ШВАК – скорострельная пила советских истребителей. Гильза швак


Боеприпасы авиационных пушек ШВАК ТНС Б-20 - Патроны

 

Автор материала Евгений Кравченко ака Jhonni patronen.su

 

  1. БЗ с навинтным алюминиевым колпаком, без лысок
  2. БЗ с навинтным алюминиевым колпаком, с лысками
  3. БЗ с навитным томпаковым баллистическим колпаком
  4. БЗ с накатанным томпаковым колпаком
  5. БЗ с бакелитовым коричневым баллистическим колпаком
  6. БЗ с армированным сеткой пластиковым баллистическим колпаком
  7. БЗ с черным пластиковым баллистическим колпаком
  8. БЗ с навитным жестяным баллистическим колпаком
  9. БЗ с накатанным жестяным баллистическим колпаком
  10. БЗ с бакелитовым коричневым баллистическим колпаком и двойным кольцевым обжимом снаряда к пушке Б20

  1. Осколочно-фугасный снаряд
  2. Осколочно-фугасно-зажигательный снаряд
  3. Осколочно-зажигательный снаряд -вершинка окрашена в красный
  4. Осколочно-зажигательно-трассирующий снаряд -вершинка окрашена в красный цвет
  5. Бронебойно-зажигательный снаряд - вершинка окрашена в черно-красный цвет
  6. Трассирубщий снаряд - без окраски
  7. Лафетопробный снаряд - без окраси, либо холостая втулка окрашена в белый. Упаковка с лафетопробными снарядами маркировалась надписью "Лафет"
  8. Практический снаряд- баллистический втулка окрашена в белый цвет

Пример маркировки донной части патронов ШВАК

  1. 38г. - год изготовление
  2. 22 - партия
  3. з176 - номер завода изготовителя, завод номер 176
  4. Технологическое клеймо
Клейма на донной части гильз патронов ШВАК различных годов и производителей:

Пример маркировки донной части снарядов ШВАК производителями корпусов снарядов

Устройство патронов 20х99R

Типы патронов ШВАК

Устройство унитарных 20-мм патронов БЗ БЗТ

  1. Баллистический жестяной колпачек
  2. Бронебойный сердечник
  3. Кольцевая вальцовка колпака
  4. Зажигательная шашка ДУ-5
  5. Корпус снаряда
  6. Ведущий поясок снаряда
  7. Донная, запоясковая часть снаряда
  8. Гильза патрона
  9. Пороховой заряд патрона
  10. Наковаленка
  11. Капсюль центрального боя
  12. Головной взрыватель А-20
  13. Ударник
  14. Резьбовая втулка
  15. Капсюль-детонатор
  16. Основной заряд ВВ
  17. Зажигательная шашка
  18. Колпачек трассера
  19. трассирующий состав
  20. Огнепроводный канал
  21. Закраина, рант, фланец

Виды порохов в патронах 20-мм ШВАК

Сравнение гильзы пулеметного патрона 12.7х108R и гильзы пушечного патрона ШВАК 20х99RГильза патрона ШВАК цилиндрической формы, с выступающей закраиной "фланцем", изготавливались из латуни. Капсюль центрального боя синхронный диаметром 9-мм, крепился кольцевым кернением. Маркировка наносилась на донную часть. Крепление снаряда осуществлялось закаткой участка дульцы гильзы в кольцевую проточку расположенную в запоясковой части снаряда. Снаряды к пушке Б-20 как правило имели двойной кольцевой обжим. Ближе к концу войны, стык соединения гильзы со снарядом окрашивали лаком

Усиленный синхронный капсюльДля стрельбы из синхронных пушек ШВАК использовались патроны только патроны с усиленным 9мм капсюлем

 

ВЗРЫВАТЕЛИ К СНАРЯДАМ АВИАЦИОННЫХ ПУШЕК ШВАК И Б-20

Слева взрыватель В-195 и головной взрыватель МГ-201 справа

 

 Головной взрыватель К-6 слева и учебный макет взрывателя А-20

Укупорка боеприпасов

Целиком книгу в PDF формате можно скачатьздесь , здесь и здесь

 

гугл ya

xn--80aaxgqbdi.xn--p1ai

Швак - пушка: авиационное оружие

Авиационная пушка – это основное вооружение самолетов на пике развития поршневой авиации. ШВАК – Шпитальный, Владимиров, авиационный, крупнокалиберный – первая скорострельная авиапушка, предназначенная для вооружения самолетов.

Странность названия заключена в слове «крупнокалиберный», секрет использования этого понятия прост, изначально для вооружения Шпитальным и Владимировым разрабатывался 12,7 мм ШВАК – пулемет, и лишь затем, на его базе была разработана 20 мм авиапушка. В наследство авиационная пушка ШВАК получила свое имя и слабый патрон. Но об этом ниже.

Содержание статьи

История создания

С момента принятия на вооружение самолетов возник вопрос и об их вооружении. Изначально на истребители ставили обычные пулеметы, только адаптированные под нужды авиаторов, таким был, например ПВ-1, созданный на базе обычного Максима авиационный пулемет, а также турельные ДА, на основе пехотного ДП-27.

Но скорость росла, кроме того менялись и материалы используемые для фюзеляжа и крыла самолета. Война в воздухе предъявляла свои требования. Для того чтобы повредить или сбить мелькнувший в прицеле самолет противника требовалось всадить в него как можно больше пуль и разрушить его конструкцию.

Но в тоже время авиационное вооружение должно было соответствовать следующим требованиям:

  • надёжная автоматика, перезарядка вручную или с помощью пневмосистемы;
  • увеличенная скорострельность авиационного вооружения, чем больше пуль выпущено в секунду, тем больше вероятность попадания;
  • усиленная эффективность попадания, использовать для этого специальные пули с зарядом зажигательной смеси или ВВ, что в свою очередь требует увеличения калибра, винтовочные пули обладают слишком малым разрушительным действием;
  • ленточное боепитание, в идеале, магазин имеет ограниченную ёмкость, к тому же его надёжность зависит от ряда трущихся частей, что затруднит его использования на высоте, при отрицательной температуре;
  • компактность, низкий вес и минимальная отдача, вооружение не должно было разрушать конструкцию самолёта, к тому же место для размещения оружия очень ограничено.

