На крючке: как огромный долг и МВФ толкают Украину к дефолту. Госдолг украины в реальном времени 2018


На крючке: как огромный долг и МВФ толкают Украину к дефолту

08:0018.06.2018

(обновлено: 14:56 18.06.2018)

2814924114

МОСКВА, 18 июн — РИА Новости, Наталья Дембинская. Внешняя задолженность банковского сектора страны — почти шесть миллиардов долларов, сообщил Национальный банк Украины. Это в общем-то немного, а вот огромный госдолг внушает серьезные опасения: 77 миллиардов, 85 процентов ВВП. В Киеве признают, что долг неподъемный и угроза дефолта более чем реальна. Почему украинской экономике не выжить без частных денег — в материале РИА Новости.

Сторонники евроинтеграции Украины около сцены на Европейской площади в Киеве. 25 января 2013Аналитик: Украина на руки от ЕС не получит ни одного евроцента

Долговая яма

В 2017-м государственный долг Украины увеличился на пять миллиардов и достиг 77,05 миллиарда долларов.

В следующие четыре года страна должна выплатить колоссальную сумму — 27 миллиардов долларов, констатировал в мае премьер Украины Владимир Гройсман. 

Обслуживание госдолга дорого обходится украинской экономике. Так, в 2018-м на это понадобится порядка десяти миллиардов долларов. В частности, по реструктуризированным евробондам 2015 года Киеву предстоит выплатить почти миллиард, по кредитам МВФ — 1,6 миллиарда.

В 2017-м страна разместила евробонды на три миллиарда долларов. Эта мера была вынужденной — без новых займов Украина не в состоянии платить по старым долгам. "Возвращение на внешние рынки заимствований исключает дефолт в 2019 году", — заявил в октябре глава ведомства Александр Данилюк. А глава Национального банка Украины Яков Смолий месяц назад сообщил, что "речи о дефолте вообще не идет".

Денежные купюры России и Украины

В шаге от пропасти 

Аналитики, впрочем, оптимизм финансовых регуляторов не разделяют. Все признаки приближения дефолта налицо: вялый экономический рост, неудовлетворительные реформы и, собственно, непомерные долги, считают эксперты проекта VoxUkraine и Киевской школы экономики.

Как Украина умудрилась залезть в такую долговую яму? Одной из главных причин эксперты считают то, что страна критически затянула с непопулярными реформами, которые Россия провела еще в начале 1990-х. 

"Они слишком долго искусственно поддерживали курс гривны — примерно как Россия перед дефолтом 1998 года — и субсидировали цены на газ для предприятий и населения", — отмечает Сергей Хестанов, советник генерального директора по макроэкономике компании "Открытие брокер".

С 2014-го гривна отправилась в свободное плавание, тарифы на газ планомерно повышаются и практически достигли рыночных, но время упущено. Без внешних кредиторов Украине никак не обойтись. 

Денежные купюры Украины на газовом счетчике

По мнению украинской неправительственной организации "Офис эффективного регулирования", для страны "нет ни одного сценария" выполнения долговых обязательств без посторонней помощи. "Это очень похоже на преддефолтную ситуацию, чтобы с этим справиться, нужен внешний заем", — сообщил украинскому изданию "Апостроф" глава организации Алексей Гончарук.

Газодобывающее предприятие на Украине. Архивное фотоКиев обязан пересмотреть тарифы на газ для визита миссии МВФ, заявил Смолий

МВФ недоволен

Самый очевидный вариант — помощь Международного валютного фонда. Но МВФ с некоторых пор не столь охотно кредитует Киев.

Украина уже должна фонду 12 миллиардов долларов. Кроме того, Киев не выполняет условия, на которых предоставляются кредиты. В частности, в МВФ недовольны затягиванием решения вопроса с созданием антикоррупционного суда и недостаточным повышением цен на газ для населения.

Женщина с плакатом про МВФ, Киев

В результате в этом году вместо трех с половиной миллиардов долларов, на которые рассчитывал Киев, кредитор согласился выдать лишь полтора миллиарда.

Заседание Верховной рады Украины в Киеве. Архивное фотоВ Раде озвучили условие дефолта на УкраинеПо мнению экономистов, пока Украине удастся избежать дефолта: Запад продолжит поддерживать Киев, прежде всего по политическим причинам. Но как только финансовый кран перекроют, — а это может произойти в любой момент, — экономика рухнет, потому что страна лишена главного ресурса развития и модернизации — частных инвестиций.

Отсутствие частных денег

Модель экономической модернизации Украины в рамках ассоциации с Евросоюзом предполагает создание множества экспортных производств, нацеленных на Европу. По оценкам ЕБРР, чтобы реализовать этот сценарий, Киеву ежегодно требуется 20 миллиардов евро частных инвестиций. Но этих денег страна так и не увидела.

Западные инвесторы, разумеется, руководствуются исключительно экономическими, а не политическими мотивами. И они не пожелали вкладывать в Украину, не видят перспектив. 

"Они вкладывали в Прибалтику, Польшу и Турцию, но не в Украину. Нет инвестиций, нет и модернизации экономики", — отмечает Александр Разуваев, директор аналитического департамента "Альпари".

Ситуация осложняется тем, что Украина — государство с проблемными границами. Есть мятежный Донбасс, возможны территориальные претензии Венгрии и Польши. А в страну, не контролирующую границы, инвестировать крайне опасно.

Таким образом, Украина оказалась на крючке: если в силу каких-либо причин Запад прекратит поддерживать киевскую власть, это мгновенно обернется дефолтом и сменой политического режима. 

ria.ru

Украине надо выплатить по госдолгу 130 млрд грн в 2018 году. Где их взять?

