Самолет Ил-20: история, модификации и технические характеристики. Ил 20м


20М - самолет радиотехнической разведки. Самолет-разведчик Ил-20М: история и современность

В пятидесятые годы XX века произошел технологический прорыв в мировой электронике. Полупроводниковые приборы начали вытеснять привычные всем лампы, размеры оборудования стремительно уменьшались, а возможности аппаратуры расширялись. В военном деле эти процессы также нашли отражение. Связисты получили легкие и компактные технические средства, появились новые возможности шифрования. Разведка тоже не дремала. Вскоре в небо поднялся американский «Орион», который, не нарушая государственных границ, мог обеспечить командованию НАТО большие объемы информации. Нашим ответом стал самолет Ил-20М.

ил 20м

Базовый прототип

Во второй половине пятидесятых годов символом советской пассажирской авиации был Ил-18. Конечно, к тому времени были уже и другие лайнеры, туполевские Ту-104 и Ту-114, но, построенные на базе бомбардировщиков, они не всегда обладали высокой экономичностью, надежностью и комфортом. На Ил-18 часто летал Первый секретарь Хрущев, ему нравился этот самолет. Когда встал вопрос об адекватном ответе не американскую программу радиоэлектронной разведки, выбор был предрешен. Главными критериями для военных специалистов стали два «козырных туза» ильюшинского сугубо мирного авиалайнера: большой внутренний объем, позволяющий размещать в салоне много аппаратуры, и экономичность. Нет, Советская Армия не испытывала недостатка в авиационном керосине. Имела огромное значение способность комплекса технических средств находиться в воздухе до полусуток беспосадочно. Так появился на вооружении Ил-20М, разведчик. Фото этого самолета выявляет даже внешнее сходство с американским «коллегой».

ил 20м разведчик

Главное правило - не вызывать подозрений

Разведчик-нелегал должен походить на обычного гражданина, а самолет-разведчик – на пассажирский авиалайнер. Так решили в Генштабе СССР.

В общем и целом этот самолет имел мало различий с базовым Ил-18Д, последней и самой совершенной пассажирской модификацией, особенностью которой была увеличенная дальность полета (6400 против 4850 км у ранее выпускавшегося Ил-18В). Лайнер этот с 1965 года серийно производил московский авиазавод «Знамя труда», здесь же начали строить в 1968-м и Ил-20М. Из соображений сохранности государственной тайны окраску (авиастроители называют ее ливреей) он получил обычную аэрофлотовскую. На носу его осталась надпись «Ил-18», в общем, он внешне не отличался от гражданского борта, и только специалисты, получившие секретный доступ, могли знать, что именно у него внутри. А находились в салоне приборы, позволявшие по интенсивности и характеру радиосигналов судить о степени военной активности армий иностранных государств.

ил 20м разведчик фото

Задачи

Во время учений или при подготовке агрессии вооруженные силы любого государства особенно нуждаются в слаженности, которую обеспечивают войска связи. В идеальном случае сопредельная сторона желает знать весь объем передаваемой информации, но и по интенсивности радиообмена можно очень многое понять. В салоне Ил-20М располагается высококлассный военный лингвист-переводчик, постоянно слушающий открытые каналы связи. Он владеет языком сопредельного государства в совершенстве, знает диалекты и жаргон, используемый военнослужащими армии вероятного противника. Как ни странно, очень большая часть полезных сведений добывается этим немудреным способом. Болтун не только у нас находка для шпиона.

самолет ил 20м

Но не только подслушивать, но и подсматривать может Ил-20М (разведчик). Фото, сделанные высококачественным аппаратом А-87П, за много километров помогут сделать выводы о военной активности, и для этого не нужно пересекать государственную границу. Ну и, конечно же, запеленговать иностранные РЛС тоже не повредит.

Самолет

Как уже было выше указано, Ил-20М-разведчик по своим летным характеристикам и общей схеме идентичен пассажирскому лайнеру Ил-18Д. Это цельнометаллический моноплан с фюзеляжем типа «монокок» круглого сечения. Четыре турбинных винтовых двигателя АИ-20М имеют мощность по 4 250 л. с. каждый. Длина фюзеляжа – 35,9 метра, высота киля над грунтом – 10170 мм, размах несущей поверхности – 17,4 м, ее площадь 140 кв. м. Взлетная масса составляет 64 метрические тонны. Скорость – 640-680 км/ч. Потолок – 10 тысяч.

Разумеется, пассажирские места в салоне Ил-20М совершено излишни, оставлены только кресла персонала обслуживающего сложную электронную аппаратуру. Сиденья (их восемь) тоже особые, предназначенные для укладки парашютов, все-таки военный самолет. Так как полеты предстоят долгие, есть условия для отдыха (буфет, туалет и гардероб). Покинуть борт в случае нештатных обстоятельств экипаж может, воспользовавшись шахтой, ведущей к расширенному грузовому (в пассажирском варианте) люку. Кроме разведчиков-электронщиков, в самолете присутствует, разумеется, и авиационный экипаж в количестве пяти человек (2 пилота, радист, бортинженер и штурман).

ил 20м фото

Аппаратура при нем

Разведывательный самолет Ил-20М оснащен комплексом радиоэлектронных и оптических средств получения информации. В его состав входит станции «Ромб-4», «Квадрат-2» , перехватывающий прибор ультракоротковолнового диапазона «Вишня», РЛС «Игла-1» бокового обзора и оптическая техника. Всего было произведено два десятка экземпляров Ил-20М. Фото этих самолетов практически идентичны, в большинстве случаев на борту даже нет обычного номера. Каждый из них имеет специфическую комплектацию и предназначен для выполнения конкретного спектра задач, поэтому приняты меры скрытности.

