Форт (зенитный ракетный комплекс). Форт зрк


С-300Ф ( Форт ), зенитный ракетный комплекс

Головной разработчик системы – ВНИИ РЭ МСП (позднее НПО “Альтаир”), главный конструктор – В.А. Букатов. Аванпроект комплекса С-300Ф был выполнен в 1966 году.

Первоначально предполагалось оснащать комплексами С-300Ф атомные противолодочные корабли проекта 1144 “Орлан” и атомные ракетные крейсера проекта 1165 “Фугас”. Постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1971 года обе разработки кораблей были объединены и далее Северным ПКБ велось проектирование атомного противолодочного крейсера с ударным ракетным вооружением проекта 1144.

Опытный образец комплекса С-300Ф с боезапасом 16 ракет в двух подпалубных барабанных пусковых установках в 1977 году был установлен на БПК проекта 1134Б “Азов” и в конце 70-х годов прошел испытания на Черном море. Испытания комплекса завершились на атомном ракетном крейсере “Киров” в 1983 году. После принятия в 1984 году на вооружение комплекс устанавливался на тяжелых атомных крейсерах класса “Киров” (пр. 1144 и 1144.2, построено 4 единицы) и на ракетных крейсерах типа “Слава” (пр. 1164, построено 3 единицы).

Состав

Основное целевое назначение комплекса – борьба с самолетами-носителями противокорабельных ракет и противокорабельными ракетами, летящими на малых высотах, самолетами-постановщиками помех, что позволило использовать унифицированную с комплексом С-300П ракету 5В55РМ (модификация ракеты 5В55, отличающаяся связанными с контейнером устройствами).

Корабельный зенитный ракетный комплекс С-300Ф входит в систему вооружения корабля. Целеуказания ЗРК получает через устройство сопряжения, входящее в состав системы управления. Комплекс через устройство сопряжения связан также с корабельными датчиками углов килевой и бортовой качек, курса и скорости корабля. В режиме автономного поиска комплекс производит обзор пространства и обнаружение целей в заданном секторе ответственности.

Многофункциональный радиолокатор, входящий в систему управления (шифр “Форт”), обеспечивает высокую точность сопровождения 6 целей и наведение на них 12 ракет в условиях воздействия активных и пассивных помех. Фазированная антенная решетка установлена на поворотном посту, что позволяет производить обстрел целей практически в любом направлении. Жесткость конструкции антенного поста и электронная стабилизация луча антенны обеспечивают работу комплекса в условиях качки корабля без потери точности наведения ракеты.

Для пеленгации целей и наводимых на них ракет используется моноимпульсный метод с применением передающего устройства, формирующего как импульсно-пачечный, так и непрерывный сигнал, и корреляционно-фильтровое приемное устройство, обеспечивающее когерентное накопление импульсов внутри пачки, отраженных от цели сигналов.

В системе телеуправления принят комбинированный метод наведения ракет, заключающийся в том, что наведение ракет на начальном участке траектории осуществляется по командам, для выработки которых используется информация о целях и ракетах, получаемая от многофункционального радиолокатора, а на конечном участке - от полуактивного бортового радиопеленгатора ракеты.

В состав комплекса входит подпалубная пусковая установка (ПУ) барабанного типа. Старт ракеты – вертикальный из транспортно-пускового контейнера (ТПК) с запуском маршевого двигателя после выхода ракеты на высоте 20-25 метров, что обеспечивает пожаро-взрывобезопасность погреба. Старт производится с помощью катапультирующего устройства. Для работы катапультирующего устройства используется газогенератор, расположенный в ТПК. Направление и величина угла склонения ракеты после старта определяется программой, вводимой в нее при предстартовой подготовке. После схода ракеты ракеты барабан ПУ поворачивается, выводя на линию старта очередную ракету в ТПК. Подпалубные пусковые установки разработаны в КБ завода “Большевик”. Перезарядка барабанных пусковых установок производится с помощью палубного зарядного устройства.

На кораблях проекта 1164 установлена подпалубная пусковая установка Б-204 с восемью барабанными устройствами на 8 ТПК.

На всех кораблях проектов 1144 и 1144.2 размещено 12 барабанных установок в составе пусковой установки Б-203А при общем боезапасе 96 ракет.

На крейсере “Адмирал Нахимов” (пр. 1144.2, третий в серии) установлен усовершенствованный вариант комплекса С-300Ф с ракетой 48Н6, унифицированной с сухопутным комплексом С-300ПМ. Так как ракета 48Н6 больше по габаритам, чем ЗУП 5В55РМ, то для нее была доработана пусковая установка Б-203А. Ракета 48Н6 имеет максимальную дальность поражения до 150 км, но существовавшая на 1993 год система управления допускала дальность только 93 км.

Ракета 48Н6 оснащена боевой частью направленного типа.

На крейсере “Петр Великий” (пр. 1144.2, четвертый в серии) кроме модернизированного кормового комплекса для использования ракет 48Н6, установлен новый носовой комплекс С-300ФМ "Форт-М". В процессе модернизации комплекса "Форт-М" на "Петре Великом" ракеты 48Н6 были заменены на более современные 48Н6Е2. Таким образом, крейсер "Петр Великий" вооружен одним комплексом С-300Ф с 48 ракетами 48Н6 и одним комплексом С-300ФМ с 46 ракетами 48Н6Е2.

В перспективе возможна дальнейшая модернизация "Форта" с использованием зенитных ракет семейства 9М96 разработки КБ "Факел", что позволит в 4 раза повысить боекомлект комплекса.

Тактико-технические характеристики

В таблице приведены тактико-технические характеристики ЗРК «Форт»

Характеристика

Тип ракеты

5В55РМ

48Н6E

48Н6Е2

Год принятия на вооружение

1984

Зона поражения по дальности (ракета), км

5-75

5-150

5-200

Зона поражения по дальности (ЗРК), км

5-75

5-90

Зона поражения по высоте (ракета), м

25-25 000

10-27 000

10-27 000

Зона поражения по высоте (ЗРК), м

25-25 000

25-25 000

Скорость полёта ЗУР, м/с

до 2000

до 2100

Скорость цели, м/с

50-1300

до 3000

Число сопровождаемых целей

до 6

Число одновременно наводимых ракет

до 12

Наведение на маршевом участке

радиокомандное

Наведение на терминальном участке

СУ через ракету

Длина ЗУР, м

7,25

7,5

7,5

Диаметр корпуса ЗУР, м

0,508

0,519

0,519

Размах крыла, м

1,124

1,134

1,134

Масса ЗУР, кг

1664

1900  1800

1840

Масса боевой части, кг

130

143  145

180

Тип БЧ

осколочно-фугасная

Длина ТПК, м

8,0

Диаметр ТПК, м

1,0

Масса ТПК, кг

2300

2580

Тип двигателя

РДТТ

Масса ЗРК, т

> 200

www.arms-expo.ru

Зенитный ракетный комплекс С-300Ф Форт (SA-N-6 Grumble)

«Форт» С-300Ф

По классификации НАТО — SA-N-6 Grumble, экспортное наименование — «Риф»

Зенитный ракетный комплекс морского базирования с установкой вертикального пуска, предназначенный для уничтожения высокоскоростных, маневренных и малоразмерных целей во всём диапазоне высот от сверхмалых до больших.

История

Проектировался на базе сухопутной системы ПВО С-300П, принятой на вооружение в 1980 году. Предназначался для вооружения ракетных крейсеров проектов 1144 и 1164, а также нереализованного проекта 1165.

Основной разработчик — ВНИИ РЭ МСП (в дальнейшем преобразован в НПО «Альтаир»), ведущий конструктор — В. А. Букатов. Аванпроект выполнен в 1966 году. В 1977 году опытный образец ЗРК впервые установлен на большом противолодочном корабле «Азов» (проект 1134БФ) в кормовой части на месте демонтированного ЗРК «Шторм». В состав опытного образца входила пусковая установка из шести барабанов (всего 48 ракет) и система управления 3Р41.

В 1983 году на крейсере «Киров» (проект 1144) были закончены государственные испытания комплекса. Официальное принятие на вооружение произошло в 1984 году

Конструкция

Установка вертикального пуска

Установки вертикального пуска ЗРК «Форт» — подпалубные, револьверного типа. Производились в двух модификациях: Б-203 на шесть и Б-204 на восемь барабанов. Каждый барабан рассчитан на восемь ракет в транспортно-пусковых контейнерах, которые вертикально монтируются на направляющих. Один из барабанов всегда находится под пусковым люком. После схода ракеты барабан автоматически поворачивается на 1/8 полного оборота и выводит на линию старта очередную ракету. Обеспечиваемый интервал стрельбы — 3 секунды. Перезарядка ПУ происходит при помощи специального палубного зарядного устройства. Установки Б-203 и Б-204 занимает площадь 120 и 166 квадратных метров соответственно.

Для расширения возможностей ЗРК была спроектирована установка Б-203А, обеспечивающая применение ЗУР 48Н6

Электронное оборудование

Управление ракетой осуществляет СУО 3Р41, базу которой составляет многофункциональный радар с фазированной антенной решёткой. Наведение по углу места электронное, по азимуту механическое (поворотом антенного поста) и электронное (отклонение луча с помощью ФАР).

