Тяжелый и грациозный ИС-7. Ис 7 танк


Танк ИС-7 - характеристики

Советский тяжёлый танк ИС-7 должен был впитать в себя весь опыт Второй мировой войны и стать боевой машиной, превосходящей на голову все существующие. Он получил отличную защиту, мощное вооружение и был способен передвигаться практически со скоростью среднего танка. ИС-7 разработали в крайне сжатые сроки, создав более 1500 чертежей, применив более 25 новаторских идей, нетипичных для танкостроения и задействовав более 20 научных учреждений.

Но почему-то этот инновационный танк не стал основой советских бронетанковых войск, более того, ни один из заказанных в количестве 50 образцов ИС-7 так и не покинул заводские ворота.

Создание

Для создания ИС-7 были привлечены конструкторы, набравшиеся много опыта во время проектирования тяжёлых танков. Главный конструктор Котин возглавил эти работы, начавшиеся в 1945 году. Тогда прорабатывалось три варианта, а именно объект 257, 258 и 259. Их отличие заключалось в двигателе и трансмиссии.

Позже, летом 1945 года, появилась очередная версия - объект 260, который потом и стал ИС-7.

9 сентября чертежи были подписаны Котиным, но в 1946 году решили, не меняя индекс, изменить танк.

В первом образце предполагали использовать электрическую трансмиссию и два дизельных двигателя В-16.

Во второй, ставший окончательным, установили более традиционную силовую установку.

8 сентября 1946 года был собран первый образец, показавший на испытаниях соответствие требованиям. 25 декабря был собран второй.

Главный испытатель, Кульчицкий, оказался в восторге от лёгкости управления новой машиной, чей вес достигал 68 тонн.

Броня ИС-7 не пробивалась даже собственным орудием, во время одного из испытаний внутрь поместили собак, которые совершенно не пострадали от обстрела.

Однако, были и негативные моменты вроде пожара из-за выработавшего ресурс двигателя и разрушения подвески из-за обстрела.

ИС-7 получился очень удачным, но, по непонятным причинам, производство первой опытной партии постоянно откладывалось, позже было предложено снизить его вес до 50 тонн, что было невозможным для заданных характеристик. В итоге серийное производство так и не началось, а в наши дни остался лишь один экземпляр ИС-7, стоящий в музее в Кубинке.

Конструкция и компоновка

Предполагалось, что танк станет по настоящему инновационным, благодаря сочетанию своих тактико-технических характеристик.

При весе в 68 тонн, примерно равном Королевскому Тигру, ИС-7 намного превосходил его в защите, подвижности и огневой мощи, выйдя всего на 2 года позже. Это стало возможным благодаря сильно дифференцированной броне, расположенной под значительными наклонами и решениям вроде щучьего носа.

Танк был создан по классической компоновочной схеме, мехводом в начале корпуса, башней, вмещающей в себя остальных 4 членов экипажа, посередине и моторно-трансмиссионным отделением сзади. Ведущие колёса и трансмиссия также находились сзади.

Корпус и башня обладали весьма непривычной формой, берущей своё начало у ИС-3 и обеспечивали большую приведённую толщину брони вместе с хорошими шансами рикошета.

Корпус

Для обеспечения максимальной защиты, как показал опыт Второй мировой войны и Т-34, необходимо располагать броню под наклоном. На ИС-3 пошли ещё дальше и верхний лобовой лист не просто поставили под углом, а ещё и разделили на две части, наклонённые друг к другу. Такая форма обеспечивала большую защиту чем один прямоугольный кусок брони от огня в лоб и получила название "щучий нос".

ИС-7 тоже получил такой же лоб, из двух листов толщиной 150 мм, установленных под углом 65°. Благодаря форме приведённая толщина брони достигла 260 мм. Таким образом, ИС-7 стал первым танком, способным выдержать выстрел немецкого орудия PaK 44 L/55 калибром 128 мм, установленного на Ягдтигр. Также, он выдерживал и своё 130 мм орудие С-70. Нижний бронелист имел толщину 150 мм и был расположен под углом 50°.

Борта были сложной изогнутой формы, причём, для большей прочности, выгибались прессом, и состояли из верхней, толщиной 150 мм части, и нижней, вогнутой внутрь, 100 мм части.

Корма также была сложной изогнутой формы и состояла из двух деталей - верхней 60 мм и нижней 100 мм.

В корпусе находились резиновых баков, способных выдерживать давление 0,5 атм и общей ёмкостью 1300 литров.

Башня

У первых прототипов башня сильно напоминала установленную на ИС-3, но позже была изменена.

Она стала более приплюснутой и бронированной, производилась с помощью литья, толщина плавно менялась, от 210 мм во лбу до 94 в корме, под переменным наклоном в 51° - 60°. Также установили очень прочную маску орудия, толщиной 355 мм.

4 члена экипажа размещались внутри башни - два заряжающих в задней части башни, наводчик слева от орудия и командир справа.

Вооружение

В качестве орудия на танк сначала установили пушку С-26 калибром 130 мм, 3 пулемёта ДТ и 2 КПВ.

Позже орудие сменили на С-70 такого же калибра, с начальной скоростью полёта снаряда 900 м/с и 8 пулемётов.

Появился прибор управления огнём, сделавший независимым наведение прицела от положения пушки. Наводчик указывал точку прицеливания, после чего стабилизированное орудие автоматически наводилось в нужное место.

Ещё одной новинкой стал транспортёр для снарядов, облегчавший работу экипажа. Благодаря ему и 2 заряжающим, скорострельность ИС-7 достигала 8 выстрелов в минуту.

3 пулемёта устанавливались в маске пушки, 2 РП-46 на надгусеничных полках, ещё два на задней части башни, также был зенитный, установленный на штанге, прикреплённой к крыше башни. Все они обладали дистанционным управлением и наводились заряжающими.

Боекомплект пушки составлял 30 снарядов, пулёметов - 400 крупнокалиберных и 2500 мелкокалиберных патронов.

Двигатель и трансмиссия

В самом начале прорабатывались несколько вариантов силовой установки, например, состоящей из 2 дизельных двигателей В-16 мощностью 1200 л.с. и электрической либо механической трансмиссией.

Позже на танк установили серийный и проверенный дизель М-50Т мощность 1050 л.с. Его недостатком было то, что он предназначался для морских катеров, в связи с чем обладал довольно крупными габаритами.

На ИС-7 установили эжекторную систему охлаждения, впервые для советского танкостроения, и инерционный воздушный фильтр.

Трансмиссию не стали излишне усложнять и оставили обычную механическую. Испытатель позже вспоминал, что переключение передач было очень лёгким, как и управление танком в целом.

Также установили автоматическую систему пожаротушения, созданную Шемелиным, которая следила с помощью датчиков за состоянием МТО и могла включаться до 3 раз, однако на испытаниях один танк полностью сгорел, так и не сумев потушиться.

Ходовая часть

Из-за больших габаритов двигателя корпус оказался бы слишком высоким при использовании традиционной подвески. Поэтому были разработаны пучковые торсионы, которые обеспечили высоту корпуса даже меньше, чем у ИС-2 и ИС-3.

Направляющее колесо находилось спереди, ведущее сзади, между ними располагалось 7 опорных катков, при этом от поддерживающих отказались.

Для обеспечения плавности хода на ИС-7 установили гидравлические двухсторонние амортизаторы.

Гусеница с резинометаллическими шарнирами и литыми траками была сложна в производстве, но обладала хорошей износоустойчивостью и пониженным шумом.

Эпилог

Танк ИС-7 получился по-настоящему уникальным. Он имел непревзойдённую защиту, мощнейшее орудие и отличную подвижность, но эра тяжёлых танков подходила к своему концу. На их место скоро должны были придти сначала средние танки, потом ОБТ.

Появись ИС-7 в другое время или в другой стране, чьё руководство не побоялось бы запустить его в серию, он бы стал лучшим в мире, обойдя все современные себе танки по ключевым характеристикам, но история не терпит сослагательного наклонения.

tanksdb.ru

Тяжелый и грациозный ИС-7 » Военное обозрение

Создание одного из последних тяжелых танков Советского Союза – ИС-7 – началось еще в 1944 году. Во второй половине 44-го конструкторский коллектив под руководством Ж.Я. Котина вознамерился обобщить весь опыт, полученный при боевой эксплуатации тяжелых танков и сделать на его основе новую бронированную машину. Правда, начальство этот энтузиазм не разделило: нарком танковой промышленности В.А. Малышев не поддержал идею. Однако Котин был настойчив и стал продвигать идею через руководителя НКВД Л.П. Берию. Нарком внутренних дел заинтересовался предложением и посодействовал началу работ. Более того, зимой 45-го было развернуто сразу три проекта, которые в итоге привели к созданию самого тяжелого отечественного танка ИС-7. Согласно отечественной традиции, все новые проекты носили наименование «Объект», но отличались номерами. Это были «Объект 257», «258» и «259». Три разных танка имели как преимущества, так и недостатки.

