Японский традиционный складной нож HIGONOKAMI. Хигоноками нож


Хигоноками

Хигоноками – это традиционные японские ножи (как правило, складные, но встречаются и фиксированные), простые и надежные рабочие инструменты, которые в основном применяются внутри Японии.

Сувенирные хигоноками, как правило, встретить сложно потому, что у них другое предназначение – работа, работа и ещё раз работа. Тем не менее, в последнее десятилетие мода на японские ножи привела к тому, что хигоноками стали продаваться и в наших магазинах. Попробуем познакомить вас поближе с этими интересными японскими ножами.

История японских хигоноками началась в XIX веке в эпоху Мэйдзи, когда японские кузнецы Тасабуро Шигемацу, Теидзи Миракоми и чуть позже Шегедзи Нагао переделали привезенные с южного острова Косю простые ножи, сделав их складными. По имени последнего мастера Нагао сейчас называется одна из фирм-изготовителей настоящих аутентичных хигоноками – «Nagao Kanekoma».

Конец XIX века был непростым временем, когда правители Японии распустили сословие самураев, и им законодательно запретили иметь холодное оружие, как и остальным жителям Страны Восходящего Солнца. Любой нож с фиксированным клинком мог вызвать проблемы у носившего его человека, поэтому мастера старались обойти этот запрет без нарушения закона. Новые японские складные ножи получили имя «хигоноками», что означало «хранитель Хиго» (по месту производства), и благодаря удачной конструкции, доступной цене и надежности очень широко распространились по стране.

Подобная ситуация, кстати, очень похожа на аналогичный запрет в старинной Испании XIII века – когда появился еще один из известнейших складных ножей – наваха. В 60-х годах XX века нож хигоноками пережил и свой личный запрет, когда японское правительство запретило носить любые перочинные ножи в школах. Тем не менее, это не повлияло на популярность такого ножа в Японии, а в последние годы и в остальном мире.

Японский складной нож

Конструкция первых хигоноками представляла собой клинок со стопором («тикири») и металлическую рукоять (согнутую в виде буквы П пластину), скрепленные между собой простейшей заклепкой. Основными размерами клинков этих традиционных японских ножей считаются 70-75 мм, а хигоноками с клинком длиннее 10 см – уже считаются большими.Сейчас, классический хигоноками покажется человеку, привыкшему пользоваться складными ножами – неудобным: плоская и узкая рукоять, ненадежная фиксация, слабая безопасность работы мокрым ножом. Тем не менее, японцы быстро приспособились и применяли хигоноками для обработки палочек для еды, для мелких работ по дереву, фигурной резьбы. Особенно полюбили эти складные японские ножи ремесленники.

Нож хигоноками

Клинок классического хигоноками имеет сильный спуск обуха вниз к острию (drop-point) и совсем легкий изгиб лезвия вверх. Иногда режущая кромка и вовсе прямая (форма клинка – «ворнклиф» или «скрамасакс», иногда также такая форма называется «козья ножка»). Чем-то такая складная конструкция напоминает обычную опасную бритву. Фиксируется клинок в рабочем положении специальным рычажком, который придерживается большим пальцем при использовании, дабы нож не сложился. Спуски клинка начинаются практически от середины и уходят «в ноль». Изготавливался такой клинок из углеродной стали.

Традиционная рукоять металлическая стальная – это приучало мальчиков правильно пользоваться ножом, чтобы не натирать себе мозоли при работе; но в последние годы рукоятки стало модным обматывать ручку шнуром, по аналогии с боевыми японскими мечами и ножами. Хоть это и считается среди любителей настоящего Востока дурным тоном, но является более практичным при работе с ножом.На первый взгляд, неказистые и не очень ладные ножики – преображаются, когда берешь их в руки. Несмотря на очень противоречивую конструкцию, настоящие японские хигоноками ценятся любителями ножей за восточный дух и традиции, за настоящую самобытность и уникальность, за великолепную харизму. А также ценятся за простейшую конструкцию, которая обеспечивает великолепную надежность этих рабочих японских ножей.Цена японских хигоноками не слишком большая (даже с учетом доставки), в зависимости от стали клинка она сравнима с неплохими ножами отечественного производства и начинается примерно от $20-25. Винтажные японские ножи, приближенные к историческим стоят уже ощутимо больше, поскольку являются объектами коллекционирования.

Современные Higonokami

Современные японские higonokami производства Нагао имеют клинок из специальной, легированной хромом и вольфрамом трехслойной стали Aogami («голубая бумага»), отличающейся коррозионной стойкостью. Твердость таких клинков высочайшая, 61-63 HRC, заточка бритвенная. Рукоятки современных японских хигоноками чаще всего медные. Иногда можно встретить клинки японских ножей из более известных сталей, например, VG-10.

В последние годы появляются реплики и аналоги этих японских ножей (как складные, так и фиксы), имеющие улучшенное качество, более безопасные и улучшенные, имеющие совсем невысокую цену. И пусть место производства таких ножей уже не истинная Япония, в качестве рабочего инструмента современные адаптированные «хигоноками» подойдут неплохо.

www.holodnoe-oruzhie.ru

Японский традиционный складной нож HIGONOKAMI.

Здравствуйте. В сегодняшнем мини-обзоре я кратко познакомлю вас с традиционным японским складным ножом HIGONOKAMI от мастера Мотосуки Нагао (Motosuke Nagao). Если вам это интересно – добро пожаловать под кат.

