Как умер Гагарин Юрий? Когда умер Гагарин? Гибель юрия гагарина


Что скрыла госкомиссия, расследовавшая гибель Гагарина

– Вечером в тот день, когда погиб Гагарин, мне был звонок от секретаря министра авиационной промышленности Петра Васильевича Дементьева: «Вас включил в комиссию по расследованию причин гибели космонавта». – рассказывает Арсений Дмитриевич. – Я в то время был начальником научно-исследовательского отделения ЛИИ, кандидат наук. У меня был опыт расследований авиапроисшествий. Да и сам я как летчик летал, правда, на легкомоторных самолетах.

Утром 28 марта я был в Чкаловском. Это аэродром принадлежал и принадлежит сейчас Лётно-испытательному институту ВВС. Там же базировался 70-й отдельный испытательно-тренировочный авиационный полк особого назначения. По сути это было нечто вроде аэроклуба для космонавтов. Институт управлял полетами, а полк обеспечивал тренировки космонавтов, которые хотели летать — первые же наборы были из летчиков.

В 10 утра те, кто участвовал в расследовании, вылетели с аэродрома Чкаловский на трех вертолетах на место гибели и пробыли там часа полтора-два. Снег, несмотря на конец марта, был довольно глубокий. Мелкие березовые перелески. В один из этих перелесков упал самолет. Я зафиксировал для себя следующее: самолет падал под углом примерно 50 градусов. Я увидел некоторые фрагменты тел летчиков. Удивило же вот что. В воронке, образовавшейся от взрыва самолета, искореженные катапультные кресла. То есть летчики не катапультировались. Там же, около кресел, ранцы, куда укладываются парашюты. А парашютов нет.

Поднялось страшное волнение. В группе было много КГБшников. По-моему, в тот же день или на следующий соседней в деревне парашюты нашли. Оказывается, два местных мужика примерно за три часа — это время между тем, когда упал самолет и когда его обнаружили, пришли, срезали парашюты и утащили.

Кто-то потом выдумывал, мол, они на парашютах спаслись было, а парашюты оторвались почему-то... Неправда — стропы тупыми ножами отрезали и всё.

www.kp.ru

Как же всё-таки погиб Юрий Гагарин?

Правду о гибели первого космонавта планеты нам вот-вот откроют – подходит к концу полувековой рубеж секретности, а значит, архивы станут доступными со дня на день. За эти полвека было озвучено немало самых фантастических и вместе с тем весьма правдоподобных версий, так что реальность на их фоне может показаться чересчур прозаичной и неотёсанной.

Тем не менее знать правду о подвиге Юрия Гагарина обществу необходимо, чтобы по достоинству оценивать этот подвиг. Но пока мы всей правды не знаем, а значит, остаётся лишь перечислить версии.

Современники вспоминали, что трагедии 27 марта 1968 года предшествовали две плохие приметы – Гагарин, мол, накануне полёта с Владимиром Серёгиным вернулся домой за оставленным пропуском, а возвращаться, сами знаете, не к добру. А ещё он забыл получить свой талон на обед в столовой аэродрома, что считалось дурным знаком, – позже этот талон найдут там, где следовало найтись останкам погибших. А нашлись они, к слову, эти останки? Говорят, родные опознали героев по фрагментам их тел – выходит, что-то всё-таки собрали. Но ведь были и другие свидетельства: мол, на месте гибели Гагарина и Серёгина нашли только фотографию Сергея Королёва да тот самый злополучный талон на обед. Странностей после трагедии повылезало изрядно: к примеру, личный водитель первого космонавта Фёдор Демчук вдруг припомнил, что незадолго до катастрофы в гагаринской «Волге» трижды лопался шланг, ведущий к бензонасосу. Дважды неисправность заметили, в третий раз автомобиль загорелся. И все три случая произошли один за другим в феврале 1968-го. Французы, восхищённые космическим первопроходцем, подарили ему спортивную «Матра-джет» футуристического вида с ракетой на эмблеме. Гагарину машина очень понравилась, он часто ею пользовался, а потом вдруг забросил – даже близко не подходил. Поговаривали, ему стало казаться, что автомобиль разгоняется сам по себе и теряет управление – как тот злополучный Миг, пронзивший землю на скорости 1100 километров в час.

Гибель Гагарина – подстроенная диверсия?

О мистике мы ещё поговорим, а пока вернёмся к суровой реальности. Помощник начальника командного пункта управления полётами аэродрома Чкаловский Вячеслав Быковский отслеживал положение Мига Гагарина на радаре, так сказать, в реальном времени. И он утверждал, что точка на радаре пропала несколько раньше, чем это зафиксировала правительственная комиссия. Это значит, что самолёт мог взорваться в воздухе, а не врезался в землю на крейсерской скорости, как гласит отчётность.

В этой связи Быковский не исключал, что причиной гибели экипажа Мига могла быть диверсия. Нашлось немало свидетельств в пользу этого предположения. Очевидцы, деревенские жители, слышали два хлопка, последовавшие один за другим. Самолёт мог взорваться в воздухе, а затем удариться о землю – вот вам и два хлопка.

В то злополучное утро неподалёку от места катастрофы волею судеб оказался космонавт Алексей Леонов – первый, кто вышел в открытый космос. О том, что ему удалось узнать, он рассказал лишь в день 35-летия со дня гибели Гагарина – в 2003 году на пресс-конференции, посвящённой траурной дате. «Двадцать лет я боролся, чтобы рассказать правду. В официальном заключении писали, что самолёт Гагарина и Серёгина совершил резкий манёвр, связанный с отворотом, вошёл в штопор и столк­нулся с землёй. Бред! Всё было по-другому: 27 марта 1968 года в этом же районе несанкционированно оказался другой самолет, Су-15. Лётчик нарушил режим, спустился до высоты 450 метров – я это знаю, так как беседовал со свидетелями. На форсаже на расстоянии 10–15 метров в облаках, пройдя рядом с Гагариным, перевернул его самолёт, вогнав в штопор, вернее в глубокую спираль, на скорости 750 километров в час». По словам Леонова, на тот момент виновник гибели Гагарина был ещё жив, но был уже очень пожилым и тяжело больным человеком. Следует добавить, что по горячим следам Леонов изложил всё, что ему стало известно, в письменном виде и передал свои показания госкомиссии по расследованию чрезвычайного происшествия. Каково же было его удивление, когда спустя много лет он вновь перелистал эти свои показания, написанные от руки, – это была подделка! Так что ещё не факт, что если бумаги полувековой давности рассекретят, они не окажутся фальшивыми.

По теме

1712

В Москве с реставрационной мастерской украли экспонат Музея космонавтики - «Сурдобарокамеру СКБ-48», в которой проходили испытания советские космонавты.

