Кинжал бога войны. Гаубица д 30


122-мм гаубица Д-30 — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

122-мм гаубица Д-30А Тип: Страна: История производства Производитель: Варианты: Характеристики Масса, кг: Длина, мм: Длина ствола, мм: Ширина, мм: Высота, мм: Экипаж (расчёт), чел.: Калибр, мм: Противооткатное устройство: Лафет: Угол возвышения: Угол поворота: Скорострельность,выстрелов/мин: Прицельная дальность, м: Максимальнаядальность, м:
Д-30А на учебном полигонеАлматинского Института Сухопутных Войск
гаубица
СССР
Завод № 9
2А18, 2А18М, 2А18М1, 2А31, 2А32
3200 (в боевом положении)
5400 (в походном положении)
4660 (38 клб)
1900 (в походном положении)
1600 (в походном положении)
6
122
гидропневматическое
трёхстанинный
от −7° до +70°
360°
7-8 
15300
22000 (активно-реактивным снарядом)
122-мм гаубица Д-30122-мм гаубица Д-30

122-мм гаубица Д-30 — (Индекс ГРАУ — 2А18), советская буксируемая 122-мм гаубица, принятая на вооружение в 1963 году.

В 1978 году была модифицирована и состоит на текущий момент на вооружении многих государств под названием Д-30А (Индекс ГРАУ — 2А18М) .

История создания

Гаубица Д-30 появилась как замена дивизионной 122мм гаубице М-30 разработанной ОКБ Мотовилихинского завода, под руководством Фёдора Петрова в 1938 году. Практика использования М-30 в годы Великой Отечественной войны выявила как положительные стороны орудия так и недостатки. К недостаткам М-30 относились низкая кучность стрельбы и конструкция лафета не позволявшая вести круговой обстрел[1].

Как и разработка М-30, проектирование её замены в конце 50-х годов было доверено Фёдору Петрову, возглавлявшему ОКБ завода №9. Первоначальная разработка получила название Д-30 (2А18). Главным отличием от орудий, состоявших ранее на вооружении Советской армии, стала установка орудия на лафет из трёх станин, которые расставлялись на угол 120°, что повышало устойчивость орудия при круговом обстреле. Также новшеством стало буксирование орудия вперёд стволом. Зацеп фаркопфа тягача производился за шкворневую балку прикреплённую к дульному тормозу на шарнире. При приведении орудия в боевое положение, корпус орудия приподнимался домкратом с упором на грунт опорной плитой. Колёса на поворотных осях откидывались вверх

Следующая модификация Д-30, появившаяся в 1978 году, получила обозначение Д-30А и отличалась жёсткой конструкцией шкворневой балки, являвшейся единым целым с дульным тормозом. В дульном тормозе вместо 5 пар больших щелей и 1 малой были использованы 2 камеры. На бронещитке было установлено электрооборудование для удобства транспортировки орудия в колонне (указатели поворота и габаритные огни)[2].

Предназначение

Гаубица калибром 122-мм Д-30А (2А18М) предназначена для выполнения следующих задач:

  • уничтожения и подавления живой силы противника, открытой и находящейся в укрытиях полевого типа (в окопах, блиндажах, землянках)
  • уничтожения и подавления огневых средств пехоты противника
  • разрушения деревоземляных огневых точек (ДЗОТов) и других сооружений полевого типа
  • проделывания проходов в минных полях и проволочных заграждениях
  • борьба с артиллерией, мотомеханизированными средствами и танками противника.

На вооружении 35 стран, без учёта стран СНГ[3], находится около 3600 орудий.

В гаубице применено раздельно-гильзовое заряжание.

Конструкция лафета гаубицы обеспечивает круговой обстрел при углах возвышения ствола от −5° до +18° и стрельбу при углах возвышения от −7° до +70°, когда казённая часть находится в секторах между смежными станинами.

Тяговое средство гаубицы — автомобиль Урал-4320. Наибольшая допустимая скорость по хорошим дорогам с асфальтовым или бетонным покрытием до 80 км/ч. Гаубица снаряжается также лыжной установкой для транспортирования по глубокому снежному покрову. Стрельба с лыжной установки невозможна.

Основные технические данные Д-30А (2А18М)

Баллистические

Начальная скорость

  • Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда (заряд полный): 690 м/с
  • Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда (заряд уменьшенный переменный): 270—565 м/с
  • Начальная скорость кумулятивного снаряда: 740 м/с
  • Наибольшее давление пороховых газов: 250 МПа
  • Наибольшая дальность стрельбы: 15,4 км
  • Масса осколочно-фугасного снаряда: 21,76 кг
  • Масса кумулятивного снаряда: 14 кг
  • Масса заряда (полного): 4 кг

Конструктивные

  • Длина ствола с дульным тормозом (без шкворневой балки): 4,66 м (38клб)
  • Длина ствола без дульного тормоза: 4,3 м (35клб)
  • Длина нарезной части: 3,4 м
  • Число нарезов: 36
  • Наибольший угол возвышения: 70°
  • Наименьший угол склонения: −7°
  • Горизонтальный обстрел при угле возвышения ствола от −5° до 18°: 360°
  • Горизонтальный обстрел при угле возвышения от +18° до 70° и при положении ствола между подвижными станинами: 66°
  • Горизонтальный обстрел при угле возвышения от +18° до 70° и при п

wiki-org.ru

Кинжал бога войны

 