ил 20м фото

Объективы фотоаппаратов аэрофотосъемки прикрываются в полете специальными шторками, фазированная решетка РЛС заключена в длинный (почти 8 м) радиопрозрачный подфюзеляжный контейнер-гондолу. Оптика размещена в боковых обтекателях, в задней части которых также находятся антенны «Ромба», отвечающего за обнаружение РЛС.

Дальнейшая судьба

Самолет Ил-20М можно назвать небесным ветераном. Для мировой авиации подобные явления не редкость, но в каждом из случаев можно констатировать, что долго летает только настоящий шедевр технической мысли. Электронная аппаратура устаревает, но это не беда, ее можно заменить и установить новую.

ил 20м фото

Ильюшинский самолет оказался очень удачным, прочным, надежным, легким в управлении и экономичным. В настоящее время его просто нечем заменить. Из всех возможных вариантов роль авиационного электронного разведчика может исполнить только реактивный Ту-214, и то только после тщательной и серьезной перекомпоновки, что является делом неблизкой перспективы. Пока же поддержание Илов в работоспособном состоянии стало заботой военного министерства. Разработана программа их глубокой модернизации.

Ил-20М теперь красят в обычный для военной авиации серый цвет. Гражданской ливреей больше в заблуждение никого не введешь. Когда этот самолет приближается к границе, ВВС соседних стран обычно объявляют тревогу…

fb.ru

Ил-20М и Ил-20РТ » Военное обозрение

Ил-20 (по натовской кодификации Coot — «Лысуха») — самолет радиоэлектронной разведки и РЭБ, который был создан на базе авиалайнера Ил-18. Самолет оборудован РЛС бокового обзора, ИК-сканером и другими датчиками. Представляет собой еще один удачный пример использования гражданской платформы под создание военного самолета. При этом гражданский вариант Ил-18 совершил свой первый полет еще в 1957 году. Самолеты Ил-20 в СССР производились с 1968 по 1976 годы. На 2012 год в России на вооружении оставалось около 20 различных самолетов Ил-20.

При этом стоит отметить, что самолеты Ил-20 часто окрашивались под принятый в те годы стандарт окраски «Аэрофлота» и носили гражданские регистрационные номера. Более того, на борту самолета в районе кабины, как и на пассажирском варианте, была нанесена надпись «Ил-18». Лишь некоторые из военных самолетов получили шаровый (серый) цвет окраски, как на самолетах Ил-38. Самолет Ил-20РТ в составе ВМФ России по-прежнему несет на себе практически гражданский вариант окраски, в этом можно убедиться, посмотрев на фотографии машины, в том числе сделанные в 2015 году.

Самолет Ил-20М

Самолет радиотехнической разведки Ил-20М предназначен для вскрытия радиолокационных средств вероятного противника в прифронтовой полосе, перехвата открытых переговоров, перспективной радиолокационной съемки местности. Начиная с конца 1950-х годов, в СССР самолет Ил-18 стал своего рода «визиткой» отечественной гражданской авиации, представляя нашу страну не только в аэропортах по всему миру, но и на международных авиасалонах. При этом мало кто отдает себе отчет, что некоторое количество Ил-18 нашло приют на военных аэродромах. В данном случае речь идет о специальных модернизациях самолета, которые разрабатывались в военных целях. Внешне данные самолеты мало отличались от гражданских лайнеров и очень часто несли на борту те же надписи, оставаясь одними из самых секретных самолетов в СССР.

Ил-18

Сведения об этих машинах сохранялись даже более тщательно, чем, к примеру, информация о новых боевых самолетах — бомбардировщиках и истребителях. Машины использовались для ведения радиоэлектронной разведки, в качестве ретрансляторов и воздушных командных пунктов, для передачи телеметрической информации. Самолеты Ил-20 продолжали производить уже после того, как серийное производство авиалайнеров Ил-18 было свернуто.

Самолет Ил-18Д представлял собой последнюю и, как следствие, наиболее совершенную модификацию семейства самолетов Ил-18, выпускающихся серийно с 1957 года. В отличие от модели предшественника Ил-18В, самолет оснащался более экономичными и мощными двигателями АИ-20М VI-серии и установкой дополнительных топливных баков, что обеспечивало самолету увеличение дальности полета. Этот гражданский авиалайнер с максимальным запасом топлива мог преодолеть практически 6400 км (для Ил-18В — 4850 км). Летные испытания самолета начались 26 июля 1965 года, в том же году самолет был отправлен в серийное производство. Его выпуском занимался московский завод «Знамя труда», в цехах завода он сменил Ил-18В. Всего до 1969 года было изготовлено 122 таких самолета, которые стали последними гражданскими авиалайнерами данного типа. Именно машина Ил-18Д стала основой для проектирования всех последующих «военных» вариантов пассажирского самолета.

Самолет-разведчик, созданный на базе Ил-18Д, получил обозначение Ил-20 или «изделие 20». Главным средством разведки на этом самолете была радиолокационная станция бокового обзора «Игла», по этой причине машину нередко именовали просто Ил-18Д «Игла». Некогерентная радиолокационная станция бокового обзора «Игла-1» создавалась в СКБ-1 ленинградского НИИ-131, вскоре преобразованного во Всесоюзный научно-исследовательский институт радиоэлектронных систем, впоследствии вошедший в состав НПО «Ленинец». Главным конструктором РЛС стал В. М. Глушков. Помимо непосредственно радиолокационной станции, комплекс находящегося на борту самолета Ил-20 радиолокационного оборудования «Игла-1» включал в себя средства радиотехнической и фоторазведки, которые были сопряжены с навигационным оборудованием летательного аппарата. Данный комплекс позволял получить на выходе детальное радиолокационное изображение, которое по качеству было близко к аэрофотосъемке, но в любых метеорологических условиях, и, помимо всего прочего, вести аэрофотосъемку и радиотехническую разведку.

