Украинский фрегат "Гетман Сагайдачный": характеристики, вооружение. Фрегат гетман сагайдачный


как Сагайдачный стал символом «величия» украинского флота

У пограничного сторожевого корабля проекта 11351 «Нерей», который должен был получить название «Киров», могла быть совершенно иная судьба. Возможно, его бы уже списали в запас по давности лет и пустили на металлолом, или, наоборот, подвергли глубокой модернизации и до сих пор активно использовали в качестве боевой флотской единицы. Некоторые его российские «одногодки» до сих пор бегают по морям и океанам. Этот корабль, доставшийся Украине в 1992 году, получил новое название «Гетман Сагайдачный» и гордый статус флагмана флота ВМС этой страны. Но на плаву корабль так и не остался.

  История нынешнего флагмана украинского флота фрегата «Гетмана Сагайдачного» уходит в начало 70-х годов прошлого века. Тогда для морчастей погранвойск был разработан проект сторожевого корабля, предназначенного для несения дозорной службы, охраны экономической зоны и борьбы с контрабандой. Этот ПСКР отличался от всех пограничных кораблей, в том числе своих предшественников проектов 1135 и 1135М, более мощным вооружением и наличием вертолетной площадки. Корабли этого ранга предполагалось использовать в первую очередь в зоне Тихого океана.

Картинка

  Головной корабль этой серии «Менжинский» был заложен в 1981 году на судостроительном заводе «Залив» в Керчи. За ним последовали аналогичные «Дзержинский», «Орел», «Анадырь», «70-летие Погранвойск», «Кедров», «Боровский». Все они вступили в состав морчастей погранвойск еще до 1991 года, и часть из них до сих пор входит в состав ВМФ России, потеряв пограничный статус из-за мощного вооружения. Из оставшихся на стапелях трех кораблей этого проекта достроен был лишь СКР «Киров», который волей судьбы во время раздела Черноморского флота в 1993 году был введен в состав ВМС Украины под названием U130 «Гетман Сагайдачный». Теоретически этот сторожевик мог получить российскую «приписку», но на момент достройки завод-изготовитель являлся уже украинской собственностью и корабль поднял на флагштоке желто-голубой флаг.  

«Корабли этого проекта были самыми мощными в составе морских частей погранвойск, – рассказывает военно-морской эксперт Станислав Комаров, который проходил службу на одном из таких сторожевиков. – Это был корабль ближней океанской зоны, который мог автономно действовать на значительном удалении от берега и выполнять задачи вне пограничной зоны. Его корпус, изготовленный из стали и снабженный удлиненным полубаком и двойным дном, был разделен водонепроницаемыми переборками на 13 отсеков. По тем временам наличие вертолетной площадки, где базировался Ка-27, на пограничном сторожевике было значимым усилением в первую очередь его боевых возможностей. Их усиливали гидроакустические станции "Платина-С" и "Бронза". Вооружение соответствовало классу большого противолодочного корабля, способного выполнять задачи более высокого уровня, чем у остальных пограничных кораблей. Это было веянием того времени, когда советский ВМФ противостоял внешним угрозам на многих направлениях Мирового океана, а его составляющая, в виде морчастей погранвойск, должна была прикрывать гораздо большую зону ответственности, чем это было ей положено по статусу мирного времени. Такому кораблю точно не предполагалось гоняться за мелкими браконьерскими суднами».

  Корабли проекта 11351, к которым относится и нынешний «Гетман Сагайдачный», действительно имеют несвойственное по мощности для пограничных сторожевиков вооружение. На их вооружении находятся скорострельные 100-мм артиллерийские установки АК-100, зенитные 30-мм установки АК-630, четырехтрубными 533-мм торпедными аппаратами, 12-ствольными реактивными бомбометными установками РБУ-6000, ЗРК «Оса-МА2». Эти корабли оборудованы установками для постановки минных заграждений. Возможно, что на украинском варианте корабля установлены и другие системы вооружений и, скорее всего, гидроакустических станций и радиоэлектронной борьбы, но вряд ли они отличаются от прежних советских аналогов.

Картинка

  Доставшийся в наследство Украине сторожевик, получивший статус флагмана в отсутствии так и не достроенного за 25 лет ракетного крейсера «Украина», как одна боевая единица в принципе представляет достаточно мощную силу. Но только в составе группировки надводных кораблей, подводных средств, морской авиации, береговой артиллерии и пр. и пр. Среди прочих, «Гетмана Сагайдачного» может поддержать на море только несколько бронекатеров, способных действовать в прибрежных водах и подразделения морской пехоты, которым и в море выйти не на чем. Да и сам флагман всякий раз ломается сразу после ремонта и теперь может только фигурально участвовать в совместных учениях с силами НАТО в Черном море.

  «Самой ближайшей аналогией грустной эпопеи украинского флагмана "Гетман Сагайдачный" является художественный фильм "Водный мир", – считает историк-маринист, эксперт по морской тактике Александр Зимовский. – Там был такой здоровенный ржавый полузатонувший танкер "курильщиков", который приводился в движение веслами. Гребли этими веслами различные маргиналы, причем упирались они банально, за сигареты и натуроплату. Прототип танкера, снятого в фильме, вполне реальный, это двухсоттысячник ExxonValdez, судно с тяжелой судьбой (несколько серьезных аварий) и печальным финалом (списан и разрезан на металлолом).

Картинка

  В известном смысле «Гетман Сагайдачный» – это такой украинский ExxonValdez. «Сагайдачный» столь же невезучий и практически в настоящее время ходит только на веслах. И экипаж на нем служит тоже за еду, чего уж там. При всем при том, флагман великой морской державы Украины реально носит вполне себе достойное имя. Вернее сказать, этот корабль позорит достойное имя реального исторического лица.

