Крейсер "Индианаполис": описание, история и трагедия. Индианаполис крейсер википедия


Проклятый крейсер. Подлинная история гибели корабля «Индианаполис» | История | Общество

Гордость американского флота

6 августа 1945 года на японский город Хиросима была сброшена атомная бомба, получившая название «Малыш». Взрыв урановой бомбы привёл к гибели от 90 до 166 тысяч человек. 9 августа 1945 года плутониевая бомба «Толстяк» была сброшена на Нагасаки, унеся жизни от 60 до 80 тысяч человек. Болезни, вызванные радиоактивным облучением, мучают даже потомков тех, кто пережил кошмар.

Участники бомбардировок до самых последних дней были уверены, что действуют правильно, и угрызениями совести не страдали.

Проклятие «Малыша» и «Толстяка» коснулось тех американцев, которые были причастны к истории первой атомной бомбардировки, хотя и сами не знали об этом.

В ноябре 1932 года в состав американского флота был включён новый тяжёлый крейсер проекта «Портленд», получивший название «Индианаполис».

В то время это был одно из самых грозных боевых судов США: площадь в два футбольных поля, мощное вооружение, экипаж свыше 1000 моряков.

Секретная миссия

В годы Второй мировой войны «Индианаполис» участвовал в крупных операциях против японских войск, успешно выполняя задачи и оставаясь невредимым. В 1945 году над американскими судами нависла новая опасность — японцы стали использовать для атак лётчиков-камикадзе, а также торпеды, управляемые смертниками.

31 марта 1945 года японские смертники атаковали «Индианаполис». Одному из камикадзе удалось протаранить нос крейсера. В результате погибли 9 моряков, а сам корабль для ремонта был отправлен в Сан-Франциско. Война стремительно шла к концу, и моряки «Индианаполиса» даже стали полагать, что она для них закончена. Однако, когда ремонт был практически окончен, на крейсер прибыли генерал Лесли Гровс и контр-адмирал Уильям Парнелл. Командиру «Индианаполиса» Чарльзу Батлеру Маквею было сообщено — крейсеру поручается перевезти сверхсекретный груз, который необходимо доставить к месту назначения быстро и безопасно. Что за груз, капитана Маквея не известили. Вскоре на борт прибыли два человека, при которых были какие-то небольшие коробки.

«Индианаполис», 10 июля 1945 года. «Индианаполис», 10 июля 1945 года. Источник: Public Domain

«Начинка» для атомных бомб

Пункт назначения капитан узнал уже в море — остров Тиниан. Пассажиры были неразговорчивы, редко покидали свою каюту, зато строго следили за сохранностью коробок. Всё это навело капитана на определённые подозрения, и он брезгливо бросил: «Не думал, что мы докатимся до бактериологической войны!». Но пассажиры не отреагировали и на это замечание. Чарльз Батлер Маквей мыслил в правильном направлении, но о том оружии, которое везли на его судне, он просто не мог знать — это была строжайшая тайна.

Генерал Лесли Гровс был руководителем «Манхэттенского проекта» — работ по созданию атомной бомбы. Пассажиры «Индианаполиса» везли на Тиниан «начинку» — сердечники для атомных бомб, которым предстояло быть сброшенными на жителей Хиросимы и Нагасаки. На острове Тиниан завершали подготовку лётчики из специальной эскадрильи, назначенной совершить первые атомные бомбардировки. 26 июля «Индианаполис» прибыл на Тиниан, и его пассажиры с грузом сошли на берег. Капитан Маквей облегчённо вздохнул. Он не знал, что в его жизни и в жизни его корабля начинается самая страшная страница.

Японская охота

«Индианаполис» получил приказ идти на Гуам, а затем на филиппинский остров Лейте. На линии Гуам – Лейте командир «Индианаполиса» допустил нарушение инструкции, предписывавшей проводить манёвры зигзагом во избежание обнаружения подводными лодками противника.

Капитан Маквей не стал выполнять эти манёвры. Во-первых, данная техника была устаревшей, и японцы приноровились к ней. Во-вторых, информации о действиях японских подлодок в данном районе не поступало. Данных не было, но подлодка была. Более десяти дней в районе вела охоту японская подводная лодка «I-58» под командованием капитана 3-го ранга Матицуры Хасимото. Помимо обычных торпед, она была оснащена мини-подлодками «Кайтэн». По сути, это были те же торпеды, только направляемые смертниками.

Маршрут последнего похода «Индианаполиса» Маршрут последнего похода «Индианаполиса». Источник: Public Domain

29 июля 1945 года около 23:00 японский акустик обнаружил одиночную цель. Хасимото отдал приказ готовиться к атаке.

До сих пор идут споры, чем в итоге был атакован «Индианаполис» — обычными торпедами или «Кайтэнами». Сам капитан Хасимото утверждал, что в данном случае обошлось без смертников. Крейсер был атакован с расстояния 4 миль, и через 1 минуту 10 секунд прогремел мощный взрыв.

Пропавшие в океане

Японская подлодка стала немедленно уходить из района атаки, опасаясь преследования. Моряки «I-58» толком и не поняли, что за корабль поразили, и понятия не имели, что стало с его экипажем. Торпеда разрушила машинное отделение «Индианаполиса», убив находившихся там членов экипажа. Повреждения оказались столь серьёзными, что стало ясно — крейсер будет оставаться на плаву считанные минуты. Капитан Маквей отдал приказ покинуть судно.

Через 12 минут «Индианаполис» скрылся под водой. Вместе с ним ушли на дно около 300 из 1196 членов экипажа. Остальные оказались в воде и на спасательных плотах. Спасательные жилеты и высокая температура воды в этой части Тихого океана позволяли морякам ожидать помощи в течение длительного времени. Капитан успокаивал команду: они находятся в зоне, где постоянно курсируют корабли, и их скоро обнаружат.

