Задать жару: карманная каталитическая грелка. Грелка каталитическая


Задать жару: карманная каталитическая грелка

Не знаю, как у остальных жителей моего города, но с наступлением лета количество моих инстинктов точно уменьшилось до одного — согреться. Хорошо хоть до безумия мне далеко, поскольку средства спасения под руками.

И это, между прочим, не что-нибудь, а каталитическая грелка, которую я вообще-то покупал на зиму, а никак не на бодрящий июньский морозец. Собственно, если бы не эта климатическая загогулина, я бы вообще молчал, как рыба.

Итак, сталь и бабочки!

Это не первая моя каталитическая грелка. Первую, купленную в Экспедиции, я исключительно надежно потерял где-то дома, положив, как несложно догадаться, поближе — чтобы проще найти. А так как покупал на распродаже, то сильно удивился ценам на эти агрегаты в обычное время.

И подумал, что раз так, то перетопчусь как-нибудь и с китайской грелкой. Чай не принц наследный, чтобы позволять себе всякие Zippo и Kovea. И даже ГК-1.

Ну а раз не принц наследный, значит аппарат в пределах 5-6 долларов меня вполне устраивает. Пусть даже приезжает он в виде трех частей — грелки, мешочка и лейки без намека на розничную упаковку.

Если сравнивать по памяти с грелкой из Экспедиции, то размеры и форма у них идентичны. Разве что у предыдущей перфорация крышки образовывала более лаконичный узор. Вот скажите, кто вообще придумал выбивать бабочек на суровом нагревательном приборе, который обычный мужик может и в валенки положить?

Другая вещь, которую могу сравнить по памяти — мешочек. Слегка бархатистый плотный материал также очень похож на тот, из которого был сделан мешочек первой грелки. Однако у первой шнурок был заметно длиннее, что позволяло надевать его на шею, располагая грелку на уровне груди (у меня рост 175 сантиметров примерно).

Такой способ ношения для меня наиболее комфортен, поскольку шарфам и дубленкам предпочитаю относительно легкие пуховики с капюшоном. А в этом случае при сильных морозах очень приятно (психологически в том числе) иметь под одеждой дополнительный источник тепла.

Так вот, к этой грелке придется либо добавлять цепочку (или шнурок), либо менять ее шнурок целиком и полностью. Впрочем, не проблема.

Наконец, лейка. А вот лейка от прошлой грелки у меня сохранилась. Разница, как видите, несущественна. Хотя, опять же, интересен ход фантазии тех, кто придумывает форму носика.

Слева новая лейка, справа — старая:

С внешней стороны грелка состоит из трех частей: резервуара для топлива, заполненного минеральной (надеюсь) ватой, колпачка с катализатором и защитной крышки.

Размеры и вес (примерные: 100 х 70 х 10 мм, 99 г. То есть, легко помещается на ладони, а для сравнения вот вам картинка с батарейкой АА:

Принцип действия, если я правильно понял, предельно прост. Пары бензина, который используется в качестве топлива, вступают в реакцию с предварительно разогретым катализатором, что приводит к выделению тепла без пламени и дыма. Выделяемой энергии достаточно, чтобы реакция поддерживала себя сама до исчерпания запаса топлива.

Поэтому делаем так. Заливаем бензин (я использую бензин для зажигалок) в мерную лейку, снимаем колпачок с катализатором с резервуара. Аккуратно переливаем бензин из лейки в резервуар, где он пропитает вату. Ставим колпачок обратно и недолго, считанные секунды, прогреваем катализатор турбозажигалкой.

После этого грелка должна «завестись», что становится понятно по нехарактерно длительному сохранению тепла. Теперь можно надеть защитную крышку, а саму грелку убрать в мешочек.

Если же не завелась — снова прогреваем катализатор. Кстати, исходя из принципа действия, могу предположить, что на холоде включить грелку будет сложнее — бензин будет испаряться менее охотно. В любом случае, для гарантии неплохо и сам корпус ладонями предварительно погреть, если на улице не май месяц. Но, может, я и ошибаюсь.

