Гайд по премиум ТТ 7 уровня СССР ИС-2М WoT. Ис 2м


ИС-2М » Военное обозрение

На завершающем этапе Великой Отечественной войны основным советским тяжелым танком был ИС-2, созданный в 1943-м конструкторами Челябинского Кировского завода (ЧКЗ). В том же году новую боевую машину запустили в серийное производство. До момента его прекращения в середине 1945 года было изготовлено 3483 ИС-2, причем 60 из них собрали в Ленинграде, на восстановленном Кировском заводе.

Эта машина оставалась на вооружении Советской Армии вплоть до начала 60-х годов. Планировавшийся ей на смену ИС-3 имел существенные конструктивные недостатки, затруднявшие эксплуатацию танка в войсках. Тяжелый танк ИС-4 также оказался сложным в эксплуатации и обслуживании. В то же время ИС-2 вполне устраивал армию как технически надежная и простая боевая машина. Поэтому в 1954 году была осуществлена крупная модернизация танка ИС-2 с целью продления срока его службы.

Был изъят кормовой башенный пулемет, боекомплект пушки увеличили до 35 выстрелов, ввели подъемный механизм пушки со сдающим звеном. Стеклоблок (триплекс) механика-водителя заменили призменным перископом, а кроме того, установили прибор ночного видения ТВН-2 или БВН. Двигатель В-2-10 заменили на В-54К-ИС с маслозакачивающей системой, форсуночным подогревателем НИКС-1 и воздухоочистителем ВТИ-2 с отсосом пыли из бункера. Была установлена коробка передач с масляным насосом и системой охлаждения масла, введено жесткое крепление ее к задней опоре. Усилили подшипниковые узлы опорных катков и направляющих колес, изменили сальниковые уплотнения. Количество аккумуляторных батарей увеличили с двух до четырех. Установили радиостанцию Р-113 и танковое переговорное устройство Р-120 послевоенной конструкции. Модернизированные таким образом танки получили обозначение ИС-2М. Они находились на вооружении тяжелых танко-самоходных полков и окончательно были заменены в войсках танками Т-10.

Помимо Красной Армии танки ИС-2 состояли на вооружении Войска Польского. 71 боевая машина была передана для формирования 4-го и 5-го полков тяжелых танков. За время боев в Померании 4-й полк тяжелых танков уничтожил 31 танк противника, потеряв при этом 14 своих. Оба полка принимали участие в битве за Берлин. Планировалось сформировать еще два таких полка — 6-й и 7-й, но сделать этого не успели — закончилась война. К концу боевых действий в Войске Польском осталось 26 ИС-2 (21 машину вернули Красной Армии, а остальные были потеряны в боях). Сохранившиеся танки и вошли после войны в состав польского 7-го тяжелого танкового полка.

В послевоенный период ИС-2 поступили на вооружение и чехословацкой армии. В начале 1950-х годов небольшое количество ИС-2 передали Китаю. В Корее китайские добровольцы применяли их против американцев. По данным американской разведки китайские войска в Корее имели четыре отдельных танковых полка, каждый из которых состоял из четырех рот Т-34-85 и одной роты ИС-2 (по 5 танков в каждой).

Во время войны в Индокитае французские войска столкнулись с ИС-2, которые Китай передал Вьетнаму. Один танк «Пантера», имевшийся у французов, был доставлен во Вьетнам для проведения экспериментов по противодействию танку ИС-2. Куба получила два полка ИС-2М в начале 1960-х годов. Спустя 30 лет как минимум 15 «исов» использовались там в береговой обороне в качестве огневых точек.

Примерно в это же время ИС-2 получила и КНДР. На базе танка ИС-2 были созданы тяжелые самоходные артиллерийские установки (САУ) ИСУ-152 и ИСУ-122. До прекращения серийного производства в III квартале 1945 года было изготовлено 4635 самоходок обоих типов. Таким образом, суммарный выпуск тяжелых артсамоходов превысил число изготовленных тяжелых танков ИС-2. Самоходно-артиллерийские установки ИСУ-152 и ИСУ-122 состояли на вооружении Советской Армии до конца 60-х годов. При этом ИСУ-152 модернизировалась дважды.Первая модернизация была произведена в 1956 году. Тогда на крыше рубки установили командирскую башенку с прибором ТПКУ и семью смотровыми блоками ТНП. Боекомплект гаубицы-пушки МЛ-20С увеличили до 30 выстрелов, что потребовало изменения расположения внутреннего оборудования боевого отделения и дополнительных боеукладок. Вместо прицела СТ-10 установили усовершенствованный телескопический прицел ПС-10. На всех машинах смонтировали зенитный пулемет ДШКМ с боекомплектом 300 патронов. На САУ поставили двигатель В-54К с эжекционной системой охлаждения мощностью 520 л.с. Емкость топливных баков увеличили до 1280 л. Была улучшена система смазки, изменена конструкция радиаторов. В связи с эжекционной системой охлаждения двигателя изменили крепление наружных топливных баков. Установили радиостанции 10-РТ и ТПУ-47.

Масса самоходки возросла до 47,2 т, однако динамические характеристики остались прежними. Запас хода возрос до 360 км. Модернизированные таким образом САУ получили обозначение ИСУ-152К.

Второй вариант модернизации имел обозначение ИСУ-152М. На машину установили агрегаты танка ИС-2М, зенитный пулемет ДШКМ с боекомплектом 250 патронов и приборы ночного видения.

В ходе капитального ремонта некоторые изменения претерпевали и Самоходки ИСУ-122. Так, например, с 1958 года штатные радиостанции и ТПУ заменялись на радиостанции «Гранат» и ТПУ Р-120.

Помимо Советской Армии ИСУ-152 и ИСУ-122 состояли на вооружении Войска Польского. В составе 13-го и 25-го полков самоходной артиллерии они принимали участие в завершающих боях 1945 года. В послевоенные годы ИСУ-152 получила и Чехословацкая народная армия.

В начале 60-х годов один полк, вооруженный ИСУ-152, находился в составе армии Египта. 7 ноября 1957 года по Красной площади в Москве впервые прошли самоходные ракетные комплексы. Среди них были и пусковые установки первых вариантов тактических неуправляемых ракет (по тогдашней классификации — ракетных снарядов — НУРС) типа «Филин», созданные на базе тяжелого танка ИС-2. Впрочем, они недолго состояли на вооружении, так как более подходящей базой для сравнительно нетяжелой ракеты был легкий танк.Самоходный стартовый агрегат 8У-218 (объект 803) для ракетного комплекса оперативно-тактического назначения 8К11 (по классификации НАТО — SS-1b Scud А) на базе ИС-2 создали в 1956-м. Годом позже началось его серийное производство, всего выпустили 56 стартовых агрегатов. Экипаж каждого состоял из 5 человек. Машина массой 40 т развивала скорость 41 км/ч. Запас хода составлял 300 км. В конце 50-х годов был принят на вооружение комплекс 8К14 (SS-1c Scud В) с более тяжелой ракетой. В качестве стартового агрегата использовалась машина 2П19 также на базе танка ИС-2, очень похожая на предыдущую. В войска новый комплекс начал поступать в 1961 году. С 1965 года стартовый агрегат 9П117 комплекса 8К14 размещается на базе четырехосного автомобиля МАЗ-543 «Ураган». В начале 60-х годов в рамках программы модернизации вооруженных сил стран — участниц Варшавского Договора ракетные комплексы 8К14 с пусковыми установками на базе танка ИС-2 поступили на вооружение армий Польши, Чехословакии, ГДР, Румынии, Венгрии и Болгарии.Большая масса тяжелых танков ИС и самоходных орудий ИСУ вызвала потребность в соответствующем эвакуационном тягаче. В этом случае поступили так же, как с танком KB — в качестве тягачей использовали линейные танки со снятыми башнями. Некоторое количество таких машин использовалось уже в 1945 году. При массе в 35 т тягач имел тяговое усилие на крюке 28 тс, но не имел тяговой лебедки. В начале 50-х годов машина была модернизирована — отверстие под башню в крыше корпуса закрыли крышкой, на которой установили командирскую башенку от ИС-2. В 60-е годы после снятия с вооружения ИС-2М таким образом переделали еще некоторое количество "машин.

Еще один тип ремонтно-эвакуационно-го тягача был создан на базе ИСУ-122, после того как в качестве стандартной САУ в конце 50-х годов была принята ИСУ-152. Тягач ИСУ-Т представлял собой обычную самоходку с демонтированной пушкой и заваренной амбразурой. В начале 60-х годов на вооружение поступили еще два тягача на той же базе — БТТ-1 и БТТ-1Т. Корпус машины БТТ-1 подвергся изменениям, главным образом, в лобовой части. К нижнему лобовому листу приварили два коробчатых демпферных упора для толкания танков с помощью бревна. Была изменена и крыша рубки, к которой приварили балку с подкосами для увеличения жесткости. В машинном отделении, расположенном в средней части корпуса, разместили лебедку (тяговое усилие 25 тс, рабочая длина троса 200 м) с механизмом отбора мощности от двигателя. Управление лебедкой осуществлялось механиком-водителем из машинного отделения, в котором для этой цели имелись второе сиденье и два рычага управления. В кормовой части машины располагалось сошниковое устройство для упора в грунт. На тягаче устанавливалась разборная кран-стрела грузоподъемностью 3 т с ручным приводом. На крыше силового отделения находилась грузовая платформа, рассчитанная на перевозку до 3 т груза. Буксирное устройство тягача было оборудовано подрессориванием с двусторонней амортизацией и жесткой сцепкой. На машине устанавливался двигатель В-54-ИСТ, его особенностью был коленчатый вал, заимствованный у двигателя В-12-5. Для движения ночью механик-водитель располагал ночным прибором БВН. Масса тягача составляла 46 т. Экипаж состоял из двух человек. На тягаче БТТ-1Т вместо тяговой лебедки укладывался табельный или модернизированный комплект такелажного оборудования, рассчитанный на тяговое усилие 15 тс.

