Линкор «Тирпиц»: на хищников тоже охотятся. Гибель линкора тирпиц


Кошмар английского флота - линкор "Тирпиц"

Гитлер обещал своему народу, что тысячелетний Рейх отнимет корону владычицы морей у Великобритании, а немецкие моряки получат лучший в мире флот. В результате были созданы сильнейшие для своего времени корабли «Бисмарк» и его "sistership" - линкор «Тирпиц». О судьбе последнего здесь и пойдет речь.

Концепция немецких линкоров

Пребывая в восторге от удачных рейдов немецких кораблей на обширные торговые коммуникации Англии во время первой мировой, немецкие адмиралы видели новый флот «рейдерским». Они полагали, что корабль, обладающий высокой скоростью движения, большим запасом хода и вооружением, способным противостоять целой эскадре противника, будет настоящим «ужасом» для торговых маршрутов врага. А флот таких кораблей сможет и вовсе блокировать морское сообщение противника. Исходя из такой концепции, конструировался линкор «Тирпиц», который, по сути, был "крейсером-переростком", но с вооружением от линейного корабля. Восемь 380-миллиметровых орудий «Тирпица» были в состоянии отправлять 800-килограммовые снаряды за горизонт (35,5 км), а по скорости (30,8 узлов) и дальности плавания (в 9000 морских миль) он не имел себе равных среди кораблей подобного класса.

Сравнение с другими кораблями

Как уже говорилось, линкор «Тирпиц» был построен по концепции крейсера, и за его выдающееся ходовые и скоростные качества было заплачено броней и общей живучестью корабля. «Тирпица» и «Бисмарка» сейчас величают чуть ли не самыми мощными кораблями в истории человечества, а между тем многие из их современников превосходили «немцев» и по броне, и по вооружению, не говоря уже о таком необходимом качестве, как минная защита. «Ришелье», «Саут Дакота», итальянский «Литторио» и японский «Ямато» были линкорами явно более мощными. Славу немецким кораблям подарила фашистская пропаганда и оправдания английского флота, который потерял в бою с «Бисмарком» своего флагмана, а потом всю войну чуть ли не в полном составе гонялся за «Тирпицем». На изображении ниже можно увидеть линкор "Тирпиц" - фотография сделана на стоянке в Норвегии.

Боевая служба

Планам кригсмарине не суждено было сбыться. Попытка прорваться на коммуникации врага закончилась гибелью линкора «Бисмарк» и больше подобных попыток немцы не предпринимали. К тому же с уничтожением конвоев прекрасно справлялись подводные лодки и морская авиация. Линкор «Тирпиц» по большому счету участвовал лишь в одной, почти безрезультатной, боевой операции - походе к Шпицбергену в 1942 году. После этого его всю войну прятали в Норвежских фьордах, а английские флот, авиация и силы специального назначения пытались до него добраться. Для английского правительства уничтожение линкора стало идеей-фикс, Черчиль даже называл его «зверем». Одно его присутствие у берегов Норвегии дало повод англичанам отказаться от морских конвоев в Мурманск. Так что можно сказать, что линкор «Тирпиц» многое сделал – ничего не делая.

Гибель линкора

В ноябре 44-го года до линкора все же добрались англичане. 12 ноября, застав врасплох зенитную оборону, на корабль сбросили свои 4500-килограммовые бомбы 32 "Ланкастера". Четыре сверхтяжелые бомбы упали на его палубу, от их взрывов сдетонировал боезапас линкора, он перевернулся и затонул.

fb.ru

Линейный корабль «Тирпиц» | Научно-популярный портал "Нечто"

 

Линейный корабль «Тирпиц». Назван в честь Гросс-адмирала А. фон Тирпица создателя Германского флота Открытого моря в Первую мировую войну.Вступил в строй в 1941г.

 

Водоизмещение полное 52 600 т. Длина наибольшая 251 м, ширина 36 м, осадка 9,9 м., скорость 30 уз.

Вооружение: восемь 380-мм и двенадцать 150-мм орудий, шестнадцать 105-мм зениток, шестнадцать 37-мм и двенадцать 20-мм автоматов, 8 торпедных аппаратов (установлены в 1942 г.), 6 гидросамолетов.

Всего построено 2 единицы: "Бисмарк"(1939г.) и "Тирпиц" (1941 г.). После гибели линкора Бисмарк немцы использовали «Тирпиц» крайне осторожно. Фактически на его счету всего одна боевая операция — почти безрезультатный поход к Шпицбергену в сентябре 1942 года. Остальное время сверхлинкор прятался в норвежских фьордах.

11 сентября 1943 года он получил сильнейший удар из-под воды: британские сверхмалые субмарины X-6 и X-7 подорвали под его днищем 4 двухтонные мины. Потом за линкор принялись английские авианосцы, с которых с апреля по август 1944 года было совершено семь налетов на Альтен-фьорд. Наиболее удачным оказался самый первый налет 3 апреля 1944 года, в котором вместе с пятью другими авианосцами участвовал Фьюриес.

В тот день в 4.15 утра с авианосцев, находившихся в 120 милях от цели, поднялись истребители сопровождения «Корсар», за ними взлетело первое ударное крыло из 21 пикирующего бомбардировщика «Барракуда», а потом остальные истребители «Хэллкэт» и «Уайлдкэт». Появление этой армады над «Тирпиц» оказалось полной неожиданностью для немецкой ПВО, которая не только не успела поднять в воздух истребители, но даже не открыла упредительный зенитный огонь.

В то время как бомбардировщики пикировали на вражеский линкор, истребители огнем своих пулеметов и пушек полностью дезорганизовали корабельную и береговую зенитную артиллерию. Немцы начали спешно ставить дымовую завесу, но было уже поздно. В 5.29 первые бомбы начали рваться на палубе линкора. К небу взметнулось пламя и дым, поднялись фонтаны воды.

Когда через час над Альтен-фьордом появилась вторая волна самолетов, дымовая завеса почти полностью скрыла корабль, а оправившаяся зенитная артиллерия открыла сильный заградительный огонь. Однако по вспышкам пламени на палубе «Тирпиц» летчики сумели отыскать линкор и, пикируя с высоты 3 тыс. м, снова атаковали его. Бомбы разорвались близ кормовой башни главного калибра, в середине корпуса и на полубаке. К 8 часам все было кончено.

Из 121 самолета, участвовавшего в налете, погибло всего 3, на «Тирпиц» сбросили 40 бомб. Тяжело поврежденный, корабль немцы отбуксировали в район Тромсе с целью включить его артиллерию в линию обороны Северной Норвегии. А чтобы обеспечить непотопляемость под его днищем соорудили огромный фундамент из валунов.

«Тирпиц» добили в Тромсё. Честь нанести смертельный удар по крупнейшему гитлеровскому линкору выпала 24-летнему командиру эскадрильи британских ВВС Дж. Тэйту. Утром 12 ноября 1944 года 32 тяжелых сухопутных бомбардировщика «Ланкастер», увидели свою цель-израненный, но по-прежнему грозный “Тирпиц”. В 9.35 немецкие наблюдатели увидели приближавшиеся бомбардировщики.

