Зенитный комплекс С-300Ф ( Форт ). Форт 300


FORT 300 — OmniDoc

Общая информация

Руководство по подключению содержит описание работ необходимых для интеграции терминалов FORT 300 к Omnicomm Online.

Порядок подключения терминала FORT 300:

  1. Настройка терминала

  2. Добавление терминала на сервере конвертации

  3. Настройки терминала в Omnicomm Online

Для добавления терминала на сервере конвертации необходим идентификатор терминала IMEI. Значение IMEI можно считать конфигуратором или прочитать на наклейке на внутреннем модуле терминала.

Для подключения понадобится: источник питания, специальный кабель, конфигуратор, конфигурация.

Примечание: вместо специального кабеля можно использовать переходник с USB на RS232 (или COM порт). Подключать следует 1. GND COM порта переходника к GND COM порта терминала 2. Rx COM порта к Tx COM порта терминала 3. Tx COM порта к Rx COM порта терминала. Программу и конфигурацию можно скачать с сайта support.fort-telecom.ru Защита: пароль

Настройка терминала

Настройка терминала с помощью ПК

Проверено на версии: Версия прошивки: 2.00 Сборка: 37.52 Версия конфигуратора: Fort Configurator v.2.18 Драйвер: драйвер USB Serial Port

После подключения к ПК и запуска конфигуратора перейдите на вкладку «Чтение состояния терминала» и нажмите на кнопку «Прочитать состояние терминала», после этого произойдет считывание всех настроек терминал.

Примечание: если этого не произошло и вышла ошибка авторизации, нажмите на кнопку «Дополнительные операции с терминалом», выберите «Пароль терминала» и введите необходимый пароль.

Идентификатор терминала – его IMEI. После подключения терминала и считывания данных отображается в разделе «Информация о терминале», на вкладке «Чтение состояния терминала».

Обязательные настройки для подключения к серверу Omnicomm Online:

На главной панели в разделе «Открыть конфигурацию» необходимо выбирать файл конфигурации «monitoring.ftc» загруженный ранее с сайта производителя или полученный от технической поддержки.

Далее необходимо задать номер телефона для управления терминалом.

Далее в разделе «Состояния/События», в состояниях «координаты» и «монитор», в действиях «Послать данные (координаты/датчики) по GPRS» необходимо задать сервер и порт сервера.

IP адрес сервера: 185.9.185.254 Порт сервера: 15154

В действии «Установить соединение для передачи конфигурации и данных COM порта» в состоянии «конфигурация», необходимо указать IP-адрес и порт компьютера, с которого будет производиться удаленная смена конфигурации в терминале.

IP-адрес может соответствовать тому же, что и у сервера: в этом случае порт должен отличаться от того, который используется для передачи координат/датчиков.

А так же в разделе «Дополнительные операции с терминалом», «Настройки GPRS» необходимо указать СИМ карты каких операторов используются, если данного оператора нет, выберите пункт «Другой» и укажите параметры самостоятельно, после этого обязательно нажмите кнопку «Записать».

Далее необходимо сохранить конфигурацию нажав кнопку «Сохранить» и записать сохраненную конфигурацию в терминал, нажав кнопку «Записать в терминал».

Настройка терминала с помощью SMS

Примечание: Терминал не имеет типовых команд для управления терминалом SMS-командами, и в процессе конфигурирования (программирования) терминала FORT-300 пользователь определяет перечень команд и присваивает каждой команде код в диапазоне от 00 до 99 (подробное описание см. Руководство пользователя).

С алгоритмом создания команд пользователя для управления терминалом SMS-командами вы можете ознакомиться в соответствующей документации к конфигуратору FortConfigurator.

Добавление терминала в сервер конвертации

Для подключения к серверу конвертации откройте браузер и в адресной строке введите адрес http://convert.omnicomm.ru:8082.

Авторизуйтесь на сервере конвертации, используя логин и пароль от кабинета дилера Omnicomm Online.

В Сервере конвертации в разделе «Добавление профиля ТС» укажите:

  • «Название ТС» – название или регистрационный номер ТС. Название ТС должно содержать от 3 до 20 символов и быть уникальным в ПО Omnicomm.

  • «Тип терминала» – «FORT 300»

  • «Уникальный ID» – идентификатор терминала (IMEI)

В разделе «Настройки конвертации данных» откройте вкладку «ДУТ»: «Метод расчета» выберите номер датчика уровня топлива, подключенного к терминалу.

Проверьте наличие данных, перейдя в раздел «Мониторинг».

Сохраните профиль ТС.

Экспортируйте профиль ТС.

Настройка Omnicomm Online

Добавьте профиль ТС. В ПО Omnicomm Online в разделе «Администрирование» произведите импорт ранее сохраненного профиля ТС.