Ракеты

Пуск

Пуск ракеты происходит из вертикально размещённого транспортно-пускового контейнера. При старте контейнер наддувается пороховым аккумулятором давления, в результате чего разрушается ослабленная радиальными канавками композиционная крышка контейнера. Одновременно срабатывает размещённая внутри контейнера катапульта, которая выбрасывает ракету на высоту около 20 м. Катапульта представляет собой пневматические цилиндры со штоками, соединёнными внизу ракеты.

После выхода из контейнера раскрываются аэродинамические управляющие поверхности. На высоте 20 м, когда скорость ракеты уменьшается до нуля, включается маршевый двигатель и газодинамические рули, которые ориентируют ракету в пространстве и разворачивают её в сторону цели.

Ракета 5В55РМ

ЗУР 5В55РМ — твёрдотопливная ракета вертикального старта, сконструированная по нормальной аэродинамической схеме с газодинамической системой отклонения. Наводится на цель комбинированной системой управления — радиокомандной на маршевом участке и радиокомандной с сопровождением через ракету на терминальном. Цель поражается осколочно-фугасной боевой частью массой 130 кг с радиолокационным взрывателем.

Ракеты хранятся в герметичных транспортно-пусковых контейнерах (ТПК) и располагаются в подпалубных установках вертикального пуска (УВП). Вертикальный старт ракеты происходит из контейнеров пневматическим катапультирующим устройством. Маршевый двигатель запускается после выхода ракеты из контейнера на высоте 20-25 м от палубы.

Гарантируется работоспособность ракеты в ТПК в течение 10 лет без технического обслуживания (ТО). Перезарядка УВП происходит при помощи палубного зарядного устройства.

Ракета унифицирована с ракетой 5В55Р наземного ЗРК С-300П

Ракета 48Н6

На крейсере «Адмирал Нахимов» (третий корабль проекта 1144) был установлен усовершенствованный вариант комплекса (С-300ФМ), в котором была использована ракета 48Н6 с боевой частью направленного типа, унифицированная с сухопутным комплексом С-300ПМ. Ракета превосходит по габаритам 5В55РМ, для неё была создана пусковая установка Б-203А. Ракета 48Н6 имеет максимальную дальность поражения до 150 км, но существовавшая на 1993 год система управления допускала дальность только 93 км.

Экспортный вариант ракеты носит наименование 48Н6Е.

Время работы твёрдотопливного ракетного двигателя — до 12 с. После разгона до скорости 1900—2100 м/с и выработки топлива ракета продолжает полёт по инерции.

Ракета создана НПО «Факел» и производится ПО «Ленинградский северный завод» и ММЗ «Авангард»

Ракета 48Н6E2

На крейсере «Петр Великий» (четвёртый корабль проекта 1144) кроме модернизированного кормового комплекса с 48 ракетами 48Н6, установлен новый носовой комплекс С-300ФМ «Форт-М» с 48 ракетами 48Н6Е2.

Ракета 48Н6E2 унифицирована с аналогичной ракетой, применяемой в наземном комплексе С-300ПМУ2. Дальняя граница зоны поражения увеличена до 200 км. Повышена эффективность перехвата баллистических ракет с обеспечением подрыва боевой части цели.

Ракета 9М96

В перспективе возможна дальнейшая модернизация «Форта» с применением зенитных ракет семейства 9М96 разработки КБ «Факел». В стандартном транспортно-пусковом контейнере ЗРК «Форт» помещается 4 таких ракеты, что в 4 раза увеличивает боекомплект ЗРК.

Недостатки

ЗРК «Форт» стал первым в мире корабельным ракетным комплексом, прмименявшим для хранения и запуска ракет установку вертикального пуска (УВП). Использование УВП позволило значительно увеличить темп стрельбы (до 3 секунд на один пуск) и сократить время подготовки ЗРК к стрельбе. Но, всё же, явные преимущества новой системы пуска сочетались с непродуманными конструкторскими решениями.

Вместо разработки установок сотового типа (по этому пути пошли США, Франция, Англия и другие страны), под предлогом уменьшения размеров и количества отверстий в палубе было решено использовать установки револьверного типа. В револьверной установке ракеты располагаются во вращающемся барабане по 6-8 контейнеров с ракетами в одном барабане с одним пусковым люком на каждый барабан, поэтому для пуска следующей ракеты нужно повернуть барабан, чтобы очередной контейнер занял позицию под пусковым люком.

В результате масса пусковой установки по сравнению с появившимися позднее в США сотовыми УВП Mk 41 оказалась при одинаковой ёмкости в 2-2,5 раза больше, а объём — в 1,5 раза больше. В конце 1980-х годов стартовали работы по созданию отечественных сотовых УВП, однако до распада СССР эти работы не были закончены.

Вращающаяся часть антенного поста СУО 3Р41 включала в себя не только антенну, но и высокочастотный блок, что увеличило массу вращающихся частей до 30 т и потребовало увеличения мощности силовых приводов. В то же время американские конструкторы в некоторых корабельных радарах с ФАР (например, AN/SPY-1) вообще отказались от движущихся антенн, расположив большее их количество неподвижно на переборках надстройки.

В итоге минимальное водоизмещение корабля-носителя ЗРК «Форт» оказалось равным 6500 т, и ЗРК располагался только на ракетных крейсерах.

Установки на кораблях

-БПК проекта 1134-БФ «Форт» — 6 пусковых С-300Ф (48 ракет)

-Крейсера проекта 1144 — 12 пусковых С-300Ф (96 ракет). На «Петре Великом» 6 пусковых С-300Ф и 6 пусковых С-300ФМ.

-Крейсера проекта 1164 — 8 пусковых С-300Ф (64 ракеты)

-Эскадренные миноносцы типа 051С — 6 пусковых С-300ФМ (48 ракет)

Модернизация

В начале 1990-х годов была осуществлена модернизация ЗРК «Форт» в связи с принятием на вооружение сухопутных войск модернизированного ЗРК С-300ПМУ-1. Модернизированный комплекс (он получил название С-300ФМ «Форт-М») отличался использованием ракеты большей дальности, унифицированной с наземным комплексом. Снижения массо-габаритных характеристик комплекса не произошло.

ТТХ

Характеристика Ракета 5В55РМ Ракета 48Н6Е Ракета 48Н6Е2
Год принятия на вооружение 1984
Зона поражения по дальности (ракета) 5-75 км 5-150 км 5-200 км
Зона поражения по дальности (ЗРК) 5-75 км 5-90 км
Зона поражения по высоте (ЗРК) 25-25 000 м 25-25 000 м
Скорость полёта ЗУР до 2000 м/с до 2100 м/с
Скорость цели 50-1300 м/с до 3000 м/с
Число сопровождаемых целей до 6 до 6 до 6
Число одновременно наводимых ракет до 12 до 12 до 12
Наведение на маршевом участке радиокомандное радиокомандное радиокомандное
Наведение на терминальном участке СУ через ракету СУ через ракету СУ через ракету
Длина ЗУР 7,25 м 7,5 м 7,5 м
Диаметр корпуса ЗУР 0,508 м 0,519 м 0,519 м
Размах крыла 1,124 м 1,134 м 1,134 м
Масса ЗУР 1664 кг 1900 кг1800 кг 1840 кг
Масса боевой части 130 кг 143 кг145 кг 180 кг
Тип БЧ осколочно-фугасная осколочно-фугасная осколочно-фугасная
Длина ТПК 8,0 м
Диаметр ТПК 1,0 м
Масса ТПК 2300 кг 2580 кг
Тип двигателя РДТТ РДТТ РДТТ
Масса ЗРК > 200 т > 200 т > 200 т

wartools.ru

Форт (зенитный ракетный комплекс) - это... Что такое Форт (зенитный ракетный комплекс)?

«Форт» (С-300Ф, классификация НАТО — SA-N-6 Grumble, экспортное наименование — «Риф») — зенитный ракетный комплекс морского базирования с установкой вертикального пуска, предназначенный для уничтожения высокоскоростных, маневренных и малоразмерных целей во всём диапазоне высот от сверхмалых до больших[2].

История

ЗРК «Форт» на БПК «Азов» Пусковая установка ЗРК «Форт» РЛС СУО 3Р41

Создавался на базе сухопутной системы ПВО С-300П, принятой на вооружение в 1980 году. Предназначался для вооружения ракетных крейсеров проектов 1144 и 1164[1], а также нереализованного проекта 1165[3].

Головной разработчик — ВНИИ РЭ МСП (в дальнейшем преобразован в НПО «Альтаир»), главный конструктор — В. А. Букатов. Аванпроект выполнен в 1966 году[3].

В 1977 году опытный образец ЗРК впервые установлен на большом противолодочном корабле «Азов»[4] (проект 1134БФ) в кормовой части на месте демонтированного ЗРК «Шторм». В состав опытного образца входила пусковая установка из шести барабанов (всего 48 ракет) и система управления 3Р41[1].

В 1983 году на крейсере «Киров» (проект 1144) были завершены государственные испытания комплекса. Официальное принятие на вооружение состоялось в 1984 году[1].

Конструкция

Установка вертикального пуска

Установки вертикального пуска ЗРК «Форт» — подпалубные, револьверного типа. Выпускались в двух модификациях: Б-203 на шесть и Б-204 на восемь барабанов. Каждый барабан рассчитан на восемь ракет в транспортно-пусковых контейнерах, которые вертикально устанавливаются на направляющих. Один из барабанов всегда находится пусковым люком. После схода ракеты барабан автоматически поворачивается на 1/8 полного оборота и выводит на линию старта очередную ракету. Обеспечиваемый интервал стрельбы — 3 секунды. Перезарядка ПУ осуществляется специальным палубным зарядным устройством. Установки Б-203 и Б-204 занимает площадь 120 и 166 квадратных метров соответственно[3].

