ГАЗ-46 – самая известная амфибия советской армии. Газ 46


ГАЗ-46: технические характеристики и описание

Горьковским автозаводом было произведено немало автомобилей, достойных памяти поколений. Интересными были и базовые модели, и созданные на их основе машины разного назначения. Экзотическим называют выпущенный на базе ГАЗ-69 внедорожник ГАЗ-46 «Амфибия».

Предпосылки возникновения

Опыт Второй мировой войны показал сильные и слабые стороны советской военной техники, а также пробелы в ее создании. Плавающих автомобилей в армии не было.

Полученные по ленд-лизу полноприводные четырехколесные амфибии Ford GPA и шестиколесные грузовики DUKW облегчили переправы через реки в Восточной Европе во время наступления совестских войск на фашистскую Германию.

Естественно, эта техника была взята на заметку, и сразу после войны в перспективный план перевооружения наряду с другими видами были включены как легковые, так и грузовые плавающие машины.

В первую очередь военных интересовал легкий командирский автомобиль, способный форсировать водные преграды и двигаться в одной группе с бронемашинами.

Грузовой DUKW стал первым прототипом ЗИС-485 – большого автомобиля водоплавающего (БАВ). Аналогом плавающего внедорожника Ford GPA и стал со временем ГАЗ-46 МАВ- малый автомобиль водоплавающий.

История создания плавающей машины

Военные настолько были заинтересованы в таких видах техники, что уже в 1948 году научный автомоторный институт (НАМИ) начал по поручению Совета Министров и Министерства автомобильной и тракторной промышленности разработку амфибии на базе освоенной платформы внедорожника ГАЗ-67. В техническом задании говорилось о технике, рассчитанной на перевозку по суше и воде экипажа и диверсионных групп из шести человек или 500 кг груза, буксировку по воде легких прицепов, понтонов и других плавсредств, которые используются инженерными войсками.

Первые модели получили название НАМИ-011, прошли межведомственные испытания и были рекомендованы к принятию в войска, несмотря на то, что конструкция была сырой.

Изготовление амфибии было поручено горьковчанам. Специалисты завода внесли множество изменений в конструкцию, улучшив характеристики машины, насколько позволяла механика ГАЗ-67.

С 1951 по 1953 год установочные партии стали поступать в войска под названием ГАЗ-011 и настолько устроили военных, что возникли серьезные трудности в разработке и внедрении улучшенной машины ГАЗ-46, в которой были учтены замечания к предыдущей модели и устранено большинство ее недостатков.

Плелись серьезные интриги, летели головы, менялось руководство, но в конце концов, новый автомобиль на базе более современного ГАЗ-69 увидел свет.

К сожалению, выпускалась амфибия недолго, до конца пятидесятых годов, потому что в первые послевоенные десятилетия менялась не только техника, но и тактика ведения боевых действий, и легкие плавающие машины стали не нужны. Кроме того, производство базовых ГАЗ-69 было передано на Ульяновский автозавод, на котором амфибии невозможно было выпускать по чисто производственным причинам.

Описание амфибии

Плавучесть водоплавающей машины обеспечивал стальной сварной корпус на раме из коробчатых профилей. Шасси и трансмиссия были от ГАЗ-69, а двигатель - от легкового автомобиля «Победа» ГАЗ-М20.

В раздаточной коробке был установлен дополнительный вал к гребному винту с тремя лопастями, защищенный снизу от повреждений мощной дугой. Катушка с тросиками, установленная на рулевой колонке, соединяла ее с водяным рулем, который помещался в струе воды, создаваемой винтом.

Для повышения проходимости на заиленной местности в шинах можно было приспускать давление, не боясь, что в колеса попадет вода. Вся электропроводка выполнена с герметичными электроразъемами, не нуждается в дополнительной защите и распределитель зажигания, поскольку он полностью герметичен.

На приборном щитке установили сигнальную лампочку для контроля попадания воды в трюм. На носовую палубу ГАЗ-46 выведен глушитель и выхлопная труба. Правда, шум от глушителя был настолько сильным, что демаскировал машину. С другой стороны носовой палубы расположена горловина бензобака, то есть при необходимости можно дозаправить топливный бак прямо на воде.

Корпус плавающей машины

Корпус ГАЗ-46 понтонного типа выполнен без дверей, разделен на три отсека поперечными перегородками. В носовом отсеке располагается моторно-трансмиссионное отделение. Центральный отсек представляет собой кабину экипажа и пассажиров, сзади находится багажное отделение.

На носу расположен перекидной водоотбойный щиток, который поднимается перед входом в воду. Он предотвращает «зарывание» носа в воду, защищает воздухозаборник для охлаждения двигателя и центральный отсек от воды.

Между фарами расположен кнехт для швартовки амфибии на воде и кабестан для спасательного буя.

За пределами кузова установлены рычажные амортизаторы. На задней верхней площадке уложены запасные колеса.

Кабина автомобиля ГАЗ-46

Дизайн кабины, если в этом случае уместно такое громкое определение, по спартански прост, поскольку амфибия проектировалась по заданию военных. Комфорт ни для экипажа, ни для пассажиров предусмотрен не был. Да и вообще, по оформлению автомобиль ГАЗ-46 был, скорее, похож на катер. Приборный щиток полностью был позаимствован с ГАЗ-69. Рычаги управления трансмиссией расположены справа от водителя. Кронштейны педалей необычной формы и находятся близко друг к другу, чтобы было как можно меньше технологических отверстий, через которые вода может попадать в трюм. Рама ветрового стекла укладывается на капот, над пассажирским отсеком можно натянуть брезентовый тент.

Передний ряд сидений состоит из двух кресел: для командира и водителя. Позади них установлена трехместная скамья без регулировок.

В кабине для удобства обслуживания находится топливный фильтр.

Двигатель амфибии

Горьковчане использовали для ГАЗ-46 двигатели одного семейства, выпускавшиеся на заводе после Великой Отечественной войны. Они бензиновые (топливо можно использовать даже с октановым числом 66), карбюраторные четырехтактные, объемом 2,1 литра.

Двигатели М-20 и ГАЗ-69 практически одинаковы по конструкции и габаритным размерам. ГАЗ-69, мощностью 55 л. с., для водоплавающей машины подходил больше потому, что он оснащен масляным радиатором, для которого не нужен обдув воздухом при высоких оборотах, неизбежных при движении в воде.

Мощность двигателя с «Победы», который является базовым, не намного ниже – 52 л. с.

Поскольку к двигателю доступ воздуха был ограничен, с самого начала для охлаждения силовой установки были предусмотрены теплообменники в контуре охлаждения забортной водой.

Двигатели группы М20 были настолько надежны и износоустойчивы, что до сих пор работают на старых машинах. Они просты в уходе, обслуживании и ремонте, но вот место для установки в узком и глубоком отсеке делает это достоинство неощутимым в ГАЗ-46.

Трансмиссия амфибии

Автомобиль оснащался трехступенчатой механической КПП с передаточными числами на трех передачах 3,115 , 1,772 и 1,0 соответственно, а на задней - 3,738. Раздаточная коробка – двухступенчатая, с передаточными числами 1,15 и 2,78. Передаточное число на конической главной передаче со спиральным зубом – 5,125, на рулевом механизме, который представлял собой глобоидальный червяк с двойным роликом – 18,2.

Сцепление – сухое однодисковое. Тормоза колодочные, рабочий – на все четыре колеса с гидроприводом от педали, стояночный – на трансмиссию с ручным механическим приводом.

Общие данные внедорожника:

- число мест: 5 или 2 + 500 кг груза;

- масса: 1,85 т без груза;

- размеры, длина × ширина × высота (с поднятым тентом): 5,06 × 1,735 × 2,04 м;

- колесная база: 2,3 м;

- дорожный просвет под осями (с полной нагрузкой): 210 мм;

- радиус поворота по наиболее выступающей части – 6,5 м.

По суше ГАЗ-46 развивал максимальную скорость 90 км/час, среднюю - 48 км/час, по воде – 9 км/час.

Расход топлива на трассе составляет 17 л на 100 км, при движении по воде бензина нужно 16,5 л на один час, запас хода на суше – 500 км, на плаву – 6 часов. Преодолевать рвы автомобиль не способен, крутизна склона, доступная для него, – 60 %.

Новая жизнь старой амфибии

Уже больше полувека прошло с момента выпуска последней машины, большинство ржавевших на задворках воинских частей автомобилей пошло на лом, но благодаря любителям ретромобилей некоторым из них была дарована новая жизнь.

Сегодняшний взгляд отмечает красоту корпуса и его сохранность. Во всяком случае, на его восстановление уходит мало сил и времени. А вот двигатель меняют на более мощный с «Волги» ГАЗ 24/31. 46-й ГАЗ с грузом весит больше двух с половиной тонн, и двигатель М20 для него уже считается слабым. Правда, чтобы охладить современный бензиновый двигатель, не хватает-таки воздуха в трюме, лучше работает в таких условиях дизельный. Оставляют специалисты родную МКПП, раздатку, винт, мосты, кабестан, помпу для откачивания воды и приборы (!). Хотя мосты без блокировки современные водители уже не воспринимают, меняют их на военные. Колес, наверное, сейчас уже тоже не найти, поэтому устанавливают с «дальнего родственника» - УАЗа.

Амфибия за рубежом

Любители плавающих машин есть во всем мире. Ярким примером может служить мероприятие в Требен-Трарбахе (Германия) в августе 2014 года, когда на реке Мозель собрались владельцы амфибий на своих транспортных средствах. Проводились показы и на дорогах, и спуск по реке.