ИС-7 на испытаниях

Опытный образец 1948 года во дворе завода. На этой машине отсутствуют пулеметы в корме башни и зенитная установка. Фото из коллекции М.Коломийца

Опытный образец 1948 года во дворе завода. На этой машине отсутствуют пулеметы в корме башни и зенитная установка. Фото из коллекции М.Коломийца

После анализа созданных проектов и отбора полезных решений лучшие наработки были собраны в «Объекте 260», разработка которого началась летом 45-го. Альтернативным названием танка стал индекс ИС-7 – эта машина была призвана продолжить линейку тяжелых танков «Иосиф Сталин». Воспользовавшись опытом недавно окончившейся войны, конструкторы под руководством Котина смогли выполнить все инженерные работы в считанные месяцы. Уже 9 сентября был утвержден полный пакет рабочих чертежей. Немалая заслуга в этом принадлежит ведущему конструктору Н. Шамшурину. Помимо общей координации проекта, он был одним из инициаторов создания узкоспециализированных конструкторских групп; именно этот подход к разработке позволил проводить все работы в сравнительно малые сроки. Кроме того, разделение на группы помогло создать и ввести в конструкцию ИС-7 ряд интересных нововведений, ранее не применявшихся в советском танкостроении.

Наименее оригинальной была конструкция бронированного корпуса. Катаные и литые листы брони сваривались в единую конструкцию. При этом ряд бронеплит устанавливался под значительными углами, до 60°. Вместе с лобовой и бортовой броней толщиной до 150 миллиметров углы наклона сулили значительное улучшение уровня защиты. Лобовая часть танка, как и на предыдущих тяжелых танках, делалась по схеме «щучий нос», однако, в отличие от прочих бронемашин, имела немного меньший размер и не так выдавалась вперед. Башня «Объекта 260» являлась дальнейшим развитием соответствующего агрегата танка ИС-3. Литая башня имела толщину от 50 миллиметров на крыше до 210 в лобовой части. К этому прилагалась 350-миллиметровая маска орудия. Внутри забронированного объема располагался экипаж из пяти человек. Рабочие места четырех из них были размещены в боевом отделении и башне.

В ходе проектирования моторно-трансмиссионной группы и ходовой части также было применено несколько ноу-хау, хотя и не всегда однозначно удачных. К примеру, уже на ранних стадиях проекта было предложено разместить внутри моторно-трансмиссионного отделения дополнительные баки. Ввиду наклона бортовых листов, там образовывался ничем не занятый объем, в котором нельзя было разместить какие-либо агрегаты. В связи с этим свободное пространство под бортами и в подмоторном постаменте было занято топливом. Однако вскоре от баков рядом с двигателем пришлось отказаться – еще до начала строительства опытного образца выяснилось, что вибрации от мотора и трансмиссии могут разрушать сварные швы баков и приводить к течи топлива. При определенных обстоятельствах это грозило пожаром. Стоит отметить, что «Объект 260» все же получил интересное нововведение, связанное с топливной системой. Дело в том, что это был первый отечественный танк, на котором применили мягкие топливные баки. Благодаря простоте изготовления емкости сложной формы, увеличилась эффективность распределения внутренних объемов, а общее количество дизельного топлива выросло с 750 литров танка ИС-3 до 1300 л у ИС-7. Кроме того, почти в два раза увеличился запас хода.

Деревянная модель танка ИС-7 в натуральную величину. 1946 год. Фото из коллекции М.Коломийца

Опытный образец 1948 года во дворе завода. На этой машине отсутствуют пулеметы в корме башни и зенитная установка. Фото из коллекции Г.Петрова

Что касается собственно двигателя и трансмиссии, то их облик сформировался далеко не сразу. Первоначально в ходе проекта «260» рассматривалось сразу четыре варианта комплектации и компоновки моторно-трансмиссионной группы. В качестве двигателей предлагались дизели КЧ-30 мощностью в 1200 л.с. или два В-12 по 600 л.с. каждый. Для взаимодействия с каждым двигателем предлагалось по два варианта трансмиссии. В первом случае это были привычные механические механизмы, во втором – электрическая система. Так, для двигателя КЧ-30 предназначалась спарка из двух генераторов по 323 кВт каждый, а для В-12 – два по 336 кВт. Два тяговых электродвигателя во всех вариантах с электротрансмиссией были одинаковыми и имели мощность эквивалентную 315 л.с. Вне зависимости от применяемой трансмиссии, мощные двигатели требовали достаточно большой объем. Дошло до того, что на днище танка попросту не оставалось места для торсионов нужной длины. Для сохранения требуемых характеристик подвески впервые в отечественной практике были применены т.н. пучковые торсионы. Вместо одного длинного стержня амортизация осуществлялась пакетом из семи, имевших меньшие линейные размеры и сечение. Это положительным образом сказалось не только на плавности хода, но и на высоте всей бронемашины. Еще одно оригинальное изменение привычных схем было связано с опорными катками. В отличие от предыдущих танков конструкторского бюро Ж.Я. Котина, ИС-7 оснащался крупноразмерными катками, которые не требовали установки дополнительных поддерживающих роликов – верхняя часть гусеницы «бежала» прямо по опорным каткам. Особо стоит отметить оригинальную конструкцию гусениц. Литые траки новой гусеницы имели резинометаллический шарнир, благодаря которому был ощутимо снижен износ гусениц и шум при движении. Кроме того, литье траков обходилось дешевле штамповки, хотя в таком случае требовалась дополнительная обработка технологических отверстий. И все же расходы на литье и «на напильник» были ощутимо меньше, чем ранее. В то же время, перед запуском производства прототипов танка пришлось значительно переработать оригинальную идею для того, чтобы более дешевый технологический процесс не мешал изготовлению серийных бронемашин.

В начале 1946 года «Объект 260» был значительно доработан, однако название проекта осталось без изменений, что порой вызывает путаницу. Причиной доработок стал ряд выявленных недостатков ранее примененных решений, а также проблемы у смежников. Завод №77 никак не мог довести до ума спарку из двух 600-сильных двигателей, из-за чего пришлось искать альтернативные решения. Аналогичным образом обстояли дела со специализированным танковым дизелем на 1200 лошадиных сил. Из-за таких проблем конструкторам Ленинградского Кировского завода в срочном порядке пришлось связываться с Заводом №500 и в сжатые сроки адаптировать для танка авиационный дизель АЧ-300. Под названием ТД-30 этот мотор был установлен на первые прототипы ИС-7.

Представители ГБТУ и руководство Кировского завода осматривают опытный образец 1946 года. Фото из коллекции П.Липатова

8 сентября 1946 года первый построенный «Объект 260» обновленного проекта был передан на испытания. До конца того же года он успел проехать по полигону порядка тысячи километров. Максимальная скорость 66-тонной машины на шоссе превышала 60 км/ч. По разбитой дороге ИС-7 разгонялся до вдвое меньших скоростей. Для тяжелого танка это было более чем хорошо. Оригинальный пучковый торсион подвески также заслужил положительные отзывы. 25 декабря 46-го на полигон отправили второй прототип. Несколько месяцев спустя рабочие ЛКЗ собрали два бронекорпуса, предназначенных для пробного обстрела. Металл корпуса и башни выдерживал попадания калиберных снарядов всех немецких противотанковых пушек калибра до 128 миллиметров. Также производились испытания с обстрелом из 130-мм орудия С-70. В отчете об испытаниях говорилось, что попадания никак не сказались на состоянии собак, находившихся внутри танков-мишеней. И все же есть определенные сомнения в том, что экипаж мог бы сохранить спокойствие или даже работоспособность после попадания 130-мм снаряда, пусть даже и без пробития брони.

К тому времени, когда собирались первые экземпляры «Объекта 260», Центральное артиллерийское конструкторское бюро совместно с пермским заводом № 172 разработало и изготовило пробную партию 130-миллиметровых танковых пушек С-26. Орудие со съемным казенником и щелевым дульным тормозом обеспечивало 33-килограммовому снаряду скорость на уровне 900 метров в секунду. В укладках танка помещался 31 снаряд раздельного заряжания. Клиновой затвор с полуавтоматикой копирной системы, а также механизм досылания позволил довести скорострельность пушки до 6-8 выстрелов в минуту. Тем не менее, по ряду причин от орудия С-26 вскоре отказались. В 1946 году в том же ЦАКБ под руководством В.Г. Грабина была создана танковая пушка С-70 аналогичного калибра. В том же году было собрано три прототипа орудия, а к 1948-му сдана пробная партия из пятнадцати экземпляров. Нарезная пушка С-70 имела более высокие характеристики, чем С-26. Так, калиберный бронебойный снаряд покидал ствол со скоростью 1030 м/с, что позволяло на расстоянии в километр пробивать до 280 миллиметров гомогенной брони. Подкалиберный снаряд, в свою очередь, имел скорость 1800 м/с и на том же расстоянии прошивал 350-миллиметровую преграду. Внутри перекомпонованного под С-70 боевого отделения помещалось по три десятка снарядов и гильз.

