Т-10 – лучший из лучших. Фото т 10


Т-10 – лучший из лучших » Военное обозрение

Т-10 — тяжёлый танк СССР, который является лучшим в своём классе. Разработан был в 1948 - 1952 годах в КБ ЧТЗ, на вооружение принят Советской Армией в 1953 году. Важной особенностью является то, что данная модель не подлежала экспорту.

История создания началась в 40-х годах, когда Советская Армия имела на вооружении три типа танков тяжелого класса: ИС-2, ИС-3, ИС-4. В 1948 г. ГБТУ было принято решение создать новый тяжелый танк, который имел бы отличную ходовую часть и отличную защиту на подобие ИС-4, а корпус имел бы форму, которая была бы схожа с ИС-3.

Главные требования, которое выдвигалось при конструировании - ограничение боевой массы танка — не более 50 т. В качестве разработчика определили КБ Челябинский завод Министерства транспортного машиностроения СССР. Руководство назначило главным конструктором Ж. Котина. Планировалось дать имя для машины ИС-5.

По проекту, который был готов уже в апреле 1949 года, новый танк представлял собой конструкцию массой 50 т, располагающуюся на ходовой части, которая имела семь катков. Корпус имел отличительную особенность - «нос с горбинкой». Спустя месяц был построен деревянный макет танка, после чего конструкторы приступили к изготовлению первого прототипа «ИС-5». Особые затруднения возникли при переработке торсионной подвески, работоспособность которой, на модели ИС-4, вызывала много вопросов и проблем. После долгих опытов остановились на «пучковом» торсионе, который состоял из нескольких, имеющих малый диаметр.

Заводские испытания показали, что машина в целом удовлетворяет ТТТ, и приняли решение о выпуске первой партии в 10 танков. В 1949 году машины прошли еще два этапа заводских испытаний, после которых в конце апреля - начале мая 1950 г. на НИБТ полигоне, который находится в подмосковной Кубинке, прошли государственные испытания. По окончании испытаний, государственная комиссия рекомендовала запустить серийное производство танка с некоторыми доработками по МТО. В новом танке пришлось произвести немало доработок, вследствие которых танк прошел огромное количество повторных и контрольных заводских и полигонных испытаний, которые закончились лишь к декабрю 1952-го. На вооружение танк планировалось принять весной 1953 г., но в связи со смертью И. Сталина это произошло в конце 1953 г. Машина была принята на вооружение под названием Т-10.

Вооружение Т-10 составляет: 122-милиметровая танковая пушка Д-25ТА, которая имеет длину ствола 48 калибров, а также спаренный с ней 12,7-милиметровый пулемет ДШКМ. Пушка снабжена двухкамерным дульным тормозом и автоматическим горизонтальным клиновым затвором. Стартовая скорость бронебойного снаряда равна 795 м/с. Точная дальность стрельбы, с использованием телескопического прицела ТШ2-27 достигала 5000 метров, а в случае использования прицеливания при помощи бокового уровня — 15 000 метров. Использование механизма досылания позволяет облегчить заряжание снаряда, что в свою очередь позволяет достичь скорострельности 3-4 выс./мин, а если заряжать вручную — 2-3 выс./мин. Спереди на турели люка заряжающего базируется зенитный 12,7-мм пулемет ДШКМ, который снабжен коллиматорным прицелом К10-Т. Арсенал пушки составлял 30 снарядов, размещенных в хомутках и лотковых укладках. Пулемет снабжался 1000 патронами, 300 из которых к спаренному пулемету находились в шести патронных коробках, а 150 для зенитного пулемета находились в 3 специальных патронных коробках по 50 штук. Оставшиеся 550 патронов располагались в цинковых коробках.

Корпус Т-10 имел хорошую броню, которая представляла собой сложную коробчатую форму, лобовая часть которой имела форму «щучьего носа». Борта составляли из нижней гнутой и верхней наклонной частей. Верхний кормовой лист является откидным, как у танка Т-34, для обеспечения доступа к агрегатам трансмиссии.

Башня литая с обтекаемой формой, которая имеет различные углами наклона стенок и различной толщиной, меняющейся от 250 мм в носовой и до 40 мм на литой части крыши. Башня крепилась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа в крыше корпуса танка. Задняя часть башни изготавливалась из бронированного листа и вваривалась в крышу, а передняя отливалась вместе с корпусом башни. Механизм поворота башни планетарный, с электрическим или ручным приводами. В передней части люка командира танка располагался прибор наблюдения ТПКУ, а по периметру верхнего погона башенки находилось семь приборов наблюдения ТНП.

Танк оснащался четырехтактным V-образный дизельным двигателем В-12-5, имеющим 12 цилиндров и жидкостную систему охлаждения объемом 38,9 литров. Он мог достигать максимальной мощности 700 лошадиных сил, при 2100 об/мин. Двигатель устанавливался на постаменте, который состоял из четырех кронштейнов, которые приварены к бортам и имеют связку между собой несколькими продольными угольниками.

Топливо для двигателя находилось в трех внутренних и двух наружных баках. Внутренние располагались так: два сзади, емкостью по 185 литров и один впереди, емкостью 90 л. Наружные были на крыльях в корме и вмещали по 150 литров каждый. Баки наружные подключались к топливной системе танка. Общий объем баков составляла 760 л. С 1955 года внутренние задние баки имели объем 270 л, что позволило увеличить общий объем до 930 л. Двигатель соединялся с силовой передачей, которая состояла из планетарной коробки передач, базирующейся в блоке с механизмом поворотного типа «ЗК», имеющая восемь передних передач и две задних.

Т-10 имел ходовую часть, состоявшую из ведущих колес заднего расположения, которые оснащались съемные венцами с 14 зубцами. На каждом борту находилось по 7 катков, а также три поддерживающих катка. Устанавливалась независимая подвеска, с упругим упором и пучковым торсионом. Устанавливалась мелкозвенчатая гусеница, цевочного зацепления. Количество траков для каждой цепи - 88. Ширина трака - 720 мм, шаг - 160 мм. Существовало три модификации: Т-10А, Т-10Б, Т-10М.

В серийном производстве танк получил название Т-10М, став последней модификацией семейства. Но в ходе производства вносились различные изменения, например 8-ми ступенчатую КПП сменила 6-ти ступенчатая, в 1963 году добавили ОПВТ для преодоления бродов глубиной до 5 метров, с 1967 года в боекомплект вводятся подкалиберные и кумулятивные снаряды. Серийное производство танка прекращено в 1966 году, точных данных о числе выпущенных машин автору найти не удалось – западные оценки в 8000 произведённым танков доверия не вызывают, отечественные авторы указывают «более 2500», что скорее всего является заниженной оценкой. В любом случае, танк Т-10 без сомнения самый массовый послевоенный тяжелый танк, и возможно самый массовый тяжелый танк в истории танкостроения в мире. Высокие эксплуатационные характеристики и своевременные модернизации позволили ему находиться в строю 40 лет – приказ о снятии с вооружения отдан только в 1993 году! Танк не поставлялся на экспорт и другим странам ОВД, и не участвовал в боевых действиях (если не считать таковой операцию «Дунай» по вводу войск Варшавского Договора в Чехословакию, в 1968 году).

Танки серии Т-10:Г — направляющее колесо с механизмом натяжения, 2 — прицел Т2С-29, 3 — прицел ТПН-1, 4 — прибор наблюдения наводчика ТПВ-51, 5 — осветитель ОУ-ЗТ, 6 — командирская башенка с семью призмами наблюдения и прибором ТПКУ-2, 7 — кормовой ящик ЗИП, 8 — люк над двигателем, 9 — поддерживающий каток, 10 — кормовой топливный бак, 11 — ведущее колесо с грязеочистителем, 12 — большие дымовые шашки БДШ, 13 — трак гусеницы с пальцем, 14 — антенна, 15 — выпускные окна эжекторов, 16 — сетки окон над радиаторами, 17 — окно впуска воздуха в двигатель зимой, 18 — укрывочный брезент, 19 — прожектор Л-2, 20 — смотровой прибор заряжающего ТНП, 21 — спаренный пулемет КПВТ, 22 — люк заряжающего, 23 — бревно для самовытаскивания, 24 — щитки-отражатели, 25 — ящик ЗИП, 26 — люк механика-водителя танков Т-10 ц Т-10А, 27 — люк механика-водителя танка Т-10М, 28 — окно для пулемета ДШК, 29 — колпак вентилятора, 30 — прицел ТПС-1, 31 — окно прицела ТУП, 32 — окно для спаренного пулемета КПВТ, 33 — окно для впуска воздуха в двигатель летом, 34 — люк для обслуживания системы смазки, 35 — люк запасного выхода, 36 — зенитный пулемет КПВТ.

А — башня танка Т-10, Б — башня танка Т-10А, В — маска пушки Д-25ТС танка Т-10А, Г — башня танка Т-10М, Д — люк заряжающего танка Т-10М, Е — зенитный пулемет ДШК, установленный на турели люка заряжающего танков Т-10, Т-10А, Ж — днище корпуса.

Чертежи деталей увеличены в 2,5 раза по сравнению с общими видами. (Лучший в своём классе А. Алешин, В. Сергеев, М. Барятинский (Моделист-Конструктор. — 1990. — № 2))

topwar.ru

ИС-8 – Советский серийный тяжелый танк послевоенного периода, также известный как Т-10 или ИС-5.

