Факты из жизни Михаила Ломоносова [фото]. Фотография ломоносова михаила васильевича


Михаил Ломоносов: биография, фото, личная жизнь

Скрыв свое крестьянское происхождение, Михаил Ломоносов получал образование в лучших университетах XVIII века. Он изучал самые разные науки и сделал множество открытий, писал ученые труды и преподавал в академиях. Ломоносов стал автором многих изобретений и разработал план создания первого в России университета. По его инициативе появился Московский университет, в котором могли учиться представители всех сословий.

«За утверждение наук в отечестве»

Михаил Ломоносов родился в деревне Мишанинской Архангелогородской губернии. Отец владел небольшим судном, на котором перевозил государственные и частные грузы, рыбачил и охотился. С детства Ломоносов помогал отцу и быстро всему учился — он должен был продолжить семейное дело.

Грамоту мальчик начал изучать поздно, в 12 лет. Первым его наставником стал Иван Шубный — отец известного скульптора Федота Шубина (при рождении — Федота Шубного). Потом с Ломоносовым занимался дьяк Семен Сабельников, один из лучших учеников подьяческой и певческой школы при холмогорском архиерейском доме. Учеба давалась Ломоносову легко, и вскоре он стал одним из лучших чтецов в местной церкви.

ломоносов1

Алексей Васильев. Юноша Ломоносов в Москве. 1957. Изображение: cultnord.ru

ломоносов1

Николай Кисляков. Юноша Ломоносов на пути в Москву. 1951. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова

ломоносов1

Константин Рудаков. Юноша Ломоносов-студент. 1945. Изображение: cultnord.ru

Юный Ломоносов понимал, что «для приобретения большого знания и учености требуется знать язык латинский», которому можно научиться в Москве, Киеве или Петербурге. Поэтому хотел перебраться в один из этих городов. Отец с мачехой не поддерживали его стремления: в то время занятия наукой не приносили ни богатства, ни славы. Они хотели поскорее женить сына, надеясь, что семейные хлопоты выбьют из него «дурь». Но Михаил Ломоносов решил уехать из родного села в Москву — учиться.

В декабре 1730 года Михаил Ломоносов сбежал из дома и отправился вместе с рыбным обозом в Москву. Добрался через три недели и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Учился прилежно, поэтому уже через полгода его перевели из нижнего класса во второй, и в том же году — в третий.

Занятия в московской академии дали Ломоносову гуманитарное образование. Чтобы изучить естественные науки, он отправился в Киево-Могилянскую академию. Но, пробыв там всего несколько месяцев, молодой ученый вернулся в Москву. Отсюда Ломоносова направили в университет при Академии наук в Петербурге, где он и занялся естественными и техническими науками.

«Европейский ученый» Михаил Ломоносов

ломоносов2

Василий Петров. Михаил Ломоносов перед Академией наук. 1959. Изображение: cultnord.ru

ломоносов2

Линогравюра Николая Наговицына. Ломоносов в химической лаборатории. 1958. Изображение: cultnord.ru

ломоносов2

Христиан-Альберт Вортман, Этьен Фессар. Портрет Михаила Ломоносова. 1757. Изображение: hrono.ru

В 1736 году в числе лучших студентов Михаил Ломоносов отправился в Германию — изучать физику, химию, металлургию, горное дело. Кроме естественных наук, он занимался иностранными языками, танцами, рисованием, литературой и фехтованием. За границей Ломоносов проучился пять лет: здесь он создал несколько научных работ, перевел сочинения иностранных академиков, написал первые стихотворения на русском языке.

В 1740 году ученый решил вернуться в Россию, но по дороге его схватили и завербовали в прусскую армию. Прослужив несколько недель, Ломоносов дезертировал. Возвратиться на родину ему удалось лишь через год.

В Петербурге ученый написал две диссертации. За научные труды он получил должность адъюнкта Физического класса Санкт-Петербургской Академии наук: теперь Ломоносов мог участвовать в работе Академического собрания и самостоятельно заниматься наукой. К 34 годам ученый написал четыре новые диссертации и решил просить о том, чтобы его назначили профессором Академии. Собрание академиков одобрило труды ученого, и он получил звание профессора химии. Ломоносов стал преподавать в университете, печатать научные трактаты на латинском языке, читать публичные лекции по физике. Параллельно он занимался литературным творчеством — писал стихи о государственных событиях. Вскоре финансовое положение ученого улучшилось, он получил дом, а чуть позже на казенные деньги во дворе этого дома возвели первую в России химическую лабораторию.