Начиная с третьего экземпляра ИС-7, пушка С-70 стала его главным оружием. Дополнительное вооружение танка на этом этапе имело в своем составе солидное число пулеметов: 14,5-мм КПВ и два 7,62-мм РП-46 были установлены в одном пакете с пушкой и играли роль спаренного вооружения. Еще четыре пулемета РП-46 размещались по бортам корпуса и башни, два на корпусе предназначались для стрельбы вперед, два других на башне – назад. Наконец, восьмой пулемет (КПВ) размещался на башне и использовался в качестве зенитного. Впоследствии на всех вариантах «Объекта 260» количественный состав пулеметов не будет меняться, хотя на ряде машин будут установлены не РП-46, а СГМТ. В то же время, конструкция пулеметных установок была сырой и потребовала немало доработок.

Перед производством пробной партии из четырех машин очередные изменения претерпела силовая установка. Дизель ТД-30 заменили двигателем М-50Т. Этот морской дизельный мотор имел 12 цилиндров и максимальную мощность в 1050 лошадиных сил. Конечно, это было меньше, чем у требовавшейся спарки, но выбирать не приходилось – создание новых двигателей шло крайне медленно и без особых успехов. Примечательно, что при установке двигателя М-50Т пригодились ранние наработки по пучковым торсионам: с их помощью не потребовалось значительно переделывать внутренний объем моторно-трансмиссионного отделения.

За 1948 год из цехов Ленинградского Кировского завода вышло четыре новых танка ИС-7 с пушками С-70. После недолгих заводских испытаний их передали испытателям от министерства обороны. Испытатель Е. Кульчицкий, которому было доверено начать ходовые испытания новых танков, крайне положительно отзывался о характеристиках «Объекта 260». По его словам, даже на максимальной скорости в 60 километров в час тяжелый танк легко слушался рычагов: «машина абсолютно покорна водителю». Дальнейшие пробеги под управлением водителей Е. Кульчицкого, В. Ляшко и К. Ковша полностью подтвердили все отзывы, а также помогли собрать ряд важной информации относительно рекомендуемых режимов работы двигателя. Пробные стрельбы также прошли, в целом, удачно. Проблемы начались немного позже.

ИС-7. Опытный, изготовлен в 1948 г. Масса - 68т., экипаж - 5 человек, длина - 7380 мм, ширина - 3400 мм, высота - 2480 мм. Вооружение - 130-мм пушка (боекомплект 28 снарядов), 12,7-мм спаренный с нею пулемет, шесть 7,62-мм пулеметов (четыре установлены впереди, на гусеничных полках и на бортах башни, управлялись дистанционно), 12,7-мм зенитный пулемет на крыше башни (в походном положении складывался на левый борт). Бронирование - лоб башни - 210 мм, лоб корпуса - 150 мм. Мощность двигателя - 1050 л.с., скорость - 59 км/ч, запас хода - 300 км. Рис. Михаила Петровского (Историческая серия "Техники-Молодежи" 1990 года)

Любителям сравнивать - ИС-7 (68 т., экипаж - 5 чел, высота -2600 мм, 130-мм пушка, боекомплект 28 снарядов, лоб корпуса - 150 мм, лоб башни - 210мм) и T-VIB (68 т., экипаж - 5 чел, высота - 3090 мм, 88-мм пушка, боекомплект 72 выстрела, лоб корпуса - 150 мм, лоб башни - 180 мм) Рисунки М.Петровского

Сначала при обстреле из противотанкового орудия снаряд срикошетил от борта вниз и попал в крепление катка. Тот отвалился и отлетел на приличное расстояние. Очевидно, что подобные попадания в боевой обстановке являются крайней редкостью. Да только некоторые ответственные лица стали ехидничать на тему «колосса на глиняных ногах». Следующий неприятный инцидент привел к потере одного из прототипов. Во время пробега по полигону загорелся двигатель. Автоматическая система пожаротушения дважды подавала в моторное отделение гасящую смесь, однако потушить возгорание не смогла. Третьего срабатывания (максимальный запас – три порции смеси) не было. Экипаж был вынужден покинуть танк и смотреть, как он догорает. При расследовании пожара выяснилось, что несколько топливных баков танков-прототипов для экономии веса были изготовлены из резины, а не из металла. По этой причине емкости быстро прогорели и в прямом смысле подлили «масла» в огонь.

И все же, похоже, не эти инциденты стали причиной печальной судьбы танка ИС-7. Ходовые и боевые характеристики «Объекта 260» были, как минимум, не ниже, чем у зарубежных бронемашин того же класса. Последние прототипы ИС-7 весили 68 тонн, что сильно не понравилось военным. Далеко не каждый мост Советского Союза мог выдержать такую нагрузку. Как следствие, сильно ухудшалась мобильность подразделений, вооруженных тяжелыми танками. Та же проблема возникала и с перевозкой по железной дороге. Весовые ограничения транспортной инфраструктуры впоследствии скажутся на развитии всей отечественной бронетехники, в первую очередь, на тяжелых танках. Стоит признать, зарубежные танкостроители тоже столкнулись с этой проблемой. В 70-х годах английские и немецкие конструкторы разрабатывали перспективный танк MBT-80 и нашли довольно интересное решение проблем:

Как и при проектировании «Чифтена». одной из наиболее критических стала проблема массы. Спецификация генерального штаба ограничивала массу перспективного танка значением в 54,8 т (масса танка «Чифтен» Mk.5), однако еще в ходе проработок проекта МВТ-80 английские специалисты пришли к выводу о невозможности усиления бронезащиты при условии сохранения массы нового танка на уровне массы «Чифтена» Mk.5. Массу необходимо было увеличить до 60-62 т, в этом случае появлялась возможность усилить бронирование лобовой части корпуса и башни, а также бортов.

Инженеры MVEE в качестве обоснования возможности увеличения массы выдвинули тезис о незначительной разнице между 50- и 60-тонными танками. Так, при равных удельной мощности и давлении на грунт подвижность, средняя скорость движения, приемистость и проходимость будут примерно одинаковыми. Одним из критериев, ограничивающих массу танка, является грузоподъемность дорожных мостов. Англичане провели анализ распределения на Европейском ТВД инженерных сооружений, ограничивающих подвижность танков; оказалось, что большинство мостов рассчитано на нагрузку в 20 т, то есть они с одинаковым успехом провалятся и под 50-тонным танком, и под танком массой 60 т, а мосты грузоподъемностью 50 и 60 т «размазаны» по территории Европы примерно равномерно. В результате подобного рода исследований и анализов удалось убедить военных поднять планку верхнего ограничения по массе до требуемых 60- 62т.

Сравнение ИС-7 и немецкого Е-100

Ряд историков танкостроения отмечают, что военные с самого начала относились к ИС-7 с определенной долей подозрений, а со временем скепсис только усиливался. Возможно, причиной этого стали неудачи тяжелого танка ИС-4, который имел превосходное бронирование, но слишком большую боевую массу и, как следствие, плохую проходимость. Другое интересное объяснение отказа от принятия на вооружение «Объекта 260» касается изменения воззрений на будущую войну. В конце сороковых и начале пятидесятых сформировалась точка зрения, согласно которой в крупных войнах ближайшего будущего понадобится быстрое и массовое развертывание большого количества танковых подразделений. Кроме того, ядерные удары в первые часы войны могли запросто вывести из строя до трети всей бронетехники. Очевидно, что тяжелый, малоприспособленный к перевозкам и дорогой танк, при всех своих преимуществах, не подходит для подобных конфликтов.

Наконец, производство нового тяжелого танка могло серьезно повлиять на темпы строительства освоенных типов. Ленинградский и Челябинский заводы не могли справиться с этой задачей, ничем не жертвуя. Поэтому проект «Объект 260» был закрыт. До нашего времени самый тяжелый отечественный танк дожил только в одном экземпляре, который экспонируется в танковом музее города Кубинка.

