«Зонтик» для пехоты: какой боевой мощью обладает модернизированная «Шилка». Фото шилка зсу 23 4


Самоходная зенитная установка ЗСУ-23-4 «Шилка»: история создания, описание и характеристики

ЗСУ-23-4 «Шилка» — это зенитная самоходная установка, созданная в середине 60-х годов прошлого столетия, она и сегодня находится на вооружении десятков армий мира. «Шилку» без всякого преувеличения можно назвать уникальным оружием, из всех зенитных комплексов, построенных после Второй мировой войны, она обладает самым длинным и впечатляющим послужным списком.

Местом боевого крещения для «Шилки» стал Ближний Восток, затем была борьба против американской авиации во Вьетнаме, многочисленные конфликты на африканском континенте и война в Афганистане. У афганских моджахедов не было авиации, поэтому «Шилку» использовали не по назначению: ЗСУ-23-4 применялась для поддержки сухопутных войск и защиты транспортных колонн. Душманы называли «Шилку» «шайтан-арбой» и очень ее боялись.

ЗСУ-23-4 предназначена для прикрытия наземных войск, а также борьбы с низколетящими целями. «Шилка» входила в состав ПВО полкового звена. Потенциальные противники высоко оценивали боевую эффективность этого зенитного комплекса, в свое время американцы и израильтяне потратили много сил, чтобы получить его для изучения.

В настоящее время ЗСУ-23-4 считается устаревшей зенитной установкой, еще в советское время началась ее замена на более совершенный ЗРПК «Тунгуска». Несмотря на это, «Шилки» до сих пор стоят на вооружении вооруженных сил России, Украины и нескольких десятков других стран. Они активно используются в локальных конфликтах на территории стран третьего мира.

С момента начала серийного производства было изготовлено 6,5 тыс. единиц этого оружия.

История создания

В годы Второй мировой войны атаки с воздуха во время марша стали большой проблемой для сухопутных войск: штурмовая авиация, работая на малых высотах, наносила огромный урон живой силе и боевой технике. Немцы, которые в конце войны несли жестокие потери от действий западной авиации, разработали малокалиберную зенитную установку Kugelblitz («Шаровая молния»). Она имела два 30-мм орудия и РЛС, с помощью которой производилось обнаружение противника и наведение на цель. Скорострельность Kugelblitz составляла 850 выстрелов в минуту, на нее даже пытались устанавливать приборы ночного видения. Эта ЗСУ сильно опередила свое время и на многие годы стала предметом изучения и копирования.

Советская пехота и танкисты подобной роскоши не имели и всю войну сильно страдали от налетов немецкой авиации. Ситуацию принялись исправлять уже после победы над немцами.

В 1947 году начались работы по созданию 57-мм самоходной зенитной установки ЗСУ-57-2. Однако на момент начала производства этот комплекс уже был устаревшим. Он имел слишком низкий темп стрельбы (220-240 выстрелов в минуту), обойменное заряжание и открытую сверху башню. ЗСУ-57-2 не имела РЛС, поэтому обнаружить цель можно было только визуально, также у нее отсутствовала система защиты от ОМП. Тем временем потенциальный противник не дремал: американцы, изучив трофейные образцы немецкой «Шаровой молнии», в 1956 году приняли на вооружение 40-мм ЗСУ с радиолокационной системой обнаружения целей.

В 1957 году в СССР начинаются работы над созданием новой самоходной зенитной установки. Было запущено сразу два конкурирующих проекта: ЗСУ-37-2 «Енисей», вооруженный двумя 37-мм пушками и ЗСУ-23-4 «Шилка», с четырьмя 23-мм орудиями. Обе зенитные установки были оснащены РЛС, имели гусеничное шасси и систему защиты от ОМП. Формально они предназначались для решения различных задач: «Енисей» обеспечивал защиту бронетанковых войск, а «Шилка» должна была прикрывать мотострелковые части. Оба комплекса имели ленточное питание орудий и водяное охлаждение стволов.

К 1960 году оба зенитных комплекса были готовы, и начались их испытания. ЗСУ-23-4 «Шилка» оказалась в 1,5-2 раза эффективнее своего конкурента в стрельбе по низколетящим скоростным целям, зато «Енисей» превосходил ее по высоте поражения. Комиссия рекомендовала принять на вооружение оба зенитных комплекса. Однако в серию пошла только «Шилка», работы по «Енисею» были приостановлены.

К 1970 году «Шилка» стала основным мобильным зенитным комплексом СА, она полностью заменила ЗСУ-57-2 и стала отправляться на экспорт. Впервые «Шилки» применили в ходе арабо-израильского конфликта 1973 года. Тогда сирийская ПВО сумела уничтожить 98 самолетов ВВС Израиля, 10% из которых было на счету ЗСУ-23-4. Плотный зенитный огонь на малых высотах оказывал деморализующее действие на израильских пилотов, заставляя их подниматься на большие высоты, где они становились легкой добычей ЗРК.

«Шилки» использовались во время ирано-иракской войны (обеими сторонами), в завершающей стадии войны во Вьетнаме, в ходе операции «Буря в пустыне».

В Афганистане советские войска использовали ЗСУ-23-4 для поражения наземных целей. У «Шилки» снимали ненужный РЛС и увеличивали боекомплект до 4 тыс. снарядов. После появления на поле боя «Шилки» душманы обычно начинали отходить.

Главным недостатком «Шилки» являлась недостаточная мощь 23-мм снаряда, не устраивала военных и наклонная дальность орудия, и недостаточное фугасное действие снарядов. При создании нового штурмовика американцы испытывали на нем действие трофейной «Шилки», захваченной евреями во время войны 1973 года. Так появился знаменитый А-10 «Бородавочник», который действительно неплохо защищен от зенитных боеприпасов калибра 23 мм. Американцы активно рекламировали этот самолет, называя его неуязвимым для огня советской ПВО.

ЗСУ-23-4 пытались переделать под более мощный 30-мм снаряд, но оказалось, что проще и дешевле построить новую зенитную установку, чем модернизировать старую. Так и было сделано: в 1982 году на вооружение была принята ЗСУ «Тунгуска», вооруженная 30-мм автоматическими пушками.

За годы эксплуатации данного комплекса были разработаны несколько его модификаций.

Описание конструкции

ЗСУ-23-4 «Шилка» имеет сварной корпус с противопульным и противоосколочным бронированием. Он разделен на три отсека: управления, расположенный в передней части машины, боевое отделение – находящееся в ее центре и силовой отсек – в кормовой части. На правом борту зенитной установки расположено три люка, через которые происходит демонтаж и обслуживание оборудования машины, а также вентиляция агрегатов.

В башне «Шилки» установлено счетверенное 23-мм орудие АЗП-23 «Амур», автоматика которого работает за счет отведения пороховых газов из канала ствола. Каждый ствол оснащен кожухом системы охлаждения и пламегасителем. Подача патрона — боковая, из звена ленты с перекосом патрона. Ленты находятся в патронных коробах. В башне расположены два короба, система для взведения зенитных автоматов – пневматическая.

Боекомплект «Шилки» состоит из двух типов 23-мм снарядов: бронебойных БЗТ и осколочных ОФЗТ. Бронебойные боеприпасы БЗТ не имеют взрывчатого вещества и содержат только зажигательный состав для трассирования. Снаряды ОФЗТ имеют взрыватель и самоликвидатор (время действия 5-10 секунд). В ленте на четыре патрона ОФЗТ идет один БЗТ.

Наведение производится с помощью гидравлических приводов, возможно и ручное наведение. Темп стрельбы – 3400 выстрелов в минуту.

В приборном отсеке башни находится радиолокационно-приборный комплекс, с помощью которого происходит поиск цели, ее сопровождение и высчитываются траектории снарядов и необходимое упреждение. Дальность обнаружения воздушных объектов – 18 км.

Зенитный комплекс «Шилка» может вести огонь по воздушным целям в нескольких режимах:

  • в автоматическом;
  • в полуавтоматическом;
  • по ракурсным кольцам;
  • по запомненным координатам;
  • по наземным целям.

Автоматический режим стрельбы считается основным.

Радиолокационно-приборный комплекс состоит из следующих элементов:

  • ламповой РЛС 1РЛ33М2;
  • аналогового счётно-решающего прибора;
  • визирного устройства;
  • системы стабилизации.

Боевая машина оснащена радиостанцией Р-123М и переговорным устройством ТПУ-4.