Помимо Советской Армии тягачи БТТ-1 состояли на вооружении и за рубежом, в частности, в Египте. Несколько таких машин было захвачено Израилем в 1967 и 1973 годах.

topwar.ru

ИС-2М тяжёлый премиум танк 7 уровня СССР (как играть, оборудование, гайд, перки экипажа)

Доброго времени суток уважаемые танкисты! Сразу спешим поздравить вас с появлением очередного према в игре. На этот раз, разработчики предлагают нам советский тяжёлый танк ИС-2М.Сразу отметим, что машина абсолютно историчная: выпускалась с начала 50-х годов прошлого столетия, стояла на вооружении армии до начала беспокойных 90-х. Несмотря на ряд конструктивных изменений, это остаётся любимый многими ИС-2, просто в видоизменённой комплектации.

Нужна эта машина в игре, и стоит ли вкладывать личные сбережения в покупку этой боевой единицы техники, попробуем разобраться вместе.

ИС-2М: тактико-технические характеристики

Начнём мы наш ИС-2М гайд с того, что новичок вряд ли сможет удивить чем-то особенным. Фактически, WG вводят в игру типичный танк знаменитой линейки «Иосиф Сталин», немного изменив визуализацию и подправив ТТХ. Появление подобных премов уже порядком раздражает игроков, но разработчики настойчиво включают их в ассортимент игрового магазина.

Однако оставим наши измышлизмы при себе, и познакомимся с особенностями премиумного советского тяжа. Итак, у ИС-2М обзор выглядит весьма посредственно: заявленные 350 метров – это минимум, которым обладают одноклассники.ИС-2М: тактико-технические характеристики

Пожадничали разработчики и с запасом прочности, подарив «совету» всего 1 300 ХР. Разумеется, это немногим больше, чем у других ИСов 7-го уровня, но в целом заметно ниже запаса прочности других «семёрок».

Масса танка 48.5 тонн, и приводится он в движение 600-сильным двигателем. Соотношение массы к мощности сложно назвать идеальным, но ИС-2М танк, который может уверенно разгоняться до 36 км/час, обгоняя многих. Добавим, что у машины неожиданно хорошее сопротивление ходовой части, поэтому можно рассчитывать на оптимальную динамику разгона, минимальную потерю скорости на сложных грунтах и подъёмах.

Шасси вращается на месте со скоростью 36 град/сек, поэтому манёвренность тяжа смотрится вполне достойно. Любителям засадной тактики отметим, что коэффициент незаметности составляет 13.9%. Однак4о полноценно использовать маскировку вряд ли получится в виду откровенно слабого обзора.

Рассматривая ИС-2М характеристики нельзя упускать из виду вооружение. Это один из ключевых моментов, на которые обращают внимание игроки при выборе тяжёлого танка. Однако здесь прем ничем не сможет удивить своего владельца.

122-миллиметровым орудием Д-25Т122-миллиметровjt орудие Д-25Т

Техника оснащается 122-миллиметровым орудием Д-25Т. пушка сможет пробивать 175 миллиметров брони, нанося при удачном выстреле 390 единиц урона. Отметим, что альфа смотрится вполне достойно, но радужную картинку портит бронепробитие: в высокоуровневых боях часто придётся заряжать голду, а это негативно влияет на доходность танка. Базовые характеристики вооружения ИС-2М типичны для многих советских танков.

В частности, перезаряжается орудие за 11.7 секунды, поэтому ДПМ варьируется в пределах 1 900 единиц. Сводимся мы за 3.1 секунды, при этом обладаем феноменальной кривизной ствола: разброс 0.43 на 100 метров гарантированно не даст реализовать боевой потенциал при дистанционных перестрелках.

Кроме этого, у ИС-2М WoT весьма печальная стабилизация орудия, поэтому комфортно пострелять в движении вряд ли получится. Впрочем, такая тактика боя характерна для СТ, поэтому данный недостаток новому прему можно простить.

Оборудование на ИС-2М

Чтобы не чувствовать себя ущемлённым на полях рандома, многие пробелы ТТХ можно заштриховать посредством дополнительных модулей. Разумеется, мы не знаем вашей тактики игры, поэтому рекомендуем устанавливать на ИС-2М оборудование, характерное для большинства тяжей:

  • Досылатель – сокращает скорость перезарядки и поможет набивать больше урона.
  • Стабилизатор – сокращает разброс ствола, поэтому можно более эффективно расстреливать противника на средних и дальних расстояниях.
  • Вентиляция – позволит улучшить основные характеристики танка.

Оборудование на ИС-2М

Отметим, что это наши пожелания, которые вы можете видоизменять по своему усмотрению, например, поставив стереотрубу или улучшенную вентиляцию.

Перки для экипажа на ИС-2М

Выбрав для ИС-2 снаряжение, стоит задуматься о правильном обучении членов экипажа. В частности, мы советуем прокачивать экипаж с общих перков, которые смогут повысить выживаемость машины в боях. Сюда относятся:

  • Ремонт;
  • Пожаротушение;
  • Боевое братство.

Учитывая, что играть предстоит на тяже, навыками маскировки можно пренебречь. Гораздо эффективнее будет прокачка профильных перков: «лампочка», король бездорожья, бесконтактная боеукладка и пр.

Помимо этого, перед каждым сражением имеет смысл пополнять боевое отделение машины различными расходниками. Выбор в игре небольшой: аптечка, ремка и огнетушитель. Однако будет обидно потерять половину прочности из-за удачного попадания фугаса и пожара двигателя или постоянно мазать в цель, потому что наводчик был контужен. Поэтому расходники лучше поставить на автопополнение.

Бронирование ИС-2М

Для техники 7-го уровня, модернизированный ИС защищён сравнительно неплохо, но машина определённо не сможет удивить противников уровнем выше, и напугать одноклассников. В лобовой проекции корпуса и башни нам предлагают 100 миллиметров брони.

На первый взгляд, это довольно скромные значения, но не стоит забывать о том, что практически на всей советской технике бронепластины располагаются под грамотно рассчитанными углами, что заметно увеличивает толщину металла в приведёнке.

В частности, прочность ВЛД не опускается ниже 190 мм именно за счёт угла наклона. Форма башни довольно рикошетная, и толщина «щёчек» советского тяжа варьируется в пределах 250-300 мм.

Однако даже с учётом этих особенностей, не стоит опрометчиво выезжать на противника в лоб и вступать в позиционную перестрелку. Толщина НЛД всего 115 мм, поэтому этот элемент будет пробиваться даже низкоуровневой техникой. Кроме этого, на башне имеется традиционно незащищённый командирский люк.

Толщина бортов у ИС-2М составляет 90 мм, поэтому в эту проекцию танк будет пробиваться очень комфортно, особенно под прямым углом вхождения снаряда. Однако не стоит недооценивать гений советских конструкторов.

Если ИС развернётся под острым углом, он превращается в маленькую, но практически непробиваемую крепость. Разумеется, танкуя ромбом будет трудно противостоять машинам 9-го уровня, но сдерживать одноклассников и «восьмёрки» можно вполне комфортно.

Как играть на ИС-2М

Выбирая тактику поведения в бою, игрокам нужно просчитывать сильные и слабые стороны машины. Выше мы выяснили, что ИС-2М World of Tanks является подвижной техникой с довольно неплохим бронированием и разовым уроном. Поэтому чтобы играть каждый бой с максимальной эффективностью, при отсчёте таймера сразу оцениваем свои шансы.

Оказавшись в ТОПе можно смело двигаться вперёд, возглавляя атаку союзных тяжей на выбранном направлении. Скорость поможет занять выгодную позицию раньше

wot-info.ru

Гайд по новому премиумумному советскому тяжелому танку 7 уровня ИС-2М World of Tanks

Гайд по премиум ТТ 7 уровня СССР ИС-2М WoT

Доброго времени суток и добро пожаловать на aces.gg! Сегодня у нас в центре внимания невероятно сильный и комфортный аппарат, советский тяжелый премиум танк седьмого уровня, перед вами ИС-2М гайд.

Машина является модернизированным вариантом танка ИС-2. Модернизация протекала с начала 50-х и до начала 60-х годов. До создания Т-10, ИС-2 оставался основным тяжёлым танком СССР и был снят с вооружения только в середине 90-х годов ХХ в. Существенным изменениям подверглись ходовая, силовая установка и башня. Ряд деталей для ходовой был позаимствован у танка ИС-3. От него же использовались грязевые щитки и типовые ящики-бункеры для ЗИП. На башне убрали кормовой пулемёт — на его месте установили дополнительный вентилятор боевого отделения. Все пистолетные амбразуры заварили, использовав штатные пробки. На модернизированных машинах заменили двигатель на В-54К-ИС. Был увеличен боекомплект до 34-35 выстрелов. Вооружение осталось прежним (122-мм пушка Д-25), но был улучшен её подъёмный механизм. На нескольких машинах установили прибор ночного видения ТВН-2. Также была заменена радиостанция на Р-113. Были улучшены смотровые приборы механика водителя.

ТТХ ИС-2М

Гайд по премиум ТТ 7 уровня СССР ИС-2М WoT

Фактически перед нами копия ИС-2 из "Берлинской пятерки", с косметическими отличиями по ТТХ,

Как это обычно бывает, начинать знакомство с этой машиной мы будем с того, что она имеет невысокий для тяжелого танка седьмого уровня запас прочности и ужасно маленькую дальность обзора в 350 метров.

Если говорить о том, каковы у ИС-2М характеристики выживаемости, гордиться действительно есть чем, но броней следует пользоваться правильно. Начнем с того, что башня со лба бронирована странно. Если враг стреляет нам в маску и по ее краям, вероятность пробития очень высокая, так как толщина металла в этих местах составляет 100-110 миллиметров. Командирская башенка ИС-2 WoT пробивается тоже очень легко, но если противник будет попадать в так называемые щеки, которые расположены под отличным углом, вероятность отразить удар сильно возрастает, так как тут приведенка легко доходит до 300 миллиметров.