Линкор немедленно (с дальности более 11 км) открыл огонь главным калибром — чудовищные разрывы в воздухе 380-мм снарядов с дистанционными трубками заставили англичан рассредоточиться. “Ланкастеры” встретили шквал огня, но они один за другим метко сбрасывали свой смертоносный груз — гигантские 5500-кг бомбы, начиненные 2,5 тоннами взрывчатки. “Тирпиц” получил 3 прямых попадания.

К огромным разрушениям добавились разрывы обшивки от нескольких близких разрывов, и линкор начал стремительно валиться на левый борт. Подложенные под днище камни не помогли, и в 9.50 крен достиг 60°. Восемь минут спустя в районе погребов боезапаса 3-й башни раздался сильный взрыв, и вслед за этим “Тирпиц” перевернулся вверх килем. Так была поставлена последняя точка в истории немецких сверхлинкоров.

Характеристики:Длина: 251 мШирина: 36 мВодоизмещение: 50300 тоннОсадка: 10 мСкорость: 30 узловОрудия: 8 — 380 мм; 12 — 150 ммТорпедные аппараты: 8Зенитные установки: 16 — 105 мм; 16 — 37 мм; 12 — 20 мм автоматовСамолеты: 6 гидро

Дополнения:  

Вот более достоверно как мне кажетсяН. Г. Мухин …майор медицинской службы в отставке, участник полярных конвоев и союзнической операции по уничтожению линкораКак линкор "Тирпиц" окончил свой недолгий путь

Английский премьер-министр Уинстон Черчилль, хорошо понимая опасность возможных неожиданных рейдов "Тирпитца" в районы прохождения конвоев, в сердцах заявил чинам британского адмиралтейства: "Пока этот проклятый линкор в строю, он будет представлять постоянную угрозу для наших морских коммуникаций… " …

…Уничтожить или серьезно повредить корабль — таково было второе, теперь категорическое, требование Черчилля. Что же предпринималось для его выполнения?

Одной из первых попыток была внезапная авиационная атака. Тщетно! Королевские военно-воздушные силы потеряли 14 новейших боевых самолетов, не причинив линкору ни малейшего ущерба. "Орешек" оказался крепким.В рамках обеспечения очередного союзного конвоя "PQ-17" на подходах к основным пунктам базирования советское и британское командования развернули подводные лодки. Одной из них, "К-21", командовал будущий Герой Советского Союза капитан 2 ранга Николай Александрович Лунин……Поздно ночью с 3 на 4 июля 1942 года разведка донесла в штаб Северного флота, что немецкая эскадра из трех тяжелых кораблей, среди которых был "Тирпитц" и 7 эсминцев вышла в открытое море с целью перехвата конвоя "PQ-17". Командующий флотом радиограммой, переданной командирам подводных лодок, находящихся на позициях, приказал решительно атаковать врага. 5 июля 1942 года, после полудня, Лунин увидел в перископ отряд кораблей. В сопровождении миноносцев шел "Адмирал Шеер", а за ним следовал "Тирпиц". Совершив дерзкий прорыв в центр вражеской эскадры, подводная лодка "К-21" в 18 часов одну минуту, с дистанции 17-18 кабельтовых, с короткими интервалами, произвела залп из четырех кормовых торпедных аппаратов и тут же ушла на глубину. Акустик зарегистрировал несколько взрывов. В начале 60-х годов, автор и Н.А. Лунин, будучи лекторами Общества "Знание" в Ленинграде, многократно встречались. Вспоминая службу на Северном флоте в годы минувшей войны, всякий раз разговор невольно заходил и о дерзкой атаке "Тирпитца'' подводной лодкой "К-21". Лунин был сдержан. Он утверждал: ".. .Торпеды попали в цель, хотя характер повреждений на линкоре остался неизвестным" …

…Между тем "проклятый линкор" продолжал представлять опасность. Справится с ним не смогли проникшие на вражескую базу 22 сентября 1943 года специально сконструированные и построенные в Англии "карликовые субмарины" или "мини-подлодки". Прикрепленные их экипажами к корпусу корабля четыре мины с часовым механизмом нанесли незначительный ущерб. Проведенный в сжатые сроки ремонт вернул линкор в строй. Да, усилия для борьбы с "Тирпицем" предпринимались немалые. И все же удалось его обезвредить……На осень 1944 года британские ВВС запланировали новый массированный налет на линкор, стоявший в то время на якоре в Альтен-фьорде. Первоначально намечалось осуществить эту операцию с баз на территории Великобритании. Однако, в результате достигнутой между союзниками договоренности, удар по "Тирпитцу" наносился английскими бомбардировщиками с советской военно-воздушной базы "Ягодник", расположенной близ Архангельска…

Авторский коллектив: DAY1923 и lenka

Спасибо, до новых встреч…

Статьи на тему:

  • Линейный крейсер «Худ»   После Ютландского сражения 1916 г., в котором погибли три британских линейных крейсера от взрыва боезапаса, проекты новых кораблей были доработаны. "Худ" ("Hood") до...
  • Последний поход Бисмарка   18 мая 1941 г. "Бисмарк" (командир - капитан 1 ранга Линдеман) и "Принц Ойген" (командир - капитан 1 ранга Бринкман) вышли из Гдыни. Свой флаг адмирал Лютьенс держал...
  • Эсминец «Новик»   5 октября 1913 года на гранитной набережной Невы было особенно многолюдно. Необычное скопление жителей Петербурга вызвал красавец корабль — эскадренный миноносец “Новик&rdqu...
  • Крейсер «Аврора». Чем он известен, кроме холостого выстрела в 1917 году? В мае этого года одному из старейших в мире кораблей, входящих в состав Военно-морского флота, исполнлось 110 лет. Для боевого корабля возраст не просто весьма почтенный, а уникальный. Широкую извес...
  • Линкор «Шарнхорст»   Германские линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» по праву считаются одними из самых зна­менитых боевых кораблей Вто­рой мировой войны. Редко кому из их совре...
  • Проект 685 «Комсомолец»   В мае 1983 года в Северодвинске была спущена на воду опытная глубоководная атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 685. К-278, впоследствии названная "Комсомолец", была единстве...
  • Линкор «Ямато» — сила духа   В октябре 1934 г. Управление кораблестроения императорского флота получило задание от Главного морского штаба ВМС Японии рассмотреть вопрос о создании нового линкора. Первый вариант про...

на Ваш сайт.

nechtoportal.ru

Линкоры «Бисмарк» и «Тирпиц» - сверхрейдеры фюрера

Линейные корабли «Бисмарк» и «Тирпиц» известны как самые большие и самые мощные корабли в истории германского флота. Они стали одной из главных легенд не только кригсмарине, но и всей Второй мировой войны.

Гитлеровская Германия получила возможность легально строить полноценные линейные корабли в июне 1935 года, после подписания в Лондоне соответствующего соглашения с Великобританией. Согласно этому договору, немцам разрешалось иметь флот, составлявший 35 % от британского. Но в Берлине понимали, что быстро создать линейные силы, сопоставимые по силе с имевшимися у «владычицы морей», нереально. Поэтому в межвоенный период в Германии господствовала доктрина крейсерской войны, в соответствии с которой линейные корабли предполагалось использовать в качестве океанских рейдеров. Именно в рамках этой концепции создавались немецкие первенцы нового поколения «Шарнхорст» и «Гнейзенау», заложенные еще до Лондонского соглашения и представлявшие собой ряд компромиссов. В проекте следующей пары линкоров, получивших названия «Бисмарк» и «Тирпиц», фюрер повелел отказаться от всяких договорных ограничений и обеспечить кораблям максимальные боевые возможности.

