152-мм буксируемая гаубица Мста-Б (2А65). Гаубицы дальность стрельбы


152-мм пушка-гаубица Д-20 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

«Советская 152-мм пушка-гаубица Д-20 - история создания, характеристики и особенности конструкции»

История создания 152-мм пушки-гаубицы Д-20

Советская 152-мм пушка-гаубица Д-20 создавалась вместе с 122-мм пушкой Д-74, как «корпусной дуплекс». «Дуплекс» из двух специализированных, и в то же время собранных по большей части из одних и тех же блоков артсистем, позволял во-первых, решать полный спектр задач стоящих перед корпусной артиллерией, а во-вторых, позволял снизить расходы и упростить ремонт и эксплуатацию, улучшить снабжение запасными частями и подготовку артиллерийских расчетов.

И 122-мм пушка Д-74 и 152-мм пушка-гаубица Д-20 были спроектированы сразу после окончания Второй мировой войны в ОКБ-9 под руководством Ф. Ф. Петрова. Первый опытный образец 122-мм пушки Д-74 был изготовлен заводом № 9 в начале 1950 года, и 23 февраля 1950 г. был впервые опробован стрельбой на заводском полигоне.

С Д-20 получилось сложнее — моноблок 152-мм гаубицы, изначально звавшейся Д-72 был готов в том же 1950-м. В качестве лафета для неё использовали лишь немного измененный лафет Д-74. Но спустя 2 года (1952 г.), гаубицу Д-72 переквалифицировали в пушку-гаубицу Д-20 (Д индекс завода, а цифра 20 по аналогии с 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20 обр. 1937 года).

К 1953 г. было изготовлено 2 батареи «корпусного дуплекса», которые приступили к испытаниям, продлившихся до 1955 года. После завершения испытаний было развернуто серийное производство обоих орудий на заводе № 221 «Баррикады», однако из-за накладок производства, фактически первые серийно изготовленные Д-74 и Д-20 стали выпускаться серийно только с 1956 года.

Схема 152-мм пушки-гаубицы Д-20

Д-20 стала одной из первых советских артсистем, способных вести огонь тактическими ядерными и химическими боеприпасами, а также первой 152-мм орудийной системой с полуавтоматическим клиновым затвором с вертикальным перемещением клина. В модификации Д-22 (2А33) пушка-гаубица Д-20 использована в качестве основного оружия САУ 2С3 «Акация».

Кроме СССР/России, пушка-гаубица состояла или состоит на вооружение трех десятков стран, среди которых: Азербайджан, Афганистан, Ангола, Армения, Белоруссия, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Ирак, Иран, Йемен, Казахстан, КНР, КНДР, Конго, Молдавия, Мьянма, Никарагуа, Польша, Румыния, Сербия, Сирия, Туркмения, Украина, Хорватия, Шри-Ланка, Финляндия, Югославия.По состоянию на 2015 год, пушки-гаубицы Д-20 армии РФ, выведены в резерв и сняты с вооружения.

Советская 152-мм пушка-гаубица Д-20

Конструкция 152-мм пушки-гаубицы Д-20

152-мм пушка-гаубица Д-20 – артиллерийское орудие в составе полевой артиллерии, в котором сочетаются свойства пушки и гаубицы (с преобладанием «пушечных» свойств). По сравнению с пушкой, пушка-гаубица имеет меньшую длину ствола и большие углы возвышения ствола. По сравнению с гаубицей, у пушки-гаубицы большая дальность стрельбы.

Ствол пушки-гаубицы Д-20 состоит из трубы, казенника, обоймы и дульного тормоза. Затвор вертикальный клиновой, с полуавтоматикой механического типа. Лафет пушки-гаубицы Д-20 заимствован от пушки Д-74 различаются только профилем веретена тормоза отката и диаметром передней обоймы.

Тормоз отката гидравлический, веретенного типа, с пружинным компрессором, заполнен стеолом-М. Накатник гидропневматический, заполнен стеолом-М. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в обойме ствола и откатываются вместе с ним.Станины сварные, коробчатого типа. Для перекатывания орудия на короткие расстояния имеются подхоботовые катки, торсионное подрессоривание при стрельбе с колес не выключалось. Основные колеса заимствованы с грузового автомобиля ЯАЗ.

Подъемный механизм пушки-гаубицы Д-20 имеет один сектор, обеспечивающий угол вертикальной наводки от -5 до +63 град. Поворотный механизм винтового типа, расположен с левой стороны орудия, угол горизонтального наведения составляет 58 град. Уравновешивающий механизм пневматический, толкающего типа, состоит из двух одинаковых колонок. На нижнем станке закреплен поддон, который в боевом положении являлся опорой системы, колеса при этом вывешиваются.

Прицельные приспособления состояли из механического прицела С-71 с артиллерийской панорамой и прицела прямой наводки ОП-2–97.

Транспортировка 152-мм пушки-гаубицы Д-20

Модификации и варианты 152-мм пушки-гаубицы Д-20

  • Д-22 (Россия) — Орудие для САУ 2С3 «Акация».
  • Тип 66 (Китай) — лицензионный китайский вариант Д-20.
  • Д-20М «Хитин» (Россия) — модернизированный вариант с автоматическим досылателем, увеличивающим скорострельность до 7-8 выстр./мин. Модификация ориентирована на экспорт.
  • Тип 83 (Китай) — китайский вариант САУ 2С3 «Акация», с орудием Тип 66.
  • A411 (Румыния) — 152-мм буксируемая пушка-гаубица M1981 копирующая Д-20, но использующая собственные 152-мм боеприпасы, которые (при длине ствола в 20,5 калибров) имеют максимальную дальность в 17,2 км.

Выстрел из 152-мм пушки-гаубицы Д-20

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

armedman.ru

САУ Мста-С Самоходная Артиллерийская Установка, Технические Характеристики ТТХ Орудия 2с19, Описание Гаубицы с Фото и Видео

Несмотря на возросшую роль авиации в военных конфликтах, которую мы видим на протяжении последних десятилетий, артиллерия остается весьма важным фактором, очень часто решающим исход боевых действий. Особенно это справедливо для самоходных артиллерийских установок, они действительно оправдывают титул «бога войны».

В настоящее время во многих странах мира идут работы по созданию новых самоходных артиллерийских установок (САУ) и модернизации старых. Еще одним популярным направлением является разработка новых видов боеприпасов, создание управляемых снарядов, повышение их мощности и дальности стрельбы. Прогресс в разработке систем заряжания, увеличение точности и мобильности, делают САУ очень эффективным средством, которому под силу решать множество задач.

