Линия Сталина - Большой пост - Фотоблог. Фото линия сталина


Линия Сталина (97 фото + 2 видео)

Потрясающий рассказ об уникальном туристическом объекте, под названием Линия Сталина, и о его боевой технике.

Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» — уникальный туристический объект не только для Беларуси. В последние годы сюда приезжает все больше туристов и любителей военной истории из ближнего и дальнего зарубежья. Посетителям показывают грозные фортификационные сооружения, позволяют на собственном опыте испытать, каково это пострелять из «калашникова» или ПТР. Но главная «фишка» «Линии Сталина» — танки. В отличие от большинства других музеев, они здесь «живые» — рычат двигателями, чихают копотью и месят стальными гусеницами грязь бездорожья. Только увидев их в движении, почувствовав, как дрожит земля, когда многотонная махина проползает рядом, заглянув в черную дыру дула, понимаешь всю неукротимую мощь, с которой приходилось жить бок о бок нашим дедам и прадедам на протяжении долгих четырех лет Великой Отечественной. Журналисты Onliner.by к очередной годовщине победы в Великой Отечественной войне пообщались с создателями уникального музея, побывали внутри знаменитой «тридцатьчетверки», прокатились на Т-44, узнали, что заставляет ежегодно приезжать сюда японских туристов и почему Шварценеггеру не продали уникальный танк БТ-7.

ТуристыВ конце 1920-х годов на западной границе Советского Союза началось строительство системы оборонительных укреплений, с легкой руки журналистов получившей неофициальное название линия Сталина. Спустя 70 лет группа энтузиастов из благотворительного фонда «Память Афгана» при поддержке государства организовала на основе небольшого фрагмента этого фортификационного сооружения историко-культурный комплекс, не имеющий аналогов на просторах бывшего СССР.

Несмотря на пасмурную погоду и почти непрерывный дождь, автомобили и автобусы с туристами на «Линию Сталина» подъезжают регулярно. Большинство машин на стоянке — с российскими номерами: гости из соседней страны стараются с пользой потратить двухнедельный отпуск. «Все мне у вас нравится: и люди, и цены и сервис, — говорит покупающий солдатскую кашу в местном кафе москвич. — Наших здесь очень много, приезжают в большинстве своем люди интересующиеся, увлеченные. Те, кому ничего не надо, просто сидят дома и пьют».

Выпивают нередко и приезжающие. Еще один продавец рассказал нам историю про белорусского экскурсанта, приехавшего на туристическом автобусе. «Ценитель истории» по дороге на «Линию Сталина» напился до беспамятства, проспал полдня в своем кресле, а когда группа уезжала, слезно просил товарищей поднести его к ближайшему танку и сфотографировать на его фоне. Говорил: «Мне жена не поверит, что на экскурсию ездил, требуются вещественные доказательства!» К счастью, подобные инциденты здесь редки. Люди, приехавшие сюда, действительно интересуются всем, что им могут показать в историко-культурном комплексе. И даже школьники — головная боль всех экскурсоводов — ведут себя в бетонных мешках капониров тише воды ниже травы и буквально смотрят в рот лектору. Атмосфера располагает.

Укрепрайон Оборонительные сооружения, входящие сейчас в состав ИКК «Линия Сталина», были составной частью так называемого МиУРа — Минского укрепрайона. Всего на «старой» (до 1939 года) западной границе СССР с конца 1920-х до конца 1930-х годов был построен 21 укрепленный район — они охватили огромное расстояние от Карелии до Одессы.

— На территории комплекса восстановлены и служат основными элементами фортификационной части экспозиции артиллерийский полукапонир и два пулеметных дота, — рассказывает сотрудник историко-культурного комплекса Сергей Захаров. — Артиллерийский, или, как его еще называют, орудийный полукапонир №134, возле которого мы стоим сейчас, был возведен недалеко от современной шоссейной дороги Минск — Молодечно в 1932 году. Его вооружение — два 76-миллиметровых орудия. Гарнизон такого сооружения насчитывал 20 человек. Два таких капонира перекрестным огнем могли прикрыть 6-километровый край обороны укрепрайона.

— А говорят, что сама по себе линия Сталина никакой роли в обороне страны не сыграла, ее вообще непонятно зачем строили, — «авторитетно» заявляет один из экскурсантов. — Это традиционное заблуждение, — осаживает «всезнайку» Сергей Захаров. — Начнем с того, что линия Сталина изначально не была предназначена для того, чтобы полностью остановить продвижение противника. Ее задачей было нанести противнику максимальные потери, прикрыть тылы, позволить провести мобилизацию нашей армии и сосредоточиться на угрожаемом участке. На все отводилось 15 суток. С другой стороны, первые укрепленные районы у нас начинают возводиться в 1927 году, очень сложном в политическом отношении. В этот момент у нас основными врагами рассматривались Англия и Франция, то есть Антанта, очередной интервенцией которой у нас постоянно пугали. Рассматривалась угроза этих стран с плацдармов в Прибалтике, но более вероятным противником у нас выступала Польша. 1927 год — военный переворот в Польше, к власти приходит Пилсудский, не оставлявший надежды восстановить Речь Посполитую в границах 1772 года. И как раз в этот момент начинается форсированное строительство укрепленных районов.

Минский укрепрайон, являющийся частью линии Сталина, строился в 1932—1933 годах. В то время создание укрепленной линии таких масштабов голодной разутой страной было колоссальным подвигом. Что же касается того, что линия Сталина не задержала немцев, так она против них никогда и не строилась. Она строилась против Польши. Например, вот этот полукапонир имел максимальную сопротивляемость против снаряда калибром 203 мм либо 152-миллиметрового пушечного. У Польши до 1938 года на вооружении просто не было артиллерии такого калибра, а значит, для нее эти укрепления были практически неуязвимыми.

КапонирСергей Захаров проводит нас по комнатам бетонного бункера. Сегодня здесь восстановили практически все. Причем практически все элементы фортификации — «родные».

— Вы должны понимать, что во времена, когда капонир выполнял боевую задачу, свободного пространства здесь было значительно меньше, — говорит он. — Практически все здесь было заставлено стеллажами, ящиками с боеприпасами. Давление воздуха внутри бункера было выше, чем снаружи, — это позволяло защитить гарнизон от химической атаки. Также давление «выталкивало» наружу пороховые газы, иначе уже через несколько залпов боевой расчет орудий задохнулся бы. Предполагалось, что, если не будет прерван подвоз боеприпасов, капонир должен был продержаться минимум 15 суток. В полной изоляции он бы протянул недолго — быстро кончились бы боеприпасы. Скорострельность пушки — 10—12 выстрелов в минуту, боекомплекта из 300 снарядов хватило бы на несколько часов.

Японские красноармейцыГостям из ближнего зарубежья на «Линии Сталина» действительно рады. Они и слушатели внимательные, и клиенты платежеспособные. Около стенда, где можно пострелять из охолощенного оружия, очередной российский турист слету покупает билеты общей суммой более чем на $50. «Стрелять так стрелять, сынок», — говорит он отпрыску и гладит его по голове. Сынок с готовностью берет в руки ПТР и от души дает залп по предполагаемому противнику.

В расположенном неподалеку киоске продают сувениры. Ходовой товар — гипсовые бюсты вождя народов, чьим именем назван историко-культурный комплекс. К слову, официально в честь Сталина эта линия укреплений никогда не называлась. Это «изобретение» журналистов и немецкой пропаганды еще конца 1930-х годов, которое, тем не менее, прочно закрепилось в массовом сознании. Теперь на «Линии» установлен бюст вождя народов (один из немногих открытых на постсоветском пространстве после распада Союза), его образ использован на логотипе и сувенирной продукции.