Заказ был сделан 4 октября. 5 октября продавец выслал товар, а уже 18 октября я забрал с почты вот такой пакет:

Пакет

Помимо ножа, в пакете находилась вот такая рукописная записка:

Записка

Краткие характеристики ножа со страницы товара:

MADE IN JAPAN blade:95mm total:210mm Material :Chrome steel Нож поставляется вот в такой упаковке:

На обратной её стороне – находится инструкция:

Конструкция ножа – крайне проста. Нож состоит всего из трёх деталей. Металлической скобы-рукояти, лезвия и заклёпки, которая соединяет это всё вместе:

На рукоятке выдавлена надпись:

Сверху вниз: «Зарегистрированный товарный знак, Higonokami, Kanekoma».

На лезвии есть рычаг, как на опасной бритве. Он помогает в открытии ножа, а также при пользовании ножом нужно прижимать этот рычаг к рукояти, так как это единственная фиксация лезвия в открытом виде:

Обух – не обработан:

Поскольку Higonokami – это нож ручной работы на нём видны следы от ковки:

Откроем нож:

Шарнир ни в коем случае нельзя смазывать. Даже вода, попавшая в него, делает открытие ножа очень лёгким, а вы рискуете остаться без пальцев, поскольку нож достаточно острый.

Спуски неровные. Из-за особенностей ручного производства вы никогда не увидите двух абсолютно одинаковых Higonokami:

За ножом требуется уход, что бы не появилось ржавчины:

Спуски у Higonokami – вогнутые.

В руке лежит довольно неплохо, только нужно не забывать зажимать пальцем рычаг:

Толщина рукояти:

Толщина у обуха:

Длина лезвия:

Длина рукояти:

Подобную конструкцию имеет не только Higonokami.

Douk-Douk:

В СССР тоже выпускались ножи подобной конструкции:

Тот, что снизу – был у меня в детстве.

История же создания Higonokami уходит в далёкий 1864 год. Лавры изобретателя этих ножей принадлежат господину Тасабуро Шигимацу (Tasaburo Shigematsu). Именно он придумал внешний вид складного ножа, и с предложением производить такие изделия пришел к кузнецу Тедзи Муроками (Teji Murakami). Муроками, в свою очередь, придумал «хвостик» к клинку. Так появился нож «Хигоноками».

Простота, надежность и высочайшее качество ножей Higonokami очень быстро сделали их популярными. Вскоре к образовавшемуся дуэту присоединился еще один кузнец — Шегедзи Нагао (Shigeji Nagao). В 1899 году, дабы защититься от подделок, кузнецы объединились в своего рода гильдию производителей Higonokami. Только они могли изготавливать такие ножи. И только их производства Higonokami считаются настоящими, традиционными, исторически верными.

Гильдия производителей ножей Higonokami дожила до наших дней. Увы, из трех ветвей мастеров Японии, до наших дней сохранилась лишь одна: Мотосуки Нагао — является правнуком одного из основателей гильдии Higonokami. Он же — владелец компании Kanekoma.

«Хиго но Ками» на японском означает «Господин Higo». Higo это старое название провинции Кюсю, родина Хигоноками, но «Higo но Ками» также являлось титулом господствующего самурая, которым в эти времена был Matsudaira Каtamori, к слову сказать он стал и самым последним.

Higonokami очень быстро стал самым популярным ножом среди огромного круга потребителей, среди школьников даже организовывались конкурсы на скоростное затачивание карандашей этими ножами. Помимо простоты конструкции, нож обладал еще рядом выдающиеся качеств, он был не дорогим и легким, а обладая клинком из углеродистой стали, зачастую из 3-х слойного пакета sanmai, прекрасно точился и имел исключительно хорошие режущие качества.

В определенный период, производством этих ножей занималось более 50 производителей, нож пережил и отсутствия сырья во время второй мировой войны и последующую американскую оккупацию, когда американцы объявили вне закона изготовление любого холодного оружия и опять большому количеству кузнецов пришлось искать другую работу.

Смертельный удар, в истории Higonokami произошел в 1960 году, когда 17 летний психически больной юноша на публике, ножом убил главу Социалистической партии.

Беспрецедентная и почти истерическая кампания «анти-нож» прокатилась через всю страну, было принято ряд законов касающихся ограничений в отношении ножей, и был введен полный запрет на ношение ножей в учебных заведениях. К сожалению Higonokami здесь не стал исключением и данные меры привели к тому что Higonokami почти исчезли, но несмотря на то, что на сегодняшний день, нож во многом потерял свою популярность, своей новой жизнью, хигоноками обязан людям которые с детства пронесли свою любовь к этому простому и надежному спутнику, символу эпохи, который в полной мере подтверждает японское выражение – «красота в простоте».

Сегодня только Kanekoma имеет право называть свои ножи Higonokami. В них живет частичка древней легенды, своего рода «ножевой магии».

Каждый свой нож Motosuke производит практически в одиночестве и потому каждое его изделие сохраняет индивидуальность, и найти его точную копию практически невозможно. Даже найдя нож, который идеально подходит вам, вы можете увидеть на нем царапины, не симметричную заточку, пятна, неровности отверстия под темляк и т.д. Оно и понятно, при цене на этот простой рабочий нож около 10 € в Японии, конечная отделка и подгонка возлагается на своего будущего владельца.

Сегодня Motosuke Nagao довольно преклонного возраста, и не имеет приемников, так что торговая марка может исчезнуть вместе с ним.