Неясная история сложилась с сигналом «SOS». По одним данным, радиопередатчик крейсера вышел из строя, и подать сигнал о помощи экипаж не смог. По другим, сигнал был всё-таки подан и даже принят по меньшей мере тремя американскими станциями, но либо проигнорирован, либо воспринят как японская дезинформация. Более того, американское командование, получив доклад о том, что «Индианаполис» выполнил миссию по доставке груза на Тиниан, потеряло крейсер из виду и не проявляло ни малейшего беспокойства по его поводу.

В окружении акул

2 августа экипаж американского патрульного самолёта PV-1 Ventura с удивлением обнаружил в воде десятки людей, оказавшихся измученными и полуживыми моряками флота США. После доклада лётчиков в район был выслан гидросамолёт, а вслед за ним подошли и американские военные суда. Трое суток, пока не пришла помощь, посреди океана разыгрывалась страшная драма. Моряки умирали от обезвоживания, гипотермии, некоторые сходили с ума. Но и это было ещё не всё. Экипаж «Индианаполиса» окружили десятки акул, которые атаковали людей, разрывая их на части. Кровь жертв, попадая в воду, привлекала всё новых и новых хищников.

Доподлинно не известно, сколько всего моряков стали жертвами акул. Но из тех тел погибших, что удалось поднять из воды, следы акульих зубов были найдены почти на 90. Живыми из воды подняли 321 человека, ещё пять скончались уже на борту спасательных судов. Всего погибло 883 моряка. В историю флота США гибель «Индианаполиса» вошла как наиболее массовая гибель личного состава в результате одного затопления.

Выжившие с «Индианаполиса» на острове Гуам. Выжившие с «Индианаполиса» на острове Гуам. Источник: Public Domain

Два капитана

До конца войны оставались считанные дни, и новость о гибели почти 900 моряков потрясла Америку. Встал вопрос: кто виноват?

Капитан Чарльз Батлер Маквей, оказавшийся в числе выживших, был отдан под трибунал. Ему вменялось в вину то, что он не выполнил манёвр уклонения. На суд доставили и взятого в плен Матицуру Хасимото, которого обвиняли в том, что он уничтожил «Индианаполис» с помощью смертника, что трактовалось как военное преступление.

19 декабря 1945 года военный трибунал признал капитана Чарльза Батлера Маквея виновным «в преступной халатности» и приговорил его к разжалованию с увольнением из рядов Военно-морского флота. Командование флота, сделав из капитана «козла отпущения», спустя несколько месяцев пересмотрело приговор. Маквей был восстановлен на флоте, дослужился до контр-адмирала, но четыре года спустя всё-таки ушёл в отставку. Капитана Хасимото вернули в Японию, так и не доказав факт совершения им военного преступления. После освобождения он стал капитаном торгового флота и ещё много лет водил уже мирные суда.

Выйдя на пенсию, бывший капитан подлодки принял монашество и написал книгу о своей жизни. Матицура Хасимото умер в 1968 году. По стечению обстоятельств, в том же году не стало Чарльза Маквея. Он многие годы жил уединённо на своей ферме. Родные погибших моряков с «Индианаполиса» слали ему письма с проклятиями и угрозами, не зная, что он сам мучается чувством вины, от которого ему так и не удастся избавиться. В 1968 году Чарльз Батлер Маквей покончил с собой.

www.aif.ru

Индианаполис (крейсер) - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

(перенаправлено с «»)Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 января 2017; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 января 2017; проверки требуют 4 правки. Тяжёлый крейсер «Индианаполис» USS Indianapolis (CA-35)

«Индианаполис»

Служба: Назван в честь Класс и тип судна Изготовитель Строительство начато Спущен на воду Введён в эксплуатацию Статус Основные характеристики Водоизмещение Длина Ширина Осадка Двигатели Мощность Скорость хода Дальность плавания Экипаж Вооружение Артиллерия Зенитная артиллерия Авиационная группа  Изображения на Викискладе
США США
Индианаполис
Тяжёлый крейсер типа «Портленд»
[d]
31 марта 1930 года
7 ноября 1931 года
15 ноября 1932 года
погиб 30 июля 1945 года
10 258 т (стандартное),12 775 т (полное)
180,4 м / 185,9 м
20,1 м
6,4 м
4 ТЗА
107 000 л. с. (78,7 МВт)
32,5 узла (60,2 км/ч)
10 000 морских миль на скорости 15 узлов
1197 человек
3 × 3 — 203-мм/55
8 × 1 — 127-мм/25,8 × 1 — 12,7 пулемётов
4 гидросамолёта,2 катапульты

«Индианаполис» (англ. USS Indianapolis (CA-35) — американский тяжёлый крейсер типа «Портленд».

Погиб 30 июля 1945 года. Катастрофа крейсера вошла в историю ВМС США как наиболее массовая гибель личного состава (883 человека) в результате одного затопления.

«Индианаполис» стал последним крупным кораблём ВМС США, потопленным во Второй мировой войне.

Строительство[ | ]

Заказан для флота США в 1930 году, стал вторым и последним кораблем в серии тяжёлых крейсеров типа «Портленд». Изначально проектировался как лёгкий с обозначением CL-35, но 1 июля 1931 года в соответствии с Лондонским морским соглашением был переклассифицирован в тяжёлые со сменой номера на СА-35.

Вся серия из восьми кораблей проектировалась в качестве лёгких крейсеров как развитие крейсеров типа «Нортхэмптон», но достроены были всего два корабля (остальные шесть вместе с полученными наработками во время строительства были закончены как новый тип крейсеров — «Нью-Орлеан»).