Главное, чем советский тяжелый танк ИС-2М отличается от своего прокачиваемого брата – строение корпуса, вернее, его лобовой части. В целом броня нашего ВЛД лучше, она не опускается ниже 190 миллиметров, а ближе к башне уходит за 200. Но если не доворачивать корпус, ВЛД и 115-миллиметровый НЛД будут пробиваться одинаково легко, так что корпус нам лучше прятать.

С бортовой проекцией дело несколько меняется, думаю, не стоит говорить, что под прямым углом ИС-2 танк сможет пробить практически каждый. Но если вы скроете лоб корпуса и при этом выставите борт под острым углом, показатели приведенной брони быстро превысят 400 миллиметров, что позволит сдерживать выстрелы даже 8 уровней, да и широкие гусеницы часто «съедают» вражеские снаряды.

Еще один приятный нюанс заключается в том, что ИС-2М World of Tanks является подвижным тяжем, у него есть хорошая максимальная скорость, высокие для тяжелого танка показатели динамики и достойная маневренность, что делает из нас универсального бойца.

Вооружение будет знакомо абсолютно каждому игроку, который играл на советских тяжах, в частности, у нас на борту установлена точно такая же пушка, как на танке-собрате – ИС, то есть классический деструктор.

Начнем с того, что у ИС-2М орудие имеет очень мощный для ТТ-7 альфастрайк и благодаря этому даже невысокая скорострельность не помешает вам наносить порядка 1900+ единиц чистого урона в минуту.

Проблема этой пушки всегда была и по сей день заключается в слабом пробитии. Будучи в топе тяжелый танк ИС-2М WoT является королем, ведь тут проблем с пробитием у вас никогда не будет. Но в боях против восьмерок и тем более девяток, иметь при себе голду не будет лишним, так как ситуации бывают разные.

Надобность голдовых подкалиберов возрастает еще сильнее из-за откровенно плохой точности нашего орудия. ИС-2М World of Tanks имеет очень большой разброс, длительное сведение, а также отвратительную стабилизацию, что делает ведение огня на больших дистанциях крайне неэффективным, а процесс выцеливания затруднительным.

Что касается углов вертикальной наводки, они тоже весьма посредственные. Вниз свою пушку ИС-2М танк может опустить всего на 6 градусов, из-за чего вы не всегда сможете уверенно играть от рельефа и несколько ограничены в выборе позиции.

Преимущества и недостатки ИС-2М

Конечно, общие тактико-технические характеристики машины и параметры вооружения мы рассмотрели, но для того, чтобы полностью понять этот танк, не будет лишним подготовить для ИС-2М обзор его слабых и сильных сторон, тем более так вам будет проще строить тактику и укомплектовываться всем необходимым.Плюсы:• Хорошая рикошетная броня;• Высокая подвижность для тяжа;• Мощный альфастрайк и урон в минуту.Минусы:• Отвратительный обзор;• Слабое бронепробитие;• Очень плохая точность;• Полноценный уровень боев.

Оборудование для ИС-2М

Несмотря на небольшое количество как слабых, так и сильных сторон, данный агрегат очень нуждается в правильном выборе дополнительных модулей, установкой которых вы должны одновременно преумножить плюсы и нивелировать минусы. В целом правильная комбинация для этого тяжа только одна, так что на танк ИС-2М оборудование ставится следующее:1. Гайд по премиум ТТ 7 уровня СССР ИС-2М WoT – даст возможность чаще реализовывать столь мощный разовый урон, к тому же ДПМ наш станет еще выше.2. Гайд по премиум ТТ 7 уровня СССР ИС-2М WoT – у нас есть огромные проблемы со всеми параметрами точности, так что хотя бы скорость сведения улучшить надо.3. Гайд по премиум ТТ 7 уровня СССР ИС-2М WoT – с этим модулем мы получаем комплексный буст характеристик, который повысит урон, точность и даже даст немного обзора.

Обучение экипажа ИС-2М

Вторым способом, который позволит вам играть увереннее и результативнее, является выбор и прокачка умений для членов экипажа. Тут возможных вариаций изначально больше, но действительно правильных вариантов немного, во всяком случае важна последовательность, то есть для ИС-2М перки учим в таком порядке:• Командир (радист) – Гайд по премиум ТТ 7 уровня СССР ИС-2М WoT, Гайд по премиум ТТ 7 уровня СССР ИС-2М WoT, Гайд по премиум ТТ 7 уровня СССР ИС-2М WoT, Гайд по премиум ТТ 7 уровня СССР ИС-2М WoT.• Наводчик – Гайд по премиум ТТ 7 уровня СССР ИС-2М WoT, Гайд по премиум ТТ 7 уровня СССР ИС-2М WoT, Гайд по премиум ТТ 7 уровня СССР ИС-2М WoT, Гайд по премиум ТТ 7 уровня СССР ИС-2М WoT.• Механик-водитель – Гайд по премиум ТТ 7 уровня СССР ИС-2М WoT, Гайд по премиум ТТ 7 уровня СССР ИС-2М WoT, Гайд по премиум ТТ 7 уровня СССР ИС-2М WoT, Гайд по премиум ТТ 7 уровня СССР ИС-2М WoT.• Заряжающий – Гайд по премиум ТТ 7 уровня СССР ИС-2М WoT, Гайд по премиум ТТ 7 уровня СССР ИС-2М WoT, Гайд по премиум ТТ 7 уровня СССР ИС-2М WoT, Гайд по премиум ТТ 7 уровня СССР ИС-2М WoT.

Снаряжение для ИС-2М

С расходниками все гораздо проще, тут мы руководствуемся целью в бою и своими запасами серебра. Если вы хотите экономить и фармить на этом преме, покупайте Гайд по премиум ТТ 7 уровня СССР ИС-2М WoT, Гайд по премиум ТТ 7 уровня СССР ИС-2М WoT, Гайд по премиум ТТ 7 уровня СССР ИС-2М WoT. Но для тех, кто в бою хочет выкладываться на максимум и получить возможность выбраться из сложной ситуации, лучше возить на ИС-2 снаряжение из Гайд по премиум ТТ 7 уровня СССР ИС-2М WoT, Гайд по премиум ТТ 7 уровня СССР ИС-2М WoT, Гайд по премиум ТТ 7 уровня СССР ИС-2М WoT. Ну а если вы не боитесь пожаров, которые в случае этого танка и так редкость, последний вариант меняйте на Гайд по премиум ТТ 7 уровня СССР ИС-2М WoT.

Тактика игры на ИС-2М

По сути, в наших руках машина с хорошей подвижностью, крепкой броней и очень грозным вооружением, все это говорит нам о том, что для ИС-2М тактика прорыва и продавливания направлений подходит как нельзя лучше.

В то же время вы должны понять, что наибольшую силу данный аппарат имеет будучи вверху списка, ведь тут и посредственного пробития хватает, и броня у ИС-2М World of Tanks способна сдерживать очень много урона, да и сама пушка кажется невероятно грозной.

Это значит, что будучи в топе вы можете отлично танковать немного довернув корпус, удерживая таким образом врага, либо активно помогать союзникам в атаке. Но в любой ситуации советский тяжелый танк ИС-2М остается бойцом ближнего боя, ведь наше косое орудие не позволит результативно стрелять на больших дистанциях и тем более выцеливать уязвимые места в броне противника.

Когда речь идет о сражении внизу списка или даже против восьмерок, мы скорее превращаемся в танк поддержки, которые может активно наступать и должен придерживаться первой линии, но танкование ИС-2М WoT должен оставить для более крепких товарищей по команде.

Но если сложилась ситуация, когда вы сами должны принять удар на себя и противник превосходит вас по уровню и вооружению, постарайтесь занять выгодную позицию. Наиболее эффективно принять врага ИС-2М танк может, если спрятать лобовую проекцию и выставить из-за укрытия только борт под хорошим углом. В таком положении выманите выстрел противника и пока он перезаряжается, можете отступить к союзникам, либо провести атаку, после которой вновь нужно выгодно подставить врагу бронированный борт.

В остальном хотелось бы сказать, что советский танк ИС-2М действительно силен и может отлично себя показывать в разных боевых ситуациях. Однако вы должны стараться нивелировать недостатки машины, использовать максимум ее преимуществ, а также играть осторожно, опасаясь артиллерии и следя за всем происходящим вокруг.

aces.gg

ИС-2М. Бронеколлекция 1996 № 03 (6) Советские тяжелые послевоенные танки

На завершающем этапе Великой Отечественной войны основным советским тяжелым танком был ИС-2, созданный в 1943-м конструкторами Челябинского Кировского завода (ЧКЗ). В том же году новую боевую машину запустили в серийное производство. До момента его прекращения в середине 1945 года было изготовлено 3483 ИС-2, причем 60 из них собрали в Ленинграде, на восстановленном Кировском заводе.

Эта машина оставалась на вооружении Советской Армии вплоть до начала 60-х годов. Планировавшийся ей на смену ИС-3 имел существенные конструктивные недостатки, затруднявшие эксплуатацию танка в войсках. Тяжелый танк ИС-4 также оказался сложным в эксплуатации и обслуживании. В то же время ИС-2 вполне устраивал армию как технически надежная и простая боевая машина. Поэтому в 1954 году была осуществлена крупная модернизация танка ИС-2 с целью продления срока его службы.

