Новые украинские катера "Гюрза-М" оказались бесполезны без противовеса. Гюрза м катер


Что значат катера «Гюрза-М» для ВМС Украины

Нашумевшая новость последней недели о возможном использовании украинских речных артиллерийских катеров для атаки на корабли Черноморского флота России заставила снова вспомнить о существовании Военно-морских сил Украины. Как и аналогичные новости об «успехах» в строительстве вооруженных сил Украины данная новость вызвала ожидаемую реакцию: «всплеск патриотизма» в украинских новостных лентах, и ироничные шутки в российских.

А теперь давайте попробуем более трезво разобраться в ситуации и оценить на что реально способны имеющиеся новейшие катера ВМСУ.

Опасен ли укус «Гюрзы»?

Начнем с того, что артиллерийский катер проекта 58155 «Гюрза-М» предназначен для несения патрульной службы и борьбы с контрабандистами, уничтожения легко бронированных объектов на берегу. Зоной действия катеров этого проекта являются реки, озера и лишь частично прибрежная часть морей.

Для подобных задач катер имеет подходящие характеристики. Компактные размеры: 20 метров в длину, почти 4 в ширину и осадка 0.7 метра. Довольно высокая скорость, до 27 узлов. Бронирование, защищающее от осколков и пуль калибра 7.62 мм. Имеется возможность десантировать группу из 6-8 человек с вооружением. Катер вооружен двумя дистанционно управляемыми боевыми модулями «Катран-М» состоящий из 30-мм автоматической пушки, и 2-х ПТУР «Барьер», с дальностью стрельбы до 5-ти километров.

Перебросив в Азовское море несколько таких катеров, и действуя из Мариуполя, командованию ВМСУ можно было организовать серьезную блокаду побережья, контролируемое ДНР в районе Новоазовска и попутно организовывать там диверсионные вылазки.

Вместо этого, все четыре имеющихся катера базируются в Одессе и готовятся… атаковать корабли российского Черноморского флота в открытом море!Место предполагаемых столкновений бравые украинские флотоводцы тоже не скрывают — в районе Одесского газового месторождения (также известного как Крымское), права на добычу в котором Украина оспаривает у России.

Одесское газовое месторождение.

Катера «Гюрза-М» смогут атаковать только при условиях почти полного штиля и только корабль, который не сможет оказать сильного сопротивления, например, на гражданский корабль-снабженец буровых платформ, или патрулирующий в этом районе корабль Береговой охраны России.

Российские «змееловы»

А теперь посмотрим, с кем придётся столкнуться новоявленной «волчьей стае» в случае, если украинские власти захотят проверить на прочность морские силы РФ.На сентябрь 2017 года, Черное море охраняется 16 пограничными сторожевыми кораблями и 37 пограничными сторожевыми катерами Береговой охраны России.

Пограничный сторожевой корабль «Жемчуг» Береговой охраны России.

Наименее подготовленным к встрече с четырьмя катерами, в плане вооруженности, может оказаться новейший ПСКР проекта 22460, каковых на Черном море шесть. Предназначенный для охраны 200-мильной экономической зоны России от нарушителей границ, корабль, на первый взгляд, вооружен не так грозно: одна 30-мм автоматическая пушка АК-630 и два пулемета «Корд».

Однако орудие АК-630 не имеет ничего общего с сухопутными пушками на украинских катерах. Шестиствольное морское орудие имеет темп стрельбы в 5 тысяч выстрелов и дальностью в 5 километров! Попадание очереди снарядов из такой пушки гарантированно выведет из строя весь атакующий катер, если не потопит его совсем.

ПСКР проекта 10410Б «Краснодарец» Береговой охраны России.

Еще менее приятным окажется встреча со сторожевиком проекта 10410Б, у которого пушек АК-630 стоит уже две, а также сам развивает скорость в 32 узла.

А в случае заблаговременного прикрытия района ударными кораблями Черноморского флота, то исход встречи заранее предрешен, и закончится для украинской «стаи» печально.

Малый ракетный корабль Черноморского флота «Мираж».

Малый ракетный корабль проекта 12341, помимо оружия главного калибра, которое будет избыточно, имеет 76-мм орудие АК-176 дальностью стрельбы в 16 километров, и ЗРК «Оса-М» с дальностью стрельбы по надводным целям в 15 километров. Имея превосходство в скорости (скорость у МРК доходит до 34 узлов) эти корабли уже доказывали свою эффективность в борьбе с малыми надводными целями в ходе Пятидневной войны в августе 2008 года.

Ракетный корабль на воздушной подушке «Бора» Черноморского флота.

Еще быстрее дело закончится, если на сцену выйдет РКВП проекта 1239. Благодаря своей огромной скорости (почти 53 узла!) корабли «Бора» или «Самум» могут уничтожить все корабли, которые не только будут атаковать их самих, но и те, что находиться на отдалении до 250 километров.

СКР «Сметливый» Черноморского Флота.

СКР «Пытливый» Черноморского Флота.

Уже принимавшие участие в прикрытии буровых платформ сторожевые корабли «Сметливый» и «Пытливый» вполне смогут успешно отбиться не только от атаки артиллерийских катеров, но и всего нынешнего боевого состава ВМС Украины!

Многоцелевой истребитель Су-30СМ Морской Авиации Черноморского флота.

Наконец, вся кардебаталия может быстро закончиться с прилетом пары многоцелевых истребителей Су-30СМ, чьи способности по уничтожению малоразмерных кораблей уже показали на канале «Звезда».

Видео с прошедших учении Морской Авиации Черноморского флота:

Чья возьмет?

То, что ВМС Украины не имеют никакой возможности причинить вред Черноморскому флоту не понеся больших потерь, украинские адмиралы прекрасно понимают. Но ожидать крупной провокации, с целью очередной раз выставить Россию агрессором, вполне стоит. Для этой самоубийственной цели подойдут и речные артиллерийские катера, и старые корыта времен «кровавой москальской оккупации». Другие способы снова втянуть Россию в прямой военный конфликт на Украине на данный момент закончились.

/Александр Фомичёв/

army-news.ru

Новые украинские катера "Гюрза-М" оказались бесполезны без противовеса

Новейшие украинские бронекатера "Гюрза-М" оказались практически бесполезны для использования по предназначению, то есть несению боевой вахты на реках, озерах, а также в прибрежной морской зоне. Дело в том, что пушки катера не могут вести эффективный огонь без использования противовеса для улучшения устойчивости и стабилизации боевого модуля.

Данный недостаток всплыл после внимательного просмотра видео Минобороны Украины, в котором показан малый бронированный артиллерийский катер "Лубны", прибывший в декабре прошлого года в Одессу. Там запланировано проведение завершающих этапов заводских ходовых испытаний перед принятием катеров в состав надводных сил ВМФ Украины. В завершении ролика в кадр невольно попадает "элемент заявленной системы стабилизации" - не менее ста килограммов противовеса, которые находятся внутри боевого модуля КАУ-30М, пишет Диана Михайлова.

В Сети ноу-хау украинских оружейников подвергли жесткой критике. Пользователь под ником Igor_More написал, что размещение "кирпича" в башне бронекатера для противовеса грозит отрывом "возбудителя от остающегося спокойным носителя".