Самоходная артиллерийская установка – это орудие (часто большого калибра), установленное на гусеничное или колесное шасси, используемое для непосредственной поддержки пехоты и бронетехники.

История

История самоходок начинается на заре XX столетия. Особенно бурно развивался этот вид бронетехники во время мировых войн. От танка САУ отличается характером задач, ими решаемых, а также своей конструкцией – балансом огневой мощи, подвижности и защищенности.

По сравнению с танком, у самоходных установок слабее защита и гораздо выше огневая мощь.

В Советском Союзе после войны работы над созданием новых самоходных установок были приостановлены. В то время больше внимания уделялось различным ракетным системам и авиации. Только в конце 60-х годов началась разработка сразу нескольких самоходных артиллерийских систем. Некоторые из них используются и поныне («Акация», «Тюльпан», «Гиацинт»).

САУ «Акация», которая имела калибр 152 мм, до середины 70-х годов ничем не уступала аналогичным образцам вооружений вероятного противника, но затем страны НАТО начали разработку новой 155-мм гаубицы, что имела дальность стрельбы выше, чем у советских орудий. Артиллерия противника получала возможность безнаказанно вести огонь по второму эшелону войск, уничтожать боевую технику, которая еще не добралась до линии фронта.

В СССР запускаются работы по созданию САУ следующего поколения, с характеристиками, которые бы не уступали западным аналогам. Работы по созданию новой, 152-мм гаубицы, начинаются сразу в нескольких конструкторских бюро.

Официальное задание на создание новой 152-мм САУ конструкторы получили в 1980 году. Новая машина получила название «Мста-С», она должна была заменить устаревшую на тот момент, 152-мм САУ «Акация».

В 1983 году был готов опытный образец, который в следующем году его отправили на испытания. Первоначально машина была сделана на базе основного танка Т-72, но испытания выявили существенные недостатки такого решения, и самым главным из них была сильная раскачка орудия во время стрельбы. Было принято решения заменить часть элементов ходовой части артиллерийской установки на те, которые применялись на танке Т-80. Такое решение позволило в значительной степени избавиться от этой проблемы.

В 1986 году начался этап государственных испытаний. Гаубица «Мста-С» в 1989 году была взята на вооружение. В 1986 году на вооружение также было принято буксируемое орудие 2А65 «Мста-Б», которое имело сходную качающуюся часть. В следующем году началось серийное производство 2А65 на Мотовилихинских заводах. 2А65 «Мста-Б» до сих пор используется армиями бывших советских республик, этих пушек было выпущено более 1200 единиц.

В 1985 году была попытка поставить это самоходное орудие на колесное шасси. Основой для САУ должен был стать грузовой автомобиль КрАЗ-6316. Однако, испытания показали множество недостатков подобного решения и от дальнейших работ отказались.

Был создан специальный тренажер для обучения расчетов новой самоходной пушки.

Для производства САУ был создан новый завод в Стерлитамаке, ее выпуск начался в 1988 году, то есть еще до официального принятия на вооружение. После распада СССР производство было перенесено на Уральский завод транспортного машиностроения. В 1998 году одна САУ стоила 1,6 миллиона долларов.

Позже была проведена модернизация артиллерийской установки, планировали существенно увеличить дальности ее стрельбы. Новая модификация получила название «Мста-СМ». Дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом увеличилась до тридцати километров, а активно-реактивным превысила сорок километров. Скорострельность орудия выросла в 1,4 раза.

Многие наработки и конструкторские решения, которые были созданы во время работы над САУ «Мста-СМ», нашли свое применение при проектировании самоходки нового поколения – «Коалиции».

Одновременно шли работы по модернизации гаубиц «Мста-С». Эти орудия активно применялись во время операций на Северном Кавказе. Стало понятно, что система управления огнем гаубицы не соответствует требованиям времени. В 1998 году на машину была установлена автоматизированная система управления огнем, к 2002 году закончилась разработка специального программного обеспечения, которое могло бы корректировать стрельбу прямо в режиме реального времени. Стоимость новой САУ «Мста-С» выросла до трех миллионов долларов. Также были попытки создать новую машину с пушкой калибром 155 мм, которые используются в странах блока НАТО.

Еще одна модернизация машины была предпринята ЦКБ «Титан» в 2012 году. «Мста-С» получила новую систему управления огнем, навигационные приборы, скорострельность была повышена до 10 выстрелов в минуту. Самоходка получила новую важную возможность – «огненный шквал». Цель накрывается одновременно несколькими снарядами, выпущенными по разным траекториям. В 2012 году завершились государственные испытания этой модификации и уже в следующем году 35 единиц поступили в войска.

В настоящее время «Мста-С» находится на вооружении семи стран. Больше всего этих машин сегодня в российской армии. На втором месте идет Венесуэла, а на третьем – Украина. В России 2014 году насчитывалось около 600 таких машин, 150 из которых находились на консервации.

Самоходная гаубица «Мста-С» существенно превосходит орудия предыдущего поколения («Акация»), она имеет большую дальность стрельбы, скорострельность, более мощные боеприпасы. Но стоит отметить, что «Мста-С» является более сложной в управлении и обслуживании и поэтому подготовить артиллерийский расчет довольно сложно.

Описание Савушки

Самоходная гаубица «Мста-С» создана для уничтожения артиллерии противника, его бронетехники и противотанковых средств, штабов и других пунктов управления, разрушения фортификационных сооружений, а также для уничтожения тактических ядерных средств противника. Это высокомобильный комплекс, который может за короткий период времени наносить мощные удары по врагу и стремительно уходить от ответного удара.

САУ может вести огонь с закрытых позиций и прямой наводкой. Орудие можно использовать в условиях гористой местности, угол возвышения ствола орудия (до +50°) вполне позволяет это делать. Могут использоваться боеприпасы, находящиеся в боеукладке, так и подавать выстрелы, находящиеся на грунте.

«Мста-С» — это тяжелая гаубица (свыше 40 тонн). Боевое отделение находится в средней части машины, отделение управления – в носовой части, в задней части расположено силовое отделение. Корпус в целом повторяет геометрию корпуса танка Т-72, но бронирование гаубицы намного слабее.

В башне расположено орудие 2А64, а также места для членов экипажа: командира машины, наводчика и двух заряжающих. Командирское место обеспечено вращающей башенкой. Также в башне находятся прицельные приспособления: панорамный прицел (1П22) и прицел прямой наводки (1 П23).