Приезжают на «Линию Сталина» и туристы из совсем уж дальнего зарубежья: Кореи и Японии. В этот день в комплексе как раз с удовольствием окуналась в жизнь Рабоче-Крестьянской Красной Армии группа японцев. Их переодели в советскую форму, после чего они стали отрабатывать навыки боевой подготовки на стрельбище. Под суровые приказы одетого в форму командира инструктора историко-культурного комплекса японские «красноармейцы» запрыгивают на броню танка Т-44, россыпью слетают с нее, прикрывая машину, и разят наповал из винтовок Мосина воображаемого противника.

Глава делегации — бизнесмен из Токио Ивахащи Кабухару, уже несколько лет занимающийся экспортом российских и белорусских товаров, — давно увлекается советской военной историей и старается ее популяризировать на родине. Он уже несколько раз приезжал на «Линию Сталина», на другой конец света, не найдя аналогов белорусского комплекса ближе. В этот раз привез нескольких своих друзей, чтобы поучаствовать в исторической реконструкции боев на Халхин-Голе 1939 года.

ТанкиКак уже говорилось, танки — главная «фишка» «Линии Сталина». В экспозиции историко-культурного комплекса их представлено несколько десятков: от «старичков» времен Второй мировой войны до современного вооружения. Большинство стоит статично, но нас интересуют именно «живые» машины, которыми «Линия Сталина» в последние годы славится далеко за пределами страны. На окраине комплекса особняком стоит мехдвор «Линии Сталина», или, как его еще здесь называют, парк.

К нам подходит крепкий дедушка, вытирает ветошью испачканные мазутом руки и представляется: Михаил Михайлович.

В свои 83 года старый танкист Михаил Оношко с удивительной легкостью запрыгивает на высокий борт Т-34. Лихо натянув шлемофон, ныряет в командирский люк, привычным движением запускает стартер. Машина, словно лошадь, почувствовавшая руку хозяина, оживает. Михаил Михайлович хорошо помнит военное время: тогда еще подростком он видел, как промаринованные порохом и мазутом военные механики ремонтировали своих «подопечных». Наверное, с этого времени и зародилась страсть к боевым машинам. Вот уже более полувека он нянчится с танками. Ездит в них сам и учит других, консультирует механиков, если те затрудняются в «диагнозе» и «методе лечения». Говорит о танках, как строгий отец о малых детях, — сухо, с гордостью.

«Это самый лучший танк, — рассказывает он о „тридцатьчетверке“. — Легкий, проходимый, быстроходный. Немцы его шибко боялись. Наши солдаты, чтобы навести еще больше ужаса на фрицев, брали дырявое ведро и крепили его на конце дула, в итоге издалека пушка казалась еще большего калибра, чем есть на самом деле. Немцы бежали без оглядки. Ну а вообще жизнь танкиста была недолгой. В каждый бой идешь как в последний. Боком машину подвернул — и все».

Покалеченные, увязшие в болотах и утонувшие в реках и озерах танки находят по всей Беларуси до сих пор. — Вот эта машина лежала в речке, в одном из районов Могилевской области, — рассказывает заместитель директора благотворительного фонда «Память Афгана» Александр Голубович, показывая на стоящий под навесом немецкий Sturmgeschütz III. — Судя по всему, во время боя взрывом ее сбросило с моста, и немцы не смогли ее эвакуировать, так и лежала. После войны местные жители сняли с нее двигатель, он работал как мини-электростанция в деревне, вооружение было снято военными специалистами, а вытаскивать саму машину не стали. Мы привезли ее сюда два года назад, начали восстанавливать в точности по чертежам — и сейчас не знаем аналогов этого уникального экземпляра на постсоветском пространстве.

Рядом стоит БТ-7, его нашел Шкловский поисковой отряд. Танк полностью перебрали, там, к слову, стоял уникальный двигатель с истребителя. Сейчас он участвует во всех парадах, ведь это абсолютно подлинный экземпляр, только двигатель из «начинки» заменили.

— А эта машина принимала участие в боевых действиях? — Да, этот танк участвовал еще в боях на Халхин-Голе против японцев в 1939 году, потом его перебросили сюда, в Беларусь, он участвовал в крупнейшем танковом сражении при Сенно, где и утонул. — Сколько может стоить такой танк сейчас? — Думаю, речь идет о миллионах долларов, начиная с пяти-шести. Говорят, например, что наш БТ-7 хотел Шварценеггер покупать, ведь в свое время в Австрии он служил танкистом. Но кто же ему его продаст? Даже у Кубинки, крупнейшего музея военной техники России с его богатейшей коллекцией, такого нет. БТ-5 есть, а 7-го нет.

Мы делаем хорошее дело. Вот, к примеру, такая история. У нас тут есть большая коллекция современной военной и инженерной техники. И пару лет назад вижу: идут три мужика, и вдруг один говорит: «У-у-у… Моя родная радиолокационная станция. Я ж на ней служил». И он полез на нее, дверь пытался открыть. А ведь это современная техника, может быть, мало кому интересная, но он ее увидел, и ему это приятно. И людям, которые с ним приехали, — им тоже приятно. Поэтому мы хотим собрать как можно больше экземпляров техники и сохранить ее. Ведь военная техника — это тоже элемент истории и культуры народа.

fishki.net

"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео) » Триникси

Для тех, кто интересуется военной историей (и не только) предлагаю весьма интересный рассказ об историческом и туристическом объекте под названием "Линия Сталина". Это уникальное место находится в Белоруси и в последнее время привлекает все больше туристов со всего мира. Дело в том, что "Линия Сталина" - это не просто музей военной техники, ведь все "экспонаты" здесь - действующие; здесь можно увидеть танки и другую бронетехнику в движении, пострелять из "Калашникова" и не только.

"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)

Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» — уникальный туристический объект не только для Беларуси. В последние годы сюда приезжает все больше туристов и любителей военной истории из ближнего и дальнего зарубежья. Посетителям показывают грозные фортификационные сооружения, позволяют на собственном опыте испытать, каково это пострелять из «калашникова» или ПТР. Но главная «фишка» «Линии Сталина» — танки. В отличие от большинства других музеев, они здесь «живые» — рычат двигателями, чихают копотью и месят стальными гусеницами грязь бездорожья. Только увидев их в движении, почувствовав, как дрожит земля, когда многотонная махина проползает рядом, заглянув в черную дыру дула, понимаешь всю неукротимую мощь, с которой приходилось жить бок о бок нашим дедам и прадедам на протяжении долгих четырех лет Великой Отечественной. Журналисты Onliner.by к очередной годовщине победы в Великой Отечественной войне пообщались с создателями уникального музея, побывали внутри знаменитой «тридцатьчетверки», прокатились на Т-44, узнали, что заставляет ежегодно приезжать сюда японских туристов и почему Шварценеггеру не продали уникальный танк БТ-7.

"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео) "Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)

ТуристыВ конце 1920-х годов на западной границе Советского Союза началось строительство системы оборонительных укреплений, с легкой руки журналистов получившей неофициальное название линия Сталина. Спустя 70 лет группа энтузиастов из благотворительного фонда «Память Афгана» при поддержке государства организовала на основе небольшого фрагмента этого фортификационного сооружения историко-культурный комплекс, не имеющий аналогов на просторах бывшего СССР.

"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)

Несмотря на пасмурную погоду и почти непрерывный дождь, автомобили и автобусы с туристами на «Линию Сталина» подъезжают регулярно. Большинство машин на стоянке — с российскими номерами: гости из соседней страны стараются с пользой потратить двухнедельный отпуск. «Все мне у вас нравится: и люди, и цены и сервис, — говорит покупающий солдатскую кашу в местном кафе москвич. — Наших здесь очень много, приезжают в большинстве своем люди интересующиеся, увлеченные. Те, кому ничего не надо, просто сидят дома и пьют».