Заложен 31 марта 1930 года корпорацией , спущен на воду 7 ноября 1931 года (почти на полгода ранее, чем заложенный раньше первый корабль серии — «Портленд»). Принят на службу 15 ноября 1932 года.

Служба[ | ]

За время службы крейсер получил 10 боевых звёзд за участие в боях Второй мировой войны.

30 июля 1945 года, вскоре после выполнения миссии по доставке критически важных частей первой атомной бомбы «Малыш» на базу ВВС США на острове Тиниан, корабль был торпедирован подводной лодкой I-58 Императорского флота Японии. Корабль затонул через 12 минут. Из 1197 человек на борту около 300 утонули вместе с кораблём. Примерно 880 человек осталось на поверхности океана с несколькими спасательными шлюпками без еды и воды. За 4 дня, проведённых в воде, выжившие столкнулись с обезвоживанием, гипотермией, нападениями акул и сильными галлюцинациями. По некоторым оценкам около 60-80 моряков погибло из-за нападений акул, это считается одной из крупнейших акульих атак. Помощь пришла только 2 августа, когда плавающих заметил патрульный самолёт . Прибывшим спасателям удалось поднять только 321 моряка, из которых четверо вскоре скончались.

Маршрут последнего похода

Перед затоплением «Индианаполис» посылал сигналы бедствия, которые были приняты на трёх станциях. Ни одна из них не среагировала на сообщение: командир первой был пьян, командир второй приказал подчинённым не беспокоить его, а командир третьей решил, что это обман японцев[1]. На слушаниях в Сенате в 1999 году радист корабля подтвердил, что сигнал был передан за несколько минут до затопления. Также вскоре после случившегося морская разведка перехватила сообщение о потопленном в районе маршрута «Индианаполиса» крейсере, переданное с I-58 в штаб, но оно также было проигнорировано[2].

Капитан Чарльз Маквэй, который командовал кораблём с ноября 1944 года, был одним среди выживших после гибели судна, в день крушения ему исполнилось 47 лет. В ноябре 1945 года он был привлечён военным трибуналом к ответственности по обвинению в «подвержении опасности корабля из-за невыполнения противоторпедных маневров». С другой стороны были и факты того, что само командование поставило корабль в опасное положение, не обеспечив противолодочный эскорт.

Позже сам капитан атаковавшей японской подлодки I-58 Мотицура Хасимото засвидетельствовал, что даже исполнение кораблем противоторпедных маневров не принесло бы никакого результата и корабль все равно был бы торпедирован. С его слов он выпустил по крейсеру 6 торпед с малой дистанции, две из которых попали в цель.

Со временем адмирал флота Честер Нимиц отменил приговор Маквэя и восстановил его в должности. Маквэй ушёл в отставку в 1949 году в звании контр-адмирала. Многие выжившие с корабля утверждали, что вины капитана в гибели судна нет, в то же время некоторые члены семей погибших думали совсем наоборот. В 1968 году Маквэй застрелился из наградного револьвера.

В октябре 2000 года Конгресс США утвердил резолюцию о реабилитации Маквэя по обвинению в гибели крейсера, резолюция была подписана президентом США Биллом Клинтоном. В июле 2001 года главный секретарь Военно-морских сил США приказал очистить личное дело капитана Маквэя от каких либо записей, обвиняющих его в гибели крейсера.

Упоминания в культуре[ | ]

  • В фильме Стивена Спилберга «Челюсти» герой Роберта Шоу, рыбак Квинт, рассказывает о гибели «Индианаполиса» и тяжёлых испытаниях, которые ожидали выживших моряков, в том числе нападениях акул.
  • 29 сентября 1991 в США состоялась премьера фильма «Миссия акулы».
  • 24 августа 2016 года в США состоялась премьера художественного фильма «Крейсер» о судьбе крейсера и экипажа. В России фильм вышел на экраны 22 сентября 2016.

См. также[ | ]

Примечания[ | ]

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

Крейсер "Индианаполис": описание, история и трагедия

В конце июля 1945 года произошла самая масштабная морская катастрофа за всю историю военно-морских сил США. Незадолго до окончания войны американский крейсер "Индианаполис" был торпедирован и потоплен японской подводной лодкой. Две торпеды, выпущенные субмариной, унесли жизни более девятисот моряков.

Добровольцы на военном флоте

После того кошмара, который японская авиация устроила 7 декабря 1941 года на американской военно-морской базе Перл-Харлбор, Соединённые штаты оказались втянутыми в кровавую бойню Второй мировой войны. Среди стран-союзников им отводилась важная роль в ведении боевых действий на море, и тысячи американских парней, воодушевлённых потоком патриотических речей, хлынувших на них из радиоприёмников и со страниц газет, записывались добровольцами на флот.

Особый повод для гордости был у тех, чьим местом службы оказался крейсер USS Indianapolis, и это неслучайно. Боевой корабль, спущенный на воду 15 ноября 1932 года, успел войти в число наиболее известных и престижных судов. Ему неизменно отдавал предпочтение в своих морских путешествиях президент Теодор Рузвельт. Пересекая океан на его борту, он совершал визиты доброй воли. Палуба крейсера помнила также многих членов королевских семейств и лидеров мировой политики.

Корабль и его капитан

Крейсер даже своими размерами соответствовал столь исключительному положению. Достаточно сказать, что на палубе можно было без труда разместить два футбольных поля. Общая длина составляла 186 м, а водоизмещение равнялось 12775 т. На этом гиганте несли службу 1269 человек. Главную ударную силу составляли три носовых орудия калибром 203 мм. Кроме того, в его арсенал входило большое количество бортовых орудий и несколько зенитных установок.