Был изъят кормовой башенный пулемет, боекомплект пушки увеличили до 35 выстрелов, ввели подъемный механизм пушки со сдающим звеном. Стеклоблок (триплекс) механика-водителя заменили призменным перископом, а кроме того, установили прибор ночного видения ТВН- 2 или БВН. Двигатель В-2-10 заменили на В-54К-ИС с маслозакачивающей системой, форсуночным подогревателем НИКС-1 и воздухоочистителем ВТИ-2 с отсосом пыли из бункера. Была установлена коробка передач с масляным насосом и системой охлаждения масла, введено жесткое крепление ее к задней опоре. Усилили подшипниковые узлы опорных катков и направляющих колес, изменили сальниковые уплотнения. Количество аккумуляторных батарей увеличили с двух до четырех. Установили радиостанцию Р-113 и танковое переговорное устройство Р-120 послевоенной конструкции. Модернизированные таким образом танки получили обозначение ИС-2М. Они находились на вооружении тяжелых танко-самоходных полков и окончательно были заменены в войсках танками Т-10.

Помимо Красной Армии танки ИС-2 состояли на вооружении Войска Польского. 71 боевая машина была передана для формирования 4-го и 5-го полков тяжелых танков. За время боев в Померании 4-й полк тяжелых танков уничтожил 31 танк противника, потеряв при этом 14 своих. Оба полка принимали участие в битве за Берлин. Планировалось сформировать еще два таких полка — 6-й и 7-й, но сделать этого не успели — закончилась война. К концу боевых действий в Войске Польском осталось 26 ИС-2 (21 машину вернули Красной Армии, а остальные были потеряны в боях). Сохранившиеся танки и вошли после войны в состав польского 7-го тяжелого танкового полка.

В послевоенный период ИС-2 поступили на вооружение и чехословацкой армии.

В начале 1950-х годов небольшое количество ИС-2 передали Китаю. В Корее китайские добровольцы применяли их против американцев. По данным американской разведки китайские войска в Корее имели четыре отдельных танковых полка, каждый из которых состоял из четырех рот Т-34-85 и одной роты ИС-2 (по 5 танков в каждой).

ИС-2М из экспозиции Музея Великой Отечественной войны в Москве на Поклонной горе. В лобовом листе корпуса над смотровой щелью механика-водителя расположена шахта для установки прибора ночного видения ТВН-2. Большие кронштейны на кормовом листе танка предназначены для крепления двух 200-литровых бочек с топливом, маленькие кронштейны между ними—для дымовых шашек. В центре кормового листа — кронштейн для крепления пушки при развернутой назад башне. Кормовой башенный пулемет изъят, а его шаровая установка заварена.

Во время войны в Индокитае французские войска столкнулись с ИС-2, которые Китай передал Вьетнаму. Один танк «Пантера», имевшийся у французов, был доставлен во Вьетнам для проведения экспериментов по противодействию танку ИС-2.

Куба получила два полка ИС-2М в начале 1960-х годов. Спустя 30 лет как минимум 15 «исов» использовались там в береговой обороне в качестве огневых точек.

Примерно в это же время ИС-2 получила и КНДР. На базе танка ИС-2 были созданы тяжелые самоходные артиллерийские установки (САУ) ИСУ-152 и ИСУ- 122. До прекращения серийного производства в III квартале 1945 года было изготовлено 4635 самоходок обоих типов. Таким образом, суммарный выпуск тяжелых артсамоходов превысил число изготовленных тяжелых танков ИС-2.

Самоходно-артиллерийские установки ИСУ-152 и ИСУ-122 состояли на вооружении Советской Армии до конца 60-х годов. При этом ИСУ-152 модернизировалась дважды.

Первая модернизация была произведена в 1956 году. Тогда на крыше рубки установили командирскую башенку с прибором ТПКУ и семью смотровыми блоками ТНП. Боекомплект гаубицы- пушки МЛ-20С увеличили до 30 выстрелов, что потребовало изменения расположения внутреннего оборудования боевого отделения и дополнительных боеукладок. Вместо прицела СТ-10 установили усовершенствованный телескопический прицел ПС-10. На всех машинах смонтировали зенитный пулемет ДШКМ с боекомплектом 300 патронов. На САУ поставили двигатель В-54К с эжекционной системой охлаждения мощностью 520 л.с. Емкость топливных баков увеличили до 1280 л. Была улучшена система смазки, изменена конструкция радиаторов. В связи с эжекционной системой охлаждения двигателя изменили крепление наружных топливных баков. Установили радиостанции 10-РТ и ТПУ-47. Масса самоходки возросла до 47,2 т, однако динамические характеристики остались прежними. Запас хода возрос до 360 км. Модернизированные таким образом САУ получили обозначение ИСУ-152К.

Второй вариант модернизации имел обозначение ИСУ-152М. На машину установили агрегаты танка ИС-2М, зенитный пулемет ДШКМ с боекомплектом 250 патронов и приборы ночного видения.

В ходе капитального ремонта некоторые изменения претерпевали и самоходки ИСУ-122. Так, например, с 1958 года штатные радиостанции и ТПУ заменялись на радиостанции «Гранат» и ТПУ Р-120.

Помимо Советской Армии ИСУ-152 и ИСУ-122 состояли на вооружении Войска Польского. В составе 13-го и 25-го полков самоходной артиллерии они принимали участие в завершающих боях 1945 года. В послевоенные годы ИСУ-152 получила и Чехословацкая народная армия. В начале 60-х годов один полк, вооруженный ИСУ-152, находился в составе армии Египта.

Единственный полностью комплектный ИС-2М сохраняется в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Особенность этого танка: корпус образца 1943 года с люком-пробкой механика-водителя.

ИС-2М

Высадка самоходных орудий ИСУ-152М с большого десантного корабля типа «Воронежский комсомолец». Конец 60-х годов.

7 ноября 1957 года по Красной площади в Москве впервые прошли самоходные ракетные комплексы. Среди них были и пусковые установки первых вариантов тактических неуправляемых ракет (по тогдашней классификации — ракетных снарядов — НУРС) типа «Филин», созданные на базе тяжелого танка ИС- 2. Впрочем, они недолго состояли на вооружении, так как более подходящей базой для сравнительно нетяжелой ракеты был легкий танк.

Самоходный стартовый агрегат 8У-218 (объект 803) для ракетного комплекса оперативно-тактического назначения 8К11 (по классификации НАТО —SS-1b Scud А) на базе ИС-2 создали в 1956-м. Годом позже началось его серийное производство, всего выпустили 56 стартовых агрегатов. Экипаж каждого состоял из 5 человек. Машина массой 40 т развивала скорость 41 км/ч. Запас хода составлял 300 км. В конце 50-х годов был принят на вооружение комплекс 8К14 (SS-1c Scud В) с более тяжелой ракетой. В качестве стартового агрегата использовалась машина 2П19 также на базе танка ИС-2, очень похожая на предыдущую. В войска новый комплекс начал поступать в 1961 году. С 1965 года стартовый агрегат 9П117 комплекса 8К14 размещается на базе четырехосного автомобиля МАЗ-543 «Ураган». В начале 60-х годов в рамках программы модернизации вооруженных сил стран — участниц Варшавского Договора ракетные комплексы 8К14 с пусковыми установками на базе танка ИС-2 поступили на вооружение армий Польши, Чехословакии, ГДР, Румынии, Венгрии и Болгарии.

Большая масса тяжелых танков ИС и самоходных орудий ИСУ вызвала потребность в соответствующем эвакуационном тягаче. В этом случае поступили так же, как с танком КВ — в качестве тягачей использовали линейные танки со снятыми башнями. Некоторое количество таких машин использовалось уже в 1945 году. При массе в 35 т тягач имел тяговое усилие на крюке 28 тс, но не имел тяговой лебедки. В начале 50-х годов машина была модернизирована — отверстие под башню в крыше корпуса закрыли крышкой, на которой установили командирскую башенку от ИС-2. В 60-е годы после снятия с вооружения ИС-2М таким образом переделали еще некоторое количество  машин.

Стартовые агрегаты ракетного комплекса 8К14 на марше. Апрель 1972 года.

ИСУ-152М на Поклонной горе. Видны детали, характерные для этой САУ: командирская башенка, расположение наружных топливных баков, ящики ЗИП на надгусеничных полках, ИК-осветитель прибора ночного видения ТВН-2 на лобовой броне рубки.

Еще один тип ремонтно-эвакуационного тягача был создан на базе ИСУ-122, после того как в качестве стандартной САУ в конце 50-х годов была принята ИСУ-152. Тягач ИСУ-Т представлял собой обычную самоходку с демонтированной пушкой и заваренной амбразурой. В начале 60-х годов на вооружение поступили еще два тягача на той же базе — БТТ-1 и БТТ-1Т. Корпус машины БТТ-1 подвергся изменениям, главным образом, в лобовой части. К нижнему лобовому листу приварили два коробчатых демпферных упора для толкания танков с помощью бревна. Была изменена и крыша рубки, к которой приварили балку с подкосами для увеличения жесткости. В машинном отделении, расположенном в средней части корпуса, разместили лебедку (тяговое усилие 25 тс, рабочая длина троса 200 м) с механизмом отбора мощности от двигателя. Управление лебедкой осуществлялось механиком- водителем из машинного отделения, в котором для этой цели имелись второе сиденье и два рычага управления. В кормовой части машины располагалось сошниковое устройство для упора в грунт. На тягаче устанавливалась разборная кран-стрела грузоподъемностью 3 т с ручным приводом. На крыше силового отделения находилась грузовая платформа, рассчитанная на перевозку до 3 т груза. Буксирное устройство тягача было оборудовано подрессориванием с двусторонней амортизацией и жесткой сцепкой. На машине устанавливался двигатель В-54-ИСТ, его особенностью был коленчатый вал, заимствованный у двигателя В-12-5. Для движения ночью механик-водитель располагал ночным прибором БВН. Масса тягача составляла 46 т. Экипаж состоял из двух человек. На тягаче БТТ-1Т вместо тяговой лебедки укладывался табельный или модернизированный комплект такелажного оборудования, рассчитанный на тяговое усилие 15 тс.