В 1748 году Михаил Ломоносов начал редактировать переводы книг, которые печатались при Академии наук, и переводы заметок в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Ученый уделял внимание не только распространению зарубежных трудов, но и развитию отечественной науки. Он создал «Риторику», которая стала первым учебным пособием мировой литературы на русском языке. В это же время Ломоносов выступил с «Похвальным словом императрице Елизавете Петровне», за которое получил чин коллежского советника.

«Ломоносов, являясь европейским ученым, никогда не переставал быть русским; он был им до мозгу костей, и напротив потому только и занял он такое видное место среди европейских ученых, то есть место самостоятельного деятеля в науке, что был как непосредственно, так и сознательно, вполне русским, что верил неколебимо и безгранично в права русской народности…»

«Он сам был нашим первым университетом»

ломоносов3

Леонид Миропольский. Портрет Михаила Ломоносова. Копия портрета работы Георга Преннера. 1787. Музей М. В. Ломоносова в Кунсткамере, Санкт-Петербург

ломоносов3

Николай Кисляков. Портрет Михаила Ломоносова. 1963. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова

ломоносов3

Франц Рисс. Портрет Михаила Ломоносова. Копия портрета работы Георга Преннера. 1800-е. МГУ имени М.В. Ломоносова

В 1751 году Михаил Ломоносов выступил в Публичном собрании со «Словом о пользе химии», где фактически провозгласил физику и химию единой наукой. Ученый призывал изучать их вместе: «Я не токмо в разных авторах усмотрел, но и собственным искусством удостоверен, что химические эксперименты, будучи соединены с физическими, особливые действия показывают». Он впервые стал читать студентам курс по «истинной физической химии».

В этот же год в своей химической лаборатории Ломоносов разработал технологию изготовления цветных прозрачных и непрозрачных стекол для бусин, бисера и мозаичных картин. Через два года он начал строить фабрику для производства цветного стекла.

Научную деятельность Михаил Ломоносов совмещал с общественной. Он разработал план по созданию университета в Москве, и в 1755 году императрица Елизавета Петровна подписала соответствующий указ о его учреждении. Так начала свое становление система высшего образования в России. Михаил Ломоносов заложил ее основы: доступность, автономность, фундаментальность, междисциплинарность, связь университета со средней школой.

«Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Ломоносов продолжал трудиться в Петербургской Академии наук. В 1757 году его назначили советником Академической канцелярии в Петербурге. В этом же году ученый издал свой главный труд по филологии — «Российскую грамматику». В ней Ломоносов впервые разделил русский и церковнославянский языки, изложил законы и формы русского языка, классифицировал диалекты. Годом позже выпустил специальное исследование «О пользе книг церковных в российском языке», посвященное учению о литературных «штилях».

ломоносов4

Алексей Кившенко. Михаил Ломоносов показывает Екатерине II в своем рабочем кабинете собственные мозаичные работы. 1880. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова

ломоносов4

Петр Борель. Посещение Михаила Ломоносова императрицей Екатериной II. Конец XIX в. Изображение: cultnord.ru

ломоносов4

Иван Федоров. Императрица Екатерина II у Михаила Ломоносова. 1884. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова

К началу 1960-х годов ученый управлял Историческим собранием, Географическим департаментом, гимназией и университетом при Академии наук. Одновременно он занимался науками практически: начал составлять Большой атлас Российской империи наук, разработал атомно-корпускулярную теорию строения вещества, объяснил физическую природу цветового зрения и природу космических тел. Также Ломоносов создал «Слово о рождении металлов от трясения земли», в котором предположил, что каменный уголь произошел из торфяника при участии подземного огня, а его классификация землетрясений — до сих пор ведущая в науке. В своей работе «Рассуждение о большей точности морского пути» ученый объяснил, почему нужно создать по всему миру самопишущие метеорологические обсерватории.

В 1764 году он представил «Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Ост-Индию», на основе которого был составлен маршрут экспедиции для поиска пути в Индию через северные моря. Сам Ломоносов помогал ее организовать: изобрел «ночезрительную трубу» — большой перископ для обзора местности. Однако и первая, и последующая попытки экспедиций пробиться сквозь льды были безуспешными.

С восшествием на престол Екатерины II положение Михаила Ломоносова пошатнулось: он был слишком предан умершей Елизавете Петровне. Однако позже новая императрица оценила его научные труды и пожаловала Ломоносову чин статского советника.