На «режим» грелка выходит не сразу. По субъективным ощущениям пройти может от считанных минут (особенно, если перезапускать ее после окончания предыдущей порции топлива, когда корпус еще теплый) до четверти часа. И, опять же, из субъективного — мой экземпляр раскочегаривается почти до обжигающей температуры уже ближе к концу заправки (что тоже можно объяснить более активным испарением бензина).

Что касается ощущений, то пока они в целом положительные, если учитывать особенности агрегата. Будучи спрятанной в чехольчик, грелка еще ни разу меня не обожгла. При этом, конечно, надо понимать, что от продуктов реакции никуда не денешься, и выхлоп грелки не особенно приятен (и, думаю, не особенно полезен).

Влитых в бак грелки двух единиц бензака достаточно, чтобы обеспечить организм теплом примерно на 10 часов. Это я так говорю, потому что заправил в 17:30, в час ночи грелка еще была горяча, а вот к семи утра остыла. Но даже если бы она выключилась в час ночи, этого все равно вполне достаточно и для длинной прогулки, и чтобы согревать себя ночью при простуде (в этом случае я также кладу грелку на грудь, себе на грудь, если что).

Рабочую температуру, к сожалению, измерить нечем. По ощущениям она варьируется от едва заметного тепла в начале разогрева до почти обжигающей ближе к выработке топлива. Теоретически регулировать температуру можно убирая грелку поглубже в карман, и перекрывая таким образом свободный доступ воздуха. Но это только теоретически, поскольку процесс получится довольно муторный — это же надо следить, чтобы она вообще не погасла.

Неудобств эта температурная неопределенность лично мне не доставляет. По качеству изготовления конкретно к этому экземпляру претензий тоже не имею. Отполировано все идеально, заусенцев на имеющихся краях нет. Люфт колпачка и крышки в пределах нормы, да и без люфта нельзя, поскольку при работе подразумеваются термические деформации.

Разумеется, говорят, что есть тонкости в катализаторах, и что у дешевых грелок он самый негодный, да и выгорает быстро. Исходя из того, что грелка работает, катализатор здесь вполне годный, а насколько его хватит — время покажет.

Есть некоторые сомнения по поводу ваты-наполнителя резервуара: я тут не уследил за катализатором, и он коснулся этой самой ваты. Вата в результате потемнела, хотя и не загорелась. Поэтому я надеюсь, что она все-таки минеральная или, хотя бы, негорючая. И заодно вспоминаю, что у предыдущей грелки, кажется, была такая же ерунда.

В общем, если бы грелка была черная, матовая и без этой дурацкой бабочки, это был бы вообще идеал.

Вычитанные советы и ТТХ:

  • Если грелка перестала заводиться, имеет смысл вынуть катализатор и прокалить его докрасна на газовой горелке.
  • Типичная китайская грелка «кушает» порядка 2 г топлива на час работы, типичная фирменная — вдвое меньше и разогревается до более высокой температуры.
  • Грелку можно использовать непрофильным образом: сушить одежду и обувь в походных условиях или кинуть зимой в сумку к технике, чтобы частично компенсировать негативное воздействие низкой температуры на аккумулятор (но рядом так, чтобы и высокая температура чего не убила).
Еще теплые обзоры: Доклад окончил, всем тепла и чибургеров!

mysku.ru

Грелка каталитическая / Снаряжение / Uceleu.Ru

Грелка каталитическая — устройство предназначенное для отопления помещения, транспортного средства, прогрева (или поддержания необходимой температуры) механизмов или индивидуального согревания человека. История

Во время первой мировой войны в окопах мерзли миллионы солдат, и за четыре военных года изобретатели США, Японии и Англии запатентовали несколько вариантов карманных жидкостных грелок. Принцип их действия был прост: каталитическое беспламенное окисление спирта или бензина.

Катализатором во всех случаях служила платина. Японская грелка выглядела как портсигар, внутри которого были резервуар, набитый ватой и платиновая прокладка. В корпусе были просверлены отверстия для подачи воздуха к катализатору и отвода газообразных продуктов горения. Для запуска грелки в резервуар заливался спирт, который пропитывался в вату. Затем катализатор прогревали пламенем спички, и начиналась каталитическая реакция.

