Древний Рим и Древняя Греция: история. Культура античных цивилизаций. Греция и рим


история. Культура античных цивилизаций :: SYL.ru

Древний Рим и Древняя Греция - это такие политические и культурные феномены древности, существование которых заложило мощный фундамент дальнейшего развития Европы. Достижения античности не были утеряны в период темного Средневековья.

Периодизация истории Древней Греции в 3-2 тысячелетиях до нашей эры.

Древняя Греция и Древний Рим как объекты исторического процесса имеют определенные этапы своего развития, политической и культурной эволюции. На территории Греции первобытнообщинный строй раньше прекратил свое существование, чем на Апеннинах. Рассмотрим особенности развития Греции. Для Балканской и Критской территорий характерны немного разные этапы истории. Например, на острове эволюция происходила так:

  • С 30 до 20 века до нашей эры выделяют раннеминойский период. В это время все еще существовал родовой строй, но уже прослеживался переход к цивилизации.
  • Цивилизация на Крите возникла в период с 20 до 17 века до н.э. Историки называют это время "периодом старых дворцов".
  • Период с 17 примерно до 10 века называется позднеминойским (окончился завоеванием Крита ахейскими племенами).

В Балканской части Греции тоже выделяют три периода. Но нам, честно говоря, интересен более поздний этап, потому что после нашествия племен на несколько веков Греция впала снова в период родового строя.

Древний Рим и Древняя Греция: преемственность традиций

Историю великой Греции принято исчислять с 8 века до н.э. Советские и российские историки за основу принимают такую классификацию:

- с 8 по 6 век до н.э. формировалась античная греческая цивилизация, полисная политическая система и демократия;

- период с 6 по 4 век до н.э. считается наиболее показательным в развитии Греции, потому что полисная система сформировалась полностью и достигла своего совершенства;

- с 4 по 1 век до н.э. начали проявляться некоторые кризисные моменты в политической жизни: дело в том, что демократия, как оказалось, уже не была настолько эффективной тогда, когда укрепилась монархия Македония.

Древняя Греция и Древний Рим имеют очень много общего. Это можно проследить, даже исходя из периодизации истории Древнего Рима:

- с 8 по 6 век длился период, когда на юге современной Италии были греческие колонии, именно в это время был основан город Рим;

- с 6 по 3 век Рим завоевывает Италию; завершается формирование классового общества; укрепляются республиканские устои;

- расцвет Римского государства произошел в период со второго века до н.э. по 2 век н.э., хотя были и кризисные моменты, например, Рим из республики превратился в империю;

- 3-4 век н.э. - распад Римского государства.

Развитие культуры

Культура Древней Греции и Рима, в принципе, практически одинаковая. Дело в том, что, как мы уже отмечали, развитие цивилизованной жизни раньше началось на территории Греции. Соответственно, культурный уровень греков в 6-5 веке до н.э. был намного выше, чем уровень культуры среднестатистического римлянина. Центральным элементом греческой культуры был человек, реальный, живущий именно здесь и сейчас. Именно поэтому ценятся греческие скульптуры, то есть на высоком уровне была культура тела. Кстати, Греция - это родина Олимпийских игр. Древняя Греция и Древний Рим были такими государствами, где кроме интеллектуальной силы почиталась и физическая мощь, крепкое тело. Олимпиада проводилась через 4 года более 100 раз. Хоть Древний Рим и Древняя Греция были такими государствами, которые часто принимали участие в военных действиях, на время проведения этих спортивных состязаний любые войны прекращались. Также не забываем про театр. Во всех крупных городах были театры. В Афинах находился самый крупный из них, вместимость его достигала 17 тысяч зрителей. Спектакли в античных театрах, конечно, проходили не каждые выходные. Там была другая система. Несколько раз в год проводились театральные фестивали. Три-четыре дня с утра до вечера зрители смотрели на великолепную игру актеров. Направленность театральных актов была разная. О чем речь? Жизнь состоит как из позитива, так и из негатива, поэтому античные авторы создавали комедии и трагедии. Люди с удовольствием смотрели каждый спектакль.

Архитектура

Древний Рим и Древняя Греция - это Мекка для архитекторов. Сколько строений, созданных в тот период, до сих пор сохранились и привлекают туристов! Каждый турист, хоть раз побывавший в своей жизни в Риме, бывал в Колизее. Кроме этого, вспомним Акрополь, Пантеон, другие греческие и римские храмы, статую Афины Паллады, Колосса Родосского. Строения возводились достаточно массивные и непростые в плане инженерного исполнения, поэтому мы с уверенностью можем сказать, что эти передовые на тот момент цивилизации внесли огромнейший вклад в историческое развитие. История Древней Греции и Рима очень богата различными фактами и моментами. Именно поэтому эти цивилизации оставили огромный след в мировом развитии. Во-первых, греческая и римская архитектура популярна и сегодня. Основы многих наук также были заложены именно тогда. Знаменитый математик Пифагор открыл закономерность в 5 веке, еще во время начала подъема античной Греции.

www.syl.ru

Греция и Рим

Древняя Греция является колыбелью современной демократии.

Культура древней Греции родилась самостоятельно. В отличии от Иудаизма, грекам никто не помогал, они самостоятельно создали свою культуру. Этим они доказали еще один человеческий закон: “Человек всегда делает лучше то, что делает сам, самостоятельно исправляя свои ошибки в постижении окружающего мира”.

Как же появилась греческая цивилизация? Греческая цивилизация – это смесь различных культур. Греки взяли от своих соседей все самое лучшее:

“Возникновение и расцвет греческой цивилизации, совершившиеся фактически на протяжении жизни нескольких поколений, составляли загадку уже и для самих греков. Уже в V в. до н.э. появились первые попытки объяснения этого феномена. Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет. Одним из первых был здесь “отец истории” Геродот, чрезвычайно высоко ценивший культуру Древнего Египта. Знаменитый ритор Сократ утверждал, что Пифагор воспринял свою философию в Египте, а Аристотель называет эту страну родиной теоретической математики. По утверждению одного из учеников Аристотеля, геометрия была изобретена египтянами. Греческий философ Фалес, побывав в Египте, заимствовал у египтян геометрию и перенес ее в Грецию. Позже это сообщение подтвердил знаменитый Плутарх. Он сообщает, что родоначальник греческой философии Фалес был финикийцем по происхождению. Приехав в Египет, он учился у жрецов, заимствовал у них представление о воде как первоначале всего сущего, а также знания по геометрии и астрономии.