По материалам сайтов:http://armor.kiev.ua/http://pro-tank.ru/http://vadimvswar.narod.ru/http://otvaga2004.narod.ru/

topwar.ru

Советский тяжелый танк ИС-7

  • Подписаться
  • Лента публикаций
  • Последние публикации
  • Лучшие публикации
    • за все время
    • за полгода
    • за месяц
  • Категории
    • Города и страны
    • Здоровье
    • Изобретения
    • Интересные факты
    • История
    • Космос
    • Наука
    • Природа
    • Рекорды
    • Технологии
    • Человек
Наука и техника Подписаться Войти / РЕГИСТРАЦИЯ

vseonauke.com

ИС-7: титан, опоздавший на войну | история создания и судьба советского танка ИС-7

ИС-7 рождался в странное, по-своему сложное для советской танковой промышленности время. Водружение Красного знамени над Рейхстагом принесло не только радость победы в Великой Отечественной войне, но и проблемы обустройства народного хозяйства по требованиям мирного времени. Необходимо было отстраивать заново города, возвращать из эвакуации заводы, менять уклад оборонной промышленности.

Наркомат танковой промышленности, заведовавший конструированием и производством танков, был преобразован в Наркомат транспортного машиностроения, а в начале 1946 года, после упразднения системы наркоматов, в одноименное министерство. Боевые машины военного времени усовершенствовались по программе УКН (устранение конструктивных недостатков) для более длительной эксплуатации в регулярных войсках. Часть работ по перспективным проектам танков была свернута, оставшиеся продолжались с меньшей интенсивностью.

В числе таких послевоенных проектов был и танк, названный позднее «Объект 260». Работы над ним начались еще в конце 1944 года. По замыслу новая машина должна была воплотить все наработки, возникшие из опыта конструирования и боевого применения тяжелых танков. Проектом занималось конструкторское бюро Опытного завода № 100 под руководством Жозефа Яковлевича Котина.

Весной 1945 года было создано несколько вариантов проекта нового танка: «Объект 257», «Объект 258» и «Объект 259». Позже, в результате анализа сильных и слабых сторон этих проектов, был выдвинут окончательный вариант технических требований. За новой машиной закрепили обозначение «Объект 260» и буквенный индекс ИС-7.

К разработке нового танка были привлечены более 20 институтов и научных учреждений. В процессе конструирования было найдено более 25 уникальных технических решений, не встречавшихся ранее в подобных машинах.

Рабочие чертежи ИС-7 были готовы уже в сентябре 1945 года. Трехгранную лобовую часть он унаследовал от ИС-3, но тут она не так сильно выступала вперед и имела более толстую броню (150 мм против 100 мм у предшественника). Несмотря на достаточно компактные габариты, вес боевой машины достигал 65 тонн.

Для такого тяжелого танка разработчикам нужен был двигатель мощностью 900-1200 л.с. За его разработку взялся завод № 800, но не успел к поставленным срокам. Завод № 77 предлагал альтернативу в виде спаренной установки дизелей В-16, однако по результатам испытаний была выявлена ее полная конструктивная непригодность. Тогда Кировский завод совместно с заводом № 500 в спешном порядке приступил к созданию нового двигателя ТД-30 на базе авиационного АЧ-30. Он позволял достигать скорости до 60 км/ч на твердом грунте и порядка 30 км/ч на разбитой булыжной дороге. Этот двигатель установили на двух первых образцах ИС-7, хотя из-за невысокого качества сборки он требовал дополнительной доводки.

Первый вариант трансмиссии «Объекта 260» имел шестиступенчатую КПП, планетарный механизм поворота и гидравлические сервоприводы, облегчавшие управление танком.

Ходовая часть разрабатывалась на основе новых вариантов подвесок, испытанных на образцах серийных танков. ИС-7 получил ряд уникальных для отечественного танкостроения нововведений: гусеницы с резино-металлическим шарниром, гидравлические амортизаторы двухстороннего действия, опорные катки с внутренней амортизацией для больших нагрузок, а также пучковые торсионы.

Для «Объекта 260» планировалось разработать новую 122-мм пушку с начальной скоростью бронебойного снаряда около 1000 м/с, но работы по ней не были завершены в срок. Поэтому в начале 1946 года Центральное артиллерийское конструкторское бюро спроектировало по просьбе Ж.Я. Котина 130-мм пушку С-26 с щелевым дульным тормозом. Ее баллистические характеристики были близки к морскому орудию Б-13 аналогичного калибра. Использованный в конструкции механизм заряжания позволял производить 6-7 выстрелов в минуту. Помимо основного орудия, танк имел семь пулеметов: один 14,5-мм КПВ и шесть 7,62-мм РП-46.

Первый ИС-7 был собран 8 сентября 1946 года. До конца года танк прошел 1000 км и по результатам ходовых испытаний был признан отвечающим основным тактико-техническим требованиям. Второй экземпляр, собранный 25 декабря, успел пройти только 45 км. Помимо двух опытных машин, на Ижорском заводе изготовили еще два броневых корпуса и две башни для испытаний обстрелом из орудий калибра 88, 122 и 128 мм. Полученные результаты были учтены при разработке окончательного варианта бронирования танка.

На протяжении следующего года конструкторское бюро Кировского завода работало над улучшением конструкции ИС-7. Новый танк сохранил большинство характеристик прошлой модели, однако получил ряд усовершенствований. Ширина корпуса увеличилась до 3,4 м, а общая высота уменьшилась до 2,6 м благодаря более сплюснутой башне. Вес танка увеличился до 68 тонн. По предложению конструктора Г.Н. Москвина корпус также получил криволинейные борта.

Двигатель ТД-30 заменили на серийный морской дизель М-50Т мощностью 1050 л.с. Для его охлаждения впервые в отечественном танкостроении использовались эжекторы, изготовленные из фрезерованных броневых листов. Объем топливных баков из специальной прорезиненной ткани был увеличен с 800 до 1300 литров. В танке была установлена новая восьмиступенчатая трансмиссия, созданная совместно с МВТУ имени Н.Э. Баумана.

Ходовая часть включала в себя 14 двойных опорных катков большого диаметра с внутренней амортизацией. Группа инженеров под руководством Л.З. Шенкера разработала гидравлические амортизаторы двустороннего действия, использование которых увеличило плавность хода. Гусеницы с резино-металлическим шарниром были сложны в производстве, но обладали высокой износоустойчивостью и позволяли снизить уровень шума при движении танка. Ширина гусеничной цепи составляла 710 мм.

Центральное артиллерийское конструкторское бюро усовершенствовало пушку С-26. Предложенное вместо нее 130-мм орудие С-70 стреляло бронебойными снарядами массой 33,4 кг с начальной скоростью 900 м/с. Механизм заряжания имел электропривод и сравнительно небольшие габариты. Прицельный комплекс также был доработан для ведения точной стрельбы на дальних дистанциях.

Танк получил второй турельный крупнокалиберный пулемет, который крепился на специальной штанге на крыше башни. Он имел дистанционное управление и таким образом позволял, не выходя из танка, вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям. Еще три пулемета (КПВ и два РП-46) располагались в маске пушки, два РП-46 находились на надгусеничных полках, два крепились на башне.

ИС-7 был оборудован автоматической системой пожаротушения конструкции М.Г. Шелемина, рассчитанной на трехразовое включение в случае возгорания танка. Она устанавливалась в моторно-трансмиссионном отделении машины.

Экипаж ИС-7 состоял из пяти человек – механика-водителя, командира, наводчика и двоих заряжающих, которые располагались в башне. Место командира было справа от орудия, место наводчика — слева. Заражающие, помимо выполнения своей основой обязанности, были ответственны и за управление пулеметами.

Летом 1948 года Кировский завод изготовил четыре танка ИС-7. Заводские испытания показали, что, несмотря на большую массу, машина спокойно развивает скорость 60 км/ч и обладает отличной проходимостью.

После заводских испытаний новые ИС-7 передали на государственные. Танк произвел сильное впечатление на членов комиссии. Главный испытатель Министерства транспортного машиностроения СССР Е.А. Кульчицкий писал:

«Мне была оказана большая честь, я получил предложение первым придать движение этому замечательному танку. Трудно передать словами свои ощущения. При скорости более 60 км/ч эта тяжелая машина легко откликается на самые незначительные усилия, прикладываемые к рычагам и педалям. Передачи переключаются маленьким рычажком, машина абсолютно покорна водителю».

ИС-7 оказался практически неуязвим: он выдержал обстрел не только из 128-мм немецкой пушки, но и из собственного орудия. Более того, проведенный на собаках эксперимент свидетельствовал о высокой степени защищенности экипажа в боевых условиях. Суть опыта была в следующем: животных посадили на места экипажа, после чего подвергли танк обстрелу. На состоянии собак перенесенное испытание никак не сказалось.

