МиГ-35: гора сюрпризов для противника. Лучший в своём классе! Фото миг 35


МиГ-35. Фото и видео, история, характеристики самолета

 

МиГ-35, который по кодификации НАТО получил название Fulcrum F, – перспективный российский истребитель.

Изначально, с момента проектирования и разработки, самолет назывался МиГ-29М2, который хоть и был двухместными, но по оснащению бортовым вооружением и оборудованием соответствовал одноместному истребителю МиГ-29М. Оборудован бортовой радиолокационной станцией «Жук-М» и способен нести обширный арсенал вооружения, включая ракеты класса «воздух-море», «воздух-поверхность» и «воздух-воздух». Единственным отличием от одноместного варианта является уменьшенный запас топлива, которым пожертвовали для оборудования рабочего места второго пилота. Остальные элементы конструкции идентичны одноместной машине. Это дало возможность быстрого запуска в серийное производство без перестроек заводских мощностей.

МиГ-35 видео

Даже на стадии полуготовности самолет можно было переделать в одноместную версию. Высокая унификация производства позволяла на одном заводе одновременно собирать как палубные, так и сухопутные варианты истребителя.

Самолет стал именоваться МиГ-35 в конце 2006 г., после старта коммерческих продаж перспективного истребителя. Российская промышленность получила от индийских ВВС заказ на 126 единиц МиГ-35. Сумма сделки превысила отметку в 9 млрд дол.

Отличия МиГ-35 от предшественников и особенности конструкции

Самолет МиГ-35 по конструкции идентичен МиГ-29К. Практически одинаковыми в этих двух моделях стали кабина экипажа, силовая установка, планер и система управления. Разница заключается прежде всего в том, что МиГ-35 оснащен облегченным шасси, вместо посадочного гака применяется тормозной парашют, и модернизированный вариант имеет нескладывающиеся крыльевые консоли. По сути, МиГ-35 – это корабельный вариант наземного базирования с облегченным весом планера. Истребитель имеет антикоррозийную защиту по типу корабельной версии, что также способствовало унификации производства.

Существенное отличие самолета в авионике, которая стала гораздо современней, нежели у предшественников. Истребитель МиГ-35 оборудован радиолокационной станцией с АФР. Комплекс обороны включает в себя радиотехнические, оптические системы и системы пассивной защиты. Плюс ко всему, в комплектацию оборудования входит оптический контейнер, выполняющий задания по навигации, целеуказанию и разведке.

Эти приспособления позволили самолету МиГ-35 получить меньшую радиолокационную и тепловую заметность, возможность обнаружения и обстрела целей средствами пассивных систем обнаружения и производить посадку ночью на неосвещенных аэродромах.

Большое внимание конструкторы уделили показателям живучести и надежности самолета. Практически все жизненно важные системы самолета продублированы, и в случае отказа какой-то из них автоматически происходит включение дополнительной (аварийной) системы.

Каждый двигатель подает усилия на отдельную выносную коробку агрегатов, от которой происходит питание электроэнергией всех систем самолета. Система электроснабжения дублирована. По сравнению с МиГ-29 35-й имеет четыре электрогенератора вместо двух, присущих 29-му МиГу. Новинкой стало также внедрение так называемого режима энергоузла, с помощью которого от стартеров задействуется коробка агрегатов самолета при выключенных двигателях. Благодаря этому появляется возможность проверки всех систем самолета прямо на земле, без включения двигателей и прочих источников электроэнергии. В самолете присутствует кислорододобывающая бортовая установка. Все эти приспособления дают истребителю практически полную независимость от внешних факторов, способность осуществлять посадку на необорудованных аэродромах.

В состав силовой установки МиГ-35 входят двигатели РД-33МК, взятые с корабельной модификации МиГ-29К. По желанию заказчика их можно заменить моторами, имеющими отклоняемый вектор тяги сопла.

Кабина самолета полностью «стеклянная». В ней установлены три многофункциональных индикатора и широкоугольный индикатор на лобовом стекле.

Компоновка кабины полностью повторяет кабину самолета МиГ-29К, разработка ведется в одноместном и двухместном вариантах. По отзывам летчиков, она достаточно эргономична. Во второй кабине находятся 4 многофункциональных индикатора. Двухместная и одноместная версии разнятся между собой лишь тем, что в одноместной версии вместо второй кабины установлен дополнительный бак. Все остальное идентичное, и это упрощает процесс производства, снижает стоимость самолета.

МиГ-35 очень прост в эксплуатации, поэтому в недалеком будущем планируется на РСК МиГ создать учебные варианты этого истребителя. РСК МиГ занимает лидирующие позиции в стране по созданию современных систем обучения, подготовки пилотов и наземных экипажей. Помимо тренажеров, фирма создает учебные классы и разрабатывает собственные методики обучения, сохранения и повышения мастерства персонала, созданные с применением компьютерных технологий.

Главным преимуществом многоцелевого истребителя Миг-35 является простота в обслуживании, исходя из высокой степени унификации конструкции и оборудования с 29-м семейством МиГов. Гораздо проще ремонтировать целый авиапарк, нежели каждый отдельно взятый самолет со своими конструктивными особенностями.

Согласно оценкам экспертов МиГ-35, который оборудован сверхсовременной бортовой аппаратурой, может быть востребованным на отечественном и зарубежном рынках до 2040 г.

Серьезный интерес к российскому истребителю проявляют индийские ВВС, которые заказали в свое распоряжение данных самолетов на сумму свыше $ 9 млрд.

МиГ-35 характеристки:

Модификация   МиГ-29М2
Размах крыла, м   12.00
Длина, м   17,32
Высота, м   4.73
Площадь крыла, м2   38.00
Масса, кг  
  пустого самолета   11000
  нормальная взлетная   17800
  максимальная взлетная   22700
Тип двигателя   2 ТРДДФ РД-33 сер.3М
Тяга, кгс  
  форсированная   2 х 8800
  нефорсированя   2 х 5300
Максимальная скорость, км/ч  
  на высоте   2400
  у земли   1400
Практическая дальность, км:  
  без ПТБ   1800
  с тремя ПТБ   3000
  с одной дозаправкой   6000
Практический потолок, м   17500
Эксплуатационная перегрузка   9
Экипаж, чел   2
Вооружение:   30-мм пушка ГШ-301 (боекомплект 100 патронов),
 Боевая нагрузка - 4500 кг на 9 узлах подвески (в перегрузочном варианте, с уменьшенным запасом топлива) - не свыше 9000 кг.:
 УР класса воздух - воздух средней дальности Р-27 и РВВ-АЕ, ракет малой дальности Р-73, противокорабельных Х-31А и Х-35, противорадиолокационных Х-31П,
 ракет класса воздух - поверхность Х-25МЛ, Х-29Т, Х-29Л, НУР, КАБ с лазерным и телевизионным наведением, свободнопадающих бомб и авиационных мин.

 

Самолеты

avia.pro

Появилось фото первого «настоящего» МиГ-35 — Naked Science

Фотография предсерийного МиГ-35 была выложена на ресурсе Russianplanes, посвященном отечественной авиации. По сообщению ряда источников, самолет с бортовым номером 702 выполнил первый полет 24 ноября 2016 года. Испытания были проведены на аэродроме Летно-исследовательского института им. Громова в подмосковном Жуковском.

 

Данный самолет стал первой машиной, собранной по проекту МиГ-35. Он существенно отличается от раннее представленных разработок, имеющих это же обозначение. Самые первые летные образцы были собраны на базе МиГ-29М2, а основой для более поздних вариантов послужил истребитель МиГ-29К палубного базирования. В обоих случаях представленные машины были далеки от серийного облика МиГ-35.

 

Первый полет «настоящего» МиГ-35 – важное событие для российской оборонки. В настоящий момент именно этот самолет является наиболее технологически «продвинутым» российским истребителем. Он будет оставаться таковым вплоть до момента появления предсерийных образцов ПАК ФА. МиГ-35 станет первым истребителем РФ, имеющим радиолокационную станцию (РЛС) с активной фазированной антенной решеткой. На многих западных машинах такие РЛС устанавливаются очень давно, но вот на истребителях для ВКС до последнего момента использовали радиолокационные станции прошлых поколений. Знаменитый Су-35С, в частности, имеет РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой.

 

Кроме совершенной радиолокационной станции самолет также может похвастаться современными оптико-локационными станциями, а также потенциальной возможностью применять широкий спектр вооружений.

 

МиГ-35 / ©МиГ

 

Самолет имеет восемь внешних узлов подвески вооружений. Он так же, как и его предшественники, получил встроенную пушку калибра 30 мм. Масса подвесного вооружения может достигать 7 тонн.