"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)

Выпивают нередко и приезжающие. Еще один продавец рассказал нам историю про белорусского экскурсанта, приехавшего на туристическом автобусе. «Ценитель истории» по дороге на «Линию Сталина» напился до беспамятства, проспал полдня в своем кресле, а когда группа уезжала, слезно просил товарищей поднести его к ближайшему танку и сфотографировать на его фоне. Говорил: «Мне жена не поверит, что на экскурсию ездил, требуются вещественные доказательства!» К счастью, подобные инциденты здесь редки. Люди, приехавшие сюда, действительно интересуются всем, что им могут показать в историко-культурном комплексе. И даже школьники — головная боль всех экскурсоводов — ведут себя в бетонных мешках капониров тише воды ниже травы и буквально смотрят в рот лектору. Атмосфера располагает.

"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)

Укрепрайон Оборонительные сооружения, входящие сейчас в состав ИКК «Линия Сталина», были составной частью так называемого МиУРа — Минского укрепрайона. Всего на «старой» (до 1939 года) западной границе СССР с конца 1920-х до конца 1930-х годов был построен 21 укрепленный район — они охватили огромное расстояние от Карелии до Одессы.

"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)

— На территории комплекса восстановлены и служат основными элементами фортификационной части экспозиции артиллерийский полукапонир и два пулеметных дота, — рассказывает сотрудник историко-культурного комплекса Сергей Захаров. — Артиллерийский, или, как его еще называют, орудийный полукапонир №134, возле которого мы стоим сейчас, был возведен недалеко от современной шоссейной дороги Минск — Молодечно в 1932 году. Его вооружение — два 76-миллиметровых орудия. Гарнизон такого сооружения насчитывал 20 человек. Два таких капонира перекрестным огнем могли прикрыть 6-километровый край обороны укрепрайона.

"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)

— А говорят, что сама по себе линия Сталина никакой роли в обороне страны не сыграла, ее вообще непонятно зачем строили, — «авторитетно» заявляет один из экскурсантов. — Это традиционное заблуждение, — осаживает «всезнайку» Сергей Захаров. — Начнем с того, что линия Сталина изначально не была предназначена для того, чтобы полностью остановить продвижение противника. Ее задачей было нанести противнику максимальные потери, прикрыть тылы, позволить провести мобилизацию нашей армии и сосредоточиться на угрожаемом участке. На все отводилось 15 суток. С другой стороны, первые укрепленные районы у нас начинают возводиться в 1927 году, очень сложном в политическом отношении. В этот момент у нас основными врагами рассматривались Англия и Франция, то есть Антанта, очередной интервенцией которой у нас постоянно пугали. Рассматривалась угроза этих стран с плацдармов в Прибалтике, но более вероятным противником у нас выступала Польша. 1927 год — военный переворот в Польше, к власти приходит Пилсудский, не оставлявший надежды восстановить Речь Посполитую в границах 1772 года. И как раз в этот момент начинается форсированное строительство укрепленных районов.

"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)

Минский укрепрайон, являющийся частью линии Сталина, строился в 1932—1933 годах. В то время создание укрепленной линии таких масштабов голодной разутой страной было колоссальным подвигом. Что же касается того, что линия Сталина не задержала немцев, так она против них никогда и не строилась. Она строилась против Польши. Например, вот этот полукапонир имел максимальную сопротивляемость против снаряда калибром 203 мм либо 152-миллиметрового пушечного. У Польши до 1938 года на вооружении просто не было артиллерии такого калибра, а значит, для нее эти укрепления были практически неуязвимыми.

"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)

КапонирСергей Захаров проводит нас по комнатам бетонного бункера. Сегодня здесь восстановили практически все. Причем практически все элементы фортификации — «родные».

"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)

— Вы должны понимать, что во времена, когда капонир выполнял боевую задачу, свободного пространства здесь было значительно меньше, — говорит он. — Практически все здесь было заставлено стеллажами, ящиками с боеприпасами. Давление воздуха внутри бункера было выше, чем снаружи, — это позволяло защитить гарнизон от химической атаки. Также давление «выталкивало» наружу пороховые газы, иначе уже через несколько залпов боевой расчет орудий задохнулся бы. Предполагалось, что, если не будет прерван подвоз боеприпасов, капонир должен был продержаться минимум 15 суток. В полной изоляции он бы протянул недолго — быстро кончились бы боеприпасы. Скорострельность пушки — 10—12 выстрелов в минуту, боекомплекта из 300 снарядов хватило бы на несколько часов.

"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)

Японские красноармейцыГостям из ближнего зарубежья на «Линии Сталина» действительно рады. Они и слушатели внимательные, и клиенты платежеспособные. Около стенда, где можно пострелять из охолощенного оружия, очередной российский турист слету покупает билеты общей суммой более чем на $50. «Стрелять так стрелять, сынок», — говорит он отпрыску и гладит его по голове. Сынок с готовностью берет в руки ПТР и от души дает залп по предполагаемому противнику.

"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)

В расположенном неподалеку киоске продают сувениры. Ходовой товар — гипсовые бюсты вождя народов, чьим именем назван историко-культурный комплекс. К слову, официально в честь Сталина эта линия укреплений никогда не называлась. Это «изобретение» журналистов и немецкой пропаганды еще конца 1930-х годов, которое, тем не менее, прочно закрепилось в массовом сознании. Теперь на «Линии» установлен бюст вождя народов (один из немногих открытых на постсоветском пространстве после распада Союза), его образ использован на логотипе и сувенирной продукции.

"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)

Приезжают на «Линию Сталина» и туристы из совсем уж дальнего зарубежья: Кореи и Японии. В этот день в комплексе как раз с удовольствием окуналась в жизнь Рабоче-Крестьянской Красной Армии группа японцев. Их переодели в советскую форму, после чего они стали отрабатывать навыки боевой подготовки на стрельбище. Под суровые приказы одетого в форму командира инструктора историко-культурного комплекса японские «красноармейцы» запрыгивают на броню танка Т-44, россыпью слетают с нее, прикрывая машину, и разят наповал из винтовок Мосина воображаемого противника.

"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)

Глава делегации — бизнесмен из Токио Ивахащи Кабухару, уже несколько лет занимающийся экспортом российских и белорусских товаров, — давно увлекается советской военной историей и старается ее популяризировать на родине. Он уже несколько раз приезжал на «Линию Сталина», на другой конец света, не найдя аналогов белорусского комплекса ближе. В этот раз привез нескольких своих друзей, чтобы поучаствовать в исторической реконструкции боев на Халхин-Голе 1939 года.

"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)

ТанкиКак уже говорилось, танки — главная «фишка» «Линии Сталина». В экспозиции историко-культурного комплекса их представлено несколько десятков: от «старичков» времен Второй мировой войны до современного вооружения. Большинство стоит статично, но нас интересуют именно «живые» машины, которыми «Линия Сталина» в последние годы славится далеко за пределами страны. На окраине комплекса особняком стоит мехдвор «Линии Сталина», или, как его еще здесь называют, парк.

"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)

К нам подходит крепкий дедушка, вытирает ветошью испачканные мазутом руки и представляется: Михаил Михайлович.

"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)

В свои 83 года старый танкист Михаил Оношко с удивительной легкостью запрыгивает на высокий борт Т-34. Лихо натянув шлемофон, ныряет в командирский люк, привычным движением запускает стартер. Машина, словно лошадь, почувствовавшая руку хозяина, оживает. Михаил Михайлович хорошо помнит военное время: тогда еще подростком он видел, как промаринованные порохом и мазутом военные механики ремонтировали своих «подопечных». Наверное, с этого времени и зародилась страсть к боевым машинам. Вот уже более полувека он нянчится с танками. Ездит в них сам и учит других, консультирует механиков, если те затрудняются в «диагнозе» и «методе лечения». Говорит о танках, как строгий отец о малых детях, — сухо, с гордостью.

"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)

«Это самый лучший танк, — рассказывает он о „тридцатьчетверке“. — Легкий, проходимый, быстроходный. Немцы его шибко боялись. Наши солдаты, чтобы навести еще больше ужаса на фрицев, брали дырявое ведро и крепили его на конце дула, в итоге издалека пушка казалась еще большего калибра, чем есть на самом деле. Немцы бежали без оглядки. Ну а вообще жизнь танкиста была недолгой. В каждый бой идешь как в последний. Боком машину подвернул — и все».

