Жуткий памятник Калашникову стал последней каплей терпения арт-сообщества. Где установили памятник калашникову


Памятник Калашникову стал «яблоком раздора» - Новости Петербурга

Монумент Михаилу Калашникову открыли в День оружейника в Оружейном переулке, по инициативе двух известных россиян - главы оружейной корпорации «Ростех» Сергея Чемезова и министра культуры Владимира Мединского. Для местных жителей он стал неожиданностью, и у них, как и у гостей города, тут же возникла масса вопросов.

На новую достопримечательность столицы памятник явно не тянет. В описании проекта, сделанном скульптором Щербаковым, говорится, что «Михаил Калашников был человеком скромным, поэтому постамент будет небольшим - два метра. Основа композиции - пятиметровая фигура, держащая в руках автомат. Позади - силуэт земного шара, ведь его изобретение популярно во всем мире. Рядом - Святой Георгий на коне поражает копьем дракона, как некие «силы зла». Копье - это символ автомата Калашникова, задуманного как «оружие добра».

У многих возникли сомнения - может ли автомат вообще служить «оружием добра»? И насколько добрые намерения у тех самых повстанцев, благодаря дешевизне и надежности АК-47 палящих из него во многих странах мира?

Известный музыкант, лидер группы «Машина времени», москвич Андрей Макаревич разместил в соцсетях такой пост: «Ну, хорошо, памятник Калашникову. Пусть нам будет, чем гордиться. Если подсчитать, сколько людей на планете убиты из его оружия, то получатся миллионы. Но почему такая бездарная, уродливая скульптура? Даже в советские времена этот истукан не прошел бы худсовет. Ну почему же мы так уродуем свой город, позоримся перед всем миром?»

Автор памятника Салават Щербаков оскорбился до глубины души и сообщил в ответ, что никакой танцор или певец не будет слушать мнение скульптора о том, как он станцевал или спел. «Это профессия, и не надо в нее лезть! Даже мы, профессионалы, ведем себя скромно и не абсолютизируем все как истину в последней инстанции. Может, у него другие вкусы. Многим памятник нравится», - сообщил он в интервью RT.

Российские блогеры вступились за памятник, припомнив Макаревичу его позицию по Донбассу и Украине. «Пройдет совсем немного лет, и о Макаревиче вспомнят разве что его внуки, а Калашников вошел в историю навсегда, как вошли в нее другие мастера-оружейники», - написал пользователь Владимир Прохожий. «Даже в советские времена этот истукан Макаревич не прошел бы худсовет. Ну что же мы так уродуем свой город, позоримся перед всем миром? (почти цитата)» - отреагировал пользователь под ником Soviet Union. «…мне тоже не нравится этот памятник! Он - грубый и агрессивный! Это памятник средству убийства, а не талантливому конструктору! Жаль, что скульптор решил слепить попсовую халтуру, не захотел заглянуть глубже, отметить незаурядную личность Калашникова!» - считает Ле Нин.

«Я не скульптор - так же, как и Макаревич, поэтому о художественных достоинствах судить не могу. Но как зрителю мне памятник нравится - почти портретное изображение скромного рабочего человека со своим изобретением…» - написала пользователь Ирина Аверина. «А по-моему, памятники и делают для нас, для зрителей, а не для скульпторов. Для скульпторов один Церетели ваяет», - резюмирует блогер Виктор Власов.

У москвичей масса претензий к расположению и художественным достоинствам памятника. Монумент возник в лучших российских традициях - по велению сверху, безо всяких общественных слушаний. Тем не менее москвичам и приезжим придется просто к нему привыкнуть

Общее настроение по поводу нового монумента выразил житель столичного микрорайона, где и расположен памятник. Он написал в мэрию столицы: «Я - не искусствовед и не буду рассуждать о художественных достоинствах монумента. И я - не историк вооружений, так что не буду рассуждать о том, заслуживает ли Калашников памятника. Но мне не хотелось бы видеть этот памятник здесь, сейчас и в таком виде. Михаил Тимофеевич никак не был связан ни с этими местами, ни с Москвой вообще. В России хватает мест, исторически связанных со славой русского оружия, там этот памятник был бы куда уместнее. Я против него сейчас и в таком виде - потому что этот монумент читается как символ имперских комплексов, советских и постсоветских».