Е. Найдин

     Заочно вы все хорошо знакомы с этим артиллерийским орудием. Так же как и боевой вертолет Ми-24, его охотно показывают в кадрах телехроник вооруженных конфликтов, проходящих на территории нашей бывшей державы. Название этого орудия - 122-мм гаубица Д-30. Ее слава заслуженна, ведь благодаря заложенным в ней конструктивным решениям орудие обладает прекрасными боевыми свойствами, что дает основание назвать его венцом конструкторской мысли несамоходной артиллерии. И чтобы убедиться в этом, сравним Д-30 с ее предшественницей - 122-мм гаубицей образца 1938 года М-30, снискавший славу в годы Великой Отечественной войны.     Первое, что бросается в глаза, это необычная компоновка: лафет имеет три раздвижные станины, а ходовая часть размещена на верхнем станке. После установки станин на позиции под углом 120О (эта задача упрощается с помощью винтового домкрата на нижнем станке, на котором вывешивается орудие), колеса поднимаются на рычагах выше уровня станин, не мешая верхнему станку со стволом занять любое положение по горизонту. (Классическая схема предшественницы позволяла ей стрелять лишь в пределах 50 градусов.) Новая гаубица легко меняет направление огня, что сделало ее необходимой в десантных войсках. Так же как и предшественница, расстреливавшая прямой наводкой фашистские танки в дни обороны Москвы, Д-30 может использоваться в противотанковой обороне. Настильная траектория снаряда, круговой обстрел, прицел для стрельбы прямой наводкой, в дополнение к прицелу панорама для стрельбы с закрытых позиций - все это делает гаубицу близкой к противотанковому орудию. Ну а как же основные свойства? Ведь гаубица - это орудие для навесной стрельбы по целям, расположенным за укрытиями. По сравнению с предшественницей угол возвышения ствола увеличился с 63,5 до 70 градусов, а максимальная дальность стрельбы возросла с 11,8 до 15,3 км. Все это в сочетании со снарядом массой 21,7 кг позволяет легко уничтожать укрытые цели противника. Клиновой затвор с полуавтоматикой облегчил работу расчета и позволил увеличить скорострельность до 8 выстрелов в минуту - против 6 выстрелов у предшественницы, имевшей поршневой затвор. Новая компоновка ствола, когда тормоз отката и накатник расположены сверху, позволили снизить высоту линии огня с 1200 до 900 мм. Все это уменьшило высоту орудия и облегчило его маскировку на поле боя. Необычно выглядит и транспортировка орудия. Гаубицу возят стволом вперед: все три станины соединены между собой и подвешены к стволу. Орудие тянут за ствол с помощью шворневого устройства, прикрепленного к дульной части. Несмотря на возросшую массу орудия с 2400 до 3150 кг, допустимая скорость транспортировки возросла с 50 до 60 км/ч благодаря торсионному подрессориванию рычагов колес. Наезжая на препятствия, рычаги колес поворачиваются, закручивая торсионы. Благодаря упругости стали торсион начинает раскручиваться и, словно пружина, возвращает рычаг в прежнее положение.     Все перечисленные конструкторские решения сделали гаубицу Д-30 мощным и компактным орудием с небольшой массой и габаритами. И хотя сегодня, когда баллистические ракеты способны доставить мощные заряды в любую точку земного шара, ствольной артиллерии уже не подходит эпитет меча бога войны, гаубицу Д-30 можно смело назвать одним из его лучших кинжалов.

     Предлагаем собрать модель 122-мм гаубицы Д-30. Работа сложная, если учесть, что вам придется встретиться с немалым количеством миниатюрных деталей и узлов. Установка их потребует особой скрупулезности. Внимательно познакомьтесь с порядком сборки, рисунками и пояснениями. Развертки дателей вы найдете на листах 1 и 4. Кроме того, на картинках инструкции найдете схему изготовления трех деталей. Детали простой формы из проволоки или гвоздей описаны в тексте без их рисунков. Схемы сборки показаны несколькими проекциями. Модель может быть собрана в одном из положений - боевом или походном. Положения узлов модели в каждом из этих состояний показаны на рисунках. При особенно тщательном выполнении модель сможет принимать все положения работы орудия-прототипа.     Из материалов вам потребуется картон, клей, деревянные зубочистки, скрепки и гвоздики разных размеров. Если вы уже собирали модели, то знаете, что клей лучше взять ПВА, после высыхания он становится прозрачным и попавшие на поверхность модели капли не так видны. Из инструментов вам понадобятся ножницы (простые и маникюрные), шило для проделывания отверстий в картоне и бумаге и разметки линий сгиба, острый нож, лезкие или скальпель для вырезания деталей, наклеенных на картон, пинцет для установки маленьких деталей и удержания склеиваемых деталей, линейка для загибания лепестков. Для проделывания отверстий вам не помешают дырокол и микродрель.     Напомним об основных обозначениях и приемах работы с бумагой. Цифра в кружочке со стрелкой, касающаяся детали - номер детали. Если таких деталей несколько, то это может быть показано широкой стрелкой, идущей от кружка в их направлении. Цифры на лепестках, на деталях, рядом с линиями детали или на конце линии-выноски обозначают номер приклеиваемой детали. Черная стрелка, идущая от линии или лежащая на ней, обозначает линию сгиба. Линии сгиба намечайте еще до того, как вырежете деталь по контуру, так ее легче держать. Прорезь надо делать не сильно, чтобы деталь при дальнейшей сборке не разошлась по этому стыку. Если фон кружочка рядом с деталью залит желтым цветом, следует наклеить эту деталь на картон.     Деталь вырезайте с припуском, клейте на картон и только затем вырезайте бритвой или скальпелем точно по контуру. Если вам встретится знак "круг со стрелкой и штрихом", сверните деталь в кольцо вокруг оси, параллельной штриху. Этим же знаком обозначены детали, цилиндрическая поверхность которых образована несколькими слоями (см. детали 13, 71). Незакрашенная поверхность этих деталей покрывается клеем. Деталь стыкуется краями закрашенной зоны, а незакрашенная зона образует внутренние слои поверхности. В отличие от предыдущего знака знак "два круга со штрихом" обозначает деталь, которая свертывается на спице или другой детали. Свертываемые детали требуют предварительной подготовки - деталь протягивается через угол стола или две линейки всей поверхностью сворачивания. Так же поступают с деталями, имеющими криволинейную форму. Все это делается также до чистовой обрезки детали. Знак "ножницы" обозначает линию разреза или вырезаемый контур. "Кружочек залитый зеленым фоном" позволяет различить симметричные детали, имеющие один номер, кружочек без фона - деталь правой стороны, залитый зеленым фоном - левой стороны.     Сборка ведется узловым способом. Основные узлы - нижний станок, ствол с люлькой, верхний станок с колесным ходом, прицельные устройства. Лишь собрав эти узлы, вы сможете приступить к сборке всей модели.

