Сорокопятка, Студебеккер и Т-34. Фото пушка сорокопятка


Уникальный ОФС 45-мм противотанковой пушки обр 1932 г....: borianm

47-мм ОФС к ПТО Бёхлера...Начнем, традиционно, с легенды. В отечественной литературе, возможно с легкой руки Широкорада, существует миф про уникальность калибра 45-мм, якобы избранного отечественными артиллерийскими конструкторами из-за возможности использования переточенных 47-мм снарядов трехфунтовой морской пушки Гочкисса и уникального, не имеющего аналогов, ОФС в этом калибре к 45-мм противотанковой пушке обр.1932-го года 19-К, сильно расширявшие её огневые возможности. Отдельный миф есть про то, что калибр 45-мм был избран, т.к. более толстый ствол было невозможно запихать в кожух немецкой 37-мм пушки компании Рейнметалл, известной у нас как 1-К и ПТО обр.1930-го года....На самом деле все, как обычно, гораздо интереснее. Первым образцом, который мы с известной натяжкой, по кругу характеристик и списку решаемых задач, можем назвать "батальонной" пушкой стало легкое вьючное американское орудие конструкции Бенджамина Гочкисса образца 1875-го года в калибре 1.65-inch (42 мм).Но действительный интерес к орудиям такого класса появился, наряду с интересом к малокалиберным ПТО, во время и сразу после ПМВ. Причем многие, вместо того, чтоб иметь на вооружении две системы, пытались сделать универсальное орудие, имеющее одновременно достаточно могущественный для решения своих задач ОФС и одновременно бронепробиваемость бронебойным снарядом для поражение основных вражеских танков. ПТО то малокалиберные - инструмент очень узкоспециализированный и довольно дорогой....

Оптимальным калибром для такого орудия считались как раз 47-57 мм - 37-мм, не говоря уже о меньших калибрах, технически не мог обладать сколько-нибудь весомым и могущественным ОФС, а выше начинала зашкаливать масса самой системы, особенно если пытаться обеспечить достаточную для какой-нибудь бронебойности начальную скорость снаряда. Появление первых систем именно в этом калибре объяснялись чисто экономическими причинами - у большинства стран-участников в достатке на складах было устаревших 37-мм снарядиков и стволов старых противоминоносных пушек.... В результате сразу после ПМВ возникает целый ряд систем калибром около 47-мм. Плюсом шло то, что для их производства возможно было использовать старое оборудование, наследство устаревших флотских трехфунтовок, да и для некоторых, похоже, те самые старые флотские снаряды ... Но были две системы, которые в самом начале 1920-х избрали для себя калибр 45-мм - это батальонные пушки Норденфельд и Сэн-Шамон. По последней мне, к сожалению, ничего толком кроме упоминания и ее участия в польском конкурсе 1923-го года на батальонную пушку и упоминания ее в "Характер операций современных армий" В. К. Триандафилловым в 1929-м как "45-мм пушка С. Шамона:. вес системы - 190 кг, вес снаряда 1,2 кг, дальность стрельбы 5500 м", я не нашел, а вот по первой, модель все того же 1923-го года, есть некоторые более широкие данные - калибр 45-мм, начальная скорость снаряда 435 м/с, вес снаряда грубо 4 фунта (около 2-х кг) - заметно медленнее и тяжелее старых 47-мм Mk V N.T. lyddite shell образца 14-го года, а следовательно - большего, более длинного, размера, прошу на это обратить внимание, дальность все те же 5500 м, угол возвышения ствола до 45 градусов... Было и несколько 47-мм систем - Дриггс, Беардмор, Бофорс, Виккерс... В 1925-м поляки в результате конкурса разрабатывают 47-мм батальонную пушку Pocisk, имеющую три боеприпаса - бронебойный с н/с 400 м/с и весом снаряда в 2.08 кг, ОФС с н/с 365 м/с, весом снаряда в 1,94 кг и дальностью стрельбы 6500 метров, и картечным весом в 2,46 кг... И тут, внезапно, в СССР также начинаются работы над батальонным орудием. В сентябре 1922 года ГАУ РККА дало, в числе прочего, задание на проектирование систем батальонной артиллерии — 45-мм пушки....В Красной армии из всех этих артсистем на вооружение была принята лишь 45-мм пушка малой мощности системы Лендера. В производстве она имела название «45-мм батальонная гаубица образца 1929 года». Несмотря на относительно малую серию они успели повоевать даже в ВОВ, для них в 1942-м выпускалось наставление....Вес легкого бронебойного снаряда, 1,41 кг, 385 м/с, тяжелого осколочного снаряда - 2,15 кг, 250 м/с, вес самой системы 215 кг.Именно штатные снаряды от этого орудия и были использованы для создания боеприпасов к 19-К. Более того, судя по наставлению, у них общий боеприпас. И подобный подход, с малоскоростным тяжелым ОФС, для ПТО этого поколения вовсе не уникальный. Подобное же решение использованно в 47-мм ПТО Бёхлера - одной из самых популярных пушек 30-х, принятых на вооружение в 1935-м (ее долго доводили, зато потом имели ошеломительный успех на рынке) и используемых Австрией, Китаем, Нидерландами, Финляндией, Румынией, Прибалтийскими государствами - всеми тремя, и Швейцарией... Лицензию на это орудие купила Италия. Трофеями пользовались и СССР, и Германия...В оригинале оно стреляло 1.44 килограммовым бронебойным снарядом с начальной скоростью 630 м/с и 2.37 килограммовым ОФС с начальной скоростью 250 м/с. Ничего не напоминает?