История создания ИС-8

Поводом к началу разработки данного танка стало требование создать машину по самым новейшим технологиям, с хорошим будущим потенциалом к улучшению и модернизации. На то время на вооружении СССР состояли танки ИС-2, ИС-3 и ИС-4, которые такими качествами не обладали. И еще одно из немаловажных требований к танку — он должен был весить не более 50 тонн. Несмотря на то, что работы над танком начались еще в 1948 году, официально работы были начаты только 18 февраля 1949 года.

Главный конструктор — Ж. Я. Котин. В апреле были нарисованы последние чертежи и ТТХ танка. Тогда он получил заводское название – «Объект 730». У танка был «щучий нос», который показал себя как самое рациональное расположение бронелистов. После этого сразу же приступили к постройке деревянного макета в натуральную величину. Комиссии танк очень понравился.

Следующим этапом стала постройка опытного образца. Еще до вывода прототипа на государственные испытания появилось постановление о постройке малой серии в 10 танков для полной проверки возможностей серийной машины. В апреле 1950 года все 10 танков были готовы к испытаниям в подмосковной Кубинке. Комиссия заметила большое количество недостатков, которые планировалось ликвидировать. Их было настолько много, что после доработок танк был переименован сначала в ИС-9, а потом и в ИС-10. Эти доработки заставили задержать принятие танка на вооружение на 3 года. Когда умер Сталин, танк было решено переименовать в Т-10 по понятным причинам.

15 декабря 1953 года танк был принят на вооружение СССР, он производился до 1966 года. Состоял на вооружении Российской федерации до 1993 года.

Вооружение

Сначала на пушке стояло орудие Д-25ТА (Различие от Д-25Т в скорострельности (до 4 выстрелов в минуту) и прицельной дальности в 5000м), но с появлением Т-10М стало устанавливаться орудие 2А17.

  • Масса орудия, кг – 2785
  • Боекомплект, сн. -30
  • Начальная скорость полета бронебойного снаряда,  м/с, — 950
  • Начальная скорость полета подкалиберного снаряда,  м/с, — 1575
  • Начальная скорость полета осколочно-фугасного снаряда, м/с, — 865
  • Максимальная дальность полета осколочно-фугасного снаряда, м – 16500
  • Прицельная дальность, м, — 4000
  • Углы вертикальной наводки, град.: -5°..+20°
Бронепробиваемость

Градусы наклона измеряются по отношению к горизонтальной поверхности.

  • Бронебойный, на расстоянии 2 км, мм/град. — 214/90°
  • Подкалиберный, на расстоянии 2 км, мм/град. — 320/90°
  • Кумулятивный, на расстоянии 2 км, мм/град. — 450/90°
  • Скорострельность, выстр./мин – до 4
Дополнительное вооружение

Один ДШКМ был спарен с орудием, а другой установлен на крыше башни в качестве турели.

Тактико-технические характеристики

  • Масса, т — 50
  • Экипаж, ч — 4.Командир, Наводчик, Заряжающий, Механик-водитель.
  • Длина корпуса, мм  — 7250
  • Ширина корпуса, мм — 3380
  • Высота, мм  — 2450

Бронирование

Лоб корпуса (верх), мм/град. 60 / 78+45°120 / 55+40°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 120 / 50°
Борт корпуса (верх), мм/град. 120 / 47°80 / 62°
Борт корпуса (низ), мм/град. 80 / 10°
Корма корпуса, мм/град. 50—60
Днище, мм 16
Крыша корпуса, мм 30
Лоб башни, мм/град. 201 / 24°170 / 38°129 / 54°
Борт башни, мм/град. 148 / 45°122 / 55°102 / 65°
Корма башни, мм/град. 50
Крыша башни, мм 40

 

Ходовые качества

  • Мощность двигателя, л. с. — 700
  • Максимальная скорость, км/ч — 42
  • Запас хода по шоссе, км — 200
  • Удельная мощность, л. с./т  — 14
  • Преодолеваемый подъём, град.  — 32°

Модификации и машины, созданные на базе ИС-8

  • Т-10А — Новое орудие Д-25ТС. Множество других прицелов, новый стабилизатор вертикальной наводки. Принят на вооружение 11 июня 1956 года.
  • Т-10Б — Новый стабилизатор и прицел наводчика. Принят на вооружение в 1957 году.
  • Т-10БК – «Командирский» вариант Т-10Б. Добавлена вторая радиостанция. Принят на вооружение вместе с Т-10Б.
  • Т-10М — Новое орудие 2А17. Новые пулеметы КПВТ. Лобовое бронирование башни возросло до 250 мм. Новый двигатель мощностью в 750 л.с. Приборы ночного видения. Противоатомная защита. Система дымовых завес. С 1962 года новая коробка передач. С 1963 года система подводного вождения, позволявшая погружаться до 5 метров. Было еще несколько дополнений, которые увеличили максимальную скорость танка до 50 км/ч. Принят на вооружение 26 сентября 1957 года.
  • Т-10МК – «Командирский» вариант Т-10М. Добавлена вторая радиостанция. Принят на вооружение вместе с Т-10М.

Машины на базе ИС-8

  • «Объект 268» — ПТ-САУ. Не принята на вооружении по причине недостаточной огневой мощи.
  • «Объект 27» — Опытная передвижная атомная электростанция. Принята на вооружение в 1960 году.
  • РТ-15 — Самоходная пусковая установка ракетного комплекса. Принята на вооружение в 1966 году.
  • «Объект 282» — Опытный советский тяжелый ракетный танк. На вооружение не принят по причине отмены всех работ над тяжелыми ракетными танками.
  • «Объект 271» — Самоходная артиллерийская установка особой мощности. Орудие калибра 406 мм. Стрелял ядерными снарядами. На вооружение не принята по причине разрушения ствола и базы танка при выстреле.
  • «Объект 273» — Самоходная 420-мм миномётная установка. Не принята на вооружение по причине слишком сильной отдачи, при которой могли повредиться некоторые элементы машины.

Фотографии танка

Память о танке

Так как ИС-8 был выпущен достаточно поздно, он сохранился во множестве городов России, Белоруссии и Украины, как в музеях, так и в качестве памятников.

  • В Белоруссии его можно увидеть в Минске и в д. Короватичи;
  • В России танк стоит на постаменте в Москве, Омске, Ульяновске и многих других городах;
  • В Украине он установлен в Луцке, Комсомольске, Кривом Роге и т.д.

Танк в культуре

ИС-8 присутствует в игре World of Tanks в качестве советского тяжелого танка 9 уровня.

comments powered by HyperComments

tanki-tut.ru

10 - советский тяжелый танк ⋆ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ВЕСТНИК

Это последний серийный советский тяжелый танк, производившийся серийно в 1954—1966 гг. По мнению многих специалистов, машина являлась самой совершенной в своем классе. Кроме того, это был самый тяжелый танк в истории танкостроения. Последние танки этого класса были сняты с вооружения российской армии в 1993 г.

Тяжелый танк Т-10 — видео

Разработка Т-10 началась с технического задания Главного бронетанкового управления на создание нового перспективного тяжелого танка, который должен был заменить ИС-2 и ИС-3. В 1949 г. была выпущена первая партия новых машин, однако в процессе испытаний проявилась масса недостатков, главный из которых, наверное, недостаточный ресурс двигателя. В процессе серьезных доработок машина несколько раз меняла свое название: ИС-8, ИС-9, ИС-10, пока, наконец, ей в 1954 г. не был присвоен индекс Т-10.Для изготовления корпуса машины использовались катаные и штампованные броневые плиты, которые сваривались с приемлемыми углами наклона брони. Лобовая часть корпуса была выполнена по образцу ИС-3. Броневая лобовая плита имела толщину 120 мм и была наклонена к вертикали в 57градусов. Борта машины состояли из двух частей: верхних наклонных и нижних гнутых деталей, толщина которых достигала 80 мм.Танк имел литую башню, толщина стенок которой варьировалась от 40 мм (передняя часть крыши башни) до 201 мм (лобовая часть). Повороты башни производились с помощью электрического привода или же вручную.

На Т-10 установили V-образный 12-цилиндровый четырехтактный дизель жидкостного охлаждения В-12-5 с центробежным нагнетателем, мощность которого достигала 700 л. с. Трансмиссия включала в себя коробку передач планетарного типа, механизм поворота и двухступенчатые бортовые передачи. Ходовая часть состояла из семи сдвоенных опорных катков с металлическими ободами и трех поддерживающих катка с независимой подвеской пучковыми торсионами. Мелкозвенчатые гусеницы были выполнены из стали и в ширине достигали 720 мм.Машина отличалась довольно мощным вооружением. На ней была установлена 122-мм пушка Д-25ТА, которая оснащалась двухкамерным дульным тормозом, горизонтальным автоматическим клиновым затвором и электромеханическим досылателем снарядов и гильз, повысившим скорострельность орудия до 3—4 выстрелов в минуту. Боекомплект включал 30 бронебойных и осколочно-фугасных выстрелов раздельно-гильзового заряжания, которые размещались в лотковых и хомутиковых укладках на полу боевого отделения. Для наведения пушки на танке был установлен телескопический прицел ТШ2-27. Прицельная дальность стрельбы достигала 5000 м.В качестве вспомогательного вооружения использовались спаренный с пушкой 12,7-мм пулемет ДШКМ, а также зенитный пулемет этой же марки, снабженный коллиматорным прицелом и размещавшийся на крыше башни. Боекомплект пулеметов состоял из 1000 патронов в лентах по 50 шт.

