Искусство владения оружием. Холодное оружие эльфов


Холодное оружие (Данзарс) | Хроники Данзарса

Эта статья была перенесена сюда из Final Hearts Wiki и не правилась с момента перенесения.В ней могут быть неверные ссылки и категории. Если статья исправлена согласно стандартам данной вики, пожалуйста, уберите этот шаблон.
"Холодное оружие - длинный список ковыряльников, не работающих без мускульной силы громил, эти ковыряльники носящих." ―Dag о холодном оружии.

Скорее всего, то устойчивое положение, которое до сих пор занимают эти острые штуковины на рынках вооружений многих стран Данзарса, обусловлено тем, что разнообразие их культур и технического развития, до сих пор мешает кануть в прошлое всем мечам , топорам, катанам и, извините за выражение - буздыханам.

По мнению Ладрокских учёных мужей - первую примитивную дубинку преподнесли эльфам Древние, в те времена, когда наши перворожденные ещё танцевали вокруг костров, обрядившись в шкуры убиенных муглов. Эльфы же, посмеиваясь, отвечают на это, что когда Велина создала первых эльфов, Аскарон вооружил их прекрасно сбалансированными мечами. Муглы, пропуская мимо ушей наличие у остроухих соседей своих шкур, говорят то "купо", то к примеру называют первым в мире оружием - метательный дрот, а вовсе не примитивную дубину. Ну а маги... маги молчат. К чему им эти, не основанные на изучении магии, споры.

    Магия магией, а антитехническое заклятие, издавна витающие над этой страной, неуклонно заставляет всех людей, эльфов и муглов выбирать холодное оружие и упражнятся во владении им. Это государство, является экспортёром самых добротных магических мечей, которые с радостью приобретают искатели приключений со всего мира. Ну а местные маги...А, я уже говорил.

    Казалось бы - для чего самой технически развитой державе холодное оружие? А дело в потенциальном противнике - Риганхейме. Вдруг придётся воевать на их территории? А тогда одними прикладами врага не одолеть. Поэтому в рядах республиканских вооруженных сил служат и мечники, и арбалетчики, причем архаичное и примитивное на первый взгляд оружие производится с использованием самых современных технологий.

    Эта страна притягательна своей свободой. Там можно всё и не стоит беспокоится о том, что ваш пистолет не выстрелит. Однако, большой поток туристов из других стран, зачастую вооруженный кто чем горазд. Оттого и оружейные магазины готовы предоставить неплохой выбор Риганхеймских мечей или Норсетских боевых топоров. Так же предпочитают своё традиционное оружие, все шиноби из скрытых деревень на востоке страны.

    "Рыцари ходят в доспехах. Дерутся на мечах и и заковывают в броню бедных животных на которых ездят. Если на улице встречаются случайно два рыцаря, то они как правило, кланяются друг другу. При этом их полные панцирные доспехи в нужных местах расходятся как хитиновые надкрылья у жуков. После поклона они достают мечи, само собой -двуручные и сойдясь, начинают стукать друг друга этими... А, простите, увлёкся." ―Dag о норсетских рыцарях.

    Норсе разделено на множество мелких баронств, которые воюют друг с другом. Ядром любого уважающего себя войска, в этой части Данзарса, является рыцарская чокобница или бегемотница. Вы уж не серчайте, но "конница" язык не поворачивается сказать. Всадники вооружены тяжёлыми копьями и набором мечей, т.к и доспехи каждым рыцарем подбираются, исходя из особенностей техник ведения боя, которые передаются из поколения в поколение. Что интересно, многие панцирники, презирая щит, мастерски владеют парным оружием и преимущественно выбирают кинжал для в качестве вспомогательного средства. Тут мы можем встретить и крис, и стилет и даже дагу. Вероятно это и своего рода дань традиции: издавна местные дуэлянты выясняли отношения, используя комбинации рапира + кинжал или же шпага + стилет. В качестве тяжёлого седельного меча, обычно выбирается эсток, но иногда и длинная двуручная спата, позволяющая наносить сильные рубящие удары. Нередко рыцарь приторочивает к седлу целый набор чеканов разного размера или боевой двусторонний топор, реже — молот.

    Активно используют рыцари и огнестрельное оружие. Особенно усердно тренируются с ним, наездники бегемотов. Их ездовые животные так огромны, что практически не оставляют шансов для хозяев сойтись врукопашную. Однако, некоторое чемпионы, охотно поведают вам пару баек, о том как их дед или прадед, донельзя искусный в верховой езде, был способен безо всякой страховки стоять в полном доспехе на спине несущегося в бой бегемота. А на некоторых гобеленах изображены батальные сцены, где два рыцаря сходятся в поединке на спинах упёршихся рогами гигантов.

    Вооружение оруженосцев и кнехтов тоже весьма разнообразно, но тут больше преобладают алебарды или глевии. В целом, несмотря на пренебрежительное отношение к заморской магии, опытные кузнецы-оружейники обеспечивают местную знать добротным и разнообразным оружием, способным создать конкуренцию как Ладрокским, так и Риганхеймским образцам.

    Свободные города Бадроса Править

    Находящиеся под сильным влиянием Риганхейма, торговые города этого полуострова могут похвастать богатым выбором магических мечей. Беднота же предпочитает по случаю запастись более дешовыми образцами из Норсе. Лесорубы Ромуса ценят закупленные там топоры превыше любого другого оружия, аркебузиры - бердаши и протазаны. Штурмовики из отрядов сопровожденя Пушка, очень ценят завезённые из Ладрока катаны, вакидзаси или танто. Хорошим тоном у местных жителей считается иметь дома мощный арбалет. Местные муглы мастерски владеют метательными ножами или дротиками.

    Стоит дать двум оружейникам из разных стран эльфийский меч, то они тут же поспорят а то и подерутся. Классифицировать это оружие - самый страшный сон любого эксперта. Чего чего, а загадочности остроухим не занимать. Практически любая эльфийская семья передаёт оружие из поколения в поколение, а также и оригинальный стиль фехтования впридачу. Оружие эльфов и вправду уникально, от ножен - до противовеса. У каждого клинка есть имя, и обладать таким оружием стремится любой искатель приключений, знающий с какой стороны браться за меч. Гномы же ехидно ухмыляются в бороды, мол эка невидаль -меч. Ой..какие такие гномы?

    ru.danzars.wikia.com

    Оружие эльфов - Статьи о мире Арды. - Каталог статей

    Эльфийское оружие Здесь у нас речь пойдёт об эльфийском оружии, и я вам расскажу о нём, что мне известно. Как уже говорилось в разделе про эльфов, эльфы в большинстве случаев отдают предпочтение мечам и лукам. Мечи свои эльфы очень любили и старательно выковывали, украшая их всяческими узорами и орнаментами. Мечи у эльфов были самыми разнообразными, однако чаще всего прямыми и обоюдоострыми. Эльфийский меч был лёгок и очень удобен в сражении. Он обладал преимуществом перед секирами и прочим тяжёлым оружием тем, что им можно было наносить молниеносные удары. Мечи чаще всего делались из сплавов специальных металлов, но иногда их выковывали из очень дорогого серебра - мифрила. Это серебро было гораздо дороже золота и было очень прочным. Прочнее всякой стали. К тому же клинки, выкованные из мифрила начинали светиться, если поблизости находился враг. Эльфийские луки по праву считались самыми лучшими, ибо они были по-настоящему великолепны. Лук был длиной со взрослого эльфа. Он изготавливался из специальной древесины и был очень упругим. Стрелы эльфов были тоньше и длиннее, чем у людей. Такой лук мог посылать стрелу на огромные расстояния. И ни луки людей, ни арболеты гномов не могли соревноваться в дальности и меткости стрельбы с эльфийскими луками. Помимо луков эльфы использовали специальные метательные ножи. Кинжалы и ножи для рукопашного боя были у каждого эльфийского воина. Копья также имели немалую популярность среди эльфийских воинов. Они были разной длины. Некоторые копья были достаточно короткими и ими можно было свободно метать, некоторые были довольно длинными. Ниже приведены некоторые фотографии эльфийского оружия. Вот так выглядит стандартный эльфийский меч. Подходящей длины, без излишеств. Выполнен скромно и со вкусом. А это великолепный меч из мифрильного серебра исполненный чисто в эльфийском стиле. Длинный, но не громоздкий, с длинной ручкой, чтоб можно было бы его держать обеими руками. Но тем не менее благодаря своей сравнительной лёгкости его можно спокойно держать и одной рукой. Мечи такого типа были очень популярны среди эльфов. Здесь мы видим прекрасный пример одноручного альвийского меча отличной работы. А это воистину великолепный меч. Клинок выполнен из мифрила, а длинную удобную рукоять украшает резная работа эльфийских мастеров. Далеко не каждый воин мог похвастать таким мечом. Только доблестные рыцари могли позволить себе такую роскошь. Довольно оригинальный меч. Такие мечи также встречались среди эльфов, особенно докальфаров. Этот, казалось бы, простенький на вид меч отлично выполнял функции, ради которых был выкован. Хоть он и лишён укращений, но несмотря на это сделан из добротной стали, делающей его прочным и достаточно лёгким. Этот меч короче обычных двуручных мечей эльфов, но тем не менее рукоятка у него достаточно длинная для того, чтобы надёжно обхватить меч обеими руками. Такие мечи также широко использовались альвами. Клинки такого типа были характерны для многих альвийских мечей. Такой меч редко встречался среди эльфов, однако и такие мечи можно было встретить и многих эльфийских воинов. Длинный, утончённый и невероятно острый этот меч немного напоминает шпагу. Тонкое и острое лезвие делало меч стремительным и смертоносным, в то же время невероятно упругая сталь не позволяла сломаться клинку. Такие мечи тоже были в почёте у альвов. Как мы видим рукоять мечей удобная и богато украшенная эльфийскими орнаментами. Это, так называемый, альвийский двусторонник меч. Такое оружие не слишком часто встречалось в рядах альвийских воинов, но весьма почиталось среди тех, кто умел им мастерски владеть. Этот замечательный клинок был довольно редким оружием у эльфов. Прямой, невероятно острый клинок был длиннее кинжала, но короче обычного меча. Таким оружием можно было и фихтовать, и метать. Лезвие у него было тяжелее рукоятки и метать его можно было держав за рукоять. В воздухе такой меч совершал несколько разворотов и непременно достигал жертву остриём вперёд.