Картинка

  Настоящий Петро Сагайдачный был удачливым предводителем черноморских походов запорожского казачества. Славу он снискал себе тем, что называется «каперством». Будучи подданным польского короля, Сагайдачный со своим малым флотом совершил ряд успешных нападений на порты Оттоманской империи в Западном и Южном Причерноморье. Причем все эти молодецкие налеты проходили в условиях, когда поляки и турки между собой не воевали. То есть Сагайдачный занимался "военным предпринимательством", как это формулируют современные историки. Грабил турецкое побережье, проще говоря.

  Для того времени это была обычная практика. И все страны, имевшие выход к Черному морю в конце XVI – начале XVII веков, практиковали налеты на соседские морские порты и даже на рыбачьи деревни, делая это и в периоды мирного затишья. Короли, султаны, ханы и мелкие владетели в таком случае просто закрывали глаза. Все списывалось на самодеятельность частных лиц. В художественной литературе о подобной практике наилучшим образом пишет Рафаэль Сабатини. И если кто из читателей интересуется дипломатическим и политическим прикрытием каперства, он может открыть "Одиссею капитана Блада" и с пользой скоротать вечер.

Картинка

  Тактическая особенность каперской войны, которая шла в то время на Черном море, заключалась в том, что основные боевые действия велись на гребных судах. Это норма для данной эпохи – в это же самое время в битве при Лепанто участвовали более 400 галер. Так что на черноморском, скажем так, ТВД и турки широко применяли галеры, и флотилии Сагайдачного выходили в море на весельных «чайках».

  Что такое «чайка»? Это хорошо всем знакомая по картинкам в учебнике истории древнерусская боевая ладья. Да-да, та самая, на которой Вещий Олег приплыл к Цареграду и прибил свой щит на ворота Второго Рима. Разумеется, со времен Олега ладья-«чайка» прошла модернизацию (ну прямо как украинский «Гетман Сагайдачный»), получила пушечное вооружение, и повышенную живучесть корабля, как говорят моряки. Но она оставалась все той же большой весельной лодкой, выдолбленной из древесного ствола.

Картинка

 

Приняв во внимание эту историческую аналогию, вы с легкостью поймете, почему судьба украинского флагмана столь безрадостна. Перефразируя известную шутку, могу сказать: «Не тот корабль назвали Сагайдачным».

tvzvezda.ru

Украинский фрегат "Гетман Сагайдачный": характеристики, вооружение :: SYL.ru

Десять минут – ровно столько длится жизнь корабля с момента начала боя. Фрегат «Гетман Сагайдачний», флагман сил морского флота Украины, красавец морских просторов, не огромный авианосец, но символ независимой украинской страны, не станет исключением из данного правила. И хотя кораблю более двадцати лет, он и его команда готовы к своим десяти минутам. Первый корабль независимой Украины готовится к плановому ремонту и, несмотря на окончание срока эксплуатации, планирует продолжить службу еще в течение десяти лет.

Как все начиналось

Фрегат заложили в октябре 1990 года, 29.03.1992 он спущен на воду, а в июне того же года получил свое теперешнее название и встал в ряды вооруженных сил Украины. Изначально фрегат с бортовым номером 201 планировался как сторожевой пограничный корабль (проект «Нерей» №11351, главный конструктор Александр Константинович Шныров, главный наблюдатель – капитан 2-го ранга Басов Владимир Григорьевич). Назван в честь известного гетмана Петра Кононовича Конашевича-Сагайдачного, в средние века покорившего все Черное море на легких казацких «чайках».

Украинские «Нереи»

Фрегат «Гетман Сагайдачный» - восьмой корабль проекта «Нерей» №11351, построенный на предприятии «Залив» (г. Керчь). Предшественником были «Буревестники» (1135), которые с 1970-х годов заслужили славу отличных сторожевых кораблей. Облегчение вооружения, изменения гидроакустики и увеличение водоизмещения до 370 тонн сделали «Нерей» отличным слушателем с прекрасным зрением и форсажными двигателями, что сохранили ходовые качества корабля, с 1994 года имеющего аббревиатуру U-130.

Характеристики фрегата «Гетман Сагайдачный»

Украинский военно-морской корабль, предназначенный для поиска подводных лодок и противолодочной, противовоздушной и противоракетной обороны, имеет длину корпуса в 123 метра, максимальная ширина – 14,5 метра, и осадка - 4,7 метра. 56 тысяч лошадиных сил и крейсерская скорость в 60 километров (32 узла) в час обеспечивают газотурбинная установка и два винта с фиксированным шагом. При полной загрузке провиантом (водоизмещение до 3,5 тысяч тонн) экипаж в 200 человек может находиться на боевом дежурстве в течение месяца. Дальность пути при максимальной скорости – 1600 миль.

Опасный фрегат «Гетман Сагайдачный»

Вооружение составляет одна 100-миллиметровая артиллерийская установка и две шестиствольные 30-миллиметровые артустановки с дальностью поражения в пять километров. Зенитный комплекс «Оса-МА2» с 20 ракетами, минно-торпедные установки и реактивные бомбометы «Смерчь-2» и РГБ-60, военный вертолет Ка-27ПС на борту – все это добавляет угрожающего вида фрегату. Оснащен современным оборудованием связи и радаром Furuno FAR-2117/27, комплексом связи Р-782 «Буран» и СУ МР-114 «Лев».

История походов

В Европе украинский фрегат «Гетман Сагайдачный» первой увидела Франция в 1994 году. А в 1995 году корабль принял участие в выставке вооружения в Абу-Даби в Арабских Эмиратах. Первый переход через Атлантический океан, когда флагман возглавлял группу кораблей Военно-морского флота Украины на учения в Норфлок США, состоялся в 1996 году, с 1996 по 2000 год фрегат заходил в порты Италии, Турции, Болгарии, в Гибралтар Великобритании и Понта-Делгада (Португалия, Азорские острова), порт Хайфа (государство Израиль). Три месяца участия в операции «Активные усилия» в 2008 году показали достойный уровень состояния фрегата «Гетман Сагайдачный» и боевой готовности экипажа.