ПРОЕКТ

В середине 1930-х годов стало ясно, что попытки международного сообщества ограничить гонку морских вооружений потерпели фиаско. Ведущие морские державы немедленно приступили к проектированию сверхлинкоров, и немцы, естественно, не остались в стороне. «Бисмарк» и «Тирпиц» стали крупнейшими боевыми кораблями, когда-либо строившимися в Германии. Несмотря на официальные заявления Берлина, что их стандартное водоизмещение составляло 35 тысяч т, в действительности это значение было на 7-8 тысяч т больше, а полное водоизмещение «Тирпица» достигло величины целых 52 600 т!

Конструктивно новые линкоры во многом повторяли «Шарнхорст», принципиально отличаясь прежде всего артиллерией главного калибра. Установка восьми 380-мм орудий вместо скромных девяти 283-мм позволила увеличить вес бортового залпа более чем вдвое.

По концепции применения новые линкоры, как и их предшественники типа «Шарнхорст», должны были стать прежде всего океанскими сверхрейдерами. Однако к концу 1930-х годов взгляды руководства кригсмарине стали склоняться к идее открытого противоборства с Англией и достижения господства в генеральном сражении линейных сил. В конце 1938 года Гитлер утвердил 10-летний план кораблестроения, в котором упор делался на постройку линкоров и крейсеров. Соответственно, «Бисмарк» и «Тирпиц» стали рассматриваться как первенцы будущего линейного флота. Таким образом, их предполагалось использовать и как сверхмощные рейдеры, и как традиционные тяжелые артиллерийские корабли.

ОПИСАНИЕ

Корпус линкоров был гладкопалубным, на 90 % сварным. Для улучшения мореходности в надводной части он имел изогнутый «атлантический» форштевень, а в подводной части — бульбообразные обводы. Непотопляемость обеспечивалась 21 водонепроницаемой поперечной переборкой. Двойное дно покрывало 83 % длины корпуса.

Артиллерия главного калибра размещалась в двухорудийных башнях. 380-мм пушка с длиной ствола в 52 калибра могла выпускать 800-кг снаряды с начальной скоростью в 820 м/с. Дальность стрельбы на максимальном угле возвышения (30°) составляла 36 км. 150-мм артиллерия не могла вести зенитный огонь и предназначалась для стрельбы по надводным целям. Зато 105-мм зенитки имели стабилизированные установки и обладали высокой боевой эффективностью.

Бронирование кораблей было мощным, но при этом весьма архаичным по схеме — с наружным главным поясом, как на дредноутах Первой мировой войны. Принципиально оно повторяло примененное на «Шарнхорсте». Были лишь увеличены высота главного броневого пояса и толщина верхнего. Общий вес брони — 18 700 т, или 44 % от водоизмещения. Противоторпедная защита (ПТЗ) имела ширину от 3 м в районе башен до 5,5 м на миделе. Она оценивалась как посредственная и могла противостоять только относительно легким авиационным торпедам. Правда, ее недостатки в некоторой степени компенсировались хорошим разделением корпуса на отсеки и совершенной системой выравнивания крена.

Трехвальная энергетическая установка состояла из 12 высоконапорных паровых котлов Вагнера и трех четырехкорпусных турбозубчатых агрегатов. Запас топлива — 7400 т на «Бисмарке» и 7780 т на «Тирпице» (полное водоизмещение последнего при этом выросло до 52 600 т). Следует заметить, что ставка на высокие параметры пара не оправдала себя: как и на «Шарнхорсте», на новых линкорах энергетика оказалась ненадежной и неэкономичной.

ДВА ТУЗА В КОЛОДЕ КРИГСМАРИНЕ

История службы линкоров «Бисмарк» и «Тирпиц» по-своему уникальна: несмотря на то что их реальные боевые успехи были весьма скромными, они оказывали заметное влияние на стратегическую обстановку в Европе на протяжении почти всей войны.

Первый боевой поход для головного корабля оказался одновременно последним. Начало рейдерской операции на первый взгляд складывалось успешно.

«БИСМАРК»

24 мая 1941 года «Бисмарк» вместе с тяжелым крейсером «Принц Ойген» вступили в бой с английскими кораблями — линкором «Принс оф Уэлс» и линейным крейсером «Худ». На восьмой минуте боя «Худ» взорвался и затонул практически со всем экипажем. Неожиданная гибель самого крупного и самого знаменитого корабля британского флота повергла англичан в шок. Однако и «Бисмарк» получил роковое попадание 356-мм снаряда, нырнувшего под броневой пояс. Корабль принял около 2 тысяч т воды. Вышли из строя два паровых котла, скорость уменьшилась на три узла. Это и предрешило дальнейшую судьбу линкора. В охоте на него участвовал чуть ли не весь британский королевский флот. «Бисмарк» был поврежден палубной авиацией, а через три дня расстрелян артиллерией линкоров «Кинг Джордж V», «Родней» и добит торпедами крейсера «Дорсетшир».

Из находившихся на его борту 2092 человек спаслось 115. Среди погибших оказался и контр-адмирал Гюнтер Лютьенс — бывший герой атлантического рейда «Шарнхорста» и «Гнейзенау».

«ТИРПИЦ»

После гибели «Бисмарка» немцы использовали свой второй сверхлинкор крайне осторожно. Собственно говоря, на счету «Тирпица» тоже всего одна боевая операция — почти безрезультатный поход к Шпицбергену в сентябре 1942 года. Остальное время он прятался в норвежских фьордах и методически избивался английской авиацией. Кроме того, 11 сентября 1943 года он получил сильнейший удар из-под воды: британские сверхмалые субмарины Х-6 и Х-7 подорвали под его днищем 4 двухтонные мины. Выйти своим ходом в море последнему гитлеровскому линкору больше не довелось. Утром 12 ноября 1944 года три десятка четырехмоторных «ланкастеров», благополучно миновав встречи с вражескими истребителями, сбросили свой смертоносный груз — гигантские 5500-кг бомбы, начиненные 2,5 тоннами взрывчатки! «Тирпиц» получил три прямых попадания: первое — между носовыми 380-мм башнями (бомба пробила все палубы насквозь, но не взорвалась), второе — почти точно в мидель и третье — в левую часть палубы на уровне кормового дальномерного поста. К огромным разрушениям добавились разрывы обшивки от нескольких близких разрывов, и линкор начал стремительно валиться на левый борт. Подложенные под днище камни не помогли, и в 09:50 крен достиг 60°. Восемь минут спустя в районе погребов боезапаса 3-й башни раздался сильный взрыв, и вслед за этим «Тирпиц» перевернулся вверх килем. Так была поставлена точка в истории немецких линкоров — козырных тузов кригсмарине…

Тем не менее важно заметить, что само присутствие «Тирпица» в Норвегии связывало значительные силы английского флота, которому приходилось учитывать его потенциальную опасность. Классический пример: в июле 1942 года известие о выходе «Тирпица» в море роковым образом повлияло на судьбу печально знаменитого конвоя PQ-17, шедшего в СССР с военными грузами. Несмотря на то что немецкий линкор повернул назад, англичане приказали конвою рассредоточиться. Это привело к тому, что из 36 транспортов конвоя 23 стали жертвами гитлеровских подводных лодок и авиации.

ОБЪЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД

В военно-исторической литературе «Бисмарк» и «Тирпиц» нередко именуют чуть ли не самыми мощными линкорами в мире. Причин тому несколько.

Во-первых, так заявляла пропаганда нацистов. Во-вторых, ей подыгрывали англичане, дабы оправдать не всегда успешные действия своего многократно превосходящего по силе флота. В-третьих, рейтинг «Бисмарка» сильно повысила в общем-то случайная гибель «Худа». Но в действительности на фоне своих собратьев германские сверхлинкоры выделялись не в лучшую сторону. По бронированию, вооружению и противоторпедной защите они уступали и французскому «Ришелье», и итальянскому «Литторио», и американской «Саут Дакоте», не говоря уже о «Ямато». Слабыми местами немецких кораблей были капризная энергетика, «неуниверсальность» 150-мм артиллерии, несовершенные радиолокационные средства. Поэтому нет оснований считать их кораблестроительными шедеврами.

    12345      

warfor.me

Линкор «Тирпиц»: на хищников тоже охотятся

Германия вступила во Вторую Мировую войну с двумя сверхмощными линкорами типа «Бисмарк»: помимо корабля, давшего название этому типу, в их число входил и линкор «Тирпиц». По замыслам германского командования, одного лишь присутствия этого мощного корабля в зоне военных действий было достаточно, чтобы сдерживать активность противника. Собственно, линкор «Тирпиц» в течение нескольких лет успешно выполнял эти задачи, однако, в конце концов, он стал известен, как грозный линкор, погибший так и не сделав ни одного выстрела по вражескому кораблю.

Стоило «Тирпицу» появиться – и враги отступали

«Тирпиц» не только был «братом», практически близнецом, линкора «Бисмарк», перед ним ещё стояли те же самые задачи: эти линкоры должны были наводить ужас, прежде всего, на торговые корабли противника, тем самым подрывая экономику и снабжение вражеских стран. Но в мае 1941 года, когда англичанами был потоплен «Бисмарк», выяснилось, что линкоры этого типа, конечно, могучие боевые корабли, однако в одиночку противостоять крупным соединениям противника, как полагали ранее, всё-таки не могут. Поэтому «Тирпица» решили поберечь от участия в дерзких рейдерских рейсах и в 1942 году направили на норвежские военно-морские базы Третьего Рейха. Присутствие здесь мощного линкора должно было облегчить немецкому флоту охоту на арктические конвои союзников, доставлявших вооружение и другие военные грузы в СССР.

И эта тактика оказалась во многом удачной. Известно, что за более чем два с половиной года пребывания в норвежских портах «Тирпиц» выходил в боевое плавание только три раза. В первый раз это произошло в марте 1942 года, «Тирпиц» в сопровождении миноносцев должен был обнаружить один из конвоев союзников, но по большому счёту плавание прошло вхолостую. Во второй раз «Тирпиц» вышел из порта в июле 1942 года – и на этот раз одно известие о появлении линкора в открытом море вынудило охрану конвоя союзников убраться подальше, а с самим конвоем разобрались уже другие немецкие корабли и авиация. В третий раз «Тирпиц» вышел в боевой поход в сентябре 1943 года, когда входил в состав эскадры, обеспечивавшей высадку десанта на архипелаг Шпицберген.

Вроде и была атака, и не было…

Одним из предметов наиболее горячих дискуссий о военно-морских действиях в ходе Второй Мировой войны является атака «Тирпица» советской подводной лодки К-21 под командованием капитана Лунина 5 июля 1942 года. Именно в тот день линкор начал свой второй боевой поход. «Тирпиц» шёл в сопровождении нескольких эсминцев и именно в этот момент его обнаружила советская подлодка К-21. По приказу Лунина по линкору был произведён залп из четырёх торпедных аппаратов. Атака производилась в условиях, когда Лунин не мог визуально наблюдать результаты своей атаки, однако он слышал два взрыва, на основании чего сделал вывод, что атака была удачной. Впоследствии командование советского ВМФ на основании данных разведки о том, что в немецкой эскадре не хватает одного эсминца, а на «Тирпице» ведутся серьёзные ремонтные работы, посчитало, что это результат атаки К-21. Это мнение затем господствовало и в изложении советских военных историков.

В действительности же, как рассчитали современные российские историки, атака подводки Лунина не нанесла линкору «Тирпиц» никакого ущерба, так как в тех условиях и при тех действиях К-21 у неё не было даже теоретических шансов «достать» линкор. Прежде всего, в условиях дефицита времени и информации Лунин неверно определил местоположение и курс «Тирпица» и торпеды были запущены в направлении, где линкора не было. Кроме того, были допущены погрешности и при определении дистанции в результате чего в действительности «Тирпиц» находился на расстоянии, где его не могли поразить торпеды К-21. Те же взрывы, которые слышали на подлодке, были взрывами торпед от соударения с морским дном, и, кстати, самой немецкой эскадрой зафиксированы не были.

Чем больше жертва, тем легче на неё охотиться

Примечательно, что задача уничтожить «Тирпиц» была поставлена перед военно-морскими силами и авиацией союзников практически на следующий день, как линкор появился на норвежских военных базах. В течение двух лет предпринимались, главным образом силами британских вооружённых сил, несколько операций по уничтожению линкора, однако всякий раз они по разным причинам заканчивались неудачно. Наконец, во второй половине 1944 года, когда Германия уже терпела поражение и сосредоточила свои силы на сухопутных фронтах, а её флот понёс огромные количественные и качественные потери, охота на линкор «Тирпиц» принесла свои плоды.

Финальная стадия была переложена на плечи военной авиации – было решено не рисковать кораблями и не подводить их на дистанцию, с которой они могли быть поражены мощными орудиями «Тирпица». К тому времени воздушная защита «Тирпица» была существенно ослаблена. Был разработан план, по которому английские бомбардировщики с тяжёлыми пятитонными бомбами на борту должны были вылетать с военно-воздушных баз на севере СССР и искать возможности для атаки линкора с неожиданной для немцев стороны. 15 сентября 1944 года одна из таких бомб попала в носовую часть линкора и нанесла ему повреждения, сделавшие его немореходным, для восстановления требовалось не менее девяти месяцев. Немецкое командование приняло решение не восстанавливать «Тирпиц» и отбуксировали в Тромсё на север Норвегии, Последним для корабля стал день 12 ноября 1944 года, когда он был просто разбомблен – три мощные бомбы попали в корабль, после чего он затонул. Из 1700 членов команды около тысячи погибли. Заканчивала войну Германия уже без линкоров типа «Бисмарк».

Александр Бабицкий

Статьи по теме

www.chuchotezvous.ru

Линкор Тирпиц.

Опубликовано: 13 апреля 2016 Просмотров: 4023

Спуск линкора «Тирпиц» на воду 1 апреля 1939 года.