На основании этих требований советские инженеры приступили к разработке авиационного вооружения, так был создан рекордный пулемет ШКАС, конструкции Шпитального и Комарицкого. Его скорострельность достигала 1200 выстр/мин.

Что было пределом для одноствольной системы.

Отметим один из недостатков этой системы – это использование рантового патрона 7,62 мм, безрантовый патрон не мог использоваться в этой схеме, так как основой пулемета ШКАС было размещение патрона в барабане, который и подавал патроны в патронник.

В 1932 году группа Владимирова (будущего конструктора пулемета КПВТ-14,5) приступили к разработке крупнокалиберного пулемёта под патрон 12,7 мм, и тут столкнулись с проблемой, дело в том, что отечественный патрон 12,7х108 мм, принятый на вооружение, не имел ранта.

А выпускать второй патрон, но с рантом, под этот же калибр было нерационально с точки зрения экономики. По этой причине работы над 12,7 мм пулемёт ШВАК под патрон 12,7х108R были приостановлены.

Стоит отметить, что если для 20 мм авиапушки вес в 40 кг был вполне адекватен, но для крупнокалиберного пулемёта под 12,7 мм этот вес был слишком велик. А весовые характеристики оружия одни из важнейших в авиации.

В результате все обошлось малой партией пулемётов ШВАК-12,7 мм не оставивших, по сути, следа в истории, в отличие от своего 20 мм собрата.

Но разработанная по собственной инициативе 20 мм авиапушка пришлась кстати. Принцип действия авиапушки также основывался на 10-ти позиционном барабане. Патрон 20х99R хоть и отличался слабыми баллистическими данными и малой мощностью, но вполне отвечал требованиям ВВС.

В результате на вооружение была принята авиационная скорострельная пушка ШВАК, в двух вариантах – турельная ТП-20 и крыльевой вариант КП-20. Позже были разработаны и приняты на вооружение синхронный вариант и мотор-пушка, предназначенная для стрельбы через полый вал винта.

Так на вооружении отечественной авиации и появилась первая скорострельная пушка конструкции Шпитального и Владимирова – ШВАК.

Конструкция и принцип действия

Автоматика пушки основана на принципе использования энергии пороховых газов. При выстреле пороховые газы, проходя через канал ствола, проходят в газоотводную трубку, толкая шток затворной рамы, а она в свою очередь, передает энергию на работу механизмов пушки:

  1. Отпирается ствол, затворная рама откатывается назад под действием пороховых газов, одновременно сдергивается и удаляется гильза из патронника, взводится спусковой механизм. Проворачивается барабан. Сжимается возвратная пружина и буферы.
  2. В это же время гребенчатый барабан захватывает новый патрон с лентой, проворачивается, сдвигая рант патрона по спиральной канавке, приближая его к патроннику, и постепенно вытягивая его из ленты. Звено ленты выбрасывается из механизмов.
  3. Затвор, откатившись назад, под действием буферов и возвратной пружины начинает движение вперёд. По дороге затвор захватывает патрон из гребенчатого барабана и досылает его в патронник, в очередной раз проворачивая барабан. Спускается ударник, производится следующий выстрел, цикл повторяется снова.

В реальности схема выстрела выглядит несколько сложней. Но основной признак ШКАС и ШВАК – это использование гребенчатого барабана, который постепенно подаёт патрон к патроннику. Именно применение этой механики и давало высочайшую скорострельность этим образцам вооружения.

Отдельно стоит отметить работу газового регулятора, именно он контролировал скорострельность ШВАК. Этот регулятор при выпуске авиапушки с завода имел четыре позиции-отверстия – 5 мм, 4,5, 3,5 и 3 мм. Заводской установкой было положение 5 мм.

После настрела в 180-230 выстрелов ввиду некоторого износа механизмов скорострельность пушки вырастала до критических размеров, 800-850 выстр/мин, вместо технических 700.

Поэтому оружейники должны были поменять окно регулятора на 4,5 мм.

После этого оружие имело ресурс в 100 выстрелов, лишь после отстрела этого количества патронов регулятор должны были установить на следующее деление. На 3,5 авиапушка работала до замены газового поршня. Затем регулятор ставили на 4,5 и цикл повторялся.

Подобные технические мелочи, учитывавшие ресурс оружия несколько осложняли уход за вооружением, но с другой стороны это упрощало её ремонт и обслуживание.

Технические характеристики

По своим боевым характеристикам авиапушка ШВАК уступала большинству одноклассников. Исключением была немецкая авиапушка MG-FF, но и её скоро сменили более совершенные образцы вооружения. Английским же 20 мм Испанам ШВАК уступала полностью.

ХарактеристикаШВАК(крыльевой вариант, без доп устройств)MG/FFHispano Mk.I
Масса, кг382846
Длина ствола, мм12558201714
Начальная скорость снаряда, м/сек750-800580-600 (700 М-g)860-900
Скорострельность, выстр/мин700-850560-600600-640
Магазин/лентаЛента рассыпного типаМагазин или лента, в зависимости от исполненияМагазина на 60 выстрелов
Патрон, тип20х99R20х80RB20х110
Масса патрона, гр183160-183-
Масса снаряда, гр96-9982-115 140-160
Масса ВВ, гр5-63-4 (M-g 22 гр.)12-20

К недостаткам ШВАК как пушки, можно отнести слабость заряда, не очень хорошие баллистические характеристики, но все компенсировалось высоким темпом стрельбы, вместо 1-2 снарядов Испаны, советский истребитель успевал всадить в противника 4-6 снарядов, что зачастую становилось достаточным для выхода врага из боя.

К тому же нужно отметить и стиль ведения огня, в отличие от западных пилотов советские истребители открывали огонь с расстояния, на котором было «видно заклёпки на борту самолёта противника». Это компенсировало слабую баллистику патронов ШВАК.