Для расширения возможностей ЗРК была создана установка Б-203А, обеспечивающая применение ЗУР 48Н6[4].

Электронное оборудование

Управление ракетой осуществляет СУО 3Р41, основу которой составляет многофункциональный радар с фазированной антенной решёткой. Наведение по углу места электронное, по азимуту механическое (поворотом антенного поста) и электронное (отклонение луча с помощью ФАР)[5].

Ракеты

Старт

Пуск ракеты осуществляется из вертикально расположенного транспортно-пускового контейнера. При старте контейнер наддувается пороховым аккумулятором давления, в результате чего разрушается ослабленная радиальными канавками композиционная крышка контейнера. Одновременно срабатывает расположенная внутри контейнера катапульта, которая выбрасывает ракету на высоту около 20 м. Катапульта представляет собой пневматические цилиндры со штоками, соединёнными внизу ракеты[3].

После выхода из контейнера раскрываются аэродинамические управляющие поверхности. На высоте 20 м, когда скорость ракеты уменьшается до нуля, включается маршевый двигатель и газодинамические рули, которые ориентируют ракету в пространстве и разворачивают её в сторону цели[3].

Ракета 5В55РМ

ЗУР 5В55РМ — твёрдотопливная ракета вертикального старта, выполненная по нормальной аэродинамической схеме с газодинамической системой отклонения. Наводится на цель комбинированной системой управления — радиокомандной на маршевом участке и радиокомандной с сопровождением через ракету на терминальном. Цель поражается осколочно-фугасной боевой частью массой 130 кг с радиолокационным взрывателем[4].

Ракеты хранятся в герметичных транспортно-пусковых контейнерах (ТПК) и размещаются в подпалубных установках вертикального пуска (УВП). Вертикальный старт ракеты осуществляется из контейнеров пневматическим катапультирующим устройством. Маршевый двигатель запускается после выхода ракеты из контейнера на высоте 20-25 м от палубы[4].

Гарантируется работоспособность ракеты в ТПК в течение 10 лет без технического обслуживания. Перезарядка УВП осуществляется с использованием палубного зарядного устройства[4].

Ракета унифицирована с ракетой 5В55Р наземного ЗРК С-300П[4].

Ракета 48Н6

На крейсере «Адмирал Нахимов» (третий корабль проекта 1144) был установлен усовершенствованный вариант комплекса (С-300ФМ), в котором была применена ракета 48Н6 с боевой частью направленного типа, унифицированная с сухопутным комплексом С-300ПМ. Ракета превосходит по габаритам 5В55РМ, для неё была разработана пусковая установка Б-203А. Ракета 48Н6 имеет максимальную дальность поражения до 150 км, но существовавшая на 1993 год система управления допускала дальность только 93 км[6].

Экспортный вариант ракеты носит наименование 48Н6Е[3].

Время работы твёрдотопливного ракетного двигателя — до 12 с. После разгона до скорости 1900—2100 м/с и выработки топлива ракета летит по инерции[3].

Ракета разработана НПО «Факел» и выпускается ПО «Ленинградский северный завод» и ММЗ «Авангард»[3].

Ракета 48Н6E2

На крейсере «Петр Великий» (четвёртый корабль проекта 1144) кроме модернизированного кормового комплекса с 48 ракетами 48Н6, установлен новый носовой комплекс С-300ФМ «Форт-М» с 46 ракетами 48Н6Е2[6].

Ракета 48Н6E2 унифицирована с аналогичной ракетой, применяемой в наземном комплексе С-300ПМУ2. Дальняя граница зоны поражения увеличена до 200 км. Повышена эффективность перехвата баллистических ракет с обеспечением подрыва боевой части цели[3].

Ракета 9М96

В перспективе возможна дальнейшая модернизация «Форта» с использованием зенитных ракет семейства 9М96 разработки КБ «Факел». В стандартном транспортно-пусковом контейнере ЗРК «Форт» помещается 4 таких ракеты, что в 4 раза увеличивает боекомплект ЗРК[6].

Недостатки

ЗРК «Форт» стал первым в мире корабельным ракетным комплексом, использовавшим для хранения и запуска ракет установку вертикального пуска (УВП). Применение УВП позволило значительно увеличить темп стрельбы (до 3 секунд на один пуск) и сократить время подготовки ЗРК к стрельбе. Тем не менее, явные преимущества новой системы пуска сочетались с непродуманными конструкторскими решениями[2].

Вместо разработки установок сотового типа (по этому пути пошли США, Франция, Англия и другие страны), под предлогом уменьшения размеров и количества отверстий в палубе было решено применить револьверные установки. В револьверной установке ракеты находятся во вращающемся барабане по 6-8 контейнеров с ракетами в одном барабане с одним пусковым люком на каждый барабан, поэтому для пуска следующей ракеты необходимо повернуть барабан, чтобы очередной контейнер занял позицию под пусковым люком[2].

В результате масса пусковой установки по сравнению с появившимися позднее в США сотовыми УВП Mk 41 оказалась при одинаковой ёмкости в 2-2,5 раза больше, а объём — в 1,5 раза больше. В конце 1980-х годов начались работы по созданию отечественных сотовых УВП, однако до развала СССР эти работы не были завершены[2].

Вращающаяся часть антенного поста СУО 3Р41 включала в себя не только антенну, но и высокочастотный блок, что увеличило массу вращающихся частей до 30 т и потребовало увеличения мощности силовых приводов. В то же время американские конструкторы в некоторых корабельных радарах с ФАР (например, AN/SPY-1) вообще отказались от движущихся антенн, разместив их неподвижно на переборках надстройки[2].

В результате минимальное водоизмещение корабля-носителя ЗРК «Форт» оказалось равным 6500 т, и ЗРК размещался только на ракетных крейсерах[2].

Модернизация

В начале 1990-х годов была проведена модернизация ЗРК «Форт» в связи с принятием на вооружение сухопутных войск модернизированного ЗРК С-300ПМУ-1. Модернизированный комплекс (он получил название С-300ФМ «Форт-М») отличался применением ракеты большей дальности, унифицированной с наземным комплексом. Снижения массо-габаритных характеристик комплекса не произошло[2].

Тактико-технические характеристики

В таблице приведены тактико-технические характеристики ЗРК «Форт»[1]

Характеристика Тип ракеты 5В55РМ 48Н6E 48Н6Е2
Год принятия на вооружение 1984
Зона поражения по дальности (ракета) 5-75 км 5-150 км[7] 5-200 км[7]
Зона поражения по дальности (ЗРК) 5-75 км 5-90 км[8]
Зона поражения по высоте (ракета) 25-25 000 м 10-27 000 м[7] 10-27 000 м[7]
Зона поражения по высоте (ЗРК) 25-25 000 м 25-25 000 м[8]
Скорость полёта ЗУР до 2000 м/с до 2100 м/с[8]
Скорость цели 50-1300 м/с до 3000 м/с[2]
Число сопровождаемых целей до 6
Число одновременно наводимых ракет до 12
Наведение на маршевом участке радиокомандное
Наведение на терминальном участке СУ через ракету
Длина ЗУР 7,25 м 7,5 м[3] 7,5 м[7]
Диаметр корпуса ЗУР 0,508 м 0,519 м[8] 0,519 м[7]
Размах крыла 1,124 м[8] 1,134 м[8] 1,134 м[7]
Масса ЗУР 1664 кг 1900 кг[3]1800 кг[7] 1840 кг[7]
Масса боевой части 130 кг 143 кг[3]145 кг[7] 180 кг[7]
Тип БЧ осколочно-фугасная
Длина ТПК 8,0 м[2]
Диаметр ТПК 1,0 м[2]
Масса ТПК 2300 кг[2] 2580 кг[3]
Тип двигателя РДТТ[2]
Масса ЗРК > 200 т[2]

Установки на кораблях

БПК проекта 1134-БФ «Ферт» — 6 пусковых С-300Ф (48 ракет)

Крейсера проекта 1144 — 12 пусковых С-300Ф (96 ракет). На «Петре Великом» 6 пусковых С-300Ф и 6 пусковых С-300ФМ.

Крейсера проекта 1164 — 8 пусковых С-300Ф (64 ракеты)

Эскадренные миноносцы типа 051С — 6 пусковых С-300ФМ (48 ракет)

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Вадим Воронин «Форт» универсальный. — Вестник ВКО, 2004, № 1.
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-Морской Флот СССР 1945-1991. СПб, Историческое Морское Общество, 1996.- 653 с, ил.
  3. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Ганин С.М., Карпенко А.М. Зенитная Ракетная система С-300. — Невский бастион, 2001.
  4. ↑ 1 2 3 4 5 6 «Форт», С-300Ф (SA-N-6, Grumble), корабельный зенитный ракетный комплекс коллективной обороны на сайте «Оружие России».
  5. ↑ Norman Friedman The Naval Institute guide to world naval weapons systems, 1997-1998. — Naval Institute Press, 1997. — 808 p. — ISBN 1557502684, 9781557502681.
  6. ↑ 1 2 3 Зенитный комплекс С-300Ф (Форт) на сайте «Ракетная техника».
  7. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Зенитные управляемые ракеты средней дальности 5В55Р, 48Н6Е, 48Н6Е2 — www.rusarmy.com.
  8. ↑ 1 2 3 4 5 6 Кузин В.П. Атомные ракетные крейсеры проекта 1144 // Альманах «Тайфун», 1999, № 4.

