Самолет для дозаправки Ил-78. Ил 78


Самолет заправщик Ил-78. Фото и видео. Характеристики. История.

 

Ил-78 – самолет-заправщик, разработанный на базе Ил-76МД, применяется для дозаправки военных самолетов прямо в воздухе. Он является единственным типом самолетов-топливозаправщиков, стоящих на вооружении ВВС. Нередко его используют как военно-транспортный самолет (в модификации Ил-78 утратил такую возможность).

История Ил-78

В начале 70-х г. в связи с необходимостью замены самолетов-заправщиков М-4-2, Ту-16Н и 3М-3 начались работы по разработке нового специализированного самолета, строящегося на базе Ил-76. Но по-настоящему пригодным для данной роли машина стала только с появлением модификации Ил-76МД (в 1981 году) со взлетной массой до 190 тонн. В самолете были установлены 2 цилиндрические емкости, рассчитанные на 23 460 л, которые входили в общую топливную систему.

26 июня 1983 г. Ил-78 совершил свой первый полет. Им управлял В.С. Белоусов, опытный летчик-испытатель. На ташкентском авиационном производственном объединении в 1984 году развернули его серийное производство, которое проходило одновременно с Ил-76.

Основным отличием новой разработки от предыдущих самолетов-заправщиков, которые были ориентированы на обслуживание дальней авиации (преимущественно), являлась возможность взаимодействия с авиацией ПВО и фронтовой авиацией. На самолет установили 3 устройства (1 в кормовой части фюзеляжа и два на крылья) УПАЗ1, созданные под руководством В.И. Харченко и Г.И. Северина в НПП «Звезда».

Ил-78, помимо дозаправки в воздухе, может выступать и танкером для транспортировки топлива. При отдаче горючего на земле не используются УПАЗы, вместо них к внутрифюзеляжным бакам идут до четырех топливных проводов, которые выводятся через погрузочный бак. Еще для Ил-78 предусматривалась возможность конвертации в транспортный самолет, для чего два фюзеляжных бака и УПАЗы были выполнены съемными, а на борту были две грузовые лебедки с тянущим усилением 3 тыс. кгс, рольгантовое, тельферное и швартовочно-такелажное оборудование.

Ил-78 видео

В.С. Белоусов 7 марта 1988 года совершил первый полет на модификации заправщика Ил-78М, который имел повышенную взлетную массу до 210 тонн. Новый самолет не имел возможности быстро конвертироваться в транспортный, так как разработчики для увеличения перевозимого топлива внесли изменения в конструкцию. Например, в грузовом отсеке 3 несъемных цилиндрических бака, рассчитанных на 36 тонн топлива, отсутствует задний погрузочный люк и десантно-транспортное оборудование, что позволяет существенно сократить собственный вес конструкции на 5 тонн. Вместе с тем не было усилено крыло, изменению подверглось крепление фюзеляжного агрегата заправки (была установлена модификация ПАЗ-1М, которая оказалась более производительной).

На Ил-78 управление заправкой в воздухе происходит от отдельно оборудованного места оператора, которое находится вместо кормовой стрелковой установки. В воздухе одновременно могут дозаправиться два «легких» и один «тяжелый» самолет от подкрыльевых УПАЗов.

  • Ил-78 имеет взлетную массу в 190 тонн, 100 км – удаление от аэродрома вылета, возможность передачи 65 тонн топлива и 32-36 тонн при удалении в 2,5 тыс. км.

  • Ил-78М: 210 тонн – взлетная масса, 1800 км – удаление от аэродрома, передача топлива – 60-65 тонн и 32-35 тонн при удалении в 4 тыс. км.

 

Эти числа уменьшаются приблизительно вдвое при работе с грунтовых ВПП.

На конец 1991 года было произведено 45 самолетов модификаций Ил-78М или Ил-78. Позже, в 2003-2006 гг., было создано еще шесть самолетов (Ил-78МКИ), направленных в Индию.

 

Эксплуатация Ил-78

 

Первые 5 серийных машин в 1985 году поступили в Учебный центр ВТА, находящийся в Иванове, откуда 4 из них переданы в Узин (1986 год) и входили в состав дальней авиации.

Ил-78 в июне 1987 года приняли официально на вооружение ВВС.

В Советском Союзе, помимо работы с фронтовой и бомбардировочной авиацией, в числе задач самолета было обеспечение боевого дежурства и патрулирование стратегических ракетоносцев над Атлантическим и Тихим океанами, Арктикой. Для этого часть машин перелетала на дальневосточные и арктические аэродромы.

 

 

Авиаполки имели на вооружении Ил-78:

  • 409 авиаполк самолетов-заправщиков;

  • 106-я тяжелая бомбардировочная авиадивизия;

  • Украинская ССР, Узин. В полку на 1992 год находилось двадцать четыре Ил-78. При нем сформировали техническую базу для обучения личного состава и обслуживания самолетов;

  • 201-я тяжелая бомбардировочная авиадивизия;

  • Энгельс, РСФСР;

  • 12030-й авиаполк самолетов-заправщиков. В отдельной авиационной группе 6950 гвардейской авиабазы в городе Рязань числился двадцать один самолет (по состоянию на 2013 г.).

Модификации Ил-78

Довольно часто Ил-78 путают с летающей лабораторией Ил-76, которая специализировалась на испытании УПАЗов. Сегодня данная машина находится в Кировоградской летной академии.

 

Ил-78 характеристики:

Модификация   Ил-78
Размах крыла, м   50.50
Длина самолета,м   46.59
Высота самолета,м   14.76
Площадь крыла,м2   300.0
Масса, кг  
  пустого самолета   40000
  максимальная взлетная   190000
Внутренне топливо, л   82000
Тип двигателя   4 ТРДД Авиадвигатель Д-30КП
Тяга, кгс   4 х 117.68
Максимальная скорость, км/ч   850
Крейсерская скорость, км/ч   800
Скорость при дозаправке, км/ч   400-600
Практическая дальность, км   7300
Дальность действия, км   3650
Практический потолок, м   12000
Экипаж, чел   6
Полезная нагрузка:   Максимальная нагрузка - 65000 кг топлива
  Типовая нагрузка:  Крыльевые баки - 14800 кг топлива
  Фюзеляжные баки - 28000 кг топлива

 

Самолеты ОКБ Ильюшина

Боевые самолеты

avia.pro

Самолет Заправщик Ил-78, Технические Характеристики с Фото и Видео

Заправка самолета в воздухе – это одна из наиболее сложных задач, которые приходится выполнять пилотам современной авиации. Однако, преимущества, которые предоставляет подобная операция, перевешивают все риски и дополнительные расходы.

Дальность полета воздушного судна являлась одним из наиболее важных характеристик со времен появления первых самолетов. Дозаправка самолетов в воздухе позволяет существенно увеличить этот важнейший параметр. Либо вы можете увеличить массу полезной нагрузки самолета, при сохранении требуемой дальности действия. Используя дополнительную заправку в воздухе, вы можете сократить длину взлетно-посадочной полосы, за счет уменьшения веса топлива взлетающего самолета и сокращения его взлетной массы.

