Научно-исследовательское судно "Космонавт Георгий Добровольский". Фото буран


Буран - космический корабль (35 фото) | Екабу.ру

Работа по программе «Энергия»—«Буран» началась в 1976.

86 министерств и ведомств и 1286 предприятий всего СССР (всего около 2,5 млн человек) принимали участие в создании этой системы.

Головным разработчиком корабля было специально созданное НПО «Молния». Производство осуществлялось на Тушинском машиностроительном заводе с 1980 г.; к 1984 г. был готов первый полномасштабный экземпляр. С завода корабли доставлялись водным транспортом в город Жуковский, а оттуда (с аэродрома Раменское) — воздушным транспортом (на специальном самолёте-транспортировщике ВМ-Т) — на космодром Байконур.

Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 г. Космический корабль был запущен c космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия» и после облёта Земли произвёл посадку на специально оборудованном аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полёт прошёл без экипажа, полностью в автоматическом режиме, в отличии от «шатла», который может совершать посадку только на ручном управлении.

В 1990 работы по программе «Энергия»—«Буран» были приостановлены, а в 1993 программа окончательно закрыта. Единственный летавший в космос (1988) «Буран» был уничтожен в 2002 году обрушившейся крышей ангара монтажно-испытательного корпуса на Байконуре.

В ходе работы над проектом «Буран» было изготовлено несколько макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. После закрытия программы эти изделия остались на балансе различных НИИ и производственных объединений. Известно, например, о наличии макетных образцов у Ракетно-космической корпорации «Энергия» и у НПО «Молния».

Длина «Бурана» — 36,4 м, размах крыльев — около 24 м, высота корабля, когда он стоит на шасси, — более 16 м, стартовая масса — более 100 т. Грузовой отсек вмещает полезный груз массой до 30 т. В носовой отсек вставлена герметичная цельносварная кабина для экипажа и людей для проведения работ на орбите (до 10 человек) и большей части аппаратуры для обеспечения полета в составе ракетно-космического комплекса, автономного полета на орбите, спуска и посадки. Объём кабины составляет свыше семидесяти кубометров.

Имеет треугольное крыло с переменной стреловидностью, а также аэродинамические органы управления, работающие при посадке после возвращения в плотные слои атмосферы — руль направления, элевоны и аэродинамический щиток.

«Байкал» — название советского многоразового транспортного космического корабля созданного в рамках программы «Энергия-Буран». Запуск состоялся 4 февраля 1992. В программу полёта входило семидневное пребывание в космосе и стыковка со станцией «Мир». К сожалению, в самом начале полёта произошла нештатная ситуация и «Байкал» совершил аварийную посадку. Это послужило основанием для сворачивания русской программы по созданию кораблей многоразового использования.

В действительности надпись «Байкал» (красным цветом прямым шрифтом наподобие «Arial») украшала борт первого лётного экземпляра МТКК «Буран» практически в течение всего времени наземных испытаний. Однако, незадолго перед запуском на борт МТКК чёрным наклонным шрифтом было нанесено имя «Буран», под которым он отправился в полет и стал известен всему миру. Название корабля и всей программы — «Буран» — было известно всем, кто имел к ним хоть какое-то отношение (в том числе и за пределами СССР) с самого начала разработки программы. Однако, ввиду всеохватывающей секретности это слово не рекомендовалось использовать открыто, в связи с чем родился «Байкал» (а позднее было пущено в оборот открытое название ракеты-носителя «Энергия», известной специалистам как изделие 11К25).

Рассказ о полёте космического корабля «Байкал» — это первоапрельская шутка (2000), созданная администратором интернет-сайта www.buran.ru Вадимом Лукашевичем. Шутка исполнена на высочайшем профессиональном уровне, и, если бы не специальные намёки на то, что это шутка (фон статьи выполнен в виде низкоконтрастного повторяющегося рисунка, состоявшего из силуэта корабля и надписи «С первым апреля»), даже специалистам в области космонавтики было бы сложно объяснить, что это — розыгрыш.

Всего в первую группу 12 июля 1977 г. было зачислено 6 человек:Волк, Игорь ПетровичКононенко, Олег ГригорьевичЛевченко, Анатолий СемёновичСадовников, Николай ФёдоровичСтанкявичюс, Римантас АнтанасЩукин, Александр Владимирович

ekabu.ru

трудяга русского севера (37 фото)

Буран - легендарный советский снегоход, который проходит там, где буксуют Ямахи. Он не сломается и не подведет глубоко в Тундре. Это единственный и безальтернативный транспорт русского севера. В Нарьан-Маре даже проходит ежегодное первенство в гонках на Буранах!