Ил-20М

Антенна РЛС «Игла» была расположена в большой (длина — примерно 8 метров) подфюзеляжной гондоле, обладающей сигарообразной формой. Она была установлена между шпангоутами №8 и №27. При этом нижняя часть подфюзеляжной гондолы была изготовлена радиопрозрачной. Блоки РЛС были установлены в переднем багажном отсеке фюзеляжа. Самолет Ил-20 помимо перспективной радиолокационной разведки местности при помощи установленной на борту аппаратуры «Игла» мог осуществлять и традиционную аэрофотосъемку местности. Для этого на борту имелся комплект аэрофотоаппаратов А-87П, которые находились по обоим бортам передней части фюзеляжа самолета в зоне передней пары иллюминаторов. Объективы фотоаппаратов находились под специальными сдвижными шторками на двух боковых обтекателях, которые были другой характерной внешней особенностью самолета Ил-20, отличающей его от гражданской версии. В задней части этих боковых обтекателей устанавливались антенны системы общей радиотехнической разведки «Ромб», предназначенные для обнаружения радиолокационных средств вероятного противника, определения частоты и направления на источник излучения.

Состав спецоборудования Ил-20 перечисленными системами не ограничивался. В нижней части фюзеляжа самолета за крылом были смонтированы антенны станции детальной радиотехнической разведки «Квадрат», которые позволяли, в отличие от системы «Ромб», получать более развернутую информацию об обнаруженных радиоизлучающих объектах противника. Над передней частью фюзеляжа самолета находились антенны системы перехвата открытых радиопереговоров под названием «Вишня». Специальное разведывательное оборудование, которое было установлено на борту самолета Ил-20, должен был обслуживать тактический экипаж, состоящий из 6 операторов, которые сидели в передней и средней кабинах самолета. Помимо всего прочего, как и на всех гражданских Ил-18, в состав экипажа самолета Ил-20 входили: два пилота (командир и второй пилот), штурман, бортрадист и бортинженер. Стандартное для авиалайнера Ил-18 пассажирское оборудование салона было упразднено, но в задней кабине самолета Ил-20 была организована специальная комната, предназначенная для полноценного отдыха экипажа, здесь имелись буфет и кресла, также здесь были помещения туалета и гардероба. Для аварийного покидания Ил-20 членами экипажа с парашютами был предусмотрен аварийный люк, расположенный в правом борту в задней части фюзеляжа.

Самолеты-разведчики Ил-20, а также последовавшие за ними модернизированные версии Ил-20М и Ил-20М1, оснащенные более совершенным оборудованием, не входили в состав разведывательных эскадрилий или авиационных полков ВВС СССР. Они подчинялись непосредственно командованию военных округов (при этом в каждом из округов имелось по несколько самолетов Ил-20).

Ил-20М

Самолет Ил-20РТ

В начале 1970-х годов стало окончательно ясно, что для работы по теме самолетных измерительных пунктов (СИП) самолет Ил-18 требует большого объем переоборудования. Совместить на летающей лаборатории Ил-18 с номером 201 две большие темы представлялось затруднительным. По этой причине в период с 1971 по 1974 годы в ЛИИ состоялись испытания уникального СИП, построенного на базе Ил-18 СССР-27220. Данная машина получила обозначение Ил-18РТЛ и фактически стала прототипом для будущего самолетного измерительного пункта на базе Ил-20.

На самолете Ил-18РТЛ с просто огромным по тем временам обтекателем длиной примерно 11 метров и высотой порядка одного метра исследовались различные летно-технические характеристики. С учетом возможных условий использования СИП проверки осуществлялись в разных климатических зонах Советского Союза с аэродромов Владимировка, Раменское, Ташкент, Андижан, Фергана, Самарканд, Новосибирск, Омск. Комплекс проведенных испытаний позволил выработать необходимые рекомендации по технике пилотирования, а также методике использования СИП Ил-20РТ на любых трассах и испытательных полигонах страны.

На самолетах Ил-18РТЛ отрабатывались конструкции совершенно новых более высокоэффективных антенн. Первоначально на самолетах Ил-20РТ не монтировали хвостовые антенны с полутораметровым обтекателем, однако после проведения первого цикла испытаний головного СИП под номером 480 было принято решение об их монтаже на всех самолетах серии. Руководство испытаниями самолета производила межведомственная комиссия под руководством космонавта номер два Германа Титова. Самолетные измерительные пункты Ил-20РТ поступили в эксплуатацию в 1980 году, первоначально они базировались на аэродроме Ленинск (Байконур). Оттуда данные самолеты использовались при проведении запусков ракет самого различного назначения.

Ил-20РТ

В состав экипажа каждого СИПа входило 6 специалистов летного состава — правый и левый летчики, радист, бортинженер, борттехник, а также инженер, который отвечал за выдачу токов для установленной на борту измерительной аппаратуры, а также 5 человек, занимавшихся эксплуатацией бортового измерительного комплекса — начальник СИПа, оператор АФУ, оператор СЕВ, инженер по МА-9 МКТС и инженер по системе БРС-4С.