    Этот прекрасный меч не очень характерен для эльфов, однако оружия подобного рода также можно было встретить у них.Кинжалы такого типа можно было встретить практически у каждого эльфийского воина.Этот кинжал представляет собой ещё один вариант распространённых среди эльфов клинков.Это универсальное эльфийское копьё. Такое копьё можно было эффективно применять в рукопашном бою, а также метать, используя его, как дротик. У данного копья имеется два наконечника. Помимо основного, есть также и маленький наконечник сзади для того, чтоб можно было наносить удары с разных концов копья.Эльфы любили изображать на своих мечах и кинжалах животных, которые жили с ними бок о бок. Этот кинжал сделан ввиде дракона. Кинжалы с изогнутым подобным образом лезвием довольно редко встречались у эльфов. На фотографии изображён эльфийский ритуальный кинжал.Хотя, как уже говорилось, подавляющее большинство альвийских мечей было ровными, встречались и мечи с изогнутым лезвием.

    valmar.ucoz.ru

    оружие персонажей The Lord of The Rings

    -Создатели

    -Летопись

    -Актеры

    -Население

    -Герои

    -Видео

    -Оружие

    -Кольца

    -Обои

    -Карты

    Изготовление мечей для фильма:

      Питер Лион, сотрудник Weta Workshop, был выбран главой отдела работающего над изготовлением вооружения для Властелина Колец. Джон Хоу, который так же работал над оружием, давал описания Лиону вооружений народов Средиземья.   Многие из созданных мечей, были настоящими или как их называли мечями для героев. Они использовались для для съемок крупным планом. Они имели тупые грани и небыли острыми, чтобы актеры пользовавшиеся ими, не могли поранить друг - друга.   Другие мечи были сделаны из алюминия и назывались трюковыми. Ими так же нельзя было травмировать противника. По словам Питера Лиона, он сделал 100 мечей для героев и 300-400 трюковых мечей.   Во Властелине Колец большинство мечей выглядели старыми, но используемыми и хорошо-полированными. Лезвие изготавливалось из спринговской стали, и затем, с помощью высокой температуры, ему придавалась крепость. Чтобы придать мечу старый вид, они использовали различные химикалии и кислоту. Через несколько дней, они его зачищали и лезвие выглядело старым и изношенным в сражении. Затем, изготовители прикрепляли рукоять к лезвию и меч был готов к использованию.

    Холодное оружие:
    Жало    Этот меч был найден Бильбо, во время его путешествия к Одинокой горе, в пещере троллей. Бильбо подарил его своему племяннику Фродо Бэггинсу. Меч был сделан эльфами и в случае приближения орков, он начинает светиться синим светом. На мече выгровированы охранные руны на синдарине, которые гласят "Маэгнас - мое имя. Я отрава паука."
    Гламдринг    В походе к Одинокой горе, Гэндальф Серый нашел этот меч в пещере троллей. Этот меч был сделан эльфами и он сияет, если поблизости орки. На нем выгровированы руны, которые гласят, что меч был сделан для Тургона короля Гондолина.
    Мечи хоббитов    После спасеня хоббитов от умертвий из курганов, Том Бомбадил нашел и подарил им эти мечи. Они были сделаны людьми, воевавшими против Ангмара и могли наносить нежите сильные повреждения.
    Меч рейнджера    Меч Арагорна
    Нарсил/Андурил    Могущественный меч короля Элендила. На нем были выгровированы руны на Синдарине, которые гласили "Нарсил - мое имя, меч энергии. Тэлкар сделал меня в Ногроде." Клинок был сломан, но Исилдур сын Элендила срубил Саурону палец с кольцом, обломком меча. Обломки Нарсила хранились в Ривенделле, пока он не был перекован для Арагорна и назван Андурил. На нем были выгровированы руны на языке квенья, которые гласили "Я Андурил, который был Нарсилом, мечем Элендила. Пусть рабы Мордора бегут от меня."
    Меч короля призрака    Меч принадлежал королю призраков и был выкован в Мордоре.
    Мечи назгулов    Эти мечи пренадлежали назгулам и были выкованы в Мордоре.
    Меч Арвен    Меч называется Хадхафанг. Он когда - то принадлежал эльфийской принцессе Идриль, что полюбила смертного. Перед рождением Арвен, мечем владел Элронд. Потом, он подарил меч сврей дочере. На мече были выгровированы руны, которые гласили "Это лезвие называется Хадхафанг, благородная защита против толпы врагов для благородной леди."
    Эльфийские ножи Леголаса    Ножи леголаса.
    Мечи Урук-Хай    Мечи Урук-Хай.
    Хэругрим    Меч Теодена.
    Топор Гимли    Боевой топор Гимли.

    ringsworld.narod.ru

    Оружие и доспехи - Эльфы - Новые статьи

    Гуннар Ворон (Павел Проказов).

    Какими они были или могли быть.

    В этой статье предпринята попытка реконструкции комплекса "доспехи - оружие" эльфийской культуры. Для начала необходимо определиться с тем, на основе чего будет проводиться анализ. При любой попытки реконструкции возможны три источника сведений:

    а) материальные свидетельства, то есть найденные предметы, их фрагменты, инструменты и заготовки для изготовления того или иного предмета; б) иконографический (изображения) и текстовой материал, то есть книги, саги, легенды; в) логические выводы на основе существующих мировых практик изготовления и применения оружия.

    Естественно, что наиболее четкие и однозначные ответы дал бы первый источник сведений, но, увы, он наиболее скуден. Во-первых, археологических находок оружия и доспехов (предметов из металла) вообще мало (коррозия за столетия способна сожрать даже бронзу в некоторых условиях), а во-вторых, сразу же встает вопрос датировки находок и отнесения к определенной культуре (т.н. атрибутация). Согласитесь, при замалчивании факта существования эльфийской культуры ортодоксальной наукой, любой предмет, не укладывающийся в стандарт для этого места и этого исторического слоя будет определен или как привнесенный, или как нетипичный, экспериментальный. А такие находки есть! Но об этом позднее. Второй источник гораздо удобнее, поскольку словесная информация способна в ряде случаев с минимальными искажениями доходить через тысячелетия. Пример тому - скандинавские саги. От Средневековья осталось много документов, как в оригинальном виде, так и в списках (более поздних копиях). Сложнее с рисунками на разном материале - от бумаги и пергамента до камня. Мало его найти, надо его опять же атрибутировать, и не попасться в старую яму: "Да это мифический космогонический (календарный, хтонический,:) сюжет, оружие носит ритуально-условный характер и т.д:". Так что, роль субъективного восприятия и оценки сразу же возрастает. Но, тем не менее, этот способ наиболее реален в нашей ситуации и может выступать как основной.

    Основой третьего источника служит логика, внутренняя непротиворечивость комплекса вооружения, близкая по виду и логике строения к "человеческому" вооружению данной местности и данного времени. Слово "человеческий" намеренно взято в кавычки, поскольку любая воинская культура синкретична, то есть представляет из себя смесь из собственных наработок и того, что было лучшего у соседей. Естественно, этот способ не может применяться изолированно, а должен исходить из данных, полученных первым и вторым способом и пригоден для "заполнения дыр" в информационном каркасе исследования комплекса вооружения.

    В процессе чтения статьи, для некоторого удобства, данные, полученные тем или иным способом, будут сопровождаться номером способа, например - (1) или (3). Итак, приступим!