В настоящее время достаточное распространение получили грелки для индивидуального обогрева человека в туристическом походе, на рыбалке, охоте, в условиях, связанных с работой на улице, на зимних видах спорта и так далее. Советской промышленностью выпускалась грелка бензиновая каталитическая ГК-1, которая при полной заправке могла вырабатывать тепло в течение 8—14 часов с температурой до 60 °C, то есть на уровне болевого порога.

Устройство и принцип работы

Грелка состоит из резервуара, заполненного ватой, насадки с сетчатым патроном, в котором помещен катализатор, и крышки с вентиляционными отверстиями.

Принцип работы грелки основан на выделении тепла при беспламенном окислении паров бензина в присутствии катализатора. Пары бензина из резервуара проходят через каталитический патрон, где окисляются кислородом воздуха (сгорают без пламени) на поверхности разогретого катализатора. Продукты окисления выходят в вентиляционные отверстия крышки.

Одновременно через вентиляционные отверстия крышки к поверхности катализатора поступает воздух, содержащий кислород. Каталитическая сетка (катализатор) имеет вид фитиля и находится внутри стального сетчатого патрона, сделана из платины — это самая важная деталь грелки. Для запуска сетку в каталитическом патроне прогревают в течение 10-15 секунд, используя пламя, не дающее копоти (например, зажигалку).

Топливо для грелки — бензины высшей степени очистки. Хорошо подходит для этих целей бензин для зажигалок или некоторые сорта нефрасов: C2-80/120 («Калоша») или С3-80/120.

Использование других видов топлива может привести к быстрой порче каталитический сетки (явление называется «отравление катализатора»), что скажется на её эффективности.

Повысить эффективность засорившегося катализатора зачастую можно путем прокаливания сетчатого патрона с катализатором внутри на некоптящем (газовом) пламени или в муфельной печи.

рис.2 Грелка каталитическая ГК-1 в собранном виде рис 3. Грелка каталитическая ГК-1 со снятой крышкой, виден каталитический патрон рис.1, 4, 5 -Грелка каталитическая. грелка zippo

видео 1- подробный обзор Грелка ГК-1 видео 2- сравнительный обзор разных каталитических грелок

