирования и военной силы, не позволяет самостоятельно инициировать проведение тех или иных компаний.

 

 

Украина – НАТО.

 

Что касается Украины и ее отношений с НАТО, то тут все достаточно сложно. Партнерские отношения между Украиной и Альянсом установлены уже довольно давно, а именно с 1992 года. За это время проводилось множество встреч, направленных на сближение и более тесное сотрудничество в разных сферах деятельности. Тем не менее, постсоветское прошлое сформировало у граждан Украины определенное недоверие к Североатлантическому Альянсу, и скорее всего, правильно будет сказать, что большая часть населения не желала вступления в этот союз. Ситуация кардинально изменилась после начала Российско-Украинского конфликта. Правительство страны официально приняло решение о том, что Украина больше не будет придерживаться внеблокового статуса и приоритетом становится вступление в Североатлантический Альянс. Следует заметить, что с учетом всех событий, мнение населения в отношении НАТО кардинально изменилось. Теперь данная инициатива правительства поддерживается абсолютным большинством граждан. Забавным фактом выступает то, что Российская Федерация, которая всегда приветствовала внеблоковый статус Украины, своими действиями сама подтолкнула ее к вступлению в НАТО.

 

Естественно, что от политической воли украинских лидеров, вступление в альянс не произойдет чудесным образом, так как существуют территориальные конфликты. Но как можно наблюдать, по данному вопросу ведутся основательные переговоры, и существует вероятность того, что Украина сможет получить членство минуя данный критерий отбора. Время покажет.

 

НАТО сегодня.

 

Удивительным фактом, является то, что до возникновения террористической угрозы со стороны исламистских фанатиков и агрессивных внешнеполитических действий РФ, у блока NATO наблюдался период определенного застоя и деградации. Мир был практически в спокойном состоянии и не наблюдалось глобальных угроз. Многие страны постепенно сокращали финансирование в виду ненадобности содержания больших армий. В последнее время все изменилось. Североатлантический Альянс снова стал необходим. Опять возобновилось крупное финансирование и все больше стран хотят вступить в блок.

chto-takoe.net

37893

Военно-медицинская академия

Кафедра общественных наук

Реферат

Курсанта: Шакшакбаева Даурена Муратовича

Группа: 3а

Тема: Краткая история создания НАТО

Руководитель-консультант: Горбенко В.И

Защита проведена:

“__”___________”2013 Оценка: ____

Санкт-Петербург 2013г

Оглавление.

1).Введение

2) Главы :

1. Краткая история создания НАТО

2.Роль НАТО в Геополитических отношениях

3)Заключение

4) Список использованной литературы

Введение

В настоящее время в мире существует множество международных организаций, которые решают вопросы по всем направлениям сферы жизни человечества; как экономической так и политической. Наиболее остро на сегодняшний день стоят проблемы войны и мира, разоружения и разрешения военных конфликтов. Забота государств о своей безопасности привела к созданию военно-политических организаций. Одной, из которых явилась организация Североатлантического договора (НАТО). НАТО было создано 4 апреля 1949г. Страны НАТО решили объединить свои усилия для коллективной обороны, сохранения мира и безопасности. Основной целью НАТО является обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами ООН. Организация НАТО призвана обеспечить прочный мир в Европе и сохранить стратегическое равновесие во всей Европе.

Участники НАТО обязуются разрешать все международные споры мирными средствами, чтобы не поставить под угрозу международную безопасность. Согласно устройству НАТО вооружённое нападение на одного из членов НАТО считается нападением на все страны Североатлантического договора. Таковы основные положения устава НАТО.