"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)

Покалеченные, увязшие в болотах и утонувшие в реках и озерах танки находят по всей Беларуси до сих пор. — Вот эта машина лежала в речке, в одном из районов Могилевской области, — рассказывает заместитель директора благотворительного фонда «Память Афгана» Александр Голубович, показывая на стоящий под навесом немецкий Sturmgeschutz III. — Судя по всему, во время боя взрывом ее сбросило с моста, и немцы не смогли ее эвакуировать, так и лежала. После войны местные жители сняли с нее двигатель, он работал как мини-электростанция в деревне, вооружение было снято военными специалистами, а вытаскивать саму машину не стали. Мы привезли ее сюда два года назад, начали восстанавливать в точности по чертежам — и сейчас не знаем аналогов этого уникального экземпляра на постсоветском пространстве.

"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)

Рядом стоит БТ-7, его нашел Шкловский поисковой отряд. Танк полностью перебрали, там, к слову, стоял уникальный двигатель с истребителя. Сейчас он участвует во всех парадах, ведь это абсолютно подлинный экземпляр, только двигатель из «начинки» заменили.

"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)

— А эта машина принимала участие в боевых действиях? — Да, этот танк участвовал еще в боях на Халхин-Голе против японцев в 1939 году, потом его перебросили сюда, в Беларусь, он участвовал в крупнейшем танковом сражении при Сенно, где и утонул. — Сколько может стоить такой танк сейчас? — Думаю, речь идет о миллионах долларов, начиная с пяти-шести. Говорят, например, что наш БТ-7 хотел Шварценеггер покупать, ведь в свое время в Австрии он служил танкистом. Но кто же ему его продаст? Даже у Кубинки, крупнейшего музея военной техники России с его богатейшей коллекцией, такого нет. БТ-5 есть, а 7-го нет.

"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)

Мы делаем хорошее дело. Вот, к примеру, такая история. У нас тут есть большая коллекция современной военной и инженерной техники. И пару лет назад вижу: идут три мужика, и вдруг один говорит: «У-у-у… Моя родная радиолокационная станция. Я ж на ней служил». И он полез на нее, дверь пытался открыть. А ведь это современная техника, может быть, мало кому интересная, но он ее увидел, и ему это приятно. И людям, которые с ним приехали, — им тоже приятно. Поэтому мы хотим собрать как можно больше экземпляров техники и сохранить ее. Ведь военная техника — это тоже элемент истории и культуры народа.

"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)"Линия Сталина" - уникальный музей в Белоруси (97 фото + 2 видео)

Отсюда

trinixy.ru

Техника «Линии Сталина»: как воевали наши деды

Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» — уникальный туристический объект не только для Беларуси. В последние годы сюда приезжает все больше туристов и любителей военной истории из ближнего и дальнего зарубежья. Посетителям показывают грозные фортификационные сооружения, позволяют на собственном опыте испытать, каково это пострелять из «калашникова» или ПТР. Но главная «фишка» «Линии Сталина» — танки. В отличие от большинства других музеев, они здесь «живые» — рычат двигателями, чихают копотью и месят стальными гусеницами грязь бездорожья. Только увидев их в движении, почувствовав, как дрожит земля, когда многотонная махина проползает рядом, заглянув в черную дыру дула, понимаешь всю неукротимую мощь, с которой приходилось жить бок о бок нашим дедам и прадедам на протяжении долгих четырех лет Великой Отечественной. Журналисты Onliner.by к очередной годовщине победы в Великой Отечественной войне пообщались с создателями уникального музея, побывали внутри знаменитой «тридцатьчетверки», прокатились на Т-44, узнали, что заставляет ежегодно приезжать сюда японских туристов и почему Шварценеггеру не продали уникальный танк БТ-7.

Туристы

В конце 1920-х годов на западной границе Советского Союза началось строительство системы оборонительных укреплений, с легкой руки журналистов получившей неофициальное название линия Сталина. Спустя 70 лет группа энтузиастов из благотворительного фонда «Память Афгана» при поддержке государства организовала на основе небольшого фрагмента этого фортификационного сооружения историко-культурный комплекс, не имеющий аналогов на просторах бывшего СССР.

Несмотря на пасмурную погоду и почти непрерывный дождь, автомобили и автобусы с туристами на «Линию Сталина» подъезжают регулярно. Большинство машин на стоянке — с российскими номерами: гости из соседней страны стараются с пользой потратить двухнедельный отпуск.

«Все мне у вас нравится: и люди, и цены и сервис, — говорит покупающий солдатскую кашу в местном кафе москвич. — Наших здесь очень много, приезжают в большинстве своем люди интересующиеся, увлеченные. Те, кому ничего не надо, просто сидят дома и пьют».

Выпивают нередко и приезжающие. Еще один продавец рассказал нам историю про белорусского экскурсанта, приехавшего на туристическом автобусе. «Ценитель истории» по дороге на «Линию Сталина» напился до беспамятства, проспал полдня в своем кресле, а когда группа уезжала, слезно просил товарищей поднести его к ближайшему танку и сфотографировать на его фоне. Говорил: «Мне жена не поверит, что на экскурсию ездил, требуются вещественные доказательства!»

К счастью, подобные инциденты здесь редки. Люди, приехавшие сюда, действительно интересуются всем, что им могут показать в историко-культурном комплексе. И даже школьники — головная боль всех экскурсоводов — ведут себя в бетонных мешках капониров тише воды ниже травы и буквально смотрят в рот лектору. Атмосфера располагает.

Укрепрайон

Оборонительные сооружения, входящие сейчас в состав ИКК «Линия Сталина», были составной частью так называемого МиУРа — Минского укрепрайона. Всего на «старой» (до 1939 года) западной границе СССР с конца 1920-х до конца 1930-х годов был построен 21 укрепленный район — они охватили огромное расстояние от Карелии до Одессы.

— На территории комплекса восстановлены и служат основными элементами фортификационной части экспозиции артиллерийский полукапонир и два пулеметных дота, — рассказывает сотрудник историко-культурного комплекса Сергей Захаров. — Артиллерийский, или, как его еще называют, орудийный полукапонир №134, возле которого мы стоим сейчас, был возведен недалеко от современной шоссейной дороги Минск — Молодечно в 1932 году. Его вооружение — два 76-миллиметровых орудия. Гарнизон такого сооружения насчитывал 20 человек. Два таких капонира перекрестным огнем могли прикрыть 6-километровый край обороны укрепрайона.

— А говорят, что сама по себе линия Сталина никакой роли в обороне страны не сыграла, ее вообще непонятно зачем строили, — «авторитетно» заявляет один из экскурсантов.

— Это традиционное заблуждение, — осаживает «всезнайку» Сергей Захаров. — Начнем с того, что линия Сталина изначально не была предназначена для того, чтобы полностью остановить продвижение противника. Ее задачей было нанести противнику максимальные потери, прикрыть тылы, позволить провести мобилизацию нашей армии и сосредоточиться на угрожаемом участке. На все отводилось 15 суток.

С другой стороны, первые укрепленные районы у нас начинают возводиться в 1927 году, очень сложном в политическом отношении. В этот момент у нас основными врагами рассматривались Англия и Франция, то есть Антанта, очередной интервенцией которой у нас постоянно пугали. Рассматривалась угроза этих стран с плацдармов в Прибалтике, но более вероятным противником у нас выступала Польша. 1927 год — военный переворот в Польше, к власти приходит Пилсудский, не оставлявший надежды восстановить Речь Посполитую в границах 1772 года. И как раз в этот момент начинается форсированное строительство укрепленных районов.

Минский укрепрайон, являющийся частью линии Сталина, строился в 1932—1933 годах. В то время создание укрепленной линии таких масштабов голодной разутой страной было колоссальным подвигом.