Такие же сведения мы находим у древних авторов относительно Гомера, Ликурга, Солона, Демокрита, Гераклита и других выдающихся представителей греческой культуры. Что же заставляло греков искать восточные корни своей собственной культуры? Современная наука указывает несколько причин. Во-первых, греки, знакомясь с египетской культурой (и культурой других стран Древнего Востока), действительно, многое заимствовали, а в других случаях обнаруживали черты сходства между своей культурой и культурами Востока. Зная о большей древности восточных цивилизаций, греки склонны были объяснять происхождение того или иного явления греческой культуры заимствованиями эллинов на Востоке, что казалось логичным. Во-вторых, этому способствовал консерватизм жизненных устоев, характерный для всех древних обществ. Греция не составляла исключения в этом отношении. Древним грекам было присуще глубокое уважение к старине. Вот почему греки были готовы щедро отдать другим народам свои собственные достижения. Такие понятия, как национальный престиж и приоритет, в древности на сферу культуры, видимо, еще не распространялись.

В чем же особенность древнегреческой истории, определившая характер ее культуры? Еще в прошлом веке была высказана мысль, что главной особенностью древнегреческого общества было существование полиса. Полис – это разновидность города-государства, особая форма общественного устройства, характерной чертой которого была демократическая форма правления. Полис и создал условия для рождения “греческого чуда”.

Эта точка зрения получила признание в науке. Влияние полиса на развитие греческой культуры признают все, но возникает ряд новых вопросов и прежде всего такой: можно ли говорить об исторической уникальности античного полиса. Ведь города-государства существовали не только в античном мире. На Древнем Востоке они появились гораздо раньше, чем в Древней Греции. Ученые расходятся во мнениях по этому вопросу, но большинство из них согласны в том, что между древневосточным и античным городом существовали большие различия. На Востоке сложились такие исторические условия, при которых город-государство терял свою независимость, и попадал под власть деспотического государства. В дальнейшем развитие цивилизаций в странах Древнего Востока проходило в условиях почти полного контроля со стороны государственной власти и жречества над духовной жизнью общества. Регламентация культурной жизни сковывала ее развитие.

Возникновение античного города-государства относится к более поздней исторической эпохе – началу первого тысячелетия до н.э. В Греции не сложилось крупных монархий с деспотической властью царя. Не было здесь и влиятельного жречества, обладавшего монополией на духовную деятельность. Из греческих общин постепенно формируются небольшие по размерам государства-полисы, в которых создаются необходимые предпосылки для развития культуры. Решающее значение при этом имело отсутствие политического и духовного гнета, политическая и личная свобода, которой пользовались граждане полиса. В этом и было главное отличие античного общества как от первобытных общин, где жизнь каждого человека жестко регламентировалась родовыми обычаями, так и от древневосточных обществ, в которых такую регламентацию осуществляла государственная бюрократия.

А какова же роль античного рабства? Отрицать влияние рабства на развитие греческого общества и его культуры нельзя. Распространение рабского труда давало гражданам греческих полисов необходимый досуг и открывало возможность для занятий в разных сферах науки и культуры. Однако заметим, что расцвет греческой культуры наступил раньше, чем рабовладельческие отношения достигли своего полного развития. Выходит, что роль рабства не была решающей.

Теперь, кажется, мы определим те исторические условия, которые сделали возможным появление “греческого чуда”, но возникает еще одно соображение, которое мешает нам признать приведенные объяснения исчерпывающими: всегда ли достаточно политической и личной свободы, наличия досуга для того, чтобы люди обратились к художественному или научному творчеству. Мы знаем много способов использовать свой досуг и не всегда, к сожалению, люди отдают предпочтение таким благородным занятиям, как наука и искусство. Необходим был еще такой общественный и духовный настрой, который бы поощрял творческую деятельность в самых различных сферах, включая культуру. И такой настрой в древнегреческом обществе был. Ученые говорят об агональном характере греческой культуры, который порождал духовный климат, стимулирующий творческие достижения на самых разных поприщах. Агон – древнегреческое слово, означавшее состязание. Каждый современный человек имеет представление о зародившихся в Древней Греции Олимпийских играх. Они свидетельствуют о значении агона в жизни древних греков. Напомним некоторые хорошо известные факты: Олимпийские игры имели общегреческое значение. На игры собирались атлеты и зрители со всех концов греческого мира, т.е. со всего Средиземноморья и Причерноморья, отложив на время Игр и государственные, и частные дела. Списки победителей – олимпиоников, высеченные на мраморных плитах, выставляли в гимназии Олимпии для того, чтобы слава победителей сохранялась в веках. По Олимпиадам, проходившим один раз в четыре года, в Древней Греции велось летосчисление. Олимпионики были окружены почетом в родном городе. Их избирали на высшие должности, предоставляли почетные места в театре, освобождали от налогов и до конца жизни кормили за общественный счет. Трудно найти в истории другую страну и народ, где спортивные соревнования приобрели бы такую популярность, а победа в них так высоко ценилась. Олимпийские игры были самыми известными, но не единственными соревнованиями в Древней Греции. Общегреческие состязания проходили и в других местах. В них принимали участие не только атлеты, но также музыканты, поэты и художники. Агональный, соревновательный дух охватывал все сферы жизни. В книге А. И. Зайцева, о которой мы уже упоминали, приведены факты, свидетельствующие о том, что агон проникает в науку и культуру, становится мощным стимулом творческой деятельности.

Труднее ответить на вопрос: почему агональный дух был присущ грекам в большей степени, чем другим народам. Влиянием полиса его не объяснить. Проявления агонального духа мы находим еще в гомеровский период, когда полиса еще нет. То же можно сказать и об особом характере греческой религии, отличающей ее от религий Древнего Востока. В гомеровском эпосе мы встречаем комические и фривольные сцены с участием богов, что было бы невозможно при господстве религии в духовной жизни”.

Вот мы и находим ответы на вопрос происхождения цивилизации. Это: взаимопроникновение культур, наличие полиса (демократии на местах), наличие свободного времени для занятий наукой или культурой, наличие агона (свободной конкуренции), слабое влияние религии в повседневной жизни. Все это до сих пор является основополагающими принципами развития любого демократического общества.

Легенды древней Греции – особая статья. Греки не только смеются над своими богами, они придают им человеческие черты, то есть сравнивают сами с собой.

Еще один миф древней Греции – миф об Атлантиде. Атлантида, скорее всего – это не остров, а морская база инопланетян, вернее, стартовая площадка для космических кораблей. Когда в площадке отпала необходимость, то она была разобрана, либо затоплена, либо перенесена в другое место. Уходя, гуманоиды распространили миф: атланты ушли, чтобы уступить место суперлюдям. Цель этого мифа: показать людям, к чему стремиться. Фашистская пропаганда поставила вместо суперлюдей арийцев, сделав этот миф основой своей идеологии.