Как и любая международная организация НАТО имеет свою структуру. Руководящими органами блока являются Североатлантический совет, комитет оборонного планирования, группа ядерного планирования, другие комитеты, генеральный секретарь. Военная структура НАТО состоит из военных комитетов, постоянного военного комитета и международного военного штаба. Штаб-квартира НАТО находится в г. Брюсселе. В настоящее время в НАТО входят 26 государств: США, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Канада, Италия, Норвегия, Дания, Исландия, Греция, Турция, Испания, Германия, Польша, Венгрия, Чехия, Мальта, Латвия, Литва, Эстония, Словакия, Словения, Румыния и Болгария. Но Исландия не имеет собственных военных сил и не входит в военную структуру НАТО, она имеет лишь статус наблюдателя в Комитете военного планирования. Франция в 1966г. также вышла из военной структуры НАТО. С каждым годом организация планирует расширение.

Участники Североатлантического договора обязуются разрешать все международные споры мирными средствами, чтобы не были поставлены под угрозу международный мир, безопасность и справедливость. Они воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силы или применение силы, каким бы то ни было способом, несовместимым с целями ООН.

НАТО в настоящее время играет очень важную роль. Эта организация принимает активное участие в решении международных конфликтов. Зачастую НАТО подменяет ООН, и её решения. Лидирующую роль в принятии решений играют США.

Глава 1. Краткая история создания НАТО

Ряд событий в 1947-49 гг. обострили международную обстановку. К ним относятся угрозы суверенитету Норвегии, Греции, Турции, переворот в 1948 г. в Чехословакии и блокада Западного Берлина. Подписав в марте 1948 г. Брюссельский договор, пять западноевропейских стран – Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция – создали общую систему обороны.

Затем последовали переговоры с США и Канадой о создании единого Североатлантического союза. Эти переговоры завершились подписанием в апреле 1949 г. Вашингтонского Договора, вводящего в действие систему общей обороны двенадцати стран: Бельгии, Великобритании, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, США и Франции. В начале пятидесятых годов ход международных событий подтолкнул государства-члены НАТО к созданию на основании Североатлантического Договора Организация Североатлантического Договора – НАТО. Создание НАТО было оформлено рядом дополнительных соглашений, вступивших в силу в 1952 году.

В 1952 г. к Североатлантическому договору присоединились Греция и Турция. Федеративная Республика Германия вступила в союз в 1955 г., а в 1982 г. членом НАТО стала также Испания. В 1999 г. в НАТО вступили Чешская Республика, Венгрия и Польша. 2004 г. – Болгария, Латвия, Литва,

Эстония, Румыния, Словения, Словакия. В 1967 г. в результате внутреннего кризиса по поводу создания Ядерного Директората НАТО Франция вышла из военной организации Альянса, оставаясь при этом полноправным членом НАТО. Таким образом, на сегодня Альянс насчитывает 26 членов.

Главная цель НАТО – гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН. Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал в соответствии с характером вызовов безопасности, с которыми сталкиваются его государства-члены.

Действующая Стратегическая концепция, опубликованная в 1999 г., определяет первостепенные задачи НАТО следующим образом:

– выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;

– служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;

– осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств- членов НАТО;

– способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;

– содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.

Функции и состав НАТО

НАТО — это межправительственная организация, не имеющая наднациональных функций. Она может делать только то, против чего не возражает ни один ее член. Как межправительственная структура, она имеет в своем распоряжении очень небольшое число военного и гражданского персонала — примерно 12 тис человек. Это меньше общего количества дипломатических работников в национальных миссиях при НАТО. По уровню административной нагрузки, то есть, соотношению количества людей, работающих на НАТО как организацию, и количества людей, определяющей деятельность НАТО в национальных правительствах и дипломатических миссиях, НАТО — очень эффективная организация. Для сравнения: в центральных органах ЕС только число переводчиков составляет порядка 10 тис человек.

