Факты из жизни Михаила Ломоносова [фото]. Фото ломоносов михаил васильевич


Михаил Ломоносов: биография, фото, личная жизнь

Скрыв свое крестьянское происхождение, Михаил Ломоносов получал образование в лучших университетах XVIII века. Он изучал самые разные науки и сделал множество открытий, писал ученые труды и преподавал в академиях. Ломоносов стал автором многих изобретений и разработал план создания первого в России университета. По его инициативе появился Московский университет, в котором могли учиться представители всех сословий.

«За утверждение наук в отечестве»

Михаил Ломоносов родился в деревне Мишанинской Архангелогородской губернии. Отец владел небольшим судном, на котором перевозил государственные и частные грузы, рыбачил и охотился. С детства Ломоносов помогал отцу и быстро всему учился — он должен был продолжить семейное дело.

Грамоту мальчик начал изучать поздно, в 12 лет. Первым его наставником стал Иван Шубный — отец известного скульптора Федота Шубина (при рождении — Федота Шубного). Потом с Ломоносовым занимался дьяк Семен Сабельников, один из лучших учеников подьяческой и певческой школы при холмогорском архиерейском доме. Учеба давалась Ломоносову легко, и вскоре он стал одним из лучших чтецов в местной церкви.

ломоносов1

Алексей Васильев. Юноша Ломоносов в Москве. 1957. Изображение: cultnord.ru

ломоносов1

Николай Кисляков. Юноша Ломоносов на пути в Москву. 1951. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова

ломоносов1

Константин Рудаков. Юноша Ломоносов-студент. 1945. Изображение: cultnord.ru

Юный Ломоносов понимал, что «для приобретения большого знания и учености требуется знать язык латинский», которому можно научиться в Москве, Киеве или Петербурге. Поэтому хотел перебраться в один из этих городов. Отец с мачехой не поддерживали его стремления: в то время занятия наукой не приносили ни богатства, ни славы. Они хотели поскорее женить сына, надеясь, что семейные хлопоты выбьют из него «дурь». Но Михаил Ломоносов решил уехать из родного села в Москву — учиться.

В декабре 1730 года Михаил Ломоносов сбежал из дома и отправился вместе с рыбным обозом в Москву. Добрался через три недели и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Учился прилежно, поэтому уже через полгода его перевели из нижнего класса во второй, и в том же году — в третий.

Занятия в московской академии дали Ломоносову гуманитарное образование. Чтобы изучить естественные науки, он отправился в Киево-Могилянскую академию. Но, пробыв там всего несколько месяцев, молодой ученый вернулся в Москву. Отсюда Ломоносова направили в университет при Академии наук в Петербурге, где он и занялся естественными и техническими науками.

«Европейский ученый» Михаил Ломоносов

ломоносов2

Василий Петров. Михаил Ломоносов перед Академией наук. 1959. Изображение: cultnord.ru

ломоносов2

Линогравюра Николая Наговицына. Ломоносов в химической лаборатории. 1958. Изображение: cultnord.ru

ломоносов2

Христиан-Альберт Вортман, Этьен Фессар. Портрет Михаила Ломоносова. 1757. Изображение: hrono.ru

В 1736 году в числе лучших студентов Михаил Ломоносов отправился в Германию — изучать физику, химию, металлургию, горное дело. Кроме естественных наук, он занимался иностранными языками, танцами, рисованием, литературой и фехтованием. За границей Ломоносов проучился пять лет: здесь он создал несколько научных работ, перевел сочинения иностранных академиков, написал первые стихотворения на русском языке.

В 1740 году ученый решил вернуться в Россию, но по дороге его схватили и завербовали в прусскую армию. Прослужив несколько недель, Ломоносов дезертировал. Возвратиться на родину ему удалось лишь через год.