История вопроса

Все вышеперечисленные преимущества были очевидны еще на заре авиации. Поэтому первые попытки сделать это были предприняты еще до Первой мировой войны. Но из-за несовершенства тогдашней авиационной техники и большой сложности этой операции, дозаправка в воздухе распространения не получила.

Перекачка топлива осуществлялась таким образом: два самолета на небольшой скорости соединялись шлангом, через который из самолета, находящегося выше, топливо перетекало в другую машину под действием силы тяжести. Затем в систему дозаправки стали включать насосы, которые значительно ускорили процесс.

Активно работали в этом направлении немецкие конструкторы во время войны. С помощью дополнительной заправки в воздухе они планировали увеличить дальность полета своих бомбардировщиков, в надежде достичь территории США. Впервые массово применять дозаправку в воздухе начали американцы.

В Советском Союзе эксперименты с дозаправкой в воздухе начались в 30-е годы прошлого века. Был переоборудован самолет-разведчик Р-5. Однако, дальше экспериментов тогда дело не пошло.

Технология заправки в воздухе начала стремительно развиваться в годы холодной войны. Одной из основных ударных сил противоборствующих сторон в будущем глобальном конфликте должны были стать стратегические бомбардировщики – носители ядерного оружия. Эти самолеты несли постоянное дежурство, патрулируя определенные районы и находясь в воздухе непрерывно большое количество времени. Именно для этих машин активно применялась воздушная дозаправка. Основной советский стратегический бомбардировщик Ту-4 без дозаправки не мог достичь территории США – основного противника СССР.

В СССР было создано несколько специализированных самолетов-заправщиков, но к середине 70-х годов все они считались устаревшими. Требовался новый самолет. Его разработкой занялись в ОКБ Ильюшина. У специалистов этого бюро уже были наработки по этой теме. Еще в 1968 году в КБ вели разработку «летающего танкера», но тогда технические характеристики самолета не подошли заказчику.

В начале 80-х годов вопрос о новом самолете-заправщике встал очень остро. На вооружении ВВС СССР находились самолеты Ту-95МС, МиГ-31 и Су-24М, которые можно было заправлять в воздухе. Кроме того, планировалось появление еще одного «стратега» — Ту-160 и новейших самолетов четвертого поколения – Су-27 и МиГ-29. «Потенциальными клиентами» новой машины могли стать несколько тысяч самолетов.

Именно в это время, как нельзя кстати, появилась новая модификация недавно созданного транспортного самолета Ил-76. Ил-76МД обладал высокой МВМ (максимальной взлетной массой), что позволило увеличить объемы топлива, передаваемые при заправке. Новому самолет был присвоен собственный индекс Ил-78, и уже в середине 1983 году первый Ил-78 поднялся в воздух.

Произошло и еще одно событие, которое оказало непосредственное влияние на создание нового самолета-заправщика. В 1983 году в НПО «Звезда» был создан унифицированный подвесной агрегат заправки (УПАЗ), который прекрасно подходил для самолетов-заправщиков и устанавливался на разных типах машин.

До 1991 года успели выпустить 45 заправщиков Ил-78, позднее было сделано еще шесть самолетов для ВВС Индии.

Описание

Ил-78 был разработан на основе модификации самолета Ил-76, которая имела максимальную взлетную массу 190 тонн. В фюзеляже самолета были установлены две цилиндрические емкости по 14 тонн каждая. На самолете были установлены системы пожарной безопасности.

Основной особенностью новой машины стала возможность работать не только с самолетами дальней авиации, но заправлять машины фронтовой авиации и самолеты ПВО. Это стало возможным благодаря установке на Ил-78 трех устройств УПАЗ-1. Одно из них было расположено в кормовой части фюзеляжа и еще два находились на крыльях.

Обычно производилась дозаправка одного стратегического бомбардировщика или транспортного самолета через кормовой УПАЗ или двух самолетов фронтовой авиации через УПАЗы, установленные на крыльях.

УПАЗ представлял собой контейнер с турбонасосом и шлангом, смотанным в барабан, с длиною 28 метров.

Также Ил-78 мог работать как танкер для перевозки горячего. Выгрузка топлива на земле происходила без участия УПАЗов. Технические характеристики Ил-78 позволяли ему передавать до 65 тонн топлива на расстоянии в 1000 километров.

Этот самолет еще мог использоваться как транспортный. Емкости для горючего, расположенные внутри фюзеляжа, были сделаны съемными. Также салон был обеспечен погрузочным оборудованием. Однако, для перевозки грузов Ил-78 использовался крайне редко.

Технические характеристики Ил-78

МодификацияИл-78
Размах крыла, м50,50
Длина самолета, м46,59
Высота самолета, м14,76
Площадь крыла, м2300
Масса, кг
пустого самолета40000
максимальная взлетная190000
Внутренне топливо, л82000
Тип двигателя4 ТРДД Д-30КП
Тяга, кгс4 х 117,68
Максимальная скорость, км/ч850
Крейсерская скорость, км/ч800
Скорость при дозаправке, км/ч400-600
Практическая дальность, км7300
Дальность действия, км3650
Практический потолок, м12000
Экипаж, чел6
Полезная нагрузка:Максимальная нагрузка — 65000 кг топлива
Фюзеляжные баки — 28000 кг топлива

militaryarms.ru

Ил-78М-90А — новый летающий танкер

29 ноября 2017 года в Ульяновске на заводе «Авиастар-СП» на лётно-испытательную станцию был передан первый российский топливозаправщик Ил-78М-90А (бортовой 78741, зав. 0201). Самолёт собран в рамках контракта с Минобороны России на проведение опытно-конструкторских работ по созданию перспективного воздушного судна. Потребность в топливозаправщиках составляет не менее 20 машин.

Ил-78М-90А — первый самолёт-топливозаправщик, произведённый в постперестроечной России. До сих пор все самолёты типа Ил-78 собирались в Узбекистане на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В. П. Чкалова (ТАПОиЧ). Последний из них, Ил-78МКИ для ВВС Индии, покинул стены завода в 2004 году.

За всю постсоветскую историю России до Ил-78М-90А в стране не было произведено ни одного специализированного самолёта-топливозаправщика.

25 января 2018 года воздушный танкер совершил первый полёт. Пилотировал самолёт шеф-пилот «Ильюшина» Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель РФ Николай Дмитриевич Куимов.

Самолёт оснащён четырьмя двигателями нового поколения ПС-90А-76 с повышенной степенью двухконтурности и увеличенной взлётной тягой. Они соответствуют нормам по уровню шума на местности, определяемым требованиями Главы 4 Приложения 16 стандарта ИКАО, а также по эмиссии вредных веществ в атмосферу. Их удельный расход топлива на 12−14% ниже, чем у двигателя Д-30КП, установленного на предыдущие модификации самолётов-топливозаправщиков. Поэтому Ил-78М-90А отличается повышенной дальностью полёта и может брать большее количество топлива для заправки самолётов.

Полностью обновлён пилотажно-навигационный комплекс, также на самолёте реализована «стеклянная кабина», которая позволяет снизить нагрузку на экипаж и повысить безопасность полётов.