На крыше башни расположен 12,7-мм пулемет. Он управляется дистанционно. Заряжание полуавтоматическое, оно обеспечивает 7-8 выстрелов в минуту, если используется внутренний боезапас, 6-7 выстрелов в минуту – при подаче боеприпасов с грунта. Боекомплект включает в себя 50 выстрелов и находится в башне.

В кормовой части машины находится дизельный 12-цилиндровый двигатель В-84А, а также элементы трансмиссии. Двигатель может использовать шесть разных видов топлива. Ходовая часть во многом похожа на ходовую часть танка Т-80.

«Мста-С» может использовать несколько типов осколочно-фугасных и активно-реактивных снарядов, кассетными боеприпасами, а также целым рядом управляемых и корректируемых снарядов. Также можно вести огонь специальными боеприпасами, которые используют для установки помех связи. САУ может использовать для стрельбы управляемые снаряды «Краснополь-М1», которые направляются по лазерному лучу.

Гаубица оснащена системой автоматизированного наведения, а также системой восстановления наводки сразу после произведенного выстрела.

Технические характеристики

Ниже указаны основные ТТХ САУ «Мста-С».

Характеристики2С19 «Мста-С»
Длина с пушкой, мм11917
Длина корпуса, мм6040
Ширина, мм3584
Высота, мм2985
Колея, мм2800
Клиренс, мм435
Вооружение152-мм нарезная гаубица 2А64 (50), пулемет НСВТ (300)
Максимальная дальность стрельбы, км24,7
Минимальная дальность стрельбы, км6,5
Скорострельность, выстрелов в минуту7-8
Угол возвышения/склонения, град+68/-4
Угол горизонтального наведения, град360
Начальная скорость, м/с828
Масса, кг43,56
Масса установки, т42 ± 2,5%
Экипаж, чел5
Двигатель (тип)В-84А
Мощность двигателя, л. с.840
Максимальная скорость движения, км/час60
Запас хода, км500

militaryarms.ru

Гаубицы максимальных калибров | Армейский вестник

Что могли союзники противопоставить сверхмощным гаубицам держав Германского блока? Статья посвящена тяжелым гаубицам Франции и России в Первую мировую войну.

Идея, лежащая в основе применения такого артиллерийского орудия как гаубица — специальное уменьшение заряда и начальной скорости снаряда для того, чтобы добиться навесного огня на сравнительно небольших дистанциях. Навесной огонь необходим для поражения закрытых целей, что было особенно актуально в период Первой мировой войны.

Средний угол падения гаубичного снаряда – 30-40 градусов. Ведение огня под такими углами возможно и из пушек, но с очень больших дистанций, близких к предельной дальности орудий – и меткость такой стрельбы будет стремиться к нулю.

При одном калибре с пушкой, гаубица имеет перед ней преимущество, заключавшееся прежде всего в том, что у гаубицы меньше давление пороховых газов в канале ствола. У пушек это давление составляло 2,5 – 3 тысячи, а у гаубиц – 1,5 – 2 тысячи атмосфер. Соответственно, можно применить пониженные требования к прочности ствола гаубицы, что, в совокупности с его меньшей длиной приводит к значительному уменьшению веса орудия, а значит увеличению подвижности, удешевлению производства и ускорению процесса изготовления.

Малая величина заряда дает: 1) увеличение живучести орудия и срока его службы; 2) уменьшение расхода пороха и соответственно веса комплекта боеприпасов.

Соответственно, у гаубицы есть резерв для увеличения калибра при сохранении прочих характеристик на допустимом уровне. В период мировой войны калибр гаубицы превышал калибр пушки в одном и том же роде артиллерии (дивизионной, корпусной и пр.) на 50 мм. А это в свою очередь увеличивало вес разрывного заряда и мощность снаряда.

Соответственно, гаубица уже по определению — орудие большого калибра. Применялись следующие типы крупнокалиберных гаубиц: 280-мм, 305-мм, 370-мм, 400-мм, 406-мм, 420-мм, 520-мм. Такие калибры применялись прежде всего для разрушения бетонных и броневых убежищ долговременной фортификации. Т. е. мощная гаубица — это орудие атаки, в то время как артиллерия обороны обходилась более скромными калибрами.

О мощи крупнокалиберных гаубиц свидетельствуют их характеристики. Например, французская 370-мм гаубица стреляла снарядами весом 500 кг, а германская 420-мм гаубица – 931 кг.

Говоря о весе разрывных зарядов, необходимо отметить еще одно преимущество гаубицы перед пушкой. При больших давлениях пороховых газов в каналах стволов пушек по сравнению с гаубичными давлениями, минимальная толщина стенок пушечного снаряда должна быть (при одинаковой прочности материала) больше чем у гаубичного приблизительно в 2 раза. Соответственно, вместо 20-30% тротила, содержащегося в гаубичных снарядах, пушечные снаряды содержат лишь 10-15% тротила. Например, фугасный снаряд 152-мм пушки системы Шнейдера содержал 5,6 кг тротила, а в снаряде 152-мм гаубицы – 8,7 кг.

Кроме увеличения разрушительного действия снарядов большой калибр гаубиц влиял и на дальность стрельбы. Хотя гаубицы в принципе не претендуют на большие дальности (на то есть пушки), все же увеличение гаубичных дальностей – явление желательное. Например, генерал Ж. Жоффр в письме к военному министру от 10 июня 1915 г. требовал спроектировать и испытать гаубицу 400-мм калибра, так как 293-мм и 370-мм гаубицы давали дальность 8 – 10 км. Генерал же настаивал на минимальной дальности огня в 12 км.

Наиболее известные и мощные гаубицы больших калибров, применявшиеся французами в мировую войну, были следующие.

280-мм гаубица системы Шнейдера.

280-мм гаубица Шнейдера обр. 1914/15 гг. в боевом положении.

Она вела огонь на дальность 9,6 км 275-ти кг снарядом (вес заряда 56 кг). Летящий со скоростью 320 м/с снаряд пробивал 2,8-метровую бетонную плиту. Для стрельбы гаубица устанавливалась на особой металлической платформе, весящей 4160 кг, закрепляемой на грунте. Эта платформа служила сошником и одновременно местом отката казенной части орудия при выстреле. Высота огня гаубицы – 1860 м. Орудие относилось к гаубицам «малого могущества», но большой подвижности.

370-мм гаубица Батиньоля также относилась к числу железнодорожных артиллерийских систем, по французской терминологии – «рельсовой артиллерии». Такие орудия перевозились в собранном виде и вели огонь с железнодорожных лафетов-платформ, на которых и перевозились. Перед открытием огня такая система требовала предварительной подготовки железнодорожного полотна на боевой позиции. Для этого осуществлялось: а) снятие рельсов и шпал; б) утрамбовка песчаного балласта, в) вдавливание деревянной платформы; г) установка новых рельсов из высококачественных сортов стали; д) выкапывание ровика, необходимого для прохода казенной части орудия при выстреле.

