Город Балтийск: достопримечательности и история. Город пиллау


история самого западного города России

Балтийск прочно ассоциируется у калининградцев с военной базой, чудесными широкими пляжами и длинным молом. Недавно открытый для «посторонних» глаз приморский город привыкает к своей привлекательности и не стесняется рассказывать тысячи историй своего существования.

Так получилось, что за Пиллау (именно так назывался Балтийск до 1945 года), боролись многие короли и даже природа. Море всячески способствовало появлению и развитию города. К сожалению, как и во многих городах Калининградской области, от прежней архитектуры в основном остались лишь рассказы. Но узкие мощёные улочки, памятники и набережные помнят всех, кто когда-то пытался стать хозяином этого города.

Гуляя по Балтийску под рассказы гида, то и дело хотелось закрыть глаза и представить Пиллау во все времена — начиная от появления в нём первых авантюристов в погоне за янтарём и заканчивая строительством Северного мола, который по сей день принимает гостей для длительных прогулок на закате. Однако обо всём по порядку.

Русалки, осётр и шторм

Известно, что Балтийск сформировался из пяти самостоятельных деревень. Первые упоминания о поселении в этом районе относятся к XIII веку. Называлась эта деревня Вограм и занимала территорию в 17 гектаров. Населяли её рыцари и переселенцы из Европы, которым приглянулось богатое рыбой море и леса, полные добычи. Впрочем, многих влекло и желание разбогатеть — песок у моря был «размешан» дорогостоящим янтарём.

Как уже говорилось, борьбу за эту территорию предпринимали не только люди, но и стихия. Ненормальные в нашем понимании природные явления случались на этой местности довольно часто. Среди них и Северное сияние, и падение метеорита, и снег в июне. Что касается ветра, то он сыграл решающую роль в жизни этих мест. Так, первый разрушительный шторм обрушился на Вограм в 1690 году, и выжившие люди были вынуждены перебираться в другие поселения.

Что касается деревни с названием, похожим на Пиллау (Пилль, Пиле), то она появилась на 166 лет позже возникновения деревни Вограм. В переводе с прусского это означало «гора», «замок», «крепость». Но существует древняя прусская легенда, что имя городу дала русалка Пилла, которая выходила на берег, чтобы посушить волосы. Верить этому или нет — решать читателю, но, на мой взгляд, такое начало истории для чудесного приморского города звучит вполне натурально.

Все жители этого селения были так или иначе заняты в отлове и обработке осетра. Важнейшим зданием деревни являлась Осетровая изба на холме — на её месте сейчас стоит православный храм. Стоит отметить, что именно этой рыбе Балтийск обязан своим становлением. Вокруг этой избы и появилось первое поселение, а само здание представляло собой что-то вроде казны — помимо рыбы сюда несли собранный янтарь. Тогда в год вылавливали до тысячи осетров, а его переработка была государственной монополией. Мастера осетрового дела и даже их помощники являлись самыми влиятельными жителями города. Впрочем, значимость этой рыбы не прошла мимо — её изображение позже стало красоваться на гербе Пиллау, а сейчас — на гербе Балтийска. Для многих, скорее всего, станет сюрпризом, что в нашем море когда-то водилась такая редкая рыба. Дело в том, что осётр любит чистую воду, и когда корабли перешли на мазутное топливо, он практически исчез из Балтийского моря.

Неизвестно, как сложилась бы судьба этой территории, если бы в 1510 году с моря не пришёл жесточайший шторм, во время которого образовался пролив, отделивший нынешнюю Балтийскую косу от суши. Отголоски этого шторма почувствовали и жители Кёнигсберга, многие из которых не смогли уснуть из-за бушевавшей Преголи. Позже жители Пиллау стали называть пролив «данным Богом», потому что с его возникновением резко к лучшему изменилась и жизнь уже нового поселения.

Новый Пиллау, шведы и первые камни крепости

После шторма жители Пиллау вышли из укрытий и обнаружили, что их город приобрёл иные очертания: часть суши отделилась, и образовался пролив. После этого дня жизнь уже не была прежней — люди обосновались на нынешней косе, а пролив стал судоходным, привнеся колоссальное развитие в экономику и историю города. Именно с этого момента Пиллау разделился на Старый и Новый.

Пролив под названием Фриш-Гаф обеспечил грандиозные перемены, доходы и развитие города. За десять лет в Пиллау появились жаровни с углём для освещения, примитивные фонари, пивная и пекарня. Город стал укрепляться и в военном плане — появился блокгауз, который позже был передан таможне и земляные укрепления, рвы. Таможенные сборы, которые вносили проплывающие суда, и благополучная торговля осётром приносили немалые доходы и обеспечивали жизнь поселения.

За век Пиллау стал лакомым кусочком для завоевателей, и во время прусско-шведской войны в 1623 году король Швеции Густав II Адольф высадился в мирном городе. Через три часа его войска полностью оккупировали Пиллау, а король заявил, что «эта плохая песчаная площадка нужна ему временно». Вскоре он поручил своим подчинённым построить крепость и отправился в поход. Для её возведения было собрано четыре тысячи человек — однако через год огромное количество жизней унесла чума. Строительство известной для нас Шведской крепости продолжилось лишь в год смерти короля, в 1632 году. Голландский инженер Матнал Венту приступил к возведению пятиконечного здания, которое через три года в честь примирения было продано Пруссии. История и архитектурные особенности этой крепости очень занимательны, и мы обязательно вернёмся к ним в следующий раз.

Фридрих Вильгельм Великий, статус города и первые русские следы

Через год после заключения мирного соглашения между пруссами и шведами в Пиллау вошли Бранденбургские войска. Их жизнь на этой территории была несладкой — всё зависело от количества денег, полученных от продажи янтаря и таможенных сборов. Зимой мореходство почти прекращалось, и жизнь становилась практически невыносимой. Однако это не убило боевой дух солдат, и они продолжали строительство крепости.

В 1657 году вновь вспыхнула польско-шведская война, и Пиллау снова угрожала опасность. Для защиты была собрана флотилия в три корабля, которая стала основой будущего прусского флота. Командовал кораблями губернатор Пиллау — полковник Пьер де ля Каве. Спустя три года Польша и Швеция вновь заключили мирный договор, что вернуло в город спокойные времена.

В это время к власти в Пиллау пришёл Фридрих Вильгельм Великий, который стал одной из ключевых фигур в истории города. За время его правления жители получили право торговли с владельцами корабельных грузов, была построена мельница и небольшой деревянный маяк. Недалеко от маяка появилась первая гостиница и первый бастион для защиты от шторма. К 1660 году в Пиллау проживало около 300 человек.

В 1697 году — за три года до того, как была завершена пятиконечная крепость, в рамках Великого посольства в Пиллау прибыл Пётр I. Его свита насчитывала четыре тысячи человек. Для того, чтобы лучше узнать архитектуру и укрепить связи, российский царь был в Пиллау ещё дважды — в 1711 и 1716 годах. Русский правитель пользовался большим уважением среди пруссов. Король Фридрих Вильгельм I даже преподнёс ему в подарок Янтарный кабинет в 55 квадратных метров и Янтарную комнату. Легенды об этой комнате хорошо известны калининградцам, ведь следующим пристанищем для сокровищ после Санкт-Петербурга стал Кёнигсберг. Дальнейшая судьба Янтарной комнаты неизвестна — сколько бы её ни искали. В ответ на щедрый подарок Пётр «преподнёс» пруссу 55 русских великанов для королевской гвардии. Ко дню 300-летия Балтийского флота в городе был установлен памятник последнему российскому царю.

Всё это время стремительно развивающееся и привлекательное для иностранцев поселение не имело статуса города. Его Пиллау приобрёл только в 1725 году. Тогда был введён и известный балтийцам герб с изображением осётра в золотой короне.

Следующий русский след в Пиллау был оставлен во время Семилетней войны, в 1758 году, когда армия Елизаветы I заняла прусские территории. Когда войска российской императрицы сошли на берег Пиллау, многие горожане сбежали в Кёнигсберг. Однако те, кто остался, не подвергались лишениям и пыткам. Напротив — всё население было объявлено свободным в вере, торговле и печати. Студенты продолжали учёбу, а преподаватели пользовались особым почтением русских. Даже занятые в строительстве прусские крестьяне отпускались домой на сбор урожая, который шёл на их обеспечение. В свою очередь, русские войска питались хлебом, привезённым с родных полей.

Рано или поздно патриотические чувства пруссам всё-таки пришлось усмирить — 24 января, в день рождения короля Фридриха Великого, все они дали присягу на верность России. Однако это была своего рода привилегия, ведь в России присягать имели право только дворяне. Своё колено перед Елизаветой преклонил и великий философ Иммануил Кант.

Такое положение дел, по понятным причинам, не устроило прусского короля, и он с первого дня вторжения на свои земли стал вынашивать план возмездия. Одну из ключевых ролей в этом заговоре сыграл почмейстер Пиллау Людвиг Вагнер, который передавал королю информацию и деньги. Несколько лет пруссы разрабатывали схему освобождения Пиллау от «узурпаторов», однако их планы не увенчались успехом. Заговор был раскрыт, а его участники, Вагнер и другие помощники короля, были сосланы в Сибирь.