     НИЖНИЙ СТАНОК. Из деталей 1, 2, 3 и 4 склейте две поворотные и одну неподвижную станину. Лепестки деталей 1 и 2 вклейте между деталями 3 и 4. Склейте из деталей 5 и 6 поддон домкрата и наденьте ее на винт домкрата 7, сделанный из куска гвоздя (длина куска 16 мм, диаметр гвоздя 1,5 мм). При использовании гвоздиков в моделях желательно облагородить их внешний вид, удалив надфилем зазубрины, заусенцы и рифления на шляпках. На винт домкрата 7 намотайте ось верхнего станка 8, а на нее - стакан нижнего станка 9. Диаметр оси 8 должен быть около 4 мм. Все три детали (винт домкрата 7, ось верхнего станка 8, стакан нижнего станка 9) должны свободно вращаться друг в друге. Склейте между собой стакан нижнего станка 9, фиксированную станину, нижнюю поверхность станка 10, опорную поверхность станка 11. Правильно сориентируйте поверхность 10 и 11 относительно друг друга. Отверстие в опорной поверхности 11 должно позволять свободно входить оси 8 в стакан 9, а в нижней поверхности 10 - винту 7 в оси 8. С помощью осей 12, сделанных из кусков гвоздей длиной 12 мм, установите поворотные станины на нижнем станке. Чтобы оси не мешали повороту верхнего станка, сточите шляпки гвоздей как можно больше и заглубите их в опорную поверхность 11.     СТВОЛ С ЛЮЛЬКОЙ. Соберите из деталей 13, 14, 15, 16, 17, 18 ствол. Деталь 15 установите с помощью деталей 14, намотанных на деталь 13. Дульный тормоз 17 крепится на стволе 13 двумя лепестками, загнутыми внутрь детали 17. Для большей реальности модели сделайте в дульном тормозе 17 в торцевой части осевое отверстие для вылета снарядов и каналы выхода газов. Склейте из деталей 19 и 20 кожух возвратного механизма и приклейте к нему с помощью полосок деталей 20 собранную часть ствола. Одев на ствол казенную часть 21, приклейте ее к детали 19, предварительно вклеив в казенную часть 21 ограждение 22. По контуру ограждения 22 приклейте проволоку и удалите фрагменты, отсутствующие на зеркальной половине детали 22. Завершается сборка ствола установкой детали люльки 23, сектора подъемного механизма 24, рычага спуска 25 и цапф 26.     ВЕРХНИЙ СТАНОК. Склейте из деталей 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34 и 35 верхний станок. Пропустите сквозь отверстие в детали 27 ось верхнего станка 8 и приклейте ее к детали 28. Перед установкой левой детали 34 удалите ( место обозначенно красным цветом) проем для установки привода наведения. Приклейте к собранному верхнему станку патрубки верхнего станка 36. Из деталей 37, 38, 39, 40, 41 и 42 соберите колеса, как показано на рисунке. Для получения правильной формы колес надо как можно тщательней отнестись к сборке этих деталей. Особой аккуратности требует деталь 37. Одну иглу циркуля поставьте в обозначенный центр развертки детали, а иголкой второй ножки наметьте среднюю дугу сгиба. К патрубкам верхнего станка 36 приклейте собранные из деталей 43 и 44 ограничители. Обхватив полосками балансиров 45 концы осей 42 и патрубков 36, подвесьте колеса на верхнем станке. Проследите, чтобы клей не попал между поверхностями полосок балансиров и патрубков, иначе они не смогут вращаться друг относительно друга. Чтобы балансиры не сваливались с патрубков 36, на концы патрубков наклейте полоски 46.     ПРИВОДЫ. Из деталей 47, 48 и 49 соберите привод горизонтального наведения. Срежьте конец детали 47 под острым углом перед тем, как приклеить ее к детали 29. Из скрепки сделайте рукоятки домкрата 50 и вставьте их в отверстия в стакане 9, так чтобы они не мешали вращению оси 9. Привод вертикального наведения собирается из деталей 51, 52, 53, 54, 56 и 48. На детали 51 делается разрез под углом 45О по риске на поверхности. Склейте полученные части "коленом" под углом 90О. На оси 56, сделанной из скрепки, установите маховик 48 на расстоянии 5 мм от среза детали 51.     ПРИЦЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА. Приклейте к левой стороне люльки 23 кронштейн 57. На кронштейн наклейте трубку оптического прицела 58, барабанчик 59 и маховик 60 прицельного устройства и собранный из деталей 61 и 62 прицел панорамы. Детали 58 и 62 делаются из зубочистки. Длина детали 58 - 11 мм. Деталь 62 делается из двух частей, соединенных коленом под углом 90О. На верхней части детали 62 сделайте срез под углом 45О для детали 61.     ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ СБОРКА. Вставьте ось 63 (делается из скрепки) в цапфенные опоры 35 и цапфы 26. Приклейте к детали 30 щит 64 вместе с ящиком ЗИП 65. Склейте из деталей 66 и 67 цилиндр уравновешивающего механизма. Установите его, прикрепив справа на люльке 23 к кронштейну 68 с помощью штока 69 (гвоздик диаметром 1 мм). Снизу приклейте к ограничителю 43 цилиндр. Соедините верхний и нижний станок и вставьте в ось 8 домкрат. Приклейте к поверхности неподвижной станины 1 деталь 70. Если модель пушки собрана в походном положении, деталь 70 клеится перпендикулярно к поверхности детали 1 и обхватывает своей полоской ствол 13 (место установки детали 70 обозначено на боковых поверхностях детали 1 черными прямоугольниками). Из деталей 71, 72 соберите каток и приклейте его к вилке, собранной из деталей 73, 74 и 75. Проткнув ось 75 посредине булавкой, установите собранный каток на торцевой части неподвижной станины 1. Завершается изготовление модели сборкой трех стопоров из деталей 76 и 77 и установкой шкворневой балки 78 на детали 18. На каждый штырь 76 приклеивается по три лепестка 77. В походном положении стопоры укладываются на поверхности станин, в боевом - вставляются в звездообразное отверстие в концах станин. На собранной модели не забудьте покрасить незакрашенные места.

