Керосинка, керогаз, примус — в чём разница? Фото примус


Керосинка, керогаз, примус - в чём разница?: apxiv

Это к слову пришлось в обсуждении, копирую свою давнюю статейку. И заодно небольшая загадка: зачем в резервуар керосиновой лампы засыпали песок, иногда чуть ли не доверху?

Сама статья:

Керосинка, примус и керогаз - разные по конструкции бытовые нагревательные приборы, которые сейчас путают в частности потому, что все они работают на керосине. В то же время примус прекрасно работает и на бензине, спирте, а керогаз - на солярке (дизельном топливе).

Глубина незнания дошла до того, что в словаре синонимов 2010 года примус и керосинка указываются синонимами керогаза, а ресурс "словари на Академике" керогаз определяют как род бесшумного примуса!

В связи с тем, что в СССР были широко распространены коммунальные и просто неблагоустроенные квартиры, не имеющие газоснабжения, а электроэнергия была слишком дорога, чтобы использовать электроплитки, примус был наиболее удобным прибором для приготовления пищи. После 50-х годов примусы стали вытесняться такими приборами, как керогаз, а затем газовые плиты на сжиженном или природном газе, и конечно же электроплиты. В то время как в быту примус практически полностью вышел из употребления, примусы долгое время были популярны среди туристов в связи с компактностью, эффективностью. Тем не менее в последнее время они стали вытесняться небольшими газовыми плитками, работающими на сжиженном газе, находящемся в небольшом баллоне, так как они проще в обслуживании и быстрее разжигаются, а также мультитопливными горелками, способными работать как от газа, так и от бензина.

КЕРОСИНКИ

Самое простое изделие из этой гроссе-тройки - керосинка, которая по сути представляет из себя 1-2-3-х фитильную керосиновую лампу с очень широкими фитилями.

однофитильная керосинка 1900-х годов:

а эту двухфитильную керосинку в сети упорно называют керогазом, хотя на фото открытой керосинки видно два фитиля, да и по количеству регулировочных ручек всё сразу понятно:

и трехфитильная керосинка из алюминиевого сплава:

Положительными качествами керосинок были чрезвычайная простота, удобство зажигания и широкий диапазон регулирования степени нагрева подкруткой фитилей. Минусы - повышенный расход керосина, вонючесть и копоть в силу неполного сгорания керосина.

КЕРОГАЗЫ

Примитивность, малый КПД и чисто эстетические недостатки керосинок побуждали к их усовершенствованию, то есть к выпуску разных модификаций, по сути дела, одной и той же конструкции, а также к некоторому видоизменению конструктивного решения этого нагревательного прибора. В числе таких «новых» решений было создание керогаза, уже внешне отличавшегося от керосинки своей солидностью и массивностью.

Керогаз предназначался для людей зажиточных, а главное, располагавших не коммунальной, а собственной кухней в отдельной квартире. Керогазы появились в самом конце 30-х годов и действовали вплоть до середины 50-х годов, а кое-где и в 60-е годы. Главным преимуществом керогаза был его гораздо больший КПД. Он расходовал 80 г керосина в час, чуть больше примуса, но меньше керосинки. Во-вторых, он нагревал 4 литра воды за 55 минут, в то время как керосинка максимум могла кипятить только по 2 литра воды. Наконец, керогаз меньше вонял и был более устойчивым, чем керосинка.

Но на этом скромные преимущества керогаза и кончались. Ведь сам по себе он был «дорогим удовольствием», ибо стоил втрое дороже керосинки. Но, главное, он был сложнее в «управлении». Для разжигания керогаза надо было наполовину разобрать его, то есть снять конфорку и газосмеситель, затем зажечь аккуратно фитиль по всей окружности, ибо сам он не так-то легко вспыхивал, и после этого вновь водрузить газосмеситель и конфорку на место. Подождав около 5-10 минут, пока газосмеситель разогреется, надо было вручную, поворотом фитиля, отрегулировать пламя и только после этого можно было поставить на керогаз то, что надо было готовить: варить, кипятить или жарить.

Но и тут нельзя было спешить. Ведь возня с запачканными керосином и копотью частями конструкции керогаза, их съем и постановка диктовали необходимость после всех этих операций обязательно крайне тщательно вымыть руки, прежде чем приступать к чисто кулинарным действиям. А об этом не только частенько забывали, но и, главное, производили операцию мытья кое-как, чего при пользовании керогазом делать было нельзя. Необходимо было мыть руки по-хирургически, то есть теплой водой с мылом, тщательно, и притом каждый пальчик отдельно. Только в таком случае придание керосинового «аромата» кушаньям исключалось.

Но какая же хозяйка будет мыть пальчики по-хирургически. Она и слыхом о таком мытье не слыхивала! А особенно если керогазом «управляла» не сама хозяйка, а прислуга. Вот почему керогазы, вначале быстро раскупленные обнадеженными потребителями, позднее быстро вышли из употребления и не приобрели популярности в народе, не смогли конкурировать даже с «вонючей консервной банкой», как презрительно называли иногда керосинку.

Те же самые керогазы, только чуть модернизированные и с другим дизайном продаются под названием "Чудо-печь", "Солярогаз". Работают они естественно не только на солярке, но и на керосине, просто керосин сейчас стал менее доступен.

ПРИМУСЫ И... ПАЯЛЬНЫЕ ЛАМПЫ

Примус действует по тому же принципу, что и паяльная лампа, только пламя направлено вверх через рассекатель,

Пламя образуется на выходе форсунки при воспламенении смеси паров жидкого горючего (спирт, керосин, бензин) с воздухом. Примус — бесфитильный нагревательный прибор, работающий на жидком топливе (бензине или керосине). Изобретён в 1892 Францом Вильгельмом Линдквистом, основавшим в дальнейшем фирму Primus AB. Популярен среди туристов.

В СССР широко выпускался с 1922 г. первым государственным меднообрабатывающим заводом (ныне ЗАО «Кольчуг-Мицар»), расположенным в г. Кольчугино Владимирской обл.

1 - крышка наливного отверстия; 2 - винт спуска воздуха; 3 - чашка; 4 - насос; 5 - форсунка.см Старинный примус конца XIX - начала XX века. На ручке регулировки подачи топлива отштамповано не то '5', не то 'S'. На крышке насоса надпись: 'F.W. Linqvists Patent'. На горелке штамп - 'Primus. Sweden'. Чашка, куда наливают спирт для зажигания, не обычного типа "тарелочкой", а в форме воронки, приваренной прямо к восходящей трубке.