Не обошлось и без происшествий. Во время обстрела у одного танка отвалился блок подвески с катком: снаряд, скользнув по гнутому борту, попал в слабо приваренную деталь. У другого танка при пробеге загорелся двигатель, выработавший на испытаниях свой гарантийный срок. Система пожаротушения не смогла погасить огонь, экипаж покинул машину, и танк полностью сгорел. Однако в целом испытания были впечатляющими.

Сложно сказать, насколько успешным был бы ИС-7, если бы отправился в массовое производство. Заказу на первые 50 машин, полученному Кировским заводом в 1949 году, не суждено было воплотиться в железе по причине нехватки финансирования – советская оборонная промышленность переориентировалась на создание более дешевых средних танков. К тому же, транспортировка машины весом 68 т была невозможна: железные дороги того времени не позволяли перевозить грузы тяжелее 50-55 тонн, и военные настаивали на облегчении танка. Вскоре работы по ИС-7 были прекращены.

По тактико-техническим характеристикам «Объект 260» превосходил как танки Второй мировой, так и своих послевоенных современников. В начале 1950-х годов наиболее мощными по бронированию и вооружению были британский «Конкерор» и американский M103. Оба танка имели 120-мм орудия (L1 и M58 соответственно). Как показали испытания, пробить корпус и башню ИС-7 из подобных пушек оказалось невозможно. Кроме того, советский танк при схожей массе значительно превосходил обе машины по подвижности: 60 км/ч против 34 км/ч. Танки, потенциально способные тягаться с ним на равных, появились за рубежом только в 70-80-х годах XX века.

Тем не менее, сама концепция «идеального» танка начала устаревать. В 1949 году был образован военный блок НАТО, геополитическое противостояние СССР и Запада требовало перемен. На первое место в «Большой игре» вышло ядерное оружие и авиация, а для решения локальных конфликтов лучше подходили средние танки.

ИС-7 стал могучим апофеозом развития советских тяжелых танков. Он опередил свое время и дал много перспективных наработок, но оказался не востребован в силу исторических реалий.

Источники:

  • Свирин М.Н. Бронетехника Сталина. Танки и самоходки СССР. – М., 2014.
  • Барятинский М., Коломиец М., Кощавцев А. Советские тяжелые послевоенные танки. – М.: Бронеколлекция, выпуск № 3, 1996.

warspot.ru

гайд по ИС-7 — Игры Mail.Ru

Гайд по топовому ТТ СССР X уровня ИС-7. Историческая справка, разбор ТТХ и тактик применения, обзор достоинств и недостатков машины

Здравствуйте, танкисты!

Предмет сегодняшнего обзора знаком, наверное, каждому, кто начинал играть в World of Tanks. Первый топовый тяж большинства танкистов. Огромный, красивый, грациозный, мощный, предмет зависти и вожделения, мечта каждого новичка. О нем слагали легенды. По мнению большинства игроков, это самый красивый тяжелый танк в игре. Вы уже наверняка поняли, о ком идет речь, встречайте — топовый советский красавец ИС-7!

Историческая справка

Когда в конце войны был обнаружен немецкий сверхтяжелый танк Maus, советское командование приняло решение о разработке машины, способной противостоять ему. То есть, по сути, проект ИС-7, начатый летом 1945 года, стал ответом немецкому «мышонку» и самым тяжелым советским танком. Изначально проект, реализованный Н.Ф. Шашмуриным, носил имя Об.260, но в реалиях игры это отдельная машина. Техническую документацию на новый танк подготовили в достаточно короткий срок, и уже в сентябре 1945 года ее подписал главный конструктор Ж.Я. Котин.

ИС-7 получил достаточно много современных решений и даже некоторые, опередившие свое время. Например, танк обладал системой управления огнем (СУО) и механизированной боеукладкой. К лету 1948 года ЧКЗ изготовил четыре прототипа ИС-7 и после заводских испытаний передал их на государственные.

Невзирая на ряд критических недочетов, в 1949-ом командование выдало заказ на производство установочной партии в 50 экземпляров, который не был выполнен по неясным причинам. У комиссии сложилось неоднозначное мнение об ИС-7 во время испытаний. Среди главных недостатков числились слишком большая масса и необходимость в пяти членах экипажа для обслуживания артиллерийского и пулеметного вооружения. Попытки увеличения защищенности машины привели к тому, что масса танка увеличилась с запланированных 65,5 т до 68 т.

ИС-7 так и не приняли на вооружение. Единственный сохранившийся экземпляр 1948 года хранится в Музее бронетанковых войск в Кубинке.

Разбор ТТХ танка

Предлагаю обсудить ключевые параметры машины.

Бронезащита. У танка выдающаяся броня. Классическая компоновка для советских ТТ — «щучий нос» с толщиной бронеплит в 150 мм дает разброс по броне во лбу от 210 мм до бесконечности. Башню и вовсе ничем со стороны лба не пробить. Конечно, случаются шальные пробития, но поверьте, они бывают раз на 100-200 боев. Башня нашего танка — признанная лучшая защита от вражеских снарядов. Если вы видите ИС-7, спрятавшего корпус, то можете даже не тратить на него время. Несмотря на 240 мм брони во лбу башни, наклоны делают ее пробитие почти невозможным. С бортов у танка — сложная конфигурация бронеплит и фальшбортов, гнутых в разные стороны. В этом весь секрет «черной дыры» над гусеницами советского тяжа. Толщина брони за гусеницами — 150 мм. Башня с бортов имеет 185 мм толщины, но ее все также сложно пробить. С кормы танк забронирован на 100 мм в корпусе и на 94 мм в башне. От скошенной кормы иногда рикошетят мелкокалиберные снаряды всяких ЛТ.

У ИС-7 в запасе — всего лишь 2150 единиц прочности, что довольно-таки мало для ТТ, но он с лихвой компенсирует это бронированием.

Огневая мощь. Здесь все хорошо и плохо одновременно. Хорошо, потому что 130 мм С-70 имеет средний урон за выстрел в 490 единиц, что на практике означает четыре из пяти выстрелов с альфой более 500. А плохо, потому что у орудия долгое сведение, посредственная стабилизация и слабая точность. Но это, скорее, общая черта советских ТТ, чем какой-то минус.

Основными снарядами к орудию являются ББ с пробитием в 250 мм — довольно неплохой показатель, но весьма рандомный. Вы можете дважды подряд пробить, а потом не пробить один и тот же танк в одно и то же место. Особенно это касается бронированных мест, толщина которых примерно равна пробитию орудия. Именно поэтому большинство скилловых игроков, да и просто ценителей ИС-7 (а есть и такие), возят боекомплект из премиумных БП-снарядов, у которых цифра пробития равна 311 мм. С такими «колючими» боеприпасами нам уже не страшен никто. Есть и фугасы, их показатели — 68 мм/640 разовый урон. Они вполне сгодятся убить картонную арту, добрать «шотный» танк или сбить захват, благо, калибра в большинстве случаев хватает.

Точность орудия составляет 0,4 м на 100 м. С таким результатом воевать приходится только вблизи. Время сведения — 3,1 с, что довольно долго. Перезарядка танка со 100%-ным экипажем длится 13,7 с, а с максимально крутым оборудованием и перками — 10,84 с. Точность и сведение в таких условиях составят 0,35 м на 100 м и 2,73 с.

УВН традиционно советские: -6° вниз и 18° вверх.

Динамика. Динамика танка довольно хороша. Мы вполне способны занимать ключевые позиции в числе первых, обгонять некоторых ТТ или даже СТ по прямой, а с горы вообще несемся, как ветер. Отсюда уже вытекает приятная особенность — таран, но о нем позднее. Танковая вариация корабельного дизеля М-50Т развивает мощность в 1050 л.с. Неудивительно, что он так носится. Но по факту «максималку» танк набирает лишь с горы. Обычно на марше он ездит со скоростью 45-50 км/ч. Вращение на месте — 28°/с, удельная мощность — 15,4 л.с./т.

Обнаружение. Обзор стандартен для большинства «десяток» — 400 м. Установив базовое оборудование и прокачав экипаж, получим уже порядка 415-420 м, но это будет так же, как у окружающих.

Маскировка стандартна для ТТ, то есть никакая. Да и к чему нам маскировка? Мы же танк прорыва!

Выбор оборудования, снаряжения и перок экипажа

Прокачка экипажа К X уровню большинство танкистов уже имеет хороший экипаж, я приведу пример такового. Если у вас перки расположены не так, то советую переобучить экипаж:

  • Командир: «Лампочка», «Ремонт», «Боевое братство», «Мастер на все руки»
  • Наводчик: «Ремонт», «Плавный поворот башни», «Боевое братство», «Мастер-оружейник»
  • Мехвод: «Ремонт», «Плавный ход», «Боевое братство», «Король бездорожья»
  • Заряжающий: «Ремонт», «Отчаянный», «Боевое братство», «Бесконтактная боеукладка»
  • Заряжающий: «Ремонт», «Радиоперехват», «Боевое братство», «Интуиция» (ее можно заменить на свое усмотрение)

Выбор оборудования. Что нужно брутальному ТТ для того, чтобы играть с комфортом? Правильно подобранное оборудование — вот секрет нагиба:

Стиль игры «Танк прорыва»: «Досылатель», «Стабилизатор», «Вентилятор», данный набор совокупно улучшает ваши характеристики и идеально подходит для любого ТТ, впрочем, как и для остальных классов.