На базе Т-10 было создано несколько новых моделей.

Т-10А являлся модернизированным вариантом Т-10, его приняли на вооружение в 1956 г. На машине несколько видоизменили форму башни и маску орудия вследствие установки новой пушки Д-25ТС со стабилизатором в вертикальной плоскости ПУОТ-1 «Ураган» и эжекционным устройством для отсоса пороховых газов. Кроме того, танк оснастили перископическим прицелом ТПС-1 и дублирующим телескопическим прицелом ТУП, прибором ночного видения ТВН-1, гидрокомпасом ГПК-48.

Т-10Б был вариантом Т-10А и отличался от него наличием двухплоскостного стабилизатора ПУОТ-2 «Гром» и прицела Т2С-29-14 вместо ТШ-2-27.

Т-10БК создавался как командирский вариант Т-10Б, где были уменьшен боекомплект и установлены дополнительная радиостанция и зарядный агрегат.

Т-10М являлся последним серийным вариантом этого тяжелого танка, на котором установили новую 122-мм пушку М-62-Т2 с двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень» и значительно возросшими баллистическими характеристиками. Боекомплект включал бронебойнокумулятивные и бронебойно-подкалиберные снаряды. На машине были заменены пулеметы на два 14,5 мм КПВТ. Возросла мощность двигателя, шестиступенчатая коробка передач сменила восьмиступенчатую. На танке изменили также конструкцию башни, усилив бронирование лобовой части. Кроме того, машину оснастили комплектом устройств для ночного видения, противоатомной защитой и ТДА.

Т-10МК был командирским вариантом Т-10М.

В процессе выпуска танка и всех его модификаций машина постоянно совершенствовалась, к примеру, в 1962 г. танк был оснащен системой подводного вождения, что позволило ему преодолевать водные преграды глубиной до 5 м, а в 1964 г. здесь была установлена автоматическая система пожаротушения.На базе Т-10 создавались боевые машины и специального назначения, к примеру, «Объект 268» и ТЭС-3.По западным данным, Т-10 и его вариантов было выпущено около 8000, однако они не принимали участия в активных боевых действиях. На этой машине испытывали противотанковый ракетный комплекс «Малютка», однако эти работы были завершены на стадии эксперимента.

Тактико-технические характеристики танка Т-10

Масса 50 т
Длина 9,72 м
Высота 2,45 м
Клиренс 460 мм
Бронирование корпус (лоб/борт) — 120/80,башня — 201…40
Максимальная скорость 42 км/ч
Запас хода 200 км
Экипаж 4 чел.
Вооружение 122-мм пушка Д-25ТА,2 пулемета 12,7-мм ДШК
Двигатель В-12-5
Мощность двигателя, л.с. 700

 

Тяжелый танк Т-10М

 

Тяжелый танк Т-10А

 

 Танк Т-10М в Праге

 

 Тяжелый танк Т-10М — фото из музея Великой Отечественной Войны в Киеве

Источник

Это интересно

info-leaks.ru

Тяжелый танк Т-10М, СССР | Энциклопедия оружия

Описание танка T-10M

Основу современной бронированной военной техники составляют, как известно, танки. Специалисты совершенно справедливо называют их главной ударной силой сухопутных войск. Они удачно совмещают в себе большую огневую мощь, надежную броневую защиту и высокую маневренность. Оптимального сочетания этих качеств добились советские конструкторы, создав тяжелый танк T-10M, который признан лучшим в своем классе. Его огневая мощь обеспечивается установкой 122-мм пушки и двух крупнокалиберных пулеметов.

Соответственно вооружению определены и задачи в бою. Дальность прямого выстрела пушки при высоте цели 2 м составляет  130 м. На всем расстоянии траектория снаряда не выйдет за указанный габарит; он как бы стелется над поверхностью земли, сохраняя огромную кинетическую энергию, а следовательно, и ударную силу. Для стрельбы применяются боеприпасы двух видов: бронебойно-трассирующие снаряды массой 25,1 кг и осколочно-фугасные гранаты массой 27,3 кг. Соответственно этому и весовые характеристики артиллерийских выстрелов (снаряд + гильза): в первом случае 45,96 кг, во втором - 47,76 кг. Как видим, выстрелы довольно внушительные, что заставило конструкторов отказаться от унитарных патронов массой без малого полцентнера каждый и ввести раздельное заряжание.

В последнем случае заряжающий действует в два приема: сначала из одной боеукладки берет снаряд и досылает его в зарядную камору ствола, а из второй боеукладки достает гильзу и досылает ее вслед за снарядом. Затвор автоматически закрывается - орудие готово к стрельбе. Надо сказать, что конструкторы сделали, пожалуй, максимум возможного, чтобы облегчить действия заряжающего. Досылать снаряд и гильзу ему помогает механизм заряжания - каретка с электроприводом, движущаяся по полозьям. Задача заряжающего - положить снаряд или гильзу на лоток каретки. Остальное сделает автоматика. Боевая скорострельность достигает 3 - 4 прицельных выстрелов в минуту. Танковая пушка снабжена двумя прицелами: один дневной, перископический обеспечивает максимальную прицельную дальность 4000 м; второй - инфракрасный, позволяющий вести прицельную стрельбу ночью с максимальной прицельной дальностью 1150 м.

Устройство танковой пушки в принципе такое же, как и у обычного полевого орудия: длинный ствол, дульный тормоз, затвор, люлька с противооткатными устройствами, механизмы наведения, ограждение со спусковым механизмом. Хотя несколько отличительных особенностей все-таки есть. Ведь внутренний объем боевого отделения тайка ограничен, и поэтому конструктивные требования к габаритам и массе узлов и деталей пушки, их прочности - жесткие. Особая забота - обеспечение высокой точности стрельбы. Причина веская: боекомплект ограничен, каждый выстрел должен быть прицельным, каждый выпущенный снаряд обязан достичь цели. Для ведения эффективного огня во время движения пушка снабжена системой стабилизации наводки по горизонтали и вертикали; ни повороты, ни неровности пути не собьют точности прицела. Наводчику достаточно навести прицельную марку на объект, как система, моментально запоминает это положение и автоматически выводит на него м удерживает в заданном направлении ствол пушки. Благодаря этому Т-10М может вести огонь с ходу и поразить цель практически с той же точностью, как и с места.

Теперь о пулеметах. Оба они одинаковые, марки КПВТ (крупнокалиберный пулемет Владимирова, танковый), который является одним из самых мощных крупнокалиберных: каждый его патрон - 200 г, из них на пулю приходится целых 64 г. Это, в сущности, уже небольшой снаряд, который к тому же разгоняется в канале ствола до весьма высокой начальной скорости - 945 м/с. Один пулемет спаренный - он установлен параллельно пушке и жестко связан с ней. Огонь из него ведется по наземным целям: огневым точкам и легкобронированным машинам. Наибольшая прицельная дальность 2000 м. Стреляет наводчик, а заряжание и взведение пулемета производит заряжающий. Другой пулемет зенитный - размещен на башне танка непосредственно на погоне люка заряжающего. Наибольшая прицельная дальность 1000 м. При необходимости огонь можно открывать и по наземным целям. Стрельбу ведет заряжающий, стоя на сиденье.

Несколько слов о боекомплекте. В специальных боеукладках находятся 30 пушечных выстрелов, 744 патрона к пулеметам, 600 патронов к автоматам Калашникова, 20 ручных гранат и 24 Патрона к сигнальному пистолету. Общая компоновка танка Т-10М выполнена по классической схеме. Основные части: броневой корпус, башня, вооружение, стабилизатор вооружения, силовая установка, силовая передача, электрооборудование, средства связи, противопожарное оборудование. Внутри три отделения: управления, боевое, силовое. Масса танка - 50 т. Броневой корпус и башня - основа защиты оборудования и экипажа, который состоит из командира, механика-водителя, наводчика и заряжающего. Корпус объединяет в целое все механизмы и агрегаты. Он же воспринимает все нагрузки, возникающие при передвижении, преодолении препятствий и ведении стрельбы. Следующий важнейший показатель боевых качеств танка - маневренность. Несмотря на довольно значительную массу, тяжелый танк Т-10М обладает хорошей подвижностью, поворотливостью и проходимостью. Первое из этих качеств - способность преодолевать за короткое время большие расстояния и самое главное - стремительно атаковать противника.

