Хуго из Дессау. Хуго юнкерс


"попал под самолет" – WNS

Едва ли не первый пример неприкрытого государственного рейдерства можно найти в истории нацистской Германии. Буквально на третий день после того, как рейхсканцлером стал Адольф Гитлер, начались крупные неприятности у Хуго Юнкерса – выдающегося инженера, конструктора, предпринимателя, широко внедрявшего в своих компаниях не только инновационные идеи, но и инструменты маркетинга и рекламы. Разработанный им лично товарный знак в виде стилизованного изображения Икара до сих пор считается одним из лучших в мире.

Юнкерса обвинили в государственной измене и продаже военных секретов за рубеж и посадили под домашний арест. Сотрудников конструктора арестовывали и ставили условием их освобождения согласие Юнкерса сотрудничать. Выполненные его компаниями госзаказы не оплачивались. И через несколько месяцев он подписал-таки соглашение об использовании продукции его заводов в военных целях и передал 51% акций в доверительное управление министерству авиации Германии.

Через два года униженный и ограбленный Хуго Юнкерс умер, его вдова не смогла оказать никакого сопротивления властям, и ее доля перешла нацистам.

Вода, тепло, газ

Один из основателей мировой гражданской авиации родился в 1859 г. на берегах Нижнего Рейна в семье крупного производителя текстиля. Может быть, то, что детство Юнкерса прошло у воды, повлияло на его первые открытия и изобретения: они были связаны именно с водой. Только не с речной, а с горячей, из-под крана. Заложенные молодым Юнкерсом принципы теплообмена до сих пор используются при создании газовых нагревательных приборов. И мало кто знает, что уже в 1912 г. на заводах Юнкерса было выпущено, а главное, реализовано 100 000 таких устройств.

Поначалу изобретателю приходилось лично продвигать свою продукцию, убеждая земляков в безопасности газовых колонок. Привыкшие к основательным отопительным устройствам в виде чугунных котлов бюргеры никак не верили, что легкие и эффективные водонагревательные приборы не упадут со стен. Пришлось пойти в лобовую рекламную атаку: на прикрепленную к стене газовую колонку посадили крепкого молодого человека, и она не упала. Все это засняли, разместили в рекламных буклетах, и дело пошло на лад.

Затем последовали другие модели отопительного, водонагревательного и вентиляционного оборудования. Например, газовый мотор для трамваев, который в итоге не выдержал конкуренции со своими электрическими собратьями, модели сборных мостов и модульных домов из стальных конструкций с утепленными стенами и т. д.

В 1897 г. Юнкерса, не имевшего никакого научного звания, приглашают на должность профессора Высшей технической школы в Ахене, которую он в свое время окончил. Так были отмечены его заслуги как ученого и практика. Но в 1908 г., накануне своего пятидесятилетия, Юнкерс завершает преподавательскую карьеру и переключается на совершенно новую отрасль – самолетостроение. Толчком послужил рассказ коллеги о полетах американцев братьев Райт.

Цельный, как металл

Всего год понадобился будущему создателю немецкой авиации, чтобы вникнуть в вопрос и прийти к собственному решению проблем, стоявших перед молодой авиацией. Хуго Юнкерс понял, что ключ к успеху – не в максимальном снижении веса машин, а в увеличении подъемной силы. И уже в 1909 г. он получает первый авиационный патент, которых к концу его жизни будет почти 600. Одновременно Юнкерс доказывает, что авиации необходимо отказаться от крыльев на основе обтянутых тканью деревянных каркасов и заменить их на металлические.

Успехи новоявленного конструктора столь впечатляющи, что в 1911 г. прусские власти выделяют ему 92 000 золотых рейхсмарок на строительство в Ахене аэродинамической трубы, необходимой для разработки и испытания авиатехники. И это притом что в Германии тогда грезили вовсе не о самолетах: считалось, что будущее за дирижаблями.

В 1915 г. Хуго Юнкерс на заработанные к тому времени собственные средства строит в Дессау новую мощную аэродинамическую трубу и приступает к созданию принципиально новых самолетов – цельнометаллических монопланов. Первый из них, получивший за несколько оригинальные формы прозвище «Жестяной осел», был способен преодолевать за один вылет более 200 км со скоростью 170 км/ч. Что интересно, разрабатывалась эта модель по заказу военного ведомства Германии, хотя военных Юнкерс в принципе не жаловал и категорически выступал против использования авиации в боевых действиях.

Первый полет состоялся в декабре 1915 г., и особого восторга у кайзеровских асов самолет не вызвал. Они привыкли управлять в небе легкими и маневренными машинами из дерева и ткани, а им продемонстрировали монстра, с трудом набиравшего высоту. Пришлось отправлять машину на доработку, которая продолжалась почти год. Теперь в ход пошел не тяжелый металл, а легкий дюралюминий, в избытке производившийся в городе Дюрер, недалеко от Ахена. В результате на свет появился истребитель Ju 4 с элементами бронирования. Самолет был принят на вооружение и широко применялся в боях Первой мировой войны.

Однако настоящий успех в самолетостроении пришел к Юнкерсу уже после Первой мировой, несмотря на разразившийся в стране жесточайший экономический кризис. Чтобы удержать свои многочисленные компании на плаву и продолжать разработки, ему приходилось расходовать личные средства. Внедренные Юнкерсом цельнометаллические крылья позволяли размещать на них дополнительные двигатели, что дало возможность увеличить грузоподъемность машин и сделать первые транспортники. Так на свет появилась знаменитая «Тетушка Ю» (Tante Ju), это транспортник Ju 52, который перевез еще до Второй мировой войны миллионы пассажиров. Правда, массовое производство Ju 52 было налажено в «третьем рейхе» уже после силового отстранения его изобретателя от дел. Как и производство печально знаменитых штурмовиков Ju 87 и бомбардировщиков Ju 88.

Именно Хуго Юнкерс заменил деревянные пропеллеры на винты из металла, разместил топливные баки в крыльях, стал крепить крылья к нижней части фюзеляжа, что позволяло сохранить жизнь пассажирам при аварийных посадках.