Higonokami – относится к тем ножам, которые приятно взять в руку, к ножам с душой. Посмотрев на современные технологичные, ножи — трудно сразу определить страну где он был произведён.

Но есть ножи, одного взгляда на который достаточно, чтобы понять откуда он. Вот, например:

Спасибо за внимание.

mysku.ru

Японские складные ножи хигоноками - история оружия из Японии | Ножи higonokami

В 1864 году японский мастер Тасабуро Шигимацу (Tasaburo Shigematsu) и не догадывался, насколько длинная и богатая история ждет его изобретение в будущем. А тогда этот почтенный господин разработал эскизы складного ножа ‘higonokami’ и нуждался в опытном и умелом напарнике, который помог бы завершить его работу. Им стал искусный японский кузнец Теиджи Миракоми (Teji Murakami) из небольшого города Мики (ныне префектура Хёго), он стал автором характерного «хвостика» у клинка.

Японский нож хигоноками - Stone Forest

Господин Higo

В 1896 году было запущено производство складных ножей под названием higonokami. В предчувствии чего-то грандиозного в 1899 году к производству присоединился кузнец Шегедзи Нагао (Shigeji Nagao). Наряду с этим коллеги по наковальне приняли решение создать гильдию под брендом Higonokami, таким образом, защитив свои права. Отныне ножи только с товарным знаком Higonokami считались настоящими и исторически верными. Гильдия Higonokami существует и сегодня. Из трех ветвей мастеров Японии до наших дней сохранилась лишь одна – Мотосуки Нагао, которая является правнуком одного из легендарных мастеров. Он же — владелец компании Kanekoma. В достаточно преклонном возрасте у него нет наследников, по всей видимости, история семейных традиций на этом и завершится.

Мацудайра Катамори - Stone Forest

Складные ножи появились в период Мэйдзи, в конце XIX века. В Японии в этот период сменялась власть, наступил закат эры самураев и их традиции не интересовали современное правительство. Напоминанием об уходящей эпохе стали складные ножи, точнее, их название «Хиго но Ками» на японском означает «Господин Higo», также назывался титул последнего господствующего самурая, которым в те времена был Matsudaira Каtamori.

Matsudaira Каtamori - Stone Forest

Распространение ножей хигоноками

На протяжении всей истории производство ножей хигоноками всегда осуществлялось исключительно для внутреннего рынка, его прямое назначение — мелкие ремесленные поделки из дерева. Порой внешние обстоятельства усложняли работу умелых кузнецов: и отсутствие сырья во время второй мировой войны, и американская оккупация. Благодаря своей конструкции, доступной цене и надежности ножи широко распространились по стране, обратили на него внимание и европейские «варвары». Одновременно работало до 50 разных производителей ножей Higonokami, появились модели с большим размером клинка, затем нержавеющие материалы и напоследок — замки.

Серьезным испытанием для всей индустрии стал трагический случай, который произошел в 1960 году. Семнадцатилетний юноша у всех на глазах убил главу Социалистической партии ножом higonokami. Незамедлительно последовали реакционные меры со стороны руководства страны, запрещалось иметь при себе какое-либо холодное оружие или предметы его напоминающие. Проверки проводились даже в школе, где до этого использовали ножи, чтобы наточить карандаши. Похожая история с антиоружейными законами происходила в Испании XIII века – и тоже предметом обсуждения были складные ножи – наваха.

Современные ножи хигоноками

Особенности ножа

Ножи хигоноками мало походили на орудие убийства, они состоят всего из трех деталей — клинка, рукоятки из монолитного куска металла и оси. Симметричная двухсторонняя заточка, клинок из углеродистой стали, фиксация клинка и рукоятки «friction folder» — напоминает традиционную опасную бритву. Не стоит использовать его в быту, чтобы нарезать на быструю руку бутерброды, можно просто испортить изделие. Простой внешне и по-японски надежный нож можно приобрести по цене от 25 до 70 долларов на ebay.com или amazon.com. Конечно, есть варианты географически более удобные, нежели заказ из Японии. Но под сомнение ставится вопрос качества.

stoneforest.ru

Хигоноками от Ичиро Хатори

Честно говоря, никогда не понимал фетиша перед японской культурой. Не верю я в их идеальные формы, «10 веков совершенства» и «превосходность» традиционной японской ножевой продукции.

Но все-таки коллекция национальных складных ножей была бы не полной без традиционного японского ножа хигоноками. Среди коллекционеров я встречал про этот нож только положительные отзывы. Народ хвалил эстетику и красоту, а явные недостатки называл незначительными.

Я долго не мог уговорить себя на покупку, но в один прекрасный день получил этот нож в подарок (Галине огромное спасибо). Мне достался нож в более модном (в отличии от классического) исполнении от мастера Ичиро Хатори — 3-х слойный клинок с VG-10 и рукояткой из нержавейки.

Долго удерживал себя от написания обзора, стараясь попользоваться этим ножом получше, чтобы раскрыть весь его потенциал и особенности. Теперь со всей ответственностью, как человек, не страдающий тантолюбием головного мозга (любители Востока, не обижайтесь, я по доброму ;)), могу рассказать вам про это творение японской культуры.

Нож этот — порождение очень жестких антиоружейных законов Японии. Простым людям запрещалось носить любой предмет, даже отдаленно напоминающий оружие. А поскольку нож является незаменимым инструментом, пришлось бедным японцам пользоваться вот этим.