У недовольной общественности есть еще как минимум пару претензий к памятнику великому конструктору. Первая из них - почему Михаил Тимофеевич бережно, как величайшую ценность, держит в руках свое детище - автомат его имени? По сути, указывают некоторые, у Салавата Щербакова вышел монумент не конструктору оружия, а знаменитому автомату - получается, конструктор получил роль некого элемента декора, а АК-47 стал логическим центром композиции. При этом общий художественный образ выходит откровенно милитаристским.

Противники монумента указывают: с таким же успехом в Петербурге, на площади Андрея Сахарова, можно поставить памятник великому ученому и диссиденту, трепетно сжимающему в объятиях свое главное детище - водородную бомбу. Не говоря уже о том, насколько прилично во втором десятилетии XXI века увековечивать оружие массового уничтожения.

Другая претензия - некая вторичность, ведь в разных точках мира уже есть как минимум три памятника АК-47. Один - на Камчатке, другой - в Египте, а третий - в Северной Корее. Кроме того, знаменитый автомат изображен на гербах таких стран, как Зимбабве, Мозамбик и Восточный Тимор. Таким образом, увековечив образ АК-47 (пусть и с конструктором на заднем плане), авторы монумента «встраивают» Россию в один ряд с КНДР и Зимбабве. Что само по себе вызывает недоумение.

Как метко заметил один из коллег, «боюсь, что новый Калашников окажется столь же долговечным, как изобретенный им автомат».

ok-inform.ru

автор, где находится, что не так со скульптурой

22/09/2017 - 11:01Автор: Юлия ШАРШАКОВА

19 сентября 2017 года в Москве был торжественно открыт памятник выдающемуся конструктору стрелкового оружия Михаилу Калашникову. Торжественная церемония, на которой присутствовал министр культуры РФ Владимир Мединский, прошла в сквере на пересечении улиц Садовая-Каретная и Долгоруковская. Там и находится памятник. Проект архитектурной композиции подготовил художник РФ Салават Щербаков.

Мединский поблагодарил правительство Москвы, которое в рамках благоустройства столицы обустроило данный сквер. Недалеко от парка находится Оружейный переулок. Теперь, благодаря памятнику, данное место будет легко найти на карте. А сам сквер и памятник, по словам Мединского, понравятся москвичам.

Однако пока памятник жителям столицы не нравится. Сначала «бездарным и уродливым» памятник назвал музыкант Андрей Макаречив, которому автор памятника довольно резко ответил. Но недовольным оказался не только Макаревич. Сегодня один из экспертов, редактор журнала Rolling Wheels Юрий Пашолок, попросил обратить внимание на странности данного памятника. На своей страничке в Facebook Пашолок разместил фото памятника и скан чертежа немецкого автомата. По мнению Пашолока, на памятнике изображение чертежа немецкого автомата Nkb.42.

За это замечание, а также на шквал критики в свой адрес Салават Щербаков также ответил. Он заявил, что согласен внести изменения в памятник, если будет доказано, что на нем действительно изображен чертеж немецкой винтовки.

Если вам понравилась эта публикация, поделитесь ею или обсудите её в социальных сетях:

Подпишитесь, пожалуйста, на наш канала в Яндекс Дзен и получайте подборку наших лучших эксклюзивных публикаций

Загрузка...

rrnews.ru

Жуткий памятник Калашникову стал последней каплей терпения арт-сообщества

Конструктор с автоматом поднял на бой всех недобитых скульпторов

20.09.2017 в 19:52, просмотров: 116187

Появление памятника Калашникову с автоматом в руках в Москве вызвало нешуточную рубку мнений. Даже более сильную, чем установка у Кремля селфеносного Владимира. Хотя изделие все из той же затейливой шкатулочки (инициатор — Российское военно-историческое общество под патронажем Мединского, автор — Салават Щербаков, которого мгновенно окрестили «новым придворным скульптором», отбивающим имперский заказ на злобу дня).

Жуткий памятник Калашникову стал последней каплей терпения арт-сообщества

Фото: MSKAGENCY

Большинству — как и в случае с Владимиром — до фонаря, но профессионалы, люди цеха — художники, архитекторы, скульпторы — высказали свое громкое «фэ». Потому что это уже край. С Владимиром все как-то более-менее проглотили. Но Калашников, словно вылезший из 3D-принтера и со спины напоминающий бандюгана из 90-х, встал поперек горла.