Основные решения НАТО готовятся и принимаются в комитетах, которые состоят из членов национальных делегаций. Это и есть ядро Альянса как международного клуба. Работа межнациональных комитетов поддерживается гражданским персоналом (международными чиновниками), которые подчинены Генеральному Секретарю, и интегрированной командной структурой, которая управляется Военным Комитетом НАТО. Довольно точным является определение НАТО как международного клуба с военными инструментами. При этом доля военных сил, которые в случае войны должны передаваться под общее командование, значительно уступает количеству сил, остающихся под национальным контролем. В мирное же время число военных сил, подчиненных центральному командованию ничтожно мало — всего несколько тысяч военных. То же самое можно сказать об общих бюджетах — они мизерны по сравнению с суммарным объемом военных расходов стран-членов.

Как и любой клуб, НАТО не имеет политики, а только лишь правила членства. То, что воспринимается как политика НАТО, — не более, чем равнодействующая политик стран-членов. Анализировать и предсказывать эту условную политику без анализа и прогноза политики отдельных членов Альянса не имеет никакого практического смысла.

Ниже приведена информация об основных структурных элементах НАТО.

Североатлантический совет (САС) обладает реальной политической властью и правами принятия решений. В него входят постоянные представители всех государств-членов, которые проводят свои заседания не реже одного раза в неделю. Сессии Совета НАТО проводятся также и на более высоких уровнях - министров иностранных дел, министров обороны или глав правительств, но при этом его полномочия и права принятия решений остаются прежними, а решения имеют один и тот же статус и юридическую силу независимо от уровня представительства.

Каждое правительство представлено в Североатлантическом совете постоянным представителем в ранге посла. Все постоянные представители опираются в своей работе на политический и военный персонал или сотрудников представительства при НАТО, численность которых может быть разной у разных стран.

Заседание Совета НАТО в составе постоянных представителей часто называется “постоянной сессией Североатлантического совета”. Два раза в год, а иногда и чаще, проводятся заседания Североатлантического совета на уровне министров, когда каждая страна НАТО представлена министром иностранных дел.

Встречи на высшем уровне с участием глав государств и правительств (саммиты) проводятся при необходимости решения особо важных вопросов или в поворотные моменты развития НАТО

Постоянные представители действуют согласно инструкциям из столиц своих стран, сообщая и разъясняя своим коллегам по Совету НАТО взгляды и политические решения своих правительств. Кроме того, они докладывают руководству своих стран о точках зрения и позициях других правительств, сообщают о новых событиях, процессе формирования консенсуса по тем или иным важным вопросам или расхождениях в позициях отдельных стран в каких-то областях.

Решения о каких-либо действиях принимаются на основе единства мнений и общего согласия. В НАТО нет процедур голосования или принятия решений большинством голосов. Каждая страна, представленная на заседаниях Совета НАТО или в любом из подчиненных ему комитетов, полностью сохраняет независимость и всецело несет ответственность за свои решения.

Работа Совета готовится подчиненными комитетами, отвечающими за конкретные направления политики.

Комитет военного планирования (КВП) обычно работает в составе постоянных представителей, однако не реже двух раз в год его заседания проводятся на уровне министров обороны. Он занимается решением большинства военных вопросов и задач, относящихся к планированию коллективной обороны. В этом комитете представлены все государства-члены Североатлантического союза, кроме Франции. Комитет военного планирования направляет деятельность руководящих военных органов НАТО. В пределах сферы своей ответственности он выполняет те же функции и обладает такими же правами и полномочиями, что и Североатлантический совет. Работа Комитета военного планирования готовится рядом подчиненных комитетов, имеющих конкретную сферу ответственности.

Министры обороны стран НАТО, которые участвуют в работе Комитета военного планирования, проводят регулярные заседания в рамках Группы ядерного планирования (ГЯП), где они обсуждают конкретные вопросы политики, связанной с ядерными силами. Эти совещания охватывают широкий круг вопросов политики в сфере ядерного оружия, в том числе вопросы обеспечения безопасности, охраны и живучести ядерного оружия, систем связи и информации, развертывания ядерных сил, а также более широких вопросов, вызывающих общую озабоченность, таких как контроль над ядерным оружием и распространение ядерного оружия. Работа Группы ядерного планирования поддерживается штабной группой ГЯП.