Новейший топливозаправщик Ил-78М-90А сохранил возможность использования в качестве военно-транспортного самолёта. Переоборудование не требует большого объёма работ и осуществляется в условиях аэродрома. В случае необходимости на самолёт может быть установлено оборудование для пожаротушения.

В перспективе Ил-78М-90А станет основным топливозаправщиком, приспособленным для дозаправки в воздухе самолётов дальней, фронтовой и специальной авиации. Он способен производить одновременную заправку двух самолётов фронтовой авиации (типа Су-27/30/34/35, МиГ-29/35). С хвостового агрегата возможна заправка самолётов дальней и специальной авиации. При использовании Ил-78М-90А на земле возможна одновременная заправка до четырёх воздушных судов.

Все работы по модернизации самолёта от начала проектирования и до выпуска лётного образца проводились в цифровой форме с применением современных компьютерных систем. Конструкторско-технологическая документация на изделие полностью переведена в электронный вид и запущена в серийное производство в современных цифровых технологиях.

Окончательная сборка серийных топливозаправщиков будет осуществляться на ульяновском заводе «Авиастар-СП», где в настоящее время ведутся работы по установке поточной линии окончательной сборки тяжёлых военно-транспортных самолётов Ил-76МД-90А и топливозаправщиков Ил-78М-90А. Линия состоит из нескольких станций, обеспечивающих полную сборку самолётов. Одна из самых важных – станция стыковки отсеков фюзеляжа и сборки планера, которые включают в себя стенды бесстапельной автоматизированной сборки российского производства. Автоматизация процессов уменьшает время стыковки фюзеляжа и сборки планера. Контроль за правильностью сборки будет выполняться средствами лазерно-оптических измерительных систем.

Ил-78М-90А является модификацией самолёта Ил-76МД-90А. По требованию заказчика, он должен сохранить возможность использования в качестве военно-транспортного: иметь рампу, десантное оборудование. Но при этом конструкция самолёта позволяет установить топливозаправочное оборудование — дополнительные ёмкости для топлива внутри грузовой кабины и унифицированные подвесные агрегаты заправки (УПАЗ).

Прежние заправщики

Исследовательские и экспериментальные работы по дозаправке самолёта топливом в воздухе были развернуты в Советском Союзе практически сразу после окончания Великой Отечественной войны. В 1948 году вышло Постановление Совета Министров СССР о необходимости создания системы дозаправки в воздухе самолёта Ту-4. Такая система потребовалась для обеспечения возможности нанесения бомбовых ударов по целям, расположенным на территории Европы и Британских островов. Первые лётные испытания начались в 1948 году с использованием двух фронтовых бомбардировщиков Ту-2, оснащённых системой со схемой «с крыла на крыло». При такой схеме самолёты летели параллельными курсами — крыло к крылу, не находясь в потоке друг друга.

Самолёт-заправщик выпускал из законцовки крыла трос со стабилизирующим парашютом. Бомбардировщик маневрировал таким образом, чтобы положить штангу, торчащую из торца крыла, на трос. Трос цеплял гибкую тягу, за которую вытягивал из крыла шланг. Далее трос выбирался заправщиком, а бомбардировщик выпускал шланг. Достигнув крыла заправщика, шланг стыковался с заправочной магистралью, и начиналась перекачка топлива.

16 июня 1949 года лётчики-испытатели ЛИИ Амет-хан Султан и Игорь Шелест впервые осуществили дозаправку топливом в воздухе на самолётах Ту-2. В 1951 году успешно завершились государственные испытания двух Ту-4, оборудованных крыльевой системой дозаправки. Система была принята на вооружение.

17 сентября 1953 года вышел приказ Министерства авиационной промышленности СССР, которым предписывалось впредь проектировать все бомбардировщики только с возможностью дозаправки в полёте.

В августе 1954 года на вооружение Дальней авиации СССР поступили первые три пары Ту-4 (заправщиков и заправляемых) с крыльевой системой дозаправки, в 1955 и 1956 годах — ещё по девять пар Ту-4.

дозапрвка ту-16

Пришедшие на смену Ту-4 реактивные бомбардировщики Ту-16, имевшие умеренный размах крыла, также оборудовались системой крыльевой дозаправки. Уже осенью 1953 года в ОКБ Туполева начали проработку применения на этом бомбардировщике схемы «с крыла на крыло». В период лета-осени 1954 года два серийных Ту-16 были переделаны в самолёты-заправщики. Всего более 100 самолётов Ту-16 было переоборудовано в версию Ту-16З, оснащённых крыльевой системой заправки. Они использовались для дозаправки в воздухе бомбардировщиков Ту-16А, имевших топливоприёмники на левом крыле, а позже — на обоих крыльях.

Параллельно с системой дозаправки «с крыла на крыло» разрабатывалась и система «шланг-конус». Она была необходима для самолётов, имевших большой размах крыла, в первую очередь — для разрабатывавшихся в начале 1950-х годов стратегических бомбардировщиков Ту-95 и М-4.

В 1951 году разработчики, с учётом опыта испытаний крыльевой системы дозаправки, а также на основе имевшихся данных об эксплуатации американских систем дозаправки в воздухе, пришли к выводу, что при использовании системы «с крыла на крыло» нагрузка на экипажи значительно выше по сравнению со схемой «шланг-конус». Для заправки при помощи шланга самолёт-заправщик комплектуется одной или несколькими подвесными заправочными установками, расположенными, как правило, под крыльями и в хвостовой части фюзеляжа. Каждая заправочная установка оснащена гибким шлангом длиной в несколько десятков метров. На конце шланга имеется «конус», внешне напоминающий волан, в основании которого находится вентиль, запирающий просвет шланга. Заправляемый летательный аппарат в свою очередь оборудован приемной штангой.

После завершения доводки системы «шланг-конус» в ОКБ, руководимом Семеном Алексеевым (ныне Научно-производственное предприятие «Звезда» им. Г. И. Северина), она стала использоваться на стратегических бомбардировщиках М-4 и Ту-95. В качестве заправщиков сначала использовались самолёты Ту-4, в дальнейшем — Ту-16ЗЩ и Ту-16Н. Они обеспечивали дозаправку в воздухе и первых сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков Ту-22.

м-4-II

Помимо туполевских машин в топливозаправщики переоборудовались бомбардировщики разработки ОКБ Владимира Мясищева. В начале 1960-х годов такая судьба постигла остававшиеся в строю самолёты М-4, на базе которых были созданы «летающие танкеры» М-4-II. На смену им во второй половине 1970-х годов пришли топливозаправщики 3МС-2 и 3МН-2, созданные на базе стратегических бомбардировщиков 3МС и 3МН, также разработанных в ОКБ Мясищева.

Начало этого переоборудования стало результатом встречи генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева с президентом США Джеральдом Фордом в 1975 году. На ней советский лидер пообещал переделать 20 бомбардировщиков 3М в самолёты-заправщики, которые уже невозможно будет использовать для нанесения ядерных ударов. С дорабатываемых машин сняли все бомбардировочное вооружение, а проем грузоотсека частично заклепали, оставив лишь небольшой люк для выхода заправочного шланга. Одновременно назначенный ресурс 3М продлили ещё на 10 лет. «Эмки», включая старые М-4 и более новые 3МС-2 и 3МН-2, продолжали трудиться до начала 1990-х годов.