Сама простота конструкции завораживает — всего 3 детали. Рукоять представляет собой пластину металла, согнутую буквой П. Небольшой клинок с плоскими спусками от середины навевает мысли о катанах. Клинок держится на клепке-оси, которая и является 3-й деталью. Все.

Вынужден признать — нож действительно красив и харизматичен. Иноземная культура так и прет во все стороны, и даже люди несведущие сразу говорят: «Наверное, японский».

В оригинале клинок ножа делают из углеродки с неочищенной окалиной, рукоять из латуни. Но поскольку у меня более модная версия, я не могу сказать насколько хороша традиционная японская углеродка. VG-10 японцы обрабатывают очень хорошо, претензий никаких. Режет долго, претензий по поводу «мыльности» реза VG-10 я никогда не понимал. Очень хорошая сталь.

Ржаветь в ноже нечему.

Красота, историчность, хорошие материалы — это плюсы хигоноками от Ичиро Хатори.

Теперь о минусах.

Самым главным из них является конструкция ножа. В открытом положении клинок нужно всегда придерживать, иначе он сложится вам на пальцы. Порой клинок держится сам за счет трения, но если в шарнир попадает какая-то жидкость (вода, масло или сок) клинок, скользя по ней как по смазке, открывается и закрывается под собственным весом. А сложившись на пальцы бритвенно острый клинок, не смотря на свои скромные размеры, может нанести серьезную травму.

Ради чистоты эксперимента я несколько недель носил этот нож и постоянно пользовался им выполняя стандартную для складня работу (закуска, упаковки, коробки), даже несколько раз готовил еду. Ну, что я могу сказать... Пользоваться им можно. Правда, при этом нужно всегда быть начеку и следить за тем, чтобы лезвие не сложилось тебе на пальцы, или нож просто не закрылся. Режешь лук на доске, поднимаешь нож и клинок опускается на 90 градусов. Встряхиваешь нож, зажимаешь его пальцами, и продолжаешь дальше. Утомительно, но я привык. Если мокрый хигоноками открывается и закрывается под своим весом, то после того, как нож высохнет, открыть его можно только двумя руками со значительным усилием. Но тут хотя бы нет риска, что он тут же закроется на пальцы.

Как-то готовя ужин, впопыхах забыл куда дел хигоноками (вроде только что резал им) и взял первый оказавшийся под рукой нож — муеловский складень. Отрезав пару колечек лука, я испытал то наслаждение, которое испытывает человек, зашедший с жаркой улицы в прохладное помещение и сделавший глоток холодной воды. После того, как я окончательно привык пользоваться хигоноками, резать муэлой было необычайно приятно. Несмотря на отсутствие замка, одно то, что уже не нужно постоянно придерживать клинок пальцами, дарило потрясающее удобство. И объемная рукоять муелы, в отличии от хигоноками, не врезалась в ладонь острыми гранями.

Рукоять.

Рукоять плоская, такой нож удобно носить, он не выпирает и удобно лежит даже в нагрудном кармане рубашки. Но зато никакая силовая работа типа строгания, ковыряния или просто реза с усилием не представляется возможным, тонкая металлическая пластинка моментально впивается в ладонь.

Клинок.

Как ни странно, клинок кажется предназначен именно для силовой работы и строгания в первую очередь. Плоские спуски в 0 от середины клинка подобны строю традиционных финских ножей и делают такой нож очень удобным в работе по дереву. К сожалению, никакой возможности использовать хигоноками в этой области не представляется возможным из за чертовски неудобной рукояти.

Сам нож является сборником противоречий. Мощный клинок, которому так и хочется дать нагрузку, и рукоять, которая при небольшом усилии моментально впивается в ладонь. Плюс риск, что нож закроется на пальцы.

Если смотреть на рукоять, то нож сделан для деликатных работ. Но этому мешает клинок с узкими спусками — он застревает в плотном материале. Сырые овощи раскалывает с большим усилием. Вот если бы его свести в 0 прямо от обуха было бы совсем другое дело. В этом случаем хигоноками хотя бы хорошо резал продукты. Но нет, не судьба.

Если смотреть на клинок — ну я уже говорил, хочется построгать, а рукоять не позволяет.

То ли я не японец, то ли я чего-то не понял...

Хигоноками — бестолковый, крайне неудобный и травмоопасный нож.

Без сомнения, кто-то будет пользоваться им только потому, что он японский. Кто-то – просто из желания приобщиться к культуре другой страны. Но, если смотреть с практической точки зрения, он очень неудобен.

Нож из серии «лучше, чем ничего, но хуже, чем что-то». Несмотря на все недостатки, это прекрасный подарок всем любителям востока, аниме и т.д. Или таким коллекционерам как ваш покорный слуга. Толком не пользуюсь, т.к. есть ножи намного удобнее, но в руках покрутить и просто иметь в коллекции приятно.

_____________________

Небольшой камент-уточнение о модели. Автор Va-78

Поддавшись очарованию еще одного японского бренда и задумываясь о приобретении, следует учитывать следующее:

ХИГОНОКАМИ - ЭТО ДЕЙСВИТЕЛЬНО ЯПОНСКИЙ НОЖ.

Он делается японцами, для применения в Японии, в ее культурной среде, в ее системе ценностей и оценок. Это не та универсальная и вездесущая финка, к которой мы привыкли за предыдущих два столетия.