За время правления Елизаветы в Пруссии в Пиллау была построена «Русская дамба», сегодня более известная как Русская набережная, и православная церковь. Российские средства вкладывались в развитие города, а армия императрицы работала над облагораживанием своих земель и с уважением относилась к местному населению.

Французы, маяк, Северный мол и упадок Пиллау

Во время франко-прусской войны в начале 19 века французы впервые вошли в Пиллау. Тогда армии не удалось взять крепость, а через месяц государства уже заключили Тильзитский мир. Вторая попытка обосноваться в приморском городе пришлась на 1812 год. Занявшие город французы оставались в нём недолго — в это же году они отступили под натиском русских солдат.

Вскоре после этих событий, в 1816 году, в Пиллау был построен новый маяк, который до сегодняшнего дня является одним из символов города. Его высота составляет более 30 метров. Автор постройки неизвестен — разные источники предполагают разные версии. Огонь, указывающий путь морякам, виден на 16 морских миль (около 30 километров).

В 19 веке в Пиллау появилась ещё одна достопримечательность, которая и сегодня является визитной карточкой Балтийска. Самая западная точка России — Северный мол — строился более сорока лет, с 1840 по 1883 год. Предпринять такой дорогой «проект» было необходимо для обуздания морских потоков и предотвращения обмеления пролива. Мол действительно выполнил свою функцию — глубина пролива увеличилась с трёх до девяти метров, а Пиллау не утратил привилегий таможни.

В сороковых годах 19 века Пиллау начал испытывать экономические трудности. Торговля шла хуже, и всё больше людей оставались без работы. Однако работа по развитию города шла непрерывно — в 1865 года Пиллау и Кёнигсберг связала железная дорога, что в разы облегчило доставку товаров. Весь 19 век и до 1945 года в городе проводилось плановое озеленение — высаживались деревья, строились широкие прогулочные дороги.

В 1817 году в Пиллау открылась первая типография, благодаря которой удалось сохранить сведения о судах, заходивших в городской порт. Позже, в 1848 году в будущем Балтийске появилась первая местная газета «Огни Пиллау». Постоянный труд жителей Пиллау и их крепкий дух позволили вывести город из кризиса — во второй половине 19 века он стал самым доходным в Восточной Пруссии. Для отдыха и для того, чтобы «подлечить нервы», в этот город приезжали «сливки» творческой элиты. В 1869 году здесь были впервые организованы соревнования кёнигсбергского яхт-клуба «Рил», которые с 1880 года ежегодно проводятся летом. С началом перестройки эта традиция возобновилась, и регата, как правило, проводится в День военно-морского флота.

Несмотря на успех горожан, прогресс сделал своё коварное дело — в 1901 году был открыт Кёнигсбергский канал, который позволял судам заходить в город, минуя Пиллау. Это событие постепенно стало приводить жизнь горожан в упадок.

С тех пор в городе начались попытки вывести его «на другой уровень». Власти намеревались «перепрофилировать» Пиллау в туристический объект, а для этого ему были необходимы изменения. Кроме того, в это время началось развитие промышленности. «В 1914 году началась первая мировая война. Русский флот заминировал побережье моря. По словам О. Шлихта, мины были очень хорошего качества, но плохо установлены. Настоящая паника была, когда их начало выбрасывать на побережье. Подрывались не только корабли и рыбачьи лодки в море, но и люди на побережье. Специалисты ходили по берегу и обезвреживали мины. Когда русские войска почти приблизились к Кёнигсбергу, многие бежали из города. Огромное впечатление на жителей произвело зрелище, когда конвой из кораблей шёл в сопровождении дирижабля», — пишет в своей книге «Тайны Пиллау» Лидия Довыденко.

Для жителей города наступили тяжёлые времена: еда по карточкам, основной продукт питания — брюква. Люди были обязаны отдавать металл, а ценности государство скупало. После окончания войны Пиллау стал единственной возможностью попасть из Восточной Пруссии в Германию без польского контроля. Через морские ворота города прошли сотни судов с желающими приехать в Пруссию или уехать из неё. В 1921 году Пиллау стал закрытым городом и был объявлен базой германского флота, что, однако, не мешало дальнейшему развитию инфраструктуры города. Так, в 1927 году в городе появился водопровод, а первая водонапорная башня сохранилась и по сей день. А построенные в том же году очистные сооружение остались практически нетронутыми и используются балтийцами сегодня. Кроме того, в тридцатые годы в Пиллау начали масштабно строить отели, пансионаты и маленькие кафе, а в 1934 году было начато строительство аэродрома. Туристы продолжали прибывать в город, было налажено транспортное сообщение с Кёнигсбергом и по городу.

Вторая Мировая война прервала все начинания и строительства и город вновь погрузился в нищету. Из воспоминаний Эрвина Фридриха Кафке, который работал в администрации Пиллау.

«Осётр над ратушей сверкал короной радостно, гостеприимно. Он видел бесконечную нищету, смерть и нужду, когда 18 января 1945 года поток восточно-прусских беженцев влился в город и торопился в порт».

Несмотря на вход советских войск в город, около 250 коренных жителей предпочли остаться в Пиллау. Однако в 1948 году они были принудительно депортированы. 27 ноября 1946 года Пиллау был переименован в Балтийск.

Воспоминания жителя Пиллау

Выходцы из Пиллау сейчас в основном проживают в немецком городке Эккенферде. Ежегодно они собираются у памятника Великому Кюрфюрсту, построенному в 1913 году в их родном Пиллау. Он случайно уцелел во время войны и был найден в Гамбурге, откуда его и доставили на новое место жительства этих людей.

Некоторые из них смогли побывать на родине и рассказать нынешним балтийцам, каково это было — жить в чудесном приморском городе. Лидия Довыденко любезно предоставила журналистам Калининград.Ru рассказ одного из них.

Из воспоминаний Иоахима Рюге, который проживает вместе с женой Верой недалеко от Дрездена:

«Мы любили собираться у большой кафельной печи, особенно в осенне-зимнее время и когда из-за шторма выключали электричество. Отец часто отсутствовал дома, потому что работал лоцманом и провожал заходившие корабли по морскому каналу в Кёнигсберг или в Эльбинг (Эльблонг). А мама всегда была с нами. Мы очень любили сумерничать, экономя электричество, сидя около нашей печи. Мы пели песни, например, «Знаешь ли ты, сколько звёздочек на небе», ели яблочный пирог, или мама рассказывала о своем детстве. Её родительский дом был таким крошечным, что в нем едва помещался стол со стульями вокруг него. Но это не мешало ему быть милым и уютным».

«4 апреля 1937 года я был записан в первый класс. По старой традиции я получил подарок. Была такая картонная упаковка в виде длинного конуса длиной около 80 сантиметров, которая наполнялась сладостями и мелкими предметами, необходимыми в школе. Народная школа, в которую я ходил, находилась на современной улице Головко, это здание не сохранилось. На занятия физкультурой шли мы через школьный двор в спортивный зал, который принадлежал средней школе для мальчиков (сейчас это здание матросского клуба), в которой я стал учиться после Пасхи 1941 года. Мой путь в школу был очень коротким, в отличие от моего старшего брата и сестры, которые учились в Пиллау-2 (сегодня это лицей №1). Английский был первым иностранным языком, а с 3 класса я начал учить латинский».

«Сегодня центром Балтийска является Пиллау-2, а в моё время основная жизнь города была сосредоточена в Пиллау-1. Кажется, это небольшое пространство — а здесь была 21 улица и две площади. Дома по большей части были одноэтажными. Центральная площадь (сегодня конечная остановка микроавтобусов на Кронштадтской) имела треугольную форму. На ней стояла ратуша с башенкой, на шпиле которой вертелся металлический осётр и показывал направление ветра. Тут же располагалась аптека, кафе-мороженое, кайзеровский кафе-магазин, многочисленные торговые лавочки и всеми нами любимое кино. В центре площади был фонтан. Важнейшими постройками были маяк и лоцманская башня, памятник великому курфюрсту (на месте памятника Петру I), великолепное здание почты (не сохранилось), «Золотой якорь», здание суда (музей БФ), реформистская церковь (сегодня православная), старая крепость и казармы (здание штаба базы). Среди кафе и столовых любимым местом у горожан было кафе Ильске-Фалле (не сохранилось). Оно было оформлено в морском стиле, на стенах висели картины, связанные с темой моря и морской жизнью».

«За очистной установкой между крепостью и каналом был  луг, и там находилась так называемая белильня. Здесь хозяйки сушили на солнце белое постельное бельё, белые полотенца и скатерти. Зимой же в этом месте один житель Пиллау (имя не помню) заливал здесь каток, и мы катались там, сколько хотели, за 10 пфеннигов. Каток был очень популярен».

«Во время войны в Пиллау стоял знаменитый лайнер «Роберт Лей» как раз напротив памятника курфюрсту. Его каюты стали квартирами для многих матросов-подводников. Мы, дети лоцманов, полностью излазили и изучили этот корабль, учили азбуку Морзе, одевали противогазы. Однажды я обрызгался кислотой, на месте этих брызг появились дырки. Это была катастрофа, и мама долго нашивала множество заплаток, так как другого костюма у меня не было. С августа 1944 года начались бомбардировки Кёнигсберга английской авиацией. Мы с братом залезли на чердак и из окна увидели кроваво-красное небо на востоке. Это горел Кёнигсберг».