Он слишком много знал…

Гибель Мига Гагарина и Серёгина и в самом деле могла быть результатом диверсии, вот только кто эту диверсию устраивал и планировал? Запад? Или же кто-то в советском руководстве? В последние пару лет жизни Гагарина перестали выпускать за границу, хотя до того он объездил полмира. А после того как на «Союзе-1» разбился Владимир Комаров – это был его второй полёт в космос, – Гагарина выпустили за рубеж только один раз. Чего боялись? Может быть, того, что Гагарин мог поведать миру о несовершенстве советской космической программы? Гагарин был дублёром у Комарова, и, по ряду свидетельств, «Союз» его, мягко говоря, не впечатлял. Мало того, Гагарин якобы стал фиксировать все возможные недочёты нового корабля, и вскоре об этих недочётах узнали в Политбюро. С космонавтом провели разъяснительную беседу, из которой становилось понятно, что дублёром-то он формально останется, но в космос на новом «Союзе» ни за что не полетит.

Знал об этом, вероятно, и Комаров – что руководство страны осерчало на «первого». По воспоминаниям сотрудника КГБ Вениамина Русяева, однажды, за месяц-полтора до старта, Комаров пригласил его к себе домой, а прощаясь, неожиданно разрыдался, стоя на лестничной площадке. Русяева это потрясло – космонавт вовсе не был пьян, да и не сказать, чтобы Комаров отличался чрезмерной сентиментальностью. «Володя сказал мне, что из полёта он не вернётся. Я просто опешил! Но что я ему мог сказать? Единственное: если ты так уверен, что погибнешь, откажись от полёта». А Комаров ответил: «Нет. Ты же знаешь, откажусь я – полетит «первый». А его надо беречь». В общем, касательно «Союза» Гагарин оказался прав: недоработки оказались серьёзными и привели к гибели Комарова, от которого осталась лишь обуглившаяся головёшка.

Гагарин погиб во время «лунной прогулки»?

Но почему всё-таки Миг Гагарина так странно падал? Турбина в момент падения выдавала 11 тыс. оборотов в минуту, а скорость была 1100 километров в час! Самолёт падал как бы на форсаже. При этом машина уходила в крутое пике. И не заметить этого было невозможно даже новичкам, а тем более опытным пилотам. Удар о землю был такой сильный, что турбина ушла вглубь на 8 (!) метров, а обшивку разнесло на мельчайшие фрагменты. Но почему пилоты не катапультировались? И почему не убрали газ? Может, они были пьяны? – сплетни такие ходили. Впрочем, едва ли – до полёта с Гагариным и Серёгиным общались коллеги-пилоты и персонал. И никто не уловил даже намёка на характерный запах. И вот ещё какая нестыковка. Во многих воспоминаниях о гибели Гагарина отмечается, что, мол, экспертиза доказала, что пилоты были трезвы. Но в том-то и дело, что такой экспертизы не проводилось. Никаких останков Гагарина и Серёгина правительственной комиссии представлено не было. Во всяком случае, вся имеющаяся на сегодняшний день открытая информация свидетельствует, что было именно так – даже клочков их тел на самом деле не собрали. Вот что писал об этом в своём дневнике руководитель Центра подготовки космонавтов генерал Николай Каманин: «Найденный планшет принадлежит Гагарину (заполнен его рукой красными чернилами). Генерал Кутахов и я почти одновременно заметили на высоте 10–12 метров на одной из берёз кусок какой-то материи – оказалось, это часть куртки Гагарина. В нагрудном кармане мы нашли талон на завтрак. Сомнений больше не было: Гагарин погиб». 28 марта останки Гагарина и Серёгина кремировали, но фрагментов тел среди этих останков не было – лишь кусочки одежды.

В отряде космонавтов об этом было известно. Не потому ли среди коллег Гагарина долгое время в ходу была принципиально иная версия его гибели, нежели та, в которую предлагалось поверить широким массам советских людей? Звучала эта версия так: Гагарин и Серёгин разбились не в лесу во Владимирской области , а в космосе, выполняя полёт вокруг Луны. И произошло это не 27 марта, а 18 днями раньше. Гагарин был замечен на Байконуре 2 марта – он должен был там присутствовать во время запуска корабля «Зонд-4». Считалось, что корабль беспилотный, но, по слухам, в нём были оборудованы места для двух космонавтов. Гагарин был на Байконуре вплоть до старта «Зонда», то есть до 9 марта. А затем случилась авария – «Зонд» разбился о поверхность Луны. И поскольку скрыть гибель первого космонавта было невозможно, а признаваться в крахе первого акта лунной программы не хотелось, пришлось инсценировать авиакатастрофу. Правда? Вымысел? Точки над «ё» может расставить обнародование секретных архивов, тем паче что и время уже пришло.

versia.ru

Как умер Гагарин Юрий? Когда умер Гагарин?

В течение долгих лет информация о том, как умер Гагарин Юрий Алексеевич, оставалась под грифом «секретно». И лишь через 30 лет после трагедии, унесшей его жизнь, начала приоткрываться завеса тайны, которой были окутаны события того мартовского дня 1968 года.

Первым выступившим по этому поводу стал космонавт Алексей Архипович Леонов, а также профессор, доктор технических наук, ученый в области ракетостроения Сергей Михайлович Белоцерковский. Интервью с ними было опубликовано на страницах журнала «Наука и жизнь» в 1998 году. Этот момент положил начало обнародованию всех новых версий произошедших событий. Все, кто мог, включая не только советские, но и зарубежные средства массовой информации, строили свои гипотезы относительно того, из-за чего умер Гагарин. И лишь в 2011 году, в 50-ю годовщину со дня первого полета человека в космос, были обнародованы материалы, касающиеся расследования всех обстоятельств этой авиакатастрофы.как умер гагарин юрий

Что известно?

Примерно за три недели до 27 марта 1968 года – дня, когда умер Гагарин, - летчик-космонавт после длительного перерыва возобновил тренировочные полеты под руководством инструктора – полковника Владимира Серегина. В то утро учебный самолет "МиГ-15" в очередной раз покинул для тренировки аэродром «Чкаловский». После выполнения 20-минутного учебного комплекса упражнений инструктор должен был принять решение о допуске своего ученика к самостоятельному управлению самолетами. Все, что происходило далее, еще больше запутало обстоятельства того, как умер Гагарин Юрий Алексеевич – летчик-космонавт, первый человек, побывавший в космосе.

По свидетельствам очевидцев, после досрочного выполнения заданий борт 625 запросил разрешение на посадку. Однако спустя несколько минут самолет исчез с экранов радаров. Найден он был в 65 километрах от аэродрома спустя несколько минут. Экспертиза обломков самолета и тел летчиков не внесла никакой ясности в обстоятельства трагедии. До сих пор остается загадкой, что на самом деле произошло, как умер Гагарин и полковник Серегин, находившийся с ним на борту.как умер гагарин

Что могло произойти?

Следует заметить, что ни одна из рассматриваемых версий не была признана официальной по той причине, что члены правительственной комиссии не смогли достигнуть соглашения относительно того, что действительно случилось на борту учебного "МиГ-15". Была собрана вся возможная информация о полете, характеристики членов экипажа и протоколы показаний командования. Документы засекретили. После их обнародования на суд общественности было вынесено несколько версий произошедшего.