"Лучшим подтверждением "физики процесса" стала бы демонстрация результатов стрельб на волне, хотя бы в пару баллов. Пока же извините, от "кирпича" впечатление скороспелого паллиатива, приемлемого возможно на речке, максимум тыхэньком заливчике", - написал пользователь EDU (орфография и пунктуация автора сохранены - "РГ").

Как здесь не вспомнить новейший украинский танк Т-84 "Оплот", который занял последнее место на танковом биатлоне НАТО Strong Europe Tank Challenge 2018. В ходе прохождения дисциплины "танковый взвод в наступлении" военные ВСУ не смогли поразить мишени. Из 500 возможных очков команда Украины набрала только 208. Кстати, в прошлом году украинские танкисты на советских Т-64БВ набрали 329 баллов.

rg.ru

Проект бронекатера «Гюрза» » Военное обозрение

Российские и украинские верфи имеют многолетний опыт проектных работ, строительства и модернизации речных боевых кораблей различных классов и размеров. С начала двадцатого века на них построено несколько сотен таких кораблей - в том числе канонерские лодки, артиллерийские бронекатера, тральщики и другие. Адаптировали их к боевым действиям на великих русских реках, каналах, внутренних больших озерах и мелководных районах моря, как, например, Финский залив - акватория усеяна тысячами мелких островов и скал. Все эти корабли успешно сдали экзамен в реальных боевых действиях в ходе первой мировой, гражданской войнах, локальных конфликтах на Дальнем Востоке и во второй мировой войне. Компактный и универсальный дизайн в сочетании с мощным вооружением чрезвычайно эффективны при развертывании собственной армии, в частности, на основных направлениях атак, таких как во время маньчжурской операции в августе 1945 года.

Богатые традиции

В послевоенный период на территории Украины многие суда были построены на двух верфях – в Николаеве и Керчи. После 1967 года обе верфи сделали несколько серий, в общей сложности 120 бронированных катеров проекта 1204 «Шмель». Изначально эти катера были вооружены одной 76-мм короткой танковой пушкой, установленной в башне от танка ПТ-76, и двумя 14,5-мм пулеметами 2M6, расположенными внутри одной башни. Все катера проекта «Шмель» составили костяк пограничных войск КГБ СССР в 70-80-х годах и использовались на Дунае, Амударье, Амуре, Уссури и других реках. В настоящее время небольшое количество этих катеров составляют парк российских и украинских пограничников. Распад СССР и роспуск Варшавского договора в начале 90-х годов вызвали приостановку всех серьезных концептуальных работ на современных речных судах во главе с морским конструкторским бюро в Санкт-Петербурге.

После провозглашения независимости Украины все бывшие советские верфи и компании оборонно-промышленного комплекса были переданы новому правительству в Киеве. Крупнейший научно-исследовательский и проектный центр расположен в Николаеве. В настоящее время он известен под названием SRDSC (State Research&Design Shipbuilding Centre, Казенное предприятие «Исследовательско-проектный центр кораблестроения») и работает на многих верфях, в частности, в Николаеве, Киеве, Очакове, Севастополе, Феодосии и Керчи. С 1992 года SRDSC подготовлено много проектов высокотехнологичных военных кораблей, включая эсминцы, фрегаты, корветы, катера пограничных войск и т.д. Большинство этих проектов так и остались проектами из-за хронической нехватки средств в Украине. Предприятием было построено только относительно небольшое количество очень мелких суден для отечественной и зарубежной береговой охраны.

Несколько проектов SRDSC были представлены на выставке оборонной промышленности в 1997 году в городе Кельце.

Позже SRDSC представил два проекта мелких катеров, первый модернизированный, а второй совершенно новый.

Первый проект, названный "Кайман 50", представлял собой усовершенствованный вариант проекта 1204M. Данный катер приводится в движение двумя новыми дизельными двигателями, вооружен двумя бронированными башнями БМП: на носу машины - БМП-3, а в кормовой части - БМП-2.

Второй проект имеет название "Гюрза" (Desert Viper). Это катер нового поколения, он оснащен современными элементами технологии стелс. Основу его вооружения также составляют башни: от БМП-2 на носу и на корме от БТР-70/80.

По имеющимся данным, наибольший интерес к покупке катеров этих двух проектов проявляет правительство Узбекистана, которое стремится к укреплению охраны государственных границ. Первоначально предусматривалась закупка узбекским МО в первую очередь до 10-15 катеров Кайман проекта 50, в целях укрепления сил, действующих на реках Амударья и Сырдарья, а также в акватории Аральского моря в глубине страны. Нехватка бюджетных ресурсов в Узбекистане привела к значительному сдвигу сроков начала реализации этой амбициозной программы.

Только после событий 11 сентября 2001 года военно-политическая ситуация изменилась коренным образом. Узбекистан стал членом серьезной антитеррористической коалиции в центрально-азиатском регионе. Правительство в Ташкенте в 2001-2002 годах получило от США финансовую поддержку на общую сумму $ 215 миллионов. Какая-то часть этой суммы была потрачена на приобретение современных речных катеров, в данном случае двух бронированных артиллерийских катеров проекта Гюрза, которые были предназначены для защиты узбекско-афганской границы.

Контракт между правительством Узбекистана и верфью ОАО «Ленинская кузня» (г.Киев) был подписан 29 июня 2003 года. В конце октября 2004 года первые 2 катера на борту транспортного самолета Ан-124 Руслан были отправлены в Узбекистан.

В конце ноября 2004 года оба катера были испытаны и введены в эксплуатацию узбекской пограничной флотилии, с номерами 01 и 02. В настоящее время оба катера находятся в термезском речном порту на Амударье и выполняют задачи по противодействию незаконной миграции, контрабанде и пр.

Катер "Гюрза" имеет весьма пологую современную наружную архитектуру, с использованием элементов технологии стелс, таких как сильный наклон надстройки и стен с обеих сторон, в поперечном сечении корпуса катер имеет форму плоского шестиугольника. Это дает значительное снижение радиолокационной отражательной способности. В целях уменьшения фонового тепла выхлопные газы двигателя выводятся ниже ватерлинии. Весь корпус был разделен на шесть водонепроницаемых отсеков.

Внутри надстройки в виде усеченной восьмиугольной пирамиды расположена большая рубка с 13 иллюминаторами, изготовленными из пуленепробиваемого стекла, и оборудованная всеми необходимыми средствами навигации и связи. Конструкция катера выполнена из нескольких основных материалов, в том числе:• судовая сталь: днище катера, транец, переборки и частично оба борта,• многослойные, композиционные стали и алюминиевая броня, которые охватывают все стены надстройки и по бортам на высоте боевого и машинного отделений (она защищает только от 7,62 х 54R мм),• стальные бронированные башни,• легкий алюминиевый сплав, из которого изготовлены мачты и мелкие предметы оборудования на борту.