Боевое применение

Своё основное применение практически все выпущенные авиапушки нашли на истребителях. Впервые 20 мм ШВАК установили на И-16, экспериментальный образец, сегодня известный как тип 12. Эта попытка была неудачной из-за размещения.

В дальнейшем их устанавливали в консоли И-16 тип 17 и тип 28. Эти модификации самолётов высоко ценились летчиками. Достаточно сказать, что именно на таком И-16 ас Краснознамённого Северного флота Сафонов Б.Ф. одержал несколько побед.

Мотор-пушки ШВАК устанавливались на истребители Як и ЛаГГ.

Синхронные варианты нашли себе применение на Ла-5 и Ла-7, кроме этого их устанавливали на МиГ-3 34 серии. Турельные варианты пушек предназначались для вооружения тяжёлых бомбардировщиков, в первую очередь это были установки Пе-8(ТБ-7), впоследствии авиапушки ставили и на Ер-2.

Крыльевые пушки ставили на Ил-2, но ввиду не совсем удачного их размещения частыми были заклинивания, впоследствии ШВАК заменили на более мощные ВЯ-23.

Интересная история произошла в 1942 году. Пришедшие по ленд-лизу «Харрикейны» отличались большим весом, вялыми разгонными характеристика и «мощным» вооружение из 8, а то и 12 пулемётов Виккерс винтовочного калибра, установленных в крылья.

Для того чтобы их нормально использовать было принято решение перевооружить их, для этого в плоскости самолётов установили пару ШВАК и ШКАС, под крылом смонтировали РОФС-82, в таком виде «Харрикейны» неплохо показали себя как эрзац-штурмовики.

Использование автоматической пушки в танках себя не оправдало, ШВАК, получившую название ТНШ устанавливали в танки Т-60, но слабые снаряды и плохая баллистика поставили крест на этой затее. В дальнейшем лёгкие танки вооружали 45 мм пушкой 20К, как более приемлемой для борьбы с техникой и пехотой противника.

Заключение

Несмотря на отрицательные отзывы авиапушки ШВАК неплохо показали себя в боях, при этом воевали как на суше, так и в воздухе.

Во многом их распространение и прекращение разработок других 20 мм пушек, также как и патронов под них, связывают с фамилией Шпитального.

Так это или нет, предстоит рассудить нашим потомкам по истечении еще некоторого времени. Архивы до сих пор хранят свои тайны. Многое из того, что происходило в 30-е годы, для нас непонятно и недоступно.

Видео

warbook.club

Патрон 20х99R к авиационной 20-мм пушке ШВАК - Патроны

На основе уже стоявшего на вооружение пулемета 12,7-мм ШВАК в 1935-36 годах была разработана 20 мм авиа пушка ШВАК,под патрон 20х99R. На ранних этапах производства патронов к пушке ШВАК 20мм на снаряды устанавливались чуствительные взрыватели мгновенного действия МГ-3. Но этот тип головного взрыватели мог давать разрывы снарядов в канале ствола, поэтому был заменен на взрыватель МГ201. В 1938г. и этот головной взрыватель заменен более чувствительным К-6, отлично срабатывавшем при попадании в перкалиевую обшивку самолетов. В этом типе взрывателя была решена проблема разрыва снаряда в канале ствола при выстреле - К-6 взводился только на расстоянии 0.3-0.5 метра от дульного среза.

Взрыватели в 20 мм  ОФ снарядах авиапушки ШВАК1.  МГ3. 2. МГ201. 3. К6.

Маркировка взрывателя МГ-201 снаряда 20 мм ШВАК)

ОФ снаряды (осколочно-фугасные) снаряды, используемые в боеприпасах к ШВАК имели небольшой заряд ВВ и при попадании в обшивку самолета наносили не такие серьезные повреждения. В результате появилась потребность в создании пушки большего калибра, способной наносит ощутимые повреждения самолету противника даже при попадании 1-2 снарядов, таким образом начались разработки боеприпаса калибра 23мм

20 мм снаряды к авиа боеприпасам:- ОФ снаряд раннего периода производства к патрону авиационной пушки ШВАК.- ОФ снаряд позднего периода производства к патрону авиационной пушки ШВАК.     - ОФ трассирующий снаряд к патрону 20х80 немецкой авиационной пушки MG151/20.    - ОФ трассирующий снаряд к патрону 20х80RB немецкой авиационной пушки MG FF.- ОФ трассирующий снаряд к патрону 20х138В Soloturn

Различные 20 мм боеприпасы:- 20х99R ШВАК. ( Россия)- 20х80 MG151/20. (Германия)- 20х80RB MG FF. (Германия)- 20x110RB Oerlikon. (Швейцария)

Варианты бронебойно-зажигательных снарядов 20 мм с различными баллистическими колпаков:1. - алюминиевый с резьбой2. - бакелитовый с резьбой3. - свинцовый с резьбой4. - стальной штампованный рефленный колпак5. - стальной штампованный гладкий колпак6. - стальной штампованный омедненный колпак

1. ранняя гильза с 6-мм капсюлем и вкладной наковальней. 2. гильза с 9-мм усиленным капсюлем и штампованной наковальней 3. опытный вариант гильзы с электрокапсюлем

Ранние выпуски (1938-1939гг.) 20-мм унитарного выстрела к авиапушке ШВАК имели капсюль диаметром 6мм с вкладной наковальней, позже стали производить гильзы с увеличенным до 9мм капсюлем , а наковаленка штамповалась вместе с гильзой в донце имелось два затравочных отверстия. В 1944-1945гг.также были попытки внедрения в устройство 20-мм боеприпасов электрокапсюля, но в виду различных технических проблем данный вариант не был запущен в серийное производство.Металлическая разъемно-звеньевая лента патрона 20х99R к пушкам ШВАК

ТТХ патрона 20х99R ШВАК- Общий вес патрона - 185 г.- Вес снаряда - 91-98 г.- Вес порохового заряда - 20 г.- Вес гильзы - 72 г.- Вес - патрона со звеном - 223 г.- Вес самого звена - 38 г.- Усилие извлечения снаряда из гильзы - >250 кг.- Усилие извлечения патрона из ленты - 4-6 кг.