"Миг-15" уходил от столкновения

Самой распространенной версией того, как умер Гагарин и находящийся в кабине с ним инструктор, считается встреча при возвращении на аэродром с метеорологическим зондом или другим самолетом. Для того чтобы избежать столкновения, экипажу пришлось совершить резкий маневр в сторону. Летательный аппарат вошел в штопор, с которым ни Гагарин, ни Серегин справиться не смогли.когда умер гагарин

Полковник Серегин потерял сознание во время полета

Причиной катастрофы мог стать случившийся у инструктора во время полета сердечный приступ, в результате чего мужчина заблокировал пульт управления, навалившись на него. Катапультирование стало невозможным из-за особой системы, которая предусматривает покидание кабины сначала инструктором, а потом его учеником. Но если все так и было, непонятно, по какой причине от Гагарина не поступило никаких сообщений относительно происшествия. Есть предположения о том, что сердце полковника остановилось еще в воздухе. В этой связи возникает еще один вопрос: "Мог ли вообще сообщить о том, что случилось, Юрий Гагарин, когда умер его инструктор Серегин?"

И Гагарин, и Серегин были без сознания в момент катастрофы

Самолет летел на высоте в 4 километра, могла произойти разгерметизация кабины. Нехватка кислорода заставила пойти на резкое снижение. В результате давление резко подскочило, оба летчика потеряли сознание.

Однако оба они прошли специальную подготовку, и такая высота не должна была быть критичной для тренированных пилотов. Более того, одному на момент катастрофы было 34 года, другому – 45. И полковник Серегин не мог уйти из жизни в тот же самый момент, когда умер Гагарин, – гипоксия не действует на всех мгновенно. Следовательно, одновременная потеря сознания была маловероятной.из за чего умер гагарин

Воздушное хулиганство

Некоторые специалисты склоняются к версии хулиганства в воздухе, которое было очень распространенно среди летчиков Советского Союза в 50-60-х годах. Экипаж мог ослушаться приказа и не сразу возвратиться на аэродром, а приступить к сложному пилотажу, снизившись до предела. Однако большинством эта версия того, как умер Гагарин Юрий Алексеевич, не рассматривается. Будучи очень ответственным и грамотным пилотом, он с нетерпением ждал первого самостоятельного полета после столь длительного перерыва. Ни о каком лихачестве не могло быть и речи, так как Гагарину было важно успеть закончить задание и сделать на самолете круг самостоятельно, поскольку погода портилась.

Халатность руководства

Факты говорят о том, что экипаж учебного "МиГ-15" имел устаревшую информацию о погодных условиях. Свежие данные должны были быть предоставлены им в процессе полета, но их так и не передали. Выполнив снижение, самолет сделал переворот с выходом из пикирования и попал в зону с повышенной облачностью. Это не вызвало у летчиков беспокойства, так как, по их данным, нижний край облаков находился на высоте в 900 метров, хотя в реальности эта цифра составляла всего 400 метров. Когда они увидели землю, высота для выхода в горизонтальное положение оказалась слишком маленькой. Возможно, эти события и спровоцировали трагедию.юрий гагарин когда умер

Что говорят современные исследования?

Сегодня все всплывающие факты опровергают вышеизложенные версии того, как и когда умер Гагарин. Версия о столкновении в воздухе опровергается отсутствием на фюзеляже каких-либо следов и сбоев в системе управления. Эти же доказательства ставят под сомнение факт потери сознания Серегиным и его смерти еще в воздухе, оставляя открытым вопрос о том, почему Гагарин не сообщил на землю о произошедшем, если эта версия верна. Непонятно, почему опытные летчики не катапультировались из кабины. По некоторым сведениям, Гагарин до последнего управлял самолетом, чтобы избежать столкновения с близлежащей школой. У этой версии также нет никаких доказательств. По другим данным, самолет сбила с курса турбулентность, которую вызвал находящийся в том же районе сверхзвуковой летательный аппарат.

Альтернативные версии, или Смерть, которой не было

Наряду с традиционными, казалось бы, даже в какой-то степени разумными версиями того, как умер Гагарин Юрий Алексеевич – полковник, военный летчик 1-го класса, широко распространились и самые безумные варианты развития событий.как и когда умер гагарин

Так, некоторые утверждают, что Гагарин и Серегин были абсолютно пьяны. Это стало причиной потери управления самолетом. По некоторым свидетельствам, Гагарин не смог справиться с пришедшей к нему славой, начал злоупотреблять спиртным. Однако экспертиза тел летчиков не выявила следов алкоголя в крови, равно как и повышенного уровня адреналина. Иными словами, оба были трезвы в момент смерти, но, скорее всего, даже не успели понять, что произошло.

Самые невероятные версии сводятся к тому, что Гагарин был похищен инопланетным разумом. Некоторые утверждают, что он повстречал инопланетный объект, помутился рассудком и умер в стенах советской психиатрической клиники через 20 с лишним лет после официальной даты своей гибели. Множились граничащие со здравым смыслом теории о том, что инструктор, полковник Серегин, убил и себя, и Гагарина, потому что завидовал своему подопечному, который был моложе него, но уже стал любимцем всего мира и достиг головокружительных успехов, получая досрочные и внеочередные воинские звания. Не менее удивительными были версии о том, что учебный "МиГ-15" попал под прицел ЦРУ, а также что Гагарин инсценировал свою гибель, сделал пластику и до сих пор находится в добром здравии, спокойно живя под чужим именем.в каком году умер гагарин

Почти все знают, в каком году умер Гагарин, однако сами обстоятельства его гибели до сих пор остаются загадкой. Ни одна из обнародованных версий при тщательном изучении не стыкуется с проверенными фактами. Версия халатности руководства Центра управления полетами как нельзя лучше объясняет, почему все материалы по делу о гибели Гагарина были практически сразу засекречены и положены на полку. Расследование выявило большое количество дисциплинарных нарушений, что могло повлечь за собой не самые приятные последствия для многих высокопоставленных лиц.

fb.ru

Гибель Юрия Гагарина: загадочное падение МиГ-15 | История | ИноСМИ

50 лет назад в авиакатастрофе погиб герой советской космонавтики Юрий Гагарин. Другой космонавт утверждает, что знает причину его гибели — однако дочь Гагарина обвиняет его во лжи.

Он был величайшим героем за всю историю Советского Союза. В апреле 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком, полетевшим в космос. Это была настоящая сенсация. Его приветливая улыбка облетела весь мир. Но менее чем через семь лет его жизнь оборвалась — он погиб во время испытательного полета за штурвалом самолета МиГ-15УТИ.

Почему первый космонавт Земли погиб, не до конца понятно и сейчас, 50 лет спустя. «Несчастливое стечение обстоятельств», гласило официальное заключение экспертов. Документы, касавшиеся катастрофы, на протяжении нескольких десятилетий оставались засекреченными, и это вызывало все новые и новые догадки по этому поводу.

Может, ошиблись диспетчеры? Может, возникли проблемы при катапультировании? Может, самолет Гагарина столкнулся со стаей птиц или с воздушным шаром? Или кто-то умышленно направил самолет не в ту сторону, чтобы избавиться от героя и любимчика Никиты Хрущева?

А недавно другой ветеран космонавтики, Алексей Леонов, заявил, что разгадал загадку крушения — и даже знает, кто в нем виновен. Сразу в двух книгах — «Время первых» и «Человек и космос» — он самоуверенно называет себя единственным человеком, знающим правду о смерти Гагарина.

Леонов, как и Гагарин, был членом первого отряда космонавтов. В 1965 году он также вошел в историю, став первым человеком, совершившим выход в открытый космос.