Катер "Гюрза" имеет высокую степень автоматизации основных систем корпуса. Эти системы включают мониторинг водонепроницаемости переборок и наличие забортной воды в каждом отсеке, автономную систему противопожарной защиты и внутреннюю сеть телевидения (CCTV). Также важную роль играет фильтрующая система вентиляции, которая позволяет производить операции в районах, зараженных химическим оружием. Внутри носовой части корпуса находятся каюты для всего экипажа, в том числе отдельная каюта для командира.

Катер работает от двух судовых дизельных двигателей украинского производства модели 459K (это морская версия двигателя танка 6ТД, используемого на Т-80УД), развивающих мощность 735 кВт каждый. Оба двигателя 459K являются дистанционно управляемыми непосредственно из рулевой рубки.

Максимальная скорость катера достигает 28 узлов (52 км/ч), но его мгновенная скорость может быть достигать 30 узлов (55 км/ч) в спокойной воде.

Внутренние топливные баки вмещают около 5 000 кг дизельного топлива, позволяющего катеру ходить на расстоянии до 540 миль (1 000 км) на экономичной скорости в 11 узлов (20 км/ч). Автономное плавание катера составляет 5-7 дней в зависимости от топливной нагрузки, наличия воды, пищи и т.д.

Вооружение

Вооружение «Гюрзы» типично для всех российских речных катеров – стандартный набор оружия, в том числе башни от БМП, разработанные в 1970-1980 годы. Это делает возможным полную совместимость с сухопутными войсками, в первую очередь с точки зрения поставок боеприпасов, запасных частей и ремонтных услуг. На баке немного перестроенная башня БМП-2, оснащенная тремя стандартными моделями оружия. Она имеет только одного члена экипажа – наводчика, а вместо сиденья командира дополнительное пространство для блока управления огнем. Главное оружие катера - автоматическая пушка 2А42 калибра 30 мм (Д 95), стабилизированная в двух плоскостях, стреляющая двумя типами боеприпасов: BT и осколочно-фугасными. Максимально эффективная горизонтальная дальность обоих типов выстрелов составляет 2 000 и 4 000 м. Огонь из пушки 2А42 может вестись также по различным целям дозвуковых летательных аппаратов, в связи с большим углом подъема ствола - до 74 градусов, а также высоким темпом стрельбы - до 550 выс./мин.

Кроме того, на башне катера установлены 120-мм противотанковые управляемые ракеты Фагот, предназначенные для поражения сильно бронированных машин - в основном танков, или бетонных укреплений. А также спаренный с пушкой 2А42 пулемет ПКТ калибра 7,62 мм. Управление вооружением осуществляется электроприводами. Боекомплект составляет 600 выстрелов калибра 30 мм для 2А42, четыре тысячи патронов калибра 7,62 мм для ПКТ и не менее четырех противотанковых управляемых ракет.

На кормовой части палубы, прямо на транце, изолированное место для небольшой башни, которая обычно устанавливается на корпус колесных БТР-70. Это одноместная электроуправляемая башня, оснащенная двумя пулеметами типа КПВТ калибра 14,5 мм и ПКТ калибра 7,62 мм. Боекомплект составляет 1 000 выстрелов калибра 14,5 мм и 4 000 патронов калибра 7,62 мм.

Каждый член экипажа, как правило, вооружен легким личным оружием, в основном автоматом Калашникова АК-74 калибра 5,45 мм. Кроме того, на катерах возможно использование и других моделей стрелкового оружия, таких как противотанковых гранатометов РПГ-7, средств ПВО Стрела 2/Игла, автоматических гранатометов АГС 17 и т.д.

Катер оборудован очень современным набором электроники, предназначенным для обнаружения, подавления и уничтожения бронетехники, самолетов и катеров. Пассивная система WRE состоит из нескольких дымовых гранатометов и лазерных детекторов. Установленная на крыше надстройки современная оптико-электронная головка оснащена типичными для катеров датчиками, включая дневную ТВ камеру, инфракрасную камеру и лазерный дальномер. Экипаж отдельного также располагает богатым набором устройств внешней связи, которые полностью совместимы с аналогичными устройствами армий стран СНГ. Этот набор включает в себя четыре общих радиостанции, работающие в полосе HF (3 - 30 МГц) и UHF (300 - 3 000 МГц). Они используются для постоянной двусторонней связи с наземными центрами операций или тактической военной группой разного уровня - от батальона, полка и т.д.

В связи с очень небольшой осадкой - всего 90 см – катера «Гюрза» могут швартоваться непосредственно на берегу реки, где они легко могут быть замаскированы с помощью нескольких портативных материалов, таких как ветки деревьев, листьев, камыша и т. д.

Одна легко можно заметить ошибки в строительстве этих судов. Это, конечно, слишком маленькая высота и основные линии огня двух основных калибров 30 и 14,5 мм, что может привести к поражению своими пулями бортового оборудования передней и задней части корпуса.

Основные характеристики проекта артиллерийского бронекатера «Гюрза»Стандартное водоизмещение - 30 000 кгНормальное водоизмещение -34 000 кгПолное водоизмещение - 38 000 кгОбщая длина - 20,7 мДлина по ватерлинии -19,30 мОбщая ширина - 4,85 мОсадка стандартная - 0,84 мОсадка полная - 0,88 мВысота (до верхней части мачты) - 6,02 мГлавный двигатель - 2 6-цилиндровых дизельных двигателя 459K, общей мощностью 1470 кВтДвигатель вспомогательный - дизель-генератор мощностью 17,4 кВтМаксимальная мгновенная скорость 30 узлов (55 км/ч)Максимальная скорость - 28 узлов (52 км/ч)Экономическая скорость - 11 узлов (20 км/ч)Дальность плавания 216 миль на скорости 28 узлов (400 км)400 миль при 11 узлах (740 км)Дизельное топливо (нормальный запас) 4 000 кгБроневая защита – обе башни 7-33 мм стальная броня, 5-10 мм сталь-алюминиевые композитные материалы (надстройка и частично борта)Экипаж - один офицер и пять матросов

topwar.ru

ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА, ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОРУЖИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА (ОВТ)ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН

09.11.2015Военно-морские силы получат два новых малых бронированных артиллерийских катера «Гюрза-М», оснащенных оборудованием по стандартам НАТО, заявила в четверг пресс-служба Минобороны Украины. По данным оборонного ведомства, начальник Генштаба — главнокомандующий вооруженных сил Украины генерал армии Виктор Муженко проверил ход строительства малых бронированных артиллерийских катеров «Гюрза-М» на ПАО «Завод «Ленинская кузница».Он отметил, что у ВМС Украины есть перспективы развития в вопросе оснащения современными техническими средствами. «Вскоре мы увидим совсем другие Военно-морские силы, как в плане обучения, так и их вооружение», — заявил Муженко. Командующий ВМС Украины вице-адмирал Сергей Гайдук сообщил, что катер «Гюрза-М» будет оснащен современным оборудованием, которое будет соответствовать европейским стандартам и стандартам НАТО. «Эти катера будут использоваться как на речных участках, так и на морских акваториях», — сказал он. По данным Минобороны, экипажи «Гюрзы» прошли на предприятии соответствующую техническую подготовку. Военные моряки ознакомились с особенностями бронекатера и правилами эксплуатации. Планируется, что два малых бронированных артиллерийских катера «Гюрза-М» будут спущены на воду в ближайшее время.РИА «Новости» – Украина

12.11.201511 ноября 2015 года в Киеве на заводе «Ленинская Кузницы» были спущены на воду два малых боевых корабля (речных артиллерийских бронекатеров) проекта 58155 для ВМС Украины.