Вообще в большинстве 37-47 мм батальонных и ПТО 30-х годов скорости и масса ББ и ОФС практически совпадают или достаточно близки.Ну а что же "сорокопятка"?  Она стреляла ОФС весом 2,15 кг с начальной скоростью 335 м/с и ББ весом 1.41-1.43 кг и н/с около 750 м/с. В таком решении были как видимые приимущества - большая навесность и могущество ОФС, так и недостатки - в нашем случае проблемы с полуавтоматикой, которую доводили достаточно долго, около пяти лет, на ПТО и аналогичных танковых орудиях и совершенно различной баллистике при стрельбе разными боеприпасами, что особено критично было для танковой версии, и вело к подобному: "Выстрелов не жалели, выпуская в день до семи боекомплектов бронебойных снарядов. Ими стреляли даже по пулемётам, благо точная 45-мм пушка Т-26 позволяла попадать в небольшие цели.".... При этом бронебойный снаряд стоил в полтора раза дороже ОФС и понятное дело это была буквально "стрельба из пушки по воробьям"....В этом плане близкие к ББ баллистические характеристики формально менее мощных ОФС иных систем близких калибров позволяли, скажем, гораздо быстрее эффективнее поражать прямыми попаданиями наиболее опасные цели, типа вражеских ПТО для танков... Так что уникальности не было, а было, похоже, заимствованное еще в 20-х для иных орудий решение, относительно спорное, имеющее как определенные плюсы, так и минусы....Что же до ствола - если бы выбрали в 1923-м, калибр 43 мм или 46 мм, скажем, - его бы, скорее всего, в Рейнметалл и воткнули, и кожух тут не причем....

borianm.livejournal.com

Пушка М-42 - Сорокапятка | Совершенное оружие

Проектирование 45-миллиметровых противотанковых артиллерийских систем, превосходящих по баллистике и бронепробиваемости системы образцов как 1932 так и 1937 годов, состоящих на вооружении Красной армии, было начато еще в конце третьего десятилетия прошлого века.

Прерванное с началом войны, оно было возобновлено уже под конец 1941 года. И уже через месяц в одном из конструкторских бюро была разработана одна из таких пушек, получившая название М-42. В войсках она получила прозвище «сорокапятка». Ее опытный образец был собран весной 1942 года, а на протяжении летнего периода были проведены как войсковые, так и полигонные испытания. В серию она была запущена в январе 1943 года.

Основным конструктивным отличием новой пушки от предшественниц стало увеличение длины ствола с 46 до 68,8 калибров. Естественно, увеличилась скорость вылетающего снаряда с 760 у модели 1937 года до 870 м/с у нового орудия. Усилилась бронепробиваемость. Так же был внесен ряд изменений в конструкцию ствола, лафета и некоторых механизмов орудия.

Появившись на поле боя весной 1943 года, перед началом очередной весенне-летней компании, противотанковое орудие (Сорокапятка) М-42 не могла решить всех задач, которые перед ней поставили. Она лишь несколько улучшила вероятность успешного противостояния с бронетанковой техникой вермахта. Для решения всего спектра противотанковых задач требовалась другая артиллерийская система более крупного калибра, какой стало 57-мм противотанковое орудие ЗИС-2. Однако сорокапятка все так же массово выпускалась до самого окончания войны. В 1943 году была произведена 4151 пушка, в 1944 – 4628 пушек, и в 1945 – еще 2064.