Калининград.Ru благодарит за помощь в подготовке материала Лидию Довыденко, учёного и журналиста, которая уже трижды переиздавала свою книгу «Тайны Пиллау». Также редакция выражает благодарность Фёдору Мунтяну за экскурсию и старые фотографии города.

Интересные факты о городе

В 1585 году жители Пиллау наблюдали Северное сияние.

В 1642 году в Пиллау был издан указ, предусматривавший большие штрафы  женщинам, которые были замечены в ссорах и сплетнях.

Знаменитый композитор Рихард Вагнер бежал от кредиторов в Лондон через Пиллау.

В 1769 году на территорию Пиллау упал метеорит.

Первый поезд с пассажирами из Кёнигсберга дошел до Пиллау за 78 минут.

В июне 1871 года в Пиллау выпал снег.

Текст — Елизавета Шафер, фото — Кирилл Новиков

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции Калининград.Ru

kgd.ru

История Балтийска Город Пиллау

История Балтийска

0000029760__dPXe3YKMБалти́йск (до 1946 года — Пилла́у, нем. Pillau) — город в Калининградской области Российской Федерации. С 2008 года — административный центр Балтийского района.

Расположен на берегу Балтийского пролива, соединяющего Калининградский залив с Гданьским заливом, а затем Балтийским морем. Балтийск — самый западный город России. Крупный морской порт, паромный терминал, железнодорожный вокзал.

В Балтийске расположена крупнейшая база военно-морского флота России на Балтийском море. Ежегодно проводится парад кораблей Балтийского флота, приуроченный ко Дню военно-морского флота, и фестиваль бардовской песни «Ухана» на Балтийской косе.

История

Ранняя история

За время своего существования город несколько раз переходил под контроль различных государств. История Балтийска берёт свое начало в XIII веке — первые упоминания о поселениях рыбаков (деревня Вограм, располагавшаяся на территории между нынешним Балтийском и посёлком Мечниково) в районе современного города относятся к 1258 году[6]. К 1363 году относится первое упоминание о поселении «Пиле» или «Пиль» (от прусского «пилз» — крепость). Теперь это поселение известно под названием «Старый Пиллау». Старый Пиллау делился на две части: Большой Пиллау и, ближе к морю, Малый Пиллау.

К быстрому развитию крепости привёл сильный шторм 10 сентября 1510 года. В результате этого шторма образовался пролив Фриш Гафф, который и по сей день отделяет Балтийскую косу от материка. Пролив стал судоходным, и Пиллау начал расти, став крупным транспортным узлом. Тогда и появилось разделение на Старый Пиллау и Новый Пиллау.

В XVI веке развивалась инфраструктура города: в 1537 году был построен блокгауз, в 1543 — склады для лоцманского оборудования, в 1550 году — военные земляные укрепления.

Цитадель Пиллау, 2010

0000029761__kabCF47tВ XVII веке, в результате прусско-шведской войны, поселение было оккупировано шведской армией. 6 июля 1626 года король Швеции Густав II Адольф высадился у Пиллау с моря и вошёл в город. Пиллау был захвачен за три часа. Шведы заложили одну из главных достопримечательностей современного Балтийска — звездообразную пятиугольную крепость Пиллау (цитадель Пиллау), сохранившуюся до наших дней. В 1635 году, после заключения перемирия с Пруссией, эта крепость (тогда ещё недостроенная) была выкуплена жителями города за 10 тысяч талеров, а через год в Пиллау вошли Бранденбургские войска.

Относительно долгий мирный период начался в Пиллау после заключения в 1660 году польско-шведского мирного договора. К тому времени новый Великий курфюрст Фридрих Вильгельм, понимавший стратегическую важность местоположения Пиллау, начал прикладывать усилия по развитию города. Здесь были построены каменная кирха, мельница и маяк. Кроме того, жителям города было разрешено торговать с владельцами корабельных грузов. В 1660 году население Нового Пиллау насчитывало 300 жителей.

В 1697 году в Пиллау в рамках Великого посольства побывал царь России Пётр I со свитой, насчитывавшей 4000 человек. Пётр I был здесь ещё дважды — в 1711 и 1716 годах.

Город Пиллау

0000029759__KTF2GDr618 января 1725 года произошло знаковое в жизни Пиллау событие — король подписал указ о придании поселению статуса города, вместе со всеми полагающимися юридическими и административными правами. Был введён герб — осётр с короной. Герб сохранился за городом до сих пор. Через 20 лет, 26 мая 1745 года, было открыто здание городской ратуши, разрушенное в конце Второй мировой войны.

Во время Семилетней войны, в 1758 году, Пруссия была занята русскими войсками Елизаветы Петровны. В Пиллау была построена Русская Дамба (ныне известная под названием Русская набережная) и православная церковь.

В начале XIX века Пруссия находилась в состоянии войны с Францией. 1 июня 1807 года французская армия вошла в Пиллау, однако не смогла взять крепость. 2 июля того же года был заключён Тильзитский мир. Известны слова второго коменданта крепости фон Штерка:

Для наших дней и для потомков вечно будет голос защитников Пиллау голосом высшей воинской славы.

В 1812 году французские войска опять заняли Пиллау при отступлении из России. Однако уже 8 февраля 1812 года они были вынуждены отступить из города под натиском русского корпуса генерала Сиверта.

В 1816 году в Пиллау был построен новый маяк высотой 31,38 метра, а в 1871 году была проведена полная перестройка крепости.

15 ноября 1901 года был открыт судоходный Кёнигсберский канал, позволявший судам заходить из Балтийского моря в Кёнигсберг минуя причалы Пиллау. Это оказало сильное влияние на жизнь горожан, постепенно городское хозяйство начало приходить в упадок. 1 апреля 1903 года в состав Пиллау вошли ранее отдельные административные единицы Старый Пиллау и деревня Вограм. 10 ноября 1918 года в городе произошла революция, город перешёл под управление совета рабочих и солдат, который просуществовал полгода.

Гавань Пиллау зимой 1945 года

В конце Великой Отечественной войны в городе шли ожесточённые бои. В штурме Пиллау участвовала 11-я гвардейская армия генерал-полковника Галицкого. В конце апреля 1945 года город пал. 27 ноября 1946 года Пиллау получил название Балтийск.

Послевоенная история

До конца 1940-х годов в Балтийске восстанавливалась инфраструктура, органы власти. Появился Летний театр (сгорел в 1993 году). К началу 1950-х годов в городе уже функционировало пять школ (из них три начальных).

Корабли ДКБФ на базе, 2010

В 1952 году в городе была создана крупнейшая на Балтийском море база военно-морского флота. Это сыграло решающую роль в развитии Балтийска. Он стал закрытым городом. 15 августа 1994 года было подписано постановление о создании Балтийского городского округа, в который, помимо Балтийска, вошёл город Приморск и несколько небольших населённых пунктов: Дивное, Лунино, Цветное, Береговое, а также Балтийская коса.

После распада СССР были предприняты шаги к восстановлению гражданской власти в городе. В 2004 году часть Балтийской военно-морской базы была отдана Министерству транспорта для использования в целях торгового мореплавания[8].

25 июня 2008 года решением Калининградской областной Думы Балтийский городской округ был упразднён, вместо него был создан Балтийский муниципальный район, в состав которого вошли городские поселения Балтийск и Приморск, а также сельское поселение Дивное

neuhauser.ru

История города Балтийск |

история города Балтийск (Россия)

Балтийск (до 1946 года — Пиллау, нем. Pillau) —город в Калининградской области Российской Федерации. С 2008 года — административный центр Балтийского района.Расположен на берегу Балтийского пролива, соединяющего Калининградский залив с Балтийским морем. Балтийск — самый западный город России. Крупный морской порт, паромный терминал, железнодорожный вокзал. В Балтийске расположена крупнейшая база военно-морского флота России на Балтийском море.

В древние времена Вислинская коса (Wislany, Frische Nehrung, сейчас Балтийская)входила в территорию земли Самбия (на немецком языке Samland, на литовском языке Semba, на польском языке Sambia), история города Балтийск (Россия)входившую в состав Древней Пруссии. Земля занимала весь Самбийский (Земландский) полуостров Балтийского моря— до реки Прегель (на немецком языке Pregel; сейчас Преголя) на юге, Деймы на востоке.

Жители Самбии занимались рыболовством и охотой, немного земледелием и скотоводством, торговали янтарем и мехами.история города Балтийск (Россия)В 1237 году рыцари Тевтонского ордена вторглись на территорию Пруссии, и в 1246 году орден завоевывает земли Земландского полуострова. В 1257 — 1258 годах Самбия была поделена между магистром Тевтонского ордена и самбийским епископом.

В 1258 году впервые упоминается селение рыбаков Вограм, находившееся между Балтийском и Мечниково.