Где Украине брать деньги на обслуживание своего госдолга?

В конце прошлой недели, 20 апреля, во время брифинга в Вашингтоне глава европейского департамента Международного валютного фонда Пол Томсен заявил, что Фонд отмечает ослабление реформаторских усилий властей Украины и что замедление реформ грозит Киеву утраченными возможностями. Думаю, репутация Кабмина и Верховной Рады сильно подмочена. Что делать? Для меня, как и для многих предпринимателей, ответ очевиден: если мы хотим в 2018 году выйти на устойчивый тренд развития, надо решительно изменить экономическую политику правительства.

Однако безвозвратно потеряно значительное количество возможностей, стимулов и денег, предоставленных нашими западными партнерами, а фактор времени играет против нас. Более того, не за горами у нас большие выборы, и не поэтому ли в субботу 21 апреля Владимир Гройсман в Киеве запустил новый формат общения министров с главами облгосадминистраций, предложив открытые дискуссии. Но думается, на Грушевского все "новое" слишком запоздало с внедрением, а каждое следующее решение премьер-министра легко охарактеризовать одним словом цугцванг, то есть когда в шахматной партии каждый следующий ход ухудшает положение игрока и приводит к еще более худшему результату.

И мы-то прекрасно знаем, что у губернаторов и министров ничего личного, такой себе обычный украинский политический бизнес, действующий по принципу "сегодня народу будет хуже чем вчера, но утешает то, что лучше, чем завтра". Но самое главное - лидеры США, Германии и Франции все больше погружаются в разрешение своих внутренних проблем, а значит, времени на увещевания украинских властей проводить социально-экономические реформы и вести борьбу с коррупцией у них просто не осталось. Ну, а под пустые обещания Запад впредь деньги давать не будет, чудес в прагматичной западной политике не бывает.

Новости по теме

В подтверждение этого в понедельник, 23 апреля, в своем отчете международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings подчеркнуло, что пятый транш кредита от МВФ в размере 1,9 млрд долл. США, который Минфин Украины надеется получить в мае-июне этого года, может до 2020 года стать последним для нас. Ну и в довершение этой довольно "оптимистической" информации аналитики Агентства сделали еще и такое заключение: в 2018-2021 годах украинским властям предстоит произвести внешних выплат на общую сумму в 24 млрд долл. США по государственному и квазигосударственному долгам. Как тут не воскликнуть ставшую популярной, кем-то в сердцах произнесенную фразу: "Да уж, госдолг Украины теперь платежом страшен".

В самом деле, в 2018-2019 годах уже нельзя будет обслужить внешний государственный долг без девальвации гривны и двухзначной инфляции. А как иначе? Наш долг превысил 2,1 трлн грн и достиг почти 80% ВВП, а значит, на обслуживание кредитов ежегодно надо тратить до 4,7 млрд долл. США. А деньги МВФ – это, как ни крути, считай, преддефолтный кредит, так как в 2018 году со скрипом Минфин рассчитывает получить от Фонда лишь около 2 млрд долларов (при этом только Фонду в текущем году следует выплатить 44 млрд грн). И что с этим делать?!

В Кабмине и Верховной Раде никто не знает, что со всем этим делать. Это и понятно, в такой ситуации у любого премьер-министра голова кругом пойдет, когда лишь в одном 2018 году сумма платежей по обслуживанию долга составляет 130,2 млрд грн, из которых 79,34 млрд грн (60,9%) – это на оплату внутреннего долга, а 50,86 млрд грн (39,1%) - на платежи по внешним долгам. Это ловушка? Но, кто ее подстроил? И почему главная составляющая украинской экономики – промышленное производство в марте текущего 2018 года сократилось на 1,4% по сравнению с предыдущим февралем? Почему до сих пор от политики снижения инвестиций мы не переходим к политике форсированных инвестиций?

Вопросы, вопросы, вопросы. Изо дня в день мы их повторяем, а что конкретно сделано по пунктам? Да, в телевизионных ток-шоу политикам нужно не столько говорить, сколько эффективно действовать. Например, чтобы перейти к политике форсированных инвестиций, надо снизить инфляцию, налоговое давление на бизнес и 17-процентную учетную ставку Нацбанка. Далее, активно и профессионально продвигать украинский бизнес на рынки стран Евросоюза, Азии и Америки, используя возможности наших торгпредств. Совместно с представителями ТПП Украины создавать торговые дома в Брюсселе, Пекине и Вашингтоне, а вместе с национальной Академией наук продвигать на международные рынки разработки и услуги отечественных инновационных и IT-компаний.

Новости по теме

Чтобы обеспечить устойчивый рост ВВП до конца 2018 года, также нужны меры бюджетного стимулирования для развития среднего и малого бизнеса; эффективные и сильные решения в денежно-кредитной политике; неотложные институциональные и структурные финансово-экономические реформы. Наконец, давно пора целенаправленно бороться с детенизацией украинской экономики, которая по очень точному замечанию главы Министерства социальной политики Андрея Ревы на сегодняшнем этапе даст денег больше, чем результаты экономического роста.

Также министр Рева уточнил: "Этот факт был доказан правительством в 2017 году. Весь фонд оплаты труда в 2016 году составил 584 миллиарда гривен, и Министерство экономического развития прогнозировало его рост на 82 миллиарда. Но Минсоцполитики заявило о занижении этой цифры и спрогнозировало возможность роста фонда на плюс 212 млрд гривен. По факту, фонд оплаты труда в 2017 году составил 796 млрд гривен. При 2,5% экономического роста мы получили 212 млрд грн в бюджет – откуда эти деньги? Ответ очень прост – эти деньги пришли из теневой экономики, в результате повышения минимальной зарплаты вдвое".