Осколочно-фугасный выстрел с головным взрывателем типа МГ-201

Осколочно-зажигательный трассирующий выстрел с головным взрывателем типа К-6

 

xn--80aaxgqbdi.xn--p1ai

Военное дело - ШВАК (пушка)

Меню сайта
Наш опрос
Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Форма входа

ШВАК (Шпитальный-Владимиров Авиационный Крупнокалиберный) — первая советская авиационная малокалиберная автоматическая пушка калибра 20 мм.

Авиапушка ШВАК.

История создания

Полигонные испытания пулемёта ШВАК показали, что благодаря большому запасу прочности его калибр может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы путем замены ствола. После чего была разработана 20 мм пушка. Но было неясно, как она поведёт себя в воздухе, и как её установка отразится на летно-тактических характеристиках самолёта. Испытания были проведены В. П. Чкаловым на одноместном истребителе И-16 и были признаны успешными. По окончании испытаний, в 1936 была выпущена первая партия 20-мм пушек ШВАК, что положило начало интенсивному развитию этого вида вооружения.

Устройство

По устройству 20-мм пушка ШВАК была одинакова с 12,7-мм одноименным пулемётом. Различие было лишь в диаметре канала ствола. Питание пушки ленточное, перезаряжание пневматическое или механическое. 20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка. Мотор-пушка отличалась большей длиной, наличием амортизатора и рядом других изменений.

Основные характеристики
Варианты установкиКрыльевойТурельныйМотор-пушка
Длина1679 мм.1726 мм.2122 мм.
Вес40 кг.42 кг44,5 кг.
Длина хода подвижных частей185 мм.
Темп стрельбы700-800 выстр./мин.
Начальная скорость снаряда815 м/c
Патрон 20x99R
ТипОЗ[1]БЗ[2]
Масса(г.)9696,6
Длина(клб.)2,43,1

1. Осколочно-зажигательный

2. Бронебойно-зажигательный

Боекомплект

Крыло немецкого Bf.109 после попаданий 20-мм снарядов ШВАК

Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды. В 20-мм патронах к пушке ШВАК применена латунная гильза цилиндрической формы с закраиной в донной части, выступающей за тело гильзы. Извлечение гильзы после выстрела начиналось при некотором остаточном давлении пороховых газов в канале ствола, когда стенки гильзы были еще прижаты к стенкам патронника. По этой причине часто случались поперечные разрывы гильзы и обрывы закраин. А это в свою очередь приводило к утыканию очередного патрона и к прекращению автоматической стрельбы.

20-мм патроны комплектовали применявшимися в наземной артиллерии высокочувствительным головным взрывателем мгновенного действия непредохранительного типа МГ-3. Но МГ-3 иногда давал преждевременные разрывы снарядов в стволе пушки. В конце 1936 г. МГ-3 был заменен взрывателем МГ-201, который имел более высокие чувствительность и мгновенность действия; вылетающий центробежный предохранитель был изъят. Но все же взрыватель МГ-201 не удовлетворял требованиям по безопасности, так как взводился в канале ствола пушки.

В 1938 г. взрыватель был заменен более чувствительным взрывателем К-6, безотказно срабатывавшем при встрече с перкалевой обшивкой самолетов и отличавшимся большим быстродействием. Взрыватель К-6 имел механизм, обеспечивающий его взведение только после вылета снаряда из ствола пушки (на расстоянии 0,3-0,5 м от дульного среза), что практически исключало случаи преждевременного разрыва снаряда в стволе пушки.

Несмотря на многочисленную модернизацию снарядов, их действие было достаточно слабо для калибра 20 мм. Сразу после войны в СССР, как и в союзных странах (Великобритания и Франция), за счёт усовершенствования технологий, была увеличена степень наполнения 20 мм авиационных снарядов взрывчатым веществом (в СССР — вдвое).

Хотя пушка ШВАК обладала некоторыми недостатками, в годы войны развернулось массовое производство этих пушек. Всего было выпущено 100920 пушек. Производство 20-мм пушек ШВАК прекратилось в 1946 г.

Производство

Ни один другой образец авиационного пушечного вооружения как у нас, так и в других странах за все годы второй мировой войны не может сравниться с ней по объему производства.

1942 год — 34601

1943 год — 26499

1944 год — 25633

1945 год — 13433

1946 год — 754

Применение

20-мм пушка ШВАК нашла широкое применение в советской авиации и устанавливалась на многих типах самолётов. Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК (20-мм пушка, 12,7-мм пулёмет) были установлены на истребителях И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3, а в 1943 г. было выпущено 158 пушек для установки на истребителях «Харрикейн» взамен 7,92-мм пулемётов «Браунинг». Две неподвижные пушки были размещены на бомбардировщике Ту-2 и на части бомбардировщиков Пе-2.

Мотор-пушка ШВАК с некоторыми изменениями в 1941—1942 гг. устанавливалась на танках Т-30 (модификация Т-40), Т-60 и Т-38, что позволило увеличить мощность их огня в десятки раз и довести прицельную дальность до 7 км. Несколько сот танков Т-60 принимало успешное участие в боях под Истрой в декабре 1941 г. во время исторической битвы за Москву. Оборонительные турельные установки с 20-мм пушками ШВАК были установлены на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2.

 В Мой Мир
Поиск
Календарь

voinanet.ucoz.ru

Авиационное вооружение СССР - ШВАК, 20-мм

Авиационная пушка Шпитального — Владимирова

20-мм

Как уже говорилось, по устройству 20-мм пушка ШВАК была одинакова с 12,7-мм одноименным пулеметом. Различие было лишь в канале ствола.

Питание пушки ленточное. Перезаряжание пневматическое или механическое.

