Тактическая противорадиолокационная ракета X-28. Х 28


Х-28 - AS-9 KYLE | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение) Комплекс К-28П, ракета Х-28 / изделие 93 / изделие Д-8 "Находка" - AS-9 KYLE

 

Противорадиолокационная ракета средней дальности. Разработка противорадиолокационного ударного комплекса К-28П с самолетом-носителем Як-28Н и ракетами Х-28 начата по Постановлению Совмина СССР от 10 января 1963 г. Головной разработчик комплекса - ОКБ-115 А.С.Яковлева, разработка ракеты велась ОКБ-155-2 (МКБ "Радуга"), главный конструктор - А.Я.Березняк. Согласно Постановлению о проектировании ракеты планировалось вывести комплекс К-28П на совместные летные испытания во 2-3 кварталах 1965 г. В конце 1964 г. по предложению Минавиапрома принято решение о замене РДТТ на ракете Х-28 на ЖРД - причины - освоенность технологии ЖРД на ракетах такого класса, гарантированное достижение дальности 120 км, необходимой для поражения позиций ЗРК "Найк-Геркулес" без входа в их зону поражения. Замена двигателя отсрочила начало испытаний до 1966 г. При рассмотрении эскизного проекта самолета-носителя Як-28Н оказалось, что по результатам расчетов и продувок при пуске первой ракеты Х-28 из-под крыла самолета и сохранении второй ракеты под другим крылом, самолет Як-28Н терял устойчивость по крену из-за недостаточной эффективности элеронов. Эскизный проект комплекса не был принят Заказчиком (источник).

Впоследствии, опытный самолет Як-28Н был все же построен и использовался для отработки пусков. Аппаратуру станции разведки целей предусматривалось разместить на месте РЛС «Инициатива», при этом пару похожих на рога антенн установили в районе передней кромки правого двигателя. Так же для испытаний средств комплекса использовался самолет-летающая лаборатория Ан-12БК. Результаты испытаний ракеты Х-28 с этих самолетов позже использованы при разработке ракеты Х-58. Испытания опытного самолета-носителя Як-28Н были начаты в 1966 г., а в 1967 г. на нем начаты испытания аппаратуры комплекса. Первые пуски ракет Х-28 с борта Як-28Н произведены в 1969 г. Но самолет в серийное производство не был запущен.

 

Подготовка ракеты Х-28 к подвеске под Су-22 ВВС Вьетнама (http://militarynuts.com).

Учебная ракета Х-28 (Крылья Родины, начало 1990-х годов).

Ракета Х-28 под Су-17М3

(Марковский В., Приходченко И. Истребитель-бомбардировщик Су-17. // Авиация и космонавтика. N 05 / 2012 г. via http://crimso.msk.ru).

 

В 1970 г. выдано тактико-техническое задание на на дооснащение ракетами Х-28 самолетов Су-17 с созданием комплекса вооружений Су-17-28. Решение о создании такого комплекса было принято по инициативе главного конструктора Су-17 Н.Г.Зырина. Разработка комплекса оборудования (контейнер "Метель", главный конструктор Б.Прасолов) велась омским ЦКБ-111 автоматики. Предполагалось также использование противорадиолокационного комплекса с ракетами Х-28 и "Метелью" на МиГ-27, однако громоздкое изделие никак не умещалось на подвеске небольшого истребителя-бомбардировщика и работы не пошли дальше проектных изысканий. Для отработки средств комплекса ОКБ Сухого использовался самолет Су-7БМ. В декабре 1971 года самолет был доработан с установкой пускового устройства ПУ-28С для подвески ракеты и контейнера со станцией управления "Метель". До января 1972 года на нем выполнялись скоростные рулежки с отрывом носового колеса для уточнения возможности транспортировки крупногабаритной Х-28 под фюзеляжем с проверкой весьма небольших просветов между ракетой и ВПП. Поскольку зазор между нижней частью изделия и землей был крайне невелик, касание полосы ракетой с жидким топливом и окислителем грозило взрывом. Для оценки зазоров в хвостовой части Х-28 установили законцовку из пенопласта, которая при первом же испытании была стесана на 30-40 мм.

Почти одновременно предложено и применение ракеты Х-28 на самолетах Су-24. Государственные совместные испытания с самолетом Су-24 проходили с января 1970 г. по июль 1974 г. (произведено 15 пусков). Ракета принята на вооружение в 1973 г. В 1970 г. за создание ракеты Х-28 МКБ "Радуга"  вручена Государственная премия СССР. Серийное производство ракет начато в 1971 г. на Дубнинском машиностроительном заводе (завод №256) и на Ленинградском северном заводе (завод №272). Начиная с конца 1980-х годов ракета снимается с вооружения.

Пусковая установка:- на Су-17М применяется с подфюзеляжной пусковой установки ПУ-28СМасса балки ПУ - 100 кг

- на самолете Су-24 применяется с пусковой установки ПУ-28.

- позже ракета применялась с авиационной катапультной установки АКУ-58 / АКУ-58-1 для ракет Х-58 с использованием переходной балки.

Пусковые устройства ракет Х-28 и контейнер с оборудованием "Метель-А" (http://rbase.new-factoria.ru): Конструкция ракеты - нормальная аэродинамическая схема с треугольным крылом и цельноповоротным оперением. По сути ракеты представляла из себя уменьшенный аэродинамический аналог ракеты Х-22М. Передний обтекатель с грузовым отсеком имеет хомутно-клиновое быстроразъемное соединение. Основные материалы: сплав АМГ-6 (обшивка), сталь 30ХГСА (силовые элементы), Д-19.

Трубопроводы подачи компонентов топлива и арматура пневмосистемы были проложены в коробе (гаргроте) - довольно громоздком, по отношении к изящному корпусу ракеты. В гаргроте находился также датчик угловых скоростей автопилота, установленный примерно в середине длины ракеты, что позволило свести к минимуму влияние изгибных колебаний на замеряемые угловые отклонения ракеты. Позади баков-отсеков размещались элементы сопряжения с системами носителя и электромеханический преобразователь ПТО-300/500К, за ними - основной блок автопилота АПР-28 и моноампульная батарея А-221. Хвостовую часть ракеты занимали элементы электрогидравлического привода ЭГС-40Л и жидкостный ракетный двигатель Р-253-300 (источник).

В 1964 г. на Дубнинском машиностроительном заводе начато освоение стеклотекстолитовых обтекателей ракеты Х-28. Небольшие по размерам (1250 мм х 300 мм), но требования к характеристикам радиопрозрачности были настолько жестки, что первые серии изделий приходилось комплектовать тремя обтекателями, рассчитанными каждый на свой диапазон волн. Это требовало больших расходов на каждое изделие. Как в нашей авиапромышленности, так и в ряде зарубежных авиафирм, были поиски методов изготовления наиболее "светлых" (в радиотехническом смысле) обтекателей. Проведенные поиски "просветления" обтекателей закончились подбором так называемых "компенсационных решеток", с помощью которых добились значительного улучшения радиотехнических характеристик обтекателей ракеты Х-28, а затем и ракеты Х-22. В состав изделий Х-22 и Х-28 входили блоки раскладки агрегатов с применением пневмо- и гидроцилиндров. Проблемным был вопрос финишной обработки уплотняющих поверхностей. В результате внедрения процесса алмазного выглаживания удалось отказаться от трудоемких операций абразивной доводки этих поверхностей, одновременно повысив качество их обработки. Ведущими этого направления были сотрудники НИАТ А. М. Чураев и В. И. Гасилин (источник).

Западные проекции ракеты Х-28 - AS-9 KYLE (середина 1980-х годов).

Устройство ракеты Х-28 (Марковский В., Перов К., Авиационные крылатые ракеты. // Авиация и космонавтика. N 10 / 2005 г.).

Устройство ракеты Х-28 (http://rbase.new-factoria.ru):

1 - антенный блок ПРГ-28М2 - блоки пассивного радиолокационного координатора цели ПРГ-18М3 - воздушный клапан системы охлаждения4 - вспомогательный узел подвески5 - фугасная БЧ 9А283 с активной оболочкой6 - передний узел подвески7 - бак-отсек окислителя АК-27И8 - бак-отсек горючего ТГ-029 - задний узел подвески10 - система запуска двигателя11 - "зуб" отталкивателя12 - отрывной комбинированный электроразъем13 - чеки взрывательного устройства14 - воздушный клапан системы охлаждения 15 - блоки формирования команд автопилота АПР-2816 - статический преобразователь тока17 - заливные горловины горючего и окислителя18 - жидкостный ракетный двигатель Р253-30019 - электрогидравлический рулевой привод автопилота20 - импульсная батарея электроснабжения21 - агрегаты системы наддува баков22 - баллон со сжатым воздухом23 - блок управления автопилота АПР-2824 - блок управления автопилота АПР-2825 - блоки предохранения и электромеханический взрыватель ЭВМУ-13226 - неконтактный оптический взрыватель РОВ-527 - люлька аппаратуры ПРГ-28М28 - контактные датчики взрывательного устройства
   
Система управления и наведение - электрогидравлический автопилот АПР-28 (разработчик - НИИ-923, г.Москва, главный конструктор - Е.Ф.Антипов) с термостатированием гидравлической системы сопряженный с  пассивной радиолокационной ГСН ПРГ-28М трех типов (разработчик - ЦКБ-111 ГКРЭ, главный конструктор А.В.Кирчук, позже переименовано в НПО "Автоматика", г.Омск) - обеспечивают работу в трех основных диапазонах частот стран НАТО. Автопилот обладал блоком пролонгации траектории на случай пропадания пеленгуемого сигнала на период до 10 сек.  На самолетах-носителях устанавливается аппаратура для разведки РЛС противника и выработки целеуказания, выдаваемого на бортовую аппаратуру ракет наведения (на Су-17М, например, контейнер "Метель-А"). ГСН не перенастраиваемая однолитерная.