Что же касается того, что линия Сталина не задержала немцев, так она против них никогда и не строилась. Она строилась против Польши. Например, вот этот полукапонир имел максимальную сопротивляемость против снаряда калибром 203 мм либо 152-миллиметрового пушечного. У Польши до 1938 года на вооружении просто не было артиллерии такого калибра, а значит, для нее эти укрепления были практически неуязвимыми.

Капонир

Сергей Захаров проводит нас по комнатам бетонного бункера. Сегодня здесь восстановили практически все. Причем практически все элементы фортификации — «родные».

— Вы должны понимать, что во времена, когда капонир выполнял боевую задачу, свободного пространства здесь было значительно меньше, — говорит он. — Практически все здесь было заставлено стеллажами, ящиками с боеприпасами. Давление воздуха внутри бункера было выше, чем снаружи, — это позволяло защитить гарнизон от химической атаки. Также давление «выталкивало» наружу пороховые газы, иначе уже через несколько залпов боевой расчет орудий задохнулся бы.

Предполагалось, что, если не будет прерван подвоз боеприпасов, капонир должен был продержаться минимум 15 суток. В полной изоляции он бы протянул недолго — быстро кончились бы боеприпасы. Скорострельность пушки — 10—12 выстрелов в минуту, боекомплекта из 300 снарядов хватило бы на несколько часов.

Японские красноармейцы

Гостям из ближнего зарубежья на «Линии Сталина» действительно рады. Они и слушатели внимательные, и клиенты платежеспособные. Около стенда, где можно пострелять из охолощенного оружия, очередной российский турист слету покупает билеты общей суммой более чем на $50.

«Стрелять так стрелять, сынок», — говорит он отпрыску и гладит его по голове. Сынок с готовностью берет в руки ПТР и от души дает залп по предполагаемому противнику.

В расположенном неподалеку киоске продают сувениры. Ходовой товар — гипсовые бюсты вождя народов, чьим именем назван историко-культурный комплекс. К слову, официально в честь Сталина эта линия укреплений никогда не называлась. Это «изобретение» журналистов и немецкой пропаганды еще конца 1930-х годов, которое, тем не менее, прочно закрепилось в массовом сознании. Теперь на «Линии» установлен бюст вождя народов (один из немногих открытых на постсоветском пространстве после распада Союза), его образ использован на логотипе и сувенирной продукции.

Приезжают на «Линию Сталина» и туристы из совсем уж дальнего зарубежья: Кореи и Японии. В этот день в комплексе как раз с удовольствием окуналась в жизнь Рабоче-Крестьянской Красной Армии группа японцев. Их переодели в советскую форму, после чего они стали отрабатывать навыки боевой подготовки на стрельбище.

Под суровые приказы одетого в форму командира инструктора историко-культурного комплекса японские «красноармейцы» запрыгивают на броню танка Т-44, россыпью слетают с нее, прикрывая машину, и разят наповал из винтовок Мосина воображаемого противника.

Глава делегации — бизнесмен из Токио Ивахащи Кабухару, уже несколько лет занимающийся экспортом российских и белорусских товаров, — давно увлекается советской военной историей и старается ее популяризировать на родине. Он уже несколько раз приезжал на «Линию Сталина», на другой конец света, не найдя аналогов белорусского комплекса ближе. В этот раз привез нескольких своих друзей, чтобы поучаствовать в исторической реконструкции боев на Халхин-Голе 1939 года.

Танки

Как уже говорилось, танки — главная «фишка» «Линии Сталина». В экспозиции историко-культурного комплекса их представлено несколько десятков: от «старичков» времен Второй мировой войны до современного вооружения. Большинство стоит статично, но нас интересуют именно «живые» машины, которыми «Линия Сталина» в последние годы славится далеко за пределами страны.

На окраине комплекса особняком стоит мехдвор «Линии Сталина», или, как его еще здесь называют, парк.

К нам подходит крепкий дедушка, вытирает ветошью испачканные мазутом руки и представляется: Михаил Михайлович.

В свои 83 года старый танкист Михаил Оношко с удивительной легкостью запрыгивает на высокий борт Т-34. Лихо натянув шлемофон, ныряет в командирский люк, привычным движением запускает стартер. Машина, словно лошадь, почувствовавшая руку хозяина, оживает. Михаил Михайлович хорошо помнит военное время: тогда еще подростком он видел, как промаринованные порохом и мазутом военные механики ремонтировали своих «подопечных». Наверное, с этого времени и зародилась страсть к боевым машинам. Вот уже более полувека он нянчится с танками. Ездит в них сам и учит других, консультирует механиков, если те затрудняются в «диагнозе» и «методе лечения». Говорит о танках, как строгий отец о малых детях, — сухо, с гордостью.

«Это самый лучший танк, — рассказывает он о „тридцатьчетверке“. — Легкий, проходимый, быстроходный. Немцы его шибко боялись. Наши солдаты, чтобы навести еще больше ужаса на фрицев, брали дырявое ведро и крепили его на конце дула, в итоге издалека пушка казалась еще большего калибра, чем есть на самом деле. Немцы бежали без оглядки. Ну а вообще жизнь танкиста была недолгой. В каждый бой идешь как в последний. Боком машину подвернул — и все».

Покалеченные, увязшие в болотах и утонувшие в реках и озерах танки находят по всей Беларуси до сих пор.

— Вот эта машина лежала в речке, в одном из районов Могилевской области, — рассказывает заместитель директора благотворительного фонда «Память Афгана» Александр Голубович, показывая на стоящий под навесом немецкий Sturmgeschütz III. — Судя по всему, во время боя взрывом ее сбросило с моста, и немцы не смогли ее эвакуировать, так и лежала. После войны местные жители сняли с нее двигатель, он работал как мини-электростанция в деревне, вооружение было снято военными специалистами, а вытаскивать саму машину не стали. Мы привезли ее сюда два года назад, начали восстанавливать в точности по чертежам — и сейчас не знаем аналогов этого уникального экземпляра на постсоветском пространстве.

Рядом стоит БТ-7, его нашел Шкловский поисковой отряд. Танк полностью перебрали, там, к слову, стоял уникальный двигатель с истребителя. Сейчас он участвует во всех парадах, ведь это абсолютно подлинный экземпляр, только двигатель из «начинки» заменили.

— А эта машина принимала участие в боевых действиях?

— Да, этот танк участвовал еще в боях на Халхин-Голе против японцев в 1939 году, потом его перебросили сюда, в Беларусь, он участвовал в крупнейшем танковом сражении при Сенно, где и утонул.

— Сколько может стоить такой танк сейчас?

— Думаю, речь идет о миллионах долларов, начиная с пяти-шести. Говорят, например, что наш БТ-7 хотел Шварценеггер покупать, ведь в свое время в Австрии он служил танкистом. Но кто же ему его продаст? Даже у Кубинки, крупнейшего музея военной техники России с его богатейшей коллекцией, такого нет. БТ-5 есть, а 7-го нет.

Мы делаем хорошее дело. Вот, к примеру, такая история. У нас тут есть большая коллекция современной военной и инженерной техники. И пару лет назад вижу: идут три мужика, и вдруг один говорит: «У-у-у… Моя родная радиолокационная станция. Я ж на ней служил». И он полез на нее, дверь пытался открыть. А ведь это современная техника, может быть, мало кому интересная, но он ее увидел, и ему это приятно. И людям, которые с ним приехали, — им тоже приятно. Поэтому мы хотим собрать как можно больше экземпляров техники и сохранить ее. Ведь военная техника — это тоже элемент истории и культуры народа.

realt.onliner.by

описание, история, экскурсии, точный адрес

Линия Сталина (Белоруссия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Линия Сталина — грандиозный фортификационный ансамбль на территории Беларуси. Созданный к 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, комплекс создавался методом народной стройки, в которой принимали участие государственные и общественные организации, предприятия различных форм собственности, энтузиасты.