В марте я вдоволь накатался на снегоходах в НАО и ХМАО, как за рулем, так и в качестве пассажира, а это, скажу я вам, очень нескучное занятие и теперь я отличаю кибитку от волокуши и знаю секрет мягкой езды. Но самое веселое - это момент, когда снегоход переворачивается и зарывается в снег, а ведь рядом с колеей снега больше чем по пояс! Ну или когда всем вместе нужно затащить нарты на горку по мокрому снегу :) Поезжайте на север, никакие буржуйские аттракционы на сравняться с гонкой на снегоходах!

«Буран» — серия советских и российских универсальных двухгусеничных снегоходов. Индекс серии — СБ-640. Производится с 1971 года в Рыбинске, ныне в ОАО «Русская механика» — дочернем предприятии НПО «Сатурн». Прототипом Бурана стал канадский снегоход Бомбардье Ski-Doo

Особая конструкция снегохода Буран - это одна поворотно-опорная лыжа и две тягово-сцепные гусеницы, позволяют получить большую площадь опорной поверхности при малой длине самого снегохода. За счет этого снегоходы Буран не имеют себе равных при прохождении лесной чащи, оврагов и мелкого подлеска. Изначально Буран - это утилитарный снегоход, поэтому буксировка саней является для бурана повседневной задачей с которой бураны справляются на 5 баллов. Особо следует отметить двигатель у снегохода Буран. Двигатель снегохода буран обладает небольшой степенью сжатия, что позволяет ему потреблять в качестве топлива бензин А-76, АИ-80.

Пробег Рыбинск- Нарьян-Мар -Воркута, 1974 год:

Покупка пушнины у оленеводов:

А это плоды буйной фантазии советских инженеров:

Конечно сейчас Бураны вынуждены потесниться под натиском Ямах, но если в Нарьян-Маре современные машины считают более привлекательными, то в Угуте (150км от Сургута) именно Буран называют более проходимым в период малого снега за счет наличия одной лыжи, а не двух.

Сани сзади в НАО называют "волокушей", кроме грузов на них можно перевозить 2-4 пассажиров, которые плотно вжались в друг-друг и бортики, где каждая неровность отдает точком где-то между печенью и сердцем! Трасса ровной быть не может по определению, так как снег скатывается в небольшие холмики. Но чтобы жизнь не казалась малиной - пассажиров обдает потоком газов из выхлопной трубы!

А это "кибитка" - закрытая кабинка на 4 человека, тут чуть теплее, но точно также трясет. Абсолютно идеальное транспортное средство, чтобы почувствовать, что такое шейкер. Никакие модные аттракционы и рядом не стояли!

А вот так мы с Сергеем aquatek_filips ездили в юрты коренных хантов в Ханты-Мансийском Автономном Округе. Это несколько часов на снегоходе по дельте рек и озер, по лесам и холмам. Красота, которая неописуема даже полнокадровой зеркалкой!

Весенний снег сравнительно тяжелый и наш Буран не взял один из подъемов, пришлось нарты поднимать методом волжских бурлаков:

А в Нарьян-Маре проходят ежегодные гонки на Буранах - "Буран-Дей", это главный праздник марта в Нарьян-Маре. Правда, говорят, что Бураны тут не совсем серийные, даже очень неслабо прокаченные, но выглядят состязания серьезно.

Участники выстраиваются в шеренгу и по свистку бегут к снегоходу и заводят его:

Я попробовал разные снегоходы, больше всего понравился черно-желтый "Тикси-250", ну это потому, наверное, что Якутия запала глубоко в душу :)

Даже полиция на севере - на снегоходах!