В 70-х годах для увеличения радиуса действия принятого на вооружение фронтового бомбардировщика Су-24 потребовалось оборудовать его системой дозаправки в воздухе. Наиболее подходящим для этой роли был сам Су-24.

Поскольку Су-24 не имел бомбоотсека, для него разработали внешний подвесной агрегат заправки (ПАЗ), в котором находился барабан со шлангом и топливоперекачивающий насос.

В 1975 году начались лётные эксперименты на доработанных Су-15. В ходе испытаний появилось предложение о создании однотипной системы дозаправки в воздухе для армейской и дальней авиации. В результате было выдано задание разработать унифицированный агрегат — УПАЗ, который предполагалось подвешивать под различные типы самолётов. Тогда же вышло постановление о создании тяжёлого самолёта-заправщика Ил-78.

Работа над УПАЗ была завершена в 1983 году. Начиная со второй половины 80-х годов на большинстве разрабатываемых советских тактических самолётов предусматривалась возможность установки системы дозаправки в воздухе. В ОКБ Микояна провели работы по оснащению топливоприёмным оборудованием МиГ-25ПДЗ и МиГ-31Б/М. Среди самолётов ОКБ Сухого, помимо Су-24 и его модификации Су-24М, подобную адаптацию прошли Су-27 и его модификации Су-30, -33, -34 и -35. Особо актуальной дозаправка в воздухе была для палубных истребителей Су-33 и МиГ-29К/КУБ. На советских авианосцах отсутствовали катапульты, потому максимальная взлётная масса палубных самолётов была ограничена. Взлёт с неполной заправкой и последующее восполнение топлива в воздухе существенно расширяли их боевые возможности.

Для дозаправки в воздухе самолётов как стратегической, так и фронтовой авиации в ОКБ Ильюшина в начале 1980-х годов на базе военно-транспортного Ил-76МД был разработан специальный проект «танкера» Ил-78. Прототип этой машины совершил первый полёт 26 июня 1983 года. Серийное производство Ил-78 развернули в 1984 году на ТАПОиЧ параллельно с Ил-76.

Ил-78 нёс три УПАЗ — два на крыльях и одно в кормовой части фюзеляжа с правой стороны. При взлётной массе в 190 тонн и удалении от аэродрома вылета в 1000 км, самолёт был в состоянии передать в воздухе 60−65 тонн топлива. Ил-78 мог служить и для перевозки горючего: при отдаче топлива на земле вместо УПАЗ использовалось до четырёх топливопроводов, подводимых к внутрифюзеляжным бакам. Также для Ил-78 была предусмотрена конвертация в транспортный самолёт, для чего УПАЗы и два фюзеляжных бака были сделаны съемными, а на борту имелись рампа и грузовые лебёдки.

7 марта 1988 года совершил первый полёт модифицированный самолёт-заправщик Ил-78М с повышенной до 210 тонн взлётной массой. В грузовом отсеке были установлены три несъёмных цилиндрических бака на 36 тонн горючего, отсутствовало десантно-транспортное оборудование и задний погрузочный люк, что позволило снизить собственную массу конструкции самолёта на 5 тонн. Всего на ТАПОиЧ было собрано более 50 самолётов типа Ил-78, которые помимо ВВС России сейчас используются в Индии, Китае, Украине, Алжире, Пакистане.

По материалам журнала ОАК "Горизонты" №4 2014 г.

Загрузка...

aviation21.ru

Самолет-заправщик Ил-78. - Российская авиация

Самолет-заправщик Ил-78.

Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1983 г.

Самолет Ил-78 предназначен для дозаправки военных самолетов в воздухе, прежде всего в целях увеличения их радиуса действия. Кроме того, дозаправка боевых самолетов в воздухе дает возможность взять на борт больше боевого груза или существенно увеличить продолжительность патрулирования в воздухе. Самолет Ил-78 был создан в начале 80-х годов его испытания проводились в 1983 году. При разработке самолета за основу был принят военно-транспортный самолет Ил-76МД, в конструкцию которого были внесены следующие изменения:— в грузовой кабине установлены два цилиндрических топливных бака общей вместимостью 28 000 кг топлива;— кабина стрелка кормовой пушечной установки переоборудована в кабину оператора дозаправки с оснащением ее необходимыми приборами;— под каждой из консолей крыла и в задней части фюзеляжа с левой стороны установлены унифицированные подвесные агрегаты заправки УПАЗ-1А «Сахалин», усовершенствовано радиоэлектронное оборудование, в частности, установлена система ближней навигации «Встреча», позволяющая осуществлять взаимный поиск и сближение воздушного танкера и боевого самолета на дистанции 300 км в сложных метеорологических условиях и в любое время суток.

Стандартными вариантами передачи топлива в воздухе считаются дозаправка одного самолета класса «тяжелый бомбардировщик» с подфюзеляжного подвесного агрегата или двух самолетов класса «истребитель» — с подкрыльевых агрегатов. Однако возможна и одновременная заправка трех самолетов-истребителей с использованием всех трех заправочных агрегатов. На расстоянии 1000 км от своего аэродрома базирования танкер может передать другим самолетам 60 000- 65 000 кг топлива, на расстоянии 2500 км эти возможности уменьшаются до 32 000-36 000 кг. В зависимости от выбранного режима заправки производительность при раздаче топлива составляет 900-2200 л/мин.

Особенностью первого варианта самолета-заправщика Ил-78 является то, что после снятия агрегатов заправки и демонтажа установленных в грузовой кабине топливных баков самолет может использоваться в качестве транспортного, так как грузовой люк с рампой и створками на нем сохранился.

Дальнейшим развитием самолета Ил-78 является Ил-78М. Благодаря усилению конструкции крыла и другим конструктивным мерам, взлетная масса самолета доведена до 210 т по сравнению с 190 т у Ил-78. В целях снижения собственного веса самолета и соответствующего увеличения принимаемого на борт запаса топлива упразднен задний грузовой люк и не устанавливается десантно-транспортное оборудование. Это дало возможность снизить собственный вес самолета на 5 т, но исключило возможность использовать его в качестве обычного военно-транспортного самолета.

Самолет Ил-78М может доставить другим самолетам 60 000 — 65 000 кг топлива на дальности 1800 км от аэродрома базирования или 32000-35000 кг — на дальности 4000 км.

ЛТХ:

Модификация: Ил-78Размах крыла, м: 50,50Длина самолета, м: 46,59Высота самолета, м: 14,76Площадь крыла, м2: 300,0Масса, кг-пустого самолета: 40000-максимальная взлетная: 190000Внутренне топливо, л: 82000Тип двигателя: 4 х ТРДД Д-30КПТяга, кгс: 4 х 117,68Максимальная скорость, км/ч: 850Крейсерская скорость, км/ч: 800Скорость при дозаправке, км/ч: 400-600Практическая дальность, км: 7300Дальность действия, км: 3650Практический потолок, м: 12000Экипаж, чел: 6Полезная нагрузка: максимальная нагрузка — 65000 кг топливаТиповая нагрузка: крыльевые баки — 14800 кг топлива; фюзеляжные баки — 28000 кг топлива.