Пассажир на крыле

1929 г. Юнкерс создает самый большой пассажирский самолет того времени – G 38, вмещавший 34 пассажира. В соответствии с запатентованной изобретателем концепцией «толстого крыла» новая машина позволяла механикам осуществлять обслуживание двигателей прямо во время полета: доступ к двигателям был возможен из крыла. В крыльях находилось несколько пассажирских мест с широкими смотровыми окнами. Два таких самолета использовались Lufthansa, а лицензия на их производство была продана союзнику нацистской Германии – Японии, ВВС которой после некоторой доработки использовали эти машины в качестве бомбардировщиков.

С появлением все новых моделей пассажирских самолетов Юнкерс начинает развивать бизнес воздушных перевозок. Он создает компанию Junkers Luftverkehr AG, самолеты которой совершают регулярные рейсы практически во все крупные города Европы. Позднее компания сольется с другим немецким авиаперевозчиком Deutsche Aero-Lloyd, и на их базе возникнет всемирно известная Deutsche Luft Hansa, переименованная в 1933 г. в Lufthansa. Самолеты компании попали под конфискацию в пользу военных, но она всю Вторую мировую войну отправляла регулярные пассажирские рейсы на том, что осталось, и на трофейных самолетах, конечно. Та Lufthansa закончила свое существование вместе с «третьим рейхом». Новая появилась в середине 1950-х.

Увлечение коммерческой авиацией все больше отдаляло Юнкерса от военных проектов, что не могло не вызывать раздражение у представителей правоконсервативных кругов, мечтавших о военном возрождении Германии. Но что можно было ожидать от человека, еще в 1918 г. вступившего в немецкую демократическую партию, членами которой были Томас Манн, Альберт Эйнштейн и Макс Вебер? Хуго Юнкерс был, как сказали бы сейчас, спонсором авангардных по тем временам художников – экспрессионистов и конструктивистов. Он принимал самое активное участие в подготовке и проведении мероприятий по случаю 300-летия философа Моисея Мендельсона и совсем не скрывал своих пацифистских взглядов.

Первый звонок прозвенел для Юнкерса еще в 1927 г., когда посетивший Дессау рейхспрезидент Пауль фон Гинденбург отказался встречаться с самым знаменитым гражданином города и всемирно известным создателем самолетов. Дальше – больше.

В 1932 г. военное министерство разрывает все контракты на разработку новых самолетов, а через несколько месяцев национал-социалисты разворачивают кампанию по лишению Юнкерса всех патентов и национализации его авиационных заводов. Координировал все эти акции рейхсминистр авиации Германии Герман Геринг. В конце концов нацисты добились своего: все заводы и конструкторские бюро были национализированы, а бунтарь сослан подальше от дел, в Баварию, где и умер, конструируя металлические дома модульного типа, в частности – для новых еврейских поселений в Палестине.

По сути, Хуго Юнкерс стал одним из немногих бизнесменов в Германии, не принявших идеи национал-социализма и отказавшихся сотрудничать с нацистским режимом. В отличие, например, от основателей компаний Adidas и Puma, братьев Дасслер, по идейным соображениям вступившим в НСДАП, или тезки Юнкерса Хуго Босса, поспешившего ради спасения своего бизнеса стать сторонником нацистов.

webnewsite.ru

Хуго из Дессау

Прежде чем подарить авиации металлические крылья, Юнкерс изобрел газовое и центральное отопление для современных квартир.

Асфальтированная дорога, проложенная через тенистый лес от шумного автобана к восточногерманскому Дессау, за пару километров до города выходит на поле, заросшее высокой травой. Посреди него рассредоточились вполне пасторальные овцы, будто заблудившиеся на этом безбрежном пастбище - очевидно слишком просторном.  Вскоре у дальней кромки появляются какие-то старые промышленные постройки. Еще через минуту-другую перед глазами возникает бетонная взлетно-посадочная полоса - словно мираж, заброшенная и разорванная на две части, будто через нее прошел какой-то сюрреалистичный ледокол, пробивший путь для машин, спешащих в Дессау или покидающих этот летаргический город. Когда-то он был одним из важнейших промышленных центров Германии, но так и не оправился от последствий бомбардировок в годы Второй мировой войны, в результате которых пострадало более 80 процентов его территории. 

До 1945 года в Дессау находился главный завод самого большого немецкого авиастроительного предприятия, на которое по всему "третьему рейху" работало в общей сложности почти 200 тысяч человек, включая узников концлагерей, например, под Хальберштадтом. Понимая безосновательность опасений, все же осматриваешься - не заходит ли на посадку какой-нибудь затерявшийся во времени самолет люфтваффе, а то и бомбардировщик союзников по антигитлеровской коалиции… 

Технический музей 

Одно из немногих уцелевших заводских зданий сейчас занимает технический музей, посвященный гениальному изобретателю и выдающемуся немецкому промышленнику - Хуго Юнкерсу (Hugo Junkers), чье имя многие до сих пор связывают исключительно с военной индустрией нацистской Германии, хотя к ней никакого отношения он как раз не имел. Причем не только потому, что скончался в феврале 1935 года. Сразу после его смерти геббельсовская пропаганда начала использовать "дух Юнкерса" в своих целях как символ стремления к максимальной надежности и качеству. Авиационные заводы и патенты у него отобрали еще в 1933 году, не привлекая внимания широкой общественности. О том, как это происходило, мы расскажем позже. 

Если бы этот человек жил в античном мире или вообще в каком-то мифологическом измерении, у него имелись бы все шансы снискать славу Икара и Прометея… в одном лице. Однако родился он во времена возникновения других легенд - на заре индустриализации в 1859 году. Сын богатого текстильного фабриканта с Нижнего Рейна, вопреки воле отца, считавшего его страсть к опытам и экспериментам бесполезной тратой времени, Хуго Юнкерс стал ученым и конструктором. 

Реклама - двигатель прогресса 

Один из секретов его успеха заключался в способности эффективно применять на практике результаты своих исследований. Позже Юнкерс проявил еще и небывалые таланты в области рекламы и маркетинга, особенно в последовательном создании корпоративного имиджа своих предприятий, счет которым к 30-м годам прошлого века пошел уже на десятки в разных частях мира. Сейчас бы его назвали глобальным игроком. Фирменной эмблемой Юнкерса стал "Летающий человек". Это символическое изображение Икара, выполненное в экспрессивном стиле, было зримым воплощением идей технического прогресса и до сих пор считается одним из лучших товарных знаков в истории. 