Были у него и достойные капитаны, умевшие точно и в срок выполнить любой приказ верховного командования, чем сумели создать кораблю добрую репутацию. Последним из них стал назначенный 18 декабря 1944 года Чарльз Батлер МакВей – молодой и блестяще зарекомендовавший себя офицер. Трудно было предположить, что именно ему уготовано судьбой вести крейсер "Индианаполис" в его последний поход.

Накануне завершения войны

В результате активных боевых действий весной 1944 года корабли американского флота находились лишь в нескольких милях от побережья Японии. Для решающего наступления им требовалось овладеть идеальным плацдармом – островом Окинава. Сознание близкого конца войны и скорой победы поднимало боевой дух моряков и удваивало силы.

В то же время их противники оказались в крайне сложном положении. У японцев не только была уничтожена большая часть флота и израсходованы боеприпасы, но подходил к концу весь имевшийся резерв живой силы. В этой критической обстановке их командованием было принято решение ввести в бой камикадзе – лётчиков-смертников, фанатиков, готовых отдать свои жизни за императора.

Годом ранее отряд японских самолётов, начинённых взрывчаткой и пилотируемых добровольными самоубийцами, атаковал американские боевые корабли во время сражения за Филиппины. Тогда и в последующие несколько месяцев более двух тысяч самолётов-снарядов совершили боевые вылеты, нанеся флоту США ощутимый урон. Ввиду сложившейся обстановки, император отдал приказ вновь применить это оружие.

Атака смертников

Как свидетельствуют документы, крейсер "Индианаполис" подвергся атаке смертников ранним утром 31 марта. Отразить её было крайне сложно, ведь остановить камикадзе можно было, только расстреляв самолет в воздухе, а это удавалось далеко не всегда.

Уже через несколько минут после начала боя один из самолётов, спикировав из нависших над морем облаков, врезался в носовую часть крейсера. Последовавший затем взрыв унёс жизни девяти моряков, а причинённые им повреждения вынудили командование снять корабль с боевого дежурства и направить для ремонта в доки Сан-Франциско. Но, несмотря ни на что, настроение у всех было приподнятое, ведь шёл последний год войны – 1945.

Крейсер "Индианаполис" выполняет секретный приказ

Как рассказывали потом выжившие участники тех событий, большинство членов экипажа корабля было уверено, что война для них закончена и капитуляция Японии будет подписана ещё до окончания ремонта. Но судьба распорядилась иначе. В начале июля, когда ещё шли боевые действия, капитан получил приказ, на основании которого крейсер ВМС США "Индианаполис" должен был взять на борт особо секретный груз и доставить его в указанный пункт назначения.

Вскоре на корабль были подняты два контейнера, к которым незамедлительно приставили вооружённую охрану. В те дни никто из моряков не знал, что содержит в себе этот загадочный груз, а большинству из них так и не суждено было это узнать. Но успевший завершить ремонт крейсер, согласно приказу, вышел в море и взял курс на Гавайи. Он шёл с предельной скоростью тридцать четыре узла, весь путь покрыл за трое суток.

Перевозчики атомной смерти

Достигнув цели путешествия, капитан МакВей получил радиограмму следовать дальше к Марианским островам, находившимся на расстоянии двух тысяч миль на запад. Конечным же пунктом назначения оказался входящий в их число остров Тиниан. Там с соблюдением максимальных предосторожностей контейнеры были сняты с палубы и доставлены на берег.

Теперь уже ни для кого не секрет, что в них находились урановые сердечники для атомных бомб, одна из которых через десять дней была сброшена на Хиросиму, и её взрыв, уничтоживший по самым скромным подсчётам сто шестьдесят тысяч человек, заставил содрогнуться мир. Но тогда этого ещё никто не знал, и человечество не представляло себе всех последствий ядерного апокалипсиса. Это была ещё военная тайна.

Гибели крейсера "Индианаполис" предшествовало распоряжение, полученное капитаном сразу после выгрузки контейнеров. Ему предписывалось следовать в западную часть Тихого океана к острову Гуам, а затем на Филиппины. Война заканчивалась, и очередной приказ был воспринят экипажем "Индианополиса" как приглашение к морской прогулке, не таящей в себе никакой опасности.

Ошибка капитана МакВея

Доки Сан-Франциско крейсер "Индианаполис" покинул 16 июля, и в тот же день от пирса японской морской базы неслышно отошла субмарина, значившаяся под номером I-58. Её капитан Мочитсура Хашимото был опытным подводником, который проплавал всю войну и привык смотреть в лицо смерти. В этот раз он вывел свой корабль на охоту за американцами, которых предчувствие скорой победы часто лишало элементарной осторожности.

Согласно установленным правилам, в зоне военных действий надводные суда, чтобы не быть обнаруженными подлодками противника, должны двигаться зигзагами. Именно так и водил свои корабли всю войну капитан МакВей, но царившая вокруг эйфория победы сыграла с ним злую шутку. Поскольку не было никаких сведений о присутствии в этом районе субмарин противника, он пренебрёг обычной предосторожностью. Это преступное легкомыслие стало впоследствии кошмаром, преследовавшим его до конца жизни.

Морской охотник

Тем временем эхолоты японской субмарины уловили звук, издаваемый винтами крейсера, и об этом было незамедлительно доложено командиру. Мочитсура Хашимото приказал подготовить торпеды к бою и следовать за судном, выбирая наилучший момент для атаки. Для экипажа крейсера этот поход представлял собой обычную служебную рутину, и никто даже не подозревал, что их корабль преследуется вражеской подлодкой. Это позволило японцам скрытно следовать за американцами ещё несколько миль.

Наконец, когда расстояние позволяло произвести боевой пуск с достаточной уверенностью в попадании, японская субмарина выпустила по крейсеру две торпеды. Через минуту Хашимото сквозь окуляры перископа увидел взметнувшийся к небу фонтан воды. Это свидетельствовало о том, что одна из них достигла цели. Выполнив боевую задачу, подлодка скрылась в глубинах океана так же незаметно, как и появилась.