Пиратская Африка

В 2013 году флагман в течение полугода выполнял задачу досмотра судов на побережье Сомали в районе Аденского залива в ходе операции Атлантического альянса «Океанский щит». Приобретенный опыт экипажа оказался настолько эффективным, что фрегат отказался от спецназа и сегодня проводит тренинги для представителей других стран. Всего фрегатом «Гетман Сагайдачный» в тот период было задержано восемь судов, на одном из которых пираты не успели выбросить за борт оружие. Выглядит все это так – с солнечной стороны заходит сам фрегат, с другой стороны – вертолет, две лодки фрегата берут пиратов в «подкову». Сегодня в своей стране экипаж успешно применяет эту методику при досмотре браконьерских судов.

Все еще украинский

В 2014 году корабль находился за пределами вод Украины и вернулся на родину уже без Крыма. Приписка корабля поменялась с Севастополя на Одессу, а корабль поднял государственный флаг независимой Украины. 28 членов экипажа перешли на сторону российской армии, но сам фрегат остался верен вооруженным силам Украины.

Корабельный кот и олимпиада

Любимец команды – кот Васька. Боевой флагманский кот сумел выжить и справиться с местными аборигенами, даже когда его на две недели по недосмотру забыли на африканском берегу. Даже кот проявил отвагу и смелость в экстремальных условиях! А команда проводит на борту целые олимпиады: с командами, униформой, флагами и гербами. Соревнуются моряки в перетягивании канатов, силовых видах и командной игре в волейбол. Правда, мяч приходится привязывать на веревку, чтобы не оказался за бортом.

Корабль сегодня

Министерство обороны Украины заявляет, что полная реконструкция украинского фрегата «Гетман Сагайдачный» будет произведена в 2018 году, и срок жизни флагмана продлится еще на десять лет. А пока корабль имеет место приписки в Одессе и продолжает нести службу в государственных водах. С мая 2017 года фрегат стоит в ремонтных цехах Черноморского судостроительного завода в Ильичевске из-за поломки двигателей сразу после операции «Морской щит-2016», в которой принимали участие корабли Болгарии и Канады, Румынии и Турции.

Sea Breeze – 2017

В июле под Одессой во время международных учений прошли испытания радиогидроакустических буев. Производит их государственное предприятие «Киевский научно-исследовательский институт гидроприборов» корпорации «Укроборонпром». Высокочувствительные акустические буи обеспечивают 10-кратное увеличение возможностей фрегата в части противолодочного компонента. В учениях приняли участие 3,5 тысячи военных из стран-членов Атлантического союза.

Смесь металла, стекла и резины – корабль с хищным силуэтом и щетиной орудий, фрегат «Гетман Сагайдачный» по-прежнему крайне опасен и готов к выполнению боевых заданий. Флагман военно-морских сил Украины, состоящих из 525 боевых кораблей и плавсредств, он по праву считается первой и лучшей боевой машиной.

www.syl.ru

Тайны фрегата Гетман Сагайдачный | РИА Новости Украина

Гетман Сагайдачный в Одессе

Александр Хроленко, военный обозреватель 

Украина живо обсуждает очередную шпионскую историю, которая касается Военно-морских сил. Сотрудник оборонного НИИ пытался вывезти из аэропорта "Борисполь" за границу информацию об устройстве гидроакустического комплекса флагманского фрегата "Гетман Сагайдачный". При этом Служба безопасности Украины (СБУ) сходу называет заинтересованную в украинских военных секретах страну – Иран. 

Полагаю, здесь много странностей и нестыковок. Научный сотрудник почему-то не заархивировал специфическую информацию в облачном хранилище интернета, а вез в кармане. И остается лишь догадываться, чем могла заинтересовать Иран фактически антикварная гидроакустическая станция?

Флаги Украины и Польши

Сразу возникают ассоциации: днепровский шантаж американских политиков вероятной эмиграцией в Иран сотрудников ракетостроительного предприятия "Южмаш" и украинские "ракетные секреты", едва не вывезенные в Северную Корею. А также бездействие СБУ в момент эмиграции в Азербайджан легендарного авиаконструктора Дмитрия Кивы, который вывез из страны стратегические знания и опыт организации высокотехнологического производства (к счастью, Дмитрию Семеновичу не грозит трехлетний срок заключения). 

И все же, для понимания происходящего следует поближе рассмотреть вооружение и возможности сторожевого корабля (модификация проекта 1135), которым от рождения (на керченском заводе "Залив") является "Киров" и "Гетман Сагайдачный" (после переименования в 1993 году). 

Удачный ретро-проект

Разработанный в Северном ПКБ (ЦКБ-53) города Ленинграда в 1972 году проект 1135 оказался весьма успешным. Дальность плавания – 4600 миль при скорости хода 20 узлов. Эффективное противолодочное вооружение: ракето-торпеды стали грозным инструментом для борьбы с атомными подводными лодками вероятного противника в зонах боевого патрулирования – на дальности до 55 километров и на глубине до 500 метров. В серию вошли более двадцати сторожевых кораблей (СКР), которые строились для всех четырех флотов СССР (в разных модификациях). 

Флагман ВМС Украины, фрегат "Гетман Сагайдачный" (U130) в Одессе

СКР проекта 1135 – немаленький, имеет водоизмещение 3200 тонн, длину 123 метра, ширину 14 метров, осадку 5 метров. Четыре газотурбинных двигателя позволяют развить скорость до 32 узлов. Экипаж 180 человек, включая 18 офицеров. Корабль имеет на вооружении два счетверенных 533-мм торпедных аппарата, две реактивные бомбовые установки РБУ-6000, автоматическую артиллерию калибра 100 мм и 30 мм, зенитный ракетный комплекс "Оса". Однако, в отличие от собратьев по проекту, "Гетман Сагайдачный" не имеет ударного ракетного комплекса "Раструб-Б", который позволяет поражать подводные лодки противника (все же "Киров" строился не для ВМФ, а для пограничных войск КГБ СССР). Еще одно отличие "Сагайдачного" – возможность базирования на борту одного вертолета Ка-27ПС. 