Работа указанных комитетов поддерживается множеством вспомогательных структур.

Постоянные представители и национальные делегации. Каждая страна НАТО представлена в Североатлантическом совете послом или постоянным представителем, который опирается в своей работе на национальную делегацию, состоящую из советников и должностных лиц, представляющих свою страну в различных комитетах НАТО. Эти делегации во многом напоминают небольшие посольства. То обстоятельство, что они находятся в одном и том же здании штаб-квартиры, позволяет им легко и быстро контактировать на официальном и неофициальном уровне друг с другом, а также с сотрудниками международных секретариатов НАТО и представителями государств-партнеров.

Генеральный секретарь НАТО является видным международным государственным деятелем, которому правительства государств-членов НАТО доверили быть председателем Североатлантического совета, Комитета военного планирования и Группы ядерного планирования, а также номинальным председателем других главных комитетов НАТО. Он занимает пост генерального секретаря и главного исполнительного должностного лица НАТО. Кроме того, генеральный секретарь является председателем Совета евроатлантического партнерства и Группы средиземноморского сотрудничества, сопредседателем (совместно с представителем России и представителем страны НАТО, исполняющим обязанности почетного председателя) Совместного постоянного совета НАТО-Россия. Он также является сопредседателем, совместно с представителем Украины, Комиссии НАТО-Украина.

Международный секретариат. Работа Североатлантического совета и подчиненных ему комитетов осуществляется с помощью Международного секретариата. В его состав входят сотрудники из различных государств-членов, принимаемые на работу непосредственно НАТО или командируемые правительствами соответствующих стран. Сотрудники Международного секретариата подчиняются генеральному секретарю НАТО и сохраняют верность организации в течение всего срока своего пребывания в должности.

Военный комитет отвечает за планирование коллективных военных операций и проводит регулярные заседания на уровне начальников генеральных штабов (НГШ). Исландия, у которой нет вооруженных сил, представлена на таких заседаниях гражданским должностным лицом. Франция имеет специального представителя. Комитет является высшим военным органом НАТО, работающим под общим политическим руководством Североатлантического совета, КВП и ГЯП.

Повседневная работа Военного комитета ведется военными представителями, выступающими от имени начальников своих генеральных штабов. Военные представители обладают достаточными полномочиями, позволяющими Военному комитету выполнять свои коллективные задачи и оперативно принимать решения.

Военный комитет на уровне начальников генеральных штабов (НГШ) обычно собирается на заседания три раза в год. Два из таких заседаний Военного комитета проходят в Брюсселе, а одно проводится на основе ротации в других странах НАТО.

Международный военный штаб (МВШ) возглавляется генералом или адмиралом, который отбирается Военным комитетом из числа кандидатов, выдвигаемых государствами-членами НАТО на пост начальника Международного военного штаба (МВШ). Под его руководством МВШ отвечает за планирование и оценку политики по военным вопросам и внесение соответствующих рекомендаций на рассмотрение Военного комитета. Он также следит за надлежащей практической реализацией политики и решений Военного комитета.

Командная структура. В состав новой командной структуры входят два военных командования стратегического уровня. Первое — Объединенное оперативное командование — Allied Command Operation (ACO), которому подчинены все оперативные командования — располагается в штабе Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе возле г. Монс и отвечает за оперативную деятельность. Объединенное оперативное командование занимается разработкой требований относительно проведения краткосрочных операций. На оперативном уровне действуют два постоянных Объединенных командования сил (JFCs) в Италии и Нидерландах, которые формируют сухопутные штабы Многонациональных объединенных оперативно-тактических сил (МООТС). Существует также менее численный, однако высокоэффективный постоянно действующий объединенный штаб в Португалии (JHQ), на базе которого могут создаваться военно-морские штабы МООТС. На тактическому равные из тринадцати сохраняются шесть штабов, призванных осуществлять управление большими смешанными соединениями.