 

На вооружение ВКС России новый самолет должен поступить в 2018 году. Это событие станет знаковым, поскольку долгое время российское Минобороны отдавало предпочтение машинам Сухого. Ранее, правда, ВКС получили несколько десятков новых МиГ-29СМТ. 

naked-science.ru

гора сюрпризов для противника. Лучший в своём классе! » Военное обозрение

Во второй половине мая 2018 года произошло крайне значимое для дальнейшего становления тактического авиапарка Воздушно-космических сил России событие: Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) приступила к государственным приёмочным испытаниям многофункционального сверхманевренного тактического истребителя поколения «4++» МиГ-35. Заводские испытания, сфокусированные на тестировании бортового РЛК, оптико-электронных датчиков, системы управления вооружением, а также трёхканальной ЭДСУ с 4-кратным резервированием, были успешно завершены ещё в декабре 2017 года.

Оспорить важность этого события практически невозможно сразу по нескольким причинам. «Изделие 9-67», готовящееся к обретению оперативной боевой готовности в 2019 году, уже в первых небольших партиях сможет частично компенсировать многочисленные технологические недостатки таких устаревающих машин, как МиГ-29С/СД/М2/СМТ, на наиболее значимых воздушных направлениях Западного военного округа. В частности, данные машины, несмотря на присутствие в составе радиоэлектронной «начинки» мультиплексной шины обмена данными MIL-STD-1553B для интеграции новых элементов «информационного поля» кабины пилота, средств предупреждения об облучении, а также будущей адаптации к новым видам применяемого ракетно-бомбового вооружения, оснащаются «древними» импульсно-доплеровскими бортовыми РЛС Н010МП «Жук-МЭ» и Н019МП «Топаз».

Данные изделия представлены щелевыми антенными решётками, отличающимися крайне низкой помехозащищённостью, низкой пропускной способностью по сопровождению целей «на проходе» (10 одновременно отслеживаемых трасс целей), низкой целевой канальностью (4 и 2 одновременно обстреливаемых целей для «Жука-МЭ» и «Топаза» соответственно), плохой ремонтоспособностью и низкой надёжностью в связи с наличием единых передающего и приёмного трактов, а также слабыми энергетическими параметрами, обеспечивающими дальность обнаружения цели типа «F/A-18E» порядка 100 км (при ЭПР в пределах 2 кв. м). Если говорить более понятным языком, в связи с наличием единого высокочастотного передатчика, РЛС со щелевой антенной решёткой обладает малым временем наработки на отказ, а более низкая дальность работы наблюдается в связи с невозможностью установки столь массивного передатчика, мощность которого была бы эквивалентна суммарной мощности всех ППМ активной ФАР.

Как правило, станции со щелевыми антенными решётками отличаются большими ограничениями по минимальной эффективной отражающей поверхности обнаруживаемого объекта (в пределах 0,05—0,1 кв. м), из-за чего перспективные малозаметные крылатые ракеты противника могут банально не обнаруживаться даже на минимальных дистанциях. Единственным достоинством, которое сохраняет подобные радары на вооружении в во втором десятилетии XXI века, является программная возможность реализации режима синтезированной апертуры (SAR), правда, разрешение получаемого радиолокационного изображения составляет 15 м, в связи с чем возможность идентификации небольших наземных целей типа «пусковая установка ОТБР» или надводных типа «патрульный катер» практически отсутствует, может быть произведена лишь классификация по видимому маркеру ЭПР объекта на многофункциональном индикаторе.

Здесь впору отметить, что тактические истребители семейств F-15E «Strike Eagle», а также F-16C Block 52/52+, состоящие на вооружении Военно-воздушных сил США, уже на протяжении нескольких лет медленно, но уверенно проходят программу обновления комплекса управления вооружением новыми радиолокационными комплексами c активными ФАР AN/APG-82(V)1 и AN/APG-83 SABR. Данные РЛС не только полностью опередили по многорежимности, многоканальности, дальности действия старые щелевые радары «Страйк Иглов» AN/APG-70 и «Фальконов» AN/APG-89(V)9, но и частично «переплюнули» по уровню помехозащищённости российские бортовые радиолокационные станции с пассивными ФАР Н011М «Барс» и даже самые «дальнозоркие» в мире серийные радары Н035 «Ирбис-Э», поскольку в АФАРах, благодаря программному управлению мощностью и частотными характеристиками каждого приёмо-передающего модуля, присутствует возможность секторального «сброса» диаграммы направленности в направлении постановщика радиоэлектронных помех противника. Именно такие качества, отсутствующие у Су-30СМ и Су-35С, должны появиться у перспективного «среднего» истребителя переходного поколения МиГ-35, основу бортового радиоэлектронного оборудования которого впервые в истории российского военного авиастроения составит радиолокационная станция с активной ФАР «Жук-А» (в модификации FGA-35), представленной 960 приёмо-передающими модулями мощностью по 8 Вт.

Данный радар уверенно обнаруживает воздушные цели с ЭПР в 1 кв. м на дальности около 140 км, одновременно «завязывает трассы» 30 из них и захватывает на точное автосопровождение 6 объектов для перехвата посредством ракет воздушного боя большой дальности с активно-полуактивной / пассивной радиолокационной системой самонаведения РВВ-СД. Тактический истребитель F-15E «Strike Eagle» со смешанной конфигурацией подвески (ЭПР около 7 кв. м) может быть обнаружен на удалении около 250 км. В качестве главного достоинства «Жука-А» в работе по надводным и наземным целям отмечается разрешение в режиме синтезированной апертуры 0,5 м, о чём говорит информационная таблица, предоставленная разработчиком (АО «Корпорация «Фазотрон-НИИР») в дополнение к полноразмерному демонстратору. Именно этот РЛК по возможности идентификации поверхностных целей сможет сравниться с бортовыми РЛС Н036 «Белка», установленными на истребители 5-го поколения Су-57.

Важной деталью поставок на вооружение Воздушно-космических сил России многоцелевых истребителей МиГ-35 является их относительно небольшая цена, порядка 45—50 млн. долларов (в 1,3—1,5 раза меньше, чем у Су-35С). Вследствие этого Минобороны России рассчитывает приобрести около 170 подобных машин, обладающих заметно лучшими параметрами помехозащищённости БРЛК в воздушных баталиях на средних и больших дальностях в сравнении с «Сушками». Следующим пунктом логичнее рассмотреть возможности многофункционального истребителя МиГ-35 в «пассивной работе» по надводным, наземным и воздушным целям противника, что предусматривает полноценное использование интегрированных оптико-электронных комплексов без активного режима работы РЛС «Жук-А». Данная методика применения комплекса управления вооружением истребителя позволяет минимизировать вероятность вскрытия собственного местоположения такими средствами радиотехнической разведки противника, как многоэлементная станция предупреждения об облучении с распределённой апертурой AN/ALR-94 малозаметного истребителя F-22A, состоящая из 30 высокочувствительных антенных модулей, способных пеленговать источник излучения на удалении 460 и более км, комплекс РТР 55000 AEELS («Automatic Electronic Emitter Location Systems») стратегического разведывательного самолёта RC-135W/V «Rivet Joint», либо корабельная станция радиоэлектронной разведки AN/SLQ-32(V)2, придаваемая боевым информационно-управляющим системам «Aegis» эсминцев класса «Арлей Бёрк».

Если взглянуть, к примеру, на ранний самолёт-демонстратор МиГ («№ 154»), разработанный на базе экспериментальных двухместных МиГ-29М2 и МиГ-29КУБ ещё в 2006 году для привлечения внимания высокопоставленных военных чиновников индийского оборонного ведомства (в рамках тендера MMRCA), то можно обратить внимание на богатейшую номенклатуру интегрированных оптико-электронных средств. В частности, на борту машины замечены: носовой оптико-электронный комплекс ОЛС-УЭМ (работает в инфракрасном / телевизионном каналах визирования и способен обнаруживать цели на дальности 45-50 км в заднюю полусферу и 20 км в переднюю полусферу), аналогичный двухдиапазонный оптико-электронный комплекс ОЛС-К (обнаруживает отдельные единицы крупной бронетехники на удалении 20 км, небольшие десантные катера — 40 км и корабли класса «фрегат» — 90-120 км, в зависимости от метеорологической обстановки), размещённый в конформном контейнере правой мотогондолы, а также станцию обнаружения атакующих ракет (СОАР).

Последняя представлена инфракрасным датчиком обзора нижней полусферы (НС-ОАР) и верхней полусферы (ВС-ОАР), способных по горячему факелу ракетного двигателя обнаруживать и сопровождать практически любую ракету (от противорадиолокационной и зенитной на удалении до 50 км до ракеты воздушного боя семейства AMRAAM — около 30 км). Более того, система способна обнаруживать пуски оперативно-тактических баллистических ракет и крылатых ракет «Томагавк» на расстоянии в несколько сотен километров, равно как и комплекс DAS американского истребителя 5-го поколения F-35A. Как известно, посредством введения соответствующих программно-аппаратных опций можно добиться полноценной синхронизации СОАР с КУВ истребителя, что в конечном счёте позволит оператору систем (второму пилоту МиГ-35) по целеуказанию датчиков данной системы наводить ракеты класса «воздух-воздух» не только на истребители противника, но и на атакующие ракеты воздушного боя и ЗУР противника. Под эти задачи адаптированы ракеты воздушного боя Р-77, РВВ-СД, Р-73 РДМ-2, а также РВВ-МД.