"Военно-морской символ независимой Украины" два десятилетия очень активно эксплуатировался в походах и нерегулярно проходил плановые ремонты. В марте прошлого года 14-миллионный (в гривнах) тендер  на ремонт "Сагайдачного" выиграл завод Петра Порошенко "Ленинская кузня", то есть боеспособность корабля должны были восстанавливать в Киеве. В мае фрегат "подшаманили"  на печально известном Судостроительном заводе имени 61 Коммунара в городе Николаеве, но "Гетман Сагайдачный" сломался сразу после ремонта. Сегодня корабль не боеготов. Однако Министерство обороны Украины намерено полностью реконструировать его в текущем году и продлить срок службы на десятилетие. 

ВМС провели тактические учения в Черном море с использованием средств поражения

Боевое применение

Это грустная история. Имитация военной тайны (и борьбы с коррупцией) не заменит Украине современных боевых кораблей, которых не было ни до, ни после 2013 года. В мировом рейтинге украинские ВМС находятся на 75-й позиции, между Гватемалой (ВМС – 10 патрульных кораблей) и Конго (ВМС – 1 патрульный катер). Фактически все украинские адмиралы командуют неполным корабельным дивизионом (6 единиц) охраны водного района. Такие силы до 1991 года доверяли одному офицеру, в звании не старше капитана 2 ранга. 

Можно сколько угодно демонстрировать фокусы модернизации, повышать чуткость морально устаревшего гидроакустического комплекса за счет применения вертолетных буев, но ударная оружейная начинка "Гетмана Сагайдачного" от этого не изменится и боевая эффективность де-факто пограничного корабля останется прежней (533-мм торпеды действуют на дистанции до 13 км, реактивные бомбы – до 6 км). Закономерен вопрос: зачем Военно-морским силам Ирана подобные "тайны" (и головная боль)?

Читайте также: Подарки б/у украинскому флоту, как белый слон или чемодан без ручки

По количеству боевых кораблей иранские ВМС находятся на 4 позиции мирового рейтинга Global Firepower и включают 5 фрегатов, 3 корвета, 33 субмарины, не считая 230 патрульных кораблей. Иран к 2013 году создал военно-морскую группировку, превосходящую силы стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. И глубоко символично, что корабли американской коалиции в Ормузском проливе сегодня избегают районов проведения маневров ВМС Ирана. Таковы особенности гидроакустики.

Флагман ВМС Украины, фрегат "Гетман Сагайдачный" (U130) в Одессе

Полагаю, в следующий раз украинской контрразведке целесообразнее раскрыть (или придумать) более правдоподобную шпионскую историю, без "государств-изгоев", антиквариата, флэшек и высоких блондинов в разноцветных ботинках.

Ссылки по теме:

rian.com.ua

Украинский фрегат "Гетман Сагайдачный"

Фрегат «Гетман Сагайдачный» без преувеличений является одним из наиболее известных военных суден Украины. Начиная с 1993 года этот корабль является гордостью состава военно-морских сил данной страны.

История создания

Изначальная задумка постройки нового корабля была связана с необходимостью создания приграничного судна, которое могло бы осуществлять эффективный контроль за территорией. При разработке плана будущего фрегата конструкторы совместно с пограничниками взяли за основу сторожевые корабли типа «Буревестник». По настоянию Комитета государственной безопасности СССР был создан проект корабля под шифром «Нерей». Конструированием фрегата занимались выдающийся инженер Шныров Александр Константинович под контролем главного наблюдающего от военно-морских сил капитана второго ранга Басова Владимира Григорьевича.

фрегат гетман сагайдачный

Строительство

Воплощение в жизнь модели под кодовым номером 11351 происходило на заводе по производству кораблей в городе Керчь. В это время производилась постройка проекта под названием «Киров». Этот корабль также имел предназначение пограничного. Он был спущен на воду в 1992 году.

Именно это недостроенное судно в 1993 году было взято в состав военно-морских сил Украины, было переименовано и получило настоящее название - «Гетман Сагайдачный». Фрегат, характеристики которого подверглись некоторым изменениям, достраивался уже под руководством украинских инженеров. В 1993 году корабль поступил на вооружение и поднял военный морской флаг Украины.

фрегат гетман сагайдачный фото

Модернизация

В модели 1135, которая была взята за основу, были произведены определенные изменения. Так, например, вместо управляемого ракетного комплекса, специализировавшегося на лодочной атаке, было решено изготовить единственную, но более эффективную 100-миллиметровую артиллерийскую установку. Более того, внушительным изменениям подверглась кормовая часть судна. Мощная радиолокационная станция с этой части корабля была перенесена на нос. На ее месте была построена взлетно-посадочная полоса с автоматным комплексом и ангаром для содержания воздушных суден.

Более того, модернизации подверглась гидроакустическая система: под украинский фрегат «Гетман Сагайдачный» был установлен новый комплекс, а также предусмотрена акустическая система на буксировке. Стоит заметить, что подобные нововведения повлияли на габариты фрегата. Вследствие изменений водоизмещение корабля увеличилось до трехсот семидесяти тонн, но скорость движения осталась на предыдущем уровне благодаря оптимизации мощности двигателей.

Характеристики судна

Фрегат «Гетман Сагайдачный» имеет стандартное водоизмещение - 3200 т. Полное же составит около 3600 т. Длина корабля равна 123 метрам, ширина - 14,2 м, а осадка достигает 4,8. Фрегат может развивать скорость до 31 морских узлов. Дальность пути на таком судне достигает 1600 морских миль при максимальной скорости. Корабль оснащен силовой и артиллерийской установками, впереди которых - тридцатимиллиметровые автоматы, пусковая установка зенитно-ракетного комплекса, торпедные аппараты и реактивные бомбовые установки. Для атаки с воздуха предусмотрена взлетная площадки и ангар, приспособленный для хранения одного вертолета класса Ка-27 ПС.