Помимо Советской Армии тягачи БТТ-1 состояли на вооружении и за рубежом, в частности, в Египте. Несколько таких машин было захвачено Израилем в 1967 и 1973 годах.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

ИС-М: обзор, характеристики, сравнение параметров

Тяжёлый танк ИС-2Ш (ИС-М) представляет собой проектную версию глубокой модернизации ИС-2, предложенную Николаем Шашмуриным на заводе №100 в начале 1944 года. Проект предусматривал кормовое расположение боевого отделения, а также установку 122-мм длинноствольного орудия. Проект не получил дальнейшего развития, так как началась разработка танка ИС-6 (Объект 252).

Нация СССР СССР

Уровень Уровень VIII

Тип Тяжёлый танк Тяжёлый танк

Стоимость Кредиты 2 550 000 Опыт 58 000

worldoftanks.ru

ИС-2 боевое применение. Оценка проекта и послевоенная судьба машины

ИС-2 боевое применение. Оценка проекта и послевоенная судьба машины

Боевое применение

Отдельные гвардейские тяжёлые танковые полки (ОГвТТП), оснащённые танками ИС-2, активно участвовали в боевых действиях 1944—1945 гг. В целом новый танк полностью оправдал ожидания командования как средство качественного усиления частей и подразделений, предназначенных для прорыва заблаговременно и хорошо укреплённых полос противника, а также штурмов городов.

Советский тяжёлый танк ИС-2

Любые же попытки представить ИС-2 как «всесокрушающий и непробиваемый» танк или, наоборот, «не имеющую особой ценности стальную коробку» на основании отдельных боевых эпизодов являются не чем иным, как необоснованной экстраполяцией без учёта конкретных условий боя, выучки экипажей и действий командования обеих сражающихся сторон. Тем не менее, нужно признать, что такого рода утверждения достаточно широко распространены в популярной литературе. В качестве примеров совершенно различных результатов боевого применения танков ИС-2 можно привести следующие боевые эпизоды с их участием:

-Во время Львовско-Сандомирской операции известен эпизод, когда два танка ИС-2 57-го гвардейского отдельного танкового полка, укрывшись в засаде, остановили танковые силы значительно превосходящих сил противника. За два дня экипажи двух советских тяжёлых танков смогли уничтожить в общей сложности 17 немецких танков и САУ, устранив угрозу ликвидации плацдарма на Висле. Из них 9 на счету Ляхова и 8 на счету Луканина.

Танк ИС-2

-В августе 1944 года 71-й ОГвТТП принмал участие в разгроме батальона «Королевских тигров» на Сандомирском плацдарме. Во время данного боя танки ИС-2 уничтожили шесть «Королевских тигров». За полтора месяца боёв этот полк подбил и уничтожил 17 немецких танков, 2 САУ и 3 БТР. Потери составили 3 танка сгоревшими и 7 подбитыми.

-В октябре 1944 года 79-й ОГвТТП удерживал Сероцкий плацдарм на реке Нарев севернее города Сероцка. Противник, имея в общей сложности свыше 200 танков, пытался ликвидировать плацдарм. 4 октября 1944 года к 19:00 положение советских войск стало угрожающим. В 21:00 танкисты совместно с 44-й гвардейской стрелковой дивизией 105-го стрелкового корпуса пошли в атаку. Продвигаясь под сильным огнём, они столкнулись с тяжёлыми танками противника. Было подбито и уничтожено шесть немецких танков Т-V и Т-VI. Потери при этом составили один танк ИС-2 сгоревший и один подбитый. К 6 октября ещё 4 советских, 3 немецких танка и 2 немецких БТР было потеряно. С 6 по 9 октября полк, умело создав оборону, не потерял ни одного танка, при этом уничтожил 11 тяжёлых вражеских машин. В ходе этих боёв также отличился экипаж танка ИС-2 под командованием гвардии лейтенанта Ивана Хиценко 30-й гвардейской тяжёлой танковой бригады. Его танковому взводу было получено задание удержать оборону на правом фланге. Взвод атаковал колонну гитлеровцев. Танк Хиценко в этом бою огнём пушки подбил семь вражеских танков «Тигр» и один протаранил, до того как сам сгорел. Немцы так и не смогли прорваться по правому флангу.

-78-й ОГвТТП, наступая на Дебрецен в Венгрии, с 6 по 31 октября сжёг 46 танков (в том числе 6 «Тигров»), 25 САУ, уничтожил 109 пушек, 38 БТР, 60 пулемётных точек, 2 склада с боеприпасами и 12 самолётов на аэродроме. Потери полка составили два сгоревших от фаустпатронов ИС-2, ещё 16 танков получили различной степени повреждения.

-На территории рейха бои были особенно упорными. 70-й ОГвТТП, с ходу форсировав реку Вислу и пройдя свыше 300 км, в конце января вышел к городу Шнейдемюлю. Его осада заняла две недели и стоила полку девять повреждённых машин. 82-й ОГвТТП 8 февраля в 11.00 углом вперёд 1-й и 4-й танковыми ротами начал атаку в районе города Кройцбурга. В 13:00 до 11 танков противника в сопровождении «артштурмов» контратаковали подразделения полка, но, понеся потери, отступили. К 20:00 Кройцбург был взят. За день боевых действий полк сжёг 4 танка, уничтожил 4 САУ, 6 орудий и 10 пулемётных точек. Потери полка за день боя тоже оказались немалыми: 11 танков были подбиты, один застрял.

ИС-2

-В Висло-Одерской операции 80-й ОГвТТП с 14 по 31 января 1945 года уничтожил 19 танков и САУ врага, 41 артиллерийское орудие, 15 пулемётных гнёзд, 10 миномётов и 12 блиндажей. Из 23 участвовавших в боях машин ни одна не была безвозвратно потеряна.

-81-й ОГвТТП в 3.30 16 февраля 1945 года в составе 16 танков атаковал Кукенен. Командир 144-й стрелковой дивизии, которой был придан полк, посчитал, что ИС-2 способны сделать всё сами. Вышедшие в атаку ИС-2 были встречены фланговым огнём немцев, которые сожгли два ИС-2 и ещё два подбили. 4-я танковая рота прикрыла выход трёх ИС-2 второй танковой роты на окраину населённого пункта Немреттен, но без отрезанной пехоты развить успех так и не удалось. Два ИС-2 в этой фазе боя были подбиты. В течение трёх часов танкисты вели бой с пехотой, танками и противотанковыми орудиями противника, потеряв ещё девять ИС-2 подбитыми. Попытки увлечь свою пехоту успеха не имели. В результате 16 февраля Кукенен так и не был взят, а полк был выведен из боя для восстановления и обслуживания матчасти. Из 15 числившихся ИС-2 по состоянию на 17 февраля 1945 года боеспособными оставалось семь, два нуждались в среднем ремонте, три остались не эвакуированными с поля боя и три подлежали списанию (то есть их можно занести в безвозвратные потери). По всей видимости, немецкая сторона в этом бою не понесла серьёзного урона, так как в успехах полка за 15—27 февраля 1945 года значатся уничтоженные 4 танка, 4 бронетранспортёра, 17 орудий и одно захваченное штурмовое орудие. По документам, эти успехи были достигнуты во время боя 15 февраля и 19—27 февраля, когда полк оправился от причинённых 16 февраля потерь под Кукененом.

Колонна танков ИС

-В боях в марте 1945 года на территории Польши особо отличился командир танка ИС-2 Федотов Михаил Алексеевич. Только за первые два с половиной месяца 1945 года его танк уничтожил 6 немецких танков и САУ, 11 артиллерийских орудий, 2 миномётные батареи, 3 бронетранспортёра и несколько автомашин.

-Огромную роль в быстром восстановлении боеспособности советских танковых частей сыграла высокая живучесть и ремонтопригодность ИСов и созданных на их базе САУ. Нередкими были случаи, когда полк, накануне потерявший большую часть своих машин, уже через день-два был снова готов к бою. Так, в 88-м ОГвТТП к 25 января имелось лишь два исправных танка, другие были либо подбиты, либо вышли из строя по техническим и иным причинам (в том числе два утонули в реке). Однако уже к 1 февраля в строй вернулись 15 восстановленных и боеспособных машин.

Тяжёлый танк ИС-2

-88-й и 89-й ОГвТТП полки первыми брали штурмом при свете прожекторов немецкие позиции с Кюстринского плацдарма в первый день Берлинской операции.

ИС-2

Штурмы городов

Вместе с САУ на его базе ИС-2 активно применялся для штурмовых действий укреплённых городов, таких как Будапешт, Бреслау, Берлин. Тактика действий в таких условиях предусматривала действия ОГвТТП штурмовыми группами из 1—2 танков в сопровождении пехотного отделения из нескольких автоматчиков, снайпера или меткого стрелка из винтовки и иногда ранцевого огнемётчика. В случае слабого сопротивления танки с посаженными на них штурмовыми группами на полном ходу прорывались вдоль улиц к скверам, площадям, паркам, где они занимали круговую оборону. При наличии сильного огня бойцы штурмовых групп спешивались, а танки вели продольно-перекрёстный огонь вдоль улиц, прикрывая продвижение пехоты вперёд. Основной задачей бойцов штурмовых групп было уничтожение вражеских гранатомётчиков («фаустников») и расчётов буксируемых противотанковых пушек, тогда как ИС-2 со своей мощью огня уничтожали пулемётные гнёзда, вели огонь по выявленным позициям снайперов, уничтожали бронеколпаки и ДОТы. В случае контратак танков или штурмовых орудий ИС-2 переносили на них тяжесть своего огня, защищая тем самым свою пехоту. В случае обнаружения баррикад, рвов, завалов ИС-2 разрушали их своим огнём, либо обеспечивали огневое прикрытие подразделениям инженеров, которые уничтожали препятствие. Особо важное внимание наставления для танкистов и самоходчиков уделяли манёвру даже в стеснённых условиях городского боя, действий по принципу «выехал из укрытия, выстрелил, ушёл в укрытие».