Основные показатели подвижности - средняя скорость и запас хода. Тяжелая бронированная машина способна двигаться в условиях бездорожья, а по шоссе развить скорость до 35 - 40 км/ч. Максимальная же скорость - 50 км/ч. Трудно переоценить важность и такого показателя, как запас хода, то есть дальность действия танка на одной заправке топлива. Здесь многое зависит от состояния пути; по грунтовой дороге до 200 км, по бетонному шоссе 350 км. Термин "поворотливость" подразумевает радиус поворота, который у танка, типично гусеничной машины, самый минимальный: специалисты считают его равным ширине колеи (расстояние между серединами гусениц - 2660 мм). Так что тяжелая боевая машина может развернуться буквально "на пятачке". Наконец, третье слагаемое маневренности - проходимость, то есть способность танка двигаться по бездорожью и преодолевать препятствия. Здесь есть предельные цифровые ограничения, о которых должен твердо помнить экипаж. Например, максимальный угол подъема не может превышать 32°, а допустимый предел - 30°. Такие показатели устойчивости считаются хорошими.

Достаточно высоки и другие характеристики, определяющие возможности танка по преодолению препятствий. В частности, продвижению вперед не помешает даже ров шириной 3 м и вертикальная стенка высотой до 0,9 м. Танк способен преодолевать и водные преграды - по дну, лишь бы глубина брода не превышала 1,5 м. Разумеется, Т-10М не застрахован от попадания снаряда или противотанковой ракеты. При этом может возникнуть пожар. Бороться с ним призвана автоматическая противопожарная система, состоящая из термоэлектрозамыкателей и штуцеров-распылителей, которые подсоединены к баллонам с углекислотой. При нагревании термоэлектрозамыкателя его мембрана прогибается и нажимает на микрокнопку - замыкается электроцепь, срабатывает пиропатрон баллона: прорывается его мембрана, по трубопроводам поступает углекислота к очагу пожара. Из штуцеров-распылителей она выходит в виде газа и снега. Пламя сбивается и гаснет. В целях маскировки танк может поставить дымовую завесу. Для запала и сброса двух больших дымовых шашек, установленных на его корме, достаточно нажать кнопки на щитке в отделении управления.

В конструкцию Т-10М неоднократно вносились изменения. С 1959 года зенитными пулеметами, например, комплектовался только каждый пятый танк. В 60-х годах 8-ступенчатую коробку передач заменили на более простую 6-ступенчатую. С 1963 года Т-10М оборудовали системой ОПВТ, что позволяло преодолевать по дну преграды глубиной до 5 м. С 1967 года в боекомплект начали включать выстрелы с бронебойно-подкалиберными и кумулятивными снарядами.

Танки Т-10 первоначально поступали на вооружение тяжелых танкосамоходных полков. С 1947 года один такой полк входил в штат танковой и механизированной дивизии. По мере поступления в войска все большего количества танков Т-10, а затем и Т-10А, Т-10Б и Т-10М началось формирование тяжелых танковых дивизий. Каждая такая дивизия имела два полка тяжелых и один полк средних танков. В 50-х и 60-х годах в составе Группы советских войск в Германии имелось два таких соединения — 13-я и 25-я гвардейские тяжелые танковые дивизии.

«Десятки» на экспорт не поставлялись и в боевых действиях не применялись. За исключением маневров единственная крупная операция, в которой пришлось участвовать танкам Т-10М, это операция «Дунай» — ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 году.

В 1966 году производство Т-10М прекратили. По западным данным, было выпущено около 8000 танков Т-10 всех модификаций. Если это соответствует истине, то его можно считать самым массовым тяжелым танком в истории танкостроения.

В последующие годы, по мере поступления в войска современных боевых машин, танки Т-10, Т-10А, Т-10Б и Т-10М передавались в парки на долговременное хранение, а частично отправлялись на разделку. Формально же они были сняты с вооружения Российской Армии в 1993 году, то есть спустя 40 лет после принятия на вооружение.

war-arms.info

Танк Soviet T-10M Heavy tank: 05546: 1/35: Trumpeter: Наследник Вождя - МоделистЪ

Доброго времени суток, уважаемые пользователи проекта МоделистЪ — Путь к Мастерству.

С вами снова на связи Дмитрий Игнатычев — ваш проводник мире масштабного моделирования!

История отечественного танкостроения богата на события. Она никогда не шла по ровному, прочерченному по прямой пути. Он был тернист, полон поиска, проб и ошибок.

Возможно именно поэтому наши танкостроители родили на свет по-своему замечательные машины. Они никогда не были похожи продукты Западного мышления. В них не было исключительной, педантичной точности, присущей немецким машинам.

Их основным мотивом в жизни была необходимость строительства в тяжелых условиях всеобщей войны. Когда от хороших производств ничего не осталось, а в цехах у станков стоят отнюдь не профессионалы, ушедшие на фронт.

При этом танки должны быть мощными, маневренными, способными при всей своей конструктивной простоте бороться и побеждать значительно превосходящего противника.

Так и хочется сказать, в наши танки вложена наша душа. А значит у них есть наш неповторимый характер. Характер, способный противостоять любым напастям.

Танк Т-10М, о котором сегодня пойдет речь, был плодом прошедшей войны. Даже его первоначальное название было совсем иным. Он был последним в линейке танков ИС — наследником машин, громивших гитлеровские панцерваффе.

Этот танк был осмыслением всего накопленного конструкторами тяжелых танков опыта. Попыткой заглянуть в будущее.

Сплав мощи, маневренности, грации. Некоей эстетичности новых форм.

Сегодня, как вы уже наверно поняли, наш обзор будет посвящен детищу конструкторского бюро Жозефа Котина — танку Т-10М.

Но…

Как всегда, для начала, немного истории…

Танк Soviet T-10M Heavy tank: 05546: 1/35: Trumpeter: Коробка с моделью

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

T-10 (индекс ГАБТУ — Объект 730, первоначальное наименование — ИС-5, в 1952—1953 годах переименован в ИС-8, 28 ноября 1953 года принят на вооружение и был повторно переименован в Т-10) — советский тяжёлый танк. Производился серийно в 1954—1966 годах. Состоял на вооружении Советской Армии в течение 39 лет, последние Т-10 были сняты с вооружения уже Российской Армии только в 1993 году.

Несмотря на то, что в некоторых источниках танку Т-10 приписываются наименования на финальных стадиях испытаний ИС-9 и ИС-10, данные обозначения ему на самом деле не присваивались. Обозначение Т-10 было дано исходя из того, что ИС-8 являлся десятым по счёту принятым на вооружение Советской армии серийным тяжёлым танком.

Танк Soviet T-10M Heavy tank: 05546: 1/35: Trumpeter: Наследник Вождя

Первые проработки танка под наименованием ИС-5 были сделаны ещё в 1944 году. Работы выполнил челябинский Опытный завод № 100 под руководством Ж. Я. Котина. Котин выдвинул несколько концепций нового танка, но практически ни одна из них не несла каких-либо новаторских идей.

В металле танк реализован не был. Предпочтение отдали другим танкам — ИС-6 и ИС-7. В конце 1948 года к теме создания танка ИС-5 было решено возвратиться вновь, когда Главным бронетанковым управлением было выдано техническое задание на новый перспективный тяжёлый танк, предназначенный для замены стоявших на вооружении ИС-2 и ИС-3.

Опыт проектирования и эксплуатации ИС-4 и ИС-7 повлёк за собой ограничение боевой массы будущего танка в 50 тонн. Работы по танку были заданы постановлением правительства от 18 февраля 1949 года. Главным конструктором был назначен Ж. Я. Котин.

Техпроект нового танка был готов в апреле 1949 года, и уже в том же году была выпущена установочная партия из 10 машин. В ходе войсковых испытаний выявилось множество недостатков, таких как недостаточный ресурс двигателя. Доводка танка продолжалась до декабря 1952 года. После смерти Сталина в марте 1953 года название танка сменилось на ставшее уже окончательным Т-10, под которым он и был принят на вооружение 15 декабря 1953 года.

Т-10, неоднократно модернизируясь, производился серийно с 1953 по 1966 год. В 1953—1962 годах танк производился в Челябинске, а в 1957—1966 — в Ленинграде. Точных данных о цифрах выпуска Т-10 нет, в разных источниках называются цифры от 2500 до 8000 произведённых машин, однако по современным данным всего было выпущено 1439 танков.

Подавляющее большинство выпущенных машин принадлежали к модификации Т-10М, а в 1960-х годах все стоявшие на вооружении Т-10 ранних модификаций были модернизированы до Т-10М.

Танк Soviet T-10M Heavy tank: 05546: 1/35: Trumpeter: Наследник Вождя

Броневой корпус и башняКорпус танка выполнялся из катаных и штампованых броневых плит при помощи сварки. Танк обладал рациональными углами наклона брони, лобовая часть корпуса выполнялась по схеме «щучий нос». Верхняя лобовая деталь толщиной 120 мм имела угол наклона в 57 градусов к вертикали. Борта выполнялись из верхних наклонных и нижних гнутых деталей толщиной 80 мм и имели переменный угол наклона от 60 до 0 градусов к вертикали.

ВооружениеОсновным вооружением Т-10 являлась 122-мм танковая пушка Д-25ТА с длиной ствола 48 калибров, являвшаяся развитием пушки Д-25Т, устанавливавшейся на танках ИС-2—4, в свою очередь созданной на базе пушки А-19. Пушка оборудовалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным автоматическим клиновым затвором.

Также орудие оборудовалось электромеханическим досылателем снарядов и гильз, позволившим повысить скорострельность до 3—4 выстрелов в минуту против 2—3 на предыдущих моделях ИС. Выстрел производился посредством электромеханического или ручного спуска. Боекомплект орудия состоял из 30 бронебойных и осколочно-фугасных выстрелов раздельно-гильзового заряжания, размещённых в хомутиковых и лотковых укладках на полу боевого отделения.