Самолет Гагарина «слетел» с траектории?

По утверждению Леонова, во время учебного полета 27 марта 1968 года в небе находился еще один самолет производства КБ им. Сухого, который без разрешения приблизился к Гагарину и спровоцировал его падение. Виноват в гибели Гагарина, по мнению Леонова, летчик-испытатель Лётно-исследовательского института в Жуковском. Этот пилот — Герой Советского Союза, как и Гагарин. Ему уже за 90, он живет в Сибири и тяжело болен, утверждает 83-летний Леонов.

Reflex07.05.2011Space12.04.2012Cubadebate25.07.2017Technet.cz18.04.2016The Guardian16.07.2017По его словам, падение самолета Гагарина спровоцировал Су-15, пролетевший на сверхзвуковой скорости всего лишь в 10-15 метрах от него. Тем самым Гагарина попросту «сдуло» с траектории, и он потерял контроль над крылатой машиной, завалился в штопор и упал в лесном массиве во Владимирской области, неподалеку от Москвы.

Свой тезис Леонов подкрепляет собственным хорошим слухом, а также рассказами троих колхозников, утверждавших, что видели низко летевший Су-15. Сам он в этот трагичный день находился примерно в 13 километрах от места крушения, где вместе с другими космонавтами отрабатывал прыжки с парашютом. По его словам, он слышал «два взрыва с промежутком от полутора до двух секунд».

Вскоре ему стало ясно, что это был звук преодоления самолетом звукового барьера, а затем взрыв. Трое свидетелей, которым он показал модели самолетов, подтвердили ему позднее, что незадолго до катастрофы видели именно такой самолет.

В 1991 году этот тезис был, по словам Леонова, с разрешения руководства подтвержден в ходе компьютерной симуляции и тестов в аэродинамической трубе военной академии в Жуковском. В соответствующем письме генерала ВВС Анатолия Польского первому заместителю председателя военно-промышленной комиссии при Совете министров СССР Николаю Строеву также говорилось, что версия Леонова относительно смерти Гагарина является «единственно правильной». В своей книге «Человек и космос» Леонов опубликовал снимок того письма Польского.

В 2013 году, в год 45-летия гибели Гагарина, Леонов, по его словам, обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой опубликовать секретные на тот момент документы, и президент пошел ему навстречу. И тогда выяснилось, что все произошло именно так: мимо самолета Гагарина пролетел другой самолет, который не должен был находиться в тот момент в том месте, и он «столкнул» самолет Гагарина с траектории.

Ложь и истина

«Теперь я получил возможность назвать реальную причину катастрофы — при условии, что не буду называть имени пилота, нарушившего дисциплину и спровоцировавшего катастрофу», — объяснил Леонов.

Наше издание связалось с дочерью Юрия Гагарина Галиной и спросило, что она думает по поводу утверждений Леонова. Галина Гагарина, профессор экономики и руководитель кафедры в Российском экономическом университете имени Плеханова, обвинила Леонова во лжи. По ее словам, не было опубликовано ни одного соответствующего документа, а кроме того, никто не подтвердил версию Леонова.

Как бы ни были велики заслуги Леонова, они «не дают ему права выдавать собственные предположения и фантазии за истину в последней инстанции», подчеркнула дочь Гагарина. По ее словам, он ведет себя «отвратительно и позорно» и хочет всего лишь заработать на этом побольше денег.

Сомнения остаются

Между тем версию Леонова опровергли не только несколько пилотов, но и бывший руководитель Лётно-исследовательский института Арсений Миронов. В открытом письме, опубликованном в июле 2017 года и имеющемся в распоряжении нашего издания, он признал, что 27 марта 1968 года в воздухе действительно находились два самолета Су-15. Но они никак не были связаны с крушением Гагарина, потому что один из них успел приземлиться, когда Гагарин только набирал высоту, а второй только собирался взлетать, когда МиГ-15 Гагарина уже рухнул.

Юрий Гагарин с супругой и дочкойИноСМИ12.04.2013В своем письме Миронов, кроме того, назвал имена обоих летчиков-испытателей и подчеркнул: «Для того чтобы назвать человека убийцей, нужно иметь очень убедительные основания!» Леонов же, по его словам, воспользовался «только результатами беседы с крестьянами и неубедительными, отчасти ошибочными рассуждениями о звуковом барьере».

Что сказал Путин?

Люди из окружения Леонова недавно даже заявили, что имя виновного в крушении Гагарина пилота назвал сам Путин. Якобы он в 2014 году поздравлял Леонова с 80-летием и спросили, что тот хотел бы получить в подарок. Леонов ответил: «Скажите имя летчика, убившего Гагарина». И Путин якобы сделал это, попросив, однако, Леонова не называть его во всеуслышание.

Дочь Гагарина назвала эти заявления людей из окружения Леонова «очень сомнительными». По ее словам, он уже много лет утверждает, что давно знает, как звали того пилота. «А теперь он вдруг говорит, что это имя ему сообщил Путин». Так ли это на самом деле, никто проверить не может.

Ясно одно: загадочная смерть Гагарина и через 50 лет не дает России покоя.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Тайна гибели Космонавта №1...

Я помню, что, когда разбился Гагарин, вся страна заплакала. Некоторое время спустя многие поверили в официальную версию гибели двух прославленных летчиков – Гагарина и Серегина. Но сегодня причины их гибели вызывают вопросы.

Космонавты вдруг открыто стали высказывать свои сомнения относительно версий катастрофы. Выходят удивительные фантастические фильмы под управлением Игоря Прокопенко. Вы все их видели. Достаточно набрать в поисковике несколько слов, и вы прочтете даже версию выпивки за штурвалом.

А сколько домыслов ходит в народе, что «Юрий Гагарин жив, приходил к матери, стучал в окно к жене». Мда-а-а-а! Теперь уж лет ему было бы за …Много лет. А вопросы все те же. Аксенов Владимир, космонавт, заявил, что руководители полетов разрешили лететь в непогоду.

 

Тайна гибели Космонавта №1...

Облака закрывали небо почти от земли (600 метров) на четыре километра. Как будто лететь с тренировочным полетом надобности нет. Но они взлетели. На пути огромное облако, в которое можно входить со специальными приборами, определяющими положение самолета. Летчик в таком облаке беспомощен.

 

Я не поняла, а что, на самолете Гагарина такие приборы отсутствовали? Они же не на телеге взлетели. После гибели все самолеты этой серии заменили. Все говорят, что их вина в том, что они выполнили приказ. Была летная программа, и они решились на ее выполнение.

Так много размышлений. Даже инопланетяне кому-то привиделись. Пора снимать гриф секретности. Хотя, откровенно говоря, нет особенной необходимости иметь официальную государственную версию случившегося. Летчиков нет, машины в войсках заменили. Осталась память.

 

Тайна гибели Космонавта №1...

 

Так что, и правда их обманули приборы? Или их и вовсе не было? Члены комиссии расследования катастрофы, сообщили о полной исправности машины. Был штатный режим. И вот, два прославленных летчика, врезаются в землю. Что случилось? Ответы какие-то размытые.