Согласно западным данным по опыту применения ракет Х-28 в ирано-иракской войне ГСН ракеты обладала высокой чувствительностью и могла наводиться на РЛС ЗРК Hawk на дальности до 200 км, но применение ракет на такую дальность было невозможно в т.ч. из-за ограниченных возможностей аппаратуры контейнера "Метель" (источник).

Разработка комплекса оборудования с контейнером "Метель" велась по ТЗ выданному в 1970 г., главный конструктор Б.Прасолов. Разработчик - омское ЦКБ-111 автоматики.

Су-17М3 с контейнером "Метель-А" (Марковский В. Приходченко И. Истребитель-бомбардировщик Су-17 // Авиация и космонавтика. N 05 / 2012 г. via http://crimso.msk.ru).

 

Двигатель: - по аванпроекту (1963 г.) - РДТТ разработки КБ завода №81, главный конструктор - И.И.Картуков.

- двухрежимный ЖРД Р-253-300. На этапе предварительного проектирования предполагалось использование РДТТ, но уже в конце 1963 г. принято решение об использовании ЖРД создаваемого ОКБ-300 С.К.Туманского для ракеты КСР-5 (AS-6).Тяга двигателя - 8000 кгСистема подачи топлива - вытеснительнаяРабочее тело - сжатый воздухГорючее - ТГ-02 ("тонка")Окислитель - азотная кислота АК-27

 

ТТХ ракеты:

Длина:

- 5970 мм  - 6210 мм (по западным данным) Размах крыла - 1390 мм Диаметр корпуса - 430 мм Угол стреловидности - 75 град.

Масса:- 690 кг (по проекту и по официальным ТТХ)- 715 кг (по западным данным)Масса БЧ:- 160 кг (по проекту К-28П)- 140 кг / 155 кг (по разным данным)- 200 кг (по западным данным)Масса ВВ - 74 кг

 

Дальность действия:- 36 - 120 км (по проекту К-28П)- 18 - 120 км (официальные ТТХ)- 15 - 120 км- 45 км (при пусках с высот менее 1000 м)- 70 км (при пуске с высоты 5000 м)- до 90 км (по другим данным) Скорость максимальная - 3300 км/ч (в т.ч. по проекту К-28П)Высота носителя в момент пуска:- 500-15000 м (комплекс К-28П по проекту)- 500-16000 мТочность - круг радиусом 20 м с вероятностью 80%

 

Тип БЧ - 9А283 - фугасная с активной оболочкой разработки НИИ-6. Взрыватели - контактный электромеханический взрыватель ЭВМУ-132 и неконтактный взрыватель РОВ-5, обеспечивающий подрыв боевой части в воздухе на высоте 5 м, оптимальной для уничтожения РЛС.

Проектом предусматривалась возможность установки на ракету ядерной БЧ. В западных источниках упоминается её индекс - ТК-43. Актуальных подтверждений этому в отечественных источниках не обнаружено.

Модификации:- Х-28 - базовая модель противорадиолокационной ракеты.

- Х-28Э - эскпортная модификация базовой модели противорадиолокационной ракеты.

- Х-28М - вариант модернизации ракеты разработки начала 1970-х годов (по др.данным начата в 1967 г.), ракета оснащалась РДТТ. Позже разработка трансформировалась в противорадиолокационную ракету Х-58 (изделие "112" / Д-7).

Носители: - Як-28Н (в некоторых источниках Як-28П) - фронтовой истребитель-бомбардировщик, комплекс вооружения К-28П, 2 ракеты Х-28. Проектировался ОКБ-115 А.С.Яковлева, испытывался, серийно не производился. Радиус действия комплекса вооружения - 1000-1100 км (при 1000 км/ч)Скорость носителя максимальная - 1700 км/ч

Опытный самолет-носитель Як-28Н с ракетами Х-28 под крылом (Марковский В., Перов К., Авиационные крылатые ракеты. // Авиация и космонавтика. N 10 / 2005 г.). - Ан-12БЛ - опытный самолет с 4 х Х-28;

Ан-12БЛ с 4 ракетами Х-28 (Совенко Ю.А., Заярин В.М.,

Ан-12: портрет в зрелом возрасте. // Авиация и время. № 1/1995 г.)

- Су-17М/М2/М3, а так же экспортные Су-22 / Су-22 - одна ракета подвешивалась на узел подвески под фюзеляжем, контейнер с оборудованием "Метель-А" подвешивается на точку подвески №6 - на пилон под неподвижной частью крыла.

Ракета Х-28 с контейнером "Метель-А" под Су-17М3.

- Су-24 - до 2-х ракет, подвешивались под неподвижной частью крыла; станция разведки цели и выдачи целеуказания «Филин».

- МиГ-27 / МиГ-23Б - по некоторым данным самолет мог нести одну ракету. По более достоверным данным, по ТЗ 1970 г. на создание комплекса вооружения Су-17-28, предполагалось также использование противорадиолокационного комплекса с ракетами Х-28 и "Метелью" на МиГ-27, однако громоздкое изделие никак не умещалось на подвеске небольшого истребителя-бомбардировщика и работы не пошли дальше проектных изысканий.

- Ту-22М - самолет упоминается в качестве носителя в некоторых источниках, подтверждения тому нами пока не обнаружено.

Статус: СССР / Россия

- 1997 г. - возможно еще есть на вооружении и/или снимается.

- 2000 г. - нет на вооружении.

Экспорт: ракета поставлялась в страны Варшавского договора и некоторые страны "третьего мира".

Вьетнам - ракеты поставлялись и состояли на вооружении самолетов Су-22.

Индия - ракеты поставлялись и состояли на вооружении по западным данным.

Ирак: - 1982 г. - начало поставок ракет Х-28 в Ирак.

- 1982 г. конец года - первое применение ракет Х-28 в ирано-иракской войне. Ракеты были успешно применены против ЗРК Hawk на дальнось 70 км с самолета Су-22М2 с высоты 7000 м, скорость самолета-носителя 750 км/ч (http://www.acig.org via источник). По западным данным всего Ираку было поставлено около 100 ракет и они успешно использовались до конца войны - т.е. по 1988 г.

- 1989 г. - под названием Nissan-28 ракета показана на выставке иракской военной техники.

Под названием Nissan-28 ракета Х-28 была показана на выставке иракской военной техники после окончания ирано-иракской войны, 1989 г. (http://rbase.new-factoria.ru).

Иракский Су-22УМ3К перелетевший в Иран в феврале 1991 г. В ирано-иракскую войну подобные самолеты применялись против Ирана (http://www.acig.org).

Захваченная иракская ракета Х-28, 2003 г. (фото - US DoD, http://www.softwar.net).

Сирия - по западным данным ракеты Х-28 поставлялись (источник).

Источники:Ангельский Р. "Щукины" дети. // Техника и вооружение. 1998-2001 г.г.Военный паритет. Сайт http://www.militaryparitet.com, 2009 г.Крылатая ракета Х-28. Сайт http://bereznak.dubna.ru, 2013 г.Марковский В., Перов К., Авиационные крылатые ракеты. // Авиация и космонавтика. N 10 / 2005 г.Х-28 (изделие 93 или Д8, AS-9 «Kyle»). Сайт http://sergib.agava.ru, 2012 г.

Kh-28. Сайт http://en.wikipedia.org, 2013 г.

militaryrussia.ru

Противорадиолокационная ракета средней дальности Х-28

]]>]]>Ракета Х-28 (см. ]]>проекции]]>, ]]>компоновочную схему]]>) скомпонована по нормальной аэродинамической схеме. Корпус цилиндрический, переменного по длине диаметра. В носовой части установлен обтекатель ГСH оживальной формы. Крылья трапецевидной в плане формы, с прямыми задними и стреловидными передними кромками (угол стреловидности 75°).

Рулевые поверхности цельноповоротные, горизонтальные поверхности повторяют в плане форму крыла. Вертикальное оперение состоит из двух частей - верхней цельноповоротной рулевой поверхности и нижней складываемой неуправляемой. Привод рулей - электрогидравлический ЭГС-40Л. Электропитание осуществлялось от моноампульной батареи А-221 через преобразователь ПТО-300/500К.

На Х-28 установлен жидкостный реактивный двухкамерный двигатель Р-253-300, разработанный в ОКБ-300 под руководством С.К.Туманского .

Система наведения - пассивная радиолокационная головка самонаведения типа ПРГ-28М. ГСН разработана в ЦКБ-111 (НПО "Автоматика" г.Омск, гл. констуктор Кирчук А.С. ). Ракета может оснащаться тремя типами пассивных радиолокационных ГСH для наведения на наземные и корабельные РЛС, работающих в трех основных диапазонах частот.  Автопилот - АПР-28 разработан в НИИ-923 ( гл. конструктор Антипов Е.Ф.).   