В Петербурге ученый написал две диссертации. За научные труды он получил должность адъюнкта Физического класса Санкт-Петербургской Академии наук: теперь Ломоносов мог участвовать в работе Академического собрания и самостоятельно заниматься наукой. К 34 годам ученый написал четыре новые диссертации и решил просить о том, чтобы его назначили профессором Академии. Собрание академиков одобрило труды ученого, и он получил звание профессора химии. Ломоносов стал преподавать в университете, печатать научные трактаты на латинском языке, читать публичные лекции по физике. Параллельно он занимался литературным творчеством — писал стихи о государственных событиях. Вскоре финансовое положение ученого улучшилось, он получил дом, а чуть позже на казенные деньги во дворе этого дома возвели первую в России химическую лабораторию.

В 1748 году Михаил Ломоносов начал редактировать переводы книг, которые печатались при Академии наук, и переводы заметок в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Ученый уделял внимание не только распространению зарубежных трудов, но и развитию отечественной науки. Он создал «Риторику», которая стала первым учебным пособием мировой литературы на русском языке. В это же время Ломоносов выступил с «Похвальным словом императрице Елизавете Петровне», за которое получил чин коллежского советника.

«Ломоносов, являясь европейским ученым, никогда не переставал быть русским; он был им до мозгу костей, и напротив потому только и занял он такое видное место среди европейских ученых, то есть место самостоятельного деятеля в науке, что был как непосредственно, так и сознательно, вполне русским, что верил неколебимо и безгранично в права русской народности…»

«Он сам был нашим первым университетом»

ломоносов3

Леонид Миропольский. Портрет Михаила Ломоносова. Копия портрета работы Георга Преннера. 1787. Музей М. В. Ломоносова в Кунсткамере, Санкт-Петербург

ломоносов3

Николай Кисляков. Портрет Михаила Ломоносова. 1963. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова

ломоносов3

Франц Рисс. Портрет Михаила Ломоносова. Копия портрета работы Георга Преннера. 1800-е. МГУ имени М.В. Ломоносова

В 1751 году Михаил Ломоносов выступил в Публичном собрании со «Словом о пользе химии», где фактически провозгласил физику и химию единой наукой. Ученый призывал изучать их вместе: «Я не токмо в разных авторах усмотрел, но и собственным искусством удостоверен, что химические эксперименты, будучи соединены с физическими, особливые действия показывают». Он впервые стал читать студентам курс по «истинной физической химии».

В этот же год в своей химической лаборатории Ломоносов разработал технологию изготовления цветных прозрачных и непрозрачных стекол для бусин, бисера и мозаичных картин. Через два года он начал строить фабрику для производства цветного стекла.

Научную деятельность Михаил Ломоносов совмещал с общественной. Он разработал план по созданию университета в Москве, и в 1755 году императрица Елизавета Петровна подписала соответствующий указ о его учреждении. Так начала свое становление система высшего образования в России. Михаил Ломоносов заложил ее основы: доступность, автономность, фундаментальность, междисциплинарность, связь университета со средней школой.

«Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Ломоносов продолжал трудиться в Петербургской Академии наук. В 1757 году его назначили советником Академической канцелярии в Петербурге. В этом же году ученый издал свой главный труд по филологии — «Российскую грамматику». В ней Ломоносов впервые разделил русский и церковнославянский языки, изложил законы и формы русского языка, классифицировал диалекты. Годом позже выпустил специальное исследование «О пользе книг церковных в российском языке», посвященное учению о литературных «штилях».

ломоносов4

Алексей Кившенко. Михаил Ломоносов показывает Екатерине II в своем рабочем кабинете собственные мозаичные работы. 1880. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова

ломоносов4

Петр Борель. Посещение Михаила Ломоносова императрицей Екатериной II. Конец XIX в. Изображение: cultnord.ru

ломоносов4

Иван Федоров. Императрица Екатерина II у Михаила Ломоносова. 1884. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова

К началу 1960-х годов ученый управлял Историческим собранием, Географическим департаментом, гимназией и университетом при Академии наук. Одновременно он занимался науками практически: начал составлять Большой атлас Российской империи наук, разработал атомно-корпускулярную теорию строения вещества, объяснил физическую природу цветового зрения и природу космических тел. Также Ломоносов создал «Слово о рождении металлов от трясения земли», в котором предположил, что каменный уголь произошел из торфяника при участии подземного огня, а его классификация землетрясений — до сих пор ведущая в науке. В своей работе «Рассуждение о большей точности морского пути» ученый объяснил, почему нужно создать по всему миру самопишущие метеорологические обсерватории.