Укрепление полотна осуществлялось в течение 5 дней, до получаса занимал подъем платформы с лафетом и орудием и освобождение осей ж/д вагонетки от действия выстрела. При стрельбе система опиралась на основание — с помощью особых продольных и поперечных шпал лафета-платформы. Гаубица Батиньоля вела огонь на дальность 15-16 км 516-ти и 710-ти кг снарядами (вес заряда 72 и 142 кг). Летящий со скоростью 535 м/с снаряд пробивал 4,3-метровую бетонную плиту. Гаубица Фила имела такой же калибр, но более низкие характеристики (дальность стрельбы 8 – 10 км, начальная скорость снаряда 320 м/с), но могла перевозиться в разобранном (на три части) виде по узкоколейной железной дороге с помощью лошадей, а по дороге – тракторами.

370-мм гаубица Батиньоля.

400-мм гаубица Сен-Шамона.

Она вела огонь на дальность 15-16 км 641 и 900-кг снарядами (вес заряда 90 и 180 кг). Летящий со скоростью 530 м/с снаряд пробивал 4,6-метровую бетонную плиту. Гаубица относилась к орудиям «очень большого могущества», также как и русская 406-мм гаубица Обуховского завода (к моменту выхода России из войны проект полностью не был реализован). Русская гаубица должна была вести огонь 870-кг снарядами (вес заряда 110,6 кг) с начальной скоростью 500 м/с на дальность 14 – 16 км.

400-мм гаубица Сен-Шамона.

Наконец, французская 520-мм гаубица, прошедшая испытание в 1917 г., обладала поистине чудовищными тактико-техническими характеристиками. Она вела огонь на дальность 25 км 1300 и 1800-кг (длина – 2 метра!) снарядами (вес заряда 300 и более килограмм). Летящий со скоростью до 600 м/с снаряд пробивал 5,8-метровую бетонную плиту.

520-мм гаубица.

Все гаубицы имели наибольший угол возвышения 60-65 градусов.

Вершиной пирамиды артиллерийской мощи русской армии была 305-мм гаубица системы Обуховского завода образца 1915 г.

Российские оружейники к концу мировой войны завершали разработку 406-мм орудия, но в сложившихся условиях Восточноевропейского ТВД особой необходимости в таком орудии не было — стандарты позиционной войны на востоке до западноевропейских не дотягивали – и 305-мм калибр успешно справлялся со всем спектром задач по уничтожению целей практически любого уровня сложности.

Двенадцатидюймовка была сконструирована Петроградским и Обуховским металлическими заводами — первый изготавливал лафеты, а второй — стволы и прицельные приспособления.

Ствол гаубицы был трехслойный, поршневые затворы применялись двух типов: систем Обуховского завода и Розенберга (открывание затвора осуществлялось вращением рукоятки по часовой стрелке, а закрывание — вращением рукоятки в обратную сторону). Особый предохранитель позволял сделать выстрел только при полностью закрытом затворе.

При выстреле ствол гаубицы откатывался по направляющим планкам люльки. Лафет — упругого типа. Применялись воздушно-гидравлический накатник и гидравлический компрессор, а подача масла в цилиндры накатника и компрессоров осуществлялась насосом из специального бака.

Приведение орудия в боевое положение осуществлялось с помощью подъемного механизма. Гаубица обладала оригинальным поворотным механизмом. Деревянное основание орудия было разборным и служило упругим буфером, поглощавшим силы, возникающие при выстреле. Обуховская гаубица устанавливалась для стрельбы на прочных деревянных основаниях — в несколько рядов прочных брусьев. Основание весом до 16-ти тонн перевозилось по железной дороге. Для установки основания выкапывался глубокий котлован.

Щита гаубица не имела.

Большое значение имела правильная организация подъездных путей, которые служили для доставки орудия на огневую позицию и подвоза боеприпасов. Ha орудие полагалось 300 метров узкой железнодорожной колеи и две вагонетки. Ha каждую, передвигаемую вручную, вагонетку помещалось два выстрела.

Огневая позиция 305-мм батарей выбиралась по возможности в лесу рядом с железнодорожной линией. Длительность работ по переводу орудия из походного в боевое положение — от двух до пяти суток.

«Русская Берта» вела огонь на дальность 13,5 км 372-ти кг снарядом (вес заряда 78 кг). Летящий со скоростью 440 м/с снаряд пробивал 3,4-метровую бетонную плиту. Гаубица относилась к орудиям «большого могущества» и большой дальности. Например, британская гаубица Виккерса при таком же калибре могла стрелять лишь на 9 км (скорость снаряда 360 м/с), но превосходила русскую гаубицу в подвижности (ее можно было перевозить не только по железной дороге, но и паровыми тракторами Фуллера).

305-мм гаубица Обуховского завода.

Это замечательное орудие верой и правдой служило в Русской и Красной армиях.

305-мм гаубица. Санкт-Петербургский музей артиллерии.

Наиболее ярким примером боевого применения 305-мм гаубиц является эпизод у дер. Еловка. Северный фронт, противостоящий исключительно германским войскам на серьезно укрепленной местности, и занимавший давно устоявшиеся позиции, был наиболее насыщен тяжелой артиллерией.

3 декабря 1916 г. она себя эффективно продемонстрировала на одном из боевых участков фронта в районе г. Двинск.

Ломая сформировавшиеся шаблоны позиционной войны, командующий 12-й армией генерал от инфантерии Р. Д. Радко-Дмитриев заложил в основу подготавливаемой им наступательной операции принцип тактической внезапности. Артиллерии требовалось преодолеть старинный принцип «не вижу — не стреляю», открыв огонь без пристрелки – по так называемым исчисленным данным.

Накануне наступления огневая группа батарей 19-го армейского корпуса выдвинулась на огневые позиции к переднему краю обороны. Цель группы — станция Еловка, на которой были сосредоточены германские склады – инженерные, артиллерийские, интендантские

Командование подготовилось к огневому удару очень тщательно – была произведена аэрофотосъемка целей, нанесение их на карту с установлением размеров, возможного отклонения целей и поправок. Учитывались рассеивание снарядов, размеры целей и пр. Цели пронумеровывались и распределялись между батареями огневой группы. Специально составленные по каждому орудию данные были сведены в таблицы, которые были розданы командирам орудий и взводов.

