Т-72Б3 - что за зверь? Технические характеристики. Характеристика т 72


Т-72 характеристики, ттх

Характеристики танка могут показаться неточными, поскольку большинство машин имеет несколько модификаций, отличающихся друг от друга. Подробно описывать каждую из них не имеет особого смысла, поэтому обычно на сайте указан год принятия на вооружение самой первой модификации, а характеристики самой современной или распространённой версии.

Основные характеристики
Страна СССР
Принят на вооружение 1973
Экипаж 3
Масса 46 т
Длина с орудием 9.53 м
Длина корпуса 6.67 м
Ширина 3.59 м
Высота 2.19 м
Вооружение
Главное орудие 125 мм 2А46М / 2А46М-5
Пулемёт 12,7 мм НСВ, 7,62 мм ПКТМ
Углы склонения орудия -6 +13
Боекомплект орудия 39
Боекомплект пулемёта 2000 патронов 7,62 мм, 300 патронов 12,7 мм
Подвижность
Двигатель B-92C2
Мощность 1000 л.с
Максимальная скорость по шоссе 65 км/ч
Запас хода 500 км
Преодолеваемый подъём 30 °
Преодолеваемая стенка 0.85 м
Преодолеваемый ров 2.8 м
Преодолеваемый брод 1.2 м
Преодолеваемый брод с подготовкой 1.8 м

Смотрите также

Поделитесь с друзьями

Выскажите своё мнение

Отправка сообщения

tanksdb.ru

Характеристика танка т-72 - MicroArticles

Характеристика танка Т-72

Летом 1968 года первый опытный образец танка с заводским названием «объект 172» вышел на полигон; к сентябрю была собрана еще одна машина. «Объект 172» обеспечивал более комфортные условия работы экипажа – лучшую вентиляцию боевого отделения, возможность прямой речевой и зрительной связи. Двигатель работал на различных сортах горючего: дизельном топливе, авиационном керосине Т-1, ТС-1, Т-2, автомобильном бензине А-66, А-72. Установка и демонтаж оборудования для подводного вождения занимал примерно в 3 раза меньше времени. К концу 1970 года тагильчане усовершенствовали осадовую часть. Увеличение веса «объекта 172М» до 41,5 т компенсировалось более мощным двигателем. В 1972 году решением специальной комиссии «объект 172» был рекомендован для принятия на вооружение и в серийное производство. 7 августа 1973 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «объект 172» был принят на вооружение под названием «Т-72», в том же году была выпущена партия из 30 машин. В 1974 году планировалось уже серийное производство уральского танка нового поколения. В 1975 году он получил символическое название – «танк Т-72 Урал».

Модернизация «объекта 172М» началась в танковом КБ Уралвагонзавода едва ли не раньше его официального принятия на вооружение. В 1973 году он был оснащен «Элементом» - устройством для самоокапывания, позднее его устанавливали на других отечественных танках. В том же году был разработан командирский вариант – Т- 72К, имевший дополнительную радиостанцию, зарядный агрегат для электропитания при выключенном основном двигателе и навигационную аппаратуру. В рамках опытно-конструкторских работ в 1971 – 1974 годах по теме «Буйвол» были созданы несколько экспериментальных танков с увеличенным с 68 до 70 градусов углом наклона лобового листа корпуса, сплошными бортовыми экранами и двумя вариантами башни с более мощной броней. Двигатель В-46Ф был форсирован до 840 л.с. В ходе испытаний опытные машины прошли до 15 тыс. км, но оставались в рабочем состоянии. На рубеже 1975 – 1976 годов были собраны первые 10 танков с прицельным лазерным комплексом ТПД-К. Благодаря всему этому правительственное решение от 10 августа 1976 года о модернизации танка Т-72 не застало КБ врасплох. Очень быстро был создан танк «объект 172М1», в 1979 году после успешных испытаний принятый на вооружение под названием Т-72А. От своего предшественника новый танк отличался лазерным дальномером и новым ночным прицелом наводчика, башней с многослойным бронированием, бортовыми противокумулятивными экранами, усовершенствованной пушкой 2А46 и комплексной системой постановки дымовых завес, включавшей как привычную термическую дымовую аппаратуру, так и 12 специальных мортир.

Очередное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о совершенствовании Т-72 вышло 5 июля 1981 года, и в том же году были построены первые десять танков. И вновь накопление усовершенствованных узлов завершилось созданием очередной модификации танка – «объект 184». В начале 1984 года вышли на войсковые испытания. 27 ноября 1984 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о принятии «объекта 184» на вооружение под названием «танк Т-72Б». Эта машина имела навесную динамическую защиту, дизель мощностью 840 л.с., комплекс управляемого вооружения 9К120 «Свирь» с лазерным наведением ракеты на цель, систему управления огнем 1А40-1. Управляемая ракета с высочайшей точностью поражала бронированные цели на дистанциях от 100 м до 4 км.

Т-72Б еще только испытывался, а в феврале 1984 года уже началось его совершенствование: разрабатывалась встроенная динамическая защита, повышающая стойкость брони при попадании не только кумулятивных, но и кинетических снарядов. В 1986 году внедрялись датчики ветра и усиленная бортовая коробка передач. В 1987 году строились первые танки с новым сиденьем, не привязанным к днищу, что давало механику-водителю дополнительные шансы на выживание при подрыве на мине. И, наконец, в том же 1984 году начинается изготовление деталей и узлов танка «объект 188» - будущего Т-90. В апреле 1988 года закладываются первые корпуса новой машины, оснащенной новым комплексом управления огнем 1А45 с дублированной системой наводки и оптико-электронной системой «Штора», сбивающей наводку управляемых и самонаводящихся ракет и снарядов. Во время испытания одного из ее прототипов два танка Т-72 обстреливались ПТУРСами типа «Милан». Все ракеты упали на землю, не долетев до цели метров 500. За 20 лет работы (с 1968 по 1988 годы), боевое могущество тагильского танка выросло почти в 4 раза! По сравнению с «объектом 172» танк Т-72 («объект 172М») имел коэффициент превосходства 1,1; Т-72А – 1,4; Т-72Б – 2,2; Т-90 – приблизительно 3,7 – 3,9. Уровень защиты лобовой проекции танка Т-90 в 3 раза превышает защиту Т-72 выпуска 1973 года

За создание и совершенствование танка Т-72 Уральское КБ транспортного машиностроения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1986 года было награждено орденом Октябрьской Революции.