Прометей? К началу индустриализации огонь у людей уже имелся. Продолжая дело этого античного героя, Хуго Юнкерс на первом этапе своей карьеры дал им горячую воду, автоматически льющуюся в любой момент из-под крана. На рубеже позапрошлого и прошлого веков это бытовое удобство не было делом самим собой разумеющимся ни в Германии, ни в других странах. Стотысячный газовый нагреватель, собранный на основе его открытий в области теплообмена, покинул фабрику Юнкерса уже в 1912 году. В середине 20-х годов ими оснастят, например, учебный корпус и новые дома мастеров-преподавателей Баухауза в Дессау. Эти здания принадлежат к числу первых построек в истории современной архитектуры, начало которой было положено Вальтером Гропиусом (Walter Gropius). Юнкерс поддерживал с ним тесные связи, был одним из меценатов Баухауза, а также помогал реализовывать на практике идеи его преподавателей и студентов. Одна из таких идей - металлическая мебель Марселя Брейера (Marcel Breuer). 

Стечение обстоятельств 

Заложенные Юнкерсом принципы до сих пор используются в газовых нагревателях и центральном отоплении, а ведь когда-то никто не хотел покупать права на этот его патент. Изобретателю пришлось самому налаживать выпуск своих колонок, создав для этого одну из первых собственных фирм. Население сначала скептически отнеслось к новшеству. Особенно к моделям, крепившимся на стены 

Привыкшие к массивным чугунным котлам, потенциальные покупатели боялись, что аппараты Юнкерса могут сорваться. Пришлось убеждать возможных клиентов в их легкости и эффективности. Окончательно недоверие удалось развеять, посадив на такой настенный нагреватель… молодого человека. Реклама с этой фотографией сделала свое дело. 

Калориметр Юнкерса 

Почему Юнкерс занялся газом и как попал с Нижнего Рейна в Дессау - столицу тогдашнего герцогства Ангальт? В 1888 году 29-летнего молодого конструктора, прошедшего обучение в Ахене и Берлине, пригласили работать в Германскую континентальную газовую компанию (Deutsche Continental Gasgesellschaft, DCGG), созданную в этом городе еще в середине века. Сначала газ использовался для освещения улиц, затем в качестве топлива для двигателей, мощность которых росла с каждым годом. Сферы применения постоянно расширялись. Например, 1894 году DCGG выпустила трамвай с газовым мотором, но позже верх взяли электрические двигатели. 

Помимо моторов Юнкерс по заказу фирмы занимался исследованиями в области определения энергетической ценности горючего газа, который в Германии тогда получали с помощью газификации угля. В результате он изобрел и запатентовал свой калориметр, в котором тепло, образующиеся при сжигании непрерывного потока газа, полностью передавалось непрерывному потоку воды в тонкой трубке. 

Логическим продолжением этих экспериментов в области измерительной техники стало создание газовой колонки для повседневных практических нужд. 

Доходы от производства водонагревателей, отопительного и вентиляционного оборудования, а также кондиционеров позже позволят оплачивать авиационные разработки. С этой же целью, чтобы обеспечить дальнейшее финансирование самолетного производства, в ноябре 1932 года Юнкерс продаст эту самую прибыльную часть своего бизнеса акционерному обществу Роберта Боша (Robert Bosch). 

Несмотря на то, что начавшийся в 1929 году мировой экономический кризис фактически уничтожил спрос на самолеты, Юнкерс верил в будущее авиации и готов был идти на жертвы. Причем, согласно его убеждениям, окончательно окрепшим к этому времени, авиация должна была носить исключительно гражданский характер - объединять, сближать народы, о чем он неоднократно заявлял в своих выступлениях. Не случайно на почтовой марке, выпущенной в Германии к 50-летию довоенной авиакомпании "Люфтганза", был изображен именно его первый пассажирский самолет. К созданию этой фирмы Юнкерс имел непосредственное отношение… 

Ему еще не исполнилось 40 лет, когда в 1897 году он, добившись всех этих и многих других успехов, занял должность профессора Высшей технической школы в Ахене. Юнкерса пригласили преподавать в бывшую альма-матер даже без докторского титула - столь громкой была его слава как ученого и практика. Теперь, казалось, карьера сделана, можно пожинать дивиденды... Однако в 1908 году незадолго до своего 50-летия профессор Юнкерс увлекся новым для себя и всей конструкторской науки делом - самолетостроением. 

Виной тому были американские братья Уилбур и Орвилл Райт, несколькими годами раньше испытавшие свой первый управляемый летальный аппарат, а также ахенский коллега Юнкерса - математик Ганс Якоб Райсснер (Hans Jakob Reissner). Именно он обратил внимание изобретателя на заокеанские достижения. В это время многие в Германии еще скептически смотрели на идеи разрабатывать летательные аппараты тяжелее воздуха, продолжая делать ставки на воздухоплавание, то есть видели будущее за дирижаблями. 

Легкий на подъем 

 Занявшись самолетами, Юнкерс достаточно скоро пришел к выводу, что главной проблемой, стоящей перед инженерами и конструкторами, является не достижение максимально легкого веса, а увеличение подъемной силы. Первый патент в этой области он получил уже в 1909 году. Юнкерс дал современной авиации металлические крылья, радикально отказавшись от использования в самолетостроении обтянутых тканью деревянных каркасов. 

Уже в 1911 году прусские власти выделят его ахенской лаборатории 92 тысячи золотых рейхсмарок на строительство аэродинамической трубы. Начало положено. Свою следующую, более мощную трубу, Юнкерс спроектирует уже в Дессау, куда окончательно вернется в 1915 году, чтобы целиком посвятить себя разработке и производству самолетов - рядом с заводами, выпускавшими его нагревательное оборудование. Труба, построенная в Дессау, частично уцелела, несмотря на разрушительные бомбардировки. Она находится напротив входа в нынешний Технический музей Хуго Юнкерса, с экспозицией которого мы начали знакомиться в первой части репортажа. 