Комиссия, куда входили высшие чины авиации, конструктор Артем Микоян, маршалы, партийные деятели высокого уровня, выехала на место падения

самолета. Представители многих различных направлений авиации, КГБ – все они приняли участие в расследовании.

 

Тайна гибели Космонавта №1...

Пять месяцев шли исследования разрушенного самолета. Врачи долгие месяцы исследовали останки пилотов. Внятный ответ никто так и не услышал. Возможно, сама комиссия не смогла сформулировать причину катастрофы. Двадцать девять томов отчета все еще не опубликованы.

Но две версии случившегося получили зеленый свет: «Первая вероятная причина гибели – резкий разворот самолета от приближающегося шара-зонда. Вторая возможная причина – отворот от верхнего края облаков и выход на критический угол полета».

 

Тайна гибели Космонавта №1...

Много публикаций конструкторов и пилотов рассказывают, что не хватило высоты из-за облачности. Полковник Кузнецов, Игорь Иванович, считает, что все было иначе. Он приводит расчеты, противоречащие всем известным данным. Полковник 28 лет работал в НИИЭРАТ (расследование авиакатастроф).

Он считает Гагарина своим другом. Раскрыть тайну гибели его долг перед памятью Юрия. Машина была неуправляема и падала сама. Летчики в момент катастрофы были без сознания. Кстати сказать, генерал Каманин еще раньше высказался по поводу неработоспособности экипажа.

Оба специалиста утверждают, что причина, по которой летчики не смогли катапультироваться, в полной потере сознания. Каманин написал в дневнике, что «…отсутствие попыток связаться с землей по радиосвязи и не пытаться катапультироваться… Они были без сознания».

Отличные летчики, крепкие, волевые люди, они постарались бы сделать все возможно, если бы сознание не покинуло их. Каманин и Кузнецов считали, что причину нужно искать здесь. Но комиссия сосредоточила свои поиски в другом направлении, как считает Кузнецов, в неверном.

Члены комиссии обнаружили, что руль управления высотой отклонен, как делают летчики в момент выхода из пике. Не связались с землей – неловко признаться, что не смогли справиться с управлением. Не катапультировались — надеялись выйти из пике.

По версии Кузнецова, самолет упал под углом 52 градуса, а вывод комиссии 33 градуса. Самолет шел к земле в режиме неуправляемого полета. Но в землю врезался под углом 33 градуса. Это можно объяснить эффектом торможения четырнадцати деревьев, которые оказались сломанными тяжелой машиной.

Самолет шел к земле в пике. Штопор невозможен для этой модели. Тогда почему погибли летчики? Тут сошлись несколько обстоятельств. Они взлетели на УТИ МиГ-15 производства Чехии. В самолете этой сборки кран вентиляции кабины напрямую связан с атмосферой.

В самолетах советской сборки использовался рычаг для вентиляции кабины. Рычагом летчик не сможет нарушить герметичность кабины. Но самолет был разгерметизирован. Это показал «черный» ящик. Опрос пилотов, летающих на подобных машинах, дал ясную картину отсутствия знаний этой особенности различной заводской сборки.

Вентиляционный кран был наполовину открыт. Это сделал тот, кто летал на самолете до них. Положение крана должен был определить летчик. Вероятно, тот, кто летал до них, оставил кран полуоткрытым, а Серегин осмотр не провел, надеясь на обычный традиционный рычаг.

Группы специалистов работали обособленно друг от друга. И сотрудник 11 отдела не сообщил другим командам о своем наблюдении полуоткрытого крана, а те безуспешно бились над задачей, почему кабина была не герметична. Ответа на этот вопрос не нашли, а Кузнецова никто не услышал.

Стремительный спуск с высоты 2000 метров не принес бы негативных последствий при герметичной кабине. Давление у летчиков быстро поднялось. Врачам известна ситуация, что быстрое изменение кровяного давление может повлечь за собой потерю сознания.

Нет сомнения у Каманина и Кузнецова, что летчики через несколько секунд потеряли сознание. Гагарин готовился к следующему полету в Космос. Мечта не сбылась. Урны с прахом Гагарина и Серегина замурованы в Кремлевскую стену. Память первого космонавта планеты увековечена в литературе, кино, в архитектурных памятниках.

aeslib.ru

Что случилось с Гагариным на самом деле? Как он умер? 5 версий о причинах смерти космонавта СССР Юрия Гагарина.

Краткое содержание статьи:

 

Март 1998 года стал значимым для тех, кто в течении 30 лет задавался вопросом: что случилось с Гагариным? Ранее, причина смерти великого космонавта хранилась в строжайшем секрете. После прохождения 30 лет, тайный занавес снят. Сегодня, появилось множество предполагаемых версий, из-за чего мог скончаться Ю. А. Гагарин.

 

Что случилось с Гагариным

 

Что известно из официальных источников?

По основной версии Ю. А. Гагарин умер 27.03.1968 года. Он героически погиб во время совершения учебного полета на летательном аппарате МиГ-15УТИ. Останки великого космонавта, вместе с останками его инструктора были кремированы, а урны с их прахом были доставлены в Кремлевскую стену.

27.03 1968 года, приблизительно в 10:18 экипаж взлетел из подмосковного аэродрома. Учебные занятия по плану должны были проходить не менее двадцати минут, но Юрий Гагарин сообщил об их окончании уже в 10:31. Как только он сделал запрос на разворот, связь с ним пропала. Обнаружить обломки самолета удалось лишь спустя 4 часа в деревне Новоселово, которая находилась на расстоянии более чем за 60 километров от аэропорта.

Утром следующего дня Государственная комиссия обнаружила тела Гагарина и Серегина. Ей же было проведено несколько проверок, все результаты которых засекречены. Была объявлена единственная официальная версия: во время проведения учений изменилась воздушная обстановка, из-за которой был совершен резкий маневр и попал в шторм.

Гибель Ю. А. Гагарина стала непредсказуемой трагедией для всего Советского Союза. По этой причине был объявлен день траура. Следует напомнить, что он впервые был связан со смертью человека, не имеющего отношения к правительству государства.

Перед гибелью с дочками

 

Мнение космонавта Леонова

Первым, кто решился высказать мнение по этому поводу, стал космонавт А. А. Леонов. Его поддержал С. М. Белоцерковский, занимавший пост кандидата наук в области ракетостроения. Леонов сообщил средствам массовой информации о том, что более 20 лет боролся с тем, чтобы не сообщить всем о реальной версии гибели советского космонавта. Он считает, что во время полета не происходило воздушных перемен и погода была благоприятная для проведения испытаний.

По его версии, виновником крушения самолета стал пилот. Космонавт не стал называть его фамилии, так как он жив по сей день и может попасть под расправу за смерть великого героя. Предполагаемый виновник не так давно отметил свой восьмой юбилей и сейчас его здоровье находится под угрозой.

Леонов также сообщил, что его версия подтверждена вскрытием секретного конверта, в котором присутствуют результаты экспертиз, проведенных в день крушения самолета. Официальную версию, в которой говорится о том, что экипаж попал в шторм, космонавт считает бредом. По его версии, основная причина гибели Гагарина и Серегина - это халатность пилота и несоблюдение правил во время совершения учений.

