РЛС П-40 (1РЛ128), 1С12. Фото рлс п 18


Радиолокационные станции на Земле Франца-Иосифа

C начала 1950-х годов на некоторых островах архипелага Земля Франца-Иосифа, в том числе на острове Греэм-Белл, было организовано несколько объектов военного назначения. Целью их была защита заполярных территорий от возможного вторжения со стороны США.

В связи с особой важностью задачи, на вооружение тогда поступали новые образцы зенитно-ракетного комплекса дальнего действия С-200, первые дивизионы С-300, истребители-перехватчики МиГ-31 и Су-27, новые трехкоординатные радиолокационные станции, отрабатывались элементы взаимодействия с самолетом радиолокационного дозора А-50 - аналогом американской системы АВАКС.

Вот про радиолокационные станции я и хочу рассказать. Они до сих пор находятся на острове, в довольно неплохой сохранности.

Радиолокационная станция (РЛС), радар (англ. radar от radio detection and ranging — радиообнаружение и дальнометрия) — система для обнаружения воздушных, морских и наземных объектов, а также для определения их дальности, скорости и геометрических параметров. Использует метод, основанный на излучении радиоволн и регистрации их отражений от объектов.

РЛС на острове много, поэтому начну с нескольких из них, — тех, которые находятся в месте расположения 30-й отдельной радиолокационной роты «Греэм-Белл» (на мысе Аэрографии).

Я не вполне уверена, что названия определила правильно. Уж больно много там нюансов. Если что не так, надеюсь, специалисты меня поправят.

П-14. Здание РЛС и антенная система "Оборона"

Двухкоординатная РЛС дальнего обнаружения П-14 разработана и серийно выпускалась в ОАО "НИТЕЛ" с 1959 г.

Модификации:

• 1РЛ113 и 44Ж6 — стационарные варианты, размещаются в специальном здании.• РЛС 5Н84 — мобильные, размещаются в шести больших фургонах - полуприцепах. Параболическая антенна имеет размах зеркала 32 метра при высоте 11 метров.

Эти станции обеспечивают обнаружение целей на расстоянии до 400 км при высоте полета воздушных целей до 30 тыс. метров.

Большая антенна РЛС на Греэм-Белле стоит очень надежно, на шести растяжках.

Находится в хорошем состоянии.

Под антенной расположено здание, но внутрь попасть невозможно из-за снега и многолетнего льда.

Сама антенна в порядке. Ванты и натяжные устройства не имеют видимых неисправностей.

Если залезть на крышу здания и взяться рукой за излучатель, то все это огромное сооружение можно повернуть, не прилагая больших усилий.

Неподалеку находится еще одна такая же антенна, но она повреждена, валяется на земле.

Подвижной радиовысотомер ПРВ-11 "Вершина"(1РЛ119)

Еще в 1953 году в НИИ-244 Министерства вооружения была начата разработка помехозащищенного высотомера ПРВ-11 ("Вершина"). Опытный образец этого высотомера, изготовленный заводом № 588 того же министерства (главный конструктор образца В. А. Сивцов), проходил государственные испытания в 1961 году на Донгузском полигоне. Высотомер был принят на вооружение.

Назначение РЛС — определение высоты.

Высотомер обеспечивал обнаружение самолета-истребителя на дальности 230 км - на средних и больших высотах (до 34 км), и 60 км - на малых высотах (0,5 км) в секторе углов места от 0,5 до 30°. При этом ошибки измерения дальности составляли примерно 1000 м, а высоты - 200-500 м при дальностях 200-230 км.

Модификации:

• ПРВ-11Э • ПРВ-11У

РЛС на Греэм-Белле пребывает в отличном состоянии. Внутри довольно чисто, снега нет, имеются приборы.

РЛС П-35 «Сатурн»

В конце 50-х годов была разработана и принята на вооружение станция кругового обзора (дальномер) - РЛС П-35 с повышенными энергетическими характеристиками, с меньшим числом провалов в зоне обнаружения, с повышенной точностью определения угла места (высоты) цели. Станция использовалась в Войсках ПВО страны, в ВВС, в частях ПВО ВМФ и в радиотехнических формированиях войск ПВО СВ.

