Истребитель Су-30. Фото. История. Характеристики. Фото су 30


Из жизни Су-30СМ (55 фото)

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Авиационная база «Домна», Читинская область.

Крупнейшая войсковая часть Воздушно-космических сил России в Забайкалье.

Здесь базируется смешанный авиационный полк Восточного военного округа, прикрывающий 2000 километров государственной границы России. «Наша зона ответственности – от Байкала до Амура», — говорят летчики.

Полк, имеющий славную боевую историю, в последние годы обрел новую жизнь. Он стал первой строевой частью Вооруженных Сил России, на вооружение которой поступили новейшие многоцелевые двухместные истребители Су-30СМ.

Часть I. Будни аэродрома

Первые истребители Су-30СМ, относящиеся к поколению «4++», поступили в Домну в ноябре 2013 г. Оснащение полка новыми машинами завершилось в 2014 году.

Часть I. Будни аэродрома ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Полк укомплектован летным и техническим составом, который прошел полный курс обучения боевому применению и эксплуатации Су-30СМ. Освоить принципиально новую машину им помогали пилоты Липецкого учебного центра, а также специалисты и летчики-испытатели корпорации «Иркут».

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Полеты Су-30СМ в Домне начались в декабре 2013 г. Интенсивная боевая подготовка шла под особым контролем командования – в феврале 2014 года первую вооруженную новыми истребителя строевую часть проверял Главнокомандующий ВКС России Виктор Бондарев.

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Уже в июле 2014 г. пилоты полка приняли участие в окружных учениях с боевыми стрельбами. По официальной информации, в ходе учений экипажи истребителей Су-30СМ вели воздушную разведку и уничтожение самолетов и беспилотных средств условного противника, а также совершенствовали навыки поражения стратегических наземных объектов.

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Су-30СМ – многоцелевые самолеты. В одном боевом вылете они способны бороться и с воздушными, и с наземными целями. Полк, вооруженный Су-30СМ, может взять на себя задачи, которые ранее решали части разных родов авиации.

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Полк продолжает интенсивную боевую подготовку. Полеты выполняются почти ежедневно.

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Су-30СМ, развивающий линию истребителей Су-30МКИ/МКМ, отлично отработан в производстве. Это обеспечивает высокую техническую готовность парка самолетов.

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Поддерживать ее помогает гарантийная группа корпорации «Иркут». Кстати, до Иркутска от Домны всего 650 километров.

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Рядом с Су-30СМ на стоянке – штурмовик Су-25. Эти самолеты также состоят на вооружении полка, который именно поэтому носит наименование «смешанный». Эскадрилья Су-25 носит историческое наименование «Монгольский арат», полученное в годы Великой Отечественной войны. Первые самолеты эскадрильи – истребители Ла-5 – были построены на средства, собранные народом Монголии.

Хотя Су-30СМ несравненно более сложный самолет, чем Су-25, в обслуживании, по словам техников, он оказался таким же простым, как его знаменитый предшественник.

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Новейшие машины в полку встретили с энтузиазмом. Вот цитата из выступления одного из штурманов Су-30СМ: «Самолёт обалденный! В училище практиковались на Ту-134Ш и Ан-26Ш. На распределении сообщили: «Вы в Домну». «Ну, Домна», – расстроился… А тут Су-30! Его не сравнить ни с чем – самолёт-компьютер».

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Машина к полету готова. Двухместный Су-30СМ позволяет полностью реализовать потенциал многофункционального самолета благодаря оптимальному распределению задач между летчиком и штурманом.

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Взлет! Машина уходит в пилотажную зону

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Возвращение. Задачи полетного дня выполнены

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Часть II. Боевое дежурство

Пока большинство истребителей полка участвуют в плановых повседневных полетах, самолеты дежурного звена ждут команды на взлет в отдельных капонирах

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Машины заправлены. На пилонах – боевые, а не учебные ракеты.

Их потенциальная цель – нарушитель воздушного пространства России

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Дежурному экипажу – «Воздух»!

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Техники дежурных истребителей уже на постах: «Самолет к полету готов»!

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

У летчиков есть всего две минуты, чтобы занять места в кабине Су-30СМ

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Все действия отработаны до мелочей. Подготовка к перехвату нарушителей – первая задача, которую отработали летчики и техники после ввода Су-30СМ в строй

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Благодаря интенсивным тренировкам полк заступил на боевое дежурство в октябре 2014 года – менее чем через год после получения первых самолетов

«Крайние» указания

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

«Крайние» проверки

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Штурман к полету готов…

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Начинаем рулежку

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Пока самолет катится к взлетной полосе, на командном пункте секундомер проверяющего отсчитывает короткие секунды жесткого норматива вылета на перехват

— Вышка, я ноль-четвертый, к взлету готов…

— Ноль-четвертый, взлет разрешаю!

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Через несколько секунд работающие на форсаже двигатели АЛ-31ФП бросят самолет в небо

А еще через несколько минут фазированная антенная решетка радиолокатора «Барс» пошлет нарушителю сигнал: «Начинай бояться»

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Часть III. Вечерние полеты

Для Су-30СМ не имеет значение время суток и погода. Система управления вооружением позволяет выполнить задачу днем и ночью

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Но особенно красивы полеты в лучах уходящего солнца

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Красота пейзажа не должна обманывать. Читинская область – суровый край и для людей, и для самолетов

Зимой здесь может быть минус 40…

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Зимой здесь может быть минус 40…

Летом – плюс 40…

И круглый год регулярно дуют сильнейшие ветра

Первый год эксплуатации показал: Су-30СМ успешно выдержал непростой экзамен сибирским климатом

Машины перезимовали вне защищающих от непогоды ангаров, которые еще предстоит построить

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Северо-запад Читинской области — горно-лесистая местность, юг – степная. Летчики летают всюду, отрабатывая маловысотные полеты над сложным рельефом

С момента получения самолетов не прошло и двух лет, а Су-30СМ из Домны уже освоили аэродромы Дальнего Востока

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

В прошлом году полк был поднят по тревоге для участия в крупных учениях «Восток-2014». Согласно официальным сообщениям, полк решал задачу по противовоздушной обороне. Подробностей не сообщалось, однако один из них домненских Су-30СМ «засветил» споттер на аэродроме Елизово близ Петропавловска-Камчатского

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

В 2015 г. Су-30СМ из Домны работали с военного аэродрома «Сокол» на острове Сахалин

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Визиты к коллегам-тихоокеанцам продемонстрировали расширенную зону действия полка

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Су-30СМ, имеющий практически неограниченную дальность полета с дозаправками в воздухе – идеальный защитник обширных пространств Дальнего Востока и севера России. Строевые экипажи Домны в августе 2015 г. провели серию дозаправок от танкеров Ил-78

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Дальность в сочетании с большой боевой нагрузкой и позитивные результаты эксплуатации в Домне стали весомыми аргументами для оснащения истребителями Су-30СМ морской авиации ВМФ России

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

В длительных полетах над безориентирной местностью проявляется еще одно достоинство Су-30СМ – экипаж в составе двух человек сохраняет высокую работоспособность

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Вечерние полеты завершены…

Оценка самолету поставлена…

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Часть IV. Люди и самолеты

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Из жизни Су-30СМ ВКС, Домна, Су-30СМ, ввс

Другие статьи:

nlo-mir.ru

характеристики, вооружение, описание, фото :: SYL.ru

Су-30СМ – многоцелевой истребитель российского производства. По конструкции он представляет собой модификацию самолета СУ-30МКИ, выпускающегося для ВВС Индии. Благодаря своим техническим и летным характеристикам Су-30СМ относится к поколению 4++. Главная задача этой машины – завоевание господства в воздушном пространстве. Сегодня мы с вами подробно рассмотрим характеристики СУ-30СМ и историю его производства.