"Примус" - по-латыни означает "первый", "лучший". "Primus" - так называется известная уже почти 120 лет шведская компания, один из ведущих изготовителей примусов и подобных ему переносных газовых приборов в мире. Все это время параллельно существовала фирма "Sievert", которая начала с производства паяльных ламп, а потом перешла на плиты для приготовления еды на том же принципе, что и примус. В 1966 году конкурирующие фирмы слились, чтобы стать еще сильнее.

А все началось с того, что в 1881 году Макс Зиверт, немецкий торговец техникой, приехал в Стокгольм, чтобы начать собственное дело. Тем временем в другом конце города изобретатель Карл Ричард Нюберг "колдовал" на своей кухне, создавая принципиально новое устройство - паяльную лампу. Случай свел их, и появилась фирма "Sievert".

Примерно в то же время швед Франц Вильгельм Лундквист создал первую керосиновую горелку, не дававшую сажи; она обеспечивала лучший нагревательный эффект, чем другие известные тогда приборы. Лундквист стал продавать свои горелки друзьям и соседям, и вскоре дело выросло в предприятие, которому было дано гордое название - "Примус". Компания стала экспортировать свои изделия. Возможность вскипятить воду за 3-4 минуты и поджарить мясо за 5 минут была сенсацией, сравнимой только с появлением микроволновых печей. Так плиты "Примуса" завоевали мир.

Прибор был компактен и прост, но очень капризен и требовал сноровки в обращении. Не каждая хозяйка умела обращаться с ним, разводить примус нередко вменялось в обязанность мужьям. Примусы часто ломались, и это способствовало появлению множества ремонтных мастерских.

Современный примус - важная часть экипировки многих экспедиций во всем мире. Интересную информацию о применении примусов в походных кухнях можно найти в Интернете, например, на сайтах: http://www.primus.se; http://www.spiritburner.com/. Без примуса не мыслят существования современные туристы, особенно ценят его альпинисты. Этот нагревательный прибор успешно использовали в своих знаменитых экспедициях Амундсен (Южный полюс, 1911 год), Хиллари и Тенцинг (Эверест, 1953 год), Горан Кропп (Эверест, 1996 год). В туристских изданиях и на интернетовских сайтах можно почерпнуть много нового и интересного относительно использования примусов в походных условиях или просто в поездках на природу, на рыбалку.

Паяльная лампа - очень удобный нагревательный прибор, однако она надежно работает только при пра­вильном уходе и требует, осторожного обращения.   Как видно ка рисунке 77,

лампа состоит из резервуара для керосина, куда при помощи насоса нагнетается воздух; тройника с запорным краном для распределения и ре­гулирования рабочей смеси; горелки; чашечки для подо­грева горелки; горловины и клапана, служащего для выпуска избыточного  воздуха  из  резервуара.

Принцип действия паяльной лампы прост. Воздух, нагнетаемый насосом в резервуар, подает горючее в го­релку, где оно сгорает, образуя факел пламени. Чтобы горючее воспламенилось, горелку нужно предварительно нагреть до определенной температуры. Для этого в ча­шечку под горелкой наливают бензин и поджигают его. Запорный кран в это время должен быть закрыт. Ем­кости чашечки обычно хватает для достаточного нагрева горелки. Пока горелка разогревается, в резервуар не спеша накачивают  воздух.   После  этого  открывают запорный кран, и лампа загорается (рис. 78).

Величина пламени регулируется запорным краном. Чтобы поту­шить лампу, закрывают запорный кран и выпускают воз­дух из резервуара через клапан.

Мастеру-любителю могут встретиться лампы раз­личных конструкций и рассчитанные на разное горю­чее-керосин, бензин, спирт. Наиболее распространены керосиновые лампы. Их ни в коем случае нельзя заправ­лять бензином или смесью бензина и керосина - может произойти взрыв.

Керосин следует заливать в лампу через воронку с мелкой сеткой. Резервуар нельзя заполнять горючим бо­лее чем на три четверти его объема, так как это может привести к взрыву.

Чтобы накачанный в резервуар воздух не выходил, необходимо периодически проверять состояние проклад­ки крышки заливной горловины и своевременно заме­нять ее новой. Правильная работа лампы в значительной мере зависит от состояния форсунки, отверстие которой необходимо регулярно прочищать. Подача топлива в го­релку иногда задерживается нагаром, который образуется внутри змеевика. Змеевик в этом случае необходимо раскалить и продуть воздухом.

Igor Grek

apxiv.livejournal.com

Примус, керосинка, керогаз « Попаданцев.нет

Эта статья — не о том, как что-либо сделать.Эта статья — просто информация о недавнем времени, уже основательно забытом. И о вещах, основательно забытых, но до боли знакомых обитателям того недавнего прошлого.

Конечно, попав во времена Ильфа и Петрова, попаданец через три минуты разговора выдаст себя как агента Чемберлена. Проколется на бытовых мелочах. Эта статья не поможет ему стать для окружающие своим в период между Мировыми Войнами, но, возможно, ему удастся продержаться в разговоре до четырех минут. Или даже пяти.

Итак — вопрос про то, что тогда даже знали малые дети: чем отличается примус, керосинка и керогаз…

Итак, главное — все три прибора работают на керосине. И только на керосине. Если поднять инструкции ко всем трем — категорически запрещается заливать бензин, да и что-либо иное горючее тоже.

Сначала примус.primussПримус — единственный из всех приборов, который работает на избыточном давлении, механически создаваемом в резервуаре.Давление по тонким трубкам прогоняет керосин около горящей горелки, там керосин превращается в пары и на выходе пары горят в этой же горелке. То есть в примусе горит не керосин — горят пары керосина, выходящие под давлением полторы-две атмосферы.Как результат — примус шумит. Шумит очень даже знатно, не так громко, как пылесос, но разбудит точно.

Но при этом — хоть жиклер в горелке и очень узкий (постоянно приходится прочищать специальной игрой), но скорость выхода керосина дает значительный объем газа и греет примус хорошо. То есть примус компактные размеры сочетает с большой тепловой мощностью, именно поэтому полно переносных туристских примусов.Но избыточное давление не только создает достаточный объем газа, но и взрывоопасность — если резервуар разгерметизируется, то керосин оттуда хлещет сильной тонкой струей и, как правило, сразу загорается.И поэтому же потушить примус просто задув огонь нельзя. Нужно стравить давление и подождать, пока он сам погаснет.