На практике это выглядит следующим образом. Истребители поколений «4» и «4+» МиГ-29С, МиГ-29СМТ и Су-27, оснащённые устаревшими радиолокационными комплексами со щелевой антенной решёткой Н019МП «Топаз», «Жук-МЭ», а также антенной Кассегрена Н001, практически не имеют возможности перехватывать запущенные противником ракеты воздушного боя в связи с отсутствием способности заблаговременно обнаруживать столь малоразмерные цели и захватывать их на автосопровождение (эффективная отражающая поверхность AIM-9X Block II и AIM-120D едва достигает 0,03—0,07 кв. м). Успешная реализация подобного перехвата может произойти лишь в том случае, если лётчик визуально обнаружит момент схода «Сайдвиндера» с подкрыльевого пилона истребителя противника, находящегося на удалении 8—10 км, и мгновенно применит «резервный режим» захвата факела приближающейся ракеты посредством ГСН собственной Р-73. Как известно, подобный «быстрый» режим требует лишь совмещения прицельного перекрестия, являющегося конусом сканирования ИКГСН ракеты, с видимым теплоконтрастным объектом.

Но такая «козырная» возможность вряд ли станет частым событием воздушных боёв XXI века, где AIM-120С/D запускается c дистанции 50—100 км. Более того, визуально засечь старт РДТТ ракеты с современным малодымным топливом не так уж и просто. Следовательно, лишь инфракрасная станция обнаружения атакующих ракет, синхронизированная с КУВ истребителя, способна воплотить в реальность подобные замыслы по уничтожению УРВБ противника. В Штатах подобная концепция использования ракет воздушного боя медленно продвигается к реализации в рамках амбициозного проекта SACM-T («Small, Advanced Capability Missile Technologies»), разработкой которого уже на протяжении нескольких лет заняты военно-промышленная компания, специализирующаяся на проектировании ракетного вооружения и радиоэлектронных средств «Raytheon» и Исследовательская лаборатория Военно-воздушных сил США («Air Force Research Laboratory»).

В основе данного проекта, начатого компанией «Локхид Мартин», лежит создание радикально усовершенствованной малоразмерной («урезанной») модификации ракеты класса «воздух-воздух» AIM-120C AMRAAM. Изделие, также именуемое CUDA, планируется оснастить высокоточной активной радиолокационной головкой самонаведения миллиметрового диапазона, а также 13 «газодинамическим поясами» из более чем сотни миниатюрных двигателей поперечного управления, обеспечивающих кинетическое уничтожение перехватываемой ракеты противником методом прямого попадания. Начало поступления «SACM-T/CUDA» в боекомплекты истребителей ВВС и ВМС США ожидается к началу 30-х годов, а поэтому и у специалистов ГосМКБ «Вымпел» имеется масса времени для наделения ракет воздушного боя РВВ-СД качествами противоракет для самообороны. Другой вопрос заключается в том, что о подобных приоритетах модернизации оборонительных средств для авиапарка ВКС сегодня не говорят ни военно-дипломатические источники, ни сам разработчик; а ещё есть такой момент как финансирование, о котором и вовсе лучше помалкивать.

Вырисовывается картина, схожая с пробуксовкой программы «прямоточной» ракеты сверхдальнего воздушного боя РВВ-АЕ-ПД. А ведь именно от продвижения подобных проектов и будет зависеть безопасность лётного состава наших Воздушно-космических сил в случае столкновения с авиацией западных ВВС. Таким образом можно констатировать, что в вопросах самообороны истребителей российских ВКС вся надежда остаётся лишь на увязку ракет семейства Р-77 со станцией обнаружения атакующих ракет (СОАР), но рассматривать такую увязку в качестве идеального асимметричного ответа на американский проект SACM-T совершенно не приходится, потому что лётно-технические характеристики ракеты-перехватчика CUDA будут почти в 2 раза превосходить РВВ-АЕ благодаря газодинамическому управлению, ведь первая изначально разрабатывается для борьбы с малоразмерными вражескими ракетами класса «В-В».

Мы же перейдём к оценке конструктивных изменений размещения оптико-электронного модуля для работы в режиме «воздух-поверхность» на новых опытных образцах МиГ-35 для ВКС России, а также связанных с этим изменением негативных и позитивных последствий. Если внимательно взглянуть на ранний демонстратор МиГ-35 с бортовым номером «154», собранный для демонстраций в рамках MMRCA, а затем на последний демонстратор «№702 синий», прошедший заводские лётные испытания в 2017 году, можно обратить внимание, что на первом установлен оптико-электронный комплекс ОЛС-К в малоразмерном обтекаемом конформном модуле-контейнере, на нижней поверхности которого и размещена оптикопрозрачная турель для обзора нижней полусферы.

Масса данного модуля, а также коэффициент аэродинамического сопротивления минимальны, что лишь незначительно сказывается на боевом радиусе действия. На демонстраторе с бортовым номером «702» для российских ВКС мы можем обратить внимание на более массивный и крупногабаритный подвесной контейнерный оптико-электронный комплекс Т220/Э. Судя по всему, именно этот комплекс будет использоваться на российских МиГ-35. Несомненно, главным его недостатком можно считать значительное аэродинамическое сопротивление в связи с диаметром контейнера в 370 мм и весьма крупным узлом крепления к правой мотогондоле, что снизит радиус действия на несколько десятков километров. Также следует ожидать дополнительного снижения максимальной скорости (при наличии ракет на подвеске) с 2100 до 1850—1900 км/ч.

Есть у комплекса Т220/Э и серьёзные достоинства перед ОЛС-К. Это значительно лучший обзор верхнего сектора угломестной плоскости, достигаемый благодаря ориентированной в переднюю полусферу поворотной турели контейнера, в отличие от неподвижной турели ОЛС-К, «смотрящей вниз». За счёт этого Т220/Э может не только вести обзор нижней полусферы, но и «заглядывать» на угол 7—10 градусов выше линии горизонта (в верхнюю полусферу). Следовательно, комплекс может быть применён для классификации и идентификации удалённых воздушных целей в телевизионном диапазоне, в дополнение к ОЛС-УЭМ.

Верхнее фото: демонстратор МиГ-35 (борт №154) с оптико-электронным прицельным комплексом ОЛС-К; нижнее: опытный экземпляр МиГ-35 (борт №702) для заводских и государственных испытаний с подвесным контейнером Т220/Э

Кроме того, судя по значительно большему размеру «турельной головки» Т220 в сравнении с ОЛС-К, первый имеет куда более длиннофокусную и светосильную оптическую систему, позволяющую реализовать оптическое увеличение наблюдаемого объекта в 30X и более, не считая цифрового.

Не лишён Т220/Э и недостатков. Одним из них является конструктивная невозможность доворота объектива на углы более 20 градусов от продольной оси подвесного контейнера. Итог: исключена возможность обзора нижнего сектора задней полусферы (оператор систем МиГ-35 не сможет отслеживать наземную тактическую обстановку «в хвосте» машины без выполнения разворота истребителя). Комплекс ОЛС-К может похвастаться данной особенностью. Какие тактические преимущества даёт эта особенность ОЛС-К? Отпадает потребность в довороте истребителя в направлении, насыщенном современными зенитно-ракетными комплексами малой дальности противника, которые прикрывают разведываемый объект.

Помимо стандартной оптико-электронной разведки наземных объектов в задней полусфере, ОЛС-К обеспечивает ещё и их подсвет для тактических ракет с полуактивными лазерными головками самонаведения, запущенных с других носителей (от штурмовиков Су-25 до противотанковых комплексов «Гермес» в различных исполнениях). Таких возможностей по работе с целями в задней полусфере не даёт ни один отечественный или зарубежный контейнерный прицельно-навигационный комплекс, включая такие известные изделия, как «Сапсан-Э», а также штатовский «Sniper-ATP» («Advanced Targeting Pod»). Единственные изделия, которые по зоне обзора ЗПС приближаются к ОЛС-К, это французский подвесной комплекс «TALIOS Multi-Function Targeting Pod» и турецкий «ASELPOD-ATP», «турельные головки» которых вращаются на подшипниках в вертикальной плоскости. Как бы там ни было, придётся довольствоваться технологическими преимуществами комплекса Т220/Э, учитывая, что ни на одном многоцелевом истребителе поколения «4+» семейств МиГ-29СМТ, Су-27СМ и Су-30 до сегодняшнего дня так и не было внедрено подвесных средств разведки и целеуказания.