Резюме

В середине 2000-х российские авиаконструкторы построили для ВВС Индии самолет СУ-30МКИ. Абревиатура МКИ расшифровуется как "модернизированный, коммерческий, индийский". Эта машина стала результатом глубокой модернизации знаменитого самолета Су-27, которая была начата еще в 1988 году. Позже СУ-30МКИ адаптировали под отечественный рынок. Так и появилась модель Су-30СМ, фото которой знакомо всем любителям военной авиации. На сегодняшний день этот самолет считается одним из передовых истребителей в мире и вершиной развития линейки Су-27.

Возможности Су-30СМ довольно обширны. Он способен выполнять поставленные задачи вне зависимости от погодных условий и времени суток. Кроме воздушных целей, он может эффективно поражать наземные объекты, а также проводить разведку и передавать данные о предполагаемых целях другим самолетам группы.

В сентябре 2012 года истребитель Су-30СМ впервые поднялся в небо. В конце этого же года он был принят на вооружение ВВС РФ, а министерство обороны заключило с заводом-производителем контракт на поставку 30 экземпляров к концу 2016-го. В 2015 и 2016 годах были заключены дополнительные контракты. В результате к началу 2017-го на вооружение стояла 71 единица истребителя, а еще четыре были изготовлены для Казахстана. Первое боевое применение Су-30СМ состоялось в рамках военной операции в Сирии. В качестве исторической справки познакомимся с самолетами, конструкция которых стала базой для героя нашего разговора.

Су-30

В 1986 году в СССР началась эксплуатация многоцелевого истребителя Су-27, но буквально через год военное руководство инициировало работы по его усовершенствованию. Из-за стремительного развития технологий изменения коснулись не только тактико-технических характеристик и оборудования самолета, но и концепции воздушного боя в целом. Использование радиолокационных станций (РЛС) с активной фазированной решеткой открыло для истребителя возможность не только вести воздушное сражение, но и руководить группой самолетов, взяв на себя некоторые функции машин ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения). Исходя из этого, руководство ПВО хотело получить машину, которая смогла бы выполнять функции перехватчика и использоваться как летающий командный пункт группы Су-27. Учитывая, что границы Советского Союза имели огромную протяжность, а аэродромов катастрофически не хватало, машина с указанными способностями была крайне необходима.

Военные предполагали, что для решения подобных задач наилучшим образом подойдет двухместный самолет. В качестве примера они приводили модель Су-27УБ – двухместную учебно-боевую версию, которая была оснащена дублированным управлением, но не уступала по возможностям базовой одноместной версии. Современное электронное и радиолокационное оборудование истребителей настолько многофункционально и сложно, что реализовать весь его потенциал в условиях скоротечного маневренного боя одному летчику очень непросто. Кроме того, наличие партнера рядом оказывает положительное психологическое воздействие в условиях длительного патрулирования. Предполагалось, что пока один летчик будет управлять машиной и вести бой на ближних дистанциях, второй сможет анализировать воздушную обстановку и руководить действиями всей боевой группы.

Работа над созданием двухместного самолета-перехватчика началась в ОКБ Сухого в конце 90-х. Как и предполагалось, роль базовой машины для модернизации сыграл Су-27УБ. Его выбор был обусловлен наличием двухместной кабины, десяти точек для подвески вооружения и объемных топливных баков. Чтобы дальность полета новой машины была еще более значительной, конструкторы снабдили ее оборудованием для дозаправки в воздухе. Первый прототип нового самолета получил название Т-10У-5.

Двухместный истребитель был оснащен новой системой дистанционного наблюдения и навигационным комплексом. Рабочее место командира группы было размещено в задней кабине. Его снабдили широкоформатным индикатором, который отображал всю необходимую информацию о воздушной обстановке (расположение группы, характеристики целей и прочие параметры).

Внешне новый истребитель практически не отличался от базовой версии. Он получил такие же технические параметры, отличную управляемость и высокий уровень надежности. В 1991 году в Иркутске машина, названная теперь уже Су-30, поступила в серийное производство.

Су-30МК

Вскоре, из-за распада Советского Союза, у всех военно-промышленных предприятий начались тяжелые времена. Финансирование было в значительной степени урезано, множество предприятий-смежников оказалось в разных государствах, конструкторские бюро и заводы стали терять квалифицированных сотрудников. Так как Министерство обороны России практически полностью остановило закупку новой военной техники, ОКБ Сухого было вынуждено искать заказчиков для своей продукции за границей. Специально для экспорта, в кратчайшие сроки был построен многоцелевой двухместный самолет Су-30МК, первый полет которого состоялся в 1993 году. От обычного Су-30 он отличался расширенной номенклатурой вооружения, а также увеличенным ресурсом моторов и планера.

Новый самолет был предложен Индии, которая была уже традиционным покупателем советского вооружения и военной техники. Уже весной 1944 года состоялось первое заседание, на котором российско-индийская рабочая группа обсудила перспективы поставки самолета Су-30МК в Индию и организации производства новых машин в этом государстве. В конце 1996 года был заключен контракт о производстве 40 единиц Су-30МК для военно-воздушных сил Индии.

Су-30МКИ

В начале 20-го века сотрудники ОКБ Сухого специально для ВВС Индии построили новую модификацию истребителя, получившую название Су-30МКИ. По сути, эту машину можно назвать самолетом нового поколения. Она получила моторы с изменяемым вектором тяги и переднее горизонтальное оперение, благодаря чему значительно улучшилась маневренность истребителя в любых режимах полета.

С точки зрения качества авионики, российские, равно как и советские боевые самолеты, в большинстве случаев уступали западным конкурентам. Чтобы устранить данный недостаток, бортовое радио-электронное оборудование для Су-30МКИ разрабатывалось в рамках международной кооперации, в которой поучаствовали специалисты из Израиля, Франции и Индии.

Создание Су-30СМ

Истребитель Су-30МКИ получился настолько удачным, что сразу заинтересовал российское министерство обороны. Осенью 2012 года в небо поднялся первый самолет Су-30СМ, который представлял собой ту же экспортную версию, только немного переделанную для использования ВВС России.

Подобное решение военного руководства РФ объясняется тем, что машина, созданная для Индии, была наделена действительно выдающимися характеристиками. С точки зрения маневренности, она превзошла все российские и даже зарубежные аналоги. Кроме того, огромная работа была проделана для повышения уровня качества авионики. В результате, благодаря использованию иностранного опыта и оборудования, истребитель может конкурировать с лучшими (с точки зрения электроники) западными машинами. Интерес министерства обороны к этому самолету был обусловлен также тем, что его прообразы уже долгие годы производились серийно. За это время выпуск был полностью налажен, замечания летчиков учтены, а все проблемы, обнаруженные при испытаниях – устранены.