Второе — командования ОВС НАТО по вопросам трансформации — Combined Joint Task Force (АСТ), созданное вместо штаба Верховного главнокомандующего ОВС НАТО на Атлантике отвечает за функциональную реорганизацию Альянса. Оно сосредоточит свое внимание на долгосрочном формировании сил. Основное внимание будет отводиться повышению взаимодействия сил НАТО и постепенному сокращению трансатлантического разрыва в потенциалах за счет обмена последними разработками и результатами исследований в сфере новых концепций ведения Военных действий. Командования НАТО по вопросам трансформации будет заниматься разработками концепций и доктрин, подготовкой и проведением экспериментов, определением требований для вооруженных сил в будущему, осуществлением контроля за военным образованием и боевой подготовкой, а также разработкой и оценкой требований относительно взаимодействия подразделов и их реорганизации. Командования по вопросам трансформации станет средством синхронизации в рамках национальных программ и развития вооруженных сил относительно создания более эффективных объединенных боевых структур и будет оказывать содействие повышению взаимодействия, которое в конечном счете может обеспечить надежное и гибкое выполнения новых задач при проведении коалиционных действий относительно противостояния новым угрозам.

Страны-члены НАТО

В состав НАТО на 2009 год входят следующие государства:

В 1949 году в состав вошли: Бельгия, Великобритания, Дания, Италия, Исландия. Причем, Исландия — единственный член НАТО, у которого нет собственной армии, это было одним из условий вхождения страны в организацию. В Исландии имеется лишь береговая охрана. Также было принято решение о подготовке исландских добровольцев на базах в Норвегии для участия в миротворческих миссиях НАТО. В том же году в состав вошли Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция. Стоит отметить, что с июля 1966Франция вышла из военной организации НАТО, оставаясь участницей Североатлантического договора. В 1952 году к организации присоединились такие страны, как Греция и Турция. Однако с1974по1980Греция не принимала участие в военной организации НАТО из-за напряженных отношений с другим членом блока —Турцией. За ними последовала Германия – 1955 год. Стоит учитывать, что присоединиласьЗападная Германия.Саарвоссоединился с ФРГ в1957, с3 октября1990— объединеннаяГермания. В 1982 году в состав вошла Испания, а в 1999 – Польша, Чехия, Венгрия. В 2004 году было принято решение о вступлении в организацию Болгарии, Латвии, Литвы, Румынии, Словакии, Словении и Эстонии. И только в апреле 2009 года – Албания и Хорватия.

Глава 2.Роль НАТО в Геополитических отношениях

Понятие геополитических интересов.

Под геополитическими интересами и рядом мер для их осуществления можно понимать следующее: обеспечение свей экономической политической выгоды (текущей и будущей), обеспечение своей текущей и будущей безопасности путем освоения и постановкой в зависимость от себя других государств и общественных институтов всеми доступными (когда плюсов больше чем минусов) способами; попытки освоения и освоение (явное или через подставных лиц) природных ресурсов и прочих ресурсов чужих стран максимально для своей пользы; добиваться полного перевеса и превосходства перед другими странами по всем направлениям особенно в области высоких технологий путем экономического давления, задавливания, махинаций, путем политического давления, шантажа, секретных подрывных действий путем прямой агрессии; добиваться качественного и необратимого успеха во всех в этих направлениях с полным контролем подчинением ситуации.

Вот, кратко, как выглядят геополитические интересы экономически развитой сверхдержавы Ограничиваются они только противодействием других сверхдержав и некоторыми другими механизмами.

Геополитические интересы НАТО в XXI

Одной из основных программ НАТО конца XX века по праву можно считать программу партнерства с Украиной, принятая в 1999 году постоянным Советом НАТО.