Древняя Греция стала основой для возникновения Римской республики. Римская республика, взяв знания о военном деле еще от эллинов, изучив опыт Александра Македонского, создали хорошо дисциплинированную и обученную армию. Республиканская армия захватила очень большую территорию, но большая территория превратилась в большую проблему. Появились трудности с предоставление гражданства людям на захваченных территориях. Рим стал разрываться от внутренних противоречий, а система полиса себя исчерпала. Этой ситуацией воспользовался Сулла, командующий армией. Сулла впервые ввел войска в Рим. Сулла легко захватил Рим, но впоследствии он был отстранен от власти. Но вскоре Сулла предпринял новую попытку захвата власти, и попытка удалась. Сулла стал тираном, попиравшим законы Рима. Вместо полисов Сулла создал сенат, где собрал самых влиятельных и богатых людей Рима. Сулла стал примером единоличной власти.

mirznanii.com

Древний Рим и Древняя Греция

Период античности вызывает большой интерес как у профессиональных историков, так и у любителей культуры, живописи, архитектуры. Действительно, эти две крупнейшие цивилизации древности дали миру множество открытий, изобретений, достижений практически во всех областях человеческой деятельности.

Древний Рим и древняя Греция

Древний Рим и Древняя Греция объединены в историографии под общим названием Античная эпоха, Античность. Эти слова подчеркивают общность социально-экономического развития, художественной культуры, мировосприятия древними греками и римлянами, при этом римляне становятся преемниками великой греческой цивилизации и во многом ее тиражируют. Но уже со свойственными им чертами. В основе этих явлений лежит экономическая структура, которая базировалась на рабовладельческом способе производства. Именно рабы со всего мира были ядром экономического развития и благосостояния этих государственных образований. История Древней Греции и Рима изобилует проявлениями открытого неповиновения рабов, самыми известными из которых были бунт илотов в Спарте и восстание Спартака в Риме, которые были подавлены. Но их источником стала жестокость и абсолютное безразличие к рабам, которых просто не воспринимали как людей, при этом такой взгляд был распространен как среди знати, так и среди свободного населения.

Цивилизация древней Греции и Рима

Однако цивилизация Древней Греции и Рима не ограничивается рабовладением. Греки являются первооткрывателями многих политических явлений: бесспорно, самым известным является народовластие. Не только народовластие вышло из среды греческой цивилизации, но и принцип разделения властей, хотя и очень примитивный и усовершенствованный римлянами, которые, чтобы избежать произвола, ограничивали сферу деятельности преторов и квесторов, а сенаторы даже могли противостоять императору. Многие из этих принципов легли в основу европейских политических моделей. Древний Рим и Древняя Греция дали миру олимпийские игры, которые впервые были проведены в городе Олимпия в 776 году до н. э. Знаменитое римское право, состоящее из множества разделов и предельно четко разработанное, легло в основу законодательств многих стран мира.

История древней Греции и РимаНо истинным достоянием Античности является богатейшая культура, которая в большом объеме дошла до нас. Древний Рим и Древняя Греция явили планете таких известных людей, как Аристотель, Архимед, Фукидид, Гомер. Их произведения и открытия в корне изменили научную картину мира, философские взгляды, обогатили средневековую литературу. Произведения Цицерона, Вергилия являются классикой изящной словесности. Цельс и Гален - основоположники многих медицинских открытий. Со времен Античности сохранились потрясающие по свое монументальности, мастерству архитектурные памятники. Парфенон, храм Артемиды, Театр Диониса являются классикой архитектуры. Римляне переняли и усовершенствовали методы и технику возведения сооружений, и все это выразилось в Колизее, термах Каракаллы, триумфальных арках и храмах. Этот греко-римский стиль архитектуры получил впоследствии название классического. Таким образом, можно сказать, что Древний Рим и Древняя Греция - неисчерпаемый источник культуры для всего мира.

fb.ru

Рим, древняя Греция и история

Рим и древняя Греция Рим и древняя Греция

История Древней Греции начинается в III тысячелетии до нашей эры. Данное государство включало в себя несколько цивилизаций, обитавших на юге Балканского полуострова, на соседних островах и в отдельных районах в Малой Азии, особенно на ее западном берегу. Греки даже сегодня предпочитают себя называть эллинами, так как для них Греция до сих пор остается Элладой. Известное же сейчас название «Греция» пришло со времен Древнего Рима.

Древняя Греция, Древний Рим

Греческая и римская цивилизации в древности заняли расположение географически практически по соседству. Существовали они тоже почти в то же время, поэтому неудивительно, что они постепенно между собой оказались тесно связанными. Культура и того и другого государства развивалась под влиянием их друг на друга.

Именно родившиеся здесь цивилизации со всеми приобретениями и открытиями несколько позднее стали базой для возникновения европейской цивилизации. Все это оказало мощнейшее воздействие на развитие культуры и искусства средневековья, а, следовательно, и на современность.

Древняя Греция и древний Рим, характеристики

Искусство древней Греции Искусство древней Греции

Как уже было упомянуты, данные цивилизации оказываются достаточно близкими друг другу. Но наряду со всеми схожими чертами между этими цивилизациями присутствовало и некоторое количество довольно таки существенных различий. Во-первых, это было связано со сложностями организации взаимосвязи культур через определенные расстояния.

История Древней Греции делится на строго определенное количество этапов, среди которых отмечаются:

  • Крито-микенский.
  • Гомеровский.
  • Архаический.
  • Классический.
  • Эллинистический.

Наиболее важным центром соседней империи оказался Рим, численность населения которого выросла до 1,5 млн. граждан.

В некоторых частях великой державы находились и другие крупные города:

  • Египетская Александрия.
  • Эфес.
  • Антиохия.

Крупнейший город Греции в эпоху существования Империи - Коринф, который восстановил сам Юлий Цезарь. 

Столица Римской Империи и другие крупные города украшены великолепными большими зданиями, среди которых были:

  • Храмы как общеимперских так местных богов.
  • Дворцы.
  • Здания для развлечений.
  • Базилики.
  • Амфитеатры и театры.
  • Портики для прогулок.
  • Цирки.

В амфитеатре представляли достаточно часто травлю животных, гладиаторские сражения, здесь же устраивались и казни для публики.

Для справки. До сих пор, главным римским амфитеатром остается Колизей, позволяющий вмещать не менее 50 тысяч человек. Однако наряду с ним до настоящего времени сохранились и свидетельства других амфитеатров, расположенных в разных местах бывших городов Римской империи (в Париже, в Вероне и т.д.).