В 1764 году он представил «Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Ост-Индию», на основе которого был составлен маршрут экспедиции для поиска пути в Индию через северные моря. Сам Ломоносов помогал ее организовать: изобрел «ночезрительную трубу» — большой перископ для обзора местности. Однако и первая, и последующая попытки экспедиций пробиться сквозь льды были безуспешными.

С восшествием на престол Екатерины II положение Михаила Ломоносова пошатнулось: он был слишком предан умершей Елизавете Петровне. Однако позже новая императрица оценила его научные труды и пожаловала Ломоносову чин статского советника.

Михаил Ломоносов умер в 1765 году. Похоронили ученого на Лазаревском кладбище Александро-Невского монастыря.

Наш современник Михайло Ломоносов

Виктор Садовничий

2011

26 мин

Михайло ЛомоносовМихаил Ломоносов. У истоков российской науки

Виктор Садовничий

2012

44 мин

www.culture.ru

Факты из жизни Михаила Ломоносова

Михаил Ломоносов: факты из жизни.

Известнейший химик родился 303 года назад.

Михаил Ломоносов – один из ученых мировой величины.  Его имя знают все школьники, взрослые же также помнят фильм "Михайло Ломоносов", где ученого показали не только как энциклопедиста, химика и физика, но и человека с почти авантюрной судьбой.

Рыбацкая кровь

Михаил Ломоносов родился в деревне Мишанинской, что на острове на Северной Двине в Архангельской губернии.  Почти все мужчины рода Ломоносовых занимались рыбалкой - промысел  служил главным источником благосостояния семьи .  Михаил и сам помогал отцу в нелегком промысле – он выходил в море с десяти лет.

Все изменилось, когда Михаил узнал, что отец надумал женить его –19-летний парень не горел желанием обзаводиться семьей. Он тайно ночью покинул дом и отправился вместе с караваном с рыбой в Москву. Был декабрь 1730 года. Он шел пешком.  Путешествие до Москвы заняло три недели, и в начале января 1731 года Ломоносов прибыл в Москву. При нем была лишь одежда и две книжки — "Грамматика" и "Арифметика".э

Н. Кисляков "Юноша Ломоносов на пути в Москву

Он поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где  жил очень стесненно, питался порой только хлебом и квасом, но прилежно учился.  Через полгода Ломоносова перевели из нижнего класса во второй, и в том же году — в третий. Через год, в достаточной мере овладев латынью и будучи уже способен на латинском сочинять небольшие стихи, начал учить греческий.

 В 1734 г. Ломоносов отправляется в Киев, где на протяжении нескольких месяцев обучается в Киево-Могилянской академии. Уже в следующем году Ломоносов был отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии наук. Но первое время положение Ломоносова и его товарищей в Петербургской Академии наук было сложным, главным образом потому, что они не знали немецкого языка, главенствующего тогда в Академии. Но Ломоносов и здесь с головой окунулся в науку: начал изучать математику, знакомился с экспериментальной физикой, самостоятельно изучал стихосложение, интересовался  химией и минералогией, начал изучать европейские языки.

М.П. Марсов "Ломоносов-художник"

В 1736 году Академия наук принимает решение отправить 12 наиболее способных молодых людей для учёбы в Европу. Среди них  был и Ломоносов. Там он пробыл пять лет.  

 Характер

О научных достижениях Ломоносова знают все, поэтому останавливаться на их перечислениях не будем. В то же время  сделаем акцент на его характере, который, кстати, был довольно-таки "взрывным".