www.youtube.com/watch?v=z7MmV3oqp8c

www.youtube.com/watch?v=KA3h2SpuR1o

uceleu.ru

Каталитическая грелка для рук

Обзор каталитической грелки человек заинтересованный обнаружит под катом

Такие устройства были известны ещё при коммунистах и продавались в спортивных магазинах — принцип их работы прост и незатейлив: пары топлива поступают в «камеру сгорания», наполненную катализатором, где и благополучно сгорают без пламени, при умеренной температуре, при этом, практически полностью. Сегодня те, советские, образцы всё ещё можно найти по барахолкам, но объект нашего внимания сегодня — гаджет, прибывший из Китайской Народной Республики, где местные гоминьдановцы, похоже, тоже не чураются комфорта и душевной теплоты. Устройство представляет собой металлический диск, со съёмной крышкой, покрытый снаружи чем-то навроде никеля или хрома — я в этом не разбираюсь, но сделано качественно. Блестит, что бриллиант! И в лапы взять приятно — такая фиговинка культурная :) Обзоры почти такой же грелки здесь былиmysku.ru/blog/others/3212.html иmysku.ru/blog/priceangels/3721.html Но эта немного другая. По здравому размышлению — лучше обозрённых, в конце поймёте, почему. Вот как это хозяйство выглядит А вот оно же в разобранном на части виде плюс комплектная «канистрочка» для заправки. Канистрочка, конечно, идиотская, и служит, прежде всего, для отмеривания топлива, но на практике, проливается мимо как при заливании в неё из банки, так и из самой мерки при заправке нашей грелочки. Поэтому, эту штучку, больше похожую на унитазик, чем на что-то заправочное, можно и нужно смело выкинуть на помойку — зачем хлам дома хранить… Льём просто на глазок. Льём столько, сколько хотим греться: мои личные эксперименты, скажу, забегая вперёд, показали, что полной заправки (это когда под заправочной сеткой уже явно влажно и ещё чуть-чуть — и будет видна жидкость) хватает на 16 часов работы (летом. зимой будет дольше, так как топливо испаряется медленнее и расходуется соответственно медленнее тоже), а для того, чтобы дивайс поработал три часа, довольно пары кубиков — отмеряла шприцем. Основной и главный элемент грелки — колпачок, в котором закреплён кусочек минеральной ваты, «пропитанный» катализатором — не знаю, как лучше выразиться. Пары топлива идут из резервуара туда, соприкасаются с распределёнными в пространстве частицами катализатора и реагируют с кислородом воздуха. Для инициализации процесса эту головку надо нагреть — тогда процесс пойдёт и будет самоподдерживаться. Ну что же, берём бензин «Калоша» из хозмага, заправляем наше чудо, ставим на место колпачок (плотно! пары не должны проникать мимо — иначе они не сгорят и будут вонять) берём уже известную всем турбо-зажигалку с некоптящим пламенем (копоть — это страшный враг катализатора. Его нельзя загрязнять. Сажа портит его, поэтому подпаливать спичкой и свечкой — глупо) и на секунду подносим. Всё, готово, крышку можно закрывать, процесс пошёл. Очень быстро вся головка разогревается и передаёт тепло корпусу грелки. Минут 15 — и она выходит на устойчивую температуру, которая уже больше не растёт. Померим Это при окружающей температуре +24 градуса. На морозе, понятно, будет меньше. Грелка укомплектована симпатичным чехлом на верёвочке: аппарат можно не только носить в кармане, перекидывать из руки в руку, но и носить под пуховиком, хоть на груди, хоть на спине. Устройство лёгкое, так что камнем на шее на чувствуется. Надела под халат — горячо. Летом явно — не к месту :) Ну, ладно, что ещё? Заправлять можно как бензином (годится калоша или зиппоподобные зажигалочные банки) так и спиртом — работает одинаково. Выхлоп всё же есть и в помещении чувствуется. Несильно, но чувствуется, и это в условиях проветривания. Зимой, в закрытых помещениях, думаю, будет вонять будь здоров! Инструкция на прибор существует вот в таком виде: фотка задней части коробки. Как хочешь, так и понимай. Благо, понимать особо нечего — наливай да пей :) Вообще, коробочка неплоха, и даже пришла не помятая, гаджет можно дарить. Что в итоге? Хорошая грелка. Минусы: нет встроенной зажигалки. Надо или таскать с собой её или запаливать дома. (Вспомнили обещанное в начале разоблачение «тех» устройств? Думаю, не зря китайцы убрали ту «поджигалку» — она сильно сокращала срок службы катализатора. А вот другую пока поставить не успели) Второе лучше — помним, что для работы нужны ПАРЫ топлива. На морозе разжигается плохо и пока не прогреется — портится катализатор. Как «погасить»? Снимать горячий колпачок. После этого он сразу остывает и его можно нацепить снова. Но! Он же пропускает сквозь себя пары, а они воняют. И будут вонять до тех пор, пока всё не испарится. Поэтому, что? Правильно, могли бы догадаться дать в комплект крышку для резервуара: снял греющую головку, закрыл заглушкой бак — и не воняет и топливо на месте. Мелочь, а её не хватает. Надо колхозить самостоятельно. Ещё минусы: нет встроенного фонарика :) Ну, просто по традиции: китайцы же встраивают их везде, а тут почему нету? :) И ножа нет, и лазера! Спасибо за внимание, дорогие мои!

mysku.ru

Грелка каталитическая. / Снаряжение для выживания / НеПропаду

Доброго времени суток.Хочу вас ознакомить с таким полезным девайсом как каталитическая беспламенная грелка. Немного истории. Во время первой мировой войны в окопах мерзли миллионы солдат, и за четыре военных года изобретатели США, Японии и Англии запатентовали несколько вариантов карманных жидкостных грелок. Принцип их действия был прост: каталитическое беспламенное окисление спирта или бензина. Катализатором во всех случаях служила платина. Японская грелка выглядела как портсигар, внутри которого были резервуар, набитый ватой и платиновая прокладка. В корпусе были просверлены отверстия для подачи воздуха к катализатору и отвода газообразных продуктов горения. Для запуска грелки в резервуар заливался спирт, который пропитывал вату. Затем катализатор прогревали пламенем спички, и начиналась каталитическая реакция.