Строившиеся из дерева бипланы и трипланы, то есть знаменитые "летающие этажерки" с несколькими несущими поверхностями, скоро уйдут в прошлое, уступив место цельнометаллическим монопланам, хотя к этим идеям Юнкерса многие коллеги и потенциальные заказчики на первых порах относились скептически. 

"Жестяной осел" 

Первый цельнометаллический самолет Юнкерса J 1 поднялся в небо 12 декабря 1915 года. "Жестяной осел " (Blechesel), как его прозвали за непривычный внешний вид, разгонялся в воздухе до 170 километров в час и мог преодолеть разом 230 километров. Разработан он был по заданию военных. О пассажирской или транспортной авиации речь в эти годы еще не шла. 

Однако представителей кайзеровской армии самолет J 1 не устроил из-за слишком большого веса и опасности коррозии. Он слишком медленно набирал высоту и по этим параметрам пока проигрывал деревянным моделям. Через год Юнкерс учел замечания, решив использовать легкий и прочный сплав - дюралюминий, который с 1909 года выпускался недалеко от Ахена в немецком городе Дюрен... Дюрен + алюминий = дюралюминий. Первым большим заказом и настоящим прорывом фирмы Юнкерса на авиационном рынке стал бронированный самолет войсковой авиации J 4. Из 227 выпущенных машин 189 использовалось на фронтах Первой мировой войны. 

Крылья Юнкерса 

Свободнонесущие металлические крылья Юнкерса дали возможность увеличить число моторов. Первые самолеты с деревянными каркасами до этого оснащались одним двигателем - по центру в передней части фюзеляжа. Дополнительные двигатели на крыльях цельнометаллических моделей позволили строить машины более надежные и грузоподъемные, что делало их интересными для коммерческого использования. Последней такой моделью из созданных под руководством Юнкерса стала легендарная "Тетушка Ю" (Ju 52), сначала - с одним, а затем - с тремя двигателями. Правда, массовое ее производство было налажено уже в "третьем рейхе". 

К увеличению дальности полета привело еще одно новаторское решение - размещать дополнительные баки в свободном пространстве крыльев. Для подачи топлива к двигателям разработали специальный насос. На этом новшества не заканчивались. Деревянные пропеллеры заменили винтами из металла. Постоянно велась интенсивная работа над моторами - как собственными, так и с фирмами-партнерами, например, BMW. Все это привело к тому, что самолеты Юнкерса в 20-30-х годах прошлого века твердо удерживали лидерство по мировым авиационным рекордам - дальности, высоте, продолжительности... 

Пассажирский Ju-52

Гигант 30-х годов 

В 1929 году в Дессау построили самый большой садившийся на твердую поверхность самолет своего времени - G 38. Эта модель была способна перевозить до 34 пассажиров. Обслуживание двигателей механики могли осуществлять в воздухе во время полета, добираясь до них внутри крыльев. В них же за широкими окнами разместили несколько дополнительных мест. Только представьте, каким панорамным видом могли наслаждаться эти пассажиры! Свою концепцию такого "толстого крыла" Юнкерс запатентовал еще в 1910 году. 

Первый G 38 сначала использовался в демонстрационных целях в Германии и за границей. Затем самолет отошел компании "Люфтганза", название которой до 1933 года писалось раздельно - Luft Hansa. Она эксплуатировала его преимущественно на маршруте Берлин-Ганновер-Амстердам-Лондон. Этот же перевозчик в июле 1932 года за полтора миллиона рейхсмарок приобрел у Юнкерса второй такой самолет. Позже в "третьем рейхе" его переоборудуют под военно-транспортные цели. До наших дней он не дошел, сгорев в Афинах. Модифицированную модель G 38 некоторое время по лицензии выпускали в Японии в качестве бомбардировщика. 

Салон пассажирского самолета. 

"Гудзонское чудо" 

Еще одним новшеством, связанным с именем Юнкерса и других инженеров его фирмы, является решение крепить крылья к нижней части фюзеляжа, то есть разработка так называемого низкоплана. Помимо других преимуществ, эта конструкция повышала шансы находившихся на борту спастись при аварийных посадках, а они на заре авиации были делом обыденным. Это техническое решение не потеряло своей актуальности. Один из последних примеров - приводнение аэробуса А320 в январе 2009 года. Стартовав в Нью-Йорке, после столкновения со стаей птиц он был вынужден совершить аварийную посадку на реке Гудзон. Сначала сохранил самообладание капитан, проявив высшее мастерство. Затем крылья выполнили функцию поплавков, удержав самолет на поверхности. 

Без всех этих и других изобретений Юнкерса невозможно себе представить современные самолеты. За несколько десятилетий он получил 106 авиационных патентов, а их общее количество в самых разных областях, вплоть до сборных мостов и экспериментального модульного жилого дома с теплоизоляционным материалом внутри металлических стен достигло почти шести сотен.

Набор авиамеханика от фирмы "Юнкерс".

Фирмы Юнкерса не только производили самолеты, нагревательное и вентиляционное оборудование, дизельные двигатели, но и занимались обучением пилотов, оказывали услуги сельскому хозяйству, производили аэрофотосъемку. В период мирового экономического кризиса вместо самолетов рабочие Юнкерса даже выпускали домашнюю утварь, добровольно отказывались от части заработной платы, чтобы сохранить предприятие. При этом его имя до сих пор у многих ассоциируется в первую очередь с немецкими пикирующими бомбардировщиками, хотя к их массовому производству никакого отношения Хуго Юнкерс не имел. В отличие от многих других немецких промышленников, этот предприниматель и конструктор не пошел на сотрудничество с "третьим рейхом". 

Демократ и пацифист, симпатизирует евреям, пособник тайных большевистских агентов - такие характеристики значились в досье, заведенном на Юнкерса в гестапо. Действительности не соответствовало лишь последнее, хотя с Советским Союзом связи у него были, но всё по порядку… 

Первые мили гражданской авиации Юнкерс явно потерял интерес к военным проектам, как только были созданы достаточные технические и экономические предпосылки для развития коммерческой авиации, причем и грузовой, и пассажирской. "Давайте сделаем самолет боевым средством радостной человечности, несущим блага и доступным всем людям, - заявил пацифист Юнкерс в 1925 году. - Вместо того, чтобы оборудовать самолеты средствами ведения войны, мы должны оснастить их оружием мира!" 