Кинетический нагрев в полете с высокими скоростями (до М = 3) заставил установить на передних кромках крыла и оперения накладки из жаропрочного пресс-материала. Сама конструкция выполнялась преимущественно из теплостойких материалов - сталей ЗОХГСА, ЭИ-65И и специального дюраля Д19. Объемистый носовой обтекатель размером 1250x300 мм изготовлялся из стеклотекстолита по специальным технологиям, сочетающим высокую радиопрозрачность с требуемой прочностью и теплостойкостью. Тем не менее для обеспечения заданной работоспособности первые серии Х-28 приходилось комплектовать тремя разными конусами, рассчитанными на определенный диапазон волн. Позже удалось добиться «просветления» обтекателей и требуемой радиопрозрачности во всем требуемом спектре частот.

Фугасная боевая часть 9А283 массой 155 кг несла 74 кг взрывчатого вещества и была  снабжена контактным электромеханическим взрывателем ЭВМУ-139 и неконтактным взрывателем РОВ-5, обеспечивающим подрыв БЧ в воздухе на высоте, оптимальной для уничтожения РЛС.  Боевая часть монтировалась в корпусе с торца, баки горючего и окислителя не имели межбакового отсека и были выполнены по совмещенной схеме.  Особенностью ракеты стала возможность установки на ней сменной БЧ, в том числе и ядерной (Х-28 должна была «взламывать» ПВО противника, расчищая путь группам ударных самолетов).

Трубопроводы подачи компонентов топлива и арматура пневмосистемы были проложены в коробе (гаргроте). В гаргроте находился также датчик угловых скоростей автопилота, установленный примерно в середине длины ракеты, что позволило свести к минимуму влияние изгибных колебаний на замеряемые угловые отклонения ракеты. Позади баков-отсеков размещались элементы сопряжения с системами носителя и электромеханический преобразователь ПТО-300/500К, за ними — основной блок автопилота АПР-28 и моноампульная батарея А-221. Хвостовую часть ракеты занимали элементы электрогидравлического привода ЭГС-40Л и жидкостный ракетный двигатель Р-253-300. 

Носителями Х-28 стали Су-24иСу-17М (М2, МЗ), причем большие габариты Х-28 потребовали проведения на Су-17 оригинальной доработки: в месте подфюзеляжной подвески ракеты приходилось устанавливать панель с подштамповкой под ее киль, а нижний киль складывался, подобно «большим» ракетам Х-22 и КСР-5. Сама подвеска на самолет пусковой ПУ-28С была нелегким делом - его балка весила 100 кг.

Аппаратура обеспечения и управления ракетного комплекса размещалась на Су-17 в подвесном контейнере (система "Метель-А" и "Метель-АВ", различавшиеся диапазоном), а на Су-24 находилась на борту самолета (система "Филин-Н"). С их помощью ГСН и САУ ракеты готовились к пуску, получая информацию о направлении на РЛС, углах пеленга и тангажа, программировался профиль полета и выхода на цель. Приемной антенной при использовании "Метели" служила ГСН ракеты, "Филин" сам по себе являлся пассивной РАС с оборудованием и антеннами, служившими для обнаружения и пеленгации цели с последующим вводом данных в систему ракет. Автономный поиск и поражение с помощью "Метели" оказался слишком трудной задачей. Прицельный пуск Х-28 мог осуществляться только по РЛС-цели, положение которой было уже установлено, и задача летчика сводилась к выходу в намеченную зону пуска, привязке к ориентирам и после захвата объекта ГСН выполнении пуска.

Значительные массогабаритные характеристики Х-28, в конечном счете, были следствием требований к ней и уровня оборудования того времени: круговое вероятное отклонение достигало 20 м, что требовало мощной БЧ для надежного поражения и без прямого попадания. ЖРД со стартовой тягой более 8000 кгс, обеспечивший высокую скорость и дальность (в эксплуатации, по условиям скорости и высоты пуска, ее ограничили 30 - 35 км, хотя на больших высотах она могла быть значительно больше) принес массу эксплуатационных трудностей. Хранить ракету, снаряженную 235 кг «парящего» окислителя АК-27П (смесью азотной кислоты и закисью азота) и не менее едкого и токсичного топлива ТГ-02, подолгу было нельзя, а после слива баки требовалось тщательно промывать нейтрализующим раствором и просушивать, что требовало спецсредств, сил и времени, и с трудом обеспечивалось даже на стационарных аэродромах, не говоря уже о полевых условиях. Комплект оборудования и проверочной аппаратуры развертывался на специальных площадках подготовки ракет ППР-28, а все работы выполнялись в защитных спецкостюмах.  

rbase.new-factoria.ru

Тактическая противорадиолокационная ракета X-28. - Российская авиация

Тактическая противорадиолокационная ракета X-28 («изделие 93», Д-8).

Разработчик: ОКБ-155-2 (МКБ «Радуга») Страна: СССР Начало разработки: 1963 г. Испытания: 1970-1974 гг. Принятие на вооружение: 1973 г.

Помимо использования средств РЭБ, активных и пассивных (шумовые и ответные радиопомехи, сброс дипольных отражателей и ловушек, постановка ложных целей), наиболее эффективным средством выведения из строя зенитных средств становилось их огневое подавление. Применение обычных средств поражения (бомб, НАР и пушек) превращало ситуацию в дуэльную, причем преимущество оставалось за ЗРК с большей дальностью стрельбы. Однако, использование в комплексах ПВО радиолокационных систем обнаружения и наведения несколько облегчало задачу противоборства, ведь уязвимым местом РАС является возможность обнаружения ее работы и пеленгации источника излучения.

Радикальным средством должно было стать вооружение ударных групп самолетов управляемыми ракетами с противорадиолокационными ГСН.

Разработка противорадиолокационной ракеты Х-28 была начата но Постановлению Совета Министров от 10 января 1963 года. Разработка ракеты велась ОКБ-155-2 (МКБ «Радуга»), главный конструктор — А.Я.Березняк. Систему самонаведения — в омском ЦКБ-111 ГКРЭ, (позднее переименованном в НПО «Автоматика») под руководством А.С.Кирчука. Она обеспечивала пеленгационное наведение в частотных диапазонах А, В и С, охватывая практически все существовавшие и перспективные РЛС ПВО вероятного противника. Автопилот делали в московском НИИ-923, боевую часть, традиционно, в НИИ-6. Согласно Постановлению о проектировании ракеты планировалось вывести комплекс К-28П на совместные летные испытания во 2-3 кварталах 1965 года.

Первоначально предполагалось Х-28 снабдить твердотопливным двигателем. Но уже в конце 1963 года было решено установить ЖРД па базе двигателя, создаваемого в ОКБ С.К.Туманского для ракеты КСР-5. В конце концов, на Х-28 установили жидкостный реактивный двигатель Р-253-300.

Ракета Х-28 имела нормальную самолетную аэродинамическую схему. Длина ее около 6 м, максимальный диаметр фюзеляжа 0,43 м, размах треугольного крыла 1,39 м.Стартовый вес ракеты Х-28 составлял 690 кг. Вес фугасной боевой части 9А283 — 140 кг. Боевая часть была снабжена контактным электромеханическим взрывателем ЭВМУ-132 и неконтактным взрывателем РОВ-5, обеспечивающим подрыв боевой части в воздухе на высоте, оптимальной для уничтожения РЛС. Наведение ракеты на цель осуществлялось с помощью пассивной радиолокационной головки самонаведения типа ПРГ-28М. Ракета может оснащаться тремя типами пассивных радиолокационных ГСH для наведения на наземные и корабельные РЛС, работающих в трех основных диапазонах частот.

Х-28. Схема.

Фугасная боевая часть 9А283 массой 140 кг несла 74 кг взрывчатого вещества и была снабжена контактным электромеханическим взрывателем ЭВМУ-139 и неконтактным взрывателем РОВ-5, обеспечивающим подрыв БЧ в воздухе на высоте, оптимальной для уничтожения РЛС. Боевая часть монтировалась в корпусе с торца, баки горючего и окислителя не имели межбакового отсека и были выполнены по совмещенной схеме. Особенностью ракеты стала возможность установки на ней сменной БЧ, в том числе и ядерной (Х-28 должна была «взламывать» ПВО противника, расчищая путь группам ударных самолетов).

Ракета Х-28 должна была входить в комплекс К-28П в составе фронтового истребителя-бомбардировщика Як-28Н и двух ракет Х-28. Испытания самолета-носителя Як-28Н были начаты в 1966 году, но в серийное производство он запущен не был. К началу 1970-х годов выпуск самолетов Як-28 прекратился, поэтому в качестве носителя Х-28 использовались истребители-бомбардировщики Су-17М (М2, М3) и Су-24.

В 1970 году было выдано тактико-техническое задание на на дооснащение ракетами Х-28 самолетов Су-17 с созданием комплекса вооружений Су-17-28. Почти одновременно предложено и применение ракеты Х-28 на самолетах Су-24. Государственные совместные испытания с самолетом Су-24 проходили с января 1970 года по июль 1974 года (произведено 15 пусков). Ракета принята на вооружение в 1973 году.

Опытный самолет-носитель Як-28Н с ракетами Х-28 под крылом.