20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка. Мотор-пушка отличалась большей длиной, наличием амортизатора и рядом других мелочей. Мотор-пушка ШВАК с некоторыми изменениями в 1941—1942 гг. устанавливалась на танках Т-60 и Т-38.

Общая длина пушек ШВАК составляла: для крыльевого варианта 1679 мм, для турельного — 1726 мм, для мотор-пушки — 2122 мм. Вес пушек соответственно 40 кг, 42кг и 44,5 кг. Длина хода подвижных частей 185 мм. Темп стрельбы 800 выстр./мин.

Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды.

Длина осколочно-зажигательного снаряда 2,4 клб, вес 96 г, снаряд содержал 2,75 г взрывчатого вещества.

Длина бронебойно-зажигательного снаряда 3,1 клб, вес 96,6 г.

Осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды имели одинаковый метательный заряд — 19,2 г, и одинаковую баллистику (начальная скорость 815 м/с). Вес патрона 185 гр., вес звена 38 гр.

В 20-мм патронах к пушке ШВАК применена латунная гильзы цилиндрической формы с закраиной в донной части, выступающей за тело гильзы. Извлечение такой гильзы после выстрела было затруднено, так как оно начиналось при некотором остаточном давлении пороховых газов в канале ствола, когда стенки гильзы были еще прижаты к стенкам патронника. По этой причине часто случались поперечные разрывы гильзы и обрывы закраин. А это в свою очередь приводило к утыканию очередного патрона и к прекращению автоматической стрельбы.

В мае 1941 г. началось валовое производство 20-мм подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда.

В конце 1942 г. был разработан 20-мм ОЗТ со временем трассирования 2с.

Однако несмотря на модернизацию снарядов, их действие было достаточно слабо для калибра 20 мм.

Тем не менее, в годы войны развернулось массовое производство пушек ШВАК. В 1942 г. была выпущена 34601 пушка, в 1943 г. - 26499 пушек, в 1944 г. - 25633, в 1945 г. -13433. В 1946 г. было выпущено 754 пушки, и на этом производство 20-мм пушек ШВАК прекратилось.

Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК были установлены на истребителях И-153П, И-16, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Пе-3, а в 1943 г. было выпущено 158 пушек для установки на истребителях «Харрикейн» взамен 7,92-мм пулеметов «Браунинг». Две неподвижные пушки были размещены на бомбардировщике Ту-2 и на части бомбардировщиков Пе-2.

Оборонительные турельные установки с 20-мм пушками ШВАК были установлены на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2.

Источники

  • "История авиационного вооружения." /А.Б. Широкорад/

www.airpages.ru

ШВАК (пушка) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. ШВАК. НосителиРазмеры, ммДлинаМассаМасса снаряда, гМасса патрона, гМасса пушки, кгХарактеристикиКалибр, ммЧисло стволовБоекомплект, патроновСкорострельностьТемп стрельбы, выст/минНачальная скорость, м/с
ШВАК

И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3

1679-2122

91-96

примерно 200

40-44,5

20

1

150-2500

700-800

800

ШВАК (Шпитальный-Владимиров Авиационный Крупнокалиберный) — первая советская авиационная малокалиберная автоматическая пушка калибра 20 мм.

История создания

Полигонные испытания пулемёта ШВАК показали, что благодаря большому запасу прочности его калибр может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы путём замены ствола. После чего была разработана 20 мм пушка. Но было не ясно, как она поведёт себя в воздухе, и как её установка отразится на лётно-тактических характеристиках самолёта. Испытания были проведены В. П. Чкаловым на одноместном истребителе И-16 и были признаны успешными. По окончании испытаний, в 1936 была выпущена первая партия 20-мм пушек ШВАК, что положило начало интенсивному развитию этого вида вооружения.

Устройство

По устройству 20-мм пушка ШВАК была сходна с 12,7-мм одноименным пулемётом. Различие было лишь в диаметре канала ствола. Питание пушки — ленточное, перезаряжание — пневматическое или механическое. 20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка. Мотор-пушка отличалась большей длиной, наличием амортизатора и рядом других изменений.

Типовые характеристики
Варианты установки Крыльевой Турельный Мотор-пушка
Длина 1679 мм. 1726 мм. 2122 мм.
Вес 40 кг. 42 кг 44,5 кг.
Длина хода подвижных частей 185 мм.
Темп стрельбы 700-800 выстр./мин.
Начальная скорость снаряда 815 м/c
Патрон 20×99 мм R
Тип ОЗ[1] БЗ[2]
Масса(г.) 96 96,6
Длина снаряда(клб.) 2,4 3,1

Боекомплект

Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды. В 20-мм патронах к пушке ШВАК применена латунная гильза цилиндрической формы с закраиной в донной части, выступающей за тело гильзы. Извлечение такой гильзы после выстрела было затруднено, так как оно начиналосьК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2406 дней] при некотором остаточном давлении пороховых газов в канале ствола, когда стенки гильзы были ещё прижаты к стенкам патронника. По этой причине частоК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2406 дней] случались поперечные разрывы гильзы и обрывы закраин. А это в свою очередь приводило к утыканию очередного патрона и к прекращению автоматической стрельбы.

20-мм патроны комплектовали применявшимися в наземной артиллерии высокочувствительным головным взрывателем мгновенного действия непредохранительного типа МГ-3. Но МГ-3 иногда давал преждевременные разрывы снарядов в стволе пушки. В конце 1936 г. МГ-3 был заменен взрывателем МГ-201, который имел более высокие чувствительность и мгновенность действия; вылетающий центробежный предохранитель был изъят. Но все же взрыватель МГ-201 не удовлетворял требованиям по безопасности, так как взводился в канале ствола пушки.

В 1938 г. взрыватель был заменен более чувствительным взрывателем К-6, безотказно срабатывавшем при встрече с перкалевой обшивкой самолетов и отличавшимся большим быстродействием. Взрыватель К-6 имел механизм, обеспечивающий его взведение только после вылета снаряда из ствола пушки (на расстоянии 0,3-0,5 м от дульного среза), что практически исключало случаи преждевременного разрыва снаряда в стволе пушки.