Источник: alexcheban.livejournal.com

fishki.net

Полет орбитального корабля Буран

В это время в космосе орбитальный корабль построил ориентацию для выдачи тормозного импульса, снова повернувшись в положение "спиной" к Земле, но на этот раз хвостом "вперед-вверх". В 8:20, находясь над Тихим океаном в точке 45º ю.ш. и 135º з.д., в зоне видимости кораблей слежения "Космонавт Георгий Добровольский" и "Маршал Неделин", "Буран" включил на 158 секунд один из двигателей орбитального маневрирования для выдачи тормозного импульса 162.4 м/с. После этого корабль построил посадочную ("самолетную") ориентацию, развернувшись "по полету" и подняв "нос" на 37,39º к горизонту для обеспечения входа в атмосферу с углом атаки 38,3º. Снижаясь, высоту 120 км корабль прошел в 08:48:11.   Вход в атмосферу (с условной границей на высоте Н=100 км) произошел в 08:51 под углом -0.91º со скоростью 27330 км/ч над Атлантикой в точке с координатами 14.9º ю.ш. и 340.5º з.д. на расстоянии 8270 км от посадочного комплекса Байконура.   Погода в районе аэродрома посадки существенно не улучшилась. По-прежнему дул сильный, порывистый ветер. Спасало то, что ветер дул почти вдоль посадочной полосы - направление ветра 210º, скорость 15 м/сек, порывы до 18-20 м/сек. Ветер (его уточненные скорость и направление были переданы на борт корабля перед выдачей тормозного импульса) однозначно определил направление захода на посадку с северо-восточного направления, на ВПП посадочного комплекса (аэродрома Юбилейный) №26 (истинный посадочный курс №2 с азимутом 246º36'22''). Таким образом, ветер для планирующего корабля становился встречным (под 36º слева). Та же полоса при заходе на нее с юго-западного направления имела уже другой номер - №06.   В 08:47 запускаются двигатели МиГ-25, и в 08:52 Толбоев получает разрешение на взлет. Через несколько минут (в 08:57) самолет второй раз за это утро стремительно взлетает в хмурое небо, и, после крутого левого виража исчезает в облаках, уходя на встречу с "Бураном". Штурман-оператор Валерий Корсак начал выводить его в зону ожидания для встречи орбитального корабля. Предстояло выполнить не совсем обычное наведение "перехватчика" на воздушную цель. В практике противовоздушной обороны принято, что перехватчик догоняет цель. Здесь же цель сама должна была догнать "перехватчик", причем ее скорость все время уменьшалась, изменяясь в широких пределах. К этому следует добавить и постоянное уменьшение высоты с большой вертикальной скоростью, и переменчивый курс цели, но самое главное - это большая степень неопределенности траектории после выхода корабля из участка плазмы и на снижении. Со всеми этими сложностями самолет следовало вывести на дальность визуальной видимости корабля - 5 км, ведь бортовая РЛС отсутствовала, так как это все-таки была летающая лаборатория на базе МиГ-25, а не полноценный строевой перехватчик...   В этот момент "Буран" огненной кометой пронзает верхние слои атмосферы. В 8:53 на высоте 90 километров из-за образования облака плазмы на 18 минут с ним прекратилась радиосвязь (движение "Бурана" в плазме более чем в три раза продолжительнее, чем при спуске одноразовых космических кораблей типа "Союз").

fishki.net

Последние фотографии "Бурана"

Последние фотографии "Бурана"

Источник: www.buran.ru

 

После всех послеполетных испытаний и показательных полетов "Буран" был помещен на хранение в одно из помещений 112 МИКа на Байконуре. Вот фотографии, сделанные в 1999 году.

А это фотографии 13 мая 2002 года:

 

К сожалению, в истории всегда находятся люди, готовые "погреть руки" на чужих костях. Так случилось и в этом случае: из достоверных источников на Байконуре известно, что три макетных экземпляра кислородно-водородного двигателя РД-0120 (11Д122):

- 11Д122, заводской номер 5351231151;

- 11Д122, заводской номер 5351231154;

- 11Д122, заводской номер 5351231153;оказавшиеся под разрушенной крышей, были проданы Китаю. Для этого каждый из двигателей был аккуратно разрезан по технологическому стыку на две части (сопло и турбонасосный агрегат).

Любителям распродажи Родины падение крыши МИКа сыграло "на руку", позволив одним росчерком списать в утиль все, что находилось под рухнувшей крышей. Однако фотографии свидетельствуют, что состояние двигателей после падения крыши осталось вполне пригодным для квалификации этой продажи как оплаченного шпионажа в пользу другого государства. Смотрите сами:

Кислородно-водородные ЖРД РД-0120 Кислородно-водородные ЖРД РД-0120

 

В настоящий момент Китай ведет активные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию маршевых кислородно-водородных ЖРД тягой 50 тс, поэтому макеты советских водородных двигателей тягой 190 тс (в вакууме), выполненных по серийной заводской технологии, будут для китайцев отличным подспорьем, если не образцом для подражания.