 Так, был случай когда  рукоприкладство Ломоносова стало причиной суда и заключения. Еще одни случай стал поводом для исторического анекдота:  однажды вечером на Васильевском острове на ученого него напали три матроса. Завязалась схватка, в результате которой  двое из нападавших бежали, а третий оказался.. в заложниках у Ломоносова. Ученый повалил нападавшего на землю и стал требовать, чтобы тот "открыл ему, как зовут двух других разбойников и что они хотели с ним сделать". Услышав, что его хотели ограбить, Ломоносов в решил отомстить и сам отобрал одежду грабителя, принеся ее в качестве трофея себе домой.

И.К. Федоров "Императрица Екатерина II у Ломоносова"

 Кстати, Ломоносов также был известен среди современником своей борьбой за образование молодежи: ученого обижало то, что заниматься наукой было "немодным". Он неустанно  доказывал, что люди науки ценны и нужны везде – от горного дела до предсказания погоды.

Ломоносов и церковь

В 1757 году достоянием общественности стало произведение Ломоносова "Гимн бороде", в котором поэт описывает такую темную страницу в истории христианства, как сожжение еретиков, и позволяет себе довольно смелые высказывания в адрес священнослужителей.

Пруд у восстановленной усадьбы Ломоносовых (ныне музей Ломоносова) в селе Ломоносово. Фото: Википедия

После его выхода Члены Святейшего Синода  призвали императрицу Елизавету наказать его. Но она оставила их призывы без внимания: слишком ценен он был как ученый. 

Умер Ломоносов  4 апреля 1765 года от воспаления легких в расцвете сил.  Похоронен он в Александро-Невской лавре.

 

Могила Ломоносова. Фото: Википедия.

 

kp.ua

Ломоносов Михаил Васильевич (08 ноября 1711 — 04 апреля 1765 гг.)

Михаил Васильевич Ломоносов родился в деревне Денисовка Архангельской губернии (позднее переименована в деревню Ломоносова, Архангельская область).

Эпоха, в которой протекала жизнь Михаила Васильевича была временем быстрого экономического и культурного развития феодально-крепостной России. Амбиции Петра Великого подняли Россию на уровень развитых европейских стран и привели к развитию производства, судостроения, металлургии и торговли. Все это требовало современных знаний во всех областях науки и техники. Петр Великий не только посылал молодых русских дворян обучаться наукам и производству в Европу, но и создавал в России специальные учебные заведения. Так в 1724 году в Санкт-Петербурге была основана Русская академия наук, в которой позже учился и работал Ломоносов.

Суровая северная природа, в которой жил Ломоносов способствовала формированию характера Михаила Васильевича. Отец Михаила, Василий Дорофеев (по некоторым источникам Фёдоров) имел не только землю, но и суда, на которых занимался рыбным промыслом. 10-летний Михаил сопровождал своего отца в его плаваниях по Белому и Баренцеву морям, наблюдал северную природу и получил обширные знания по судоходству и рыболовству. В 14 лет Михаил Васильевич Ломоносов в совершенстве умеет читать и писать и помогает окрестным крестьянам составлять прошения и другие необходимые им документы. Но, кроме грамматики и арифметики у молодого Ломоносова были только религиозные книги. В конце 1730 года Ломоносов покинул дом и направился с обозом в Москву, чтобы изучать латынь, на которой, по словам его учителя, были написаны все ученые книги.

Первоначально в «Спасской школе», а затем в Славяно-греко-латинской Академии Ломоносов изучает в основном латынь и греческий, читает в оригинале труды древнегреческих и римских мыслителей, изучает риторику. К этому же времени относятся и его первые попытки писать стихи. Двадцатилетнему Ломоносову пришлось обучаться основам наук в одном классе с маленькими детьми от которых ему приходилось сносить насмешки. Но полуголодный Ломоносов, который жил на три копейки в день, был одним из самых прилежных и усердных учеников. За один год он закончил программу трех классов.