На танках модификации Т-10М устанавливалась новая 122-мм пушка М-62-Т2 (2А17) со значительно лучшими баллистическими характеристиками, начальная скорость её бронебойного снаряда составляла 960 м/с. С 1967 года в боекомплект М-62-Т2 входили также бронебойно-кумулятивные и бронебойно-подкалиберные снаряды.

Вспомогательное вооружение танка состояло из двух 12,7-мм пулемётов ДШКМ, один из которых был спарен с пушкой, а другой, зенитный, размещался на турели на крыше башни. Боекомплект пулемётов составлял 1000 патронов в лентах по 50 штук. На танках модификации Т-10М они были заменены 14,5-мм пулемётами КПВТ.

Двигатель и трансмиссияДвигатель Т-10 — V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизель жидкостного охлаждения В-12-5 мощностью 700 л.с. при 2100 об/мин. Рабочий объём двигателя 38,8 л.

Трансмиссия состояла из коробки передач планетарного типа (8 передач + две заднего хода) с гидравлическим управлением, механизма поворота и двухступенчатых бортовых передач.

Ходовая часть

Подвеска катков независимая, торсионная. С каждой стороны корпуса располагались 7 сдвоенных опорных катков с металлическими ободами и три поддерживающих катка. Ведущие колёса задние, зацепление гусениц цевочное. Гусеница стальная мелкозвенчатая, с шагом трака 160 мм и шириной 720 мм.

Танк Soviet T-10M Heavy tank: 05546: 1/35: Trumpeter: Наследник Вождя

Серийные образцы

Т-10АПринят на вооружение 17 мая 1956 года. Модернизированный вариант танка Т-10 с установленной на нём пушкой Д-25ТС со стабилизатором в вертикальной плоскости ПУОТ-1 «Ураган», изменённым затвором и эжекторным устройством продувки канала ствола. Т-10А был оснащён прибором ночного видения механика-водителя ТВН-1 и гирополукомпасом ГПК-48, а также перископическим прицелом ТПС-1 и дублирующим телескопическим прицелом ТУП вместо ТШ-2-27. Установка новой пушки повлекла за собой изменение формы башни и маски орудия.

Т-10БПринятый на вооружение в 1957 году вариант Т-10А, отличавшийся установкой двухплоскостного стабилизатора ПУОТ-2 «Гром» и прицела Т2С-29-14 вместо ТШ-2-27.

Т-10БКСозданный в 1957 году командирский вариант Т-10Б, на котором за счёт сокращения боекомплекта устанавливались дополнительная радиостанция и зарядный агрегат.

Т-10МУлучшенный вариант Т-10, принятый на вооружение 26 сентября 1957 года, отличавшийся множеством конструктивных изменений:

  • Новая 122-мм пушка М-62-Т2 с высокой баллистикой и двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень».
  • 14,5-мм пулемёты КПВТ вместо ДШК, с сокращением боекомплекта до 744 патронов.
  • Изменённая конструкция башни с усилением её бронирования, дошедшего до 250 мм в лобовой части.
  • Новый двигатель В-12-6 мощностью 750 л.с.
  • Комплект приборов ночного видения для всех членов экипажа, кроме заряжающего.
  • Противоатомная защита.
  • ТДА.

Масса танка после внесённых изменений выросла до 51,5 тонн, но благодаря более мощному двигателю и другим усовершенствованиям, максимальная скорость танка по шоссе возросла до 50 км/ч. Т-10М в ходе производства постоянно модернизировался. С декабря 1962 года на него устанавливалась более простая и надёжная шестиступенчатая коробка передач, в 1963 году танк получил систему подводного вождения, позволявшую преодолевать преграды глубиной до 5 м, а с 1964 года танк оборудовался автоматической системой пожаротушения.

Т-10МККомандирский вариант Т-10М, на котором, аналогично Т-10БК, за счёт сокращения боекомплекта до 22 снарядов, устанавливалась дополнительная радиостанция и зарядный агрегат.

Информация взята с сайта Википедия

Танк Soviet T-10M Heavy tank: 05546: 1/35: Trumpeter: Видеоролик о прототипе

ИНСТРУКЦИЯ ПО СБОРКЕ

Танк Soviet T-10M Heavy tank: 05546: 1/35: Trumpeter: Инструкция по сборке и окраске

 СОДЕРЖИМОЕ КОРОБКИ

ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ

ДЕТАЛИ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Танк Soviet T-10M Heavy tank: 05546: 1/35: Trumpeter: Детали крупным планом

ВИДЕООБЗОР

Танк Soviet T-10M Heavy tank: 05546: 1/35: Trumpeter: Видеообзор

ВЫВОДЫ:

Эта модель даст вам возможность собрать хорошую, точную копию танка Т-10М. В ней нет ничего лишнего. Просто, спокойно, доступно. Деталей не очень много, ибо в те времена танки не обладали богатым экстерьером.

Все детали хорошо проработаны, прекрасно отлиты. Стыкуемость отличная. Прекрасная модель для спокойной работы длинным зимним вечером.

Как всегда, в состав набора входят несколько плат фототравления. Они позволят более реалистично выполнить некоторые детали танка. Такие как вентиляционные решетки.

ОЦЕНКА: 4

Нет смысла ставить завышенные оценки. На фоне современных высоко детализированных моделей этот Т-10М выглядит несколько просто. Именно так и должна выглядеть рабочая лошадка, тяжеловоз трудной работы. Работы, имя которой — война.

На сегодня всё! Удачи вам! И прекрасных моделей!

globaltao.com

ТАНКИ Т-10 НА СЛУЖБЕ. Сверхсекретный Т-10

ТАНКИ Т-10 НА СЛУЖБЕ

К моменту принятия Т-10 на вооружение, танковые войска Советской Армии состояли из танковых или механизированных дивизий, частично сведенных в механизированные армии, частично отдельных. Всего по состоянию на 1948 год было сформировано 27 танковых и 80 механизированных дивизий.

По штату, в каждую из этих дивизий, помимо прочих частей, входил тяжелый танко-самоходный полк, состоявший из двух батальонов на ИС-2, ИС-3 или ИС-4 (по 21 машине) и батальона самоходно-артиллерийских установок (21 штука). Кроме того, еще два ИСа имелись в штабе полка. Таким образом, всего танко-самоходный полк насчитывал 65 боевых машин, из них 44 танка и 21 САУ.

22 марта 1949 года еще до принятия на вооружение танка Т-10, командующий бронетанковыми и механизированными войсками Вооруженных сил, Маршал бронетанковых войск С.И. Богданов в своем докладе заместителю министра обороны СССР Маршалу Советского Союза А. Василевскому о распределении танков ИС-4, сообщал следующее:

«В соответствии с постановлением правительства от 18 февраля сего года дальнейший выпуск танков ИС-4 прекращен. Вместо танков ИС-4 указанным постановлением намечен выпуск тяжелых танков новой марки.

В 1949 году с заводов промышленности из задела 1948 года после устранения конструктивных и производственных дефектов, поступит 103 танка ИС-4, которые согласно утвержденному плану должны быть выданы: 75 танков на доукомплектование до штата 5-й гвардейской механизированной армии и 28 танков в 7-ю отдельную кадровую танковую дивизию в учебные подразделения для их освоения.

Намеченные к производству тяжелые танки новой марки, после принятия их на вооружение, считаю целесообразным выдавать в первую очередь в 5-ю гвардейскую механизированную армию и 7-ю отдельную кадровую танковую дивизию, а из имеющихся в этих соединениях и училищах танков ИС-4 сформировать три отдельных тяжелых танковых полка РВГК по 68 танков каждый».

Упоминаемая в документе 5-я гвардейская механизированная армия дислоцировалась в Белорусском военном округе, и была сформирована осенью 1945 года на базе 5-й гвардейской танковой армии. В ее состав входили три дивизии — 8-я гвардейская и 29-я танковая, и 22-я механизированная.

7-я отдельная кадровая танковая дивизия была создана на основе 7-й механизированной армии, созданной в 1946 году в составе четырех дивизий — двух танковых (3-я гвардейская и 10-я) и двух механизированных (15-я гвардейская и 27-я гвардейская). При переформировании в 7-ю танковую дивизию имевшиеся в составе армии дивизии — реорганизовали в полки, с сохранением прежней нумерации. Как и 5-я армия, 7-я дивизия размещалась в Белорусском военном округе, ее штаб находился в Борисове.

Следует сказать, что в этом объединении и соединении «обкатывалась» новая бронетанковая техника например, первой частью в Советской Армии, получившей на вооружение новые тяжелые танки ИС-4 был 93-й гвардейский тяжелый танко-самоходный полк 29-й танковой дивизии.

Первые тяжелые танки Т-10 поступили на вооружение 7-й дивизии и дивизий 5-й армии в 1955–1956 году. Примерно в это же время новые машины прибыли в тяжелый танко-самоходный полк 42-й гвардейской Прилукской танковой дивизии, размещенной на Украине, в районе города Новомосковск. По состоянию на ноябрь 1956 года здесь имелось не менее 8 Т-10 выпуска конца 1954 — начала 1955 годов.