Радиосвязью соединялись батареи друг с другом, с группой контрбатарейной борьбы, с пехотой, с высшим артиллерийским и общевойсковым командованием. Были приняты особые меры по маскировке, рядом с орудиями размещались зенитно-пулеметные взводы.

Такая подготовка принесла свои плоды. И когда накануне и в ходе операции немцы попытались обнаружить батареи огневой группы и силами своих гаубичной и пушечной батарей их разгромить, группа контрбатарейной борьбы подавила артиллерию противника.

Таким образом, без воздушного и наземного наблюдения, предварительной пристрелки и корректирования огня, с лишь накануне занятых огневых позиций два 305-мм и шесть 152-мм орудий нанесли огневой удар по 8 германским объектам у Еловки — сразу на поражение. Объекты, находящиеся на расстоянии 11 — 13 км от линии фронта, были разгромлены.

Были сильно повреждены или уничтожены: аэродром, склад боеприпасов, электростанция, железнодорожная станция, мост и железнодорожные пути. А также убиты и ранены 40 немецких военнослужащих. Германское командование было вынуждено отправить в тыл склады и пр. объекты, что ухудшило положение немецких войск на данном участке фронта.

В деле создания артиллерии прорыва, как и по многим другим важным вопросам использования артиллерии, Россия занимала ведущее место среди других стран-участниц мировой войны. Учтя опыт применения тяжелой артиллерии, для прорыва укрепленных позиций противника был создан корпус ТАОН — мощный огневой ресурс в руках главного командования. К весне 1917 г. в нем было 338 орудий различных систем, калибров и назначения — от 305-мм до 120-мм калибра. Корпус блестяще себя зарекомендовал в ходе Летнего наступления 1917 г.

Что же касается применения русскими артиллеристами метода огня по исчисленным данным, то его артиллеристы других стран-участниц войны начали осваивать лишь спустя год — с конца 1917 года.

/Алексей Олейников, topwar.ru/

army-news.ru

Гаубица БР-18 калибр 305-мм Фото. Устройство. История

Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации — превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки — в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.

Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.

oruzhie.info

152-мм буксируемая гаубица Мста-Б (2А65) » Военное обозрение

152-мм гаубицу «Мста-Б» (индекс ГРАУ — 2А65) можно считать последней в длинном ряду послевоенных полевых гаубиц советской разработки. В то же время известно о ней гораздо меньше, чем о 152-мм самоходной гаубице 2С19 «Мста-С», можно сказать, что буксируемый вариант находится в тени самоходной установки. При этом и 2С19 «Мста-С» (принята на вооружение в 1989 году), и буксируемая гаубица 2А65 «Мста-Б» (принята на вооружение в 1986 году) являлись наиболее современными орудиями полевой артиллерии Советской Армии, а теперь и российской.

Обе артсистемы по-прежнему находятся на вооружении и активно эксплуатируются. Артиллерийские части обеих систем (2А64 и 2А65 соответственно) обладают одинаковой конструкцией, отличие лишь в наличии у 2А64 эжектора для удаления пороховых газов из канала ствола после совершения выстрела. Серийное производство буксируемого варианта началось в 1987 году. В настоящее время 152-мм гаубица Мста-Б находится на вооружении российской армии, а также ряда стран постсоветского пространства — Белоруссии, Казахстана, Грузии и Украины. Гаубицы успели повоевать во время второй чеченской войны, а также вооруженного конфликта на востоке Украины на территории Донбасса. Также артиллерийские системы используются в Ираке, были закуплены у России правительством страны для борьбы с ИГИЛ и в Сирии.

Буксируемая гаубица Мста-Б

В середине 1970-х годов в Советском Союзе почти одновременно с НАТО осознали необходимость коренной модернизации артиллерийских систем и перехода к единому калибру в армейском и дивизионном звене сухопутных войск. В перспективе место орудий калибра 120, 130, 152, 180 и 203 мм должна была занять единая артиллерийская система калибра 152 мм раздельно-гильзового заряжания, разрабатываемая в буксируемом и самоходном вариантах, с унифицированным набором используемых боеприпасов. Такой артиллерийской системой и должна была стать новая гаубица «Мста», которая разрабатывалась с 1976 года под руководством главного конструктора Г. И. Сергеева. Работы по созданию новой артиллерийской системы велись в ОКБ ПО «Баррикады» (сегодня ЦКБ «Титан») в городе Волгоград.

Согласно техническому заданию, полученному от военных, гаубица «Мста» должна была предназначаться для уничтожения средств доставки тактических ядерных зарядов, минометных, артиллерийских и ракетных батарей, разрушения полевых фортификационных и других оборонительных сооружений, командных пунктов и пунктов управления, средств противовоздушной и противоракетной обороны, танков и других бронированных целей, живой силы и огневых средств противника. Дальность ведения огня должна была препятствовать маневрам резервов противника, расположенным в глубине его обороны. Гаубица должна была вести огонь как по наблюдаемым, так и ненаблюдаемым целям с закрытых позиций и прямой наводкой, включая эксплуатацию в горных условиях. Несмотря на то, что основной целью создания новой артиллерийской системы являлось превосходство над иностранными конкурентами, как существующими, так и только разрабатываемыми, снова обязательным требованием была оставлена возможность использования с артсистемой старых штатных выстрелов буксируемых гаубиц Д-20, МЛ-20, самоходных орудий 2С3 и 2С5, с переменными зарядами как в стальных, так и в латунных гильзах.

Комплекс НИОКР по созданию новой буксируемой гаубицы Мста-Б начался в 1976 году. Основной целью разработки новой артиллерийской системы было: повышение дальности ведения огня, увеличение угла вертикального наведения, повышение эффективного действия снаряда у цели, маневренности и остальных характеристик в сравнении с гаубицами Д-1, МЛ-20 и Д-20, находившимися на вооружении Советской Армии.

Основное внимание при разработке новой гаубицы уделялось вопросу обеспечения высоких показателей кучности стрельбы за счет конструктивных мероприятий. Компоновка основных узлов 152-мм гаубицы Мста-Б была реализована с учетом обеспечения стабильности возмущающих моментов, возникающих при стрельбе. Еще на этапе проектирования и отработки орудия конструкторами было осуществлено исследование по выбору оптимального сочетания конструктивных и геометрических параметров снаряда, что в итоге позволило обеспечить улучшенные аэродинамические характеристики нового осколочно-фугасного снаряда, а также его устойчивость на траектории, несмотря на существенную длину и дальнобойную форму снаряда.