Главной отличительной особенностью городов, входивших в государства Древняя Греция и Рим той эпохи, стали мосты из камней, водопроводы, система канализации.

Акведуки (водопроводы) представляли собой длинные ряды арок, на которых держались труб из глины или свинца. По ним на огромные расстояния и поступала вода в города с горных источников, В современном Риме до сих пор функционируют 2 акведука, построенные в те времена.

Иностранные влияния, которые оказывали друг на друга древние Греции и Рим, воспринимались достаточно лояльно, поскольку они не противоречили внутренним система ценностей 2 государств.

Искусство древних цивилизаций Рима и Греции

Искусство древнейших цивилизаций Искусство древнейших цивилизаций

Данная сфера общественной жизни развивалась в обеих культурах исключительно, в условиях, существовавшего тогда рабовладельческого строя. Искусство Рима считается завершением искусства древнего общества.

Для справки. Среди ученых до сих пор нет согласия относительно искусства древнего Рима. Некоторые считают, что римские мастера лишь продолжили традицию эллинистической цивилизации, тогда как другие категорически полагают, что искусств, развивающееся в древнем Риме, было самостоятельным явлением.

В работах древних римлян, в отличие от греческих произведений, символизм и аллегория преобладали. Соответственно, эллинистические пластические образы и ансамбли уступили в Риме живописи. Римские мастера в отличие от греков, которые видели реальный мир в единстве, стремились познать его в деталях. Для них важно было расчленить единую систему и проследить ее детали в отдельности.

Что касается скульптуры, то в древнем Риме она была ограничена рельефами с изображениями исторических событий и портретами. Исторические журналы представляют достаточно большое количество материалов, отражающих особенности предметов искусства и Древней Греции, и Рима (см. Архитектура древней Греции). Последним удалось добиться иллюзорной интерпретации объема и формы. Это стало возможным благодаря фрескам, мозаики, станковой живописи, которые в Греции были развиты очень слабо.

Развитие архитектуры достигло небывалого успеха, как в строительстве, так и в инженерии. 

Новыми для римлян оказались такие понятия, как:

  • Художественная форма.
  • Пространство.
  • Их взаимосвязь.

В Древнем Риме архитекторы, как правило, затрагивали в ансамблевом масштабе, отдавая предпочтение замкнутой форме. Архитекторы любили обустраивать здания с колоннадой, которая на половину была утоплена в стене.

Архитектура Рима Архитектура Рима
Для справки. Если древнегреческие ансамбли всегда были открытыми, то римские наоборот могли быть обнесены высокими стенами, а чаще всего они располагались в неких низинах, углублениях.

Важным фактором, повлиявшим на характер древнеримского искусства, стал - огромный размах поля его действия. Это обусловлено не столько художественным потенциалом и развитием именно Рима, сколько историческими условиями, в которых протекало данное усовершенствование.

Стоить только вспомнить, что в территориальные рамки Древнего Рима входило огромное количество территорий, для того чтобы определить то, что все достижения эти являются общеевропейскими. Рим же здесь стал своего рода интерпретатором, направляющим звеном наследия древности.

Наиболее яркой чертой древнегреческого искусства стала, конечно же, литература. Мифы и легенды Древней Греции не оставляют равнодушными ни одного читателя. А для тех, кто не относится к книжным червям, снято огромное количество видео фильмов по мотивам древнегреческих мифов.

Греческий писатель Гомер, поведавший миру о странствиях Одиссея, о Троянской войне, является главным свидетельством достижения высочайшего уровня Греческого народа в литературном жанре. Смотрите видео об удивительных историях Рима.

pracivilization.com

Греция под властью Рима

Римский период греческой истории растянулся на пятьсот с лишним лет. Во времена римского завоевания Греция терпела много бед, некоторые города ее были стерты с лица земли, население сокращалось. Но именно в этот период на окраине того же самого Римского государства в Иудее родился в мир Господь Иисус Христос, Сын Божий. Проповедь о воплотившемся Боге распространилась по всей обширной территории империи, но самые обильные свои плоды дала именно в Греции, среди эллинов.

«Карфаген должен быть разрушен»

Это, ставшее крылатым, выражение принадлежит древнеримскому историку Марку Катону. Сейчас оно означает настойчивый призыв к борьбе с врагом до победного конца, но в исторический период, о котором идет речь, звучали эти слова вполне конкретно. Катон призывал разрушить финикийское город-государство Карфаген, боровшееся с Римом за сферы влияния и торговли.

В течение ста двадцати лет, с небольшими перерывами, Рим вел войны против населявших Карфаген финикийцев или пунов, как их называли римляне.  По имени этого народа войны получили название пунических.

Опасаясь возрастающего могущества Рима, Великая Греция вступила в союз с Карфагеном. В третьей пунической войне в 146 году до нашей эры Карфаген был полностью разрушен римлянами, а союзник вражеского государства - Греция - завоевана и порабощена. Так начался Римский период истории Греции.

Попытки освобождения

В течение шестидесяти лет Греция оставалась бесправной римской провинцией, только Афины и Спарта имели некоторую степень самоуправления. В 88 году до нашей эры большее число греческих городов поддержали борьбу царя Понта Митридата с римскими поработителями. Но римские легионы одержали победу над восставшими греками, полностью разорили Афины и Фивы, разрушили и другие греческие города.

Только через восемьдесят лет положение Греции в Римском государстве, которое из республики стало империей, начало улучшаться. Император Тиберий, в правление которого, по Преданию, был распят Иисус Христос, провозгласил греческие провинции Македонию и Ахаию - императорскими, что благотворно сказалось на их экономическом и социально-политическом развитии. Император Нерон, преемник Тиберия, освободил Грецию от уплаты дани, таким образом, фактически даровав ей независимость.

Многие Римские императоры с почтением относились к греческой культуре, посещали Афины, где развивались науки и искусство. А император Адриан приложил усилия и вложил средства в восстановление разрушенных греческих полисов.

Экономика Греции в Римский период

Греческие провинции являлись основным производителем мрамора для всей Римской империи. Изготавливали греки и предметы быта - одежду, косметику, посуду, мебель. Из пищевых продуктов, как и сегодня, славились греческие оливки и оливковое масло.

Ценились в Римской империи образованные греки-рабы, которых покупали в свои дома состоятельные римляне в качестве учителей и врачей.