Уже с лета 1943 года противотанковые артиллерийские системы калибра 45мм были практически полностью вытеснены из состава истребительно-противотанковых частей. Сорокапятка М-42 на протяжении всей войны оставалась основной противотанковой пушкой батальонного и полкового звена стрелковых дивизий РККА и вынесла на себе все тяжести борьбы с бронетанковой техникой противника. По мере усовершенствования защищенности танков Вермахта, пушке М-42 приходилось все сложнее и сложнее. Она была мало пригодна для использования против танков «Тигр» и «Пантера», да и основные машины Панцерваффе Pz.IV последних серийных модификаций были крепким орешком для нее. Несмотря на то, что М-42, наравне с остальными орудиями калибра 45-мм, заслужила прозвище «Прощай Родина» она, несомненно, внесла свой вклад в общее дело разгрома фашисткой Германии.

topweapon.ru

Сорокопятка, Студебеккер и Т-34 - МК Екатеринбург

История Великой Отечественной войны – в проекте «Слава российского оружия» радио «Эхо Москвы – Екатеринбург»

26.05.2010 в 09:41, просмотров: 9135

Грузовик ЗИС-5

«МК-Урал» представляет проект радиостанции «Эхо Москвы – Екатеринбург» и Уральской горно-металлургической компании, посвященный 65-летию Великой Победы. В рамках этого проекта мы расскажем о наиболее интересных экспонатах из коллекции музея военной техники, действующего в Верхней Пышме. Сегодня героями нашего рассказа станут лучший танк Второй Мировой войны Т-34, американский внедорожник «Студебеккер», «сорокопятка» и «слишком мощная» пушка ЗИС-2. Лучший танк Второй Мировой Т-34 – это самый массовый и самый известный советский танк времен Великой Отечественной войны. Танк Т-34 был создан на базе модернизированного танка БТ-7 на заводе в Харькове, на вооружение новую машину приняли в 1940 году. Во время войны Т-34 выпускали также на заводах в Горьком, Нижнем Тагиле, Челябинске, Омске, Сталинграде и Свердловске. И каждый производитель вносил в конструкцию что-то свое. Например, на Уралмаше производили единственную и уникальную в своем роде штампованную башню на немецком прессе.

Танк Т-34 превосходил всех своих предшественников по многим характеристикам, рассказывает историк Кирилл Якимов:

– У этого танка был очень мощный мотор в 500 лошадиных сил. А его скорость 54 километра в час (в гусеничном варианте по дороге) была на 2 километра в час выше, чем у танка БТ, который ранее считался самым скоростным. Гусеницы у Т-34 были очень широкими, что существенно повышало проходимость. Толщина наклонной брони варьировалась от 45 миллиметров у лобовой брони до 15 миллиметров на дне и крыше. Причем броня была расположена под выгодными углами наклона, что тогда было в новинку. Штатная пушка ПАК-35 калибром 37 миллиметров, которая являлась основным орудием в немецких пехотных дивизиях, совершенно броню этого танка не брала. За это немцы прозвали свою пушку «армейской колотушкой».

Обнаружились в ходе войны и недостатки танка – центр тяжести машины был смещен вперед, и из-за этого ее сильно раскачивало. Внутри танка был плохой обзор и средства связи – командиру приходилось давать команды водителю, подталкивая его в ту или другую сторону. Но машина все же была по тем временам сверхтехнологичной, к тому же в войну ее производство удалось удешевить в три раза, поэтому многие специалисты уверенно называют Т-34 лучшим танком Второй Мировой войны.

В музее военной техники УГМК в Верхней Пышме есть танки Т-34/76 и Т-34/85. Первый участвовал в жестоких боях в болотах Калужской области, там и был разрушен. Нашли его поисковики.

Отметим, что танк Т-34/76 участвовал в этом году в Параде Победы в Екатеринбурге, но для того, чтобы поставить его «на ход», специалисты УГМК почти год занимались ремонтными работами.

– Даже не специалисту легко понять, что этот танк участвовал в боевых действиях. Механизмы поворота башни по горизонтали и вертикали отсутствуют, половина погона башни вырвано (и заметно, что это не от сварки, а от снаряда), – рассказывает подполковник запаса танковых войск, работник завода «Уралэлектромедь» Александр Викторов. – Некоторые детали уже были сгнившие, так что в танке меняли трубопроводы, резиновые соединения. Но основные узлы и соединения этой машины – его родные.

Танк Т-34/85 дошел до Польши, где и был подбит в бою. Его отремонтировали в Прибалтике, и в 1946 году направили в одну из воинских частей Свердловской области. Там танк находился на постаменте, а после того, как в 2005 году воинскую часть расформировали, был передан по распоряжению командующего ПУрВО музею военной техники в Верхней Пышме.

– Недавно был направлен запрос в архивы министерства обороны, чтобы с помощью корпусных номеров танков специалисты определили, к каким частям они принадлежали, кто входил в состав их экипажей, – говорит сотрудник УГМК, офицер запаса Алексей Пархомчик.

Сотрудники музея военной техники УГМК поставили задачу – найти тех, кто воевал на этих машинах, или их родственников и пригласить в Верхнюю Пышму.