Назначение

По сути, истребитель Су-30СМ является практически полной копией модели Су-30МКИ, системы которого просто адаптировали под использование военно-воздушными силами РФ. Полученная машина является многоцелевым самолетом. Она может вести воздушный бой, поражая современные истребители противника, завоевывать господство в воздухе, и наносить удары по стационарным или же мобильным вражеским целям. Кроме того, характеристики Су-30См позволяют ему сопровождать и прикрывать ударные группировки военной авиации, давать самолетам своей группы целеуказание и противодействовать системам РЛ борьбы противника. Этот самолет также можно использовать для морских сражений, так как он способен обнаруживать и ликвидировать надводные вражеские суда, как самостоятельно, так и в составе ударной группы.

Корпус и силовая установка

Двухместный тяжелый истребитель Су-30СМ оснащается парой двухконтурных двигателей модели АЛ-31ФП, размещенных по отношению друг к другу под углом в 32 градуса. Сопла каждого двигателя Су-30СМ отклоняются на ±16° в вертикальной плоскости и на ±15° во всех направлениях. Благодаря этому вектор тяги можно направлять по рысканью и тангажу. Сопла могут быть отклонены как вместе с управляющими плоскостями фюзеляжа, так и независимо от них.

Как можно увидеть на фото, Су-30СМ имеет переднее горизонтальное оперение, которое вместе с изменяемым вектором тяги в значительной степени повышают маневренность самолета. Так как истребитель неустойчив в продольном канале, его полет обеспечивает электро-дистанционная система управления, отвечающая за положение рулей и поворотных сопел двигателя. В целом габариты и компоновка фюзеляжа полностью позаимствованы у моделей Су-30 и Су-30МКИ.

Кабина

Одной из главных особенностей самолета является кабина, в которой летчики располагаются тандемом (один за другим). Наличие бортовой радиоэлектронной станции, оснащенной фазированной решеткой, позволяет обнаруживать и сопровождать одновременно до 15 объектов. При этом четыре из них можно одновременно атаковать. Работу пилотов упрощают системы индикации на лобовом стекле и нашлемного целеуказания. Кабина также оснащается мультифункциональными жидкокристаллическими дисплеями. Благодаря всему этому летчики постоянно пребывают в полной осведомленности о воздушной обстановке.

Оборудование

Истребитель оснащается инерциальной навигацией, которая принимает спутниковый сигнал от системы ГЛОНАСС. Благодаря этому достигается высочайшая точность следования по заданному маршруту. Автоматический полет Су-30СМ может осуществлять в разных режимах: заход на посадку, полет на небольшой высоте, атака наземных или надводных целей. Оборудование автоматического управления находится в непрерывной связи с системой навигации. При необходимости истребитель может снабжаться подвесными контейнерами с прицельной аппаратурой (инфракрасной и лазерной).

Говоря о характеристиках Су-30СМ стоит также отметить, что при ее проектировании использовалась концепция «открытой архитектуры борта». Это позволяет наиболее экономным образом включать в состав бортового радиоэлектронного оборудования новые отечественные или зарубежные системы. Именно благодаря этой особенности самолет считается универсальным, и в кратчайшие сроки может быть переквалифицирован из истребителя-перехватчика в ударный истребитель.

Защита

В конструкции самолета Су-30СМ не предусмотрена технология малозаметности. Таким образом, его защита основана только на подавлении РЛС противника посредством мощной системы радиоэлектронной борьбы. В ее состав входят комплексы «Хибины» и «Сорбция», которые способны не только подавить маломощные РЛС вражеских самолетов, но и нейтрализовать более серьезные наземные РЛС-комплексы.

Вооружение Су-30СМ

Боевая нагрузка самолета составляет 8 тонн. Он имеет 12 узлов для подвески широкой номенклатуры ракетно-бомбового вооружения. Истребитель может вооружаться управляемыми ракетами для воздушного боя на короткой и средней дистанции, неуправляемыми авиабомбами весом 250 или 500 кг, и контейнерами с неуправляемыми авиационными ракетами. Помимо ракетно-бомбового вооружения, на нем установлена пушка ГЩ-30-1 калибром 30 мм.

Сравнение Су-30СМ и Су-35

Многие любители военной авиации задаются вопросом о том, зачем ВВС РФ закупают сразу две модернизации самолета Су-27 – модели Су-30СМ и Су-35. На самом деле, тот факт, что у истребителей один предшественник, совершенно не значит, что они взаимозаменяемы. Во-первых, Су-30СМ, описание которого мы с вами рассмотрели, строился на базе двухместного СУ-27УБ, а Су-35 – на базе одноместного Су-27С. Во-вторых, герой нашего разговора имеет ПГО, а его соратник – нет. В третьих, Су-30СМ может одинаково успешно атаковать как воздушные, так и наземные цели, а Су-35 – предназначен для завоевания воздушного превосходства. И в-четвертых – Су-30СМ имеет массу вспомогательной аппаратуры, которая позволяет использовать его одновременно как боевую машину и командный пункт. Таким образом, сравнение СУ-30СМ и Су-35 не совсем некорректно.

Технические характеристики

В заключение нашего разговора, ниже приведены основные технические характеристики Су-30СМ:

  1. Габариты (длина/высота/размах крыла) – 21,9/6,36/14,7 м.
  2. Площадь крыла – 62 м2.
  3. Взлетная масса: нормальная – 24,9 т, предельная – 38,8 т.
  4. Масса пустого самолета – 18,8 т.
  5. Тяга одного мотора: бесфорсажная – 7770 кгс, на форсаже – 12500 кгс.
  6. Масса моторов – 1,52 т.

Отдельно рассмотрим авиационный характеристики:

  1. Максимальная перегрузка – +9 G.
  2. Максимальна скорость: на малой высоте – 1350 км/ч, на большой высоте – 2350 км/ч.
  3. Дальность полета: на малой высоте – 1270 км, на большой высоте – 3000 км.
  4. Боевой радиус – 1500 км.
  5. Практический потолок – 17,3 км.
  6. Скороподъемность – 230 м/с.
  7. Длина разбега/пробега – 550/750 м.
  8. Тяговооруженность: с нормальной взлетной массой – 1,00, с максимальной взлетной массой – 0,84.
  9. Нагрузка на крыло: с нормальной взлетной массой – 398 кг/м2, с максимальной взлетной массой – 532 кг/м2.

www.syl.ru

Истребитель Су-30. Фото. История. Характеристики.

 

Су-30 представляет содой двухместный истребитель советского производства. Был сконструирован таким образом, что стал первым в мире сверхманевренным воздушным аппаратом. Создавался на базе Су-27УБ с целью управления боевыми действиями истребителей.

Ведущим конструктором по проекту Су-30 назначили И. Емельянова. Данный самолет поначалу обозначался как Т-10ПУ-5 и предназначался для испытаний двигателя. Перед тем как запустить серийное производство, значительно усилили шасси и центроплан. Поскольку дальность и продолжительность полета увеличились, для экипажа установили санустройства. Первый серийный Су-30 поднялся в небо 14 апреля 1992 года. Летчиками-испытателями были назначены В.Б. Максименков и Г.Е. Буланов. Из-за определенных экономических проблем в стране самолет Су-30 был выпущен лишь в нескольких экземплярах (8 штук). Но это не помешало выпустить ряд модификаций.