украинский фрегат гетман сагайдачный

Фрегат «Гетман Сагайдачный», фото которого можно найти в статье, также оснащен системой радиотехнического вооружения, а именно локационной станцией общего обнаружения МР-760 «Фрегат-МА», а также другими системами обнаружения типа «Старт», «Волга», «Платина», «Бронза», «Хоста» и установкой обнаружения сигналов буев и тепловых следов. На судне работает система связи «Буран».

Вместимость корабля рассчитана на экипаж из более 100 человек.

Деятельность судна

За время своего нахождения в составе Вооруженных Сил Украины фрегат «Гетман Сагайдачный» несколько раз совершал иностранные деловые визиты.

Уже в начале своей службы, а именно в 1994 году, корабль имел честь официально прибыть во Францию. В следующем году фрегат посетил выставку оружия в Арабских Эмиратах, а также заходил в порты Италии и Болгарии.

гетман сагайдачный фрегат характеристики

В 1996 году фрегат отличился и совершил первый проход через Атлантический океан, возглавив отряд из украинских военных кораблей. В таком составе украинские военно-морские силы достигли территории Соединенных Штатов Америки. В том же году корабль официально посетил Королевство Великобритании и Португалию, а также Турцию и Болгарию.

В 1999 году судно прибыло в порт Израиля. Несколько визитов по Средиземному морю приходились на период с 2000 по 2004 года. В 2008-м фрегат «Гетман Сагайдачный» на протяжении трех месяцев принимал участие в специальной операции под названием «Активные усилия», а с 2013 по 2014 год – в антитеррористической операции возле берегов африканского континента.

По стечению обстоятельств по время событий 2014 года в Крыму корабль находился вне зоны событий, поэтому его не коснулась судьба других военных суден украинского военно-морского флота. Корабль был перемещен в порт города Одесса. Несмотря на провокации российских масс-медиа о том, что фрегат «Гетман Сагайдачный» поднял российский флаг, в реальности этого так и не произошло.

фрегат гетман сагайдачный поднял российский флаг

Командование

За всю историю существования корабля его руководство сменялось несколько раз.

С 1992 по 1993 год фрегат находился под командованием капитана третьего ранга Катушенко Владимира, в период по 1997 год – Настенко Сергея, по 2002 – Гончаренко Петра. В 2002 году корабль перешел под руководство капитана второго ранга Березовского Дениса, который командовал им до 2005 года. После него управление фрегата было поручено Гелунову Антону, а после 2008 года – Пятницкому Роману.

Несомненно, этот корабль можно назвать гордостью украинского военно-морского флота.

fb.ru

Гетман Сагайдачный (фрегат) - это... Что такое Гетман Сагайдачный (фрегат)?

«Гетман Сагайдачный» — Сторожевой корабль, по современной классификации - фрегат. Закладывался как сторожевой корабль, проекта 11351 «Нерей» , ныне флагман ВМС Украины. Нынешнее имя корабль получил в честь гетмана Петра Кононовича Сагайдачного.

5 октября 1990 года заложен как «Киров» на эллинге ССЗ «Залив» в Керчи, по заказу морских частей погранвойск КГБ СССР. Являлся восьмым кораблем серии. Корабль был дополнительно оснащен активными успокоителями качки. 9 июля 1991 года зачислен в списки кораблей пограничных войск, спущен на воду 29 марта 1992 года.

Марка с изображением корабля

В июне 1992 года перешел в собственность ВМС Украины и переименован[1]. Вступил в строй 2 апреля 1993 года и 04 июля 1993 года поднял военно-морской флаг Украины. Флаг поднимал командир корабля кап. 3 ранга Катушенко В. С. Первоначально (до июля 1994 г.) носил бортовой номер «201», затем U-130. Переклассифицирован во фрегат. В настоящее время — флагман ВМСУ.

В июне 1994 г. совершил официальный визит во Францию, в 1995 году совершил деловой визит в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) на выставку оружия «Айдекс-95», в том же году корабль посетил порт Варна (Болгария) и Специя (Италия). В 1996 году совершил первый трансатлантический поход во главе отряда кораблей ВМС Украины в США в порт Норфолк. Тогда же совершены деловые визиты (дважды) в порты Гибралтар (Великобритания) и в Понта-Делгада (Португалия) на Азорских островах.

Принт с изображением корабля

В 1996 г. посещал Поти, Стамбул и Варну. В июне 1999 г. совершил официальный визит в составе отряда кораблей ВМС Украины в Израиль в порт Хайфа. В 2000—2004 г. самостоятельно и в составе групп кораблей посещал различные порты Турции, Болгарии.

Неоднократно принимал на своем борту высших государственных деятелей — Президента Украины Л. Д. Кучму в 1996, 2000, 2001 гг., Президента Российской Федерации В. В. Путина в 2000, 2001 годах, Президента Украины В. А. Ющенко в 2005 году, Президента Украины В. Ф. Януковича в 2010 году (в 2004 году в качестве премьер-министра).

В 2008 году корабль на протяжении 3 месяцев принимал участие в операции «Активные усилия» в Средиземном море.

Нарукавный шеврон и нашивка рядового состава

Командиры корабля

  • Катушенко В. С. 1992—1993
  • Настенко С. В. 1993—1997
  • Гончаренко П. Д. 1998—2002
  • Березовский Д. В. 2002—2005
  • Гелунов А. Н. 2005—2009
  • Пятницкий Р. Л. 2009— по настоящее время.

Литература

  • Заблоцкий В.П., Костриченко В.В. Корабли и суда военно-морских сил Украины (краткий справочник). — Донецк: Украинский культурологический центр, 1998. — 40 с. — ISBN 966-95347-2-0

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Гетман Сагайдачный (фрегат) — Википедия

«Гетман Сагайдачный» (укр. «Гетьман Сагайдачний») — фрегат[1], названый в честь гетмана Петра Кононовича Конашевича-Сагайдачного, флагман ВМС Украины. Закладывался как сторожевой корабль проекта 11351 «Нерей».