    Во всех преданиях и легендах оружие и доспехи эльфов с точки зрения людей объединяют такие понятия, как "красивое, изящное, богато украшенное, волшебное". Последнее понятие мы оставим в покое, на типологии самого оружия оно не отражается, а вот остальные понятия наводят на мысль, что оружие эльфов и людей мало различалось по размеру, весу и конструкции. Иначе это было бы отражено в легендах. Слово "изящное" позволяет предположить, что оружие было в целом немного легче и "стройнее", чем аналогичные образцы у людей. Из этого можно сделать вывод, что эльфийское оружие по своей типологии несколько "обгоняло эпоху" по сравнению с человеческим. Судите сами - раннесредневековая спата была довольно увесистым предметом (нормой считался вес в 2 кг), мало пригодным для фехтования, но зато вполне пригодным для молодецкого рубящего удара с коня. Следующий этап - меч эпохи викингов, который сохранил такую же длину и ширину, но стал гораздо тоньше, за счет успехов металлургии. Его нормальный вес составлял уже около килограмма. Далее - мечи готической эпохи, более узкие, нежели мечи викингов. Завершается этот ряд шпагой и рапирой. Так что напрашивается вывод, что либо прогресс вооружения у эльфов шел быстрее (что мало вероятно - другой темп жизни), либо эльфы, более искусные в обработке металла и больше склонные к изяществу, изготавливали свое оружие по типу, сходному с человеческим, но выше качеством и легче. Так что, вывод первый: оружие эльфов в любую эпоху было по типологии сходным с человеческим, но качество металла и обработки было выше, что позволяло делать оружие легче, предвосхищая (а не обгоняя) прогресс человеческого оружия. Это относится ко всем видам оружия.

    Далее рассмотрим характеристику "богато украшенное". Вообще, во все времена на украшение оружия (в первую очередь "белого" - мечей, кинжалов, сабель) тратилось невероятное количество труда и драгоценных металлов и камней. В эпоху, когда воинское сословие стояло на высшей ступени иерархии общества, очень важно было своим богатым оружием подчеркнуть свою удачливость в бою, свою силу и богатство. И когда, например, в ирландских сагах V-X веков говориться, что король поразился богатству и красоте оружия (как правило, меча) гостя, то можно предположить, что украшения были, действительно, невероятные. И это в эпоху, когда серебряные или золотые обкладки рукоятей или ножен не были чем-то уникальным! Когда на украшение королевского меча могло пойти более килограмма золота и пара десятков драгоценных камней (напр. французские коронационные мечи)! То есть, можно сделать вывод, что даже рядовое эльфийское оружие всегда несет на себе большое количество украшений, скорее всего орнаментальных золотых и серебряных накладок и инкрустацию драгоценными камнями (в более "ответственных" случаях). Кстати, очень неплохо все эти тенденции обобщены и прослежены в произведениях Толкина, например "ВК", где описано большое количество оружия с подробностями в виде камней, вставленных в навершие, клейм на клинках и самих клинков, с узором, похожим на переплетенные растения (дамасская сталь?!).

    В качестве одного из примеров можно привести очень подробное описание клинков из могильника ("ВК", том 1, "Туман над Упокоищами"). Курсивом дан мой собственный перевод некоторых понятий, более корявый стилистически, но лучше отражающий суть с точки зрения оружиеведения. "Для каждого хоббита он (Том Бомбадил) выбрал кинжал - длинный, в форме листа, острый (keen - мощный), удивительной работы, украшенный насечками из красных и зеленых(?) змеек (damasked with serpent-forms in red and gold - дамаскированный извилистым (змееобразным) узором из красных и золотых полосок)." Об этих кинжалах говориться, что они выкованы были людьми Запада, но следует учесть, что учителями нуменорцев во многих искусствах были именно эльфы.

    Масса описания оружия эльфов (племен Богини Дану) есть в ирландских сагах. Хочется привести одно, довольно подробное, из истории "Битва при Маг Туиред", где идет речь о непростых взаимоотношениях эльфов и фоморов (по книге "Похищение быка из Куальнге", Москва, изд-во "Наука", 1985 год): "Два копья с серебряными наконечниками и дивными бронзовыми древками держал он в руках. Он нес меч с золотой рукоятью, изукрашенный серебром и золотыми заклепками". Как прекрасный археологический пример, подтверждающий вышеизложенное, можно привести богатый комплекс захоронения в Саттон-Ху. Могила, без сомнения, человеческая, но происхождение некоторых предметов вполне может быть эльфийским. Например, меча и щита. Вообще, в литературе существует масса мнений и теорий о происхождении упомянутого меча. Но ни одна из них не может внятно объяснить факт его существования. Являясь в целом типичным "представителем эпохи", этот меч слишком изящно украшен и в его конструкции применены слишком новаторские идеи (дамасская сталь клинка, сложная "слоеная" гарда и навершие) для однозначного вердикта, где именно он был изготовлен. Щит же служит прекрасной иллюстрацией многочисленных ирландских описаний, где герой красуется со щитом, изукрашенным золотом и серебром, с золотой блестящей шишкой (навершием)!

    Несколько слов о луках. Можно предположить, что эльфийские луки были или монолитными (т.н. простой лук) или композитными из разных сортов дерева. Сухожилия или рога животных вряд ли применяли бы представители культуры, чрезвычайно тесно связанные со всем, живущим на земле. Настолько тесно, что некоторые считают эльфийскую цивилизацию "магическо-биологической". Так что гораздо вероятнее, что лук делался из куска древесины, свойства которого идеально подходили для работы. Это могло достигаться или прекрасным знанием свойств дерева (не только его вид, но и место, где росло, какую конкретно часть дерева использовать и т.д.), или (а, может, и в дополнение) способностью "попросить" древесный сук вырасти именно так, как надо. За одно можно поручиться - луки эльфов были превосходного качества и всегда украшены. В качестве примера можно привести находку т.н. "тирольского человека" или Эрци. Почему мы определяем его как возможного эльфа - см. книгу "Дорога к Единорогу" С.Павловой. Так вот, его лук, изготовленный из тиса, имел в длину около 180 см и судя по толщине был сравним по мощности с английскими "лонг боу" времен Столетней войны. Лук был прекрасно обработан и, предположительно, покрыт составом, защищавшим его от влаги, что-то типа мастики на восковой основе. И это при том, что ортодоксальные археологи датируют время существования Эрци каменным веком!

    Теперь о доспехах.

    Для характеристики доспехов эльфов наиболее подходят два термина: легкость и красота. Поэтому почти наверняка можно предположить, что эльфы отдавали предпочтение кольчугам или чешуе и легким открытым шлемам (типа норманского) перед разнообразными типами латных доспехов. Тем более, что вряд ли эльфы массово применяли конницу (если судить по многочисленным легендам, они использовали лошадей только для передвижения), поэтому нужда в тяжелых кавалерийских копьях, жестких стальных нагрудниках и закрытых шлемах просто не могла возникнуть. Что касается употребления кожаных доспехов, то оно также возможно, но маловероятно, по тем же соображениям, что и композитные луки с рогом и сухожилиями.

    Но, тем не менее, есть упоминания об эльфийских полных кавалерийских доспехах. В частности, в одной из легенд "Артуровского цикла" есть история о бедном (буквально-таки нищем) рыцаре Лонфоле, который полюбил фею (эльфийку) и она полностью экипировала своего возлюбленного - "он был богато одет и прекрасно вооружен и восседал на великолепном боевом коне". (По книге "Феи и эльфы", Москва, изд-во "Терра", 1996 год.) То есть, опять можно констатировать прекрасную осведомленность эльфов о последних "модных тенденциях" в оружейном деле людей.

    Кстати, о происхождении кольчуги, как вида плетения и доспеха, до сих пор никто ничего внятного сказать из историков не может. Кольчуга появляется у древних кельтов как-то вдруг, после тотального господства бронзовых лат. Уже римляне, воспринявшие кольчугу, считали ее кельтским изобретением, а вот сами кельты, склонные во всех легендах хвалить себя, любимых, об изобретении эпохального масштаба - ни гу-гу! С чего бы это?

    Отдельно хочется остановиться на используемых материалах. Конечно же, для производства оружия эльфы использовали все те же материалы, что и люди. Клинки, наконечники стрел и копий, топоры и т.д. - для этого материала, лучше чем сталь, не придумано до сих пор. Но как же быть с легендами, в которых эльфийские герои одеты в серебряные кольчуги, и, якобы, совершенно не признавали "холодное железо"? Вероятнее всего, железо-то они признавали, но не очень любили сами заниматься процессом его выплавки из руды. Уж очень это грязная технология - вонь, шлаки, масса угля тратится. Да и уголь-то - древесный: А использование исключительно покупного железа рождало естественное желание расходовать его экономно и эксплуатировать бережно. Поэтому железо могли не только воронить для защиты от коррозии, но и серебрить, золотить или меднить, что и порождало легенды о серебряных или золотых кольчугах.

    Вполне возможно, что серебристый оттенок стали придавали естественные легирующие присадки (железо часто встречается в комплексе с никелем и хромом и в определенных условиях восстанавливается из руды уже сразу полиметалл). Так что не исключено, что эльфам была известна и нержавеющая сталь. Что же до остальных металлов - то все они в равной степени были известны как людям, так и эльфам. Некоторое исключение представляет из себя "белая бронза", считавшаяся в ирландских легендах специфическим эльфийским металлом (см., например, легенду о Бекуме Белокожей). Белая бронза представляет из себя сплав все той же меди все с тем же оловом, но олова там в два раза больше, чем в обычной бронзе. Белая бронза своим видом очень напоминает серебро, но гораздо тверже его. Твердость белой бронзы может превосходить в ряде случаев даже углеродистую сталь.