В конце 1735 года пришел указ Сената отправить в Санкт-Петербург лучших учеников, чтобы они продолжили обучение в Петербургской Академии. В числе двенадцати отобранных оказался и Ломоносов. Обучение в Академии проходило на более высоком уровне. На лекциях их обучали математике, риторике, истории, географии, латинскому, немецкому языкам и танцам. Интересные лекции по физике студентам читал академик Крафт.

Михайло ЛомоносовАкадемия приняла решение организовать экспедицию по изучению Сибири, для которой требовался химик, знакомый с добычей руд и минералов. Поскольку таких в академии не было, руководство решило направить на обучение в Германию трех студентов — Райзера, Виноградова и Ломоносова.

Марбургский университет, в который поступили на обучение русские студенты, является одним из старейших в Германии и не был основал указом Папы. Это давало университету независимость от церкви, а значит и большую свободу. В его университетской библиотеке имеются труды Галилея, Мариотти, Торричели, Декарта, Бойля, Гюйгенса и других знаменитых ученых. Под руководством Христиана Вольфа Ломоносов за два года изучает немецкий язык и направляет в Петербург две работы, среди которых находится труд «преобразование твердого тела в жидкости». Учеба в университете формирует у Ломоносове взгляды материалиста.

Второй период пребывания в Германии Ломоносова приходится на город Фрейберг, где он обучается горному делу у советника Генкеля. Это период интенсивного самостоятельного изучения и наблюдения работы в шахтах. Кроме того, Ломоносов изучает русское стихосложение и его особенности. Из-за напряженных отношений с Генкелем,которому приказано держать русских студентов в строгости, Ломоносова тайно покидает город и отправляется в Марбург, где женится на дочери хозяина небольшоой пивной — Елизавете-Христине Цильх.

Ломоносов не долго оставался в немецкой семье и направился странствовать по Германии. По некоторым сведениям в Дюссельдорфе его против воли взяли рекрутом в прусскую армию, но он сбежал и добравшись до Амстердама ищет корабль идущий в Россию. По пути он встречает выдающегося голландского химика и металлурга Крамера и некоторое время работает в его химической лаборатории. В июне 1741 года Ломоносов вернулся на родину.

В Петербургскую академию наук Ломоносов был зачислен 1.января 1742 года ассистент-профессором физики. В то время в академии доминируют иностранцы во главе с Шумахером, которые препятствуют развитию русской науки и культуры. Ломоносов начинает вести борьбу против засилья иностранного влияния, в результате чего он исключен из состава академии и даже проводит шесть месяцев в тюрьме. Ломоносов понимает, чтобы продолжать борьбу на равных, ему необходимо ученое звание и имя. И Ломоносов добивается присуждения профессорского звания и в июле 1745 года его назначают профессором химии. Вопреки воле Шумахера его научные работы посланы на рассмотрение Эйлеру и тот пишет на них чрезвычайно лестный отзыв. С тех пор между двумя учеными возникает дружба, продолжавшаяся до смерти Ломоносова.

Ломоносов в химической лаборатории. Линогравюра Н. Г. Наговицына, 1958 г.

Ломоносов в химической лаборатории. Линогравюра Н. Г. Наговицына, 1958 г.

В 1748 году Ломоносову удалось создать химическую лабораторию и заложить основы русской химии. Как ученый энциклопедического образа, до конца своей жизни, Ломоносов работал в различных областях науки. В разработке корпускулярной теории он вводит понятия «корпускула» и «ячейки», чрезвычайно приближенные сегодня к понятию молекулы и атома, учитывает связь материи и движения, определяет закон сохранения материи и движения, отвергает теорию теплорода и объясняет распространение тепла в веществе; рассматривает неразрывную связь химии с физикой и математикой, закладывает основы физической химии , проводит исследования в области электричества, метеорологии, геологии, горного дела, металлургии, географии и истории; разрабатывает технологию изготовления оптических приборов, разрабатывает теорию оптики, обнаруживает наличие атмосферы у Венеры. В области литературы Ломоносов отстаивает чистоту русского языка, разрабатывает ряд стилистических и грамматических вопросов о преобразовании русского языка, вводит новые понятия, слова и научные термины, пишет стихи. Не случайно через сто лет Белинский назвал его «Петром Великим русской литературы».