Несмотря на многочисленную модернизацию снарядов, их действие было достаточно слабо для калибра 20 мм. Сразу после войны в СССР, как и в союзных странах (Великобритания и Франция), за счёт усовершенствования технологий, была увеличена степень наполнения 20 мм авиационных снарядов взрывчатым веществом (в СССР — вдвое).

Хотя пушка ШВАК обладала некоторыми недостатками, в годы войны развернулось массовое производство этих пушек. Всего было выпущено 100920 пушек. Производство 20-мм пушек ШВАК прекратилось в 1946 г.

Снаряды 20×99 мм R

Советская номенклатура снарядов Американская номенклатура снарядов Масса пули [г] Дульная скорость [м/с] Описание
ОЗ[3] HEI 96.0 770 с головным взрывателем , 2.8 г. взрывчатого вещества + 3.3 г. зажигательного
ОЗТ HEI-T 96.5 770 с головным взрывателем , 2.8 g взрывчатого вещества + 3.3 g зажигательного, трассер
ОФ HE-Frag. 91.0 790 с головным взрывателем , 6.7 g HE, взрывчатого вещества, с полуготовыми осколками
ОФЗ HEI-Frag. 91.0 790 с головным взрывателем, 0.8 г. взрывчатого вещества + 3.8 г. зажигательного, с полуготовыми осколками
БЗ API-HC 96.0 750 твёрдый стальной сердечник в мягкой оболочке, 2.5 г. зажигательного вещества, в алюминиевой либо

бакелитовой баллистической оболочке

БЗ API-HC 99.0 750 как предыдущий, но с кованым стальным носом
БЗ[4] API 96.0 750 сплошной стальной снаряд с кованым носом
БЗТ API-T 96.0 750 как предыдущий, но с трассёром в основной полости
ПУ TP 96.0 770 гремучая смесь во взрывчатой оболочке
ПУТ TP-T 96.5 770 цельноштампованный пустотелый с реактивной смесью в полости

Производство

Ни один другой образец авиационного пушечного вооружения как у нас, так и в других странах за все годы второй мировой войны не может сравниться с ней по объёму производства.

  • 1942 год — 34 601
  • 1943 год — 26 499
  • 1944 год — 25 633
  • 1945 год — 13 433
  • 1946 год — 754

Применение

20-мм пушка ШВАК нашла широкое применение в советской авиации и устанавливалась на многих типах самолётов. Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК (20-мм пушка, 12,7-мм пулемёт) были установлены на истребителях И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3, а в 1943 г. было выпущено 158 пушек для установки на истребителях «Харрикейн» взамен 7,7-мм пулемётов «Браунинг». Две неподвижные пушки были размещены на бомбардировщике Ту-2 и на части бомбардировщиков Пе-2. На первых моделях Ил-2 с лета 1941 г. в крыльях устанавливались две пушки ШВАК калибра 20 мм с боезапасом по 200 снарядов на ствол.

Мотор-пушка ШВАК с некоторыми изменениями в 1941—1942 гг. устанавливалась на танках Т-30 (модификация Т-40) вместо 12,7-мм пулемета ДШК, что позволило существенно увеличить мощность их огня и дало возможность эффективно поражать легко- и среднебронированные цели (до 35 мм подкалиберным снарядом), пулемётные точки, противотанковые пушки и живую силу врага. Вариант пушки ШВАК-20 под названием ШВАК-танковая, ТНШ-20 или просто ТНШ (танковая Нудельмана — Шпитального) серийно устанавливался на легких танках Т-60 и в порядке эксперимента на плавающем танке Т-38 (пушка, установленная на опытный образец Т-38Ш, вышла из строя, и испытания на нём прекратились). Для пушки ТНШ с длиной ствола 82,4 калибра максимальная дальность стрельбы прямой наводкой достигала 2 км. Несколько сот танков Т-60 принимало успешное участие в боях под Истрой в декабре 1941 г. во время битвы за Москву. Оборонительные турельные установки с 20-мм пушками ШВАК были установлены на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2.

Источники

  • А. Б. Широкорад. «История авиационного вооружения»
  • Д. Н. Болотин. «Советское стрелковое оружие»

См. также

  • ТНШ-20 — танковый вариант пушки ШВАК
  • ШКАС — первый советский скорострельный авиационный пулемёт.
  • ШВАК — первый советский крупнокалиберный авиационный пулемёт.

Напишите отзыв о статье "ШВАК (пушка)"

Ссылки

  • [www.airpages.ru/cgi-bin/pg.pl?nav=ru14&page=shvak20 Авиация Второй мировой]
  • [airbase.ru/alpha/rus/sh/shvak/20/ Авиабаза]
  • [www.airwar.ru/weapon/guns/shvak.html Уголок неба]
  • [russianammo.org/Russian_Ammunition_Page_TOC.html THE RUSSIAN AMMUNITION PAGE] (англ.)

[armor.kiev.ua/wiki/index.php?title=%D0%A2-60#.D0.92.D0.BE.D0.BE.D1.80.D1.83.D0.B6.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5 Бронетанковая Энциклопедия]

Примечания

  1. ↑ Осколочно-зажигательный
  2. ↑ Бронебойно-зажигательный
  3. ↑ Осколочно-зажигательные
  4. ↑ Бронебойно-зажигательные

Отрывок, характеризующий ШВАК (пушка)