СПУЩЕН НА ВОДУ ПЕРВЫЙ УКРАИНСКИЙ БРОНЕКАТЕР ТИПА «ГЮРЗА-М»04.02.2016Как сообщается, в Одессе начаты заводские ходовые испытания головного из двух строившихся для ВМС Украины малых артиллерийских бронированных катеров проекта 58155 («Гюрза-М») – катера БК-01 (заводской номер 01023, предполагаемое название «Білгород-Дністровський»).Закладка двух первых предназначенных для ВМС Украины малых бронированных артиллерийских катеров проекта 58155 (»Гюрза-М») была произведена на ПАО «Завод «Ленинская кузница» в Киеве 25 октября 2012 года. Катера предназначались для решения задач в бассейне реки Дунай и в прибрежной зоне Черного и Азовского морей и должны были составить основу специального речного дивизиона Западной военно-морской базы (Одесса) ВМС Украины, сформированного в январе 2013 года. Согласно первоначальным планам министерства обороны Украины (МОУ), до 2017 года намечалось построить для ВМС Украины девять катеров типа «Гюрза-М».Хотя оба бронекатера должны были быть сданы ВМСУ к концу 2013 года, однако из-за недостаточного финансирования и низкого качества работы завода «Ленинская кузница» их строительство значительно затянулось, а в декабре 2013 года МОУ вообще расторгло контракт с «Ленинской кузницей», планируя передать постройку этих катеров на другое предприятие.Строительство обеих бронекатеров было возобновлено осенью 2014 года уже в качестве «чрезвычайного военного заказа», дополнительным фактором в пользу их достройки стала принадлежность завода «Ленинская кузница» коммерческим структурам, контролируемым новым президентом Украины Петром Порошенко.Спуск на воду обеих бронекатеров БК-01 (заводской номер 01023) и БК-02 (заводской номер 01024, предполагаемое название «Аккерман») был осуществлен в Киеве в ноябре 2015 года, после чего оба катера были переправлены в Одессу для доукомплектования и проведения испытаний. Ожидается, что оба катера будут сданы ВМСУ в течении 2016 года.http://bmpd.livejournal.com

13.03.2016Министерство обороны Украины планирует закупить 20 новых патрульных катеров для береговой охраны, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на shephardmedia.com (11 марта).Катера, имеющие обозначение «Гюрза-М», будут построены на верфи «Ленинская кузница» (Киев), предназначены для защиты морских портов, рек и территориальных вод. Длина 23,7 м, скорость до 25 узлов, максимальная дальность хода 700 морских миль, вооружение состоит из дистанционного модуля «Катран» с 30 мм пушкой и стрелкового оружия.В настоящее время украинский флот имеет на вооружении два таких катера, полученных в ноябре 2015 года. Сообщается, что дополнительно могут быть закуплены скоростные ракетные катера типа «Лань». Правительство также планирует финансирование разработки десантного катера типа «Кентавр».Аннексия Россией украинского полуострова Крым привело к значительному сокращению судов и катеров береговой охраны Украины (ряд судов были захвачены Россией). Это привело к тому, что правительство вынуждено направлять серьезные средства для создания и закупки кораблей и катеров для восполнения потерь.В ноябре прошлого года появились сообщения, что ВМС Украины (Ukrainian Navy) и погранслужба (State Border Service) могут быть объединены в один род войск – Государственную пограничную/морскую охранную службу (State Border Guard Service).Военный Паритет

08.04.20167 апреля 2016 года на ПАО «Завод «Ленинская кузница» в Киеве состоялась церемония закладки для ВМС Украины еще четырех малых бронированных артиллерийских катеров проекта 58155 (шифр «Гюрза-М») с заводскими номерами с 01028 по 01031.Напомним, что ранее ПАО «Завод «Ленинская кузница» построило для ВМС Украины два первых бронекатера проекта 58155 с заводскими номерами 01023 (БК-01, предполагаемое название «Білгород-Дністровський») и 01024 (БК-02, предполагаемое название «Аккерман»), заложенных еще 25 октября 2012 года. Оба катера были спущены на воду в ноябре 2015 года и с начала февраля 2016 года по настоящее время проходят испытания, базируясь на Одессу.http://bmpd.livejournal.com

03.06.2016Как сообщил пресс-центр командования ВМС Украины, два построенных для ВМС Украины малых бронированных артиллерийских катера проекта проекта 58155 («Гюрза-М») 2 июня 2016 года «в ходе испытаний в районе Одесского залива впервые осуществили совместное плавание. Во время выхода в море в составе тактической группы катеров проверена работа систем и механизмов в штормовых условиях. Материальная часть работала в штатном режиме».Указывается, что «как планируется, в ближайшее время малые бронированные артиллерийские катера войдут в состав ВМС Украины».Судя по сопровождающим это сообщение фотографиям, оба бронекатера проекта 58155 в настоящее время уже практически укомплектованы штатным оборудованием и получили бортовые номера ВМС Украины U 174 (предположительно, катер БК-01 с заводским номером 01023, предполагаемое название «Білгород-Дністровський») и U 175 (предположительно, катер БК-02 с заводским номером 01024, предполагаемое название «Аккерман»).http://bmpd.livejournal.com

03.07.2016Как сообщил одесский веб-ресурс «Думская.net», новейшие бронекатера «Гюрза-М» пока не принимают в состав ВМС Украины из-за недоработок.Два новейших бронекатера «Гюрза-М», которые почти 8 месяцев проходят испытания на одесском судоремонтном заводе, получат названия, но не будут приняты в состав флота в День ВМСУ [3 июля], сообщают источники «Думской».Катера уже сегодня [2 июля] стояли на 19 причале морского вокзала, но таблички с их названиями закрыты куском материи. По нашим данным, бронекатер U-174 будет называться «Бердянск», а U-175 — «Аккерман».К сожалению, в ходе испытаний и стрельб были выявлены многочисленные недоработки в конструкции бронекатеров, поэтому флот не может принять их в эксплуатацию в таком виде. Сейчас испытания приостановлены для устранения просчетов.Напомним, еще четыре бронекатера проекта 58155 для Военно-морских сил Украины торжественно заложили на столичном заводе «Ленинская кузница» в апреле этого года.Официально именные названия кораблям присвоят в День ВМСУ, 3 июля, при участии Президента Украины.http://bmpd.livejournal.com

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ УКРАИНЫ08.11.2016Как сообщает одесское интернет-издание «Думская», 5 ноября 2016 года два новейших катера типа «Гюрза-М» — «Аккерман» и «Бердянск»- вышли в море на испытания. Как сообщили в командовании ВМСУ, катера успешно прошли заводские испытания, и сегодня вышли на государственные- то есть приступили к военной приемке флота.Сформирована государственная комиссия, которая будет подтверждать результаты испытаний. Напомним, катера построены на киевском заводе «Ленинская кузница». Две «Гюрзы» были спущены на воду почти год назад, после чего прибыли в Одессу.Заводские ходовые испытания начались 4 февраля 2016 года и в настоящий момент подтверждены все заявленные характеристики. На заводе «Ленинская кузница» в настоящий момент строятся еще 4 таких же катера.