Су-30М

Модификация, предназначенная для современной войны в воздухе. С 1993 года в ОКБ начали массовые разработки новых проектов. В частности рассматривался Су-30МК (модернизированный, коммерческий). Оснащенный БРЭО самолет имел в наличии обновленную РЛС, которая могла не только обнаруживать несколько целей, но и различала их места расположения (на земле или под водой). Установили новую оптико-электронную прицельно-навигационную систему с базой функций ЭВМ. Вмонтирована модернизированная система объективного контроля с фиксацией тактической обстановки и параметров систем.

Второй пилот выполнял функции штурмана-оператора. Поэтому, помимо воздушных операций, самолет способен предпринимать активные боевые действия в наземных и морских условиях. Дополнительная модернизация включает в себя способность использовать вооружение класса «воздух − земля» на расстоянии до 250 км, одновременно атаковать несколько целей, переносить боекомплект весом до 8000 кг. В машине доработали СУО в связи с использованием высокоточного управляемого оружия.

Поскольку внутри самолет был и так полностью укомплектован для выполнения многих задач, специальное оборудование решено было разместить в контейнерах на внешней подвеске. Сюда входит система лазерного целеуказания и дальнометрирования. Также устанавливали телевизоры, используемые для обнаружения целей в диапазоне инфракрасного влияния, что позволяет одинаково эффективно работать самолету как днем, так и ночью. Установлены кресла с катапультированием К-36ДМ.

Су-30МКИ

В конце ноября 96 года был заключен первый договор на поставку в Индию ударных самолетов Су-30МКИ. Были изменены некоторые моменты, в частности в состав БРЭО вошли допплеровско-когерентная РЛС «Топаз», СПО-32, комплекс оптико-электронной прицельной навигации, жидкокристаллические многофункциональные экраны, система ОК и приемник облучения РЛС цели «Пастель».

ОКБ Сухого и ИАПО совместными силами модернизировали самолет, установив на него ПГО и новые двигатели АЛ-31ФП. Укрепили шасси спаркой колес. Первый прототип Су-30МКИ был поднят в небо в июле 9 года. Его пилотировал летчик-испытатель В.Ю. Аверьянов.

Самым явным отличием воздушного аппарата является наличие всепогодного цифрового РЛС Н011М. Именно эта радиолокационная система является промежутком между истребителями четвертого и пятого поколения. Н011М обнаруживает цель класса «истребитель» в ППС на расстоянии 350 км, а в пределах 200 км способствует захвату цели. Также данная РЛС может использоваться как система мини-ДРЛО, сопроводить одновременно 20 целей и 8 из них атаковать.

Вторая опытная машина была сконструирована в начале декабря 97 года. В марте следующего года он поднялся в небо. Оба образца продемонстрировали на авиационном параде в Тушино (16 августа 1998 год).

Су-30КИ

В 1997 году в Москве был подписан договор на поставку истребителей Су-30КИ (8 машин), Су-30МК (4 машины) и вертолетов Ми-17-1В (8 машин). Обозначение КИ означает «коммерческий индонезийский». Но сделка была разорвана в связи с начавшейся в стране кризисной ситуацией. Данный самолет представляет собой одноместный модифицированный истребитель, созданный на базе Су-27СК. Он отличается присутствием топливоприемника для заправки в воздухе. Все остальное оборудование отвечает базовой модели. Самолет оснащен ЭДСУ (СДУ-10), РПЛК-27, прицелом ОЕПС-27, системной индикацией СЕИ-31.

Вооружение Су-30КИ состоит из встроенной 30-миллиметровой пушки ГШ-301, ряда подвесок на 10 точек. Способен использовать ракеты Р-27, Р-73Е, кассетные бомбы, ПТБ и ракеты класса «воздух − земля». Вооружение составляет 8000 кг. Силовая установка представлена двигателями АЛ-31Ф (тяга каждого 12 500 кг). Самолеты перепродали в ВВС Индии.

Су-30М2

Самолет, модернизированный из МиГ-29СМТ и Су-27. Над проектом работали ИАПО и ОКБ Сухого. Благодаря проведенным работам «борт 302» (рабочее название) смог уничтожать надводные и наземные цели с помощью управляемых ракет вне зависимости от времени суток. Штатный индикатор заменили на многофункциональный с разноцветной жидкокристаллической МФИ-55. Индикатор функционирует в телевизионных и графических режимах. В кабинах оператора и летчика вмонтированы МФИ-55, что позволяет одинаково управлять самолетом.

Су-30МКК

Создан на базе Су-30М2, был собран в КнААПО в марте 1999 года. Его создали в связи с заинтересованностью в обновлении воздушных сил КНР. Данная модификация отличается от базовой отсутствием ПГО и наличием двигателей УВТ. Оперение подобно самолету Су-35 с разницей в наличии мощной антенны УКВ. Также самолет оснастили РЛС класса Н001ВЭ, которая способна достигать области действия до 100 км передней полусферы и 40 км задней. Встроена новая система ведения групповых боевых действий, система управления самонаводящихся ракет разных классов. На крыльях размещено 12 точек подвески.

Следует отметить базовое вооружение Су-30. В наличии имеется пушка ГШ-301 (одноствольная), ракеты класса «воздух − воздух» Р-27 средней дальности полета, четыре УР Р-73 с ТГС малой дальности, бомбы калибром до 500 кг (в частности ФАБ-250), КМГУ, НУРС и другое неуправляемое оружие класса «воздух − поверхность».

Самолет состоит на вооружении таких стран, как Россия (3 Су-30, 32 Су-30СМ, 16 Су-30М2, 5 Су-30СМ), Ангола (11 Су-30К), Алжир (16 Су-30), Венесуэла (24 Су-30МК2), Вьетнам (4 Су-30МК2-В, 48 Су-30МК2), Индия (200 Су-30МКИ), Индонезия (11 Су-30МК/МК2, 5 Су-27СК/СКМ), Казахстан (1 Су-30МК2), КНР (73 Су-30МКК, 24 Су-30МК2), Малайзия (18 Су-30МКМ), Уганда (6 Су-30МК2), Ирак (10 Су-30К).

Су-30, который по кодификации НАТО получил название Flanker-C, – многоцелевой двухместный истребитель, сконструирован на базе Су-27.

Этот самолет стал первым в мире серийным самолетом, который обладал сверхманевренностью.

Отличия от базовой модели

Благодаря кропотливой работе сотрудников КБ Сухого, в особенности инженеров, технологов монтажно-испытательных и агрегатно-сборочных цехов, конструкторов, был выпущен уникальный по своим характеристикам самолет. Его предназначение, в отличие от одноместного Су-27П, заключалось в следующем:

  • завоевание превосходства в воздухе;
  • дальнее сопровождение летательных аппаратов стратегической авиации и одиночное патрулирование;
  • радиолокационное наведение, управление и обзор;
  • обучения пилотов.