В течение недели длился этот праздник торжества технической мысли. В нем участвовало около шестидесяти разнообразных машин, включая уникальные самодельные амфибии.

Интересно, что больше всего было тех самых плавающих внедорожников Ford GPA (их было четырнадцать), которые послужили прототипом для ГАЗ-46. Фото подтверждает это родство даже сегодня. На верхнем снимке Ford, а ниже российский плавающий внедорожник (их на встрече было пять). К слову сказать, столько же было и грузовых DUKW и Porsche Schwimmwagens, участвовавших во Второй мировой войне в армии Вермахта.

Модели амфибии

ГАЗ-46 удостоился чести под № 100 войти в коллекцию моделей российского научно-познавательного журнала о советских автомобилях «Автолегенды СССР». Издание, посвященное одной модели, выходило два раза в месяц, и в комплекте к нему прилагался коллекционный автомобиль-копия, изготовленный в масштабе 1: 43 в Китае итальянской фирмой DeAgostini. Заявленный тираж был 120 тысяч экземпляров. Темно-зеленая машинка для такого масштаба достаточно подробно проработана в деталях, но знатоки утверждают, что колеса в модели не родные, да и тент портит внешний вид. Модель разбирается на четыре части: кузов, салон, дно и тот самый неприглядный тент.

Изготавливается модель амфибии в том же масштабе и мастерской «Уральский Сокол» в Екатеринбурге, не только зеленого цвета, но и более декоративных расцветок, например, голубой или красной.

Автомобиль ГАЗ-46 серийно производился до конца 1958 года и не имел модификаций, оставался в строю более тридцати лет, хотя в качестве разведывательных машин уже использовались БРДМ. Амфибии состояли на вооружении понтонно-мостовых полков и переправочно-десантных батальонов не только в Советском Союзе, но и в странах Варшавского договора. Неизвестно, сколько машин на ходу сегодня, но они есть, исправно возят заботливых хозяев на рыбалку или охоту и служат предметом их законной гордости, участвуют в показах специальной техники.

fb.ru

ГАЗ-46 амфибия характеристики фотографии масштабные модели

ГАЗ-46 МАВ амфибия 1953 г.

Конец 1950-ых и середина 1960-ых годов, были планами руководства на конвейерном заводе по производству трех генераций грузовых машин, которые были унифицированы между собой. В качестве базового, было принято считать новенький автомобиль ГАЗ 52, который стал преемником грузовика ГАЗ 51А, где тоже была формула колес 4х2, а грузоподъемность составляла 2 500 килограмм. Когда создавали автомобиль, то старались учитывать, что главнейшей областью применения грузовика, будет городские перевозки и эксплуатация в сельской местности. Учитывая данные моменты, конструктивные особенности автомобиля должны были обеспечивать неплохую маневренность и довольно хорошую проходимость вместе с плавностью хода, ведь асфальтированные дороги можно было встретить довольно редко.

фотография ГАЗ-46

ГАЗ-46 - амфибия - это советский плавающий автомобиль, который выпускался на Горьковском автомобильном заводе с 1953 года. В Советской Армии данный автомобиль получил обозначение «МАВ» — малый автомобиль водоплавающий. Основным предназначением данного автомобиля было обеспечение действий подразделений разведки, а также проведение инженерных работ на водоемах.    Опыт закончившейся Второй мировой войны продемонстрировал сильные и слабые стороны различной советской военной техники, а также пробелы в ее создании. Так в армии не было отечественных плавающих автомобилей. В то же время полученные по программе ленд-лиза полноприводные четырехколесные амфибии Ford GPA и шестиколесные грузовики DUKW облегчили советским войскам форсирование рек Восточной Европы на заключительном этапе войны. Вполне естественно, что данная боевая техника была взята военными на заметку и уже после завершения конфликта ее включили в перспективный план перевооружения наряду с другими образцами. В СССР началось проектирование как легковых, так и грузовых плавающих автомобилей.

В первую очередь советских военных интересовал легкий командирский автомобиль, который смог бы форсировать различные водные преграды и передвигаться в одной группе с бронемашинами. Грузовой 6-колесный DUKW стал первым прототипом для ЗИС-485 — большого автомобиля водоплавающего (БАВ), а аналогом плавающего джипа Ford GPA в СССР со временем стал ГАЗ 46 МАВ — малый автомобиль водоплавающий.

фотография ГАЗ-46

Сразу после завершения Второй мировой войны в московском Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ) были инициированы работы по созданию плавающего автомобиля, построенного на базе узлов и механизмов хорошо освоенного советской промышленностью полноприводного внедорожника ГАЗ-67. Новую амфибию было решено разрабатывать с оглядкой на американские плавающие внедорожники Ford GPA, которые начали поступать в американскую армию в 1942 году. При этом московские инженеры из НАМИ решили творчески переработать американскую идею.    22 июля 1948 года Инженерный комитет ВС СССР утвердил окончательные тактико-технические требования к проектируемому плавающему автомобилю, который получил название НАМИ-011 и военное обозначение МАВ. Автомобиль был предназначен для перевозки по суше и переправе через различные водные преграды небольших разведывательных и других групп, буксировки по водной поверхности легких катеров или других легких прицепов, понтонов и иных плавсредств, используемых инженерными частями Советской Армии.

фотография ГАЗ-46

При этом в создании такой машины была одна загвоздка. Дело было в том, что сконструированный еще в годы войны внедорожник ГАЗ-67 устаревал, ему на смену готовился прийти новый автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-69. Несмотря на это в конце апреля 1949 года опытные образцы плавающего автомобиля НАМИ-011 уже были построены, а в мае того же года прошли серию заводских испытаний. Вскоре, летом 1949 года, последовали полигонные испытания новинки, а осенью — межведомственные, которые прошли в окрестностях Ленинграда. Все испытания прошли достаточно успешно. Настолько успешно, что после их завершения создателей плавающего автомобиля НАМИ-011 наградили Сталинской премией 3-й степени «За работу в области машиностроения».

фотография ГАЗ-46 вид сзади

Позднее один из опытных образцов автомобиля НАМИ-011 вместе со всей имеющаяся техдокументацией на автомобиль был передан на ГАЗ. Именно в Горьком после, казалось бы, незначительной доводки конструкции предстояло наладить серийное производство амфибии. При этом помимо устаревшей конструкции самого автомобиля ГАЗ-67 существовала еще одна проблема. Все дело в том, что инженеры НАМИ со своей задачей справились, однако их плавающий автомобиль был сделан в буквальном смысле «на коленке». Полученные из Москвы чертежи автомобиля имели нестыковки, что было вполне нормально для опытного производства, но абсолютно неприемлемо для серийного.    В то же время не выполнить постановление правительства в то время было очень опасно, и на ГАЗе была создана отдельная группа, которую возглавил В. А. Крещук. Эта группа занялась отработкой техдокументации и исправлением ошибок, допущенных НАМИ. При этом в Горьком еще в 1944 году, когда на предприятии рассматривалась возможность создания собственной амфибии на базе ГАЗ-67, пришли к выводу, что такая идея абсолютно бесперспективна. Запуск автомобиля в серию при массовом производстве требовал достаточно много значительных технологических изменений, которые в НАМИ при постройке опытных образцов удалось преодолеть разными непригодными для серийного выпуска способами. В то же время на ГАЗе ставку изначально делали на «шестьдесят девятый», в котором с самого начала была учтена возможность будущей переделки в плавающий вариант.

фотография ГАЗ-46

Логичнее и дешевле было бы просто отвергнуть вариант, созданный НАМИ. Но только не в СССР. Проигнорировать прямое указание правительства и отказаться от конструкции машины, которая получила Сталинскую премию, было немыслимо. Поэтому осенью 1950 года ГАЗ-011 (он же НАМИ-011) был готов для того, чтобы встать на конвейер в Горьком. При этом на предприятии параллельно велись работы под руководством конструкторов А. А. Смолина и Г. М. Вассермана над созданием амфибии на базе агрегатов внедорожника ГАЗ-69, которая получила новое обозначение ГАЗ-46. И по плавающему автомобилю ГАЗ-011, и по ГАЗ-46 работы на заводе велись достаточно основательно. Андрей Липгарт главный конструктор предприятия рассчитывал на то, что амфибии ГАЗ-011 и ГАЗ-46 выйдут на испытания одновременно, и заказчик сможет выбрать более новую конструкцию.

В 1951 году Инженерным комитетом ВС СССР были проведены контрольные испытания доработанного группой В. А. Крещука автомобиля ГАЗ-011. Амфибия в итоге оказалась неплохой. Конструкторы существенно уменьшили ее вес, повысили скорость хода и улучшили надежность. Военные ГАЗ-011 также одобрили. В результате этого сложилась ситуация, когда отказаться от выпуска амфибии на базе внедорожника ГАЗ-67 завод уже не мог, однако и выпускать его также не было никакой возможности, особенно в условиях развертывания производства более современного ГАЗ-69. Начать серийное производство амфибии ГАЗ-46, раз его конкурент настолько понравился военным, тоже было довольно затруднительно. Вся эта неразбериха с двумя параллельными проектами продолжалась до тех пор, пока в 1952 году лично конструктором Крещуком на имя товарища Сталина секретной почтой не было отправлено письмо, в котором рассказывалось о ситуации с плавающими автомобилями на заводе.