08.12.20166 декабря 2016 года в день вооруженных сил Украины в Одессе состоялась церемония подъема флагов ВМС Украины на завершивших государственные испытания малых бронированных артиллерийских катерах U 174 «Аккерман» и U 175 «Бердянск» проекта 58155, построенных на ПАО «Завод «Ленинская кузница» в Киеве.В приветственной речи командующий ВМС Украины вице-адмирал Игорь Воронченко поздравил всех с праздником и поблагодарил заводчан за хорошо сделанную работу. Комфлота отметил, что эти катера являются первенцами больших преобразований.«В настоящий момент катера прошли полный цикл государственных испытаний и подтвердили все заявленные характеристики. Все конструктивные изменения и доработки будут учтены при постройке следующих катеров этой серии»,- отметил адмирал.http://bmpd.livejournal.com

26.06.2017Как сообщают украинские СМИ, 22 июня 2017 года на ЧАО «Завод «Кузница на Рыбальском» (до марта 2017 года – судостроительный завод «Ленинская кузница») в Киеве состоялся спуск на воду третьего по счету предназначенного для ВМС Украины малого бронированного артиллерийского катера проекта 58155 (шифр «Гюрза-М»). Катер с заводским номером 01028 получил бортовой номер U 179, название пока что не присвоено.Это первый из четырех бронекатеров проекта 58155 второй серии, заложенных 7 апреля 2016 года на заводе «Ленинская кузница» в Киеве для ВМС Украины (с заводскими номерами с 01028 по 01031).Напомним, что ранее завод «Ленинская кузница» построил для ВМС Украины два первых бронекатера проекта 58155 – U 174 «Аккерман» (БК-02, заводской номер 01023) и U 175 «Бердяньск» (БК-01, заводской номер 01024), заложенных еще 25 октября 2012 года. Оба этих катера были спущены на воду 11 ноября 2015 года, начали испытания в феврале 2016 года и были введены в строй ВМС Украины 6 декабря 2016 года.http://bmpd.livejournal.com

01.07.2017Как сообщают украинские СМИ, 29 июня 2017 года на ЧАО «Завод «Кузница на Рыбальском» (до марта 2017 года – судостроительный завод «Ленинская кузница») в Киеве состоялся спуск на воду четвертого по счету предназначенного для ВМС Украины малого бронированного артиллерийского катера проекта 58155 (шифр «Гюрза-М»). Катер получил бортовой номер U 178, название пока что не присвоено. «Крестной матерью» катера при спуске стала народная артистска Украины певица Руслана.Напомним, что 22 июня 2017 года там же был спущен на воду третий бронекатер проекта 58155, с бортовым номером U 179.Это первые два из четырех бронекатеров проекта 58155 второй серии, заложенных 7 апреля 2016 года на заводе «Ленинская кузница» в Киеве для ВМС Украины (с заводскими номерами с 01028 по 01031). Два других катера с бортовыми номерами U 176 и U 177 также находятся в высокой степени готовности и будут спущены в ближайшее время.http://bmpd.livejournal.com

11.09.2017Пресс-служба ВМС ВСУ сообщает, что в Одессу прибыли два вновь построенных малых бронированных артиллерийских катера пр. 58155 «Гюрза-М», спущенные на воду в июне с.г. на ПАО «Кузница на Рыбальском», с номерами U-176 (зав. номер 01025) и U-179 (зав. номер 01028). Цена каждого катера – около 325 млн. грн.Плавание прошло по графику, поставленные задачи выполнены, узлы и механизмы в норме. Катера пройдут испытания, после чего их включат в состав Военно-морских сил.https://bmpd.livejournal.com

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ УКРАИНЫ18.10.2017Вторая пара артиллерийских бронекатеров типа «Гюрза-М», построенных на заводе «Кузница на Рыбальском» для ВМС Украины, начали выходить в Одесский залив на испытания. Об этом сообщает портал Думская.По информации пресс-центра ВМС Украины, бронекатера «Вышгород» и «Никополь» совершили групповой выход в море вместе с судном управления «Балта» и первой парой катеров того же класса «Аккерман» и «Бердянск», которые приняли на вооружение в декабре 2016 года.Четверка катеров совместно маневрировала в Одесском заливе. Как заявили в пресс-службе украинского флота, испытательный выход способствовал обучению экипажей новых боевых единиц под руководством более опытных товарищей с «Аккермана» и «Бердянска». Всего украинские военные планировали до 2017 года получить девять катеров типа «Гюрза-М», но из-за недостатка финансирования их строительство отменили в конце 2013 года и возобновили лишь осенью 2014 года. Спуск первых двух бронекатеров на воду состоялся в ноябре 2015 года, после чего их отправили на доукомплектование в Одессу. На ходовые испытания они вышли в июне 2016 года.http://flotprom.ru

07.12.2017Как сообщил одесский веб-ресурс Думская.net , 5 декабря 2017 года на Одесском морском вокзале состоялась церемония присвоения названий построенным для ВМС Украины новым четырем малым бронированным артиллерийским катерам проекта 58155 (шифр «Гюрза-М»). Четыре новых бронекатера получили названия в честь малых городов Украины – «Вышгород», «Кременчуг», «Лубны» и «Никополь», дополнив два первых переданных украинскому флоту в 2016 году два первых катера этого проекта «Аккерман» и «Бердянск».По словам командующего ВМС Украины вице-адмирала Игоря Воронченко, «государственные испытания катеров вышли на финишную прямую, и в ближайшее время они официально войдут в боевой состав флота».Далее веб-ресурс Думская.net сообщил, что сразу после присвоения имен четырем новым катерам «Гюрза-М» проекта 58155, все шесть «москитов» украинского флота вышли на тактические учения в Одесский залив.В маневрах принимал участие флагман ВМСУ — фрегат «Гетман Сагайдачный».Ордер катеров отрабатывал навыки движения в строю и атаки на корабли противника. Перестроения проходили на большой скорости, но молодые командиры МБАКов справились.Учениями руководил с борта «Сагайдачного» командующий ВМС Украины вице-адмирал Игорь Воронченко.http://bmpd.livejournal.com/