Ну и возни при запуске примуса много. Ведь нужно разогреть систему трубок, чтобы керосин там испарялся — а уже потом примус разжигать. То есть для этого нужно иметь еще и спирт (жидкий или кусочек сухого спирта для туристов).Примусы работают с 1892 года.

Теперь про керосинку.

kerosinka

Керосинка по устройству — та же керосиновая лампа. Тут тоже есть фитиль, который погружен в банку с керосином и поджигается сверху. Поэтому в керосинке, в отличии от примуса, горят не пары керосина, а сам керосин. Конечно, в жидком состоянии он гореть не будет, но керосиновые пары образуются непосредственно в нижней части пламени — в фитиле, который капиллярами поднимает керосин из бака.

Из всех трех устройств керосинка — самая безопасная. Не опаснее керосиновой лампы, гасить можно просто задуванием, а зажигание не требует танцев с прогревом.

Однако, не все так радужно.Во-первых — чтобы это все работало, требуется фитиль — расходный материал. И чтобы обеспечить нужный объем тепла — фитиль должен быть очень широкий. И как правило — фитиль не один, а два-три. И за всеми тремя нужно следить, чтобы не погасли и не коптили, это куча органов управления. Но все равно — готовит керосинка медленнее всех остальных. При этом по теории она должна быть более экономичной (теплота сгорания керосина не тратится на его предварительно испарение), но на практике все наоборот. Из-за медленного нагрева очень много уходит просто в воздух, и чтобы вскипятить чайник, керосина понадобится поболее, чем для примуса.

Керосинка — самая старая конструкция, она базируется на конструкции керосиновой лампы 1853 года.

И последнее — про керогаз.

kerogaz

Керогаз — это некий гибрид керосинки и примуса. Он сочетает преимущества как примуса, так и керосинки. И недостатки обоих он тоже собрал.

Принцип действия керогаза в том, что он берет керосин так же через фитиль, но фитиль сам при этом не горит (только во время розжига), а горят пары керосина, получаемые в специальном резервуаре с двойными перфорированными стенками.Вот на картинке снизу видно, как выглядит современный керогаз изнутри.Butterfly burner lifted

Белая полоска в нижней части — это фитиль.Двойные перфорированные стенки резервуара видны сверху.Старинные керогазы были посложнее конструкцией, они так не открывались, а внутренний сосуд заталкивали вверх дном в неподвижно закрытый нижний. То есть сначала керогаз нужно было разобрать, открыть кран подачи керосина, подождать пока керосин пропитает фитиль, поджечь фитиль в нескольких местах — и только потом вставлять внутренний сосуд.

kerogaz_shema

Вот на этой схеме конструкция отечественного керогаза более-менее понятна, но конструктивно это могло выглядеть очень по разному.Главное же — наличие испарительной камеры — газосмесителя, внутри которой и происходит горение. Как видно из фотографии — отверстия для доступа воздуха расположены выше фитиля, поэтому кислород до фитиля не доходит и фитиль, фактически, не расходуется.

Когда был придуман керогаз я не нашел. Но в СССР он появился в 30-х годах прошлого века и поначалу стал очень популярен.Он расходовал немного керосина, а тепла давал много. Разжигать его было легче чем примус и он не взрывался.Но потом выяснились и недостатки.Керогаз для запуска нужно было разбирать. А внутри он был весь в керосиновой копоти.То есть описываю ситуацию по-другому: При использовании примуса руки пачкаются только когда доливается керосин (это можно и аккуратно) и когда прочищается жиклер, ну и изредка — глобальная чистка. Когда используется керосинка (в которой тоже немало копоти), то эту копоть постоянно очищать не надо, а в большинстве случаев — и касаться руками при розжиге. Когда же используется керогаз, то при каждом запуске его нужно было наполовину разобрать — при этом разбирать и вынимать самые закопченные части (и очень желательно еще и почистить). Руки гарантировано будут грязные и вонять керосином. А вымывать такую копоть сложно (да и мыло денег стоит). Ну и советский человек в состоянии «и так сойдет». Поэтому там, где использовался керогаз, еда постоянно попахивала керосином.

Кроме того — на практике керогазы часто становились очагами пожаров. Уж слишком большой объем керосиновых паров был внутри почти замкнутого объема в керогазе.

Поэтому такой популярности, как примус, керогаз не получил. А там и газовые печи подоспели.Однако, это в СССР. Но ведь я не зря дал картинку с подписью «современный керогаз», именно такими уставлены многие страны в Юго-Восточной Азии (Индонезия, Таиланд). Желающие могут купить керогаз в Америке, цены вменяемые, да и выбор большой.Видно, что там конструкция немного иная, чем в СССР, все-таки 50 лет прошло, усовершенствовали.

Сейчас эти все перечисленные тонкости уже забылись.И «примусом» называют все компактное, в котором горит керосин. И если посмотреть предложения туристических магазинов, то зачастую на керосинках висит бирочка «примус». Увы и ах — нет насоса — нет примуса, принцип действия иной.

Если попаданец оказался во времени, когда уже появились керосиновые лампы (то есть в продаже уже есть керосин для населения), но еще нет примуса — то примус можно было бы придумать.Однако, примус достаточно сложное устройство, а ведь чтобы получать прибыль, оно должно быть еще и технологичным в производстве. Я не верю, что обыкновенный попаданец сможет освоить такое производство на местных технологиях, это задача не на один год.Что же касается керогазов, которые по конструкции слегка проще примусов, то тут вопрос другой — а когда они в реальности появились? Я подозреваю, что временной зазор тут был крайне мал, просто слишком долго они набирали популярность.

www.popadancev.net

Керосинка, керогаз, примус — в чём разница?

Керосинка, примус и керогаз — разные по конструкции бытовые нагревательные приборы, которые сейчас путают в частности потому, что все они работают на керосине. В то же время примус прекрасно работает и на бензине, спирте, а керогаз — на солярке (дизельном топливе).

Глубина незнания дошла до того, что в словаре синонимов 2010 года примус и керосинка указываются синонимами керогаза, а ресурс «словари на Академике» керогаз определяют как род бесшумного примуса!