Технические характеристики линкора «Тирпиц»:

Длина - 251 м;Ширина - 36 м;Высота - 15 м;Осадка - 10,6 м;Водоизмещение - 53500 тонн;Судовая силовая установка - 12 паровых котлов «Wagner» и три турбины «Brown Boveri»;Мощность - 163026 л.с.;Скорость - 30,8 узла;Дальность плавания - до 10000 миль;Экипаж:Командный состав - 108 человек;Личный состав - 2500 человек;Вооружение:Орудие 380 мм - 8;Орудие 150 мм - 12;Орудие 105 мм - 16;Торпедные аппараты 533 мм - 2Х4; Зенитное вооружение 37 мм - 16;Зенитное вооружение 20 мм - 12;Авиация:Самолёт «Arado» - 4;

До появления атомной бомбы лишь одно оружие вызывало такой же страх и поклонение — линкор. В свое время это было самое большое и сложное из когда-либо созданных подвижных сооружений. История линкоров полна противоречий, она рассказывает нам об одном из самых дорогостоящих проектов воплощенных в жизнь человечеством, который определил современную политическую карту мира. В ходе гонки вооружений императоры, адмиралы, политики, все находились под влиянием величия и огневой мощи плавучей крепости. Линкоры считались орудием мировой политики и демонстрировали реальные возможности державы на мировой арене. Линкор «Тирпиц» — это история борьбы за мировое господство, которое завершилось крупномасштабными сражениями XX века. После демонстративного отказа Германии выполнять Версальский договор в военном ведомстве развернулась дискуссия о том, какие корабли — надводные или подводные — строить для крейсерской войны на коммуникациях противника. Верх одержал сторонник надводного флота адмирал Редер. В 1939 году со стапелей Германии сходят самые крупные в истории немецкого флота линкоры «Бисмарк» и «Тирпиц». Внушительный вид новых военных кораблей настолько поразил воображение фюрера, склонного к гигантским сооружениям, что он отдал приказ о проектировании еще более крупного линкора водоизмещением около 144 тыс тонн, но ход войны перечеркнул его планы и положил конец его мечтаниям. Линкор «Тирпиц» был построен на верфи «Wilhelmshaven» в Гамбурге в апреле 1939 года. Его называли «броненосцем» за толщину брони. Бронирование главного пояса 320 мм, верхнего пояса 145 мм, носового и кормового поясов 80 мм, главной палубы от 50 до 120 мм, башни главного орудия от 130 до 360 мм, боевой рубки — 360 мм. Дальность плавания позволяла боевому кораблю совершать походы до 8000 миль. После гибели «старшего брата» и расстроенных чувств Гитлера, линкору «Тирпиц» в боевых действиях поучаствовать практически не удалось, но своим присутствием в Норвегии он угрожал конвоям в СССР и сковывал значительные силы британского флота.За линкорами этого класса разыгралась охота. Они не давали покоя британским авианосцам и советским подводным лодкам. Наконец утром 12 ноября 1944 года после сокрушительного шквала огня идущего из 121 самолета, авиация союзников добилась разрыва броневой обшивки и линкор «Тирпиц» начал стремительно кренится на левый борт. Вскоре в районе погребов раздался мощный взрыв и боевой корабль перевернулся вверх килем. Так была поставлена последняя точка в истории сверх линкоров Германии.

Вид на башню главного калибра «Цезарь» немецкого линкора «Тирпиц» и кильватерный строй кораблей сопровождения.С точки зрения истории можно посмотреть на любой линкор и сказать — это самое мощное неядерное вооружение, которое создал человек.

Немецкий линкор «Тирпиц» под атакой английской авиации.

спасибо

feldgrau.info

Тирпиц (линкор)

Тирпиц ( нем. Tirpitz ) - Второй линкор типа "Бисмарк", который входил в состав Кригсмарине. В боевых действиях практически не участвовал [1], однако своим присутствием в Норвегии угрожал арктическим конвоях в СССР и сковывал значительные силы британского флота. Попытки уничтожить "Тирпиц" длились несколько лет, но увенчались успехом лишь в ноябре 1944 года после атаки с воздуха сверхтяжелыми бомбами типа "Tallboy". Детали линкора хранятся в военных музеях мира.

1. История применения

Спуск

Данные корабля

Корабль был спущен на воду 1 апреля 1939 года. Название получил в честь адмирала Альфреда фон Тирпица - основателя современного германского флота. Первоначально предполагалось, что "Тирпиц" действовать как рейдер, нападая на торговые караваны союзников в Северной Атлантике. Однако судьба линкора Бисмарк заставила Гитлера разочароваться в надводном флоте, а потому "Тирпиц" использовался крайне редко.

В январе 1942 года "Тирпиц" был отправлен в норвежские воды для охоты на арктические конвои в Россию и противодействия операции Archery британских коммандос на острове Вогсей ( норв. Vgsy ). Там во фьордах он и простоял практически всю Вторую мировую войну. Однако даже простое присутствие "Тирпица" связывала значительные силы Королевского флота, хотя за все время пребывания в Норвегии он сделал только три наступательные операции. Несмотря на это, британский флот учитывал потенциальную опасность линкора и не прекращал усилий по его уничтожению. После неоднократных атак с воздуха и с моря "Тирпиц" был потоплен на стоянке в Тромсе 12 ноября 1944 в результате авианалета с применением сверхтяжелых пятитонных бомб "Толлбой".

1.1. Операции "Тирпица"

1.1.1. Операция Sportpalast

В начале марта 1942 года была попытка перехватить конвои PQ-12 и QP-8. PQ-12 вышел 1 марта 1942 по порту в Исландии, а QP-8 примерно в то же время с Мурманская. 5 марта "Тирпиц" в сопровождении трех эскадренных миноносцев покинул базу и направился через Северный Ледовитый океан до Медвежьего острова. Из-за плохой погоды найти конвой не удалось, лишь один из эсминцев обнаружил и потопил лесовоз "Ижора", отставший от QP-8. 9 марта "Тирпиц" был замечен самолетом с авианосца HMS Victorious, и адмирал Отто Цилиакс ( нем. Otto Ciliax ) Принял решение прервать поход и вернуться на базу.

1.1.2. Операция Rsselsprung

В июле 1942 года немецкое командование планировало использовать "Тирпиц" и тяжелые крейсера "Адмирал Шеер" и "Адмирал Хиппер" для атаки конвоя PQ-17 (План Rsselsprung - "Ход конем"). Из-за задержки с разрешением на начало операции (его давал лично Гитлер), выход в море состоялся только 5 июля. В этот же день линкор был атакован советским подлодкой "К-21" под командованием А. Лунина. Лодкой был проведен залп из четырех кормовых торпедных аппаратов. Экипаж лодки непосредственно результат атаки не наблюдал, но слышал 2 сильных взрыва и серию взрывов слабых. Лунин в своем докладе предположил, что взрывы объясняются попаданием торпед в линкор, одновременно допуская вероятность того, что торпеды попали в один из эсминцев эскорта; в штабе бригады подводных лодок его доклад интерпретировали как донесение о потоплении эсминца и повреждении линкора. В советских документах, мемуарной, популярной и публицистической литературе неоднократно встречаются утверждения о повреждении "Тирпица" в ходе атаки "К-21" [2], однако доповидник немецкой пропаганды сообщил, что линкор не получил атаки [3]. Традиционной версией на Западе (и в некоторых отечественных историков в последнее время) есть объяснение услышанных звуков взрывов торпед их подрывом при ударах о грунт или удаленными взрывами глубинных бомб, сбрасываемых эсминцами сопровождения. Однако, отказавшись от атаки конвоя, "Тирпиц" уходил на малой скорости (10 узлов против 22 в начале операции) и, вернувшись на базу, ремонтировался до января 1943 года, хотя никаких других атак линкор не получил.