В первое время для работы самолетов Ил-20РТ на космодром из Москвы выдавались ограниченные данные по целеуказанию. Позднее приходящая информация стала более полной: стали указывать не только высоту полета ракеты, но и широту и долготу цели через определенные промежутки времени. По этой информации на вычислительном центре космодрома Байконур выбиралась исходная точка полета Ил-20РТ и строилась дальнейшая траектория полета самолетного измерительного пункта для получения максимального объема телеметрической информации на интересующем участке полета ракеты.

Со временем сложилась уникальная методика работы самолетов, которая позволяла достаточно эффективно проводить необходимые измерения. Примерно за час до работы один или два самолета Ил-20РТ выходили в исходный район, где барражировали в небе, ожидая запуска ракеты. При пуске ракеты они сопровождали ее по курсу полета, пролетая в стороне от ракеты на расстоянии в 50-100 километров. При этом выбор антенн, на которые осуществлялся прием телеметрической информации, зависел от высоты полета самой ракеты. При полете ракеты, головной части или спускаемого аппарата на нисходящем участке траектории производился маневр отворота, после чего прием осуществлялся хвостовой антенной. Вместе с тем, как боевые расчеты СИПов осваивали новые методы измерений в разнообразных условиях, происходило увеличение номенклатуры изделий, которые обслуживали самолеты Ил-20РТ.

Ил-20РТ

В первую очередь самолеты Ил-20РТ обеспечивали телеметрическими измерениями запуски, осуществляемые с космодрома Байконур, ракет космического назначения по «необорудованным трассам», когда самолеты становились единственным средством получения необходимой информации на некоторых участках полета ракеты. Самолетные пункты на базе Ил-20 оказались эффективным средством при обеспечении посадки спускаемых аппаратов и капсул с советских спутников фоторазведки. Получая сигнал с капсулы, операторы самолета Ил-20РТ передавали затем информацию авиационным и наземным поисковым командам, что значительно увеличивало оперативность доставки разведывательной информации.

Очень часто Тихоокеанский и Северный флот заказывали самолеты Ил-20РТ для обслуживания собственных запусков. На флоте самолетные измерительные пункты в основном «работали» при осуществлении запусков различных крылатых ракет. При проведении опытно-исследовательских работ и учебно-боевых пусков ракет с боевых позиций ракетных полков из-под Костромы и Татищева самолеты Ил-20РТ становились единственным источником получения телеметрической информации. Редко байконурские самолеты применялись в районе ракетного военного полигона Капустин Яр, обслуживая пуски беспилотных самолетов-разведчиков и ракет класса «воздух-земля». Иногда ракетами с ракетного военного полигона стреляли на достаточно большую дальность — до Балхаша. В этом случае Ил-20РТ базировались во Владимировке, фиксируя развороты летящей ракеты, устойчивость работы ее двигателей, работу рулей и т.д. В свое время все имеющиеся СИПы Ил-20РТ были переданы в состав авиации ВМФ.

Летно-технические характеристики Ил-20РТ:Габаритные размеры: длина — 35,9 м, высота — 10,17 м, размах крыла — 37,42 м, площадь крыла — 140 кв. м.Масса пустого самолета — 33 760 кг.Масса максимальная взлетная — 61 400 кг.Силовая установка — 4 ТВД АИ-20М, мощностью по 4х4252 л.с. Максимальная скорость полета — 685 км/ч. Крейсерская скорость полета — 550 км/ч.Практическая дальность полета — 5400 км.Практический потолок — 8800 м.Экипаж — 11 человек.

Источники информации:http://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/samolety/404-samolet-radiotehnich.htmlhttp://www.airwiki.org/enc/spy/il20rt.htmlhttp://avia.pro/blog/il-20http://bastion-karpenko.ru/il-20

topwar.ru

Самолет-разведчик Ил-20М – 40 лет на службе Отечеству » Военное обозрение

О данном самолете известно не так много, только общие характеристики и названия используемого оборудования, об остальном не говорят до сих пор – 40 лет самолет выполняет боевые задачи и является носителем секретного оборудования.

Разработан на базе гражданской версии самолета Ил-18 – Ил-18Д в конце 1960-х годов конструкторским бюро С.Ильюшина. Основное предназначение – вскрытие радиоэлектронной обстановки на ТВД и ведение радиолокационной разведки. Серийно создавался на 30-м московском авиационном заводе «Знамя Труда». Было построено двадцать самолетов-разведчиков Ил-20М. Последний самолет построен в 1976 году.

Устройство и оборудование Ил-20МКонструктивно самолет-разведчик аналогичен базовому Ил-18Д. На борт машины установили многоканальную аппаратуру разведки, которая работает сразу в нескольких частотных диапазонах. На фюзеляже, в нижней его части, установили контейнер, в котором размещена фазированная антенная решетка радиолокационной станции бокового обзора «Игла-1». Аппаратура радиолокационной станции размещена во внутреннем багажном отсеке. Впереди на фюзеляже установлены специальные фотографические камеры А-87ПА в обтекателях. Рядом установлены антенны станции общей РТР «Ромб-4». Дальше вынесены антенны станции детальной РТР «Квадрат-2». Все оборудование и аппаратура станций размещены во внутренних отсеках самолета. Кроме вышеперечисленных станций, на борт самолета установили станцию РР СРС-5 «Вишня» для выполнения задач радиоперехвата. Пассажирский отсек переоборудован под восемь рабочих мест операторов станций. Из известных внутренних изменений – переоборудование кислородной системы, кресла лётного экипажа и операторов переоборудованы под парашют. Люк багажного отсека правого борта переоборудован под аварийный люк, соединенный с пассажирским отсеком специальной шахтой.