Станция была разработана на заводе № 37 ГКРЭ. Начало эксплуатации – 1958г.

Модификации:

• РЛС П-35М отличалась измененной конструкцией зеркал антенн, увеличением пределов и скоростей наклона этих зеркал.• РЛС «Меч-35» отличалась от П-35М улучшенной защитой от пассивных помех и метеофакторов, а также обеспечивала обнаружение и проводку целей на малых высотах (50-300 м) в ближней зоне.

На Греэм-Белльской РЛС имеются повреждения нижней антенны. Кунг – в полном порядке. Внутри кунга осталось почти все все оборудование.

РЛС стоит на небольшом возвышении, вокруг валяется множество битого кирпича.

В связи с тем, что находится она на окраине поселка, видно ее издалека, и выглядит она невероятно живописно.

Радиолокационный запросчик-определитель системы госопознавания

Про него я нашла интересную статью, хочу кое-что из нее процитировать.

Проблема опознавания в военном деле имеет давнюю историю. Необходимость опознавания объектов в воздушной сфере возникла при появлении первых средств воздушного нападения в 1911 г., а на поле боя и в морских сражениях гораздо раньше.

Самый надежный способ уберечь собственную авиацию от огня своих войск – ограничить вход в зону зенитного ракетного огня своих самолетов по времени или рубежам. Но в боевой обстановке такой тактический прием не всегда можно применить. Поэтому всеми техническими средствами (в том числе средствами опознавания) необходимо добиваться слаженности ведения совместных действий авиации и ПВО на одном направлении и установления полной ясности в оценке воздушной обстановки на командных пунктах.

В целях решения этой проблемы все образцы наземных средств ПВО и авиации Вооруженных Сил оснащаются аппаратурой системы госопознавания. Наличие на борту ответчика системы и получение сигнала ответа на запрос наземного радиолокационного запросчика (НРЗ) значительно повышает безопасность полетов авиации. Но при условии, что такая же аппаратура установлена на всех воздушных судах, находящихся в зонах обнаружения и поражения. Получается, что система больше адаптирована к боевой обстановке. В мирное время она имеет ряд проблем, которые сказываются на качестве ведения контроля воздушного пространства.

На территории СССР и его союзников впервые подобная радиолокационная система опознавания была введена в эксплуатацию в 1960-х гг. Она получила название "Кремний". Наряду с множеством преимуществ, она обладала и двумя принципиальными недостатками – отсутствием режима гарантированного опознавания и использованием диапазона частот, который с развитием телевидения был занят под дециметровые каналы вещания, поэтому ее решили модернизировать, создав новую единую систему государственного радиолокационного опознавания (ЕС ГРЛО) "Пароль".

Одной из причин, по которой переход на новую систему госопознавания "Пароль" ускорился, был злополучный побег в Японию летчика В. Беленко на самолете МиГ-25. На борту перехватчика был установлен ответчик госопознавания "Кремний". Наш самолет был разобран и изучен японскими и американскими специалистами. Им достались блоки и ключи системы госопознавания. После этого "Кремний" перестал быть секретом. Замена специального оборудования на самолетах и наземной части системы опознавания после предательства В. Беленко дорого обошлась военному бюджету государства. Этот случай убедительно доказал правильность принятого решения о переходе на новую систему госопознавания, учитывавшую подобные ситуации в будущем.

Создание новой единой системы государственного радиолокационного опознавания (ЕС ГРЛО) "Пароль" было завершено к 1970 г. По существу, в сфере опознавания появилась потенциальная возможность надежно вести опознавание воздушных объектов в интересах ПВО страны. После испытаний, доработок и многочисленных изменений в 1977 г. ЕС ГРЛО и ее средства были приняты на вооружение. Важность этого звена обороны страны, острая потребность в новых средствах гарантированного опознавания практически для всех видов и родов войск определили массовые поставки "Пароля" в войска в 1970-1980 гг.