1.Самолет-заправщик Ил-78.1.Самолет-заправщик Ил-78.

Самолет-заправщик Ил-78.

2.Самолет-заправщик Ил-78.2.Самолет-заправщик Ил-78.

Самолет-заправщик Ил-78.

3.Ил-78 на посадке.3.Ил-78 на посадке.

Самолет-заправщик Ил-78.

5.Ил-78, подготовка заправочного оборудования.5.Ил-78, подготовка заправочного оборудования.

Ил-78, подготовка заправочного оборудования.

6.Самолет-заправщик Ил-78. Выпущены заправочные шланги подкрыльевых УПАЗов.6.Самолет-заправщик Ил-78. Выпущены заправочные шланги подкрыльевых УПАЗов.

Самолет-заправщик Ил-78. Выпущены заправочные шланги подкрыльевых УПАЗов.

7.Ту-95 готовится к дозаправке от Ил-78.7.Ту-95 готовится к дозаправке от Ил-78.

Ту-95МС готовится к дозаправке от Ил-78.

8.Дозаправка двух Су-24М от танкера Ил-78.8.Дозаправка двух Су-24М от танкера Ил-78.

Дозаправка двух Су-24М от самолета-заправщика Ил-78.

9.Ил-78 дозаправляет пару истребителей Су-27.9.Ил-78 дозаправляет пару истребителей Су-27.

Ил-78 дозаправляет пару истребителей Су-27.

10.Ил-78 проводит дозаправку МиГ-31.10.Ил-78 проводит дозаправку МиГ-31.

Ил-78 проводит дозаправку двух МиГ-31.

11а.Ил-78 производит дозаправку самолета ДРЛО ЭИ (А-50ЭИ) .11а.Ил-78 производит дозаправку самолета ДРЛО ЭИ (А-50ЭИ) .

Ил-78 производит дозаправку самолета ДРЛО ЭИ (А-50ЭИ).

14.Агрегат УПАЗ.14.Агрегат УПАЗ.

Агрегат УПАЗ.

15.Подкрыльевой УПАЗ на Ил-78.15.Подкрыльевой УПАЗ на Ил-78.

Подкрыльевой УПАЗ на Ил-78.

16.УПАЗ на фюзеляже Ил-78.16.УПАЗ на фюзеляже Ил-78.

УПАЗ на фюзеляже Ил-78.

17.Заправочный конус УПАЗ17.Заправочный конус УПАЗ

Заправочный конус УПАЗ.

18.Кабина экипажа Ил-78.18.Кабина экипажа Ил-78.

Кабина экипажа Ил-78.

19.Кормовая кабина оператора заправки на Ил-78.19.Кормовая кабина оператора заправки на Ил-78.

Кормовая кабина оператора заправки на Ил-78.

20.Ил-78. Рисунок.20.Ил-78. Рисунок.

Ил-78. Рисунок.

21.Ил-78. Схема.21.Ил-78. Схема.

Ил-78. Схема.

.

.

Список источников:Крылья Родины. А.Шевельков. Воздушные танкеры: Самолеты-заправщики семейства Ил-78.Авиация и Время. Петр Бутовски. Развитие советских средств дозаправки в воздухе.Д.С.Комиссаров. Ил-76: История самолета.Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).В.Н.Шунков. Самолeты спецназначения.Авиационный справочник на Avia.ru. Ил-78 Cамолет-заправщик.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Как российский Ил-78МД-90А обогнал европейца Airbus-330 MRTT в Индии

Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Российские МиГ-29К приняты на вооружение ИндииОружие массового предложения: сотрудничество России и Индии в военной сфереИндия ведет переговоры с Россией о закупке партии самолетов-топливозаправщиков для своих Военно-воздушных сил (ВВС). Кроме поставленных ранее шести самолетов Ил-78МКИ, российская сторона впервые предложила Нью-Дели модификацию новейшего военно-транспортного Ил-78МД-90А. Реализация этого проекта может принести российским авиастроителям около 2 млрд долларов.

Ещё до отказа от закупки победивших в тендере 2015 года и внезапно подорожавших самолетов Airbus-330 MRTT Нью-Дели присматривался к российским глубоко модернизированным воздушным судам Ил-76МД-90А. Снижение цен на топливо сделало российские самолеты конкурентоспособнее.

Индия – один из главных стратегических партнеров России в сфере военно-технического сотрудничества, и всегда требует наиболее современную боевую технику.

Если в Нью-Дели видят перспективу, то готовы частично финансировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. И Россия традиционно готова поставлять новейшие самолеты, даже если они еще не стоят на вооружении Воздушно-космических сил нашей страны.

Совместные российско-индийские предприятия (в Индии) в ближайшее время произведут 250 истребителей Су-30 МКИ, 200 вертолетов Ка-226, около 1 тысячи танков. Военно-транспортный самолет Ил-78МД-90А способен подкрепить эту тенденцию.

Самолет XXI века с высокой репутацией

Индия может позволить себе многое на мировом рынке вооружений (ежегодный прирост ВВП страны составляет 9%), и выбор самолетов Ильюшина не случаен.

Самолета Ил-76МД-90А. Архивное фотоЧетыре страны заинтересованы в покупке новейшего самолета Ил-76МД-90АТопливозаправщик Ил-78М-90А – это модификация транспортного самолета Ил-76МД-90А. Проектирование и производство реализованы в цифровых технологиях, с использованием современного высокоточного оборудования. Самолет приспособлен для дозаправки в воздухе воздушных судов дальней, фронтовой и специальной авиации. Может взлетать с укороченной (грунтовой) взлетно-посадочной полосы длиной 1540 метров. Способен одновременно заправлять  два самолета фронтовой авиации (Су-27 или МиГ-29) с использованием установленных на крыле агрегатов.

Ил-78МД-90 является глубокой модернизацией ставшего легендарным транспортника Ил-76. Самолет отличается модифицированным крылом, новыми двигателями и системой управления, имеет большую грузоподъемность (60 тонн) и объем перевозимого на борту топлива. 52 тонны полезной нагрузки со скоростью 800 км в час доставит на расстояние в 5000 км (20 тонн перевезет на 8500 км). Система топливозаправки модульная, и при необходимости новейший воздушный танкер без проблем превращается в обычный транспортный самолет.

Самолет ИЛ-76МД-90А во время тренировочного полета участников перед Международным авиационно-космическим салоном "МАКС-2013" в Жуковском

Летного образца топливозаправщика на базе Ил-76МД-90А пока нет. Он должен подняться в воздух в декабре 2016 года. Опытный образец строится на ульяновском предприятии "Авиастар-СП" и станет первым самолетом-топливозаправщиком, произведенным в России (ранее все военно-транспортные самолеты Ильюшина собирали в Узбекистане на Ташкентском авиационном производственном объединении имени Чкалова). Запуск самолета-топливозаправщика Ил-78МД-90А в серию планируется в 2018 году. 