Ссылки

  Советские и российские комплексы ПРО, ЗРК, ЗСУ, ЗО и ПЗРК Комплексы ПРО ЗУ ВВС и ПВО ЗУсухопутныхвойск РФ ЗУ ВМФ РФ Командные пункты,средства управления,разное

А-35 «Алдан» • А-135 «Амур» • А-235

Ближнего действия (до 10 км)
Малой дальности (от 10 до 50 км)

С-25 «Беркут» • С-75 «Двина» • С-125 «Нева»/«Печора»

Средней дальности (от 50 до 200 км)
Дальнего действия (> 200 км)
Ближнего действия (до 15 км)
Малой дальности (от 15 до 30 км)
Средней дальности (от 30 до 100 км)
Дальнего действия (> 100 км)
Сверхмалой дальности (до 15 км)
Малой дальности (от 15 до 40 км)
Коллективной обороны (> 40 км)

С-300Ф «Форт» • С-300ФМ «Форт-М»

Войск ПВО

5Н83С (Командный пункт ЗРК)

Сухопутных войск
Военно-морского Флота
* — производились только на экспорт. Курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы

dic.academic.ru

Зенитный комплекс С-300ФМ ( Форт-М )

]]>]]> Комплекс С-300ФМ "Форт-М" предназначен для обороны ордера кораблей от массированных атак различных средств воздушного нападения: самолетов, противокорабельных крылатых ракет, в том числе совершающих маневр и летящих на предельно малых высотах.

Разработан Государственным научно-производственным обьединением "Альтаир" и Московским конструкторским бюро "Факел".

В отличие от своего предшественника - зенитного комплекса ]]>"Форт"]]>, ЗРК "Форт-М" способен обстреливать до 6 целей одновременно на расстоянии до 150км и успешно бороться с противокорабельными ракетами на высотах до 10 метров. Расширение зоны поражения достигнуто за счет улучшения энергетических характеристик передатчика и чувствительности приемных каналов.

На крейсере “Петр Великий” (пр. 1144.2), установлен носовой комплекс С-300ФМ "Форт-М" . Таким образом, крейсер "Петр Великий" вооружен одним комплексом С-300Ф с 48 ракетами 48Н6 и одним комплексом С-300ФМ с 46 ракетами 48Н6Е2.

На экспорт комплекс предлагается под наименованием “Риф-М”.

Китайские эсминцы проекта 051С Luzhou (DDG 115 Shenyang, 7100 т, 2 единицы, DDG 115–116, в строю с 2006–2007 гг.) вооружены ЗРК «Риф-М». Одна пусковая установка из 2 барабанов по 8 ракет в каждом (16 ракет) расположена в носовой части надстройки, другая (4 барабана на 32 ракеты) – в кормовой части надстройки (см. ]]>фото1]]>, ]]>фото2]]>, ]]>фото3]]>).

Состав

]]>]]>Работа ЗРК "Форт-М" обеспечивается внешним целеуказанием от корабельных средств освещения воздушной обстановки и системы обработки информации, а также данными об углах качек, курсе и скорости корабля - от корабельных средств гиростабилизации и навигации.

Боевое применение комплекса возможно при следующих условиях:

  • волнении моря до 6 баллов;
  • бортовой качке до 15° с периодом 8-10с;
  • килевой качке до 3° с периодом 5с;
  • устойчивости при вибрации с частотой 0-20Гц и амплитудой 0.5мм.

Комплекс включает:

  • корабельную систему управления,
  • пусковую установку барабанного типа для ЗУР 48Н6Е, 48Н6Е2 (один барабан на 8 ЗУР, количество барабанов -6),
  • пусковую установку модульного типа для ЗУР 48Н6Е2,
  • боекомплект ЗУР (до 64 ЗУР 48Н6Е, 48Н6Е2),
  • комплексы наземного оборудования для хранения, транспортировки и погрузки ЗУР.

Система управления выполнена на современной элементной базе. В рабочую программу математического обеспечения ЗРК заложены элементы искусственного интеллекта, позволяющие существенно упростить и ускорить работу операторов в боевом режиме, сократить время на контроль и поиск неисправностей в аппаратуре. В комплекс введена аппаратура записи процесса стрельбы, дающая возможность документировать и оперативно анализировать результаты боевой работы, а также рабочего состояния аппаратуры комплекса. Антенный пост (см. ]]>фото]]>) выполнен на базе фазированной антенной решетки с электронной стабилизацией луча и имеет два положения - боевое и походное. Высокая помехозащищенность достигнута благодаря внедрению принципиально новых схем и алгоритмических решений защиты от активных шумовых помех.

Зенитная управляемая ракета 48Н6Е2 ( унифицирована с сухопутным комплексом С-300ПМУ-2) с вертикальным стартом имеет улучшенную двигательную установку и увеличенную боевую часть. Ракета - телеуправляемая, с полуактивным самонаведением на конечном участке полета. Доставляется на корабль в транспортно- пусковом контейнере. Предельная дальность полета - 200км.

]]>]]>

Старт ракеты осуществляется из подпалубной пусковой установки Б-203А барабанного типа . В каждом барабане устанавливается по 8 ракет в ТПК. Ракета не требует специального обслуживания в условиях корабля. Доставка, погрузка ракеты на корабль производится специальным комплексом наземного оборудования.

Корабли, оснащенные зенитным ракетным комплексом "Форт-М", помогают обеспечивать коллективную противовоздушную оборону ордера, значительно отодвигая рубежи развертывания средств воздушного нападения противника. С помощью одного-двух ЗРК "Форт-М" корабли соединения осуществляют на требуемых дальностях эффективное противодействие не только воздушным ударным средствам и постановщикам помех, но и воздушным средствам разведки и управления, группам демонстративных действий, группам подавления средств ПВО и др.

Зенитные ракетные комплексы "Форт-М" резко улучшают условия боевой работы зенитных ракетных и артиллерийских комплексов самообороны кораблей, во-первых, за счет разрежения потока целей, достигающих рубежей и зон действия комплексов самообороны, во-вторых, за счет снижения плотностей помех, которые могут негативно воздействовать на информационные средства кораблей. В результате существенно возрастают боевые возможности средств самообороны кораблей.

Тактико-технические характеристики

Число одновременно сопровождаемых целей в секторе ±45° по курсовому углу и 0-70° по углу места, шт 6
Число одновременно наодимых ракет, шт 12
Зона обстрела по курсовому углу с учетом ограничений, связанных с архитектурой корабля до 360°
Вероятность поражения цели одной ЗУР по всему классу целей 0.7-0.9
Скорострельность (минимальный интервал между пусками),с 4
Время реакции комплекса, с 8-10
Потребляемая мощность,кВт не более 300
Количество обслуживающего персонала, чел 24
Габаритно-весовые характеристики
  Масса,т:
          - система управления 40
          - антенный пост 12.5
          - ПУ 3С-48Е с боезапасом 47 ЗУР 48Н6Е (8 барабанов по 8 ЗУР) 250
          - модуль ПУ для ЗУР 48Н6Е2 9
          - модуль ПУ с 4 ЗУР 48Н6Е2 19.5
  Площадь,м2:
          - помещения для размещения аппаратуры 176
          - ПУ для 47 ЗУР 48Н6Е 120
          - модуля ПУ для 4 ЗУР 48Н6Е2 21
Зоны поражения
  48Н6Е 48Н6Е2
Дальность предельная, км 120 150
Дальность минимальная, км 8-9 6-7
Высота верхней границы, км 25 27
Высота нижней границы, м 10 7
Максимальная скорость поражаемых аэродинамических целей, м/с 950 1150
Тактико-технические характеристики ЗУР
  48Н6Е 48Н6Е2
Масса ЗУР с ТПК, кг 2600 2600
Масса ЗУР, кг 1800 1800
Габариты контейнера (ТПК), м 1.0х7.8 1.0х7.8
Габариты модуля ПУ, м - 5.36х3.90
Масса боевой части, кг 145 180

rbase.new-factoria.ru

Форт (зенитный ракетный комплекс) — WiKi

История

  Пусковая установка ЗРК «Форт»

Создавался на основе сухопутной ЗРС С-300П, принятой на вооружение в 1980 году. Предназначался для вооружения ракетных крейсеров проектов 1144 и 1164, а также неосуществлённого проекта 1165[4].

Головной разработчик — ВНИИ РЭ МСП (в дальнейшем преобразован в НПО «Альтаир»), главный конструктор — В. А. Букатов. Аванпроект выполнен в 1966 году[4]. В 1977 году опытный образец ЗРК впервые установлен на Большом Противолодочном Корабле «Азов»[5]проекта 1134-Б. «Азов» изначально строился по модифицированному проекту с заменой кормовой установки ЗРК «Шторм» на новый ЗРК. К моменту постройки ЗРК «Форт» еще не был готов и год корабль проходил без нее[6]. В состав опытного образца входила пусковая установка из шести барабанов (всего 48 ракет) и система управления 3Р41[1].

В 1983 году на крейсере «Киров» (проект 1144) были завершены государственные испытания комплекса. Официальное принятие на вооружение состоялось в 1984 году[1].