На Су-30 можно было выполнять все учебные и боевые задания, с которыми справлялся Су-27УБ. При этом Су-30 имел дополнительные возможности, такие как:

  • выполнение боевых действий, которые были связаны с очень большой продолжительностью и дальностью полета;
  • более эффективная управляемость группой истребителей.

Расширить способности модернизированной модели удалось за счет установки следующих систем:

  • радиосистема дальней навигации;
  • системы дозаправки горючим в воздухе;
  • расширенное количество оборудования управления групповыми действиями;
  • улучшенная система жизнеобеспечения.

Главным заказчиком Су-30 стали войска ПВО, где можно было полностью проверить возможности патрулирования и дальнего перехвата. Однако в начале 90-х годов все больше заказов стало припадать на ракетное оружие по типу «воздух-земля» и «воздух-корабль». Российские конструкторские бюро стали переходить на проектирование авианосителей данного оружия. КБ Сухого тоже принимало в этом участие.

Основные отличия от Су-27УБ

  • На Су-30 имеется система дозаправки горючим в полете, которую поместили в предкабинном отсеке.
  • В состав оборудования входит специализированная аппаратура наведения и связи. В приборную доску задней кабины вмонтирован телевизионный широкоформатный индикатор, показывающий тактическую обстановку.

Конструкция Су-30

Самолет Су-30 имеет интегральную компоновку. В ее состав входит несколько вытянутое трапециевидное крыло, оборудованное развитыми наплывами, плавно состыкуется с фюзеляжем, создавая единый корпус. Силовая установка представлена двумя двухконтурными турбореактивными двигателями АЛ-31Ф, которые помещены в отдельные мотогондолы и установлены под фюзеляжем на безопасном расстоянии, которое позволяет закрепить под ними две подвешиваемые ракеты. Воздухозаборники регулируемые и установлены под центропланом.

В проекте самолета был предусмотрен плавный переход обтекателей шасси в хвостовые балки, которые служили платформами в установке поворотных консолей горизонтального и вертикального оперения и подбалочных гребней.

На самолете Су-30 отсутствует механическая проводка в продольных каналах системы управления. Ее заменили на систему дистанционного управления (СДУ). Истребитель имеет убирающееся трехопорное шасси, каждая стойка которого имеет по одному колесу.

Фюзеляж Су-30 можно с технологической точки зрения разделить на следующие составляющие:

  • головная часть,
  • средняя часть,
  • хвостовая часть,
  • воздухозаборники.

Головная часть сделана по типу полумонокока, начинается осесимметричным радиопрозрачным обтекателем антенны БРЛС. Далее размещен отсек оборудования, где установлены блоки прицельного комплекса, кабина летчика, закабиннный и подкабинный отсеки оборудования, а также ниша уборки передней стойки шасси, имеющая одну створку.

Кабину экипажа выполнили по компоновочной схеме «тандем». Она герметизирована. В ее состав входит двухсекционный фонарь, в конструкции которого предусмотрен неподвижный козырек и створки для каждого пилота, откидывающиеся вверх-назад.

Хороший обзор обеспечивается огромной площадью остекления кабины и небольшим смещением кресла второго пилота вверх. На рабочих местах летчиков установлены катапультируемые кресла К-36ДМ второй серии.

Самолет имеет свободнонесущее крыло. Угол стреловидности отъемных частей составляет 42°. Функции элеронов и закрылков выполнялись отклоняемыми флаперонами.

Вооружение Су-30

Вооружение, которым оснащен самолет Су-30, можно разделить на ракетное и стрелково-пушечное. В составе стрелково-пушечных установок находилась встроенная автоматическая скорострельная одноствольная пушка калибра 30 мм ГШ-301. Она устанавливалась в наплыве правой части крыла и имела боезапас 150 патронов.

Ракеты приводились в действие авиационными пусковыми устройствами (АПУ) и авиационными катапультными устройствами (АКУ). Подвешивание ракет выполнялось в 10 точках.

На Су-30 можно было подвесить шесть управляемых ракет класса «воздух-воздух», имеющих среднюю дальность поражения. Они имели именование типа Р-27, с тепловыми (Р-27Т) или радиолокационными полуактивными (Р-27Р) головками самонаведения. Также на подкрыльевые узлы можно было установить ракеты ближнего боя типа Р-73.

 

Характеристики самолета Су-30

Модификация   Су-30
Размах крыла, м   14.70
Длина самолета, м   21.94
Высота самолета, м   6.36
Площадь крыла, м2   62.00
Масса, кг  пустого самолета   17000
Масса, кг  нормальная взлетная   24000
 Масса, кг максимальная взлетная   33500
Тип двигателя   2 ДТРД АЛ-З1Ф
Тяга, кгс   2 х 12500
Максимальная скорость, км/ч на высоте   2125 (М=2.0)
Максимальная скорость, км/ч  у земли   1400
 Дальность полета, км без дозаправки   3500
Дальность полета, км  с одной дозаправкой в воздухе   5200
Практический потолок, м   19820
Экипаж, чел   2
Вооружение:   30-мм авиационная пушка ГШ-З01 (150 патронов)
 Боевая нагрузка - 6000 кг на 10 точках подвески
 управляемые ракеты Р-27, Р-73

 

Боевые самолеты

avia.pro

Самолет СУ-30 СМ: характеристики, фото

Истребительная авиация в условиях современной нестабильной и противоречивой политики – важный козырь, способный охладить многие горячие головы. Так что наличие современных машин с высокой боевой эффективностью – важная цель для отечественного ОПК. Одним из лучших является истребитель Су-30 СМ, характеристики которого мы разберем в этой статье.

су 30 см характеристики

Рождение прототипа

Прародитель, то есть самолет Су-30, хоть и выпускался крупными партиями в Российской Федерации, был создан в СССР. Так, еще в 1988 году были начаты работы по улучшению показателей Су-27. Известно, что отличительной чертой этого самолета была прекрасная по тем временам система навигации, а также возможность дозаправки в воздухе. Полученные машины предполагалось использовать в целях ПВО. За счет способности к долгому полету они как нельзя лучше подходили бы для патрулирования воздушного пространства страны.

Серийный Су-30 впервые поднялся в воздух весной 1992 года. Практически сразу машина стала настоящей сенсацией, так как при стоимости, многократно ниже таковой у всех зарубежных аналогов, она в несколько раз превосходила их по своим боевым показателям. Неудивительно, что истребителем сразу же заинтересовались не только отечественные специалисты, но и потенциальные заказчики за рубежом.

Предназначение самолета

Самолет этот – современный и высокоманевренный истребитель, который используется для завоевания безусловного господства в воздухе. Хорошо действует в составе группы, может поражать наземные и надводные цели, в том числе ударные корабельные группировки противника.

самолет су 30 см

Начало разработки

Все началось еще в далеком 1994 году, когда с Индией велись переговоры по поставке истребителей Су-27. Еще тогда индусы намекали, что не прочь закупить еще более маневренные самолеты, да и отечественной армии срочно требовались новые машины.

Но необходимость в новой технике диктовалась не только нуждами экспорта. Основная причина, по которой и появился самолет Су-30 СМ, фото которого вы найдете в нашей статье, - неполная реализация того потенциала, который был заложен в простую «тридцатку» ее создателями.