Комплекс «Линия Сталина» представляет собой военно-исторический музей под открытым небом. Музей состоит из ДОТов Минского укрепрайона. В музее воссоздан и оборудован ротный участок укрепрайона, инженерами были восстановлены и два пулеметных ДОТа, артиллерийский полукапонир, командно-наблюдательный пункт.

Система укреплений получила неофициальное название «Линия Сталина», по аналогии с «Линией Мажино», «Линией Маннергейма» и состояла из 23 укреплённых районов.

Сегодня комплекс — это еще и хорошее место для семейного отдыха. На комплексе создано искусственное озеро, где можно совершить лодочную прогулку, в кафе можно попробовать настоящую наваристую «солдатскую кашу». Дети и подростки смогут стать «Ворошиловскими стрелками» в пневматическом тире, а взрослые испытать настоящее оружие времен Великой Отечественной войны.

Практическая информация

Адрес: д. Лошаны, Минский район, 6 км от г. Заславля в направлении г. Молодечно.

Как добраться: от станции «Дружная» (это на противоположной стороне железнодорожного вокзала, по подземному переходу) отправляются маршрутные такси № 700-Т «Минск — Молодечно». Остановка — «Линия Сталина». Маршрутки начинают курсировать с 6:30, периодичность отправления — примерно каждые 20 минут. Стоимость — около 5 BYN. Цены на странице указаны на январь 2018 г.

Время работы: вторник — воскресенье с 10:00 до 17:00 (ноябрь — январь), вторник — воскресенье с 10:00 до 18:00, понедельник — выходной.

tonkosti.ru

"Линия Сталина". Звягель. 1941 г. ( 15 фото )

Из истории 14-й танковой дивизии вермахта:

     "Попытка 7 июля с ходу внезапной атакой захватить город Цвиахель (Звягель) потерпела неудачу, так как сооруженные здесь бункеры представляли собой настоящие крепости и были оснащены мощной артиллерией, противотанковыми пушками и зенитками.       Об ожесточенности боя свидетельствует тот факт, что только в 108-м мотопехотном полку погибло сразу три командира роты, а в 4-м танковом артиллерийском полку из строя выбыло три офицера.       Поэтому 7 июля поступил приказ о планомерной осаде Цвиахеля. Начиная с 4.30 утра разгорелся ожесточенный бой за каждый бункер по обе стороны от маршрута продвижения наших войск.       Весь день продолжались налеты вражеской авиации. Из-за плотного оборонительного огня из каждого бункера наше наступление снова застопорилось. Чтобы исправить положение пришлось вызывать нашу бомбардировочную авиацию.

73668865a997.jpg

        В 15.30, после налета немецких пикирующих бомбардировщиков, наши штурмовые группы, неся огромные потери, сумели прорваться к бункерам. Но и теперь им пришлось подавлять сопротивление защитников каждого бункера по отдельности.       Наконец к вечеру удалось захватить первые бункеры. Наши потери были просто чудовищными: в каждой роте выбыли из строя не менее 40 бойцов; 4-й танковый артиллерийский полк потерял двух офицеров убитыми и семь ранеными.      И 8 июля бои за бункеры продолжались с неослабевающей силой. Для подкрепления были брошены в бой 25-я пехотная дивизия (моторизованная), 299-я пехотная дивизия и вся артиллерия корпуса.      Наконец в течение дня удалось захватить сильно укрепленный город Цвиахель и создать плацдарм на восточном берегу реки Случь. Подразделения 25-й пехотной дивизии (моторизованной), которые атаковали русские бункеры с тыла, должны были расширить этот плацдарм.      9 июля была организована планомерная зачистка восточного берега реки от разрозненных сил противника. И хотя из отдельных бункеров русские еще вели пулеметный и артиллерийский огонь, саперные части корпуса уже начали возводить мост через Случь.

0_bba5c_11f430fc_XL.jpg

        К 19 часам мост был готов выдержать нагрузку в 16 тонн, и уже ночью бронетанковые части дивизии, включая и ее штаб, вышли к Житомиру. Однако вскоре после этого поступило сообщение, что противник во многих местах перерезал так называемую автостраду и закрепился там.      К этому времени мотопехотные полки все еще оставались на завоеванных позициях у города Цвиахель, где ожидали смены. Поэтому ночь с 10 на 11 июля прошла очень тревожно. Диверсионные группы коммунистической молодежи подожгли в Житомире многие здания.      12 июля положение в тылу дивизии и на северном фланге стало критическим, так как укрывавшаяся в больших лесных массивах 5-я армия русских перешла в наступление, чтобы пробиться к Цвиахелю.       В результате наши тыловые службы оказались отрезанными от дивизии и положение со снабжением стало критическим. Поэтому продвигавшийся южнее автострады танковая "Лейбштандарт СС Адольф Гитлер" повернул на север, чтобы атаковать противника у автострады и отразить атаки с севера."

Кладбище СС после боев за Звягель.

8408872.jpg

По воспоминаниям командира артиллерийского полукапонира младшего лейтенанта Якова Семеновича Кардаша, гарнизон укрепленной группы составлял 58 человек, причем значительная часть была из приписного состава.

     Это количество людей вынуждало вести бой только в одну смену, без полноценного отдыха. Только для обслуживания орудий было создано по два расчета, причем первый из них - кадровый.       Командиром роты и всей укрепленной группы был старший лейтенант Чернявский, а комиссаром - Степан Васильевич Макаров. Видимо, не очень рассчитывая в деле поддержания "боевого духа" на одного комиссара, к тому же из приписного состава, в гарнизон укрепленной группы включили еще и двух особистов.      До начала июля полоса обороны УРа в районе Гульска была занята исключительно подразделениями укрепрайона. И только 4 июля на рубеже появились полевые части. Однако радость гарнизонов дотов оказалась недолгой - не пробыв на позициях и 23 часов, полевые войска снялись и ушли, бросив бойцов УРа на произвол судьбы.

c6cbf5b38df9.jpg

        Ранним утром 6 июля противник начал переправу через Случь и атаку укрепрайона. Гарнизоны дотов открыли интенсивный огонь по немецкой пехоте и технике. В частности, из артиллерийского дота сообщили об уничтоженном танке и мотоцикле.       Бойцы укрепленной группы также вели сильный огонь по противнику, пытавшемуся переправиться возле укрепления через реку, а также, отражая его попытки, блокировать соседние доты.       В разгар боя выявился еще один серьезнейший просчет наших инженеров - фильтровентиляционная установка не справлялась с той массой пороховых газов, которая скапливалась к орудийных казематах от ведения очень интенсивного огня.       В результате первая смена орудийной прислуги (кадровый состав!) угорела и была вынуждена прекратить огонь. На замену была немедленно вызвана вторая смена орудийных расчётов, но и она, отравившись газами, смогла продержаться недолго.

0_bb92d_1177c2f6_XL.jpg89c43fa8b9c4.jpg

       Кардаш, наблюдавший из своей рубки за полем боя в перископ, был вынужден сам встать у орудия. С красноармейцами Тимошенко, Скрыпником и Бойко он продолжал вести огонь до той поры, пока немцы, обнаружив полукапонир, по вспышкам огня, не открыли по нему прицельный огонь.        Попавшим в орудие снарядом Кардаш был серьёзно контужен, после чего полукапонир прекратил вести огонь. Лейтенант был спущен подъёмником вниз, где уже находились бойцы его огневой точки, отравившиеся газами.       Тем не менее днем обойти укрепленную группу противнику не удалось. Зато успешной оказалась ночная попытка, т.к. немцы прекрасно использовали тот факт, что в наших дотах совершенно отсутствовали средства для ведения боя в ночных условиях (прожектора, пусковые устройства осветительных ракет).       К тому же из-за отсутствия полевого заполнения можно было воспользоваться участками, плохо простреливаемыми из дотов. Что случилось с гарнизонами соседних дотов - неизвестно, но предотвратить обход немцами "мины" они не смогли.       С выходом саперов противника в тыл судьба укрепления была решена. Первоначально немцы предприняли попытку порваться в подземелье через входной блок, но огонь ручных пулеметов из его амбразур охладил их пыл.        Аналогичным образом была отражена попытка ворваться в артиллерийский полукапонир через его внешний выход. Тогда немецкие саперы попробовали воспользоваться еще одним слабым местом наших дотов - плохой защитой перископной трубы. Запорная крышка трубы обычно подрывалась гранатой, после чего внутрь заливался бензин либо опускалась взрывчатка.