РЕЧНОЙ БРОНЕКАТЕР ПРОЕКТА 58155 «ГЮРЗА-М»Бронекатер проекта 58155 («Гюрза-М») разработан украинским предприятием «Казенный исследовательско-проектный центр кораблестроения» (Николаев) и является дальнейшим развитием катеров проекта 58150 («Гюрза»), две единицы которых были построены «Ленинской кузницей» в 2004 году для пограничной службы Узбекистана.«Гюрза-М» крупнее своего прототипа, и имеет полное водоизмещение 50,7 тонн, длину 23 метра, ширину 4,8 метра и осадку 1 метр.Максимальная скорость хода «Гюрзы-М» до 28 узлов, дальность плавания экономическим ходом — 700 миль, автономность — пять суток .Экипаж — пять человек. Катер предназначен для выполнения задач в море и на реке.Вооружение катера составляют два дистанционно управляемых морских боевых модуля БМ-5М.01 «Катран-М» производства ГП «Николаевский ремонтно-механический завод», представляющих собой вариант боевого модуля БМ-3 «Штурм» для бронетехники.Каждый модуль «Катран-М» включает 30-мм автоматическую пушку ЗТМ1, 30-мм автоматический гранатомет и 7,62-мм пулемет КТ, а также две ПТУР «Барьер» с лазерной системой наведения. Катер оснащен оптико-электронной системой управления огнем и имеет также комплект переносного ЗРК.Как утверждают разработчики, «Гюрза-М» малозаметна для радиолокационных и инфракрасных средств (т.н. «стелс-технология»).Первые два катера «Гюрза-М» для одесского дивизиона были заложены в октябре 2012 года. Планировалось, что их включат в состав соединения до конца 2013 года, а в следующем году формирование дивизиона будет завершено.Киевский судостроительный завод «Ленинская кузница» осенью 2014 года возобновляет строительство двух бронекатеров проекта 58155 («Гюрза-М») для речного дивизиона украинских Военно-морских сил, временно базирующегося на Одессу. Предприятие готово построить в сжатые сроки не менее 5 единиц.Киевский завод «Ленинская кузница» до конца 2015 года построит для Военно-морских сил Украины два артиллерийских катера класса «Гюрза», об этом сообщил в ноябре 2014 года командующий украинскими ВМС вице-адмирал Сергей Гайдук. Контракт между министерством обороны Украины и заводом «Ленинская кузница» о строительстве двух артиллерийских катеров класса «Гюрза» был подписан в октябре 2014 года.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение – 50,7 тонн;Длина – 23 м;Ширина – 4,8 м;Осадка – 1,0 м;Силовая установка – два дизельных двигателя «САТ 3406Е» компании «Caterpillar» общей мощностью 2000 л. с.;Максимальная скорость хода – 28 узлов;Экономичная скорость хода – 11 узлов;Дальность плавания – 700 миль;Автономность – 5 суток;Экипаж – 5 человек;

ВООРУЖЕНИЕ:

2 х дистанционно управляемых морских боевых модуля БМ-5М.01 «Катран-М» в составе:- 30-мм автоматическую пушку ЗТМ1- 30-мм автоматический гранатомет- 7,62-мм пулемет КТ- 2 х ПТУР «Барьер» с лазерной системой наведенияПЗРКОптико-электронная система управления огнем

Источники: bmpd.livejournal.com, dumskaya.net, korabley.net, РИА «Новости» и др.

РЕЧНОЙ БРОНЕКАТЕР ПРОЕКТА 58150 «ГЮРЗА» (УКРАИНА)ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ УКРАИНЫ

bastion-opk.ru

«Гюрза-М» поползет к Мариуполю

Киев спешит бронекатерами усилить свою противодесантную оборону в Азовском море. Военно-морские силы Украины (ВМСУ) рассчитывают на скорое и долгожданное пополнение. По словам их командующего вице-адмирала Сергея Гайдука, до конца нынешнего года в боевой состав украинского флота войдут два малых бронированных артиллерийских катера «Гюрза-М», которые достраиваются на киевском заводе «Ленинская кузница». Гайдук пояснил, что готовность катеров составляет порядка 80 процентов и есть большая уверенность, что до 2016 года удастся завершить государственные испытания новых боевых единиц.

Это заявление адмирала может показаться странноватым, если вспомнить, что обе «Гюрзы-М» строятся третий год. А вскоре после закладки все работы на них были прекращены потому, что, как официально было объявлено в Киеве, «государственную комиссию не удовлетворило качество работы предприятия. Кроме того, возникли проблемы с технической документацией на вооружение».

Тут, правда, возможны варианты. Не исключено, что на самом деле особых технических проблем с бронекатерами не было. Просто они стали жертвами дворцовых интриг в Киеве. Ведь «Ленинская кузница» входит в украинскую финансово-промышленную группу «Укрпроминвест». Владеет ею нынешний президент Украины Петр Порошенко. В 2013 году он ушел в жесткую оппозицию своему предшественнику Виктору Януковичу. За что и был наказан вполне «по понятиям».

Общая стоимость этого заказа на «Ленинской кузнице» в ценах 2012 года составляла порядка 120-130 миллионов гривен. И Министерство обороны Украины отказалось их класть в бездонный порошенковский карман. Теперь, когда ситуация зеркально переменилась и именно Порошенко взгромоздился в президентское кресло, финансирование волшебным образом немедленно возобновили.

Но даже если так и было, если дело действительно не в технических проблемах, а в обычных политических интригах, что за пополнение и для чего скоро получат ВМСУ?

Изначально бронекатера проекта 58155 «Гюрза-М» Киев собирался строить для дивизиона малых речных кораблей, входившего в состав Западной военно-морской базы и дислоцированного в Одессе. Учитывая малую осадку (всего 1 метр) плавать «змеям», которых собирались построить аж девять единиц, предстояло в бассейне реки Дунай и в прибрежных водах Черного моря.

Боевые задачи они способны выполнять весьма скромные. То есть – практически те же, что и морские пограничники. Потому что такие катера для серьезного боя не предназначены. Экипаж – всего пять человек. Лишь противопульное бронирование. Вооружение: 30-миллиметровая автоматическая пушка, 30-миллиметровый автоматический гранатомет, пулемет калибра 7,62 миллиметра и ПТУР «Барьер» с лазерной системой наведения. Все вместе - дистанционно управляемый морской боевой модуль БМ-5М.01 «Катран-М» производства ГП «Николаевский ремонтно-механический завод».

На самом деле это морской вариант боевого модуля БМ-3 «Штурм», который давно стоит на украинских БМП и новых бронетранспортерах. Но так ли грозен на поле боя БТР? Или даже пара БТРов, если учесть что на каждой «Гюрзе-М» будет по два «Катрана»?

Мало того. Есть сведения, что в целях экономии средств на строящихся бронекатерах украинцам пришлось отказаться от стелс-технологий, которые должны были обеспечить малозаметность. Хотя проектом все это было предусмотрено.

Словом, для отлова румынских или венгерских контрабандистов на Дунае того, что, наверное, получится у «Ленинской кузницы», будет и достаточно. Можно даже «Гюрзой-М» разогнать вооруженную банду, если таковую внезапно обнаружат на берегу. Однако у Военно-Морских сил Украины все же должны быть иные задачи. Почему же так ждут новые катера в штабе ВМСУ?

Во-первых, потому, что до сей поры за два с половиной десятилетия «незалежности» на Украине не удосужились построить и такой мелочевки. Появление у причалов хотя бы одной «Гюрзы-М» можно объявить гигантской «перемогой» отечественного кораблестроения и свидетельством скорого возвращения Украины в ряды океанских держав.