Особенно перспективной виделась возможность массированного поражения наземных целей: машина, «везущая» сразу двух пилотов, обладающая хорошей «автономностью» и дальностью полета, да еще и несущая под восемь тонн боеприпасов, определенно имела отличные перспективы превратиться в основную ударную силу отечественных ВВС.

Проектирование нового истребителя началось в 1995 году. Главный конструктор проекта - А. Ф. Барковский. В 1996 году с той же Индией уже был подписан контракт на поставку 40 новых машин различных классов. Предполагалось, что экспортные партии пойдут с постепенным улучшением тактико-технических свойств самолетов. Исполнители Государственного заказа – различные предприятия холдинга «Сухой», головной отдел – Иркутский авиастроительный завод.

су 30 см фото

Опытные экземпляры

Первые два Су-30 СМ, характеристики которых вы найдете в статье, строились в период с 1995 по 1998 г. Первая машина, созданная на узлах стандартного Су-30, поднялась в воздух уже в 1997 году. За штурвалом сидел опытный испытатель В. Ю. Аверьянов. С середины того же года началась крупномасштабная программа по испытаниям и доводке новых машин с целью подготовки к их серийному производству. Оно началось в 2000 году. В то же время первый предсерийный истребитель был опробован Аверьяновым. По результатам этих испытаний, три опытные машины были переданы ОКБ для проведения плановых исследований и модернизации.

Начало поставок

Поставка, в полном соответствии с условиями договора, велась в три этапа. Первая партия из 10 машин ушла заказчику в 2002 году, 12 самолетов Су-30 СМ, характеристики которых восхитили заказчика, отправили в 2003 году. Уже в 2004 году этими машинами были полностью перевооружены сразу две индийские эскадрильи.

Чем новая машина отличается от своего предшественника?

Итак, какие же отличительные черты характерны для нового истребителя, и как он отличается от своего предшественника? Вот их краткий перечень:

  • Впервые на серийно производимый истребитель был поставлен двигатель с изменяемым вектором тяги, а также на машину была кстановлена система дистанционного управления, работающая в едином комплексе. Именно это позволило сделать новую машину настолько маневренной.
  • Кроме того, была произведена интеграция систем БРЭО, причем как импортного, так и отечественного производства. Машина в какой-то степени была создана «интернациональной», так как ее комплектующие были получены от 14 производителей из шести стран мира.
  • РЛС с поворотной ФАР – также еще одно новшество, которое до той поры было нехарактерно для отечественного авиастроительного комплекса. Наконец, самолет Су-30 СМ получил совершенно новое катапультное кресло. Что особенно приятно – российской разработки.
  • Была значительно расширена номенклатура используемых ракет, что делает новый самолет значительно более универсальным и грозным оружием отечественных ВВС.

су 30 см технические характеристики

Основные ТТХ

  • Взлетный вес (максимальный) - 34 500 кг.
  • Длина корпуса планера - 21,9 м.
  • Высота в наиболее высокой части корпуса - 6,36 м.
  • Дальность полета (максимальная) - 2125 км/ч.
  • Оптимальный радиус боевого применения - 1500 км.
  • Количество экипажа – два летчика.

Чем вооружен новый самолет?

  • Новейшая система бортовой радиолокации БРЛС «Барс-Р». Позволяет выявлять и сопровождать в автоматическом режиме сразу несколько целей.
  • Ракеты управляемого типа. Класс – «воздух-воздух» или же «воздух-поверхность».
  • Бомбы управляемые и неуправляемые. Всего имеется 12 пилонов для их подвески.
  • Максимальный вес вооружения на борту — 8000 кг.
  • Для ближнего боя может использовать также 30-мм встроенная пушка ГШ-30-1, характерная для всей отечественной боевой авиации.

самолет су 30 см характеристикиОснащенный широким ассортиментом различных средств вооружения, истребитель способен решать практически все типовые задачи: от маневренного ближнего боя до дальнего соприкосновения, когда уничтожение противника происходит без визуального с ним контакта. Управляемое и неуправляемое вооружение Су-30 СМ делает возможным уничтожение противника на земле и на воде. По совокупности всех характеристик данный истребитель справедливо обходит даже многие новинки зарубежного ВПК, пусть даже его конструкции уже далеко не один год!

Учитывая, что в этой технике впервые в истории российского самолетостроения впервые была применена открытая схема построения бортового вооружения, то модернизация Су-30 СМ, характеристики которого мы рассматриваем, заметно упрощается.

Международное признание

Авторитет этого самолета зарабатывался сложно. По мнению многих зарубежных специалистов, разваленная российская «оборонка» просто физические не могла выдавать ничего стоящего, а потому первоначально интерес к нашей технике был пренебрежительно-скептический. Но все изменилось после нескольких международных учений. В то время многие поняли, что сильно недооценили российский самолет. Впрочем, некоторые эксперты оказались более прозорливыми: когда они получили сведения о модернизированных Су-27, которые также поставлялись Индии, они высоко отозвались о характеристиках этой машины.

Даже эти машины, результатом улучшения которых и стал самолет Су-30 СМ, показатели которого значительно лучше, сумели зарекомендовать себя как надежная и высококлассная боевая техника. После этого высшее командование ВВС Индии решило, что уровень их пилотов вполне позволяет, чтобы они померялись силами с американскими летчиками. Произошло это на учениях Cope India-2004, когда противниками индусских Су-30 СМ, фото которых есть в статье, стали штатовские F-15C.

истребитель су 30 см

Прочие факты

Результаты несколько обескуражили сторонников американской техники. Так, превосходство новой техники в ближнем бою оказалось вполне предсказуемым, так как отечественные самолеты, в принципе, намного маневреннее старых Ф-15. Куда удивительнее было то обстоятельство, что индийские летчики оказались в выигрыше даже в тех случаях, когда речь шла о боях на средней дистанции.

Во многом это было обусловлено тем фактом, что Су-30 СМ (фото представлены в этом материале) обладают более совершенными системами, позволяющими обнаруживать и сопровождать сразу несколько целей. А потому нет ничего удивительного в том, что сразу после тех эпохальных учений в США активизировались сторонники немедленного доведения «до ума» новых Ф-22 «Раптор».

Почему импорт оказался так важен?

Если вы внимательно читаете нашу статью, то у вас вполне может возникнуть абсолютно логичный и закономерный вопрос: отчего Су-30 СМ, технические характеристики которого так хороши, постоянно рассматривается в аспекте зарубежных поставок? Ответ, как ни странно, прост. В тот период, когда авиастроительная отрасль пребывала далеко не в самом лучшем своем состоянии, государство все же сумело загрузить тот же Иркутский авиастроительный завод. Это означает не только обеспечение работой тысяч человек, но также идеально «вылизанную» технологию производства.

Ведь самолет Су-30 СМ, характеристики которого мы рассмотрели, в серийном производстве уже более 15 лет! При этом машина за счет своего огромного потенциала в области модернизации остается вполне актуальной и сегодня. Учитывая, что эти истребители в более-менее адекватном количестве стали поступать и на вооружение отечественных ВВС, за летчиков можно только порадоваться: они получают в свое распоряжение не «сырой» прототип, а совершенно логичную, доведенную до конструктивного совершенства систему.