Примечание. Чтобы скопировать листы с деталями на свой компьютер, последовательно щелкните на каждом из приведенных здесь уменьшенных изображений правой кнопкой мыши и выберите в появившемся контекстном меню пункт Сохранить объект как. При распечатке самостоятельно отследите одинаковый масштаб для всех листов.

jtdigest.narod.ru

122 мм гаубица Д-30 (2А18)

122 мм гаубица Д-30 (2А18)

122 мм гаубица Д-30 предназначена: подавления (уничтожения) живой силы, расположенной открыто и в укрытиях полевого типа; подавления (уничтожения) огневых средств противника; уничтожения танков и других бронированных целей противника; разрушения полевых оборонительных сооружений противника.

Год принятия на вооружение: 1960

Расчёт, чел: 5

Масса, т: 3.15

Длина, мм: в походном положении - 5400

Ширина, мм: в походном положении - 1950

Орудие: 122-мм нарезная гаубица 2А18

Длина ствола: 38 калибров

Масса снарядов, кг: 14.08 - 21.76

Скорострельность, в/мин: 6-8

Начальная скорость снаряда, м/с: 690

Угол возвышения: от -7° до +70°

Угол горизонтального наведения: 360°

Максимальная дальность стрельбы, км: 15.3

Скорость буксировки по шоссе, км/ч: до 80

Одна из трех станин является неподвижной, а остальные две разводятся относительно ее на 120° при приведении гаубицы в боевое положение. Перед выполнением этой операции гаубица с помощью винтового домкрата опирается на поддон нижнего станка, а колеса ходовой части вывешиваются над грунтом.

Гаубица имеет ствол длиной 38 калибров, на котором установлен дульный тормоз, поглощающий до 50% энергии отдачи. Затвор клиновой, вертикально перемещающийся с полуавтоматикой, копирного типа. Противооткатные устройства размещены в корытообразной люльке над стволом. Смонтированные на верхнем станке механизмы наведения орудия в цель позволяют вести стрельбу с углами вертикального обстрела от -7° до +70°. Гаубица Д-30 транспортируется трехосным армейским грузовым автомобилем (6x6). Для перевода ее в походное положение подвижные станины сводятся к неподвижной и крепятся к ней.

Время перевода из походного положения в боевое и обратно составляет примерно 1,5-2,5 мин.

Гаубица буксируется стволом вперед, при этом для соединения ее с тягачом используется шкворневая балка, закрепленная снизу дульного тормоза. Наличие подрессоренного колесного хода позволяет буксировать гаубицу с большой скоростью, как по шоссе, так и по пересеченной местности.

Дальность прямого выстрела составляет 850 м, максимальная дальность стрельбы— 15300 м. Кумулятивный снаряд гаубицы пробивает расположенную под углом 90° плиту броневой стали толщиной 180 мм, стрельба ведется со скорострельностью 6-8 выстрелов в минуту. 

www.mil.by

122-мм гаубица Д-30 — Википедия РУ

122-мм гаубица Д-30 — (Индекс ГРАУ — 2А18), советская буксируемая 122-мм гаубица, принятая на вооружение в 1963 году.

Тип Страна История службы Принят на вооружение Войны и конфликты История производства Производитель Варианты Характеристики Масса, кг Тип тягача Длина, мм Длина ствола, мм Ширина, мм Высота, мм Экипаж (расчёт), чел. Калибр, мм Затвор Противооткатное устройство Лафет Угол возвышения Угол поворота Скорострельность,выстрелов/мин Прицельная дальность, м Максимальнаядальность, м
122-мм гаубица Д-30А
Д-30А на учебном полигонеАлматинского Института Сухопутных Войск
гаубица
СССР
1963
Завод № 9ПМЗ (2А18 для САО 2С1)[1]
2А18, 2А18М, 2А18М1, 2А31, 2А32
3200 (в боевом положении)
Урал-4320
5400 (в походном положении)
4660 (38 клб)
1900 (в походном положении)
1600 (в походном положении)
6
122
клиновый
гидропневматическое
трёхстанинный
от −7° до +70°
360°
7-8 
15300
22000 (активно-реактивным снарядом)
 122-мм гаубица Д-30А на Викискладе
122-мм гаубица Д-30

В 1978 году была модифицирована и состоит на текущий момент на вооружении многих государств под названием Д-30А (Индекс ГРАУ — 2А18М).