О чем свидетельствует этот показательный факт? О том, прежде всего, что у нынешнего состава Кабмина нет единого стратегического видения, какой должна быть экономика Украина и что для этого надо делать, какие использовать средства и ресурсы? Что и говорить, сегодняшнее ручное управление нельзя никак признать эффективной экономической политикой, так как у нас правила игры (требования нормативно-правовых актов) могут легко поменяться с сегодня на завтра. Соответственно, бизнесу, особенно иностранному, чрезвычайно тяжело приспосабливаться к такого рода действиям правительства, поэтому инвестиции не приходят к нам, а, наоборот, уходят с украинского рынка.

Последние годы показали, что и точечная помощь отдельным предприятиям не дает желаемого эффекта; надо решать министрам и законодателям, как помочь экономике в целом. К примеру, учитывая прогрессивный опыт азиатских стран по выходу из кризиса, не пора ли ослабить налоговую нагрузку на предприятия среднего и малого бизнеса. Также предложил бы ввести для точек роста в реальном секторе экономики на определенное время некий мораторий, а на острый период кризиса вообще резко снизил бы налоговые ставки. К чему это приведет? В первую очередь, к оживлению национальной экономики, что в конечном итоге также резко увеличит объем налоговых поступлений в госбюджет, количество рабочих мест и потребительский спрос.

Но кто все это будет делать, хватит ли компетенции и политической воли?!

Александр ГОНЧАРОВ,

директор Института развития экономики Украины

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на [email protected]

112.ua

Новости Украины: Долги-2018: Кредиторы прижали Порошенко к стенке - Свободная Пресса

Целый ряд управленческих решений правительств Арсения Яценюка и Владимира Гройсмана привели к тому, что государство утратило возможность выполнять свои функции без внешних и внутренних заимствований. Только за 2017 год государственный долг Украины увеличился на $ 6 млрд., составив $ 77 млрд. С учетом падения номинального ВВП вдвое с 2013 года, уровень госдолга эквивалентен примерно 85% валового продукта.

В 2018 году Украине необходимо вернуть кредиторам порядка $ 10,8 млрд. — а это чуть более трети доходной части госбюджета. В эту сумму не включены долги перед Россией, объявленной Киевом «государством-агрессором».

Неприятной новостью для Киева стало недавнее решение Арбитражного института Торговой палаты Стокгольма по спору между «Нафтогазом Украины» и «Газпромом» относительно контракта на поставку природного газа от 2009 года. Сколько бы киевские власти не заявляли о своей победе (заключается, по их словам, в отмене принципа «бери или плати», который и так не выполнялся), украинской госкомпании необходимо будет выплатить российскому монополисту $ 2 млрд. (к слову, на услуги норвежских юристов-международников «Нафтогаз» потратил не менее 15 млн евро).

Впрочем, окончательные суммы выплат будут определены весной 2018 года, когда Стокгольмский арбитраж вынесет решение относительно контракта на транзит «голубого топлива». Но решение Стокгольмского арбитража, обязавшее «Нафтогаз» в период 2018—2019 закупать ежегодно несколько миллиардов кубометров газа напрямую у «Газпрома» — большой имиджевый удар по киевской власти, заявляющей на всех возможных площадках об «отказе от российского газа» как о большом достижении.

Читайте также

Донбасс-2017: Республики уходят от Украины всё дальше Донбасс-2017: Республики уходят от Украины всё дальше

ДНР и ЛНР, несмотря на серьёзные трудности, укрепляют государственность

В конце января 2018 года в Высоком суде Лондона состоится рассмотрение апелляции, поданной Киевом на решение этой же институции от марта 2017 года, обязавшее Украину вернуть $ 3 млрд. и сумму начисленных процентов по еврооблигациям, оформленным по британскому праву и выкупленным Москвой через Ирландскую фондовую биржу в декабре 2013 года.

Примечательно, что вплоть до лета 2015 года Киев исправно осуществлял купонные выплаты (платил по процентам), но уже в декабре того же года, когда пришло время отдавать тело долга, украинские власти назвали этот займ «взяткой Януковичу за отказ от евроинтеграции» и объявили мораторий на его выплату (чуть позже МВФ признал этот долг суверенным). До того, как подавать иски в международные суды, Москва предложила условия реструктуризации «долга Януковича»: в частности, Владимир Путин в ноябре 2015 года в ходе саммита G-20 в Турции предложил «разбить» выплату долга на три года — по $ 1 млрд. в 2016—2018 годах.

Украина предложение не приняла и выразила готовность идти в суды. Решение ожидаемое, ведь вся тактика киевских властей банальна, а именно — тянуть время, используемое для присвоения коррупционной ренты. Промежуточное решение оказалось не в пользу Киева, а шансы на удовлетворение апелляции выглядят сугубо теоретическими.

Не исключен вариант, при котором Россия перепродаст этот долг третьей стороне. Ведь платить напрямую «агрессору» Киев не будет категорически, даже несмотря на решение суда — иначе Петр Порошенко попадет под шквальный огонь критики, что может похоронить его надежды переизбраться на второй президентский срок. Именно так следует понимать заявления Минфина РФ о том, что Москва ведет переговоры с посредниками о возможности урегулирования этого долга Украины во внесудебном порядке.

Забавно, что небезызвестный украинский экономист Олег Соскин, вещавший ранее о том, что «впереди распад России», в октябрьском интервью радио Sputnik признал, что у Киева нет денег на возврат этого долга и придется садиться с Москвой за стол переговоров. Заслуживает внимание и тот факт, что, сколько бы киевские власти не «отбрыкивались» от этого долга, а в начале минувшей осени Украина оплатила РФ часть судебных издержек по данному делу в размере 1,16 млн. фунтов стерлингов.