ЗСУ-23-4 «Шилка» оборудована дизельным двигателем В6Р. Он имеет шесть цилиндров, жидкостное охлаждение и максимальную мощность 206 кВт. Машина имеет два алюминиевых топливных бака с общим объемом 515 литров. Этого хватало до 400 км хода. Дополнительная установка предназначается для питания бортовой электроники.

Ходовая часть машины состоит из двух ведущих колес, двух направляющих колес и двенадцати опорных катков с обрезиненными ободами. Подвеска – независимая торсионная.

Защита экипажа от ОМП происходит за счет создания в боевом отделении избыточного давления и очистки воздуха.

Модернизация зенитного комплекса «Шилка» шла по пути улучшения ее способности обнаруживать воздушные цели, а также увеличения защищенности комплекса. Еще в середине 70-х годов для управления стрельбой зенитных установок на полковом уровне был создан комплекс «Овод-М-СВ». В его состав входила РЛС «Лук-23» и автоматизированная система управления огнем.

В середине 90-х появились модификации «Шилка-М4» и «Шилка-М5» с более совершенными системами управления огнем. Для поражения бронированных целей был создан 23-мм подкалиберный боеприпас.

В 1999 году широкой общественности была представлена модификация «Шилки», на башне которой были дополнительно установлены ПЗРК «Игла».

Достоинства и недостатки

Одним из главных минусов зенитной установки «Шилка» является ее тяжелая, сложная и маломощная ходовая часть. Ее ремонт и обслуживание – дело сложное и трудоемкое. Чтобы добраться до некоторых ее узлов, необходимо демонтировать множество агрегатов, слить масло и охлаждающую жидкость. Мощность в 240 л. с., на которую способен двигатель «Шилки», недостаточна для ее веса, поэтому машина тихоходна и маломаневрена.

Кроме этого, в силовой установке и ходовой части машины допущены другие конструкционные ошибки и недоработки, результатом чего стали частые поломки зенитной установки.

РЛС «Шилки» имеет небольшой радиус действия и довольно капризна в настройке. Также следует добавить, что машина обеспечивала минимальный уровень комфорта для экипажа.

Однако все вышеперечисленные минусы нивелируются высочайшим уровнем надежности зенитных пушек комплекса. Если они правильно собраны и установлены, система охлаждения залита водой по нормам, то вероятность сбоя или выхода из строя во время стрельбы практически исключалась.

Даже сегодня «Шилка» может представлять серьезную опасность для самолетов и вертолетов противника, если, конечно же, они летят не слишком высоко.

Технические характеристики

Ниже представлены ТТХ ЗСУ-23-4 «Шилка».

Год принятия на вооружение1962
Размеры зоны поражения, км:
— по дальности0-2,5
— по высоте0-1,5-2
Скорость поражаемых целей, м/c:
— при стрельбе навстречу450
— при стрельбе вдогон300
Количество и калибр пушек, мм4х23
Масса снаряда, кг0,19
Начальная скорость снаряда, м/c1000
Возможность стрельбы в движенииДа
Всепогодность работыДа
Масса, т20,5
Расчет, чел. 4

militaryarms.ru

Украинские ЗСУ-23-4 Шилка: militarizm

1. Некоторые сомнения

Всё время этой войны меня не покидало ощущение, что чего-то не хватает, витала в воздухе недосказанность. Укропы уже всё, что могли выкатили против Донбасса, но одна вещь осталась за кадром. Это 2А6 ЗСУ-23-4 «Ши́лка». Старая, но поверенная во многих войнах система.

Рукопожатая Вика даёт туманную формулировку:"Украина — по официальной информации состоят на вооружении, количество и состояние неизвестны (Официальный сайт Министерства обороны Украины (английская версия)". Откровенно говоря, ни о чём.

Укропия за все годы существования приобретала дурную славу разбазаривателя наследия СССР, средства ПВО сухопутных войск не стали исключением. Собираясь на войну с Россией, войска были массово отмобилизованы и выдвинуты, но с воздуха их прикрывало всего с десяток "Тунгусок", незначительное количество "Стрел-10" и "Ос". Ко всему прочему, большинство зенитных ракет уже пережило по два срока службы. От безысходности протоукры использовали 2С6 как скорострельную пушку в боевых порядках пехоты, одну из них разорвало прямым попаданием снаряда в Дебальцево.

Самая же печальная судьба ждала ЗСУ-23-4 - её просто не оказалось в войсках от слова совсем.

Опыт последних военных конфликтов с участием "Шилки" показал её как серьёзную боевую единицу, не так может быть в силовом, как в психологическом воздействии на противника - её шквал огня не всякая пехота выдержит. Именно в универсальности целей и заключается её мощь. Причём на Донбассе ей поначалу ничего бы практически не угрожало - авиации и средств борьбы с бронетехникой в начале войны у ополчения не было.

Разбор полётов привел к интересным выводам: живых ЗСУ-шек оказалось незначительное количество, даже меньше, чем им же памятников.

2. Уцелевшие экземпляры.Информация собиралась буквально по крохам, так её мало.

Самым первым было фото из крымского посёлка Перевальное, где в марте месяце 2014 года безуспешно держала оборону 36-я бригада береговой обороны укропоармии. Илья Варламов порадовал мир кадром из парка части, где 12 "Шилок" замерли на вечной стоянке. Они же попали в репортажи KP.ru и an.crimea.ua с погрузки на платформы для отправки владельцу, примерно пять установок, некоторые бортовые номера: 413, 415, 416, 421. Техническое состояние неудовлетворительное, не красились со времён СССР.

2.2. Одновременно в других частях были отсняты еще несколько машин:- три в пгт Черноморское:

- две в с. Ульяновка (один из номеров 262):

- ещё две в 93-й механизированной бригаде (номера 847 и 848):

2.3. Каким-то изворотом судьбы две ЗСУ оказались на южном и северном блок-постах города Николаева, когда куевкая хунта весной истерично окружала ими все города. Номеров нет, но одна из установок имела необычный трёхцветный камуфляж:

2.4. Уже осенью, в связи с катастрофической убылью техники на фронте, укропы начали лихорадочно вводить в строй разный металлолом, в этом процессе засветились ещё три "Шилки":

- в учебном центре "Десна":

- в какой-то в/ч г. Балаклея Харьковской области:

- в г. Николаев, где какие-то ПТУ-шники с помпой в прессе начали её ремонт:

Всего отмечено примерно 15 установок, из них на ходу около половины. Негусто, прямо скажем.

Далекоидущие планы подпиндосников по поводу "Шилок" засветились в двух моментах:- перевозка на трейлере ЗСУ №842 в новомодной "кроватной" бронезащите (может на фронте увидим?):

- участие в показных учениях на одессщине николаевской установки, куда её для этого специально доставили:

Там она была продемонстрирована в пешем порядке и даже стреляла:

Итого, можно констатировать, укропия продемонстрировала отсутствие матчасти в товарных количествах и плачевное состояние имеющейся.

3. Памятники былого могущества.

- Полтава, училище ПВО:

- Запорожье, музей под открытым небом:

- Энергодар, Запорожская область:

- Южноукраинск, Николаевская область:

- Харьков, возле ХУВС:

- Николаев, парк:

- Киев, музей Великой Отечественной войны:

- Киев, военная академия:

- учебный центр "Десна", Черниговская область:

- Балаклея, Харьковская область:

- какая-то воинская часть:

Вне конкурса выступают "Шилки" военной кафедры Донецкого политехнического института. Было в наличии пять, на фото две из них:

4. Заключение

Применить на нынешнем этапе легкобронированные "Шилки" на фронте было бы величайшей глупостью. Это война гаубиц, РСЗО и беспилотных летательных аппаратов. Наличие у ополчения танков и многочисленных противотанковых средств сделает их лёгкой добычей. Лучше пусть укропы строят новые постаменты для оставшихся установок.

militarizm.livejournal.com

Зенитная самоходная установка "Шилка". ЗСУ-23-4 "Шилка"

В первые же два десятилетия после своего появления авиация стала грозной боевой силой. Естественно, сразу же начали появляться средства для противодействия ее разрушительному натиску. Даже самые простые аэропланы времен Первой мировой войны могли наносить войскам противоборствующих сторон значительный урон. Затем была Испания, Абиссиния и многие другие конфликты, прошедшие с применением самолетов, бомбивших зачастую беззащитные позиции или мирные селения, не встречая отпора. Однако массовое противодействие авиации началось в 1939 году, когда случилась Вторая мировая война. Артиллерия ПВО стала отдельным видом вооружений. Чаще всего главную проблему наземных войск представляли вражеские штурмовики, действующие на малых высотах и наносящие точные бомбовые удары. Эта ситуация за последние семь десятилетий принципиально не изменилась.