В настоящее время достаточное распространение получили грелки для индивидуального обогрева человека в туристическом походе, на рыбалке, охоте, в условиях, связанных с работой на улице, на зимних видах спорта и так далее. Советской промышленностью выпускалась грелка бензиновая каталитическая ГК-1, которая при полной заправке могла вырабатывать тепло в течение 8—14 часов с температурой до 60 °C, то есть на уровне болевого порога.

Грелка каталитическая ГК-1. В собраном виде.Грелка каталитическая ГК-1. Со снятой крышкой. Виден каталитический патрон.

Устройство и принцип работы

Грелка состоит из резервуара, заполненного ватой, насадки с сетчатым патроном, в котором помещен катализатор, и крышки с вентиляционными отверстиями.

Принцип работы грелки основан на выделении тепла при беспламенном окислении паров бензина в присутствии катализатора. Пары бензина из резервуара проходят через каталитический патрон, где окисляются кислородом воздуха (сгорают без пламени) на поверхности разогретого катализатора. Продукты окисления выходят в вентиляционные отверстия крышки. Одновременно через вентиляционные отверстия крышки к поверхности катализатора поступает воздух, содержащий кислород. Каталитическая сетка (катализатор) имеет вид фитиля и находится внутри стального сетчатого патрона, сделана из платины — это самая важная деталь грелки. Для запуска сетку в каталитическом патроне прогревают в течение 10-15 секунд, используя пламя, не дающее копоти (например, зажигалку).

Топливо для грелки — бензины высшей степени очистки. Хорошо подходит для этих целей бензин для зажигалок или некоторые сорта нефрасов: C2-80/120 (бензин «Калоша») или С3-80/120. Использование других видов топлива может привести к быстрому засорению каталитический сетки, что скажется на её эффективности. Повысить эффективность засорившегося катализатора зачастую можно путем прокаливания сетчатого патрона с катализатором внутри на некоптящем (газовом) пламени или в муфельной печи.

З.ЫБлагодарю, за внимание..)

nepropadu.ru

Как работает каталитическая грелка? Принцип работы и инструкция по эксплуaтации

Каталитическая грелка работает по принципу окисления паров бензина на катализаторе, где происходит химическая реакция с выделением тепла,которое передается на металлический корпус грелки.

Перед началом эксплуатации, внимательно изучите данную инструкцию! 

  1. В качестве топлива используйте только специальный очищенный бензин для зажигалок. Использование других типов топливачаще всего приводит к выходу грелки из строя;
  2. Не заправляйте грелку топливом по край. Между катализатором и верхней границей уровня топлива должно оставаться неменее 1 см.;
  3. Если грелка полностью остывает, испарение бензина прекращается и грелка затухает. Используйте имеющийся в комплектечехол для предотвращения полного остывания грелки или всегда держите ее в минимальном тепле;
  4. В комнатных условиях грелка разогревается до 60-70°С. Будьте готовы к тому, что на холоде температура работающей грелкибудет сильно ниже;
  5. В холодное время для запуска грелки рекомендуется подогреть сам корпус грелки, в дополнение к катализатору, это облегчитзапуск;
  6. В вертикальном положении грелка разогревается сильнее всего, из-за более интенсивного испарения топлива, расходкоторого при этом, соответственно, увеличивается;. 
  7. Рекомендуется запустить грелку заранее, еще в комфортных условиях, без ветра и в тепле. Сделать это на холоде,замерзшими пальцами, на ветру будет крайне сложно;   
  8. Не допускайте детей к пользованию грелкой;
  9. Во избежание отравления, не вдыхайте пары топлива и продукты окисления.