История постройки и службы

Заложен (как «Киров») 5 октября 1990 года на эллинге судостроительного завода «Залив» в Керчи, по заказу морских частей погранвойск КГБ СССР. Заводской № 208. Главный конструктор — А. К. Шныров. Являлся восьмым кораблём серии. Корабль был дополнительно оснащён активными успокоителями качки. 9 июля 1991 года зачислен в списки кораблей пограничных войск, спущен на воду 29 марта 1992 года.

В июне 1992 года в недостроенном состоянии перешёл к ВМС Украины и переименован[3]. Вступил в строй 2 апреля 1993 года, 4 июля поднял военно-морской флаг Украины. Флаг поднимал командир корабля капитан 3 ранга Катушенко В. С. Первоначально (до июля 1994 г.) носил бортовой номер «201», затем U-130. Переклассифицирован во фрегат. В настоящее время — флагман ВМС Украины.

Отмечается, что фрегат «Гетман Сагайдачный» по своим тактическим характеристикам не отвечает своему классу — корабль фактически является модификацией проекта 1135 без ударного ракетного комплекса (на базовом проекте устанавливается ПЛРК/ПКРК «Раструб-Б»), предназначенного для пограничной охраны[4].

В июле 1994 году «Гетман Сагайдачный» принял участие в фестивале «Армада свободы»[fr], посвящённом 50-летию высадки десанта союзников[5][6]. В 1995 году совершил деловой визит в Абу-Даби (Объединённые Арабские Эмираты) на выставку оружия «Айдекс-95», в том же году корабль посетил порт Варна (Болгария) и Специя (Италия). В 1996 году совершил первый трансатлантический поход во главе отряда кораблей ВМС Украины в США в порт Норфолк. Тогда же совершены деловые визиты (дважды) в порты Гибралтар (Великобритания) и в Понта-Делгада (Португалия, Азорские острова).

Принт с изображением корабля

В 1996 году посещал Поти, Стамбул и Варну. В июне 1999 года совершил официальный визит в составе отряда кораблей ВМС Украины в Израиль в порт Хайфа. В 2000—2004 годах самостоятельно и в составе групп кораблей посещал различные порты Турции, Болгарии.

Неоднократно принимал на своём борту высших государственных деятелей — Президента Украины Л. Д. Кучму в 1996, 2000, 2001 гг., Президента Российской Федерации В. В. Путина в 2000, 2001 годах, Президента Украины В. А. Ющенко в 2005 году, Президента Украины В. Ф. Януковича в 2010 году (в 2004 году в качестве премьер-министра), Президента Украины П. А. Порошенко в 2017 году.

В июне-августе 2008 года корабль принимал участие в операции «Активные усилия» в Средиземном море, совершая мониторинг морских перевозок[7].

24 сентября 2013 года фрегат «Гетман Сагайдачный» с вертолётом Ка-27 на борту и группой специального назначения вышел в море из порта Севастополя, чтобы присоединиться к операции «Океанский щит» НАТО по противодействию пиратству на море[8][9][10]. В рамках операции украинский фрегат принял участие в совместных учениях с китайским фрегатом «Хен Шуй»[zh], в ходе которых были выполнены задачи по спасению пострадавших от пиратского нападения. Во время первого патрулирования в Аденском заливе украинские военные оказали первую медицинскую помощь капитану иностранного судна, а во время второго патрулирования фрегат «Гетман Сагайдачный» задержал подозрительное судно и совершил его контрольный осмотр.[11][12] 3 января 2014 года операция была закончена, и 20 января «Сагайдачный» присоединился к операции ЕС «Аталанта»[en][13].

Фрегат «Гетман Сагайдачный» на почтовой марке Украины. 2016 г.

1 марта 2014 года член комитета Совета Федерации РФ по международным делам Игорь Морозов заявил, что корабль перешёл на сторону России и поднял Андреевский флаг[14]. Сообщения были опровергнуты министерством обороны Украины[15][16]. При прохождении кораблём пролива Босфор на нём были подняты флаги ВМС Украины и государственный флаг Украины[17]. Под этими же флагами он 5 марта прибыл в Одессу[18].

Из 211 человек команды фрегата дезертировали 28 человек[19][20].

В ноябре 2014 «Гетман Сагайдачный» стал на ремонт на судоверфи «Украина» Одесского морского порта[21].

В июне 2015 года «Гетман Сагайдачный» принял участие в совместных учениях с американским эсминцем USS Ross (DDG-71) в водах Чёрного моря[22].

В сентябре 2015 фрегат принял участие в международных военно-морских учениях Sea Breeze 2015.[23]

В декабре 2015 волонтёрским движением «Вернись живым»[uk] команде фрегата был передан радар Furuno FAR-2117/27.[24]

В марте 2016 фрегат и судно размагничивания «Балта» прибыли из Одессы в Стамбул, где провели общие тактические учения с фрегатом ВМС Турции.[25]

В июле 2016 фрегат провёл общие манёвры типа PASSEX[en] с кораблями-участниками учений «Морской щит-2016» флотов Болгарии, Канады, Польши, Румынии и Турции[26].

В мае 2017 фрегат вышел из строя из-за поломки двигателя почти сразу после ремонтных работ[27][28]. На проведение ремонтно-восстановительных работ и модернизацию фрегата было выделено 91 млн гривен[29].

Видео по теме

Командиры корабля

Нарукавный шеврон и нашивка рядового состава

Литература

  • Заблоцкий В. П., Костриченко В. В. Корабли и суда военно-морских сил Украины (краткий справочник). — Донецк: Украинский культурологический центр, 1998. — 40 с. — ISBN 966-95347-2-0.