Историческая подоплека концепции «Шилки»

Уже в конце двадцатых годов XX века многие производители вооружений, предвидя растущий спрос, занялись разработкой систем скорострельной артиллерии, предназначенной преимущественно для борьбы с воздушными целями. В результате появились образцы малокалиберных орудий на турельных штативах, снабженные круговыми поворотными механизмами. Примерами могут служить немецкие зенитные автоматы FlaK (сокращение от Flugzeugabwehrkanone), принятые на вооружение Вермахта в 1934 году. Они в ходе начавшейся через пять лет войны неоднократно модернизировались и производились огромными тиражами. Большую известность получили «Эрликоны», разработанные в Швейцарии (1927) и применявшиеся всеми воюющими сторонами Второй мировой. Системы показали высокую эффективность при поражении самолетов штурмовой авиации, вынужденных действовать на малой высоте. Калибр этих скорострельных орудий обычно составлял 20 мм при разной длине патрона (от объема ВВ в гильзе зависит начальная скорость, а следовательно, и дальнобойность). Увеличение скорострельности достигалось применением многоствольных систем. Так сформировалась общая концепция, по которой в дальнейшем создавалась советская зенитная самоходная установка «Шилка».

Зачем нужна самоходная скорострельная зенитка

В 50-е годы появилась ракетная техника, в том числе и зенитная. Стратегические бомбардировщики и самолеты-разведчики, ранее чувствовавшие себя вполне уверенно в чужом небе, вдруг утратили свою недосягаемость. Конечно, и развитие авиации шло по пути увеличения потолка и скорости, но обычным штурмовикам появляться над позициями противника стало небезопасно. Правда, у них был один надежный способ не попасть под удар ракеты ПВО, и заключался он в заходе на цель на предельно малой высоте. По состоянию на конец 60-х зенитная артиллерия СССР не была готова отражать удары самолетов противника, летящих по настильной траектории с высокой скоростью. Время реагирования оказалось крайне малым, человек даже с самыми быстрыми «боксерскими» рефлексами не мог физически успеть открыть огонь, а тем более попасть в цель, мелькающую в небе считанные секунды. Требовалась автоматизация и надежные системы обнаружения. В 1957 году секретным постановлением Совета Министров было инициировано начало работ по созданию скорострельных ЗСУ. Придумали и название: зенитная самоходная установка «Шилка». Дело было за малым: спроектировать и изготовить ее.

Какой быть ЗСУ?

Требования к новой технике включали множество пунктов, среди которых были многие уникальные для наших оружейников. Вот некоторые из них:

- Зенитка «Шилка» должна иметь встроенную РЛС для обнаружения враждебных летательных аппаратов.

- Калибр - 23 мм. Он, конечно, небольшой, но практика предыдущих боевых действий показывала, что при высокой скорострельности разрывной осколочный заряд вполне может нанести повреждения, достаточные для нейтрализации боеспособности атакующего аппарата.

- В составе системы должно быть автоматическое устройство, вырабатывающее алгоритм сопровождения цели во время ведения огня, ведущегося в разных условиях, в том числе и с хода. Если учитывать элементную базу середины XX века, задача не из простых.

- Установка «Шилка» должна быть самоходной, способной двигаться по пересеченной местности не хуже любого танка.

Пушки

Артиллерия СССР со сталинских времен была лучшей в мире, поэтому во всем, что касалось «стволов», вопросов не возникло. Оставалось лишь выбрать оптимальный вариант заряжающего механизма (наилучшим был признан ленточный). Автоматическая пушка 23-мм калибра «Амур» АЗП-23 с впечатляющей «производительностью» в 3400 выстр./ мин. нуждалась в принудительном жидкостном охлаждении (антифризом или водой), но дело того стоило. Любая цель в радиусе от 200 м до 2,5 км имела мало шансов уцелеть, попав в перекресток прицела. Стволы были снабжены системой стабилизации, управление их положением осуществлялось посредством гидроприводов. Пушек было четыре.

Где поставить антенну РЛС?

ЗСУ-23 «Шилка» конструктивно выполнена по классической схеме с боевым отделением, кормовой силовой установкой, задней трансмиссией и подвижной башней. Некоторые проблемы возникли с размещением антенны РЛС. Между стволами размещать ее было нерационально, металлические детали могли стать экраном для испускаемых и принимаемых сигналов. Боковое положение грозило механическим разрушением «тарелки» от вибраций, возникающих при стрельбе. К тому же в условиях сильного электронного противодействия (выставления помех) был предусмотрен вариант ручного управления с прицеливанием через визир наводчика, и конструкция излучателя могла перекрывать обзор. В результате антенну выполнили складной и разместили ее над силовым отделением на корме.

Мотор и ходовая

Ходовая часть заимствована у легкого танка ПТ-76. Она включает шесть опорных катков по каждому борту. Амортизаторы торсионные, гусеницы снабжены резиновыми втулками-уплотнителями для защиты от преждевременного износа.

Двигатель форсированный (В6Р), мощностью 280 л. с., с эжекционной системой охлаждения. Трансмиссия пятискоростная, обеспечивает диапазон от 30 км/ч (по сложной местности) до 50 км/ч (по шоссе). Запас хода без дозаправки – до 450 км/ч при полностью залитых баках.

Установка ЗУ-23 снабжена совершенной системой воздушной фильтрации, включающей лабиринтную систему перегородок, а также дополнительным отсевом загрязнений выхлопным газом.

Общая масса машины – 21 т, в том числе башни – более 8 т.

Приборы

Электронная техника, которой комплектуется зенитная самоходная установка «Шилка», объединена в единую систему управления стрельбой РПК-2М. В состав радиоприборного комплекса входит РЛС (1РЛ33М2, собрана на ламповой элементной базе), бортовой компьютер (во времена создания образца его называли счетно-решающим прибором), система защиты от радиопомех, дублирующий оптический визир.

Комплекс обеспечивает возможность обнаружения цели (на дистанции до 20 км), ее автоматического сопровождения (до 15 км), изменение несущей частоты импульсов в случае постановки помех (вобуляция), вычисление параметров огня для достижения высокой вероятности попадания снарядов. Система может работать в пяти режимах, в том числе запоминать координаты объекта, определять его ракурсные кольца и вести стрельбу по наземным целям.

Наружная связь осуществляется по радиостанции Р-123М, внутренняя – по интеркому ТПУ-4.

Почтенный возраст и опыт применения

Зенитная самоходная установка «Шилка» принята на вооружение уже боле полувека назад. Несмотря на столь почтенный для противовоздушного оружия возраст, четыре десятка государств по сей день имеют ее в арсенале своих вооруженных сил. Израильская армия, в 1973 году испытавшая на своих самолетах сокрушительное действие четырех стволов этой СЗУ, продолжает использовать шестьдесят экземпляров, захваченных у Египта плюс дополнительно купленных позже. Помимо республик, ранее составлявших СССР, советские зенитки готовы в случае войны применить многие государства Африки, Азии и арабского мира. У некоторых их них есть опыт боевого применения этих систем ПВО, успевших повоевать и на Ближнем Востоке, и во Вьетнаме (причем отнюдь не со слабыми противниками). Есть они и в армиях бывших стран Варшавского договора, причем в немалом количестве. И что характерно: ЗУ-23 нигде и никто не называет антиквариатом или другим прозвищем, характеризующим устаревшее оружие.

Модернизации и перспективы

Да, уже не юна старая добрая «Шилка». Зенитная установка пережила несколько модернизаций, ставивших целью улучшение работы и повышение надежности. Она научилась отличать свои самолеты от чужих, стала действовать быстрее, электроника получила новые блоки на современной элементной базе. Последний «апгрейд» прошел в девяностые, тогда же, по всей видимости, модернизационный потенциал этой системы исчерпался. На смену «Шилкам» приходят «Тунгуски» и другие СЗУ, обладающие куда более серьезными возможностями. Современный боевой вертолет может поразить ЗУ-23 с недоступной для него дистанции. Что поделаешь, прогресс...

fb.ru

Зенитная Самоходная Установка, технические характеристики (ТТХ), калибр, скорострельность

Разработанные советскими специалистами образцы вооружения не раз становились лучшими в мире. Касается это и систем ПВО, хотя достаточно долго вооруженные силы СССР не имели эффективной самоходной зенитной системы, не связанной с ракетами.