Михаил Ломоносов умер в 1765 году. Похоронили ученого на Лазаревском кладбище Александро-Невского монастыря.

Наш современник Михайло Ломоносов

Виктор Садовничий

2011

26 мин

Михайло ЛомоносовМихаил Ломоносов. У истоков российской науки

Виктор Садовничий

2012

44 мин

www.culture.ru

Факты из жизни Михаила Ломоносова

Михаил Ломоносов: факты из жизни.

Известнейший химик родился 303 года назад.

Михаил Ломоносов – один из ученых мировой величины.  Его имя знают все школьники, взрослые же также помнят фильм "Михайло Ломоносов", где ученого показали не только как энциклопедиста, химика и физика, но и человека с почти авантюрной судьбой.

Рыбацкая кровь

Михаил Ломоносов родился в деревне Мишанинской, что на острове на Северной Двине в Архангельской губернии.  Почти все мужчины рода Ломоносовых занимались рыбалкой - промысел  служил главным источником благосостояния семьи .  Михаил и сам помогал отцу в нелегком промысле – он выходил в море с десяти лет.

Все изменилось, когда Михаил узнал, что отец надумал женить его –19-летний парень не горел желанием обзаводиться семьей. Он тайно ночью покинул дом и отправился вместе с караваном с рыбой в Москву. Был декабрь 1730 года. Он шел пешком.  Путешествие до Москвы заняло три недели, и в начале января 1731 года Ломоносов прибыл в Москву. При нем была лишь одежда и две книжки — "Грамматика" и "Арифметика".э

Н. Кисляков "Юноша Ломоносов на пути в Москву

Он поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где  жил очень стесненно, питался порой только хлебом и квасом, но прилежно учился.  Через полгода Ломоносова перевели из нижнего класса во второй, и в том же году — в третий. Через год, в достаточной мере овладев латынью и будучи уже способен на латинском сочинять небольшие стихи, начал учить греческий.

 В 1734 г. Ломоносов отправляется в Киев, где на протяжении нескольких месяцев обучается в Киево-Могилянской академии. Уже в следующем году Ломоносов был отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии наук. Но первое время положение Ломоносова и его товарищей в Петербургской Академии наук было сложным, главным образом потому, что они не знали немецкого языка, главенствующего тогда в Академии. Но Ломоносов и здесь с головой окунулся в науку: начал изучать математику, знакомился с экспериментальной физикой, самостоятельно изучал стихосложение, интересовался  химией и минералогией, начал изучать европейские языки.

М.П. Марсов "Ломоносов-художник"

В 1736 году Академия наук принимает решение отправить 12 наиболее способных молодых людей для учёбы в Европу. Среди них  был и Ломоносов. Там он пробыл пять лет.  

 Характер

О научных достижениях Ломоносова знают все, поэтому останавливаться на их перечислениях не будем. В то же время  сделаем акцент на его характере, который, кстати, был довольно-таки "взрывным".

 Так, был случай когда  рукоприкладство Ломоносова стало причиной суда и заключения. Еще одни случай стал поводом для исторического анекдота:  однажды вечером на Васильевском острове на ученого него напали три матроса. Завязалась схватка, в результате которой  двое из нападавших бежали, а третий оказался.. в заложниках у Ломоносова. Ученый повалил нападавшего на землю и стал требовать, чтобы тот "открыл ему, как зовут двух других разбойников и что они хотели с ним сделать". Услышав, что его хотели ограбить, Ломоносов в решил отомстить и сам отобрал одежду грабителя, принеся ее в качестве трофея себе домой.

И.К. Федоров "Императрица Екатерина II у Ломоносова"

 Кстати, Ломоносов также был известен среди современником своей борьбой за образование молодежи: ученого обижало то, что заниматься наукой было "немодным". Он неустанно  доказывал, что люди науки ценны и нужны везде – от горного дела до предсказания погоды.

Ломоносов и церковь

В 1757 году достоянием общественности стало произведение Ломоносова "Гимн бороде", в котором поэт описывает такую темную страницу в истории христианства, как сожжение еретиков, и позволяет себе довольно смелые высказывания в адрес священнослужителей.

Пруд у восстановленной усадьбы Ломоносовых (ныне музей Ломоносова) в селе Ломоносово. Фото: Википедия

После его выхода Члены Святейшего Синода  призвали императрицу Елизавету наказать его. Но она оставила их призывы без внимания: слишком ценен он был как ученый. 

Умер Ломоносов  4 апреля 1765 года от воспаления легких в расцвете сил.  Похоронен он в Александро-Невской лавре.