В связи с тем, что в СССР были широко распространены коммунальные и просто неблагоустроенные квартиры, не имеющие газовых колонок и плит, а электроэнергия была слишком дорога, чтобы использовать электроплитки, примус был наиболее удобным прибором для приготовления пищи. После 50-х годов примусы стали вытесняться такими приборами, как керогаз, а затем газовые плиты на сжиженном или природном газе, и конечно же электроплиты. В то время как в быту примус практически полностью вышел из употребления, примусы долгое время были популярны среди туристов в связи с компактностью, эффективностью. Тем не менее в последнее время они стали вытесняться небольшими газовыми плитками, работающими на сжиженном газе, находящемся в небольшом баллоне, так как они проще в обслуживании и быстрее разжигаются, а также мультитопливными горелками, способными работать как от газа, так и от бензина.

КЕРОСИНКИ

Самое простое изделие из этой гроссе-тройки — керосинка, которая по сути представляет из себя 1-2-3-х фитильную керосиновую лампу с очень широкими фитилями.

однофитильная керосинка 1900-х годов:

 

а эту двухфитильную керосинку в сети упорно называют керогазом, хотя на фото открытой керосинки видно два фитиля, да и по количеству регулировочных ручек всё сразу понятно:

керосинка двухфитильная

керосинка двухфитильная открытая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и трехфитильная керосинка из алюминиевого сплава:

 

керосинка трехфитильная 

Положительными качествами керосинок были чрезвычайная простота, удобство зажигания и широкий диапазон регулирования степени нагрева подкруткой фитилей. Минусы — повышенный расход керосина, вонючесть и копоть в силу неполного сгорания керосина.

 

КЕРОГАЗЫ

 

Примитивность, малый КПД и чисто эстетические недостатки керосинок побуждали к их усовершенствованию, то есть к выпуску разных модификаций, по сути дела, одной и той же конструкции, а также к некоторому видоизменению конструктивного решения этого нагревательного прибора. В числе таких «новых» решений было создание керогаза, уже внешне отличавшегося от керосинки своей солидностью и массивностью.

Керогаз предназначался для людей зажиточных, а главное, располагавших не коммунальной, а собственной кухней в отдельной квартире. Керогазы появились в самом конце 30-х годов и действовали вплоть до середины 50-х годов, а кое-где и в 60-е годы. Главным преимуществом керогаза был его гораздо больший КПД. Он расходовал 80 г керосина в час, чуть больше примуса, но меньше керосинки. Во-вторых, он нагревал 4 литра воды за 55 минут, в то время как керосинка максимум могла кипятить только по 2 литра воды. Наконец, керогаз меньше вонял и был более устойчивым, чем керосинка.

Но на этом скромные преимущества керогаза и кончались. Ведь сам по себе он был «дорогим удовольствием», ибо стоил втрое дороже керосинки. Но, главное, он был сложнее в «управлении». Для разжигания керогаза надо было наполовину разобрать его, то есть снять конфорку и газосмеситель, затем зажечь аккуратно фитиль по всей окружности, ибо сам он не так-то легко вспыхивал, и после этого вновь водрузить газосмеситель и конфорку на место. Подождав около 5-10 минут, пока газосмеситель разогреется, надо было вручную, поворотом фитиля, отрегулировать пламя и только после этого можно было поставить на керогаз то, что надо было готовить: варить, кипятить или жарить.

Но и тут нельзя было спешить. Ведь возня с запачканными керосином и копотью частями конструкции керогаза, их съем и постановка диктовали необходимость после всех этих операций обязательно крайне тщательно вымыть руки, прежде чем приступать к чисто кулинарным действиям. А об этом не только частенько забывали, но и, главное, производили операцию мытья кое-как, чего при пользовании керогазом делать было нельзя. Необходимо было мыть руки по-хирургически, то есть теплой водой с мылом, тщательно, и притом каждый пальчик отдельно. Только в таком случае придание керосинового «аромата» кушаньям исключалось.

Но какая же хозяйка будет мыть пальчики по-хирургически. Она и слыхом о таком мытье не слыхивала! А особенно если керогазом «управляла» не сама хозяйка, а прислуга. Вот почему керогазы, вначале быстро раскупленные обнадеженными потребителями, позднее быстро вышли из употребления и не приобрели популярности в народе, не смогли конкурировать даже с «вонючей консервной банкой», как презрительно называли иногда керосинку.

 

керогаз

керогаз

 

Те же самые керогазы, только чуть модернизированные и с другим дизайном продаются под названием «Чудо-печь», «Солярогаз». Работают они естественно не только на солярке, но и на керосине, просто керосин сейчас стал менее доступен.

 

 

ПРИМУСЫ И… ПАЯЛЬНЫЕ ЛАМПЫ

     Примус действует по тому же принципу, что и паяльная лампа, только пламя направлено вверх через рассекатель,

     Пламя образуется на выходе форсунки при воспламенении смеси паров жидкого горючего (спирт, керосин, бензин) с воздухом. Примус — бесфитильный нагревательный прибор, работающий на жидком топливе (бензине или керосине). Изобретён в 1892 Францом Вильгельмом Линдквистом, основавшим в дальнейшем фирму Primus AB. Популярен среди туристов.

     В СССР широко выпускался с 1922 г. первым государственным меднообрабатывающим заводом (ныне ЗАО «Кольчуг-Мицар»), расположенным в г. Кольчугино Владимирской обл.

 

1 — крышка наливного отверстия; 2 — винт спуска воздуха; 3 — чашка; 4 — насос; 5 — форсунка.см 

Старинный примус конца XIX — начала XX века. На ручке регулировки подачи топлива отштамповано не то ‘5’, не то ‘S’. На крышке насоса надпись: ‘F.W. Linqvists Patent’. На горелке штамп — ‘Primus. Sweden’. Чашка, куда наливают спирт для зажигания, не обычного типа «тарелочкой», а в форме воронки, приваренной прямо к восходящей трубке.

     «Примус» — по-латыни означает «первый», «лучший». «Primus» — так называется известная уже почти 120 лет шведская компания, один из ведущих изготовителей примусов и подобных ему переносных газовых приборов в мире. Все это время параллельно существовала фирма «Sievert», которая начала с производства паяльных ламп, а потом перешла на плиты для приготовления еды на том же принципе, что и примус. В 1966 году конкурирующие фирмы слились, чтобы стать еще сильнее.