В 1270 году Тевтонский орден начинает строительство орденского замка Лохштедт (Lochstädt), где в то время находился Лохштедтский (1) пролив.К 1363 году относится первое упоминание о поселении «Пиле» или «Пиль» (от прусского «пилз» — крепость). Теперь это поселение известно под названием «Старый Пиллау».Вероятно, что здесь находилось небольшое укрепление. Деревня имела так называемую «осетровую избу», то есть помещение, где мариновали и перерабатывали рыбу. Отлов осетра — до 1.000 штук в год — и его последующая переработка были государственной монополией. Мастера осетрового дела и их подручные считались государственными служащими и были наиболее влиятельными из жителей Пиллау. «О, их кубышки всегда полны!» — уважительно отзывались о них соседи, подняв палец к небу.история города Балтийск (Россия)

В 1414 году селение Вограм получило от великого магистра ордена Михаэля Кюхмейстера фон Штернберга права на торговлю.В 1479 году, образуется пролив «Пиллав» (2).К быстрому развитию крепости привел сильный шторм 10 сентября 1510 года. В результате этого шторма образовался пролив (3), соединивший Балтийское моря с заливом Фриш Гафф (Frisches Haff). Немного позже, этот пролив был углублен, и стал доступным для судов. Именно это и сыграло решающую роль в дальнейшем развитии поселения, которое с появлением пролива стало очень важным транспортным узлом.история города Балтийск (Россия)В 1537 году, на южной оконечности Пиллауского полуострова, в Хакене (район маяка ), построили блокгауз, переданный позже в распоряжение таможни. В 1543 году возвели складские помещения, в которых лоцманы хранили свое имущество.

В 1550 году Христофор фон Фальменхайм построил земляные укрепления и деревянный блокгауз, где принимались таможенные сборы и жили сами таможенники, тем самым положил начало строительства цитадели.В 1583 году жители селения Вограм, построили вблизи моря, церковь Святого Адальберта, который был родом из Праги и принял мученическую смерть, будучи прусским миссионером.В 1601 году между Старым Пиллау и Новым Пиллау, голландский инженер Никлас де Камп строит новые защитные рвы, которые шли от Фишхаузена до Хакена. Немецкий фортификатор из старинного дворянского рода Абрахам фон Дона начинает строительство первого бастиона.

В 17 веке начался длинный период оккупаций Пиллау различными захватчиками.история города Балтийск (Россия)В 17 веке, в результате прусско-шведской войны, поселение было оккупировано шведской армией. 6 июля 1626 года король Швеции Густав II Адольф высадился у Пиллау с моря и вошел в город. Пиллау был захвачен за три часа. Шведы заложили одну из главных достопримечательностей современного Балтийска — звездообразную пятиугольную крепость Пиллау (цитадель Пиллау), сохранившуюся до наших дней.

Относительно долгий мирный период начался в Пиллау после заключения в 1660 году польско-шведского мирного договора. К тому времени новый Великий курфюрст Фридрих Вильгельм, понимавший стратегическую важность местоположения Пиллау, начал прикладывать усилия по развитию города. Здесь были построены каменная кирха, мельница и маяк. Кроме того, для того чтоб развивать торговлю, жителям разрешено проводить куплю-продажу товаров с владельцами грузов судов, которые проходили через пролив. Об активном развитии селения свидетельствуют не только новые постройки, но и количество жителей, которое в период с 1660 по 1697 год увеличилось с 300 до 4000 человек.

18 января 1725 года произошло знаковое в жизни Пиллау событие — прусский король Фридрих Вильгельм I подписал указ о придании поселению статуса города: «Мы нашим всемилостивейшим особенным расположением к преданным нам обывателям Пиллау объявляем эту местность городом, присваиваем магистрату и обывателям все прерогативы и привилегии, которыми пользуются все малые города нашего королевства, за исключением тех, какие нами дарованы особо». 26 мая 1745 года, было открыто здание городской ратуши.

Во время Семилетней войны, в 1758 году, Пруссия была занята русскими войсками Елизаветы Петровны. В Пиллау была построена Русская Дамба и православная церковь.

В начале 19 века Пруссия находилась в состоянии войны с Францией. 1 июня 1807 года французская армия вошла в Пиллау, однако не смогла взять крепость. 2 июля того же года был заключен Тильзитский мир.

В 1812 году французские войска опять заняли Пиллау при отступлении из России. Однако уже 8 февраля 1812 года они были вынуждены отступить из города под натиском русского корпуса генерала Сиверта.история города Балтийск (Россия)В 1816 году в Пиллау был построен новый маяк высотой 31,38 метра, а в 1871 году была проведена полная перестройка крепости.

15 ноября 1901 года был открыт судоходный Кёнигсберский канал, позволявший судам заходить из Балтийского моря в Кёнигсберг минуя причалы Пиллау. Это оказало сильное влияние на жизнь горожан, постепенно городское хозяйство начало приходить в упадок.

1 апреля 1903 года в состав Пиллау вошли ранее отдельные административные единицы Старый Пиллау и деревня Вограм.1 апреля 1921 года Пиллау был объявлен базой германского флота. Свободный доступ в город был закрыт. Крепость также перешла в подчинение ВМС Германии. Ранней весной 1938 года начались строительные работы по созданию Военно-морской гавани для стоянки кораблей военного флота. Город Пиллау готовился к второй мировой войне.

Зимой 1945 года на подземном заводе Штиле, где работали военнопленные, взорвалось несколько тысяч морских мин. Из полутора тысяч заключенных, оказавшихся в эпицентре взрыва, в живых осталось не более четырех сотен. На месте взрыва образовался огромный кратер — 350 метров длиной, 150 метров шириной и глубиной в 75 метров.история города Балтийск (Россия)

В середине апреля 1945 года советская авиация и артиллерия нанесли массированный удар по Пиллау, вызвав в нем сильные пожары и разрушения. Армии 3-го Белорусского фронта перешли в наступление. В ночь на 18 апреля части и соединения 11-й гвардейской армии заняли боевые позиции для штурма Пиллау. В 11 часов 20 апреля 1945 года началось общее наступление советских войск. 25 апреля 1945 года войска 11-й гвардейской армии 3-го Белорусского фронта под командованием генерал-полковника К. Н. Галицкого и моряки Балтийского флота штурмом взяли город и крепость Пиллау. Закончилась история немецкого города Пиллау (Pillau).

27 ноября 1946 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР город Пиллау Приморского района переименован в город Балтийск.

До конца 1940-х годов в Балтийске восстанавливалась инфраструктура, органы власти.18 сентября 1945 году был создан контрольно-пропускной пункт «Застава». В город можно было попасть только по пропускам.история города Балтийск (Россия)

В 1952 году в городе была создана крупнейшая на Балтийском море база военно-морского флота. Это сыграло решающую роль в развитии Балтийска. Он стал закрытым городом.

После распада СССР были предприняты шаги к восстановлению гражданской власти в городе. 15 августа 1994 года было подписано постановление о создании Балтийского городского округа, в который, помимо Балтийска, вошел город Приморск и несколько небольших населенных пунктов: Дивное, Лунино, Цветное, Береговое, а также Балтийская коса.

С 1 сентября 1995 года Балтийск стал доступен для свободного посещения жителями Калининградской области при наличии документов с местной пропиской.В 2004 году часть Балтийской военно-морской базы была отдана Министерству транспорта для использования в целях торгового мореплавания.25 июня 2008 года решением Калининградской областной Думы Балтийский городской округ был упразднен, вместо него был создан Балтийский муниципальный район, в состав которого вошли городские поселения Балтийск и Приморск, а также сельское поселение Дивное.герб города БалтийскаГород Балтийск — самый западный город России, расположенный на 50 километров западнее Калининграда. Общая площадь Балтийска — около 50 км².герб города Балтийска

Герб города Балтийска

18 января 1725 года селение Пиллау (Pillau) получило от прусского короля Фридриха Вильгельма I городские права, а также печать и герб.

На гербе был изображен осетр плывущий по морю, украшенный короной, напоминавшей по форме ту, что носили первые прусские короли. Еще ее называли янтарной короной. Выбор осетра в качестве символа Пиллау имеет свое объяснение. На протяжении многих столетий осетр оставался самой ценной из промысловых рыб. В сети пиллауских рыбаков во время весеннего нереста рыбы и ее возвращения в море в осенний период попадали двух — и трехметровые осетры.

В 1916 году герб Пиллау был впервые изменен, для того чтоб соответствовать новым правилом. Теперь на изображении был серебряный осетр в золотой короне на фоне синей воды и красного неба.герб города Балтийска

герб города Балтийска

В 1993 году Совет народных депутатов Балтийска утвердил официальный исторический герб города, над эскизом которого работали краеведы и сотрудники музея Балтийского флота.

 

Теперь на нем располагалась крепость и под ней дата – 1725, именно в этом году поселение Пиллау (ныне Балтийск) получило статус города. Именно эту дату и считают датой основания Балтийска.

герб города Балтийска

Известен проект герба Балтийска,разработанный еще в бытность СССР. герб города БалтийскаНа красном фоне щита изображался якорьи звезда на фоне восходящего над морем солнца.

 

 

 

Современный герб города Балтийск.