Конструкция

Установка вертикального пуска

Установки вертикального пуска ЗРК «Форт» — подпалубные, револьверного типа. Выпускались в двух модификациях: Б-203 на шесть и Б-204 на восемь барабанов. Каждый барабан рассчитан на восемь ракет в транспортно-пусковых контейнерах, которые вертикально устанавливаются на направляющих. Один из барабанов всегда находится под пусковым люком. После схода ракеты барабан автоматически поворачивается на 1/8 полного оборота и выводит на линию старта очередную ракету. Обеспечиваемый интервал стрельбы — 3 секунды. Перезарядка ПУ осуществляется специальным палубным зарядным устройством. Установки Б-203 и Б-204 занимает площадь 120 и 166 квадратных метров соответственно[4].

Электронное оборудование

Управление ракетой осуществляет СУО 3Р41, основу которой составляет многофункциональный радар с фазированной антенной решёткой. Наведение по углу места электронное, по азимуту механическое (поворотом антенного поста) и электронное (отклонение луча с помощью ФАР)[7].

Ракеты

Старт

Пуск ракеты осуществляется из вертикально расположенного транспортно-пускового контейнера. При старте контейнер наддувается пороховым аккумулятором давления, в результате чего разрушается ослабленная радиальными канавками композиционная крышка контейнера. Одновременно срабатывает расположенная внутри контейнера катапульта, которая выбрасывает ракету на высоту около 20 м. Катапульта представляет собой пневматические цилиндры со штоками, соединёнными внизу ракеты[4].

После выхода из контейнера раскрываются аэродинамические управляющие поверхности. На высоте 20 м, когда скорость ракеты уменьшается до нуля, включается маршевый двигатель и газодинамические рули, которые ориентируют ракету в пространстве и разворачивают её в сторону цели[4].

Ракета 5В55РМ

ЗУР 5В55РМ — твердотопливная ракета вертикального старта, выполненная по нормальной аэродинамической схеме с газодинамической системой отклонения. Наводится на цель комбинированной системой управления — радиокомандной на маршевом участке и радиокомандной с сопровождением через ракету на терминальном. Цель поражается осколочно-фугасной боевой частью массой 130 кг с радиолокационным взрывателем[5].

Ракеты хранятся в герметичных транспортно-пусковых контейнерах (ТПК) и размещаются в подпалубных установках вертикального пуска (УВП). Вертикальный старт ракеты осуществляется из контейнеров пневматическим катапультирующим устройством. Маршевый двигатель запускается после выхода ракеты из контейнера на высоте 20-25 м от палубы[5].

Гарантируется работоспособность ракеты в ТПК в течение 10 лет без технического обслуживания. Перезарядка УВП осуществляется с использованием палубного зарядного устройства[5].

Ракета унифицирована с ракетой 5В55Р наземного ЗРК С-300П[5].

Ракета 48Н6

На крейсере «Адмирал Нахимов» (третий корабль проекта 1144) был установлен усовершенствованный вариант комплекса (С-300ФМ), в котором была применена ракета 48Н6 с боевой частью направленного типа, унифицированная с сухопутным комплексом С-300ПМ. Ракета превосходит по габаритам 5В55РМ, для неё была разработана пусковая установка Б-203А. Ракета 48Н6 имеет максимальную дальность поражения до 150 км, но существовавшая на 1993 год система управления допускала дальность только 93 км[8].

Экспортный вариант ракеты носит наименование 48Н6Е[4].

Время работы твердотопливного ракетного двигателя — до 12 с. После разгона до скорости 1900—2100 м/с и выработки топлива ракета летит по инерции[4].

Ракета разработана НПО «Факел» и выпускается ПО «Ленинградский Северный завод» и ММЗ «Авангард»[4].

Ракета 48Н6E2

На крейсере «Пётр Великий» (четвёртый корабль проекта 1144) кроме модернизированного кормового комплекса с 48 ракетами 48Н6, установлен новый носовой комплекс С-300ФМ «Форт-М» с 48 ракетами 48Н6Е2[8].

Ракета 48Н6E2 унифицирована с аналогичной ракетой, применяемой в наземном комплексе С-300ПМУ2. Дальняя граница зоны поражения увеличена до 200 км. Повышена эффективность перехвата баллистических ракет с обеспечением подрыва боевой части цели[4].

Ракета 9М96

В перспективе возможна дальнейшая модернизация «Форта» с использованием зенитных ракет семейства 9М96 разработки КБ «Факел». В стандартном транспортно-пусковом контейнере ЗРК «Форт» помещается 4 таких ракеты, что в 4 раза увеличивает боекомплект ЗРК[8].

Недостатки

ЗРК «Форт» стал первым в мире корабельным ракетным комплексом, использовавшим для хранения и запуска ракет установку вертикального пуска (УВП). Применение УВП позволило значительно увеличить темп стрельбы (до 3 секунд на один пуск) и сократить время подготовки ЗРК к стрельбе. Тем не менее, явные преимущества новой системы пуска сочетались с непродуманными конструкторскими решениями[2].

Вместо разработки установок сотового типа (по этому пути пошли США, Франция, Англия и другие страны), под предлогом уменьшения размеров и количества отверстий в палубе было решено применить револьверные установки. В револьверной установке ракеты находятся во вращающемся барабане по 6-8 контейнеров с ракетами в одном барабане с одним пусковым люком на каждый барабан, поэтому для пуска следующей ракеты необходимо повернуть барабан, чтобы очередной контейнер занял позицию под пусковым люком[2].

В результате масса пусковой установки по сравнению с появившимися позднее в США сотовыми УВП Mk 41 оказалась при одинаковой ёмкости в 2-2,5 раза больше, а объём — в 1,5 раза больше. В конце 1980-х годов начались работы по созданию отечественных сотовых УВП, однако до развала СССР эти работы не были завершены[2].

Вращающаяся часть антенного поста СУО 3Р41 включала в себя не только антенну, но и высокочастотный блок, что увеличило массу вращающихся частей до 30 т и потребовало увеличения мощности силовых приводов. В то же время американские конструкторы в некоторых корабельных радарах с ФАР (например, AN/SPY-1) вообще отказались от движущихся антенн, разместив большее их количество неподвижно на переборках надстройки[2].

В результате минимальное водоизмещение корабля-носителя ЗРК «Форт» оказалось равным 6500 т, и ЗРК размещался только на ракетных крейсерах[2].

Модернизация

В начале 1990-х годов была проведена модернизация ЗРК «Форт» в связи с принятием на вооружение сухопутных войск модернизированного ЗРК С-300ПМУ-1. Модернизированный комплекс (он получил название С-300ФМ «Форт-М») отличался применением ракеты большей дальности, унифицированной с наземным комплексом. Снижения массо-габаритных характеристик комплекса не произошло[2].

Тактико-технические характеристики

В таблице приведены тактико-технические характеристики ЗРК «Форт»[1]

Характеристика Тип ракеты 5В55РМ 48Н6E 48Н6Е2
Год принятия на вооружение 1984
Зона поражения по дальности (ракета) 5-75 км 5-150 км[9] 5-200 км[9]
Зона поражения по дальности (ЗРК) 5-75 км 5-90 км[10]
Зона поражения по высоте (ракета) 25-25 000 м 10-27 000 м[9] 10-27 000 м[9]
Зона поражения по высоте (ЗРК) 25-25 000 м 25-25 000 м[10]
Скорость полёта ЗУР до 2000 м/с до 2100 м/с[10]
Скорость цели 50-1300 м/с до 3000 м/с[2]
Число сопровождаемых целей до 6
Число одновременно наводимых ракет до 12
Наведение на маршевом участке радиокомандное
Наведение на терминальном участке СУ через ракету
Длина 7,25 м 7,5 м[4] 7,5 м[9]
Диаметр корпуса 0,508 м 0,519 м[10] 0,519 м[9]
Размах крыла 1,124 м[10] 1,134 м[10] 1,134 м[9]
Масса ЗУР 1664 кг 1900 кг[4]1800 кг[9] 1840 кг[9]
Масса боевой части 130 кг 143 кг[4]145 кг[9] 180 кг[9]
Тип БЧ осколочно-фугасная
Длина 8,0 м[2]
Диаметр 1,0 м[2]
Масса ТПК 2300 кг[2] 2580 кг[4]
Тип двигателя [2]
Масса ЗРК > 200 т[2] |

Установки на кораблях

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Вадим Воронин «Форт» универсальный. — Вестник ВКО, 2004, № 1.
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-Морской Флот СССР 1945-1991. СПб, Историческое Морское Общество, 1996.- 653 с, ил.
  3. ↑ Справка
  4. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Ганин С.М., Карпенко А.М. Зенитная Ракетная система С-300. — Невский бастион, 2001.
  5. ↑ 1 2 3 4 5 «Форт», С-300Ф (SA-N-6, Grumble), корабельный зенитный ракетный комплекс коллективной обороны на сайте «Оружие России».
  6. ↑ Машенский С. Н. Великолепная семёрка. Крылья «Беркутов». Большие противолодочные корабли проекта 1134Б, вертолёты Ка-25. — М.: Военная книга, 2007. — С. 32. — 128 с. — ISBN 978-5-902863-14-4.
  7. ↑ Norman Friedman. The Naval Institute guide to world naval weapons systems, 1997-1998. — Naval Institute Press, 1997. — 808 p. — ISBN 1557502684, 9781557502681..
  8. ↑ 1 2 3 Зенитный комплекс С-300Ф (Форт) на сайте «Ракетная техника».
  9. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Зенитные управляемые ракеты средней дальности 5В55Р, 48Н6Е, 48Н6Е2 — www.rusarmy.com.
  10. ↑ 1 2 3 4 5 6 Кузин В.П. Атомные ракетные крейсеры проекта 1144 // Альманах «Тайфун», 1999, № 4.