    Отдельно - о металлах легендарных. Два наиболее ярких представителя этого семейства - орихалк атлантов и толкиеновский мифрил. Орихалк с его "огнистым блистанием" и свойством раскатываться в тонкие листы весьма напоминает платину. Хотя предположить, что стены королевского дворца Атлантиды были облицованы платиной довольно сложно. Впрочем, при условии богатства запасов - почему бы и нет?! Мифрил по своим свойствам - серебристый блеск, стойкость к коррозии, возможность полировки, высокая прочность при невысокой твердости (доспехи из него, а не оружие) - больше всего похож на титан. Вот только не встречается он в самородном виде, как у Толкиена. Но оставим это художественное допущение на совести великого писателя, который был филологом, а не металлургом.

    Что же до общих тенденций, то охарактеризовать их можно примерно следующим образом. Культура эльфов, более древняя, чем человеческая, раньше столкнулась с понятием войны, и была вынуждена изобретать оружие и доспехи. Люди, восприняв от эльфов многие оружейные идеи, значительно их развили, переработали, и, в результате, ушли в этой области прогресса гораздо дальше своих недавних учителей, как раса гораздо более динамичная и воинственная. Люди, превосходя эльфов в типологическом совершенстве и разнообразии типов оружия и доспехов, тем не менее проигрывали им в качестве материалов и совершенстве обработки конкретных образцов.

    anarore.ucoz.ru

    Фентезийные клише, часть 1 | Искусство владения оружием

    Жанр фентези почти всегда плотно пересекается с фехтованием. Герои книг, фильмов и игр вооружены мечами и прочим холодным оружием, а в реальной жизни фехтовальщики нередко принимают участие в реконструкциях того или иного произведения. В результате фентезийные произведения оказывают серьёзное влияние на умы людей, занимающихся фехтованием, и не всегда это влияние позитивно. В этой статье проводится анализ фентезийных клише, стандартных и общепринятых элементов и законов жанра, к которым все привыкли – но которые зачастую не имеют ничего общего с логикой, со здравым смыслом.

    У статьи две основные задачи. Первая – развлечь читателей, в первую очередь фехтовальщиков. Вторая – статья может пригодиться людям творческим, пусть даже не занимающихся фехтованием, но интересующихся фентези в теории и на практике, творящих те или иные произведения в этом жанре, будь то литература или компьютерные игры.

    Речь пойдёт о некоем усреднённом фентези. Оно основано на творчестве Джона Рональда Руэла Толкина, но ушло достаточно далеко от его идей. Ближе всего к усреднённому фентези находятся известные всем игрокам в настольные и большинству игроков в компьютерные ролевые игры миры системы Dungeons & Dragons (далее «ДнД» без кавычек) во всех её воплощениях. Эльфы с луками, гномы с бородами и прочие драконы с феодалами. Подчеркну, что обсуждается именно усреднённое фентези – в том или ином вымышленном мире те или иные клише могут быть обойдены в лучшую или худшую сторону.

    Популярным шаблоном в фентези является наличие некоторого количества так называемых «рас» разумных существ. Кроме людей, с которыми всё ясно, существуют эльфы (какие – другой вопрос), гномы, орки и так далее. В некоторых случаях расы делятся на хорошие и плохие (тот же Толкин), в других тенденция не столь абсолютна. Бывает, что вообще никакого деления по этому принципу нет, например как в серии игр The Elder Scrolls (далее «ТЕС» без кавычек).

    Строго говоря, слово «раса» здесь употребляется неверно. В реальном мире расы – это комплексы различий внутри одного вида, обусловленных географической изоляцией и адаптацией под окружающую среду. При этом существует абсолютно плавный градиент между расами, ведь представители разных рас без проблем дают плодовитое потомство. Фентезийные расы было бы правильнее считать различными биологическими видами как минимум – различия гораздо более глубокие, а о потомстве часто речь вообще не идёт. Поэтому дальше мы и будем называть то, что принято называть «расами» словом «вид».

    Рассмотрим обычный список видов, близкий к стандарту ДнД, причём интересуют нас не все разумные существа фентези, а что-то близкое к человеку. Если говорить об играх, то это «играбельные расы», то есть виды, представителей которых можно выбирать в качестве игровых персонажей.

    Человек

    Здесь ничего необычного. Тут как раз могут проявляться расы: хотя в большинстве случаев в фентези речь идёт о европеоидах, периодически на огонёк заходят монголоиды и негроиды, чаще в виде антагонистов или экзотических друзей издалека, но всё же.

    Военное дело людей

    Опять же, ничего необычного. Калькируется та или иная культура или создаётся помесь из культур. Главное в этом деле – правильно собрать конструкцию из компонентов. Нюансы военного дела в целом, которых обычно так не хватает в фентези, будут рассмотрены далее.

    Эльф

    Концептуально эльфы – это как бы «лучшие люди». Они красивее, мудрее, долговечнее, обладают своей особенной магией и существуют в балансе с природой. У Толкина эльфы бессмертны, но в ДнД и прочих усреднённых вариантах фентези они просто живут дольше, чем люди. Если говорить о недостатках, то эльфы часто имеют проблемы с численностью и размножением. В связи с большой или бесконечной продолжительностью жизни нередко эльф считается совершеннолетним в возрасте около 100 лет.

    Расы эльфов

    Часто в рамках одного мира эльфы делятся на расы. Ниже приводятся примеры архетипичных рас эльфов, которые могут использоваться в тех или иных мирах.

    Высший эльф

    Нечто очень крутое, с продвинутой магией, древней культурой и так далее. Толкиновские эльфы являются высшими, причём все. Для высших эльфов характерна любовь к лесам, но без фанатизма. Высшие эльфы часто знают об устройстве мира сильно больше остальных. В ТЕС высшие эльфы ещё и самая высокорослая раса, тогда как в других фентезийных мирах эльфы всё-таки чаще слегка пониже людей.

    Лесной эльф

    Если в мире существуют высшие эльфы, то лесные по сравнению с ними могут выглядеть дикарями. Живут они почти исключительно в лесах, при этом их особые способности обычно специализируются как раз на выживании в дикой природе. Лесные эльфы часто умеют сверхъестественным образом приручать животных и командовать растениями, которые внезапно приобретают способность двигаться.

    Тёмный эльф

    Архетипичный вариант тёмных – «злые эльфы» в противовес набившим оскомину просветлённым высшим. На мой взгляд, этот вариант набил оскомину не меньше самих высших эльфов. Тёмные эльфы часто обладают тёмной кожей и светлыми (белыми) волосами, хотя и не всегда. ДнДшные тёмные эльфы живут не в лесах, а под землёй, молятся паукам и убивают всех подряд, включая друг друга. На мой взгляд, такое общество может существовать лишь благодаря авторскому произволу. А так-то они рано или поздно должны перерезать сами себя до состояния такой слабости, что ненавидящие их соседи-таки придут и успешно добьют.

    Существуют и более интересные воплощения идеи тёмных эльфов. Например, они могут просто быть не согласны с какими-то принципами общества своих высших собратьев, но при этом ни к какому особому злу не тяготеют. В ТЕС тёмные эльфы, хотя внешне темнокожи и красноглазы, вообще не имеют никакой врождённой тяги к чернухе – их экзотическая внешность исторически сложилась, а так народ как народ.

    Серый эльф

    Нечто похожее на высших, но с меньшим количеством пафоса и большим желанием удалиться куда подальше и заниматься своими делами. Часто предпочитают селиться в горах и прочих труднодоступных местах. Обычно слабы физически, но очень могущественны в магии. Менее распространены в фентези по сравнению с остальными тремя расами эльфов.

    Военное дело эльфов

    Традиционная для фентези картина полностью описывается словосочетанием «эльфы-лучники». Нередко к лучникам добавляются маги, которыми эльфы сильны, но о магии будем говорить отдельно. Пехота, как правило, вооружена различными мечами, щиты использует редко, доспехи сравнительно лёгкие. О кавалерии всерьёз говорить не приходится, так как эльфы – жители лесов.

    Проблема в том, что живучесть лёгких пехотинцев не слишком велика. При этом потери личного состава убитыми для общества эльфов болезненнее, чем для людей, ведь эльфы имеют проблемы с размножением, да и растут-обучаются дольше.

    Если сочинять эльфийское военное дело заново, по возможности сохраняя общую стилистику, то я бы обратил внимание на широко распространённый в истории принцип формирования военных частей из иностранцев. То есть рядовая пехота у эльфов должна быть вообще не из эльфов, а из «младших» существ.

    Мудрая раса легко может привлечь в своё общество существ менее развитых и не слишком долгоживущих, таких как людей, полуросликов или даже гоблинов, если из них можно выбить злобу или её вообще нет. Эти представители младших народов в мирное время могут выполнять рутинную работу, не требующую особой эльфийской квалификации. Взамен они получают жизненный комфорт, доступ к культуре, магии и технологиям эльфов, ну и спокойствие, так как на эльфов редко кто-то пытается всерьёз напасть. Альтернативный вариант пушечного мяса, возможно подходящий не для благостных высших эльфов, а для более суровых лесных и особенно тёмных – рабы.