история города Балтийск (Россия) история города Балтийск (Россия) история города Балтийск (Россия)
памятник Петру I на фоне маяка в Балтийске памятник «Жена рыбака» далномерная вышка береговой батареи
история города Балтийск (Россия) история города Балтийск (Россия)
76 мм пушка бронекатера № 509 крепость Пиллау
история города Балтийск (Россия) история города Балтийск (Россия)
библиотека имени В. С. Пикуля кафедральный храм Александра Невского
история города Балтийск (Россия) история города Балтийск (Россия) история города Балтийск (Россия)
памятник Ленину часовня в честь Дмитрия Донского морской собор балтийского флота
история города Балтийск (Россия) история города Балтийск (Россия)
приход пресвятого имени Марии мемориал «Балтийская слава»
история города Балтийск (Россия) история города Балтийск (Россия)
Елизаветинский форт форт «Западный»

travelkap.ru

Город Балтийск: достопримечательности и история

Самая западная точка России – Балтийск. Достопримечательности этого города и его история описаны ниже в статье.

Город Балтийск: история

На месте города в XIII веке находилась небольшая рыбацкая деревушка под названием Пиллау («крепость»). Принадлежала деревня пруссам. В XVI веке деревня стала важным портом герцогства, что способствовало её расстраиванию. С открытием судоходной гавани, здесь начали появляться первые укрепления и склады.

В XVII веке в гавани обосновались шведы. Они начали обновление старых укреплений поселка и построили флот, напоминающий по своей форме звезду. Сейчас это место является главной достопримечательностью Балтийска. В 1635 году поселок передают под управление Бранденбурга, после уплаты выкупа местными жителями.

Пиллау постепенно расширяется. В конце XVII века появляется маяк и каменная церковь, а в 1725 года он получает статус города. В войне с французами, российские войска и войска Наполеона по очереди завоевывали город. Последним был Наполеон в 1807 году, но ему пришлось отступить, так как с Россией был заключен мир.

Город Балтийск появился после окончания Второй мировой войны, когда вся территория Калининградской области перешла к России, а название Пиллау осталось лишь в истории. В настоящее время - это портовый город, который является самой западной точкой страны. Балтийск также является военно-морской базой Российской Федерации.

балтийск достопримечательности

Балтийск: достопримечательности архитектуры

Первая значительная достопримечательностей – это маяк. Его считают символом города. Построен он Яковом Шинкелем на месте деревянного. Предыдущий маяк не был хорошо виден суднам, а зато новый виден за 15 миль.

Здание старой готической кирхи теперь является Кафедральным собором Балтийского морского флота. Открыт Свято-Георгиевский собор был в 1991 году. В 2001 году сюда привезли мощи генерала Ушакова, которого причислили к лику святых.

Чем ещё может впечатлить Балтийск? Достопримечательности города это старинная архитектура. Самыми старыми постройками считаются Западный и Восточный форты, а также руины замка Лохштедт. Построили замок жители деревни Пиллау. Вначале он был сделан из дерева, но позже его заменили на каменный вариант. Западный форт был построен одновременно с Восточным, однако, сохранился намного лучше. От Восточного форта осталось мало.

город балтийск

Музей

Когда город Балтийск (Калининградская область) был под властью шведов, здесь была построена цитадель по приказу короля Швеции. Строительство не закончили и местные жители сами достраивали цитадель. Её неоднократно перестраивали и реконструировали.

Сейчас цитадель, согласно изначальному плану, имеет вид пятиугольной звезды. Каждая её сторона составляет 80 метров и имеет свой бастион: Пруссия, Альбрехт, Кронпринц, Кениг, Кениген.

С 2000 года в цитадели открыт Музей Балтийского флота. Посетители могут увидеть акваланги различных годов, модели военных кораблей и их настоящие детали. В музее также хранятся детали военных самолетов и ракет.

Памятники

Много исторических событий пережил Балтийск. Достопримечательности города красноречиво говорят об этом. Здесь много интересных памятников, например, памятник Петру I. Удивительно увидеть такой монумент в городе, который русским стал только после Второй мировой. Но Петр I полюбил Пиллау и приезжал сюда несколько раз . В 1998 году, на 300-сотый юбилей Балтийского флота, императору поставили памятник.

В 2004 году в Балтийске поставили памятник императрице Елизавете в честь побед российских войск во время её правления. Императрица в форме полковника гордо восседает на скачущем коне.

балтийск калининградская область

Есть в Балтийске и памятник известному гидростроителю и академику, который жил в городе в XIX веке. Почетный гражданин города Готтильд Хаген – автор большинства укреплений, южного мола и гавани. Памятник академику возвели ещё в 1887 году.

Город является портовым с давних времен, поэтому скульптура женщины, ожидающей возвращения мужа из плаванья считается одним из главных символов города. Женщина держит на руках ребенка и смотрит в морскую даль, олицетворяя собой судьбу жен моряков и их радость от возвращения мужей домой.музей балтийского флота

Заключение

На берегу Балтийского пролива расположился самый западный город России – Балтийск. Достопримечательности свидетельствуют об интересной и бурной истории населенного пункта: остатки крепостных стен, замковые руины, городская архитектура и интересные памятники, музей Балтийского флота – все это стоит увидеть хотя бы раз.

fb.ru

Балтийск, Город Пиллау

В XVI веке развивалась инфраструктура города: в 1537 году был построен блокгауз, в 1543 — склады для лоцманского оборудования, в 1550 году — военные земляные укрепления.

Цитадель Пиллау, 2010

Цитадель Пиллау, 2010

В XVII веке, в результате прусско-шведской войны, поселение было оккупировано шведской армией. 6 июля 1626 года король Швеции Густав Адольф высадился у Пиллау с моря и вошёл в город. Пиллау был захвачен за три часа. Шведы заложили одну из главных достопримечательностей современного Балтийска — звездообразную пятиугольную крепость Пиллау (цитадель Пиллау), сохранившуюся до наших дней. В 1635 году, после заключения перемирия с Пруссией, эта крепость (тогда ещё недостроенная) была выкуплена жителями города за 10 тысяч талеров, а через год в Пиллау вошли Бранденбургские войска.

Относительно долгий мирный период начался в Пиллау после заключения в 1660 году польско-шведского мирного договора. К тому времени новый Великий курфюрст Фридрих Вильгельм, понимавший стратегическую важность местоположения Пиллау, начал прикладывать усилия по развитию города. Здесь были построены каменная кирха, мельница и маяк. Кроме того, жителям города было разрешено торговать с владельцами корабельных грузов. В 1660 году население Нового Пиллау насчитывало 300 жителей.

В 1697 году в Пиллау в рамках Великого посольства побывал царь России Пётр I со свитой, насчитывавшей 4000 человек. Пётр I был здесь ещё дважды — в 1711 и 1716 годах.

Город Пиллау

18 января 1725 года произошло знаковое в жизни Пиллау событие — король подписал указ о придании поселению статуса города, вместе со всеми полагающимися юридическими и административными правами. Был введён герб — осётр с короной. Герб сохранился за городом до сих пор. Через 20 лет, 26 мая 1745 года, было открыто здание городской ратуши, разрушенное в конце Второй мировой войны.

Во время Семилетней войны, в 1758 году, Пруссия была занята русскими войсками Елизаветы Петровны. В Пиллау была построена Русская Дамба (ныне известная под названием Русская набережная) и православная церковь.

В начале XIX века Пруссия находилась в состоянии войны с Францией. 1 июня 1807 года французская армия вошла в Пиллау, однако не смогла взять крепость. 2 июля того же года был заключён Тильзитский мир. Известны слова второго коменданта крепости фон Штерка:

В 1812 году французские войска опять заняли Пиллау при отступлении из России. Однако уже 8 февраля 1812 года они были вынуждены отступить из города под натиском русского корпуса генерала Сиверта.

В 1816 году в Пиллау был построен новый маяк высотой 31,38 метра, а в 1871 году была проведена полная перестройка крепости.

15 ноября 1901 года был открыт судоходный Кёнигсберский канал, позволявший судам заходить из Балтийского моря в Кёнигсберг минуя причалы Пиллау. Это оказало сильное влияние на жизнь горожан, постепенно городское хозяйство начало приходить в упадок. 1 апреля 1903 года в состав Пиллау вошли ранее отдельные административные единицы Старый Пиллау и деревня Вограм. 10 ноября 1918 года в городе произошла революция, город перешёл под управление совета рабочих и солдат, который просуществовал полгода.

Страницы: 1 2 3 4 5 ...

 

www.travellers.ru

История Пруссии. Пиллау - Балтийск. Part 2

В 1789 году король Фридрих Вильгельм II повелел откопать занесенные песком сооружения. Надвигалась французская угроза. Стоимость работ оценили в огромную сумму – 645 тысяч талеров, однако, что удивительно, эти средства были найдены. Возглавил работы военный инженер Пауль Гонтценбах, швейцарец по происхождению. Под его руководством были вычищены от песка крепостные рвы, были завершены казематы, восстановлены земляные валы. Крепость возродилась.

Пиллау

27 октября 1806 года армия Наполеона оккупировала Германию и начала экспансию на восток. Король Фридрих Вильгельм III был вынужден укрыться в Кенигсберге и обратится за помощью к Александру I, который выдвинул свои войска к границе Пруссии.

Чтобы не допустить захвата казны французами, в Пиллау пришел линейный корабль под шведским флагом. В гавани уже стояли загруженные ценностями короны суда, ожидая эскорта. И, под покровом строжайшей тайны, «серебряный флот» покинул порт, взяв курс на Копенгаген, куда благополучно прибыл. Командовал грузом опытный лоцман Пиллау – Иоганн Штенке.