 

Могила Ломоносова. Фото: Википедия.

 

kp.ua

Биография Михаила Ломоносова - биография Ломоносова М.В.

Дата рождения: 19 ноября 1711 годаДата смерти: 15 апреля 1765 годаМесто рождения: Деревня Мишанинская, Архангельская губерния, Российская империя

Михаил Ломоносов – русский ученый, естествоиспытатель. Ломоносов Михаил Васильевич известен не только как ученый, но как писатель и поэт.

Биография Михаила Ломоносова Гениальный ученый увидел свет в 1711 г. в одной из русских деревень, в благополучной семье. Родители занимались ловлей рыбы и торговлей. Беззаботное детство мальчика проходило за выходами в море с отцом, освоением грамоты, чтением разной литературы.

Однако безоблачное детство вскоре закончилось со смертью матери. Вторая супруга отца относилась к Михаилу довольно холодно. Когда отец решил насильно женить сына, будущему гению пришлось прикинуться больным, чтобы избежать этого.

Поворотным моментом в жизни Ломоносова оказался случай, который изменил его судьбу. Из дома он убежал под покровом ночи и присоединился к каравану с рыбой, державшему путь на Москву.

Нагнал караван он только лишь через несколько дней, имея при себе всего несколько необходимых вещей.

Будущий ученый отдал предпочтение именно этому городу после долгих раздумий, выбирая еще между Киевом и Петербургом, поскольку это были самые перспективные города в плане развития во всех областях знаний.

Биография Михаила Ломоносова После изнурительной трехнедельной дороги Ломоносов, наконец, достиг столицы. Вскоре он поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Возрастная разница с другими детьми была довольно велика, не раз приходилось терпеть всяческие насмешки.

Однако Михаил полностью посвятил себя учебе. Выживал всего на пару копеек в день, не обращая внимания на регулярные письма отца с нареканиями. Столь беззаветное посвящение себя в гранит науки не прошло бесследно – за один год учебы он усвоил программу трех лет, восхищая всех педагогов своими способностями.

Намереваясь умножить свои знания в точных науках, в 1734 г. будущий ученый подался в Киево-Могилянскую академию. Через год его и еще нескольких учеников отправили учиться в Петербург. Но задержавшись там ненадолго, Михаил уже через полгода отправляется на немецкую землю. В тот период в России не хватало химиков, понимающих горне дело, и Михаил попал в список немногих студентов, кого отправили постигать эту науку в Германию.

Поступив в немецкий университет, Ломоносов начинает досконально изучать такие науки как гидравлику, гидростатику, механику, теоретическую физику, аэрометрию. Немало времени посвящал изучению иностранных языков. А также занимался танцами, фехтованием, интересовался живописью.

Биография Михаила Ломоносова Через несколько лет будущий профессор и еще несколько студентов обосновались во Фрайберге для изучения металлургии. Однако из-за конфликта со строгим преподавателем Михаил оставляет это учебное заведение с намерением вернуться на родину, что удается ему не сразу. В 1741 году Ломоносов возвращается в Петербург. Через четыре года он получает степень профессором химии.

В 1757 году гениальный ученый вступает в членство Академической канцелярии. Тогда же выпускается его наиболее знаменитая работа о металлах. Ломоносов начинает посвящать много времени своим научным трудам.

Последней и самой выдающейся его работой стала «Древняя Российская история». Михаил Васильевич много энергии вкладывал в совершенствование Академии, стремился сделать доступным обучение для низших слоев общества.

Основные достижения Михаила Ломоносова:

• Главные достижения Ломоносова коснулись физики, химии и астрономии. • Открыл закон сохранения материи• Обосновал теорию цветов. • Занимался развитием русского научного языка• Создал рефлекторный телескоп• Доказал, что на Венере есть атмосфера

Важные даты биографии Михаила Ломоносова:

• 1730 г. – Путешествие в Москву• 1748 г. – Создание химическую лабораторию, первую в России• 1753 г. – Обоснование стекольный завод • 1755 г. – Завершение проектирования Московский университет

Интересные факты из жизни Михаила Ломоносова:

• Ученый отличался вспыльчивым характером• Увлекался фехтованием• Имел почетный титул звание величайшего ученого своего времени• Любил есть рыбу• В споре сломал нос немецкому ученому

the-biografii.ru

Ломоносов Михаил Васильевич (08 ноября 1711 — 04 апреля 1765 гг.)