Самолет способен проводить радиолокационную разведку местности с высоким разрешением, точно определять расположение больших и контрастных в радиолокационном отношении объектов, например, мостов, плотин, автодорожных развязок, осуществлять фотографирование необходимых объектов и перехватывать радиопереговоры противника. Зарубежный аналог - американский самолет-разведчик от компании Боинг – «Boeing KC-135» в основном использовался над территорией Восточной Европы, Закавказья и Дальнего Востока.

Судьба Ил-20МВ 90-х годах, из-за быстрого устаревания бортовой радиоаппаратуры, самолеты-разведчики все чаще снимаются с выполнения боевых задач и дежурств, но вместо них новых самолетов-разведчиков не создают. В принципе, их могли бы заменить самолеты воздушной разведки из Дальней авиации. Но стоящие на вооружение Дальней авиации Ту-22РДМ тоже к 1990-м годам устаревают и снимаются с полетов, а новейшие Ту-22МР поступают и в Дальнюю Авиацию в ужасающе малом количестве. Поэтому основные функции, возложенные на Ил-20М, стали выполнять фронтовые разведчики МиГ-25РБ и Су-24МР в разных вариантах оснащения. Но не все Ил-20М выведены из строя или переделаны – несколько самолетов до сих пор выполняют возложенные на них задачи. Основная часть самолетов-разведчиков превратилась в обычные транспортники, а с некоторых вообще сняли все оборудование и они теперь «обыкновенные Ил-18».

Теперь Ил-20М - история военной авиации, и в ней он занимает достойное место первого отечественного самолета-разведчика, выполнявшего задачи комплексной воздушной разведки, который использовал разные принципы обнаружения и получения необходимых данных.

Известные модификации:- изделие 17 или Ил-20М – самолет РТР, производился серийно, выпущено 20 экземпляров;- Ил-20РТ – воздушный измерительный пункт, выпущено 4 экземпляра.

Основные характеристики:- длина – 36 метров;- высота – 10.1 метра;- размах крыла – 37.5 метра;- диаметр фюзеляжа – 3.5 метра;- двигатель – четыре АИ-20М;- общая мощность – 17 000 л.с;- взлетный вес – 64 тонны; - практический потолок 10 километров;- скорость крейсер/макс – 650/685 км/ч;- дальность действия – 4.3 тысячи километров;- длина разбега/пробега – 1000/800 метров;- экипаж лётный/оператор – 5/8 человек.

Источники информации:http://ru-aviation.livejournal.com/1659138.htmlhttp://aviaros.narod.ru/il-20m.htmhttp://azlok.livejournal.com/434832.html

topwar.ru

Самолет Разведчик Ил-20, Обзор Конструкции Штурмовика с Фото и Видео

Ил-20 является самолётом радиоэлектронной борьбы и разведки. Создан опытно-конструкторским бюро С. В. Ильюшина в 1968 году.

История разработки и эксплуатации Ил-20

В середине 60-х годов XX века в Советском Союзе было принято решение о начале разработки самолёта, который бы смог вести радиоэлектронную разведку вдоль государственной границы СССР, а также, в случае необходимости, и радиоэлектронную борьбу. Работы по созданию такого самолёта были поручены опытно-конструкторскому бюро Ильюшина.

После тщательных расчётов и проведённого анализа выбор основы для разработки нового самолёта пал на пассажирский самолёт Ил-18, который в то время был одним из наиболее популярных советских лайнеров. Надёжность Ил-18 также позволяла использовать его в различных климатических условиях.

При изготовлении нового самолёта, получившего название Ил-20, было решено отказаться от двигателей АИ-20, использовавшихся на Ил-18, в пользу более мощных и экономичных АИ-20М. Ещё одной особенностью стала серьёзно уменьшенная взлётная масса самолёта, а также увеличенная вместимость топливных баков, благодаря чему дальность полёта Ил-20 была увеличена до 5400 километров. Из внешних отличий от Ил-18 можно назвать: установленные по бокам от кабины фотоаппараты, предназначенные для ведения перспективной аэрофотосъёмки, а также антенну радиолокационной станции бокового обзора, расположенную в гондоле под фюзеляжем.

Ил-20 стал первым самолётом подобного типа, разработанным в Советском Союзе. Разработка его шла достаточно быстрыми темпами, и уже к весне 1968 года первый опытный образец самолёта был полностью изготовлен. В марте произошёл и первый полёт Ил-20, в котором машина показала хорошую устойчивость в воздухе и надёжность.

После этого начался период испытаний самолёта, которые Ил-20 прошёл хорошо и в 1969 году был принят на вооружение. Однако стоит отметить, что самолёты не поступали в состав авиационных подразделений. Ввиду уникальности Ил-20, его особенной «специальности», самолёты находились в прямом подчинении у штабов военных округов или флотов Советского Союза.

Боевая служба самолётов заключалась в участии в различных учениях, несении боевого дежурства, а также выполнении разведывательных полётов. Тем не менее, с началом устаревания Ил-20 и радиоэлектронной аппаратуры, установленной на них, самолёты переоснащались в транспортно-грузовые.

В 1980 году на базе усовершенствованного пассажирского самолёта Ил-18Д был создан Ил-20РТ. Ил-20РТ использовался в качестве самолёта телеметрии при испытаниях ракет и базировался в районе Байконура. Также в это же время создавался и воздушный командный пункт на базе всё того же Ил-18Д, получивший название Ил-22. Интересной деталью является то, что практически все самолёты Ил-20 и Ил-22 были окрашены в стандартные цвета «Аэрофлота», а также имели на бортах надпись «Ил-18».