Катастрофа

Да, действительно, на беду моряков это было прямое попадание. Взрыв, произошедший в районе машинного отделения, уничтожил всю находившуюся в нём команду. В образовавшуюся пробоину хлынула вода, и, несмотря на свои огромные размеры, тяжелый крейсер "Индианаполис" стал крениться на правый бок. В данной ситуации катастрофа была неизбежна, и капитан МакВей отдал приказ экипажу покинуть корабль.

Атака субмарины, ставшая для всех полной неожиданностью, взрыв и последовавшая за ним роковая команда стали причинами паники и хаоса, охватившими гибнущее судно. Тысяча двести членов экипажа одновременно искали спасения, на ходу надевая спасательные жилеты и бросаясь в воду. Удивительно, но оказалось, что аварийных плав-средств на всех не хватает – их количество не соответствовало численности экипажа. По этой причине большинство моряков в ожидании помощи было обречено на длительное пребывание в воде.

Начало четырёхдневного кошмара

Оказавшись среди огромного масляного пятна, расплывшегося вокруг подбитого крейсера, они стали свидетелями того, как погибал корабль, ещё недавно считавшийся красой и гордостью американского флота. У них на глазах крейсер медленно опрокинулся набок, носовая часть полностью ушла под воду, отчего корма задралась вверх, и, наконец, всё судно, как бы исчерпав последние силы в борьбе с океаном, провалилось в глубину.

В этот день для девятисот моряков, выживших после торпедной атаки японской субмарины и оказавшихся посреди океана без шлюпок, без питьевой воды и продуктов питания, начала разворачиваться настоящая трагедия. Многие находились в шоковом состоянии. Со всех сторон доносились крики о помощи, но оказать её было некому. Чтобы как-то подбодрить команду, капитан пытался уверить всех, что они находятся на одном из главных морских путей и, несомненно, скоро будут обнаружены.

Однако всё складывалось иначе. Так как взрывом была повреждена корабельная радиостанция и не удалось вовремя послать сигнал бедствия, командование флота даже не подозревало о произошедшем. На острове Гуам, куда следовал крейсер, его отсутствие объяснили возможным изменением курса и не стали поднимать тревогу. В результате прошло четыре дня, прежде чем терпящие бедствие были случайно замечены американским бомбардировщиком, совершавшим в этом районе патрульный полёт.

Смерть среди акул

Но дожили до этого дня лишь немногие. Кроме жажды, голода и переохлаждения, моряков подстерегала в открытом океане ещё одна страшная опасность – акулы. Вначале на поверхности воды появилось несколько одиночных плавников, затем их число увеличилось, и вскоре всё пространство вокруг моряков буквально кишело ими. Среди людей началась паника. Никто не знал, что предпринять и как можно защититься от этих безжалостных океанских хищников.

А акулы всё теснее сжимались кольцом вокруг своих жертв. Они то выныривали, высоко вздымая над поверхностью свои открытые пасти, то вновь уходили в глубину. Внезапно, перекрывая шум волн, раздался пронзительный человеческий крик, и вода окрасилась кровью. Это послужило сигналом для остальных акул. Они стали хватать беспомощных людей и ещё живых увлекать в глубину.

Продолжение трагедии

Адское пиршество то прекращалось, то возобновлялось в течение трёх дней. Из девятисот моряков, оказавшихся в воде после трагедии, произошедшей с крейсером ВМФ США "Индианаполис", едва ли не половина оказалась жертвой акул.

Но вскоре к этой опасности прибавилась ещё одна. Дело в том, что спасательные жилеты, благодаря которым моряки продолжали держаться на воде, были рассчитаны на трое суток. Исчерпав свой ресурс, они пропитывались водой и теряли плавучесть. Таким образом, гибель становилась неотвратимой.

Прибытие спасателей

Лишь 2 августа, то есть на четвёртый день трагедии те немногие, кто ещё оставался в живых, услышали над головами звук самолёта. Обнаруживший их пилот немедленно сообщил в штаб, и с этого момента началась спасательная операция. До подхода основных судов к месту, где произошла катастрофа крейсера "Индианаполис", прибыл гидросамолёт и, совершив рискованную посадку среди пенящихся волн, стал своеобразной пристанью для всех, кому удалось выжить.

Вскоре к месту трагедии подошли два корабля – эсминец USS Bassett и госпитальное судно USS Tranquility, которое доставило спасшихся в Гуам, где им была оказана медицинская помощь. Из 1189 человек, находившихся на борту, выжило лишь 316. Остальным морякам крушение крейсера "Индианаполис" стоило жизни. До конца войны оставалось только 17 дней.

Вердикт, вынесенный трибуналом

Трагедия крейсера "Индианаполис" вызвала широкий резонанс среди американской и мировой общественности. Едва пережив ужасы войны, люди требовали незамедлительно найти и наказать виновных случившегося. Министерство обороны требовало предать суду капитана МакВея, инкриминируя ему преступную халатность, в результате которой судно не совершило предписанное в подобных случаях движение зигзагом и стало лёгкой добычей вражеской субмарины.

По решению трибунала, состоявшегося 19 декабря 1945 года, капитан крейсера "Индианаполис" был понижен в воинском звании, но тюрьмы избежал. Любопытно, что свидетелем по делу был приглашён бывший командир японский подлодки Мочитсура Хашимото, тот самый, который отправил на дно злополучный крейсер. Война закончилась, и прежние враги теперь вместе решали важные юридические вопросы.