0_ba0ce_4b14753b_XL.jpg409c990f3d79.jpg

       Видимо, увлекшись знакомой работой, немецкие саперы забыли про осторожность, т.к. красноармейцу Ефиму Бойко удалось открыть противоштурмовую решетку входа в полукапонир, выбраться наружу и забросать немцев гранатами.        Вскоре, однако, немцы обнаружили кубы воздухозаборных шахт, быстро определили их назначение и перестали рисковать людьми. В имевшиеся отверстия они стали заливать бензин, а потом бросали вниз гранаты. Дым от возникшего сильного пожара распространился по подземелью, выедая глаза и не давая дышать.        Несмотря на тяжелейшее положение, гарнизон продолжал держаться, хоть отчаяние людей нарастало. Саперы противника продолжали каждый день заливать в вентиляционные шахты бензин и поджигать его.       На третий день эту пытку не выдержали особисты. Понимая, что выхода нет, и не желая сдаваться в плен, они застрелились в своей комнате. Такая же мысль была и у лейтенанта Кардаша, но бойцы его дота Бойко и Лагута не дали это сделать, отобрав у него пистолет.       Самоубийство особистов вызвало панику в гарнизоне. После обсуждения положения Чернявский и Макаров приняли решение сдаться в плен, надеясь спасти людей.       Наверх была послана группа бойцов, но она не вернулась. Спустя время, отправили еще одну группу, но и от нее не получили никаких известий. Только через десятилетия стала известна их судьба - все они были расстреляны немцами.       В 1960 году были обнаружены останки группы парламентеров (четыре человека) недалеко от входного блока, а в 1982 году житель Гульска А.Шелест, набирая глину, обнаружил останки еще 9 человек.

0_d27fb_5f8620f9_XL.jpg0_ee676_2711cce1_XL.jpg

         И только третьей группе удалось договориться с немцами о капитуляции. Вниз была сброшена записка, в которой говорилось, где выходить из укрепления. Все поднялись наверх - "мина" была окружена вражеской пехотой и танками. Приказав пленным сесть на землю, немцы сразу начали допрос.        "Сначала офицер, говоривший по-русски, спросил, где комиссар (все были в телогрейках и знаков различия не было видно). Так как никто на вопрос не отвечал, то он применил метод, который не раз использовался немцами в таких случаях.Немец поднял одного бойца по фамилии Сосниевский. Повторил вопрос, походил, походил, говорит:- Осталось жить минуту, - вынул парабеллум. - Не скажешь через минуту - убью как собаку, скажет кто-то другой.Сосниевский подошел к комиссару и сказал:- Этот комиссар. Немец скомандовал комиссару:- Встатъ! Ты комиссар?Макаров ответил:- Я.- Руки назад, шагом марш!Метров 8-10 отвел и выстрелил в спину. Макаров упал лицом вниз. А там немцы стояли, офицеры, сказали ему "драп". Тогда он вогнал 3 пули в лежащего комиссара".

0_f23fe_5af7f1d4_XL.jpg

         Вернувшись назад, немец спросил, где комендант артточки. Кардаш понял, что его ждет судьба Макарова (кстати, в захваченных на границе дотах немцы также нередко старались расстрелять кроме политруков еще и офицеров-артиллеристов).        К счастью, к немецким офицерам в этот момент подъехал мотоциклист. Немцы о чем-то поговорили, а затем скомандовали пленным встать и перевели всех на другой берег Случи.        Там пленных выстроили лицом к "мине" и сказали: "Вот смотрите, что от вас осталось бы через несколько минут, если бы вы не сдались".        В этот момент раздался сильный взрыв, который сразу снес половину одной пулеметной точки. Правда, на Кардаша эта демонстрация не произвела никакого впечатления:       "Нам, конечно, внизу ничего не было бы от их взрывчатки". Потом всех отправили в Новоград-Волынский лагерь военнопленных. Позже Кардаша перевели в лагерь в польском городе Хелм, откуда он удачно бежал к партизанам и воевал в отряде им. Чапаева до 1944 года.

ebdb75ed5e24.jpg575df6139ae5.jpg

0_e8f6a_9dbf7c3f_XL.jpg

oper-1974.livejournal.com

Линия Сталина - Большой пост

10:00 am - Линия Сталина - Большой пост

Что за линия Сталина такая? Уникальный, на всем постсоветском пространстве проект, а точнее музейный комплекс. Недалеко от Минска, на территории бывшего укрепрайона с сохранившимися ДОТами была создана атмосфера военных лет. Вообще, Линия Сталина "это цепь укреплений построенная к 1939 году на западной границе СССР. Она тянулась от Карельского перешейка до Черного моря. Почти 1200 километров границы прикрывали 39 укрепрайонов. Они состояли из пулеметных, наблюдательных и артиллерийских ДОТов (долговременных огневых точек), которые соединялись рядами окопов и создавали единую, практически непробиваемую цепь укреплений.

После подписания пакта Молотова-Ребентроппа, граница СССР сдвинулась на 300 км западнее и Линия Сталина потеряла свою актуальность. К началу Второй Мировой войны она находилась в законсервированном состоянии и не оказала значительного сопротивления наступающим немецким войскам." Ладно, давайте под кат.

02. Я, как часто у меня это бывает, пошел в другую сторону от начала экспозиции. И набрел на поле, по которому катают на танке туристов, за определенный прайс, на Т-34, и на плавающем ПТ-76. Реконструкции тоже здесь проходят. Но дело не в этом, а в разбитых машинах вокруг этой трассы. Сначала я наткнулся на технику более современную, чем техника ВОВ. Т-55 первый танк с системой активной защиты(Дрозд).

03. ИС-3?

04.

05. Т-72 - советский основной боевой танк.

06. А вот вид открывается как в 41. Конечно же я пошел вниз, где под предательским белым снегом, меня ждала желтая глина. Но желание посмотреть поближе на скелеты военной техники было сильней, чем остаться чистым.

07. Кто угадает?

08. На комплексе представлена не только техника но и варианты окопов.

09. Су-100, истребитель танков, Они успели повоевать в 45 году. И потом еще несколько десятилетий оставались в армиях СССР и союзников.

10.

11. Думаю инсценировка, так как инфы по Шаландину И.О. я не нашел, есть известный однофамилец, который направил горящий Т-34 на таран.

12.

13. Ранняя весна и такой пейзаж, наводящий на размышления.

14.

15.

16. Историческую основу комплекса составляют сохранившиеся с 30 – х гг. прошлого века долговременные огневые точки (ДОТы) Минского укрепленного района. Это артиллерийский полукапонир, трехамбразурный и двухамбразурный пулеметные ДОТы, а также командно-наблюдательный пункт (КНП). Давайте вылезем из этого поля и пойдем на официальные памятники по уничтожению человечества посмотрим.

17. Что-то из радиотехнических войск, к сожалению не знаю как называется.

18. Инженерные войска представлены кучей техники, фотографировал не все. На фото мостостроительная установка УСМ.

19. Гусеничный самоходный паром. Паром состоит из двух таких машин.

20. Путепрокладчик БАТ-М.

21. Десептикон - мостоукладчик МТУ-20.

22. Сборное железобетонное сооружение «Гранит»

Это внушительных размеров сооружение предназначено для размещения и защиты специальной военной техники. Собирается оно из полуарок и плоских элементов пола. Торцы сооружения закрываются металлическими защитными воротами, рассчитанными на свободный въезд и выезд укрываемой здесь техники. «Гранит» оборудуется средствами вентиляции, отопления и осушки воздуха, грузоподъёмными и другими средствами обслуживания техники. Энергоснабжение сооружения обеспечивается подключением к внешним источникам тока. Такую дуру тащут наверное когда есть время, и враг заранее предупредил когда и куда приходить.