История создания

Гаубица Д-30 появилась как замена дивизионной 122 мм гаубице М-30 разработанной ОКБ Мотовилихинского завода, под руководством Фёдора Петрова в 1938 году. Практика использования М-30 в годы Великой Отечественной войны выявила как положительные стороны орудия так и недостатки. К недостаткам М-30 относились низкая кучность стрельбы и конструкция лафета, не позволявшая вести круговой обстрел[2].

Как и разработка М-30, проектирование её замены в конце 50-х годов было доверено Фёдору Петрову, возглавлявшему ОКБ завода № 9. Первоначальная разработка получила название Д-30 (2А18). Главным отличием от орудий, состоявших ранее на вооружении Советской армии, стала установка орудия на лафет из трёх станин, которые расставлялись на угол 120°, что повышало устойчивость орудия при круговом обстреле. Также новшеством стало буксирование орудия вперёд стволом. Зацеп фаркопфа тягача производился за шкворневую балку прикреплённую к дульному тормозу на шарнире. При приведении орудия в боевое положение, корпус орудия приподнимался домкратом с упором на грунт опорной плитой. Колёса на поворотных осях откидывались вверх

Следующая модификация Д-30, появившаяся в 1978 году, получила обозначение Д-30А и отличалась жёсткой конструкцией шкворневой балки, являвшейся единым целым с дульным тормозом. В дульном тормозе вместо 5 пар больших щелей и 1 малой были использованы 2 камеры. На бронещитке было установлено электрооборудование для удобства транспортировки орудия в колонне (указатели поворота и габаритные огни)[3].

Предназначение

Гаубица калибром 122-мм Д-30А (2А18М) предназначена для выполнения следующих задач:

  • уничтожения и подавления живой силы противника, открытой и находящейся в укрытиях полевого типа (в окопах, блиндажах, землянках)
  • уничтожения и подавления огневых средств пехоты противника
  • разрушения деревоземляных огневых точек (ДЗОТов) и других сооружений полевого типа
  • проделывания проходов в минных полях и проволочных заграждениях
  • борьба с артиллерией, мотомеханизированными средствами и танками противника.

На вооружении 35 стран, без учёта стран СНГ[4], находится около 3600 орудий.

В гаубице применено раздельно-гильзовое заряжание.

Конструкция лафета гаубицы обеспечивает круговой обстрел при углах возвышения ствола от −5° до +18° и стрельбу при углах возвышения от −7° до +70°, когда казённая часть находится в секторах между смежными станинами.

Тяговое средство гаубицы — автомобиль Урал-4320. Наибольшая допустимая скорость по хорошим дорогам с асфальтовым или бетонным покрытием до 80 км/ч. Гаубица снаряжается также лыжной установкой для транспортирования по глубокому снежному покрову. Стрельба с лыжной установки невозможна.

Основные технические данные Д-30А (2А18М)

Баллистические

Начальная скорость

  • Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда (заряд полный): 690 м/с
  • Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда (заряд уменьшенный переменный): 270—565 м/с
  • Начальная скорость кумулятивного снаряда: 740 м/с
  • Наибольшее давление пороховых газов: 250 МПа
  • Наибольшая дальность стрельбы: 15,4 км
  • Масса осколочно-фугасного снаряда: 21,76 кг
  • Масса кумулятивного снаряда: 14 кг
  • Масса заряда (полного): 4 кг

Конструктивные

  • Длина ствола с дульным тормозом (без шкворневой балки): 4,66 м (38клб)
  • Длина ствола без дульного тормоза: 4,3 м (35клб)
  • Длина нарезной части: 3,4 м
  • Число нарезов: 36
  • Наибольший угол возвышения: 70°
  • Наименьший угол склонения: −7°
  • Горизонтальный обстрел при угле возвышения ствола от −5° до 18°: 360°
  • Горизонтальный обстрел при угле возвышения от +18° до 70° и при положении ствола между подвижными станинами: 66°
  • Горизонтальный обстрел при угле возвышения от +18° до 70° и при положении ствола между неподвижными и подвижными станинами: ±29°
  • Количество жидкости «Стеол М» в тормозе откатных частей: 10,3 л
  • Количество жидкости «Стеол М» в накатнике: 9,7 л
  • Количество жидкости «Стеол М» в уравновешивающем механизме: 0.45 л
  • Начальное давление в накатнике: 4.6 МПа
  • Нормальная длина отката: 0,74-0,93 м
  • Давление в уравновешивающем механизме: 6МПа

Габаритные

  • Длина гаубицы в походном положении: 5,4 м
  • Ширина гаубицы в походном положении: 2,2 м
  • Высота гаубицы в походном положении (без учёта фонарей): 1,8 м
  • Высота линии огня: 0,9 м
  • Длина гаубицы в боевом положении при угле возвышения 0°: 7,8 м
  • Расстояние между точками опоры лафета в боевом положении: 5,6 м
  • Клиренс (минимальный): 0,325 м

Массовые

  • Гаубица в боевом положении: 3200 кг.
  • Гаубица в походном положении: 3290 кг.
  • Ствол: 1,05 т
  • Затвор: 30 кг
  • Качающая часть: 1,5 т
  • Откатная часть: 1,23 т
  • Люлька: 210 кг
  • Тормоз откатных частей в собранном виде: 75 кг
  • Верхний станок: 212 кг
  • Нижний станок с неподвижной станиной: 318 кг
  • Станины (две): 310 кг
  • Накатник в собранном виде: 73 кг
  • Колёса со ступицей: 148 кг
  • Лыжная установка: 270 кг

Эксплуатационные

  • Скорострельность гаубицы: 6-8 выстр/мин
  • Время перевода из походного положения в боевое: 1,5-2,5 мин
  • Наибольшая скорость транспортировки: 80 км/ч
  • Орудийный расчёт Д-30А правительственных войск Афганистана произвёл выстрел.