У нас есть тайное подозрение, что Мединский, будучи человеком неглупым и, в общем, прогрессивным, решил возродить совершенно убитый в нашей стране жанр скульптуры, действуя от обратного. Насаждая в Москве максимально беспросветный трэш, чтобы сообщество, глядя на таких калашниковых, наконец вздрогнуло, встрепенулось и воскликнуло — доколе? Что ж, может, это тоже метод. Почему нет? Вкуса к скульптуре у нас и так нет. Тут хуже не сделаешь, потому что скульптура — это вершина айсберга. Сначала надо привить вкус к классическому искусству, затем к современному, и только потом идет поэтический язык скульптуры, требующий от зрителя серьезного визуального опыта. Но процесс пошел: хотя бы художники и архитекторы забили тревогу. Положительный момент.

С сожалением приходится констатировать, что скульптура в нашей стране уже много десятилетий является синонимом памятника, а если совсем точнее — кладбищенского изваяния. Это боль и крест многих классных скульпторов, начиная с того же Эрнста Неизвестного. Как советские архитекторы после хрущевского постановления «об излишествах» могли свободно выразиться только в строительстве наших посольств за рубежом (а внутри страны вынуждены были примерять шапочку прораба), так и для скульпторов идейное поле было сужено по самое не могу. Либо бесконечный бетонно-гипсово-бронзовый солдат, либо — Новодевичье или Ваганьковское кладбища. Это привело к деградации профессии, утрате идей, смыслов и в конечном счете тонкого языка пластического искусства.

Подобные калашниковы никаким реализмом и близко не являются. А они-то пытаются это преподнести именно как продолжение традиций русской реалистической школы. Реализм — не фотографическая копия. Это осмысление образа, это боль, это полет, это идея и интрига, это ощущение образа в пространстве — какое тут осмысление? Скульптор, творящий некогда живого (не вымышленного) человека, всегда рискует, наделяя его СВОИМИ чертами. Здесь заведомо любой риск снят: возьми что фотку Калашникова в Интернете, что этот памятник с курточкой на молнии, пуговками, скулами, напряженностью во взгляде — один в один, но эта детальная «узнаваемость» противоречит канонам высокого искусства.

Парадокс в том, что подобные памятники-скороспелки являются прямым следствием современных интернет-технологий, пользователи соцсетей так и видят экран: кликнул-лайкнул, отфотошопил. Но. Эти творения никак не осмысляют новые технологические и научные реалии, пользуются ими, но не подчиняют их себе.

Про избыточное обрамление вокруг постамента в виде Георгия Победоносца в стиле «чтоб красивше было» и говорить не приходится. Это предсказуемый «приятный» довесок: не влезет в селфи Калашников из-за 9-метровой высоты, так пусть хоть Георгий влезет. Измельчал имперский заказ. Какой поэтики некогда добивался Вучетич, и вот докатились до массовых и незатейливых фотокопий человека с автоматом в центре Москвы.

■ ■ ■

Юрий Аввакумов, архитектор: «Я давно воображаю себе такую сцену, немую, как все фигуративные памятники Москвы вдруг съеживаются до человеческого размера и замирают в своих монументальных формах где-нибудь в центре города, хоть на Красной площади, хоть в парке «Зарядье», кто с серпом и молотом, кто с крестом или автоматом, кто в кресле, кто на табуретке, кто на гитаре собирается сыграть, а кто запеть, кто на лошади, а кто под лошадью, молчащих, кричащих, зовущих, бегущих, стоящих... главное, сохранить их городскую диспозицию — от Калашникова два шага до жертв ГУЛАГа, а от Владимира рукой подать до Маркса... и вот воображаю я и думаю, что же это за дурдом у нас в Москве собрался».

Марат Гельман: «В целом люди поделились на тех, кто считает: а) не нужен памятник Калашникову, он создал орудие смерти, хоть и популярное; б) нужен, но этот памятник плохой, похож на пластмассового солдатика из набора в «Детском мире» или на кладбищенский памятник братку из 90-х; в) установка памятников — дурная традиция, превращающая город в кладбище, утыканное бронзовыми фигурами.

Я же удивляюсь, почему все-таки близко к нашей власти всегда оказываются такие пошлые и бесталанные фигуры? Что это за принцип отбора такой? И думаю, что ответ в том, что Щербаков обычный исполнитель, а не художник. Он сделал то, что сама власть захотела. Я помню, что Церетели рассказывал, как Лужков объяснял ему, какой должен быть медведь на Манежной площади. И таким он его и сваял. Так что автор этого унылого памятника — Мединский. А Щербаков привычно чужое подписал своим именем».