Наконец, поступление в войска действительно говорит о том, что армия заинтересована в подготовке новых пилотов, которые впоследствии освоят Т-50 ПАК ФА. Учитывая крайне нестабильную геополитическую обстановку последних лет, это действительно немаловажное обстоятельство.

Море как родная стихия

Но истребитель Су-30 СМ хорош не только своим техническим совершенством, но и потенциалом возможного использования. В отличие от многих машин импортного и отечественного производства, этот самолет может эффективно применяться не только с наземных аэродромов, но и с авианосцев. Конечно, с авианесущими крейсерами в нашей стране не густо, но вот возможность направлять эти истребители для борьбы с вражескими самолетами авианесущего базирования радует…

вооружение су 30 смСегодня постоянно проводится модернизация Су-30 см для ВС РФ, когда в машину постоянно вносятся какие-то изменения и улучшения. Заложенный в этот истребитель потенциал таков, что он еще долго пробудет в нашем небе, ничуть не устаревая с течением лет.

fb.ru

О кабинном оборудовании Су-30СМ.: sandrermakoff

[кадр с кабиной]"23 января на телеканале «Россия 24» был показан сюжет о визите министра обороны России Сергея Шойгу на Иркутском авиационном заводе. В 2014 году завод передал российским ВВС и ВМФ 41 боевой самолет, в т.ч. 21 Су-30СМ (в 2013 году - 14) и 20 Як-130 (в 2013 году - 18). Всего Минобороны РФ заказаны 60 истребителей Су-30СМ (поставлены 37 самолетов).В сюжете была показана передняя кабина истребителя (скриншот наверху), задняя кабина не была показана. По сравнению с экспортным Су-30МКИ (самые нижние фото), как видно, передняя кабина Су-30СМ для ВВС России имеет некоторые различия. В передней кабине установлены три многофункциональных дисплея, как и на Су-30МКИ, но есть отличия в комплектации и расположении аналоговых приборов. Индикатор на фоне лобового стекла прикрыт чехлом, на индийские Су-30МКИ устанавливается ИЛС HUD3022 (также обозначается как VEN-3022) французской компании Thales Avionics (на ранних вариантах Су-30МКИ – VEN3000 той же компании). Есть предположения, что на Су-30СМ также устанавливается ИЛС HUD3022.Что касается МФД, то, по имеющейся информации в СМИ, Су-30СМ оснащаются многофункциональными полноцветными жидкокристаллическими дисплеями Thales SMD55S (5х5 дюймов), как и на индийских Су-30МКИ.Задняя кабина Су-30СМ, по имеющимся данным, также комплектуется аналогичным набором дисплеев, как и на Су-30МКИ, но с некоторым измененным составом аналоговых приборов.Инерциальная система Су-30СМ – ЛИНС-1000 из комплектующих французской компании Sagem (на Су-30МКИ – INS/GPS Totem компании Thales). Есть предположения, что в бортовой РЛС «Барс» используются индийские процессоры RS-1 и RS-2. Другие комплектующие индийского производства на Су-30МКИ: радиовысотомер RAM-1701, система опознавания «свой-чужой» IFF-1410A, система связи INCOM-1012A и система предупреждения о радиолокационном облучении Tarang HADF Mk.II."

militaryparitet.com

Передняя кабина Су-30МКИ.

Задняя кабина Су-30МКИ.

sandrermakoff.livejournal.com

Су-30СМ ... - В ДВИЖЕНИИ ...

Вот нравятся мне Су-27, как и все его последующие модификации.Это удивительно красивая машина, и самое главное, что за всё время, которое я их вижу, так и остаюсь к ним неравнодушен ...И поэтому сегодня поговорим про - Су-30СМ, который мне удалось отснять в рамках проведения "МАКС-2013".

Су-30СМ — (серийный модернизированный) Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский), предназначенный для ВВС России.Первый полет этой машины состоялся осенью 2012 года ...

( Всё кликабельно до 1400, и больше )1.

Су-30МКИ, как базовая платформа для многоцелевого тяжелого истребителя, интересен в первую очередь своей универсальностью. На нем была успешно реализована так называемая "открытая архитектура борта", позволяющая сравнительно легко включать в состав радиоэлектронного оборудования новые системы и применять с него новое управляемое вооружение (в том числе от разных производителей). На его потребовалось собирать воедино российский радар и оптико-локационную станцию, французский навигационный комплекс и систему индикации на лобовом стекле, израильские станции радиоэлектронной борьбы и прицельные комплексы, а заодно и вычислительные системы индийского производства ...2.

Экспортные машины "тридцатого" семейства, выросшие из "китайской" линии, строились по логике "обводного канала", когда новые системы монтировались на борт параллельно, без полной интеграции в единый комплекс. Скорее всего, именно легкость, с которой платформа Су-30МКИ может быть использована для применения различного вооружения и аппаратуры, и притягивает военных. Привлекательность возможностей многофункционального самолета, довольно легко превращаемого и в ударный истребитель-бомбардировщик, и в тяжелый перехватчик ПВО, подтверждается хотя бы составом тех, кто заинтересован в его "внутреннем" аналоге Су-30СМ ...3.

Выбор Су-30МКИ имеет и еще одно, очень простое объяснение. Этот самолет в Иркутске ритмично выпускается уже больше десяти лет (а первые Су-30К для той же Индии были выпущены "Иркутом" еще в 1997 году), он абсолютно освоен в производстве, технология на заводе "вылизана". А это трансформируется в сроки выпуска, качество продукции и - что немаловажно для нынешнего руководства Минобороны - ее стоимость. Одно дело, когда у вас заказывают 30 машин, и для этого вам нужно раскочегарить стоявший завод, отладить (а то и разработать заново) технологический процесс, дозакупить оснастку и оборудование, а то еще и набрать кадры. (Такие заводы в России есть, и с ними до сих пор не очень понятно, что делать: запускать в неритмичную работу на малых партиях дорого, а "выбросить" - жалко.)  Другое дело, когда предприятие годами штампует освоенные до стандарта машины, и в этот экспортный поток можно сравнительно несложно встроить выпуск "подправленной" модификации для своих ВВС. Удельные затраты на выпуск такой "побочной" серии резко падают ...4.

Первый контракт на 30 истребителей Су-30СМ был подписан в марте 2012 года. Ранее Минобороны собиралось купить 40 таких самолетов, из которых 28 предполагалось передать ВВС. Еще 12 предлагалось передать авиации Черноморского флота для замены устаревших бомбардировщиков Су-24.Первые два истребителя "Иркут" поставил российским ВВС 22 ноября ...5.

Су-30СМ с их уникальными на сегодня боевыми качествами позволяют создавать компактные авиационные группировки, одинаково хорошо приспособленные для борьбы с воздушным, наземным и морским противником ...6.

В рамках работы авиасалона «МАКС-2013» летчики авиационной группы высшего пилотажа «Русские Витязи» совершили ознакомительные полеты на Су-30СМ. В ходе этих полетов были выполнены комплексы фигур высшего пилотажа, для ознакомления с уникальными сверхманевренными возможностями истребителя. Пилотажники дали высокую оценку летно-техническим характеристикам самолета ...7.