  • Положение Д-30А при буксировке. Репетиция парада в Донецке.ВС ДНР

  • Казённая часть гаубицы.

Устройство гаубицы

Гаубица состоит из ствола, противооткатных устройств, лафета и прицельных устройств. Ствол — из трубы, дульного тормоза, захватов, казённика и клинового затвора с вертикальным ходом. Противооткатные устройства состоят из гидропневматического накатника (46 атм) и гидравлического тормоза откатных частей. Лафет состоит из люльки, верхнего станка, нижнего станка, уравновешивающего механизма, приводов вертикальной и горизонтальной наводки, колёсного хода, механизмов подрессоривания, механизма крепления орудия по-походному. Прицельные устройства состоят из панорамного прицела ПГ-1 и телескопического прицела ОП-4М. Ствол, люлька, противооткатные устройства и прицельные устройства составляют качающую часть орудия, которая приводится во вращательное движение относительно оси цапф люльки ствола при наводке ствола в вертикальной плоскости. Качающая часть, верхний станок с боевым щитом и колёсным ходом, уравновешивающий механизм и привода наводки образуют вращающую часть, которая приводится во вращательное движение относительно оси боевого штыря[5] верхнего станка при наводке ствола в горизонтальной плоскости. Нижний станок с тремя станинами и гидродомкратом (в ранней модификации механическим домкратом) образуют неподвижную при наводке ствола часть орудия. Домкрат используется для подъема гаубицы для разведения и сведения станин из походного положения в боевое и обратно.

Применение

Гаубица Д-30 в больших количествах состоит на вооружении во многих странах мира. Она применялась и применяется во многих военных конфликтах. Производилась, кроме СССР, в Ираке, Египте, Югославии и Китае. На базе Д-30 создано несколько самоходных артиллерийских установок: 2С1 Гвоздика, Semser. В Воздушно-десантных войсках гаубицу десантируют с воздуха на специальной платформе.

С 23 июня 2009 года две гаубицы (Д-30 1968 года выпуска и Д-30А 1978 года выпуска) используются для проведения традиционного полуденного выстрела в Санкт-Петербурге.

С ноября 2017 года 68 гаубиц Д-30 будут использоваться противолавинной службой Росгидромета[6].

Место в организационно-штатной структуре

  1-й этап конкурса «Мастер-оружейник»

ВС СССР

В мотострелковых и танковых дивизиях ВС СССР гаубица Д-30А являлась штатным орудием как полковой так и дивизионной артиллерии. В зависимости от типа полка (мотострелковый или танковый) в артиллерийском дивизионе могло быть от 2 до 3 гаубичных батарей по 6 орудий в каждом. В артиллерийском полку мотострелковой дивизии, в зависимости от принадлежности к военному округу или группе войск, могло быть до 2 гаубичных артиллерийских дивизиона по 18 орудий в каждом[7].

В десантно-штурмовых бригадах в составе сухопутных войск, штатный артиллерийский дивизион состоял из 3 гаубичных батарей по 4 единицы Д-30А в каждом[7].

В артиллерийских полках в составе воздушно-десантных дивизий с 70-х годов, 1 из 3 штатных дивизионов имел на своём вооружении 12 единиц Д-30А в 2 гаубичных батареях[8].

ВС РФ

В феврале 2013 года Министр обороны РФ С. К. Шойгу распорядился снять с вооружения и передать на базы хранения до конца 2013 года гаубицы Д-30А, находящиеся в Сухопутных войсках. Взамен войска получат буксируемые гаубицы «Мста-Б» или самоходные артустановки «Акация» калибра 152 мм. Согласно распоряжению Д-30А должны были остаться только на вооружении Воздушно-десантных войск и 56-й десантно-штурмовой бригады Южного военного округа.[9] Но тем не менее, гаубица продолжала использоваться на 7-й военной базе в Абхазии[10]. Также используется 22-м армейским корпусом Береговых войск ВМФ в Крыму[11].

Модификации

  • Д-30 — на первых выпусках механический домкрат для вывешивания колёс с двумя ручками для двух номеров расчёта, опорная плита домкрата круглая, на более поздних выпусках домкрат заменён на более совершенный — гидравлический, управляемый одним номером расчёта, опорная плита домкрата прямоугольная, шины заполнены резиновыми жгутами, вследствие чего максимальная скорость буксировки ограничена 40 км/ч.
  • Д-30А (2А18М) — двухкамерный дульный тормоз вместо щелевого, более развитые прямоугольные комбинированные фонари стоп-сигналов и габаритных огней, выступающие над орудийным щитком, пневматические шины, допускающие буксировку со скоростью более 40 км/ч;
  • 2А18М-1 — добавлен досылатель;
  • Д-30J — югославская модификация;
  • Саддам — иракская модификация;
  • Type-96 — китайская версия;
  • Халифа — суданская версия;[12]
  • Semser — израильская модификация САУ, представляющая Д-30 на шасси КАМАЗ-63502 для ВС Казахстана.
  • Халифа-1 — суданская модификация САУ, представляющая Д-30 на шасси КАМАЗ-43118[13]