К этому времени его дочерняя транспортная компания Junkers Luftverkehr AG уже выполняла регулярные рейсы по всей Европе: от Лондона - до Риги, от Осло - до Женевы. Вскоре в результате ее слияния с Deutsche Aero-Lloyd возникнет новое акционерное общество под названием Deutsche Luft Hansa (c 1933 года - Lufthansa), которое просуществует до конца Второй мировой войны и будет заново создано в ФРГ под этим именем в середине 50-х годов прошлого века. 

Политические взгляды 

Чтобы понять, какими идеями и соображениями руководствовался Юнкерс, необходимо набросать хотя бы несколько штрихов к его политическому портрету. Еще в 1918 году он стал членом либеральной Немецкой демократической партии (DDP). В ее списках также числились писатель Томас Манн (Thomas Mann), физик Альберт Эйнштейн (Albert Einstein) и социолог Макс Вебер (Max Weber). 

Юнкерс поддерживал тесные связи с представителями новых художественных и архитектурных направлений: экспрессионизма и конструктивизма. Богатый промышленник, он выделял средства и помогал заказами Баухаузу, переехавшему в 1925 году из Веймара в Дессау. В 1929 году в обстановке нараставшего в стране антисемитизма участвовал в подготовке 300-летнего юбилея выдающегося философа Моисея Мендельсона (Moses Mendelssohn) - родившегося в Дессау "немецкого Сократа", оказавшего огромное влияние на развитие просветительских идей в Германии и на реформаторский иудаизм. 

Визит Гинденбурга 

Все это не могло не вызывать раздражения у национал-социалистов, которые начали выступать с угрозами в адрес Юнкерса задолго до прихода к власти в 1933 году. Представители консервативных кругов также относились к Юнкерсу без особых симпатий. 

Показательный эпизод произошел в июне 1927 года. Прибывший с официальным визитом в Дессау рейхспрезидент Пауль фон Гинденбург (Paul von Hindenburg), генерал-фельдмаршал времен Первой мировой войны, сделал все возможное, чтобы избежать встречи с Юнкерсом - одним из самых уважаемых граждан города, обладателем высоких правительственных наград и всемирно знаменитым конструктором. Выпад не остался незамеченным. 

Немедленная национализация 

До развязывания Второй мировой войны было еще далеко, но уже в начале 1933 года (всего через два дня после назначения Адольфа Гитлера (Adolf Hitler) на должность рейхсканцлера) новый режим начал оказывать на Юнкерса давление с целью заполучить права на стратегические патенты и отобрать авиационные производства - плоды нескольких десятилетий научной и предпринимательской деятельности. Главари "третьего рейха" понимали, что при Юнкерсе они не смогут использовать потенциал его предприятий в своих преступных целях. Сначала ему предложат по-хорошему отдать государству права на 106 стратегически важных авиационных патентов и передать самолетостроительные предприятия под контроль имперского министерства авиации. Получив отказ, прокуратура и гестапо начнут сбор материалов, чтобы обвинить Юнкерса в государственной измене и продаже военных секретов иностранцам. Даже по оценкам верных режиму юристов "третьего рейха", шансов на успех такой процесс не имел, но угрозу было решено использовать в качестве средства психологического давления. Одним из пунктов обвинения могло стать сотрудничество Юнкерса с Россией в середине 1920-х годов. 

Юнкерс в Филях 

После поражения в Первой мировой войне, согласно условиям Версальского договора, Германии было запрещено производить военную технику. Пытаясь обойти эти ограничения, в 1922 году руководство Веймарской республики подписало с советским правительством тайное соглашение, предусматривавшее строительство немецких самолетов под Москвой - на пустовавшем заводе "Руссо-Балт" в Филях. Концессионный контракт с Юнкерсом, одобренный официальными сторонами, был заключен на тридцать лет. По истечении этого срока совместное предприятие с оборудованием и персоналом переходило России. Другими словами, речь шла о возможности строить самолеты в обмен на технологический трансферт. 

На заводе в Филях планировали собирать до 300 аэропланов в год, половина из которых должна была оставаться в РСФСР. Из-за многочисленных экономических трудностей (например, с поставками дюралюминия) и политических проблем полностью реализовать планы не удалось. За первые четыре года в Филях собрали лишь около сотни моделей Ju 20 и Ju 21. В 1927 году концессионный договор был расторгнут.

Патенты и заводы 

В 1933 году к Юнкерсу применялись и другие средства давления. В арсенале карательных органов "третьего рейха" как раз появился так называемый охранный арест (Schutzhaft) - произвольное заключение под стражу противников национал-социализма и других неугодных персон. 23 марта 1933 года под такой арест по распоряжению Геринга (Hermann Göring) взяли ближайших сотрудников Юнкерса, а ему сообщили, что их освободят только после передачи прав на патенты. Кроме того, до выполнения этого условия представители "рейха" отказались оплачивать уже выполненные ранее государственные заказы, полученные еще от властей Веймарской республики. 

2 июня 1933 года в силу сложившихся обстоятельств Хуго Юнкерс был вынужден подписать так называемое патентное соглашение. "Третий рейх" получил возможность использовать его разработки в военных целях. Осталось только заполучить контроль над заводами. Продавать их Юнкерс отказывался наотрез. На решающую встречу его вызвали под угрозой применения силы 17 октября. В результате многочасовых ночных переговоров он передал 51 процент акций в доверительное управление представителю министерства авиации, через несколько дней сложил все полномочия, а 13 декабря был окончательно выслан из Дессау в Баварию - подальше от заводов. 

Чтобы лишить Юнкерса возможности отозвать подпись или осмелиться оспорить договор в юридическом порядке, его фактически взяли под домашний арест. Помимо полного контроля почты, прослушивания и прерывания телефонных разговоров, ему запретили без санкции гестапо общаться даже с родственниками, не жившими с ним в одном доме. Плюс полный запрет на контакты с бывшими сотрудниками и любыми представителями авиационной отрасли. 