В течение сорока четырех лет, начиная со времени разрушения Карфагена, римляне строили дорогу от берега Адриатического моря через Балканы до Фессалоник, стоящих на берегу Эгейского моря, и далее - до древнего города Византий, ставшего впоследствии второй столицей империи. Эта Эгнатиева дорога, протяженностью восемьсот километров, способствовала экономическому развитию Греции под властью Рима. Вокруг дороги образовывались поселения, люди, занимаясь сельским хозяйством и ремесленным производством, имели возможность экспортировать свою продукцию в другие регионы страны. В общих чертах на современной территории Греции древнюю дорогу повторяет шоссе, сохранившее историческое название - Эгнатѝя.

Заря христианской эры

В начале новой эры, оставаясь частью Римской империи, Греция начала познавать начатки христианской веры, распространявшейся от имперской провинции - Иудеи. С проповедью о Христе к эллинам пришли апостолы - римский гражданин Павел, Андрей, апостолы и евангелисты Лука и Иоанн и многие другие проповедники Нового Завета, заключенного Богом с людьми.

В Римский период пролилось более всего мученической крови, когда греки-христиане отдавали свою жизнь за обретенную Истину. Они совершали множество чудес, их мертвые тела, впоследствии названные мощами, являли чудодейственную силу, которая не иссякает в течение веков и доныне. Так, под властью Рима, рождалось и крепло Христианство, сформировавшее впоследствии не только греческую, но всю европейскую культуру.

Когда в 330 году первый христианский император Константин перенес столицу империи в Новый Рим - город Византий, впоследствии названный Константинополем, римский период истории Греции закончился. Начался ее Византийский период.

www.grekomania.ru

В Греции всё есть, или как Рим присвоил себе культуру.: rodom_iz_tiflis

Продолжаю заметки - по тегу "Римская империя".

После трехнедельной дополнительной работы на благо семьи, могу вернуться к циклу заметок про Римскую империю. Заметки имеют удивительное свойство - структурировать информацию в голове автора, что нужно прежде всего мне же самому. А если кому-то еще и интересно читать мои заметки, то это дополнительный приятный бонус к моему увлечению.

"Римскую империю" считают наследницей "древней Греции" в культурном отношении. Я же возьму на себя смелость и наглость утверждать, что культурное наследие было приписано "Римской империи", чтобы как-то обосновать ее "древность".Архитектурные памятники "древнего Рима" и "древней Греции"

Проиллюстрирую на примере Храма Портуна:Храм Портуна, Рим, Италия

Храм расположен в самом центре Рима, на "Бычьем форуме", буквально в двух шагах от Circus Maximus, Палатина и театра Марцелла, в 700 метрах от Капитолия и Римского форума. Как сообщает всеведующая википедия, Храм Портуна "one of the best preserved of all Roman temples", то есть - один из лучше всех сохранившихся "Римских" храмов.

Смогли бы Вы без подсказки историков определить, что этот храм - один из лучших образцов именно "римской" культуры, но никак не "греческой"? Каким образом малоазийский ионический ордер, даже своим названием явно указывающий на восточное средиземноморье и переднюю Азию, появился на колонна храма Портуна в италийском Риме?

Сравните "древне-римский" храм с храмом богини Ники (привет, assucareira) на афинском Акрополе - никому и в голову не придет утверждать, что это "римское" наследие, так как "все знают" про его "греческие" корни. Соответственно, я утверждаю, что "римское" культурное наследие приписано "древнему Риму" историками, являясь наследием другой культуры, которую во избежание путаницы пока назову "древне-греческой". Прошу прощения за обилие кавычек, но продираться сквозь лживые нагромождения, не запутав читателя, весьма сложно.Храм Ники, Афины, Греция.

Чтобы проверить гипотезу, сравню два других памятника истории и культуры в Италии и в Греции, а именно - древние театры. Уточню, что амфитеатр - это круглое или овальное сооружение с ареной посередине, в то время как театр - это полукруглое сооружение.

В Сиракузах, что в итальянской Сицилии, находятся развалины, охраняемые Юнеско. При этом развалины театра относят к наследию "греческому", а вот расположенные буквально в 200 метрах от театра развалины амфитеатра - к наследию "римскому". Оставлю на совести историков такое весьма спорное разделение исторического наследия, оставаясь при своем мнении, что культура была единой, искусственно разделенной на "древне-греческую" и "древне-римскую".

Сравните сами. Наследие "древнего Рима":Театр в Сиракузах, Италия

Наследие "древней Греции":Театр в Дельфах, Греция

Справедливости ради, хочу заметить: театры распространены по всему средиземноморью и черноморскому побережью, в то время как амфитеатры сконцентрированы в основном на Апеннинском полуострове (Италия) и в северной Африке, вокруг знаменитого Карфагена, ярого противника Рима. Но про Африканский Рим - уже другая история, до которой надеюсь добраться.Карта амфитеатров "Римской империи" - концентрация вокруг Рима и Карфагена

Еще раз скажу, что я считаю выдуманным историками "древний Рим" в Италии с его наследием. "Римская" архитектура неотличима от "древне-греческой" как искушенному историку, так и непредвзятому исследователю.

Религиозное наследие Рима и древней ГрецииРимский пантеон богов является "копипастом" древне-греческого. При этом многие боги получили новые имена, по примеру:Зевс -> ЮпитерАфродита -> ВенераГермес -> Меркурий.

Другие - слегка видоизменили свои имена, по примеру:Геракл -> ГеркулесАсклепий -> ЭскулапПан -> ФавнПлутос -> Плутон.

Были и боги, которые сохранили свои имена, к примеру: Аполлон.

Список богов, заимствованных "римским" пантеоном у "греческого" впечатляет (оставим до поры в стороне египетский пантеон):Соответствие римских и греческих богов

Ну вот взять хотя бы известнейшую "Венеру Милосскую"Венера Милосская, Лувр, Париж

Милос - это греческий остров в Эгейском море, таким образом всем известная "римская Венера" оказывается на поверку "греческой Афродитой".

Есть даже исторический анекдот, о якобы страсти римских императоров к греческому наследию:Согласно Светонию, около 40 года н. э. римский император Калигула хотел перенести статую Зевса к себе в Рим: «Он распорядился привезти из Греции изображения богов, прославленные и почитанием и искусством, в их числе даже Зевса Олимпийского, — чтобы снять с них головы и заменить своими», когда же приступили к исполнению «статуя Юпитера, которую он приказал разобрать и перевезти в Рим, разразилась вдруг таким раскатом хохота, что машины затряслись, а работники разбежались»Источник

На мой же взгляд, присутствует факт подмены исторического наследия, который настолько очевиден не предвзятому наблюдателю, что остается только удивляться, что этот факт как-то приходится обосновывать.

В культурологическом отношении религиозное наследие "Рима" является "древне-греческим" и, по сути, приписано историками выдуманной ими же империи с центром в Италии, дабы как-то обосновать её "древность".