Личная трагедия капитана

Вердикт, вынесенный трибуналом, стал поводом для многочисленных споров. На всех уровнях раздавались голоса, обвинявшие командование флота в желании свалить вину за гибель крейсера "Индианополис" на одного МакВея и тем самым избежать ложившиеся на них доли ответственности. Закончилось, однако, тем, что через несколько месяцев адмирал флота Честер Нимиц личным указом восстановил его в прежнем звании, а ещё через четыре года тихо и без шума отправил на пенсию.

Однако именно ему в конечном итоге суждено было стать ещё одной жертвой, к которой привела гибель крейсера "Индианаполис". История его смерти стала сама по себе трагедией. Известно, что на протяжении последующих лет МакВей регулярно получал письма от членов семей моряков, в гибели которых его обвиняли. Несмотря на то что официально он был освобождён от ответственности, многие считали его главным виновником случившегося. Очевидно, этим обвинениям вторил и голос его совести. Не сумев преодолеть нравственных мучений, в 1968 году капитан МакВей застрелился.

История крейсера "Индианаполис" вновь стала темой обсуждений в 2000 году, когда конгресс США вынес резолюцию, на основании которой с МакВея полностью снимались все предъявленные ранее обвинения. Этот документ утвердил своей подписью президент Америки Билл Клинтон, затем была внесена соответствующая запись в личное дело капитана, хранившееся в архиве военно-морского флота.

В городе Индианополис, чьё имя носил погибший крейсер, в его честь создан мемориал. Раз в два года 30 июля в день, когда японская торпеда положила конец боевому пути корабля, к памятнику съезжаются все выжившие участники событий тех дней, чтобы ещё раз разделить боль общей потери. Но время неумолимо, и с каждым годом их становится всё меньше.

fb.ru

Индианаполис (крейсер) Википедия

Тяжёлый крейсер «Индианаполис»USS Indianapolis (CA-35)«Индианаполис»СлужбаНазван в честьКласс и тип суднаИзготовительСтроительство начатоСпущен на водуВведён в эксплуатациюСтатусОсновные характеристикиВодоизмещениеДлинаШиринаОсадкаДвигателиМощностьСкорость ходаДальность плаванияЭкипажВооружениеАртиллерияЗенитная артиллерияАвиационная группа Изображения на Викискладе
США США
Индианаполис
Тяжёлый крейсер типа «Портленд»
New York Shipbuilding Corporation[d]
31 марта 1930 года
7 ноября 1931 года
15 ноября 1932 года
погиб 30 июля 1945 года
10 258 т (стандартное),12 775 т (полное)
180,4 м / 185,9 м
20,1 м
6,4 м
4 ТЗА
107 000 л. с. (78,7 МВт)
32,5 узла (60,2 км/ч)
10 000 морских миль на скорости 15 узлов
1197 человек
3 × 3 — 203-мм/55
8 × 1 — 127-мм/25, 8 × 1 — 12,7 пулемётов
4 гидросамолёта,2 катапульты

«Индианаполис» (англ. USS Indianapolis, CA-35) — американский тяжёлый крейсер типа «Портленд».

Потоплен 30 июля 1945 года. Катастрофа крейсера вошла в историю ВМС США как наиболее массовая гибель личного состава (883 человека) в результате одного затопления.

«Индианаполис» стал последним крупным кораблём ВМС США, потопленным во Второй мировой войне.

Строительство

Заказан для флота США в 1930 году, стал вторым и последним кораблём в серии тяжёлых крейсеров типа «Портленд». Изначально проектировался как лёгкий с обозначением CL-35, но 1 июля 1931 года в соответствии с Лондонским морским соглашением был переклассифицирован в тяжёлые со сменой номера на СА-35.

Вся серия из восьми кораблей проектировалась в качестве лёгких крейсеров как развитие крейсеров типа «Нортхэмптон», но достроены были всего два корабля (остальные шесть вместе с полученными наработками во время строительства были закончены как новый тип крейсеров — «Нью-Орлеан»).

Заложен 31 марта 1930 года корпорацией New York Shipbuilding, спущен на воду 7 ноября 1931 года (почти на полгода ранее, чем заложенный раньше первый корабль серии — «Портленд»). Принят на службу 15 ноября 1932 года.

Служба

За время службы крейсер получил 10 боевых звёзд за участие в боях Второй мировой войны.

30 июля 1945 года, вскоре после выполнения миссии по доставке критически важных частей первой атомной бомбы «Малыш» на базу ВВС США на острове Тиниан, корабль был торпедирован подводной лодкой I-58 Императорского флота Японии. Корабль затонул через 12 минут. Из 1197 человек на борту около 300 утонули вместе с кораблём. Примерно 880 человек осталось на поверхности океана с несколькими спасательными шлюпками без еды и воды. За 4 дня, проведённых в воде, выжившие столкнулись с обезвоживанием, гипотермией, нападениями акул и сильными галлюцинациями. По некоторым оценкам около 60-80 моряков погибло из-за нападений акул, это считается одной из крупнейших акульих атак. Помощь пришла только 2 августа, когда плавающих заметил патрульный самолёт PV-1 Ventura. Прибывшим спасателям удалось поднять только 321 моряка, из которых четверо вскоре скончались.

Маршрут последнего похода

Перед затоплением «Индианаполис» посылал сигналы бедствия, которые были приняты на трёх станциях. Ни одна из них не среагировала на сообщение: командир первой был пьян, командир второй приказал подчинённым не беспокоить его, а командир третьей решил, что это обман японцев[1]. На слушаниях в Сенате в 1999 году радист корабля подтвердил, что сигнал был передан за несколько минут до затопления. Также вскоре после случившегося морская разведка перехватила сообщение о потопленном в районе маршрута «Индианаполиса» крейсере, переданное с I-58 в штаб, но оно также было проигнорировано[2].