Михаил Хазанов, архитектор: «Мне не нравится. Это мое личное мнение. Мне не нравится ни качество памятника, ни идея его постановки. Я пацифист. В Ижевске это фигура знаковая. А Москва — это Москва. И, увы, с качеством скульптуры у нас вообще большие проблемы. И с количеством тоже. Кому-то нравится, кому-то нет — это вещи вкусовые. Но с точки зрения пространственной, пластики и всего остального — это, прямо скажем, не шедевр. Равно как и многие предыдущие вещи, появившиеся в Москве. Мне не нравится слово «рынок», но у нас нет никакой конкуренции. У нас есть прекрасные скульпторы, их много. Но почему побеждает эта стилевая ниша — я не понимаю. Точнее, понимаю, но не разделяю этого. Должны быть конкурсы на скульптуру, на место установки. Вся проблема в отсутствии конкурентной борьбы. Нет конкуренции — нет качества».

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram

www.mk.ru

Андрей Макаревич назвал памятник Калашникову «бездарным» и «уродливым»

Сегодня в столице, наконец, установили памятник Михаилу Калашникову. Человек, который изобрёл легендарный, увековеченный и в российских и западных фильмах и песнях "калаш", ушёл из жизни 4 года назад. Монумент открыли только сейчас в сквере, на пересечении улиц Садовая-Каретная и Долгоруковская. Все было торжественно - министр Мединский назвал автомат Калашникова "культурным брендом", а самого Михаила Тимофеевича - "Кулибиным 20-го века".

Автором монумента стал народный художник России Салават Щербаков. Он сообщил, что пытался отобразить в восьмиметровой скульптуре с автоматом АК-47 вечную борьбу добра и зла. За добро отвечала фигура Архангела Михаила. Так же на барельефе изображены различные чертежи изобретений Калашникова, инструменты, а так же цитата оружейника: - "Я создавал Орудие для защиты своего Отечества".

Автором памятника является скульптор Щербаков, автор статуи Князя Владимира на Боровицкой площади. Фото: Евгения ГУСЕВА

Автором памятника является скульптор Щербаков, автор статуи Князя Владимира на Боровицкой площади.Фото: Евгения ГУСЕВА

Памятник легендарному оружейнику Михаилу Калашникову был открыт в Москве во вторник 19 сентября. Фото: Евгения ГУСЕВА

Памятник легендарному оружейнику Михаилу Калашникову был открыт в Москве во вторник 19 сентября.Фото: Евгения ГУСЕВА

Пока шли торжества, фотографии открытия попали в Сеть. Их-то и увидел Андрей Макаревич. Он в своё время закончил Московский Архитектурный Институт, поэтому, видимо, не смог промолчать. И высказался от души:

"Ну хорошо. Памятник Калашникову. Пусть нам будет чем гордиться. Если подсчитать, сколько людей на планете убиты из его оружия, получатся миллионы. (Хотя вот что интересно - войну с фашистами АКМ не застал, появился после. Так где он защищал рубежи нашей Родины? В Афганистане? В Грузии? В Украине? В Африке?)

Еще до своего появления напересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц, памятник стал предметом споров. Фото: Евгения ГУСЕВА

Еще до своего появления напересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц, памятник стал предметом споров.Фото: Евгения ГУСЕВА

Ладно. Пусть Калашникову. НО ПОЧЕМУ ТАКАЯ БЕЗДАРНАЯ, УРОДЛИВАЯ СКУЛЬПТУРА? Даже в советские времена этот истукан не прошел бы худсовет. Ну что же мы так уродуем свой город, позоримся перед всем миром?".

Напомним, что скульптор Салават Щербаков стал автором монумента князя Владимира и памятника патриарху Гермогену в Александровском саду. И каждый раз его работы вызывают определённое волнение в творческих кругах.

Поделиться видео </>

Памятник Михаилу Калашникову открылся в центре Москвы.«Культурным брендом» России‍ назвал автомат Калашникова министр Владимир Мединский во время открытия памятника легендарному конструктору стрелкового оружияЕвгения ГУСЕВА

РЕАКЦИЯ

Автор памятника Михаилу Калашникову отреагировал на критику Макаревича

Щербаков рекомендовал «не лезть в чужую профессию» (подробности)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В центре Москвы открыли памятник Михаилу Калашникову

Во вторник 19 сентября в центре Москвы открыли памятник легендарному оружейнику Михаилу Калашникову.

Монумент, автором которой является народный художник России Салават Щербаков, находится на пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц (подробности)

www.spb.kp.ru