География боевого использования

В отличие от своего предшественника танка Т-64, география боевого использования которого ограничена лишь конфликтом в Приднестровье, Т-72 пришлось участвовать в боевых действиях во многих горячих точках мира, в том числе и на территории бывшего СССР.

Впервые эти машины применили сирийские войска против израильтян при боевых действиях в 1982 году в Ливане, в долине Пека.

Хорошо зарекомендовавшие себя в боях с израильтянами советские танки явились серьезной угрозой американским торговцам оружия на Ближневосточном рынке. Т-72 пришлось участвовать и в ходе иракско-кувейтского конфликта, переросшего в операцию США «Буря в пустыне» в 1991 году. Там они были задействованы как со стороны Ирака, так и со стороны Кувейта.

Довелось Т-72 повоевать и в различных конфликтах на территории испытанного СССР – в Нагорном Карабахе и Таджикистане. Самым серьезным испытанием для этих машин явились события в Чеченской Республике в 1994 – 1996 годах и в 1999 – 2000 годах. Во вторую чеченскую компанию потери бронетанковой техники федеральных сил были значительно меньше, чем в первую. Сказалось наличие у большинства офицеров боевого опыта, обученность экипажей и организация четкого взаимодействия и всестороннего обеспечения боевых действий.

Описанные выше эпизоды применения танков Т-72 в различных военных конфликтах подтверждают их высокую надежность и живучесть. Многие наши и зарубежные танкисты после боев благодарили создателей этой замечательной машины Т-72 за то, что она спасла им жизнь.

На базе танков Т-72 и Т-72А были разработаны экспортные варианты танков Т-72, Т-72М и Т-72М1, лицензии на производство которых, были проданы в свое время Чехословакии, Польше, Югославии, Индии, Ираку, а также освоено собственное производство этих модификаций для экспортных поставок. На основе танка Т-72Б была разработана экспортная модификация – танк Т-72С. Этот танк производится по лицензии в Иране.

Т-72 был единственным из отечественных танков третьего поколения, поставки которого на экспорт стали осуществляться спустя всего пять лет после принятия его на вооружение Советской Армии. Благодаря этому уральский танк стал самым массовым танком современности. Т-72 и его различные модификации состоят на вооружении армий более 30 стран мира. «Семьдесятдвойка» поставлялась в Финляндию, страны Центральной и Восточной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Индию, ряд африканских стран.

После распада СССР различные модификации Т-72 оказались на вооружении армий новых суверенных государств, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза. Благодаря широкой географии распространения «семьдесятдвойка» весьма широко применялась в различных локальных вооруженных конфликтах и войнах. В ходе боевых действий Т-72 вновь подтвердил свое резюме, надежной боевой машины с мощной броневой защитой и высокой живучестью.

www.microarticles.ru

Танк Т-72Б — Военный информационный портал Министерства обороны Республики Беларусь

Параметр Единица измерений Т-72Б
Полная масса т. 44,5
Экипаж чел. 3
Двигатель В-84-1 л.с. 840
Удельное давление на грунт кгс/см2 0,83
Длина танка
с пушкой вперед мм 9530
корпуса мм 6860
Ширина танка мм 3460
Высота танка мм 2226
База мм 4270
Клиренс мм 428...470
Скорость движения
Средняя по сухой грунтовой дороге км/ч 40-45
Максимальная по дороге с твердым покрытием км/ч 60
На передаче заднего хода, максимальная км/ч 4,8
Расход топлива на 100 км
По грунтовой дороге л, до 260...450
По дороге с твердым покрытием л, до 240
Емкость баков л 1200
Запас хода по топливу км 500
Вооружение
Гладкоствольная пушка — пусковая установка мм 125
Пулемет ПКТ (спаренный с пушкой) мм 7,62
Пулемет НСВТ мм 12,7
Преодолеваемые препятствия
высота стенки, м 0,85
ширина рва, м 2,8
брод (с подготовкой), м 1,2 (1,8)
глубина водной преграды, преодолеваемой с оборудованием для подводного вождения, м 5
Боекомплект
Выстрелов к пушке шт 45
Патронов:
к пулемету (7,62 мм) шт 2000
к пулемету (12,7 мм) шт 300

www.mil.by

Танки Т-72 «Урал»: история, описание, модификации

Т-72 «Урал»

В 1973 году на вооружение Советской армии поступили новые танки, полностью отвечающие требованиям современной войны и армейским доктринам СССР. Хоть машина и была компромиссной, но имела высокую боевую эффективность, а главное — технологичность. Этот фактор позволил производить танк в массовых количествах в случае «горячей» войны. Машина получила рабочее название Т-72 «Урал» или Объект — 172М.

Т-72 «Урал» — одна из первых фотографий

Танк Т72 допустимо назвать долгожителем. Полноценное производство модели стартовало в 1973 году, а завершилось в 1992. Несмотря на то что его больше не производят, боевая машина не снята с вооружения РФ. Проводятся многочисленные доработки и модификации уже выпущенных образцов.

Последние версии Т-72Б3 почти не уступают по своим тактико-техническим параметрам Т90. За все время эксплуатации выпущено в пределах 30 000 единиц, не считая произведенные другими странами: Польшей, Югославией, Индией и т. д.

История создания Т-72

После внедрения в массовое производство Т-64А мгновенно обнаружились ключевые недостатки данной машины. В первую очередь проблемы с двигателем и ходовой частью. Возникали нарекания и на автомат заряжания. К примеру, чтобы механику-водителю перейти в боевое отделение требовалось отвернуть башню на 90 градусов относительно вектора движения танка и изъять часть боеукладки.

Но главной проблемой стала высокая себестоимость и трудность с наладкой выпуска на остальных заводах страны. Это была цена инноваций, примененных харьковскими инженерами.