Чуть позже "К-21" линкор был обнаружен и британским подводной лодкой "Аншейкн". К этому моменту стало известно, что конвой уже распущен и "Тирпиц" повернул [4]. Конвой PQ-17, распущен и оставлен без охраны из-за угрозы "Тирпица", сильно пострадал от атак авиации и подводных лодок.

1.1.3. Операция Sizilien

В сентябре 1943 года была проведена операция Sizilien ("Сицилия") - рейд на Шпицберген. Немецкие войска высадились на острове при артиллерийской поддержке с линкоров "Тирпиц" и "Шарнхорст" и девяти эскадренных миноносцев. Немцы заняли остров с 6 сентября по 9 сентября 1943. Операция Sizilien была единственной операцией, когда "Тирпиц" стрелял из своих орудий по противнику (однако по судам противника он никогда не совершил ни одного выстрела).

1.2. Операции против "Тирпица"

Англичане начали атаки на "Тирпиц" еще во время строительства и не прекращали их до тех пор, пока не потопили линкор.

1.2.1. Операция Title

Закамуфлированный Тирпиц во фьорде Тронхайма

30-31 октября 1942. Попытка уничтожить "Тирпиц" с помощью управляемых подводных аппаратов под кодовым названием "Колесница" - ( англ. Chariot ), Которыми были торпеды, управляемые человеком [6]. К месту стоянки Тирпица аппараты должны были быть доставлены путем скрытого буксировки в подводном положении с помощью рыболовного катера "Arthur" (капитан - Leif Larsen).

30 октября катеру с торпедами на буксире удалось войти в фьорд Тронхайма ( норв. Trondheimsfjord ). Когда к месту стоянки "Тирпица" оставалось не более 15 миль (24 км), поднялся сильный встречный ветер с волной. 31 октября в 22-00 за кормой раздался громкий скрежет. "Артур" зашел в ближайшую гавань, где водолаз обнаружил потерю обеих торпед. В этот момент к Тирпица оставалось менее 10 миль. Катер был затоплен и команда пошла пешком до шведской границы.

Немцы позднее обнаружили затопленный катер и после обследования пришли к выводу, что он предназначался для специальной операции.

1.2.2. Операция Source

Сентябрь 1943: первая успешная операция против "Тирпица". Для атаки были использованы подводные мини-лодки класса "Экс" ( англ. X ). Большую часть пути мини-лодки шли на буксире обычных подводных лодок. Из шести сверхмалых подводных лодок атаковать "Тирпиц" должны были три: X5 (лейт. Henty-Creer), X6 (лейт. Donald Cameron) и X7 (лейт. Basil Place). Лодка X5 была обнаружена и потопилений, но X6 и X7 сбросили под линкором четыре 2-тонных мины, начиненных аммотолом. После этого лодки также были обнаружены, а их команды попали в плен. Несмотря на проявленную опасность, "Тирпиц" не смог сняться со стоянки до взрыва мин. Взрыв нанес серьезные повреждения: были повреждены шпангоуты в носовой части и сорванная со станины одна из турбин. Башня "C" весом около 2000 тонн была подброшена вверх и при падении заклинила шаровые погоны. Исправить башню за доком оказалось невозможным. Кроме того вышли из строя все дальномеры и приборы управления огнем. В результате полученных повреждений линкор на шесть месяцев выбыл из строя и его максимальная скорость существенно уменьшилась [7].

За успешное проведение операции капитаны мини-подлодок X6 и X7 были награждены крестами Виктории - высшими военными наградами Британской империи.

1.2.3. Операция Tungsten

Воздушная атака 3 апреля 1944

К апрелю 1944 "Тирпиц" был отремонтирован и снова мог представлять опасность. В ответ на эту угрозу Британский флот начал операцию с кодовым названием "Вольфрам" (англ. Tungsten). В атаке принимали участие значительные силы флота, в том числе: два линкора, два ударных авианосца, два авианосца эскорта, два крейсера и шестнадцать эсминцев. Атака началась 3 апреля, накануне выхода "Тирпица" на ходовые испытания после ремонта.

Налет состоял из двух волн торпедоносцев Fairey Barracuda в сопровождении истребителей эскорта. Атакующие самолеты несли, однако, не торпеды, а бомбы различных типов: бронебойные, глубинные, фугасные и осколочные. Первая волна нанесла удар в 05:30. До 8:00 атака была завершена: потери составили три самолета. "Тирпиц" потерял 123 человека убитыми и 300 ранеными. Броневой корпус не был поврежден, однако надстройкам был нанесен заметную вред.

1.2.4. Операции Planet, Brawn, Tiger Claw и Mascot

"Тирпиц" все еще оставался угрозой, поэтому британское адмиралтейство продолжало планировать операции против него. Однако из-за плохой погоды в апреле-мае 1944 пришлось отменить три налеты: операции Planet, Brawn и Tiger Claw.

Следующая атака с использованием авианосцев (операция Mascot) состоялась в июле 1944. Однако к этому времени немцы организовали воздушную оборону, особенно систему дымовых завес, в результате чего атака закончилась безуспешно: атакующие самолеты не добились попаданий.

1.2.5. Операции Goodwood I, II, III и IV

В августе 1944 "Тирпиц" наконец прошел морские испытания. Вскоре после этого британцы вновь совершили налеты (операции Goodwood I и Goodwood II), закончившихся безрезультатно из-за плохой погоды.

1.2.6. Операции Paravane, Obviate и Catechism

Операция Paravane была сделана Королевскими ВВС Великобритании 15 сентября с базы ягодник под Архангельском. Самолеты Avro Lancaster были вооружены 5-тонными бомбами Tallboy и экспериментальными 500-фунтовые (230 кг) подводными "ходячими" минами. Несмотря на дымовую завесу, поставленную для защиты Тирпица, одна из бомб все-таки попала в нос корабля, сделав его немореходным. У немцев практически не было возможности поставить Тирпиц в сухой док на ремонт, поэтому в октябре линкор перевели в Тромсе, как плавучую артбатарею на случай ожидаемого вторжения союзников в Норвегию. Новое место дислокации корабля уже находился в пределах досягаемости воздушного флота из Шотландии, и англичане продолжили атаки на него, не зная о принятом немцами решение не возобновлять корабль.

28 октября из базы Лоссимут в Шотландии был сделан очередной налет на Тирпиц, под названием Операция Obviate ( англ. устранять ) - Но в последний момент корабль был скрыт облаками, и только одна бомба Tallboy, разорвавшись неподалеку от корабля, погнулись гребной вал.

Корабль вверх килем 12 ноября 1944

Но в следующий раз, 12 ноября 1944, во время операции Catechism (англ. катехизис; допрос), над Тирпица не было ни дымовой завесы, ни облаков. В корабль попало 3 бомбы Tallboy: одна отскочила от башенной брони, но две другие пробили броню и выполнили 200-футовую (61 м) дыру в его левом борту и привели к пожару и взрыву в пороховом складе, оторвал башню "С". В результате Тирпиц затонул западнее Тромсе, в бухте Хокейботн, через несколько минут после атаки, забрав с собой на дно 1 000 человек из команды в 1 700.