Контейнерный оптико-электронный комплекс TALIOS

На фоне всех вышеописанных достоинств комплекса управления вооружением многофункционального истребителя МиГ-35, абсолютно необоснованно смотрятся заявления различных российских специалистов в статье «Эксперты забраковали корабельный МиГ-35» на ресурсе «Yтро.ру». Так, в публикации можно встретить мнение главреда журнала «Экспорт вооружений» Андрея Фролова, в соответствии с которым МиГ-35 устарел в качестве платформы для разработки перспективного палубного авиационного комплекса. По сути, аргументируется данный вывод «прожорливостью» турбореактивных двухконтурных двигателей РД-33МК/МКВ, малым боевым радиусом действия, а также несоответствием радиолокационной сигнатуры планера показателям машин 5-го поколения. Но так ли всё печально складывается для передовой модификации истребителя семейства МиГ-29, планер которого ещё на протяжении десятков лет будет считаться «аэродинамическим эталоном» наравне с планерами семейства Т-10?

Новые «Изделия 9-61/67» благодаря внедрению большего количества элементов, представленных композиционными материалами, сохраняют пустую («сухую») массу в пределах 11000—11500 кг, в то время как нормальная взлётная масса с 4800 кг топлива, а также 6 ракетами РВВ-СД и 2 РВВ-МД на подвесках составит около 17,8—18 тонн. В момент израсходования части топлива (на момент воздушного боя) масса машины будет находится в пределах 16 тонн, что при суммарной тяге ТРДДФ РД-33МКВ в 18000 кгс обеспечивает тяговооружённость в 1,12 кгс/кг. Вполне неплохо для ближнего воздушного боя с «Супер Хорнетом» даже с использованием обыкновенного установившегося разворота с угловой скоростью в 23 град/с. А присутствует ещё и всеракурсная система отклонения вектора тяги!

Если же говорить об эффективной отражающей поверхности (ЭПР) МиГ-35, то при использовании радиопоглощающих покрытий имеем снижение до 1,2—1,5 кв. м, что для истребителя переходного поколения является просто отличным показателем. МиГ-35 и не задумывался специалистами РСК «МиГ» в качестве концепта 5-го поколения, тем не менее, по уровню бортового радиоэлектронного оборудования вполне соответствует данному уровню. Ярким тому примером являются работы «Боинга» над такими машинами поколения «4++», как F-15SE «Silent Eagle» (проекту планера более 45 лет, но никто в США не называет этот истребитель «древним металлоломом») или F-16 Block 70. Что же касается радиуса действия в 1000 км, то для многоцелевого (тем более палубного) среднего истребителя это вполне достойно; достаточно посмотреть F/A-18E/F или F-35A. Другое дело, что под огромным вопросом и в тумане неопределённости находится строительство головного авианосца класса «Шторм», не говоря уже о серии… Но это вопрос уже совершенно иного обзора.

Источники информации:https://utro.ru/army/2018/05/31/1362632.shtmlhttp://bastion-karpenko.ru/guk-a/https://combataircraft.keypublishing.com/2017/03/24/usaf-still-evaluating-f-16-radar-upgrade/http://airwar.ru/enc/fighter/mig29smt.htmlhttp://airwar.ru/enc/fighter/mig29m2.html

topwar.ru

Истребитель МиГ-35: гора сюрпризов для противника

Истребитель МиГ-35: гора сюрпризов для противника

Во второй половине мая 2018 года произошло крайне значимое для дальнейшего становления тактического авиапарка Воздушно-космических сил России событие: Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) приступила к государственным приёмочным испытаниям многофункционального сверхманевренного тактического истребителя поколения «4++» МиГ-35. Заводские испытания, сфокусированные на тестировании бортового РЛК, оптико-электронных датчиков, системы управления вооружением, а также трёхканальной ЭДСУ с 4-кратным резервированием, были успешно завершены ещё в декабре 2017 года.

Оспорить важность этого события практически невозможно сразу по нескольким причинам. «Изделие 9-67», готовящееся к обретению оперативной боевой готовности в 2019 году, уже в первых небольших партиях сможет частично компенсировать многочисленные технологические недостатки таких устаревающих машин, как МиГ-29С/СД/М2/СМТ, на наиболее значимых воздушных направлениях Западного военного округа. В частности, данные машины, несмотря на присутствие в составе радиоэлектронной «начинки» мультиплексной шины обмена данными MIL-STD-1553B для интеграции новых элементов «информационного поля» кабины пилота, средств предупреждения об облучении, а также будущей адаптации к новым видам применяемого ракетно-бомбового вооружения, оснащаются «древними» импульсно-доплеровскими бортовыми РЛС Н010МП «Жук-МЭ» и Н019МП «Топаз».

Данные изделия представлены щелевыми антенными решётками, отличающимися крайне низкой помехозащищённостью, низкой пропускной способностью по сопровождению целей «на проходе» (10 одновременно отслеживаемых трасс целей), низкой целевой канальностью (4 и 2 одновременно обстреливаемых целей для «Жука-МЭ» и «Топаза» соответственно), плохой ремонтоспособностью и низкой надёжностью в связи с наличием единых передающего и приёмного трактов, а также слабыми энергетическими параметрами, обеспечивающими дальность обнаружения цели типа «F/A-18E» порядка 100 км (при ЭПР в пределах 2 кв. м). Если говорить более понятным языком, в связи с наличием единого высокочастотного передатчика, РЛС со щелевой антенной решёткой обладает малым временем наработки на отказ, а более низкая дальность работы наблюдается в связи с невозможностью установки столь массивного передатчика, мощность которого была бы эквивалентна суммарной мощности всех ППМ активной ФАР.

Как правило, станции со щелевыми антенными решётками отличаются большими ограничениями по минимальной эффективной отражающей поверхности обнаруживаемого объекта (в пределах 0,05—0,1 кв. м), из-за чего перспективные малозаметные крылатые ракеты противника могут банально не обнаруживаться даже на минимальных дистанциях. Единственным достоинством, которое сохраняет подобные радары на вооружении в во втором десятилетии XXI века, является программная возможность реализации режима синтезированной апертуры (SAR), правда, разрешение получаемого радиолокационного изображения составляет 15 м, в связи с чем возможность идентификации небольших наземных целей типа «пусковая установка ОТБР» или надводных типа «патрульный катер» практически отсутствует, может быть произведена лишь классификация по видимому маркеру ЭПР объекта на многофункциональном индикаторе.

Истребитель МиГ-35: гора сюрпризов для противника

Здесь впору отметить, что тактические истребители семейств F-15E «Strike Eagle», а также F-16C Block 52/52+, состоящие на вооружении Военно-воздушных сил США, уже на протяжении нескольких лет медленно, но уверенно проходят программу обновления комплекса управления вооружением новыми радиолокационными комплексами c активными ФАР AN/APG-82(V)1 и AN/APG-83 SABR. Данные РЛС не только полностью опередили по многорежимности, многоканальности, дальности действия старые щелевые радары «Страйк Иглов» AN/APG-70 и «Фальконов» AN/APG-89(V)9, но и частично «переплюнули» по уровню помехозащищённости российские бортовые радиолокационные станции с пассивными ФАР Н011М «Барс» и даже самые «дальнозоркие» в мире серийные радары Н035 «Ирбис-Э», поскольку в АФАРах, благодаря программному управлению мощностью и частотными характеристиками каждого приёмо-передающего модуля, присутствует возможность секторального «сброса» диаграммы направленности в направлении постановщика радиоэлектронных помех противника.

Именно такие качества, отсутствующие у Су-30СМ и Су-35С, должны появиться у перспективного «среднего» истребителя переходного поколения МиГ-35, основу бортового радиоэлектронного оборудования которого впервые в истории российского военного авиастроения составит радиолокационная станция с активной ФАР «Жук-А» (в модификации FGA-35), представленной 960 приёмо-передающими модулями мощностью по 8 Вт.

Данный радар уверенно обнаруживает воздушные цели с ЭПР в 1 кв. м на дальности около 140 км, одновременно «завязывает трассы» 30 из них и захватывает на точное автосопровождение 6 объектов для перехвата посредством ракет воздушного боя большой дальности с активно-полуактивной / пассивной радиолокационной системой самонаведения РВВ-СД. Тактический истребитель F-15E «Strike Eagle» со смешанной конфигурацией подвески (ЭПР около 7 кв. м) может быть обнаружен на удалении около 250 км.

В качестве главного достоинства «Жука-А» в работе по надводным и наземным целям отмечается разрешение в режиме синтезированной апертуры 0,5 м, о чём говорит информационная таблица, предоставленная разработчиком (АО «Корпорация «Фазотрон-НИИР») в дополнение к полноразмерному демонстратору. Именно этот РЛК по возможности идентификации поверхностных целей сможет сравниться с бортовыми РЛС Н036 «Белка», установленными на истребители 5-го поколения Су-57.

Важной деталью поставок на вооружение ВКС России многоцелевых истребителей МиГ-35 является их относительно небольшая цена, порядка 45—50 млн. долларов (в 1,3—1,5 раза меньше, чем у Су-35С). Вследствие этого Минобороны России рассчитывает приобрести около 170 подобных машин, обладающих заметно лучшими параметрами помехозащищённости БРЛК в воздушных баталиях на средних и больших дальностях в сравнении с «Сушками».