Библейские истории и "Римская империя"По поводу "древности" библии я уже писал ранее, но тем не менее - проанализируем некоторые моменты, относящиеся к рассматриваемой теме.

Ветхий Завет, основная часть Библии, был переведен семидестью толковниками на греческий язык и получил название "Септуагинта" (от лат. Septuaginta - семьдесят). Странным представляется тот факт, что Александрийский проект с кодовым названием LXX, в котором участвовала команда из семидесяти раввинов - старцев, имел целью перевод на греческий, а не на латынь. Собственно, мне интересен именно этот факт.

Фрагмент рукописи Септуагинты, II в.

Новый Завет, как вторая и меньшая часть Библии, написан изначально на греческом языке, а не на латыни, как можно было бы ожидать. События, описанные в НЗ происходят в Римской, или, используя греческое произношение, в Ромейской империи. Иисус и апостолы говорят по арамейски, но при этом записи делают на греческом. Странным представляется факт, что латынь практически никак не отражена в НЗ, кроме разве что аббревиатуры INRI на кресте.

Выдвину гипотезу, что Ромейская империя (правильное произношение "Римской империи") использовала греческий язык как "язык межнационального общения", как его назвали бы сегодня. Предположу также, что язык Ромейской империи так и назывался "ромейский". При этом другие языки, используемые разными народами в империи, были не-ромейскими, или, в соответствии с ипользованием в греческом (ромейском) приставки "а-" как отрицания, носили названия а-ромейские.

Таким образом, Иисус говорил на местном языке, арамейском. Много позднее ветвь семитских языков получила название арамейской, что является правдой только частично, как несправедливое ограничение арамейских (то есть - не-ромейских, не-греческих) языков только немногочисленной и вымирающей группой, родственной арабскому и ивриту.

Это предположение объясняет, почему Септуагинту переводили на греческий, и почему Новый Завет изначально был написан на греческом (ромейском), как на официальном языке Ромейской империи, в которой и описаны события НЗ.

На латынь Библию стали переводить много позднее (согласно официальной истории). В отличие от греческой Септуагинты переводы на латынь фрагментарны и неполны, и только средневековая Вульгата является полным переводом на латынь.Фрагмент Codex Sangallensis 1395, компиляция фрагментов якобы V века, собранная в XIX веке

Таким образом, Библия косвенно свидетельствует о вторичности и переемственности латыни ромейскому (греческому) языку.

Великая ГрецияВеликие древние греки Пифагор и Архимед, как Вы справедливо можете предположить, творили в Великой Греции, в городках Кротоне и Сиракузах, соответственно.

В Великой Греции творило много других, чуть менее известных личностей, таких как представители философской школы из города Элей товарищи-философы Парменид, Зенон Элейский и Мелисс, оказавших сильнейшее влияние на учения Сократа и Платона.

Или вот известнейшие греческие вазописцы Астей и Пифон из города Пестум, чьи прекрасные работы украшают экспозиции Лувра и других известнейших музеев.Греческая ваза работы Пифона, Лувр, Франция

Примеры наследия Великой Греции можно продолжать, только вот слабо известен тот факт, что все упомянутые города: Сиракузы, Кротоне, Элей, Пестум, равно как и сама Великая Греция (вполне официальный и исторический термин), расположены целиком на территории, входившей в Ромейскую (т.е. "Византийскую") империю, и только в середине XIX века вошли в созданное Итальянское королевство. И по сей день "южане" в Италии достаточно резко отличаются от "северян".

А вот и сама Великая Греция. Не знаю, как Вам, но я был крайне удивлен ее местоположению в южной части италийского "сапога".Карта Великой Греции

Современная ГрецияСовременная Греция - во многом геополитический проект нескольких монархов, включая Екатерину II, которая намеревалась возродить империю со столицей в Константинополе и даже настояла, чтобы её внука назвали Константином, как Ромейского императора.Источник

К слову, сами греки называют себя эллинами, а никакими не "греками". В моем классе училось четверо эллинов, и учитель математики тоже был греком.

То, как была образована современная Греция стало генеральной репетицией образования современного Израиля. Есть много параллелей. Сначала разрабатывается "великая идея", с упором на великие достижения в прошлом, описанные в основном в литературных и религиозно-мифологических источниках. Затем создается движение со своими печатными органами, своими пассионариями. Примечательно, что первая греческая газета стала издаваться в Одессе. Затем первые "идейные" начинают переселение на "историческую родину". Чтобы подстегнуть переезд, устраивается геноцид, в ходе которого рассеянное по многим странам население собирают на земли, названные "родиной" на основе мифов и легенд Греции или торы - в случае Израиля. Почерк узнаваем.

Но я не хочу углубляться в политику, и предлагаю взглянуть на карты - как же официально назывались Балканы в начале XIX века, до образования на них Греции и других государств.

Карта Румелии в 1801 году

Вот цитата про Румелию:Руме́лия (тур. Rumeli — страна (el) румов (rum), ромеев; болг. Румелия, серб. Румелија, макед. Румелија, алб. Rumelia, греч. Ρούμελη) — историческое название Балкан. Этимология слова происходит от арабского названия Восточной Римской империи (Византия) — Рум (Рим).Источник

То есть Балканы еще 200 лет назад называли страной ромеев, говоривших на ромейском (греческом) языке. Румелия - остаток Римской (Ромейской, Румской) империи, которую непроинформированные западными историками арабы, персы и индусы продолжали называть Рим-Рум.Рум - наименование Рима, статья википедии.Выводы:1. "Римская" архитектура неотличима от "древне-греческой".2. Религиозное наследие "Рима" является "древне-греческим".3. Библия косвенно свидетельствует о вторичности и переемственности латыни ромейскому (греческому) языку.4. Великая Греция расположена на Апеннинском (итальянском) полуострове и Сицилии.5. Современная Греция - геополитический проект.6. На востоке "Рим" произносится как "Рум" и обозначает империю, а не город.7. На греческом и многих других языках "Рим" произносится как "Ром".8. Современная Греция расположена на территории Румелии - названии общеупотребимом в XIX веке

Домыслы:"Римская" империя с центром в Италии - это целиком выдуманное историками образование, присвоившее культуру, религию, местоположение и другие достижения Ромейской (Румейской, Римской) империи.

rodom-iz-tiflis.livejournal.com

История. Культура Древней Греции и Древнего Рима: общие черты и различия

История Древней Греции и Древнего Рима, культура этих государств и народов, их населяющих, не перестают привлекать к себе как профессиональных историков и искусствоведов, так и обычных людей, интересующихся достижениями античной цивилизации. Несмотря на кажущуюся удаленность времени расцвета Греции и Рима от наших дней (Греция была включена в состав Римской республики во II веке до н.э., а Западная Римская Империя пала под ударами германских племен в V веке), основные достижения античности не утратили своей актуальности. Люди в школе изучают евклидову геометрию, современное право во многом базируется на древнеримских принципах, любой философ начинает выстраивать свои концепции с упоминания Платона и Аристотеля.