фотография НАМИ-011 или ГАЗ-011

Реакция на это письмо не заставила себя долго ждать, на предприятии «полетели шапки», хорошо еще никого не посадили, но многих чиновников и конструкторов завода и разнообразных ведомств понизили в должности. Также постановление Совмина от 14 марта 1951 года за номером 981 о присуждении Сталинской премии конструкторам плавающего автомобиля «НАМИ-011» было отменено. А в Горьком решили собирать ГАЗ-46. При этом план производства ГАЗ-011 в 1953 году на заводе выполнили на 100%, всего было произведено 68 экземпляров данного автомобиля. После чего ему на смену пришел новый автомобиль ГАЗ-46.

Описание конструкции

Плавучесть МАВ обеспечивал стальной сварной корпус на раме из коробчатых профилей. Это был корпус понтонного типа, в котором не было дверей. Корпус плавающего автомобиля внутри был разделен вертикальными поперечными перегородками на 3 отсека: носовой, средний и кормовой. В носовом отсеке автомобиля находилось моторно-трансмиссионное отделение (МТО). Средний отсек представлял собой кабину экипажа и пассажиров, а в задней части располагалось багажное отделение. На носу плавающего автомобиля находился перекидной волноотбойный щиток, который поднимается экипажем перед входом автомобиля в воду. Щиток или экран предотвращали «зарывание» автомобиля носом в воду, а также защищали воздухозаборник, необходимый для охлаждения двигателя, и центральный отсек от попадания воды. Между фарами находился кнехт, необходимый для швартовки амфибии на воде и кабестан для спасательного буя. За пределами кузова ГАЗ-46 были установлены рычажные амортизаторы, а на задней верхней площадке были размещены запасные колеса.    Плавающий автомобиль ГАЗ-46 был оснащен 4-цилиндровым мотором от легкового автомобиля ГАЗ-М20 «Победа», а от внедорожника ГАЗ-69 была заимствована подвеска колес и трансмиссия. Двигатель машины был соединен с ручной коробкой переключения передач, обладавшей тремя передними и одной задней передачей, и двухступенчатой раздаточной коробкой. На водной поверхности автомобиль мог передвигаться с помощью трехлопастного гребного винта, который приводился в движение карданным валом от раздаточной коробки. Направление движения автомобиля в воде можно было менять водяным рулем, который помещался в струе воды, отбрасываемой винтом лодки. Отличительной особенностью амфибии ГАЗ-46 (МАВ) были колеса особой конструкции, для увеличения проходимости они позволяли двигаться и на подспущенных шинах без какого-либо риска их проворачивания и попадания внутрь покрышки воды.

фотография ГАЗ-46 двигатель

Так как автомобиль был плавающим, вся его электропроводка была выполнена с герметичными электроразъемами, не нуждался в дополнительной защите и распределитель зажигания, который был полностью герметичным. На носовую палубу плавающего автомобиля ГАЗ-46 были выведены глушитель и выхлопная труба. Правда, глушитель создавал настолько много шума, что демаскировал автомобиль. С другой стороны носовой палубы находилась горловина бензобака, то есть в случае возникновения необходимости можно было провести дозаправку топливного бака непосредственно на воде.

фотография ГАЗ-46 кабина экипажа

Дизайн кабины экипажа, если здесь уместно использовать столь громкое определение, был по-спартански прост, поскольку плавающий автомобиль изначально проектировался по заданию военных. Какой-то особый уровень комфорта ни для экипажа, ни для пассажиров предусмотрен просто не был. А по общему оформлению плавающий автомобиль ГАЗ-46, скорее, был похож на катер. Приборный щиток МАВ был полностью позаимствован с внедорожника ГАЗ-69. При этом на щитке приборов имелись тахометр и сигнальная лампочка, которая оповещала о появлении воды в трюме. Рычаги управления трансмиссией находились с правой стороны от водителя. Кронштейны педалей отличались своей необычной формой и находились близко друг к другу, для того чтобы было как можно меньше разных технологических отверстий, через которые вода могла попасть внутрь корпуса автомобиля. Рама ветрового стекла могла быть уложена на капот, а над пассажирским отсеком можно было легко растянуть тент из брезента. Передний ряд сидений включал в себя два кресла: для командира и водителя. Позади них была смонтирована трехместная скамья, не имевшая регулировок. Для удобства обслуживания в кабине автомобиля был установлен топливный фильтр.    Плавающий автомобиль ГАЗ-46 (МАВ) поступал на вооружение отдельных переправочно-десантных батальонов, а также отдельных понтонно-мостовых полков, помимо этого он экспортировался в страны, которые были участниками Варшавского договора. Выпуск автомобиля продолжался в Советском Союзе с 1953 по 1958 год, когда производство базового ГАЗ-69 было передано на завод УАЗ. При этом в Ульяновске просто не было производственной возможности, чтобы продолжать выпуск плавающего автомобиля, что, наряду с небольшой потребностью в подобных машинах, послужило причиной к прекращению их выпуска. К тому же в армию тогда уже начали поступать первые БРДМ. Точной информации о количестве выпущенных МАВ нет, но, по всей видимости, всего было собрано около 650 таких автомобилей.

фотография ГАЗ-46 вид сзади винт

dar-web.ru

ГАЗ-46 МАВ Амфибия, Описание и Технические Характеристики ТТХ Автомобиля

ГАЗ-46 — машина советского производства, сборкой которой занималось горьковское предприятие в течение пяти лет (1953-1958). На вооружении в армии обозначалась «МАВ» — малый автомобиль водоплавающий. Технику использовали в разведовательных операциях и для осуществления работ различных видов на водоёмах.

Общая информация ГАЗ-46

Великая Отечественная война дала военному руководству много плодов для раздумий. Армейский транспорт существенно уступал зарубежным аналогам, а некоторых видов не было вовсе. Советское машиностроение не выпускало плавающие машины, которые решали множество стратегических задач.

Во время войны по программе союзной поддержки СССР получил от Канады и Британии партии DUKW и Ford GPA, которые представляли собой полноприводные шестиколёсные и четырёхколёсные амфибии соответственно. Их применяли для транспортировки грузов и людей через реки на Дальнем Востоке. Автомобили понравились военному руководству, поэтому их включили в план перевооружения армии. После окончания военных действий самые опытные инженеры страны занялись созданием плавающих автомобилей.

Приоритетной целью стал выпуск легковой амфибии, которой могли бы пользоваться руководители различных военных подразделений. Для разработки автомобиля ГАЗ-46 использовали некоторые технические узлы Ford GPA.

История создания амфибии ГАЗ-46

После окончания ВОВ специалисты НАМИ занялись разработкой плавающей машины. За базу своего проекта они взяли популярный джип ГАЗ-67, производство которого было хорошо отлаженным в последние годы. Технические узлы советского продукта решили совместить с американским Ford GPA, который состоял на вооружении советской армии с 1942 года. Конструкторы планировали существенно переработать зарубежный аналог, приспособив к условиям нашей страны.

НАМИ-011

В конце июля 1948 года эксперты Инженерного комитета ВС СССР утвердили все требования и пожелания по новой разработке. Ей присвоили наименование НАМИ-011, а в армии техника числилась под индексом «МАВ». Новую амфибию планировали использовать для транспортировки по суше и воде небольших грузов и малых группы людей (до 5 человек), буксировки катеров, небольших прицепов, понтонных и других плавающих средств, применяемых в СССР.

Готовящийся серийный выпуск нового продукта сопровождался одной проблемой: ГАЗ-67, который лежал в основе, был создан в военные годы и к началу 1950-х годов морально устарел. В течение последних нескольких лет его планировали заменить перспективной 69-й моделью. Инженеров НАМИ это не тревожило, поэтому в конце весны 49-го года они собрали первые опытные образцы, которые отправили на прохождение заводских тестов. Летом этого же года техника прошла полигонное тестирование, а осенью межведомственные испытания в Ленинграде. Автомобиль показал отличные результаты на всех инстанциях. Всех конструкторов за хорошую работу наградили государственной наградой по указанию главкома.

Через некоторое время один опытный образец НАМИ-011 и техническую документацию к нему отослали на Горьковский автомобильный завод. Планировалось, что после небольшой доработки устройства начнётся массовый выпуск перспективной амфибии. К морально устаревшей основе техники добавилась ещё одна проблема: инженеры НАМИ провели все работы на скорую руку, что негативно сказалось на качестве. Чертежи и другая техническая документация имели огромное количество ошибок, что исключало возможность конвейерного производства.

Несмотря на недовольство местных специалистов, отказываться от выполнения государственного заказа, который получил Сталинскую премию, в те годы было нельзя. На заводе собрали специальную группу, руководителем которой назначили Крещука. Ей поручили внести необходимые исправления в присланные из Москвы документы. В 1944 году на предприятии уже планировали выпускать плавающую технику на базе ГАЗ-67, но от этой идеи в скором времени отказались из-за её бесперспективности. В НАМИ ошибки во время разработки исправляли различными методами, которые не годились для массового выпуска, исправлением чего и занялся Крещук. В это же время руководство Горьковского автомобильного завода отдавало предпочтение 69-й модели, так как при её разработке изначально допускалась возможность переоборудования в водоплавающую машину.