Ссылки

ru-wiki.org

Форт (зенитный ракетный комплекс) — Википедия

«Форт» (С-300Ф, классификация НАТО— SA-N-6 Grumble, экспортное наименование — «Риф») — зенитный ракетный комплекс морского базирования с установкой вертикального пуска, предназначенный для уничтожения высокоскоростных, маневренных и малоразмерных целей во всём диапазоне высот от сверхмалых до больших[2]. Главный конструктор — Титов, Евгений Афанасьевич[3].

История

Пусковая установка ЗРК «Форт»

Создавался на основе сухопутной ЗРС С-300П, принятой на вооружение в 1980 году. Предназначался для вооружения ракетных крейсеров проектов 1144 и 1164, а также неосуществлённого проекта 1165[4].

Головной разработчик — ВНИИ РЭ МСП (в дальнейшем преобразован в НПО «Альтаир»), главный конструктор — В. А. Букатов. Аванпроект выполнен в 1966 году[4]. В 1977 году опытный образец ЗРК впервые установлен на Большом Противолодочном Корабле «Азов»[5]проекта 1134-Б. «Азов» изначально строился по модифицированному проекту с заменой кормовой установки ЗРК «Шторм» на новый ЗРК. К моменту постройки ЗРК «Форт» еще не был готов и год корабль проходил без нее[6]. В состав опытного образца входила пусковая установка из шести барабанов (всего 48 ракет) и система управления 3Р41[1].

В 1983 году на крейсере «Киров» (проект 1144) были завершены государственные испытания комплекса. Официальное принятие на вооружение состоялось в 1984 году[1].

Видео по теме

Конструкция

Установка вертикального пуска

Установки вертикального пуска ЗРК «Форт» — подпалубные, револьверного типа. Выпускались в двух модификациях: Б-203 на шесть и Б-204 на восемь барабанов. Каждый барабан рассчитан на восемь ракет в транспортно-пусковых контейнерах, которые вертикально устанавливаются на направляющих. Один из барабанов всегда находится под пусковым люком. После схода ракеты барабан автоматически поворачивается на 1/8 полного оборота и выводит на линию старта очередную ракету. Обеспечиваемый интервал стрельбы — 3 секунды. Перезарядка ПУ осуществляется специальным палубным зарядным устройством. Установки Б-203 и Б-204 занимает площадь 120 и 166 квадратных метров соответственно[4].

Электронное оборудование

Управление ракетой осуществляет СУО 3Р41, основу которой составляет многофункциональный радар с фазированной антенной решёткой. Наведение по углу места электронное, по азимуту механическое (поворотом антенного поста) и электронное (отклонение луча с помощью ФАР)[7].

Ракеты

Старт

Пуск ракеты осуществляется из вертикально расположенного транспортно-пускового контейнера. При старте контейнер наддувается пороховым аккумулятором давления, в результате чего разрушается ослабленная радиальными канавками композиционная крышка контейнера. Одновременно срабатывает расположенная внутри контейнера катапульта, которая выбрасывает ракету на высоту около 20 м. Катапульта представляет собой пневматические цилиндры со штоками, соединёнными внизу ракеты[4].

После выхода из контейнера раскрываются аэродинамические управляющие поверхности. На высоте 20 м, когда скорость ракеты уменьшается до нуля, включается маршевый двигатель и газодинамические рули, которые ориентируют ракету в пространстве и разворачивают её в сторону цели[4].

Ракета 5В55РМ

ЗУР 5В55РМ — твердотопливная ракета вертикального старта, выполненная по нормальной аэродинамической схеме с газодинамической системой отклонения. Наводится на цель комбинированной системой управления — радиокомандной на маршевом участке и радиокомандной с сопровождением через ракету на терминальном. Цель поражается осколочно-фугасной боевой частью массой 130 кг с радиолокационным взрывателем[5].

Ракеты хранятся в герметичных транспортно-пусковых контейнерах (ТПК) и размещаются в подпалубных установках вертикального пуска (УВП). Вертикальный старт ракеты осуществляется из контейнеров пневматическим катапультирующим устройством. Маршевый двигатель запускается после выхода ракеты из контейнера на высоте 20-25 м от палубы[5].

Гарантируется работоспособность ракеты в ТПК в течение 10 лет без технического обслуживания. Перезарядка УВП осуществляется с использованием палубного зарядного устройства[5].

Ракета унифицирована с ракетой 5В55Р наземного ЗРК С-300П[5].

Ракета 48Н6

На крейсере «Адмирал Нахимов» (третий корабль проекта 1144) был установлен усовершенствованный вариант комплекса (С-300ФМ), в котором была применена ракета 48Н6 с боевой частью направленного типа, унифицированная с сухопутным комплексом С-300ПМ. Ракета превосходит по габаритам 5В55РМ, для неё была разработана пусковая установка Б-203А. Ракета 48Н6 имеет максимальную дальность поражения до 150 км, но существовавшая на 1993 год система управления допускала дальность только 93 км[8].

Экспортный вариант ракеты носит наименование 48Н6Е[4].

Время работы твердотопливного ракетного двигателя — до 12 с. После разгона до скорости 1900—2100 м/с и выработки топлива ракета летит по инерции[4].

Ракета разработана НПО «Факел» и выпускается ПО «Ленинградский Северный завод» и ММЗ «Авангард»[4].

Ракета 48Н6E2

На крейсере «Пётр Великий» (четвёртый корабль проекта 1144) кроме модернизированного кормового комплекса с 48 ракетами 48Н6, установлен новый носовой комплекс С-300ФМ «Форт-М» с 48 ракетами 48Н6Е2[8].

Ракета 48Н6E2 унифицирована с аналогичной ракетой, применяемой в наземном комплексе С-300ПМУ2. Дальняя граница зоны поражения увеличена до 200 км. Повышена эффективность перехвата баллистических ракет с обеспечением подрыва боевой части цели[4].

Ракета 9М96

В перспективе возможна дальнейшая модернизация «Форта» с использованием зенитных ракет семейства 9М96 разработки КБ «Факел». В стандартном транспортно-пусковом контейнере ЗРК «Форт» помещается 4 таких ракеты, что в 4 раза увеличивает боекомплект ЗРК[8].

Недостатки

ЗРК «Форт» стал первым в мире корабельным ракетным комплексом, использовавшим для хранения и запуска ракет установку вертикального пуска (УВП). Применение УВП позволило значительно увеличить темп стрельбы (до 3 секунд на один пуск) и сократить время подготовки ЗРК к стрельбе. Тем не менее, явные преимущества новой системы пуска сочетались с непродуманными конструкторскими решениями[2].

Вместо разработки установок сотового типа (по этому пути пошли США, Франция, Англия и другие страны), под предлогом уменьшения размеров и количества отверстий в палубе было решено применить револьверные установки. В револьверной установке ракеты находятся во вращающемся барабане по 6-8 контейнеров с ракетами в одном барабане с одним пусковым люком на каждый барабан, поэтому для пуска следующей ракеты необходимо повернуть барабан, чтобы очередной контейнер занял позицию под пусковым люком[2].

В результате масса пусковой установки по сравнению с появившимися позднее в США сотовыми УВП Mk 41 оказалась при одинаковой ёмкости в 2-2,5 раза больше, а объём — в 1,5 раза больше. В конце 1980-х годов начались работы по созданию отечественных сотовых УВП, однако до развала СССР эти работы не были завершены[2].

Вращающаяся часть антенного поста СУО 3Р41 включала в себя не только антенну, но и высокочастотный блок, что увеличило массу вращающихся частей до 30 т и потребовало увеличения мощности силовых приводов. В то же время американские конструкторы в некоторых корабельных радарах с ФАР (например, AN/SPY-1) вообще отказались от движущихся антенн, разместив большее их количество неподвижно на переборках надстройки[2].

В результате минимальное водоизмещение корабля-носителя ЗРК «Форт» оказалось равным 6500 т, и ЗРК размещался только на ракетных крейсерах[2].

Модернизация

В начале 1990-х годов была проведена модернизация ЗРК «Форт» в связи с принятием на вооружение сухопутных войск модернизированного ЗРК С-300ПМУ-1. Модернизированный комплекс (он получил название С-300ФМ «Форт-М») отличался применением ракеты большей дальности, унифицированной с наземным комплексом. Снижения массо-габаритных характеристик комплекса не произошло[2].

Тактико-технические характеристики

В таблице приведены тактико-технические характеристики ЗРК «Форт»[1]

Характеристика Тип ракеты 5В55РМ 48Н6E 48Н6Е2
Год принятия на вооружение 1984
Зона поражения по дальности (ракета) 5-75 км 5-150 км[9] 5-200 км[9]
Зона поражения по дальности (ЗРК) 5-75 км 5-90 км[10]
Зона поражения по высоте (ракета) 25-25 000 м 10-27 000 м[9] 10-27 000 м[9]
Зона поражения по высоте (ЗРК) 25-25 000 м 25-25 000 м[10]
Скорость полёта ЗУР до 2000 м/с до 2100 м/с[10]
Скорость цели 50-1300 м/с до 3000 м/с[2]
Число сопровождаемых целей до 6
Число одновременно наводимых ракет до 12
Наведение на маршевом участке радиокомандное
Наведение на терминальном участке СУ через ракету
Длина 7,25 м 7,5 м[4] 7,5 м[9]
Диаметр корпуса 0,508 м 0,519 м[10] 0,519 м[9]
Размах крыла 1,124 м[10] 1,134 м[10] 1,134 м[9]
Масса ЗУР 1664 кг 1900 кг[4]1800 кг[9] 1840 кг[9]
Масса боевой части 130 кг 143 кг[4]145 кг[9] 180 кг[9]
Тип БЧ осколочно-фугасная
Длина 8,0 м[2]
Диаметр 1,0 м[2]
Масса ТПК 2300 кг[2] 2580 кг[4]
Тип двигателя [2]
Масса ЗРК > 200 т[2] |

Установки на кораблях

БПК проекта 1134-БФ «Форт» — 6 пусковых С-300Ф (48 ракет)

Крейсера проекта 1144 — 12 пусковых С-300Ф (96 ракет). На «Петре Великом» 6 пусковых С-300Ф и 6 пусковых С-300ФМ.