Загрузите тарировочные таблицы. В ПО Omnicomm Online в разделе «Администрирование»/ «Транспортные средства» выберите профиль ТС и откройте для редактирования. Заполните тарировочную таблицу для ДУТ и сохраните профиль ТС.

doc.omnicomm.ru

Зенитный комплекс С-300Ф ( Форт )

]]>]]>Основное целевое назначение комплекса – борьба с самолетами-носителями противокорабельных ракет и противокорабельными ракетами, летящими на малых высотах, самолетами-постановщиками помех, что позволило использовать унифицированную с комплексом С-300П ракету 5В55РМ (модификация ракеты 5В55, отличающаяся связанными с контейнером устройствами).

Корабельный зенитный ракетный комплекс С-300Ф входит в систему вооружения корабля. Целеуказания ЗРК получает через устройство сопряжения, входящее в состав системы управления. Комплекс через устройство сопряжения связан также с корабельными датчиками углов килевой и бортовой качек, курса и скорости корабля. В режиме автономного поиска комплекс производит обзор пространства и обнаружение целей в заданном секторе ответственности.

Многофункциональный радиолокатор, входящий в систему управления (шифр “Форт”), обеспечивает высокую точность сопровождения 6 целей и наведение на них 12 ракет в условиях воздействия активных и пассивных помех. Фазированная антенная решетка установлена на поворотном посту, что позволяет производить обстрел целей практически в любом направлении. Жесткость конструкции антенного поста и электронная стабилизация луча антенны обеспечивают работу комплекса в условиях качки корабля без потери точности наведения ракеты.

Для пеленгации целей и наводимых на них ракет используется моноимпульсный метод с применением передающего устройства, формирующего как импульсно-пачечный, так и непрерывный сигнал, и корреляционно-фильтровое приемное устройство, обеспечивающее когерентное накопление импульсов внутри пачки, отраженных от цели сигналов.

В системе телеуправления принят комбинированный метод наведения ракет, заключающийся в том, что наведение ракет на начальном участке траектории осуществляется по командам, для выработки которых используется информация о целях и ракетах, получаемая от многофункционального радиолокатора, а на конечном участке - от полуактивного бортового радиопеленгатора ракеты.

]]>]]>

В состав комплекса входит подпалубная пусковая установка (ПУ) барабанного типа (см. ]]>фото]]>). Старт ракеты – вертикальный из транспортно-пускового контейнера (ТПК) с запуском маршевого двигателя после выхода ракеты на высоте 20-25 метров, что обеспечивает пожаро-взрывобезопасность погреба. Старт производится с помощью катапультирующего устройства. Для работы катапультирующего устройства используется газогенератор, расположенный в ТПК. Направление и величина угла склонения ракеты после старта определяется программой, вводимой в нее при предстартовой подготовке. После схода ракеты ракеты барабан ПУ поворачивается, выводя на линию старта очередную ракету в ТПК. Подпалубные пусковые установки разработаны в КБ завода “Большевик”. Перезарядка барабанных пусковых установок производится с помощью палубного зарядного устройства.

На кораблях проекта 1164 установлена подпалубная пусковая установка Б-204 с восемью барабанными устройствами на 8 ТПК.

На всех кораблях проектов 1144 и 1144.2 размещено 12 барабанных установок в составе пусковой установки Б-203А при общем боезапасе 96 ракет.

На крейсере “Адмирал Нахимов” (пр. 1144.2, третий в серии) установлен усовершенствованный вариант комплекса С-300Ф с ракетой 48Н6, унифицированной с сухопутным комплексом С-300ПМ. Так как ракета 48Н6 больше по габаритам, чем ЗУП 5В55РМ, то для нее была доработана пусковая установка Б-203А. Ракета 48Н6 имеет максимальную дальность поражения до 150 км, но существовавшая на 1993 год система управления допускала дальность только 93 км.

Ракета 48Н6 оснащена боевой частью направленного типа.

На крейсере “Петр Великий” (пр. 1144.2, четвертый в серии) кроме модернизированного кормового комплекса для использования ракет 48Н6, установлен новый носовой комплекс ]]>С-300ФМ "Форт-М"]]>. В процессе модернизации комплекса "Форт-М" на "Петре Великом" ракеты 48Н6 были заменены на более современные 48Н6Е2. Таким образом, крейсер "Петр Великий" вооружен одним комплексом С-300Ф с 48 ракетами 48Н6 и одним комплексом С-300ФМ с 46 ракетами 48Н6Е2.

В перспективе возможна дальнейшая модернизация "Форта" с использованием зенитных ракет семейства 9М96 разработки КБ "Факел", что позволит в 4 раза повысить боекомлект комплекса.