Появление ГАЗ-46

За год команда Крещука внесла в техническую документацию требуемые изменения. Конечный вариант можно было отправлять на конвейер для серийного выпуска. Параллельно с работой над НАМИ-011 другой состав конструкторов под руководством опытных специалистов трудился над разработкой амфибии, в основу которой легли технические узлы инновационного внедорожника ГАЗ-69. Новой разработке присвоили наименование ГАЗ-46 МАВ. Руководство предприятия, видя серьёзный вклад сотрудников в разработку двух конкурирующих проектов, планировало выпустить их одновременно на испытания. В таком случае, основной заказчик (Армия СССР) мог выбрать наиболее современный вариант.

В 1951 году прошло генеральное тестирование доработанной машины Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института. За ним следили специалисты Инженерного комитета ВС СССР. Все испытания ГАЗ-011 прошёл успешно, Крещуку удалось добиться снижения массы, улучшения проходимости, увеличения максимальной скорости и повышения запаса рабочего ресурса основных агрегатов. Проблема запуска серийного выпуска крылась в отказе горьковского предприятия от производства 67-й модели ввиду постановки на конвейер более современного ГАЗ-69. Делать выбор в пользу основного конкурента — ГАЗ-46 — нельзя было из-за симпатии военного руководства к 11-й амфибии. Путаница и нерешённость продлились до 1952 года, пока Крещук в секретном письме не доложил Сталину о проблеме с плавающей техникой на заводе.

Реакция главкома не заставила себя ждать. Сталин лично вмешался в ситуацию, уволив и понизив многих руководителей и чиновников предприятия. Ввиду плохого качества НАМИ-011, решение о присуждении награды конструкторам отменили. В конечном итоге, на горьковском заводе сделали выбор в пользу ГАЗ-46. За 1953 год с конвейера сошло 68 машин 11-й модели, что полностью соответствовало составленному производственному плану на этот год.

Конструкция ГАЗ-46

Технические характеристики:

  • Длина — 4,9 м;
  • Высота — 1,8 м;
  • Ширина — 1,9 м;
  • Колёсная база — 2,3 м;
  • Колёсная формула — 4х4;
  • Клиренс — 28 см;
  • Вес — 1,8 т;
  • Объём силового агрегата — 2,112 л;
  • Мощность — 55 л.с. при 3,6 тысячах оборотах;
  • Крутящий момент (макс) — 125 Нм при 2 тысячах оборотах;
  • Максимальная скорость на суше / наплаву — 90 кмч / 9 кмч.

Кузов

Для возможности передвигаться по воде конструкторы на коробчатой раме собрали сварной корпус из стали. Для дополнительной герметизации из его устройства исключили двери. Кузов состоял из трёх частей, которые отделялись друг от друга вертикальными перегородками. Силовой агрегат и трансмиссионная система находились в переднем отсеке. Элементы управления транспортом и пассажирские места располагались в центральной части. Перевозимый груз, запасные детали и инструменты для обслуживания клались в заднее отделение.

На носу техники находился волноотбойный щиток. Водитель выдвигал его перед погружением на воду. Он предназначался для защиты от попадания воды в разъёмы охлаждения двигателя и кабину. Также он способствовал исключению возможности зарывания транспорта в воду. К дополнительным приспособлениям относили кнехт для буксировки автомобиля по воде и кабестан для спасательного буя. Рычажные амортизаторы выдвинули за пределы корпуса. Запасные колёса разместили в задней части.

Моторное отделение и управление

За передвижение машины отвечал бензиновый мотор от ГАЗ-20М, который имел четыре цилиндра. От ГАЗ-69 конструкторы взяли ходовку и трансмиссионные механизмы. Силовая установка работала вкупе с коробкой передач механического типа. Она обладала четырьмя ступенями: тремя передними и одной задней. Также в конструкцию включили раздаточную коробку с двумя скоростями.

При переходе на воду мотор сменялся трёхлопастным грёбным винтом. За его работу отвечал карданный вал, входивший в конструкцию раздатки. Вместо стандартного рулевого механизма для регулировки направления на воде применялся водяной руль. Он находился в струе воды, которую образовывал винт. Для ГАЗ-46 амфибии были разработаны специальные колёса. Водитель, двигаясь по бездорожью, мог дистанционно снижать давление в шинах для увеличения проходимости.

Другие узлы

Конструкторы всю проводку сделали герметичной, включая распределитель зажигания. Никакой дополнительной защиты при преодолении водных преград не требовалось. Для исключения возможности затопления глушителя и выхлопной трубы, их переместили на переднюю часть. Одним из главных минусов был сильный шум от глушителя. В условиях боевых операций он раскрывал местоположение машины. Удачным конструкционным решением стал перенос горловины топливного бака в носовой отсек. Экипаж мог проводить дозаправку транспорта прямо наплаву.

Салон

Внутри кузова не было красивого дизайна. Так как основными заказчиком являлась армия, приборная панель и сопутствующие элементы получились простыми, потому что их главной задачей было информирование водителя о состоянии транспорта. Низкий уровень комфорта для экипажа получился по аналогичным причинам. По внешнему виду амфибия получилась похожей на катер. Приборную панель оснастили спидометром, тахометром и индикатором проникновения воды в салон.

Коробкой передач шофёр управлял посредством рычагов, находящихся справа от него. Педали получили необычную форму. Их разместили максимально близко друг к другу, чтобы поместить в одно отверстие (сделано для повышения герметичности). Лобовое стекло крепилось к откидывающейся раме. Её экипаж поднимал на время передвижения по воде, чтобы обезопаситься от попадания воды внутрь салона. Для защиты от осадков можно было установить тент. Экипаж размещался на пяти сиденьях — два отдельных спереди и совмещённый диван сзади. Задние места не имели регулирующих механизмов. Топливный фильтр переместили в салон. Это упрощало проведение ремонтных работ.

Какой можно сделать вывод?

ГАЗ-46 — отличная разработка советского машиностроения, которая несла хорошую службу в течение пяти лет в различных военных отраслях. Некоторые экземпляры экспортировали в страны, которые подписали Варшавский договор.

В 1958 году производственную мощность перенесли на ульяновское предприятие УАЗ. Однако выпуск не продлился долго ввиду невозможности собирать амфибии из-за отсутствия необходимых запчастей для сборки технических узлов. В скором времени 46-ю модель заменили новыми БРДМ. По неофициальным данным, за пять лет было собрано около 650 экземпляров.

militaryarms.ru

ГАЗ-46, описание и характеристики амфибии, особенности конструкции и принципы консервации, МАВ

Автомобиль ГАЗ-46 является компактным водоплавающим автомобилем советского производства. Его выпускали с 1953 года на заводе ГАЗ. Как и большинство подобной специализированной техники, данная машина предназначалась для нужд армии. Там новой амфибии ГАЗ-46 присвоили индекс «МАВ», что означало «малый автомобиль водоплавающий». Главное предназначение данной машины заключалось в ведении разведки в сложных условиях, где приходилось преодолевать водные преграды. Кроме того, инженерные подразделения использовали лёгкую амфибию для проведения различных работ на водоёмах.

Зачем нужна была специфическая амфибия в армии

До начала и в ходе Великой Отечественной войны войска СССР не имели собственных водоплавающих автомобилей. Война продемонстрировала, что отечественное автомобилестроение не настолько разнообразно и совершенно как этого бы хотелось. Поставки военной техники из США по ленд-лизу открыли для советских конструкторов много пустых ниш в отечественном автомобилестроении.

Самыми интересными оказались водоплавающие автомобили-амфибии, с помощью которых советские войска с ходу форсировали водные преграды в последние годы войны. Это были следующие модели:

  • Легковой Ford GPA — водоплавающий полноприводный джип;
  • Полноприводный шестиколёсный грузовой автомобиль DUKW.

Естественно, что эта техника заинтересовала советских военных. Так как нельзя было допустить, чтобы потенциальный соперник имел долее разнообразную и совершенную военную технику, амфибии были включены в план перевооружения, которое должно было состояться сразу после окончания войны.

Армии СССР срочно нужен был командирский водоплавающий автомобиль и грузовая амфибия, способная перевозить личный состав, поэтому конструкторы стали разрабатывать следующие модели:

Так как нельзя было просто скопировать американские модели, инженерам-конструкторам пришлось немало поработать для создания отечественных амфибий.

Проблемы при разработке легковой амфибии

Работы по отечественным амфибиям были начаты в НАМИ сразу после окончания войны. В качестве шасси для легковой машины, было решено использовать ГАЗ-67, который прекрасно зарекомендовал себя в качестве неприхотливого военного внедорожника. Чтобы сделать его амфибией, было решено воспользоваться опытом американских конструкторов, которые выпустили военный автомобиль-амфибию Форд ГПА.

В 1948 году были полностью утверждены тактико-технические требования к новому автомобилю. Машина, которая получила название НАМИ-011, предназначалась для следующих задач:

  • Перевозки разведывательных групп и командного состава по местности, которая имеет водные преграды;
  • Буксировки катеров, понтонов и прочих плавсредств, которые в те годы использовались инженерными частями армии СССР;
  • Передвижение в условиях бездорожья.

В 1949 году опытный образец был готов, и инженеры НАМИ отправили его на испытания. Все испытания прошли настолько успешно, что создатели амфибии НАМИ-011 получили сталинскую премию «За работу в области машиностроения». Машина была принята и отправлена на Горьковский автомобильный завод для запуска в серийное производство, но не всё оказалось так просто и радужно.

Инженеры-конструкторы завода ГАЗ сразу же обратили внимание на то, что новинка сконструирована на базе ГАЗ-67, который должен был уступить своё место новой разработке, ГАЗ-69. Кроме того, амфибия, которая прекрасно прошла все испытания, была недоработана для серийного производства, поэтому наладить его немедленно не представлялось возможным.