Первый Советский ОБТ — Т-64А

По вышеперечисленным причинам началась разработка нового танка, схожего по боевой эффективности, но обладающего более низкой ценой и высокой технологичностью.

Год Событие
1967 Издание указа о старте разработки Т-72
1968 — 1969 Полевые испытания двух Т-64. Одна с В-45 с эжекционной, вторая с тем же двигателем, но с вентилируемой охладительной системой и другой ходовой частью (второй вариант представило КБ Уралвагонзавода).
1969 Уральский вариант Т-64 успешно прошел испытания. Количество зарядов в автомате заряжания сократили до 22 штук. Установили силовую установку В-46 (780 л/с). Новой машине присвоили наименование “Объект 172М”.
1973 Начало серийного производства Т-72 “Урал”
1974 Поступление Объекта 172 в армейские части Советского Союза
1992 Окончание производства
2016 Начало модернизации более ранних машин до версии Т-72Б3 образца 2016 г.

Если рассуждать о боевой эффективности танка, то машина прекрасно показала себя в многочисленных конфликтах 20-го века на большей часть Земли. Говоря про опыт эксплуатации в СССР

soldats.club

72Б3 - что за зверь? Технические характеристики

В отношении новых модификаций ОБТ Т-72 в последние годы ходит множество слухов, причем некоторые из них откровенно восторженные, а в другом случае доходит дело едва ли не до откровенной ругани. А когда в конце 2013 года было принято решение об отказе закупки Т-72Б3 для нужд армии, сообщение это произвело эффект разорвавшейся гранаты.

Здесь следует упомянуть, что решение это было принято на основании реального опыта эксплуатации опытных образцов в частях, где до того использовались танки Т-80. Танкистам важнее реальная работа техники, а на мнение «экспертов» им откровенно плевать. Итак, чем же хорош или не слишком хорош Т-72Б3? Отличия от предыдущих модификаций – в нашем материале.

Труды Сердюкова не будут забыты…

Заказ вооружения для армии в настоящее время – громадное действо, в котором каждая из сторон норовит урвать кусок прибыли побольше. Вот основные интересы:

  • КБ пытаются сбыть свои разработки и получить гранты на дальнейшие изыскания.
  • Промышленности вообще все равно, что предстоит производить, лишь бы имелся долговременный государственный заказ и были средства для оплаты труда рабочих.
  • Армия. Раньше она просто желала получить надежную технику в больших количествах, но во времена Сердюкова все несколько изменилось, причем далеко не в лучшую сторону.

Впрочем, довольно лирики. Нам нужен Т-72Б3. Что за зверь все же начнет поступать в наши войска (решение этого года)?

Основные измененные узлы

Давайте остановимся на тех узлах, которые действительно были модернизированы:

  • СУО, изменившиеся наблюдательные приборы и средства прицеливания для экипажа.
  • Новая система радиосвязи.
  • Обновленное вооружение.
  • Улучшения в механизмах пожаротушения.
  • Танк Т-72Б3 получил гусеницы с новым РМШ.

Что нового для наводчика?

В роли прицела для наводчика выступает прибор «Сосна-У». Изначально был разработан белорусским «Пеленгом». На сегодняшний день выпускается вологодскими предприятиями. Основные характеристики следующие:

  • Стандартный оптический канал для дневных условий.
  • Тепловизор для ночного прицеливания.
  • Стандартный дальномер с лазерным каналом.
  • Дальномер лазерный для наводки при стрельбе ракетами.
  • Обнаружение вражеских танков в дневных условиях – до 5 километров, в ночных – до 3,5 км.
  • Стабилизация изображения в двух плоскостях.
  • Возможность использования КУВ (это комплекс управляемого вооружения) с ходу, без необходимости остановки машины в условиях боя.
  • Имеется автоматическое сопровождение цели.
  • Отображение режима работы и типа использованного боеприпаса.
  • Есть аппаратура, позволяющая вносить поправки при боевой стрельбе.

Отрицательные моменты

Сам этот прицел в наших войсках знают уже давно, причем он заслужил немало положительных отзывов. Вот только тепловизор изготовлен на базе французской камеры Catherine-FC, выпуском которой занимается компания Tomcon-CSF. Как можно оснащать ОБТ Т-72Б3 «Буревестник» комплектующими из страны, чья политическая воля подобна флюгеру под сильным ветром? О сегодняшнем положении нет точных сведений, но в 2014 году французские комплектующие продолжали поступать... Саму модернизацию приборов для наводчика выполнили весьма… скажем так, конструкторы постарались максимально сэкономить:

  • Вытащили хорошо зарекомендовавший себя прицел ППН 1К-13-49 (который ранее являлся комплектующим КУВ 9К120 «Свирь»).
  • Поставили на освободившееся место «Сосну».

Минусов у столь странного подхода много, причем все они серьезные:

  • Линия прицеливания и линия канала ствола сильно смещены по отношению к самому прицелу, что в полевых условиях крайне затрудняет нормальную наводку орудия на цель.
  • Очевидно, что никто не подумал о работе наводчика, которому стало еще более неудобно пользоваться прицелом. Танкисты говорят, что для нормального использования «Сосны» приходится сильно «косить» на левую сторону, попутно выгибая спину.
  • Видеосмотровое устройство наводчика расположили «на авось», отчего в войсках постоянно требуются новые: танкист попросту разбивает его левым ботинком при посадке в машину.
  • Напоследок – самое «вкусное». Внешний оптический блок закрыт… добротной металлической крышкой, которая привинчивается (!) сразу четырьмя болтами.

Последнее обстоятельство для основной боевой машины, которой является танк Т-72Б3, – полный сюрреализм. Да, оптику на современных танках следует беречь, но какой ценой? Конечно, крышку гипотетически можно снять перед началом боя… Вот только когда этот самый бой начнется? Или танкисты должны крутить ключом болты, пока противник вежливо согласится их подождать!? Ведь на всех ОБТ мира открытие бронезаслонки происходит дистанционно, с рабочего места наводчика. Да и в отечественных танках такое решение использовалось неоднократно! Что мешало установить такой механизм сюда?