     А все началось с того, что в 1881 году Макс Зиверт, немецкий торговец техникой, приехал в Стокгольм, чтобы начать собственное дело. Тем временем в другом конце города изобретатель Карл Ричард Нюберг «колдовал» на своей кухне, создавая принципиально новое устройство — паяльную лампу. Случай свел их, и появилась фирма «Sievert».

     Примерно в то же время швед Франц Вильгельм Лундквист создал первую керосиновую горелку, не дававшую сажи; она обеспечивала лучший нагревательный эффект, чем другие известные тогда приборы. Лундквист стал продавать свои горелки друзьям и соседям, и вскоре дело выросло в предприятие, которому было дано гордое название — «Примус». Компания стала экспортировать свои изделия. Возможность вскипятить воду за 3-4 минуты и поджарить мясо за 5 минут была сенсацией, сравнимой только с появлением микроволновых печей. Так плиты «Примуса» завоевали мир.

     Прибор был компактен и прост, но очень капризен и требовал сноровки в обращении. Не каждая хозяйка умела обращаться с ним, разводить примус нередко вменялось в обязанность мужьям. Примусы часто ломались, и это способствовало появлению множества ремонтных мастерских.

Современный примус — важная часть экипировки многих экспедиций во всем мире. Интересную информацию о применении примусов в походных кухнях можно найти в Интернете, например, на сайтах: http://www.primus.se; http://www.spiritburner.com/. Без примуса не мыслят существования современные туристы, особенно ценят его альпинисты. Этот нагревательный прибор успешно использовали в своих знаменитых экспедициях Амундсен (Южный полюс, 1911 год), Хиллари и Тенцинг (Эверест, 1953 год), Горан Кропп (Эверест, 1996 год). В туристских изданиях и на интернетовских сайтах можно почерпнуть много нового и интересного относительно использования примусов в походных условиях или просто в поездках на природу, на рыбалку.

     Паяльная лампа — очень удобный нагревательный прибор, однако она надежно работает только при пра­вильном уходе и требует, осторожного обращения.   Как видно ка рисунке 77,

лампа состоит из резервуара для керосина, куда при помощи насоса нагнетается воздух; тройника с запорным краном для распределения и ре­гулирования рабочей смеси; горелки; чашечки для подо­грева горелки; горловины и клапана, служащего для выпуска избыточного  воздуха  из  резервуара.

Принцип действия паяльной лампы прост. Воздух, нагнетаемый насосом в резервуар, подает горючее в го­релку, где оно сгорает, образуя факел пламени. Чтобы горючее воспламенилось, горелку нужно предварительно нагреть до определенной температуры. Для этого в ча­шечку под горелкой наливают бензин и поджигают его. Запорный кран в это время должен быть закрыт. Ем­кости чашечки обычно хватает для достаточного нагрева горелки. Пока горелка разогревается, в резервуар не спеша накачивают  воздух.   После  этого  открывают запорный кран, и лампа загорается (рис. 78).

Image

     Величина пламени регулируется запорным краном. Чтобы поту­шить лампу, закрывают запорный кран и выпускают воз­дух из резервуара через клапан.

Мастеру-любителю могут встретиться лампы раз­личных конструкций и рассчитанные на разное горю­чее-керосин, бензин, спирт. Наиболее распространены керосиновые лампы. Их ни в коем случае нельзя заправ­лять бензином или смесью бензина и керосина — может произойти взрыв.

Керосин следует заливать в лампу через воронку с мелкой сеткой. Резервуар нельзя заполнять горючим бо­лее чем на три четверти его объема, так как это может привести к взрыву.

Чтобы накачанный в резервуар воздух не выходил, необходимо периодически проверять состояние проклад­ки крышки заливной горловины и своевременно заме­нять ее новой. Правильная работа лампы в значительной мере зависит от состояния форсунки, отверстие которой необходимо регулярно прочищать. Подача топлива в го­релку иногда задерживается нагаром, который образуется внутри змеевика. Змеевик в этом случае необходимо раскалить и продуть воздухом.

tayni.info

Керосинка, керогаз, примус: p_syutkin

Говоря о развитии русской кухни, мы часто упускаем из виду простой факт. Изменялись не только рецепты, появлялись новые продукты, осваивались иностранные гастрономические практики. Но был и еще один важный процесс – изменение кухонной техники. Эволюция технологической базы кулинарии происходила постепенно, но достаточно заметно даже к началу XX века. Примус- сж

И здесь мы говорим не об отказе от русской печи – символа нашей национальной кухни. В городах (особенно столицах) с их многоквартирными  домами на смену русским печам активно приходили плиты. Которые, хотя и топились дровами, были все-таки гораздо компактнее и удобнее в таких условиях.

КеросинкаОднако прогресс не стоял на месте. И если плита еще позволяла претворять в жизнь любые кулинарные изыски, то пришедшая ей на смену керосинка резко сужала фантазию повара. Между тем керосинки, появившиеся в России еще в самом конце XIX века, были по-своему удобны – компактны, независимы от привоза дров. В общем, незаменимы в не сильно обеспеченном и обустроенном быту многих людей, вырванных из своей социальной среды - деревни, мелких провинциальных городков – и попавших волею судьбы в столицы. Керосинка представляла из себя довольно нехитрый прибор. По сути дела, это был резервуар для керосина с фитильной горелкой сверху. Над горелкой устанавливалась конфорка (иногда двухъярусная) для посуды. Выдвигая или, наоборот, уменьшая фитиль, можно было регулировать силу пламени и, соответственно, нагрев продуктов.

Керогаз

Известный нам сегодня только по книгам и фильмам примус был шагом вперед по сравнению с керосинкой. Работал он уже без чадящего фитиля, также на керосине. Для его розжига требовалось с помощью небольшого насосика слегка накачать давление в камере с топливом.  Затем прогреть горелку на пламени (для этого спирт наливался я небольшую чашечку и должен был выгореть полностью). И только после этого, открыв подачу топлива, можно было разжечь горелку.

Примус-схема

Но  даже   при этих сложностях примус позволял легче регулировать силу пламени, был более удобен в обращении.

Однако с кулинарной точки зрения все это было просто ужасно. Да, эти приборы относительно быстро нагревали посуду. Но в них практически невозможно было осуществить большинство поварских приемов – пассерование, припускание, тушение. К этому добавлялось и то, что примус не мог работать более 1,5 часов (перегревался     и      становился взрывоопасным). Так что, технический прогресс сопровождался ассортиментным и качественным сокращением кулинарии.