1 июня 1807 года первые отряды французской армии появились на Фрише Нерунг, а через два дня Старый Пиллау уже был в их руках. Для усиления береговых войск к Новому Пиллау подошел французский флот. Корабельные батареи начали обстреливать крепость, однако гарнизон не желал сдаваться. Командовал крепостью семидесятишестилетний полковник фон Германн.

18 июня 1807 года в 14 часов пополудни крепость открыла ответный огонь, нанося существенные потери нападавшим. Французы потребовали незамедлительной сдачи, на что фон Германн ответил так: «Враг волен, коли он решил, действовать, но защитники крепости сами сожгут несчастный город из своих пушек, если потребуется». Комендант собрал гарнизон на плацу и приказал принести свой гроб, после чего обратился к своим подчиненным: «Друзья! Пока я жив, крепость не сдам. Вот мой гроб. Кто переживет меня, вашего начальника и командира, пусть положит мой прах в него. Здесь, в присутствии всех вас, я еще раз повторю ту клятву, которую я давал давно, при вступлении на службу моему монарху, моему государю. Всех, в ком жива воинская честь, прошу повторить клятву со словами – Пруссия или смерть!». Крепость был подготовлена к взрыву в случае падения.

Однако к этому времени чаша весов в войне склонялась не в пользу русских, и Александр был вынужден искать мира с Наполеоном, который и был заключен 25 июня 1807 года в Тильзите (Советске), и это спасло город от возможного полного разрушения.

Сами же французы заняли крепость только в 1812 году, перед походом Наполеона на восток. Король был вынужден дать на это разрешение. Теперь здесь стоял смешанный – французско-прусский гарнизон, полковник фон Германн был отправлен в почетную отставку, его место занимает комендант фон Тресков, совместно с французом де Костеллем. Содержание гарнизона полностью легло на жителей города. Так продолжалось до 1812 года, когда войска Наполеона потерпели поражение в кампании против России.

В конце 1812 года в город вошли отступающие французские части. Прусский комендант, бургомистр Флях и жители города активно начали восстание, ободренные тем фактом, что к Старому Пиллау уже подходили русские войска, под командованием генерала Сиверта. Французский комендант был вынужден сдаться.

8 февраля 1813 года остатки французских войск покинули город по льду пролива, по направлению к Бальге, а русские войска беспрепятственно вошли в Пиллау, под всеобщее ликование местных жителей. Жители Пиллау встречали русских солдат возгласами: «Да здравствует Александр, наш освободитель!». Стоявшие вдоль дороги прусские войска преклонили знамена и отдали воинскую честь. Все дома в городе были украшены гирляндами из зеленой хвои. На маяке били в барабаны, гремели литавры. Был дан пышный бал. Уже на следующий день русские силы отправились преследовать врага дальше. Летописец города отметит в своих записях: «все опасности были позади, занялась утренняя заря светлого будущего».

В 1813 году на месте лоцманской башни строится новый маяк, строительство было завершено через два года и он стал своеобразной визитной карточкой города. Авторство проекта до сих пор не установлено, по одним источникам это – Карл Фридрих Шинкель, по другим – директор гидротехнического строительства Шульце. Руководил работами по его возведению – инспектор местной гавани Иоганн Фридрих Петерсон.

Маяк в Пиллау

Вид с Фрише Нерунг на Зеетиф и маяк

В августе 1822 в гавань Пиллау пришел первый колесный пароход – «Коперник» Судно совершало рейсы по Фрише Хафф, перевозя почту, грузы и пассажиров. Но уже осенью того же года оно столкнулось с парусником и затонуло. Однако уже на следующий год паровое судно «Анна Мария» начало регулярные рейсы Кенигсберг-Пиллау. Начиналась эпоха парового судоходства.

В 1837 году были отменены ограничения, запрещавшие сбор янтаря и нахождение на берегу моря в определенных местах, что позволило всего через пять лет построить первые прибрежные гостиницы для туристов.

В 1839 году произошло одно занимательное событие в истории Пиллау, оставившее заметный след в мировом культурном наследии. Великий композитор Рихард Вагнер с семьей, спасаясь от кредиторов, тайно сел на отплывающее из Пиллау в Лондон судно «Тетис». Во время плавания разразился страшный шторм. Огромные волны кидали судно как щепку, ветер рвал паруса, мачты жалобно скрипели, отчаянно сопротивляясь напору разбушевавшейся стихии. Капитан принял решение укрыться от неистовства моря в норвежских фьордах, не слишком веря, что ему это удастся. Практически неуправляемое судно легло на заданный курс. И вот, когда, казалось бы, гибель была неизбежна, шторм пошел на убыль, а вдалеке – показался теплый огонь маяка. И спустя пару часов, на подходе к порту, выбравшиеся на палубу моряки и пассажиры, изнуренные качкой, кричали от радости, еще бы - они остались живы. Все пережитое в тот шторм Вагнером позже нашло отражение в его опере «Летучий Голландец».

В 1850 году очередной природный катаклизм сыграл на руку развитию порта. В последние дни марта на побережье Фрише Хафф начался очень быстрый процесс таяния снегов. Образовавшаяся в результате вода создала такое мощное течение, что хлынувшие потоки углубили Зеетиф с четырех метров до семи с половиной, что позволило заходить в порты судам с большей осадкой, нежели ранее.

В годы Крымской войны (1853-1855) Россия активно налаживала торговые отношения. Русские суда стали частыми гостями в гаванях города, грузооборот вырос в пять раз.

В 1856 году здесь родился известный писатель Ганс Парлов. Его стихотворение «Есть город на море Балтийском», положенное на музыку старшим капельмейстером Арне Кюном, стало гимном города, под названием «Пиллаусская песня».

В 1840 году, в рамках мероприятий по развитию морской гавани, началось строительство Северного мола, которое завершилось в 1883 году. А в 1887 году был построен и Южный мол. Инженерам пришлось немало потрудиться над созданием этих очень сложных гидротехнических сооружений. При строительстве Южного мола для начала была возведена каменная гряда в продолжении Фрише Нерунг, выдававшаяся далеко в море. Однако волны обрушили ее. Пришлось срочно забивать сваи и засыпать их камнями, а сверху все заливать бетоном. Только после этого мол смог противостоять ударам стихии. Северный мол также доставил не меньше хлопот. Тем не менее, благодаря упорству строителей, оба мола были закончены. По Северному – в самую западную оконечность Замланда даже была проложена «трехниточная» железная дорога, с тремя рельсами – для широкой и узкой колей. По этой дороге на мол доставлялись грузы и туристы, желавшие оказаться далеко в море, не замочив ног.

Северный мол

В 1846 году начинает выходить городская газета – «Пиллаусские огни».

В 1865 году было открыто железнодорожное сообщение Кенигсберг-Пиллау. Первый поезд состоял всего из двух вагонов, на примерно полсотни пассажиров, и преодолел путь длиной в 46 километров за 78 минут. Вокзал был расположен очень удобно – буквально за ним располагалась Внутренняя гавань, куда причаливали пассажирские суда. Прибывшим на поезде людям нужно было пройти всего пару десятков метров, чтобы оказаться на борту судна. Железная дорога принадлежала акционерному обществу с английским капиталом и имела выход к российской железной дороге, связывавшей Пиллау с Москвой и портами Черного моря.

Вокзал в Пиллау

Отсюда в Пиллау уходили поезда из Кенигсберга

Начавшаяся гонка вооружений на море привела к тому, что деревянные корабли, движимые ветром, больше не были востребованными, уступив место тяжелому металлу, приводимому в движение силой пара. Парусный флот, ранее базировавшийся в гавани, перестал существовать, списанный за ненадобностью, а верфь – закрыта. На смену ей, в 1889 году, судостроительная фирма Шихау из Эльбинга построила плавучий док и судоремонтные мастерские в Нижней гавани.

Рядом с закрытой верфью предприимчивый торговец Фридрих Краузе открыл гостиницу, ставшую впоследствии знаменитой. Называлась она «Ильскефалле» и располагалась она на Раулештрассе, 7, третий причал. Мемориальная доска на здании напоминала о человеке, так много сделавшем для города – о Бенджамине Рауле, на ней было написано: «он достоин самой высокой чести, и имя его будет написано красными буквами в хрониках». На вывеске гостиницы был изображен хорек. Долгие годы в кафе этого заведения собиралась избранная публика и офицеры гарнизона, и они, чтобы подчеркнуть свою причастность к некоему привилегированному кругу, называли себя «хорьками». Стоимость «беседы с кофе и закуской» равнялась 1 талеру, в кафе было принято обслуживать себя самим. Каждый посетитель, отдохнув и подкрепившись, просто клал монету на стол и уходил, если же он считал, что стоимость проведенного вечера превышала установленную сумму, он отсчитывал нужную сумму и бросал ее в специальный деревянный ящик.