Михаил Васильевич Ломоносов родился в деревне Денисовка Архангельской губернии (позднее переименована в деревню Ломоносова, Архангельская область).

Эпоха, в которой протекала жизнь Михаила Васильевича была временем быстрого экономического и культурного развития феодально-крепостной России. Амбиции Петра Великого подняли Россию на уровень развитых европейских стран и привели к развитию производства, судостроения, металлургии и торговли. Все это требовало современных знаний во всех областях науки и техники. Петр Великий не только посылал молодых русских дворян обучаться наукам и производству в Европу, но и создавал в России специальные учебные заведения. Так в 1724 году в Санкт-Петербурге была основана Русская академия наук, в которой позже учился и работал Ломоносов.

Суровая северная природа, в которой жил Ломоносов способствовала формированию характера Михаила Васильевича. Отец Михаила, Василий Дорофеев (по некоторым источникам Фёдоров) имел не только землю, но и суда, на которых занимался рыбным промыслом. 10-летний Михаил сопровождал своего отца в его плаваниях по Белому и Баренцеву морям, наблюдал северную природу и получил обширные знания по судоходству и рыболовству. В 14 лет Михаил Васильевич Ломоносов в совершенстве умеет читать и писать и помогает окрестным крестьянам составлять прошения и другие необходимые им документы. Но, кроме грамматики и арифметики у молодого Ломоносова были только религиозные книги. В конце 1730 года Ломоносов покинул дом и направился с обозом в Москву, чтобы изучать латынь, на которой, по словам его учителя, были написаны все ученые книги.

Первоначально в «Спасской школе», а затем в Славяно-греко-латинской Академии Ломоносов изучает в основном латынь и греческий, читает в оригинале труды древнегреческих и римских мыслителей, изучает риторику. К этому же времени относятся и его первые попытки писать стихи. Двадцатилетнему Ломоносову пришлось обучаться основам наук в одном классе с маленькими детьми от которых ему приходилось сносить насмешки. Но полуголодный Ломоносов, который жил на три копейки в день, был одним из самых прилежных и усердных учеников. За один год он закончил программу трех классов.

В конце 1735 года пришел указ Сената отправить в Санкт-Петербург лучших учеников, чтобы они продолжили обучение в Петербургской Академии. В числе двенадцати отобранных оказался и Ломоносов. Обучение в Академии проходило на более высоком уровне. На лекциях их обучали математике, риторике, истории, географии, латинскому, немецкому языкам и танцам. Интересные лекции по физике студентам читал академик Крафт.

Михайло ЛомоносовАкадемия приняла решение организовать экспедицию по изучению Сибири, для которой требовался химик, знакомый с добычей руд и минералов. Поскольку таких в академии не было, руководство решило направить на обучение в Германию трех студентов — Райзера, Виноградова и Ломоносова.

Марбургский университет, в который поступили на обучение русские студенты, является одним из старейших в Германии и не был основал указом Папы. Это давало университету независимость от церкви, а значит и большую свободу. В его университетской библиотеке имеются труды Галилея, Мариотти, Торричели, Декарта, Бойля, Гюйгенса и других знаменитых ученых. Под руководством Христиана Вольфа Ломоносов за два года изучает немецкий язык и направляет в Петербург две работы, среди которых находится труд «преобразование твердого тела в жидкости». Учеба в университете формирует у Ломоносове взгляды материалиста.

Второй период пребывания в Германии Ломоносова приходится на город Фрейберг, где он обучается горному делу у советника Генкеля. Это период интенсивного самостоятельного изучения и наблюдения работы в шахтах. Кроме того, Ломоносов изучает русское стихосложение и его особенности. Из-за напряженных отношений с Генкелем,которому приказано держать русских студентов в строгости, Ломоносова тайно покидает город и отправляется в Марбург, где женится на дочери хозяина небольшоой пивной — Елизавете-Христине Цильх.

Ломоносов не долго оставался в немецкой семье и направился странствовать по Германии. По некоторым сведениям в Дюссельдорфе его против воли взяли рекрутом в прусскую армию, но он сбежал и добравшись до Амстердама ищет корабль идущий в Россию. По пути он встречает выдающегося голландского химика и металлурга Крамера и некоторое время работает в его химической лаборатории. В июне 1741 года Ломоносов вернулся на родину.