На вооружении

Современные операторы

  • Азербайджан  Азербайджан — 129 Д-30, по состоянию на 2016 год[14]
  • Алжир  Алжир — 160 Д-30, по состоянию на 2016 год[15]
  • Ангола  Ангола — 500 Д-30, по состоянию на 2016 год[16]
  • Армения  Армения — 69 Д-30, по состоянию на 2016 год[17]
  • Афганистан  Афганистан — 85 Д-30 оценивающиеся как небоеспособные, по состоянию на 2016 год[18]
  • Бангладеш  Бангладеш — 54 Д-30 (используются под обозначением Тype-96), по состоянию на 2016 год[19]
  • Белоруссия  Белоруссия — 48 Д-30, по состоянию на 2016 год[20]
  • Босния и Герцеговина  Босния и Герцеговина — 100 Д-30, по состоянию на 2016 год[21]
  • Бурунди  Бурунди — 18 Д-30, по состоянию на 2016 год[22]
  • Вьетнам  Вьетнам — некоторое количество, по состоянию на 2016 год[23]
  • Гана  Гана — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год[24]
  • Гвинея-Бисау  Гвинея-Бисау — 18 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год[25]
  • Грузия  Грузия — 58 Д-30, по состоянию на 2016 год[26]
  • Джибути  Джибути — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год[27]
  • Демократическая Республика Конго  Демократическая Республика Конго — 77 Д-30, М-30 и Тип-60, по состоянию на 2016 год[28]
  • Египет  Египет — 190 Д-30А, по состоянию на 2016 год[29]
  • Замбия  Замбия — 25 Д-30, по состоянию на 2016 год[30]
  • Зимбабве  Зимбабве — 4 Д-30, по состоянию на 2016 год[31]
  • Израиль  Израиль — 5 Д-30 на хранении, по состоянию на 2016 год[32]
  • Индия  Индия — 520 Д-30, по состоянию на 2016 год[33]
  • Иран  Иран — 540 Д-30, по состоянию на 2016 год[34]
  • Иракский Курдистан  Иракский Курдистан — не менее 6 Д-30, по состоянию на 2016 год[35]
  • Йемен  Йемен — 130 Д-30, по состоянию на 2012 год[36]
  • Казахстан  Казахстан — 400 Д-30, из них до 300 единиц на хранении, по состоянию на 2016 год[37]
  • Камбоджа  Камбоджа — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год[38]
  • Киргизия  Киргизия — 72 Д-30, по состоянию на 2016 год[39]
  • КНР  КНР — около 54 Type-96 (китайская копия Д-30), по состоянию на 2016 год[40]
  • Республика Конго  Республика Конго — 10 Д-30, по состоянию на 2016 год[41]
  • Демократическая Республика Конго  Демократическая Республика Конго — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2012 год[42]
  • КНДР  КНДР — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год[43]
  • Куба  Куба — некоторое количество, по состоянию на 2016 год[44]
  • Лаос  Лаос — 20 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год[45]
  • Ливан  Ливан — 9 Д-30, по состоянию на 2016 год[46]
  • Ливия  Ливия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год[47]
  • Мавритания  Мавритания — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год[48]
  • Мадагаскар  Мадагаскар — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год[49]
  • Мали  Мали — 8 Д-30, по состоянию на 2012 год[50]
  • Монголия  Монголия — около 300 Д-30, М-30 и МЛ-20, по состоянию на 2016 год[51]
  • Мозамбик  Мозамбик — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год[52]
  • Мьянма  Мьянма — 100 Д-30, по состоянию на 2016 год[53]
  • Нигерия  Нигерия — 37 Д-30 и Д-74, по состоянию на 2016 год[54]
  • Никарагуа  Никарагуа — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год[55]
  • Оман  Оман — 30 Д-30, по состоянию на 2016 год[56]
  • Пакистан  Пакистан — 80 Д-30 (используются под обозначением PRC), по состоянию на 2016 год[57]
  • Перу  Перу — 36 Д-30 на вооружении армии, ещё некоторое количество в морской пехоте, по состоянию на 2016 год[58]
  • Россия  Россия:
  • Южная Осетия  Южная Осетия: 12 Д-30 , по состоянию на 2008 год
  • Руанда  Руанда — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год[63]
  • Сейшельские Острова  Сейшельские Острова — 3 Д-30, поставлены из СССР в 1980 году[64]
  • Сербия  Сербия — 78 Д-30, по состоянию на 2016 год[65]
  • Сирия  Сирия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год[66]
  • Словакия  Словакия — 19 Д-30, по состоянию на 2016 год[67]
  • Сомали  Сомали — 12 Д-30, по состоянию на 2012 год[68]
  • Судан  Судан — 21 Д-30, по состоянию на 2016 год[69]
  • Таджикистан  Таджикистан — 10 Д-30, по состоянию на 2016 год[70]
  • Танзания  Танзания — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год[71]
  • Туркмения  Туркмения — 350 Д-30, по состоянию на 2016 год[72]
  • Узбекистан  Узбекистан — 60 Д-30, по состоянию на 2016 год[73]
  • Украина  Украина
  • Финляндия  Финляндия — 234 (используются под обозначением 122 H 63), по состоянию на 2016 год[76]
  • Хорватия  Хорватия — 27 Д-30, по состоянию на 2016 год[77]
  • Черногория  Черногория — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год[78]
  • Эритрея  Эритрея — некоторое количество, по состоянию на 2016 год[79]
  • Эстония  Эстония — 42 Д-30 (используются под обозначением H-63), по состоянию на 2016 год[80]
  • Эфиопия  Эфиопия — 464 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год[81]