Гостиница «Ильскефалле»

Кафе гостиницы «Ильскефалле»

В 1871 году крепость, как впрочем и многие оборонительные сооружения в Пруссии, модернизировали в соответствии с основными требованиями военного искусства того времени. Теперь она состояла из центрального сооружения – пятиугольника с длиной стороны восемьдесят метров – каждый угол назвался бастионом (каждый из бастионов носил собственное имя: Альбрехт, Пруссия, Кениг, Кениген и Кронпринц), между которыми на внешней стороне водного рва находились пять равелинов (Людвиг, Шторхнес, Фальвинкель, Кронверк и Шинкен-Шанц). Вокруг крепости начинается строительство пояса фортов, по проектам французского фортификатора Вобана, русского инженера Петра Корниловича (Иоганна Петера) Сухтелена и австрийского фортификатора Максимилиана. Один из них – «Западный морской» расположился на косе, перед молом. Его строительство было завершено в 1869 году. Второй – «Восточный», был построен в 1889 году, служил для усиления крепости, третий – названный в честь генерала Густава фон Штилле – был построен также в 1889 году и расположился на территории города. После окончания работ весь город стал крепостью, а старая крепость теперь гордо именовалась – цитаделью.

Ворота в Цитадель

1 ноября 1901 года произошло, имевшее весьма тяжелые экономические последствия для города, событие - был открыт морской судоходный канал до Кенигсберга, который функционировал круглый год. И морские суда, осадкой до 6 метров, следовали по нему, минуя Новый Пиллау, который лишился львиной части своих доходов. Бургомистр Эндер активно выступал за превращение города в морской курорт, а для этого нужно было существенно улучшить инфраструктуру, что без объединения с соседними поселениями это было сложно сделать.

Кенигсбергский морской канал

Северный мол

И 1 апреля 1902 года были объединены Старый Пиллау и Вограм, а через год, 1 апреля 1903 года, к ним был присоединен и Новый Пиллау. Получился большой город, разделенный на две части – получивших почтовые адреса Пиллау 1 и Пиллау 2.

С 1908 году начала выпускаться «Всеобщая Пиллаусская и Замландская газета».

Тем временем немецкие войска активно наращивают свое присутствие в районе Пиллау. Организованная, по приказу командующего силами Балтийского флота России адмирала Н.О. Эссена, разведка доносила, что укрепления Пиллау «могут оказать сильное противодействие как при высадке военно-морского десанта, так и при проведении сухопутной операции. Судьба Кенигсберга зависела от того, кто из обороняющихся или нападающих удержит за собой морское побережье». Разведчики сообщали о подготовке гавани для базирования надводных кораблей и подводных лодок: «Глубина новых гаваней, фарватеров к ней и морского канала будет доведена до 8 метров. Начало работ предполагается в ближайшее время. Имеются сведения относительно минного заграждения фарватера Пиллау. Весь материал, так же как и стальные кабели для заграждения, находится в форте Штилле. Все эти мероприятия характерны тем, что выполняются они как раз в то время, когда начинает выступать на сцену наш флот. И тогда немцам придется оперировать против нас более современными судами. Здесь на эту сторону не упускают обратить внимание».

Пиллау с высот птичьего полета

К 1910 году население перевалило за 7000 человек, однако благосостояние жителей оставляло желать лучшего. Но горожане не стали сидеть на месте сложа руки. Консул Эрих Хаслингер, при поддержке судовладельца Хагапа, организует пароходную скоростную пассажирскую компанию по линии Пиллау-Свинемюнде, и называет ее «Seedinst Ostpreussen» («Морская служба Восточной Пруссии»). Хаслингер лично выступил перед министерством транспорта Германии, где доказал востребованность подобной линии, и получил в распоряжение своей компании четыре пассажирских судна, способных перевозить на борту от 1200 до 2000 пассажиров. К компании довольно быстро присоединились и другие судовладельцы. Так начинался новый экономический подъем города.

Суда «Seedinst Ostpreussen»

В 1911 году создается «Туристическое бюро Пиллау», а для привлечения туристов выпускается «Путеводитель по городу и окрестностям», а так же налаживается выпуск «Пиллаусского еженедельника». Стал проводиться ежегодный «Праздник моря», за которым следовала большая регата, проводимая «Клубом парусных яхт».

Променад и пляж ПиллауТуристич

Пляж19 июля 1913 году, около маяка, кайзером Вильгельмом II состоялось торжественное открытие памятнику Великому курфюрсту, работы скульптора Фрица Шапера. За год до этого бургомистр Пиллау, доктор Хаберлянд, обратился с просьбой к кайзеру – прислать в город бронзовый отлив мраморного памятника, стоявшего в Берлине, в зале славы. Тот согласился, но с одним условием – город должен был подготовить место установки и постамент самостоятельно. Жители откликнулись на обращение бургомистра и к июлю 13-го года все было готово. В фундамент была помещена капсула из меди с газетами, праздничными объявлениями и монетами года открытия памятника. У памятника были установлены три пушки, привезенные из Гвинеи, которые были найдены в 1907 году на месте остатков форта «Великий Фридрихсбург».

Памятник Великому курфюрсту

Памятник Великому курфюрсту с необычного ракурса

К началу Первой мировой войны город был готов к ведению военных действий. В справочнике по военно-морским силам Германии, изданном в Петрограде, непосредственно перед ее началом говорилось об укреплениях города: « …расположен на узкой полосе между Балтийским морем и Фрише Хаффом, разделенным проливом около 200 сажен… Укрепления Пиллау состоят из центрального ядра и нескольких отдельных батарей и укреплений при общем диаметре эллипса, образуемого всею площадью этих построек, в 3 километра (по морскому фронту). Центральное ядро образует: 1) старинная крепостица с пятью усиленными равелинами, бастионными фронтами, имеющими водяные рвы; 2) смежный с нею фронт, прикрывающий город с севера; 3) редут, расположенный на Русской дамбе, и, наконец, 4) кронверк на противоположной городу (юго-западной) стороне пролива. Далее, на северном берегу пролива, по возвышенной гряде, идущей вдоль берега моря, тянется линия новейших береговых батарей и укреплений...»

В июле 1914 года по приказу коменданта с побережья были убраны все ориентиры для военных кораблей, приведены в боевую готовность береговые батареи. На улицах больше не было видно толп отдыхающих. В августе пришла телеграмма о начале войны с Россией. На пиллаусский вокзал прибывали составы с беженцами и ранеными солдатами. Позже – с русскими военнопленными. В гавани базировались крейсера «Аугсбург» и «Магдебург», легкий крейсер «Пиллау», периодически уходившие в море для ведения обстрела русских городов. Шла активная минная война, периодически корабли Балтийского флота выставляли свои минные поля, на которых часто подрывались торговые корабли немецкого торгового флота.

Мины, пока еще безопасныеЬштут

Первая мировая война прошла, по большому счету, для Пиллау стороной, не затронув его военными действиями, и все укрепления не удалось проверить в действии, однако жители почувствовали существенную нехватку всего самого необходимого для жизни. К ее концу в городе случались «голодные бунты». Война закончилась полным провалом планов кайзера и страна в одночасье лишилась многих своих владений, вместо того, чтобы их приобрести. Пиллау становится единственным портом Германии восточнее Вислы.

По Версальскому договору город превратился в гигантский военный склад. Везде, где только возможно, размещались грузы, вывезенные из отошедших к Польше германских земель. Так же, по договору, должны были быть уничтожены все береговые укрепления. Но в целом жизнь постепенно налаживалась.

1 апреля 1921 года Пиллау провозглашается базой германского флота.

В феврале 1923 года город включается в Восточно-Прусскую энергосистему.

В 1926 строятся водопровод и канализация, начинается асфальтирование улиц. В этот же год, по свидетельствам местных жителей, был выловлен последний осетр, которые действительно, в тех местах больше не встречались.

В 1924-1930 году фарватер морского канала углубляется и устанавливается система его освещения в ночное время.

В 1929 году судостроительная фирма Шихау открыла судостроительный завод, на котором строились и ремонтировались военные корабли, а так же ремонтировались суда торгового и рыболовецкого назначения. Так же в этот же год открылась небольшая верфь Курта Закута. Зимой этого года выдалась необычно холодная зима и пролив оказался скован льдом, согласно документам, температура воздуха упала ниже сорока градусов по Цельсию. 8 апреля советский ледокол «Ермак» пришел на помощь городу и освободил ото льдов более двадцати судов.

Льды Зеетифа

Док Шихау

В 1934 году пространство между «Русской дамбой» и Камстигалем, в рамках программы по наращиванию территории, было засыпано грунтом. Здесь планировалось разместить аэродром, однако грунт оказался не подходящим для этого и здесь началось строительство нового порта для военных целей.

Русская дамба

В 1936 началось автобусное сообщение Кенигсберг-Пиллау. Предприимчивый немец Франц Ширмахер выпустил на линию первый автобус марки «Бюссель», приобретенный где-то по случаю. Но вскоре этот маршрут начал пользоваться огромной популярностью и парк автобусов стал постепенно увеличиваться.

В 1937 году в городскую черту включили поселение Камстигаль.

В тот же год, в восстановленных залах орденского замка Лохштедт был открыт краеведческий музей Замланда. Рыцарские доспехи, украшения из янтаря и археологические находки – составляли основу его экспозиции, привлекая большое количество посетителей.