Уже в 2009 году было принято решение о начале работ по переоборудованию Ил-22 в самолёт-постановщик помех, получивший обозначение Ил-22ПП. Уже через два года начались испытания готовой машины, а в 2018 году три самолёта Ил-22ПП были переданы заказчику.

Обзор Ил-20 и его лётно-технические характеристики

Аэродинамически Ил-20 представляет собой низкоплан нормальной схемы. Хвостовое оперение самолёта – однокилевое. Шасси – трёхстоечное. Носовая стойка шасси располагается под фюзеляжем, а боковые – под гондолами двигателей самолётов. Силовая установка Ил-20 представлена 4 одновальными турбовинтовыми двигателями АИ-20М.

Самолёт оборудован фотоаппаратами перспективной аэрофотосъёмки модели «А-87П», а также станцией радиотехнической разведки «Ромб-4». Также на Ил-20 установлена радиолокационная станция «Игла-1» и станция радиотехнической разведки «Квадрат-2». Пассажирский салон самолёта оборудован для размещения шестерых (затем восьми) операторов, обслуживающих радиолокационное оборудование.

Лётно-технические характеристики самолёта Ил-20:

Размах крыла, м  37,4
Длина самолета,м  35,9
Высота самолета,м  10,2
Площадь крыла,м2  140,6
Масса, кг
  пустого самолета  33760
  максимальная взлетная  64000
Тип двигателя  4 ТВД АИ-20М
Мощность, л.с.  4 х 4250
Максимальная скорость, км/ч  675
Крейсерская скорость, км/ч  620
Практическая дальность, км  6200
Практический потолок, м  10000
Экипаж, чел  13

Модификации самолёта Ил-20

Существует девять модификаций самолёта Ил-20:

  • Ил-18Д «Игла» – опытная модель самолёта Ил-18, переоборудованного для ведения радиоэлектронной разведки. Оборудован радиолокационной станцией «Игла-1», от которой и получил название. Другое название модели: «Изделие 20».
  • Ил-18РТЛ – модификация Ил-18Д, переоборудованная в самолёт телеметрии, использовавшийся при испытаниях ракет.
  • Ил-20М – основная модель самолёта Ил-20. Самолёт радиоэлектронной разведки и борьбы.
  • Ил-20М1 – самолёт, оснащённый модернизированными системами радиоэлектронной борьбы и радиотехническим комплексом.
  • Ил-20РТ – модификация Ил-20, переоборудованная в самолёт – летающую лабораторию для телеметрии. Использовался при испытаниях ракет.
  • Ил-22 «Бизон» – модификация самолёта, используемая в качестве воздушного командного пункта.
  • Ил-22М-11 «Зебра» – усовершенствованная модель самолёта Ил-22.
  • Ил-22М-15 – последняя разработанная модификация самолёта, используемая в качестве воздушного командного пункта.
  • Ил-22ПП «Порубщик» — модификация Ил-22, используемая в качестве самолёта радиоэлектронной борьбы, а также постановщика помех.

Сильные и слабые стороны Ил-20

Ил-20 создавался на основе пассажирского самолёта Ил-18, поэтому имеет практически идентичную конструкцию, а значит, все положительные и отрицательные аэродинамические характеристики он целиком «унаследовал» от своего пассажирского собрата. Устойчивость самолёта в воздухе и его надёжность также стали следствием этого «родства».

Если говорить о характеристиках Ил-20, связанных исключительно с его основной деятельностью, то здесь следует отметить, что он был первым в подобном роде самолётом, разработанным и производимым в Советском Союзе. Тем не менее, за годы службы в Вооружённых Силах СССР самолёт показал себя с хорошей стороны. Так, Ил-20 исправно нёс службу и не подводил на учениях. А большое количество модификаций самолёта доказывают, что концепция его была выбрана весьма удачно, благодаря чему Ил-20 состоит на вооружении и сегодня, спустя почти 50 лет после своего первого полёта.

Однако неутешительным является тот факт, что Ил-20 уже морально устаревает, и это может стать причиной скорого его снятия с вооружения, причём сразу после появления нового самолёта радиоэлектронной борьбы и разведки.

Заключение

Ил-20 является самолётом, по количеству своих модификаций и спектру выполняемых функций, весьма уникальным. Тем не менее, следует отметить, что период основного рассвета самолёта уже позади, и больших перспектив он в будущем не имеет ввиду своего морального устаревания.

militaryarms.ru

Ильюшин Ил-20. Фото, история, характеристики самолета

 

Ил-20 – самолет радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы на базе Ил-18, оснащенный ИК-сканером, РЛС бокового обзора и другими датчиками.

Самолет комплексной фоторазведки, радиоэлектронной разведки и радиоперехвата Ил-20 создан в 1968 году на базе Ил-18. Он использовался для разведки вдоль пограничной полосы и государственной границы и считается первым в Советском Союзе самолетом разведывательного типа. Впереди пассажирской кабины установлена станция радиотехнической разведки и фотоаппараты аэрофотосъемки. Антенна радиолокационной станции находится в подфюзеляжной гондоле. Также на Ил-20 установлена станция детальной радиотехнической разведки и аппаратура радиоперехвата. В средней и передней части пассажирской кабины располагаются кресла для шести операторов радиотехнических систем.

Начальник БРК (бортового разведывательного комплекса) возглавлял операторский состав. Летный экипаж состоит из пяти человек. Комната отдыха с простыми сдвоенными пассажирскими креслами, гардероб, буфет и туалет оборудованы в хвосте самолета.