Ранее Минобороны РФ заказало 39 транспортных Ил-76МД-90А, два из которых уже получены. С учетом растущего спроса компания намерена увеличить ежегодный выпуск самолетов этой серии до 10-11 единиц к 2018-2019 годам (сейчас выпускается 2-3 машины). Всего в рамках производственной программы Объединенной авиастроительной корпорации до 2025 года будет произведено свыше 170 перспективных воздушных судов на базе Ил-76МД-90А. На основе модернизированной версии в ближайшие годы будут построены новые модификации самолета (различного назначения).

Сборка самолета ИЛ-76МД-90А в цехе окончательной сборки на Ульяновском авиационном заводе "Авиастар-СП". Июнь 2016 года

Перспективы производства

Параллельно предприятие приступило к модернизации первого самолета-топливозаправщика Ил-78, которая позволит продлить эксплуатационный срок воздушного танкера (Ил-78-2) до 40 лет. Модернизация касается пилотажно-навигационного, радиосвязного, светотехнического и бытового оборудования, средств обороны.

Лазерная боевая часть ракеты класса Воздух-земля. Архивное фото.Будущее наступило: эксперты рассказали об использовании лазерного оружияВ России создают лазерный комплекс авиационного базирования для подавления разведывательных средств противника на Земле и в космосе. Возможно, базовый Ил-76МД-90А  станет достойным носителем новейшего оружия.К модернизированным военно-транспортным самолетам Ильюшина проявляют широкий интерес заказчики из  государств СНГ, Юго-Восточной Азии и Африки. Это определяет перспективы развития производства.

Сборка самолета ИЛ-76МД-90А в цехе окончательной сборки на Ульяновском авиационном заводе "Авиастар-СП". Июнь 2016 года

ЗАО "Авиастар-СП" – крупнейшее предприятие России по выпуску авиационной техники. Завод специализируется на производстве транспортных самолетов Ил-76МД-90А, пассажирских и грузовых самолетов семейства Ту-204, сервисном обслуживании транспортных самолетов Ан-124 "Руслан". Он также участвует в кооперации по производству нового среднемагистрального пассажирского самолета МС-21. Кроме того, на предприятии монтируют интерьеры и отрабатывают системы самолетов семейства Sukhoi Superjet 100.

ria.ru

Ил-78М-90А Википедия

Ил-78 (по кодификации НАТО: Midas) — советский самолёт-заправщик. Создан на базе самолёта Ил-76МД и предназначен для дозаправки в воздухе военных самолётов. Оборудован системой заправки в воздухе типа «шланг-конус». В настоящее время это единственный специализированный тип самолётов-топливозаправщиков на вооружении ВВС России. Также может использоваться в качестве военно-транспортного самолёта (утратил данную способность в модификации Ил-78М).

История

В связи с необходимостью замены устаревших самолётов-заправщиков Ту-16Н, М-4-2 и 3М-3 в начале 70-х годов начались работы по созданию новой специализированной машины на базе Ил-76. Однако по-настоящему пригодным для этой роли самолёт стал лишь с появлением в 1981 году модификации Ил-76МД со взлётной массой, повышенной до 190 тонн, в фюзеляже которого установили две цилиндрические ёмкости на 23460 литров, включенные в общую топливную систему. Прототип нового самолёта-заправщика (регистрационный номер СССР-76556) совершил первый полёт 26 июня 1983 года[2] (командир корабля — лётчик-испытатель В. С. Белоусов). Серийное производство развернули в 1984 году на Ташкентском авиационном производственном объединении параллельно с Ил-76.

Характерным отличием новой разработки от прежних самолетов-заправщиков, преимущественно ориентированных на обслуживание дальней авиации, являлась возможность взаимодействия и с самолетами фронтовой авиации, а также авиации ПВО. На машину установили три устройства (два на крыльях и один в кормовой части фюзеляжа с правой стороны) УПАЗ-1 (Унифицированный подвесной агрегат заправки) который был разработан в НПП «Звезда» под руководством Г. И. Северина и [3].

Помимо дозаправки в воздухе Ил-78 может служить и танкером для перевозки горючего. При отдаче топлива «на земле» УПАЗы не используются, вместо них к внутрифюзеляжным бакам подводятся до 4-х топливопроводов, которые выводятся наружу через погрузочный люк. Также для Ил-78 была предусмотрена конвертация в транспортный самолёт, для чего УПАЗы и два фюзеляжных бака были сделаны съёмными, а на борту имеются две грузовые лебёдки ЛПГ-3000А с тянущим усилием 3000 кгс, тельферное, рольганговое и швартовочно-такелажное оборудование[5].

7 марта 1988 года под управлением В. С. Белоусова совершил первый полёт модифицированный самолёт-заправщик Ил-78М с повышенной до 210 тонн взлётной массой. Новая машина утратила возможность быстрой конвертации в транспортный самолёт так как для увеличения объёма перевозимого топлива разработчики внесли изменения в конструкцию. Так в грузовом отсеке были установлены три несъёмных цилиндрических бака на 36 тонн горючего, отсутствует десантно-транспортное оборудование и задний погрузочный люк что позволило снизить собственную массу конструкции самолёта на 5 тонн[6]. Так же было усилено крыло, изменено крепление фюзеляжного агрегата заправки с установкой более производительной модификации ПАЗ-1М[2] (производительность перелива топлива до 2900 , в отличие от 2200 л/мин. у УПАЗ-1).

Управление заправкой в воздухе на Ил-78(М) происходит от специально оборудованного места оператора заправки, находящегося на месте кормовой стрелковой установки. Одновременно могут дозаправляться в воздухе один «тяжёлый» самолет или одновременно две «лёгкие» машины от подкрыльевых УПАЗов[2].

  • Ил-78 при взлётной массе в 190 тонн и удалении от аэродрома вылета в 1000 км в состоянии передать 60—65 тонн топлива, а при удалении в 2500 км — 32—36 тонн[2].
  • Ил-78М при взлётной массе в 210 тонн и удалении от аэродрома вылета в 1800 км в состоянии передать 60—65 тонн топлива, а при удалении в 4000 км — 32—35 тонн[6].

При работе с грунтовых ВПП эти числа уменьшаются примерно вдвое[2].

На конец 1991 года было выпущено 45 самолётов модификаций Ил-78 и Ил-78М[5]. Позднее, в 2003—2006 годах, было построено ещё 6 машин (Ил-78МКИ) для экспорта в Индию.

25 января 2018 года совершил первый полёт самолёт Ил-78М-90А собранный на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске. На этой модификации отсутствует кормовая кабина оператора заправки, двигатели Д-30КП заменены на ПС-90А-76, предусмотрена возможность конвертации в военно-транспортный самолет.

Эксплуатация

В СССР

В 1985 году первые пять серийных машин поступили в Иваново в Учебный центр ВТА, откуда четыре из них летом 1986 года переданы в Узин и были включены в состав Дальней авиации.

В июне 1987 года Ил-78 был официально принят на вооружение ВВС СССР[7].

В СССР помимо работы с бомбардировочной и фронтовой авиацией в числе задач Ил-78 было обеспечение патрулирования и боевого дежурства стратегических ракетоносцев над Арктикой, Тихим и Атлантическим океанами, для чего часть самолётов перелетали на арктические и дальневосточные аэродромы.

Авиаполки, вооружённые самолётами-заправщиками Ил-78:

По состоянию на 1992 год в полку находилось 24 Ил-78. При нём была организована техническая база для обслуживания самолётов и обучения личного состава.