Дедрина-Уварова

Вообще же не случайно уже в середине 20-х самыми популярными кулинарными изданиями становятся книги К.Я.Дедриной «Кухня на плите и на примусе» (1927) и Е.Г.Уваровой «Спутник домашней хозяйки. 1000 кулинарных рецептов с указанием, как готовить на примусе» (1927). И хотя ситуация с продуктами к тому времени несколько изменилась, авторы не стесняясь описывают совсем еще недавнее прошлое:

Цитата

p-syutkin.livejournal.com

Фото-отчет изготовление деревянного примуса

Так сказать устройство, которое в народе именуют "деревянный примус", говорят стало известно благодаря колонизаторам Христофора Колумба, которые узнали о нем от Северо-американских Индейцев, по-этому такое изделие получило название "Индейская свеча". Сама свеча или примус изготавливается из палена различных размеров, размер зависит от того на сколько мощный нужен источник огня и как на долго. В отличие от обычного костра это высокоэффективное изделие позволяет всего одним паленцем вскипятить несколько литров воды, так-же можно использовать как факел для освещения, или как обогреватель. Ниже на фото пример небольшого деревянного примуса. горение деревянного примуса или индейской свечи Сделан такой примус из бревнышка диаметром 8 см и длиной 10 см, изготавливается в течении 15-20 минут, горит в течении 30-35 минут и вследствие хорошего КПД позволяет вскипятить до 2,5 литров воды. Обычно делают подобные свечки из бревнышек поболее, но так-как в руках имелся только нож, то и изделие соответствующих размеров.

Изготавливать деревянный примус можно из любого дерева, главное чтобы оно было как можно более сухое и не гнилое. Хорошо горит Береза, и не стреляет, дает хороший жар, но правда пламя слегка коптит, особенно в конце горения. Ель или сосна стреляют и дают много искр, поэтому использовать такую свечу для обогрева будет не совсем удобно и комфортно. Больше всего подойдет сухая осина, которая горит ровным и бесцветным пламенем.

Изготовление деревянного примуса

Изготавливается свечка примерно так, нужно отрезать часть ствола сухого дерева без сучков, чтобы потом ее без проблем расколоть на равные части. Отпилить можно тем что имеется, бензопилой, ножовкой и т.д. Далее уже расколоть на несколько частей, не обязательно на 4 части, можно хоть на две части, хоть на десять. отрезаем кусок бревна для изготовления деревянного примусаотрезаем кусок бревна для изготовления деревянного примуса Далее нужно расколоть бревнышко на четыре части, так проще выбрать сердцевину. Хотя можно и на две части расколоть, но так труднее вырезать середину. Вообще чем меньше будет щелей, тем медленнее будет прогорать дерево, ведь через них тоже поступает воздух. раскалываем бревнышкорасколотое на две части бревнышкорасколотое на четыре части бревнышко Далее нужно обстругать сердцевину и сделать вот такие насечки-лепестки, они нужны чтобы разжечь свечку изготовление деревянного примуса, индейская свечадеревянный примус своими рукамирасколотое на четыре части бревнышко Далее соединяем части обратно в бревнышко и крепко стягиваем проволокой, как можно плотнее - чтобы не-было щелей. В середину добавляем немного стружки и легко загорающихся материалов. Поджигать свечку можно как снизу, так и сверху, если сверху поджечь, то сгорать такая свечка будет значительно медленнее. Ставить свечку лучше на что-то несгораемое и твердое и так чтобы снизу был доступ воздуха. Можно поставить на землю, предварительно подкопав небольшой воздуховод. С помощью регулировки поступающего воздуха снизу можно регулировать интенсивность горения. Ниже на фото нижняя часть специально так спилина чтобы при установке на землю был доступ воздуха снизу через эти косые спилы индейская свечарасколотое на четыре части бревнышко Разжигаем наш деревянный примус, разжигать конечно нужно снизу, так и разгорится быстрее, и гореть будет лучше, но можно разжечь и сверху, тогда горение будет слабже, но гореть будет гораздо дольше. индейская свечаиндейская свеча На таких деревянных примусах готовят еду, рядом можно сушить одежду. Размеры естественно можно делать любые. Так-же можно использовать как факел сделав длинную и узкую свечу, при этом можно держать голыми руками - дерево отличный тепло-изолятор.

Статья составлена по материалам http://survival.com.ua/tests/test_sn22.html

otchelniki.e-veterok.ru

Керосинка, керогаз, примус - в чём разница? - вещи - ИСТОРИИ СТАРОГО БЫТА - Каталог статей

Керосинка, примус и керогаз - разные по конструкции бытовые нагревательные приборы, которые сейчас путают в частности потому, что все они работают на керосине. В то же время примус прекрасно работает и на бензине, спирте, а керогаз - на солярке (дизельном топливе).

Глубина незнания дошла до того, что в словаре синонимов 2010 года примус и керосинка указываются синонимами керогаза, а ресурс "словари на Академике" керогаз определяют как род бесшумного примуса!

В связи с тем, что в СССР были широко распространены коммунальные и просто неблагоустроенные квартиры, не имеющие газоснабжения, а электроэнергия была слишком дорога, чтобы использовать электроплитки, примус был наиболее удобным прибором для приготовления пищи. После 50-х годов примусы стали вытесняться такими приборами, как керогаз, а затем газовые плиты на сжиженном или природном газе, и конечно же электроплиты. В то время как в быту примус практически полностью вышел из употребления, примусы долгое время были популярны среди туристов в связи с компактностью, эффективностью. Тем не менее в последнее время они стали вытесняться небольшими газовыми плитками, работающими на сжиженном газе, находящемся в небольшом баллоне, так как они проще в обслуживании и быстрее разжигаются, а также мультитопливными горелками, способными работать как от газа, так и от бензина.

КЕРОСИНКИ

Самое простое изделие из этой гроссе-тройки - керосинка, которая по сути представляет из себя 1-2-3-х фитильную керосиновую лампу с очень широкими фитилями.