Опыт Великой Отечественной войны и развитие электроники и техники привели к рождению «Шилки», ЗСУ – ставшей легендой сразу же после принятия на вооружение.

Содержание статьи

Рождение легенды

Вторая мировая война показала всю опасность действий штурмовой авиации. Ни одна армия мира не могла обеспечить надежное прикрытие техники и пехоты от налетов штурмовиков и пикирующих бомбардировщиков, особенно на маршах. Больше всего страдала немецкая армия. Эрликоны и ФЛАКи не справлялись с массовыми налетами американской штурмовой авиации и советскими «летающими танками» Ил-2, особенно в конце войны.

Для защиты пехоты и танков были созданы Wirbelwind, («Смерч»), Kugelblitz, («Шаровая молния») и несколько других моделей. Два 30-мм орудия, выпускавшие 850 выстрелов за минуту, и радиолокационная система были пионерами в области развития ЗСУ, опередившими время на несколько лет. Конечно, внести коренной перелом в ход войны они уже не могли, но опыт их использования лег в основу послевоенных разработок в области самоходных зениток.

В 1947 году конструкторы страны Советов начали активные разработки опытного образца ЗСУ-57-2, но эта машина устарела еще до рождения. 2 орудия 57-мм, перезаряжавшиеся обоймами, имели низкую скорострельность, а отсутствие систем РЛС делали конструкцию фактически слепой.

Открытая башня не внушала доверия с точки зрения защиты экипажа, поэтому вопрос о модернизации стоял очень остро. Масла в огонь подлили американцы, глубоко изучившие немецкий опыт с моделями «Молния» и создавшие свою ЗСАУ М42 по последнему слову техники.

1957 год ознаменовался началом работ по созданию новых систем самоходных зениток.

Первоначально их должно было быть две. Четырехствольная «Шилка» предназначалась для поддержки пехоты в бою и на марше, двуствольный «Енисей» должен был прикрывать танковые подразделения. С 1960 года начались полигонные испытания, в ходе которых явного лидера выявлено не было. «Енисей» имел большую дальность стрельбы, сбивая цели на высоте 3000 метров.

«Шилка» в два раза превосходила конкурента в стрельбе по целям на небольшой высоте, но не выше 1500 метров. Армейское начальство приняло решение, что второй вариант приоритетнее и в 1962 году вышел указ о принятии ее на вооружение.

Конструкция установки

Опытные образцы еще во время создания модели делались на шасси самоходных установок АСУ-85 и экспериментальных СУ-100П. Корпус сварной, хорошо защищал от пуль и осколков. Конструкция разделена на три части.

В корме расположен дизельный силовой агрегат, в середине боевая часть, а в головной отсек управления.

Справа на борту расположены в ряд 3 прямоугольных люка. Благодаря им возможен доступ к техническим узлам в машине их ремонт и замена. Обслуживание осуществляет экипаж из 4х человек. Кроме привычных – механика-водителя и командира сюда входят оператор дальности и старший радиоприемного корпуса.

Башня машины плоская и широкая, в центре которой расположены 4 ствола орудия АЗП-23 калибра 23 мм, названные по традиции всей линейки оружия – «Амур». Автоматика основана на принципе отвода пороховых газов. Стволы оснащены системой охлаждения и пламенегасителем.

Патроны подаются сбоку, ленточным способом, пневматика обеспечивает взведение зенитных автоматов. Башня имеет приборный отсек, с радиолокационным оборудованием, обеспечивающим поиск и захват целей в радиусе 18 километров. Наведение обеспечивается гидравликой или механическим способом.За минуту машина может сделать 3400 выстрелов.

  • радиолокация осуществляется благодаря нескольким приборам;
  • ламповой РЛС;
  • визира;
  • счетно-решающего прибора аналогового типа;
  • системы стабилизации.

Связь обеспечивается радиостанцией Р-123М, внутри машины действует переговорное устройство ТПУ-4. Силовая установка является недостатком всей конструкции. Мотор обладает недостаточной мощностью для 19-ти тонной махины. Из-за этого «Шилка» обладает низкой маневренностью и скоростью.

Недоработки в размещении мотора привели к проблемам с ремонтом.

Для смены некоторых узлов механикам приходилось разбирать половину силовой установки и сливать все технические жидкости.Ход обеспечивается как на большей части гусеничной техники, парой ведущих и парой направляющих колес.

Движение производится с помощью 12 обрезиненных катков. Подвеска независимая, торсионного типа. Топливные баки вмещают 515 литров дизельного топлива, которого хватает на 400 км.

Сравнительные характеристики «Шилки»

Рассматриваемая машина была не первой в мире и далеко не единственной. Американские аналоги были готовы быстрее советских образцов, но скорость повлияла на качество и боевые характеристики.

Последующие образцы, имея примерно такие же характеристики, как и «Шилка», в процессе эксплуатации оказывался не на высоте.

Возьмем советскую «Шилку» и ее прямого конкурента ЗСУ/М163, стоявшего на вооружении американской армии.

ПарметрШилкаЗСУ\М163
Калибр, мм.2320
Темп стрельбы, выстрел/мин.34003000
Покрытие км.185
Дальность стрельбы км.2,51,5
Бронирование мм.9-1538-44
Производство ед.6500671

Согласно характеристикам обе машины имели схожие параметры, однако советский образец обладал более высоким темпом стрельбы и плотностью огня, создавая за счет 4-х расставленных стволов огневой шквал, больший по площади, нежели у американского аналога.

Сам за себя говорит факт небольшой серии американского аппарата, а также снятие его с вооружения и сравнительная непопулярность у покупателей из других стран.

Советская модель до сих пор несет службу в 39 странах мира, хотя на ее место встали более продвинутые образцы.

Захваченные у союзников СССР образцы «Шилок» послужили основой для западногерманского аналога «Леопард», а так же многих идей для модернизации.

Особо стоит отметить надежность узлов боевых машин. Согласно анализу воспоминаний об эксплуатации, особенно на полигонных сравнительных испытаниях, западные образцы были надежными в эксплуатации, но «Шилка» ломалась все равно меньше.

Модификации машины

Новые технологии, долгая эксплуатация и несколько случаев захвата странами НАТО и их союзниками образцов подготовили почву для модернизации машины. Самые известные и массовые машины, ведущие родословную от «Шилки»:

  • ЗСУ-23-4В, модернизация, повысившая надежность установки и увеличившая на 150 часов ресурс газотурбинного аппарата;
  • ЗСУ-23-4В1, модернизация предыдущей машины, увеличившая точность стрельбы и надежность сопровождения цели на ходу;
  • ЗСУ-23-4М1, улучшена надежность стволов, РЛС и общая стабильность работы машины;
  • ЗСУ-23-4М2, модернизация для боев в горах Афганистана, снято оборудование для борьбы с авиацией, добавлено бронирование и боекомплект;
  • ЗСУ-23-4М3 «Бирюза», получившая систему распознавания «свой-чужой» под названием «Луч»;
  • ЗСУ-23-4М4 «Шилка-М4», глубокая модернизация, в результате которой была заменена почти вся электронная начинка на новые разработки, были добавлены новые системы для более эффективного применения;
  • ЗСУ-23-4М5 «Шилка-М5», получившая новую электронную систему управления огнем.

Имелись и модернизации машины для пуска управляемых ракет. Поскольку «Шилка» может сбивать летательные аппараты на небольшой высоте, ракетные модели исправляли эту особенность.

Используемые ракеты на таких моделях — «Куб» и его модификации.

«Шилка» в боевых действиях

Впервые зенитная установка приняла участие в боях на территории Вьетнама. Новая система стала неприятным сюрпризом для американских летчиков. Высокая плотность огня и разрывающиеся в воздухе боеприпасы делали практически невозможным уйти от обстрела «Шилок».

Активное участие приняли новые системы в череде арабо-израильских войн. Только во время конфликта 1973 года египетские и сирийские машины сбили 27 «Скайхоков» ВВС Цахала. В поисках тактического решения проблемы обстрела «Шилками», израильские пилоты уходили на большую высоту, но там они попадали в зону поражения ракет.

Огромную роль сыграли «Шилки» во время войны в Афганистане.

По уставу, машины должны сопровождать колонны на расстоянии примерно 400 метров от других машин. Война в горах внесла свои коррективы в тактику. Авиации у мождхедов не было, поэтому за небо экипажи не переживали. При нападении на колонны же «Шилки» играли роль одного из главных сдерживающих факторов.