В скором времени ожидаются окончательные решения судебных инстанций по делу «Татнефти» против Украины.

Напомним, в ноябре 2016 Апелляционный суд Парижа подтвердил решение нижестоящей инстанции от 2014 года, обязав Украину выплатить $ 144 млн. российской компании. Основанием для вынесения арбитражного решения стало нарушение Киевом двустороннего соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций между Россией и Украиной, а также лишение «Татнефти» ее акционерной доли в крупнейшем на Украине Кременчугском НПЗ (ныне принадлежит олигарху Игорю Коломойскому).

Читайте также

Киев наводит на Крымский мост ракету «Точка» Киев наводит на Крымский мост ракету «Точка»

Генштаб ВСУ планирует перерезать «стратегическую артерию» полуострова

По состоянию на сегодняшний день Киев отказывается выплачивать сумму иска, что стало поводом для «Татнефти» обратиться в Федеральный окружной суд по округу Колумбия (США) о принудительном исполнении арбитражного решения. Несколько позже «Татнефть» подала еще два ходатайства в суды Москвы и Лондона против Украины.

Словом, один из главных сюжетов вокруг Украины в ближайшие годы будет связан с погашением долгов.

Украина с 2018 по 2022 год должна выплатить в рамках долговых обязательств более $ 64 млрд., в том числе порядка $ 35 млрд. по внутреннему и почти $ 29 млрд. по внешнему долгу (повторимся, без учета долгов перед РФ). Остается лишь догадываться, какие условия выставят кредиторы Киеву в ходе очередной реструктуризации долгов, но в «группе риска», очевидно, находятся сельхозземли, леса, недра, объекты инфраструктуры и промышленности. Населению же необходимо готовиться к очередному витку девальвации гривны и «затягиванию поясов» в целом. Вероятнее всего, ввиду продолжения ухудшения социально-экономической ситуации отток населения с территории Украины в ближайшие годы будет ускоряться.

svpressa.ru

Население Украины 2018 | Численность населения Украины

Выберите странуАвстралияАвстрияАзербайджанАлбанияАлжирАмериканское СамоаАнгильяАнголаАндорраАнтигуа и БарбудаАргентинаАрменияАрубаАфганистанБагамские ОстроваБангладешБарбадосБахрейнБеларусьБелизБельгияБенинБермудские ОстроваБолгарияБоливияБосния и ГерцеговинаБотсванаБразилияБританские Виргинские ОстроваБрунейБуркина-ФасоБурундиБутанВануатуВеликобританияВенгрияВенесуэлаВиргинские Острова (США)Восточный ТиморВьетнамГабонГаитиГайанаГамбияГанаГваделупаГватемалаГвианаГвинеяГвинея-БисауГерманияГибралтарГондурасГонконгГренадаГренландияГрецияГрузияГуамДанияДжибутиДоминикаДоминиканская РеспубликаЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранИрландияИсландияИспанияИталияЙеменКабо-ВердеКазахстанКаймановы ОстроваКамбоджаКамерунКанадаКатарКенияКипрКирибатиКитайКолумбияКоморские ОстроваКонго, Демократическая РеспубликаКосовоКоста-РикаКот-д’Ивуар (Берег слоновой кости)КубаКувейтКыргызстанКюрасаоЛаосЛатвияЛесотоЛиберияЛиванЛивияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМаврикийМавританияМадагаскарМайоттаМакаоМакедонияМалавиМалайзияМалиМальдивыМальтаМароккоМартиникаМаршалловы ОстроваМексикаМикронезияМозамбикМолдоваМонакоМонголияМонтсерратМьянмаНамибияНауруНепалНигерНигерияНидерландыНикарагуаНовая ЗеландияНовая КаледонияНорвегияНормандские острова (Джерси и Гернси)Объединенные Арабские ЭмиратыОманОстров МэнОстров Святой ЕленыОстрова КукаОстрова Уоллис и ФутунаПакистанПалауПалестинаПанамаПапуа — Новая ГвинеяПарагвайПеруПольшаПортугалияПуэрто-РикоРеспублика КонгоРеюньонРоссияРуандаРумынияСальвадорСамоаСан-МариноСан-Томе и ПринсипиСаудовская АравияСвазилендСеверная КореяСеверные Марианские островаСейшельские островаСенегалСент-Винсент и ГренадиныСент-Киттс и НевисСент-ЛюсияСент-Пьер и МикелонСербияСингапурСинт-МартенСирияСловакияСловенияСоединенные Штаты Америки (США)Соломоновы ОстроваСомалиСуданСуринамСьерра-ЛеонеТаджикистанТаиландТайвань (Китайская Республика)ТанзанияТёркс и КайкосТогоТонгаТринидад и ТобагоТувалуТунисТуркменистанТурцияУгандаУзбекистанУкраинаУругвайФарерские ОстроваФиджиФилиппиныФинляндияФранцияФранцузская ПолинезияХорватияЦентральноафриканская РеспубликаЧадЧерногорияЧехияЧилиШвейцарияШвецияШри-ЛанкаЭквадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияЮжная КореяЮжно-Африканская РеспубликаЮжный СуданЯмайкаЯпония----------------------------------------------Земля

Счетчик населения Украины

03-09-2018 17:08:16

42 203 967

Численность населения

19 413 433

Численность мужского населения (46.0%)

22 790 534

Численность женского населения (54.0%)

307 363

Рождено в этом году

945

Рождено сегодня

435 549

Умерло в этом году

1 339

Умерло сегодня

24 498

Мигрировало в этом году

75

Мигрировало сегодня

-103 689

Рост численности населения в этом году

-319

Рост численности населения сегодня

Источник : Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН: Отдел народонаселения внешняя ссылка .