В Петербургскую академию наук Ломоносов был зачислен 1.января 1742 года ассистент-профессором физики. В то время в академии доминируют иностранцы во главе с Шумахером, которые препятствуют развитию русской науки и культуры. Ломоносов начинает вести борьбу против засилья иностранного влияния, в результате чего он исключен из состава академии и даже проводит шесть месяцев в тюрьме. Ломоносов понимает, чтобы продолжать борьбу на равных, ему необходимо ученое звание и имя. И Ломоносов добивается присуждения профессорского звания и в июле 1745 года его назначают профессором химии. Вопреки воле Шумахера его научные работы посланы на рассмотрение Эйлеру и тот пишет на них чрезвычайно лестный отзыв. С тех пор между двумя учеными возникает дружба, продолжавшаяся до смерти Ломоносова.

Ломоносов в химической лаборатории. Линогравюра Н. Г. Наговицына, 1958 г.

Ломоносов в химической лаборатории. Линогравюра Н. Г. Наговицына, 1958 г.

В 1748 году Ломоносову удалось создать химическую лабораторию и заложить основы русской химии. Как ученый энциклопедического образа, до конца своей жизни, Ломоносов работал в различных областях науки. В разработке корпускулярной теории он вводит понятия «корпускула» и «ячейки», чрезвычайно приближенные сегодня к понятию молекулы и атома, учитывает связь материи и движения, определяет закон сохранения материи и движения, отвергает теорию теплорода и объясняет распространение тепла в веществе; рассматривает неразрывную связь химии с физикой и математикой, закладывает основы физической химии , проводит исследования в области электричества, метеорологии, геологии, горного дела, металлургии, географии и истории; разрабатывает технологию изготовления оптических приборов, разрабатывает теорию оптики, обнаруживает наличие атмосферы у Венеры. В области литературы Ломоносов отстаивает чистоту русского языка, разрабатывает ряд стилистических и грамматических вопросов о преобразовании русского языка, вводит новые понятия, слова и научные термины, пишет стихи. Не случайно через сто лет Белинский назвал его «Петром Великим русской литературы».

Одной из основных задач своей научной и образовательной деятельности Ломоносов считал повышение культуры русского народа, в котором будет расти Платоны и Ньютоны. Всю свою жизнь он боролся за создание демократического университета и преуспел в этом. Его деятельность принесла ему много врагов, особенно среди духовенства. Ломоносов доказал в своей работе «О слоях земных» что на южном полюсе Земли должен быть материк. В самом конце своей жизни Ломоносов пишет фундаментальный исторический труд, который был опубликован уже после его смерти — «Древняя Российская история».

4 апреля 1765 года в Санкт-Петербурге Михаил Васильевич Ломоносов умирает. Он похоронен в Александро-Невской лавре.

vmireinteresnogo.com

Михаил Васильевич Ломоносов - Читать онлайн биографию, фото

В 1731 г. с далекой северной окраины из-под Архангельска прибыл в Москву получать образование сын поморского крестьянина-рыбака Михайло Ломоносов, которому суждено было сыграть колоссальную роль в развитии отечественной науки и литературы. Он заложил основы русского литературного языка, довел до конца и преобразование нашего стихосложения, начатое Тредиаковским. В творчестве Ломоносова наша словесность впервые начала становиться художественной литературой в полном смысле слова. Ломоносов явился основоположником и корифеем высокого «витийственного» классицизма.

Великовозрастный ученик

М.В. Ломоносов. Портрет неизвестного художникаМ.В. Ломоносов. Портрет работы неизвестного художника. 1750-е гг.

Замечательная биография Ломоносова хорошо известна. С детства проявилась в нем страсть к учению. Самоучкой он освоил начала арифметики и церковно-славянской грамматики. В Москве поступил в Славяно-греко-латинскую академию и, невзирая на бедность и насмешки однокашников над двадцатилетним учеником-переростком, который «пришел латине учиться», за год освоил курс трех классов. Затем его отправили в Петербург, в университет при Академии наук, а оттуда - завершать образование в Германию.

За границей Ломоносов изучает философию, иностранные языки, точные науки, в том числе горное дело. Овладев всеми достижениями современной мысли в самых разных областях, он вернулся в Россию, чтобы работать в Академии наук. Он осуществил ряд важнейших открытий в химии, физике, астрономии, занимался историей и филологией, вел обширную переписку с учеными разных стран. В 1755 г. Ломоносов добился открытия Московского университета.

Поэтическая теория и практика

Основной жанр поэзии Ломоносова - торжественная ода; ее главная тема - величие России, вошедшей в семью европейских народов. Произведения этого жанра посвящались важнейшим государственным событиям: «на день восшествия» на престол, рождению наследника или победам в сражениях. Отсюда - возвышенный стиль од Ломоносова, характеризующийся обилием метафор, гипербол, эпитетов, олицетворений обращений и вопросов.