21 марта 1968 г. состоялся первый полет. С.Г. Близнюк был командиром экипажа. В 1969 году был завершен цикл испытаний.

Ил-20 отличается от исходного самолета меньшим полетным весом, мощным двигателем АИ-20М и увеличенной до 5,4 тыс. км дальностью полета. До 1974 года серийно Ил-20 (включая его модификации) производились на московском авиационном авиазаводе «Знамя труда». Часть самолетов была перестроена из Ил-18Д.

Ил-20 не поступали на вооружения никаких авиационных разведывательных или прочих подразделений ВС СССР, а напрямую замыкались на штаб флота или округа, т.е. числились в частях центрального подчинения. Периодически самолеты выполняли разведывательные полеты, участвовали в разных учениях. Впоследствии в результате физического и морального старения разведаппаратуры самолеты, оставшиеся в строю, были переделаны под транспортно-пассажирские и применялись для перевозок грузов и личного состава.

Модификации ИЛ-22 и ИЛ-20Рт

Самолеты Ил-20РТ и Ил-18РТЛ в 1980 г. поступили на вооружение и были созданы на базе Ил-18Д. Они базировались на аэродроме Крайний, что находился на Байконуре. Летный состав был из шести человек плюс инженер-электрик и пять человек, которые использовали бортовой измерительный комплекс: оператор СЕВ, начальник СИПа, оператор АФУ, инженер по МА-9 МКТС и инженер по БРС-4С. Несмотря на то, что самолеты числились за ВКС, они регулярно выполняли задачи ВМФ или РВСН во время испытаний крылатых и баллистических ракет. Потом самолеты были переданы в ВМФ, где применялись по усмотрению командования. Модификация 75 840 была продана и в 2001 г. разбилась. Лишь один самолет использовался по прямому назначению и был модернизирован.

На базе Ил-18Д создавались воздушные командные пункты (ВзКП или ВКП) Ил-22, оборудованные устройством закрытой кодовой связи. В составе экипажей данных самолетов входят офицеры боевого управления и операторы аппаратуры ЗАС. На правом борту находился люк багажного отсека самолета Ил-18, который использовался для аварийного покидания самолета. Все рабочие места были оборудованы чашкой под парашют. На самолете установлена иная кислородная система.

Самолеты Ил-22 и Ил-20 часто открашиваются под так называемый стандарт советского «Аэрофлота» и имеют гражданский регистрационный номер. К тому же на борту рядом с кабиной, как и в пассажирской версии самолета, была надпись «Ил-18». Лишь некоторые машины имели серый (шаровый) цвет, такой как на Ил-38.

Модификации Ил-20

  • ·          Ил-18Д «Игла» − самолет радиотехнической разведки, трансформирована одна машина.

  • ·          Ил-20М – самолет радиотехнической разведки. Было произведено двадцать машин.

  • ·          Ил-18РТЛ – самолетный измерительный пункт, предназначен для испытаний ракетной техники. Переоборудована одна машина.

  • ·          Ил-20М1 – машина с усовершенствованным комплексом радиотехнической разведки.

  • ·          Ил-22 – воздушный командный пункт, имеющий спецсвязь. Построено 14 самолетов. В ОКБ Мясищева проводилась модернизация.

  • ·          Ил-20РТ представляет собой самолетный измерительный пункт, предназначенный для испытаний ракетной техники. Изготовлено четыре машины.

  • ·          Ил-22М-11 – дальнейшая модификация ВзКП. Произвели 21 машину.

  • ·          Ил-22М-15 – последняя модификация ВзКп. Выпустили один самолет, который достался Казахстану после развала СССР.

В наше время ОАО «Ил» выполняет модернизацию и опытно-конструктивных работы самолетов специального назначения Ил-22 и Ил-20.

Ил-20 характеристики:

Модификация   Ил-20
Размах крыла, м   37.42
Длина самолета,м   35.90
Высота самолета,м   10.17
Площадь крыла,м2   140.60
Масса, кг  
  пустого самолета   33760
  максимальная взлетная   64000
Тип двигателя   4 ТВД АИ-20М
Мощность, л.с.   4 х 4250
Максимальная скорость, км/ч   675
Крейсерская скорость, км/ч   620
Практическая дальность, км   6200
Практический потолок, м   10000
Экипаж, чел   13

 

Самолеты

Самолет ОКБ Ильюшина

avia.pro

ВВС модернизируют самолёт-разведчик Ил-20М | Армейский вестник

ВВС модернизируют самолет-разведчик Ил-20М

Минобороны модернизировало один из самых старых отечественных самолетов. По информации «Известий» из главкомата Военно-воздушных сил, один из 20 базирующихся на аэродромах в Кубинке и Чкаловском самолёт Ил-20М прошел полную модернизацию и до Нового года должен вернуться в строй. «На обновленной машине появились высокочувствительные станции радиотехнической разведки. Они обнаруживают излучение электронных систем вероятного противника, то есть радаров, систем связи, наведения и т.д.», — сказал офицер.

Военный Ил-20М был создан в 1970 годы на базе гражданского среднемагистрального лайнера Ил-18, который появился вообще в 1950-е годы. Было выпущено 20 самолетов, и все они без исключения сохранились в удовлетворительном летном состоянии до нынешнего времени. По данным источника, обновлению подлежит каждая машина, а характеристики новой бортовой станции и даже ее наименование являются сведениями с грифом «Совершенно секретно», так что Ил-20М «остается самой загадочной машиной в парке ВВС».