Истребитель-бомбардировщик Су-17М, строившийся с 1972 года, мог нести только одну ракету Х-28. Пусковая установка ПУ-28С подвешивалась под фюзеляжем, а контейнер с аппаратурой «Метель-А» для разведки РЛС противника и выработки целеуказания, выдаваемого на бортовую аппаратуру ракеты, устанавливался на пилоне под неподвижной частью крыла.

В 1976 году были завершены испытания Су-24, который мог нести 2 ракеты Х-28. На Су-24 была установлена станция разведки цели и выдачи целеуказания «Филин». Истребитель-бомбардировщик Су-17М был 1-местным, а на Су-24, кроме пилота, находился штурман, способный более качественно оценивать обстановку и принимать решения по применению ракет.

Истребитель-бомбардировщик Су-17М2 с ракетой Х-28.

Ракета Х-28 под Су-17М3.

Подготовка ракеты Х-28 к подвеске под Су-22 ВВС Вьетнама.

Недостатком ракеты Х-28 был жидкостный реактивный двигатель, большой вес и устаревшая система наведения. Значительные массогабаритные характеристики Х-28, в конечном счете, были следствием требований к ней и уровня оборудования того времени: круговое вероятное отклонение достигало 20 м, что требовало мощной БЧ для надежного поражения и без прямого попадания. ЖРД со стартовой тягой более 8000 кгс, обеспечивший высокую скорость и дальность (в эксплуатации, по условиям скорости и высоты пуска, ее ограничили 30 — 35 км, хотя на больших высотах она могла быть значительно больше) принес массу эксплуатационных трудностей. Хранить ракету, снаряженную 235 кг «парящего» окислителя АК-27П (смесью азотной кислоты и закисью азота) и не менее едкого и токсичного топлива ТГ-02, подолгу было нельзя, а после слива баки требовалось тщательно промывать нейтрализующим раствором и просушивать, что требовало спецсредств, сил и времени, и с трудом обеспечивалось даже на стационарных аэродромах, не говоря уже о полевых условиях. Комплект оборудования и проверочной аппаратуры развертывался на специальных площадках подготовки ракет ППР-28, а все работы выполнялись в защитных спецкостюмах.

В настоящее время ракеты Х-28 сняли с вооружения российских ВВС.

Ракета Х-28 экспортировалась в зарубежные страны, cостояла на вооружении ВВС Югославии, Ливии, Ирака и стран — участниц Варшавского договора. Применялась в боевых действиях ВВС Ирака под названием «Nissan-28» в ирано-иракской войне.

Модификации:Х-28 («изделие 93», Д-8) — базовая модель противорадиолокационной ракеты.Х-28Э — эскпортная модификация базовой модели противорадиолокационной ракеты.Х-28М — вариант модернизации ракеты разработки начала 1970-х годов (по др. данным начата в 1967 г.), ракета оснащалась РДТТ. Позже разработка трансформировалась в противорадиолокационную ракету Х-58 («изделие 112», Д-7).

ТТХ:

Длина, мм: 5970 (6040)Максимальный диаметр фюзеляжа, мм: 430Размах крыла, мм: 1930Стартовый вес ракеты, кг: 690 (715)Вес фугасной боевой части 9А283, кг: 140Дальность стрельбы, км:— по проекту: 90-110 (120)— с высоты 5 км: 70— с малых высот: 25-45Скорость полета, м/с: 800Высота применения, м: 200-11000Круговое вероятное отклонение, м: 20Вероятность попадания в цель: 0,8

.

.

Список источников:А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.А.В.Карпенко, С.М.Ганин. Отечественные авиационные тактические ракеты.В.Ю.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-земля».

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Х-28 — Википедия

Х-28 (проект К-29П)
Основные характеристики
Масса снаряженной, кг 715 (690 по проекту и офиц. ТТХ)
Диаметр, мм 450 мм (430 ряд авторов)
Длина, мм 5,97 / 6,04 м
Размах крыла, мм 1,39 м
Дальность пуска макс.:
в передней полусфере, км 45км с высот <1000м / 70км с 5000м (18-120 по официальным ТТХ - с высот 15-16 000м)
Скорость полёта цели, км/ч
Скорость полёта, М до 3,0
Боевая часть 140/155/160 кг (по разным данным) фугасная или ТК 43 (специальная)

Х-28 («изделие Д-8», по классификации МО США и НАТО — AS-9 Kyle, англ. Залив) — советская противорадиолокационная управляемая ракета класса «воздух-поверхность» средней дальности, разработанная в 1960-х годах дубнинским филиалом ОКБ-155-2 (ныне МКБ Радуга) под руководством А.Я. Березняка (постановление СМ СССР от 10 января 1963 г.). По номенклатуре КБ Х-28 именовалась Д8 (изд.93). Принята на вооружение в 1973 году. Носители: Су-17М2/М3 (с контейнером «Метель»), Су-24 (2 ракеты на ПУ-28, штатная станция «Филин»), МиГ-23Б, Су-22. В настоящее время Х-28 снята с вооружения российских ВВС. На смену ей пришли ракеты Х-58, Х-25МП,Х-31П.

Экспортировалась, стояла на вооружении ВВС Югославии, Ливии, Ирака и стран - участниц Варшавского договора. Применялась в боевых действиях ВВС Ирака под названием Nissan-28 (см. фото) в ирано-иракской войне.

Предыстория

К середине 60-х годов оснащение войск радиотехническими средствами (РЛС орудийной наводки и разведки, станции РЭБ, РЛС ПВО), количество ЗРК, ЗСУ и ПЗРК уже не позволяло при прорыве "зонтика" ПВО ограничиться постановкой помех, маневром или обойти его по высоте и дальности (умело спланированная ПВО как раз и должна исключить такую возможность). Три четверти всех самолетов, потерянных США во Вьетнаме, были сбиты пусками ЗУР и огнем зенитной артиллерии с радиолокационной наводкой. В ближневосточных конфликтах этот процент достигал 90%. Для эффективного преодоления ПВО, помимо создания активных и пассивных помех (шумовые и ответные радиопомехи, сброс дипольных отражателей и ловушек, постановка ложных целей), требовалось огневое подавление зенитных средств средствами с большей дальностью, чем бомбы, НАР и авиапушки. Поражение радиолокационных систем обнаружения и наведения резко сокращает эффективность ПВО.

Видео по теме

Разработка

Х-28 создавалась с использованием конструктивных решений ракет большой дальности Х-22 и КСР-5 и является как бы их уменьшенной копией. Разрабатывалась в комплексе К-28П (головной разработчик комплекса - ОКБ-115 А.С.Яковлева) в составе Як-28Н и двух ракет Х-28. Авиационный ракетный комплекс К-28П (П -пассивный, от способа наведения) получил свое наименование по имени носителя. В конце 1964 г. по предложению Минавиапрома принято решение о замене РДТТ на ракете Х-28 на ЖРД (на базе двигателя ОКБ С. К. Туманского для ракеты КСР-5 - Р-253–300) по причинам освоенности технологии и гарантированного достижения дальности 120 км, необходимой для поражения позиций ЗРК "Найк-Геркулес" без входа в их зону поражения.

Замена двигателя отсрочила начало испытаний до 1966 г. По результатам расчетов и продувок при пуске первой ракеты Х-28 и сохранении второй ракеты под другим крылом Як-28Н терял устойчивость по крену из-за недостаточной эффективности элеронов[1]. Опытный самолет Як-28Н был все же построен и использовался для отработки пусков. Аппаратуру станции разведки целей предусматривалось разместить на месте РЛС «Инициатива». Испытания Як-28Н были начаты в 1966 г., в 1967 г. на нем начаты испытания аппаратуры комплекса[2]. Первые пуски ракет Х-28 с борта Як-28Н произведены в 1969 г. Но самолет в серийное производство не был запущен.

К началу 1970-х гг. выпуск Як-28 прекратился, поэтому в 1970 г. выдано тактико-техническое задание на на дооснащение ракетами Х-28 самолетов Су-17 с созданием комплекса вооружений Су-17-28. Решение о создании такого комплекса было принято по инициативе главного конструктора Су-17 Н.Г. Зырина. Предполагалось также использование противорадиолокационного комплекса с ракетами Х-28 и "Метелью" на МиГ-27, однако громоздкое изделие никак не умещалось на подвеске и работы не пошли дальше проектных изысканий. Для отработки средств комплекса ОКБ Сухого использовался Су-7БМ. В декабре 1971 года самолет был доработан с установкой пускового устройства ПУ-28С для подвески ракеты и контейнера со станцией управления "Метель". До января 1972 года на нем выполнялись скоростные рулежки с отрывом носового колеса для уточнения возможности транспортировки крупногабаритной Х-28 под фюзеляжем с проверкой весьма небольших просветов между ракетой и ВПП. Поскольку зазор между нижней частью изделия и землей был крайне невелик, касание полосы ракетой с жидким топливом и окислителем грозило взрывом. Для оценки зазоров в хвостовой части Х-28 установили законцовку из пенопласта, которая при первом же испытании была стесана на 30-40 мм.