Население Украины 2017

Согласно нашей оценке, на конец 2017 года, население Украины составляло 42 307 656 человек. За 2017 год население Украины уменьшилось приблизительно на 154 562 человек. Учитывая, что население Украины в начале года оценивалось в 42 462 218 человек, годовой прирост составил -0.36 %.

Вот основные демографические показатели Украины за 2017 год:

  • Родившихся: 458 167 человек
  • Умерших: 649 247 человек
  • Естественный прирост населения: -191 080 человек
  • Миграционный прирост населения: 36 518 человек
  • Мужчин: 19 461 129 человек (по оценке на 31 декабря 2017 года)
  • Женщин: 22 846 527 человек (по оценке на 31 декабря 2017 года)

Население Украины в 2018 году

В 2018 году численность населения Украины уменьшится на -154 000 человек и в конце года будет составлять 42 153 656 человек. Естественный прирост населения будет отрицательным и составит 190 384 человек. За весь год родится примерно 456 500 детей и умрёт 646 884 человека. Если уровень внешней миграции останется на уровне прошлого года, то в следствии миграционных причин численность населения изменится на 36 385 человека. То есть, суммарное количество людей, въезжающих в страну с целью долгосрочного пребывания (иммигрантов) будет больше количества людей, покидающих страну (эмигрантов).

Динамика изменения численности населения Украины в 2018 году

Ниже представлены коэффициенты изменения численности населения Украины, рассчитанные нами для 2018 года:

  • Рождаемость: в среднем 1 251 детей в день (52.11 в час)
  • Смертность: в среднем 1 772 человека в день (73.85 в час)
  • Миграционный прирост населения: в среднем 100 человек в день (4.15 в час)
Скорость убыли населения Украины в 2018 году будет 422 человек в день.

Прирост населения 1952 - 2018

Плотность населения Украины

Согласно данным Департамента Статистики Организации Объеденённых Наций, общая площадь Украины составляет 576 320 квадратных километров.

Под общей площадью подразумевается площадь суши и площадь всех водных поверхностей государства в пределах международных границ. Плотность населения считается как отношение общей численности населения, проживающей на данной территории, к общей площади этой территории. Согласно нашим рассчётам на начало 2018 года население Украины составляло приблизительно 42 307 656 человек.

Таким образом, плотность населения Украины равна 73.4 человека на квадратный километр.

Распределение населения по возрастным группам

Согласно нашим расчётам, по состоянию на начало 2018 года, население Украины имело следующее распределение по возрасту:

- процент людей младше 15 лет
- процент людей в возрасте от 15 до 65 лет
- процент людей старше 64 лет

В абсолютных цифрах:

  • 5 812 226 человек младше 15 лет (мужчин: 2 986 921 / женщин: 2 825 305)
  • 29 954 667 человек старше 14 и младше 65 лет (мужчин: 14 325 372 / женщин: 15 629 294)
  • 6 540 764 человека старше 64 лет (мужчин: 2 150 921 / женщин: 4 389 419)

Мы подготовили упрощенную модель возрастно- половой пирамиды, в которой представлены только три возрастные группы, данные о которых были приведены выше:

мужчины женщины

Примечание: Масштаб пирамиды отличается от абсолютных значений, приведённых выше, поскольку в каждой возрастной группе содержится разное количество лет.

Как мы видим, возрастная пирамида Украины имеет регрессивный или убывающий тип. Такой тип пирамиды обычно встречается у высоко развитых стран. В таких странах обычно достаточно высокий уровень здравоохранения, как и уровень образования граждан. Вследствии относительно низкой смертности и рождаемости, население имеет высокую ожидаемую продолжительность жизни. Все эти факторы, наряду с множестом других, приводят к старению населения (повышают средний возраст населения).

Источник: Данные этой секции основаны на последних публикациях Департамента Статистики ООН в области демографической и социальной статистики внешняя ссылка.

Коэффициент демографической нагрузки

Коэффициент демографической нагрузки показывает нагрузку на общество и экономику со стороны населения, не относящегося к трудоспособному населению (зависимая часть населения). Под населением, не относящимся к трудоспособному населению понимают суммарное население младше 15 лет и население старше 64 лет. Возраст населения трудоспособного возраста (производительная часть населения), соответственно, между 15 и 65 годами.

Коэффициент демографической нагрузки напрямую отражает финансовые разходы на социальную политику в государстве. Например, при увеличении данного коэффициента, должны быть увеличены расходы на постройку образовательных учреждений, социальную защиту, здравоохранение, выплаты пенсий и т.д.

Общий коэффициент нагрузки

Общий коэффициент демографической нагрузки рассчитывается как отношение зависимой части населения к трудоспособной или производительной части населения.

Для Украины Коэффициент общей демографической нагрузки равен 41.2 %.

Значение в 41.2 % - относительно низкое. Оно показывает, что численность трудоспособного населения более чем в два раза превышает численность населения нетрудоспособного возраста. Такое отношение создаёт относительно низкую социальную нагрузку для общества.

Коэффициент потенциального замещения

Коэффициент потенциального замещения (коэффициент детской нагрузки) рассчитывается как отношение численности населения ниже трудоспособного возраста к численности трудоспособного населения.

Коэффициент потенциального замещения для Украины равен 19.4 %.

Коэффициент пенсионной нагрузки

Коэффициент пенсионной нагрузки рассчитывается как отношение численности населения выше трудоспособного возраста к численности трудоспособного населения.