ВВС модернизируют самолет-разведчик Ил-20М

Несмотря на почтенный возраст, самолет пользуется уважением авиаторов. В главкомате говорят, что заменить его нечем. Радиоэлектронная разведка ведется двумя способами: активным и пассивным. Активный — это дальнее радиолокационное обнаружение (ДРЛО), предназначенное для наведения ударных средств на цель.

Пассивный — это радиотехническая разведка, которая только обнаруживает и классифицирует вражеское радиоизлучение. Самолет радиотехнической разведки, как и ДРЛО, подолгу барражирует над определенными районами, сканируя радиоэлектронную обстановку. Поэтому он должен быть экономичным и вместительным, чтобы в него можно было монтировать габаритное оборудование. Еще ему необходима способность к высотным полетам для ретрансляции сигналов.

«Пока аналогов старичку Ил-20М нет. На замену ему рассматривались современные Ту-204, Ту-214 и Ан-140. Ни один не удовлетворил всем требованиям. Например, у Ту-204 недостаточная дальность и продолжительность полета — он может висеть в воздухе около шести часов, а Ил-20М — 8…12 часов. В Ан-140 не влезет достаточно груза, сам самолет имеет конструктивные недостатки фюзеляжа и крыльев. Оптимальнее всех смотрится модернизированный Ту-214, и то при правильной доработке и в отдаленной перспективе», — рассказывает собеседник.

На авиабазе в Кубинке «Известиям» заявили, что претензии все-таки есть: часть машин требуют ремонта, покраски и обновления различных узлов. Запасных частей к движкам мало по понятным причинам, а их ресурс продлевает только украинская фирма «Мотор-Сич». И вообще «негоже устанавливать высококлассную радиоэлектронику на машины, которым по 40 и более лет». Но в Чкаловске свои Ил-20М похвалили, сообщив, что все они в хорошем техническом состоянии, активно используются по всей стране. Где именно, это секретная информация, сказал офицер из Чкаловска.

В свою очередь, информированный источник в ОПК сообщил «Известиям», что Ил-20М не стоит путать с совсем древними Ил-18. Внешне они похожи как близнецы, большие отличия скрыты от глаз. Разница в антеннах, высокочувствительных датчиках, компоновке планера, и по сути, «это перепроектированная машина».

«Создавать новый самолет радиотехнической разведки — дело долгое и дорогое, и никто не даст гарантии, что успешное в итоге. Ведь помимо прочего требуется переделать всю систему радиоэлектронной разведки, которая спроектирована под Ил-20М с учетом его размеров и формы фюзеляжа и крыльев. Американцы для аналогичных целей используют Boeing RC-135, ровесник Ил-20М. И наша, и американская машины — штучные, с индивидуальной доводкой, поэтому отличаются друг от друга», — говорит собеседник.

По его данным, межремонтный ресурс Ил-20М составляет почти 10 лет, что тоже является большим плюсом машины. Главное — защитить планер от коррозии и усталости металла. Действующие Ил-20М имеют исправные планеры, а остальные детали вполне ремонтопригодны, считает источник в ОПК.

/Алексей Михайлов, izvestia.ru/

army-news.ru

Самолет радиотехнической разведки Ил-20М

Заслуженный «самолет-шпион», предназначенный для ведения электронной разведки.

Ил-20М («изделие 17») — это военный самолет специального назначения, созданный в конце 1960-х годов на базе пассажирского авиалайнера Ил-18. Машина производилась до 1976 года, всего было построено 20 бортов.

Платформа Ил-18 оказалась исключительно удачна для создания специальных самолетов, т.к. была экономична и позволяла долго находиться в воздухе. На ее базе делались летающие командные пункты, системы ретрансляции, самолеты разведки и радиоэлектронной борьбы.

Ил-20М, имеющийся в стране в количестве 15 штук, предназначен для ведения радиотехнической разведки: разведки параметров радиолокационных средств противника, вскрытия мест их работы и т. п.

Максимальная взлетная масса самолета 64 тонны. Двигатели — четыре турбовинтовых Аи-20М мощностью по 4250 л. с. Максимальная скорость 685 км/ч, крейсерская — 650 км/ч. Дальность полета 4300 км, практический потолок 10000 метров. Летный экипаж 5 человек, команда специалистов радиотехнического комплекса — еще 8 человек.

Самолеты этого типа — одни из самых засекреченных. Доходит до того, что с некоторых используемых машин тщательно удаляют бортовые номера, и самолеты летают «голыми», с одними опознавательными знаками. Специалисты утверждают, что это необходимо для того, чтобы ввести в заблуждение противника о характере текущего полетного задания. Дело в том, что почти каждый Ил-20М имеет небольшие индивидуальные отличия в составе бортовой аппаратуры и её настройках. Зная эти отличия, можно «вскрыть» миссию самолета и эффективно выстроить систему противодействия.

Фото: Дмитрий Рязанов/russianplanes.net

На борту самолета установлен многоканальный широкодиапазонный комплекс радиолокационной разведки. Его части можно видеть и снаружи: гондола под фюзеляжем — это РЛС бокового обзора «Игла-1», в обтекателях по бокам носовой части фюзеляжа стоит аппаратура станции радиотехнической разведки «Ромб-4» и камеры аэрофотосъемки А-87ПА.

Машины, эксплуатируемые сейчас ВВС России, с середины 2000-х годов проходят модернизацию бортового оборудования. В открытую печать просачивались названия программ создания новых авиационных комплексов разведки — «Монитор» и «Анаграмма». Подробности этих проектов не разглашались.

Несколько машин Ил-20М, насколько можно судить, прошли переоборудование по этим программам и активно используются в данный момент для разведывательных полетов, в т. ч. над нейтральными водами.

defendingrussia.ru