Необходимо учитывать, что выделение античной цивилизации, как цельного этапа в истории человечества, базируется на чертах, общих для культуры Древней Греции и Древнего Рима. О различном же, проистекающем из разного отношения к миру, упоминается вскользь, будто бы это не более чем частный случай проявления одного из общих принципов. Между тем, особенности культуры Древних Греции и Рима проявились уже в формах государственного устройства: Греция - конгломерат демонстрирующих высокую степень автономности полисов (Афины, Спарта, Коринф), Рим - централизованная республика.

Определение понятия культура

Прежде всего, необходимо определиться с самим понятием культуры. Определение этого термина имеет множество вариантов, зависящих от подхода конкретного исследователя или философской школы. В самом широком смысле культурой называют все, созданное человеком, используя в качестве синонима определение "вторая природа". Однако такой подход оставляет в стороне идейную составляющую человеческой деятельности. В связи с этим в научных трудах вводятся две составляющие культуры: материальная (строения, произведения искусства, костюм) и духовная, в которую входят искусство, наука и образ мыслей. Это разделение является зыбким, поскольку оба аспекта культуры всегда взаимосвязаны: идейная сфера определяет формы выражения (скульптура, живопись, архитектура), а материальные объекты стимулируют эволюцию мира идей (множество средневековых и ренессансных литературных произведений созданы с явной ориентацией на античные образцы).

Общее и особенное в идейной сфере

В отношении менталитета и образа мыслей общее и особенное в культурах Древней Греции и Древнего Рима кратко определяется отношением к человеку и к миру. Как греки, так и римляне во главу угла ставили человека. Если хронологически предшествующие им культуры Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Персия) вписывали человека в окружающий мир, причем не как самый главный его элемент, мыслители античной цивилизации предпочитали наделять богов чисто человеческими качествами. Они способны испытывать чувства, не всегда благородные (гнев, ревность, зависть), совершать мотивированные поступки (в "Илиаде" Гомера боги наравне со смертными участвуют в сражениях) и даже образ их жизни ничем не отличается от того, что вели состоятельные люди. Пожалуй, главным доказательством близости менталитета греков и римлян является тот факт, что по завоевании Греции римляне полностью восприняли греческий пантеон и мифологию, сохранив лишь имена своих божеств.

При этом есть и серьезное отличие. Греки исследовали мир и решали сложные философские проблемы во многом из чисто умозрительных побуждений. Римляне же сразу зарекомендовали себя как прагматики. Постановка проблемы и поиски методов ее разрешения определялись лишь получением практической выгоды. Продолжая тему религии, необходимо отметить, что римляне все из тех же практических побуждений населили сверхъестественными силами каждый уголок. От домашних божеств, ларов и пенатов, охраняющих благосостояние и здоровье членов семьи, римляне дошли до обожествления навозной кучи: бог Стеркул благоприятствовал своевременному и качественному удобрению полей.

Лары и пенаты – древнеримские хранители домашнего очага

Римский практицизм привел к тому, что между человеком и богами установились партнерские отношения: человек приносил жертву, а бог за это должен был выполнить просьбу. Постепенно это вело к обеднению духовной сферы. Вера становилась все более зыбкой, а боги не так уж и часто отзывались на молитвы. Заимствование соседних культов по мнению римлянина с одной стороны увеличивало могущество Рима, а с другой давало надежду, что чужеземный бог скорее откликнется на просьбу. В связи с этим пантеон становился все шире и в итоге рухнул, под натиском централизованной и детализированной христианской религии.

Воспитание и обучение в античной цивилизации

Для сравнения культуры Древней Греции и Древнего Рима особый интерес представляет процесс передачи знаний и традиционных ценностей от одного поколения к другому. В этом отношении античная цивилизация тоже сделала шаг вперед в сравнении с древневосточными: если в последних преобладали зубрежка и механическое запоминание правил, то римляне и греки стремились к тому, чтобы ребенок воспринял причины и следствия того или иного процесса.

Различия состояли в объеме знаний. Римский практицизм требовал, чтобы ребенок обладал лишь необходимыми навыками: чтением, письмом, счетом. Даже впоследствии, когда образовательные программы расширились, целью изучения, к примеру, классических поэтов и ораторов являлась имитациях их стиля, уже зарекомендовавшего себя как успешный. Греки же стремились к гармонии между интеллектуальным, физическим и музыкальным воспитанием, полагая, что именно в этом состоит красота человека.

Античная культура - Древняя Греция и Древний Рим в этом едины - создавалась и распространялась прежде всего в мужской среде. Хотя женщины могли играть значительную роль в общественной жизни (известны поэтесса Сапфо, римские императрицы - Агриппина, Мессалина, выдающийся математик Гипатия), целью их воспитания прежде всего ставилось умение вести домашнее хозяйство. Разумеется, им преподавались элементарные знания - счет, письмо, но интеллектуальные разговоры, занятия философией в обоих государствах долгое время считались чисто мужским занятием.

Античное искусство

Если говорить о культуре древних Греции и Рима кратко, то все ее формы и разновидности сведутся к постулированию человека как центра мироздания. Одного взгляда на произведения росписи и рельефы, к примеру, Древнего Египта, достаточно, чтобы понять: изображался не конкретный человек, а некоторый идеальный образ. Иначе в Греции. Скульпторы стремились прежде всего придать своему творению портретные сходства с моделью. При этом представления о красоте требовали все же некоторых корректив. Афинский политический деятель Перикл обладал головой неправильной формы, напоминающей луковицу, именно поэтому скульптор Фидий на всех бюстах этого политика маскировал его дефект шлемом.

Бюст Перикла

При этом греческие мастера стремились к аллегории и символизму. Во многом это связано с тем, что большая часть изображаемых сцен (например, росписи сосудов) бралась из мифологии. Фигура человека передавалась не в статике, а в динамике: таковы скульптурные изображения некоторых известных атлетов - победителей Олимпийских игр. В связи с этим греческое искусство открыто миру, находится во взаимодействии с ним.

В сравнении с культурой Древней Греции, Древний Рим больше внимания уделял анализу изображаемого. Греческая пластичность здесь уступает место живописности. Изображения императоров - Нерона, Калигулы, Клавдия - характеризуются реалистическим подходом к их созданию: римский скульптор передает мелкие детали внешности, не стремится к приукрашиванию своей модели.