Порядок работы каталитической бензиновой грелки

  1. Снимите крышку грелки; 
  2. Cнимите катализатор;
  3. Вставьте в отверстие ёмкости воронку для заливки топлива;
  4. Следите за тем, чтобы рычажок на воронке находился вположении «lock» ;
  5. Установите грелку вертикально и налейте в воронку нужное кол-во топлива. Переместите рычажок на воронке в положение«открыто» и топливо уйдёт внутрь грелки. Если топливо перелилось через край, вытрите грелку сухой салфеткой или тряпкой.Чтобы заправить грелку полностью, необходимо залить 12, 24 или 36 мл. топлива для разных грелок, что соответствует 1, 2или 3 воронкам;
  6. После заправки, установите катализатор на место;
  7. Поверните грелку в горизонтальное положение и поднесите к катализаторузажженную спичку или зажигалку;
  8. Прогревайте катализатор 10 – 15 секунд до ощущения перехода тепла на металлическийкорпус грелки;
  9. Установите на место крышку грелки и поместите ее в чехол;
  10. При остывании грелки, повторите процедуру заправки и прогрева; 
  11. Чтобы остановить процесс нагревания, снимите крышку грелки и аккуратно, при помощи плотной ткани снимите катализатор.Осторожно! Он очень горячий! При контакте с кожей возможен ожог! После остывания установите его на место. Теперь грелкане будет работать, пока вы не разогреете катализатор снова. 

      

Гарантия

Гарантийный срок эксплуатации изделия – 1 год с момента покупки. При обнаружении заводского брака в течение гарантийногосрока, при наличии чека, вы можете вернуть изделие в магазин или обменять его.При покупке, обязательно проверьте работоспособность, комплектность и внешний вид изделия.Использование иного топлива кроме очищенного бензина для зажигалок делает гарантию недействительной.

Посмотреть/купить каталитические грелки

kovea.ru

Каталитическая грелка для рук

Начну без долгих рассюсюкиваний. Далее будет много технической информации. Слабонервных прошу удалиться… Заказывал данную грелку зимой 2016 года, так что тогда и деревья были выше и трава.. цены ниже и доставка бесплатная. Принцип работы грелки прост и незатейлив: пары топлива поступают в «камеру сгорания», наполненную катализатором, где и благополучно сгорают без пламени, при умеренной температуре, при этом, практически полностью. Комплектация грелки: -грелка; -мерная емкость-лейка; -тканевый мешочек.

Вот что заявлено на алиэкспрессе: Material: Stainless iron. Вот что произошло с крышкой после нагрева газовой горелкой:

Предположил, что это ЦАМ. Дальнейшее измерение плотности крышки (~ 7 г/см3) подтвердило, что грелка из ЦАМа. В комплекте есть емкость-лейка, на которой даже есть риски, а вот цифры китайцы написать не удосужились. А цифры эти нужны, потому что работает грелка не линейно, есть «мертвый» объем топлива (далее увидите).

Первый раз запустил грелку на этаноле, поработала несколько минут и потухла. Налил еще спирта, но больше она запускаться не захотела. Далее тестировал 2 вида топлива – бензин Калоша из Киева НПП «Химреактив» и смесь гексана с гептаном Newport.

Сухая масса бачка с ватой (без каталитического колпачка и крышки грелки) — 62 г. При 81 г бензин/гептан просачивается через специальную смотровую щель между частями бачка. Данная щель – это гениальное по простоте и изяществу конструкторское решение, которое не позволяет нам переполнить грелку.

На Калоше при 0°С на улице грелка устойчиво (точнее испарение идет устойчиво, но температура корпуса периодически скачет, бОльшую часть времени корпус еле теплый) работает в диапазоне 77...80 г. Мертвая масса составляет – 15 г!!! Заменил комплектную вату на медицинскую — таже картина — испарение с 77 до 80 г. Корпус грелки первые 4 часа после запуска еле теплый (даже при нахождении в комнате), потом становится горячим (около 50...60°С при темп-ре воздуха 20°, или 40° при темп-ре воздуха 5°С) на несколько часов. Потом становится еле теплым… произвольно может стать горячим. Время работы от полной заправки колеблется от 8 до 24 часов и зависит от многих факторов (температура воздуха, его скорость, грелка в мешочке/не в мешочке).