Следующим пунктом логичнее рассмотреть возможности многофункционального истребителя МиГ-35 в «пассивной работе» по надводным, наземным и воздушным целям противника, что предусматривает полноценное использование интегрированных оптико-электронных комплексов без активного режима работы РЛС «Жук-А». Данная методика применения комплекса управления вооружением истребителя позволяет минимизировать вероятность вскрытия собственного местоположения такими средствами радиотехнической разведки противника, как многоэлементная станция предупреждения об облучении с распределённой апертурой AN/ALR-94 малозаметного истребителя F-22A, состоящая из 30 высокочувствительных антенных модулей, способных пеленговать источник излучения на удалении 460 и более км, комплекс РТР 55000 AEELS («Automatic Electronic Emitter Location Systems») стратегического разведывательного самолёта RC-135W/V «Rivet Joint», либо корабельная станция радиоэлектронной разведки AN/SLQ-32(V)2, придаваемая боевым информационно-управляющим системам «Aegis» эсминцев класса «Арлей Бёрк».

Если взглянуть, к примеру, на ранний самолёт-демонстратор МиГ («№ 154»), разработанный на базе экспериментальных двухместных МиГ-29М2 и МиГ-29КУБ ещё в 2006 году для привлечения внимания высокопоставленных военных чиновников индийского оборонного ведомства (в рамках тендера MMRCA), то можно обратить внимание на богатейшую номенклатуру интегрированных оптико-электронных средств. В частности, на борту машины замечены: носовой оптико-электронный комплекс ОЛС-УЭМ (работает в инфракрасном / телевизионном каналах визирования и способен обнаруживать цели на дальности 45-50 км в заднюю полусферу и 20 км в переднюю полусферу), аналогичный двухдиапазонный оптико-электронный комплекс ОЛС-К (обнаруживает отдельные единицы крупной бронетехники на удалении 20 км, небольшие десантные катера — 40 км и корабли класса «фрегат» — 90-120 км, в зависимости от метеорологической обстановки), размещённый в конформном контейнере правой мотогондолы, а также станцию обнаружения атакующих ракет (СОАР).

Истребитель МиГ-35: гора сюрпризов для противника

Последняя представлена инфракрасным датчиком обзора нижней полусферы (НС-ОАР) и верхней полусферы (ВС-ОАР), способных по горячему факелу ракетного двигателя обнаруживать и сопровождать практически любую ракету (от противорадиолокационной и зенитной на удалении до 50 км до ракеты воздушного боя семейства AMRAAM — около 30 км). Более того, система способна обнаруживать пуски оперативно-тактических баллистических ракет и крылатых ракет «Томагавк» на расстоянии в несколько сотен километров, равно как и комплекс DAS американского истребителя 5-го поколения F-35A.

Как известно, посредством введения соответствующих программно-аппаратных опций можно добиться полноценной синхронизации СОАР с КУВ истребителя, что в конечном счёте позволит оператору систем (второму пилоту МиГ-35) по целеуказанию датчиков данной системы наводить ракеты класса «воздух-воздух» не только на истребители противника, но и на атакующие ракеты воздушного боя и ЗУР противника. Под эти задачи адаптированы ракеты воздушного боя Р-77, РВВ-СД, Р-73 РДМ-2, а также РВВ-МД.

На практике это выглядит следующим образом. Истребители поколений «4» и «4+» МиГ-29С, МиГ-29СМТ и Су-27, оснащённые устаревшими радиолокационными комплексами со щелевой антенной решёткой Н019МП «Топаз», «Жук-МЭ», а также антенной Кассегрена Н001, практически не имеют возможности перехватывать запущенные противником ракеты воздушного боя в связи с отсутствием способности заблаговременно обнаруживать столь малоразмерные цели и захватывать их на автосопровождение (эффективная отражающая поверхность AIM-9X Block II и AIM-120D едва достигает 0,03—0,07 кв. м). Успешная реализация подобного перехвата может произойти лишь в том случае, если лётчик визуально обнаружит момент схода «Сайдвиндера» с подкрыльевого пилона истребителя противника, находящегося на удалении 8—10 км, и мгновенно применит «резервный режим» захвата факела приближающейся ракеты посредством ГСН собственной Р-73. Как известно, подобный «быстрый» режим требует лишь совмещения прицельного перекрестия, являющегося конусом сканирования ИКГСН ракеты, с видимым теплоконтрастным объектом.

Но такая «козырная» возможность вряд ли станет частым событием воздушных боёв XXI века, где AIM-120С/D запускается c дистанции 50—100 км. Более того, визуально засечь старт РДТТ ракеты с современным малодымным топливом не так уж и просто. Следовательно, лишь инфракрасная станция обнаружения атакующих ракет, синхронизированная с КУВ истребителя, способна воплотить в реальность подобные замыслы по уничтожению УРВБ противника. В США подобная концепция использования ракет воздушного боя медленно продвигается к реализации в рамках амбициозного проекта SACM-T («Small, Advanced Capability Missile Technologies»), разработкой которого уже на протяжении нескольких лет заняты военно-промышленная компания, специализирующаяся на проектировании ракетного вооружения и радиоэлектронных средств «Raytheon» и Исследовательская лаборатория Военно-воздушных сил США («Air Force Research Laboratory»).

В основе данного проекта, начатого компанией «Локхид Мартин», лежит создание радикально усовершенствованной малоразмерной («урезанной») модификации ракеты класса «воздух-воздух» AIM-120C AMRAAM. Изделие, также именуемое CUDA, планируется оснастить высокоточной активной радиолокационной головкой самонаведения миллиметрового диапазона, а также 13 «газодинамическим поясами» из более чем сотни миниатюрных двигателей поперечного управления, обеспечивающих кинетическое уничтожение перехватываемой ракеты противником методом прямого попадания. Начало поступления «SACM-T/CUDA» в боекомплекты истребителей ВВС и ВМС США ожидается к началу 30-х годов, а поэтому и у специалистов ГосМКБ «Вымпел» имеется масса времени для наделения ракет воздушного боя РВВ-СД качествами противоракет для самообороны. Другой вопрос заключается в том, что о подобных приоритетах модернизации оборонительных средств для авиапарка ВКС сегодня не говорят ни военно-дипломатические источники, ни сам разработчик; а ещё есть такой момент как финансирование, о котором и вовсе лучше помалкивать.

Вырисовывается картина, схожая с пробуксовкой программы «прямоточной» ракеты сверхдальнего воздушного боя РВВ-АЕ-ПД. А ведь именно от продвижения подобных проектов и будет зависеть безопасность лётного состава наших Воздушно-космических сил в случае столкновения с авиацией западных ВВС. Таким образом можно констатировать, что в вопросах самообороны истребителей российских ВКС вся надежда остаётся лишь на увязку ракет семейства Р-77 со станцией обнаружения атакующих ракет (СОАР), но рассматривать такую увязку в качестве идеального асимметричного ответа на американский проект SACM-T совершенно не приходится, потому что лётно-технические характеристики ракеты-перехватчика CUDA будут почти в 2 раза превосходить РВВ-АЕ благодаря газодинамическому управлению, ведь первая изначально разрабатывается для борьбы с малоразмерными вражескими ракетами класса «В-В».

Мы же перейдём к оценке конструктивных изменений размещения оптико-электронного модуля для работы в режиме «воздух-поверхность» на новых опытных образцах МиГ-35 для ВКС России, а также связанных с этим изменением негативных и позитивных последствий. Если внимательно взглянуть на ранний демонстратор МиГ-35 с бортовым номером «154», собранный для демонстраций в рамках MMRCA, а затем на последний демонстратор «№702 синий», прошедший заводские лётные испытания в 2017 году, можно обратить внимание, что на первом установлен оптико-электронный комплекс ОЛС-К в малоразмерном обтекаемом конформном модуле-контейнере, на нижней поверхности которого и размещена оптикопрозрачная турель для обзора нижней полусферы.

Масса данного модуля, а также коэффициент аэродинамического сопротивления минимальны, что лишь незначительно сказывается на боевом радиусе действия. На демонстраторе с бортовым номером «702» для российских ВКС мы можем обратить внимание на более массивный и крупногабаритный подвесной контейнерный оптико-электронный комплекс Т220/Э. Судя по всему, именно этот комплекс будет использоваться на российских МиГ-35. Несомненно, главным его недостатком можно считать значительное аэродинамическое сопротивление в связи с диаметром контейнера в 370 мм и весьма крупным узлом крепления к правой мотогондоле, что снизит радиус действия на несколько десятков километров. Также следует ожидать дополнительного снижения максимальной скорости (при наличии ракет на подвеске) с 2100 до 1850—1900 км/ч.