Последние годы Хуго Юнкерса 

Согласно официальной версии, которая распространялась нацистской пропагандой, Юнкерс добровольно покинул фирму, чтобы посвятить себя научным исследованиям. Находясь в Баварии, он занимался градостроительными разработками и своими рациональными металлическими домами модульного типа. Среди них были проекты для разных регионов: от полярного климата - до тропиков и пустынь, в частности, для новых еврейских поселений в Палестине. 

Выдающийся конструктор и предприниматель скончался 3 февраля 1935 года в день своего 76-летия. Ровно через месяц представители "третьего рейха" добились от его вдовы, Терезы Юнкерс (Therese Junkers), полной передачи акций авиационных заводов государству. Сборку военных самолетов в Германии вскоре поставят на поток, используя идеи конвейерного производства Генри Форда. 

P.S. В результате бомбардировок военных лет Дессау превратится в 3,4 миллиона кубометров руин и развалин. Освобожденный американцами, в июле 1945 года этот город на Эльбе перейдет под контроль Красной Армии. Уцелевшее оборудование и опытные образцы вскоре вывезут в Советский Союз вместе с немецкими специалистами - в поселки Управленческий Куйбышевской области и Подберезье в ста километрах севернее Москвы. 

Тechnikmuseum "Hugo Junkers"  http://www.technikmuseum-dessau.de

www.istpravda.ru

Юнкерс, Хуго - это... Что такое Юнкерс, Хуго?

У этого термина существуют и другие значения, см. Юнкерс.

Ху́го Ю́нкерс (нем. Hugo Junkers; 3 февраля 1859(18590203) — 3 февраля 1935) —— профессор, выдающийся немецкий инженер, изобретатель и авиаконструктор, основатель компании «Junkers & Co», автор ряда изобретений в различных отраслях техники.

Биография

Детство и юность

Хуго Юнкерс родился 3 февраля 1859 года в прусском Рейдте (ныне часть Мёнхенгладбаха), Рейнская провинция. Он был третьим из семи сыновей в семье Генриха и Луизы Юнкерс. Генрих Юнкерс владел небольшой текстильной компанией, так что семья была достаточно обеспеченной. Мать Хуго умерла, когда ему было десять лет.

В 1867 году Хуго пошел в начальную школу Рейдта. В 1873 году его отец снова женился. В 1874 году Хуго окончил школу и в следующем году поступил в ремесленное училище в городе Бармен, которое окончил в 1878 году.

Зрелые годы

Хуго Юнкерс заложил фундамент фирмы Бош Термотехника, основав в 1895 году в городе Дессау фирму «Junkers and Co.» по производству газовых приборов (с 1992 года в Дессау существует технический музей Хуго Юнкерса).

Хуго Юнкерс стал профессором Аахенской высшей технической школы и получил патент на калорифер — прообраз современной газовой колонки. В 1895 году основал фабрику по производству газовых приборов в Дессау. К 1904 году фабрика выпускает уже 19 моделей приборов. К водонагревателям добавились охладители, а также вентиляционное оборудование.

Хуго Юнкерс получает патенты на различные способы обработки листового металла. В 1911 году Хуго Юнкерс становится лидером по количеству официально зарегистрированных патентов.

В 1915 году появляется первый цельнометаллический самолет разработки Юнкерса. Дальнейшие разработки моделей самолетов идут в направлении создания универсального самолета для перевозки грузов и пассажиров — воплощения мечты Юнкерса о том, что гражданская авиация позволит людям быстрее преодолевать расстояния, что улучшит контакты между нациями и снизит напряженность в мире. Первый серийный пассажирский самолет в мире — Ju 52. В 1925 году предприятие Junkers в союзе с компанией «Deutsche Aero Lloyd» организовало фирму «Lufthansa»[1].

Изобретения и разработки

  • Патент на калорифер — прообраз современной газовой колонки.
  • Патенты на различные способы обработки листового металла.
  • Разработка первого в мире цельнометаллического самолета.
  • Первый серийный пассажирский самолет Ju 52.

См. также

Юнкерс Ю 88

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Юнкерс Хуго Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Юнкерс.

Ху́го Ю́нкерс (нем. Hugo Junkers; 3 февраля 1859 (1859-02-03) — 3 февраля 1935) — немецкий инженер, изобретатель и авиаконструктор, профессор. Основатель компании «Junkers & Co», автор ряда изобретений в различных отраслях техники.

Биография

Детство и юность

Хуго Юнкерс родился 3 февраля 1859 года в прусском Райдте (ныне часть Мёнхенгладбаха), Рейнская провинция. Он был третьим из семи сыновей в семье Генриха и Луизы Юнкерс. Генрих Юнкерс владел небольшой текстильной компанией, так что семья была достаточно обеспеченной. Мать Хуго умерла, когда ему было десять лет.

В 1867 году Хуго пошел в начальную школу Рейдта. В 1873 году его отец снова женился. В 1874 году Хуго окончил школу и в следующем году поступил в ремесленное училище в городе Бармен, которое окончил в 1878 году.

Зрелые годы

Хуго Юнкерс заложил фундамент фирмы Бош Термотехника, основав в 1895 году в городе Дессау фирму «Junkers & Co.» по производству газовых приборов (с 1992 года в Дессау существует технический музей Хуго Юнкерса).

Хуго Юнкерс стал профессором Ахенской высшей технической школы и получил патент на калорифер — прообраз современной газовой колонки. В 1895 году основал фабрику по производству газовых приборов в Дессау. К 1904 году фабрика выпускает уже 19 моделей приборов. К водонагревателям добавились охладители, а также вентиляционное оборудование.

Хуго Юнкерс получает патенты на различные способы обработки листового металла. В 1911 году Хуго Юнкерс становится лидером по количеству официально зарегистрированных патентов.

В 1915 году появляется первый цельнометаллический самолёт разработки Юнкерса. Дальнейшие разработки моделей самолетов идут в направлении создания универсального самолета для перевозки грузов и пассажиров — воплощения мечты Юнкерса о том, что гражданская авиация позволит людям быстрее преодолевать расстояния, что улучшит контакты между нациями и снизит напряженность в мире. В 1925 году предприятие Junkers в союзе с компанией Deutsche Aero Lloyd организовало фирму Lufthansa.