– К чему такая бездна церквей? – Русские очень набожны, – отвечал Балашев. – Впрочем, большое количество монастырей и церквей есть всегда признак отсталости народа, – сказал Наполеон, оглядываясь на Коленкура за оценкой этого суждения. Балашев почтительно позволил себе не согласиться с мнением французского императора. – У каждой страны свои нравы, – сказал он. – Но уже нигде в Европе нет ничего подобного, – сказал Наполеон. – Прошу извинения у вашего величества, – сказал Балашев, – кроме России, есть еще Испания, где также много церквей и монастырей. Этот ответ Балашева, намекавший на недавнее поражение французов в Испании, был высоко оценен впоследствии, по рассказам Балашева, при дворе императора Александра и очень мало был оценен теперь, за обедом Наполеона, и прошел незаметно. По равнодушным и недоумевающим лицам господ маршалов видно было, что они недоумевали, в чем тут состояла острота, на которую намекала интонация Балашева. «Ежели и была она, то мы не поняли ее или она вовсе не остроумна», – говорили выражения лиц маршалов. Так мало был оценен этот ответ, что Наполеон даже решительно не заметил его и наивно спросил Балашева о том, на какие города идет отсюда прямая дорога к Москве. Балашев, бывший все время обеда настороже, отвечал, что comme tout chemin mene a Rome, tout chemin mene a Moscou, [как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву,] что есть много дорог, и что в числе этих разных путей есть дорога на Полтаву, которую избрал Карл XII, сказал Балашев, невольно вспыхнув от удовольствия в удаче этого ответа. Не успел Балашев досказать последних слов: «Poltawa», как уже Коленкур заговорил о неудобствах дороги из Петербурга в Москву и о своих петербургских воспоминаниях. После обеда перешли пить кофе в кабинет Наполеона, четыре дня тому назад бывший кабинетом императора Александра. Наполеон сел, потрогивая кофе в севрской чашке, и указал на стул подло себя Балашеву. Есть в человеке известное послеобеденное расположение духа, которое сильнее всяких разумных причин заставляет человека быть довольным собой и считать всех своими друзьями. Наполеон находился в этом расположении. Ему казалось, что он окружен людьми, обожающими его. Он был убежден, что и Балашев после его обеда был его другом и обожателем. Наполеон обратился к нему с приятной и слегка насмешливой улыбкой. – Это та же комната, как мне говорили, в которой жил император Александр. Странно, не правда ли, генерал? – сказал он, очевидно, не сомневаясь в том, что это обращение не могло не быть приятно его собеседнику, так как оно доказывало превосходство его, Наполеона, над Александром. Балашев ничего не мог отвечать на это и молча наклонил голову. – Да, в этой комнате, четыре дня тому назад, совещались Винцингероде и Штейн, – с той же насмешливой, уверенной улыбкой продолжал Наполеон. – Чего я не могу понять, – сказал он, – это того, что император Александр приблизил к себе всех личных моих неприятелей. Я этого не… понимаю. Он не подумал о том, что я могу сделать то же? – с вопросом обратился он к Балашеву, и, очевидно, это воспоминание втолкнуло его опять в тот след утреннего гнева, который еще был свеж в нем. – И пусть он знает, что я это сделаю, – сказал Наполеон, вставая и отталкивая рукой свою чашку. – Я выгоню из Германии всех его родных, Виртембергских, Баденских, Веймарских… да, я выгоню их. Пусть он готовит для них убежище в России! Балашев наклонил голову, видом своим показывая, что он желал бы откланяться и слушает только потому, что он не может не слушать того, что ему говорят. Наполеон не замечал этого выражения; он обращался к Балашеву не как к послу своего врага, а как к человеку, который теперь вполне предан ему и должен радоваться унижению своего бывшего господина. – И зачем император Александр принял начальство над войсками? К чему это? Война мое ремесло, а его дело царствовать, а не командовать войсками. Зачем он взял на себя такую ответственность? Наполеон опять взял табакерку, молча прошелся несколько раз по комнате и вдруг неожиданно подошел к Балашеву и с легкой улыбкой так уверенно, быстро, просто, как будто он делал какое нибудь не только важное, но и приятное для Балашева дело, поднял руку к лицу сорокалетнего русского генерала и, взяв его за ухо, слегка дернул, улыбнувшись одними губами. – Avoir l'oreille tiree par l'Empereur [Быть выдранным за ухо императором] считалось величайшей честью и милостью при французском дворе. – Eh bien, vous ne dites rien, admirateur et courtisan de l'Empereur Alexandre? [Ну у, что ж вы ничего не говорите, обожатель и придворный императора Александра?] – сказал он, как будто смешно было быть в его присутствии чьим нибудь courtisan и admirateur [придворным и обожателем], кроме его, Наполеона. – Готовы ли лошади для генерала? – прибавил он, слегка наклоняя голову в ответ на поклон Балашева. – Дайте ему моих, ему далеко ехать… Письмо, привезенное Балашевым, было последнее письмо Наполеона к Александру. Все подробности разговора были переданы русскому императору, и война началась.