Московский государственный университет им. ЛомоносоваМосковский государственный университет им. Ломоносова. Здание на Маховой улице.

Создавая канон русской оды, Ломоносов утверждал господство четырехстопного ямба, десятистрочную строфу, определенный характер рифмовки. Первая ода Ломоносова - «На взятие Хотина» (1739) - была практическим подтверждением провозглашенных в «Письме о правилах российского стихотворства» принципов русского стихосложения. Силлабо-тоническая система объявляется Ломоносовым «природной», а основным признаком русского стиха называется не постоянное количество слогов в строке, а повторение одних и тех же комбинаций ударных и безударных слогов. Основным размером русской поэзии Ломоносов считал ямб.

Разрабатывая систему литературных жанров, Ломоносов в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» (1757) излагает учение «о трех штилях», согласно которому высокий, средний и низкий «штили» соответствуют существующим в русском языке трем родам «речений». К первому роду относятся церковнославянские и русские слова («Бог, слава, рука»), ко второму - редко употребляющиеся, но понятные «грамотным людям» церковнославянские слова («отверзаю, Господень, насажденный»). К третьему-только русские слова («говорю, ручей, который»). Высокий стиль «составляется» из «речений» как первого, так и второго рода и используется при создании героических поэм, од и «прозаических речей о важных материях». Средний «штиль» «состоять должен» из «речений» первого и третьего рода и применяется при написании трагедий, стихотворных дружеских писем, сатир и элегий. «Низкий штиль принимает речения третьего рода» и используется в комедиях, эпиграммах, песнях и письмах.

Заслуги Ломоносова были высоко оценены его современниками и потомками: «Русский язык обязан ему правилами, стихотворство и красноречие - формами, тот и другие - обзацами» (А.А. Бестужев-Марлинский).

tululu.org

Портрет Ломоносова Михаила Васильевича: описание :: SYL.ru

Известный портрет Ломоносова был написан в 18 веке. В настоящее время данное изображение считается классическим: именно его можно увидеть в школьных учебниках, пособиях, общественных учреждениях. Это связано с тем, что оно наиболее достоверно передает особенности личности этого замечательного ученого. На картине он представлен в позе мыслителя. В его руке – перо, а перед ним лежит лист бумаги, что наглядно отражает особенности его деятельности.

Гравюра Э. Фессара

Портрет Ломоносова наиболее известен по работе этого французского художника. Именно он по заказу Шувалова создал гравюру, по которой его последователи писали фигуру Михаила Васильевича. Этот автор придал ученому ту позу, которую можно видеть на всех последующих картинах. На его гравюре Ломоносов изображен за работой с пером и бумагой в руке. Он одет в расшитый золотом кафтан, его лицо обращено к зрителям. Практически не менялся и фон картин: везде авторы изображали рабочую обстановку, а на заднем плане нередко рисовали стекольный завод. Однако Фессар в своей гравюре не проработал в достаточной степени черты лица ученого. Портрет Ломоносова получился у него несколько условным, в стиле живописи 18 века. Художник показал его не столько как личность, сколько как придворного поэта, сочинителя торжественных од.

Работы Шубина

Этот автор показал ученого как богато одаренную личность, как незаурядного мыслителя. Эти черты он отобразил сначала в рельефе из слоновой кости, а затем в масляной картине. Лицо Михаила Васильевича выражает волю, незаурядный ум и сосредоточенность. Эта работа более ценна для потомства тем, что показывает ученого как личность. Скульптурный портрет Ломоносова того же автора является эталонным. Он отличается интимностью: ученый изображен без парика, что дало возможность Шубину показать высокий выпуклый лоб, свидетельствующий об уме и незаурядном мышлении.

На этой скульптуре Ломоносов одет просто: на нем непарадная рубашка с невысоким жабо, что делает его вид немного домашним. Шубин показал изобретателя как человека умного, пытливого и очень энергичного. Существует три экземпляра этого портрета: мраморный, гипсовый и бронзовый. Показателен тот факт, что автор очень уважал ученого, что и отразилось в бережном отношении к его внешности на скульптуре.