Благодаря 4-м 23-мм стволам «Шилка» стала лучшим помощником пехоты при неожиданных нападениях. Плотность и эффективность огня тут же перечеркнули все недостатки ходовой части. Пехота молилась на ЗСУ. Угол стволов позволял стрелять почти вертикально, а мощный патрон не считался с укреплениями типа глиняных стен в кишлаках. Очередь «Шилки» превращала моджахеда вместе с укрытием в однородную массу. За эти качества «духи» прозвали советскую ЗСУ «шайтан-арбой», в переводе чертова телега.

Но главной задачей все же было прикрытие с воздуха. Добытые американцами образцы «Шилок» были всесторонне изучены, в результате появились самолеты с бронезащитой посолиднее. Для борьбы с ними советские конструкторы в 1980-х проводят глубокую модернизацию рассматриваемой ЗСУ. Просто сменить орудия на более мощные было недостаточно, пришлось заменять многие важные составляющие конструкции. Так родилась «Тунгуска», верой и правдой служащая в армии по сей день.

После появления новых машин «Шилку» не забыли. 39 стран поставили ее на вооружение.

Практически ни один конфликт второй половины ХХ века не обходился без применения этой машины.

Бывало, что «Шилки» оказывались по разные стороны баррикад, воюя друг с другом.

Для советских военных появление «Шилок» стало настоящей революцией. Развертывание традиционных батарей часто наводило тоску и ужас на офицеров и солдат из-за многочисленных действий, необходимых для грамотной защиты неба. Новая ЗСУ позволила защищать воздушное пространство на ходу, с минимальной предварительной подготовкой. Высокие характеристики, актуальные даже по современным меркам, сделали машину легендой, едва ли не сразу после рождения.

Видео

warbook.club

какой боевой мощью обладает модернизированная «Шилка»

ЗСУ-23-4 ­­­­­­­­­­­«Шилка» – легендарная зенитная самоходная установка Сухопутных войск – уже могла бы давно пойти на металлолом, но в результате модернизации получила вторую жизнь и подтянулась до пятого класса поколения систем ПВО. Ее уникальная особенность – находиться в боевых порядках наступающих мотострелков и танкистов и уничтожать не только низколетящие воздушные цели, но и наземные объекты противника.

В Афганистане моджахеды прозвали «Шилку» «шайтан-арбой» – за ударную боевую мощь ее четырех спаренных 23-мм  автоматических орудий, которые на расстоянии в 2–2,5 км в буквальном смысле слова ровняли с землей любые укрепления противника. Впрочем, изначальное предназначение ЗСУ-23-4 «Шилка» – средство ПВО, обеспечивающее наступление мотострелковых подразделений. Благодаря мощному бронированию эта система могла действовать в боевых порядках на удалении в 400 м от основных сил и надежно прикрывать их от воздушного нападения. В свое время «Шилка» являлась лучшим противовоздушным средством от низколетящих целей и широко применялась как в Советской армии, так и в армиях стран Варшавского договора.

Вооружение «Шилки» состоит из 23-мм счетверенной автоматической пушки. Установка способна вести огонь как из всех четырех автоматов, так и из любого из них. Темп стрельбы – 3400 выстрелов в минуту. Снаряды в ленте чередуются с осколочно-фугасными и бронебойно-зажигательными. Антенна радиолокационно-приборного комплекса стабилизирована с корпусом ходовой установки, что позволяет вести огонь даже во время движения. Установка вызвала большой интерес у иностранных разведок, так как существенно отличалась в то время от всех артиллерийских систем ПВО за счет радиолокационных качеств, позволяющих вести огонь в любых погодных условиях и в любое время суток.

Тем не менее в связи с принятием на вооружение зенитного пушечно-ракетного комплекса «Тунгуска» серийное производство ЗСУ «Шилка» было прекращено. Но полюбившаяся в войсках зенитная установка до сих пор находится на вооружении и в модернизированном состоянии продолжает нести службу как основное средство ПВО мотострелковых частей и соединений.

В конце 90-х годов прошлого века Ульяновский механический завод предложил новую оригинальную концепцию развития зенитных установок «Шилка». За счет доработок конструкции и установки нового оборудования повысились основные характеристики боевых машин, которые обеспечили возможность их применения в условиях современного боя. Обновление бортового оборудования позволило повысить их эксплуатацию с использованием современной элементной базы. Новый проект модернизации ЗСУ позволил практически полностью обновить комплекс радиоэлектронных средств, а также базовое шасси и все ходовые агрегаты.

Взамен счетно-решающего устройства «Шилка» получила цифровую вычислительную систему, позволяющую более эффективно управлять огнем для поражения низколетящих целей, в том числе беспилотных средств малых размеров. В состав бортовых средств включена аппаратура приема внешнего целеуказания и выдачи данных по телекодовому каналу. Эта система обеспечивает работу с командным пунктом «Сборка», позволяющим повысить эффективность боевого применения как отдельно взятой зенитной самоходной установки, так и батареи в целом. Для эффективного поражения одной цели может применяться сразу пять установок, которые обеспечивают плотность поражения воздушной цели независимо от ее скоростных характеристик.

Модернизированная «Шилка» имеет несколько новых режимов работы, в том числе в сложной помеховой обстановке, способна эффективно производить обнаружение целей, идущих на малых высотах. Автоматика комплекса позволяет самостоятельно учитывать метеорологические условия, износ стволов пушек и другие факторы, влияющие на траекторию полета снарядов. Новая радиоэлектронная аппаратура позволяет ЗСУ обнаруживать цели и брать их на сопровождение на дальности до десяти километров. При интеграции боевой машины с системами войсковой ПВО эти параметры увеличиваются до дальности в 30 км. Подобные возможности позволяют ЗСУ заранее выбрать удобную позицию и нанести эффективное огневое поражение вертолету или штурмовику противника.

«Все новое – это давно забытое старое. "Шилка", которая кому-то может показаться анахронизмом в армейском ряду, на самом деле продолжает оставаться эффективным средством ПВО ближнего боя, – считает военный эксперт Борис Джерелиевский. – Эта мобильная зенитная установка, простая, как швейная машинка, всегда под рукой: обеспечивает прикрытие с воздуха на марше, в том числе во время движения колонн, при расположении на позициях вблизи от противника. "Зушка", как ее называют в войсках, способна прошить небо своими стволами на дальности в два-три километра и не дать возможности вертолетам противника выйти на ударные позиции. При необходимости "Шилка" может вести огонь по прямой траектории и поражать наземные цели. Танк она, конечно, не уничтожит, но повредить его ходовую часть вполне в состоянии. При своей потрясающей скорострельности, а это 3400 выстрелов в минуту, установка создает такую плотность огня, которая уничтожает все летающее и движущееся на своем пути.

Современные средства ПВО Сухопутных войск, бесспорно, превосходят "Шилку" по своим характеристикам и параметрам. Например, тот же ракетно-пушечный "Панцирь" превосходит ее многократно, но среди основных достоинств "Шилки" можно отметить ее возможность нахождения на передовой, практически на линии соприкосновения с противником. И здесь при заявленных качествах обновленной установки она просто необходима и незаменима».

Обновленная ЗСУ-234М4 получила, помимо традиционной артиллерийской автоматической системы, и управляемое ракетное вооружение. На ней теперь смонтированы две пусковые установки «Стрелец» с креплением для четырех ракет «Игла», имеющих собственные приводы вертикального наведения. Они самостоятельно находят цель и сигнализируют экипажу о возникшей угрозе.

Несмотря на то что серийное производство «Шилки» (получившей свое название в честь реки – притока Амура) прекращено, она продолжает стоять на вооружении Сухопутных войск российской армии. В модернизированном виде используется в мотострелковых и танковых соединениях и в запас уходить не собирается.

Модернизацией «Шилки» занялись и в украинской армии. «Укроборонпром» выполнил работы по ремонту и восстановлению самоходки, которую «повысили в ранге» до зенитно-ракетного комплекса. В Харьковской области помпезно провели испытания и передали ЗСУ вооруженным силам. «Шилку» довели до польских стандартов ZSU-23-4MP Biala и представили общественности как новый образец вооружений. Правда, пока только в единичном исполнении.

tvzvezda.ru

ЗСУ-23-4 «Шилка» — она пленила 39 государств

Сегодня мы посмотрим на уникальное зенитное средство противовоздушной обороны несколько с иной стороны. СОВЕТСКОЙ зенитной самоходной установкой ЗСУ-23-4 «Шилка» специалисты НАТО начали интересоваться с момента, когда на Западе появились первые данные о ее возможностях. А в 1973 году натовцы уже «ощупывали» образец «Шилки». Добыли его израильтяне — в ходе войны на Ближнем Востоке.