Су-17М, строившийся с 1972 г., мог нести только одну ракету Х-28 под фюзеляжем (пусковая установка ПУ-28С, контейнер с аппаратурой "Метель-А" для разведки РЛС противника и выработки целеуказания, устанавливался на пилоне под неподвижной частью крыла). Поэтому почти одновременно предложено и применение ракеты Х-28 на самолетах Су-24. Государственные совместные испытания с самолетом Су-24 проходили с января 1970 г. по июль 1974 г. (произведено 15 пусков). В 1976 г. были завершены испытания Су-24, который мог нести 2 ракеты Х-28. На Су-24 была установлена станция разведки цели и выдачи целеуказания "Филин". Истребитель-бомбардировщик Су-17М был 1-местным, а на Су-24, кроме пилота, находился штурман, способный более качественно оценивать обстановку и принимать решения по применению ракет.

Конструкция

Конструкция ракеты - нормальная аэродинамическая схема с треугольным крылом и цельноповоротным оперением. Корпус цилиндрический, переменного по длине диаметра. В носовой части установлен обтекатель ГСH оживальной формы. Крылья трапецевидной в плане формы, с прямыми задними и стреловидными передними кромками (угол стреловидности 75°). Передний обтекатель с грузовым отсеком имеет хомутно-клиновое быстроразъемное соединение.

При разработке ракеты использовался опыт ОКБ-2-155 в конструировании крылатых ракет большей дальности. Х-28 имела традиционное для этого КБ сочетание ракетных и самолетных технологий: стрингерный фюзеляж, множество эксплуатационных и технологических разъемов и лючков, литое многолонжеронное крыло и крестообразное оперение. По номенклатуре КБ Х-28 именовалась Д8 (изд.93).

Кинетический нагрев в полете с высокими скоростями (до М = 3) заставил установить на передних кромках крыла и оперения накладки из жаропрочного пресс-материала. Сама конструкция выполнялась преимущественно из теплостойких материалов - сталей ЗОХГСА, ЭИ-65И и специального дюраля Д19, обшивка сплав АМГ-6.

Фугасная боевая часть 9А283 массой 155 кг несла 74 кг взрывчатого вещества и была снабжена контактным электромеханическим взрывателем ЭВМУ-139 и неконтактным взрывателем РОВ-5, обеспечивающим подрыв БЧ в воздухе на высоте, оптимальной для уничтожения РЛС.  Боевая часть монтировалась в корпусе с торца, баки горючего и окислителя не имели межбакового отсека и были выполнены по совмещенной схеме.  Особенностью ракеты стала возможность установки на ней сменной БЧ, в том числе и ядерной (Х-28 должна была «взламывать» ПВО противника, расчищая путь группам ударных самолетов).

Трубопроводы подачи компонентов топлива и арматура пневмосистемы были проложены в коробе (гаргроте). В гаргроте находился также датчик угловых скоростей автопилота, установленный примерно в середине длины ракеты, что позволило свести к минимуму влияние изгибных колебаний. Позади баков-отсеков размещались элементы сопряжения с системами носителя и электромеханический преобразователь ПТО-300/500К, за ними — основной блок автопилота АПР-28 и моноампульная батарея А-221. Хвостовую часть ракеты занимали элементы электрогидравлического привода ЭГС-40Л и жидкостный ракетный двигатель Р-253-300. Большие габариты Х-28 потребовали проведения на Су-17 оригинальной доработки: в месте подфюзеляжной подвески ракеты приходилось устанавливать панель с подштамповкой под ее киль, а нижний киль складывался, подобно «большим» ракетам Х-22 и КСР-5.

ГСН ПРГ-28 для ракеты разработали в Омском ЦКБ-111 (позднее НПО "Автоматика") под руководством А.С. Кирчука. Она обеспечивала пеленгационное наведение в частотных диапазонах А, В и С, охватывая практически все существовавшие и перспективные РЛС ПВО вероятность противника. Автопилот АПР-28 разработан в НИИ-923 ( гл. конструктор Антипов Е.Ф.), включал блок пролонгации, продолжавший управлять ракетой в случае пропадания пеленгуемого сигнала до 10 сек (такой режим импульсного излучения мог практиковаться операторами РЛС для срыва захвата) - при этом Х-28 продолжала идти в направлении "замолкшей" цели.

В 1964 г. на Дубнинском машиностроительном заводе начато освоение стеклотекстолитовых обтекателей ракеты Х-28. Первые серии изделий приходилось комплектовать тремя обтекателями, рассчитанными каждый на свой диапазон волн. Проведенные поиски "просветления" обтекателей закончились подбором так называемых "компенсационных решеток", с помощью которых добились значительного улучшения радиотехнических характеристик обтекателей ракеты Х-28, а затем и ракеты Х-22.

Аппаратура обеспечения и управления ракетного комплекса размещалась на Су-17 в подвесном контейнере (система "Метель-А" и "Метель-АВ", различавшиеся диапазоном), а на Су-24 находилась на борту самолета (система "Филин-Н"). С их помощью ГСН и САУ ракеты получали информацию об углах пеленга РЛС и тангажа, программировался профиль полета и выхода на цель. Приемной антенной при использовании "Метели" служила ГСН ракеты, "Филин" сам по себе являлся пассивной РЛС. Автономный поиск и поражение с помощью "Метели" оказался слишком трудной задачей. Прицельный пуск Х-28 мог осуществляться только по цели, положение которой было уже установлено, и задача летчика сводилась к выходу в намеченную зону пуска, привязке к ориентирам и после захвата объекта ГСН выполнении пуска.

Значительные массогабаритные характеристики Х-28 были следствием требований и уровня оборудования того времени: КВО достигало 20 м, что требовало мощной БЧ для надежного поражения и без прямого попадания. ЖРД со стартовой тягой более 8000 кгс, обеспечивший высокую скорость и дальность, принес массу эксплуатационных трудностей: хранить ракету, снаряженную 235 кг «парящего» окислителя АК-27П (смесью азотной кислоты и закисью азота) и не менее едкого и токсичного топлива ТГ-02, подолгу было нельзя, а после слива баки требовалось тщательно промывать нейтрализующим раствором и просушивать, что требовало спецсредств, сил и времени, и с трудом обеспечивалось даже на стационарных аэродромах, не говоря уже о полевых условиях. Комплект оборудования и проверочной аппаратуры развертывался на специальных площадках подготовки ракет ППР-28, а все работы выполнялись в защитных спецкостюмах.

Применение

- 1982 г. конец года - первое применение ракет Х-28 в ирано-иракской войне. Ракеты были успешно применены против ЗРК Hawk на дальнось 70 км с самолета Су-22М2 с высоты 7000 м, скорость самолета-носителя 750 км/ч (http://www.acig.org). По западным данным всего Ираку было поставлено около 100 ракет и они успешно использовались до конца войны - т.е. по 1988 г.

- 1989 г. - под названием Nissan-28 ракета показана на выставке иракской военной техники.

Модификации[3]

Х-28М / Х-24 - твердотопливная. Позже разработка трансформировалась в противорадиолокационную ракету Х-58 (изделие "112" / Д-7)

Х-28Э - экспортная

Примечания

Ссылки

Советские и российские управляемые и неуправляемые авиационные ракеты

Расположение по возрастанию даты разработки. Курсивом выделены экспериментальные (не принятые на вооружение образцы) .

www.wikipedia.green

Х-28 — Википедия

Х-28 (проект К-29П)
Основные характеристики
Масса снаряженной, кг 715 (690 по проекту и офиц. ТТХ)
Диаметр, мм 450 мм (430 ряд авторов)
Длина, мм 5,97 / 6,04 м
Размах крыла, мм 1,39 м
Дальность пуска макс.:
в передней полусфере, км 45км с высот <1000м / 70км с 5000м (18-120 по официальным ТТХ - с высот 15-16 000м)
Скорость полёта цели, км/ч
Скорость полёта, М до 3,0
Боевая часть 140/155/160 кг (по разным данным) фугасная или ТК 43 (специальная)

Х-28 («изделие Д-8», по классификации МО США и НАТО — AS-9 Kyle, англ. Залив) — советская противорадиолокационная управляемая ракета класса «воздух-поверхность» средней дальности, разработанная в 1960-х годах дубнинским филиалом ОКБ-155-2 (ныне МКБ Радуга) под руководством А.Я. Березняка (постановление СМ СССР от 10 января 1963 г.). По номенклатуре КБ Х-28 именовалась Д8 (изд.93). Принята на вооружение в 1973 году. Носители: Су-17М2/М3 (с контейнером «Метель»), Су-24 (2 ракеты на ПУ-28, штатная станция «Филин»), МиГ-23Б, Су-22. В настоящее время Х-28 снята с вооружения российских ВВС. На смену ей пришли ракеты Х-58, Х-25МП,Х-31П.

Экспортировалась, стояла на вооружении ВВС Югославии, Ливии, Ирака и стран - участниц Варшавского договора. Применялась в боевых действиях ВВС Ирака под названием Nissan-28 (см. фото) в ирано-иракской войне.

Предыстория

К середине 60-х годов оснащение войск радиотехническими средствами (РЛС орудийной наводки и разведки, станции РЭБ, РЛС ПВО), количество ЗРК, ЗСУ и ПЗРК уже не позволяло при прорыве "зонтика" ПВО ограничиться постановкой помех, маневром или обойти его по высоте и дальности (умело спланированная ПВО как раз и должна исключить такую возможность). Три четверти всех самолетов, потерянных США во Вьетнаме, были сбиты пусками ЗУР и огнем зенитной артиллерии с радиолокационной наводкой. В ближневосточных конфликтах этот процент достигал 90%. Для эффективного преодоления ПВО, помимо создания активных и пассивных помех (шумовые и ответные радиопомехи, сброс дипольных отражателей и ловушек, постановка ложных целей), требовалось огневое подавление зенитных средств средствами с большей дальностью, чем бомбы, НАР и авиапушки. Поражение радиолокационных систем обнаружения и наведения резко сокращает эффективность ПВО.