Главные цели этой программы сформулированы следующим образом:

- обеспечение совместимости между вооруженными силами Украины и ОВС НАТО за счет усиления военного сотрудничества в сферах оперативной и боевой подготовки войск, тылового обеспечения, стандартизации систем связи и управления войсками;

- развитие военно-технического сотрудничества;

- обмен информацией в области ПВО и управления воздушным движением;

- содействие в реорганизации ВС Украины, систем военного

- планирования и финансирования, стандартизации систем военного

- планирования и финансирования, разработка оборонной политики;

- развитие сотрудничества в области планирования и деятельности гражданских служб при чрезвычайных ситуациях.

В стратегической перспективе дрейф Украины в сторону Запада, стремление дистанцироваться от России не только не укрепляют ее безопасность, но и ведут к фатальному ослаблению и наносят удар по ее национально-государственным интересам.

Украина обладает промежуточным, "окраинным" геополитическим положением между европейской, переднеазиатской, российской геополитическими супер структурами. В этом ее постоянная геополитическая "несамодостаточность". Это исторический факт, и в нем нет ничего злокозненного по отношению к Украине.

Сегодня Украина пытается связать свои прошлые и настоящие проблемы с "кознями Москвы". Эта карта еще долго будет разыгрываться частью украинской политической элиты и "друзьями" Украины со стороны.

В краткосрочной перспективе такая позиция противовеса России приносит Украине некоторые экономические и политические дивиденды. Однако в долгосрочной перспективе, избавившись от "опеки" Москвы, Украина столкнется с рядом вызовов, исходящих отнюдь не из России.

Никогда сельскохозяйственный, промышленный и научно-культурный потенциал Украины не будет востребован мировым сообществом в той мере, как это может сделать Россия.

Ошибочна политика играть альтернативную России роль на постсоветском пространстве, где Россия остается главным стабилизирующим элементом. Как фактор, препятствующий интеграции, сдерживания России, нейтрализации ее деятельности, Украина превращается в главный элемент нового санитарного кордона между Россией и Европой.

Все более полное вовлечение Украины в деятельность НАТО лишь ускоряет выход этого блока на новые рубежи противостояния Север-Юг с закреплением за Украиной статуса "разделительного рубежа".

Выталкивая российский флот с Черного моря, Украина остается один на один с Турцией, что лишь приближает экспансию с юга к границам Украины, с замыканием причерноморского кольца через Кавказ.

Украина не будет выполнять роль главного экономического моста из Европы на Ближний Восток, и далее в АТР. Эта роль прочно оккупирована Турцией.

Особую роль в стратегии НАТО играет Грузия. Правящая грузинская элита уже давно строит стратегию национального развития в XXI веке на принципах свертывания исторических российско- грузинских связей и отношений новой Грузии с Россией, переориентации своих внешних интересов и приоритетов на сближение с западными государствами и их военно-политическими и экономическими организациями, ктивного участия Грузии в формировании нового устраивающего только ее баланса сил в Закавказье на основе расширения НАТО и двухсторонних военных связей Грузии с США, западноевропейскими странами, Израилем и некоторыми государствами СНГ- участниками созданной несколько лет назад региональной военно-политической системы ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия).

Для грузинской элиты Россия во многом утратила интерес как государство, в котором еще недавно Грузия и ее представители в силу известных традиций занимали довольно-таки привилегированное положение.

Грузия ищет себе опору и покровительство не на традиционном севере, а на совершенно других азимутах. Поэтому в Тбилиси внимательнейшим образом относятся к любым проявлениям интереса ведущих западных стран мира к Кавказскому региону, и особенно к намерениям западных держав расширять и укреплять свои геостратегические позиции на Кавказе и в прилегающих к нему районах. Здесь, в Тбилиси буквально спекулируют на важности транспортно-стратегического значения, которое действительно имеет Грузия как транзитная транскавказская территория на маршруте т.н. “шелкового пути” из Азии в Европу.