По не до конца понятным причинам Люфтваффе не удалось помешать бомбардировке. Немецким ПВО удалось лишь повредить двигатель одного из самолетов, участвовавших в налете, но его команда спаслась, "жестко" приземлившись в Швеции. В результате этого провала командир Люфтваффе в Норвегии, майор Генрих Эрлер, был обвинен в пренебрежении обязанностями и приговорен к смертной казни, замененной тремя годами заключения и отправкой на фронт.

Уничтожение Тирпица устранило последнюю серьезную угрозу для союзников на поверхности северной Атлантики. Это позволило перевести главные силы - линкоры и авианосцы - по европейскому региону, где они держались в качестве сдерживающих сил, - в Индийский и Тихий океаны, где они приняли участие в боевых действиях против Японии.

1.3. После войны

После войны обломки Тирпица были распроданы и разломаны на месте норвежской компанией. Почти весь корабль был разрезан и вывезен. Однако значительная часть носовой части Тирпица остается там, где он затонул в 1944 году. Кроме того, электрогенераторы с корабля были использованы как временная электростанция, обеспечивая электричеством рыбную промышленность вокруг города Хоннингсвог ( норв. Honningsvg ).

Недалеко от места затопления Тирпица существуют искусственные озера, появившиеся в воронках от взрывов бомб Tallboy (весом более 5 т), которые не попали в цель. В настоящее время [ Когда? ] некоторые части линкора используются Норвежским дорожным департаментом ( норв. Vegvesenet ) Как временное дорожное полотно при проведении ремонтных работ [8]. Некоторые части линкора были переплавлены на брошки и другую бижутерию. Кроме того, значительная часть бронеобшивки хранится в Королевском военно-морском музее "Explosion!" ("Взрыв!") В Госпорт, Гемпшир.

2. Командный состав

  • Указание при строительстве: капитан цур Зее Фридрих Карл Топп (нем. Friedrich Carl Topp), 15 января 1941 - 25 февраля 1941
  • Капитан цур Зее Фридрих Карл Топп, 25 февраля 1941 - 24 февраля 1943
  • Капитан цур Зее Ганс Карл Мейер (нем. Hans Karl Meyer), 24 февраля 1943 - 1 мая 1944
  • Капитан цур Зее Вольф Юнге (нем. Wolf Junge), 1 мая 1944 - 4 ноября 1944
  • Капитан цур Зее Роберт Вебер (нем. Robert Weber), 4 ноября 1944 - 12 ноября 1944 (убит в бою)

3. Интересные факты

  • С "Тирпиц" связана одна из миссий в игре Hidden & Dangerous 2, где группа английских разведчиков выполняют задачи, основой которого явно послужила реальная операция. В игре миссия прошла успешно, был заминирован не только сам "Тирпиц", но и минный тральщик "Олаф", а также последнего украдена шифровальная машина "Энигма".
  • "Тирпиц" был упомянут и в игре Call of Duty в Британских миссиях, где двое разведчиков осуществляют на линкоре диверсию - минирование котлов и уничтожения электронных блоков системы РЛС.
  • "Тирпиц" также был упомянут в игре Wolfenstein в начальном ролике, где агент Блажкович, главный герой, совершил на корабле диверсию и пустил его на дно.

См.. также

  • Бисмарк (линейный корабль) - первый корабль типа "Бисмарк".
  • Адмирал Шеер (тяжелый крейсер)
  • Tallboy (бомба)

Примечания

3. ↑ М. Э.. Морозов, К. Л. Кулагин. "Катюши" в бою. - Морская Коллекция № 2, 2008 4. ↑ Тайна атаки К-21 Александр Фидель ("2000", № 26, 27 июня - 3 июля 2008) 5. ↑ 6. ↑ "Tirpitz" - The History 7. ↑ Вудворд, стр. 419

Литература

  • Тарас А.Е. Вторая мировая война на море. - Мн.: Харвест, 2003. - 640 с. - (Военно-историческая библиотека). - ISBN 985-13-1707-1
  • Дэвид Вудворд "Тирпиц". Боевые действия линкора в 1942-1944 годах = Dawid Woodward THE TIRPITZ and the Battle for the North Atlantic. - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2005. - 255 с. - ISBN 5-9524-1636-5
  • Ткачева A.В. Охота на Тирпиц. М.: Андреевский флаг, 1993.

Примечания

  1. За пассивную роль в войне норвежцы прозвали линкор "Одинокая Королева Севера" ( норв. Den ensomme Nordens Dronning )
  2. Например, Советская подлодка К-21 стоило всего британского флота. Независимое военное обозрение. В. Заборский 17 марта 2000
  3. Die Wehrmachtberichte 1939-1945 Band 2, 1. Januar 1942 bis 31. Dezember 1943 (in German). Mnchen: Deutscher Taschenbuch Verlag GmbH & Co. KG, 1985. ISBN 3423059443
  4. Т. Тудейа, Д. Вудворд "Сумерки морских богов", - АСТ, 2002, стр. 366

nado.znate.ru

Гибель линкора "Бисмарк"

Операция «Рейнские учения» предусматривала выход линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» в Атлантический океан через Датский пролив. Главной целью операции был выход на морские коммуникации британского торгового флота. Предполагалось, что «Бисмарк» будет связывать боем эскорт конвоев, в то время как «Принц Ойген» будет топить торговые суда. Командиром операции был назначен адмирал Гюнтер Лютьенс, который просил командование отложить начало похода, для того чтобы к нему смог присоединиться проходящий испытания «Тирпиц» или ремонтирующийся в порту Бреста «карманный линкор» Шарнхорст. Однако главнокомандующий кригсмарине адмирал Эрих Редер не поддержал Лютьенса и 18 мая 1941 года «Принц Ойген» и «Бисмарк» вышли в море.

20 мая немецкие корабли были замечены с нейтрального шведского крейсера «Готланд», в этот же день об эскадре из двух крупных боевых кораблей сообщили представители норвежского сопротивления. 21 мая Великобритания получила от своего военного атташе при посольстве Швеции сообщение об обнаружении в проливе Каттегат двух больших немецких судов. С 21 по 22 мая корабли встали на стоянку во фьордах недалеко от норвежского Бергена, где были перекрашены, а «Принц Ойген» был дозаправлен. «Бисмарк» по неизвестным причинам не заправлялся. Пока корабли были на стоянке, их удалось сфотографировать самолету-разведчику ВВС Англии. Теперь английские адмиралы точно идентифицировали Бисмарк.

Командующий английским «Хоум-флитом» адмирал Джон Тови практически сразу отправил линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Худ» в сопровождении эсминцев к ю-з побережью Исландии. Крейсер «Саффолк» должен был пойти на соединение с находящимся в Датском проливе крейсером «Норфолк». Легкие крейсера «Бирмингем», «Манчестер» и «Аретуза» должны были патрулировать в проливе между Фарерскими островами и Исландией. В ночь на 22 мая сам адмирал Тови во главе флотилии из линкора «Король Георг V» и авианосца «Викториес с эскортом вышел из базы флота Скапа-Флоу. Эта флотилия должна была поджидать немецкие корабли к с-з от Шотландии, где должан была встретиться с линейным крейсером «Рипалз».

Вечером 23 мая в Датском проливе в условиях густого тумана крейсера «Саффолк» и «Норфолк» вступили в визуальный контакт с немецкими судами. «Бисмарк» вынужден был открыть огонь по «Норфолку», после чего английские корабли отступили в туман и передали своему командованию местоположение противника, продолжая идти за «Бисмарком» по радарам на расстоянии 10-14 миль.