На Newport при 0°С на улице грелка устойчиво (температура не скачет) работает в диапазоне 68...80 г. Мертвая масса — 6 г. С Newport' ом конечно лучше, но он и стоит в 9 раз дороже Калоши.

Что с Калошей, что с Newport'ом грелка еле теплая при 0°С в воздухе. С этим можно было бы мириться, если бы не одно НО! При попытке отогреть замерзшие руки корпус грелки остывает и бензин перестает окисляться.

Мысли о насущном: Сухая масса ГК-1 100г, у zippo- 74 г, у китайской с бабочкой -100 г. Материалы корпусов грелок -сталь или ЦАМ. Теплоемкости этих сплавов 400..500 Дж/кг*°С мизерны. Вообще не понятно: 1) почему это устройство назвали грелкой? Грелка должна быть с огромной теплоемкостью, например… из воды (4200 Дж/кг*°С), (емкость с двойными стенками, куда наливается вода), или хотя бы из алюминия (920 Дж/кг*°С) и масса хотя бы 200 г. 2) какой смысл лить такие тонкостенные детали, а потом зачищать, полировать, никелировать, если можно это всё сделать штамповкой из алюминия?

Почему в Китае не могут сделать нормальную грелку – понятно, производить фуфло – это у них национальная особенность. Тут вспоминается байка про злобных и жадных русских барыг, которые заказывают у китайцев производство дешевых грелок, чтобы потом их втюхать втридорога в России. А вот почему в двух самых суровых по погодным условиям странах на планете не разработана такая грелка непонятно. Вы скажете есть ГК-1… но у нее по паспорту:

Вывод: данная грелка — это не рабочий прибор, а скорее подарочный сувенир.

Дополнение №1. В процессе работы каталитическая вата распушается, перед повторным запуском грелки ее надо примять, иначе реакция окисления не происходит. Также важно расстояние от ваты хлопковой до ваты каталитической. Стабильная работа получается при максимально плотном контакте.

mysku.ru

Каталитическая грелка принцип работы

22 Августа 2016

Грелка каталитическая «Следопыт» – рациональное решение проблемы тепла и комфорта

В холодное время года, на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях используют различные источники тепла. Для этой цели компактные переносные горелки подходят как нельзя лучше. Однако, открытое пламя создает пожароопасную ситуацию и может стать причиной ожога. Намного проще и удобнее использовать компактные обогревательные приборы, в которых выделение тепла происходит за счет экзотермической реакции.

Каталитическая грелка, принцип работы которой прост, изобретение не новое, проверенное временем. Первые такие приборы работали на бензине, спирте или авиационном керосине. Катализатором реакции выступала хромовая зелень или оксид кобальта. Изначально обогревательное устройство предназначалось для нужд армии, но со временем получило большую популярность. Каталитическая грелка обладает множеством преимуществ, среди которых:

  • Экономичный расход топлива;
  • Удобство и простота использования;
  • Надежность в работе;
  • Долгий срок службы;
  • Абсолютная безопасность.

Сегодня этот мини обогреватель охотно используют туристы, рыболовы, спортсмены альпинисты и все, кому по долгу службы приходится находиться на свежем воздухе при низких температурах.

Конструкция и принцип действия

Работа прибора осуществляется за счет реакции выделения тепла при окислении углеводородов, в данном случае бензина или спирта, в присутствии катализатора. Топливная жидкость пропитывает вату и начинает испаряться, проходя через каталитический патрон. Водород окисляется кислородом воздуха на поверхности катализатора. Так называемая «реакция поверхностного горения» не дает открытого пламени, но выделяет достаточное количество тепла. Поверхность грелки нагревается до 50 градусов. Топливо при этом разлагается на безопасные неорганические соединения, углекислый газ и воду.

Беспламенная каталитическая грелка состоит из следующих элементов:

  1. Топливный резервуар с прослойкой из гигроскопичного вещества;
  2. Колпачок с отверстиями для воздуха;
  3. Головка с катализатором, помещенным внутрь сетчатого патрона.