Туристы были частыми гостями в городе, поскольку все морские пути вели именно сюда. Суда «Морской службы Восточной Пруссии», «Шведско-американской туристической линии», «Пассажирской линии Финляндии» и других делали здесь обязательную остановку с посещением достопримечательностей. В городе насчитывалось около 30 гостиниц и отелей, в том числе и широко известная за пределами края гостиница «Инскефалле». Пиллау стал одним из самых популярных курортов на Балтийском побережье, да и за пределами Пруссии и Германии. Ежегодно город посещали десятки тысяч желающих отдохнуть людей. Пароходные линии протянулись до Киля, Травемюнде, Свинемюнде, Варнемюнде, Сопота, Мемеля, Таллина, Хельсинки, и в других направлениях. Порт позволял принимать огромные суда, вмещавших в себя до 4000 человек. Одновременно с морским было налажено и сообщение по внутренним водам – по Фрише Хафф. Небольшие суда сновали между Пиллау и Эльбингом, Кальбергом, Фромборком, Бальгой, Кенигсбергом и островом Борнхольм. Тщательно продуманные маршруты сделали изоляцию Восточной Пруссии от Германии практически незаметной.

Пассажирское судно «Роберт Лей», на подходе к Пиллау

В гавани ПиллауСуда на выходе из гавани

Суда «Seedinst Ostpreussen»

Работы по обустройству новых военных гаваней шли полным ходом. На рукотворной площадке были возведены портовые сооружения, подведены коммуникации, в насыпной площадке были выкопаны глубокие бассейны, которые заполнились водой.

В 1939 году численность постоянного населения составила 12379 человек. Работали рыболовецкий, пассажирский и военные причалы порта. В городе функционировал морской госпиталь, мореходное училище, несколько школ. Выходило несколько газет. Это был прекрасный портовый город, дела у которого шли весьма неплохо.

Крейсер «Кенигсберг» в Пиллау

Вид на Пиллау с воздуха, перед войной

Началась Вторая мировая война. Незадолго до нее все фортификационные сооружения были повторно модернизированы, береговая линия укреплена, мощные бетонные ДОТы дополнили и без того сильную защиту. В сентябре 1939 года в Пиллау прибыли войска, для начала вторжения в Польшу. У причальных стенок расположились минно-тральные силы, учебная дивизия подводников, несколько флотилий подлодок. На пяти аэродромах в окрестностях города базировалась морская авиация. Порт стал активно использоваться для ведения военных действий на Балтийском море.

Тральщики

В 1943 году памятник Великому курфюрсту был демонтирован с постамента и отправлен на переплавку, для нужд фашистской армии. Долгое время он стоял среди металлолома у железной дороги в Кенигсберге, а потом его следы потерялись.

В 1944 году в новой военной гавани пришвартовался первый крейсер.

В 1945 году, война неумолимо движется к логическому завершению. 9 апреля Кенигсберг, столица Пруссии, пал. Беженцы, вперемешку с отступающими гитлеровскими частями, устремились в Пиллау, чтобы воспользоваться последним шансом оказаться вдали от войны.

Январь 1945 года, Пиллау

Беженцы в Пиллау

13 апреля советские войска начали наступление в направлении Фишхаузена (Приморск), стремительно прорвав линию обороны. Однако немцы успели быстро перегруппироваться и, минимизировав потери, отступить на заранее заготовленные позиции на Пиллаусском полуострове.

17 апреля Замландский полустров полностью контролировался Красной Армией. Однако впереди был Пиллаусский полуостров – а задача по его овладению была не из простых. Немецкая оборона была отстроена по последнему слову оборонительной техники, ровные линии бронированных бункеров, связанных друг с другом ходами сообщения, противотанковые рвы, укрепленные береговые батареи, суда поддержки, превращенные в форты каменные здания и сам Пиллау – все вместе представляло единую непреступную крепость. Поскольку здесь располагалась одна из самых больших баз армейского снабжения – оборонявшиеся не испытывали нехватки боеприпасов.

Операция по взятию Пиллау, карта

По приказу Маршала Василевского 11-я гвардейская армия под командованием генерала Галицкого Н.К. вышла на рубеж поселка Текниттен и начала наступление на Пиллау. В своих воспоминаниях генерал напишет: «Утром 20 апреля 600 орудий и минометов начали артподготовку. Узкий перешеек косы у Фишхаузена походит сегодня на кратер действующего вулкана, изрыгающего опаленную землю. Все потеряло устойчивость – воздух, земля, вода… Полдень стал похож на вечер».

21-23 апреля начались бои по взятию Лохштедта, оборудованная там укрепленная береговая батарея вела огонь до последнего снаряда. Во время штурма замок получил значительные повреждения.

23 числа гауляйтер Пруссии Эрих Кох, на ледоколе «Восточная Пруссия» спешно эвакуируется на косу Хель (Польша), откуда командование группы армий «Восточная Прусс

shadowerstark.livejournal.com

Пиллау - Mollenta - Молодёжный информационный портал

Опубликовано: 19.07.2013 15:32

фото с mccme.ruИстория древнего северного города

Современный город Балтийск имеет славную и долгую историю. Cтолетия он был известен под названием Пиллау и нередко оказывался в центре крупных военных событий.

Пиллау вырос из небольшой прусской деревни Вограм, первые упоминания о которой относятся к 1258 году. В документах 14 - 15 веков можно найти упоминание и о поселении Пиль или Пиле, название которого произошло, скорее всего, от прусского слова «пилз» - «крепость».

Осенью 1510 года сильный шторм образовал пролив, отделивший Балтийскую косу от Земландского полуострова. Благодаря этому Пиллау стал важным транспортным узлом. Уже в 1543 году на полуострове Хакен появился первый блокгауз – предвестник строительства крепости Пиллау.

В 1626 году Пиллау оказался занят шведскими войсками, которые искали место, где можно было бы построить удобный плацдарм для нападения на Польшу. Именно тогда была заложена знаменитая крепость Пиллау. Правда, достроили ее лишь спустя 10 лет.

В 17 – 18 веках Пиллау неоднократно посещали высокопоставленные персоны. Среди них были и великий курфюрст Фридрих Вильгельм I Бранденбургский, и русский царь Петр I. А в начале 1725 года Пиллау получил статус города и обзавелся всеми его атрибутами, включай герб: он представлял собой красно-голубой щит с серебристым осетром в золотой короне по центру.

В ходе Семилетней войны Пиллау оказался блокирован русскими войсками. С 1758 по 1762 годы город был в оккупации. В это время проводились активные работы по обустройству городской гавани. Так, именно в годы оккупации была поострена «Русская дамба» длиной 450 метров, которая сохранилась до сих пор. Первый русский комендант Пиллау Родион Николаевич Гербель за один год наладил контроль за проходящими по проливу судами и организовал работу таможенной службы.

В начале 19 века Пиллау делили между собой русские и французы. Город несколько раз переходил от одних к другим, но в 1813 году все же остался за Россией - войска под командованием генерал-майора Сиварса без боя взяли город и позволили французам уйти по льду в сторону Бальги.

Середина 19 века стала настоящим периодом расцвета Пиллау. В городе был построен телеграф, появились местные газеты. В сентябре 1856 года начала работу железная дорога до Кенигсберга, десять лет спустя открылась первая кирха. Но в 1901 году, когда был открыт судоходный Кенигсбергский канал, по которому суда могли плыть в Кенигсберг без захода в Пиллау, город стал медленно приходить в упадок.

Пиллау принимал активное участие в Первой мировой войне. Большая часть военного гарнизона городской крепости была призвана на фронт. Возможно, именно из-за этого несмотря на усиленную охрану морского побережья русскому крейсеру «Новик» удалось подорвать несколько немецких кораблей у западного берега Пиллау. В городе был оборудован гарнизон для раненых, на его территории хоронили германских военных.

В 1918 году в Пиллау произошло революционное выступление солдат и рабочих но его жестоко додавили. С 1921 года город являлся базой Германского флота – въезд в него перестал быть свободным. В 1936 населенный пункт получил официальное название «Морской город Пиллау». В это время в нем проживало 10 тысяч человек, а также базировался гарнизон из 24 тысяч военных. До начала Второй мировой войны город постепенно развивался. Был открыт аэропорт, обустроен променад, появилось несколько гостиниц.

Во время войны Пиллау перешел к Советскому Союзу. Случилось это уже весной 1945 года. А уже через год город переименовали в Балтийск. С 1952 года в нем работает самая крупная на Балтийском море база Военно-морского флота России. До начала 21 века Балтийск был закрытым городом, но сегодня этот статус с него снят.

Крепость Пиллау

Одна из главных достопримечательностей Балтийска – это древняя крепость, построенная еще в 17 веке. Это большое пятиугольное сооружение со стенами длиной в 80 метров и пятью бастионами, у каждого из которых есть свое имя: Альбрехт, Кениг, Кениген, Пруссия и Кронпринц. Вокруг стен проложен глубокий ров, за которым находятся пять равелинов: Людвиг, Фальвинкель, Шторхнес, Кронверк и Шинкен-Шанц. Долгое время крепость Пиллау выполняла роль главного европейского банка – в ней хранились как деньги, так и драгоценности.

Главная загадка крепости заключается в расположенных под ней подземных ходах. В ходе Второй мировой войны немецкие солдаты и их командование убежали через них от советских войск. Но выяснять, куда ведут ходы, тогда не стали – их просто засыпали, так как перед уходом немцы установили в них мины.

Олеся Хромченкова

Закрепленные

Понравившиеся

mollenta.ru