Символ ленд-лиза Первые мощные внедорожники, которые увидели советские солдаты – легендарные «Студебеккеры» производства США. Эти прочнейшие машины ездили по российским дорогам еще долго и после окончания Великой Отечественной войны.

– «Студебеккер US 6х6» – это, безусловно, легенда, в сравнение с ним не шли никакие наши ЗИСы или ГАЗы, – рассказывает историк Кирилл Якимов. – Если спросить ветеранов, какой символ ленд-лиза им в первую очередь вспоминается, они скорее всего назовут американскую тушенку и «Студебеккер».

В годы войны по программе ленд-лиза американцы поставили советским войскам десятки тысяч «Студебеккеров». Их использовали для перевозки грузов и людей как тягач и еще как базу для установки знаменитой «Катюши».

– Единственный недостаток, которым отличался «Студебеккер», это очень требовательный мотор к хорошему топливу и маслам, – рассказывает Кирилл Якимов. – Выходили даже специальные брошюры и листовки, в которых было написано: «Водитель! В машину «Студебеккер» нельзя заливать керосин! Это не полуторка!»

Советская армия получила несколько моделей техники фирмы «Студебеккер», в том числе и гусеничный транспортер-амфибию М29С Weasel. Его разработали в 1942 году и широко использовали два года спустя – во время высадки союзных войск в Нормандии. На эту машину можно было навесить специальные поплавки, и она держалась на воде. Интересно, что американцы настолько ценили эти «Студебеккеры» и так не хотели, чтоб они достались врагу, что каждый транспортер-амфибия оснащался устройством для самоуничтожения – взрывчатка находилась в специальной емкости под двигателем.

С сентября 1943 года по июль 1945 года было выпущено более 15 тысяч таких машин. Музей военной техники в Верхней Пышме – единственный в России музей, где есть транспортер-амфибия М29С Weasel. Механик автотранспортного цеха завода «Уралэлектромедь» Евгений Плескацевич, который принимал участие в постановке транспортера «на ход», утверждает, что машина у всех вызывает полный восторг: «Она красивая, компактная, выглядит как игрушка. Но при этом очень маневренная, для нее нет никаких преград, словом, чудо, а не техника!

Показательно, что транспортер использовался армиями разных государств вплоть до 1984 года.

Слишком мощная пушка Главной противотанковой пушкой в советских войсках в начале войны была 45-миллиметровая пушка 53-К образца 1937 года – так называемая «сорокопятка». В первые два года Великой Отечественной – с 1941-го по 1943-й – было выпущено около 37 тысяч таких орудий.

– Достоинства этой пушки заключались в ее высокой скорострельности, – рассказывает историк Кирилл Якимов. – Вес пушки в боевом положении составлял всего 560 килограммов. Пушка была очень компактной, высотой 120 сантиметров, что позволяло легко замаскировать ее на поле боя. Бронепробиваемость этого орудия составляла 43 миллиметра на дистанции 500 метров, что было вполне эффективно для стрельбы по немецким легким танкам. А при выстреле в борт пушка могла поражать и средние танки Вермахта.

Однако уже на второй год войны «сорокопятка» была признана малоэффективной, так как у немцев появились модернизированные средние танки. Взамен «сорокапятки» разработали 57-миллиметровую противотанковую пушку ЗиС-2. Ее снаряд с пятисот метров мог пробивать броню толщиной 100 мм. Подполковник танковых войск, один из организаторов музея военной техники в Верхней Пышме Олег Терентьев рассказывает, что ЗИС-2 в первое время оказалась даже слишком мощной:

– На какой-то период ее сняли с производства. Потому что были случаи, когда снаряд пробивал насквозь легкие танки противника Т-1 и Т-2. Экипаж погибал, но танк продолжал движение, а, значит, основная задача – уничтожить танковый объект – не выполнялась.

Впрочем, ЗИС-2 снова начали производить уже в начале 1943 года, когда у немцев появились тяжелые танки «Тигр». С ними пушка успешно справлялась. С 1943 по 1945 годы было выпущено еще почти десять тысяч ЗиС-2.

Однако одной из самых гениальных конструкций в истории артиллерии, по мнению специалистов, стала 76-миллиметровая ЗИС-3, официально принятая на вооружение в начале 1942 года. Участник войны Николай Иванович Ворохобов, проживающий в Верхней Пышме, вспоминает, что именно ЗИС-3 была в войну самым мощным противотанковым оружием. Эта пушка и сегодня имеется на складах Российской армии в боеспособном состоянии.

И «сорокопятку», и пушки ЗИС-2 и ЗИС-3, участвовавшие в сражениях Великой Отечественной войны, сейчас можно увидеть в музее военной техники под открытым небом в Верхней Пышме. Вход в музей свободный.

Элина Тихонова, «Эхо Москвы – Екатеринбург»

eburg.mk.ru