Капитан Чарльз Маквэй, который командовал кораблём с ноября 1944 года, был одним среди выживших после гибели судна, в день крушения ему исполнилось 47 лет. В ноябре 1945 года он был привлечён военным трибуналом к ответственности по обвинению в «подвержении опасности корабля из-за невыполнения противоторпедных манёвров». С другой стороны были и факты того, что само командование поставило корабль в опасное положение, не обеспечив противолодочный эскорт.

Позже сам капитан атаковавшей японской подлодки I-58 Мотицура Хасимото засвидетельствовал, что даже исполнение кораблём противоторпедных манёвров не принесло бы никакого результата и корабль всё равно был бы торпедирован. С его слов он выпустил по крейсеру 6 торпед с малой дистанции, две из которых попали в цель.

Со временем адмирал флота Честер Нимиц отменил приговор Маквэя и восстановил его в должности. Маквэй ушёл в отставку в 1949 году в звании контр-адмирала. Многие выжившие с корабля утверждали, что вины капитана в гибели судна нет, в то же время некоторые члены семей погибших думали совсем наоборот. В 1968 году Маквэй застрелился из наградного револьвера.

В октябре 2000 года Конгресс США утвердил резолюцию о реабилитации Маквэя по обвинению в гибели крейсера, резолюция была подписана президентом США Биллом Клинтоном. В июле 2001 года главный секретарь Военно-морских сил США приказал очистить личное дело капитана Маквэя от каких либо записей, обвиняющих его в гибели крейсера.

18 августа 2017 года обломки крейсера были обнаружены исследовательской группой на дне Тихого океана на глубине свыше 5400 метров. При этом точное местоположение обломков не разглашается.[3][4]

Упоминания в культуре

  • В фильме Стивена Спилберга «Челюсти» герой Роберта Шоу, рыбак Квинт, рассказывает о гибели «Индианаполиса» и тяжёлых испытаниях, которые ожидали выживших моряков, в том числе нападениях акул.
  • 29 сентября 1991 года в США состоялась премьера фильма «Миссия акулы».
  • 24 августа 2016 года в США состоялась премьера художественного фильма «Крейсер» о судьбе крейсера и экипажа. В России фильм вышел на экраны 22 сентября 2016 года.

См. также

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Индианаполис (крейсер) Википедия

Тяжёлый крейсер «Индианаполис»USS Indianapolis (CA-35)«Индианаполис»СлужбаНазван в честьКласс и тип суднаИзготовительСтроительство начатоСпущен на водуВведён в эксплуатациюСтатусОсновные характеристикиВодоизмещениеДлинаШиринаОсадкаДвигателиМощностьСкорость ходаДальность плаванияЭкипажВооружениеАртиллерияЗенитная артиллерияАвиационная группа Изображения на Викискладе
США США
Индианаполис
Тяжёлый крейсер типа «Портленд»
New York Shipbuilding Corporation[d]
31 марта 1930 года
7 ноября 1931 года
15 ноября 1932 года
погиб 30 июля 1945 года
10 258 т (стандартное),12 775 т (полное)
180,4 м / 185,9 м
20,1 м
6,4 м
4 ТЗА
107 000 л. с. (78,7 МВт)
32,5 узла (60,2 км/ч)
10 000 морских миль на скорости 15 узлов
1197 человек
3 × 3 — 203-мм/55
8 × 1 — 127-мм/25, 8 × 1 — 12,7 пулемётов
4 гидросамолёта,2 катапульты

«Индианаполис» (англ. USS Indianapolis, CA-35) — американский тяжёлый крейсер типа «Портленд».

Потоплен 30 июля 1945 года. Катастрофа крейсера вошла в историю ВМС США как наиболее массовая гибель личного состава (883 человека) в результате одного затопления.

«Индианаполис» стал последним крупным кораблём ВМС США, потопленным во Второй мировой войне.

Строительство[ | код]

Заказан для флота США в 1930 году, стал вторым и последним кораблём в серии тяжёлых крейсеров типа «Портленд». Изначально проектировался как лёгкий с обозначением CL-35, но 1 июля 1931 года в соответствии с Лондонским морским соглашением был переклассифицирован в тяжёлые со сменой номера на СА-35.

Вся серия из восьми кораблей проектировалась в качестве лёгких крейсеров как развитие крейсеров типа «Нортхэмптон», но достроены были всего два корабля (остальные шесть вместе с полученными наработками во время строительства были закончены как новый тип крейсеров — «Нью-Орлеан»).

Заложен 31 марта 1930 года корпорацией New York Shipbuilding, спущен на воду 7 ноября 1931 года (почти н

ru-wiki.ru

Википедия - свободная энциклопедия

Избранная статья

Кассиодор (лат. Flavius Magnus Aurelius Cassiodorus Senator, между 480—490, Сцилациум, Бруттий — между 585—590, там же) — римский писатель-панегирист, историк и экзегет, государственный деятель во время правления короля остготов Теодориха Великого и его преемников, вершиной его карьеры стала должность префекта претория Италии.

Происходил из сирийского рода, поселившегося в Италии в IV веке, три поколения его предшественников занимали разнообразные государственные посты. Кассиодор начал карьеру придворного панегириста в первом десятилетии VI века. После падения Остготского королевства Кассиодор, по-видимому, полтора десятилетия провёл в Константинополе, в 554 году удалился в родовое имение на юге Италии, где основал просветительский центр, монастырь Виварий, в котором занялся реализацией своей образовательной и культурной программы. В библиотеке Вивария имелись все основные произведения позднеримской христианской литературы, а также многие классические сочинения; в монастыре осуществлялись переводы с греческого языка, которым сам Кассиодор владел слабо. Последние труды — о правописании и исчислении даты Пасхи — написаны в 93-летнем возрасте.