После своего свидания в Москве с Пьером князь Андреи уехал в Петербург по делам, как он сказал своим родным, но, в сущности, для того, чтобы встретить там князя Анатоля Курагина, которого он считал необходимым встретить. Курагина, о котором он осведомился, приехав в Петербург, уже там не было. Пьер дал знать своему шурину, что князь Андрей едет за ним. Анатоль Курагин тотчас получил назначение от военного министра и уехал в Молдавскую армию. В это же время в Петербурге князь Андрей встретил Кутузова, своего прежнего, всегда расположенного к нему, генерала, и Кутузов предложил ему ехать с ним вместе в Молдавскую армию, куда старый генерал назначался главнокомандующим. Князь Андрей, получив назначение состоять при штабе главной квартиры, уехал в Турцию. Князь Андрей считал неудобным писать к Курагину и вызывать его. Не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов с своей стороны компрометирующим графиню Ростову, и потому он искал личной встречи с Курагиным, в которой он намерен был найти новый повод к дуэли. Но в Турецкой армии ему также не удалось встретить Курагина, который вскоре после приезда князя Андрея в Турецкую армию вернулся в Россию. В новой стране и в новых условиях жизни князю Андрею стало жить легче. После измены своей невесты, которая тем сильнее поразила его, чем старательнее он скрывал ото всех произведенное на него действие, для него были тяжелы те условия жизни, в которых он был счастлив, и еще тяжелее были свобода и независимость, которыми он так дорожил прежде. Он не только не думал тех прежних мыслей, которые в первый раз пришли ему, глядя на небо на Аустерлицком поле, которые он любил развивать с Пьером и которые наполняли его уединение в Богучарове, а потом в Швейцарии и Риме; но он даже боялся вспоминать об этих мыслях, раскрывавших бесконечные и светлые горизонты. Его интересовали теперь только самые ближайшие, не связанные с прежними, практические интересы, за которые он ухватывался с тем большей жадностью, чем закрытое были от него прежние. Как будто тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного. Из представлявшихся ему деятельностей военная служба была самая простая и знакомая ему. Состоя в должности дежурного генерала при штабе Кутузова, он упорно и усердно занимался делами, удивляя Кутузова своей охотой к работе и аккуратностью. Не найдя Курагина в Турции, князь Андрей не считал необходимым скакать за ним опять в Россию; но при всем том он знал, что, сколько бы ни прошло времени, он не мог, встретив Курагина, несмотря на все презрение, которое он имел к нему, несмотря на все доказательства, которые он делал себе, что ему не стоит унижаться до столкновения с ним, он знал, что, встретив его, он не мог не вызвать его, как не мог голодный человек не броситься на пищу. И это сознание того, что оскорбление еще не вымещено, что злоба не излита, а лежит на сердце, отравляло то искусственное спокойствие, которое в виде озабоченно хлопотливой и несколько честолюбивой и тщеславной деятельности устроил себе князь Андрей в Турции. В 12 м году, когда до Букарешта (где два месяца жил Кутузов, проводя дни и ночи у своей валашки) дошла весть о войне с Наполеоном, князь Андрей попросил у Кутузова перевода в Западную армию. Кутузов, которому уже надоел Болконский своей деятельностью, служившей ему упреком в праздности, Кутузов весьма охотно отпустил его и дал ему поручение к Барклаю де Толли.

wiki-org.ru

Пушка ШВАК - Авиационное вооружение - Армейская авиация - Каталог статей

   Полигонные испытания пулемёта ШВАК показали, что благодаря большому запасу прочности его калибр может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы путем замены ствола. После чего была разработана 20 мм пушка. Но было неясно, как она поведёт себя в воздухе, и как её установка отразится на летно-тактических характеристиках самолёта. Испытания были проведены В. П. Чкаловым на одноместном истребителе И-16, и были признаны успешными. По окончании испытаний, в 1936 была выпущена первая партия 20-мм пушек ШВАК, что положило начало интенсивному развитию этого вида вооружения.   По устройству 20-мм пушка ШВАК была одинакова с 12,7-мм одноименным пулемётом. Различие было лишь в диаметре канала ствола. Питание пушки ленточное, перезаряжание пневматическое или механическое. 20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка. Мотор-пушка отличалась большей длиной, наличием амортизатора и рядом других изменений.   Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды. В 20-мм патронах к пушке ШВАК применена латунная гильза цилиндрической формы с закраиной в донной части, выступающей за тело гильзы. Извлечение такой гильзы после выстрела было затруднено, так как оно начиналось при некотором остаточном давлении пороховых газов в канале ствола, когда стенки гильзы были еще прижаты к стенкам патронника. По этой причине часто случались поперечные разрывы гильзы и обрывы закраин. А это в свою очередь приводило к утыканию очередного патрона и к прекращению автоматической стрельбы.   20-мм патроны комплектовали применявшимися в наземной артиллерии высокочувствительным головным взрывателем мгновенного действия непредохранительного типа МГ-3. Но МГ-3 иногда давал преждевременные разрывы снарядов в стволе пушки. В конце 1936 г. МГ-3 был заменен взрывателем МГ-201, который имел более высокие чувствительность и мгновенность действия; вылетающий центробежный предохранитель был изъят. Но все же взрыватель МГ-201 не удовлетворял требованиям по безопасности, так как взводился в канале ствола пушки.   В 1938 г. взрыватель был заменен более чувствительным взрывателем К-6, безотказно срабатывавшем при встрече с перкалевой обшивкой самолетов и отличавшимся большим быстродействием. Взрыватель К-6 имел механизм, обеспечивающий его взведение только после вылета снаряда из ствола пушки (на расстоянии 0,3-0,5 м от дульного среза), что практически исключало случаи преждевременного разрыва снаряда в стволе пушки.   Несмотря на многочисленную модернизацию снарядов, их действие было достаточно слабо для калибра 20 мм. Хотя пушка ШВАК обладала некоторыми недостатками, в годы войны развернулось массовое производство этих пушек. Всего было выпущено 100920 пушек. Производство 20-мм пушек ШВАК прекратилось в 1946 г.   20-мм пушка ШВАК нашла широкое применение в советской авиации и устанавливалась на многих типах самолётов. Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК (20-мм пушка, 12,7-мм пулёмет) были установлены на истребителях И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3, а в 1943 г. было выпущено 158 пушек для установки на истребителях «Харрикейн» взамен 7,92-мм пулемётов «Браунинг». Две неподвижные пушки были размещены на бомбардировщике Ту-2 и на части бомбардировщиков Пе-2.   Мотор-пушка ШВАК с некоторыми изменениями в 1941—1942 гг. устанавливалась на танках Т-60 и Т-38, что позволило увеличить мощность их огня в десятки раз и довести прицельную дальность до 7 км. Несколько сот танков Т-60 принимало успешное участие в боях под Истрой в декабре 1941 г. во время исторической битвы за Москву. Оборонительные турельные установки с 20-мм пушками ШВАК были установлены на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2.

Основные характеристики

 Варианты установки Крыльевой Турельный Мотор-пушка
 Длина 1679 мм. 1726 мм. 2122 мм.
 Вес 40 кг. 42 кг. 44,5 кг.
 Длина хода подвижных частей 185 мм.
 Темп стрельбы 700-800 выстр./мин.
 Начальная скорость снаряда 815 м/c
 Патрон 20x99R
 Тип  Осколочно-зажигательный Бронебойно-зажигательный
 Масса (гр.)  96 96,9
 Длина (клб.)  2,43,1

weapons-of-war.ru