Имитация дозаправки Ту-95 в воздухе. Парад в честь Дня Победы.

С 2008 года воздушные танкеры Ил-78 стали постоянными участниками авиационной составляющей парадов над Красной площади, имитирующими дозаправку самолётов различных типов.

По состоянию на 2013 год в отдельной авиагруппе 6950 гвардейской авиационной базы (г. Рязань) числится 21 самолёт.

Модификации

Нередко за Ил-78 принимают летающую лабораторию Ил-76 (рег. ), на которой проводились испытания УПАЗов. Сейчас эта машина находится на хранении в Кировоградской лётной академии.

Модификации самолёта Ил-78 Модификация Описание 32 13 6 4 1
Ил-78 Базовая модификация
Ил-78В(проект)[8] Разрабатывался в начале 1990-х годов. В модификации реализовывалась возможность дозаправки самолётов западного производства, для чего предполагалось оснастить Ил-78 УПАЗ Mk.32B производства американской фирмы Flight Refueling Unlimited.
Ил-78М Усиленное шасси. Негерметичная грузовая кабина (отсутствуют внутренняя обшивка, грузовой люк с погрузочной рампой и гермоперегородка), добавлен третий фюзеляжный бак.
Ил-78М-2 Проект модернизации Ил-78М аналогично Ил-76МД-М.[9]
Ил-78МК[8] Проект (МК — модернизированный, конвертируемый), модификация Ил-78М конвертируемая в транспортную конфигурацию. Разработана и подготовлена к серийному производству в начале 1990-х годов, однако заказов на самолёт не последовало.
Ил-78МК-90 Проект самолёта-заправщика на базе Ил-78МК с двигателями ПС-90А-76[10].
Ил-78МКИ (МКИ — модернизированный, коммерческий, индийский), модификация Ил-78М, поставляющаяся по государственному контракту индийским ВВС.
Ил-78МП Обозначение для четырёх самолётов поставленных государственной компанией Укрспецэкспорт по контракту в Пакистан. Серийные машины ремонтировались, дооборудовались и красились на Николаевском авиационно-ремонтом предприятии (ГП НАРП). Контракт подписан в конце 2006 года, поставка осуществлялась в период с декабря 2009 года по май 2012 года.
Ил-78М-90А Самолёт-заправщик на базе Ил-76МД-90А.[1] Выпускается на заводе «Авиастар» в Ульяновске.

Помимо СССР работы по модернизации Ил-76 в самолёт-заправщик проводились в Ираке. В 1988 году на один из Ил-76МД, состоявших на вооружении ВВС Ирака, был установлен приобретённый в Советском Союзе УПАЗ, который закрепили на центральной стойке грузолюка. Из-за этой особенности при взлёте и посадке створку грузолюка приходилось поднимать вверх. Самолёт-заправщик был способен единовременно заправлять только один самолёт Су-22М4 или МиГ-27.

Лётно-технические характеристики

Ил-78М. 3 заправочных шланга в выпущенном положении

Источник данных: Владимир Ильин. «Боевые и военно-транспортные самолеты и вертолеты ВВС России»[5]

Технические характеристики
  • Из этого в фюзеляжных баках: 28 т (36 т для Ил-78М)
Лётные характеристики
  • Рабочая скорость при выполнении дозаправки: 430-590 км/ч
  • Рабочая высота при выполнении дозаправки: 2000—9000 м
  • Длина разбега: 1700 м (2080 м для Ил-78М)
  • Длина пробега: 1000 м (с реверсом)

Потери

Дата Бортовой номер Место аварии Жертвы Краткое описание
25.03.1993 Узин 0/н. д. Кабина самолёта была разрушена крылом рулящего мимо Ил-78 № 76653. Так как при этом была повреждена перегородка гермокабины, борт списали и порезали на металлолом.
17.07.1998 близ Асмэры 10/10 Столкнулся с холмом во время захода на посадку из-за перегруза самолёта и ошибки экипажа[12].

Операторы

Бывшие операторы
  • Ливия — 1 Ил-78, по состоянию на 2009 год[19]
  • США США — 2 Ил-78 были приобретены у Украины[20]

См. также

Примечания

Литература

wikiredia.ru

Ил-78 | АвиаПорт.Ru

В настоящее время единственным самолетом-топливозаправщиком российских ВВС является Ил-78, находящийся на вооружении дальней авиации. Он создан на базе оперативно-стратегического военно-транспортного самолета Ил-76МД и предназначен для обеспечения деятельности как бомбардировщиков дальней авиации, так и фронтовых самолетов, а также самолетов ДРЛО.

Ил-78 обеспечивает выполнение задач нанесения удара по удаленным стратегическим целям или противодействия средствам воздушного нападения противника на сверхдальних подступах к рубежам России.

Ил-78 способен передавать в воздухе 30000 кг топлива на рубеже 2 500 км или 60 000 кг на рубеже 1000 км. Самолет может применяться и как транспортный.

МОДИФИКАЦИИ.В 1987 году был создан усовершенствованный самолет-дозаправщик Ил-78М с увеличенными до 210000 кг максимальной взлетной массой и до 80 000 кг - массой передаваемого топлива (добавлен третий фюзеляжный топливный бак). В отличие от своего предшественника Ил-78М стал узкоспециализированной машиной, утратившей способность использоваться в качестве транспортной.

перегоночная дальность 9 500 км.

ОБОРУДОВАНИЕ. Радионавигационное оборудование системы ближней навигации РСБН-7С "Встреча" обеспечивает взаимное обнаружение и сближение заправщика и дозаправляемого самолета с дистанции в 300 км. Имеется специальное светотехническое оборудование, обеспечивающее видимость контура самолета-заправщика и агрегатов заправки.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. В фюзеляже машины установлены два дополнительных съемных топливных бака суммарной емкостью 36 460 л. Самолет оснащен двумя унифицированными агрегатами заправки УПАЗ-1, размещенными под крылом (производительность каждого - 2340 л/мин) и одним агрегатом ПАЗ-1 (4000 л/мин), расположенным в задней части фюзеляжа на специальном пилоне справа. Длина шлангов дозаправки - 26 м.

Унифицированный агрегат (УПАЗ) предназначен для дозаправки одного тяжелого самолета. Процесс перекачки топлива с момента контакта начинается автоматически и после подачи заданного количества прекращается.

Для Ил-78М в АО "Звезда" создан усовершенствованный заправочный агрегат УПАЗ-ПАЗ-1М с увеличенной производительностью.

СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. До 1991 года в Ташкенте было выпущено 45 самолетов Ил-78 и Ил-78М, состоящих в настоящее время на вооружении Дальней авиации ВВС России и Украины. Кроме того, один самолет Ил-78 поставлен в Ливию. Российский полк ДА, оснащенный машинами этого типа, базируется в Энгельсе.

Первый опытный самолет-дозаправщик был построен в Ташкенте на ТАПОиЧ весной 1983 года и в том же году успешно прошел госиспытания, а уже в 1984 году начался серийный выпуск самолетов, получивших обозначение Ил-78. Первые пять серийных самолетов поступили в Ивановский центр ВТА в 1985 году, а затем были переданы дальней авиации. В 1987 году новый заправщик был официально принят на вооружение ВВС.