В 2005 г. на территорию Литвы упал российский самолет Су-27. При этом сработало специальное устройство уничтожения блока ответчика системы "Пароль". Если предположить (теоретически), что блок ответчика и вместе с ним ключи попали к нашим соседям, то это не рассекречивает всю систему госопознавания страны, а лишь требует принятия неотложных организационных мер. Но вот почему самолет с ответчиком системы госопознавания "Пароль" не включил сигнал "Бедствие" и не был замечен наземными средствами ПВО при отклонении от запланированного маршрута – это уже другая проблема.

По имеющейся у нас информации, РЛСки эти пока на острове. Но в следующем году работы по "очистке Арктики" там продолжатся, поэтому уверенности в сохранности объектов у нас нет.

sevprostor.livejournal.com

РЛС П-40 (1РЛ128), 1С12

РЛС П-40 (1РЛ128), 1С12 Выберите страницу альбома 1. РЛС П-18, изделие 1РЛ131 2. Фото объектов системы "Воздух-1п" 3. РЛС 19ж6, 35Д6 (36Д6) 4. РЛС П-15 (1РЛ13) 5. РЛС П-40 (1РЛ128), 1С12 6. РЛС П-14, 44Ж6, 5Н84, 5Н84А 7. РЛС П-12, П-12НП, изделие 1РЛ14, изделие 1РЛ114 8. Радиолокационный комплекс 5Н87 9. РЛС П-19 (1РЛ134) 10. Радиолокационные высотомеры 11. Радиолокационные станции П-8 и П-10 12. Автоматизированная система управления ПОРИ-П13. Радиолокационные станции П-35, П-37 14. Радиолокационные станции 9С15 (1РЛ140), 9С18 (1РЛ135) 15. Радиолокационные запросчики

 П-40 на позиции  1С12  П-40 свернута  П-40 погрузка на ж.д. транспорт  Воздушный фильтр ГТД  ГТД, выпуск  Облучатель  Основание антенны.  Оперативный отсек, левый борт, с запросчиком "Кремний"  Оперативный отсек, левый борт, с запросчиком "Кремний" и Р-805  Оперативный отсек, правый борт
 Оперативный отсек.  Оперативный отсек.  Оперативный отсек.  Оперативный отсек, левый борт, с аппаратурой НАТО  Оперативный отсек, левый борт, с запросчиком "Пароль"  Задний отсек. Левая сторона.  Задний отсек  Амплитрон  Задний отсек. Усилительная цепочка передатчика.  Амплитрон  Задний отсек. Усилительная цепочка передатчика.
 Кабина механика-водителя.  Кабина механика-водителя.  Кабина механика-водителя.  Кабина механика-водителя.  Оперативный отсек, левый борт,  П-40 на позиции в ГСВГ  П-40 в Малиновке  П-40 в Малиновке  П-40 в Малиновке  ИКО 1С12  1С12 на позиции
Предыдущая страница   Следующая страница

rtv-pvo-gsvg.narod.ru

П-18 (радиолокационная станция) - это... Что такое П-18 (радиолокационная станция)?

РЛС П-18 1РЛ131 («Терек») - мобильная двухкоординатная радиолокационная станция метрового диапазона волн.

Прототипом РЛС П-18 является РЛС П-12НА, которая является модернизированным вариантом РЛС дальнего обнаружения самолетов П-12 («Енисей»). Последняя была разработана в 1954—1956 годах в специальном конструкторском бюро СКБ-197 (впоследствии ОАО «ФНПЦ «Нижегородский научно-исследовательский институт радиотехники» — ННИИРТ) под руководством главного конструктора Е. В. Бухвалова. Станция была принята на вооружение в 1956 году и серийно выпускалась ОАО «Нижегородский телевизионный завод им. В. И. Ленина» — ОАО «НИТЕЛ». При мощности в импульсе 180 кВт РЛС П-12 обеспечивала обнаружение самолетов на дальности около 200 км, летящих в диапазоне высот до 25 км.