Есть у комплекса Т220/Э и серьёзные достоинства перед ОЛС-К. Это значительно лучший обзор верхнего сектора угломестной плоскости, достигаемый благодаря ориентированной в переднюю полусферу поворотной турели контейнера, в отличие от неподвижной турели ОЛС-К, «смотрящей вниз». За счёт этого Т220/Э может не только вести обзор нижней полусферы, но и «заглядывать» на угол 7—10 градусов выше линии горизонта (в верхнюю полусферу). Следовательно, комплекс может быть применён для классификации и идентификации удалённых воздушных целей в телевизионном диапазоне, в дополнение к ОЛС-УЭМ.

Истребитель МиГ-35: гора сюрпризов для противникаВерхнее фото: демонстратор МиГ-35 (борт №154) с оптико-электронным прицельным комплексом ОЛС-К; нижнее: опытный экземпляр МиГ-35 (борт №702) для заводских и государственных испытаний с подвесным контейнером Т220/Э

Кроме того, судя по значительно большему размеру «турельной головки» Т220 в сравнении с ОЛС-К, первый имеет куда более длиннофокусную и светосильную оптическую систему, позволяющую реализовать оптическое увеличение наблюдаемого объекта в 30X и более, не считая цифрового.

Не лишён Т220/Э и недостатков. Одним из них является конструктивная невозможность доворота объектива на углы более 20 градусов от продольной оси подвесного контейнера. Итог: исключена возможность обзора нижнего сектора задней полусферы (оператор систем МиГ-35 не сможет отслеживать наземную тактическую обстановку «в хвосте» машины без выполнения разворота истребителя). Комплекс ОЛС-К может похвастаться данной особенностью. Какие тактические преимущества даёт эта особенность ОЛС-К? Отпадает потребность в довороте истребителя в направлении, насыщенном современными зенитно-ракетными комплексами малой дальности противника, которые прикрывают разведываемый объект.

Помимо стандартной оптико-электронной разведки наземных объектов в задней полусфере, ОЛС-К обеспечивает ещё и их подсвет для тактических ракет с полуактивными лазерными головками самонаведения, запущенных с других носителей (от штурмовиков Су-25 до противотанковых комплексов «Гермес» в различных исполнениях). Таких возможностей по работе с целями в задней полусфере не даёт ни один отечественный или зарубежный контейнерный прицельно-навигационный комплекс, включая такие известные изделия, как «Сапсан-Э», а также штатовский «Sniper-ATP» («Advanced Targeting Pod»).

Единственные изделия, которые по зоне обзора ЗПС приближаются к ОЛС-К, это французский подвесной комплекс «TALIOS Multi-Function Targeting Pod» и турецкий «ASELPOD-ATP», «турельные головки» которых вращаются на подшипниках в вертикальной плоскости. Как бы там ни было, придётся довольствоваться технологическими преимуществами комплекса Т220/Э, учитывая, что ни на одном многоцелевом истребителе поколения «4+» семейств МиГ-29СМТ, Су-27СМ и Су-30 до сегодняшнего дня так и не было внедрено подвесных средств разведки и целеуказания.

Истребитель МиГ-35: гора сюрпризов для противникаФранцузский  контейнерный оптико-электронный комплекс TALIOS

На фоне всех вышеописанных достоинств комплекса управления вооружением многофункционального истребителя МиГ-35, абсолютно необоснованно смотрятся заявления различных российских специалистов в статье «Эксперты забраковали корабельный МиГ-35» на ресурсе «Yтро.ру». Так, в публикации можно встретить мнение главреда журнала «Экспорт вооружений» Андрея Фролова, в соответствии с которым МиГ-35 устарел в качестве платформы для разработки перспективного палубного авиационного комплекса. По сути, аргументируется данный вывод «прожорливостью» турбореактивных двухконтурных двигателей РД-33МК/МКВ, малым боевым радиусом действия, а также несоответствием радиолокационной сигнатуры планера показателям машин 5-го поколения. Но так ли всё печально складывается для передовой модификации истребителя семейства МиГ-29, планер которого ещё на протяжении десятков лет будет считаться «аэродинамическим эталоном» наравне с планерами семейства Т-10?

Новые «Изделия 9-61/67» благодаря внедрению большего количества элементов, представленных композиционными материалами, сохраняют пустую («сухую») массу в пределах 11000—11500 кг, в то время как нормальная взлётная масса с 4800 кг топлива, а также 6 ракетами РВВ-СД и 2 РВВ-МД на подвесках составит около 17,8—18 тонн. В момент израсходования части топлива (на момент воздушного боя) масса машины будет находится в пределах 16 тонн, что при суммарной тяге ТРДДФ РД-33МКВ в 18000 кгс обеспечивает тяговооружённость в 1,12 кгс/кг. Вполне неплохо для ближнего воздушного боя с «Супер Хорнетом» даже с использованием обыкновенного установившегося разворота с угловой скоростью в 23 град/с. А присутствует ещё и всеракурсная система отклонения вектора тяги!

Если же говорить об эффективной отражающей поверхности (ЭПР) МиГ-35, то при использовании радиопоглощающих покрытий имеем снижение до 1,2—1,5 кв. м, что для истребителя переходного поколения является просто отличным показателем. МиГ-35 и не задумывался специалистами РСК «МиГ» в качестве концепта 5-го поколения, тем не менее, по уровню бортового радиоэлектронного оборудования вполне соответствует данному уровню. Ярким тому примером являются работы «Боинга» над такими машинами поколения «4++», как F-15SE «Silent Eagle» (проекту планера более 45 лет, но никто в США не называет этот истребитель «древним металлоломом») или F-16 Block 70.

Что же касается радиуса действия в 1000 км, то для многоцелевого (тем более палубного) среднего истребителя это вполне достойно; достаточно посмотреть F/A-18E/F или F-35A. Другое дело, что под огромным вопросом и в тумане неопределённости находится строительство головного авианосца класса «Шторм», не говоря уже о серии… Но это вопрос уже совершенно иного обзора.

Источники информации:— utro.ru/army/2018/05/31/1362632.shtml— bastion-karpenko.ru/guk-a/— combataircraft.keypublishing.com/2017/03/24/usaf-still-evaluating-f-16-radar-upgrade/— airwar.ru/enc/fighter/mig29smt.html— airwar.ru/enc/fighter/mig29m2.html

/Евгений Даманцев, topwar.ru/

army-news.ru

новая «точка опоры» российского неба » Военное обозрение

На авиационно-космическом салоне Paris Air Show 2015 в Ле-Бурже «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» демонстрирует новейший многоцелевой истребитель МиГ-35 – по классификации НАТО Fulcrum-F, что означает «Точка опоры».

Чем «ученик» превзошел «учителя»

Новый истребитель МиГ-35 представляет модернизированный вариант советского МиГ-29. Самолет МиГ-35 внешне очень похож на предшествующую ему модель, но на самом деле – это принципиально новый, абсолютно другой самолет. Он способен летать на 300 км дальше, в нем больше автоматики, что значительно облегчило работу пилота, и, наконец, его огневая мощь и боевой запас значительно увеличены.

Новый многоцелевой истребитель лучше других машин сможет справиться с любой боевой задачей. Именно так считает заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Российской Федерации Анатолий Квочур:

«Задача МиГ-35 - уничтожение точечных очагов боевых действий, объектов ПВО или «отработка» по крупным административным центрам, предприятиям оборонки, стратегическим объектам вроде атомных электростанций».

Автономная боевая система

Максимальная взлетная масса МиГ-35 по сравнению с МиГ-29 возросла на 30% и достигла 23,5 тонн. Фактически из легкого весового класса он перешел в средний.

Истребитель МиГ-35 по праву может называться автономной боевой системой. За счет систем радиолокационной и инфракрасной завес самолет обладает высокой боевой «живучестью», - то есть его, практически, невозможно увидеть, а, следовательно, и сбить. МиГ-35 поднимается на высоту до 17 километров, что позволяет ему легко уничтожить цель, которая находится почти на 10 километров выше него.

МиГ-35 оснащен современным комплексом обороны, который сведет до минимума внезапную атаку со стороны противника. Им распознаются как самолеты, так и ракеты. «Тридцать пятый» неприхотлив к качеству и длине взлетной полосы аэродрома. Для того, чтобы подняться в воздух, ему нужны всего лишь 260 метров твердой и ровной поверхности. Истребитель способен выполнять посадку на необорудованных аэродромах ночью и в сложных метеоусловиях.

Надежней не бывает

Все системы управления машиной продублированы. Так, например, вместо двух генераторов, которые были установлены на МиГ-29, новый самолет получил сразу четыре. Проверить все бортовые системы до запуска двигателя, а значит - сэкономить топливо, можно еще на земле. Эту функцию выполняет специальная система стартеров. Особый шик автономной боевой системе МиГ-35 придает бортовая установка добычи кислорода из воздуха.