На экспорт комплекс предлагается под наименованием “Риф”.

rbase.new-factoria.ru

GSM/ГЛОНАСС/GPS терминал FORT-300GL

FORT-300GL является одним из наиболее популярных продуктов линейки GSM-терминалов FORT. Основная отличительная особенность FORT-300GL заключается в наличии в нем приемника GPS/ГЛОНАСС, получившего название Геос-1М. Данный приемник дает возможность определять текущие значения координат, скорость и высоту по сигналам навигационных систем GPS NAVSTAR и СНС ГЛОНАСС с одновременным их использованием.

В устройстве каналы приема сигналов GPS и ГЛОНАСС разделяются, что гарантирует высокую надежность работы и устойчивость к помехам. Особенно популярен FORT-300GL в предприятиях пассажирского городского транспорта, муниципальных предприятиях, что объясняется постановлениями правительства Российской Федерации про обязательное оснащение пассажирского городского транспорта терминалами, выполняющими ГЛОНАСС мониторинг.

GSM терминалы FORT-300GL эффективны в системах мониторинга транспортных средств, других подвижных объектов. В устройстве реализовано 4 аналого-цифровых и 6 цифровых входов, что позволяет подключать к терминалу различные датчики и контролировать текущее состояние объекта по таким параметрам, как контроль топлива, фиксация температуры, движения в салоне, открытия дверей и т.д. Кроме того, терминал оснащен портом RS-232, позволяющим успешно взаимодействовать с интеллектуальными датчиками, контроллерами.

Информация об объекте, полученная посредством датчиков, может отсылаться в центр мониторинга с использованием SMS канала, GPRS канала, голосовых сообщений. Благодаря тому, что полученная с объекта информация сохраняется на памяти устройства и может быть выдана при первой же необходимости оператору, надежности доставки не угрожают возможные сбои или недоступность сети GSM.

На основе информации, полученной датчиком, алгоритм, который заложен при конфигурировании GSM-терминала, может генерировать управляющее воздействие на объект. Воздействие подается на один из выходов, которых в терминале 10, активирует дополнительные механизмы. Также есть возможность подачи оператором центра мониторинга удаленной команды по одному из каналов для обеспечения управляющего воздействия.

Терминал FORT-300GL поставляется с программным обеспечением: ПО «Конфигуратор», позволяющее задавать алгоритмы и различные режимы работы устройства, программное обеспечение FortMonitor (скриншоты и описание), благодаря которому может быть организована многофункциональная и качественная система мониторинга.

Общие характеристики

  • ГЛОНАСС/GPS-приемник Геос-1М
  • Количество каналов приема - 24
  • Работа в сетях GSM 900/1800
  • Организация голосовой связи, прослушивание объекта охраны
  • Мощность передачи: 2Вт(33дБм) для GSM 900, 1Вт (30дБм) для GSM 1800
  • GPRS класса 10В
  • 10 датчиков сухих контактов
  • 10 выходов с напряжением до 60В и током до 1А.
  • 4 аналоговых датчика
  • порт RS-232
  • функция «черного ящика»

Условия эксплуатации

  • электропитание от источника постоянного тока 8..32В
  • аккумуляторная батарея (литий-ионная) 1800мА\ч
  • температура эксплуатации -40 - +60 С
  • влажность до 95% при температуре +35%

xn--80aafey1amjhcre.xn--p1ai

Использование fort-300 в качестве дополнительной охранной системы автомобиля

Использование FORT-300 в качестве дополнительной охранной системы автомобиля.

Данное руководство позволяет использовать абонентский терминал FORT-300 совместно с конфигурацией «Охрана» как дополнительное средство для защиты автомобиля от нападения и угона, оповещения хозяина в случае ударов по кузову или наклона, а также реализации функции автозапуска и возможностью мониторинга с помощью программного обеспечения FortMonitor Server и FortMonitor Client, поставляемого в комплекте с терминалом.

Основной блок необходимо установить в скрытом месте салона автомобиля. Установка FORT-300 в моторном отсеке недопустима, вследствие негерметичности корпуса прибора.

Для подключения к внешним цепям необходимо использовать жгут проводов, идущий в комплекте с терминалом. При необходимости длина проводов может быть увеличена.

Устройство необходимо жестко закрепить, во избежание ударов и повышенной вибрации устройства.

Перед началом установки необходимо загрузить в терминал конфигурацию «Охрана», реализующую алгоритм работы устройства в режиме охраны автомобиля.

Описание работы системы. При подаче питания на терминал он находится в состоянии «Снято с охраны». В этом состоянии устройство не блокирует двигатель, не подает внешних сигналов управления указателями поворотов и сирены, индикатор не светится.