Особое положение Грузии в Закавказье и характер политики, проводимой ее правящей элитой, предопределяют роль и значение Тбилиси в системе американских внешнеполитических приоритетов в этом районе мира. Выгодное положение республики как транзитной страны в рамках транспортного евразийского коридора, особенно в связи с планами реализации проектов освоения и транспортировки каспийских энергоресурсов, четкая стратегия официального Тбилиси на установление союзнических отношений с НАТО и Западом, особая роль Шеварднадзе в реализации военно-политических замыслов Вашингтона на Кавказе делают Грузию наиболее привлекательным и важным звеном во всей кавказской стратегии США и НАТО, перспективным опорным пунктом американского и в целом западного присутствия в регионе.

Внешнеполитическая концепция Тбилиси полностью сочетается с так называемой доктриной Мадлен Олбрайт, которая предусматривает полную изоляцию России в ее новых границах и нацелена, во-первых, на обеспечение свободных, независимых от России, поставок каспийских нефти и газа на международные рынки; во-вторых, на обеспечение независимости и экономической живучести бывших советских республик этого региона, недопущение возрождения сильного южного фланга бывшего Советского Союза; в-третьих - на предотвращение и локирование политических и военных инициатив России и Ирана, нацеленных на обеспечение их доминирования в черноморско-каспийском регионе в вопросах, касающихся разработки каспийских углеводородных ресурсов и выбора маршрутов их переброски, недопущение стратегического сближения и взаимодействия Москвы и Тегерана.

studfiles.net

Краткая история НАТО | vsenato.ru

Это Краткая история описывает историческую эволюцию НАТО как оборонительного союза с 1945 по 2012 год. Опубликовано на официальном сайте НАТО (ссылка на источник в конце статьи).

Часто считается, что Организация Североатлантического договора была созданас целью противостояния советской угрозе. Это правильно лишь отчасти. Дело в том, что учреждение Союза составляло часть более широких усилий, которые должны были служить трем основным целям: сдерживание советского экспансионизма, предотвращения возрождению националистического милитаризма в Европе путем обеспечения мощного присутствия на континенте Северной Америки, а также содействие европейской политической интеграции.Сейчас трудно даже представить, насколько опустошительными были последствия Второй мировой войны для большинства стран Европы. Так, в результате конфликта почти 36,5 миллиона европейцев погибли, 19 миллионов из них – мирные гражданские жители. Лагеря беженцев и пищевые пайки были тогда нормой. Кое-где детская смертность достигала уровня «один из четырех».Миллионы сирот бродили по обгоревшим остаткам некогда великих городов. В одном лишь немецком Гамбурге полмиллиона человек остались без крыши над головой.К тому же существовала угроза законно избранным правительствам во всей Европе со стороны коммунистов, поддерживаемых советским правительством, как, например, произошло в феврале 1948 года, когда Коммунистическая партия Чехословакии, тайно поддерживаемая Советским Союзом, свергла демократически избранное правительство этой страны. Впоследствии, в ответ на демократическую консолидацию Западной Германии, Советский Союз осуществлял блокаду Западного Берлина, находившегося под контролем союзнических сил, пытаясь укрепить свое влияние над немецкой столицей. В определенной степени героический берлинский воздушный мост стал утешением для будущих союзников, но блокада продолжала представлять серьезную опасность для свободы и стабильности.

Договор для нового времениК счастью, на то время Соединенные Штаты Америки отказались от своей традиционной политики дипломатического изоляционизма. В рамках финансируемого США Плана Маршалла и других программ помощи они существенно способствовали экономической стабилизации Европы. Европейские государства все еще требовали гарантий безопасности, чтобы бытьв состоянии начать диалог и взаимную торговлю. Военное сотрудничество и безопасность, которой удалось достичь в результате такого сотрудничества, пришлось развивать параллельно с процессом экономических и политических преобразований.Осознавая это, ряд демократических государств Западной Европы решилиобъединиться, чтобы воплощать в жизнь различные проекты более тесного военного сотрудничества и коллективной обороны, в частности такие, как создание в 1948 году Западного союза, что впоследствии, в 1954 году, стал Западноевропейским союзом.Постепенно стало ясно, что только трансатлантическое соглашение в области безопасности сможет реально сдерживать советскую агрессию, одновременно предотвращая возрождению милитаризма в Европе, способствуя при этом созданию основы для дальнейшей политической интеграции.Таким образом, после длительных дискуссий и дебатов, 4 апреля 1949 года состоялось подписание Североатлантического договора. В наиболее известной статье 5 этого Договора говорится о том, что новые союзники сочтут «вооруженное нападение на одну или нескольких из них … нападением на всех», а также что после такого нападения любая страна – член Альянса сможет принять в ответ «такие меры, которые она сочтет целесообразным, включая применение вооруженной силы».