Рассматривать хигоноками с точки зрения европейца, означает заранее обрекать ножик на критику, т.к. под европейские вкусы до новейшего времени его никто не адаптировал.

Традиционный хигоноками - это злая углеродка клинка, и простейшая латунная тонкая рукоять. Нож окисляется чуть более чем полностью, и в сроки достойные гинесовсих рекордов. Нарезать им помидоры на шашлык нельзя. Точнее можно, но потом чистить долго прийдется, потому что нож будет напоминать археологическую достопримечательность, извлеченную из ветхозаветных глубин.

Прямое назначение ножа - мелкие ремесленные поделки из дерева*. При этом нужно помнить, что японцы стругают стопиццоткалиберными рубанками, пилят пилами, разновидностей которых существует добрых пару десятков, и вообще- всякому труду находят специальный инструмент, ибо что-то сделать не изъебнувшись до краба мозга - это не по японски.

По положению в обществе, хигоноками занимает место нашего привычного и знакомого всем "сапожного ножа" (ака "kosyak"), а по нагрузке - малярские (иногда называемые "канцелярскими") ножи с отламываемыми сменными лезвиями.

Когда хигоноками попал в поле зрения круглоглазых варваров, он начал претерпевать изменения - сначала появились модели с бОльшим чем обычно клинком, затем, нержавеющие материалы, и напоследок - замки (чаще обычный лайнер-лок). На этом хигоноками издох, как в свое время японские мечи в голливудских и гонкогских боевках выродились в жуткие "МечиНиньзя"(ТМ).

Видяшка с представлением пары приемов работы хигоноками от первоисточников:

http://www.youtube.com/watch?v=G8PPmS-XERk

_____________________

*например, такая нужная в каждом хозяйстве вещь как бамбуковая клетка для сверчков )

www.navaja.ru

Хигоноками – классический японский складной нож » Ножи на Knifeinfo.ru

Рубрика: Новости

В 1896 год японские кузнецы Тасабуро Шигематсу и Теиджи Миракоми из небольшого города Мики (ныне префектура Хёго) разработали и начали производить модель складного ножа под названием Хигоноками. Было это в эпоху Мэйдзи, когда прогрессивное правительство, распустив консервативное воинское сословие самураев, приняло драконовские законы, запрещающие бывшим самураям (а заодно и остальным гражданам) носить холодное оружие. Подозрение у властей порой вызывали даже сравнительно небольшие ножи с фиксированным клинком, поэтому недорогие и надежные складные ножи Хигоноками пошли на ура. Хотя конструкция ножа Хигоноками являлась максимально простой для складного ножа и состояла всего из трех деталей – клинка с интегрированным стопором у основания верхней части (стопор называется «тикири»), рукоятки (металлической пластины, согнутой в форме буквы U) и заклепки — оси. Достоверной информации о длине клинка найти не удалось (в источниках – разнобой), возможно, изначально выпускались модели с разной длиной клинка. Японцы считают традиционными Хигоноками с длиной клинка порядка 70-75 мм. Большими считаются Хигоноками с длиной клинка порядка 100 мм.

Нож Хигоноками имеет ряд недостатков. Метод фиксации складного ножа в раскрытом состоянии посредством удержания фиксатора вручную сегодня может показаться нам непривычным и неудобным. Но японцы того времени, ранее практически не имевшие опыта в обращении со складными ножами, быстро к нему привыкли. Из-за узкой рукоятки, сделанной к тому же из не очень толстого металла, Хигоноками неудобно использовать для длительных, и тем более для силовых работ – он натирает на руке мозоли. Кроме того, Хигоноками нельзя смазывать и даже допускать его контакт с водой. После попадания смазки или воды на ось, нож, изначально складывающийся туго, начинает складываться очень легко, грозя оставить владельца без пальцев. Ножи Хигоноками (оригиналы и многочисленные копии) успешно дожили в качестве национальных японских складных ножей до 60-х годов XX века, когда (ирония судьбы) подобно своим предшественникам с фиксированным лезвием пострадали от очередных правительственных запретов (на этот раз, запретов на ношение перочинных ножей в японских школах). Впрочем, ножи Хигоноками производятся до сих пор, имея немало поклонников в Японии, а в последнее десятилетие – и за ее пределами. Цена на ножи Хигоноками современного производства начинается примерно с 30$.

Видео 

Этот пост написал: grom | Просмотров: | Тэги: ножи складные , японские ножи

knifeinfo.ru

Японский традиционный складной нож HIGONOKAMI.

  Здравствуйте. В сегодняшнем мини-обзоре я кратко познакомлю вас с традиционным японским складным ножом HIGONOKAMI от мастера Мотосуки Нагао (Motosuke Nagao). Если вам это интересно – приятного чтения.

  Заказ был сделан 4 октября. 5 октября продавец выслал товар, а уже 18 октября я забрал с почты вот такой пакет:

скрытый текст↓Японский традиционный складной нож HIGONOKAMI.

    Помимо ножа, в пакете находилась вот такая рукописная записка:

скрытый текст↓Японский традиционный складной нож HIGONOKAMI.

  Краткие характеристики ножа со страницы товара:

  

MADE IN JAPAN

blade:95mm

total:210mm

Material :Chrome steel

  

 Нож поставляется вот в такой упаковке:

Японский традиционный складной нож HIGONOKAMI.   На обратной её стороне – находится инструкция:

Японский традиционный складной нож HIGONOKAMI.