    Вооружение младших – по обстоятельствам, в зависимости от их природы. Можно и тяжёлую пехоту выставить, если у эльфов есть либо нормальная металлургия, либо магические аналоги типа особо железного дерева. Луки – наверняка, под чутким руководством. При этом не думаю, что пехота и кавалерия из младших будет снабжаться каким-то совсем уж особым снаряжением: посмотрим правде в глаза, это пушечное мясо. Ситуация, в которой снаряжение убитых или пленных младших солдат попадает в руки врага вполне обычна, так что недопустимо слишком уж вкладываться в их снабжение, чтоб врагу не досталось ничего засекреченного.

    Кроме того, если мироустройство позволяет, то эльфы могут экспериментировать с созданием слуг на основе животных и даже растений, наделённых разумом и, возможно, гуманоидной формой. Таких слуг тоже можно отнести к младшим существам. В случае войны из младших, конечно, сразу же набирается рядовой состав – как пехоты, так и кавалерии и других родов войск.

    Наконец, никто не отменял такую простую и понятную концепцию, как наёмники. Если у эльфов нет ни рабов, ни магических созданий, ни младших, то у них наверняка есть ресурсы для найма пехоты со стороны.

    Командуют объединённым эльфийским войском, конечно, сами эльфы – хотя всякие сержанты и даже лейтенанты могут быть и из младших.

    Если же всё настолько плохо, что и нанимать некого, то возникает вопрос: «а чем же занимались последние несколько тысячелетий/веков/десятилетий/лет предположительно мудрые правители эльфийского государства, помимо пафосного восседания на троне?» Допустим, что вразумительного ответа нет, а необходимость формировать поддержку стрелкам непосредственно из эльфов есть. Но и в этом случае столь любимая авторами линейная лёгкая пехота эльфов не имеет права на существование.

    В первую очередь эльфы попробуют всё-таки обойтись партизанскими действиями с луками. Во вторую, если возникнет необходимость биться в чистом поле и никаких козырей не-эльфийской природы уже не осталось, обратятся к кавалерии. Она может быть как лёгкой, с луками, так и достаточно тяжёлой, с расчётом на шокирующий удар в ближнем бою. При этом, если магия позволяет, эта тяжёлая кавалерия будет вести себя не как рыцари с лэнсами, а как рейтары с несколькими пистолетами – каждому кавалеристу будет выдано снаряжение, способное поражать противника мощным магическим ударом с небольшой дистанции. Если и такой малости нет, то уже возникает ещё один вопрос: «а чем же принципиально эльфы отличаются от людей, кроме долгоживучести?» Оставшись без ответа, вручаем эльфийским кавалеристам лэнсы.

    Пехота – тяжёлая. Вполне себе пикинёры или, скорее, фаланги, так как прикрываться щитами эльфам будет психологически комфортно. Естественно, все возможные магические способы защиты также присутствуют. Эльфы понимают, что в пехоту от хорошей жизни не идут, что те, кто там оказался – герои, рискующие своей долгой жизнью ради других, и что нужно сделать всё, чтобы их риск оказался лишь риском, а не жертвой. Основная задача пехоты – прикрывать лучников, не более того. Штурмовать стены они точно никогда не будут: уж кто-кто, а эльфы вряд ли будут торопиться, они могут и в осаде посидеть.

    Именно эльфы должны первыми придумать развитые эфесы, вплоть до чашки и корзинки – но логично, что их нововведение немедленно будет скопировано всеми остальными, а это уже не очень хорошо со стилистической точки зрения. Можно снять кальку с японцев и решить, что эльфы в какой-то момент додумались до определённого типа меча, будь то какой-то особый прямой клинок рыцарского типа или сабля из фильма «Властелин колец» Питера Джексона, и с тех пор ничего не меняли.

    Но мне больше нравится объяснять отсутствие развитых эфесов тем, что эльфы вообще стремятся избегать ближнего боя. Их внимание сфокусировано не на том, чтобы успешно фехтовать, а на том, чтобы вообще не фехтовать.

    Основной же силой эльфийской армии, естественно, являются лучники. Для освоения лука нужно много времени, а время у эльфов есть. Если позволяет магичность мира, то луки могут быть более опасными, чем кажутся. Например, стрела в конце полёта может превращаться в жидкий контактный яд, бить молниями, взрываться и так далее. Да и лук как оружие тоже может быть магически усилен: например, при конструкции с натяжением в 20 кг он может посылать стрелу, как если бы был с натяжением 100 кг или больше. Все эти ухищрения нужны для того, чтобы враги не могли справиться с могучими эльфийскими лучниками, просто прихватив щиты побольше.

    Среди эльфов могут встречаться своего рода спецназовцы: лучники-лазутчики, вероятно с магическими возможностями. Эдакие ниндзи с многовековым опытом. Такие персонажи способны незаметно прокрасться куда угодно и, для начала, пристрелить вражеского генерала или монарха в качестве первого активного действия во время войны. Уже поэтому с эльфами обычно никто не связывается.

    Дворф/дварф

    Толкиновские дворфы – это невысокие (где-то в полтора раза ниже человека), крепкие физически бородачи-шахтёры. Вполне понятный и распространённый архетип. Так уж сложилось, что в классических переводах Толкина слову «dwarf» решено было переводить словом «гном», но в современном фентези это совсем другой вид. В последнее время, благодаря World of Warcraft (далее «ВоВ или «варкрафт» без кавычек) ситуация исправляется на более удобную.

    Для дворфов характерна либо неспособность к магии в целом, либо способность только к своей особой магии, либо просто нелюбовь к этому делу. Зато дворфы обладают наиболее развитыми технологиями, особенно в металлургии и прочей промышленности: когда весь мир технологически ещё живёт в средневековье, дворфы могут вполне себе дорасти до стимпанка. Ну или, хотя бы, выставить мушкетёров против лучников и пушки против катапульт.

    Значимого для жанра в целом деления дворфов на расы нет. Хотя в различных мирах и встречаются различные разновидности дворфов, но такой разницы, как между эльфами, не наблюдается.

    Военное дело дворфов

    Архетипична тяжёлая пехота со щитами и топорами, при поддержке арбалетов, либо мушкетов и артиллерии. Вроде бы неплохо, но абсолютно неправдоподобно.

    Дворфы живут под землёй, в пещерах. Их основные враги – всякого рода гоблины-орки, также живущие в пещерах, ну и хтонические ужасы вплоть до драконов. Откуда у подземного народа, привыкшего к путешествиям по узким корридорам, концепция линейной пехоты?

    И о топорах. Под землёй особенно нечего рубить топором, так что культурного значения этот предмет иметь не может, кирка – другое дело. И топор и кирка в бою обладают определёнными преимуществами при борьбе с тяжёлой пехотой, закованной в доспехи, которые надо пробивать. Откуда у орков-гоблинов такая тяжёлая пехота? Даже если она у них есть, то дворфы по определению имеют доступ к значительно более совершенным металлургическим технологиям. Клинок дворфийского меча должен обладать фантастическими свойствами, в том числе и по прорубанию доспехов – особенно если учесть, что сами дворфы обладают очень большой физической силой. Наконец, топоры, равно как и кирки, не подходят дворфам из-за их короткорукости и коротконогости. От атак дворфа с топором слишком легко уйти.

    Правильное вооружение дворфа для ближнего боя – это, как ни банально, щиты, мечи и древковое оружие. Ну и, естественно, латы.

    Сразу же нужно задаться вопросом: из чего дворфы, прославленные мастера металлургии, делают своё оружие и доспехи? Если из обычной стали, пусть высокого качества – то это упрощает дело, но в фентези популярны особые дворфийские металлы и сплавы. Если эти материалы, очевидно обладающие повышенной прочностью и, наверное, твёрдостью, обладают сравнимой со сталью плотностью или её превосходят, то у дворфов возникают серьёзные проблемы с мобильностью. Пусть они сильные, но коротконогие же – и полцентнера веса снаряжения прыгучести не добавляют. Но если дворфийские металлурги умеют ковать доспехи из материала плотностью раза в два-три меньше, чем сталь, и при этом такие доспехи получаются не хуже стальных по прочности или их превосходят, то ситуация меняется. В этом случае дворфы могут атаковать подобно римским легионерам, в решающий момент переходя на спринт и яростно атакуя из-за своего щита.

    Щит – штука очень разумная: дворф ниже человека и у него более сильные руки, поэтому щитом легче себя полностью закрыть. Собственно щиты, скорее всего, будут достаточно различными, от огромных ростовых скутумов до маленьких тарчей и баклеров.

    Кстати, раз уж у дворфов нет значимого деления на расы, можно предположить, что существует какое-то другое деление, пусть не всегда очевидное окружающим. Это могут быть какие-то кланы, касты или ещё что-то. Представители разных кланов могут предпочитать различное оружие. Более того: процент кузнецов и, скорее всего, оружейников среди народа дворфов сильно выше обычного для прочих народов. И дворфы-кузнецы гордятся своим творчеством, наверняка разнообразно украшая и ища свои хитрости, чтобы превзойти остальных. В результате, даже если дворфы соберут огромную армию, то как отряды в армии получатся несколько разношёрстные, так и внутри отрядов снаряжение отдельных бойцов, скорее всего, будет различаться.