Ставил Су-30СМ на крыло Герой России летчик-испытатель I класса Вячеслав Юрьевич Аверьянов.Вячеслав Юрьевич всегда испытывал "сушки" - от давних Су-17 до новейших Су-35. Авторитет его среди собратьев по профессии всегда был непререкаемым!В нем удивительным образом сочетаются лихость пилотирования и точнейший расчет любого, даже простейшего полета ...8.

В этом году на авиасалоне  он выполнял прекрасный и красивый пилотаж вместе со своим сыном, Евгением ...9.

Перспективные самолеты российских ВВС, такие как Су-35С и Т-50, имеют исключительно одноместные кабины пилота. Задачу первичного обучения летчиков для них позволяют решить новейшие Як-130. Однако подготовка летчиков выходит далеко за рамки обучения полету и применения оружия. Когда речь заходит о передаче боевого опыта, освоении тактики воздушного боя с реальным использованием всего арсенала вооружения, двухместные боевые машины могут оказаться незаменимыми ...10.

Су-30СМ, как и Су-35С и Т-50 – это сверхманевренные истребители с управляемым вектором тяги, которых в боевом составе ВС России на сегодня нет. Очевидно, что двухместные Су-30СМ позволят в более короткие сроки подготовить достаточное число пилотов для ВВС, умеющих управлять машинами следующего поколения ...11.

19 декабря 2012 года Министерство обороны России и корпорация "Иркут"был подписан ещё один контракт на поставку в строевые части ВВС второй партии из 30 машин ...12.

На сегодня строевые части ВВС России уже получили 5 машин в рамках подписанных контрактов ...13.

Основные летно-технические характеристики Су-30СМ:  экипаж - 2 человека;  длина - 21,9 м;  высота - 6,36 м;  максимальная взлетная масса - 34500 кг;  макс. скорость - 2125 км/ч;  боевой радиус действия - 1500 км.Вооружение:  30-мм встроенная пушка ГШ-30-1;  точек подвески - 12;  боевая нагрузка - 8000 кг.14.

(при написании поста были использованы материалы с сайтов http://ria.ru/ , http://vpk.name/ и http://www.rg.ru )

p.s. часть фото сняты сыном, за что ему отдельное отцовское спасибо! ;)

tankasan.livejournal.com

Су-30СМ для ВВС России: fotografersha

Мое посещение Иркутского Авиационного Завода было связано с передачей 22 ноября 2012 г. ОАО «Корпорации «Иркут» двух первых многоцелевых истребителя Су-30СМ для ВВС России. 

2. Контракт на поставку тридцати Су-30СМ в период до 2015 года был заключен между Министерством обороны РФ и ОАО «Корпорация «Иркут» в марте 2012 года.

3. 5 декабря экипажи ВВС России перегнали два Су-30СМ Государственный летно-испытательный центр, расположенный в г. Ахтубинск Астраханской области.

4. Как отмечают официальные представители ВВС, поступление на вооружение современных сверхманевренных двухместных истребителей Су-30СМ существенно увеличит боевую мощь российских ВВС.

5. Первый полет построенный по заказу российских ВВС истребитель Су-30СМ совершил 21 сентября на аэродроме ИАЗ (аккурат м=в мой день рождения!) 

6. Су-30СМ обладает сверхманевренностью, оснащен радиолокатором с фазированной антенной решеткой, способен применять современное и перспективное высокоточное вооружение класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность". 

7. Кроме решения боевых задач этот самолет может использоваться для подготовки летчиков на перспективные многофункциональные сверхманевренные одноместные истребители. 

8. Многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-30СМ является дальнейшим развитием семейства боевых самолетов типа Су-30МКИ. 

9. Специалисты ОАО «ОКБ Сухого» адаптировали истребитель под требования российских ВВС в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания, катапультного кресла и ряда обеспечивающих систем. Также внесены изменения в состав вооружения. 

10. Летчики ВВС Индии на Су-30МКИ провели несколько десятков учебных боев с самолетами F-15, F-16, «Торнадо», «Рафаль» ВВС ряда стран. 

11. По неофициальным данным, окончательный счет со всеми типами западных истребителей – в пользу Су-30МКИ.

12. 24 декабря 2012 г. во время визита в Индию Президента России подписан контракт на поставку в Индию 42 самолето-комплектов Су-30МКИ для сборки по лицензии.  

13. Таким образом общее число заказанных Индией Су-30МКИ достигло 272. Более 150 из них уже поставлено. 

14. Сверхманевренность Су-30СМ обеспечивают двигатели с управляемым вектором тяги. Впервые эта инновационная технология применена на серийных самолётах ВВС России. 

15. Генеральный директор Иркутского авиационного завода – филиала ОАО «Корпорация «ИРКУТ» - вице-президент Александр Вепрев, Президент ОАО «Корпорация «ИРКУТ» Олег Демченко, Герой России, генерал-майор Александр Харчевский встречают летчиков ВВС, выполнивших первый полет на Су-30СМ.

16.Герой России генерал-майор Александр Харчевский.

17. Олег Демченко: «Мы много лет работали на экспорт, а теперь начали поставлять самолеты Родине. Сегодня мы передаем ВВС России два первых истребителя Су-30СМ. Это – историческое событие для нашего коллектива, для компании «Сухой», для всей «Объединенной авиастроительной корпорации».

18. Александр Харчевский: «Важно, что Су-30СМ уже находится в серийном производстве и будет поступать в ВВС не единичными экземплярами, а эскадрильями». 

19. Александр Харчевский: «У Су-30СМ в разы увеличены боевые возможности, связанные с обнаружением и поражением целей, причем не одной, а нескольких одновременно. Потенциал одного такого самолета сравним с потенциалом двух самолетов предыдущего поколения».

20. «Поступления на службу Су-30СМ – это новый этап в перевооружении ВВС. Возможности истребителей позволяют повысить боевой потенциал нашей авиации. До настоящего времени ВВС России не имели самолета, который позволял бы решать задачи на таком высоком уровне».

21. Александр Харчевский: «В свое время я мечтал слетать на этом самолете, а сегодня эта мечта становится реальностью для многих наших летчиков". 

22. 19 декабря 2012 г. Заместитель Министра обороны РФ Юрий Борисов и Президент ОАО "Корпорация "Иркут", старший вице-президент ОАО "ОАК Олег Демченко подписали контракт на поставку ВВС России второй партии многоцелевых истребителей Су-30СМ. В соответствии с условиями контракта Корпорация "Иркут" до 2016 г. построит для ВВС России 30 самолетов Су-30СМ.

И еще несколько фотографий из цеха и с вылета.

23. Перед вылетом.

24. Летчик-испытатель Игорь Крылов

25.

26. 

27. Летчик-испытатель Евгений Аверьянов. Сын того самого?!

28.

29. Любимая фотка с фотосессии. И еще первая.

30.

31.

32. Помимо Су-30СМ в цеху готовятся Яки-130 для ВВС

33.

34.

35. 

36.

37.  Продувка двигателей

38. И опять в ангар

39.

40. В скором времени будет пост про Як-130.

На связи!

fotografersha.livejournal.com