Положительные решения

К счастью, есть и положительные моменты. В СУО оставили (в полном комплекте) прицел типа ТПД-К1, входящий в состав 1А40, и даже оснастили его защитой от лазерного излучения. Проще говоря, Т-72Б3 оснащается сразу двумя основными прицелами. Если даже в бою будет поврежден один, то танкист всегда сможет воспользоваться вторым.

За люком наводчика наконец-то установили то, что там давно должно было стоять: датчики температуры окружающего воздуха и характеристик ветра (скорость и направление). Отныне наводчику больше не нужно рисковать жизнью, высовываясь из люка и выполняя работу Гидрометцентра. К слову, многие специалисты высказывают вполне обоснованное мнение о том, что «аховая» стрельба на танковом биатлоне 2013 года была обусловлена именно отсутствием этих приспособлений. Так что Т-72Б3, характеристики которого мы рассматриваем в рамках этой статьи, на биатлонах до сей поры демонстрировал далеко не все свои способности, которые он может проявить.

О сложностях работы командирской

Увы, но конструкторы по каким-то только им ведомым причинам оставили в танке настоящий антиквариат - ТКН-3 (комбинированный перископический бинокулярный прицел). Напомним, что когда его уже устанавливали в 1991 году на новейшую по тем временам БМП-3, это выглядело настоящим анахронизмом! Да, в «старичка» воткнули электронно-оптический преобразователь (ЭОП), относящийся ко второму поколению, но лучше он от этого стал совсем немного. Для чего было устанавливать это чудо на Т-72Б3?

И еще. Уже при первых полевых испытаниях были зафиксированы повреждения глаз у зазевавшихся танкистов. «Рогатка» при выстреле бьет с такой силой, что пара минут головокружения обеспечена (если вовремя не убрать голову). У него есть и положительная особенность. Если нажать на торец, то башня танка автоматически развернется в ту сторону, куда «смотрит» ТКН-3. При этом на рабочем месте наводчика загорится индикатор «командир». В общем-то, больше этот самый командир Т-72Б3 в бою ничего сделать не сможет.

Абсурд при наводке на цель

Очень интересен тот факт, что при ночной работе наводчик танка будет видеть на 3,5 км, а вот командиру придется довольствоваться или той же самой дублированной картинкой, или пытаться «пронзить» ночь своим ТКН-3МК, который позволяет видеть аж на целых 500 метров. Какие ценные команды он при этом даст экипажу, если условия работы у него столь неполноценные? Ведь есть варианты модернизированного ТКН от отечественных компаний, в которых командир может хотя бы дальность до цели измерять! В любом случае, наш основной боевой танк продолжает сверкать не хуже елки в ИК-приборах наблюдения, что, вне всякого сомнения, радует потенциальных противников.

Модернизация системы связи

Вот здесь все веселее. На танк поставили УКВ-радиостанцию Р-168-25У-2 «Акведук». Ее уже давно просили военные. Имеет независимые каналы отправки и передачи данных. Может проводить открытые, скрытые и секретные сеансы связи. В последнем случае требуется использование внешних ЗАС. В заводском комплекте поставки идет два независимых приемопередатчика.

Радует, что танкисты наконец-то получили кодированную связь. Выпуск данной модели был начат Рязанским радиотехническим заводом еще в 2005 году. Стоит отметить, что разработчики станции предусмотрели прекрасный задел для модернизации этого оборудования: уже сейчас можно подключать выносной пульт для набора данных, который также может использоваться в качестве основного средства управления, если повреждены основные приборы контроля. Увы, но и здесь не обошлось без «дегтя» - танкисты говорят, что в войсковых условиях эта станция частенько барахлит. Видимо, ее еще не довели до абсолютно надежного состояния.

Тангенты с индивидуальной регулировкой громкости также зарекомендовали себя не слишком хорошо. Они и сами-то по себе не слишком надежные, так еще и отличаются повышенной хрупкостью. А ведь это - основной боевой танк. Из железа. Твердого. Танкисты говорят, что старыми тангентами можно было даже люк подпереть, а вот новую нежелательно даже ронять... Что еще предполагает модернизация Т-72Б3?

Основной калибр

До сих пор официальные источники пишут, что на модернизированную версию ставится пушка 2А46М или 2А46М-5. Остается надеяться, что в базе будут ставить именно последний вариант. Это орудие - не что иное, как глубокая модернизация прекрасно себя зарекомендовавшей модели Д-81ТМ (2А46М). При этом была значительно повышена жесткость самой конструкции, что обеспечивает лучшую точность. Кроме того, при ее изготовлении намного жестче ОТК, что обеспечивает поступление только тех орудий, разность толщины стенок которых не превышает 0,4 мм.

Цапфенные обоймы отныне крепятся обратным клином. Опора откатных частей размещается в задней части люльки, горловину которой увеличили на 160 мм. Сама она при этом также стала намного жестче. Направляющие для люльки имеют форму призмы. Все это позволило снизить рассеивание при стрельбе сразу на 15%. При стрельбе сходу разброс снарядов снизился почти в два раза. Исходя из этого, можно сделать вывод, что Т-72Б3, ТТХ которого мы рассматриваем, может намного точнее и быстрее поражать все доступные цели.

Предусмотрено крепление отражателя для учета степени изгиба ствола. Полученные данные передаются на место наводчика в изначально цифровом виде, что опять-таки обеспечивает лучшую точность стрельбы, нивелирует последствия различных помех, которые неизбежно возникают в процессе боевой эксплуатации машины. Следует отметить, что все эти сведения напрямую идут в баллистический вычислитель. Этот прибор значительно облегчает работу наводчика и позволяет ему быстрее навести пушку на выбранную цель.

Усиление стандартного боекомплекта

Были введены сразу несколько типов «длинных» снарядов. Были разработаны ЗВБМ22 с БПС ЗБМ59 «Свинец-1» и «Свинец-2». При одновременном увеличении дистанции предельной стрельбы повышается степень бронепробиваемости на всех расстояниях. Чтобы обеспечить нормальное заряжание новых снарядов, автомат заряжания был несколько изменен. Впрочем, аналогичный механизм уже ставили на наши танки, начиная с Т-72БА, так что ничего нового здесь нет.