Выбор снарядов. В боекомплекте «семерки» — всего 30 снарядов, и как их распределить, решать вам. От себя могу посоветовать такие сборки:

Сетап снарядов для игры в рандоме (ББ/БП/ОФ):

  • «Танк прорыва 1» — 18/10/2
  • «Танк прорыва 2» — 15/13/2

Выбор снаряжения. Грузим в танк ремкомплект, аптечку и автоогнетушитель. Если хотите улучшить все параметры машины, то можете поставить на танк «доп. паек», который даст еще 10% прироста всем показателям. Танк горит нечасто, а цифры улучшаются ощутимо, так что здесь имеет смысл порадовать танкистов усиленным питанием.

Тактики и советы по применению танка

ИС-7... Как много в этой аббревиатуре. Это самый что ни на есть настоящий танк прорыва. Без оговорок. Без компромиссов. Танк, чья задача — быть впереди и давить своей броней и авторитетом. Это он умеет. Вы должны вести за собой наступление как в девизе ВДВ: «Кто, если не мы?». ИС-7 за счет своей скорости может приехать на ключевую позицию первым, окопаться там и диктовать собственные правила игры.

ИС-7 на голде и вовсе превращается из косоватого гадкого утенка в прекрасного лебедя, если здесь уместны такие аналогии. Мы просто не чувствуем преград — их нет. Равных нам тоже нет, однако не стоит забываться. И «семерку» можно уничтожить, неуязвимых танков пока не придумали. Так что старайтесь, по возможности, иметь прикрытие хотя бы из одного союзника. Уж тогда на вас не рискнут выкатываться внаглую.

Главными врагами ИС-7 являются топовые ПТ-САУ, топ-СТ и артиллерия. Все они способны помешать нам претворить свои планы в жизнь и пощекотать нервы. Если с артой и ПТ все понятно, то «волчья стая» СТ способна загрызть ИС-7, прежде чем тот даст пару выстрелов в ответ. Да что стая, даже один скилловый СТ способен убить ИС-7, а все из-за медленной скорости вращения корпуса и башни. Именно поэтому важно быть не одному, так как один ИС-7 в поле не воин. Точнее, воин, но ненадолго.

Как я уже сказал, вы обязаны вести силы союзников за собой, танковать, предоставлять другим укрытие, и вы с этим справитесь. Поверьте, какой-нибудь «батчат», которого вы прикроете, позже отблагодарит вас или поможет вытащить сливной бой. Немаловажно правильно пользоваться машиной, и тогда ваша результативность поднимется на новый уровень.

Всегда помните, что в НЛД брони у нас практически нет. Берегите ее изо всех сил. Старайтесь находить такие позиции, где она скрыта, а видна только башня. В таких местах мы уязвимы разве что для фугасов. Но довести противника до стрельбы фугасами тоже дорогого стоит. Это непередаваемые ощущения. К примеру, на «Химмельсдорфе» для подобных целей вы можете использовать мусор в «банане», разрушенные здания, машинки, насыпи и остовы танков. Это вообще отдельная история, найти их можно практически везде или соорудить собственноручно, убив противника. «Щеки» корпуса пробиваются из пушек большого калибра, или кумулятивами. Сразу за фарами на «скулах» у нас находится боеукладка, и порой бывает так, что случайный выстрел с пробитием ее взрывает. Иногда даже сразу, без крита, поэтому не подставляйте ее. Форма корпуса вынуждает либо прятать НЛД, либо стоять к противнику ровно лбом, тогда бронеплиты имеют максимальную приведенную толщину. Если вы подставляете под углом лоб корпуса, то вас могут поразить в «щучий нос», находящийся к противнику под благоприятным наклоном.

Еще у нас есть божественный клинч, таран и танкование от борта. Во всех этих приемах ИС-7 — один из лучших, если не лучший. Рассказывать о них особого смысла нет. Тараним мы не хуже, а порой и лучше немецких СТ, а в клинче мы способны довести врага до слез и истерики. «Ромбование» — вообще классический прием для ТТ-водов. Об ИС-7 можно рассказывать бесконечно. Совет таков: берегите прочность, не оставайтесь в одиночку, бойтесь артиллерии и старайтесь выжить в бою как можно больше.

Обзор достоинств и недостатков танка. Итоги

Достоинства:

  • отличное бронирование, дополненное экранами;
  • практически неуязвимая башня;
  • отличная подвижность;
  • высокий разовый урон;
  • низкий приземистый силуэт;
  • универсальность;
  • красивый внешний вид;

Недостатки:

  • ужасная точность и сведение;
  • низкое бронепробитие в базе;
  • низкий DPM;
  • запас прочности ниже среднего;
  • критуемость и подрывы боеукладки;
  • малый боекомплект;
  • посредственная проходимость.

По итогам вышесказанного хочу отметить, что ИС-7 — действительно легендарный танк. Часто это первый «топ» у тех, кто пришел в игру, и его популярность не случайна. Мало того, что это советский танк (что само по себе обрекает его на успех), так он еще и обладает ярко выраженными чертами, отличающими его от других машин на уровне. За яркую харизматичную внешность и повадки благородного ТТ все и любят старичка, заслужившего в народе прозвище «Дед-7». На этом танке можно играть с любым настроением и в любом эмоциональном состоянии, он как АК-74 — прост, надежен и безотказен. А если вы еще не пробовали ИС-7, то бегом качать его! Благо, ветка исследования «дедушки» вас не огорчит!

Удачи на полях сражений!

games.mail.ru

Танк ИС-7 СССР характеристики

Танки

Самолеты

Танк ИС-7В конце 1944 года в конструкторском бюро Опытного завода № 100 приступили к эскизным проработкам нового тяжелого танка. Предполагалось, что эта машина воплотит в себе весь опыт, накопленный при конструировании, эксплуатации и боевом применении тяжелых танков в годы войны. Не найдя поддержки у наркома танковой промышленности В. А. Малышева, директор и главный конструктор завода Ж. Я. Котин обратился за помощью к шефу НКВД Л. П. Берии.Последний оказал необходимое содействие, и в начале 1945 года полным ходом начались проектные работы над несколькими вариантами танка - объектами 257, 258 и 259. В основном они различались типом силовой установки и трансмиссией (электрическая или механическая). Летом 1945 года в Ленинграде началось проектирование объекта 260, получившего индекс ИС-7. Для его детальной проработки было создано несколько узкоспециализированных групп, руководителями которых назначили опытных инженеров, имевших большой опыт в создании тяжелых машин. Рабочие чертежи были выполнены в крайне сжатые сроки, уже 9 сентября 1945 года их подписал главный конструктор Ж. Я. Котин. Корпус танка был спроектирован с большими углами наклона броневых листов.

Танк ИС-7

Лобовая часть - трехгранная, по типу ИС-3, но не так сильно выступающая вперед. В качестве силовой установки планировалось использование блока из двух дизелей В-16 общей мощностью 1200 л. с. Электрическая трансмиссия была аналогична установленной на ИС-6. Топливные баки располагались в подмоторном фундаменте, где за счет скошенных внутрь бортовых листов корпуса образовалось пустое пространство. Вооружение танка ИС-7, состоявшее из 130-мм пушки С-26, трех пулеметов ДТ и двух 14,5-мм пулеметов Владимирова (КПВ), размещалось в литой башне приплюснутой формы.

Несмотря на большую массу - 65 т, машина получилась очень компактной. Был построен деревянный макет танка в натуральную величину. В 1946 году началось проектирование другого варианта, имевшего тот же заводской индекс - 260. Во второй половине 1946 года по чертежам конструкторского отдела танкового производства в цехах Кировского завода и филиала завода № 100 были изготовлены два опытных образца объекта 260. Первый из них собрали 8 сентября 1946 года, прошел до конца года на ходовых испытаниях 1000 км и по их результатам отвечал основным тактико-техническим требованиям.