    Конструкция ножа – крайне проста. Нож состоит всего из трёх деталей. Металлической скобы-рукояти, лезвия и заклёпки, которая соединяет это всё вместе:

Японский традиционный складной нож HIGONOKAMI.    На рукоятке выдавлена надпись:

Японский традиционный складной нож HIGONOKAMI.    Сверху вниз: «Зарегистрированный товарный знак, Higonokami, Kanekoma».

  На лезвии есть рычаг, как на опасной бритве. Он помогает в открытии ножа, а также при пользовании ножом нужно прижимать этот рычаг к рукояти, так как это единственная фиксация лезвия в открытом виде:

Японский традиционный складной нож HIGONOKAMI.

  Обух – не обработан:

Японский традиционный складной нож HIGONOKAMI.    Поскольку Higonokami – это нож ручной работы на нём видны следы от ковки:

Японский традиционный складной нож HIGONOKAMI.    Откроем нож:

Японский традиционный складной нож HIGONOKAMI.    Шарнир ни в коем случае нельзя смазывать. Даже вода, попавшая в него, делает открытие ножа очень лёгким, а вы рискуете остаться без пальцев, поскольку нож достаточно острый.

Японский традиционный складной нож HIGONOKAMI.    Спуски неровные. Из-за особенностей ручного производства вы никогда не увидите двух абсолютно одинаковых Higonokami:

Японский традиционный складной нож HIGONOKAMI.    За ножом требуется уход, что бы не появилось ржавчины:

Японский традиционный складной нож HIGONOKAMI.    Спуски у Higonokami – вогнутые.

Японский традиционный складной нож HIGONOKAMI.    В руке лежит довольно неплохо, только нужно не забывать зажимать пальцем рычаг:

Японский традиционный складной нож HIGONOKAMI.    Толщина рукояти:

Японский традиционный

www.taker.im

Nozh3002

В догонку предыдущему посту - выкладываю статью со старого сайта.
Хигоноками
Эти ножи я купил в Кикухиде первыми. Это был предел моих мечтаний в японской командировке, цель которую я себе поставил - настоящие традиционный рабочие японские ножи, те что используются в работе, а не клепаются для туристов или для внешнего рынка - первые не интересны, а вторые проще и дешевле купить в Сети чем в розничном магазине в Японии. Когда я зайдя в Кикухиде спросил нож из Широгами, Джапаниз Стил, Хитачи Вайт Пэйпер и т.д., меня сначала отправили к "настоящим самурайским", но, видимо, прочитав выражение на моем лице, сжалились и подвели к стенду с разными металлическими инструментами - ножницами, шилами, напильниками, стамесками... и указали на простые, рабочие ножи с черными рукоятями (сейчас жалею что ножниц из Широгами не купил, не сообразил!). С первого взгляда я понял что это то самое! Толстое лезвие, с хамоном, Широгами, простейшая конструкция и цена как у инструмента для промышленного использования - 12 и 9 долларов за большой и маленький соответственно. Ну и окружение - металлические инструменты, четко идентифицировало это именно как рабочий инструмент, а не "настоящий самурайский" нож. Я спросил, а что это за ножи с желтыми рукоятями (латунь), то же Широгами? Сказали нет это не Широгами - из чего я сделал вывод, что мне ничего впарить не пытаются - желтые ножи были дороже, но мне честно сказали, что это не то что я хочу (не Широгами). Но вот мой вопрос о Аогами мне как раз указали на эти ножи с желтыми латунными рукоятями, которые стоили заметно дороже 21 и 16 долларов соответственно. Ну это вообще класс и Широгами и Аогами прямо тут в одном месте и так дешево! К сожалению я будучи вдали от дома совсем забыл спросить про Тамохогане - сталь для самурайских мечей, вдруг у них и она была, хотя вряд ли? В общем я заполучил аутентичные, традиционные, японские рабочие ножи, сделанные из той самой YSS (Yasuko Special Steel) - Специальной Стали из Ясуки, фабрики Хитачи Металс производящей элитные стали для практически всех японских кузнецов-ножеделов с использование электрошлакового метода разработанного, что интересно в СССР, и помечающие их белым ярлыком (Широ - белая, Гами - бумага) если сталь содержит C=1.3 Mn=0.2 P=0.025 Si=0.1 S=0.04 и голубым ярлыком (Ао-голубая, Гами - бумага) с добавленным вольфрамом и хромом C=1.3 Mn=0.2 P=0.025 Si=0.1 S=0.04 Cr=0.2-0.5% W=1-1.5%! Столько счастья и все мне! История Хигоноками (перевод с сайта города Мики префектуры Хего) В 1896 году господин Тасабуро Шигематсу, который привнес в промышленность инструментов Мики много нового, привез из округа Кюшу этот нож и посоветовал господину Теиджи Миракоми из Хираты округа Мики заняться производством таких же. Изначальный дизайн клинка был превосходным господин Мироками незначительно улучшил его только добавив стопор в основании клинка для фиксации его в открытом состоянии  (не замок а именно фиксатор) и для открывания ножа одной рукой. И с тех пор это устоявшийся дизайн до сегодняшнего дня.  Хигоноками годами обозначает нож в этом стиле, однако сейчас это зарегистрированная торговая марка. Поскольку Хиго это древнее название округа Кюшу считается, что ножи Хигоноками происходят из этой местности. Но на самом деле современный дизайн этих ножей, производство, и развитие приходиться на округ Мики. Торговая марка "Хигоноками" принадлежит гильдии Мики и только они могут ее использовать. Производство этих ножей сильно пострадали от дефицита материалов во время Войны и также из-за антиножевого движения в 1961, около 50 производителей изготавливали Хигоноками в лучшие времена во время эры Шова. Сейчас число их сильно сократилось, но отношение к ножам улучшается и производство Хигоноками растет. Город Мики был назван так в честь банки Сакэ преподнесенной императрице Шинко на ее пути в Корею (где она собирала армию в помощь Кударе против Шираги). Сакэ императрице так понравилось, что город так и назвали - Мики или банка Сакэ. После окончания войны много корейцев осело в этом городе и до того известном своими кузнецами. Древняя корейская кузнечная школа и древняя японская кузнечные школы лежат в основе мастерства кузнецов Мики, славящимся своим металлическим инструментом. Ножи очень интересные, рукоять простейшая какую можно придумать для складного ножа - завернутая полоса толстой жести или латуни, в которую вклепано лезвие с стопором у основания как у опасной бритвы, для открывания одной рукой и для фиксирования лезвия в открытом состоянии (не запора а просто фиксации). Гениальное решение для кустарного производства XIX века! При всей этой простоте само лезвие совсем не просто. Как выяснилось при прочтении иероглифов на клинке там есть надпись - варикоми, что означает прерывание в компьютерном бизнесе, а в ножевом, мой знакомый японский инженер не знал. На мой вопрос на BladeForums в конце концов ответили, что в контексте ножевого бизнеса это означает ламинированный (а в Го например - установку фишки между двумя фишками противника). То есть оказывается это не просто Широгами и Аогами, но трехслойная Широгами и Аогами! Для Аогами специально указано что это Аогами Варикоми, а для Широгами это как я понял подразумевается по умолчанию - мною был найден сайт где про сталь клинка ножей с черной стальной рукоятью было прямо сказано - Широгами, да и недоверять продавщице у меня нету поводов. Написано только Хон Вариками или чистая или истинная. На коробке, написано, что это высококачественные ножи Хигоноками. На рукояти написано Кикухиде и Хигоноками - то есть сделано для Кикухиде.  Ножи, на которые Гильдией города Мики ставит зарегистрированную, защищенную законом торговую марку по определению ручной работы. Действительно сделано не так аккуратно как в серийном автоматизированном производстве, а ровно так как можно себе представить в серийном ручном производстве (в отличие от авторской ручной работы, где все должно быть чрезвычайно аккуратно). Например где то спуски не сходятся у основания клинка, а один чуть длиннее другого и пр. Говорить о какой то эргономичности рукояти не приходиться, гнутая жесть. Есть отверстие под темляк, латунная моментально окисляется, остаются отпечатки пальцев и не смываются, черные рукояти получше в этом смысле. Какой либо пружины удерживающей лезвие в открытом положении нет. Ось клинка - заклепка. острые жестяные края рукояти чувствуются. Балансировка тем не менее - на указательном пальце - вполне комфортно, что и требуется для рабочего ножа. Клинок слегка изогнутый, мне кажется это скорее следствие ковки и термообработки, изогнутость кстати как у катаны. Острие - Sheepfoot, то есть овечья нога. Спуски двухсторонние, прямые где-то на 5/8 ширины, РК почти не видно, но все же есть совсем небольшая, треть миллиметра если не меньше - видна на свет. Иногда совсем тонкая - ну это следствие ручного производства.