Тут, впрочем, возможны робкие возражения. В действительности первую пару бронекатеров «Гюрза» на «Ленинской кузнице» уже давно построили. В 2004 году их продали Узбекистану для охраны границы с Афганистаном по реке Аму-Дарья в составе Термезской речной флотилии пограничных войск. Но ведь не сделало это Узбекистан не только океанской, но даже и морской державой?

Впрочем, не будем слишком придирчивы. Если обещание вице-адмирала Гайдука к 2016 году сбудется, у киевских военных и промышленников появится повод отчитаться перед президентом Порошенко, который месяц назад заявил: «Подобно тому, как мы за год с нуля создали боеспособную армию на суше, мы способны повторить подобное чудо и на море».

Ну-ну, ждем этого чуда. Дождемся ли?

Хотя от «Гюрзы-М» до боеспособного флота – как на веслах в Америку. Но не может же быть, чтобы бронекатера нужны были украинским военным лишь в духоподъемных целях? Для чего же еще?

Рискну предположить, что в Одессе они не задержатся. Единственное разумное применение этих боевых единиц в теперешних условиях - противодесантная оборона побережья в Азовском море. Конкретнее – в районе Мариуполя.

Сообщения, которые в последние месяцы приходят с линии противостояния украинской армии и ополченцев Донбасса, свидетельствуют, что в случае начала серьезных боевых действий, основная борьба, скорее всего, развернется за этот крупный город-порт с почти полумиллионным населением. Ведь потеря контроля над Мариуполем может стать для Киева смертельной в экономическом отношении - другого полноценного порта в Азовском море у Украины нет.

Однако взять Мариуполь штурмом с суши практически нереально. Все же это далеко не донецкий аэропорт, за который ополченцам пришлось биться месяцами. Куда реальней просто перерезать пути снабжения города и гарнизона. Проще всего это сделать десантом с моря. Где-нибудь в районе Бердянска, близ которого проходит шоссе на Мелитополь и Запорожье.

Складывается впечатление, что такой вариант всерьез рассматривается обеими сторонами. В прессе недавно появились сообщения, что в контролируемом ополченцами Новоазовске уже создана небольшая военная флотилия армии ДНР. Состоит она из скромного размера рыбацких катеров, на которых установлены крупнокалиберные пулеметы «Утес». В качестве морской пехоты к боевым действиям готовится спецподразделение «Тайфун».

Что может этой угрозе противопоставить Киев? Да, украинские военные уже несколько месяцев по всему побережью роют окопы и строят долговременные огневые точки. Да, на Азовском море у них имеются около двух десятков пограничных катеров, основное вооружение которых составляют те же пулеметы «Утес». Но ими невозможно надежно прикрыть побережье, общая протяженность которого составляет несколько сотен километров.

Есть, конечно, еще то, что называется, собственно, ВМСУ и базируется в Одессе. А именно: фрегат «Гетман Сагайдачный», корвет «Винница», ракетный катер «Прилуки», средний десантный корабль «Кировоград», сторожевой катер «Скадовск» и противодиверсионный катер «Гола пристань».

Однако в данном случае нет никакого смысла даже упоминать о боевом потенциале этого флотского скопища. Не только в силу ничтожности самого потенциала. Просто добраться из Одессы до Мариуполя у украинских военных моряков нет никакой возможности. Керченский пролив надежно контролируется Россией. И без ее разрешения пролив больше не одолеет даже знаменитая керченская селедка.

Вот тут-то Киев и способны выручить бронекатера. Им пролив не нужен. В силу скромных размеров «Гюрзы-М» (длина- 23 метра, ширина 4,8 метра), доставить ее в Азовское море можно и по железной дороге. А против рыбацких катеров с «Утесами» и «Гюрза-М» – крейсер.

interpolit.ru

почему бронекатер «Гюрза» не доплывет до середины Днепра

Предмет гордости украинских ВМС – два бронекатера проекта 58155 «Гюрза-М» – в скором времени должны пополнить флот Незалежной. Сразу заметим, что эти плавсредства в своем классе очень даже неплохи и, скажем, с успехом могли бы использоваться даже в российской армии или Пограничной службе ФСБ России на дальневосточных реках или на Чудском озере. Но причислить их к какому либо классу боевых кораблей достаточно сложно.

Даже при наличии бронезащиты, пушки и пулемета, катер останется катером и уж точно не выйдет на морские просторы. Ну, как нельзя считать чем-то серьезным переданные США по программе материально-технической помощи вооруженным силам Украины в 2015 году 5 быстроходных надувных моторных лодок типа Willard Sea Force.

Картинка

Точно также пафосные комментарии по поводу скорого появления на морских просторах Украины бронекатеров «Гюрза-М», предназначение которых ходить по рекам и озерам, можно отнести к разряду банального бахвальства. Просто это первые плавсредства, которые Украина произвела самостоятельно и всячески их пытается прорекламировать в глазах своих новых союзников. Но, редкая «Гюрза» доплывет не то что до середины Черного моря, но и до середины Днепровского залива.

Закладка двух первых предназначенных для ВМС Украины малых бронированных артиллерийских катеров проекта 58155 («Гюрза-М») была произведена на ПАО «Завод «Ленинская кузница» в Киеве 25 октября 2012 года. Катера предназначались для решения задач в бассейне реки Дунай и в прибрежной зоне Черного и Азовского морей и должны были составить основу специального речного дивизиона Западной военно-морской базы (Одесса) ВМС Украины, сформированного в январе 2013 года.

Картинка

Предполагалось, что до 2017 года будет построено девять катеров этого проекта. По планам украинского военного командования до 2020 года ВМСУ должны иметь в своем составе 66 кораблей и судов обеспечения. Но подобные темпы явно можно отнести в разряд фантастики. По крайней мере ни «Гюрза-М» не станет массовым катером, ни катера класса «Кентавр», оборудованные реактивными системами залпового огня, которых заявлено не менее 18 штук, в таком количестве не появятся в силу технической невозможности. Что уж говорить о многоцелевых корветах класса «Владимир Великий» (их заявлено целых три) или ракетных катерах класса «Лань», которые существуют разве что на бумаге.

И уж если что-то может быть в реальности для поставок в ВМС Украины, так это закупки иностранных малых подводных лодок и подарки в виде все тех же надувных скоростных лодок по программам НАТО. Зато с прошлого года, согласно с измененным штатом вооруженных сил Украины, общее количество адмиралов и генералов в ВМС увеличено до 13 человек. По одному адмиралу на каждый корабль, катер и даже моторную лодку.

Если говорить о бронекатерах «Гюрза-М», то они предназначены для несения боевого дежурства на приграничных реках, озерах, а также в прибрежной морской зоне. В их задачи входит патрулирование, охрана водных рубежей, борьба с малоразмерными судами, защита береговых стационарных и плавучих гидротехнических объектов и сооружений, содействие десантным и пограничным группам, обеспечение безопасности мореплавания, а также содействие в вопросах разведки, доставки и снабжения. При необходимости катер способен атаковать на берегу такие объекты как ДОТы, здания, мосты, автотранспорт, легковооруженные боевые машины.