Одной из основных задач своей научной и образовательной деятельности Ломоносов считал повышение культуры русского народа, в котором будет расти Платоны и Ньютоны. Всю свою жизнь он боролся за создание демократического университета и преуспел в этом. Его деятельность принесла ему много врагов, особенно среди духовенства. Ломоносов доказал в своей работе «О слоях земных» что на южном полюсе Земли должен быть материк. В самом конце своей жизни Ломоносов пишет фундаментальный исторический труд, который был опубликован уже после его смерти — «Древняя Российская история».

4 апреля 1765 года в Санкт-Петербурге Михаил Васильевич Ломоносов умирает. Он похоронен в Александро-Невской лавре.

vmireinteresnogo.com

Кто такой Ломоносов Михаил Васильевич: биография и творчество

Лишь неуемная страсть к знаниям помогла сыну крестьянина стать основоположником таких направлений науки, как естествознание, химия, астрономия, приборостроение, география, металлургия, геология, филология. Ломоносов - один из самых ярких примеров восхождения по социальной лестнице из низов к самым вершинам.

Детские годы

Родился Ломоносов Михаил Васильевич 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Куростровской волости, Двинского уезда, Архангелогородской губернии. Ныне населенный пункт носит имя великого ученого – село Ломоносово.

Отец – зажиточный крестьянин Василий Дорофеевич. Мать, Елена Ивановна, покинула наш мир, когда мальчику было всего девять лет.

Семья владела довольно большим участком земли. Основную прибыль приносил рыбный промысел. Семья Ломоносовых принадлежала к опытным мореходам. Уже с десяти лет и юный Миша принимал участие в походах. Наряду с рыбной ловлей мальчик любил читать. Обучил его этому хитрому делу дьяк местной церкви. Тогда-то мальчик и написал на бумаге свое полное имя - Ломоносов Михаил Васильевич. Биография ученого гласит, что работой его учителя было написание писем, прошений и ведение деловой переписки.

Когда мальчику было тринадцать лет, отец женился в третий раз. С мачехой отношения сразу не заладились. И уже через год, суровой зимой, Ломоносов, кратко описать биографию которого очень сложно, тихо покинул дом. Ему повезло – в нужную сторону отправлялся рыбный обоз, к которому и примкнул будущий ученый. Мальчик отправился покорять Москву, где пока еще никто не знал, кто такой Ломоносов. кто такой ломоносов

Тяжелый выбор

В царской России высшее образование можно было получить лишь в трех крупных городах. Конечно же, это были Москва, Санкт-Петербург и Киев. Из представленных вариантов Михаил Ломоносов выбрал первый. Его путь к знаниям занял более трех недель.

Начало обучения

В январе 1731 года мальчик успешно поступил в школу. Учителя узнали, кто такой Ломоносов: в первую очередь прилежный ученик, всем своим естеством стремившийся к наукам. Все свободное время он проводил за изучением библиотечных книг.

За обучение даже платили очень небольшое жалование, на которое можно было приобрести разве что немного хлеба и кваса. Не раз Ломоносов горевал по поводу постигшей его бедности, но никогда всерьез не думал о том, чтобы бросить учебу и вернуться в родную деревню, где отец хотел его женить на одной из местных красавиц.

Будущий ученый был явно более развитым, чем его одногодки. Поэтому за один год он мог перескочить сразу два-три класса. Неплохо овладел латынью и греческим языком.

Петербург

В 1735 году в составе двенадцати наиболее успешных учеников переведен на обучение в Санкт-Петербургскую академию наук. Кто такой Ломоносов, смогли воочию наблюдать светила науки. Все основные дисциплины были представлены в этом учебном заведении.

Быт был более чем скромным. Но академия выдала одежду, а в комнатах была простая мебель.