Параметры больших ножей:

Длина 3 11/16" 94mm Ширина 5/8" 16mm Толщина 7/64" 3mm Параметры маленьких ножей Длина 2 7/8" 72mm Ширина 1/2" 13mm Толщина 7/64" 3mm Уже после того как выяснилось из обозначения Варикоми, что это трехслойка, я рассмотрел на обухе средний слой.  Однако такой разделительной линии как у Хелле не наблюдается. Линия хамона размытая. Возможно тут имеет место и трехслойность и зонная закалка, я слышал что в Японии кузнецы обмазывают РК глиной и так отпускают - глина вбирает в себя часть тепла и РК получается тверже таким образом. Дело в том, что заметно как у основания клинка Хамон спускается к РК, что было бы невозможно для границы слоев трехслойки. Если вглядеться то в этом месте одна линия идет к РК, а другая продолжается как и положенно для трехслойки.  Однако такое наблюдается только у большого ножа из Аогами. Может быть эта линия отличается от того что на Хелле из-за того что технологии изготовления другая или, например, диффузия между слоями углеродной стали больше чем для нержавейки - кто знает. Надеюсь, что все же это зонная закалка и трехслойка в одном флаконе. Вот это круто! Обнаружил большой минус этой античной конструкции - клинок в закрытом состоянии, если переусердствовать с закрыванием касается РКой металлической рукояти. То есть надо закрывать аккуратно. В принципе он не болтается, а идет довольно туго, и если его специально не вдавливать зазор между РК и рукоятью имеется, но никакого стопора в виде тупья нет и в помине и ничего клинок не останавливает, не предохраняет от касания рукояти. Это чревато первое - затуплением РК об латунную рукоять, и второе развитием коррозии в месте касания РК рукояти (особенно латунной).Лезвия из коробки были острые но волос не брили. РК была совсем тонюсенькая и я поначалу ее не заметил и думал что точить надо по фински. Однако потом разглядел РК и решил заточить нож на Sharpmaker. Начал с большого Аогами (те что с латунной рукоятью). Обнаружилось что после среднего камня РК заметно выкрашивается посреди лезвия! Однако, это в том месте где как я понимаю лезвие соприкасается с латунной рукоятью. Попробовав разные варианты, обнаружил что если двигать лезвие по камню совсем тихо выкрашивание заметно меньше. У острия аогами затачивается в бритву легко, не так легко у основания и посреди все же можно разглядеть если хорошо присмотреться микроскопическое выкрашивание. Соответственно волос бреет превосходно у острия, чуть хуже у основания и непонятно как посреди лезвия - я думаю что тут проблема не в криворукости кузнеца как у одного Патриарха Русского Дамаска чьи "рабочии клинки" выданные на тестирование на конференцию knife.ru, крошились под пальцами тестеров, а скорее это следствие коррозии возникшей из-за контакта Аогами и латуни. Когда я этот нож чистил и смазывал в рукояти было полно коррозийной пыли как раз в месте где крошиться РК. Думаю что надо просто снять побольше материала - попорченного коррозией и тогда все будет в порядке. Возможно уменьшения выкрашивания при медленном затачивании и есть скорее следствие съема материала в результате экспериментов, а не снижения скорости. Будем посмотреть - поведение Аогами у острия внушает определенный оптимизм...