Коэффициент пенсионной нагрузки в на Украине составляет 21.8 %.

Источник: Данные этой секции основаны на последних публикациях Департамента Статистики ООН в области демографической и социальной статистики внешняя ссылка.

Ожидаемая продолжительность жизни

Ожидаемая продолжительность жизни это один из наиболее важных демографических показателей. Он показывает среднее количество лет предстоящей жизни человека. То есть количество лет, которое теоретически может прожить человек, при условии, что текущие показатели рождаемости и смертности будут оставаться неизменными на протяжении всей жизни человека. Как правило, под "ожидаемой продолжительностью жизни" понимают ожидаемую продолжительность жизни при рождении, то есть в возрасте 0 лет.

Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении (для обоих полов) на Украине составляет 68.6 лет (года).Это ниже средней ожидаемой продолжительности жизни в мире, которая находится на уровне около 71 года (по данным отдела народонаселения Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам).

Средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин при рождении - 62.8 лет (года).Средняя ожидаемая продолжительность жизни женщин при рождении - 74.8 лет (года).

Грамотность населения

По нашим подсчётам на Украине около 36 409 252 человека старше 15 лет могут читать и писать на каком- либо языке. Это составляет 99.76% от общего числа взрослого населения. Под взрослым населением в данном случае подразумеваются все люди старше 15 лет. Соответственно, около 85 754 человек все ещё остаются безграмотными.

Уровень грамотности среди мужского взрослого населения составляет 99.79% (16 442 187 человек).34 106 человек - безграмотны.Уровень грамотности среди женского взрослого населения составляет 99.74% (19 967 065 человек).51 648 человек - безграмотны.

Уровень грамотности среди молодёжи 99.72% и 99.81% для мужчин и женщин соответственно. Общий уровень грамотности среди молодёжи составляет 99.76%. Понятие молодёжи в данном случае покрывает население в возрасте от 15 до 24 лет включительно.

Источник: Данные для раздела "Грамотность населения Украины" основаны на последних данных, опубликованных Институтом Статистики ЮНЕСКО (данные были взяты 13 марта 2016) внешняя ссылка.

История населения Украины (1951 - 2018)

Данные показаны на 1 января соответствующего года.

История населения Украины

ГодНаселениеПрирост населения
195137 556 734N/A %
195238 088 1631.42 %
195338 638 3881.44 %
195439 193 9741.44 %
195539 745 5641.41 %
195640 287 9871.36 %
195740 820 2531.32 %
195841 345 1321.29 %
195941 868 3041.27 %
196042 396 2361.26 %
196142 932 8931.27 %
196243 476 5521.27 %
196344 017 6831.24 %
196444 540 1111.19 %
196545 028 1321.10 %
196645 472 1270.99 %
196745 871 3850.88 %
196846 234 7320.79 %
196946 577 8380.74 %
197046 916 7130.73 %
197147 260 2830.73 %
197247 608 4100.74 %
197347 955 0920.73 %
197448 291 1450.70 %
197548 607 0530.65 %
197648 897 5940.60 %
197749 163 1450.54 %
197849 407 8420.50 %
197949 637 8740.47 %
198049 859 4810.45 %
198150 075 2600.43 %
198250 283 7730.42 %
198350 482 4860.40 %
198450 668 8240.37 %
198550 839 6450.34 %
198650 992 3740.30 %
198751 124 7620.26 %
198851 233 1600.21 %
198951 312 3700.15 %
199051 356 9920.09 %
199151 365 3650.02 %
199251 337 400-0.05 %
199351 265 534-0.14 %
199451 134 870-0.25 %
199550 932 213-0.40 %
199650 650 620-0.55 %
199750 293 032-0.71 %
199849 875 836-0.83 %
199949 426 035-0.90 %
200048 971 582-0.92 %
200148 528 543-0.90 %
200248 100 732-0.88 %
200347 692 209-0.85 %
200447 310 441-0.80 %
200546 961 212-0.74 %
200646 649 016-0.66 %
200746 375 957-0.59 %
200846 138 836-0.51 %
200945 929 594-0.45 %
201045 739 104-0.41 %
201145 562 594-0.39 %
201245 398 820-0.36 %
201345 372 700-0.06 %
201445 245 900-0.28 %
201542 773 039-5.47 %
201642 617 345-0.36 %
201742 462 218-0.36 %
201842 307 656-0.36 %

Все данные в этой таблице даны на 1 января соответствующего года.

countrymeters.info

Долговое проклятие Украины-2018. Кто нас спасет?

Долговая передышка, которую Украина получила в результате реструктуризации внешних долгов в 2015 году, заканчивается в декабре 2017-го. С будущего года страна вступает в изнурительный период нескончаемых крупных выплат, который не закончится никогда. Как минимум для нашего поколения. Самая жесть начнется в 2021 году и продлится до 2040 года. Нам придется выплачивать кредиторам так называемые «репарации», о которых договорилась Наталия Яресько. Но пока надо пережить хотя бы 2018 год. А МВФ не хочет нам в этом помочь. Редиска...

Для начала поясню, о каких“ репарациях” идет речь. Так СМИ окрестили платежи (по сути, дополнительные комиссионные), которые министр финансов Наталия Яресько повесила на страну в обмен на широко разрекламированное списание кредиторами 20% нашего долга.

Напомню, что по условиям реструктуризации, если в 2021-2040 годах номинальный ВВП Украины превысит $125,4 млрд. или его рост составит 3-4%, кредиторы получат 15% этого прироста. Если же рост ВВП превысит 4%, то 40% от прироста.