23. Сборно-разборное сооружение ЛКС-2.  Сборно-разборное сооружение ЛКС-2 состоит из основного помещения и входа. Остов сооружения – каркасная конструкция. Оболочка с торцов усилена анкерными полотнищами, которые после обсыпки грунтом обеспечивают восприятие нагрузки, действующей на торец сооружения. Вход сооружения состоит из люка с крышкой, двух колец, каркаса и конической тканевой оболочки. Для обеспечения противохимической защиты внутри сооружения устанавливают фильтровентиляционный агрегат ФВА-50/25. Внутри сооружения устанавливаются рабочий стол, средства связи и электроосвещения, а для отдыха подвешивают брезентовые нары. Весит ЛКС-2 всего 170 кг.

24. Пришло время самолетно-вертолетной части. Перед вами летающий танк  СУ-25, Летает уже лет тридцать и не собирается останавливаться.

25. Основная задача штурмовика это поддержка сухопутных войск и уничтожение врага в любых условиях видимости. Сушка видела пчти все последние конфликты на нашем континенте. А прозвище Грач ей дали в Афганистане.

26. Под своими крыльями СУ-25 может нести до 32 видов вооружений: от обычных авиабомб, до управляемых ракет, что позволяет эффективно ровнять  с землей укрепления и сооружения, а также буквально вспахивать движущиеся колонны военной техники противника.

27. Истребитель с изменяемой стреловидностью крыла, МиГ-23.

28. Такая компоновка крыла улучшала взлетно-пасадочные характеристики и не ограничивало маневренность самолета во время боя.

29.  Истребитель-бомбардировщик СУ-17М3.

30.  Су-17М3 стал самым массовым истребителем-бомбардировщиком третьего поколения. За 20 лет выпустили 1200 самолетов. Производство остановили лишь в 1990 году. Он мог нести до 4250 кг бомб различных типов, ракеты «воздух-поверхность» и противорадиолокационные ракеты.

31. МиГ-25РБ. Разведчик-бомбардировщик.

32. Первый в мире серийный истребитель, достигший скорости 3000км/ч.

33.

34. Старый добрый кукурузник, отлетавший всю ВОВ.

35. Вот такое вертолетное семейство. Первый справа известен всем, давайте перейдем сразу ко второму.

36. Ветеран Афганской войны — Ми-24, получивший прозвище «Крокодил».

37. Доставлял и забирал бойцов из горячих точек, попутно уничтожая противника.

38.

39. А это Ми-2, экипаж-1 человек, разведка и поддержка малым огнем сухопутных войск. Пройдемте к ракетным войскам.

40. Зенитный ракетный комплекс малого радиуса действия «С-125». Был принят на вооружение в 1961 году.

41. В центре одноступенчатая баллистическая ракета «Р-12». Длинной 22,77 метров, такие ракеты базировались в подземных шахтных пусковых установках и способны были доставить ядерную боеголовку на расстояние до 2000 км. Европа побаивалась их, надо полагать.

42. Ракетные комплексы "Точка" справа и "Шквал" слева. Созданы для сдерживания НАТО, а применялись в гражданских конфиктах от Афганистана до Саудовской Аравии в 2015 году.

43. Надпись под "Р-12".

44. Артилеррия и ПВО. Вот например, самоходная гаубица «Пион». Стреляет тяжелыми 203-мм снарядами на расстояние 37 км.

45. Тут затесался танк Т-80Б. Первый в мире серийный танк с газотурбинной силовой установкой.

46. Этот танк игрокам WOT сложно с кем-то перепутать.

47. "Катюша" и зенитный ракетный комплекс Р-125.

48. "Шилка" уничтожает низколетящие и наземные цели, 3400 выстрелов в минуту!

49. ИСУ-152, "Зверобой"

50. Давайте зайдем, пока толпа с экскурсией толпится в другом полукапонире.

51. Стены и перекрытие обеспечивали защиту от попаданий гаубичных фугасных снарядов калибра 203 мм и пушечных снарядов калибра 152 мм.

Согласно данным советской разведки, у вероятных противников в ближайшее на тот момент время не должна была появиться артиллерия калибром свыше 8 дюймов (203 мм). Соответственно, наиболее мощным снарядом, от которого предусматривалась защита, был принят 203-мм гаубичный.

52. В случае необходимости амбразуры закрывались изнутри с помощью специальных броневых заслонок толщиной 40 мм. Такая заслонка могла выдержать прямое попадание 45-мм снаряда танковой пушки.

53. Гарнизон сооружения по штату составлял 10-12 человек.

54.

55. Образец границы.

56.

57. Пример противотанковой огневой точки (ПТОТ). На бетонном основании размещалась башня танка Т-26.

58. А это немецкий пулеметный броневой колпак.

59. Противотанковые надолбы все видов.

60. Огромный, офигенный музей. Очень круто было там провести день. Всем советую.

61. Основной танк Отечественной войны.

62. Добраться на Линию Сталина можно из Минска, проехав  около 30 км по Молодеченской трассе. В 6 км от Заславля находится деревушка Лошаны, вам туда. Также можно доехать на маршутке, которые следуют на Молодечно с автовокзала Минска.

Бонусом идет Ленин, сам не знаю зачем он там. Сталин был бы логичнее.

starbeak.livejournal.com

описание, фото, где находится на карте, как добраться

Линия Сталина, Беларусь: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Линия Сталина - одно из самых впечатляющих оборонительных сооружений, расположенных на землях Беларуси. За основу был взят Минский укрепрайон, в частности, два ДОТа, артиллерийское сооружение - полукапонир и КНП. Каждый район, приспособленный для обороны, имел свой штат, свою организационную схему, которая создавалась исходя из возможности этого округа и его важности в целях обороны.

«Линия Сталина» была открыта в 2005 году. На основе довоенных чертежей было создано инженерное оснащение этого района Минска. В музейном арсенале имеются все виды окопов, рвов и траншей, позиции для стрелковых отделений, блиндажи. Кроме этого, на полигонах установлена военная техника, начиная со времен войны 1914 года и до наших дней. Здесь есть разнообразные типы броневых и инженерных заградительных конструкций, авиационное оснащение, самолеты, есть дорога с указателями, как во время войны, всевозможное оружие и многое другое. Кроме этого, в этих местах проводятся концерты, где исполняются военные песни, фестивали, спектакли на военную тему, показ боев с вооружением тех далеких времен.

Здесь можно побродить по военным окопам и укреплениям, созданным совсем как во время войны, пострелять из настоящих пулеметов, принять участие в военно-исторических реконструкциях. Когда в 1928 году стали строить оборонительные сооружения, охватывающие западную границу Советского Союза, никто не называл это укрепление Линией Сталина. Это наименование дала пресса Запада, а немцы его подхватили, так и пошло название – «Линия Сталина». Ансамбль привлекает большое количество туристов, ведь не в каждом музее представленные предметы можно пощупать руками. Кроме того, все желающие могут испытать себя в стрельбе из настоящего военного оружия, прокатиться на бронетехнике, поесть той вкусной каши, которой питались солдаты, побродить по партизанской деревне, да и просто, ощутить себя частицей истории.

Время работы: со вторника по воскресенье 10-00 - 18-00, понедельник - нерабочий день. До музея можно добраться от станции «Дружная», (г. Минск), на маршрутке «Молодечно» до ост. «Линия Сталина».

 

Фото достопримечательности: Линия Сталина

Линия Сталина

Линия Сталина

Линия Сталина

Линия Сталина

Линия Сталина

Линия Сталина

Линия Сталина

Линия Сталина

Линия Сталина

Линия Сталина

Линия Сталина

Линия Сталина

 

Линия Сталина на карте:

www.1000mest.ru