...К сожалению съем метериала не помогает, то же и с увеличением угла - меньше но крошиться. Буду продолжать искать варианты и комбинации камней для заточки. Но непонятно даже если заточу - не будет ли крошиться при резе?... ...Похоже это все таки "рабочий дамаск сорта А" от Великого Мастера А - середина крошиться, затосил так что это не сильно заметно на 40 градусов, но волос бреет весьма лихо только на паре-тройке сантиметров у острия и сантиметре у основания, в центре клинка не бреет. Может быть еще попробовать поточить, может материала мало снято,  посмотрим, но я несколько разочарован... ...Попробовал маленький нож из Аогами - та же проблема. Однако в начале нож хоть волос и не брил, но РК была ровной. После камней Fine появились выщербины. Возможно я что-то не так делаю. Надо спросить на BF. Может подскажут. С другой стороны это только на части РК, значит дело скорее в клинке чем в заточке... ...На BF подсказали использовать японские водяные камни. Долго собирался но все же купил в местном столярном магазине. Все сколы и выкрашивания легко убрались на 1000 камне, после которого я сразу перешел на Sharpmaker Fine и UltraFine - получился совершенно великолепный результат - бреет предплечье лихо как и положено качественной стали! Вообщем для японских ножей японская ножевая культура подразумевает использование японских же водяных камней и тогда результат великолепен. Почему Medium керамика выкрашивает РК, а Fine и UltraFine нет не очень понятно, но это уже не так важно - главное нож нормально точиться, нужна только комбинация водяных камней и Sharpmaker. Вобщем Хигоноками и Аогами в моих глазах полностью реабилитированны. Все же японские Мастера не так "Велики" как "Великий Мастер" и дамаск сорта "А" не делают. Все же под пальцами эти лезвия не крошились, впрочем и цена у них порядка 16 долларов (ничто не защищает их от реального использования, соответственно рабочие качества критичны для успеха), и предназначены они для работы, а не под стекло, и кузнецы, которые их делают занимаются собственно кузнечными делами, а не дешевой саморекламой.

Еще раз - лавка металлического инструмента - Кикухайде (Kikuhide) в квартале Исезаки-Чо (Isezaki-cho) на улице Исезаки (Isezaki) в городе Йокогама (Yokohama). Tel - (261) 0354 Ближайшее станция муниципального метро Йокогамы - Kannai Ближайшая надземка - Kannai линии Negishi Японской Ж.Д. Lee Valley продает их как плотницкие ножи GarretWade продает их в сети как японские ножи с латунной рукоятью дата создания: 1 Марта 2005последнее обновление: 13 Ноября 201320013 (C) Nozh3002 All rights reserved--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- AnonymousNovember 14, 2013 at 6:08 AMСпасибо за статью, когда-то читал, но совсем выпала из памяти. Насколько мне известно, все изложено правильно.  Единственное, что возможно стоит добавить, представленные Higonokami это так сказать bottom line.  Motosuke Nagao делает и более дорогие варианты, примерно до уровня $150-180, отличающиеся количеством рычного труда и сталью. Они обычно идут вместе с сертификатами на зеленой бумаге. С точки зрения коллекционирования вероятно представляют больший интерес.Так же есть так называемые Higonaifu, внешне очень похожие, обычно в белых или синих коробках, технически это не оригинальный Higonokami, т.к. делаются вне корпорации Мики. По всем остальным качествам различий практически нет.   Дополнительная информация к примеру здесь: http://www.ehamono.com/master/repo/nagao.html  Вчера пришел Hattori Cowry Higonokami, о котором писал. Первое впечатление положительное, примерно как ожидалось, никаких сюрпризов.Общее впечатление типа уровень качества хирургического инструмента, стилизованного под традиционный Higonokami. Точность обработки высокая, вручную вероятно сделана только заклепка на оси, но и в этом не уверен, настолько чисто сделано. Сопровождается чертежем, порядка двух десятков размеров, включая радиусы углов скругления и пр., похоже как из CAD. Корпус нержавейка, лезвие ламинированное, Cowry и вроде как 8 слоев 420J1, закалка судя по сертификату 65-68. К сожалению на японском, так что большая часть текста не понятна.  -Виктор

nozh2002.blogspot.com