Видео по теме

Разработка

Х-28 создавалась с использованием конструктивных решений ракет большой дальности Х-22 и КСР-5 и является как бы их уменьшенной копией. Разрабатывалась в комплексе К-28П (головной разработчик комплекса - ОКБ-115 А.С.Яковлева) в составе Як-28Н и двух ракет Х-28. Авиационный ракетный комплекс К-28П (П -пассивный, от способа наведения) получил свое наименование по имени носителя. В конце 1964 г. по предложению Минавиапрома принято решение о замене РДТТ на ракете Х-28 на ЖРД (на базе двигателя ОКБ С. К. Туманского для ракеты КСР-5 - Р-253–300) по причинам освоенности технологии и гарантированного достижения дальности 120 км, необходимой для поражения позиций ЗРК "Найк-Геркулес" без входа в их зону поражения.

Замена двигателя отсрочила начало испытаний до 1966 г. По результатам расчетов и продувок при пуске первой ракеты Х-28 и сохранении второй ракеты под другим крылом Як-28Н терял устойчивость по крену из-за недостаточной эффективности элеронов[1]. Опытный самолет Як-28Н был все же построен и использовался для отработки пусков. Аппаратуру станции разведки целей предусматривалось разместить на месте РЛС «Инициатива». Испытания Як-28Н были начаты в 1966 г., в 1967 г. на нем начаты испытания аппаратуры комплекса[2]. Первые пуски ракет Х-28 с борта Як-28Н произведены в 1969 г. Но самолет в серийное производство не был запущен.

К началу 1970-х гг. выпуск Як-28 прекратился, поэтому в 1970 г. выдано тактико-техническое задание на на дооснащение ракетами Х-28 самолетов Су-17 с созданием комплекса вооружений Су-17-28. Решение о создании такого комплекса было принято по инициативе главного конструктора Су-17 Н.Г. Зырина. Предполагалось также использование противорадиолокационного комплекса с ракетами Х-28 и "Метелью" на МиГ-27, однако громоздкое изделие никак не умещалось на подвеске и работы не пошли дальше проектных изысканий. Для отработки средств комплекса ОКБ Сухого использовался Су-7БМ. В декабре 1971 года самолет был доработан с установкой пускового устройства ПУ-28С для подвески ракеты и контейнера со станцией управления "Метель". До января 1972 года на нем выполнялись скоростные рулежки с отрывом носового колеса для уточнения возможности транспортировки крупногабаритной Х-28 под фюзеляжем с проверкой весьма небольших просветов между ракетой и ВПП. Поскольку зазор между нижней частью изделия и землей был крайне невелик, касание полосы ракетой с жидким топливом и окислителем грозило взрывом. Для оценки зазоров в хвостовой части Х-28 установили законцовку из пенопласта, которая при первом же испытании была стесана на 30-40 мм.

Су-17М, строившийся с 1972 г., мог нести только одну ракету Х-28 под фюзеляжем (пусковая установка ПУ-28С, контейнер с аппаратурой "Метель-А" для разведки РЛС противника и выработки целеуказания, устанавливался на пилоне под неподвижной частью крыла). Поэтому почти одновременно предложено и применение ракеты Х-28 на самолетах Су-24. Государственные совместные испытания с самолетом Су-24 проходили с января 1970 г. по июль 1974 г. (произведено 15 пусков). В 1976 г. были завершены испытания Су-24, который мог нести 2 ракеты Х-28. На Су-24 была установлена станция разведки цели и выдачи целеуказания "Филин". Истребитель-бомбардировщик Су-17М был 1-местным, а на Су-24, кроме пилота, находился штурман, способный более качественно оценивать обстановку и принимать решения по применению ракет.

Конструкция

Конструкция ракеты - нормальная аэродинамическая схема с треугольным крылом и цельноповоротным оперением. Корпус цилиндрический, переменного по длине диаметра. В носовой части установлен обтекатель ГСH оживальной формы. Крылья трапецевидной в плане формы, с прямыми задними и стреловидными передними кромками (угол стреловидности 75°). Передний обтекатель с грузовым отсеком имеет хомутно-клиновое быстроразъемное соединение.

При разработке ракеты использовался опыт ОКБ-2-155 в конструировании крылатых ракет большей дальности. Х-28 имела традиционное для этого КБ сочетание ракетных и самолетных технологий: стрингерный фюзеляж, множество эксплуатационных и технологических разъемов и лючков, литое многолонжеронное крыло и крестообразное оперение. По номенклатуре КБ Х-28 именовалась Д8 (изд.93).

Кинетический нагрев в полете с высокими скоростями (до М = 3) заставил установить на передних кромках крыла и оперения накладки из жаропрочного пресс-материала. Сама конструкция выполнялась преимущественно из теплостойких материалов - сталей ЗОХГСА, ЭИ-65И и специального дюраля Д19, обшивка сплав АМГ-6.

Фугасная боевая часть 9А283 массой 155 кг несла 74 кг взрывчатого вещества и была снабжена контактным электромеханическим взрывателем ЭВМУ-139 и неконтактным взрывателем РОВ-5, обеспечивающим подрыв БЧ в воздухе на высоте, оптимальной для уничтожения РЛС.  Боевая часть монтировалась в корпусе с торца, баки горючего и окислителя не имели межбакового отсека и были выполнены по совмещенной схеме.  Особенностью ракеты стала возможность установки на ней сменной БЧ, в том числе и ядерной (Х-28 должна была «взламывать» ПВО противника, расчищая путь группам ударных самолетов).

Трубопроводы подачи компонентов топлива и арматура пневмосистемы были проложены в коробе (гаргроте). В гаргроте находился также датчик угловых скоростей автопилота, установленный примерно в середине длины ракеты, что позволило свести к минимуму влияние изгибных колебаний. Позади баков-отсеков размещались элементы сопряжения с системами носителя и электромеханический преобразователь ПТО-300/500К, за ними — основной блок автопилота АПР-28 и моноампульная батарея А-221. Хвостовую часть ракеты занимали элементы электрогидравлического привода ЭГС-40Л и жидкостный ракетный двигатель Р-253-300. Большие габариты Х-28 потребовали проведения на Су-17 оригинальной доработки: в месте подфюзеляжной подвески ракеты приходилось устанавливать панель с подштамповкой под ее киль, а нижний киль складывался, подобно «большим» ракетам Х-22 и КСР-5.

ГСН ПРГ-28 для ракеты разработали в Омском ЦКБ-111 (позднее НПО "Автоматика") под руководством А.С. Кирчука. Она обеспечивала пеленгационное наведение в частотных диапазонах А, В и С, охватывая практически все существовавшие и перспективные РЛС ПВО вероятность противника. Автопилот АПР-28 разработан в НИИ-923 ( гл. конструктор Антипов Е.Ф.), включал блок пролонгации, продолжавший управлять ракетой в случае пропадания пеленгуемого сигнала до 10 сек (такой режим импульсного излучения мог практиковаться операторами РЛС для срыва захвата) - при этом Х-28 продолжала идти в направлении "замолкшей" цели.

В 1964 г. на Дубнинском машиностроительном заводе начато освоение стеклотекстолитовых обтекателей ракеты Х-28. Первые серии изделий приходилось комплектовать тремя обтекателями, рассчитанными каждый на свой диапазон волн. Проведенные поиски "просветления" обтекателей закончились подбором так называемых "компенсационных решеток", с помощью которых добились значительного улучшения радиотехнических характеристик обтекателей ракеты Х-28, а затем и ракеты Х-22.

Аппаратура обеспечения и управления ракетного комплекса размещалась на Су-17 в подвесном контейнере (система "Метель-А" и "Метель-АВ", различавшиеся диапазоном), а на Су-24 находилась на борту самолета (система "Филин-Н"). С их помощью ГСН и САУ ракеты получали информацию об углах пеленга РЛС и тангажа, программировался профиль полета и выхода на цель. Приемной антенной при использовании "Метели" служила ГСН ракеты, "Филин" сам по себе являлся пассивной РЛС. Автономный поиск и поражение с помощью "Метели" оказался слишком трудной задачей. Прицельный пуск Х-28 мог осуществляться только по цели, положение которой было уже установлено, и задача летчика сводилась к выходу в намеченную зону пуска, привязке к ориентирам и после захвата объекта ГСН выполнении пуска.

Значительные массогабаритные характеристики Х-28 были следствием требований и уровня оборудования того времени: КВО достигало 20 м, что требовало мощной БЧ для надежного поражения и без прямого попадания. ЖРД со стартовой тягой более 8000 кгс, обеспечивший высокую скорость и дальность, принес массу эксплуатационных трудностей: хранить ракету, снаряженную 235 кг «парящего» окислителя АК-27П (смесью азотной кислоты и закисью азота) и не менее едкого и токсичного топлива ТГ-02, подолгу было нельзя, а после слива баки требовалось тщательно промывать нейтрализующим раствором и просушивать, что требовало спецсредств, сил и времени, и с трудом обеспечивалось даже на стационарных аэродромах, не говоря уже о полевых условиях. Комплект оборудования и проверочной аппаратуры развертывался на специальных площадках подготовки ракет ППР-28, а все работы выполнялись в защитных спецкостюмах.