Гаубица «Мста-Б» была оснащена полуавтоматическим затвором, а также досылателями пружинного типа, предназначенными для досылания снаряда и гильзы, гидродомкратом с поддоном для стрельбы при вывешенных колесах, гидравлическими противооткатными устройствами с жидкостным охлаждением тормоза отката, двухскоростным винтовым механизмом горизонтального наведения и двухскоростным механизмом вертикального наведения секторного типа, прицельным устройством, предназначенным для стрельбы с закрытых позиций и прямой наводкой, пневматической системой торможения колес, станинами с откидными сошками и подхоботовыми катками.

Работы по созданию гаубицы завершились успешно, в 1986 году новая артиллерийская система была принята на вооружение Сухопутных войск ВС СССР, серийное производство буксируемых гаубиц началось в 1987 году. Производством гаубиц занимался Пермский машиностроительный завод (сегодня «Мотовилихинские заводы»). Всего в Перми было собрано порядка 1200 таких гаубиц. За разработку 152-мм буксируемой гаубицы Мста-Б большая группа инженеров-конструкторов ОКБ ПО «Баррикады» была награждена различными правительственными наградами, а сама работа по проектированию артиллерийской системы и выстрелов к ней была удостоена Государственной премии СССР.

В 152-мм гаубице Мста-Б были успешно реализованы следующие конструктивные решения:— трехкамерный дульный тормоз, обладавший эффективностью до 63%;— механизм заряжания с бросковым пружинным досылателем снарядов, взводящимся от откатных частей, и направляющим лотком с приводом от затвора;— двухскоростные механизмы наведения ствола орудия, которые обеспечивали углы вертикального наведения до 70 градусов и наведение по горизонтали при уклонах до 5 градусов;— автоматическое отключение подрессоривания колес при разведении станин.

Буксируемая 152-мм гаубица Мста-Б (2А65) была построена по классической для артиллерийских орудий схеме. Гаубица получила оснащенный трехкамерным литым дульным тормозом и полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором ствол-моноблок, длина ствола — 53 калибра. Над стволом были расположены гидропневматические противооткатные устройства (накатник и тормоз отката с жидкостным охлаждением). Для защиты расчета (состоял из 8 человек) и механизмов гаубицы от мелких осколков и пуль гаубица имела верхний станок со щитовым прикрытием. Также имелись поворотный (двухскоростной, винтовой), подъемный (двухскоростной, секторного типа) и уравновешивающий механизмы.

Нижний станок гаубицы получил две станины коробчатого сечения и двухколесную ходовую часть. На нижнем станке лафета гаубицы был установлен специальный поддон, на который с помощью гидравлического домкрата опускалось орудие при переводе артсистемы из походного в боевое положение. На концах коробчатых станин были размещены вспомогательные металлические катки, при помощи которых гаубицу можно было повернуть для ведения огня в любом необходимом положении (без изменения положения станин гаубицы угол составлял 55 градусов). В вертикальной плоскости имеющийся подъемный механизм верхнего станка обеспечивает наведение 152-мм гаубицы Мста-Б на цель в диапазоне углов от −3,5 до +70 градусов. Для уменьшения утомляемости номеров расчета гаубицы и повышения скорострельности она была оснащена двумя пружинными досылателями броскового типа для досылки зарядов и снарядов.

При переводе гаубицы в походное положение поддон поднимается и крепится к стволу и люльке, а станины сдвигаются и соединяются затем с прицепным устройством тягача. В качестве штатного средства транспортировки артиллерийской системы выступает армейский грузовой автомобиль повышенной проходимости Урал-4320, обладающий колесной формулой 6х6. Имеющийся у гаубицы подрессоренный колесный ход обеспечивает ее буксировку по шоссе со скоростью до 80 км/ч, а при движении по пересеченной местности — до 20 км/ч.

В боекомплект 152-мм буксируемой гаубицы Мста-Б входили несколько типов осколочно-фугасных снарядов (включая 3ОФ61 увеличенной дальности, обладающий донным газогенератором), снаряды-постановщики радиопомех, кассетные снаряды с осколочно-фугасными и кумулятивно-осколочными поражающими элементами, дымовые снаряды-целеуказатели. Также с гаубицей может использоваться корректируемый артиллерийский боеприпас 3ОФ39 комплекса управляемого вооружения «Краснополь» с лазерной подсветкой цели. Расчет из трех человек может подсвечивать цель с помощью лазерного целеуказателя-дальномера, который входит в состав переносного комплекса автоматизированного управления огнем «Малахит». Малоразмерные цели типа танк могут подсвечиваться с расстояния до 4-х километров ночью и 5-7 километров днем, более крупные цели — до 15 километров.

Максимальная дальность стрельбы обычными осколочно-фугасными снарядами составляет 24,7 километра, снарядом 3ОФ61 с газогенератором донного вдува и дальнобойным зарядом — до 30 километров. С гаубицей могут использоваться все типы выстрелов раздельного заряжения, созданных как для буксируемой Мста-Б, так и для САУ 2С19 Мста-С, а также для более ранних артиллерийских систем того же калибра — гаубиц Д-20 и МЛ-20, САУ 2С3 «Акация».

Тактико-технические характеристики гаубицы Мста-Б:

Калибр — 152 мм.Масса — 7000 кг.Максимальная дальность стрельбы — 24,7/30 км.Скорострельность — 7-8 выстр./мин.Боекомплект — 60 выстрелов.Масса снаряда — 43,56 кг.Угол возвышения — от -3 до +70 градусов.Угол горизонтального наведения — 55 градусов.Штатный тягач — Урал-4320 или МТ-ЛБ.Скорость транспортировки — до 80 км/ч (по шоссе).Расчет — 8 человек.

Источники информации:http://otvaga2004.ru/kaleydoskop/kaleydoskop-art/msta-po-uralskihttp://army-news.ru/2015/12/152-mm-buksiruemaya-gaubica-msta-b-2a65http://mz.perm.ru/products/21/479http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=3528.0Материалы из открытых источников

topwar.ru

Пока в России занимались профанацией с дальностью стрельбы 2с35, в США уже создана гаубица с дальностью стрельбы 40 км

О том, что в России якобы создан управляемый артиллерийский снаряд (УАС) с дальностью стрельбы равной 70 км, в официальной версии русской Википедии, заявляется с 2014 года. На самом деле в существующей парадигме в России никогда не смогут разработать подобного артиллерийского снаряда.

По нескольким причинам, основная, из которых заключается в том, что в настоящее время в России просто нет соответствующих подготовленных кадров, которые бы могли его создать. Единственное, что действительно создается, только громкие заявления.