Однако вскоре принимается решение о формировании специальных соединений, на вооружение которых должны были поступать танки Т-10: 12 марта 1957 года Главнокомандующий Советских Вооруженных Сил подписал директиву о формировании тяжелых танковых дивизий. Согласно утвержденного штата, дивизия включала:

— управление;

— три тяжелых танковых полка;

— зенитный артиллерийский полк;

— отдельный батальон связи;

— отдельный саперный батальон;

— отдельный автотранспортный батальон;

— отдельный учебный танковый батальон;

— дивизионную автошколу;

— отдельную разведывательную роту;

— отдельную медико-санитарную роту;

— бронетанковую мастерскую;

— автомастерскую;

— артиллерийскую мастерскую;

— отдельную роту химзащиты;

— отдельное авиазвено связи;

— дивизионный объединенный склад;

— полевой механизированный хлебозавод;

— полевую почтовую станцию.

Всего в составе дивизии по штату должно было иметься 200 тяжелых танков Т-10 — по 65 в полках и 5 в учебном танковом батальоне и 6195 человек личного состава (из них 711 офицеров).

Легко заметить, что в соединении полностью отсутствует артиллерия, как ствольная, так и реактивная (за исключением зенитной), а также пехота. Это объяснялось тем, что тяжелые танковые дивизии включались в состав танковых или общевойсковых армий для качественного усиления их соединений, и поддержку Т-10 в бою должны были оказывать артиллерия и мотопехота армий.

Всего в 1957–1958 годах в тяжелые сформировали восемь таких дивизий — 14-ю и 18-ю гвардейские, 5, 13, 17, 24, 25 и 34-ю. Причем создавались они не на пустом месте, а путем реорганизации обычных танковых дивизий с сохранением их нумерации и добавлением в наименование слова «тяжелая».

Опыт командно-штабных учений и маневров показал, что в штат тяжелой танковой дивизии необходимо внести изменения. Так, в течение 1960–1963 годов в состав тяжелой танковой дивизии ввели мотострелковый батальон, артиллерийский и ракетный дивизионы, батарея реактивной артиллерии, разведроту переформировали в разведбат, бронетанковую мастерскую — в ремонтновосстановительный батальон. В свою очередь из дивизии изъяли вертолетное звено, автошколу и учебный танковый батальон.

Естественно, что процесс «насыщения» тяжелых танковых дивизий новыми боевыми машинами Т-10 и Т-10М не мог произойти одномоментно: Легко посчитать, что на восемь таких дивизий требуется 1600 танков — чуть меньше, чем их изготовили за 12 лет производства. А помимо тяжелых дивизий, Т-10 должны были поступать и в тяжелые танко-самоходные полки. Поэтому нередко вместе с новенькими Т-10 в частях можно было встретить ИС-3 или даже ИС-2.

Естественно, что первыми получали новые тяжелые танки соединения Группы Советских войск в Германии. Это и понятно — в мире уже вовсю шла «холодная война». Это были 25 и 13-я тяжелые танковые, а также тяжелые танко-самоходные полки обычных танковых дивизий.

Подготовка командных кадров для тяжелых танков Т-10 велась только в одном училище — Ульяновском гвардейском танковом командном дважды Краснознаменном ордена Красной звезды училище имени В.И. Ленина. Причем в курсантском батальоне из трех рот командиров на Т-10 готовили лишь в одной. Подготовка была весьма серьезной, большое количество часов отводилось на отработку боевых задач в ночных условиях (до трети всего времени).

К 1965 году в учебном батальоне училища имелось 50 танков Т-10М. Из них 10 машин использовались для обучения вождению, 20 — для стрельб штатными боеприпасами, 10 — для стрельб из пушки с помощью 23-мм вкладного ствола и 10 — для отработки боевых задач в лагерях. Но так как танки были сильно изношены, вскоре часть из них заменили на ИС-ЗМ. А для отработки тактических задач в составе подразделений использовались Т-34-85. Последний выпуск офицеров-«тяжеловиков» Ульяновское танковое училище произвело в начале 1970-х годов.

Развитие противотанковых средств, к концу 1960-х годов, показало, что тяжелые танки, разработанные почти 20 лет назад, уже не удовлетворяют современным требованиям. Поэтому на основании директивы Генерального Штаба Вооруженных Сил от 30 декабря 1967 года, тяжелые танковые дивизии предписывалось переформировать в обычные танковые с заменой тяжелых машин средними. Причем этот процесс был растянут по времени — например, 25-я тяжелая танковая дивизия перешла на штат обычной, в период с марта по ноябрь 1968 года.

Сразу встал вопрос — а что делать с танками Т-10, которых имелось довольно много? Было принято решение — укомплектовать этими танками отдельные танковые батальоны армейского подчинения, которых в ГСВГ имелось уже не мало.

Формирование этих частей началось еще в июне 1961 по директиве командующего Сухопутными Войсками Вооруженных Сил. Состав каждого — две роты САУ и танковая рота. Батальоны формировались в Европейской части Советского Союза и отправлялись в Германию без техники. Укомплектование боевой матчастью шло за счет ресурсов ГСВГ. При этом сначала предполагалось, что в батальоны «спихнут» устаревшие танки ИС-2М и ИС-ЗМ, а также самоходки ИСУ, которых в войсках имелось довольно много. Об этом свидетельствует история двух таких частей.

52-й отдельный танковый батальон начал формироваться в Днепропетровской области на базе 319-го гвардейского тяжелого полка и танковой роты 384-го полка 42-й танковой дивизии. 9 июля 1961 года часть с железнодорожной станции Вольное убыла в Германию, и через неделю разгрузилась в военном городке Квармвек. Получив вооружение, батальон вошел в состав 145-го танкового полка 3-й общевойсковой армии ГСВГ.

В сентябре 1965 года часть перевооружили на Т-54А, а в сентябре 1968-го — на Т-10М.

В состав 145-го полка входило еще два батальона — 44-й и 51-й. Как и 52-й, они формировались в июне-июле 1961 года, но в разных местах. 51-й — в Днепропетровской области, при 37-й танковой дивизии, на его укомплектование поступил личный состав 230-го гвардейского тяжелого танкового полка. В июле 1961 года он прибыл в ГСВГ, получил вооружение и разместился в Магдебурге, войдя в состав 145-го полка.

44-й батальон формировался в Германии на основе 107-го батальона истребителей танков. Последний существовал с 1957 года, и его укомплектование провели за счет личного состава 153-го тяжелого танко-самоходного полка 19-й гвардейской мехдивизии ГСВГ.

Были в Германии и отдельные танковые батальоны, не входившие в состав полков — например, 49-й. Он был сформирован в Черкассах в июне 1961 года 35-й гвардейской танковой дивизией. Прибыв в июле в ГСВГ и получив тяжелые танки и самоходки (ИС и ИСУ), он расположился в городе Стендаль и вошел в состав 3-й армии.

В 1968 году, после начала процесса расформирования тяжелых танковых дивизий, начинают поступать танки Т-10 и Т-10М.

К концу 1960-х годов в составе ГСВГ имелось до 20 батальонов (части из них — в составе отдельных полков, часть — отдельные) на тяжелых машинах. Причем в них имелись не только «десятки», но и ИС-2М и ИС-ЗМ. Полки и батальоны входили в состав танковых и общевойсковых армий, расквартированных в Германии. Неофициально эти части назывались «батальоны прикрытия государственной границы». Их задача видна из неофициального наименования — прикрытие определенного участка границы с ФРГ.

По своему составу батальоны были весьма сильными — каждый состоял из четырех рот по три взвода из пяти танков и танк командира роты, всего — 16 Т-10М. Кроме того, имелся взвод охраны городка (5 танков), машина комбата (Т-10М), артиллерийский, саперный взвода и взвод связи. Всего такой батальон насчитывал 70 Т-10/Т-10М, но в некоторых частях имелись и ИС-ЗМ.

Экипажи танков были сокращенного состава — три человека, отсутствовала должность заряжающего, обязанности которого выполнял механик-водитель. Дело в том, что после выхода на позицию у границы, дальнейших маневров не предусматривалось — или ждать подхода основных сил, или стоять до последнего. Каждый танковый экипаж батальона имел свой сектор обстрела и карточки огня. В ходе учений механиков-водителей и командиров Т-10 на автомобилях возили по предполагаемым маршрутам выдвижения танков, при этом, надевали форму без знаков различия. Причем требовалось запомнить маршрут так, чтобы в любых условиях (день, ночь, дождь, снег) знать, куда ехать. По воспоминаниям служивших в этих батальонах мехводов, многие из них помнят маршруты выдвижения до сих пор, хотя прошло уже сорок лет. Боекомплект каждого Т-10 состоял из 18 осколочно-фугасных, 8 подкалиберных и 4 кумулятивных выстрела, и патроны к КПВТ. Кроме того, в каждый танк было загружено два ящика гранат Ф-1, вооружение экипажа — пистолеты ПМ и один автомат АК на танк.

Так как батальоны считались частями постоянной готовности, то танки постоянно стояли с полностью загруженным боекомплектом. Если танки выезжали на учения, то тоже с боекомплектом. Если проводились учебные стрельбы на директрисе — сначала из машин выгружали боекомплект, грузили боеприпасы для выполнения упражнения, отстреливались, вновь штатный боекомплект и продолжали учение.