однофитильная керосинка 1900-х годов:

а эту двухфитильную керосинку в сети упорно называют керогазом, хотя на фото открытой керосинки видно два фитиля, да и по количеству регулировочных ручек всё сразу понятно:

керосинка двухфитильная

керосинка двухфитильная открытая

и трехфитильная керосинка из алюминиевого сплава:

керосинка трехфитильная 

Положительными качествами керосинок были чрезвычайная простота, удобство зажигания и широкий диапазон регулирования степени нагрева подкруткой фитилей. Минусы - повышенный расход керосина, вонючесть и копоть в силу неполного сгорания керосина.

КЕРОГАЗЫ

Примитивность, малый КПД и чисто эстетические недостатки керосинок побуждали к их усовершенствованию, то есть к выпуску разных модификаций, по сути дела, одной и той же конструкции, а также к некоторому видоизменению конструктивного решения этого нагревательного прибора. В числе таких «новых» решений было создание керогаза, уже внешне отличавшегося от керосинки своей солидностью и массивностью. 

    Керогаз предназначался для людей зажиточных, а главное, располагавших не коммунальной, а собственной кухней в отдельной квартире. Керогазы появились в самом конце 30-х годов и действовали вплоть до середины 50-х годов, а кое-где и в 60-е годы. Главным преимуществом керогаза был его гораздо больший КПД. Он расходовал 80 г керосина в час, чуть больше примуса, но меньше керосинки. Во-вторых, он нагревал 4 литра воды за 55 минут, в то время как керосинка максимум могла кипятить только по 2 литра воды. Наконец, керогаз меньше вонял и был более устойчивым, чем керосинка. 

   Но на этом скромные преимущества керогаза и кончались. Ведь сам по себе он был «дорогим удовольствием», ибо стоил втрое дороже керосинки. Но, главное, он был сложнее в «управлении». Для разжигания керогаза надо было наполовину разобрать его, то есть снять конфорку и газосмеситель, затем зажечь аккуратно фитиль по всей окружности, ибо сам он не так-то легко вспыхивал, и после этого вновь водрузить газосмеситель и конфорку на место. Подождав около 5-10 минут, пока газосмеситель разогреется, надо было вручную, поворотом фитиля, отрегулировать пламя и только после этого можно было поставить на керогаз то, что надо было готовить: варить, кипятить или жарить. 

Но и тут нельзя было спешить. Ведь возня с запачканными керосином и копотью частями конструкции керогаза, их съем и постановка диктовали необходимость после всех этих операций обязательно крайне тщательно вымыть руки, прежде чем приступать к чисто кулинарным действиям. А об этом не только частенько забывали, но и, главное, производили операцию мытья кое-как, чего при пользовании керогазом делать было нельзя. Необходимо было мыть руки по-хирургически, то есть теплой водой с мылом, тщательно, и притом каждый пальчик отдельно. Только в таком случае придание керосинового «аромата» кушаньям исключалось. 

Но какая же хозяйка будет мыть пальчики по-хирургически. Она и слыхом о таком мытье не слыхивала! А особенно если керогазом «управляла» не сама хозяйка, а прислуга. Вот почему керогазы, вначале быстро раскупленные обнадеженными потребителями, позднее быстро вышли из употребления и не приобрели популярности в народе, не смогли конкурировать даже с «вонючей консервной банкой», как презрительно называли иногда керосинку.

керогаз

керогаз

Те же самые керогазы, только чуть модернизированные и с другим дизайном продаются под названием "Чудо-печь", "Солярогаз". Работают они естественно не только на солярке, но и на керосине, просто керосин сейчас стал менее доступен.

ПРИМУСЫ И... ПАЯЛЬНЫЕ ЛАМПЫ 

     Примус действует по тому же принципу, что и паяльная лампа, только пламя направлено вверх через рассекатель, 

     Пламя образуется на выходе форсунки при воспламенении смеси паров жидкого горючего (спирт, керосин, бензин) с воздухом. Примус — бесфитильный нагревательный прибор, работающий на жидком топливе (бензине или керосине). Изобретён в 1892 Францом Вильгельмом Линдквистом, основавшим в дальнейшем фирму Primus AB. Популярен среди туристов. 

     В СССР широко выпускался с 1922 г. первым государственным меднообрабатывающим заводом (ныне ЗАО «Кольчуг-Мицар»), расположенным в г. Кольчугино Владимирской обл.

1 - крышка наливного отверстия; 2 - винт спуска воздуха; 3 - чашка; 4 - насос; 5 - форсунка.см Старинный примус конца XIX - начала XX века. На ручке регулировки подачи топлива отштамповано не то '5', не то 'S'. На крышке насоса надпись: 'F.W. Linqvists Patent'. На горелке штамп - 'Primus. Sweden'. Чашка, куда наливают спирт для зажигания, не обычного типа "тарелочкой", а в форме воронки, приваренной прямо к восходящей трубке.

     "Примус" - по-латыни означает "первый", "лучший". "Primus" - так называется известная уже почти 120 лет шведская компания, один из ведущих изготовителей примусов и подобных ему переносных газовых приборов в мире. Все это время параллельно существовала фирма "Sievert", которая начала с производства паяльных ламп, а потом перешла на плиты для приготовления еды на том же принципе, что и примус. В 1966 году конкурирующие фирмы слились, чтобы стать еще сильнее. 

     А все началось с того, что в 1881 году Макс Зиверт, немецкий торговец техникой, приехал в Стокгольм, чтобы начать собственное дело. Тем временем в другом конце города изобретатель Карл Ричард Нюберг "колдовал" на своей кухне, создавая принципиально новое устройство - паяльную лампу. Случай свел их, и появилась фирма "Sievert". 

     Примерно в то же время швед Франц Вильгельм Лундквист создал первую керосиновую горелку, не дававшую сажи; она обеспечивала лучший нагревательный эффект, чем другие известные тогда приборы. Лундквист стал продавать свои горелки друзьям и соседям, и вскоре дело выросло в предприятие, которому было дано гордое название - "Примус". Компания стала экспортировать свои изделия. Возможность вскипятить воду за 3-4 минуты и поджарить мясо за 5 минут была сенсацией, сравнимой только с появлением микроволновых печей. Так плиты "Примуса" завоевали мир. 

     Прибор был компактен и прост, но очень капризен и требовал сноровки в обращении. Не каждая хозяйка умела обращаться с ним, разводить примус нередко вменялось в обязанность мужьям. Примусы часто ломались, и это способствовало появлению множества ремонтных мастерских.