    Типичный для дворфа меч – это просто рыцарский меч, достаточно длинный, чтобы скомпенсировать проблемы с подвижностью и короткорукость. Если дворфы имеют доступ к лёгким материалам, то всё совсем плохо для их противников. В любом случае, меч должен быть способен как рубить, так и колоть. Опять же, в каком-то клане могут предпочитать специализацию на уколы, а в другом – на рубку.

    Ещё один хороший способ скомпенсировать проблемы с сокращением дистанции – разнообразное метательное и древковое оружие. Дворфы у нас уже получились довольно сильно похожи на римский легион, так что выдадим им пилумы, пусть кидают перед переходом на спринт.

    Древковое оружие может быть как одноручным, под щит, так и двуручным – для борьбы с хтоническими монстрами небольших размеров. Дворфы сильны физически, поэтому кроме копий они могут замечательно пользоваться разного рода алебардами и им подобным снаряжением.

    Стрелковое оружие – однозначно не лук, а арбалет или аркебуза. Причём аркебуза необязательно даже на порохе, технологию которого тут же разворуют прочие народы – можно обойтись дворфийской магией. Эта магия может либо создавать микровзрыв в оружии напрямую, либо производить хитрый взрывной порошок, невоспроизводимый никем кроме дворфов. Ради разнообразия можно считать, что дворфы умеют делать в том числе скорострельные многозарядные арбалеты, которые тактически иногда превосходят более мощные аркебузы, нуждающиеся во времени на перезарядку.

    Кавалерии у дворфов в значительных количествах взяться неоткуда, хотя какие-нибудь отдельные кланы или просто психи-любители и могут попробовать освоить это дело. Под землёй верхом особо не разгонишься. А что касается битвы в чистом поле… да зачем она дворфам?

    Вообще говоря, битв в чистом поле исторически было не так уж много. Зачем биться за поле? Гораздо интереснее, например, засесть в обороне за крепостными стенами. Осада и штурм опять-таки имеют смысл, ведь битва идёт за город, а не за пустое пространство. Дворфы должны это понимать лучше других: им вообще не нужна пустая земля, они привыкли жить под ней. Если уж воевать с народами поверхности, то за какие-то конкретные позиции, как правило – города и замки. Которые дворфы, хм, осаждают по-своему. Так, как никому и не снилось. И дело даже не в латах, в которых можно не бояться стрел со стен, и не в осадных машинах невиданного совершенства, хотя всё это есть. Дело в том, что дворфы умеют копать. Под землёй. Поэтому крепостные стены для них вообще не являются преградой. Поэтому с дворфами обычно никто не связывается.

    Гном/гнум

    Английское «gnome» – это, конечно, и есть «гном», ну или «гнум», для отдаления от Толкиновских дворфов-гномов. Маленькие, от половины до трети человеческого роста, юркие, хитрые, сведущие в магии, особенно хорошо разбирающиеся в иллюзиях. Любят разного рода науку, особенно алхимию. Часто дружат с дворфами и вообще не воинственны.

    Военное дело гномов

    Гномы редко рассматриваются как самостоятельная военная сила. Обычно гномские государства, если вообще таковые существуют, заключают оборонительные пакты с кем-то ещё, вроде тех же дворфов. Но на что способны сами гномы?

    Гномы слабы физически. Их военная доктрина вообще не должна рассматривать прямое сражение с армией любого из «больших» народов, считая его заранее проигранным. Поэтому война с точки зрения гнома – это партизанские действия. У гномов чуть ли не всё население способно к магии, особенно к магии иллюзий. Знание алхимии позволяет производить отличные яды. То есть армия, вторгшаяся на территорию гномов, в самом простом случае будет отравлена на первом же привале. Если не получится, то разного рода ловушки, сводящие с ума иллюзии и просто стрельба невидимок из луков отравленными стрелами – это хороший комплекс причин, чтобы не связываться с гномами.

    Наступательную войну гномам вести сложнее, по крайней мере в классическом смысле. Вряд ли они будут её объявлять, собирать армию и так далее. Скорее всего, территория, предназначенная для захвата, сначала будет инфильтрирована огромным количеством лазутчиков, а дальше дело техники – те же партизанские действия. При осаде и штурме городов иллюзии, наведённые совместными усилиями множества гномов-магов, сведут противников с ума. Лазутчики без особых проблем проберутся и внутрь городов со всеми вытекающими, вроде сожженых складов с припасами и вовремя открытых ворот.

    Полурослик (хоббит)

    Слово «хоббит» защищено авторскими правами, поэтому все используют термин «полурослик», «halfling». Ростом они в половину человека. Часто обладают очень волосатыми ногами, даже лапами, подобно четвероногим животным. Полурослики отличаются простотой нравов и любовью к мирной жизни, а также, благодаря Толкиновскому влиянию, повышенным сопротивлением к магии, особенно воздействующей на волю и разум.

    Военное дело полуросликов

    Да нет у них никакого военного дела. Это мирные фермеры, лениво и бессмысленно наслаждающиеся жизнью в пасторальных пейзажах Новой Зеландии. В случае чего – сдадутся и будут работать на оккупантов, потихоньку партизаня. Потом либо передохнут, либо их кто-то освободит.

    Нередко авторы фентезийных миров пытаются сострить и выдумывают разного рода диких и агрессивных полуросликов, которых все боятся и уважают. Ну да, так тоже можно – если считать, что они какие-нибудь дикие кочевники, метко стреляющие из лука, но всерьёз их воспринимать всё равно трудно.

    Полурослики либо ведут безбедное существование в тылу дружественного государства, либо живут где-нибудь в бросовых землях, никому не нужные. Потому что если ими всерьёз займутся любые из вышеперечисленных народов, то шансов у малышей нет никаких.

    Типаж полуросликов существует как дань традиции. Он произошёл из конкретной истории всем известного английского автора, и возводить его до уровня важного фентезийного архетипа, как мне кажется, было ошибкой. Всем будет лучше, если о полуросликах вне Толкиновских произведений просто забудут.

    Орк

    Очень сильно различающийся в разных мирах архетип «злых гуманоидов». Ростом где-то около людей, бывают ниже, бывают выше. Крепкие физически. Отношения с магией самые разные, но обычно хуже, чем у людей.

    У Толкина и в ТЕС орки в прошлом были эльфами, затем с ними случилось что-то нехорошее. При этом в ТЕС орки не являются «злыми гуманоидами», они скорее просто варвары, да и то не все.

    В мире «Warhammer Fantasy Battles» (далее «вархаммер» без кавычек), настольной военной игре, орки – это наглухо отмороженные зеленокожие психи, которые сражаются ради войны. В варкрафте орки внешне похожи на вархаммеровских, но они совсем не такие сумасшедшие, с ними можно иметь дело.

    Во многих вселенных орки являются антагонистами и не относятся к «играбельным расам».

    Гоблин

    Мелкие вредные создания, также «злые гуманоиды». Противовес гномам и полуросликам. Часто их считают родственниками орков. В ряде вселенных разницы между орками и гоблинами вообще нет.

    Военное дело орков и гоблинов

    Если есть какой-то тёмный властелин, то всё крутится вокруг его возможностей. Если такового нет, то орки – это, скорее всего, просто подобие варваров. Никаких особенных преимуществ, кроме большой физической силы, у них нет. Организация страдает из-за повышенной агрессивности. Орки опасны своими набегами на слабо защищённые деревни, но не для регулярной армии. Конечно, когда появляется сильномогучий маг, способный к фокусам вроде увеличения поголовья орков, снабжения их достаточно совершенным оружием, включая осадные машины, приручения монстров и так далее – всё меняется.

    Что происходит, если самец и самка разных фентезийных видов разумных существ решают обзавестись потомством? Варианты различны.

    У Толкина такое происходит раз в несколько тысяч лет, при этом вечноживущая эльфийка-самка превращается в человека (эльфы-самцы на человеческих самок там не западают), а потомство имеет право сделать сознательный выбор между видами.

    В ТЕС раса ребёнка определяется по матери, при этом он может быть похож на отца. Ребёнок женщины одной из человеческих рас и, например, высшего эльфа будет человеком, но с повышенными способностями к магии. Одна из рас людей, бретонцы, появилась в результате сожительства на одной территории людей расы нордов и высших эльфов. Бретонцы – это люди, гораздо более способные к магии, чем любые другие расы.

    В ДнД существуют «расы» полуэльфов и полуорков. Имеется в виду метисизация человека и эльфа или орка. Другие варианты метисов если и встречаются, то в порядке исключений. Полуэльф представляет собой почти человека, но с заострёнными ушами и некоторыми эльфийскими способностями. Полуорк – здоровяк со страшноватой физиономией, но лишённый базовой орочьей злобности.

    На мой взгляд, ДнДшный вариант метисизации весьма ущербен. Каким будет ребёнок человека и дворфа? Дворфа и гнома? Гнома и хоббита? Хоббита и гоблина? Эльфа и орка? Можно, конечно, сказать, что так не бывает, но сразу же ощущается непоследовательность. Кроме того, каким будет ребёнок полуэльфа и эльфа? Полуорка и человека? Полуэльфа и полуорка, в конце концов?