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Jane’s Fighting Ships 2009-2010 / Stephen Saunders. — Jane's Information Group, 2009. — P. 849. — ISBN 0710628889, ISBN 9780710628886.
  2. ↑ Ukrainian Defence Industry. Catalogue 2016-2017. — P. 144.
  3. ↑ Пограничные сторожевые корабли проекта 1135 // skr-razitelnyi.narod.ru
  4. ↑ Лакийчук П., Лосев Е. Болгарский опыт для формирования современных Военно-морских сил Украины. Центр Номос, Harvard Black Sea Security Programm (2007).
  5. ↑ Бєлаш Ф. Історія військово-морської символіки України. Прапори військово-морських сил України // Воєнна історія. — 2011. — № 6. — С. 85—94.
  6. ↑ D. Gilles, G. Pessiot. Voiles en Seine 94. — Editions PTC, 1994. — С. 270. — ISBN 2906258415, 9782906258419.
  7. ↑ Юдін Я. Стан і перспективи євроатлантичної інтеграції України // Економiчний часопис-XXI. — 2009.
  8. ↑ «Гетьман Сагайдачный» поможет НАТО в войне с пиратами — Новости Украины на 1+1 — ТСН.ua
  9. ↑ Фрегат «Гетьман Сагайдачний» відправили на боротьбу з піратами — Україна — dt.ua
  10. ↑ Фрегат «Гетман Сагайдачный» отправился ловить пиратов // сайт Подробности
  11. ↑ NATO Counter-Piracy Ukrainian Frigate Trains with Chinese Frigate Архивная копия от 29 августа 2016 на Wayback Machine
  12. ↑ http://www.irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis_nbuv/cgiirbis_64.exe?C21COM=2&I21DBN=UJRN&P21DBN=UJRN&IMAGE_FILE_DOWNLOAD=1&Image_file_name=PDF/Nvvnum_2014_14_12.pdf
  13. ↑ Фрегат «Гетман Сагайдачный» продолжает патрулирование Аденского залива // сайт Подробности
  14. ↑ Сивкова, Алёна Флагман ВМФ Украины «Гетман Сагайдачный» перешёл на сторону России. «Известия» (1.3.2014). Проверено 2 марта 2014.
  15. ↑ Минобороны: «Гетьман Сагайдачный» идёт под украинским флагом (2.3.2014). Проверено 2 марта 2014.
  16. ↑ Минобороны Украины обвиняет российские СМИ в дезинформации (2.3.2014). Проверено 2 марта 2014.
  17. ↑ Cem Devrim Yaylalı. Ukrainian Frigate Hetman Sahaidachny Passed Through Turkish Straits (5.3.2014).
  18. ↑ Флагман "Гетьман Сагайдачний" прибув до одеського порту під Державним Прапором України (укр.). Интерфакс-Украина (05.03.2014). Проверено 5 марта 2014.
  19. ↑ Сайт ВМС Украины. Військова частина А0248 / Дезертири та зрадники
  20. ↑ С «Гетмана Сагайдачного» дезертировали ещё два моряка Архивная копия от 10 августа 2014 на Wayback Machine // 7.4.2014
  21. ↑ Одеський порт — Судноремонтники Одеського порту приступили до виконання замовлення Міноборони
  22. ↑ USS Ross Conducting Underway Exercise with Ukrainian Navy | Commander, U.S. Naval Forces Europe-Africa/U.S. 6th Fleet
  23. ↑ Учения Sea Breeze-2015 перешли в активную фазу // bigmir.net, 11.09.2015
  24. ↑ Ко дню ВСУ флагман ВМС Гетьман Сагайдачный получил радиолокационный радар FURUNO FAR-2117/27 от волонтеров благотворительного фонда Вернись живым
  25. ↑ Загін кораблів українських ВМС у Мармуровому морі провів навчання з кораблем ВМС Туреччини
  26. ↑ Український фрегат провів спільні тренування типу PASSEX з кораблями-учасниками навчання «Морський щит-2016»
  27. ↑ Самый большой корабль ВМС Украины сломался сразу после ремонта (рус.), РИА Новости Украина. Проверено 19 мая 2017.
  28. ↑ Військова прокуратура вимагає сплати штрафні санкції за порушення строків гарантійного ремонту одного з кораблів ВМС ЗСУ. Управління зв’язків з громадськістю та ЗМІ Генеральної прокуратури України (18.05.2017).
  29. ↑ Панчишин В. На ремонт і модернізацію «Сагайдачного» виділено 91 млн гривень. Управління зв’язків з громадськістю та ЗМІ Генеральної прокуратури України (26.05.2017).
  30. ↑ Форумы Авиабазы. ВМС Украины
  31. ↑ У флагманского корабля украинских ВМС — новый командир

Ссылки

wikipedia.green

Гетман Сагайдачный (фрегат) — Циклопедия

«Гетман Сагайдачный»

«Гетман Сагайдачный» (укр. «Гетьман Сагайдачний») — украинский фрегат проекта 11351 (шифр «Нерей», англ. Krivak-III class по классификации НАТО) многоцелевой корабль Военно-Морских Сил Украины. Бортовой номер U130. Назван в честь Петра Сагайдачного. Корабль проекта 1135. Флагман ВМС Украины.

[править] Особенности проекта

Проект пограничных сторожевых кораблей 11351 (или 1135П) является эволюцией сторожевиков проектов 1135 и 1135М, которые массово строились для ВМФ СССР в 70-х-80-х годах XX века.

Проект 1135 был создан на перекрестке двух направлений в эволюции противолодочных кораблей советского флота — малых (проекты 159 и 35) и больших (проект 61). В то время главной задачей Советского ВМФ считалась борьба с атомными подводными лодками потенциального противника в мировом океане. Тактико-техническое задание на проект 1135 было сформировано в 1964 году. Основное назначение сторожевого корабля было «длительное патрулирование с целью поиска и уничтожения подводных лодок противника и охрана кораблей и судов в море». В результате был создан проект газотурбинного корабля, который считается довольно удачным. Впервые на советском корабле относительно небольшого водоизмещения удалось разместить мощное противолодочное вооружение, включая противолодочный ракетный комплекс (ПЧРК) «Метель».