В начале восьмидесятых американцы начали разведывательную операцию с целью приобретения еще одного образца «Шилки», выйдя на братьев румынского президента Николае Чаушеску. Чем же так заинтересовала натовцев советская самоходная зенитная установка?

Сильно хотелось узнать: нет ли крупных изменений в модернизированной советской ЗСУ? Понять интерес было можно. ЗСУ «Шилка» являлась уникальнейшим оружием, не уступала первенства в своем классе два десятка лет. Ее контуры отчетливо обозначились в 1961 году, когда советская наука праздновала победу гагаринского полета.

Итак, в чем же уникальность ЗСУ-23-4? Рассказывает полковник в отставке Анатолий Дьяков, чья судьба тесно связана с этим оружием — он десятки лет прослужил в войсках ПВО Сухопутных войск: «Если говорить о главном, то «Шилкой» мы впервые стали систематически поражать воздушные мишени. До этого зенитные комплексы 23-мм и 37-мм орудий ЗУ-23 и ЗП-37, 57-мм орудия С-60 попадали в скоростные цели лишь случайно. Снаряды к ним — ударного действия, без взрывателя. Для поражения цели в нее нужно было попасть непосредственно снарядом. Вероятность этого — мизерная. Словом, ранее созданное зенитное вооружение могло лишь поставить заслон перед самолетом, вынудить летчика сбросить бомбы подальше от запланированного места…

Кандагар. Нагаханский поворот. 1986 г. ЗСУ-23-4… «ШИЛКА»… «ШАЙТАН-АРБА».

Командиры частей выражали восторг, когда видели, как «Шилка» не только прямо на глазах поражает цели, но и двигается вслед за подразделениями, в боевых порядках прикрываемых войск. Настоящая революция. Представляете, не надо перекатывать орудия… Устраивая засаду батарей зенитных орудий С-60, намучаешься — трудно прятать пушки на местности. А чего стоит построить боевой порядок, «привязаться» к местности, соединить все точки (агрегаты питания, пушки, станцию орудийной наводки, приборы управления огнем) большим кабельным хозяйством. Какие многолюдные расчеты были!..

А тут компактная мобильная установка. Пришла, отстрелялась из засады и ушла, ищи потом ветра в поле… Офицерами нынешнего дня, теми, кто мыслит категориями девяностых годов, иначе воспринимаются словосочетания «автономный комплекс»: мол, что же тут необычного? А в шестидесятых это был подвиг конструкторской мысли, вершина инженерных решений».

Достоинств у самоходной «Шилки» действительно много. Генеральному конструктору, доктору технических наук Николаю Астрову, как говорится, не круглому зенитчику, удалось создать машину, которая показала себя во многих локальных войнах и военных конфликтах. Чтобы прояснить, о чем идет речь, скажем о назначении и составе 23-мм счетверенной зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка».

Предназначена «Шилка» для защиты боевых порядков войск, колонн на марше, стационарных объектов и железнодорожных эшелонов от нападения воздушного противника на высотах от 100 до 1500 метров, на дальностях от 200 до 2500 метров, при скорости цели до 450 м/с.

ЗСУ «Шилка» может использоваться и для поражения подвижных наземных целей на дальности до 2000 метров. Она ведет огонь с места и в движении, снабжена аппаратурой, обеспечивающей автономный круговой и секторный поиск целей, их сопровождения, выработку углов наведения пушки и управления ею.

«Шилка» на Ближнем Востоке.

Состоит ЗСУ-23-4 из 23-мм счетверенной автоматической зенитной пушки АЗП-23, силовых приводов, предназначенных для наведения. Следующий важнейший элемент — радиолокационно-приборный комплекс РПУ-2. Он служит, понятно, для управления огнем. Причем «Шилка» могла работать как с РЛС, так и с обычным визирным оптическим устройством. Локатор — это, конечно, хорошо, он обеспечивает поиск, обнаружение, автоматическое сопровождение цели, определяет ее координаты.

Но в то время американцы начали устанавливать на самолеты ракеты, которые могли по радиолокационному лучу найти локатор и поразить его. А визир есть визир. Замаскировался, увидел самолет — тут же мгновенно открыл огонь. И без проблем.

Гусеничная машина ГМ-575 обеспечивает ЗСУ высокую скорость передвижения, маневренность и повышенную проходимость. Дневные и ночные приборы наблюдения позволяют механику-водителю и командиру ЗСУ вести наблюдение за дорогой и окружающей обстановкой в любое время суток, а аппаратура связи обеспечивает внешнюю связь и связь между номерами экипажа. Экипаж самоходной установки состоит из четырех человек: командира ЗСУ, оператора поиска — наводчика, оператора дальности и механика-водителя.

Иракская ЗСУ-23-4М, поврежденная в ходе операции «Буря в пустыне»

«Шилка» родилась, что называется, в рубашке. Разработка ее началась в 1957 году. В 1960-м был готов первый опытный образец, в 1961-м прошли государственные испытания, в 1962-м шестнадцатого октября состоялся приказ министра обороны СССР о принятии на вооружение, а через три года начался ее массовый выпуск. Еще чуть позже — испытание боем.

Предоставим вновь слово Анатолию Дьякову: «В 1982 году, когда шла ливанская война, я находился в командировке в Сирии. В то время Израиль предпринимал серьезные попытки нанести удары по войскам, находившимся в долине Бекаа. Помню, сразу же после налета советским специалистам привезли обломки самолета F-16, самых современных на то время, сбитых «Шилкой».Еще, можно сказать, теплые обломки меня порадовали, но самому факту я не удивился. Знал, что «Шилка» могла открыть внезапно огонь в любой местности и дать прекрасный результат. Ибо мне пришлось вести электронные дуэли с советскими самолетами в учебном центре, под Ашхабадом, где мы готовили специалистов для одной из арабских стран. И ни разу летчики в пустынной местности не могли обнаружить нас. Сами же являлись мишенями, да и только, бери и открывай огонь по ним…»

А вот воспоминания полковника Валентина Нестеренко, бывшего в восьмидесятых годах советником начальника колледжа ВВС и ПВО в Северном Йемене. «В создаваемом колледже, — рассказывал он, — преподавали американские и советские специалисты. Материальную часть представляли американские зенитные установки «Тайфун» и «Вулкан», а также наши «Шилки». Вначале йеменские офицеры и кадеты были настроены проамерикански, считая, что все американское — самое лучшее.

Но их уверенность была основательно поколеблена в ходе первых боевых стрельб, которые выполняли кадеты. На полигоне установили американские «Вулканы» и наши «Шилки». Причем американские установки обслуживали и готовили к стрельбе только американские специалисты. На «Шилках» все операции выполняли арабы.

И предупреждение о мерах безопасности, и просьбы поставить для «Шилок» мишени значительно дальше, чем для «Вулканов», многими воспринимались как пропагандистские выпады русских. Но когда первая наша установка дала залп, изрыгнув море огня и град стреляных гильз, американские специалисты с завидной поспешностью юркнули в люки и отвели свою установку подальше. А на горе ярко горели разнесенные в щепки мишени. За все время стрельб «Шилки» работали безотказно. «Вулканы» имели ряд серьезных поломок. С одной из них удалось справиться только с помощью советских специалистов…»

ЗСУ-23-4М армии ГДР

Здесь уместно сказать: разведка Израиля разнюхала, что арабы задействовали впервые «Шилку» еще в 1973 году. Тогда же израильтяне оперативно спланировали операцию по захвату ЗСУ советского производства и успешно провели ее. Но исследовали «Шилку» прежде всего специалисты НАТО. Их интересовало, чем она эффективнее американской 20-мм ЗСУ «Вулкан» ХМ-163, нельзя ли учесть ее лучшие конструктивные особенности при доводке западногерманской 35-мм спаренной самоходной установки «Гепард», которая только начала поступать в войска.

Читатель наверняка спросит: зачем же позднее, уже в начале восьмидесятых, американцам понадобился еще один образец? «Шилка» была оценена специалистами очень высоко, а поэтому, когда стало известно, что начали выпускаться модернизированные варианты, за океаном решили добыть еще одну машину.