В связи с этим приведем цитату из статьи известного китаеведа А.Бабкина "Мирная экспансия" (журнал "Профиль", N10/17 марта 2008 г., стр.28):

"Например, Китай испытывает потребность в каком-то механизме или приборе, который сами они не делают. Вы практически никогда не продадите китайцу большую партию. Китайцы с удовольствием купят только один экземпляр. А затем его разберут, изучат и сделают такой же. И это с любым товаром, будь то самолет или сигарета. Партию - никогда, один экземпляр - пожалуйста. И не нужно вызывать российских наладчиков или монтажников, они сами все соберут и наладят выпуск под другим брендом"

Вообще заметим, хотя это уже вне темы сайта, что продажа наших космических технологий приобрела широчайший размах. Например, всем известно, что 1970-х годах ГСКБ "Спецмаш" (ныне ФГУП "КБ общего машиностроения им. В.П.Бармина") вело обширные проектные проработки инфраструктуры обитаемой лунной базы. Но мало кому известно, что сравнительно недавно весь комплект конструкторской документации по "Лунограду" (это десятки, если не сотни документов, в первую очередь чертежей) после завершения многомесячной процедуры рассекречивания был ... продан "за бугор" в течение нескольких дней!

См. также:

niskgd.ru

Как восстановили и перевезли БУРАН (24 фото)

31 октября 2015 Автор: nlo-mir Планета Земля 5

Как восстановили и перевезли БУРАН (2013) буран, история, реставрация

Данное событие случилось в 2013 года, А именно, Космический корабль «Буран», который несколько лет гнил под открытым небом на причале в Тушинo, отреставрировали и показали на авиасалоне МАКС-2013.

Весьма интересно….

Фюзеляж корабля, его крылья, киль, шасси и прочие детали погрузили на баржу.

Как восстановили и перевезли БУРАН (2013) буран, история, реставрация

Подготовка к переезду заняла около трех месяцев. В том числе ждали, когда заработают шлюзы.

Как восстановили и перевезли БУРАН (2013) буран, история, реставрация

На охраняемом причале в Тушино находились фюзеляж и комплектующие так называемого третьего летного экземпляра челнока. По замыслу конструкторов он должен был полететь в космос, но из‑за приостановки финансирования программы «Энергия — Буран» так и не был достроен. Его собирали на Тушинском машиностроительном заводе и успели закончить на 30–50 процентов. В октябре 2004 года этот недоделанный корабль перевезли из цехов завода на причал, который также принадлежал заводу. Никакого навеса над несостоявшимся челноком не было. До недавнего времени он принадлежал фармацевтической компании «СИА-Интернейшнл».

Как восстановили и перевезли БУРАН (2013) буран, история, реставрация

Как восстановили и перевезли БУРАН (2013) буран, история, реставрация

Как восстановили и перевезли БУРАН (2013) буран, история, реставрация

Как восстановили и перевезли БУРАН (2013) буран, история, реставрация

Как восстановили и перевезли БУРАН (2013) буран, история, реставрация

Как восстановили и перевезли БУРАН (2013) буран, история, реставрация

Как восстановили и перевезли БУРАН (2013) буран, история, реставрация

Как восстановили и перевезли БУРАН (2013) буран, история, реставрация

Как восстановили и перевезли БУРАН (2013) буран, история, реставрация

Дорогостоящий плиток теплозащиты почти не осталось. Их отковыряли на сувениры.

Как восстановили и перевезли БУРАН (2013) буран, история, реставрация

Как восстановили и перевезли БУРАН (2013) буран, история, реставрация

Один из кусочков, оставленных вандалами. Сверху тонкий керамический слой.

Как восстановили и перевезли БУРАН (2013) буран, история, реставрация

Шасси.

Шасси. буран, история, реставрация

Как восстановили и перевезли БУРАН (2013) буран, история, реставрация

Как восстановили и перевезли БУРАН (2013) буран, история, реставрация

Внутри ничего нет.

Внутри ничего нет. буран, история, реставрация

Как восстановили и перевезли БУРАН (2013) буран, история, реставрация

Как восстановили и перевезли БУРАН (2013) буран, история, реставрация

Кабина.