Спаренный пулемет и ЗПУ

В этом отношении никаких изменений нет – ПКТ/ПКТм. Была информация о танковых «Печенегах», но подтверждения пока что нет. Вот только до сих пор нет данных о нормальном механизме сбора стрелянных гильз. Дело в том, что разрыв стандартного брезентового мешка с последующим рассыпанием раскаленных гильз на контейнер АЗ (автомата заряжания) может привести к крайне печальным результатам. Видимо, на этом энергия конструкторов (и деньги) полностью закончилась, потому как придумать что-то более неподходящее для боевого танка, нежели открытую всем ветрам ЗПУ, сложно…

Судя по всему, в экипаже нужен штатный смертник, который будет прикрывать Т-72Б3. Отзывы самих танкистов вообще лучше не приводить ввиду их полной непотребности.

Основные выводы по системе вооружения

  • На этот раз модернизация действительно улучшает показатели машины: новая пушка и улучшенные боеприпасы. Все эти составляющие дают шанс на быстрое и гарантированное подавление противника.
  • ПКТ – без комментариев, хит на все времена.
  • ЗПУ без дистанционного управления – неприкрытое пренебрежение жизнью членов экипажа. Так как вес танка Т-72Б3 все равно увеличился до 46 тонн (42 тонны весит простой Т-72), то можно было бы выделить еще пару сотен килограммов для нормальной дистанционно управляемой установки.

Системы автоматического пожаротушения

НПО «Электромашина» специально для данной модернизации разработало систему «Иней». Это автоматическая установка для обнаружения и тушения пожаров, которые могут возникнуть в боевом и моторном отделениях. Основные характеристики:

  • Двукратное действие.
  • В комплекте идет четыре баллона с «Хладоном».
  • Для обнаружения очага возгорания используются оптические и термические датчики.

Силовая установка и трансмиссия

В-84-1 был оставлен на месте. Конечно, привыкших к Т-80 танкистов «убивают» все дизели, но этот мотор действительно хорош. В-84 очень надежен и проверен боевой эксплуатацией. В действующих частях полно специалистов, которые прекрасно знают этот мотор. В-92, который изначально предполагалось ставить, еще нуждается в разносторонних испытаниях. Так как силовая установка осталась прежней, то и трансмиссия изменениям никаким не подверглась. БКП не подвергалась усилению, число пар трения в элементах фрикциона не увеличивали. Так что двигатель и трансмиссия остались практически теми же.

Ходовая часть

Использована гусеница с последовательным расположением РМШ. Данный вариант используется как на Т-72БА, так и на Т-90 уже с 1996 года. Соответствующим изменениям подвергается и ходовая часть, которой оснащаются российские Т-72Б3. О каких-то иных новшествах в этой области не сообщается.

Основные выводы

  • Возможности наводчика действительно впечатляют: к его услугам два прицела, новая пушка с улучшенными системами контроля изгиба ствола, а также прочие «изюминки».
  • Увы, но из-за откровенно архаичных средств наблюдения командир нового танка попросту не в состоянии нормально вести бой ночью.
  • Системы связи хороши, но их следует доводить.
  • «Иней» хорош, вот только двукратного срабатывания мало, да и баллонов со смесью желательно иметь больше.
  • Защита башни и корпуса – полный провал.
  • Двигатель, ходовая и трансмиссия – никаких изменений.

Остается устойчивое впечатление, что модернизацию попросту забросили на полпути. Многие недоработанные элементы можно улучшить, не затрачивая на это феноменальных средств. Вот, в общем-то, и все. В принципе, модернизация танка получилась весьма неплохой, но некоторые моменты откровенно режут глаз.

fb.ru

Тактико-технические характеристики танков серии Т-64, Т-72, Т-80 и их модификаций

Тактико-технические характеристики танков серии Т-64, Т-72, Т-80 и их модификаций

 

Танки УКБТМ

Т-72

Т-72А

Т-72Б

Т-72БМ

Т-90

Т-90А

Год выпуска

1973

1979

1985

1989

1993

2006

Боевая масса, т

41

41,5

44,5

44,5

46,5

48

Тип двигателя

В-46

В-46-6

В-84-1

В-84-1

В-84МС

В92С2

Макс, мощность, л.с.

780

780

840

840

840

1000

Удельная мощность, л.с./т

19

18,8

18,9

18,9

18

20.1

Макс, скорость, км/ч

60

60

60

60

60

60

Запас хода по топливу, км

460 (650)

450 (600)

500 (650)

500

Вооружение:

калибр, мм

тип орудия

(боекомплект) /из них в АЗ

125

2А46

(39/22)

125

2А46

(44/22)

125

2А46М

(45/22)

125

2А46М

(45/22)

125

2А46М-2

(45/22)

125

2А46М-5

(45/22)

СУО

 

-

 

-

 

+

Баллистический поправочник

+

Баллистический поправочник

+

Баллистический вычислитель

+

Баллистический вычислитель

Комплекс управляемого вооружения, марка (КУВ)

нет

нет

9К120

9К120

9К119

9К119М

Применение КУВ сходу

-

-

нет

нет

да

да

Прицел-дальномер (тип)

ТПД2-49

(оптический)

ТПД-К1

(лазерный)

1А40-1

(лазерный)

1А40-1 (лазерный)

1Г46

(лазерный)

1Г46

(лазерный)

Стабилизация по

ВН

+

+

+

+

+

+

ГН

-

-

-

-

-

+

Ночной прицел

 

(Тип)

ТПН1-49

 

Активный

ТПНЗ-49

 

пассивно-активный

1К13-49

 

пассивно-активный

1К13-49

 

пассивно-активный

ТПН-4/Т01-П02

 

ТВП 1-го поколения

---

 

ТВП 2-го поколения

Стабилизация по

ВН

+

+

+

+

+

+

ГН

-

-

-

-

-

+

Дублированный режим управления огнем

-

-

-

-

+

+

 

 

Танки ХКБМ

Серия Т-64

Серия Т-80У с 6ТД

Т-64

Т-64А

Т-64Б

БМ БУЛАТ

Т-80УД

Т-84

Год выпуска

1963

1964

1976

2004

1986

1999

Боевая масса, т

36,5

37

40,6 (42,4 с ДЗ)

45

46

48

Тип двигателя

5ТД

5ТДФ

5ТДФ

5ТДФМ/6ТД-1

6ТД-1

6ТД-2

Макс, мощность, л.с.