Парадное изображение

Описание портрета Ломоносова необходимо продолжить упоминанием работы неизвестного художника, запечатлевшего ученого в традиции, заложенной Фессаром, однако придавшего рисунку ряд новых черт, достойных упоминания. Новая картина отличается особенной парадностью. Автор придал фону бо́льшую живописность: так, например, изображение стекольного завода перенесено на берег моря. Выражение лица Михаила Васильевича – величественное, его костюм отличается богатством: кафтан расшит золотом, а на шее – пышное жабо. Эта картина пользовалась особенной популярностью у современников, поэтому до наших дней дошло несколько экземпляров этой работы неизвестного автора.

Гравюра М. Шрейера

Портрет Ломоносова Михаила Васильевича стал наиболее известен благодаря работе Фессара, которому этот ученый, скорее всего, позировал. Его гравюра оказалась настолько удачной, что все последующие художники, так или иначе, следовали ее схеме. Однако каждый автор вносил свои изменения, которые раскрывают личность ученого с разных сторон.

Гравюру Шрейер выполнил на основе рисунка своего учителя Х. Шульце. В целом рисунок следует устоявшейся традиции, однако Шрейер изобразил ученого в еще более свободной позе: так, например, его рука с пером покоится не на столе, а на колене. Выражение лица ученого – живое, открытое. Он изображен в свободной одежде: его кафтан без всяких украшений и напоминает халат, жабо отсутствует, что придает изображению домашний вид.

Особенности

Характерной чертой этой гравюры является то, что она выполнена в стиле барокко. Несмотря на минимализм композиции, изображение в целом производит торжественное впечатление.

Книги и другие предметы быта разбросаны в живописном беспорядке. И если в предыдущих картинах бытовая остановка служила лишь фоном для фигуры ученого, то в рассматриваемой гравюре натюрморт приобрел самостоятельное значение. Еще одна интересная особенность гравюры заключается в том, что на листе, который держит поэт, автор заменил имя императрицы Елизаветы на имя Петра I, которого поэт также прославлял в своих сочинениях. Михаил Ломоносов, портрет которого интересовал многих художников рассматриваемой эпохи, творил во время господства эпохи барокко, поэтому картина выполнена в указанной стилистике.

Изменения

В науке существует предположение, что Шрейер и его учитель Шульце использовали в качестве тела фигуру известного французского поэта Ж. Б. Руссо, а поверх наложили портрет Ломоносова, внеся необходимые изменения.

Исследователи отмечают, что такой художественный прием оказался настолько хорошим, что гравюра считается одним из наиболее удачных изображений поэта и ученого. Тем не менее, некоторые черты барокко заменены на стиль классицизма, так как авторы не хотели слишком противоречить эпохе.

Картина неизвестного художника

Ломоносов, портрет, фото которого представлены в настоящем обзоре, часто становился объектом внимания художников 18 века благодаря неординарности его личности. К 18 веку относится картина неизвестного художника, написанная маслом. На полотне ученый изображен по грудь, композиция в целом повторяет гравюру Фессара. Костюм Михаила Васильевича сильно упрощен по сравнению с другими его изображениями. Ученый нарисован в парике, который в этот раз прописан очень тщательно, в отличие от гравюры Фессара, где этот важный компонент представлен схематично.

Ученые отмечают, что на этом портрете автор особенно постарался придать черты индивидуальности ученому, как следует прописав лицо. Он очень реалистично показал цвет кожи, впалость глаз, тени на щеках и лбу. По мнению исследователей, эта картина была сделана после смерти изобретателя и поэта по заказу Шувалова.

Картина Л. Миропольского

Портрет М. В. Ломоносова, выполненный этим малороссийским художником, стал наиболее известным среди других изображений ученого. Следует отметить, что эта картина является копией прижизненного изображения поэта и изобретателя, выполненного художником Г. Преннером. Е. Дашкова, которая возглавляла в 18 веке две Академии, заказала сделать копию известному живописцу Миропольскому. Работа была выполнена после смерти ученого в 1787 году.

Поскольку ее автор, Леонтий Семенович, был учеником знаменитого художника Левицкого, то картина написана в его стилистике. Акцент сделан на фигуру, вернее на лицо поэта, которое обращено вполоборота к зрителю. Свет падает на него, подчеркивая сосредоточенную мысль в чертах и задумчивый взгляд. Поза фигуры снова повторяет то положение, которое было заложено еще Фессаром. В заключение следует отметить, что почти все вышеперечисленные портреты Михаила Васильевича представляют его в официальном виде. Также в тех картинах, где он изображен в домашней обстановке, проглядывает некоторая официозность. Исключениями стали работы Шубина и упомянутый портрет неизвестного художника.

www.syl.ru