Сделать одобренную правительством амфибию любой ценой

Хотя конструкторы завода прекрасно понимали, что невозможно наладить серийное производство такой модели в короткие сроки, спорить с правительством было смертельно опасно. Срочно создали отдельную группу опытных конструкторов под руководством Крещука, которая должна была оперативно устранить недоделки НАМИ. Благодаря самоотверженной работе конструкторов, уже в 1950 году амфибия НАМИ-011 была готова к запуску в серийное производство.

Работа, которая велась из-за опасения перед наказанием со стороны правительства, была заранее обречена на провал, так как на заводе ГАЗ ещё в 1944 году пытались создать нечто подобное на базе ГАЗ-67. Тогда работы свернули из-за слишком высоких затрат. Понимая, что отвечать всё равно придется, конструкторы решили перестраховаться и одновременно вели работы по разработке амфибии на базе ГАЗ-69, который изначально проектировался с учётом возможных переделок.

Новая модель, получившая индекс ГАЗ-46, была готова к серийному производству одновременно с ГАЗ-011 (НАМИ-011). Главный конструктор завода Липгард рассчитывал представить на испытания сразу две модели, чтобы заказчик выбрал лучшую.

ГАЗ-011 или ГАЗ-46?

Несмотря на все недоработки НАМИ-011, конструкторам Горьковского автомобильного завода удалось справиться с проблемами, и сделать действительно качественную машину. ГАЗ-011 превосходил первоначальную разработку НАМИ по следующим параметрам:

  • Значительно уменьшился вес автомобиля;
  • Увеличилась скорость как на суше, так и на воде;
  • Повысилась надёжность машины;
  • Упростился процесс сборки.

Новый ГАЗ-011 на испытаниях очень понравился военному командованию, что создало дополнительные проблемы для Горьковского автозавода. ГАЗ-67 планировали заменить новой моделью, а производство амфибии мешало это сделать.

Неизвестно, долго бы длилась эта парадоксальная ситуация, если бы в 1952 году конструктор Крещук не отправил секретное письмо Сталину, где рассказал, что творится на заводе. Меры были приняты незамедлительно:

  • Многих чиновников и конструкторов понизили в должностях;
  • Премия за разработку НАМИ-011 была оперативно отменена;
  • Руководству Горьковского автомобильного завода настоятельно рекомендовали делать, так, как это выгодно для государства.

Исходя из этого, было решено производить ГАЗ-46, хотя в 1953 году всё же выпустили 68 амфибий ГАЗ-011, которые отправились в армию.

Характеристики амфибии ГАЗ-46

Тактико-технические характеристики ГАЗ-46 выглядят следующим образом:

  • Машина имеет длину в 4 930 мм, высоту -1 770 мм, ширину – 1 900 мм;
  • Полный привод, колёсная формула 4х4;
  • Масса машины составляет 1 270 кг, при этом масса перевозимого груза может достигать 500 кг;
  • В амфибии могут с относительным комфортом разместиться 5 человек;
  • В качестве двигателя используется карбюраторный мотор 2,1 литра, который развивает 55 л.с;
  • Максимальная скорость машины на воде 9 км/ч, на шоссе – 90 км/ч;
  • Запаса топлива хватает на 300-500 км пробега по суше (зависит от типа местности и наличия или отсутствия дорог). При движении по воде топлива хватает на 5 часов ходу.

По воде автомобиль мог передвигаться благодаря особой конструкции своего корпуса. Он изготавливался из стали, которая крепилась на прочной раме. Корпус напоминал классический понтон, поэтому в нём не было дверей. Он делился на три отсека, каждый из которых предназначался для определенных целей:

  • Носовой отсек предназначен для моторного отделения;
  • Самый обширный отсек – это средний. Там находится экипаж и пассажиры ГАЗ-46;
  • В кормовом отсеке находится багажное отделение.

На носу амфибии конструкторы предусмотрели специальный волноотбойный щиток, который механическим образом приводится в состояние готовности экипажем машины, перед тем, как она войдёт в воду. Он прекрасно защищает двигатель от попадания воды в отверстия воздухозаборников. Амортизаторы рычажного типа располагались за пределами кузова.

Двигатель на ГАЗ-46 был аналогичен тому мотору, который устанавливался на «Победу». Трансмиссия и подвеска были взяты от нового ГАЗ-69. Коробка переключения передач была трёхскоростная. Имелась двухступенчатая раздаточная коробка. Для движения в воде использовался специальный винт, который работал от раздаточной коробки. Для придания нужного курса машине, которая превращалась в судно, использовался водный руль.

На машину устанавливались покрышки специальной конструкции, в которых можно было уменьшать давление для лучшей проходимости. Все механизмы автомобиля были прекрасно защищены от попадания внутрь влаги.

Особенности дизайна ГАЗ-46

Дизайн автомобиля ГАЗ-46 невероятно прост и аскетичен, впрочем, это не выглядит чем-то особенным на фоне других послевоенных машин. Если принять во внимание, что данная амфибия задумывалась специально для военных нужд, спартанская обстановка даже сейчас не сильно шокирует. Внешний вид амфибии наводит мысли о катерах, и совершенно не напоминает внедорожники. Несмотря на это, на бездорожьях машина не отстанет от БТР и БМП.

Приборная панель машины, которую нельзя даже назвать модным сейчас словом «торпедо», была полностью позаимствована от ГАЗ-69. Кроме того, она получила несколько дополнительных функций. Это лампочка, которая подавала сигнал, если в трюм попадала вода, и тахометр. Одной из особенностей данной машины является очень близкое друг к другу расположение педалей. Это сделано для того, чтобы уменьшить число технологических отверстий в корпусе амфибии.

Ветровое стекло можно было положить на капот автомобиля вместе с его рамкой. Топливный фильтр был установлен прямо в кабине. Это упростило обслуживание топливной системы. Во избежание засорения карбюратора, рекомендовалось следить за состоянием топливного фильтра, меняя его по мере засорения.

Амфибия МАВ поступала на вооружение десантных и инженерных войск СССР. Имелись такие машины и у разведчиков. Машины выпускались с 1953 по 1958 годы, но за это время было собрано около 650 единиц, так как потребность в них была минимальной. С появлением первых БРДМ-1, которые были более универсальными, потребность в специфических амфибиях отпала.

В настоящее время подобные машины можно увидеть только у коллекционеров, любителей необычной военной техники и в музеях.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

warways.ru

ГАЗ-46 / ГАЗ-011 / НАМИ-011 / МАВ . Описание, характеристики, история, фото, видео.

Автомобиль ГАЗ-46 МАВ-является полноприводным внедорожником-амфибией 4х4. В советской армии внедорожник называется "МАВ"-Малый Автомобиль Водоплавающий. Автомобиль выпускался Горьковским Автомобильным Заводом с 1953 по 1958 год.

История создания

Первые попытки по созданию плавающей машины для армии были сразу после ВОВ. Сбор информации для разработки амфибии стал заниматься Научно-Исследовательский автомобильный и автотранспортный институт НАМИ в г. Москве В дальнейшем НАМИ приступил и к самой разработке плавающей машины. Для этого был привлечен коллектив конструкторов: В.Ф. Горанов, А.Г. Горанов, К.С. Карпухин, Н.А. Петров, П.А. Лобунский. Ведущим конструктором коллектива был Б.В. Шишкин. За основу для разработки конструкции было решено использовать внедорожник ГАЗ-67 (разработанный на базе американского джипа Willys MB). Летом 1948 года военные инженеры утвердили ТТХ к амфибии и назначили дату проведения испытания опытных амфибий 15 марта 1949 года. Плавающий автомобиль должен был перевозить по воде и суше разведывательные группы, иметь возможность буксировки по водоему понтоны, лодки и т.п. Дополнительным требованием были по высоте для возможности десантирования с самолетов и десантных кораблей.

Проект по созданию амфибии получил название НАМИ-011, среди военных стал именоваться, как МАВ (малый автомобиль водоплавающий). Советский конструктора при создании отечественной амфибии обратили внимание на американский плавающий внедорожник "Ford GPA", который был создан на базе Willys MB. Амфибия Ford GPA поставляли в СССР в годы ВОВ для советской армии по "ленд-лизу". В Советский Союз с 1944 по 1945 год было поставлено порядка 2200-3500 амфибий "Ford GPA", в советской армии назывался "Форд-4"». Не смотря на техническую родственность по конструкции Ford GPA и ГАЗ-67 имели значительные отличия, так как у ГАЗ-67 не было масляного радиатора, а коробка передач и мосты не были адаптирована для работы в воде. Еще во время войны КБ ГАЗа присматривалось к созданию амфибии на базе Ford GPA, но от этой идеи отказались из-за сложности производства и отсутствия технической базы.

В начале 1950-ых при проектировании НАМИ-011 высинилось, что взятый за основу ГАЗ-67 морально и технически устарел и на его смену должен был прийти внедорожник ГАЗ-69. Военные решили не загружать работой конструкторское бюро ГАЗа разработкой амфибии из-за его загруженности, решено было оставить работы по проектированию амфибии НАМИ. ГАЗ лишь предоставлял документацию по узлам будущего ГАЗ-69. Работы по созданию продолжались на безе узлов ГАЗ-67 Весной 1949 года военным были представлены несколько готовых образцов НАМИ-011. Плавающий автомобиль успешно прошел полигонные испытания в окрестностях г. Ленинграда и военные решили начать конвейерное производство амфибии в 1951 году. За успешное создание НАМИ-011 коллектив конструкторов НАМИ были удостоены Сталинской премии 3-ей степени за вклад в области машиностроения.