Принципиальная обращённость произведений Кассиодора к современникам обеспечила популярность его трудов, его наследие широко использовали Павел Диакон, Беда Достопочтенный, Гинкмар Реймский, Алкуин, Рабан Мавр, Марсилий Падуанский. Традиция скриптория и школы Вивария были продолжены в Монте-Кассино и аббатстве Боббио.

(далее…)

encyclopaedia.bid

Был ли виноват капитан крейсера «Индианаполис»?

Что же говорит нам об этом инциденте официальная история? Итак, американский тяжелый крейсер типа «Портленд» - «Индианаполис» или же, иначе говоря - USS Indianapolis (CA-35), только что закончил перевозку нескольких частей атомной бомбы под ласковым названием «Малыш», которая позднее будет сброшена на японский город Хиросиму. Миссия фактически была выполнена, капитан Чарльз Б. МакВэй III, хотя и отдал приказ личному составу быть особенно внимательными, так как на море ощущалось значительное волнение, все же был расслаблен: оно и понято, ведь именно в этот день – 30 июля 1945 года, он праздновал свой 47-ой день рождения.

Однако внезапно непринужденное веселье было прервано сигналом тревоги: на крейсер было совершенно нападение японской подлодки, которая не была замечена из-за непогоды. В корпус корабля попали две торпеды, образовавшихся пробоин оказалось достаточно, чтобы крейсер затонул буквально в течение двенадцати минут.

Был ли виноват капитан крейсера «Индианаполис»? Из более чем тысячи человек на борту триста моряков погибли сразу, утонув вместе с кораблем, остальным восьмистам удалось выжить с помощью спасательных шлюпок.

МакВэй вместе с остатками своей команды в течение четырех дней дрейфовал в открытом море. Моряки пережили многое: у них не было еды и воды, что привело к обезвоживанию, голоду и галлюцинациям. Кроме того, они столкнулись с атаками акул и солнечными ожогами.

Был ли виноват капитан крейсера «Индианаполис»? Лишь 2 августа выживших людей заметил патрульный самолет, который и сообщил о них на большую землю. В трагедии крейсера выжили лишь триста семнадцать моряков.

Среди переживших крушение оказался и капитан МакВэй, на которого обрушилась критика, как со стороны военного руководства, так и со стороны прессы. В ноябре 1945 года военный трибунал принял решение лишить капитана всех званий и наград, так как, по мнению специалистов, командир корабля не выполнил полагающихся в таких ситуациях противоторпедных маневров, то есть, не повел крейсер зигзагами.

Был ли виноват капитан крейсера «Индианаполис»? Через некоторое время и без особой огласки и шумихи тогдашний адмирал американского флота Честер Нимиц вернул МакВэю звание, награды и отменил приговор, особо не объясняя причин. Через четыре года Чарльз Б. МакВэй III ушел в отставку уже в звании контр-адмирала ВМФ США. Однако давление родственников погибших, а также СМИ на военного не ослабевало даже с его уходом на пенсию. Был ли виноват капитан крейсера «Индианаполис»? В 1968 году, не выдержав постоянного потока угроз и обвинений, пожилой МакВэй застрелился из наградного оружия.

И эта история так и осталась бы незавершенной, а честь МакВея не восстановленной, если бы не пытливый ум американского школьника по имени Скотт Хантер, учащегося в 1996 году в шестом классе.

Был ли виноват капитан крейсера «Индианаполис»? Для него все началось довольно буднично: учительница задала ему и его одноклассникам подготовить доклады о разных событиях Второй мировой войны. Хантеру досталась трагедия «Индианаполиса».

Неглупый парень начал видеть нестыковки с самого начала своего «расследования». Например, в книгах и материалах СМИ никак не находился вопрос: откуда у капитана, который опорочил честь мундира, оказался наградной револьвер и почему за время его травли во всех известных источниках он успел подрасти в звании до контр-адмирала.

Чтобы разобраться, Хантер начал вести активную переписку со всеми выжившими моряками крейсера, и на удивление многие из них не считали капитана виновным в трагедии, так как являлись свидетелями подробных обстоятельств происходящего. Выяснилось в частности, что корабль посылал сигналы бедствия, которые были приняты тремя разными станциями. Однако начальник одной станции был пьян и не смог принять сигнал, на второй станции командир приказал подчиненным не беспокоить его, а на третьей станции решили, что Императорский флот Японии, таким образом, хочет их обмануть.

Кроме того, капитан просто не мог отдать приказа двигаться зигзагами, так как на море было неспокойно, и это увеличивало шансы корабля на переворачивание во время шторма. По этой же причине экипажем не была замечена подводная лодка японцев. Даже сам японский капитан Мохитцуро Хашимото, наносивший торпедные удары по крейсеру, подтвердил, что никакие маневры не спасли бы американское судно, так как всего было выпущено шесть снарядов, два из которых попали в цель.

Школьник пришел к выводу, что все обвинения в сторону МакВея являлись ни чем иным, как попыткой прикрыть высшее военное руководство, которое не обеспечило достойную защиту стратегически важного крейсера. Именно поэтому позднее адмирал Нимиц снял с капитана «Индианаполиса» все обвинения и реабилитировал его на флоте. Впрочем, все это делалось в условиях секретности, поэтому журналисты продолжали распространять первоначальную обвинительную версию.

Собрав все доказательства в одном докладе, Хантер направил результаты своего исследования прямиком в Конгресс, где в 2000 году дело Чарльза Б. МакВэя III было рассмотрено и принято решение полностью очистить биографию капитана от упоминания этого инцидента, чтобы вернуть ему доброе имя пусть и посмертно.

Был ли виноват капитан крейсера «Индианаполис»?

www.h-rf.ru