Отметим, что в статьях 2 и 3 Договора были сформулированы важные цели, которые не были непосредственно связанные с угрозой нападения. Так, в статье 3 заложена основа сотрудничества в отрасли боеготовности вооруженных сил стран-членов, а статья 2 предоставляет полномочия для развития невоенного сотрудничества.

vsenato.ru

Что такое НАТО: история, организация, функции

Организация, скрепленная Североатлантическим договором (сокращенно НАТО), которая также имеет называние Североатлантического альянса, является межправительственным военным союзом. НАТО, состав которой насчитывает 28 государств, граничащих с северной частью Атлантического океана (а именно Канада, США, Турция и большинство членов Европейского Союза), была создана с целью защиты своих свобод. В своем договоре, подписанном в Вашингтоне 4 апреля 1949 г. и обосновывающим, что такое НАТО, обозначено, что вооруженное нападение на одного из участников альянса должно рассматриваться как нападение на всех.

Североатлантический альянс выступает за верховенство закона, демократию, свободу личности, мирное разрешение споров и занимается продвижением таких ценностей в евроатлантическом регионе. Штаб-квартира находится в Брюсселе, Бельгия.что такое НАТО

Итак, что такое НАТО? Это форум, в рамках которого страны Европы и Северной Америки имеют возможность консультироваться друг с другом по вопросам безопасности, представляющим взаимный интерес, и принимать совместные меры для решения этих вопросов. В последние годы цель НАТО расширилась и теперь включает защиту от оружия массового поражения, терроризма и кибератак. Борьба с терроризмом была включена в приоритетные цели альянса после террористической атаки на Всемирный торговый центр в сентябре 2001 г., которая считается нападением на Соединенные Штаты.

Чтобы лучше понять, что такое НАТО, обратимся к истории. Военный блок был создан после того, как закончилась Вторая мировая война, в рамках Организации Объединенных Наций. Его основной целью была защита стран-членов от большого количества войск коммунистических стран. Далее история НАТО развивалась во время холодной войны, когда миссия организации расширилась, чтобы предотвратить НАТО составядерную войну. После вступления в блок Западной Германии коммунистические страны, в том числе СССР, Венгрия, Болгария, Польша, Чехословакия и Восточная Германия, сформировали альянс Варшавского договора. В ответ на это НАТО приняла политику массированного возмездия, обещая применить ядерное оружие в случае нападения.

После того как произошло падение Берлинской стены в 1989 году, а также после распада СССР отношения НАТО и России стали базироваться на двустороннем сотрудничестве. В 2002 году произошло создание Совета Россия-НАТО, чтобы регулировать общие вопросы безопасности. Наивысшим приоритетом альянса история НАТОстала миссия в Афганистане. Для успеха миротворческой миссии организация даже попросила помощи у своего главного конкурента – России.

На протяжении многих лет существования НАТО стала сильнее и укрепила связи между членами. Сам договор послужил основой и моделью для других международных коллективных договоров безопасности. Сегодня на вопрос, что такое НАТО, можно с уверенностью ответить: это один из самых успешных оборонительных альянсов всех времен, который в настоящее время влияет на сценарий различных мировых изменений. Наш будущий мир наполнен известными и неизвестными угрозами. НАТО может действовать как маяк в открытом море различных опасностей.

fb.ru