Так что у нас есть только одно спасение от дефолта – не давать экономке расти. Но так не выйдет, поскольку троекратный обвал ВВП в 2014 году был вызван не только объективными экономическими причинами, но и чисто математическим фокусом – обвальной девальвацией гривны. Рано или поздно при жизни в условиях заоблачных цен мы сможем догнать и перегнать Гондурас хотя бы по формальному уровню ВВП на душу населения.

Однако не надо расслабляться и думать, что мега-выплаты начнутся только через три года. Уже в 2018 году долговая удавка станет реальной проблемой по сравнению с 2017 годом. Сравните сами: в 2017 году нам надо было погасить в общей сложности около $2,5 млрд. Из них $1,3 млрд. – кредиты МВФ. В 2018 году только по кредиту МВФ от 2014 года надо вернуть $4 млрд. плюс больше миллиарда долларов выплат по валютным ОВГЗ.

И это еще не считая текущего обслуживания еврооблигаций, кредитов Всемирного банка и гарантированных долгов госкомпаний по их займам и облигациям. Впрочем, по госкомпаниям основные “сюрпризы” ожидают нас в 2019 году. И тогда же пойдут первые выплаты по евробондам с повышенным процентом, которые выпускались под реструктуризационное соглашение, заключенное Наталией Яресько.

Каюсь, что не нашел точной цифры, сколько нам придется заплатить в 2018-м, но “берега” очевидны: в пределах $5-6 млрд. Где взять столько денег? Замечательный вопрос, хотя бы в том плане, что позволяет широко разгуляться фантазии политиков, аналитиков и ответственных должностных лиц.

Конечно, больше всего хотелось бы, чтобы долги нам списали. Но этого не будет. Чуть меньше хочется получить, наконец, от МВФ все обещанное сполна. На момент переговоров о реструктуризации долга стороны исходили из того, что с 2015-го до начала 2018 года в Украину должно “зайти” около $40 млрд. В том числе $17,5 млрд. от МВФ, $15 млрд. от Евросоюза и около $4 млрд. от Штатов. Остальное – размещение евробондов, программы Мирового банка, ЕБРР, гранты правительств разных стран и т.д.

Может, от ЕС и Штатов мы и получили большую часть запланированной финансовой помощи, но МВФ нас подвел. В марте 2015 года был перечислен первый транш в $5 млрд., в августе того же года – второй транш на $1,7 млрд. В сентябре 2016 года фонд перевел третий транш кредита Украине на сумму $1 млрд. В 2017 году Украина пока получила только один транш в $1 млрд., он поступил в апреле. Выходит $8,7 млрд. вместо $17,5 млрд. Причем в 2017-м нам не додали около $4,4 млрд. Скоты! Как принято говорить у нас в высоких властных кабинетах, “подонки высшей меры”.

С другой стороны, надо признать, что наши отношения с МВФ со стороны выглядели немного странно. Мы получали и съедали их транши преимущественно без выполнения взятых на себя обязательств. Ну, повысили коммунальные услуги и ввели платную медицину. Так нашим олигархам это было нужнее, чем МВФ!

Дальше реализовывался типичный для такой ситуации сценарий. Приезжала миссия, констатировала недостатки, замораживала перечисление нам очередной “партии” денег, усаживала Минфин и Нацбанк за стол переговоров. И в результате рождался новый скорректированный Меморандум с МВФ с новыми “маяками”.

Дошло до того, что чуть ли не под каждый транш писался новый Меморандум, который потом мы не выполняли. Подозреваю, что это абсолютно уникальный клинический случай в истории МВФ.

В итоге министр финансов Александр Данилюк заявил, что шестая (!) программа сотрудничества с МВФ должна стать для Украины последней. Наверное, подразумевал слово “крайней”, но вырвалось (по Фрейду) – “последней”. По словам министра финансов, ни одна программа МВФ не была доведена до конца, "поскольку власть не хотела либо не была способна выполнить взятые на себя обязательства".

Эту фразу Данилюк произнес перед тем, как объявить народу новость: в 2017 году, вопреки клятвенным заверениям Минфина, денег от МВФ мы не получим и теперь с большой надеждой ожидаем их в первом квартале 2018 года.

При этом Минфин по опыту последних лет исходит из принципа: “На МВФ надейся, а сам не плошай”. И для того, чтобы избежать дефолта хотя бы по облигациям, обещает выпустить в следующем году очередные евробонды – еще на $2 млрд. Так сказать, перекредитоваться.

Занять-то дело нехитрое. Как отдавать будем? Погашение облигаций из новой эмиссии приходится как раз на “золотые” годы выплаты кредиторам тех самых “репараций”, о которых договорилась Яресько. И это настолько не смешно, что с каждой новой “победной” реляцией Минфина об успешном размещении облигаций запах дефолта становится все более отчетливым.

Поэтому мы снова поворачиваемся к МВФ и по капле выдавливаем из себя оптимизм. «Национальный банк прогнозирует получение $3,5 млрд. от МВФ в 2018 году, в том числе поступление следующего транша уже в первом квартале 2018 года», – сообщает пресс-служба НБУ на своей странице в Facebook. И всего в 2018 году Украина планирует привлечь от МВФ и Всемирного банка средства на $8 млрд.

То, что Нацбанк прогнозирует деньги от МВФ, – это хорошо. Но прогнозирует ли сам МВФ предоставление нам денег в таком объеме? Судя по высказываниям постоянного представителя Фонда в Украине Йоста Люнгмана, не факт.

Чего только стоит заявление Люнгмана, что, по оценкам МВФ, коррупция ежегодно обходится нашей стране в 2% экономического роста? Кроме того, известно, что миссия МВФ, работавшая в Украине в середине ноября, уехала не в самом радужном настроении и не сделав ни одного публичного заявления.