В Соединенных Штатах в ноябре 2016 года, на полигоне Yuma (от Army’s Watervliet Arsenal) штат Аризона, прошли первые опытные испытания новой модификации 155-мм полевой гаубицы M777ER. Длина ствола орудия увеличена до 55 калибров, что в переводе составляет 8525 мм. В результате, дальность стрельбы обычным осколочно-фугасным (HE) 155-мм снарядом (устаревшей конструкции) составляет 40 км.

Ответ из США на русские заявления о дальностях стрельбы

Что наиболее важно, увеличение дальности стрельбы из гаубицы, не пошло во вред изменениям в точности стрельбы. Точность стрельбы является основным критерием в разработке любого артиллерийского орудия США (и НАТО), в виду наличия соответствующих стандартов точности.

Следующим шагом перед принятием на вооружение новой версии 155-мм полевой гаубицы M777ER, будут опытные стрельбы с новым активно-реактивным снарядом, дальность стрельбы которого будет доведена до 70 км. Принятие на вооружение нового типа активно-реактивного снаряда планируется к июлю 2018 года.

Само по себе данное обстоятельство только кажется на первый взгляд, что мало о чем говорит. Однако, это говорит о том, что к июлю 2018 года, будет модернизирован и управляемый артиллерийский снаряд M982 Excalibur дальность стрельбы которого будет составлять 100 км. И что характерно, без потери точности стрельбы, как известно основным показателем данного снаряда является несколько дальность стрельбы, сколько точность поражения. Вероятная круговая ошибка (CEP) управляемого снаряда M982 Excalibur для любой дальности стрельбы не должна превышать трех метров.

Создание орудия с длиной ствола в 55-ть калибров не является сложной (в техническом плане) проблемой. Проблему будут создавать колебательные процессы, связанные с длинным стволом, после выстрела. Чем длиннее будет стол, тем больше будут его колебания. Соответственно это будет вести к снижению скорострельности орудия. Именно по этому, создание орудия с более длинным стволом, при сохранении скорострельности, является наиболее сложной задачей.

Современные проблемы и научный подход при создании орудия с длиной ствола 55 калибров

Когда орудие производит выстрел, в районе дульного среза образуется взрывная волна. Дульный тормоз, расположенный на конце ствола гаубицы (или пушки), принимает энергию образовавшихся пороховых газов и перенаправляет их в обратном направлении, так что это помогает замедлить движение ствола во время отката, что в свою очередь ведет к снижению колебательных процессов ствола орудия.

То есть, специально для нового ствола 155-мм полевой гаубицы M777ER равного 55 калибрам, был создан новый дульный тормоз, который обеспечивает перевод теории в практику. Но, это еще далеко не все. Дело все в том, что перенаправленные дульным тормозом пороховые газы (в момент выстрела) создают взрывную волну, которая будет влиять на расчет орудия. Так как, чем больше дальность стрельбы, тем более мощный заряд нужно использовать.

Суть русских артиллерийских профанаций

В результате в настоящее время проблему составляет не создание 155-мм ствола орудия длиной 55 калибров, а казалось бы, создание одного элемента ствола орудия, который чисто внешне и не является проблемным вовсе.

Теперь просто призадумайтесь. В России в 2014 году создатели «новый тип самоходного орудия», для которого якобы уже существует снаряд с дальностью стрельбы 70 км. При этом в официальной версии русской Википедии нет ни единого слова, которое бы расписывало процесс создания такового ствола, и самое главное, ту проблему, решить которую, до появления настоящих цифровых технологий не смогли. Вы не найдете ни одного слова в описании той проблемы, которая фактически появляется перед создателями орудия.

Кроме того. Как вы уже, наверное, смогли заметить, орудие с длиной ствола менее 55 калибров просто не может (на практике) вести стрельбу обычным (HE) снарядом на дальность равную 40 км, с сохранением требуемых стандартов точности. Теоретически на бумаге может быть создано. Без предъявления стандартов точности – можно вести стрельбу и на дальность равную до 80 км, а также более.

Может возникнуть вопрос: а почему тогда разработка и модернизация подобного полевой гаубицы M777A2 началась только после того, как о создании системы и снаряда с такой же дальностью стрельбы было заявлено Россией? Вопрос, на который ответы были даны еще, до того, как Россия вообще подобными системами заинтересовалась.

Подведем итоги

Я напоминаю создателям самоходной пушки 2С35, что за время первого десятилетия XXI века, в Соединенных Штатах прошла не одна программа по созданию перспективной самоходной артиллерийской системы. А две. Первая называлась – XM2001 Crusader, последующее развитие которой было отменено в мае 2002 года. И вторая называлась – XM1203 Non-Line-of-Sight Cannon или орудие непрямой линии визирования (NLOS-C), создаваемая по программе боевого вооружения будущего (FCS), с 2003 по 2008 годы. И оба образца были доведены до конечного состояния, которое можно было показать, включая налогоплательщиков. 

Только русская версия Википедии описывая сравниваемые характеристики самоходной пушки 2С35, сравнивает ее с одним из образцов, который не был принят на вооружение. При этом американцы изначально ни одну разрабатываемую систему не создавали двуствольной. Зато те разработки, которые были действительно воплощены, на российском аналоге, даже не задумывались и не озвучивались вообще. Например, это относится к системе водяного охлаждения ствола орудия.

sgs-mil.org

ГАУБИЦА

Гаубица (от нем. Haubitze, чеш. houf-nice — «орудие, применяемое для метания камней») представляет собой артиллерийское орудие, используемое для ведения навесной стрельбы. Изобретение этого орудия относится к XVI в., в российской армии назывались гауфницы либо гафуницы. В гаубице использовались разрывные снаряды, бомбы и гранаты, разработанные специально для этого типа оружия.

В связи с тем, что заряжание осуществлялось с дула, гаубицы изготавливались короткими, примерно соответствующими длине руки, чтобы можно было спокойно вкладывать в орудие разрывной снаряд. Усовершенствования методов заряжания способствовали видоизменению гаубиц, однако ствол гаубицы все равно оставался небольшим, в пределах не более 8—14 калибров. К концу XVIII в. гаубицы перевели на переменный заряд, позволяющий при стрельбе производить довольно крутую траекторию полета снаряда.

В 1897 г. прошла испытания легкая полевая гаубица 101,5-мм калибра, масса орудия 2000 кг, оснащенная передком, для произведения выстрелов использовались шрапнель, включающая до 500 пуль, и граната, обеспечивалась боекомплектом в количестве 58 снарядов. В результате взрыва гранаты в воздухе конус разлета осколков на высоте 2000 м определялся в 200°, поэтому часть осколков приобретала направление полета и в обратную сторону — назад.