Проект 11351 является дальнейшей модернизацией проекта 1135М. В конце 70-х годов возникла необходимость контроля крупных морских акваторий 200-мильной экономической зоны. В связи с этим в Ленинграде в Северном ПКБ по заданию КГБ СССР на базе проекта 1135/1135М был разработан технический проект пограничного сторожевого корабля, получившего шифр 11351. Корпус, энергетическая установка, главные механизмы и оборудование корабля остались аналогичными, как и в проекте 1135М. Конструкторы отказались от ПЧПК Метель, но оставили реактивно-бомбовую установку РБУ-6000 и торпедные аппараты. В носовой части установили арткомплекс АК-100. На корме оборудована взлетно-посадочная площадка и ангар для постоянного базирования вертолета. Зенитно-ракетный комплекс «Оса-М» был оставлен только один, на носу корабля. В кормовой части надстройки установили на бортах по две автоматические 30-мм артустановки АК-630М. Гидроакустические станции (ГАС) «Титан» и «Вега» заменили комплексами «Платина» и «Бронза». В результате водоизмещение корабля возросло на 300 тонн, однако корабль стал универсальным с вполне сбалансированными характеристиками.

С 1981 по 1992 год корабли проекта 11351 строились на керченском судостроительном заводе «Залив». Всего было построено восемь кораблей по данному проекту.

[править] История корабля

Корабль был заложен 5 октября 1990 года как сторожевой корабль «Киров» на эллинге ССЗ Залив в Керчи, по заказу морских частей погранвойск КГБ СССР. Был восьмым кораблем этой серии. Отличием от базового проекта было оснащение корабля активными успокоителями качки. Спущен на воду 29 марта 1992 года. В июне того же года правительством Украины было принято решение о достройке корабля для ВМС, формирование которых только началось. Кораблю было присвоено имя «Гетман Сагайдачный» в честь гетмана реестрового казачества и Войска Запорожского Петра Кононовича Конашевича-Сагайдачного.

Включен в боевой состав ВМС Украины 2 апреля 1993. 4 июля 1993 на флагмане Военно-Морских Сил Украины был торжественно поднят военно-морской флаг. Флаг командиру корабля капитану 3 ранга Владимиру Катушенко вручил первый командующий ВМС Украины вице-адмирал Борис Кожин.

В июне 1994 года корабль совершил официальный визит во Францию, в 1995 году — деловой визит в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) на выставку оружия «Айдекс-95», в том же году корабль посетил порт Варна (Болгария) и Специя (Италия). В 1996 году совершил первый трансатлантический поход во главе отряда кораблей ВМС Украины в США в порт Норфолк. Тогда же осуществлены деловые визиты (дважды) в порты Гибралтар (Великобритания) и Понта-Делгада (Португалия) на Азорских островах.

В 1996 году посетил Поти, Стамбул и Варну. В июне 1999 года с официальным визитом в составе отряда кораблей ВМС Украины в Израиль в порт Хайфа. В 2000—2004 годах самостоятельно и в составе групп кораблей посещал различные порты Турции и Болгарии.

В 2008 году корабль в течение трех месяцев принимал участие в антитеррористической операции НАТО «Активные усилия» в Средиземном море.

С 22 августа и до 21 декабря 2012 находился на плановом ремонте в ПАО «Севастопольский морской завод». Предприятие осуществило плановый доковый ремонт корабля, текущий и поддерживающий ремонт ракетно-артиллерийского вооружения, радиотехнического вооружения, ремонт внутренних помещений судна.

Согласно достигнутым договоренностям в рамках военного партнерства Украины с НАТО в период с сентября 2013 года по январь 2014 в составе украинских сил и средств привлекался к выполнению задач в составе антипиратской операции НАТО «Океанский щит» (вместе с палубным вертолетом Ка-27 и группой специального назначения — обзорной командой).

Неоднократно принимал на своем борту высших государственных деятелей — Президента Украины Леонида Кучму в 1996, 2000, 2001 годах, Президента Российской Федерации Владимира Путина в 2000, 2001 годах, Президента Украины Виктора Ющенко в 2005 году, Президента Украины Виктора Януковича в 2010 году.

1 марта 2014 во время присоединения Крыма к России капитан Роман Пятницкий отказался выполнять приказы российского командования и остался верен присяге Украине. Тем не менее, согласно украинским источникам, из 211 человек команды фрегата дезертировали 28 человек.[1][2]

14 марта 2014 корабль столкнулся с военно-морской группой российских кораблей в украинских территориальных водах, когда фрегат подошел к группе, они вышли в международные воды.

В ноября 2014 г. судоверфь «Украина» Одесского морского порта начала ремонт одного из важных узлов «Гетьмана Сагайдачного».

В данное время базируется в Одессе.

9 сентября 2016 малые бронированные артиллерийские катера (U174) «Аккерман» и (U175) «Бердянск» на учебных стрельбах в сопровождении фрегата «Гетман Сагайдачный» обнаружили российский противолодочный корабль «Сметливый», который провел захват цели и вел украинские корабли своим бортовым вооружением. «Гетман Сагайдачный» поставил дымовую завесу под покровом которой катера подошли ближе к российскому корабля, разделились и приняли его в полуобхват. Корабли были готовы к бою, снаряды были уже в люфе. «Сметливый» был вынужден отступить. Таким образом «Украинский москитный флот» одержал свою первую победу.

В 2017 году был проведен доковый ремонт на Ильичёвском судоремонтном заводе, а потом началась модернизация корабля. В мае 2017 фрегат вышел из строя из-за поломки двигателя почти сразу после ремонтных работ.[3]

  • Заблоцкий В. П., Костриченко В. В. Корабли и суда военно-морских сил Украины (краткий справочник). — Донецк: Украинский культурологический центр, 1998. — 40 с. — ISBN 966-95347-2-0.

cyclowiki.org