Эксперты, ссылаясь на осведомленные источники и бытующее в их среде мнение, указывают, что для получения в начале следующего года очередного транша МВФ Украине придется выполнить четыре требования – проголосовать в парламенте и начать создавать на практике до Нового года пресловутый Антикоррупционный суд, урегулировать тариф на газ, дать старт приватизации госпредприятий и открыть с 2018 года рынок земли. То есть не “жахнуть” до конца этого года продление моратория на продажу сельхозземли, который истекает 1 января 2018 года.

Из всего перечисленного самым туманным является пункт “урегулировать тариф на газ”. Издание Realist предполагает, что в результате “урегулирования” голубое топливо должно подорожать на 18,8%. И что правительству Владимира Гройсмана придется рано или поздно отступить и отменить свое же решение «заморозить» тариф на газ. Издание вспоминает интервью вышеупомянутого г-на Люнгмана, который заявил, что в Украине – один из самых низких тарифов на газ. При этом изношено практически 70% тепловых сетей, похожая ситуация и в других сферах. И, чтобы ее исправить, придется повышать тарифы.

Заявление представителя МВФ в Украине четко дает понять, что Фонд не собирается отступать и сюсюкаться с нами. Или все четыре условия мы выполняем, или прощай кредит. А с ним в связке займы от Мирового банка и, с большой вероятностью, деньги европейцев. Но о них мы расскажем в следующей статье.

Продолжение следует.

Егор Смирнов

nk.org.ua

Moody’s: В 2018 году общий внешний госдолг Украины превысит 100% ВВП | Экономика

30 января 2018, 17:23

Всего пару недель премьер-министр Украины Владимир Гройсман заверял, что внешние долги Украины составляют "всего" 83% ВВП. А вот в докладе Moody’s говорится, что сумма общего внешнего государственного долга достигнет 104,6% ВВП.

В частности, по мнению аналитиков Moody’s, размер государственного долга Украины конкретно в 2018 году прогнозируется на уровне 72,3% ВВП. При этом в текущем году дефицит текущего счета платежного баланса Украины составит 5,5% ВВП.

По состоянию на 29 января рейтинги 8 из 10 суверенных эмитентов имеют стабильный прогноз, а рейтинги России (Ba1 "позитивный") и Украины (Caa2 "позитивный") имеют позитивный прогноз.

Кроме того, аналитики считают, что неопределенная политическая ситуация в Украине, а также негативные тенденции в геополитике будут способствовать более сдержанным настроениям иностранных инвесторов по отношению к нашей стране.

В то же время эксперты агентства отмечают, что сотрудничество с МВФ привело к продолжению институционального укрепления в Украине.

Напомним, в госбюджете на 2018 год предельный объем государственного долга установлен в размере 1999,3 млрд грн, что будет составлять 60% ВВП.

Ранее Нацбанк улучшил прогноз по росту валового внутреннего продукта (ВВП) на 2018 год – с 3,2% до 3,4%. "Основным драйвером роста экономики станет частное потребление, благодаря сохранению все еще высоких темпов роста реальных зарплат, а также иных доходов, в том числе пенсий", – сказано в сообщении регулятора.

Как "Вести" писали ранее, исполнительный директор Международного фонда Блейзера, экономист Олег Устенко не исключает, что в этом году страна может столкнуться с постоянным дефицитом валюты, что скажется на курсе гривни. "Спрос на валюту в Украине на 2018 год будет находиться на уровне $9 млрд, куда заложены $4 млрд внешних долгов, которые необходимо выплатить в текущем году, и около $2 млрд из этой суммы составляют потребности частного сектора в валюте. $2 млрд из $9 млрд будут покрыты за счет прямых иностранных инвестиций в страну, а $7 млрд необходимо либо покрыть, либо идти на уменьшение наших золотовалютных резервов. В случае же, если политики пойдут по второму пути, то к концу 2018-го — началу 2019 года это может негативно сказаться на финансовой стабильности страны", — считает Устенко.

Читайте также:

"Альфа-банк" и Укрсоцбанк завершают объединение: чего ждать клиентам

Наличный доллар опустили ниже психологического рубикона

"А в Украине с них стригут капусту": владельцы "Киевстар", МТС, "Словяночки" и Ко подпали под санкции США

business.vesti-ukr.com

Госдолг Украины обновил исторический рекорд

Госдолг Украины продолжает неуклонно расти. В феврале он установил исторический рекорд, увеличившись до 76,76 миллиарда долларов.

Это на 0,65 миллиарда больше, чем предыдущее пиковое значение, которое было зафиксировано чуть раньше, сообщают украинские СМИ.

Впрочем, всю тяжесть ситуации понимают и украинские власти. Ранее Владимир Гройсман заявил, что Украине приходится ежегодно выплачивать пять миллиардов долларов только за обслуживание внешнего госдолга.

Отметим, что сам по себе государственный долг Украины не то что бы огромный. Но у страны полностью отсутствуют какие-либо внятные источники дохода для того, чтобы его ликвидировать.

По сути Украина вошла в ту стадию, когда от дефолта ее спасают только новые обращения к кредитной линии МВФ.

В связи с этим Киеву категорически невыгодно прекращение транспортировки газа через территорию Украины, поскольку это лишит страну сразу трех процентов ВВП.

Подобный удар для украинской экономики может оказаться смертельным, поскольку заменить российский транзит нечем. Украинская ГТС может использоваться исключительно для реверса газа через Словакию, но в Европу поставлять Украина уже ничего не сможет.

Читайте нас в Яндексе

Автор: Василий Макагонов

rueconomics.ru