К концу 80-х Ил-78 в основном заменили устаревшие самолеты-заправщики М-4-2 и часть ЗМ-2.

Первой строевой частью, получившей новые самолеты, стал полк в Узине, ранее оснащенный стратегическими бомбардировщиками. В 1987 году полк приступил к боевому дежурству, обеспечивая боевое применение стратегических ракетоносцев Ту-95МС (осуществляя попутную и встречную дозаправку, группы Ил-78 перелетали на арктические и дальневосточные аэродромы).

Дальнейшим развитием "семьдесят восьмого" по дополнительному требованию ВВС явилась разработка улучшенного варианта конвертируемого Ил-78МК с увеличенным по сравнению с Ил-78 запасом топлива и также с тремя агрегатами заправки ПАЗ-1М.

В 1992-93 гг. подготовили документацию и производство, но самолет не выпускается только из-за отсутствия заказов. Между тем, ТАПОиЧ готово в любое время приступить к его постройке.

К Ил-78 проявляют интерес различные зарубежные эксплуатанты. В настоящее время совместно с АО "Звезда" рассматривается возможность использования Ил-78 с модернизированным агрегатом УПАЗ для дозаправки в воздухе как отечественных, так и зарубежных машин.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.Работы по созданию нового летающего танкера начались в первой половине 1980-х годов, когда у советских ВВС возникла необходимость в замене морально и физически устаревших самолетов-заправщиков первого поколения: Ту-16Н, М-4-2 и ЗМ-3, созданных еще в 50-е годы. Появление на вооружении дальней авиации новых самолетов Ту-96МС, Ту-160 и Ту-22М-3 также диктовало необходимость принятия на вооружение самолета-заправщика с увеличенными возможностями по передаче топлива в полете с высокими расходами.

Командование ВВС обратилось в ОКБ им. С.В. Ильюшина с просьбой разработать такой самолет на базе Ил-76МД.

ОКБ всегда относилось с большим вниманием к нуждам и запросам ВВС. Поэтому в кратчайшие сроки параллельно с разработкой технического задания подготовили конструкторскую документацию и создали новую модификацию Ил-76МД - самолет-заправщик Ил-78 с тремя агрегатами заправки УПАЗ-1. Он способен одновременно дозаправлять в полете до трех самолетов. По указанию генерального конструктора Г.В. Новожилова ответственным за разработку проекта был назначен главный конструктор Р.П. Папковский. Самое активное участие в работе приняли ведущие специалисты ОКБ Г.К. Нохратян. Д.В. и А.В. Лещинеры, А.Л. Добросков, Г.В. Машков и Н.Ф. Макокин.

На Ил-78 установили три уникальных высокоэнергетических установки, создав принципиально новую систему передачи топлива в полете с высокой производительностью и расширенным диапазоном зон заправки.Усовершенствованный универсальный агрегат заправки (УПАЗ-1), разработанный АО "Звезда" под руководством Г.И. Северина и В.И. Харченко, обеспечивает автономное автоматическое слежение за ходом дозаправки топливом заправляемого самолета, надежное контактирование и расцепку.

Первые пять серийных машин в 1985 г. первоначально поступили в Ивановский учебный центр ВТА, а затем были переданы в Дальнюю авиацию. Там из них на базе полка стратегических бомбардировщиков был сформирован полк самолетов-заправщиков, базирующийся в Узине. Там же создали совершенную техническую базу для обслуживания самолетов Ил-78 и выполнения на них всех видов регламентных работ.

Летный и инженерно-технический состав с большим энтузиазмом встретил появление нового самолета-заправщика, быстро освоил его эксплуатацию на земле и в воздухе.

В 1987-м вновь сформированный полк Дальней авиации на Ил-78 приступил к плановым полетам на боевое применение совместно с заправляемыми Ту-95МС и Су-24.

При полетах Ту-95МС на патрулирование и боевое дежурство в Атлантику, в Арктику и в акваторию Тихого океана группы воздушных заправщиков перелетали на Арктические и прибрежные аэродромы, осуществляя попутную и встречную дозаправки с отдачей по 30-50 т топлива.

Благодаря универсальности и конвертируемости часть "семьдесят восьмых" использовалась после переоборудования в качестве транспортных самолетов для перевозки различных грузов при проведении учений в масштабах Дальней авиации.

В 1994 году совершен перелет двух Ил-78 в группе ракетоносцев Ту-95МС в США при обмене визитами стратегической авиации по маршруту Моздок и Энгельс-Анадырь-Барждейл и обратно. Визит продемонстрировал высокую надежность оборудования и безопасность полетов Ил-78 на дальних маршрутах.

В ОКБ им. С.В. Ильюшина стало традицией постоянно модернизировать существующие образцы авиатехники. В 1987-м выпущен самолет-заправщик Ил-78М с увеличенными до 210 т взлетным весом и возросшим до 80 т количеством передаваемого в полете топлива, но он утратил конвертируемость в транспортный вариант.

АО "Звезда" разработало для самолета Ил-78М усовершенствованный агрегат УПАЗ-ПАЗ-1М с большей производительностью и давлением. Он обеспечивает сокращение времени контактирования с заправляемым самолетом полета при увеличении количества передаваемого топлива.

Тесно взаимодействуя с эксплуатантами и учитывая богатый опыт использования парка самолетов Ил-76МД в ВТА и ГА, ОКБ им. С.В. Ильюшина отрабатывает новые методики обслуживания Ил-78, что значительно снизит затраты и время на их эксплуатацию. Отрабатываются мероприятия, направленные на повышение надежности, безопасности и длительной работы авиатехники.

Все это обеспечивает заправщикам Ил-78 и Ил-78М вхождение в XXI век. В ближайшее десятилетие самолет-заправщик Ил-78 и его модификация Ил-78МК будут оставаться основным средством дозаправки в воздухе для самолетов дальней и фронтовой авиации.

РАЗРАБОТЧИК. ОКБ им. С.В. Ильюшина.

Мониторинг:

19.05.2016 Началась модернизация летающих танкеров Ил-78

Российская газета: Авиационный комплекс имени Ильюшина приступил к модернизации первого топливозапр…

18.05.2016 ОАО "Ил" приступило к работам по модернизации первого самолета-топливозаправщика Ил-78 ВКС России до версии Ил-78-2

ОАО "Ил", пресс-релиз: Модернизация касается пилотажно-навигационного, радиосвязного, светотехнического…

29.02.2016 Первый топливозаправщик Ил-78 прибудет на модернизацию в марте

ТАСС: Первый строевой самолет-топливозаправщик Ил-78 прибудет на модернизацию в марте

26.10.2015 Новый топливозаправщик Ил-78М-90А сможет дополнительно перевозить до 110 тонн топлива

ТАСС: Новый российский самолет-топливозаправщик Ил-78М-90А сможет дополнительно перево…

27.08.2015 Ил-78М-90А получит новую систему предупреждения столкновения с землей

РИА "Новости": Российская компания ТАВ намерена установить на первый российский самолет-топливо…

www.aviaport.ru