650

700

700

850/1000

1000

1200

Удельная мощность, л.с./т

19

18,4

17,2

19/22

21,2

20,8/26

Макс, скорость, км/ч

65

60,5

60,5

60,5/65

65-70

65-70

Запас хода по топливу, км

225-360

(500-600)

225-360 (500-600)

306 (500-600)

385 (600)

360-450 (580)

350 (450)

Вооружение:

калибр, мм

тип орудия

 

боекомплект, шт./в МЗ

115

2А21 

 

40 (30)

125

2А-26 (1974)

2А46-1

37(28)

125

2А46-2

2А46М-1 (1982)

42(28)

125

КБА3

 

35(28)

125

КБА3

 

45(28)

125

КБА3

 

40(28)

СУО

 

-

-

+

Баллистический вычислитель

+

Баллистический вычислитель

+

Баллистический вычислитель

+

Баллистический вычислитель

Комплекс управляемого вооружения, марка (КУВ)

нет

нет

9К112

«Комбат»

9К119

«Комбат»

Применение КУВ сходу

-

-

да

да

да

да

Прицел-дальномер

 

(тип)

ТПД-34Б

 

(оптический)

ТПД-2-1/ТПД2-49/ ТПД-К1

(оптический)

1Г42

 

(лазерный)

1Г46М

 

(лазерный)

1Г46

 

(лазерный)

1Г46М

 

(лазерный)

Стабилизация по

ВН

+

+

+

+

+

+

ГН

-

-

+

-

-

-

Ночной прицел

(Тип)

ТПН-1-432

 

активный

ТПН-1-43А/

ТПН1-49-23

пассивно-активный

ТПНЗ-49

 

пассивно-активный

ТПН-4Э

 

пассивно-активный

ТПН-4

 

пассивно-активный

ТПН-4/

 

пассивно-активный

Стабилизация по

ВН

+

+

+

+

+

+

ВН

-

-

-

-

-

-

Дублированный режим управления огнем

-

-

-

+

+

+

Стабилизатор вооружения

 

тип

2Э18

2Э23/

2Э28М2/2Э42-1

2Э26М/2Э42

2Э42М

2Э42М

2Э42М

ВН

ЭГ

ЭГ

ЭГ

ЭГ

ЭГ

ЭГ

ГН

ЭГ

ЭГ

ЭГ /ЭМ

ЭМ

ЭМ

ЭМ

 

 

КБ «Спецмаш»

Т-80

Т-80Б

Т-80А

Т-80У

Т-80У (М)

 

Год выпуска

1976

1978

1983

1985

2001

Боевая масса, т

42

42,5

46

46

46

Тип двигателя

ГТД-1000Т

ГТД-1000ТФ

ГТД-1000ТФ

ГТД-1000ТФ/ ГТД-1250

ГТД-1250

Макс, мощность, л.с.

1000

1100

1100

1100/1250

1250

Удельная мощность, л.с./т

23,8

25,8

21,7

21,7/27,1

27,1

Макс, скорость, км/ч

70

70

70

70-80

70-80

Запас хода по топливу, км

300 (400)

340 (410)

340 (410)

Вооружение:

калибр, мм

тип орудия

боекомплект, шт./в МЗ

 

125

2А46-1 

 

 

125

2А46-2/2А46М-1

 

 

125

2А46М-1

45 (28)

 

125

2А46М-1

45 (28)

 

125

2А46М-4

45 (28)

СУО

Тип

-

+

Баллистический вычислитель

+

Баллистический вычислитель

+

Баллистический вычислитель

+

Баллистический вычислитель

Комплекс управляемого вооружения, марка (КУВ)

нет

9К112-1

9К112-1

9К119/9К119М

9К119М

Применение КУВ сходу

-

да

да

да

да

Прицел-дальномер (тип)

ТПД2-49

(оптический)

1Г42

(лазерный)

1Г42

(лазерный)

1Г46

(лазерный)

1Г46

(лазерный)

Стабилизация по

ВН

+

+

+

+

+

ГН

-

+

+

+

+

Ночной прицел

 

(Тип)

ТПН1-49-23

 

пассивно-активный

ТПНЗ-49

 

пассивно-активный

ТПНЗ-49

 

пассивно-активный

Т01-К01/

ТПН-4

пассивно-активный

Т01-П02

 

ТВП 1-го поколения

Стабилизация по

ВН

+

+

+

+

+

ГН

-

-

-

-

-

Дублированный режим управления огнем

-

-

+

+

+

Стабилизатор вооружения

тип

2Э28М

2Э26М

2Э26М

2Э42

2Э42

ВН

ЭГ

ЭГ

ЭГ

ЭГ

ЭГ

ГН

ЭГ

ЭГ

ЭГ

ЭМ

ЭМ

Корпус

 

 

 

 

 

 

 

www.btvt.narod.ru

"При мне танк родился, я его испытывал"... Основной танк Т-72, Характеристики, Описание, Фото!

СССР

Его разработка началась в 1967 году, когда первый опыт эксплуатации Т-64 выявил недостаточную надежность двигателя, ходовой части и механизма заряжания. Учитывая ограниченные возможности по производству двигателей 5ТДФ и наличие в достаточном количестве в резерве четырехтактных двигателей В-45, было принято решение установить их на Т-64. В том же голу был изготовлен и испытан экспериментальный образец такого танка.

В ходе дальнейшей работы, в 1968-69 голах, были проведены сравнительные испытания танков Т-64А с двигателем В-45 и эжекционной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Харькове) и образцов с двигателем В-45, автоматом заряжания пушки на 22 выстрела и вентиляторной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Нижнем Тагиле). Последние показали более высокие результаты.