ИС-2 март 1945. Германия

В этих боях ИС-2 несли значительные потери, причём популярное мнение приписывает их исключительной эффективности немецких ручных противотанковых гранатомётов «Панцерфауст» и «Панцершрек». Но всё же статистика потерянных советских танков в Берлинской операции свидетельствует не в пользу этой версии. Более 85 % выведенных из строя танков приходится на ствольную танковую и противотанковую немецкую артиллерию, а имевшиеся случаи массового поражения ИС-2 кумулятивными гранатами объясняются в основном грубыми нарушениями тактики городского боя командирами РККА, когда танки бросались вперёд без надлежащего прикрытия со стороны своей пехоты. К сожалению для советской стороны, во многих случаях попытки взять город с налёта без применения тактики штурмовых групп приводили к более чем серьёзным потерям.

Танк ИС-2 34-го отдельного гвардейского тяжелого танкового полка на улице Познани. 23 февраля 1945 года.

О накале боёв показывает тот факт, что экипажи ИС-2 в городских боях (например, штурме Берлина) расходовали в день два — три боекомплекта, иной раз каким-то образом находя в танке место для дополнительных снарядов (до 42) вместо 28 штатных. В качестве иллюстрации можно привести эпизод с участием ИС-2 34-го ОГвТТП 27 апреля 1945 года. Штурмовая группа в составе ИС-2 и восьми стрелков прорвалась к кирхе на Курфюрстенштрассе, но напоролась на сильный опорный пункт, удерживаемый солдатами войск СС численностью свыше сотни. Танк подорвался на мине, в нём погибли заряжающий и наводчик, затем немцы отрезали своим огнём пехотинцев от ИС-2, создав тем самым благоприятные условия для «фаустников». Попаданием кумулятивной гранаты убило командира, в живых остался только механик-водитель сержант Герман Шашков. Вторым попаданием из фаустпатрона ИС-2 был подожжён в моторном отделении, но сержант сумел развернуть танк так, чтобы обрушить близстоящую стену и сбить пламя её обломками. Затем он среди тел погибших товарищей встал за орудие и пулемёты и вёл огонь до полного исчерпания боекомплекта, после этого, открыв люк, продолжал отражать атаки гранатами. Согласно монографии «Танки ИС в боях», после того, как к танку подошли советские солдаты, окровавленного Шашкова нашли лежащим на днище с ножом в руках. В своих мемуарах В. И. Чуйков добавляет, что отважный танкист отверг предложения противника сдаться и умер вскоре после подхода своих, а вокруг повреждённого ИС-2 валялось более трёх десятков убитых эсэсовцев. Уточнение: Гв. сержант Герман Шашков погиб тремя месяцами ранее, при штурме г. Познани в январе 1945, Указом ПВС 23.03.1945 г. ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

ИС-2 (Объект 240)

Танки ИС-2 обеспечивали огневую поддержку штурма Рейхстага:

ИС-2 в Берлине

30 апреля бои вплотную приблизились к стенам Рейхстага. С утра 88-й тяжёлый танковый полк, переправившись через Шпрее по мосту Мольтке, занял огневые позиции на набережной Кронпринценуфер. В 11.30 части 79-го стрелкового корпуса перешли в наступление и форсировали ров на Кенигсплатц перед Рейхстагом. В 13.00 танки полка, принимая участие в общей артиллерийской подготовке предшествовавшей штурму, открыли огонь прямой наводкой по рейхстагу. В 18.30 полк своим огнем поддержал и второй штурм рейхстага, и только с началом боя внутри здания танки прекратили его обстрел.

Столкновения с «Тиграми»

Вопрос о боевых эпизодах с участием ИС-2 и немецких тяжёлых танков «Тигр I» или «Тигр II» является по сути одним из наиболее горячо обсуждаемых на форумах военной или компьютерно-игровой направленности. Накал спорящих постоянно поддерживают ссылки на документы тех или иных подразделений РККА или вермахта, а также мемуары видных военачальников и танкистов той эпохи. В них, как правило, фигурируют десятки и сотни уничтоженных или подбитых ИС-2 и «Тигров». Но всё же при этом нужно учитывать то обстоятельство, что и с той, и с другой стороны имели место многочисленные приписки и ошибки в определении типа вражеской техники; более того, зачастую не сходятся место, время и подразделения, принимавшее участие в бою. Поэтому наиболее достоверными источниками являются не реляции о числе подбитой и уничтоженной вражеской техники, а отчёты об имеющейся материальной части и донесения трофейных команд. Также нужно отметить, что зачастую списание уничтоженной техники официально происходит позже, чем бой, в котором она была потеряна, а отправленные в ремонт подбитые танки могут не считаться за безвозвратные потери и это вносит дополнительные сложности в точный учёт исхода того или иного боя. По итогам своего анализа документов, известные историки М. Барятинский и М. Свирин утверждают о довольно немногочисленных эпизодах с одновременным участием «Тигров» и ИС-2.

Подбитый "Королевский Тигр"

Это не является удивительным, поскольку данные машины являлись тяжёлыми танками прорыва, не предназначенными в общем случае для боя друг с другом. Наиболее известными эпизодами с доказанным участием этих танков являются бои 71-го ОГвТТП с «Тиграми II» 501-го тяжёлого танкового батальона под Оглендувом и столкновение под Лисувом. В обоих случаях обе стороны понесли тяжёлые потери, например, под Оглендувом погиб командир 71-го ОГвТТП гвардии подполковник Юдин, а его полк потерял сгоревшими 3 ИС-2 и ещё 7 подбитыми (из которых 4 были отремонтированы собственными силами полка). В бою под Лисувом погиб командир 424-го тяжело-танкового батальона майор Сэмиш, а сам батальон потерял почти всю матчасть, с советской стороны также погиб командир 61-й танковой бригады Н. Г. Жуков. Также нужно отметить, что широко известный недостаток ИС-2 — малая скорострельность — в реальной обстановке боя оказался не столь уж влияющим на его исход: лейтенанты Клименков, Беляков и Удалов подбили и уничтожили несколько «Тигров II», причём для вывода из строя этих машин потребовалось несколько попаданий.

Подбитый

Из воспоминаний Фадина Александра Михайловича (Артём Драбкин — «Я дрался на Т-34»):

"Стояли мы в капонирах, вырытых на склоне виноградника. В километре пред нами располагался монастырь. Вдруг из-за каменной стены ограды выползает «Тигр». Остановился. За ним ещё один, потом ещё. Выползло их десять штук. Ну, думаем, — хана, достанут они нас. У страха-то глаза всегда велики. Откуда ни возьмись, идут два наших ИС-2. Я их в первый раз увидел. Поравнялись с нами, встали. Два «Тигра» отделяются и выходят чуть вперед, вроде как дуэль. Наши упредили их с выстрелом и снесли обоим башни. А оставшийся — раз, раз и за стену."

Подбитый

Причины потерь

Достаточно информативен отчёт по боевым действиям 72-го ОГвТТП с 20 апреля по 10 мая 1944 года, в котором детально указываются причины безвозвратных потерь ИС-2 в боях:

-Танк № 40247 20 апреля в районе Герасимув попал под артиллерийский обстрел САУ «Фердинанд» с дистанции 1500—1200 м. Экипаж смог ответить одним выстрелом, так как отказал спусковой механизм пушки. Уходя из-под огня САУ, ИС-2 получил 5 попаданий в лобовую часть корпуса, не причинивших ему вреда. В это время другая САУ «Фердинанд» незаметно приблизилась с фланга на расстояние 600—700 м и бронебойным снарядом пробила правый борт танка в районе двигателя. Экипаж покинул остановившуюся машину, которая вскоре загорелась.

-Танк № 40255 с расстояния 1000—1100 м получил прямое попадание 88-мм снаряда танка «Тигр» в нижний передний наклонный броневой лист, в результате чего был пробит левый топливный бак, механик-водитель ранен осколками брони, а остальные члены экипажа получили лёгкие ожоги. Танк сгорел.

Красноармейцы рассматривают подбитый немецкой артиллерией танк ИС-2.

-Танк № 4032, после того как выдержал с дистанции 1500—1000 м три попадания из танка «Тигр» в корпус спереди, был уничтожен огнём другого «Тигра» с расстояния 500—400 м. 88-мм бронебойный снаряд пробил с правой стороны нижний лобовой лист, произошло воспламенение пороха гильзы, а затем и топлива. Танкисты, покинув машину, вынесли раненого механика-водителя в тыл.

-Танк № 40260 сгорел от попадания с фланга в левый борт 88-мм снаряда танка «Тигр» с дистанции 500 м. Снаряд уничтожил двигатель, танк загорелся, командир танка и наводчик получили ранения.

-Танк № 40244 получил прямое попадание бронебойным снарядом из танка «Тигр» с дистанции 800—1000 м в правый борт корпуса. Механик-водитель был убит, а в танке произошло возгарание дизельного топлива, вылившееся из разрушенного правого топливного бака. Танк был эвакуирован и затем взорван сапёрами.

Танк ИС-2 подбитый и сгоревший на одной из улиц Берлина.

-Танк № 40263 сгорел от попадания двух снарядов в борт.

-Танк № 40273… получил два прямых попадания: первое — в башню, сразу же за ним второе — в бортовой лист в районе моторного отделения. Боевой расчёт в башне погиб, а механик-водитель был ранен. Танк оставлен на территории противника.

-Танк № 40254 был подбит огнём САУ «Фердинанд», находившейся в засаде. Первый снаряд подбашенной коробки не пробил, а вот вторым снарядом был пробит борт корпуса и разрушен двигатель. Экипаж эвакуировали, а машина сгорела.