Наша самоходная установка действительно постоянно модернизировалась, в частности, один из вариантов даже приобрел новое название — ЗСУ-23-4М «Бирюса». Но элементно она не менялась. Разве что со временем появился прибор командирский — для удобства наведения, переброски башни на цель. Блоки же с каждым годом становились совершеннее, надежнее. Локатор, например.

И, конечно же, авторитет «Шилки» вырос в Афганистане. Не было там командиров, которые безучастно бы относились к ней. Идет колонна по дорогам, и вдруг из засады огонь, попробуй организуй оборону, все машины уже пристреляны. Спасение одно — «Шилка». Длиннющая очередь в стан противника, и море огня на позиции. Там называли самоходную установку «шайтан-арба». Начало ее работы определяли сразу и тут же начинали отход. Тысячам советских бойцов спасла жизнь «Шилка».

В Афганистане «Шилка» полностью реализовала и возможность вести огонь по наземным целям в горах. Более того, был создан специальный «афганский вариант». В ЗСУ был изъят радиоприборный комплекс. За счет него боекомплект удалось увеличить с 2000 до 4000 выстрелов. Был также установлен ночной прицел.

Интересный штрих. Колонны, сопровождаемые «Шилкой», редко атаковывались не только в горах, но и вблизи населенных пунктов. ЗСУ была опасна для живой силы, скрытой за глинобитными дувалами — взрыватель снаряда «Ш» срабатывал при попадании в стену. Эффективно «Шилка» била и по легко бронированным целям — бронетранспортерам, машинам…

У КАЖДОГО оружия своя судьба, своя жизнь. В послевоенное время многие типы вооружений быстро морально устаревали. 5…7 лет — и появлялось более современное поколение. И только «Шилка» вот уже более тридцати лет в боевом строю. Оправдала она себя и в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году, где американцы применили различные средства воздушного нападения, в том числе известные по Вьетнаму бомбардировщики В-52. Были весьма уверенные заявления: они, дескать, разнесут цели в пух и прах.

И вот очередной заход В-52 на малых высотах, ЗСУ «Шилка» совместно с комплексом «Стрела-3» открывают огонь. У одного самолета тут же загорелся двигатель. Как ни старался В-52 дотянуть до базы, не удалось.

Египетские «Шилки» на параде 1973 г.

И еще один показатель. «Шилка» стоит на вооружении в 39-и странах. Причем ее покупали не только союзники СССР по Варшавскому Договору, но и Индия, Перу, Сирия, Югославия… А причины следующие. Высокая огневая эффективность, маневренность. «Шилка» не уступает зарубежным аналогам. В том числе и известной американской установке «Вулкан».

У «Вулкана», принятого на вооружение в 1966 году, есть ряд преимуществ, но по многим характеристикам он уступает советской «Шилке». Американская ЗСУ может стрелять по целям, которые идут со скоростью не более 310 м/сек, в то время как «Шилка» работает по более скоростным — до 450 м/с. Мой собеседник Анатолий Дьяков говорил, что он действовал в учебном бою на «Вулкане» в Иордании и не может сказать, что американская машина лучше, хотя на вооружение она принята позже. Примерно такого же мнения и иорданские специалисты.

ЗСУ-23-4 прикрывают танки Т-55 на учениях.

Принципиальное отличие от «Шилки» имеет ЗСУ «Гепард» (ФРГ). Большой калибр пушки (35-мм) позволяет иметь снаряды со взрывателем и соответственно большую эффективность поражения — цель поражается осколками. Западногерманская ЗСУ может поражать цели на высотах до 3 километров, летящие со скоростью до 350—400 м/с; дальность ее стрельбы — до 4 километров.

Однако, «Гепард» имеет меньшую по сравнению с «Шилкой» скорострельность— 1100 выстрелов в минуту против — 3400 («Вулкан» — до 3000), он более чем вдвое тяжелее — 45,6 тонны. И отметим, что «Гепард» был принят на вооружение на 11 лет позже «Шилки», в 1973 году, это машина более позднего поколения.

Во многих странах известны французский зенитный артиллерийский комплекс «Тюррен» АМХ-13 и шведский «Бофорс» ЕААК-40. Но и они не превосходят ЗСУ, созданную советскими учеными и рабочими. «Шилка» и сегодня стоит на вооружении частей сухопутных войск многих армий мира, в том числе — Российской.

/Анатолий Докучаев, topwar.ru/

army-news.ru

Современные варианты модернизации ЗСУ-23-4 «Шилка»

В связи с принятием на вооружение зенитного пушечно-ракетного комплекса 2К22 «Тунгуска» в 1982 году было прекращено серийное строительство зенитных самоходных установок ЗСУ-23-4 «Шилка». К этому времени в войсках имелась подобная техника нескольких модификаций, самой новой из которых была ЗСУ-23-4М3. По имеющимся данным, со временем большая часть остававшихся в войсках «Шилок» прошла модернизацию до состояния «М3» и уже в таком виде продолжала службу до самого списания.

Проект модернизации ЗСУ-23-4М3 был создан еще в конце семидесятых годов, что соответствующим образом сказывалось на достигнутых характеристиках. Появление нового комплекса «Тунгуска», в свою очередь, привело к полной остановке развития проекта «Шилка». Тем не менее, спустя некоторое время появились новые варианты модернизации старых зенитных самоходок.

С конца девяностых годов начались работы по модернизации этой техники путем использования нового оборудования. Два новых проекта позволяют заметно повысить боевой потенциал устаревшей техники и продлить сроки ее эксплуатации.

ЗСУ-23-4М4

Во второй половине девяностых годов Ульяновский механический завод предложил оригинальную концепцию развития устаревших систем семейства «Шилка». За счет некоторых доработок конструкции и установки нового оборудования планировалось значительно повысить характеристики боевых машин, обеспечив возможность их применения в современных вооруженных конфликтах. Кроме того, обновление бортового оборудования самоходок позволяло повысить их ремонтопригодность за счет использования современной элементной базы.

Новый проект модернизации зенитной самоходки получил обозначение, соответствующее ранее применявшейся номенклатуре, – ЗСУ-23-4М4 или «Шилка-М4». Основную часть работ по созданию этого проекта взял на себя Ульяновский механический завод. Он должен был разработать обновленный комплекс радиоэлектронных средств, а также освоить его выпуск. Кроме того, к проекту привлекли белорусское предприятие «Минотор-Сервис», которое должно было модернизировать базовое шасси и его агрегаты.

В рамках модернизации по проекту ЗСУ-23-4М4 существующая техника лишается большей части имеющейся аппаратуры, вместо которой предлагается устанавливать новую. В частности, вместо аналогового счетно-решающего устройства предлагается использовать цифровую вычислительную систему. Кроме того, применяется новая система управления огнем. Также в проекте имелись некоторые иные доработки.

Использование новой аппаратуры позволило заметно повысить характеристики боевой машины, а также сократить объемы, необходимые для ее размещения. Так, радиолокационно-приборный комплекс старых «Шилок» размещался в семи шкафах. В проекте «М4» под это оборудование выделяется только пять шкафов.

В ходе модернизации самоходка «Шилка-М4» сохраняет основные принципы боевой работы. Как и предыдущие машины семейства, новая ЗСУ-23-4М4 должна вести наблюдение за обстановкой и производить атаку целей при помощи радиолокационной системы управления огнем. Антенна РЛС обнаружения целей по-прежнему располагается в кормовой части башни.

В состав бортовой электроники предлагается включать аппаратуру приема внешнего целеуказания и выдачи данных по телекодовому каналу. Эта аппаратура обеспечивает совместную работу с батарейным командным пунктом «Сборка», что расширяет боевые возможности как отдельной боевой машины, так и всего соединения. К примеру, обеспечивается возможность одновременного обстрела одной цели пятью самоходками.

Еще одним важным нововведением проекта ЗСУ-23-4М4 является тренировочное устройство операторов радиолокационной станции, при помощи которого может проводиться подготовка личного состава без использования сторонних средств.

Все использованные доработки призваны повышать боевую эффективность отдельных машин и батарей. Возможность связи с батарейным командным пунктом и получения стороннего целеуказания позволяет интегрировать зенитные самоходки в общую структуру войсковой ПВО и, как следствие, расширить информационное поле воздушной обстановки. Обновленная цифровая аппаратура боевой машины имеет более высокую производительность в сравнении с электроникой предыдущих моделей, что сокращает работное время, а также позволяет быстрее обрабатывать данные и выполнять атаку.