Конструкторами НАМИ удалось успешно решить проблемы по адаптации агрегатов-узлов от ГАЗ-67 к НАМИ-011 и дать рекомендации ГАЗУ по конвейерному производству. Не смотря, что на "бумаге" все готово и завод готов их выпускать, появилось много проблем для старта конвейерного производства. Так как образец был опытный необходимо было адаптировать производство, обучить персонал, отладки технологических процессов. Для этого в КБ ГАЗ была создана отдельная группа под управлением В.А. Крещука, который должен был подготовить техническую документацию конвейерного производства. Завод ГАЗа затягивал работы по выпуску НАМИ-011 (ГАЗ-011) по причине, того что для производства амфибии требовались узлы-агрегаты от устаревшего ГАЗ-67, а конвейер уже «почти» был готов начать производство ГАЗ-69. Для этого конструктора КБ ГАЗа Г.М. Вассерман и А.А. Смолин взяли инициативу вести параллельно работы по адаптации ГАЗ-011 под агрегаты-узлы от ГАЗ-67 и создать ГАЗ-46 на базе будущего ГАЗ-69. Данное решение было поддержано главным инженером КБ ГАЗа А.А. Липгарта и директором Г.А. Веденяпиным. Такое решение по тем временам можно назвать саботажем, что собственно в дальнейшем и произошло.Ссылки на Фото ГАЗ-011: фото-1, фото-2, фото-3.

На протяжении нескольких лет стояла дилемма по производству морально устаревшего ГАЗ-011 и будущего ГАЗ-46. Для решения этой дилеммы было направлено письмо самому И.В. Сталину, которому было отправлено письмо о ситуации на ГАЗе по созданию отечественной плавающей машина. В результате чего ряд руководителей директором автомобильных заводов были заменены, Сталинская премия конструкторам НАМИ за создание "НАМИ-011" была отозвана.После различных реорганизаций в 1952 на ГАЗЕ было создано два КБ по созданию амфибий. Так один коллектив под руководством А.А. Смолиным разрабатывал ГАЗ-46. Второй коллектив под руководством В.А. Крещука вел работы по созданию МАВ-3 (проект ГАЗ-48). С началом серийного производства ГАЗ-46 проект МАВ-3 был признан провальным и его свернули. Не смотря на различные проблемы в 1953 было выпущено 68 амфибий ГАЗ-011, производство которых сразу заменил ГАЗ-46.

Конструкция

Амфибия ГАЗ-46 МАВ представляет собой водонепроницаемый металлический корпус с гребным винтом для движения по воде. Большая часть агрегатов и узлов при сборке ГАЗ-46 позаимствована от ГАЗ-69. Автомобиль способен перевозить 5 пассажиров или 2 челна экипажа с 500 кг груза, брать на буксир прицеп или вооружение массой 850 кг.Корпус ГАЗ-46 МАВ разделен на три отсека. Спереди машины располагался моторно-трансмиссионное отделение. По середине располагались два места для водителя, командира и скамья на трех пассажиров. В задней части располагался гребной винт и площадка под запасные колеса. Конструкция машины должна была иметь минимальную высоту для возможности авиадесантирования. Для этого лобовое стекло можно откидывать на капот, а отсутствие крыши компенсировал брезентовый. В передней части авто имеется катушка для троса и кабестан (своеобразная «лебедка» с цепным приводом от карданного вала двигателя) для самовытаскивания авто. В передней части лодки находится горловина для заливания топлива (90 литров) и выхлопная труба.

Как и на ГАЗ-69 на ГАЗ-46 устанавливался двигатель ЗМЗ-66 объемом 2,12 литра на 52 л.с. и 3 ступенчатая коробка передач. Для плавания машина имела трёхлопастной гребной винт с карданным валом от раздаточной коробки. Перед началом форсирования водной преграды поднимался волноотбойный экран, который защищал моторное отделения от заливания водой, затем закрывался люк радиатора. Для избежания перегрева мотора с закрытым радиатором подключался второй контур охлаждения с забортной водой.  Для управления на воде имелся тросовый руль, который направлял воду от гребного винта в нужном направлении. 

Автомобиль не имеет ГУР и вакуумного усилителя тормозной системы. При движении по дорогам общего пользования отключался передний мост. Машина обладает высокой проходимостью и живучим двигателем пожирающий низкооктановый бензин (А-66 и А-70). Салон машины прост и надежен, так как слово «комфорт для военных» в то время не существовал. Предпринимались попытки устанавливать подводные крылья, но время, потраченное на их монтаж перед плаванием, требовало много времени и от этой затеи было решено отказаться.

Автомобиль МАВ ГАЗ-46 поступал в десантные и понтонно-мостовые части. Производство машины было прекращено в 1958 году, так как производство ГАЗ-69 было перемещено в г. Ульяновск на УАЗ, которое не было готов для производства ГАЗ-46, да и для армии было собрано достаточное количество амфибий, плюс в армию стали поступать другие виды бронетехники способные плавать.

Ходовая и двигатель:

  • Сцепление-однодисковое, сухое.
  • КПП-трехступенчатая, двухходовая, копия КПП от «Победы» с разницей расположения рычага КПП.
  • Раздаточная коробка-имеет две передачи с передачи.
  • Три промежуточных вала-между КПП и раздаткой, между передним и задним мостом
  • Отключаемый передний мост
  • Предпусковой обогреватель-предназначен для подогрева двигателя перед запуском в зимнее время, так же выполнял роль отопителя салона. Отпаивание салона возможно, только во время движения авто, воздух нагнетался через воздухосборник. Обогрев лобового стекла происходим им же.
  • Подвеска-из 4 рессор с 4 амортизаторами.
  • Двигатель-карбюраторный, с нижним расположениям клапанов.
  • Тормоза-колодочные, без гидроусилителя нажатия.
  • Ножная кнопка стартера двигателя.
  • Аккумулятор под сидением водителя
  • Возможность перевозки носилок с раненным, для этого переднее пассажирское место складывалось.

ТТХ ГАЗ-46 МАВ
 Колесная формула  4х4, отключаемый передний мост
 Двигатель  ЗМЗ-66, V-8, карбюраторный
 Объем двигателя  2,12 литра
 Мощность   55 и 52 л/с при 3200 об/мин
 Топливо  А-66, А-70
 Объем бака   90 литров
 КПП  3-ех ступенчатая, механика
 Габариты  5070х1750х1500
 Колесная база  2300 мм
 Клиренс  210 мм
 Снаряженная масса 1270 кг
 Грузоподъемность  500 кг, 5-человек,+850 кг прицеп
 Масса буксируемого прицепа  нет данных
 Скорость  максимальная 90 км/час, крейсерская 45-50 км/ча
 Скорость на воде 9-11 км/час, расход 13 литров/час
 Запас хода 500 км 
 Расход топлива  17-19 литров на 100 км, 22 смешанный

 

warbook.info

фото, характеристики, история создания плавающего автомобиля :: SYL.ru

Своим появлением ГАЗ-46 амфибия в какой-то степени обязана американцам. Ведь именно после того, как во время войны на вооружение в Красную Армию поступили плавающие американские машины GMC DUKW-353 и Ford GPA, прибывшие в СССР по ленд-лизу, возникла идея создания отечественных аналогов. Но возможность воплотить ее в жизнь появилась только после окончания войны.

Начало трудного пути

С наступлением мирного времени желание у военных получить в свое распоряжение советскую амфибию не пропало, причем обе машины, так же, как и у американцев, – большую и малую. Потому «Южмаш» (в то время Днепропетровский автозавод) начал разработку БАВ ДАЗ-485 – большой автомобиль водоплавающий. Заказ на создание малой машины (соответственно МАВ) получили москвичи, а именно институт НАМИ, у которого за плечами уже была масса экспериментальных разработок. Причем времени на создание автомобилей отводилось очень мало. Так, получив официальный заказ в июне 1948-го, готовую машину должны были представить для испытаний уже к марту 1949 года. Но сжатые сроки не смущали конструкторов института, так как, по сути, им нужно было разработать и собрать пару жизнеспособных образцов, при этом не сильно заботясь о сложностях их постановки на серийное производство.

Задание было принято в работу. С этого момента начался путь ГАЗ-46, история создания которого до самого финала сопровождалась сложностями, конфликтами, интригами и разрушенными карьерами.

НАМИ-011

Опытная машина НАМИ-011, естественно, собиралась не с «нуля». В качестве отечественной основы, от которой были заимствованы основные узлы и агрегаты, выступил ГАЗ-67, а в кузове без труда можно было разглядеть черты американского водоплавающего "Форда".

Но с самого начала работы проект сопровождали постоянные трудности. Прежде всего, нужно было решить проблему адаптации сухопутной ходовой отечественного джипа под водонепроницаемый корпус будущей амфибии.

Доставил хлопот и силовой агрегат от ГАЗ-67. Так как по воде машина двигалась очень медленно, то мотор встречным потоком воздуха практически не обдувался, и это приводило к его быстрому перегреву. Систему охлаждения пришлось проектировать заново. Да и в целом специфичность автомобиля требовала создания нетипичных узлов и агрегатов: гребного винта и привода к нему, водного руля, трюмного насоса.