Буксируемые и самоходные гаубицы. Представляют собой артиллерийские системы с увеличенной длиной ствола, разрабатываемые в 60-х гг. XX в., основным центром конструирования и производства такого оружия стали США с европейскими союзниками по блоку НАТО. Широкое применение среди разработок имели буксируемые гаубицы 155-мм калибра M114, М198, производства США, и FH-70, являющиеся совместной разработкой конструкторов Великобритании, ФРГ, Италии.

Среди самоходных гаубиц предпочтение отдавалось M109 производства США, MkF3 и GCT производства Франции. Однако часть данного оружия спустя два десятилетия требовала обширного усовершенствования. Стрельба из гаубиц производится обычными, а также активно-реактивными снарядами.

Характеристики данных систем отвечают требованиям НАТО о единой баллистике 155-мм артиллерийских орудий. Длина ствола должна составлять 39  клб; объем зарядной каморы не менее 18 л; дальность стрельбы обычными снарядами достигает 24 км, для активно-реактивных снарядов максимальная дальность определяется в 30 км. Однако 90-е гг. XX в. внесли коррективы в стандарты оружия этих систем, для повышения дальности и глубины поражения противника артиллерийским огнем длина ствола была определена в 52 клб, объем зарядной каморы в 23 л.

В середине 70-х гг. XX в. в некоторых странах, не входящих в НАТО, были разработаны подобные системы с лучшими баллистическими характеристиками, для этих орудий были разработаны стволы от 45 клб и выше, которые способны были производить стрельбу на расстояние в 30—40 км.

История создания буксируемых гаубиц началась в 60-е гг. XX в. в Институте космических исследований в Канаде, которым руководил талантливый конструктор Дж. Булл, получивший финансирование от правительства США и правительства Канады на исследовательский проект верхних слоев атмосферы. Исследования должны были помочь в разработке метательной пушки для вывода спутников небольшого размера на околоземную орбиту. По программе удалось сконструировать три пушки на основе стволов, принадлежащих орудиям калибра 406 мм, доставленных с американских линейных кораблей Второй мировой войны.

Созданная наибольшая пушка располагала стволом 50 м длины, с ее помощью удалось отправить снаряд весом в две тонны на высоту в 180 км. В 1967 г. финансирование программы было прекращено в результате активного развития ракетостроения. Дж. Булл организовал фирму «Спейс ричерс корпорейшн», продолжившую разработки ствольной артиллерии.

Фирма разрабатывала артиллерийские системы, способные производить повышенную дальность стрельбы, а также боеприпасы для нее. Позже корпорация то закрывалась, то вновь начинала работу, к середине 80-х гг. XX в. она открыла филиалы во многих странах по всему миру. Корпорацией была создана буксируемая 155-мм гаубица, названная GC-45, со стволом длиной 45 клб, наибольшая дальность стрельбы осуществлялась при помощи снарядов ERFB-BB и составляла 39 км. Представленная модель не отвечала всем требованиям для внедрения ее в массовое производство, поэтому эта модель была принята в качестве базовой, на основе которой велись дальнейшие разработки этого вида оружия.GH N-45 — 155-мм буксируемая гаубица, производилась в 1979—1990 гг. австрийской фирмой «Вест Альпин» и NORICUM. Закупалась Иорданией, Ираком, Ираном, Ливией, Таиландом, Саудовской Аравией.

В начале 90-х гг. XX в. лицензия на производство этих гаубиц продана бразильской компании «Энжеса». Является улучшенным вариантом GC N-45: усовершенствован нижний станок путем увеличения прочности и уменьшения его массы, в конструкцию введены добавочные опорные плиты, новый досылатель, уравновешивающий механизм, подвергся уменьшению, небольшая реконструкция габаритов. Ствол изготовлен из автофретированной высокопрочной стали с помощью электро-шлаковой очистки, его длина составляет 45  клб. Орудие рассчитано на ведение боя любыми снарядами, относящимися к стандартным боеприпасам, принятым в НАТО. Наибольшая дальность стрельбы снарядами ERFB-BB составляет 39,6 км, живучесть ствола определена в 1500 выстрелов на полных зарядах.

Возможны срединные отклонения рассеивания в результате максимальной стрельбы в 0,35% по дальности, 0,007% по направлению. Орудие оснащено поршневым затвором с наличием полуавтоматики, поэтому скорострельность исчисляется 6—7 выстрелами в минуту на протяжении четверти часа на всех углах возвышения. В случае произведения стрельбы, рассчитанной на максимальную дальность с использованием наибольшей скорострельности, удается создать примерно десять выстрелов, до того как первый снаряд достигнет заданной цели. Стрельба, составляющая два выстрела в минуту, является нормальным темном стрельбы. Буксировка возможна благодаря 10-тонному автомобилю с колесной формулой 6x6. Передвижение гаубицы определяется в 90 км/ч, что является наибольшей скоростью передвижения по дорогам с асфальтовым покрытием, перемещение по грунтовым дорогам составляет 50 км/ч, движение по песку можно производить со скоростью в 15 км/ч.

Австрийские конструкторы разработали альтернативный вариант передвижения, при котором гаубица оснащается вспомогательной силовой установкой с приводом на колеса и является четырехцилиндровым двигателем «Порше» мощностью 125 л. с., монтируемым в передней части нижнего станка. Силовая установка может также применяться для работы устройств горизонтальной и вертикальной наводки, для опускания опорных плит основного и дополнительного назначения, устройств, применяемых для подачи боеприпасов на зарядный лоток. В конструкции существует специальный пульт, который установлен непосредственно на образце и с помощью которого может осуществляться управление движением гаубицы, также движение может контролироваться из кабины буксировочного автомобиля. В конструкции гаубицы введена ходовая часть от собственной силовой установки гаубицы, которая может использоваться для движения по труднопроходимым участкам местности.

Вспомогательный двигатель способствует сокращению затраченного времени, используемого для перевода орудия из походного положения в боевое, а также при обратном действии, что позволяет осуществлять данное действие двум номерам расчета. Создана возможность для быстрой смены огневых позиций, используя свой ход.

Для этого вида гаубиц наибольшая скорость передвижения примерно 35 км/ч, запас хода по топливу 150 км, учитывая передвижение по дорогам с асфальтовым покрытием, и 100 км для движения по пересеченной местности. В боевых условиях показала себя как надежное и практичное орудие.

enciklopediya-tehniki.ru