В отличие от своих предшественников, «Шилка-М4» может работать в сложной помеховой обстановке, а также эффективно производить обнаружение целей, идущих на малых высотах. Также автоматика комплекса самостоятельно учитывает метеорологические условия, износ стволов пушек и другие факторы, влияющие на траекторию полета снарядов.

Модернизированная боевая машина имеет несколько новых режимов работы. В первую очередь необходимо отметить возможность автоматизированной работы зенитной установки под управлением вышестоящего командного пункта. В режиме тренировки операторов РЛС автоматика способна имитировать работу в сложных условиях. В таком случае на экранах выводится информация о нескольких (не более пяти) целях. Также возможна имитация пассивных и активных помех.

С целью значительного повышения боевых характеристик обновленная самоходка ЗСУ-23-4М4 получает управляемое ракетное вооружение. В кормовой части башни предлагается монтировать две пусковые установки «Стрелец» с креплениями для четырех транспортно-пусковых контейнеров ракет «Игла». Пусковые установки имеют собственные приводы вертикального наведения. Наведение по азимуту осуществляется поворотом всей башни. Исходные элементы наземной аппаратуры комплекса «Игла» не используются. Их функции, касающиеся поиска цели и управления огнем, выполняются имеющимся радиоэлектронным оборудованием зенитной самоходки.

Проект ЗСУ-23-4М4 «Шилка-М4» подразумевает только модернизацию существующей техники, поскольку боевые машины семейства «Шилка» давно сняты с производства. При этом, однако, проектом предусматриваются некоторые меры, направленные на продление ресурса техники. Так, в ходе изготовления перспективной зенитной самоходной установки предполагается проводить капитальный ремонт всех узлов и агрегатов, не подлежащих замене новыми. Кроме того, устаревшие блоки аппаратуры и т.д. демонтируются и на их место устанавливаются новые. Все это позволяет значительно продлить ресурс машины, обеспечив ее дальнейшую эксплуатацию.

В ходе модернизации до состояния «М4» не производится никаких серьезных переделок базовой конструкции, благодаря чему обновленная самоходка сохраняет габариты и вес на уровне базовой модели. Кроме того, сохраняются прежние характеристики подвижности.

Новая радиоэлектронная аппаратура позволяет «Шилке-М4» производить обнаружение цели и брать ее на сопровождение на дальностях до 10 км. При интеграции боевой машины в систему войсковой ПВО этот параметр значительно увеличивается. При совместной работе с батарейным командным пунктом и сторонними средствами обнаружения дальность, на которой засекается цель, увеличивается до 34 км.

В ходе модернизации ЗСУ-23-4М4 сохраняет старое артиллерийское вооружение в виде счетверенного автомата 2А7М калибра 23 мм. Эти орудия могут наводиться в любом направлении по азимуту с углом возвышения от -4° до +85°. При начальной скорости снаряда на уровне 950-970 м/с возможна эффективная стрельба на дистанции до 2-2,5 км. Досягаемость по высоте – 1,5 км. Боекомплект – 2000 снарядов на все четыре орудия. При имеющихся характеристиках автоматы могут использоваться для атаки воздушных целей, движущихся со скоростью до 500 м/с.

При использовании управляемых ракет 9М39 «Игла» максимальная дальность поражения целей увеличивается до 5-5,2 км, высота – до 3-3,5 км. Максимальная скорость поражаемой цели, в зависимости от ракурса, достигает 360-400 м/с. Поражение цели производится при помощи осколочно-фугасной боевой части. На двух пусковых установках башни размещаются четыре контейнера с ракетами 9М39. По некоторым данным, еще четыре ракеты могут транспортироваться внутри машины и крепиться на пусковые установки после израсходования готового к применению боекомплекта.

ЗСУ-23-4М5

Одновременно с проектом «Шилка-М4» был предложен вариант модернизации под обозначением ЗСУ-23-4М5. Как и предыдущий проект, он создавался в рамках сотрудничества предприятий двух государств. При этом, ввиду иного состава специального оборудования, к разработке самоходки «М5» привлекли минское НПО «Пеленг». Оно должно было разработать и поставить некоторое новое оборудование, предназначенное для использования в составе системы управления огнем.

Проект модернизации ЗСУ-23-4М5 основывается на тех же идеях, что и ЗСУ-23-4М4, однако получает ряд нового оборудования. Обе боевые машины имеют одинаковые системы управления огнем, вооружение и т.д. Единственное отличие «Шилки-М5» заключается в наличии оптико-локационного канала в составе системы управления огнем. За счет этого обеспечивается определенное расширение боевых возможностей самоходки, поскольку оптико-локационная система способна обеспечить боевую работу даже в условиях сильных помех, мешающих радиолокационной станции.

В проекте «Шилка-М5» предлагается оснащать самоходку дополнительным телевизионным визиром и лазерным дальномером. Эта аппаратура интегрируется с другими бортовыми системами, благодаря чему в распоряжении экипажа оказывается комплекс оптических и радиолокационных средств, дополняющих друг друга.

Предложенные оптико-локационные системы позволяют следить за обстановкой, находить цели и брать их на сопровождение в любое время суток без серьезных ограничений по метеоусловиям и другим факторам. Кроме того, характеристики и общая эффективность телевизионного визира повышаются благодаря параллельному применению РЛС. В итоге телевизионный визир с дальномером и радиолокационная станция, дублируя друг друга, повышают вероятность взятия цели на сопровождение с дальнейшим обстрелом с использованием пушечного или ракетного вооружения.

Зенитные самоходные установки ЗСУ-23-4М4 и ЗСУ-23-4М5 имеют одинаковые габариты и характеристики подвижности. Также отсутствуют различия в характеристиках дальности и высоты поражаемых целей, их скорости и т.д. Таким образом, единственным серьезным отличием двух боевых машин является состав систем управления огнем. В случае с проектом «М5» предлагается универсальный комплекс с радиолокационным и оптическим каналом, который в ряде ситуаций может обеспечивать большую эффективность боевой работы в сравнении с аппаратурой машины «М4».

***

Широкая общественность впервые узнала о новых проектах модернизации ЗСУ-23-4 «Шилка» в 1999 году. На выставке МАКС в Жуковском был показан прототип «Шилки-М4», в то время проходивший испытания. В дальнейшем эту машину неоднократно демонстрировали на других выставках. Кроме того, со временем к прототипу машины проекта «М4» присоединился опытный образец «Шилки-М5».

Два новых проекта представляют большой интерес для потенциальных заказчиков, поскольку они позволяют с минимальными затратами обновить имеющуюся в войсках технику, заметно повысив ее характеристики. При этом весьма интересный облик боевой машины складывается из нескольких основных составляющих. В первую очередь, это максимально возможное использование оригинальных комплектующих с минимальным их изменением. В ходе модернизации по новым проектам «Шилка» в базовой конфигурации должна проходить ремонт, а также сохранять основные элементы конструкции, в том числе вооружение.

Повышение характеристик достигается за счет полной переработки бортовых радиоэлектронных систем с заменой устаревшей аналоговой аппаратуры современным цифровым оборудованием. В результате этого появляются новые режимы работы, в том числе возможность эффективного применения оружия в сложной помеховой обстановке. Наконец, проекты подразумевают введение в состав аппаратуры боевой машины некоторого полностью нового оборудования. Это пусковые установки для управляемых ракет в обоих новых проектах, а также оптико-локационная система в проекте ЗСУ-23-4М5.

Предложенные проекты модернизации зенитных самоходок «Шилка» представляют определенный интерес для многих стран, на вооружении которых до сих пор состоит подобная техника. Далеко не все эти государства имеют возможность списать имеющиеся ЗСУ-23-4 и заменить их более новой техникой. Предложения Ульяновского механического завода, компании «Минотор-сервис» и НПО «Пеленг», в свою очередь, позволяют серьезно обновить парк техники без крупных затрат, свойственных покупке полностью новых машин.

Тем не менее, насколько известно, пока проекты ЗСУ-23-4М4 и ЗСУ-23-4М5 не ушли дальше демонстрации опытных образцов на выставках. Несмотря на все усилия разработчиков, пока никто не выразил желание обновить свою технику до модификаций «Шилка-М4» или «Шилка-М5». Эта техника пока существует только в виде нескольких опытных образцов.

Когда появятся контракты на подобную модернизацию зенитных самоходок – пока до конца не ясно. Возможно, активное развитие боевой авиации и авиационных средств поражения, наблюдаемое в последние годы, станет стимулом для некоторых государств. Однако нельзя исключать, что два интересных проекта так и не станут предметом контрактов на модернизацию техники.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

army-news.ru