Кабина. буран, история, реставрация

А вот так выглядит кабина корабля, который стоит во дворе музея на Байконуре. К моменту закрытия программы (начало 1990-х годов) было построено или велось строительство пяти лётных экземпляров корабля «Буран». По одной версии в музее стоит изделие 1.02 «Буря» — он должен был совершить второй полёт в автоматическом режиме со стыковкой с пилотируемой станцией «Мир». Корабль является собственностью Казахстана. По другой версии в музее стоит макет.

Как восстановили и перевезли БУРАН (2013) буран, история, реставрация

Тот самый Буран, который летал в космос, погиб на Байконуре. В 9.20 утра 12 мая 2002 года рухнувшая крыша завалила единственный поднимавшийся в космос советский корабль многоразового использования «Буран», его ракету-носитель «Энергия» и восемь человек. Причиной обрушения крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре могли стать десятки тонн скопившейся на ней воды и несколько тонн поднятых туда стройматериалов. Восстановление здания не планируется.

Как восстановили и перевезли БУРАН (2013) буран, история, реставрация

Другие статьи:

Интернет журнал НЛО МИР

nlo-mir.ru

советский шаттл "Буран" на космодроме Байконуре

Орбитальный корабль-ракетоплан многоразового использования «Буран» — это настоящая легенда отечественной космонавтики, советский ответ американским шаттлам. Однако, вскоре после успешного беспилотного полёта в 1988 году, программа космических кораблей многоразового использования была свёрнута и несколько недостроенных «Буранов» было просто брошено. Смотрите в нашем фоторепортаже — во что превратилась гордость советской космонавтики сейчас.

12 ФОТО

советский шаттл 1советский шаттл 1

1. Космодром Байконур в пустынях Казахстана является первым и до сих пор крупнейшим в мире. (Фото: Ralph Mirebs/LiveJournal). 

советский шаттл 2советский шаттл 2 2. Построенный в 1950-х годах Советским Союзом, космодром до сих пор используется в качестве единственного места запуска всех рейсов космических кораблей Союз к Международной космической станции. (Фото: Ralph Mirebs/LiveJournal).

 

советский шаттл 3советский шаттл 3 3. Многие объекты на космодроме давно заброшены, являясь реликвиями советской космической программы. (Фото: Ralph Mirebs/LiveJournal).

 

советский шаттл 4советский шаттл 4 4. Одни из них — некогда недостроенные космические корабли многоразового использования «Буран». (Фото: Ralph Mirebs/LiveJournal).

 

советский шаттл 5советский шаттл 5 5. Когда НАСА начало свою программу космических кораблей многоразового использования «Спейс шаттл» в 1972 году, Советский Союз был вынужден ответить собственным проектом. (Фото: Ralph Mirebs/LiveJournal).

 

советский шаттл 6советский шаттл 6 6. Уже в 1973 году началась разработка «советских шаттлов» по программе «Энергия — Буран». Работы в рамках этой программы продолжались даже после развала СССР, вплоть до 1993 года. (Фото: Ralph Mirebs/LiveJournal).

 

советский шаттл 7советский шаттл 7 7. За эти годы был осуществлён всего один успешный беспилотный запуск космического аппарата. (Фото: Ralph Mirebs/LiveJournal).

 

советский шаттл 8советский шаттл 8 8. В 1988 году корабль Буран (Изделие 1.01) совершил успешный полёт и приземление в беспилотном режиме, что подтверждало его преимущество над американским аналогом. (Фото: Ralph Mirebs/LiveJournal).

 

советский шаттл 9советский шаттл 9 9. В 2002 году этот легендарный летательный аппарат был уничтожен при обрушении ангара, в котором он хранился. В этой катастрофе тогда погибло 7 человек. (Фото: Ralph Mirebs/LiveJournal).

 

советский шаттл 10советский шаттл 10 10. Фотограф Ralph Mirebs недавно посетил космодром Байконур и нашёл остатки двух тестовых космических челноков «Буран». (Фото: Ralph Mirebs/LiveJournal).

 

советский шаттл 11советский шаттл 11 11. Во время работы программы оба этих корабля использовались для различных наземных тестов и только они сохранились до сегодняшнего дня на Байконуре. (Фото: Ralph Mirebs/LiveJournal).