Небезынтересно привести небольшие фрагменты воспоминаний людей, служивших в «батальонах прикрытия границы». Евгений Петрович Ментюков проходил службу в 49-м батальоне в должности командира танка Т-10М с 1972 по 1974 год:

«Информации по танкам Т-10 не так и много, думаю, из-за завесы секретности по этим машинам. У нас в части руководство по эксплуатации до лета 1974 года было с грифом „Секретно“, потом перештамповали — ДСП (для служебного пользования).

Что я могу сказать про эти машины. То, что она для своего времени была просто красива я, думаю, со мной согласятся многие. На большой скорости Т-10М шел как по волнам — подвеска гасила все неровности. Несмотря на свою довольно большую массу, управляемость и маневренность машины была хорошая. Двигатель В12-6Б в 750 л. с. был, конечно, слабоват для такой массы. Коробки перемены передач на Т-10М были двух видов: 8 и 6-скоростные, механики-водители предпочитали 6-скоростные, с ними было меньше мороки.

Теперь немного о вооружении. На Т-10М стоял отличный стабилизатор „Ливень“, стрельбы у нас в батальоне велись только с ходу и всегда очень успешно. При ведении огня из пушки приходилось серьезно потрудится — в танке Т-10М места было немного, а боекомплект расположен в разных местах. Иногда чтобы достать нужный выстрел приходилось поворачивать башню чтобы, снаряд или гильза оказались под рукой.

На танках, кроме номера, никаких обозначений и символов не было. Я за годы службы был на машинах № 210, 211 и 213. Одна из них была командирская, на ней дополнительно стояла радиостанция Р-112 и генератор с двигателем».

Вспоминает Колосков Виктор Иванович, полковник запаса:

«С 1967 по 1971 год я учился в Ульяновском гвардейском высшем танковом командном училище, которое было единственным в Советском Союзе, готовившим офицеров для службы на танках Т-10М. В нашем военном училище готовили командиров танковых взводов. Зампотехов готовили в танко-технических училищах и на военных кафедрах гражданских институтов. Командиров танков, наводчиков орудий и механиком-водителей учили в учебных частях полгода, затем посылали в линейные части. Когда ввели институт прапорщиков, вместо зампотехов рот стали назначать старших техников — прапорщиков, которых обучали в школах прапорщиков.

После училища еще 4 года служил командиром взвода Т-10М в 49-го отдельного танкового батальона, дислоцировавшегося в городе Стендаль, в ГСВГ. Таким образом, танк Т-10М является машиной моей юности и остается любимым танком всей жизни, хотя потом пришлось служить на многих типах боевых машин.

Машина имела самый мягкий ход, по сравнению с другими советскими танками того времени.

Боевая подготовка в батальоне была поставлена на очень высоком уровне. В огневом городке часто стреляли из 14,5-мм пулеметов КПВТ, а также 23-мм стволов, которые вкладывались в 122-мм пушку — это делалось для сбережения ресурса орудия. Несколько раз в год выезжали на полигон Витшток для выполнения стрельб штатным артиллерийским выстрелом.

Многие данные по танку Т-10М в то время были засекречены — записи вели в секретных тетрадях. Стреляли достаточно часто, сейчас не припомню количество часов в неделю, но довольно много. Экипаж в тяжелом танке чувствовал себя свободнее, чем в среднем. А вообще, свободнее всего было в ИСУ-152 и ПТ-76».

Отдельные танковые батальоны «охраны государственной границы» просуществовали до конца 1976 года. В сентябре появилась директива Главного штаба Сухопутных войск, согласно которой эти части или расформировывались, или переформировывались на новые штаты и получали, другую, матчасть — танки Т-55. При этом Т-10 передавались, сначала в учебные танковые полки ГСВГ (например, в 97, расположенный в Альтенграбове, юго-западнее Берлина), из которых их постепенно вывозили в Советский Союз.

Здесь основными базами хранения тяжелых танков стали две дивизии — 5-я в Белоруссии и 42-я на Украине. Начиная, с середины 1980-х годов танки Т-10 стали списывать и разделывать на «металл».

Танкам Т-10 не довелось повоевать — ни в каких в боевых действиях они не применялись, в другие страны не поставлялись. Единственный эпизод, где эти машины «засветились» — это операция «Дунай», ввод советских войск в Чехословакию в августе 1968 года. Это были машины из состава 9-й тяжелой танковой Бобруйско-Берлинской Краснознаменной ордена Суворова дивизии. Есть фото Т-10М этого соединения на улицах города Пльзень. Возможно, эти машины имелись и в составе других частей, но подробной информации об участии тяжелых танков в операции «Дунай» найти, пока не удалось.

Кстати, любопытную подробность о тех событиях сообщил служивший в 49-м отдельном танковом батальоне Е. Ментюков:

«Один из танков Т-10М, на котором я служил, принимал участие в операции „Дунай“ в 1968 году. Это выяснилось, когда при техобслуживании машины на обратной стороне щитка приборов обнаружилась надпись о том, что танк принимал участие в событиях в Чехословакии, и был перечислен поименно ее тогдашний экипаж, причем все — сержанты».

Танки Т-10М участвовали и в киносъемках — речь идет о 4-х серийном фильме «Батальоны просят огня», снятом киностудией «Мосфильм» в 1985 году. В одной из серий эти машины играют роль советских танков времен Великой Отечественной войны. При этом Т-10М никак не «гримировались». Скорее всего, это были машины, находившиеся на хранении при 42-й танковой дивизии, так как большую часть фильма снимали на Украине.

Танки Т-10 всех модификаций были сняты с вооружения Министерства Обороны РФ указом Президента Российской Федерации от 23 сентября 1997 года.

До настоящего времени сохранилось довольно значительное количество танков Т-10, которые находятся как в экспозиции различных музеев, так и в качестве памятников: в Белоруссии — не менее четырех, в России — не менее 14, и больше всего в Украине — более двух десятков.

В целом, если давать оценку танкам Т-10, то без сомнения, для тяжелой машины, масса которой была жестко ограничена 50 тоннами, он обладал выдающимися характеристиками. Причем «десятки» к началу 1960-х годов превосходили не, только средние, но и тяжелые танки стран НАТО. Это легко увидеть, если сравнить данные Т-10М с характеристиками соответствующих машин.

После окончания Второй мировой войны наши бывшие западные союзники по антигитлеровской коалиции быстро стали нашими наиболее вероятными противниками. Испытав на себе силу огня немецких тяжелых танков и получив шок от вида советских ИС-3, прогрохотавших по улицам Берлина на параде в сентябре 1945-го, американцы и англичане всерьез занялись разработкой тяжелых танков.

В 1945–1948 годах в США были построены и прошли испытания несколько образцов тяжелых танков — Т29, Т30 и Т32 с пушками калибра 105, 155 и 90 мм соответственно и броневой защитой, достигавшей 280 мм. Все эти машины базировались на конструкции среднего танка М26 «Генерал Першинг», созданного в конце войны.

На основании результатов испытаний американцы сконцентрировали усилия на 120-мм пушке, обладавшей наилучшими баллистическими характеристиками. В 1948 году началась разработка танка Т43, первый прототип которого изготовили тремя годами позже. После длительных испытаний и доработок машину приняли на вооружение под обозначением М103. Всего было изготовлено 300 единиц.

Литой корпус танка изготовили из одной отливки. В литой башне полусферической формы была установлена 120-мм пушка, 12,7-мм зенитный пулемет и 7,62-мм пулемет, спаренный с пушкой. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 1000 м/с. Стабилизатора наведения на танке не было. Пушка снабжалась эжекционным устройством для продувки канала ствола. В башне размещался оптический прицел-дальномер. На М103 устанавливался 12-цилиндровый бензиновый двигатель воздушного охлаждения «Континенталь» мощностью 810 л.с. и автоматическая гидромеханическая трансмиссия. Экипаж состоял из пяти человек: командира, наводчика, заряжающего, помощника заряжающего и механика-водителя. В ходовой части танк имел семь опорных и шесть поддерживающих катков на каждую сторону, подвеска — индивидуальная, торсионная. Траки гусениц снабжались резино-металлическими шарнирами. Танк оснащался инфракрасным прибором вождения.

В 1958–1959 годах 219 машин модернизировали. Они получили обозначение М103А1 и отличались от серийных, увеличенным до 38 выстрелов боекомплектом, и улучшенной системой управления огнем. В 1964 году 159 танков модернизировали, установив дизельный двигатель «Континенталь», изменив трансмиссию и несколько улучшив подвеску. Запас хода увеличился до 480 км, а скорость — до 37 км/ч. Этот вариант получил обозначение М103А1Е1.

М103 состоял на вооружении до 1973 года. Как и Т-10М, в боевых действиях эта машина не участвовала.