Особенности архитектуры

Культура античного мира - Древних Греции и Рима - наиболее зримо воплощается в памятниках архитектуры. Греческая открытость миру выражалась в создании построек, по которым можно было перемещаться, не утрачивая связи с окружающей средой. По большей части культовые и общественные сооружения представляли собой лишь выделенное в мире место, предназначенное для исполнения какой либо функции. Характерная черта античного полиса - наличие агоры, то есть площади, на которой может собраться большое количество людей для обсуждения какого-либо вопроса. Отсутствие центральных органов управления в привычном смысле слова, полисная организация не требовали специфических зданий.

Парфенон: современный вид

Рим же, как централизованное государство, неизбежно столкнулся с необходимостью создания инфраструктуры. Постоянный рост числа жителей города требовал возведения общественных сооружений: амфитеатров, цирков, бань, библиотек. Это потребовало введения новых строительных технологий. Если греки использовали определенное количество колонн, на которых лежат каменные плиты, исполняющие функцию потолка, то римляне применяли бетонную кладку, позволяющую возводить прочное здание за короткий срок. Воспринятые от греков эстетические категории (например, три ордера - дорийский, ионический и коринфский) очень быстро превратились лишь в декоративный элемент.

Римский Пантеон

Литература

При упоминании литературы первое, что вспоминается из истории культуры Древней Греции и Древнего Рима - эпическая поэзия: "Илиада" и "Одиссея" Гомера и написанная в подражание и продолжение им "Энеида" Вергилия. Возможно, именно в этой сфере в наибольшей степени сказалось влияние культуры Древней Греции на Древний Рим. Оратор Цицерон назвал свои речи против Катилины катилинариями, как прежде греческий оратор Демосфен назвал свои речи по имени македонского царя филиппиками. От греков же было воспринято искусство театра и драматургия.

Греция имела богатую устную традицию, на базе которой возник эпос. С заимствованием и модернизацией финикийского алфавита оказалось возможным письменно зафиксировать народное творчество. Римский народ, в силу своей практичности, игнорировал эту область культуры, предпочитая записывать необходимые вещи: значительные события, договоры, речи политических деятелей. Это предопределило подражательность римского эпоса: создавать нечто оригинальное в условиях взаимодействия с греческой традицией оказалось невозможным. Первые писатели занимались лишь адаптацией классических текстов под римские реалии.

Роспись на тему Троянской войны

В этом можно усмотреть и положительную сторону. От греков римляне заимствовали историографическую традицию, представленную прежде всего трудами Геродота и Фукидида. Римское стремление к анализу и скрупулезному описанию деталей привело к тому, что историческая наука распалась на несколько ответвлений. Самостоятельным стало географическое описание (например, "География" Страбона в семнадцати книгах). Историки же описывали как биографии известных деятелей ("Жизнь двенадцати цезарей" Светония), так и создавали обширные исследования ("История от основания города" Тита Ливия).

Если говорить кратко, культура Древнего Рима и Древней Греции на примере литературы демонстрирует высокую степень взаимопроникновения. Страбон, известный как римский географ, по происхождению был греком, и это касается многих других древних ученых.

Театр

Одним из наиболее значительных достижений античной культуры Древней Греции и Древнего Рима является драматическое искусство. Изначально представления были элементом священного действия во время жертвоприношений Дионису - богу виноделия. Со временем их формы усложнялись и к V веку до н.э. складываются основные театральные жанры: трагедия (чаще всего на мифологические сюжеты) и комедия (очень рано приобрела жесткую политическую направленность). О высоком качестве древнегреческой драматургии свидетельствует то, что и поныне трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида и комедии Аристофана продолжают ставиться на сценах ведущих театров мира.

Греческая трагическая маска

Наличие театральных представлений является общим в культуре Древней Греции и Древнего Рима. Различное же в данном случае проявилось во включении театра в программу празднеств, часто устраивавшихся в Риме. Постановки осуществлялись после гладиаторских боев или цирковых представлений. В отличие от греческого, римский театр не стал самостоятельным явлением духовной жизни. На это явно указывает тот факт, что актерская профессия воспринималась римлянином как урон чести и достоинству.

Письменность

Общее и различное в культуре Древней Греции и Древнего Рима достаточно ярко проявилось в способе фиксации знаний. Общим было наличие алфавитного письма, где отдельный знак обозначает отдельный звук, различия же проявились в фонетическом составе речи. Греки могли обходиться 24 буквами, римлянам же потребовалось 26 (включая те, которые требовались для передачи греческих звуков). Использование легкого способа письма, не требующего много материала, позволило зафиксировать многие достижения науки и искусства.

Древние надписи на классической латыни

Научные знания

Сравнение культуры Древней Греции и Древнего Рима было бы неполным без обзора научных знаний в этих обществах. Греки, влекомые любопытством и стремлением во всем разобраться, способствовали дифференциации древней натурфилософии на отдельные научные дисциплины. Особую роль играла математика, в первую очередь - геометрия. Греки сформулировали принцип золотого сечения и решили ряд сложных задач, пользуясь лишь циркулем и линейкой без шкалы. Вместе с тем отмечается стремление к сакрализации математического знания: Пифагор и его ученики полагали, что в числе заключено знание обо всем мире. Поэтому они стремились найти особые числа: дружественные, простые, совершенные и так далее.

Римский практицизм не позволял увлечься изысканиями пифагорейцев. Вместо этого ученые занимались более практическими дисциплинами, такими как агрономия, правоведение и филология.

Бытовая культура

Как известно из истории культуры Древних Греции и Рима, мужчины играли преобладающую роль в обществе. К их распоряжению были различные объединения и союзы, где можно было пировать в компании единомышленников, а затем размышлять на сложные темы (особенно ярко это продемонстрировано в "Пире" Платона).

Особенностью культуры Древней Греции и Древнего Рима была сильная патриархальная власть внутри семьи. Она распространялась не только на домочадцев, но и рабов. Выдав опостылевшей жене личные вещи, муж мог отправить ее в родительский дом - это заменяло собой развод.

Римляне стали изобретателями фамилий в современном смысле слова. При рождении ребенок получал личное имя (их выбор был ограничен, наиболее частые: Марк, Гней, Тиберий, Гай) и родовое имя - прообраз фамилии (Семпроний, Юлий и так далее). Вольноотпущенники или принятые в виллу богатого человека иноплеменники получали родовое имя хозяина. За особые заслуги человеку присваивалось третье имя. Наиболее известные среди них: Цезарь, Август, Калигула.

fb.ru