П-18 была создана на основе РЛС П-12МП путем перевода ее аппаратуры на новую элементную базу. Одновременно было проведено сопряжения РЛС с созданной к тому времени новой радиолокационной системой опознавания государственной принадлежности самолетов «Кремний-2М». После успешных испытаний новая РЛС П-18 в 1971 году была принята на вооружение Советской армии. Последние поставки П-18М осуществлены в 2007 году для РФ.

Назначение и особенности

Назначение

РЛС П-18 (изделие 1РЛ 131) предназначена для своевременного обнаружения и сопровождения воздушных объектов, в том числе выполненных по технологии «стелс», в пределах зоны видимости, определения государственной принадлежности и выдачи их координат (дальность, азимут) потребителям информации о воздушной обстановке.

Особенности

В отличие от прототипа (РЛС П-12), РЛС П-18 обеспечивает выдачу более точного целеуказания наземным средствам поражения воздушных целей, а также наведение истребительной авиации на самолёты противника. Кроме того, эта станция имеет улучшенную помехозащищённость от радиоэлектронных помех. В 1979 году в комплект РЛС П-18 был введён новый запросчик, размещённый на самоходной отдельной автомобильной базе. Высокие технические характеристики, удобство эксплуатации, надёжности и высокая мобильность обусловили большую известность РЛС П-18 и спрос на неё войсках России и за рубежом. Вся аппаратура РЛС размещена на самоходной базе двух автомобилей, на одном из которых размещается радиоэлектронная аппаратура с рабочими местами операторов, на втором — антенно-мачтовое устройство (АМУ). Для автономного электропитания используются два агрегата АД-10 размещённые в прицепах. Кроме того имеется выносной индикатор кругового обзора, который устанавливается в кабину "УВ", для командира.

Основные характеристики РЛС П-18

  • Дальность обнаружения МиГ-21 (в помехах): на высоте 500 м - до 60 (40) км на высоте 10000 м - До 180 (90) км на высоте 20000-27000 м - до 260 (170) км
  • Обнаружение цели при активных шумовых помехах не обеспечивается[2]
  • Количество сопровождаемых целей: 10
  • Темп обновления данных : 120-240 с[3]
  • Точность определения координат: по дальности - 1400 м по азимуту - 47 угл. мин.
  • Коэффициент подавления активных шумовых помех - 0[2] пассивных помех - 20 дБ
  • Время развертывания - 45 мин.
  • Потребляемая мощность - 10 кВт
  • Расчет - 4 чел.
  • Среднее время наработки на отказ - 140 час.

Модернизированная РЛС П-18-2

Применена цифровая обработка данных[4]

  • Дальность обнаружения МиГ-21 при воздействии АШП плотностью 200 Вт/Мгц, км:: на высоте 3000 м - до 84 км на высоте 10000 м - До 150 км на высоте 20000-27000 м - до 162 км
  • Количество сопровождаемых целей: 120
  • Темп обновления данных : 10 с[3]
  • Точность определения координат: по дальности - 250 м
  • Коэффициент подавления активных шумовых помех - 23 дБ пассивных помех - 26 дБ
  • Потребляемая мощность - 10 кВт
  • Среднее время наработки на отказ - 800 час.

Модификации

У П-18 есть две модернизированные версии производимые на территории Украины, так 4 января 2012 года на вооружение ВС Украины принята РЛС П-18 «Малахит» и П-18ОУ «Оксамит».[5] Производством модернизированных РЛС занимается Укрспецтехника.

Ссылки

  1. ↑ РЛС прошлых лет | ОАО «ФНПЦ «ННИИРТ»
  2. ↑ 1 2 http://nniirt.ru/sites/default/files/docs/prod/p-18.pdf
  3. ↑ 1 2 РЛС П-18 1РЛ131 («Терек»), мобильная двухкоординатная радиолокационная станция метрового диапазона волн — ОРУЖИЕ РОССИИ, Каталог вооружения, военной и специальной техники
  4. ↑ РЛС П-18 1РЛ131 («Терек»), мобильная двухкоординатная радиолокационная станция метрового диапазона волн — ОРУЖИЕ РОССИИ, Каталог вооружения, военной и специаль …
  5. ↑ «Малахит» на вооружении украинской армии » Военное обозрение

.

dik.academic.ru