А еще бортовая радиолокационная система (БРЛС) дает возможность пилоту находить и сопровождать самолеты противника на расстоянии до 120 км. МиГ-35 может одновременно вести огонь сразу по четырем целям и при этом не «упускать из вида» еще до десяти из них. По уровню интеграции на борт технологических решений, относящихся к пятому поколению истребителей, МиГ-35 не имеет себе равных среди европейских самолетов.

Вооружен «до зубов»

В качестве навесного вооружения самолет МиГ-35 может использовать ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». Самолет вооружается как корректируемыми бомбами, так и неуправляемым ракетным вооружением. Для поражения наземных целей и истребителей противника самолет вооружен автоматической пушкой ГШ-301 (боекомплект – 150 патронов). При снаряженной массе в 11 тонн, самолет может разгоняться до 2300 км/ч. При этом на борт он может взять 4,5 тонны вооружения и пролететь с ним до 5 500.

«Изюминкой» самолета является новейшая радиолокационная БРЛС «Жук-АЭ» нового поколения, оснащенная активной фазированной антенной решеткой. Возможности радара позволяют выделять движущиеся цели и распознавать их тип по вторичным признакам, а также определять число целей в группе. Современная оптроника МиГ-35 обеспечивает ведение воздушного боя днем и ночью в пределах и за пределами визуальной видимости, что соответствует западным истребителям пятого поколения.

Для повышения выживаемости машины в воздухе ставка была сделана на развитый комплекс обороны, включающий радиоэлектронные и оптико-электронные системы. В бою за пределами визуального обнаружения наиболее эффективный способ сорвать направленную против тебя атаку – создать эффективные помехи системам обнаружения и наведения врага. Но сначала его нападение надо обнаружить. И в этом отношении МиГ-35 нет равных. Две оптико-электронные системы самолета - слежения за выпущенными ракетами и обнаружения лазерного облучения - лишают противника фактора внезапности и дают пилоту истребителя достаточно времени, чтобы уклониться от атаки или применить имеющиеся средства противодействия.

«Сердце» и «серое вещество» МиГ-35

На новом МиГе устанавливаются двигатели РД-33МК. Предусмотрена также возможность оснащения истребителя силовой установкой с изменяемым вектором тяги. Подача топлива осуществляется из пяти баков, расположенных в фюзеляже самолета, а также в двух крыльевых отсеках. Общая стандартная емкость их составляет 4300 литров топлива. В самолете используется система автоматического управления САУ-451. Это было сделано для снижения нагрузки на пилота. Скорости боевых самолетов таковы, что реакции человека не всегда хватает для адекватного реагирования на внезапно возникшую угрозу. Во время полета вся необходимая для пилота информация выводится прямо на стекло колпака кабины. Для этого используются сразу три «дисплея». Такая концепция позволяет летчику вести воздушный бой, не отвлекаясь на контроль приборов. За навигацию, прокладку маршрута, наводку на цель отвечают сразу три системы автоматики. Одна из них, «Щель-3УМ», является одной из лучших систем указания целей во всем мире.

Конструкция самолета

Машина выполнена по схеме с низким расположением крыла и сравнительно далеко друг от друга расположенными двигателями. В корпусе применяется титан, сплавы алюминия, титана и композитные материалы. Обшивка киля сделана из углепластика. В самолете используется отлично себя зарекомендовавшее катапультное кресло К-36ДМ.

Сама кабина пилота МиГ-35 мало чем отличается от кабины корабельного МиГ-29К. В варианте МиГ-35Д во вторую кабину ставят четыре многофункциональных индикатора, причем на один из них дублируется основная информация из кабины первого пилота. Кстати, в одноместном варианте в самолет МиГ-35 на место второй кабины ставится дополнительный топливный бак.

К призыву в армию готов!

Генеральный директор корпорации МиГ Сергей Коротков уверен, что к призыву в российскую армию новый истребитель готов:

«Закупка МиГ-35 предусмотрена в программе вооружений, и у нас нет сомнения, что в ближайшей перспективе этот истребитель начнет поступать на вооружение российских ВВС».

В Министерстве обороны уточнили, что первые самолеты могут поступить в войска уже в 2016 году. «До окончания разработки и проведения испытаний самолета его закупка не представляется возможной. Ориентировочно закупки будут возможны с 2016 года», - такое заявление сделал главнокомандующий Военно-воздушными силами России генерал-полковник Виктор Бондарев.

Военная приемка техники Министерством обороны России - это своеобразный «знак качества». В НАТО новый многоцелевой истребитель МиГ-35 уже успели окрестить Fulcrum-F, что означает «Точка опоры». Что ж еще одна «точка опоры» российским ВВС не помешает. Тем более, что по данным производителей, срок службы МиГ-35 - 40 лет.

topwar.ru

МиГ-35 и МиГ-35Д - фото, видео, характеристики истребителя ⋆ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ВЕСТНИК

Много функциональный Миг-35, самый совершенный представитель семейства Миг. Это машина поколения 4++, за этой формулой строится идеология воздушного бойца, он должен превосходить по боевым качествам истребителей четвертого поколения и успешно противостоять в воздушных боях истребителям пятого поколения. Дело в том, что иметь на вооружении машины пятого поколения удовольствие не из дешевых и далеко не каждая страна может себе это позволить, поэтому Миг-35 является неплохой альтернативой.

Истребитель МиГ-35 — видео

В российских ВВС этот истребитель может рассматриваться как переходное звено между поколениями. Итак, по планеру это развитие все того же великолепного Миг-29, отсюда собственно и происходит выигрыш в цене, поскольку конструкция уже хорошо освоенная в производстве. У миг-35 такая же кабина как у корабелки, то есть самолет может быть одноместным или двух местным. Двигатель нового мига мощнее, их ресурс увеличен. Основа системы управления вооружением радиолокационная станция ЖУК-АЭ, локатор имеет так называемую активную фазированную антенную решетку, что является атрибутом истребителей пятого поколения, причем Миг-35 первый российский боевой самолет с таким локатором. Станция позволяет сопровождать до тридцати воздушных целей и одновременно атаковать шесть из них, дальность обнаружения цели типа «истребитель» 160 км.

На машине установлено две оптико локационные станции, та что находится перед фонарем кабины отвечает за воздушные цели. Станция установленная под мото гондолой двигателя производит поиск наземных двигателей, например танк может быть обнаружен на удалении двадцать километров. Миг-35 оснащен современным комплексом обороны, он сводит до минимума внезапную атаку со стороны противника, распознаются как самолеты, так и летящие ракеты. Боевая нагрузка по сравнению с Миг-29 возросла в три раза и достигла шести с половиной тонн, количество точек подвески оружия увеличилось с шести до одиннадцати, в составе вооружения самые совершенные ракеты, в том числе способные поражать наземные цели на дальности в сотни километров

Тактико-технические характеристики истребителя МиГ-35

Двигатели 2 × ТРДДФ с ОВТ «РД-33МКВ»
Тяга максимальная 2 × 5400 кгс
Тяга на форсаже 2 × 9000 кгс
Длина 17,3 м
Размах крыла 11,99 м
Высота 4,73 м
Максимальная скорость у земли 1400 км/ч
Максимальная скорость на высоте 2400 км/ч (М=2,25)
Продолжительность полёта 2,2 ч
Практический потолок 17500 м
Вооружение 30 мм встроенная пушка ГШ-30-1,УРВВ малой дальности Р-73 и средней Р-27 и РВВ-АЕ,противокорабельные: Х-31А и Х-35,противорадиолокационные Х-31П, УРВП Х-25, Х-29,НАР, бомбы, авиационные мины
Экипаж 1 или 2 человека (МиГ-35/МиГ-35Д)

 

Фото МиГ-35Д

Источник

Это интересно

info-leaks.ru

35 - Новый Самолет Истребитель , Технические Характеристики (ТТХ): Максимальная Скорость и Вооружение

Истребитель МиГ 35 – это новейший многофункциональный истребитель, самый совершенный представитель самолетов МиГ. Самолет МиГ 35 относится к поколению 4++, он встроен в идеологию воздушного бойца, который по боевым качествам должен превосходить истребители четвертого поколения, а также успешно противостоять истребителям пятого поколения в воздушных боях.

Перехватчик Миг-35 – это неплохая альтернатива самолетам пятого поколения, ведь последние стоят весьма дорого. В ВВС России Миг-35 рассматривается в виде переходного звена между поколениями. Новый перехватчик по планеру является развитием великолепного Миг-29, откуда собственно и появляется выигрыш в цене, так как конструкция уже отлично освоена в производстве. Поставки истребителя в ВВС России начались в 2014 году. Министерство обороны России на 2018 год намерено сформировать не менее двух эскадрилий перехватчиков.

История создания

Перехватчик МиГ-35 начал создаваться в 2000-х годах. Первая выкатка истребителя состоялась лишь в январе 2007-го. А к 2010 году в строй поступили три прототипа, которые участвовали в различных авиавыставках и проходили испытания.