Таким образом, этот документ подтверждает, что пожаробезопасность ИС-2 ухудшалась отмеченным выше расположением топливных баков в обитаемых местах машины, что отчасти компенсировалось худшей воспламеняемостью дизельного топлива по сравнению с бензином. Также рапорты из фронтовых частей свидетельствуют, что подожжённые ИС-2 успешно тушились их собственными экипажами при помощи штатного тетрахлорного огнетушителя. При этом надо отметить, что тушение должно было выполняться в противогазах — попадая на раскалённые поверхности, тетрахлорид углерода частично окислялся до фосгена, который является сильнодействующим ядовитым веществом удушающего действия. Уже в то время на танках других стран начали применяться более безопасные углекислотные огнетушители. Как и прочие танки того времени (за редкими исключениями), ИС-2 не отличался взрывобезопасностью из-за размещения боекомплекта в боевом отделении: взрыв боеукладки гарантированно уничтожал танк вместе со всем экипажем.

Подбитый ИС-2

ИС-2 в польских и чехословацких частях

Армия Войска Польского получила 71 ИС-2 для формирования 4-го и 5-го полков тяжёлых танков. За время боёв в Померании 4-й полк сжёг 31 танк противника, потеряв при этом 14 своих. Оба полка принимали участие в Берлинской операции. После войны у поляков осталось 26 танков (при этом 21 машину вернули Красной Армии).

Ис-2 Войска Польского

Чехословацкие части получили несколько ИС-2 весной 1945 года.

ИС-2 на одной из улиц Праги.

Оценка проекта

ИС-2 являлся самым мощным советским танком, принимавшим участие в Великой Отечественной войне, и одной из сильнейших машин мира того времени как в категории по массе 40—50 т, так и в классе тяжёлых танков прорыва. Однако оценка данной машины сильно осложняется пропагандой обеих принимавших участие в войне сторон и большим количеством послевоенных мифов, так или иначе связанных с идеологической борьбой Советского Союза или против него.

При всей широкой известности ИС-2, его место среди советских машин довольно часто подвергается сомнениям с разных сторон. Изначально ИС-2 в какой-то мере рассматривался руководством ЧКЗ как навязанная сверху машина, тем более что башня со 122-мм орудием вполне ставилась на базу отлаженного в производстве «своего» КВ-85 (опытный вариант КВ-122). Несмотря на то, что Ж. Я. Котин был одним из руководителей ЧКЗ, танк ИС, созданный под его руководством на опытном заводе № 100, воспринимался на ЧКЗ как чужая машина. Как следствие, на ЧКЗ в обстановке секретности велись параллельные работы по созданию «своего» тяжёлого танка, которые в целом были перспективны и небезуспешны; но от этого возникали две большие проблемы: то и дело на свет появлялись проекты и прототипы более совершенных на бумаге тяжёлых танков, чем ИС-2, и доводка последнего шла «со скрипом». Для исправления ситуации народному комиссару танкостроения В. А. Малышеву приходилось использовать всю свою административную мощь, чтобы довести выпуск и качество поставляемых в войска ИС-2 до достойного уровня.

Танки ИС-2 на Красной Площади

Вторым аспектом «ранних» сомнений в правильности пути, выбранного для тяжёлого танка прорыва, является наличие прототипов танка ИС со 100-мм орудиями. Несмотря на более высокую теоретическую скорострельность, 100-мм орудие в 1944 году никак не могло конкурировать со 122-мм пушкой Д-25Т. Военный историк М. Н. Свирин приводит следующие причины выбора 122-мм пушки:

-Решающим фактором для выбора Д-25Т он называет то, что к началу выбора артсистемы для вооружения ИС-2 в сентябре 1943 года, пригодных для установки в него 100-мм орудий не было, а другие представленные варианты — 107-мм пушка и гаубицы различных калибров совершенно очевидно уступали 122-мм пушке. 100-мм пушка С-34 неоднократно не выдерживала государственных испытаний и к февралю 1944 года всё ещё не была готова для принятия на вооружение. Появившаяся позже Д-10Т после неоднократных доработок была принята на вооружение только 3 июля 1944 года, притом производство бронебойных снарядов к ней началось только в ноябре того же года.

Экипажи Ис-2

-В танке плотной компоновки, которым являлся ИС, раздельное заряжание пушки позволяло расположить больше боезапаса, чем унитарное меньшего калибра, как бы это ни казалось парадоксальным. Унитарный патрон был длинным по сравнению с отдельными снарядом и гильзой, максимум что с ним удавалось сделать — расположить 36 100-мм патронов, из которых 6 практически не могли быть доставлены к пушке (хранились рядом с местом механика-водителя). Боекомплект же 122-мм пушки составлял 28 выстрелов и в ряде случаев доводился до 42.

-Второй кажущийся парадокс 100-мм унитарного патрона — практически тот же темп огня, что и при 122-мм раздельном заряжании — является логичным следствием всё той же большой длины и стеснённости боевого отделения. На стоянке в спокойной обстановке он действительно выигрывал в скорости заряжания, но в суматохе боя заряжание велось в движении танка при значительной тряске, а в таких условиях испытания показали, что выигрыш в скорости заряжания незначителен.

ИС-2. На привале.

-Часто встречающиеся утверждения, что бронепробиваемость 100-мм пушки выше таковой у 122-мм Д-25Т, основаны на таблицах стрельбы середины 1950-х годов, а в 1944 году по этому параметру орудия были равноценны при действии по советской броне, а при обстреле немецких танков с бронёй повышенной хрупкости 122-мм снаряд по эффективной дальности пробития 85-мм наклонной брони (верхняя лобовая деталь «Пантеры») чуть ли не вдвое превосходил 100-мм за счёт большей массы и кинетической энергии (попутно можно отметить, что немецкие 75-мм и 88-мм снаряды обладали ещё худшим действием по немецкой броне, то есть даже при отсутствии легирующих элементов немецким металлургам удалось добиться достойной стойкости брони против калиберных бронебойных снарядов среднего калибра). Помимо этого, фугасная и осколочная мощь 122-мм снаряда были ощутимо сильнее, чем у 100-мм.Исходя из этих предпосылок можно утверждать, что ИС-2 был единственным советским тяжёлым танком, который по совокупности своих боевых и эксплуатационных свойств мог удовлетворить требованиям РККА второй половины войны по проведению наступательных операций с преодолением мощной и глубоко эшелонированной вражеской обороны. Для адекватного противодействия ИС-2 противнику требовались тяжёлые противотанковые средства, которые, как правило, являлись дорогостоящими, трудно восполняемыми и далеко не всегда наличествующими в конкретном месте в нужное время. То же самое в обратном порядке случилось ранее в 1943 году с массовым применением немцами тяжёлых танков «Тигр», что было учтено советским командованием при проработке тактики применения тяжёлых танков.

ИС-2

Послевоенная судьба ИС-2

ИС-2 принимали участие в Корейской войне — встречаются упоминания об эксплуатации ИС-2 Народно-освободительной армией Китая, но без каких-либо подробностей. Согласно данным российского исследователя Михаила Барятинского, некоторое количество ИС-2 китайцы передали войскам Вьетнамской народной армии (ВНА), которые использовали их в ходе Индокитайской войны. Однако западные источники отмечают, что в ходе этой войны ВНА не применяла бронетехнику. Официальная история ВНА не упоминает танки в перечне имевшегося к моменту окончания войны вооружения и техники, а в перечне воинских частей и подразделений, существовавших в тот же период, отсутствуют бронетанковые. Согласно официальным вьетнамским данным, бронетанковые войска ВНА были созданы в 1959 году, а «боевое крещение» получили в 1968 году.

ИС-2М в Кубинке

ИС-2М

ИС-2М в посёлке Шатки, Нижегородская область

В 1957 году советские ИС-2 прошли капитальный ремонт и модернизацию с целью подтягивания его эксплуатационных характеристик до уровня, соответствующего службе в условиях мирного времени. Работы по модернизации заключались в следующем:

-двигатель В-2-ИС был заменён на В-54К-ИС;-установлена новая трансмиссия;-заменены опорные катки и направляющие колёса;-введён дополнительный топливный бак;-боекомплект увеличен до 35 снарядов;-изменена конструкция башни — в частности, вместо кормового пулемёта установлен вентилятор;-заменён подъёмный механизм орудия;-установлена новая радиостанция;-установлено новое противопожарное оборудование, крылья другой формы, произведён ряд других мелких изменений.В начале 1960-х годов два полка ИС-2М были отправлены на Кубу; к концу 1990-х годов они все ещё применялись в береговой обороне этой страны. Тогда же два полка ИС-2М получила КНДР.

ИС-2М

В СССР ИС-2М долгое время находились на вооружении, с 1960-х годов в основном в резерве. Большое количество данных танков было установлено на границе с Китайской Народной Республикой в качестве стационарных долговременных пушечных огневых точек (наследие немецкого опыта Второй мировой войны). Часть танков применялись там же как подвижные огневые точки — машины находились в парках, а по тревоге должны были выдвигаться в специально отрытые танковые окопы. Тем не менее, танк ИС-2 официально продолжал быть в числе действующих образцов бронетанковой техники, периодически машины данного типа привлекались к учениям (в частности, в 1982 году в Одесском военном округе). Официальный приказ о снятии ИС-2М с вооружения Российской армии вышел лишь в 1995 году. К началу 2000-х годов уцелевшие танки ИС-2 — огневые точки в составе укреплённых районов на российско-китайской границе — стали также разрезаться на металл.

ИС-2М армии Китая

wartools.ru

ИС-2М « Энциклопедия безопасности

На оканчивающем шаге Величавой Российскей войны главным русским томным танком был ИС-2, сделанный в 1943-м конструкторами Челябинского Кировского завода (ЧКЗ). В том же году новейшую боевую машину запустили в серийное создание. До момента его прекращения посреди 1945 года было сделано 3483 ИС-2, при этом 60 из их собрали в Ленинграде, на восстановленном Кировском заводе.