Изобретения и разработки

  • Патент на калорифер — прообраз современной газовой колонки.
  • Патенты на различные способы обработки листового металла.
  • Разработка первого в мире цельнометаллического самолета.
  • Первый серийный пассажирский самолет Ju 52.

См. также

Ссылки

Примечания

wikiredia.ru

Юнкерс, Хуго — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Юнкерс.

Ху́го Ю́нкерс (нем. Hugo Junkers; 3 февраля 1859(18590203) — 3 февраля 1935) —— профессор, выдающийся немецкий инженер, изобретатель и авиаконструктор, основатель компании «Junkers & Co», автор ряда изобретений в различных отраслях техники.

Детство и юность[править]

Хуго Юнкерс родился 3 февраля 1859 года в прусском Рейдте (ныне часть Мёнхенгладбаха), Рейнская провинция. Он был третьим из семи сыновей в семье Генриха и Луизы Юнкерс. Генрих Юнкерс владел небольшой текстильной компанией, так что семья была достаточно обеспеченной. Мать Хуго умерла, когда ему было десять лет.

В 1867 году Хуго пошел в начальную школу Рейдта. В 1873 году его отец снова женился. В 1874 году Хуго окончил школу и в следующем году поступил в ремесленное училище в городе Бармен, которое окончил в 1878 году.

Зрелые годы[править]

Хуго Юнкерс заложил фундамент фирмы Бош Термотехника, основав в 1895 году в городе Дессау фирму «Junkers & Co.» по производству газовых приборов (с 1992 года в Дессау существует технический музей Хуго Юнкерса).

Хуго Юнкерс стал профессором Аахенской высшей технической школы и получил патент на калорифер — прообраз современной газовой колонки. В 1895 году основал фабрику по производству газовых приборов в Дессау. К 1904 году фабрика выпускает уже 19 моделей приборов. К водонагревателям добавились охладители, а также вентиляционное оборудование.

Хуго Юнкерс получает патенты на различные способы обработки листового металла. В 1911 году Хуго Юнкерс становится лидером по количеству официально зарегистрированных патентов.

В 1915 году появляется первый цельнометаллический самолет разработки Юнкерса. Дальнейшие разработки моделей самолетов идут в направлении создания универсального самолета для перевозки грузов и пассажиров — воплощения мечты Юнкерса о том, что гражданская авиация позволит людям быстрее преодолевать расстояния, что улучшит контакты между нациями и снизит напряженность в мире. Первый серийный пассажирский самолет в мире — Ju 52. В 1925 году предприятие Junkers в союзе с компанией «Deutsche Aero Lloyd» организовало фирму «Lufthansa».

Изобретения и разработки[править]

  • Патент на калорифер — прообраз современной газовой колонки.
  • Патенты на различные способы обработки листового металла.
  • Разработка первого в мире цельнометаллического самолета.
  • Первый серийный пассажирский самолет Ju 52.

Юнкерс Ю 88

wp.wiki-wiki.ru

Юнкерс, Хуго — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Юнкерс.

Ху́го Ю́нкерс (нем. Hugo Junkers; 3 февраля 1859(18590203) — 3 февраля 1935) —— профессор, немецкий инженер, изобретатель и авиаконструктор, основатель компании «Junkers & Co», автор ряда изобретений в различных отраслях техники.

Биография

Детство и юность

Хуго Юнкерс родился 3 февраля 1859 года в прусском Рейдте (ныне часть Мёнхенгладбаха), Рейнская провинция. Он был третьим из семи сыновей в семье Генриха и Луизы Юнкерс. Генрих Юнкерс владел небольшой текстильной компанией, так что семья была достаточно обеспеченной. Мать Хуго умерла, когда ему было десять лет.

В 1867 году Хуго пошел в начальную школу Рейдта. В 1873 году его отец снова женился. В 1874 году Хуго окончил школу и в следующем году поступил в ремесленное училище в городе Бармен, которое окончил в 1878 году.

Зрелые годы

Хуго Юнкерс заложил фундамент фирмы Бош Термотехника, основав в 1895 году в городе Дессау фирму «Junkers & Co.» по производству газовых приборов (с 1992 года в Дессау существует технический музей Хуго Юнкерса).

Хуго Юнкерс стал профессором Аахенской высшей технической школы и получил патент на калорифер — прообраз современной газовой колонки. В 1895 году основал фабрику по производству газовых приборов в Дессау. К 1904 году фабрика выпускает уже 19 моделей приборов. К водонагревателям добавились охладители, а также вентиляционное оборудование.

Хуго Юнкерс получает патенты на различные способы обработки листового металла. В 1911 году Хуго Юнкерс становится лидером по количеству официально зарегистрированных патентов.

В 1915 году появляется первый цельнометаллический самолет разработки Юнкерса. Дальнейшие разработки моделей самолетов идут в направлении создания универсального самолета для перевозки грузов и пассажиров — воплощения мечты Юнкерса о том, что гражданская авиация позволит людям быстрее преодолевать расстояния, что улучшит контакты между нациями и снизит напряженность в мире. В 1925 году предприятие Junkers в союзе с компанией «Deutsche Aero Lloyd» организовало фирму «Lufthansa».

Изобретения и разработки

  • Патент на калорифер — прообраз современной газовой колонки.
  • Патенты на различные способы обработки листового металла.
  • Разработка первого в мире цельнометаллического самолета.
  • Первый серийный пассажирский самолет Ju 52.

См. также

Юнкерс Ю 88

Напишите отзыв о статье "Юнкерс, Хуго"

Примечания

Ссылки

  • [www.dw.de/хуго-юнкерс-авиаконструктор-и-пацифист/a-16306374 Хуго Юнкерс — авиаконструктор и пацифист. Досье DW.DE]
  • [hilvvs.com/avio/post_1210339933.html Хуго Юнкерс]
  • Юнкерс Гуго — статья из Большой советской энциклопедии.
  • [dic.academic.ru/dic.nsf/enc_tech/1475/Юнкерс Гуго Юнкерс в Энциклопедии техники]

Отрывок, характеризующий Юнкерс, Хуго

«Как могут они быть недовольны чем то, думала Наташа. Особенно такой хороший, как этот Безухов?» На глаза Наташи все бывшие на бале были одинаково добрые, милые, прекрасные люди, любящие друг друга: никто не мог обидеть друг друга, и потому все должны были быть счастливы.