Применение

- 1982 г. конец года - первое применение ракет Х-28 в ирано-иракской войне. Ракеты были успешно применены против ЗРК Hawk на дальнось 70 км с самолета Су-22М2 с высоты 7000 м, скорость самолета-носителя 750 км/ч (http://www.acig.org). По западным данным всего Ираку было поставлено около 100 ракет и они успешно использовались до конца войны - т.е. по 1988 г.

- 1989 г. - под названием Nissan-28 ракета показана на выставке иракской военной техники.

Модификации[3]

Х-28М / Х-24 - твердотопливная. Позже разработка трансформировалась в противорадиолокационную ракету Х-58 (изделие "112" / Д-7)

Х-28Э - экспортная

Примечания

Ссылки

Советские и российские управляемые и неуправляемые авиационные ракеты

Расположение по возрастанию даты разработки. Курсивом выделены экспериментальные (не принятые на вооружение образцы) .

wikipedia.green

Х-28 — Википедия. Что такое Х-28

Статья из Википедии — свободной энциклопедии

Х-28 (проект К-29П)
Основные характеристики
Масса снаряженной, кг 715 (690 по проекту и офиц. ТТХ)
Диаметр, мм 450 мм (430 ряд авторов)
Длина, мм 5,97 / 6,04 м
Размах крыла, мм 1,39 м
Дальность пуска макс.:
в передней полусфере, км 45км с высот <1000м / 70км с 5000м (18-120 по официальным ТТХ - с высот 15-16 000м)
Скорость полёта цели, км/ч
Скорость полёта, М до 3,0
Боевая часть 140/155/160 кг (по разным данным) фугасная или ТК 43 (специальная)

Х-28 («изделие Д-8», по классификации МО США и НАТО — AS-9 Kyle, англ. Залив) — советская противорадиолокационная управляемая ракета класса «воздух-поверхность» средней дальности, разработанная в 1960-х годах дубнинским филиалом ОКБ-155-2 (ныне МКБ Радуга) под руководством А.Я. Березняка (постановление СМ СССР от 10 января 1963 г.). По номенклатуре КБ Х-28 именовалась Д8 (изд.93). Принята на вооружение в 1973 году. Носители: Су-17М2/М3 (с контейнером «Метель»), Су-24 (2 ракеты на ПУ-28, штатная станция «Филин»), МиГ-23Б, Су-22. В настоящее время Х-28 снята с вооружения российских ВВС. На смену ей пришли ракеты Х-58, Х-25МП,Х-31П.

Экспортировалась, стояла на вооружении ВВС Югославии, Ливии, Ирака и стран - участниц Варшавского договора. Применялась в боевых действиях ВВС Ирака под названием Nissan-28 (см. фото) в ирано-иракской войне.

Предыстория

К середине 60-х годов оснащение войск радиотехническими средствами (РЛС орудийной наводки и разведки, станции РЭБ, РЛС ПВО), количество ЗРК, ЗСУ и ПЗРК уже не позволяло при прорыве "зонтика" ПВО ограничиться постановкой помех, маневром или обойти его по высоте и дальности (умело спланированная ПВО как раз и должна исключить такую возможность). Три четверти всех самолетов, потерянных США во Вьетнаме, были сбиты пусками ЗУР и огнем зенитной артиллерии с радиолокационной наводкой. В ближневосточных конфликтах этот процент достигал 90%. Для эффективного преодоления ПВО, помимо создания активных и пассивных помех (шумовые и ответные радиопомехи, сброс дипольных отражателей и ловушек, постановка ложных целей), требовалось огневое подавление зенитных средств средствами с большей дальностью, чем бомбы, НАР и авиапушки. Поражение радиолокационных систем обнаружения и наведения резко сокращает эффективность ПВО.

Разработка

Х-28 создавалась с использованием конструктивных решений ракет большой дальности Х-22 и КСР-5 и является как бы их уменьшенной копией. Разрабатывалась в комплексе К-28П (головной разработчик комплекса - ОКБ-115 А.С.Яковлева) в составе Як-28Н и двух ракет Х-28. Авиационный ракетный комплекс К-28П (П -пассивный, от способа наведения) получил свое наименование по имени носителя. В конце 1964 г. по предложению Минавиапрома принято решение о замене РДТТ на ракете Х-28 на ЖРД (на базе двигателя ОКБ С. К. Туманского для ракеты КСР-5 - Р-253–300) по причинам освоенности технологии и гарантированного достижения дальности 120 км, необходимой для поражения позиций ЗРК "Найк-Геркулес" без входа в их зону поражения.

Замена двигателя отсрочила начало испытаний до 1966 г. По результатам расчетов и продувок при пуске первой ракеты Х-28 и сохранении второй ракеты под другим крылом Як-28Н терял устойчивость по крену из-за недостаточной эффективности элеронов[1]. Опытный самолет Як-28Н был все же построен и использовался для отработки пусков. Аппаратуру станции разведки целей предусматривалось разместить на месте РЛС «Инициатива». Испытания Як-28Н были начаты в 1966 г., в 1967 г. на нем начаты испытания аппаратуры комплекса[2]. Первые пуски ракет Х-28 с борта Як-28Н произведены в 1969 г. Но самолет в серийное производство не был запущен.

К началу 1970-х гг. выпуск Як-28 прекратился, поэтому в 1970 г. выдано тактико-техническое задание на на дооснащение ракетами Х-28 самолетов Су-17 с созданием комплекса вооружений Су-17-28. Решение о создании такого комплекса было принято по инициативе главного конструктора Су-17 Н.Г. Зырина. Предполагалось также использование противорадиолокационного комплекса с ракетами Х-28 и "Метелью" на МиГ-27, однако громоздкое изделие никак не умещалось на подвеске и работы не пошли дальше проектных изысканий. Для отработки средств комплекса ОКБ Сухого использовался Су-7БМ. В декабре 1971 года самолет был доработан с установкой пускового устройства ПУ-28С для подвески ракеты и контейнера со станцией управления "Метель". До января 1972 года на нем выполнялись скоростные рулежки с отрывом носового колеса для уточнения возможности транспортировки крупногабаритной Х-28 под фюзеляжем с проверкой весьма небольших просветов между ракетой и ВПП. Поскольку зазор между нижней частью изделия и землей был крайне невелик, касание полосы ракетой с жидким топливом и окислителем грозило взрывом. Для оценки зазоров в хвостовой части Х-28 установили законцовку из пенопласта, которая при первом же испытании была стесана на 30-40 мм.

Су-17М, строившийся с 1972 г., мог нести только одну ракету Х-28 под фюзеляжем (пусковая установка ПУ-28С, контейнер с аппаратурой "Метель-А" для разведки РЛС противника и выработки целеуказания, устанавливался на пилоне под неподвижной частью крыла). Поэтому почти одновременно предложено и применение ракеты Х-28 на самолетах Су-24. Государственные совместные испытания с самолетом Су-24 проходили с января 1970 г. по июль 1974 г. (произведено 15 пусков). В 1976 г. были завершены испытания Су-24, который мог нести 2 ракеты Х-28. На Су-24 была установлена станция разведки цели и выдачи целеуказания "Филин". Истребитель-бомбардировщик Су-17М был 1-местным, а на Су-24, кроме пилота, находился штурман, способный более качественно оценивать обстановку и принимать решения по применению ракет.

Конструкция

Конструкция ракеты - нормальная аэродинамическая схема с треугольным крылом и цельноповоротным оперением. Корпус цилиндрический, переменного по длине диаметра. В носовой части установлен обтекатель ГСH оживальной формы. Крылья трапецевидной в плане формы, с прямыми задними и стреловидными передними кромками (угол стреловидности 75°). Передний обтекатель с грузовым отсеком имеет хомутно-клиновое быстроразъемное соединение.

При разработке ракеты использовался опыт ОКБ-2-155 в конструировании крылатых ракет большей дальности. Х-28 имела традиционное для этого КБ сочетание ракетных и самолетных технологий: стрингерный фюзеляж, множество эксплуатационных и технологических разъемов и лючков, литое многолонжеронное крыло и крестообразное оперение. По номенклатуре КБ Х-28 именовалась Д8 (изд.93).

Кинетический нагрев в полете с высокими скоростями (до М = 3) заставил установить на передних кромках крыла и оперения накладки из жаропрочного пресс-материала. Сама конструкция выполнялась преимущественно из теплостойких материалов - сталей ЗОХГСА, ЭИ-65И и специального дюраля Д19, обшивка сплав АМГ-6.

Фугасная боевая часть 9А283 массой 155 кг несла 74 кг взрывчатого вещества и была снабжена контактным электромеханическим взрывателем ЭВМУ-139 и неконтактным взрывателем РОВ-5, обеспечивающим подрыв БЧ в воздухе на высоте, оптимальной для уничтожения РЛС.  Боевая часть монтировалась в корпусе с торца, баки горючего и окислителя не имели межбакового отсека и были выполнены по совмещенной схеме.  Особенностью ракеты стала возможность установки на ней сменной БЧ, в том числе и ядерной (Х-28 должна была «взламывать» ПВО противника, расчищая путь группам ударных самолетов).