Крейсера проекта 1164 — 8 пусковых С-300Ф (64 ракеты)

Эскадренные миноносцы типа 051С — 6 пусковых С-300ФМ (48 ракет)

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Вадим Воронин «Форт» универсальный. — Вестник ВКО, 2004, № 1.
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-Морской Флот СССР 1945-1991. СПб, Историческое Морское Общество, 1996.- 653 с, ил.
  3. ↑ Справка
  4. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Ганин С.М., Карпенко А.М. Зенитная Ракетная система С-300. — Невский бастион, 2001.
  5. ↑ 1 2 3 4 5 «Форт», С-300Ф (SA-N-6, Grumble), корабельный зенитный ракетный комплекс коллективной обороны на сайте «Оружие России».
  6. ↑ Машенский С. Н. Великолепная семёрка. Крылья «Беркутов». Большие противолодочные корабли проекта 1134Б, вертолёты Ка-25. — М.: Военная книга, 2007. — С. 32. — 128 с. — ISBN 978-5-902863-14-4.
  7. ↑ Norman Friedman. The Naval Institute guide to world naval weapons systems, 1997-1998. — Naval Institute Press, 1997. — 808 p. — ISBN 1557502684, 9781557502681..
  8. ↑ 1 2 3 Зенитный комплекс С-300Ф (Форт) на сайте «Ракетная техника».
  9. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Зенитные управляемые ракеты средней дальности 5В55Р, 48Н6Е, 48Н6Е2 — www.rusarmy.com.
  10. ↑ 1 2 3 4 5 6 Кузин В.П. Атомные ракетные крейсеры проекта 1144 // Альманах «Тайфун», 1999, № 4.

Ссылки

www.wikipedia.green

» ЗРК С-300Ф «Форт» | | Сайт выпускников МВИЗРУ 3 факультета 1984 г.

Важнейший этап развития отечественных средств ПВО начался с принятием постановления №394-138 от 25 мая 1969 г., которым партия и правительство задали создание унифицированных зенитных ракетных комплексов С-300 для трех видов Вооруженных Сил. Сухопутные войска незадолго до того приняли на вооружение вполне современный по тому времени ЗРК «Круг» и не испытывали острой необходимости в новом противосамолетном оружии. С другой стороны, с учетом постоянно провозглашаемых Западом планов ограниченной ядерной войны, вполне актуальной представлялась задача создания войскового противоракетного комплекса, пусть даже с умеренными возможностями по скорости перехватываемых целей. В дальнейшем такие комплексы получили наименования «нестратегической системы ПРО» или «системы ПРО на театре военных действий». В связи с этим на довольно ранней стадии разработки войсковой вариант перспективного ЗРК (С-300В) фактически перестал быть унифицированным с другими комплексами семейства С-300.

Напротив, Войска ПВО страны и ВМФ нуждались в скорейшем создании современ¬ного средства борьбы с аэродинамическими целями (самолетами и крылатыми ракетами) для замены задуманного еще в начале 1950-х гг. комплекса С-75 и не увязывали эту задачу с противоракетной обороной. В то время ни одна из известных баллистических ракет не создавала угрозы для кораблей, вышедших в море. Боевые головки ракет, нацеленных на объекты в глубине территории СССР, летели так быстро, что для их перехвата требовались сложные и громоздкие комплексы стратегической ПРО, унификация которых с противосамолетными ЗРК представлялась нецелесообразной. Исходя из общности задач, удалось достигнуть высокой степени унификации наземного ЗРК С-300П и корабельного С-300Ф — полной по ракете и частичной по радиоэлектронным средствам. В частности, конструкторы головного разработчика ЗРК С-300Ф — ВНИИ РЭ (позже — НПО «Альтаир»), руководимые главным конструктором В.А. Букатовым и его заместителем Б.М. Палладиным, использовали в корабельной аппаратуре приемники и передатчики радиолокатора подсвета и наведения ракет, создаваемые в МКБ «Стрела» (в дальнейшем — НПО «Алмаз») под руководством Б.М. Бункина для комплекса Войск ПВО С-300П. Единым стал и основной состав электронно-вычислительных средств.

В то же время, с учетом корабельной качки, особенностей отражения радиолокационных лучей от водной поверхности, воздействия неблагоприятной водной среды, антенные посты пришлось разрабатывать заново. Это отразилось и на их внешнем облике. В наземном комплексе прямоугольные плоские фазированные антенные решетки в транспортном положении горизонтально укладывались на крыши соответствующих кабин комплекса. В корабельном варианте антенные решетки были скрыты внутри похожих на велосипедные фары радиопрозрачных обтекателей. Каркас фазированной антенной решетки отражательного типа был изготовлен из пенополиуретана, окантованного алюминиевым кольцом. Ниже основной антенны, предназначенной для сопровождения целей и наведения ракет, располагалась фазированнаярешетка антенны захвата ракет, а на верней части подантенного контейнера — три антенны компенсации излучения по боковым лепесткам диаграммы направленности. Внутри контейнера находились передатчики, приемники и другая аппаратура станции.Контейнер с антенной мог поворачиваться по курсовому углу на ±175°, а сканирование луча по двум осям относительно плоскости антенны осуществлялось электронным способом. Нужно отметить, что требования со стороны корабельного комплекса существенно повлияли на выбор схемы старта и аэродинамической компоновки ракеты. Вертикальный старт из подпалубного пространства позволял обойтись без ставших традиционными поворотных тумбовых пусковых установок с балочными направляющими, обе¬спечив высокую защищенность боекомплекта и практически неограниченный темп пуска ракет. При этом моряков не устраивала схема пуска ракет под действием тяги собственного двигателя, в принципе допустимая для Войск ПВО. Возможный взрыв двигателя в момент запуска в замкнутом подпалубном пространстве вполне мог привести к гибели корабля с сотнями моряков на борту не только в военное, но и в мирное время.

Не вполне подходила и схема «минометного» старта с использованием порохового аккумулятора давления, наддувающего подракетное пространство в транспортно-пусковом контейнере, в котором размещается ракета. В момент раскупорки контейнера при выходе из него ракеты образуются ударные волны, способные снести множество антенн и других надпалубных устройств корабля. Кроме того, возникает проблема с улавливанием грозящих падением на палубу поддона и других элементов, обеспечивающих соосное движение ракеты в контейнере и обтюрацию замкнутого пространства за ее хвостовым отсеком. Войска ПВО нашли еще один аргумент против этой схемы старта — истекающая из контейнера яркая струя догорающих газов будет демаскировать расположение позиций комплекса. В результате уже после начала летных испытаний разработчики перешли на катапультную схему. Продукты сгорания газогенератора поступали в длинные цилиндры с движущимися по ним поршнями, которые были связаны с ракетой.

Можно предположить, что первоначальная аэродинамическая схема ракеты, спроектированной в ОКБ «Факел» под руководством П.Д. Грушина, выбиралась не без влияния внешнего облика американских корабельных зенитных ракет «Тартар» и «Стандарт». Однако сходство компоновок советских и американских ракет определялось не подражанием, а общностью требований. Для того чтобы обеспечить достаточную площадь крыльев при их минимальном размахе, применили крылья предельно малого удлинения — «пилоны», или, как их еще называли, «ребра». Среди испытывавшихся в аэродинамических трубах моделей советской ракеты наряду с подобными «Тартару» вариантами с четырьмя крыльевыми «пилонами» была и компоновка с восемью «ребрами».

Исследования показали, что для условий полета, характерных для ракет комплексов С-300, вклад крыльев в формирование подъемной силы незначителен. В итоге была принята компоновка, напоминающая баллистическую ракету, — вообще без крыльев, с расположенными на хвостовом отсеке аэродинамическими рулями. Но именно нереализованная первоначальная компоновка определила выбор технологии формирования металлического корпуса ракеты — методом глубокой вытяжки, позволяющим одновременно с цилиндрической поверхностью сформировать и крылья-«пилоны».

Требованиям корабельного комплекса соответствовала и одноступенчатая схема ракеты, исключающая возможность падения ускорителя на соседний корабль. Отвечала заветным чаяниям моряков и схема эксплуатации ракеты в транспортно-пусковом контейнере, с обеспечением заданной надежности на протяжении всего гарантийного срока эксплуатации без проведения частых регламентных проверок. Эта проблема на флоте стояла даже острей, чем в Войсках ПВО страны, так как проведение регламента в корабельных условиях требовало предоставления значительных объемов для размещения соответствующего оборудования, а береговые проверки влекли за собой понижение боевой готовности корабля и проведение дополнительных трудоемких загрузок-выгрузок, чреватых не только механическими повреждениями ракет, но и более серьезными неприятностями.