На другой день князь Андрей вспомнил вчерашний бал, но не на долго остановился на нем мыслями. «Да, очень блестящий был бал. И еще… да, Ростова очень мила. Что то в ней есть свежее, особенное, не петербургское, отличающее ее». Вот всё, что он думал о вчерашнем бале, и напившись чаю, сел за работу. Но от усталости или бессонницы (день был нехороший для занятий, и князь Андрей ничего не мог делать) он всё критиковал сам свою работу, как это часто с ним бывало, и рад был, когда услыхал, что кто то приехал. Приехавший был Бицкий, служивший в различных комиссиях, бывавший во всех обществах Петербурга, страстный поклонник новых идей и Сперанского и озабоченный вестовщик Петербурга, один из тех людей, которые выбирают направление как платье – по моде, но которые по этому то кажутся самыми горячими партизанами направлений. Он озабоченно, едва успев снять шляпу, вбежал к князю Андрею и тотчас же начал говорить. Он только что узнал подробности заседания государственного совета нынешнего утра, открытого государем, и с восторгом рассказывал о том. Речь государя была необычайна. Это была одна из тех речей, которые произносятся только конституционными монархами. «Государь прямо сказал, что совет и сенат суть государственные сословия ; он сказал, что правление должно иметь основанием не произвол, а твердые начала . Государь сказал, что финансы должны быть преобразованы и отчеты быть публичны», рассказывал Бицкий, ударяя на известные слова и значительно раскрывая глаза. – Да, нынешнее событие есть эра, величайшая эра в нашей истории, – заключил он. Князь Андрей слушал рассказ об открытии государственного совета, которого он ожидал с таким нетерпением и которому приписывал такую важность, и удивлялся, что событие это теперь, когда оно совершилось, не только не трогало его, но представлялось ему более чем ничтожным. Он с тихой насмешкой слушал восторженный рассказ Бицкого. Самая простая мысль приходила ему в голову: «Какое дело мне и Бицкому, какое дело нам до того, что государю угодно было сказать в совете! Разве всё это может сделать меня счастливее и лучше?» И это простое рассуждение вдруг уничтожило для князя Андрея весь прежний интерес совершаемых преобразований. В этот же день князь Андрей должен был обедать у Сперанского «en petit comite«, [в маленьком собрании,] как ему сказал хозяин, приглашая его. Обед этот в семейном и дружеском кругу человека, которым он так восхищался, прежде очень интересовал князя Андрея, тем более что до сих пор он не видал Сперанского в его домашнем быту; но теперь ему не хотелось ехать. В назначенный час обеда, однако, князь Андрей уже входил в собственный, небольшой дом Сперанского у Таврического сада. В паркетной столовой небольшого домика, отличавшегося необыкновенной чистотой (напоминающей монашескую чистоту) князь Андрей, несколько опоздавший, уже нашел в пять часов собравшееся всё общество этого petit comite, интимных знакомых Сперанского. Дам не было никого кроме маленькой дочери Сперанского (с длинным лицом, похожим на отца) и ее гувернантки. Гости были Жерве, Магницкий и Столыпин. Еще из передней князь Андрей услыхал громкие голоса и звонкий, отчетливый хохот – хохот, похожий на тот, каким смеются на сцене. Кто то голосом, похожим на голос Сперанского, отчетливо отбивал: ха… ха… ха… Князь Андрей никогда не слыхал смеха Сперанского, и этот звонкий, тонкий смех государственного человека странно поразил его.

wiki-org.ru

Юнкерс Хуго Вики

У этого термина существуют и другие значения, см. Юнкерс.

Ху́го Ю́нкерс (нем. Hugo Junkers; 3 февраля 1859 (1859-02-03) — 3 февраля 1935) — немецкий инженер, изобретатель и авиаконструктор, профессор. Основатель компании «Junkers & Co», автор ряда изобретений в различных отраслях техники.

Биография[ | код]

Детство и юность[ | код]

Хуго Юнкерс родился 3 февраля 1859 года в прусском Райдте (ныне часть Мёнхенгладбаха), Рейнская провинция. Он был третьим из семи сыновей в семье Генриха и Луизы Юнкерс. Генрих Юнкерс владел небольшой текстильной компанией, так что семья была достаточно обеспеченной. Мать Хуго умерла, когда ему было десять лет.

В 1867 году Хуго пошел в начальную школу Рейдта. В 1873 году его отец снова женился. В 1874 году Хуго окончил школу и в следующем году поступил в ремесленное училище в городе Бармен, которое окончил в 1878 году.

Зрелые годы[ | код]

Хуго Юнкерс заложил фундамент фирмы Бош Термотехника, основав в 1895 году в городе Дессау фирму «Junkers & Co.» по производству газовых приборов (с 1992 года в Дессау существует технический музей Хуго Юнкерса).

Хуго Юнкерс стал профессором Ахенской высшей технической школы и получил патент на калорифер — прообраз современной газовой колонки. В 1895 году основал фабрику по производству газовых приборов в Дессау. К 1904 году фабрика выпускает уже 19 моделей приборов. К водонагревателям добавились охладители, а также вентиляционное оборудование.

Хуго Юнкерс получает патенты на различные способы обработки листового металла. В 1911 году Хуго Юнкерс становится лидером по количеству официально зарегистрированных патентов.

В 1915 году появляется первый цельнометаллический самолёт разработки Юнкерса. Дальнейшие разработки моделей самолетов идут в направлении создания универсального самолета для перевозки грузов и пассажиров — воплощения мечты Юнкерса о том, что гражданская авиация позволит людям быстрее преодолевать расстояния, что улучшит контакты между нациями и снизит напряженность в мире. В 1925 году предприятие Junkers в союзе с компанией Deutsche Aero Lloyd организовало фирму Lufthansa.

Изобретения и разработки[ | код]

  • Патент на калорифер — прообраз современной газовой колонки.
  • Патенты на различные способы обработки листового металла.
  • Разработка первого в мире цельнометаллического самолета.
  • Первый серийный пассажирский самолет Ju 52.

См. также[ | код]

Ссылки[ | код]

Примечания[ | код]

ru.wikibedia.ru