Но конструкторы института с возложенной на них задачей справились и почти уложились в поставленные сроки. В апреле 1949 года к прохождению испытаний были подготовлены две амфибии отечественного производства под маркировкой НАМИ-011.

Даже в чем-то лучше "Форда"

В ходе прохождения испытаний, сначала заводских, а затем полигонных, первая советская водоплавающая машина проявила себя неплохо. Конечно, в некоторых моментах НАМИ уступал американскому аналогу, к тому же обозначился и ряд технических недочетов, требующих доработки. Однако по скоростным характеристикам, как на суше, так и на воде, показателях грузоподъемности и маневренности «ноль одиннадцатый» смог превзойти Ford GPA.

Устранив выявленные недостатки и проведя корректирующую доводку машины, МАВ представили для межведомственной проверки. Военная комиссия МО СССР по итогам испытаний положительно оценила амфибию, а в институт поступило распоряжение готовить НАМИ-011 к постановке на поток. Продолжить работу над амфибией, а именно наладить серийный выпуск водоплавающих машин уже под маркировкой ГАЗ-011, должен был Горьковский автозавод.

За проделанную работу создатели НАМИ-011 были награждены Сталинской премией. Казалось бы, все прекрасно – задание выполнено, победители «почуют на лаврах», осталось дело за малым – запустить МАВ в производство. Но вот тут и появились «подводные камни» на пути нового гибрида – машины и лодки.

«Головная боль» ГАЗа

Решить задачу с выпуском НАМИ/ГАЗ-011 стало настоящей проблемой для руководства ГАЗа. Дело в том, что у горьковчан к производству готовился новый внедорожник ГАЗ-69, причем конструкция узлов машины позволяла их использовать и для водоплавающего шасси (в планах заводчан уже стоял выпуск МАВ). Но тут им вдруг навязывают чужую машину, к тому же еще и собранную из узлов ГАЗ-67. А это требовало возвращения к выпуску деталей устаревающей модели, что было очень нерационально и затормозило бы работу над новым внедорожником. К тому же амфибия, изготовленная в институте, собиралась без учета необходимых требований, закладываемых в серийное производство. Да и сама конструкция НАМИ-011 была очень «сырой» и требовала серьезных доработок, а техдокументация, сопровождающая машины, вообще напоминала «художественную литературу». Однако, другого выхода у заводчан, кроме как принять проект ГАЗ-011 в работу, не было.

Тактический ход Липгарта

Машина, созданная институтом, скорей тянула на роль «самоделки», а потому времени на ее доработку требовалось немало. Понимая это, А. А. Липгард – главный конструктор ГАЗа - с согласия и общей поддержки директора завода Г. А. Веденяпина решился на своеобразный тактический ход: Г. Вассерман совместно с А. А. Смолиным получают задание на создание амфибии под индексом ГАЗ-46 МАВ, базой для которой должен был стать новый ГАЗ-69, а доработка ГАЗ-011 поручается группе В. А. Крещука из конструкторско-экспериментального отдела. Расчет Липгарда был прост: Вассерман, будучи высококвалифицированным специалистом, да к тому же ведущим конструктором, разрабатывающим ГАЗ-69, справится с постройкой амфибии в короткие сроки, и к началу производства будут готовы обе модели. Тогда заказчик, сравнив две версии, конечно, выберет более совершенный автомобиль ГАЗ-46.

Две машины – две проблемы

В 1951 году доработанная группой Крещука амфибия ГАЗ-011 была представлена комиссии Инженерного комитета ВС СССР для контрольных испытаний. Вопреки ожиданиям, машина оказалась неплохой. Конструкторам удалось снизить ее вес и при этом повысить скорость хода на воде, а также улучшить общую надежность автомобиля. Словом, военным машина понравилась.

Но для руководства ГАЗа сложилась тяжелая ситуация: отказываться от «ноль одиннадцатого», базу которого составлял старый ГАЗ-67, и выпускать его во время развертывания полноценного производства ГАЗ-69, завод не мог. Начинать самостоятельный выпуск ГАЗ-46, когда военные уже готовы были поставить «ноль одиннадцатый» на вооружение, грозило серьезными последствиями. Впрочем, последствия все же наступили, и довольно скоро…

Письмо Крещука и его последствия

Нерешительность руководства предприятия в определении дальнейших действий была пресечена письмом, отправленным В. А. Крещуком лично Сталину, в котором он во всех подробностях и красках расписал сложившуюся обстановку с амфибиями на заводе. Кроме того, не забыв рассказать и о том, в каком состоянии и с какой документацией НАМИ-011 поступила на ГАЗ. А также, сколько труда стоило его группе и лично ему доработать эту машину, за которую несправедливо кем-то была получена высокая награда.

Реакция на письмо последовала незамедлительно. Постановлением Совмина СССР, Сталинская премия за разработку НАМИ-011 была аннулирована, а лица, причастные к созданию «ноль одиннадцатой», наказаны. Конечно, радикальных методов к ним не применялось, меры воздействия ограничились переводами из столицы в другие города на другие предприятия с понижениями в должности.

М. Воробьев – начальник инженерных войск - был снят с занимаемой должности с переводом в периферийный военный округ. Замминистра МАТП В. Гарбузова отправили работать на ХТЗ главным инженером. Липгарт уехал на УралЗИС обычным инженером. Руководителя ГАЗа, Веденяпина, сослали на ЯАЗ руководить моторным цехом, его место занял П. Лисняк, ранее руководящий ХТЗ.

Сам же Крещук после кадровых перестановок занял пост заместителя главного конструктора и возглавил новое бюро, которое должно было заниматься исключительно плавающими автомобилями. Но и у него карьера не сложилась. Все разработки его КБ оказались бесперспективными. В итоге бюро расформировали, а самого Крещука в 1954 году и вовсе уволили.

Но так или иначе, задание на производство ГАЗ-011 никто не отменял, и заводу пришлось его реализовать в полной мере. В 1953 году 68 машин были собраны и поставлены на вооружение в СА. После чего производство «одиннадцатого» было закрыто, и на конвейер стал так дорого обошедшийся многим ГАЗ-46.

Конструкция МАВ

Внешне МАВ больше походил на катер на колесах, чем на автомобиль. Возможность держаться на поверхности воды машине обеспечивал стальной корпус понтонного типа, рама которого была выполнена из коробчатого профиля. Внутри он делился перегородками на три отсека:

  • Носовой – в котором располагалось моторно-трансмиссионное отделение.
  • Средний – представлял собой кабину без дверей для размещения экипажа и пассажиров.
  • Кормовой – полностью отводился под багажное отделение.

На носу ГАЗ-46 МАВ (амфибия) устанавливался волноотбойник, представлявший собой перекидной щиток, который следовало поднимать при вхождении машины в воду. Такой экран не позволял «зарыться» автомобилю носом в волну и защищал отверстия воздухозаборника системы охлаждения и пассажирский отсек от попадания воды. Для швартовки амфибии между фарами предусматривался кнехт, а для спасательного буя – кабестан. На верхней кормовой площадке крепилось запасное колесо.

ГАЗ-46 амфибия оснащался трансмиссией и колесной подвеской от ГАЗ-69. Силовой агрегат, заимствованный у ГАЗ-М20 (более известный, как «Победа»), был сблокирован с ручной трехступенчатой КПП и двухступенчатой «раздаткой». Движение по воде обеспечивал трехлопастной гребной винт, соединенный карданом с раздаточной коробкой. Управление машиной во время плавания осуществлялось водяным рулем.

Конструкция колес ГАЗ-46 МАВ обладала отличительной чертой, которая допускала возможность езды на полуспущенных шинах при движении по зыбким грунтам и исключала попадание воды под покрышку.

Вся электропроводка, а также распределитель зажигания были полностью водонепроницаемыми.

Глушитель с выхлопной трубой в ГАЗ-46 выведены на носовую площадку. Здесь же располагалось и отверстие заливной горловины бензобака, что позволяло осуществлять дозаправку машины прямо на воде. Причем топливный фильтр предусмотрительно установлен в салоне, это облегчало обслуживание топливной системы.

Что касается благоустроенности кабины, в этой машине такое понятие отсутствовало полностью. Впереди, для водителя и старшего (командира), были установлены два отдельных сиденья, сзади, на сплошной скамье\, предусматривалось размещение трех человек десанта.

Щиток приборов, заимствованный у сухопутного «брата» ГАЗ-67, дополняли тахометр и сигнальная лампа, загорающаяся в случае попадания воды в трюм.

Ветровое стекло можно было положить на капот. Для защиты кабины и находящихся в ней людей от непогоды предусматривался непромокаемый тент.

ГАЗ-46: технические характеристики

  • Размеры амфибии (мм) – 5070 х 1750 х 2000 (дл. х шир. х выс.).
  • Привод – полный (4х4).
  • Масса – 1850 кг.
  • Предельная скорость на сухом грунте – 90 км/ч.
  • Наибольшая скорость во время плавания – 9 км/ч.
  • Мощность мотора – 55 л/с.
  • Рабочий объем цилиндров – 2120 см куб.
  • Общий объем баков для горючего – 90 литров.
  • Расход топлива на проселочной дороге – 20/100 км.
  • Запас хода МАВ: по суше – 500 км, по воде – 5 часов.
  • Колесная база – 2300 мм.
  • Межколесная колея – 1450 мм.
  • Клиренс – 210 мм.
  • Внутренний радиус поворота – 6 метров.
  • Подвеска – продольная рессорная, дополненная гидроамортизаторами двухстороннего действия.
  • Тормоза на всех колесах колодочные с гидроприводом от педали. Стояночный тормоз также колодочного типа, но с механическим, рычажным приводом.