Танк ИС-7

Была достигнута максимальная скорость 60 км/ч, средняя скорость по разбитой булыжной дороге составила 32 км/ч. Второй образец был собран 25 декабря 1946 года и прошел на ходовых испытаниях 45 км. В процессе конструирования новой машины было выполнено около 1500 рабочих чертежей, внедрено в проект более 25 решений, ранее не встречавшихся в танкостроении, к разработкам и консультациям привлекались более 20 институтов и научных учреждений. В связи с отсутствием мотора мощностью 1200 л. с. предполагалось установить в ИС-7 спаренную установку двух дизелей В-16 завода № 77. Одновременно Министерство транспортного машиностроения СССР (Минтрансмаш) поручило заводу № 800 изготовить необходимый двигатель.

Завод задания не выполнил, а спаренная установка завода № 77 опоздала к срокам, утвержденным Минтрансмашем. Кроме того, она не была отработана и испытана заводом-изготовителем. Испытания и доводка проводились филиалом завода № 100 и выявили ее полную конструктивную непригодность. Не имея необходимого двигателя, но стремясь выполнить в срок правительственное задание, Кировский завод совместно с заводом № 500 Минавиапрома приступил к созданию танкового дизеля ТД-30 на базе авиационного АЧ-300. В результате на двух первых образцах ИС-7 установили двигатели ТД-30, которые показали в процессе испытаний свою пригодность, но из-за плохой сборки требовали доводки. При работе над силовой установкой был частично внедрен, а частично опробован в лабораторных условиях целый ряд новшеств: мягкие резиновые топливные баки общей емкостью 800 литров, противопожарное оборудование с автоматическими термозамыкателями, срабатывавшими при температуре 100°-110°С, эжекционная система охлаждения двигателя. Трансмиссия танка была спроектирована в двух вариантах.

Танк ИС-7

Первый, изготовленный и испытанный в ИС-7, имел шестиступенчатую КП с кареточным переключением и синхронизаторами. Механизм поворота - планетарный, двухступенчатый. Управление имело гидравлические сервоприводы. При испытаниях трансмиссия показала хорошие тяговые качества, обеспечив высокие скорости машины. Второй вариант шестиступенчатой механической трансмиссии был разработан совместно с МВТУ имени Н. Э. Баумана. Трансмиссия планетарная, 4 ступенчатая, с механизмом поворота тиг ЗК. Управление танком облегчалось гидравлическими сервоприводами с перспективным выбором передач.

При разработке ходовой части конструкторским отделом был спроектирован ряд вариантов подвесок, изготовленных подвергнутых лабораторно-ходовым испытаниям на серийных танках и на первом опытном ИС-7. На их основании были разработаны окончательны рабочие чертежи всей ходовой части. Впервые в отечественном танкостроении были применены гусеницы с резинометаллическим шарниром, гидравлические амортизаторы двухсторонней действия, опорные катки с внутренне амортизацией, работающие при больших нагрузках, пучковые торсионы. Была установлена 130-мм пушка С-26 с новым щелевым дульным тормозом. Высокая скорострельность (6-выстрелов в минуту) обеспечивалась применением механизма заряжания.

Танк ИС-7

На танке ИС-7 размещалось 7 пулеметов: один калибра 14,5-мм и шесть калибра 7,62-мм Силами лаборатории отдела главного конструктора Кировского завода был изготовлен дистанционный синхронно-следящий электропривод пулеметно установки с использованием отдельных элементов аппаратуры иностранной техники. Изготовленный образец турельной установки двух 7,62-мм пулеметов был смонтирован на корме башни опытного танка и прошел испытания, обеспечив высокую маневренность пулеметного огня. Кроме двух образцов, собранных на Кировском заводе и проходивших ходовые испытания в конце 1946 - начале 1947 года, на Ижорском заводе изготовили еще два броневых корпуса и две башни. Эти корпуса и башни испытывались обстрелом из орудий калибра 81-мм 122-мм и 128-мм на полигоне ГАБТУ Кубинка. Результаты испытаний легли основу окончательного варианта бронирования нового танка.

В течение 1947 года в КБ Кировского завода шла интенсивная работа по созданию проекта улучшенного варианта ИС-7. Проект многое сохранил от своего предшественника, но вместе с тем в него было внесено немало существенных изменений. Корпус стал немного шире, а башня - более приплюснутой. ИС-7 получил гнутые борта корпуса, предложенные конструктором Г. Н. Москвиным. Было усилено вооружение машина получила новую 130-мм пушку С-70 с длинной ствола 54 калибра. Ее снаряд массой 33,4 кг покидал ствол с начальной скоростью 900 м/с. Новинкой для своего времени стала система управления огнем. Прибор управления огнем обеспечивал наведение стабилизированной призмы на цель независимо от пушки, автоматическое приведение пушки к стабилизированной линии прицеливания при выстреле и автоматическое производство выстрела. Танк имел 8 пулеметов, из них два КПВ калибра 14,5-мм. Один крупнокалиберный и два РП-46 калибра 7,62-мм (модернизированный послевоенный вариант пулемета ДТ) были установлены в маске пушки. Еще два РП-46 находились на надгусеничных полках, два других, повернутых назад, крепились снаружи по бортам кормовой части башни. Все пулеметы с дистанционным управлением.

Танк ИС-7На крыше башни на специальной штанге устанавливался второй крупнокалиберный пулемет, оснащенный опробованным на первом опытном танке синхронно-следящим дистанционным электроприводом наведения, позволявшим вести огонь как по воздушным, так и по наземным целям без выхода из танка. В целях повышения огневой мощи конструкторами Кировского завода в инициативном порядке разрабатывался строенный вариант (1х14,5-мм и 2х7,62-мм) зенитной пулеметной установки.

Боекомплект состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания, 400 патронов калибра 14,5-мм и 2500 патронов калибра 7,62-мм. Для первых образцов ИС-7 совместно с НИИ артиллерийского вооружения впервые в отечественном танкостроении использовались эжекторы, изготовленные из фрезерованных броневых листов. Причем пять разных моделей эжекторов проходили предварительные испытания на стендах. Был установлен инерционный сухой матерчатый воздушный фильтр с двумя ступенями очистки и автоматическим удалением пыли из бункера с использованием энергии выхлопных газов. Емкость мягких топливных баков, изготовленных из специальной ткани и выдерживавших давление до 0,5 атм., была доведена до 1300 л.

Был установлен вариант трансмиссии, разработанный в 1946 году совместно с МВТУ им. Баумана. Ходовая часть включала в себя семь опорных катков большого диаметра на борт и не имела поддерживающих роликов. Катки выполнялись двойными, с внутренней амортизацией. Для улучшения плавности хода были применены гидравлические амортизаторы двустороннего действия, поршень которых располагался внутри балансира подвески. Амортизаторы разрабатывались группой инженеров под руководством Л. 3. Шенкера. Гусеница шириной 710-мм имела литые траки коробчатого сечения с резинометаллическим шарниром. Их применение позволило увеличить износоустойчивость и уменьшить шум при движении, но в то-же время они были сложны в производстве.

Танк ИС-7

Автоматическая система пожаротушения конструкции М. Г. Шелемина состояла из датчиков и огнетушителей, установленных в моторно-трансмиссионном отделении, и была рассчитана на трехразовое включение в случае загорания. Летом 1948 года Кировский завод изготовил четыре ИС-7, которые после проведения заводских испытаний передали на государственные. Танк произвел сильное впечатление на членов приемной комиссии: при массе 68 т машина без труда развивала скорость 60 км/ч, обладала отличной проходимостью. Его броневая защита в то время была практически неуязвима. Достаточно сказать, что танк ИС-7 выдерживал обстрел не только 128-мм немецкой пушки, но и собственного 130-мм орудия. Тем не менее испытания не обошлись без ЧП.

Так, во время одного из обстрелов на полигоне снаряд, скользнув по гнутому борту, ударил в блок подвески, и тот, видимо, слабо приваренный, отскочил от днища вместе с катком. Во время пробега другой машины двигатель, выработавший уже гарантийный срок на испытаниях, загорелся. Система пожаротушения дала две вспышки для локализации пожара, но погасить возгорание не смогла. Экипаж покинул машину, и она полностью сгорела. Но, несмотря на ряд критических замечаний, в 1949 году военные выдали Кировскому заводу заказ на изготовление партии из 50 танков. Заказ этот по неясным причинам не был выполнен. Главное бронетанковое управление обвиняло завод, который, по его мнению, всячески задерживал изготовление оснастки и приспособлений, необходимых для серийного производства. Заводчане ссылались на военных, которые "зарубили" машину, требуя снизить массу до 50 т. Достоверно известно только одно, ни одна из 50 заказанных машин не покинула цехов завода.