ИС-2М

Эта машина оставалась на вооружении Русской Армии прямо до начала 60-х годов. Планировавшийся ей на замену ИС-3 имел значительные конструктивные недочеты, затруднявшие эксплуатацию танка в войсках. Тяжкий танк ИС-4 также оказался сложным в эксплуатации и обслуживании. В то же время ИС-2 полностью устраивал армию как на техническом уровне надежная и обычная боевая машина. Потому в 1954 году была осуществлена большая модернизация танка ИС-2 с целью продления срока его службы.

Был изъят кормовой башенный пулемет, боекомплект пушки прирастили до 35 выстрелов, ввели подъемный механизм пушки со сдающим звеном. Стеклоблок (триплекс) механика-водителя поменяли призменным перископом, а не считая того, установили устройство ночного видения ТВН-2 либо БВН. Движок В-2-10 поменяли на В-54К-ИС с маслозакачивающей системой, форсуночным подогревателем НИКС-1 и воздухоочистителем ВТИ-2 с отсосом пыли из бункера. Была установлена коробка с масляным насосом и охлаждающей системой масла, введено жесткое крепление ее к задней опоре. Усилили подшипниковые узлы опорных катков и направляющих колес, изменили сальниковые уплотнения. Количество аккумуляторных батарей прирастили с 2-ух до 4. Установили радиостанцию Р-113 и танковое переговорное устройство Р-120 послевоенной конструкции. Модернизированные таким макаром танки получили обозначение ИС-2М. Они находились на вооружении томных танко-самоходных полков и совсем были изменены в войсках танками Т-10.

ИС-2М

Кроме Красноватой Армии танки ИС-2 состояли на вооружении Войска Польского. 71 боевая машина была передана для формирования 4-го и 5-го полков томных танков. За время боев в Померании 4-й полк томных танков уничтожил 31 танк противника, утратив при всем этом 14 собственных. Оба полка учавствовали в битве за Берлин. Планировалось сформировать еще два таких полка — 6-й и 7-й, но сделать этого не успели — завершилась война. К концу боевых действий в Войске Польском осталось 26 ИС-2 (21 машину возвратили Красноватой Армии, а другие были потеряны в боях). Сохранившиеся танки и вошли после войны в состав польского 7-го томного танкового полка.

В период после войны ИС-2 поступили на вооружение и чехословацкой армии. Сначала 1950-х годов маленькое количество ИС-2 передали Китаю. В Корее китайские добровольцы применяли их против янки. По данным американской разведки китайские войска в Корее имели четыре отдельных танковых полка, любой из которых состоял из 4 рот Т-34-85 и одной роты ИС-2 (по 5 танков в каждой).

Во время войны в Индокитае французские войска столкнулись с ИС-2, которые Китай передал Вьетнаму. Один танк «Пантера», имевшийся у французов, был доставлен во Вьетнам для проведения тестов по противодействию танку ИС-2. Куба получила два полка ИС-2М сначала 1960-х годов. Спустя 30 лет как минимум 15 «исов» использовались там в береговой обороне в качестве огневых точек.

ИС-2М

Приблизительно в это время ИС-2 получила и КНДР. На базе танка ИС-2 были сделаны томные самоходные артиллерийские установки (САУ) ИСУ-152 и ИСУ-122. До прекращения серийного производства в III квартале 1945 года было сделано 4635 самоходок обоих типов. Таким макаром, суммарный выпуск томных артсамоходов превысил число сделанных томных танков ИС-2. Самоходно-артиллерийские установки ИСУ-152 и ИСУ-122 состояли на вооружении Русской Армии до конца 60-х годов. При всем этом ИСУ-152 модернизировалась два раза.1-ая модернизация была произведена в 1956 году. Тогда на крыше рубки установили командирскую башенку с устройством ТПКУ и семью смотровыми блоками ТНП. Боекомплект гаубицы-пушки МЛ-20С прирастили до 30 выстрелов, что потребовало конфигурации расположения внутреннего оборудования боевого отделения и дополнительных боеукладок. Заместо прицела СТ-10 установили улучшенный телескопический прицел ПС-10. На всех машинах смонтировали зенитный пулемет ДШКМ с боекомплектом 300 патронов. На САУ поставили движок В-54К с эжекционной охлаждающей системой мощностью 520 л.с. Емкость топливных баков прирастили до 1280 л. Была усовершенствована система смазки, изменена конструкция радиаторов. В связи с эжекционной охлаждающей системой мотора изменили крепление внешних топливных баков. Установили радиостанции 10-РТ и ТПУ-47.

ИС-2М

Масса самоходки возросла до 47,2 т, но динамические свойства остались прежними. Припас хода возрос до 360 км. Модернизированные таким макаром САУ получили обозначение ИСУ-152К.

2-ой вариант модернизации имел обозначение ИСУ-152М. На машину установили агрегаты танка ИС-2М, зенитный пулемет ДШКМ с боекомплектом 250 патронов и приборы ночного видения.

В процессе полгого ремонта некие конфигурации претерпевали и Самоходки ИСУ-122. Так, к примеру, с 1958 года штатные радиостанции и ТПУ заменялись на радиостанции «Гранат» и ТПУ Р-120.

ИС-2М

Кроме Русской Армии ИСУ-152 и ИСУ-122 состояли на вооружении Войска Польского. В составе 13-го и 25-го полков самоходной артиллерии они учавствовали в оканчивающих боях 1945 года. В послевоенные годы ИСУ-152 получила и Чехословацкая народная армия.

Сначала 60-х годов один полк, вооруженный ИСУ-152, находился в составе армии Египта. 7 ноября 1957 года по Красноватой площади в Москве в первый раз прошли самоходные ракетные комплексы. Посреди их были и пусковые установки первых вариантов тактических неуправляемых ракет (по тогдашней систематизации — ракетных снарядов — НУРС) типа «Филин», сделанные на базе томного танка ИС-2. Вобщем, они недолго состояли на вооружении, потому что более подходящей базой для сравнимо нетяжелой ракеты был легкий танк.Самоходный стартовый агрегат 8У-218 (объект 803) для ракетного комплекса оперативно-тактического предназначения 8К11 (по систематизации НАТО — SS-1b Scud А) на базе ИС-2 сделали в 1956-м. Годом позднее началось его серийное создание, всего выпустили 56 стартовых агрегатов. Экипаж каждого состоял из 5 человек. Машина массой 40 т развивала скорость 41 км/ч. Припас хода составлял 300 км. В конце 50-х годов был принят на вооружение комплекс 8К14 (SS-1c Scud В) с более тяжеленной ракетой. В качестве стартового агрегата использовалась машина 2П19 также на базе танка ИС-2, очень схожая на предшествующую. В войска новый комплекс начал поступать в 1961 году. С 1965 года стартовый агрегат 9П117 комплекса 8К14 располагается на базе четырехосного автомобиля МАЗ-543 «Ураган». Сначала 60-х годов в рамках программки модернизации вооруженных сил государств — участниц Варшавского Контракта ракетные комплексы 8К14 с пусковыми установками на базе танка ИС-2 поступили на вооружение армий Польши, Чехословакии, ГДР, Румынии, Венгрии и Болгарии.Большая масса томных танков ИС и самоходных орудий ИСУ вызвала потребность в соответственном эвакуационном тягаче. В данном случае поступили так же, как с танком KB — в качестве тягачей использовали линейные танки со снятыми башнями. Некое количество таких машин использовалось уже в 1945 году. При массе в 35 т тягач имел тяговое усилие на крюке 28 тс, но не имел тяговой лебедки. Сначала 50-х годов машина была модернизирована — отверстие под башню в крыше корпуса закрыли крышкой, на которой установили командирскую башенку от ИС-2. В 60-е годы после снятия с вооружения ИС-2М таким макаром перераблотали еще некое количество "машин.

Очередной тип ремонтно-эвакуационно-го тягача был сотворен на базе ИСУ-122, после того как в качестве стандартной САУ в конце 50-х годов была принята ИСУ-152. Тягач ИСУ-Т представлял собой обыденную самоходку с демонтированной пушкой и заваренной амбразурой. Сначала 60-х годов на вооружение поступили еще два тягача на той же базе — БТТ-1 и БТТ-1Т. Корпус машины БТТ-1 подвергся изменениям, приемущественно, в лобовой части. К нижнему лобовому листу приварили два коробчатых демпферных упора для толкания танков при помощи бревна. Была изменена и крыша рубки, к которой приварили опору с подкосами для роста жесткости. В машинном отделении, расположенном в средней части корпуса, расположили лебедку (тяговое усилие 25 тс, рабочая длина троса 200 м) с механизмом отбора мощности от мотора. Управление лебедкой производилось механиком-водителем из машинного отделения, в каком для этой цели имелись 2-ое сидение и два рычага управления. В кормовой части машины размещалось сошниковое устройство для упора в грунт. На тягаче устанавливалась разборная кран-стрела грузоподъемностью 3 т с ручным приводом. На крыше силового отделения находилась грузовая платформа, рассчитанная на перевозку до 3 т груза. Буксирное устройство тягача было оборудовано подрессориванием с двухсторонней амортизацией и жесткой сцепкой. На машине устанавливался движок В-54-ИСТ, его особенностью был коленчатый вал, взятый у мотора В-12-5. Для движения ночкой механик-водитель располагал ночным устройством БВН. Масса тягача составляла 46 т. Экипаж состоял из 2-ух человек. На тягаче БТТ-1Т заместо тяговой лебедки укладывался табельный либо модернизированный набор такелажного оборудования, рассчитанный на тяговое усилие 15 тс.

ИС-2М

Кроме Русской Армии тягачи БТТ-1 состояли на вооружении и за рубежом, а именно, в Египте. Несколько таких машин было захвачено Израилем в 1967 и 1973 годах.

survincity.ru