Подпалубные пусковые установки для ракет разрабатывались конструкторами ленинградского завода «Большевик» применительно к двум вариантам: сначала Б-203А — для атомного крейсера пр. 1144, а затем Б-204 — для ракетного крейсера пр. 1164 с газотурбиной силовой установкой. Оба варианта предусматривали размещение контейнеров с ракетами в вертикальных подпалубных барабанах. При их вращении ТПК с ракетой подавался под открывающийся вверх палубный люк, через который и стартовала ракета. Конструкторы выбрали эту схему в сравнении с более простым и обеспечивающим более плотное размещение оружия вариантом установки контейнеров с ракетами в стационарные подпалубные ячейки, исходя из стремления обеспечить большую прочность и жесткость верхней палубы с минимальным числом люков, что позволяло эффективно включить ее в общую силовую схему корабля и повысить защищенность ракетного погреба от средств поражения. Принятая подпалубная схема размещения с учетом большой высоты запуска двигателя ракеты с вертикальным стартом (20-25 м) давала возможность осуществлять стрельбу в любом направлении. Зоны обстрела ограничивались только затенением радиолокаторов подсвета и наведения ракет мачтами и надстройками. При наличии двух радиолокаторов обеспечивалась круговая зона обстрела, при этом все пусковые установки можно было разместить в одной зоне по длине корпуса корабля.

Как и следовало ожидать, более приоритетная для обороноспособности страны разработка комплекса для Войск ПВО опережала аналогичные работы по корабельному варианту. Летные испытания ракеты начались еще 17 марта 1972 г. Основные проблемы по ракете и унифицированным элементам аппаратуры были решены на полигоне Сары-Шаган при отработке С-300П.

Для отработки С-300Ф в реальных морских условиях потребовался опытовый корабль. Зенитный ракетный комплекс должен был испытываться во взаимодействии с обеспечивающими его работу информационными средствами — в первую очередь, с радиолокаторами обнаружения воздушных целей. Современные образцы этой техники уже имелись на новых боевых кораблях. Надо было позаботиться и о дальнейшей судьбе опытного образца комплекса по завершении испытаний, обеспечив его последующую эксплуатацию на полноценной боевой единице, а не на узкоспециализированном и почти небоеспособном «плавучем стенде».

В 1977 г. на «Севморзаводе» в Севастополе под С-300Ф по проекту 1134БФ был переоборудован большой противолодочный корабль «Азов», построенный николаевским «Заводом им. 61 коммунара» (строительный номер 1206) и вступивший в строй флота в 1975 г. В отличие от других кораблей пр. 1134Б, «Азов» первоначально оснастили только носовым ЗРК М-11 «Шторм». При переоборудовании в кормовой оконечности на заранее подготовленных фундаментах разместили опытные образцы пусковой установки Б-203 (четыре барабана на 32 ракеты) и радиолокатор подсвета и наведения. Для облегчения корабля пятитрубные торпедные аппараты заменили на двухтрубные.Испытания С-300Ф на «Азове» велись в 1978-1979 гг., т.е. в то время, когда комплекс С-300П Войск ПВО страны уже официально принимался на вооружение. К концу 1980 г. ведущие испытатели перебрались с Черного на Баренцево море. Спроектированный в Северном ПКБ (главный конструктор — Б.И. Купенский) и построенный на «Балтийском заводе» в Ленинграде тяжелый атомный крейсер пр. 1144 «Киров» — головной корабль-носитель комплекса С-300Ф (строительный номер 800) — перешел из Кронштадта в Североморск для завершения государственных испытаний.

Корабль нес на носовой и кормой надстройках две РЛС ЗР-41 комплекса «Форт». Общий боекомплект с 96 ракетами находился в пусковых установках Б-203А, размещенных в носовой части корабля. К концу завершавшего очередную пятилетку 1980 г. Государственная комиссия подписала приемный акт первенца отечественного надводного атомного кораблестроения. Однако оставался нерешенным ряд вопросов, в частности, касавшихся основного зенитного ракетного комплекса. Испытания продолжались еще несколько лет как на «Азове», так и на «Кирове». В 1983 г. на Север пришел и головной корабль пр. 1164 «Слава», спроектированный в Северном ПКБ (главный конструктор — А.К Перьков, затем — В.И. Мутихин), построенный на николаевском «Заводе им. 61 коммунара» (строительный номер 1208). В отличие от «Кирова», он нес один комплекс «Форт» и 64 ракеты в кормовой части корабля в ПУ Б-204.

При испытаниях 26 октября 1983 г. «Киров» и «Слава» успешно отразили налет 14 воздушных целей, сбив все 13 мишеней, вошедших в зону поражения. Испытания подтвердили возможность поражения целей на высотах от 25 до 25000 м на удалении до 90 км. Официально комплекс С-300Ф с ракетой 5В55РМ был принят на вооружение только в 1984 г.

В это время уже велась разработка усовершенствованных ракет 48Н6 с дальностью, увеличенной примерно в 1,5 раза. Представлялось целесообразным и дальнейшее наращивание дальности для поражения таких целей, как самолеты радиолокационного дозора и постановщики помех. Уже достигнутые дальности были несколько избыточны при стрельбе по массовым целям — истребителям-бомбардировщикам и штурмовикам, атакующим корабли, как правило, на предельно малых высотах. Но и при решении этой боевой задачи комплекс С-300Ф обладал существенными преимуществами перед другими корабельными ЗРК за счет высокой средней скорости полета ракеты и оснащения ее мощной боевой частью.

Важнейшим достоинством комплекса С-300Ф стала многоканальность, допускавшая одновременное наведение 12 ракет на шесть целей, а пусковые установки обеспечивали старт ЗУР с интервалом 3-5 с.

Вслед за «Кировым» (в 1992 г. переименованным в «Адмирал Ушаков») в 1984-1998 гг. в строй вступили три тяжелых атомных ракетных крейсера ленинградской постройки усовершенствованного проекта 11442 (главный конструктор — Б.И. Купенский, затем — В.А. Перевалов): «Фрунзе» (в дальнейшем -«Адмирал Лазарев», строительный номер 801), «Калинин» («Адмирал Нахимов», №802) и «Петр Великий» (№803).

После «Славы» (с 1995 г. корабль переименован в «Москву) в Николаеве по пр. 1164 были построены два однотипных крейсера (строительные номера 1209 и 1210) с газотурбинным установками — «Червона Украина» (с 1994 г. — «Варяг») и «Маршал Устинов». Не считая установленного на «Азове» опытного образца комплекса, на флот было поставлено одиннадцать радиолокаторов подсвета и наведения ракет, а также семь пусковых установок, в 72 барабанных устройствах которых размещалось в общей сложности 576 ракет.

Увы, долгожданное замечательное оружие — комплекс С-300Ф — поступило на флот слишком поздно. По мере ухудшения финансово-экономического положения страны (мировые цены на нефть стремительно падали) свертывались программы военного кораблестроения. В первую очередь это проявилось в прекращении постройки крупнейших надводных кораблей, для которых и предназначался ЗРК С-300Ф. Так и не были построены пятый атомный («Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов») и три газотурбинных («Адмирал Флота Лобов», «Россия», «Адмирал Флота Советского Союза Горшков») крейсера. Более того, неквалифицированная эксплуатация загубила самые мощные из уже построенных кораблей. Из четырех атомных крейсеров пр.1144 и 11442 в строю остался только «Петр Великий» (при закладке — «Юрий Андропов»). Все три газотурбинных крейсера пр. 1164 входят в состав флота, но сам режим их эксплуатации с крайне редкими, по финансовым обстоятельствам, выходами в море провоцирует постепенную деградацию корабля.

Тем не менее, ЗРК С-300Ф продолжал совершенствоваться. На последних из построенных кораблей обеспечивалась возможность применения новых ракет 48Н6 вместо первоначально заданных 5В55. На «Петре Великом» в носовой части смонтирован новый антенный пост системы управления ЗР-48, на корабле также используются более совершенные вычислительные средства. В результате максимальная дальность поражения целей увеличилась с 70 до 120 км.

К сожалению, наиболее мощный флотский ЗРК отличался большим весом и габаритами, фактически ограничив типаж кораблей, пригодных для его размещения, крейсерами водоизмещением свыше 10000 т, что намного превышает соответствующий показатель любого из кораблей, заложенных для отечественного флота после 1990 г.

И все же определенные перспективы у ЗРК С-300ФМ имеются. Экспортная модификации комплекса «Риф-М» поступила на вооружение двух китайских эсминцев типа «Шеньян» пр.051С, построенных в 2006-2007 гг. Кроме того, местная модификация комплекса типа С-300 — HQ-9 — несколько ранее была установлена на двух эсминцах типа «Ланьчжоу» пр.052С.

В заключение отметим, что именно в С-300Ф впервые в мире был практически реализован вертикальный пуск зенитных ракет. Кроме того, этот комплекс стал и первым отечественным многоканальным ЗРК.

Использованы фото Д. Пичугина, из архивов Р. Ангельского и ВМС США.

 

По материалам журнала «Техника и вооружение № 3 2014

Читать также:

М-11 «Шторм»

М-22 «Ураган»

ЗРК М-2 «Волхов»

Корабельные ЗРК

ЗРК М-1 «Волна»

ЗРК «Кинжал»

Категории: ЗРК С-300Ф "Форт". Автор admin✏ Нет комментариев »

site3f.ru