Бой в Датском проливе

Флагман английского флота «Худ» и линкор «Принц Уэльский» установили визуальный контакт с немецкими судами ранним утром 24 мая и в 5:52 утра начали бой, находясь на расстоянии более 20 км. Вице-адмирал Холланд, командовавший соединением, приказал открыть огонь по первому кораблю, приняв его за «Бисмарк». На «Принце Уэльском» быстро разобрались в ошибке и перенесли огонь на второй корабль. Вскоре это понял и сам Холланд, но видимо его приказ так и не дошел до центра управления огнем, так как «Худ» до самого конца продолжал обстреливать «Принца Ойгена».

В 5:56 шестой залп с «Принца Уэльского» попал в «Бисмарк», снаряды повредили топливные цистерны и вызвали утечку топлива и заполнение их водой, корабль стал оставлять нефтяной шельф. Минуту спустя «Худ» получил попадания от третьего залпа «Бисмарка» и второго залпа «Принца Ойгена на корабле начались пожары. В это время «Бисмарк» получил еще два попадания с «Принца Уэльского» ниже ватерлинии. К 6:00 часам корабли сблизились до 16 км., в это время «Худ» накрыл пятый залп с немецкого линкора, раздался страшной силы взрыв и гордость английского флота, разломившись пополам, за считанные минуты ушел на дно. Из всего экипажа 1417 человек спасти удалось лишь троих.

Линкор «Принц Уэльский» вынужден был продолжать бой в одиночку и он развивался для него крайне неудачно. Корабль вынужден был идти на сближение с немецкими судами до дистанции в 14 км., избегая столкновения с остатками «Худа». После получения семи попаданий, которые вывели из строя одну из башен главного калибра, линкор вышел из боя, прикрывшись дымовой завесой.

Капитан «Бисмарка» Линдеманн предлагал продолжать погоню и потопить подбитый линкор, но адмирал Лютьенс приказал продолжать поход. На «Бисмарке» в результате боя вышел из строя один генератор, в бройлерную №2 с двумя котлами начала поступать забортная вода, были пробиты две топливных цистерны, корабль шел с дифферентом на нос и креном на правый борт. Адмирал Лютьенс принял решение прорываться во французский порт Сен-Назер для ремонта, после которого линкор смог бы беспрепятственно выйти на коммуникации Атлантики.

«Бисмарк» ведет огонь по линкору «Принц Уэлский»

Преследование

Крейсера «Саффолк» и «Норфолк» а также поврежденный линкор «Принц Уэльский» продолжили преследование немцев, передавая их местоположение. Гибель флагмана флота линейного крейсера «Худ» произвела на английских адмиралов очень тягостное впечатление, позднее для расследования обстоятельств гибели «Худа» была даже создана специальная комиссия. Теперь большая часть находившихся в северной Атлантике военных судов подключалась к охоте за «Бисмарком». Для преследования линкора были привлечены корабли охранения многих военных конвоев. Так для данной операции был задействован линкор «Родни» и три из четырех эсминцев, которые сопровождали превращенный в военный транспорт бывший пассажирский лайнер «Британик». Дополнительно для операции привлекли еще 2 линкора и 2 крейсера. Соединение флота «H» размещенное в Гибралтаре было приведено в боевую готовность, на случай если «Бисмарк» пойдет в их направлении.

Около 18 часов 24 мая «Бисмарк» неожиданно развернулся в тумане и пошел на своих преследователей. После короткого боя корабли не добились попаданий друг в друга, но британские суда вынуждены были скрыться, в это время «Принц Ойген» успешно прервал контакт с ними и достиг французского порта Брест через 10 дней. Полдесятого Льютенс доложил командованию, что «Бисмарк», испытывая нехватку топлива, прекращает попытки стряхнуть преследователей и движется в Сен-Назар напрямую.

Вечером того же дня адмирал Тови приказывает авианосцу «Викториес» сблизиться с линкором, а уже в 22:10 с него взлетели 9 торпедоносцев «Свордфиш», которые под сильным огнем зенитной артиллерии атаковали линкор и добились одного попадания с правого борта. При этом корабль не получил серьезных повреждений, так как торпеда попала в главный броневой пояс. В этом инциденте экипаж корабля потерял одного матроса (первая потеря с начала похода). Ночью «Бисмарк» сумел оторваться от преследователей, воспользовавшись тем, что те, опасаясь атак подводных лодок, начали выполнять противолодочные маневры.

Обнаружение

Вновь обнаружить корабль удалось лишь в 10:10 26 мая, когда американо-британский экипаж летающей лодки «Католина» вылетевший с базы Лох-Эрне в Северной Ирландии смог обнаружить линкор. К этому времени Лютьенсу оставалось еще 690 миль до Бреста, вскоре он уже мог вызвать на защиту судна бомбардировочную авиацию люфтваффе.

В этот момент единственным английским соединением, которое смогло бы замедлить «Бисмарк» стало соединение «H», которым командовал адмирал Соммервилль, оно вышло на перехват из Гибралтара, имея в составе авианосец «Арк Ройаль». В 14:50 с его палубы к месту обнаружения линкора вылетели торпедоносцы «Свордфиш», к этому моменту в данном районе находился отделившийся от основных сил крейсер «Шеффилд», который пытался установить контакт с «Бисмарком». Нечего не знающие об этом пилоты приняли его за немца и провели торпедную атаку, на их счастье ни одна из 11 выпущенных торпед не смогла поразить цель.

В 17:40 «Шеффилд» обнаружил «Бисмарк» и начал его преследование, повторный налет 15 торпедоносцев в 20:47 принес свои плоды, английские летчики добились двух или трех попадании в линкор, при этом одно из них стало решающим, торпеда попала в кормовую часть судна и повредила рулевые механизмы. «Бисмарк» потерял возможность маневрировать и стал описывать циркуляции, попытки команды восстановить управляемость судна не принесли успеха.

Потопление

27 мая в 8:47 утра с дистанции в 22 км. «Бисмарк» был атакован кораблями из соединения адмирала Тови, линкоры «Король Георг V» и «Родни» а затем и крейсера «Дорсетшир» и «Норфолк» начали обстрел судна. Линкор огрызался в ответ. Однако англичане достаточно быстро добились попаданий в «Бисмарк» за полчаса он получил повреждения орудийных башен главного калибра, многие надстройки, включая посты управления огнем, были разрушены и горели, корабль получил сильный крен. В 9:31 смолкла последняя четвертая орудийная башня крейсера, после этого по рассказам выживших членов команды капитан судна Эрнст Линдеман отдал приказ о затоплении корабля. «Бисмарк» до конца не спускал боевой флаг, что позволило «Родни» подойти на расстояние в 2-4 км. и в упор расстреливать беззащитный корабль. Однако топливо на британских судах подходило к концу, поняв, что «Бисмарк» уже не доберется до Бреста, адмирал Тови принимает решение вернуться на базу. Крейсер «Дорсетшир» в период с 10:20 до 10:36 выпускает по немецкому линкору 3 торпеды, каждая из которых попадает в цель. В 10:39 «Бисмарк» завалился на борт и затонул, спастись удалось лишь чуть более 110 членам экипажа, более 2100 человек разделили участь погибшего судна.

feldgrau.info