В Великобритании еще в 1944 году началось проектирование тяжелого пехотного танка А.45, призванного действовать в паре с разрабатываемым в то же время тяжелым крейсерским А.41 (позже «Центурион»). Прототип А.45 был построен в 1948 году и имел заимствованную от «Центуриона» башню с 17-фунтовой (76-мм) пушкой. После установки башни «Центуриона» Мк. 3 с 20-фунтовой (83,4-мм) пушкой машина стала называться FV221 «Карнарвон». В 1952 году «Карнарвон» получил новую литую башню со 120-мм пушкой, и после испытаний его приняли на вооружение под обозначением FV214 «Конкерор». До 1959 года выпустили 185 таких танков, поступавших в основном в танковые части Британской Рейнской армии.

Корпус танка имел максимальную толщину брони в лобовой части корпуса 130 мм, толщина борта — 51 мм. Башня литая, толщиной 130-89 мм. Пушка танка «Конкерор» снабжалась эжекционным устройством для продувки канала ствола. На вращающейся командирской башенке, установленной в кормовой части башни и снабженной дальномером, размещался 7,62-мм пулемет. Второй пулемет был спарен с пушкой. Пушка танка имела двухплоскостной стабилизатор наведения. На «Конкероре» устанавливался 12-цилиндровый бензиновый двигатель «Метеор» мощностью 810 л.с. Экипаж состоял из четырех человек. В 1966 году танк был снят с вооружения английской армии.

Сравнение зарубежных тяжелых танков с советским Т-10М будет явно в пользу последнего. Оба серийных западных танка — М103 и «Конкерор» — уступали нашему по боевой эффективности. Советский танк имел наиболее мощное бронирование башни, несколько уступая по броневой защите «Конкерору» в целом и превосходя оба иностранных танка по подвижности. Зарубежные танки имели гораздо большую массу и высоту, вдвое меньший запас хода, низкую максимальную скорость и оснащались бензиновыми двигателями. В отличие от Т-10М у них не было противоатомной защиты, оборудования подводного вождения, а на американском танке, кроме того, отсутствовал стабилизатор вооружения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Основу современной бронированной военной техники составляют, как известно, танки. Специалисты совершенно справедливо называют их главной ударной силой сухопутных войск. Они удачно совмещают в себе большую огневую мощь, надежную броневую защиту и высокую маневренность.

Оптимального сочетания этих качеств добились советские конструкторы, создав тяжелый танк Т-10М, который признан лучшим в своем классе.

Его огневая мощь обеспечивается установкой 122-мм пушки и двух крупнокалиберных пулеметов. Соответственно вооружению определены и задачи в бою. Дальность прямого выстрела пушки при высоте цели 2 м составляет 1130 м. На всем расстоянии траектория снаряда не выйдет за указанный габарит; он как бы стелется над поверхностью земли, сохраняя огромную кинетическую энергию, а следовательно, и ударную силу.

Для стрельбы применяются боеприпасы двух видов:

бронебойно-трассирующие снаряды массой 25,1 кг и оско-лочно-фугасные гранаты массой 27,3 кг. Соответственно этому и весовые характеристики артиллерийских выстрелов (снаряд+гильза): в первом случае 45,96 кг, во втором —47,76 кг. Как видим, выстрелы довольно внушительные, что заставило конструкторов отказаться от унитарных патронов массой без малого полцентнера каждый и ввести раздельное заряжание. В последнем случае заряжающий действует в два приема: сначала из одной боеукладки берет снаряд и досылает его в зарядную камору ствола, а из второй боеукладки достает гильзу и досылает ее вслед за снарядом. Затвор автоматически закрывается — орудие готово к стрельбе.

Надо сказать, что конструкторы сделали, пожалуй, максимум возможного, чтобы облегчить действия заряжающего. Досылать снаряд и гильзу ему помогает механизм заряжания — каретка с электроприводом, движущаяся по полозьям. Задача заряжающего — положить снаряд или гильзу на лоток каретки. Остальное сделает автоматика. Боевая скорострельность достигает 3—4 прицельных выстрелов в минуту.

Танковая пушка снабжена двумя прицелами: один дневной, перископический обеспечивает максимальную прицельную дальность 4000 м; второй — инфракрасный, позволяющий вести прицельную стрельбу ночью с максимальной прицельной дальностью 1150 м.

Устройство танковой пушки в принципе такое же, как и у обычного полевого орудия: длинный ствол, дульный тормоз, затвор, люлька с противооткатными устройствами, механизмы наведения, ограждение со спусковым механизмом. Хотя несколько отличительных особенностей все-таки есть. Ведь внутренний объем боевого отделения танка ограничен, и поэтому конструктивные требования к габаритам и массе узлов и деталей пушки, их прочности — жесткие. Особая забота — обеспечение высокой точности стрельбы. Причина веская: боекомплект ограничен, каждый выстрел должен быть прицельным, каждый выпущенный снаряд обязан достичь цели.

Для ведения эффективного огня во время движения пушка снабжена системой стабилизации наводки по горизонтали и вертикали: ни повороты, ни неровности пути не собьют точности прицела. Наводчику достаточно навести прицельную марку на объект, как система моментально запоминает это положение и автоматически выводит на него и удерживает в заданном направлении ствол пушки. Благодаря этому Т-10М может вести огонь с ходу и поразить цель практически с той же точностью, как и с места.

Теперь о пулеметах. Оба они одинаковые, марки КПВТ (крупнокалиберный пулемет Владимирова, танковый), который является одним из самых мощных крупнокалиберных: каждый его патрон — 200 г, из них на пулю приходится целых 64 г. Это, в сущности, уже небольшой снаряд, который к тому же разгоняется в канале ствола до весьма высокой начальной скорости —945 м/с.

Один пулемет спаренный — он установлен параллельно пушке и жестко связан с ней. Огонь из него ведется по наземным целям: огневым точкам и легкобронированным машинам. Наибольшая прицельная дальность 2000 м. Стреляет наводчик, а заряжание и взведение пулемета производит заряжающий.

Другой пулемет зенитный — размещен на башне танка непосредственно на погоне люка заряжающего. Наибольшая прицельная дальность 1000 м. При необходимости огонь можно открывать и по наземным целям. Стрельбу ведет заряжающий, стоя на сиденье.

Несколько слов о боекомплекте. В специальных боеукладках находятся 30 пушечных выстрелов, 744 патрона к пулеметам, 600 патронов к автоматам Калашникова, 20 ручных гранат и 24 патрона к сигнальному пистолету.

Общая компоновка танка Т-10М выполнена по классической схеме. Основные части: броневой корпус, башня, вооружение, стабилизатор вооружения, силовая установка, силовая передача, электрооборудование, средства связи, противопожарное оборудование. Внутри три отделения: управления, боевое, силовое. Масса танка —50 т.

Броневой корпус и башня — основа защиты оборудования и экипажа, который состоит из командира, механика-водителя, наводчика и заряжающего. Корпус объединяет в целое все механизмы и агрегаты. Он же воспринимает все нагрузки, возникающие при передвижении, преодолении препятствий и ведении стрельбы.

Следующий важнейший показатель боевых качеств танка — маневренность. Несмотря на довольно значительную массу, тяжелый танк Т-10М обладает хорошей подвижностью, поворотливостью и проходимостью.

Первое из этих качеств — способность преодолевать за короткое время большие расстояния и самое главное— стремительно атаковать противника. Основные показатели подвижности — средняя скорость и запас хода. Тяжелая бронированная машина способна двигаться в условиях бездорожья, а по шоссе развить скорость до 35—40 км/ч. Максимальная же скорость—50 км/ч. Трудно переоценить важность и такого показателя, как запас хода, то есть дальность действия танка на одной заправке топлива. Здесь многое зависит от состояния пути: по грунтовой дороге до 200 км, по бетонному шоссе 350 км.

Термин “поворотливость” подразумевает радиус поворота, который у танка, типично гусеничной машины, самый минимальный: специалисты считают его равным ширине колеи (расстояние между серединами гусениц —2660 мм). Так что тяжелая боевая машина может развернуться буквально “на пятачке”.

Наконец, третье слагаемое маневренности — проходимость, то есть способность танка двигаться по бездорожью и преодолевать препятствия. Здесь есть предельные цифровые ограничения, о которых должен твердо помнить экипаж. Например, максимальный угол подъема не может превышать 32°, а допустимый предел — 30°. Такие показатели устойчивости считаются хорошими.

Достаточно высоки и другие характеристики, определяющие возможности танка по преодолению препятствий. В частности, продвижению вперед не помешает даже ров шириной 3 м и вертикальная стенка высотой до 0,9 м. Танк способен преодолевать и водные преграды — по дну, лишь бы глубина брода не превышала 1,5 м.

Разумеется, Т-10М не застрахован от попадания снаряда или противотанковой ракеты. При этом может возникнуть пожар. Бороться с ним призвана автоматическая противопожарная система, состоящая из термоэлектрозамыкателей и штуцеров-распылителей, которые подсоединены к баллонам с углекислотой. При нагревании термоэлектрозамыкателя его мембрана прогибается и нажимает на микрокнопку — замыкается электроцепь, срабатывает пиропатрон баллона: прорывается его мембрана, по трубопроводам поступает углекислота к очагу пожара. Из штуцеров-распылителей она выходит в виде газа и снега. Пламя сбивается и гаснет.

В целях маскировки танк может поставить дымовую завесу. Для запала и сброса двух больших дымовых шашек, установленных на его корме, достаточно нажать кнопки на щитке в отделении управления.

А. АЛЕШИН, В. СЕРГЕЕВ

hobbyport.ru