    Если уж хочется при разработке фентезийного мира вводить такую возможность метисизации, то лучше взглянуть на ситуацию с точки зрения реальности.

    Во-первых, потомок осла и лошади – это мул или лошак, в зависимости от того, кто мама и кто папа. Потомок тигра и льва – лигр или тигрон. Интересно следующее: мул и лошак сильно отличаются не только от обоих своих предков, но и друг от друга. Лигр и тигрон – та же история: лигр, например, является самой крупной кошкой в мире, более крупной, чем тигр. А тигрон, наоборот, меньше льва. Причина в генах подавления роста, но это уже за пределами темы данной статьи. Поэтому эльфочеловек и человекоэльф должны сильно отличаться друг от друга. Наличие или отсутствие существования дворфогнумов или полуорков (полуросликов-орков) – дело авторское.

    Во-вторых, все метисы стерильны. И если предыдущее соображение вводит в фентезийный мир потенциально множество интересных персонажей-метисов, то данное соображение спасает этот мир от неизбежного размытия черт индивидуальных рас-видов. Кроме того, стерильность может, например, обозначать полное отсутствие полового влечения у метисов. Наконец, неизбежная и всем известная стерильность метисов – отличный повод для того, чтобы общество противодействовало межвидовым бракам. Отец молодого человека может быть сильно не рад роману своего сына с эльфийкой, поскольку внуков он в этом случае не увидит.

    (Продолжение.)

    www.heikido.ru

    Холодное оружие в БК и в реальной жизни

    Странница Эльфа: Как давно у тебя проснулся интерес к таким специфическим знаниям?Шведский рейтар.: Хм…пару лет назад. Всегда хочется знать больше о том, что видишь. Любознательный, типа.

    Странница Эльфа: Это связано как-то с БК? Шведский рейтар.: И да, и нет.

    Странница Эльфа: а подробнее?Шведский рейтар.: Скорее нет, чем да. С появлением Бойцовского Клуба интерес к знаниям обострился. Появился он из дурной привычки везде бывать с книгой — ем и читаю. Ну не люблю телевизор… Ну вот и попалась как-то историческая книга «Русские лучники» или что-то вроде того… Не помню точно. Хотя там не только о луках было. Книгу хватал не глядя, всегда читаю что рука возьмет.  Заинтриговало.

    Странница Эльфа: В БК луков пока, к сожалению, нет. Какие классы холодного оружия ты можешь определить в БК?Шведский рейтар.: Они администрацией определены.

    Странница Эльфа: Но с твоей точки зрения? Шведский рейтар.: С моей точки зрения тоже самое. Ты видишь какое-нибудь оружие помимо того, классы которого прописаны? Я – нет.

    Странница Эльфа: Какой класс оружия ты считаешь наиболее эффективным? Шведский рейтар.: В БК?  Или в реале?

    Странница Эльфа: в реале Шведский рейтар.: Гм… Ну, на сегодняшний день не изжиты, если не ошибаюсь, три класса холодного оружия — ножи и все их модификации, дубинки (от палок до полицейских) и топоры (разделочные да которыми дрова рубят). Остальное либо в качестве музейных раритетов, либо в клубах фехтовальщиков и фанатов средневековья. Сложно сказать — каждое оружие имело специфические особенности и цели, это всё равно что сравнивать снайперскую винтовку и, скажем, дробовик. По ситуации.

    Странница Эльфа: Расскажи чуть подробнее про те времена. Как и для чего применялись, например, меч и секира? В чем отличие их боевых характеристик?

    Шведский рейтар.: Про те времена? Уууу… давно это было. Во-первых — это оружие разное по своему времени и месту появления. В древней Европе — Греция, Рим, Египет и т.д. никаких секир, кроме ритуальных, не существовало. Боевые топоры для Европы открыли западные варвары — германцы, секиры были принесены с Востока. Отличие прежде всего в форме и боевой массе. Впрочем, тут есть один нюанс — мечи-то были самые разные, а секиры отличались незначительно. Скажем, так: меч — это многоцелевое оружие, в зависимости от подкласса меча, которых множество, но меч практически любой сам по себе являлся универсальным — и рубить им можно, и колоть, и резать, и просто по башке рукоятью съездить — оглушить.

    Секира — узкоцелевое орудие, ориентированное на ударную мощь — двуручные секиры пробивали щиты, латы, а если не пробивали — мяли и ломали кости под латами. Недаром с исчезновением рыцарей этот класс себя изжил — на современную охоту в дельте Волги с таким оружием не пойдешь. Впрочем, секира осталась как стандартное орудие казни еще очень надолго.

    Странница Эльфа: То есть, секирами могли пользоваться только очень сильные воины? для эффективности?Шведский рейтар.: Эффективность двуручной секиры спорна. Да, тяжелая и убойная. Секирой можно раскидать толпу, держать противников на некотором расстоянии за счет длинной рукояти. Но в бою один на один двуручная (я говорю только о двуручных секирах), конечно, не так удобна, как полуторный, одноручный меч или аналогичная секира, или боевой топор.

    Странница Эльфа: Почему же тогда они оставались в применении?Шведский рейтар.: Исторические фильмы видела? «Гладиатор», например. Начиная с древнего Рима и до позднего средневековья сражения — страшнейшие мясорубки. Поскольку двуручной секирой, понятное дело, вооружалась тяжелая пехота, то эффективность такого орудия, когда сплошь и рядом люди — неоспорима.

    За примерами далеко ходить не надо — с помощью тяжелой пехоты было выиграно Ледовое побоище и множество других. В России часть тяжелой пехоты традиционно вооружалась топорами и секирами. Правда, уже при Иване IV такого рода тяжелая пехота оказалось малопригодной для боевых действий.

    Странница Эльфа: Почему?Шведский рейтар.: Из-за перемен в общем в ведении войны — появлении огнестрельного оружия, организованных регулярных отрядов пехоты с пиками и алебардами и кавалерии. Для противостояния таким войскам «дружина» была малоэффективна, впрочем, вплоть до 18 века служивые люди и дворянская кавалерия продолжали воевать с чем попало в руках.

    Странница Эльфа: Какие подклассы были у мечей? и для чего они использовались?Шведский рейтар.: Задачка. Кучу подклассов у мечей перечислить невозможно — я любитель, а не специалист. Прежде всего мечи делились на одноручные (для одной руки), полуторные (могли использоваться в качестве одноручных и двуручных) и двуручные — огромные, весом от 16 кг. Классов по типу лезвия множество, я даже не знаю как они называются. Средневековые мечи предназначались в основном для нанесения рубящих ударов. А восточные кривые вообще и годились только на то, чтобы резать и рубить. Колоть ими было проблематично. Меч — благородное оружие традиционно, в основном ими вооружалась кавалерия, двуручными — тяжелая пехота. Впрочем, широкого применения последние не находили.

    Странница Эльфа: В чем была разница использования разных видов мечей?Шведский рейтар.: Как я уже говорил, вся разница заключается в специфике самого меча, всё зависело от того, для чего был приспособлен этот меч (тип ударов и так далее) Соответственно, знание и умение обращаться с собственным мечом и позволяло использовать его наиболее эффективно.

    Странница Эльфа: И «абсолютного оружия» не существовало?Шведский рейтар.: Если ты про универсальные мечи — существовали, и не только мечи.

    Странница Эльфа: как выглядел такой меч? и почему он не вытеснил все остальные?Шведский рейтар.: обычный одноручный или полуторный обоюдоострый меч был по своей сути универсален. Он и вытеснил, точнее, такие мечи и составляли большую часть всего арсенала мечников Европы. На востоке бытовали другие традиции, изготавливались другие мечи.

    Странница Эльфа: Ты сказал, что не только мечи. Какое еще оружие было таким же эффективным в умелых руках?Шведский рейтар.: да любое… Под универсальным я подразумевал оружие, приспособленное под несколько типов удара.

    Странница Эльфа: Давай детальнее посмотрим. Топор? Булава?Шведский рейтар.: топор, точнее двусторонняя секира. Некоторые снабжались на верхнем конце рукояти нечтом, похожим на острие копья. Больше для красоты, но при определенном умении можно было и колоть. Тяжелым топором или секирой можно орудовать и как булавой. Не столь эффективно, но всё же. Булава — не палица с маленькими шишками, а именно стальная булава, «голова» которой представляла собой нечто вроде скрепленных шести-восьмиугольником лезвий, либо «утренняя звезда» — круглая шишка с большими шипами. О дополнительном применении их кроме просто удара с размаху можешь догадаться сама.

    Странница Эльфа: В чем топор и булава уступали друг другу, в чем превосходили?Шведский рейтар.: топор (одноручник или полуторный) значительно превосходил булаву по скорости нанесения ударов и длине рукояди в некоторой степени. Можно не только нападать, но и эффективно защищаться.