     Современный примус - важная часть экипировки многих экспедиций во всем мире. Интересную информацию о применении примусов в походных кухнях можно найти в Интернете, например, на сайтах: http://www.primus.se; http://www.spiritburner.com/. Без примуса не мыслят существования современные туристы, особенно ценят его альпинисты. Этот нагревательный прибор успешно использовали в своих знаменитых экспедициях Амундсен (Южный полюс, 1911 год), Хиллари и Тенцинг (Эверест, 1953 год), Горан Кропп (Эверест, 1996 год). В туристских изданиях и на интернетовских сайтах можно почерпнуть много нового и интересного относительно использования примусов в походных условиях или просто в поездках на природу, на рыбалку.

     Паяльная лампа - очень удобный нагревательный прибор, однако она надежно работает только при пра­вильном уходе и требует, осторожного обращения.   Как видно ка рисунке 77,

лампа состоит из резервуара для керосина, куда при помощи насоса нагнетается воздух; тройника с запорным краном для распределения и ре­гулирования рабочей смеси; горелки; чашечки для подо­грева горелки; горловины и клапана, служащего для выпуска избыточного  воздуха  из  резервуара.

     Принцип действия паяльной лампы прост. Воздух, нагнетаемый насосом в резервуар, подает горючее в го­релку, где оно сгорает, образуя факел пламени. Чтобы горючее воспламенилось, горелку нужно предварительно нагреть до определенной температуры. Для этого в ча­шечку под горелкой наливают бензин и поджигают его. Запорный кран в это время должен быть закрыт. Ем­кости чашечки обычно хватает для достаточного нагрева горелки. Пока горелка разогревается, в резервуар не спеша накачивают  воздух.   После  этого  открывают запорный кран, и лампа загорается (рис. 78).

Image

     Величина пламени регулируется запорным краном. Чтобы поту­шить лампу, закрывают запорный кран и выпускают воз­дух из резервуара через клапан.

     Мастеру-любителю могут встретиться лампы раз­личных конструкций и рассчитанные на разное горю­чее-керосин, бензин, спирт. Наиболее распространены керосиновые лампы. Их ни в коем случае нельзя заправ­лять бензином или смесью бензина и керосина - может произойти взрыв.

     Керосин следует заливать в лампу через воронку с мелкой сеткой. Резервуар нельзя заполнять горючим бо­лее чем на три четверти его объема, так как это может привести к взрыву.

     Чтобы накачанный в резервуар воздух не выходил, необходимо периодически проверять состояние проклад­ки крышки заливной горловины и своевременно заме­нять ее новой. Правильная работа лампы в значительной мере зависит от состояния форсунки, отверстие которой необходимо регулярно прочищать. Подача топлива в го­релку иногда задерживается нагаром, который образуется внутри змеевика. Змеевик в этом случае необходимо раскалить и продуть воздухом.

apxiv.ucoz.ru

CAIGA Primus 150. Фото. Технические характеристики.

 

CAIGA Primus 150 – одномоторный турбовинтовой частный самолёт, разработанный авиастроительной компанией «Epic Aircraft», и впоследствии доработанный и выпускаемый китайской корпорацией «China Aviation Industry General Aircraft» (CAIGA).

 

Фото CAIGA Primus 150

 

Разработка самолёта CAIGA Primus 150 началась в 2009 году, однако, американские авиастроители смогли разработать лишь конструкцию летательного аппарата, после чего, из-за банкротства компании, проект был официально закрыт, и возобновлён китайской авиастроительной корпорацией лишь в 2011 году, где находился на доработке ещё на протяжении полутора лет.

 

CAIGA Primus 150 фото

 

В ходе своего проектирования, самолёт претерпел целый ряд изменений – по замыслу американских авиастроителей, воздушное судно должно было разместить на своём борту до 7 человек, в частности, двух членов экипажа и пятерых пассажиров, однако, в конечном счёте, самолёт был доработан китайскими инженерами и стал лишь пятиместным воздушным судном, рассчитанным на перевозку трёх пассажиров. Тем не менее, этот факт практически не отобразился на популярности воздушного судна, которое, в большей мере, стало использоваться в качестве небольшого и недорогого самолёта административного типа, и скорее лишь в ряде исключений в качестве частного турбовинтового самолёта. Для транспортировки грузов самолёт CAIGA Primus 150 не приспособлен, в частности, обусловлено это особенностями конструкции воздушного судна, и отсутствием возможности простого демонтажа пассажирских кресел.

 

Двигатель самолёта CAIGA Primus 150

 

Основной причиной для популяризации модели CAIGA Primus 150 является снижение первоначальной цены более чем на 12%, что в свою очередь привлекло не только заказчиков на территории самого Китай, но и иностранных покупателей, в том числе из стран Азии, Европы и США.

Изначально, при создании проекта будущего самолёта, предполагалось оснастить воздушное судно двумя поршневыми авиадвигателями, однако, китайские авиаспециалисты приняли решение оптимизировать конструкцию и заменить два двигателя одним турбовинтовым, способным развивать большую мощность и обеспечивать более высокую скорость полёта. В конечном счете, на самолёте CAIGA Primus 150 был установлен авиадвигатель General Electric H85 способный развивать тягу в 850 л.с., что обеспечивает возможностью осуществлять авиаперелёты на дистанциях до 2600 километров, при максимально скорости полёта в 670 км\ч.

В настоящий момент производство самолётов CAIGA Primus 150 продолжается, однако, производственные мощности компании «China Aviation Industry General Aircraft» весьма сильно ограничены, ввиду чего удаётся производить не более 5-6 самолётов в год, что несколько затрудняет популяризацию этого воздушного судна.

 

Технические характеристики CAIGA Primus 150.

 

  • Экипаж: 2 человека;
  • Пассажировместимость: 3 человека;
  • Длина самолёта: 9,2 м.;
  • Размах крыльев: 10,8 м.;
  • Высота самолёта: 2,92 м.;
  • Масса пустого самолёта: 1048 кг.;
  • Полезная нагрузка: 720 кг.;
  • Максимальный взлётный вес: 1768 кг.;
  • Крейсерская скорость: 648 км\ч.;
  • Максимальная скорость полёта: 670 км\ч.;
  • Максимальная дальность полёта 2600 км.;
  • Максимальная высота полёта: 7800 м.;
  • Тип авиадвигателя: турбовинтовой;
  • Силовая установка: General Electric H85;
  • Мощность: 850 л.с.

 

Самолеты авиакомпаний

Avia.pro

avia.pro