Леонов огромное количество времени потратил на то, чтобы раскрыть причину смерти советского героя и донести правду до его семьи и соотечественников.

Гагарин в шлеме

 

Несколько версий о происшедшем

Не только Леонов, но и многие высокопоставленные чины, космонавты и простые люди множество лет самостоятельно пытаются найти причину смерти Ю. А. Гагарина. Всего можно выделить несколько распространенных версий, которые являются наиболее схожими с действительностью событий.

  • По сей день официальной версией является гибель по причине столкновения воздушного транспортного средства с штормом. Теоретически установили, что после разворота экипаж мог столкнуться с другим самолетом или метеорологическим зондом. По этой причине у пилота возникла необходимость совершить резкий маневр. Как следствие, самолет попал в шторм, который оказалось невозможно преодолеть;
  • Существует еще одна версия: во время полета у инструктора Серегина случился инфаркт. Из-за нарушения работы сердца он упал на систему управления и заблокировал её, поэтому дальнейшее управление экипажем стало невозможным. Однако, эта версия была отклонена, так как оставалось неясным, почему Юрий Гагарин в таком случае не выходил на связь и не сообщал о приступе полковника;
  • Как следствие, появилась еще одна версия. На этот раз сообщалось, что оба члена экипажа и Гагарин и Серегин потеряли сознание из-за нехватки кислорода, которая могла произойти по причине разгерметизации кабины на высоте более 4 километров. Но эта версия была также отклонена, так как маловероятно, что два опытных космонавта могли потерять сознание одновременно.

Советские специалисты неоднократно приходили к выводу, что основная причина смерти Гагарина и Серегина - это хулиганство в пределах воздушных просторов. Эта проблема имела место быть в 50-60 годах. Экипаж мог ослушаться приказа и совершить собственный маневр. Однако близкие космонавта утверждают, что тот был ответственным человеком и не мог совершить такое действие. Отклоняют эту версию и специалисты современности.

Произошло непоправимое

 

Мнение современных специалистов

Факты, которые выдаются специалистами сегодня, отвергают все те, которые существовали в советские времена. Версия о том, что самолет совершил резкий маневр была отвержена неоднократно по причине того, что на фюзеляже не было следов сбоя управления.

Также по этой причине не могло произойти сбоев системы из-за сердечного приступа полковника. Современные специалисты считают, что экипаж попал в зону турбулентности, появившейся из-за находящегося вблизи сверхзвукового самолета.

Гагарин - герой СССР

 

Несколько нелепых версий

Судьба Ю. А. Гагарина не остается равнодушной ни для кого. Как следствие появилось и несколько нелепых версий, из-за которых мог разбиться экипаж:

  • На момент проведения учений Гагарин и Серёгин находились в состоянии алкогольного опьянения. По этой причине они потеряли управление самолетом. Как только космонавт совершил свой первый полет, к нему пришла великая слава. Справиться с ней самостоятельно у него не было возможности и у него появилось пристрастие к алкогольным напиткам. Опровержением этой версии становится медицинская экспертиза, по заключению которой оба члена экипажа на момент смерти были трезвы;
  • Существует и еще одна нелепая версия: разум Ю. А. Гагарина был похищен инопланетными силами и он потерял рассудок. А Серегин и вовсе убил себя самостоятельно из-за зависти к молодому, но успешному космонавту;
  • Некоторые специалисты считают и вовсе, что великий космонавт по сей день жив и существует среди нас. Правда, он был вынужден сделать пластическую операцию и сменить имя. Все потому, что их экипаж попал под прицел ЦРУ.

Прошло практически половина века с тех пор, как не стало великого героя. Но несмотря на это по сей день нет единой точной версии, которая могла бы раскрыть вопрос о том, что случилось с Гагариным. Остается довериться официальным источникам.

Возможно космонавт все еще жив

 

Видео причинах смерти Гагарина

В этом коротком документальном фильме «Последний полет» историк Лев Морин расскажет, что случилось в небе с Ю. Гагариным на самом деле:

1-vopros.ru

Как погиб Юрий Гагарин

Как погиб Юрий Гагарин? Почему засекречены материалы авиакатастрофы, которая унесла жизнь первого космонавта Земли?

27 марта 1968 года погиб первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин. Официальная версия трагедии была опубликована уже на следующий день: авария произошла во время тренировочного полёта на истребителе УТИ-МиГ-15 в паре с полковником Владимиром Сергеевичем Серёгиным. Правительственная комиссия, которая расследовала причины катастрофы, собрала колоссальный фактический материал: 29 томов дела содержали подробнейшую информацию о том злополучном полете. Специалисты собрали практически полностью, вплоть до мельчайших частичек, корпус разбившегося самолета, что позволило точно определить все повреждения. Однако спустя полгода после начала работы волевым решением из Кремля «дело» о гибели Юрия Гагарина и Владимира Серегина было закрыто. Комиссию распустили, так и не дав ей сделать окончательных выводов.

Останки погибших поспешили кремировать 

Отсутствие официальной версии, породило огромное количество слухов и предположений: о том, что Гагарин стал жертвой заговора КГБ, что самолет первого космонавта столкнулся с летающей тарелкой, что пилоты были пьяны и просто не справились с управлением. До сих пор можно услышать и такую версию: Гагарин и Серегин не разбились на самолете 27 марта 1968 года, а погибли на 18 дней раньше во время полёта вокруг Луны. 

Действительно, в те дни на окололунную орбиту вышел «Зонд-4», который вскоре столкнулся с поверхностью Луны. Руководство космической отраслью категорически утверждало, что он был беспилотным. Тем не менее, ходят настойчивые слухи о том, что поскольку скрыть гибель первого космонавта на Луне было невозможно, пришлось инсценировать аварию самолета, который пилотировали два летчика-испытателя, катапультировавшиеся из машины незадолго до её падения. На эту для многих экспертов сомнительную версию «работает» тот факт, что ни малейших останков Гагарина и Серёгина (кроме некоторых документов, части куртки) представлено не было. Вот как написал об этом в своем дневнике тогдашний руководитель Центра подготовки космонавтов генерал Николай Каманин: «До 7 часов утра ничего существенного обнаружено не было, но было уже точно установлено, что найденный вчера планшет принадлежит Гагарину (заполнен его рукой красными чернилами — Андриян Николаев подтвердил, что Юра в его присутствии заполнял бортовой журнал красными чернилами). Около восьми утра генерал Кутахов и я почти одновременно заметили на высоте 10—12 метров на одной из берез кусок какой-то материи. Он оказался частью куртки Гагарина. В грудном кармане куртки мы нашли талон на завтрак на имя Юрия Алексеевича Гагарина. Сомнений больше не было: Гагарин погиб… В 21:15 (28 марта) состоялась кремация останков Юрия Гагарина и Владимира Серегина». 

Поспешность, с которой кремировали погибших (вернее, принадлежавшие им вещи), тоже наводит на некоторые сомнения. Но это всего лишь предположения и эмоции. Что же реально известно на сегодняшний день? 