Картинка

Вооружение катера состоит из 30-мм пушки, 14,5-мм пулемета, двух пулеметов калибра 7,62-мм и 120-мм ПТРК (противотанковый ракетный комплекс) «Фагот». Возможно размещение на борту и переносного зенитно-ракетного комплекса типа «Игла» или «Стрела». Два двигателя 495К (морская версия танкового двигателя Т-80УД) позволяют разогнать катер до 28 морских миль (52 км/ч). Автономность плавания, при достаточно комфортных условиях для экипажа, составляет пять суток, что позволяет «сбегать» от Киева по Днепру до Одессы и обратно.

Экипаж состоит из пяти человек, один из которых офицер. (Или все-таки адмирал?) Ну, по сути, это такой плавающий БТР, с противопульной защитой. Впрочем, и предназначение его не предполагает героических морских сражений и дальних морских походов. На таком хорошо гонять браконьеров и прочих хулиганов.

Картинка

Украина в 2004 году построила для Узбекистана два бронекатера проекта 58150 «Гюрза» – «Джайхун» и «Сайхун», которые были доставлены заказчику самолетом Ан-124 «Руслан». Они и сейчас входят в состав Термезской речной флотилии пограничных войск Узбекистана.

Свой катер проекта 58155 у Украины получился более усовершенствованным, но сроки его строительства сильно затянулись. Если узбекский заказ был осуществлен в течение года (с учетом сборки и доработки на месте), то «Гюрзу-М» украинские корабелы из Киева растянули почти на четыре года. Минобороны Украины в 2013 году расторгло контракт с заводом «Ленинская кузница» в силу невыполнения условий договора, но через год возобновило его – «Ленинская кузница» принадлежит коммерческим структурам, контролируемым президентом Петром Порошенко. Доукомплектовывать и проводить испытания катеров пришлось уже в Одессе на судоремонтном заводе «Судоверфь Украины».

Если говорить о сроках постройки боевых кораблей, то любимый персонаж современного украинского этноса – запорожские казаки – строили свой човен, казацкую чайку, буквально за две недели. И собираясь идти на турок в Крыму, изготавливали их десятками, под сотню. Это были весьма серьезные в военном плане посудины, на которых имелось 5-6 фальконетов (малокалиберных пушек), экипаж состоял из 50-60 хорошо вооруженных человек, с сопутствующим запасом пороха, провианта и прочего снаряжения для долгого пребывания в море.

Для изготовления одной казацкой чайки, помимо дерева, использовалось железо, смола, полотно, канаты, пакля. Она уступала по размерам венецианским галерам, но имела большую боевую силу и считалась совершенным морским кораблем того времени на Черном море. Так что сравнение чайки с нынешним украинским бронекатером «Гюрза-М», который имеет скоростное преимущество, явно не в пользу последнего. В том числе и по затраченным средствам.

Флот Украины, который своим флагманом считает бывший советский пограничный сторожевой корабль, получивший название «Гетман Сагайдачный», давно прозвали «москитным флотом». Реальных боевых кораблей в его составе нет. Ну нельзя же ими считать два новых бронекатера, подобные которым даже в такой «великой» морской державе как Узбекистан скромно несут охранную пограничную службу на реках.

Автор: Виктор Сокирко

tvzvezda.ru

Спущен на воду четвертый украинский бронекатер типа "Гюрза-М"

Как сообщают украинские СМИ, 29 июня 2017 года на ЧАО «Завод «Кузница на Рыбальском» (до марта 2017 года - судостроительный завод «Ленинская кузница») в Киеве состоялся спуск на воду четвертого по счету предназначенного для ВМС Украины малого бронированного артиллерийского катера проекта 58155 (шифр "Гюрза-М"). Катер получил бортовой номер U 178, название пока что не присвоено. "Крестной матерью" катера при спуске стала народная артистска Украины певица Руслана.

19488646_816430921859500_6271623048392364149_o

Спуск на воду четвертого по счету предназначенного для ВМС Украины малого бронированного артиллерийского катера проекта 58155 (шифр "Гюрза-М") с бортовым номером U 178 на ЧАО «Завод «Кузница на Рыбальском». Киев, 29.06.2017 (с) генеральный штаб вооруженных сил Украины / www.facebook.com/GeneralStaff.ua

Напомним, что 22 июня 2017 года там же был спущен на воду третий бронекатер проекта 58155, с бортовым номером U 179.

Это первые два из четырех бронекатеров проекта 58155 второй серии, заложенных 7 апреля 2016 года на заводе «Ленинская кузница» в Киеве для ВМС Украины (с заводскими номерами с 01028 по 01031). Два других катера с бортовыми номерами U 176 и U 177 также находятся в высокой степени готовности и будут спущены в ближайшее время.

Ранее завод «Ленинская кузница» построил для ВМС Украины два первых бронекатера проекта 58155 - U 174 «Аккерман» (БК-02, заводской номер 01023) и U 175 «Бердяньск» (БК-01, заводской номер 01024), заложенных еще 25 октября 2012 года. Оба этих катера были спущены на воду 11 ноября 2015 года, начали испытания в феврале 2016 года и были введены в строй ВМС Украины 6 декабря 2016 года.

Бронекатер проекта 58155 ("Гюрза-М") разработан украинским предприятием «Казенный исследовательско-проектный центр кораблестроения» (Николаев) и является дальнейшим развитием катеров проекта 58150 ("Гюрза"), две единицы которых были построены «Ленинской кузницей» в 2004 году для пограничной службы Узбекистана на средства американского финансирования (в 5,6 млн. долл). Катер проекта 58155 ("Гюрза-М") крупнее своего прототипа, и имеет полное водоизмещение 50,7 тонн, длину 23 метра, ширину 4,8 метра и осадку 1 метр. Максимальная скорость хода "Гюрзы-М" до 25 узлов, дальность плавания экономическим ходом 700 миль, автономность пять суток. Экипаж всего пять человек.

Вооружение катера проекта 58155 составляют два дистанционно управляемых морских боевых модуля БМ-5М.01 "Катран-М" производства ГП «Николаевский ремонтно-механический завод», представляющих собой вариант боевого модуля БМ-3 "Штурм" для бронетехники.  Каждый модуль "Катран-М" имеет включает 30-мм автоматическую пушку ЗТМ1, 30-мм автоматический гранатомет и 7,62-мм пулемет КТ, а также две ПТУР "Барьер" с лазерной системой наведения. Катер должен быть оснащен оптико-электронной системой управления огнем "Сова" и иметь также комплект переносного ЗРК.

19466644_1860252590902869_8933195988281434516_o

19575395_816430908526168_3703234069202798275_o (1)

19467573_816431065192819_8074797803821917717_o

19467647_816431205192805_470667223493732502_o

19477660_816431321859460_392754433139578209_o

Спуск на воду четвертого по счету предназначенного для ВМС Украины малого бронированного артиллерийского катера проекта 58155 (шифр "Гюрза-М") с бортовым номером U 178 на ЧАО «Завод «Кузница на Рыбальском». Киев, 29.06.2017 (с) генеральный штаб вооруженных сил Украины / www.facebook.com/GeneralStaff.ua

Видео (с) 5 канал украинского телевидения:

bmpd.livejournal.com