Бывшие операторы

Где можно увидеть

Примечания

  1. ↑ 122-мм артиллерийское орудие 2А18 для САО 2С1 "Гвоздика" (электронный ресурс) // ПАО «Мотовилихинские заводы» : официальный сайт.  (Проверено 23 декабря 2016)
  2. ↑ А. Сорокин. 122-мм гаубица М-30 в исторической ретроспективе // Техника и вооружение, № 8, 9, 10, 2013 г.
  3. ↑ 122-мм гаубица Д-30 / 2А18
  4. ↑ Артиллерийский завод № 9 :: Продукция :: Военная :: Буксируемые орудия :: 122 мм
  5. ↑ Боевой штырь // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  6. ↑ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.11.2017 № 2461-р
  7. ↑ 1 2 Феськов В.И., Голиков В.И., Калашников К.А., Слугин С.А. «Вооруженные Силы СССР после Второй мировой войны: от Красной Армии к Советской. Часть 1: Сухопутные войска».. — Томск: Издательство Томского университета, 2013. — С. 179-180, 245. — 640 с. — ISBN 978-5-89503-530-6.
  8. ↑ О причинах расформирования 105-й гвардейской воздушно-десантной Венской Краснознаменной дивизии
  9. ↑ Минобороны отказалось от легендарной гаубицы Д-30 - Известия. Проверено 2 марта 2013. Архивировано 9 марта 2013 года.
  10. ↑ 1 2 Военнослужащие российской военной базы в Абхазии учатся устраивать огневые засады в горно-лесистой местности (рус.). Пресс-служба Южного военного округа (12.04.2016). Проверено 24 апреля 2017.
  11. ↑ 1 2 С артиллерийскими подразделениями 22-го армейского корпуса и экипажами вертолётов морской авиации ЧФ проведено учение в Крыму (рус.). Пресс-служба Южного военного округа (24.04.2017). Проверено 24 апреля 2017.
  12. ↑ Product Details | Mulitary Industry Corporation
  13. ↑ Суданская 122-мм самоходная гаубица Khalifa-1 с артчастью Д-30
  14. ↑ The Military Balance 2016. — P. 180.
  15. ↑ The Military Balance 2016. — P. 320.
  16. ↑ The Military Balance 2016. — P. 429.
  17. ↑ The Military Balance 2016. — P. 178.
  18. ↑ The Military Balance 2016. — P. 231.
  19. ↑ The Military Balance 2016. — P. 236.
  20. ↑ The Military Balance 2016. — P. 183.
  21. ↑ The Military Balance 2016. — P. 80.
  22. ↑ The Military Balance 2016. — P. 433.
  23. ↑ The Military Balance 2016. — P. 297.
  24. ↑ The Military Balance 2016. — P. 448.
  25. ↑ The Military Balance 2016. — P. 450.
  26. ↑ The Military Balance 2016. — P. 184.
  27. ↑ The Military Balance 2016. — P. 442.
  28. ↑ The Military Balance 2016. — P. 441.
  29. ↑ The Military Balance 2016. — P. 324.
  30. ↑ The Military Balance 2016. — P. 476.
  31. ↑ The Military Balance 2016. — P. 478.
  32. ↑ The Military Balance 2016. — P. 334.
  33. ↑ The Military Balance 2016. — P. 251.
  34. ↑ The Military Balance 2016. — P. 328.
  35. ↑ The Military Balance 2016. — P. 491.
  36. ↑ The Military Balance 2012. — P. 355.
  37. ↑ The Military Balance 2016. — P. 185.
  38. ↑ The Military Balance 2016. — P. 239.
  39. ↑ The Military Balance 2016. — P. 187.
  40. ↑ The Military Balance 2016. — P. 242.
  41. ↑ The Military Balance 2016. — P. 438.
  42. ↑ The Military Balance 2012. — P. 431.
  43. ↑ The Military Balance 2016. — P. 265.
  44. ↑ The Military Balance 2016. — P. 393.
  45. ↑ The Military Balance 2016. — P. 271.
  46. ↑ The Military Balance 2016. — P. 340.
  47. ↑ The Military Balance 2016. — P. 342.
  48. ↑ The Military Balance 2016. — P. 343.
  49. ↑ The Military Balance 2016. — P. 454.
  50. ↑ The Military Balance 2012. — P. 443.
  51. ↑ The Military Balance 2016. — P. 275.
  52. ↑ The Military Balance 2016. — P. 458.
  53. ↑ The Military Balance 2016. — P. 276.
  54. ↑ The Military Balance 2016. — P. 461.
  55. ↑ The Military Balance 2016. — P. 406.
  56. ↑ The Military Balance 2016. — P. 347.
  57. ↑ The Military Balance 2016. — P. 280.
  58. ↑ The Military Balance 2016. — P. 410,411.
  59. ↑ The Military Balance 2016. — P. 190.
  60. ↑ The Military Balance 2016. — P. 195.
  61. ↑ The Military Balance 2016. — P. 201.
  62. ↑ [1]
  63. ↑ The Military Balance 2016. — P. 463.
  64. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Stockholm Internation Peace Research Institute — Arms Transfers Database
  65. ↑ The Military Balance 2016. — P. 134.
  66. ↑ The Military Balance 2016. — P. 354.
  67. ↑ The Military Balance 2016. — P. 137.
  68. ↑ The Military Balance 2012. — P. 452.
  69. ↑ The Military Balance 2016. — P. 471.
  70. ↑ The Military Balance 2016. — P. 202.
  71. ↑ The Military Balance 2016. — P. 473.
  72. ↑ The Military Balance 2016. — P. 203.
  73. ↑ The Military Balance 2016. — P. 208.
  74. ↑ The Military Balance 2016. — P. 205.
  75. ↑ 1 2 The Military Balance 2016. — P. 206.
  76. ↑ The Military Balance 2016. — P. 93.
  77. ↑ The Military Balance 2016. — P. 84.
  78. ↑ The Military Balance 2016. — P. 120.
  79. ↑ The Military Balance 2016. — P. 444.
  80. ↑ The Military Balance 2016. — P. 91.
  81. ↑ The Military Balance 2016. — P. 445.
  82. ↑ Рузаев С.В. Артиллерийские системы из коллекции музея военной техники УГМК. — Екатеринбург: Уральский рабочий, 2017. — 80 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-85383-687-7.

Литература

Руководство службы «122-мм гаубица Д-30А (2А18М)», М. Воениздат МО СССР, 1981

http-wikipediya.ru