Трубопроводы подачи компонентов топлива и арматура пневмосистемы были проложены в коробе (гаргроте). В гаргроте находился также датчик угловых скоростей автопилота, установленный примерно в середине длины ракеты, что позволило свести к минимуму влияние изгибных колебаний. Позади баков-отсеков размещались элементы сопряжения с системами носителя и электромеханический преобразователь ПТО-300/500К, за ними — основной блок автопилота АПР-28 и моноампульная батарея А-221. Хвостовую часть ракеты занимали элементы электрогидравлического привода ЭГС-40Л и жидкостный ракетный двигатель Р-253-300. Большие габариты Х-28 потребовали проведения на Су-17 оригинальной доработки: в месте подфюзеляжной подвески ракеты приходилось устанавливать панель с подштамповкой под ее киль, а нижний киль складывался, подобно «большим» ракетам Х-22 и КСР-5.

ГСН ПРГ-28 для ракеты разработали в Омском ЦКБ-111 (позднее НПО "Автоматика") под руководством А.С. Кирчука. Она обеспечивала пеленгационное наведение в частотных диапазонах А, В и С, охватывая практически все существовавшие и перспективные РЛС ПВО вероятность противника. Автопилот АПР-28 разработан в НИИ-923 ( гл. конструктор Антипов Е.Ф.), включал блок пролонгации, продолжавший управлять ракетой в случае пропадания пеленгуемого сигнала до 10 сек (такой режим импульсного излучения мог практиковаться операторами РЛС для срыва захвата) - при этом Х-28 продолжала идти в направлении "замолкшей" цели.

В 1964 г. на Дубнинском машиностроительном заводе начато освоение стеклотекстолитовых обтекателей ракеты Х-28. Первые серии изделий приходилось комплектовать тремя обтекателями, рассчитанными каждый на свой диапазон волн. Проведенные поиски "просветления" обтекателей закончились подбором так называемых "компенсационных решеток", с помощью которых добились значительного улучшения радиотехнических характеристик обтекателей ракеты Х-28, а затем и ракеты Х-22.

Аппаратура обеспечения и управления ракетного комплекса размещалась на Су-17 в подвесном контейнере (система "Метель-А" и "Метель-АВ", различавшиеся диапазоном), а на Су-24 находилась на борту самолета (система "Филин-Н"). С их помощью ГСН и САУ ракеты получали информацию об углах пеленга РЛС и тангажа, программировался профиль полета и выхода на цель. Приемной антенной при использовании "Метели" служила ГСН ракеты, "Филин" сам по себе являлся пассивной РЛС. Автономный поиск и поражение с помощью "Метели" оказался слишком трудной задачей. Прицельный пуск Х-28 мог осуществляться только по цели, положение которой было уже установлено, и задача летчика сводилась к выходу в намеченную зону пуска, привязке к ориентирам и после захвата объекта ГСН выполнении пуска.

Значительные массогабаритные характеристики Х-28 были следствием требований и уровня оборудования того времени: КВО достигало 20 м, что требовало мощной БЧ для надежного поражения и без прямого попадания. ЖРД со стартовой тягой более 8000 кгс, обеспечивший высокую скорость и дальность, принес массу эксплуатационных трудностей: хранить ракету, снаряженную 235 кг «парящего» окислителя АК-27П (смесью азотной кислоты и закисью азота) и не менее едкого и токсичного топлива ТГ-02, подолгу было нельзя, а после слива баки требовалось тщательно промывать нейтрализующим раствором и просушивать, что требовало спецсредств, сил и времени, и с трудом обеспечивалось даже на стационарных аэродромах, не говоря уже о полевых условиях. Комплект оборудования и проверочной аппаратуры развертывался на специальных площадках подготовки ракет ППР-28, а все работы выполнялись в защитных спецкостюмах.

Применение

- 1982 г. конец года - первое применение ракет Х-28 в ирано-иракской войне. Ракеты были успешно применены против ЗРК Hawk на дальнось 70 км с самолета Су-22М2 с высоты 7000 м, скорость самолета-носителя 750 км/ч (http://www.acig.org). По западным данным всего Ираку было поставлено около 100 ракет и они успешно использовались до конца войны - т.е. по 1988 г.

- 1989 г. - под названием Nissan-28 ракета показана на выставке иракской военной техники.

Модификации[3]

Х-28М / Х-24 - твердотопливная. Позже разработка трансформировалась в противорадиолокационную ракету Х-58 (изделие "112" / Д-7)

Х-28Э - экспортная

Примечания

Ссылки

Советские и российские управляемые и неуправляемые авиационные ракеты

Расположение по возрастанию даты разработки. Курсивом выделены экспериментальные (не принятые на вооружение образцы) .

wiki.sc

Х-28 Википедия

Х-28 (проект К-29П)
Основные характеристики
Масса снаряженной, кг 715 (690 по проекту и офиц. ТТХ)
Диаметр, мм 450 мм (430 ряд авторов)
Длина, мм 5,97 / 6,04 м
Размах крыла, мм 1,39 м
Дальность пуска макс.:
в передней полусфере, км 45км с высот <1000м / 70км с 5000м (18-120 по официальным ТТХ - с высот 15-16 000м)
Скорость полёта цели, км/ч
Скорость полёта, М до 3,0
Боевая часть 140/155/160 кг (по разным данным) фугасная или ТК 43 (специальная)

Х-28 («изделие Д-8», по классификации МО США и НАТО — AS-9 Kyle, англ. Залив) — советская противорадиолокационная управляемая ракета класса «воздух-поверхность» средней дальности, разработанная в 1960-х годах дубнинским филиалом ОКБ-155-2 (ныне МКБ Радуга) под руководством А.Я. Березняка (постановление СМ СССР от 10 января 1963 г.). По номенклатуре КБ Х-28 именовалась Д8 (изд.93). Принята на вооружение в 1973 году. Носители: Су-17М2/М3 (с контейнером «Метель»), Су-24 (2 ракеты на ПУ-28, штатная станция «Филин»), МиГ-23Б, Су-22. В настоящее время Х-28 снята с вооружения российских ВВС. На смену ей пришли ракеты Х-58, Х-25МП,Х-31П.

Экспортировалась, стояла на вооружении ВВС Югославии, Ливии, Ирака и стран - участниц Варшавского договора. Применялась в боевых действиях ВВС Ирака под названием Nissan-28 (см. фото) в ирано-иракской войне.

Предыстория[ | код]

К середине 60-х годов оснащение войск радиотехническими средствами (РЛС орудийной наводки и разведки, станции РЭБ, РЛС ПВО), количество ЗРК, ЗСУ и ПЗРК уже не позволяло при прорыве "зонтика" ПВО ограничиться постановкой помех, маневром или обойти его по высоте и дальности (умело спланированная ПВО как раз и должна исключить такую возможность). Три четверти всех самолетов, потерянных США во Вьетнаме, были сбиты пусками ЗУР и огнем зенитной артиллерии с радиолокационной наводкой. В ближневосточных конфликтах этот процент достигал 90%. Для эффективного преодоления ПВО, помимо создания активных и пассивных помех (шумовые и ответные радиопомехи, сброс дипольных отражателей и ловушек, постановка ложных целей), требовалось огневое подавление зенитных средств средствами с большей дальностью, чем бомбы, НАР и авиапушки. Поражение радиолокационных систем обнаружения и наведения резко сокращает эффективность ПВО.

Разработка[ | код]

Х-28 создавалась с использованием конструктивных решений ракет большой дальности Х-22 и КСР-5 и является как бы их уменьшенной копией. Разрабатывалась в комплексе К-28П (головной разработчик комплекса - ОКБ-115 А.С.Яковлева) в составе Як-28Н и двух ракет Х-28. Авиационный ракетный комплекс К-28П (П -пассивный, от способа наведения) получил свое наименование по имени носителя. В конце 1964 г. по предложению Минавиапрома принято решение о замене РДТТ на ракете Х-28 на ЖРД (на базе двигателя ОКБ С. К. Туманского для ракеты КСР-5 - Р-253–300) по причинам освоенности технологии и гарантированного достижения дальности 120 км, необходимой для поражения позиций ЗРК "Найк-Геркулес" без входа в их зону поражения.

Замена двигателя отсрочила начало испытаний до 1966 г. По результатам расчетов и продувок при пуске первой ракеты Х-28 и сохранении второй ракеты под другим крылом Як-28Н терял устойчивость по крену из-за недостаточной эффективности элеронов[1]. Опытный самолет Як-28Н был все же построен и использовался для отработки пусков. Аппаратуру станции разведки целей предусматривалось разместить на месте РЛС «Инициатива». Испытания Як-28Н были начаты в 1966 г., в 1967 г. на нем начаты испытания аппаратуры комплекса[2]. Первые пуски ракет Х-28 с борта Як-28Н произведены в 1969 г. Но самолет в серийное производство не был запущен.

К началу 1970-х гг. выпуск Як-28 прекратился, поэтому в 1970 г. выдано тактико-техническое задание на на дооснащение ракетами Х-28 самолетов Су-17 с созданием комплекса вооружений Су-17-28. Решение о создании такого комплекса было принято по инициативе главного конструктора Су-17 Н.Г. Зырина. Предполагалось также использование противорадиолокационного комплекса с ракетами Х-28 и "Метелью" на МиГ-27, однако громоздкое изделие никак не умещалось на подвеске и работы не пошли дальше про

ru-wiki.ru