Таким образом, устройство ГАЗ-46, характеристики автомобиля, позволяли перевозить пять человек либо груз массой до 500 кг. Кроме того, имелась возможность буксировки прицепа массой до 850 кг.

Справедливости ради стоит отметить, что ГАЗ-46 не сильно отличался от ГАЗ-011. И это не только потому что ГАЗ-67 и ГАЗ-69 – базовые модели амфибии - похожи между собой. Немалая часть решений, используемых при постройке НАМИ/ГАЗ-011, являлись единственно правильными и возможными, а потому их приходилось использовать и в «сорок шестом».

Конец пути амфибии

Плавающий ГАЗ-46, как правило, ставился на вооружение отдельных батальонов десанта и полков понтонно-мостовой службы. Часть выпускаемых амфибий шла на экспорт в соцстраны. Ввиду специфичности машин особой потребности в них не было, поэтому выпуск МАВ продолжался сравнительно недолго – около 5 лет, и то небольшими партиями. Таким образом, с момента перевода производства ГАЗ-69 в Ульяновск, на УАЗ, выпуск ГАЗ-46 был полностью прекращен. К тому времени на вооружение армии уже стали поступать более совершенные плавающие БРДМ, окончательно вытеснившие МАВ. Сколько всего с конвейера ГАЗ сошло амфибий, точно неизвестно, но не более 650 штук, поэтому на сегодняшний день она стала настоящей редкостью. Приобрести ГАЗ-46 с консервации, как другую списанную военную технику, практически невозможно. Поэтому любителям раритетных автомобилей остается довольствоваться уменьшенными копиями давно снятых с производства машин.

ГАЗ-46 (СССР) – модели машины

Так, автомодельная мастерская «Уральский Сокол» из г. Екатеринбург хорошо зарекомендовала себя среди любителей миниатюрных машин. Она выпустила копию ГАЗ-46 (фото представлено ниже). Модель в масштабе 1:43 отличается довольно высокой степенью достоверности и тщательной детализацией.

Кроме того, фирма DeAgostini выпустила аналогичную модель, входящую в журнальную серию «Автолегенды СССР».

Таким образом, у любителей истории автомобилестроения всегда есть шанс поставить у себя дома на полку хоть маленький и ненастоящий, но вполне правдоподобный ГАЗ-46 МАВ.

www.syl.ru

ГАЗ-46 МАВ «Амфибия». История создания | Словарь ретробазар | Справочник | RETROBAZAR

ГАЗ-46 - плавающий автомобиль, выпускался Горьковским автозаводом с 1953 года. Армейское обозначение машины - «МАВ» (малый автомобиль водоплавающий). Автомобиль «МАВ» предназначен для обеспечения действий разведывательных подразделений, а также для проведения инженерных работ на воде.Сразу после окончания войны в Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ г. Москва) начались изыскательские работы по проектированию сходного плавающего автомобиля на основе узлов и механизмов хорошо освоенного в производстве полноприводного внедорожника ГАЗ-67. Инженерный комитет Вооруженных Сил, 22 июля 1948 г., утвердил тактико-технические требования к проектируемому плавающему автомобилю со сроком сдачи опытных образцов  к 15 марту 1949 г., к работам были привлечены конструкторы НАМИ А.Г. Архаров, В.Ф. Горанов, К.С. Карпухин, П.А. Лобунский, Н.А. Петров под руководством Б.В. Шишкина. Проект получил наименование НАМИ-011 и военное МАВ (малый автомобиль водоплавающий). Разрабатываемый Днепропетровским автозаводом - будущим "Южмашем", ДАЗ-485 БАВ являлся аналогом "Дака". Конструкция "НАМИ-011" базировалась на шасси и основных агрегатах "ГАЗ-67" и являлась образчиком творческого списывания с американского аналога "Ford GPA". Изготовление необходимых узлов и агрегатов на экспериментальном производстве НАМИ оказалось невозможным, поэтому данная работа распоряжением МАТП N ОС-16/363 с от 5 февраля 1949 года была поручена ГАЗу. Машина состояла на вооружении армии, по основным агрегатам была унифицирована с "ГАЗ-67", серийно выпускавшимся не первый год - проблем в производстве и эксплуатации возникнуть вроде было бы не должно. Сконструированный в годы войны, "ГАЗ-67" устаревал и ему на смену разрабатывался "ГАЗ-69". Серийная версия машины НАМИ получила наименование "ГАЗ-011", а детище автозаводцев назвали "ГАЗ-46". Как и "НАМИ-011", "ГАЗ-46" особо оригинальных технических решений не содержал, а развивал концепцию "Форда". Параллельно с постройкой опытных образцов "ГАЗ-46" были устроены испытания их уменьшенных моделей буксировкой в гидроканале. Пока стараниями ГАЗовских конструкторов Г.М. Вассермана и А.А. Смолина вырисовывался облик будущего "ГАЗ-46", "ГАЗ-011" начал жить полноценной конвейерной жизнью. Проведенные осенью 1951 года Инженерным Комитетом армии контрольные испытания доработанного В.А. Крещуком "011" показали значительное снижение веса машины, увеличение тягового усилия на швартовых, повышение скорости на плаву и улучшение надёжности конструкции в целом. В то же время повышенный интерес военных к доработанному "011" косвенно способствовал тому, что продвижение "ГАЗ-69" и, соответственно, "ГАЗ-46" искусственно тормозилось.На ГАЗе не могли отказаться от серийного производства удостоенной Сталинской премии конструкции. Выпустить машину в том виде, как она была разработана в НАМИ, также было невозможно. Начать серийное производство "ГАЗ-46", если "ГАЗ-011" после доработки в целом соответствует требованиям военных, тоже было затруднительно. На протяжении трёх лет не удавалось найти выход из сложившейся ситуации, пока 26 апреля 1952 года на имя Председателя Совета Министров Союза ССР товарища Сталина Иосифа Виссарионовича секретной почтой не ушло письмо члена ВКП В. Крещука. Витольд Альбертович Крещук описал события, происходившие на ГАЗе, и высказал свои предложения по конструкции автомобиля-амфибии. На ГАЗе было организовано два конструкторских бюро плавающих автомобилей. Возглавляемый А.А. Смолиным коллектив занялся доработкой "ГАЗ-46". В.А. Крещук возглавил работы по автомобилю МАВ-3. Постановлением Правительства и приказами МАТП устанавливались сроки выполнения работ по МАВ-3 с точностью до дня и поимённый список лиц, персонально ответственных за разработку каждого узла перспективной амфибии. С постановкой "ГАЗ-46" на серийное производство работы по МАВ-3 были свернуты. План выпуска "011" в 1953 завод выполнил на 100%, изготовив 68 экземпляров амфибий. После чего на смену "011" пришел "ГАЗ-46". Серийное производство "ГАЗ-46" продолжалось до 1958 года. Поскольку производство базовой машины "ГАЗ-69" переместилось на УАЗ, предполагалось развернуть выпуск "ГАЗ-46" в Ульяновске, но по производственным соображениям сделать это не удалось. ГАЗ-46 был построен на узлах и агрегатах серийного "ГАЗ-69", имеет специальный водонепроницаемый металлический корпус для придания плавучести и гребной винт для движения на плаву. Машина может перевозить максимальный груз 500 кг и может буксировать прицеп или легкую установку вооружения такого же веса.Корпус МАВ "ГАЗ-46" стальной, моторно-трансмисионное отделение - впереди, отсек экипажа и пассажиров - в центре, запасные колеса уложены горизонтально на задней верхней площадке. Водитель и командир имеют отдельные сиденья, позади них расположена трехместная скамья. Ветровой щиток может складываться на капот, при необходимости над отделением экипажа может подниматься брезентовый тент. ГАЗ-46 оснащался четырехцилиндровым двигателем от "ГАЗ-М20 Победа", от "ГАЗ-69" была заимствована трансмиссия и подвеска колес. Двигатель соединен с ручной коробкой передач, имеющей три передние и одну заднюю передачи, и двухступенчатой раздаточной коробкой. На плаву машина могла передвигаться посредством трёхлопастного гребного винта, приводимого карданным валом от раздаточной коробки. Направление движения в воде изменялось водяным рулём, помещённым в струе воды, отбрасываемой винтом. Привод к рулю был тросовый, от катушки, насаженной на вал рулевого колеса. Перед входом в воду поднимается волноотбойный экран спереди, чтобы закрыть двигатель и отделение экипажа от попадания воды.Отличительной особенностью этой амфибии являлись колёса особой конструкции, позволяющие для увеличения проходимости двигаться на подспущенных шинах без риска их проворачивания и попадания воды внутрь покрышки. На щитке приборов имелись тахометр и сигнальная лампочка появления воды в трюме. Корпус автомобиля внутри разделен вертикальными стенками на три отделения: носовое, среднее и кормовое. С "ГАЗ-46" проводились интересные эксперименты по постановке его на подводные крылья для приданию ему большей скорости передвижения по воде. Однако, работы в этом направлении были свернуты, поскольку время, затрачиваемое на монтаж подводных крыльев значительно превышало выигрыш в скорости преодоления водной преграды.Плавающий автомобиль МАВ ГАЗ-46 поступал на комплектование отдельных переправочно-десантных батальонов и отдельных понтонно-мостовых полков. Поставлялся на экспорт в страны - участницы Варшавского договора.

retrobazar.com