Тактико-технические характеристики тяжелого танка ИС-7
Боевая масса, т

68

Экипаж, чел

5

Габаритные размеры, мм:

длина с пушкой вперед

11170

ширина

3440

высота

2600

клиренс

410

Броня, мм

лоб корпуса

150

борт корпуса

150-100

корма

100-60

башня

210-94

крыша

30

днище

20

Вооружение:

  130-мм нарезная пушка С-70; два 14,5-мм пулемета КПВ; шесть 7,62-мм пулеметов

Боекомплект:

 

30 выстрелов, 400 патронов калибра 14,5-мм, 2500 патронов калибра 7,62-мм

Двигатель

М-50Т, дизельный, 12-цилиндровый, четырехтактный, V-образный, жидкостного охлаждения, мощность 1050 л. с. при 1850 об/мин

Удельное давление на грунт, кг/см.кв

0,97

Скорость по шоссе, км/ч

59,6

Запас хода по шоссе, км

190

Для нового танка на Кировском заводе разработали механизм заряжания по типу морских установок, имевший электропривод и малые габариты, что совместно с результатами испытаний башни обстрелом и замечаний комиссии ГАБТУ позволило создать более рациональную по снарядостойкости башню. Экипаж состоял из пяти человек, причем четверо размещались в башне. Командир находился справа от орудия, наводчик - слева и два заряжающих сзади. Заряжающие управляли пулеметами, расположенными в корме башни, на надгусеничных полках и крупнокалиберным на зенитной установке.

В качестве силовой установки на новом варианте ИС-7 использовался серийный морской 12-цилиндровый дизель М-50Т мощностью 1050 л. с. при 1850 об/мин. Он не имел себе равных в мире по совокупности основных боевых показателей. При боевой массе, как у немецкого "Королевского тигра", ИС-7 значительно превосходил этот один из сильнейших и самый тяжелый серийный танк Второй мировой войны, созданный на два года раньше, как по броневой защите, так и по вооружению. Остается только сожалеть, что производство этой уникальной боевой машины так и не было развернуто.

Источники:

  • Бронеколлекция, М.Барятинский, М.Коломиец, А.Кощавцев. Советские тяжелые послевоенные танки;
  • М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945-1965 гг;
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Christoper Chant "World Encyclopedia of the Tank";
  • "Зарубежное военное обозрение".

wikiwar.ru

ИС-7 - Советский опытный тяжелый танк

ИС-7 фото

История создания ИС-7

Разработка началась в конце 1944 года на Опытном заводе №100 в Ленинграде. Главный конструктор танка — Николай Шашмурин.

Ж. Я. Котин, заручившись поддержкой Л. П. Берии, дал зеленый свет на развитие проекта, и в 1945 году началась подготовка и создание чертежей. Танк должен был быть сделан с учетом проб и ошибок Великой Отечественной войны. У танка было несколько вариантов компоновки:

1 вариант

У ИС-7 планировалось не только повысить толщину бронелистов, но и увеличить их угол наклона по сравнению с ИС-3. При этом масса достигла 68 тонн. Чтобы достичь приемлемой скорости и маневренности, необходимо было установить мощный двигатель. Так и сделали, но установили сразу два дизельных двигателя с электрической трансмиссией общей мощностью 1200 л.с. В ИС-7 отсутствовали поддерживающие ролики, и гусеницы лежали прямо на опорных катках. Снаряды в орудие подавались с помощью пневматического механизма. Был изготовлен деревянный макет танка и представлен комиссии. После того как конструкторы выслушали замечания по проекту, в 1946 году началась разработка второго варианта.

2 вариант

Спайка двух дизельных двигателей прошла неудачно, и решено было их заменить на один, который был разработан на базе авиационного двигателя. Трансмиссия была заменена с электрической на механическую. Немного изменили кормовую часть из-за установки нового двигателя. Такой проект сразу понравился комиссии. Было принято решение о постройке двух прототипов. Первый прототип сошел с конвейера 8 сентября 1946 года. При первом же испытании скорости ИС-7 показал колоссальную по тем временам скорость в 60 км/ч.

3 вариант

В 1947 году, параллельно с испытаниями 2-го образца, начинается разработка улучшенной версии. По результатам обстрела из 88, 128 и 122-мм пушек улучшили бронирование корпуса и башни и изменили форму башни, придав ей более округлую форму. Таким образом, лоб и борта башни стали непробиваемыми для орудий 128 мм и 130 мм даже кумулятивным снарядом. Орудие было заменено на другое, более мощное по бронепробиваемости, с другим дульным тормозом, но таким же по калибру. Что касается двигателя — он снова был заменен. На старом двигателе выявили ряд недостатков, и установлен был уже серийный — М-50. В течение 1948 года было изготовлено 4 опытных образца. После проведения заводских испытаний танк был передан на общие испытания. Главный испытатель машиностроения в СССР Е.Кульчицкий первым сел за это «чудо» конструкторской мысли.

В ходе испытаний случался небольшая авария. Во время пробега танк совершенно непонятным образом загорелся. Авто-огнетушители сработали два раза, но пожар потушить не удалось и машина полностью сгорела.

Несмотря на все плюсы танка ИС-7, он был отклонен государственной комиссией. На это было несколько причин.

  • Во-первых, причиной послужил слишком большой вес танка — 68 тонн. Такой вес не выдерживали автострадные мосты, и железной платформе не хватало грузоподъемности, чтобы поднять такой танк. Поэтому в будущем все танки строились весом менее 60 тонн.
  • Во-вторых, из-за большого количества пулеметов экипаж составлял 5 человек, а это, по мнению государственной комиссии, было превышением нормы.
  • В-третьих, в прогнозах гипотетической войны требовалось массовое производство танков, а с ИС-7 этого вряд ли можно было добиться. Дело, в том, что ЛКЗ в то время не обладал достаточными мощностями, а на ЧКЗ производство танка ИС-7 вообще не предоставлялось возможным.

Вооружение

  • 130-мм орудие С-70 обладало стабилизатором для улучшения точности стрельбы,  цепным механизмом заряжания с электроприводом и дульным тормозом с круглыми отверстиями.
  • Масса орудия, кг — 4225
  • Боекомплект, шт. — 30
  • Начальная скорость бронебойного снаряда, м/с — 900
  • Прицельная дальность, м, — 3000
  • Углы вертикальной наводки, град.: Неизвестно
Бронепробиваемость

Градусы наклона измеряются по отношению к горизонтальной поверхности.

  • Бронебойный, на расстоянии 500 м, мм/град. — 250/90°
  • Бронебойный, на расстоянии 2 км, мм/град. —  210/90°
  • Бронебойный, на расстоянии 3 км, мм/град. —  180/90°
  • Скорострельность, выстр./мин — до 8
Дополнительное вооружение

Всего ИС-7 обладал 8 пулемётами, из них два — 14,5-мм и шесть — 7,62-мм. Один 14,5 пулемет и два 7,62 пулемета являлись спаренными с орудием и крепились в маске орудия, второй 14,5-мм устанавливался на крыше башни, из оставшихся четырёх пулеметов 7,62-мм два крепились по бортам кормовой части башни, и еще два — на надгусеничных полках. Все пулемёты танка, кроме тех, что были установлены в маске орудия, оборудовались дистанционным электроприводом. Боекомплект пулемётов состоял из 400 14,5-мм патронов и 2500 7,62-мм.

Тактико-технические характеристики ИС-7

  • Масса, т — 68
  • Экипаж, ч. — 5
  • Длина корпуса, мм  — 7380
  • Длина с орудием, мм  — 10000
  • Ширина корпуса, мм  — 3400
  • Высота, мм  — 2480
  • Бронирование:
  • Лоб корпуса (верх), мм/град.  — 150/65°
  • Лоб корпуса (низ), мм/град.  — 150/50°
  • Борт корпуса (верх), мм/град.  — 150/45°
  • Борт корпуса (низ), мм/град.  — 100/40…65°
  • Корма корпуса (верх), мм/град.  — 60/55°
  • Корма корпуса (низ), мм/град.  — 100/15°
  • Днище, мм  — 20
  • Крыша корпуса, мм  — 20
  • Лоб башни, мм/град.  — 210/51-60°
  • Маска орудия, мм/град.  — 350/0°
  • Борт башни, мм/град.  — 150/30-65°
  • Корма башни, мм/град.  — 94/0°
  • Крыша башни, мм  — 50
  • Ходовые характеристики:
  • Мощность двигателя, л.с — 1050
  • Максимальная скорость, км/ч — 60
  • Запас хода, км — 300
  • Удельная мощность, л.с/т — 15,4
  • Преодолеваемый подъём, град. — 30°

Фотографии танка

Танк в культуре

Танк ИС-7 можно увидеть в игре World of Tanks в качестве советского тяжелого танка десятого уровня.

Память о танке

Единственный сохранившийся из шести прототипов экземпляр ИС-7 сейчас находится в Кубинке в Бронетанковом музее.

comments powered by HyperComments

tanki-tut.ru