 

советский шаттл 12советский шаттл 12 12. Грустно наблюдать то, в каком состоянии они находятся. Будем надеяться, что благодаря обнародованию этой темы, славное наследие эпохи интенсивного освоения космоса будет сохранено. (Фото: Ralph Mirebs/LiveJournal).

fullpicture.ru

Буран - космический корабль (35 фото)

Познавательная страничка. --

Работа по программе «Энергия»—«Буран» началась в 1976.

86 министерств и ведомств и 1286 предприятий всего СССР (всего около 2,5 млн человек) принимали участие в создании этой системы.

Головным разработчиком корабля было специально созданное НПО «Молния». Производство осуществлялось на Тушинском машиностроительном заводе с 1980 г.; к 1984 г. был готов первый полномасштабный экземпляр. С завода корабли доставлялись водным транспортом в город Жуковский, а оттуда (с аэродрома Раменское) — воздушным транспортом (на специальном самолёте-транспортировщике ВМ-Т) — на космодром Байконур.

Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 г. Космический корабль был запущен c космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия» и после облёта Земли произвёл посадку на специально оборудованном аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полёт прошёл без экипажа, полностью в автоматическом режиме, в отличии от «шатла», который может совершать посадку только на ручном управлении.

В 1990 работы по программе «Энергия»—«Буран» были приостановлены, а в 1993 программа окончательно закрыта. Единственный летавший в космос (1988) «Буран» был уничтожен в 2002 году обрушившейся крышей ангара монтажно-испытательного корпуса на Байконуре.

В ходе работы над проектом «Буран» было изготовлено несколько макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. После закрытия программы эти изделия остались на балансе различных НИИ и производственных объединений. Известно, например, о наличии макетных образцов у Ракетно-космической корпорации «Энергия» и у НПО «Молния».

Длина «Бурана» — 36,4 м, размах крыльев — около 24 м, высота корабля, когда он стоит на шасси, — более 16 м, стартовая масса — более 100 т. Грузовой отсек вмещает полезный груз массой до 30 т. В носовой отсек вставлена герметичная цельносварная кабина для экипажа и людей для проведения работ на орбите (до 10 человек) и большей части аппаратуры для обеспечения полета в составе ракетно-космического комплекса, автономного полета на орбите, спуска и посадки. Объём кабины составляет свыше семидесяти кубометров.

Имеет треугольное крыло с переменной стреловидностью, а также аэродинамические органы управления, работающие при посадке после возвращения в плотные слои атмосферы — руль направления, элевоны и аэродинамический щиток.

«Байкал» — название советского многоразового транспортного космического корабля созданного в рамках программы «Энергия-Буран». Запуск состоялся 4 февраля 1992. В программу полёта входило семидневное пребывание в космосе и стыковка со станцией «Мир». К сожалению, в самом начале полёта произошла нештатная ситуация и «Байкал» совершил аварийную посадку. Это послужило основанием для сворачивания русской программы по созданию кораблей многоразового использования.

В действительности надпись «Байкал» (красным цветом прямым шрифтом наподобие «Arial») украшала борт первого лётного экземпляра МТКК «Буран» практически в течение всего времени наземных испытаний. Однако, незадолго перед запуском на борт МТКК чёрным наклонным шрифтом было нанесено имя «Буран», под которым он отправился в полет и стал известен всему миру. Название корабля и всей программы — «Буран» — было известно всем, кто имел к ним хоть какое-то отношение (в том числе и за пределами СССР) с самого начала разработки программы. Однако, ввиду всеохватывающей секретности это слово не рекомендовалось использовать открыто, в связи с чем родился «Байкал» (а позднее было пущено в оборот открытое название ракеты-носителя «Энергия», известной специалистам как изделие 11К25).

Рассказ о полёте космического корабля «Байкал» — это первоапрельская шутка (2000), созданная администратором интернет-сайта www.buran.ru Вадимом Лукашевичем. Шутка исполнена на высочайшем профессиональном уровне, и, если бы не специальные намёки на то, что это шутка (фон статьи выполнен в виде низкоконтрастного повторяющегося рисунка, состоявшего из силуэта корабля и надписи «С первым апреля»), даже специалистам в области космонавтики было бы сложно объяснить, что это — розыгрыш.

Всего в первую группу 12 июля 1977 г. было зачислено 6 человек: Волк, Игорь Петрович Кононенко, Олег Григорьевич Левченко, Анатолий Семёнович Садовников, Николай Фёдорович Станкявичюс, Римантас Антанас Щукин, Александр Владимирович

www.webpark.ru