Истребитель МиГ-35 создавался на базе МиГ-29, его производство было налажено в короткие сроки. Он очень похож на своего предшественника, но получил совершенно новую начинку. Прежде всего, это:

  • облегченный планер;
  • современная авионика;
  • РЛС с АФАР;
  • перспективные виды вооружения, которые до этого не предлагались на экспорт;
  • современный комплекс обороны;
  • двигатели с повышенным ресурсом.

Новый самолет продемонстрировал отличные технические характеристики, в числе которых высокая скорость, маневренность, живучесть, передовое вооружение и тому подобное. При этом цена летного часа МиГ-35 получилась почти в 2,5 раза ниже, чем у предшественника МиГ-29.

Еще в 2005 году данный истребитель назывался МиГ-29М/М2, чуть позднее его переименовали в МиГ-35. На авиасалоне МАКС-2005 продемонстрировали его прототип – истребитель МиГ-29М ОВТ. Производство МиГ-35 основывалось на заделе, полученном при выполнении программы МиГ 1.44 МФИ, которым руководил Владимир Барковский, директор центра инженерии ОКБ им. Микояна.

В 2007 году МиГ-35 представили Владимиру Михайлову, главкому ВВС России, и Сергею Иванову, министру обороны РФ. Переговоры о поставках истребителей в поставках истребителей велись с 2010 года. В 2014 году дело сдвинулось с места. В 2018 году планируется сформировать две эскадрильи из самолетов МиГ-35. Истребитель включен в Госпрограмму вооружений ВВС РФ до 2020 года.

Летно-технические характеристики МиГ-35

Технические характеристики МиГ-35 следующие:

  • Экипаж составляет 1 или 2 человека исходя из модификации МиГ-35/МиГ-35Д.
  • Длина — 17,3 м.
  • Высота — 4,73 м.
  • Размах крыла составляет 11,99 м.
  • Площадь крыла — 42 м².
  • Нормальная взлетная масса — 17500 кг, пустого — 11000 кг.
  • Максимальная взлетная масса составляет 23500 кг.
  • 2 двигателя ТРДДФ с ОВТ «РД-33МКВ».
  • Максимальная тяга — 2×5400 кгс.
  • Максимальная тяга на форсаже — 2×9000 кгс.
  • Углы отклонения вектора тяги: ±8° в любом направлении, ±15° в вертикальной плоскости.
  • Скорость отклонения вектора тяги составляет 60 °/с.
  • Масса двигателя составляет 1055 кг.

Летные ттх:

  • Максимальная скорость у земли составляет 1400 км/ч.
  • Максимальная скорость на высоте составляет 2400 км/ч.
  • Практическая дальность самолета с ПТБ составляет 3000 км.
  • Практическая дальность без ПТБ составляет 2000 км.
  • Продолжительность полета составляет 2,2 ч.
  • Практический потолок составляет 17500 м.
  • Тяговооруженность при максимальной взлетной массе равняется 0,77.
  • Тяговооруженность при нормальной взлетной массе равняется 1,03.
  • Нагрузка на крыло при максимальной массе составляет 618 кг/м².
  • Нагрузка на крыло при нормальной взлётной массе составляет 468 кг/м².
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка составляет 9 g.

Вооружение:

  • Встроенная 30 мм пушка ГШ-30-1 с боекомплектом на 150 патронов.
  • Точки подвески: 10.
  • Боевая нагрузка составляет 6500 кг.
  • УРВВ малой дальности Р-73.
  • УРВВ средней дальности РВВ-АЕ и Р-27.
  • Противокорабельные ракеты Х-35 и Х-31А.
  • Противорадиолокационные ракеты Х-31П.
  • УРВП: НАР, Х-29, Х-25.
  • Ракеты класса воздух Х-29Л, Х-29Т, Х-25МЛ, РВВ-АЕ, Р-27.
  • Корректируемые и свободнопадающие бомбы, авиационные мины.

Авионика:

  • Радиолокационная станция с АФАР Жук-А.
  • Максимальная дальность обнаружения наземной цели составляет до 60 км.
  • Максимальная дальность обнаружения по аэродинамической цели до 200 км (на экспортных до 148 км).

Задачи и цели

Многофункциональный фронтовой самолет МиГ-35 создавался для поражения наземных, воздушных и надводных целей ночью и днем в сложных, а также простых метеоусловиях при пассивном и активном радиоэлектронном противодействии противника.

Основные задачи МиГ-35:

  • перехват воздушных целей;
  • завоевание превосходства в воздухе;
  • изоляция поля боя;
  • подавление средств ПВО;
  • непосредственная авиационная поддержка;
  • нанесение ударов по морским целям.

Основные боевые характеристики самолетов МиГ-35Д и МиГ-35 по сравнению с МиГ-29 это:

  • сверхманевренность;
  • увеличенная дальность полета;
  • высокая боевая живучесть;
  • повышенная надежность.

Особенности конструкции МиГ-35

В качестве главного пути повышения боевой эффективности истребителя стало совершенствование БРЭО. Именно оно отделяет машину от иных самолетов нового унифицированного семейства МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2. Причем отличия представляют эволюционный характер: доля приборов и систем пятого поколения от модели к модели только увеличивается.

По уровню интеграции технологических решений, которые относятся к пятому поколению истребителей, истребитель МиГ-35 не имеет равных среди европейских аналогов.

  1. Сосредоточиться на электронике удалось благодаря великолепной аэродинамической концепции МиГ-29. При проектировании МиГ-35 удалось на 50% повысить внутренний запас топлива, а также в два раза увеличить боевую нагрузку. В результате вооружение и радиус действия МиГ-35 повысился до уровня тяжелых истребителей.
  2. Максимальная взлетная масса возросла на 30%, достигнув 23,5 тонны. Для сохранения и улучшения летно-технических характеристик конструкция претерпела ряд усовершенствований, к примеру, повышена прочность конструкции и улучшены несущие свойства крыла.
  3. Обновлена силовая установка. Ее поменяли на двигатели РД-33МК, которые имеют бездымную камеру сгорания, повышенную на 10% тягу, больший ресурс и увеличенную надежность. В качестве опционального решения устанавливаются модернизированные РД-33, которые имеют всеракурсное отклонение вектора тяги.
  4. Кабина МиГ-35 оснащается комплексом бортового радиоэлектронного оборудования новейшего поколения, который строится по принципу открытой архитектуры с применением мультиплексной шины данных по стандарту MIL-STD-1553B. Благодаря этому обеспечивается многофункциональность боевого использования самолета, а также упрощается интеграция новых видов вооружения и оборудования российского и иностранного производства, включая подвесного. В управлении вооружением применяется принцип HOTAS. В основе информационно-управляющего поля кабины стоят три широкоформатных многофункциональных ЖКИ 6 на 8 дюймов, а также широкоугольный ИЛС.
  5. В основе управления вооружением МиГ-35 – новейшая РЛС с АФАР «Жук-АЭ», оптико-локационная станция ОЛС-К, а также оптико-локационная станция ОЛС-УЭМ, нашлемная система целеуказания, индикации и прицеливания НСЦПИ, которые по своим возможностям и характеристикам соответствуют бортовым системам самолетов пятого поколения. Оптико-локационная станция с лазерной, телевизионной и инфракрасной прицельной аппаратурой выполнена с применением космических технологий, не применявшихся ранее в авиации. Это позволяет повысить живучесть самолета и эффективность боевого применения.
  6. Применена технология антикоррозийной защиты основных систем и планера, что существенно облегчает применение самолета в условиях тропиков.
  7. Для МиГ-35 разработан комплекс технологических и технических решений, они обеспечивают полную автономность базирования. Это, к примеру, бортовая кислорододобывающая станция.

Экономия и боеготовность

Срок службы МиГ-35 составляет не менее 40 лет. Ресурс машины по налету выше 6 тысяч часов. Существенно увеличена надежность самолета, авионики и двигателя. Число агрегатов, имеющих ограниченный ресурс, уменьшено почти в 3,5 раза по отношению к истребителям предыдущих модификаций.

МиГ-35 создан на эксплуатацию по техническому состоянию, это предусматривает удлинение сроков между процедурами технического обслуживания, отказ от капитальных ремонтов, снижение его стоимости и трудоемкости.

Радикально улучшенные эксплуатационные характеристики МиГ-35 — серьезный козырь в изнуряющей борьбе за мировой рынок, где все в большей степени ориентируются на самолеты, которые имеют низкую стоимость жизненного цикла. Кроме прочих факторов, данная тенденция связана с довольно быстрым ростом стоимости авиационного горючего.

МиГ-35 – это лучшее решение для ВВС России, а также для авиации других стран, имеющих на вооружении различные ранние варианты МиГ-29. По некоторым оценкам, ВВС России и иностранным заказчикам до 2020 года будет поставлено примерно 250–350 многофункциональных истребителей МиГ-35 на сумму примерно 10–12 млрд. долларов.

Видео: обзор МиГ-35

militaryarms.ru