Из дневника генерала Каманина 

В своем дневнике руководитель Центра подготовки космонавтов в те дни записал: «В 10:50 (27 марта 1968 года - ред.) мне позвонил полковник Масленников и доложил: «Гагарин с Серегиным взлетели на УТИ МиГ-15 в 10 часов 19 минут, в 10:32 с самолетом Гагарина оборвалась связь, через 10 минут в самолете кончится горючее». Сообщение было очень неприятным, но, зная задачи и условия полета и подготовленность экипажа, я надеялся еще, что такой ас, как Серегин, найдет выход из положения, и дело закончится или вынужденной посадкой, или самое большее — катапультированием летчиков. Доложив Главкому о происшествии и приказав А. И. Кутасину и Л. И. Горегляду организовать поиск, я немедленно выехал на Чкаловский аэродром. 

По уточненным данным, картина летного происшествия выглядела так. Экипаж получил задачу выполнить простой пилотаж в зоне над районом города Киржач. Высота полета в зоне 4000 метров. Погода хорошая, двухслойная облачность: первый слой на высоте 700—1200 метров, второй — на высоте 4800 метров. Видимость под облаками и между слоями более 10 километров. После взлета Гагарин установил связь с КП и получил разрешение занять зону. Выполнив задание в зоне, Гагарин запросил разрешение КП развернуться на курс 320 градусов для следования на аэродром. На этом в 10 часов 30 минут 10 секунд связь с самолетом прервалась. На все вызовы КП экипаж самолета не отвечал, но проводка самолета локаторами продолжалась до 10 часов 43 минут. Наблюдение за самолетом прекратилось на удалении 30 километров от аэродрома по курсу 75 градусов. 

Немедленно в воздух были подняты самолеты и вертолеты для поиска самолета Гагарина. Более четырех часов поиск был безрезультатным. В 14 часов 50 минут командир вертолета Ми-4 майор Замычкин доложил: «Обнаружил обломки самолета Гагарина в 64 километрах от аэродрома Чкаловская и в трех километрах от деревни Новоселово». Получив это сообщение, я, генералы Мороз и Мадяев тотчас же вылетели на вертолете Ми-4 к месту происшествия». 

Свидетельствуют участники расследования 

В разное время мне случалось беседовать с некоторыми участниками расследования того, как погиб Юрий Гагарин. Вырисовалась такая картина. 

Иван Рубцов, Герой Советского Союза, полковник в отставке: 

 - Правительственную комиссию по расследованию причин катастрофы возглавил кандидат в члены Политбюро (курировавший «оборонку») Дмитрий Устинов. Комиссии предстояло исследовать 20 версий случившегося. По каждой была сформирована рабочая группа из специалистов ВВС. На меня возложили задачу координации деятельности этих групп. 

Достаточных доказательств ни по одной версии собрать не удалось. Комиссия ограничилась заключением, что наиболее вероятная причина катастрофы - трагическое завершение маневра уклонения от столкновения с гидрометеозондом. 

Анатолий Пушкин, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант в отставке: 

 - Во время расследования мы выявили неимоверное количество нарушения правил летной службы. Некоторые из них могли сами по себе привести к катастрофе. Вот лишь две. Перед любыми полетами обязательно всегда проводится разведка погоды по маршруту. На основании доклада о ее результатах командир принимает решение: по какому варианту пройдут полеты. В данном случае никому ничего не докладывали. А погода оказалась прескверной. Недаром вместо запланированных 30 минут полета экипаж уже через пять минут доложил: задание выполнено, прошу разрешения на возвращение. А вскоре машина врезалась в землю. 

Перед полетом не проводилось, как положено, медицинского обследования пилотов. Между тем есть серьезные основания считать, что Серегин чувствовал себя неважно. Перед самым вылетом у него был очень крупный неприятный разговор с начальником Чкаловского гарнизона. Нервы были взвинчены, а полет был связан с высокими перегрузками. 

Имелось множество более мелких нарушений, которые в совокупности могли привести к катастрофе. Мне, как бывшему командующему воздушной армией, это очевидно. Хотя кто конкретно виноват, не скажу, так как расследование до конца доведено не было. На завершающем этапе Леонид Брежнев распорядился: расследование прекратить - народ успокоился, незачем его снова будоражить. Это выглядело странно. Однако приказ есть приказ. Пришлось свернуть работу комиссии. 

Петр Базанов, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант в отставке: 

- За четыре минуты до взлета гагаринского МиГа зону прошел АН-10, пилотируемый генералом Кирсановым. Позже он рассказывал, что там бушевал атмосферный фронт. Облачность - слоеный пирог, видимость почти нулевая. Естественно, когда Гагарин с Серегиным нырнули в этот ад, они доложили об этом и пошли на крутой разворот, сорвавшись, вероятно, в крутую спираль. А это похлеще штопора. Когда выскочили из облаков, уже не успели выйти из пике. Честно говоря, Гагарин как летчик-истребитель был подготовлен слабо: так сложилась служба. Вины его в том нет. Наоборот, парень был - орел, смело летел куда прикажут. А вот в организации полетов действительно выявили столько неорганизованности, что политбюро прекратило расследование и засекретило предварительные данные. 

Юрий Куликов, генерал-майор в отставке, бывший начальник службы безопасности полетов ВВС: 

- В 29 томах материалов правительственной комиссии нет полноценного заключительного вывода о причине катастрофы. Пожалуй, политически правильно, что его не сделали. Ведь надо было сказать такое, что легло бы пятном не только на отдельные должностные лица, но и на всю страну: не за понюх табаку угробили первого космонавта! 

Главная беда в том, по моему убеждению, что экипаж не подготовили к полетам в столь сложных условиях. Ничего унижающего Гагарина в этом нет. Он был непревзойденным космонавтом, но недостаточно опытным истребителем. Самостоятельный налет у Юрия Алексеевича составлял 75 часов 4 минуты. (Для сведения - чтобы получить классность, нужно налетать не менее 200 часов). К тому же бывали длительные перерывы после того, как он слетал в космос.

У Серегина тоже имелись пробелы в подготовке, особенно для полетов в тех условиях, в которых пилоты в трагический день оказались. Скажем, он не выполнил ни одного упражнения по выводу самолета из заваливания, хотя в соответствии с правилами летной подготовки должен был сделать это не менее 36 раз. Я не пилотов обвиняю, а саму систему, которая должна была беречь первого космонавта планеты, оградить от таких неподготовленных полетов. 

Степан Микоян, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант в отставке: 

- Да, нарушения были. Но, на мой взгляд, к самой катастрофе они не имели прямого отношения. Комиссия выяснила: двигатель работал, электрика была исправна. А вот кабина была разгерметизирована, по моему убеждению, еще до удара о землю. Подобное может случиться от столкновения с чем-либо в воздухе. С моей подачи и возникла версия о гидрометеозонде. Я считаю, что не в маневре уклонения дело, как записала комиссия, а непосредственно в столкновении с зондом. Во-первых, на месте падения не смогли обнаружить часть фонаря кабины, хотя все остальное нашлось. Во-вторых, данные приборов, характеризующие перепад давления, свидетельствовали, что кабина была разгерметизирована на высоте до 4000 метров. Мы провели эксперимент. Удар зонда на высоких скоростях таков, что мог не только разбить фонарь, но и вывести из строя на какое-то время летчиков. 