В ноябре 1969 года на эти машины стали устанавливать двигатели В-46 мощностью 573 кВт (780 л.с.) и ходовую часть новой конструкции. Изготовленному с указанными изменениями образцу был присвоен индекс “объект 172М”. В 1973 году после войсковых испытаний он был принят на вооружение под маркой Т-72 и вскоре получил наименование “Урал”.

В соответствии с техническим заданием боевые и технические характеристики Т- 72 сохранены на уровне танка Т-64А. Несмотря на то, что он был тяжелее “шестьдесятчетверки” на четыре тонны, разница в массе по отразилась на характеристиках максимальной скорости, запаса хода и проходимости, так как емкость топливных баков увеличилась на 100 литров, мощность двигателя стала больше на 80 л.с., а ширина гусеницы - на 40 мм. Танк совершенствовался в ходе серийного производства. В 1979 году на вооружение был принят модернизированный образец Т-72А, а в 1985 году - танк Т-72Б.

Рассмотрим последнюю модификацию более подробно. Танк имеет классическую схему общей компоновки с экипажем из трех человек и поперечным расположением двигателя. Механик-водитель находится в отделении управления по оси танка. Несмотря на большой угол наклона верхней лобовой детали корпуса, он в боевом положении размещен сидя, так как нижняя часть кресла установлена в специальной выштамповке днища. Забронированный объем отделения управления составляет 2,0 куб. м.

В боевом отделении справа от пушки расположен командир танка, слева - наводчик. В нижней части боевого отделения установлен вращающийся транспортер автомата заряжания, форма и размеры которого позволяют членам экипажа перемещаться внутри машины из боевого отделения в отделение управления и обратно. Применение автомата заряжания позволило получить величину забронированного объема боевого отделения 5,9 куб. м. и высоту танка по крыше башни до 2226 мм.

Моторно-трансмиссионное отделение занимает объем 3,1 куб.м. Для размещения двигателя толщина листов корпуса в районе МТО уменьшена до 70 мм. По сравнению с танком Т-64А изменена конструкция кормовой части корпуса и увеличена длина МТО в связи с применением вентиляторной системы охлаждения и входного редуктора, соединяющего двигатель с бортовыми коробками передач. Общий забронированный объем танка составляет 11,0 куб.м.

Основным вооружением является специальная танковая 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М - пусковая установка. Она отличается от пушки танка Т-64БВ наличием механизма улавливания и выброса поддонов. Конструкция орудия позволяет производить замену трубы ствола в полевых условиях без его демонтажа из башни. В затвор введен механизм, обеспечивающий открывание клина вручную за два такта, что значительно уменьшило затрачиваемые усилия. Для улучшения точности стрельбы цилиндры двух тормозов отката закреплены симметрично относительно канала ствола в правом верхнем и левом нижнем углах казенника. Конструкция противооткатных устройств обеспечивает не заторможенный откат до вылета снаряда из канала ствола и позволяет проводить их проверку в короткие сроки.

Для выверки нулевой линии прицеливания без выхода членов экипажа из танка пушка оснащена устройством встроенного контроля выверки. Стрельба ведется артвыстрелами раздельно-гильзового заряжания с бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и выстрелами с управляемой ракетой, которая имеет боевую кумулятивную часть. Все артвыстрелы имеют единый заряд с частично сгорающей гильзой. Поддон гильзы после выстрела при очередном заряжании пушки автоматически выбрасывается наружу через специальный люк в крыше башни.

Выстрел ЗУБК14 состоит из управляемой ракеты 9М119 и метательного устройства. Он имеет такие же размеры, как обычный артвыстрел, поэтому его загрузка в кассету транспортера автомата заряжания не отличается какими-либо особенностями. Боекомплект пушки размещается во вращающемся транспортере автомата заряжания (22 выстрела) и в немеханизированных боеукладках корпуса и башни (23 выстрела).

 

Комплекс управляемого вооружения 9К120 обеспечивает ведение стрельбы управляемой ракетой днем с места и с коротких остановок на дальностях от 100 до 4000 метров. Он имеет помехозащитную полуавтоматическую систему управления ракетой по лучу лазера. В состав системы управления огнем входит прицельный комплекс 1А40-1, созданный на базе лазерного прицела-дальномера ТПД-К1 танка Т-72А. Поле зрения прицела стабилизировано в вертикальной плоскости. Для ведения огня из танковой пушки артвыстрелом в ночных условиях и управляемой ракетой днем используется прицел-прибор наведения 1К13-49, входящий в комплекс управляемого вооружения 9К120. Он может работать в активном или пассивном режимах.

Пушка оснащена стабилизатором вооружения 2342-2 с электрогидравлическим приводом вертикального и электромашинным горизонтального наведения, что уменьшило пожароопасность в танке по сравнению с электрогидравлическим приводом. В качестве вспомогательного вооружения применяются 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ и 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ (с ручным управлением от командира тапка). Боекомплект спаренного пулемета составляет 2000 патронов, зенитного пулемета - 300 патронов.

Броневая зашита лобовой части корпуса и башни представляет собой многослойные комбинированные броневые преграды, которые обеспечивают неуязвимость от большинства типов бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов танковых (противотанковых) пушек. Высокая стойкость от кумулятивных боеприпасов достигнута установкой навесной динамической защиты. На тапке установлено 227 контейнеров, из них на корпусе - 61, на башне - 70 и на бортовых экранах - 96. С 1988 года на серийных танках Т-72Б применяется встроенная динамическая зашита.

Корпус тапка - сварной, его верхняя лобовая деталь наклонена под углом 68 градусов от вертикали. Башня - литая, ее лобовая часть имеет переменные углы наклона от десяти до двадцати пяти градусов. Борта корпуса защищены противокумулятивными экранами. Танк отличается высоким уровнем противорадиационной защиты за счет применения подбоя и надбоя, системы коллективной защиты и локальной защиты членов экипажа.