    С булавой отражать удары, скажем, меча, намного сложнее. Скорее, оружие на поражение — удар булавой выдерживал не всякий доспех, а если и выдерживал, под ним ломались рёбра, позвонки…

    В общем-то обоим классам было место под солнцем, топор в большинстве своем применялся пехотой, а булава служила в качестве дополнительного арсенала конных рыцарей, а у тяжелой русской конницы — зачастую в качестве основного оружия…

    Странница Эльфа: дубинка радости — грозное по меркам БК оружие. А на самом деле как и кем использовались дубины?Шведский рейтар.: Ну… такая дубина, разве что, для уличной драки годится, ты на нее посмотри — каменный век. Дубины использовались в каменном веке, мамонтов ими забивали.

    Ну а если из истории… Булава в основном служила дополнением к рыцарскому арсеналу. Красивым дополнением. В русской тяжелой пехоте тоже встречались, но там вплоть до XVIII века вообще кто чем попало был вооружен. Клевцы применялись турецкими сипахами (спахами, или как угодно). Тяжелая кавалерия — также в качестве дополнения к арсеналу, состоящему из длинной пики и мечей разнообразных мастей. Больше параллелей с Бойцовским Клубом вряд ли с могу провести, я же только любитель. Двуручные молотки к средневековью практически вышли из употребления — по крайней мере не сталкивался с примерами укомплектования воинов средневековья, где был бы двуручный молоток.

    Вообще молот и булава — это попал-убил, либо добивать. Для дуэли малопригодное оружие.

    Странница Эльфа: И последний значимый класс — кинжалы. Потасовки в таверне, бандиты на большой дороге… А война?Шведский рейтар.: Милосердное оружие… Или подлое. Смотря с какой стороны взглянуть. В серьезном сражении кинжалами разве что добивали. И то, сложно представить, что имея в руках меч, кто-то будет вынимать для этого кинжал. Может быть неправ — этот класс меня интересовал как раз менее всего. Но на поле битвы кинжал определенно не мог быть основным оружием. А бандиты вообще вооружены были чем попало — были и организованные шайки, одичавшие наёмники (не мерки) и т.п., а была, как и сегодня, просто шпана с дубинами да ножами. Милосердным я назвал его потому, что кинжалом зачастую добивали не на поле битвы, а к примеру, на ристалище, на арене, ну или в случайном поединке один на один. Добей — будь милосерден.

    А как оружие подлецов… Тут всё, наверное, ясно — ножом всегда били и будут бить в основном исподтишка. Различные методики и тут — отравленное лезвие, метание кинжала… Ведь именно такой и представляется в основном его роль… Вспомнить только различные фильмы.

    Странница Эльфа: Ты упомянул про внешний вид дубинки радости. Как ты вообще оцениваешь изображения оружия в Бойцовском Клубе?Шведский рейтар.: В БК? Не принимаю всерьез, оцениваю чисто с эстетической точки зрения. Некрасивую картинку на себя никогда не напялю. Если мне не нравится огненный топор — даже если все поголовно будут ходить с ним, одеть откажусь. Дубинка  симпатично выглядит.

    Странница Эльфа: И с эстетической точки зрения, какое оружие в БК тебе нравится больше всего?Шведский рейтар.: Меч — ледяной, топор – вихрь. Булава — забытых времен. Кинжал… затрудняюсь сказать… сумеречных гроз или как его там, электрошоковый который.

    Странница Эльфа: Спасибо, не буду больше тебя мучить. Напоследок пожелаю никогда не встречаться в реале с предметами нашей беседы.Шведский рейтар.: И тебе того же :).

    Автор: Странница Эльфа и Шведский рейтар (09.06.05)

    Внимание! Обновился наш рейтинг самых перспективных онлайн-игр!

    Новые статьи категории Аналитика:

    При копировании понравившихся статей, пожалуйста, не забывайте указывать ссылку на первоисточник со своего сайта, блога или группы. Спасибо. 

    Добавить комментарий анонимно:

    www.devilssun.com

    Мечи из Властелина Колец

    Мечи из Властелина колец разрабатывались группой дизайнеров производительной фирмы Weta Workshop(Бен Вутон, Дэвид Фальконер, Уоррен Махи и др.). Наряду с группой Weta (Бен Бутон, Дэвид Фальконер, Уоррен Махи и другие) на оружие заметное влияние оказали производственный дизайнер Джон Хоу, который вместе с коллегой Аланом Ли отвечали за всю художественную концепцию фильма, и кузнец-оружейник Питер Лайон. Наряду с братьями Хильдебрандтами, Хоу быть может, самый знаменитый иллюстратор Толкиена. Дополнительно к его художественному таланту для разработки мечей было важно еще одно качество: Хоу - реконструктор, наемник швейцарской «роты святого Георгия». В этом отношении он хорошо знаком с ведением средневековой войны, вооружением и мечами. Он является соавтором разных иллюстрированных книг на эту тему (например, «Жизнь наемника в средние века»). Кузнец Питер Лайон, имел похожий багаж - через фантазийные ролевые игры он пришел к реконструкции и вместе с тем к ковке средневековых мечей. Неудивительно, что работа этой команды с самого начала испытывала влияние реальности.

    Дизайн мечей Властелина Колец

    Отправной точкой дизайна, разумеется, были идеи Толкиена. Впрочем, сам Толкиен слишком мало писал о том, как выглядели мечи. Он уделял больше внимания магическим качествам, символической или исторической ценности оружия. Когда речь заходит о внешнем виде, он представляет их чаще всего как пышно украшенные роскошные мечи. Таким образом у дизайнерам было предоставлено огромное поле для их фантазии. Однако они решили отказаться от обильных толкиеновских украшений, и сделали ставку на функциональность. Хоу заявил: "Мечи в кино - почти всегда огромные, безобразные и грубые предметы, которые и поднять то невозможно, будь они действительно сделаны из металла. Меч должен быть гармоничным, элегантным и красивым".

    Большинство мечей из фильма проектировалось по образцу исторического оружия, причем точного копирования не было. Хоу в качестве наглядного материала принес большую часть своей собственной коллекции оружия. После того как проект был окончательно утвержден, Лайон взялся за изготовление. «Моя задача заключалась в том, чтобы оружие сделать настолько хорошо, насколько это было возможно, - функциональным, несмотря на тупое лезвие. Все клинки изготовлялись из подвергнутой тепловой обработке рессорной стали, если бы они были острыми, то этому оружию можно было бы доверить свою жизнь», - рассказывал Лайон.

    Меч Нарсил

    Меч Нарсил или Андурил, повидимому, самое знаменитое оружие во всей трилогии о кольцах.

    Сам Толкиен описывает Андурил след ующим образом: «[ ... ] на его клинке как символ были выгравированы семь звезд между серпом месяца и лучащимся солнцем, и к тому же стояло много рун». В другом месте Андурил (в сравнении с мечом Боромира) описывается как длинный меч. Но это, естественно, не слишком выразительно: киноверсия Нарсила (общая длина 134 сантиметра), в общем, соответствует боевому мечу.

    Меч Гендальффа Гламдринг

    Для киноверсии Гламдринга дизайнер Бен Бутон явно изменил описание Толкиена: из роскошного украшения рукояти драгоценными камнями были оставлены два мелких полудрагоценных камня, поставленных в основание крестовины. Впрочем, упомянутая руническая надпись была нанесена.

    Меч Жало

    Короткие мечи с листообразными клинками известны в античности, в бронзовый век с 1500 до 500 года до нашей эры они были повсеместно широко распространены. Но в средние века они вообще не появлялись. Таким образом, здесь мы видим большую художественную свободу.

    Меч Боромира

    Резкое противопоставление изящному, украшенному эльфийскому оружию создает скромный, чисто практический меч Боромира. Здесь речь идет о мече, который в витрине музея можно было бы принять за исторический. 77-сантиметровый клинок относится к мечу типу XIV с элементами типа XVI: широкий клинок с долой, переходящей в тонкое острие.

    Меч Странника

    Быть может, самым красивым мечом кинотрилогии является меч странника. В романе Толкиена, Арагорн носит с собой в ножнах на ремне обломок Нарзсила. О том, как Арагорн со сломанным мечом выдерживает бои, Толкиен умалчивает. Речь идет о сказочно-романтическом мотиве, который, естественно, совершенно не имеет смысла с военно-исторической и тактической точки зрения. Поэтому вполне обоснованно в этом месте сценарий Джексона отходит от первоисточника: в фильме обломки Нарсила хранятся в доме Элронда в долине. До того, как Арагорн сможет пойти в бой против орд Саурона с новым Андурилом, он пользуется своим собственным мечом.

    Меч короля-колдуна

    В каждой героической саге, разумеется, должны быть злодеи. Их мечи, естественно, выгладят совершенно не так, как у героев, и здесь нам будут интересны меч короля-колдуна из Ангмара. Так-как он является предводителем назгулов, то его меч существенно отличается от тех, которыми вооружены другие духи кольца.

    В фильме "Властелин колец" присутствуют и другие замечательные мечи, вроде тех, которыми вооружены эльфы, или всадники Рохиррима. Но к сожалению они не подходят под главную тематику оружейной - европеское клинковое оружие. Если Вам интересно, то полное описание мечей из "Властелина колец" Вы можете найти в замечательной книге Томаса Лайбле - "Меч".

    Если Вам понравилась статья, то поделитесь ею с единомышленниками

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    oruzhejnaya.ru