Малая каталитическая грелка напоминает обычную зажигалку в металлическом корпусе. Большие модели по размеру сопоставимы с крупным мобильным телефоном. Устройство имеет небольшой вес и эргономичную форму, что делает его использование комфортным. Грелку можно легко поместить в карман или рукавицу, под одежду.

Заправка каталитической грелки

При первой заправке в топливный резервуар грелки заливают бензин, предварительно отсоединив головку с катализатором. При заправке используют специальную леечку, которая входит в комплект. Если прибор используется вторично, необходимо предварительно удалить остатки неизрасходованного топлива. Наполнение производится до легкого увлажнения гигроскопичного слоя. Как правило, для модели малой емкости, хватает 1,5 объема лейки. Бензин не должен попасть на корпус или переполнить топливный резервуар. Залив необходимое количество жидкости, устанавливают на место горловину. Регулировать продолжительность рабочего цикла можно, заправляя в грелку нужное количество бензина (из расчета 2 мл на 1 час).

Бензин используется только высокой степени очистки, тот который обычно применяется для заправки зажигалок. Это не прихоть производителей, а насущная необходимость. Обычное горючее с автозаправки содержит большое количество примесей, которые вызывают загрязнение катализатора. Говоря доступным языком, сгорая, такой бензин будет чадить. Асбестовое волокно, пористый материал, который легко впитывает мельчайшие частицы сажи и копоти. Поскольку поверхность, на которой протекает реакция окисления, сокращается, уменьшается и количество выделяемого тепла. Грелка попросту перестает выполнять свои функции.

Как правило, известные производители выпускают под своей маркой жидкость для заправки каталитических грелок. К примеру, российский «Следопыт» предлагает бензин высокой степени очистки во флаконах объемом 500 мл. Удобнее всего сразу приобрести такую емкость, чтобы долгое время к этому вопросу не возвращаться. В качестве топлива так же подойдет технический спирт 97% или бензин, используемый для зажигалок, сортов С2-80/120 или С3-80/120.

Правила использования каталитической грелки

Для начала химической реакции окисления необходимо создать нужную температуру на поверхности катализатора. С этой целью каталитическую грелку сначала подогревают в руках, а затем прокаливают в пламени 10-20 секунд. Важно использовать источники пламени, которые не дают копоти. Закончить работу обогревательного прибора так же очень просто. С этой целью катализатор отделяется от топливного резервуара и оставляется до его полного охлаждения.

Грелка каталитическая комплектуется мешочком, который служит для более комфортного пользования нагревательным прибором, а так же его хранения. При обогреве рекомендуется размещать грелку в непосредственной близости к телу или в спальном мешке. При переохлаждении химическая реакция замедляется, и обогреватель перестает выделять необходимое количество тепла.

Полезные советы

Осуществить запуск каталитической грелки на открытом воздухе порой бывает сложно. Спички и одноразовые зажигалки коптят и гаснут на ветру. Лучше всего для этой цели подойдет турбогорелка или мини газовый резак. Они дают стойкое направленное пламя, что позволяет прогревать патрон с катализатором до нужной температуры.

Катализатор не принимает участия в реакции окисления, а значит и не расходуется. Но он загрязняется продуктами горения. Очистить поверхность можно двумя способами: замочив катализатор в спирте на несколько часов или прокалив над пламенем горелки. С целью профилактики этиловый спирт можно время от времени использовать в качестве топлива.

Грелка для рук прибор долговечный, но вот всякие мелочи вроде леечки, имеют обыкновение теряться. В этом случае заправить грелку можно при помощи одноразового шприца. Кстати, он намного удобнее, поскольку создает давление, благодаря которому жидкость быстрее проходит через слой ваты. На нем так же есть мерные деления, чтобы не ошибиться с нужным количеством

Каталитическая грелка это компактное безопасное устройство, которое позволит чувствовать себя комфортно в любую стужу, убережет от переохлаждения, обморожения, простуды. Она не займет много места в рюкзаке или бардачке автомобиля, но в экстремальных условиях может спасти не только здоровье, но и жизнь. 

sledopyt.net