Живучесть танка на поле боя повышена за счет низкого силуэта, применения ТДА и системы 902Б “Туча” дм постановки дымовых завес, системы защиты от напалма и быстродействующего противопожарного оборудования 3ЭЦ1З “Иней”. Танк имеет камуфлирующую окраску и оснащен оборудованием для самоокапывания и для навешивания минного трала КМТ-б.

На машине установлен многотопливный четырехтактный быстроходный дизельный двигатель В-84-1 жидкостного охлаждения с наддувом от приводного Центробежного нагнетателя. Кроме того, используется инерционный (волновой) наддув. Мощность двигателя составляет 618 кВт (840 л.с.). Он приспособлен к работе на дизельном топливе, реактивном топливе (Т- 1, ТС- 1. Т-2) и автомобильном бензине (А- 66, А-72). Пуск осуществляется с помощью электростартера, системы воздушного ча- пуска, а также от постороннего источника тока или с буксира. Для экстренного пуска холодного двигателя зимой имеется система подогрева впускного воздуха.

Механическая планетарная трансмиссия состоит из входного редуктора, двух бортовых коробок передач и двух бортовых редукторов. Она имеет гидросервоуправление и собственную масляную систему. В системе подрессориванния применена индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1, 2 и 6 узлах падвески каждого борта. Диски опорных каткая изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки имеют наружное обрезинивание, а поддерживающие катки - внутреннюю амортизацию. Для предохранения гусеницы от сбрасывания при поворотах танка на ведущих колесах приварены ограничительные диски.

Танк оснащен оборудованием для подводного вождения, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около 1000 метров. На танке используется комплекс средств связи “Абзац”, который включает УКВ радиостанцию Р-173, радиоприемник Р- 173П, блок антенных фильтров и ларингофонный усилитель. Радиостанция работает в диапазоне частот 30-76 МГц и имеет запоминающее устройство, позволяющее заранее подготовить десять частот связи. Она обеспечивает дальность связи не менее 20 км как на месте, так и в движении по среднепересеченной местности.

Модификации танка Т-72

Т-72 (1973 г.) - базовый образец.

Т-72К (1973 г.) - командирский танк.

Т-72 (1975 г.) - экспортный вариант, отличался конструкцией броневой защиты лобовой части башни, системой ПАЗ и комплектацией боеприпасов.

Т-72А (1979 г.) - модернизация танка Т-72. Основные отличия: лазерный прицел- дальномер ТПДК-1, ночной прицел наводчика ТПН-3-49 с осветителем Л-4, сплошные бортовые противокумулятивные экраны, пушка 2А46 (вместо пушки 2А26М2), система 9025 запуска дымовых гранат, система защиты от напалма, система дорожной сигнализации, ночной прибор ТВНЕ-4Б механика-водителя, увеличенный динамический ход катков, двигатель В-46-6.

Т-72АК (1979 г.) - командирский танк.

Т-72М (1980 г.) - экспортный вариант танка Т-72А. Он отличался броневой конструкцией башни, комплектацией боеприпасов и системой коллективной защиты.

Т-72М1 (1982 г.) - модернизация танка Т-72М. Он отличался дополнительным 16- мм броневым листом на верхней лобовой детали корпуса и комбинированной броней башни с песчаными стержнями в качестве наполнителя.

Т-72АВ (1985 г.) - вариант танка Т-72А с навесной динамической защитой.

Т-72Б (1985 г.) -модернизированный вариант танка Т-72А с комплексом управляемого вооружения.

Т-72Б1(1985 г.) - вариант танка Т-72Б без монтажа некоторых элементов комплекса управляемого вооружения.

Т-72С (1987 г.) - экспортный вариант танка Т-725. Первоначальное наименование - танк Т-72М1М. Основные отличия: 155 контейнеров навесной динамической защиты (вместо 227), бронирование корпуса и башни сохранено на уровне танка Т-72М1, другая комплектация боеприпасов к пушке.

Производство и поставки на экспорт

Серийное производство танка организовано на заводе в Нижнем Тагиле. С 1979 по 1985 год в производстве находился танк Т-72А. На его базе выпускался экспортный вариант Т-72М, а затем его дальнейшая модификация - танк Т-72М1. С 1985 года в производстве находится танк Т-72Б, и его экспортный вариант Т-72С.

Танки серии Т-72 экспортировались в страны бывшего Варшавского Договора, а также в Индию, Югославию, Ирак, Сирию, Ливию, Кувейт, Алжир и Финляндию. На базе танка Т-72 были разработаны и приняты в серийное производство БРЭМ-1, танковый мостоукладчик МТУ-72, инженерная машина разграждения ИМР-2.

Характеристики БРЭМ-1: Масса - 40 т, экипаж - 3 чел., вооружение - 12,7-мм пулемет, -грузоподъемность крана - 12 тc, тяговое усилие лебедки - 25 тc (с полиспастом 100 те), мощность двигателя - 618 кВт (840 л.с.), максимальная скорость - 60 км/ч.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Боевая масса,т 44,5
Экипаж, чел 3
Высота по крыше башни 2226 мм
Пушка 125-мм гладкоствольная - пусковая установка
Боекомплект 45 выстрелов
Типы боеприпасов БПС, БКС, ОФС, управляемая ракета
Комплекс управляемого вооружения 9К120
Управляемая ракета 9М119 с управлением по лучу лазера
Дальность стрельбы 100-4000 м
Вероятность попадания ракеты в цель при стрельбе с места 0,8
Время полета ракеты на дальность 4000 м 12 с
Дальномер лазерный
Стабилизатор 2342-2 с электромашинным приводом горизонтального наведения
Заряжание автоматическое
Пулеметы один 12,7-мм, один 7,62-мм
Броневая защита комбинированная
Динамическая защита встроенная
Дымовые гранатометы 8 шт
Максимальная скорость 60 км/ч<
Запас хода по шоссе 500 км
Двигатель многотопливный четырехтактный дизель
Мощность двигателя 618 кВт (840 л.с.)
Трансмиссия механическая планетарная<
Подвеска торсионная
Гусеница с РМШ (или с ОМШ)
Глубина преодолеваемой водной преграды с подготовкой 5 м

maxpark.com