Каждое утро начиналось с урока усиленного изучения немецкого языка. Помимо филологии и написания стихов ученый занимался математикой, физикой, химией, минералогией.

Прилежный ученик быстро примелькался, и уже очень скоро ни у одного из учителей не возникало вопроса о том, кто такой Ломоносов.

Немецкий период жизни

В 1736 году группа студентов, в составе которой был Михаил Васильевич, была отправлена на обучение в Германию.

михаил ломоносов

Основной задачей было обучение горному делу с целью дальнейшего преподавания в институтах. Никто и не удивился тому, что в группе был Ломоносов.

Следующие пять лет жизни ученого прошли в Германии и отчасти в Голландии. Результатом этого периода стали глубокие познания в физике, химии, горном деле. Даже жизнь в долг и впроголодь не разочаровала Михаила Васильевича в правильности выбранного направления. ломоносов биография

Семейная жизнь

В 1739 году, поссорившись с учителем, Ломоносов, биография которого представлена в статье, покидает обучение и пытается вернуться обратно в Россию. Ему это не удается. Он женится на дочери хозяйки дома, в котором он снимал жилье, – Елизавете Цильх. В этом же году у молодой пары рождается дочь. К сожалению, девочка прожила недолго, умерла в 1743 году.

В декабре 1741 года рождается мальчик Иван. Но не прожив и двух месяцев, ребенок скончался. В феврале 1749 года родилась дочь Елена.

Возвращение в Россию

В июне 1741 года Ломоносов вернулся в родную академию наук и совместно с профессором И. Амманом начал сбор минералов и окаменелостей. Он растет как поэт. Переводит статьи из немецких журналов. Начинает проводить эксперименты как изобретатель. Уже вскоре получает возможность самостоятельно преподавать и принимать участие в заседаниях академического собрания. Скоро мир увидели первые диссертации по физике и химии.

ломоносов михаил васильевич

В июне 1745 года Михаил Васильевич получил звание профессора химии Санкт-Петербургской академии. По личному прошению ученого начато обустройство химической лаборатории, которое было завершено через два года.

В 1748 г. открыт исторический департамент, в котором Ломоносов принимает самое активное участие.

В этом же году Михаил Васильевич стал журналистом. Деятельность началась с переводов зарубежных писем для газеты «Санкт-Петербургские ведомости».

Дальнейшая деятельность

После сближения с любимцем императрицы, Иваном Шуваловым, Ломоносов получает возможность продвигать свои идеи на высшем уровне.

Так, под его влиянием в 1755 году открыт Московский университет с обучением заграничного образца. ломоносов кратко

Уже в 1756 г. Ломоносов начал активную борьбу за обучение в гимназиях и университетах детей представителей низшего сословия. Отчасти ему это удается.

В 1758 году он становится главой географического департамента. Производится колоссальная работа по созданию атласа России.

В 1763 Екатерина II произвела ученого в статские советники.

В этом же году получает титул члена академии художеств за работы с мозаикой.

Память

В 1765 году Михаил Васильевич тяжело заболевает. К сожалению, излечиться ему не удалось. Великого ученого не стало 4 (15) апреля 1765 года. Похоронен на Лазаревском кладбище в г. Санкт-Петербурге.

Ломоносов – уникальный ученый, который смог проявить себя практически во всех отраслях науки: физике, химии, литературе, языках. Помимо этого, мир увидел множество его изобретений. Он один из немногих, кто смог разгадать секрет окраски стекла в красный цвет. Его работы с мозаикой долгое время поражали умы современников. Работа была очень длительная, напряженная и кропотливая. Использовал разнообразные оптические приборы собственного изготовления. Ярый борец с несправедливостью. Ученый-практик, который отличался не только критикой, но и достойным предложением по замене не удовлетворяющей его гипотезы. Работы по горному делу и металлургии и по сей день могут заинтересовать специалистов. В целом Михаил Васильевич Ломоносов был незаурядной личностью. ломоносов михаил васильевич биография