Андрей Сухомлинов, полковник юстиции:

- По каждому летному происшествию возбуждается уголовное дело. По данной катастрофе тоже. Но дело это в ГВП до сих пор засекречено. Обращаемся к главному военному прокурору с просьбой рассекретить для начала хотя бы постановление о прекращении этого уголовного дела. Полагаю, что тогда мы можем узнать истинные причины катастрофы, унесшей жизнь первого космонавта Земли. 

Пора поставить точку 

Бывший руководитель группы аэродинамики правительственной комиссии, доктор технических наук, профессор Арсений Миронов считает, что пора поставить точку в обсуждении причин гибели Юрия Гагарина и Владимира Серёгина: 

- Необходимо покончить со спекуляциями, периодически появляющимися в печати и на телевидении. На читателей и зрителей часто обрушивают совершенно нелепые вымыслы. 

Уже 28 марта я был на месте аварии. С первого взгляда стало ясно, что самолет падал с достаточно большой поступательной скоростью. По обломкам верхушек деревьев я прикинул угол пикирования - где-то градусов 60 (эта цифра оказалась близкой к реальной). Потом команда специалистов собирала останки самолета, в основном крупные. А когда сошел снег, рота солдат просеивала грунт в поисках самых мелких деталей. Особенно долго собирали фонарь кабины, который рассыпался при ударе о землю. Одной из первых была версия о том, что фонарь начался разрушаться уже в воздухе, и это якобы стало причиной трагедии. Нашли 90 процентов поверхности фонаря, и выяснилось, что он к моменту удара был цел. Все обломки свезли в институт эксплуатации и ремонта авиационной техники ВВС в Люберцах. Там в специальном ангаре на полу подетально был выложен контур самолета. 

По остаткам приборов можно было установить параметры полета в момент удара самолета о землю. Были проведены расчеты возможных траекторий самолета с момента последней радиопередачи Гагарина. Эти расчеты показали, что условиям удовлетворяет только такая последовательность событий: сваливание самолета на высоте 4200 метров в штопор до высоты 600 метров, вывод из штопора, а затем из снижения, и из-за недостатка высоты, удар о землю. 

Причины этого так и не были установлены. Как и причины досрочного прекращения задания и решения возвращаться. Это было в 10:30, спустя всего чуть больше десяти минут после взлета. К тому моменту Гагарин выполнил только два задания из десяти. Думаю, что из-за плохой видимости именно Серегин принял решение возвращаться на базу. При энергичном развороте в направлении на аэродром произошло сваливание самолета с переходом в штопор в облаках. Вывод самолета из штопора был начат после восстановления видимости земли при выходе из нижней кромки облачности на высоте 600 метров. Экипаж попытался вывести самолет из снижения, но им не хватило высоты. 

Однако с этим мнением были согласны далеко не все. Искали птицу, которая могла попасть в двигатель, зонд, посторонний самолёт. Однако на останках МиГа не обнаружено ее следов, равно как признаков метеозонда. И мне пришлось активно участвовать в обсуждении, когда была выдвинута версия о приближении к МиГу самолета КБ «Сухой». Он тогда летел на очень большой высоте - 11 с половиной тысяч метров. Некоторые специалисты предположили, что летчик снизился специально (хотя у него было задание, при котором нельзя снижаться), а его аэродинамический след или звуковой удар воздействовал на самолет Гагарина и тем самым вызвал катастрофу. В подтверждение этого приводили даже свидетельские показания местных жителей, которые якобы видели незадолго до аварии в небе именно этот истребитель. Но разве может человек далекий от авиации на высоте 3-4-х тысяч метров отличить один самолет от другого? Мы провели эксперимент: пустили МиГ-25 над Ту-124 на расстоянии 50-ти метров. И он спокойно прошел. Я потом спросил летчика: «Ну, как?» «Так, слабенькая болтанка ощущается и все», - ответил он. Поэтому я считаю, что версия это глупая и ничем не обоснованная. Но ее продолжают упорно до сих пор придерживаться некоторые космонавты. 

У космонавтов, которые тоже участвовали в расследовании, были свои задачи. И, прежде всего, они хотели защитить обоих летчиков. Ведь Серегин - командир полка, а Гагарин – первый космонавт. Да и с самого начала среди участников комиссии чувствовалось некое противостояние. Одни специалисты, которые занимались анализом состояния самолета, доказали, что машина была исправна - управление работало, в воздухе повреждений не было. Другие старались защитить летчиков и настаивали на том, что те были полностью подготовлены, тренированы, находились в добром здравии и так далее. Состыковать одно с другим и получить общее мнение при таком противодействии так и не удавалось.

Моя точка зрения была с самого начала такова. К Гагарину никаких претензий предъявлять нельзя, поскольку он ученик, проверяемый инструктором. А в отношении Серегина, командира полка, этого сказать нельзя. В тот день на земле и воздухе было допущено по меньшей мере 9 нарушений инструкции по безопасности полетов. Экипаж не дождался разведчика погоды. Тем самым, была сорвана плановая таблица полетов. В соседние зоны были допущена сразу 4 самолета. Одновременно с Гагариным в небе были два МиГа – 21, Ан – 24 и разведчик погоды. Радиолокатор не работал. Фотографирование местоположения не работало. Бортовой самописец был не заправлен. В кабине не было наддува.

Конечно, ни одно из нарушений само по себе не могло спровоцировать катастрофу, однако их комбинация свидетельствует о низкой дисциплине в полку. Ведь «в авиации мелочей не бывает», и все это отразилось на безопасности полетов, а в тот день привело к катастрофе. К тому же Серегин не был тренирован на вывод самолета из штопора. Он вообще, как мне кажется, был не на своем месте. Его биографию неправильно оценили, когда назначили командиром полка. Ведь звание Героя Советского Союза он получил на войне. Тогда он летал на низковысотном Ил-2. А потом уже освоил МиГ 15 и 17. Но на больших углах атаки и в штопоре он не летал. В первые же дни после трагедии я попросил дать мне летные книжки, где записан каждый полет. Неделю не давали. Наверно, понимали, что эти записи не лучшим образом характеризуют командира полка. Поэтому правили. 

Оценив ситуацию, руководители страны, может быть даже генеральный секретарь, пришли к выводу, что заставить какую-то группу пойти на уступки невозможно. Вдобавок космонавты, чей авторитет был в то время очень высок, написали письмо в ЦК, где высказывали мысль о том, что нельзя порочить имя Гагарина. Нам всем, кто занимался расследованием, зачитали его вслух. В письме по пунктам критически оценивалась деятельность комиссии, большинство членов которой склоняются к тому, что в главной причиной аварии являются действия экипажа. Но разве можно порочить имя двух Героев Советского Союза, особенно Гагарина? Поэтому космонавты призывали привлечь к расследованию более квалифицированных специалистов.

И действительно расследование быстро сошло на нет. В конце концов, политика преобладала над техникой и из-за этого дело прекратили. Останки самолета запечатали в контейнер, и они до сих пор хранятся где-то в подвале. Собственно, расследовать больше нечего. То, что мы знаем, этого достаточно для того, чтобы сделать окончательные выводы. Уже невозможно найти какого-либо нового факта или события, так что скорее всего то, как погиб Юрий Гагарин мы уже не узнаем никогда.

www.istpravda.ru