Память о нем будет еще долго передаваться из поколения в поколение.

fb.ru

Михаил Васильевич Ломоносов - Читать онлайн биографию, фото

В 1731 г. с далекой северной окраины из-под Архангельска прибыл в Москву получать образование сын поморского крестьянина-рыбака Михайло Ломоносов, которому суждено было сыграть колоссальную роль в развитии отечественной науки и литературы. Он заложил основы русского литературного языка, довел до конца и преобразование нашего стихосложения, начатое Тредиаковским. В творчестве Ломоносова наша словесность впервые начала становиться художественной литературой в полном смысле слова. Ломоносов явился основоположником и корифеем высокого «витийственного» классицизма.

Великовозрастный ученик

М.В. Ломоносов. Портрет неизвестного художникаМ.В. Ломоносов. Портрет работы неизвестного художника. 1750-е гг.

Замечательная биография Ломоносова хорошо известна. С детства проявилась в нем страсть к учению. Самоучкой он освоил начала арифметики и церковно-славянской грамматики. В Москве поступил в Славяно-греко-латинскую академию и, невзирая на бедность и насмешки однокашников над двадцатилетним учеником-переростком, который «пришел латине учиться», за год освоил курс трех классов. Затем его отправили в Петербург, в университет при Академии наук, а оттуда - завершать образование в Германию.

За границей Ломоносов изучает философию, иностранные языки, точные науки, в том числе горное дело. Овладев всеми достижениями современной мысли в самых разных областях, он вернулся в Россию, чтобы работать в Академии наук. Он осуществил ряд важнейших открытий в химии, физике, астрономии, занимался историей и филологией, вел обширную переписку с учеными разных стран. В 1755 г. Ломоносов добился открытия Московского университета.

Поэтическая теория и практика

Основной жанр поэзии Ломоносова - торжественная ода; ее главная тема - величие России, вошедшей в семью европейских народов. Произведения этого жанра посвящались важнейшим государственным событиям: «на день восшествия» на престол, рождению наследника или победам в сражениях. Отсюда - возвышенный стиль од Ломоносова, характеризующийся обилием метафор, гипербол, эпитетов, олицетворений обращений и вопросов.

Московский государственный университет им. ЛомоносоваМосковский государственный университет им. Ломоносова. Здание на Маховой улице.

Создавая канон русской оды, Ломоносов утверждал господство четырехстопного ямба, десятистрочную строфу, определенный характер рифмовки. Первая ода Ломоносова - «На взятие Хотина» (1739) - была практическим подтверждением провозглашенных в «Письме о правилах российского стихотворства» принципов русского стихосложения. Силлабо-тоническая система объявляется Ломоносовым «природной», а основным признаком русского стиха называется не постоянное количество слогов в строке, а повторение одних и тех же комбинаций ударных и безударных слогов. Основным размером русской поэзии Ломоносов считал ямб.

Разрабатывая систему литературных жанров, Ломоносов в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» (1757) излагает учение «о трех штилях», согласно которому высокий, средний и низкий «штили» соответствуют существующим в русском языке трем родам «речений». К первому роду относятся церковнославянские и русские слова («Бог, слава, рука»), ко второму - редко употребляющиеся, но понятные «грамотным людям» церковнославянские слова («отверзаю, Господень, насажденный»). К третьему-только русские слова («говорю, ручей, который»). Высокий стиль «составляется» из «речений» как первого, так и второго рода и используется при создании героических поэм, од и «прозаических речей о важных материях». Средний «штиль» «состоять должен» из «речений» первого и третьего рода и применяется при написании трагедий, стихотворных дружеских писем, сатир и элегий. «Низкий штиль принимает речения третьего рода» и используется в комедиях, эпиграммах, песнях и письмах.

Заслуги Ломоносова были высоко оценены его современниками и потомками: «Русский язык обязан ему правилами, стихотворство и красноречие - формами, тот и другие - обзацами» (А.А. Бестужев-Марлинский).

tululu.org