После появления сигнала закрытия замков дверей, FORT-300 ожидает включение указателей поворотов в течение 5 секунд. Если включение указателей не произошло, то терминал остается в состоянии «Снято с охраны» (ситуация, когда водитель закрыл двери без постановки автомобиля на охрану). Если в течение 5 секунд произошло хотя бы однократное включение указателей поворотов, то терминал переходит в состояние «Охрана». В этом состоянии терминал отслеживает появление сигналов «1я зона датчиков», «2я зона датчиков» и «концевики ДКБ». Светоиндикатор мигает красным цветом. При появлении сигналов «1я зона датчиков» или «2я зона датчиков» устройство периодически включает сирену и указатели поворотов, в первом случае 3 раза, во втором 20 раз. Также во втором случае отсылается СМС сообщение хозяину с текстом «Сильный удар или подъем».

При появлении сигнала «концевики ДКБ», сигнализирующего об открытии дверей, FORT-300 в течение 30 секунд ожидает снятие с охраны. Оно может быть осуществлено либо 1 длинным (3 секунды и более) нажатием секретной кнопки и последующими тремя короткими нажатиями, либо посылкой 30 команды терминалу по СМС либо DTMF-кодом.* После снятия с охраны терминал вновь переедет в состояние «Снято с охраны», светоиндикатор перестанет мигать красным цветом.

Если снятия с охраны не произошло, то FORT-300 включает сирену, периодически включает указатели поворотов, активирует блокировку двигателя и отправляет СМС с текстом «Тревога!!! Открыта дверь!!!». Через 30 секунд сирена и световая сигнализация отключаются, терминал переходит в режим «Тревога», посылает данные о местоположении автомобиля на сервер.

Для того, чтобы деактивировать режим тревоги, необходимо 1 раз длительно (3 секнды и более) нажать секретную кнопку, затем 3 раза кратковременно, либо послать команду 30 (с помощью СМС или DTMF). После этого устройство перейдет в состояние «Снято с охраны», данные о местонахождении посылаться не будут, отключится блокировка двигателя.

В состоянии «Охрана» возможен удаленный автозапуск двигателя. При подаче команды 05 FORT-300 выдает в течение 1,5 секунды сигнал «Дистанционный запуск», а также отключает входы «1я зона датчиков» и «2я зона датчиков». Через 30 секунд FORT-300 опрашивает вход «Контроль работы ДВС». Если сигнал присутствует, отсылается СМС с текстом «Двигатель запущен», если отсутствует – СМС с текстом «Двигатель заглушен». Если после запуска двигателя в течение 20 минут система не будет снята с охраны, то по истечении этого времени будет отправлено СМС «Прогрев закончен», датчики 1й и 2й зон будут вновь контролироваться.

Также возможна постановка на охрану системы по команде с телефона по команде 20, удаленная блокировка двигателя автомобиля по команде 55 (в этом случае появится сигнал блокировки двигателя, система перейдет в состояние «Охрана»), и установка в сервисный режим «Валет» по команде 40 (устройство деактивирует все выходы, не реагирует на входные сигналы, светодиод горит зеленым цветом). Выход из режима «Валет» осуществляется командой 50.

Входные сигналы.

«Замок зажигания» - сигнал с замка зажигания, активен при подаче более 8 В, неактивен при подаче от 0 до 8 В.

«Указатели поворотов» - сигнал, снимаемый с указателей поворотов, активен при напряжении более 8 В, неактивен при 0 – 8 В.

«Сигнал открытия ЦЗ» - сигнал, снимаемый с блока центрального замка в момент открытия дверей. Активен при напряжении более 8 В, неактивен при 0 – 8 В.

«Сигнал закрытия ЦЗ» - сигнал, снимаемый с блока центрального замка в момент закрытия дверей. Активен при напряжении более 8 В, неактивен при 0 – 8 В.

«1я зона датчиков» - сигнал, снимаемый с ударного датчика (зона 1).

«2я зона датчиков» - сигнал, снимаемый с ударного датчика (зона 2) и с датчика наклона.

«концевики ДКБ» - сигнал, снимаемый с концевиков дверей, капота и багажника. Активен при замыкании на «массу», неактивен в свободном состоянии.

«Секретная кнопка» - сигнал, снимаемый с секретной кнопки. Активен при замыкании на «массу», неактивен в свободном состоянии.

«Контроль работы ДВС» - сигнализирует о работе двигателя. Активен при замыкании на «массу», неактивен в свободном состоянии (или при подаче более 6 В). Выходные сигналы. «Дистанционный запуск» - сигнал для запуска двигателя, длительность 1,5 секунды.

«Выход на сирену» - сигнал для активации сирены.

«Блокировка двигателя» - сигнал для блокировки ДВС

«Выход поворотников» - сингнал управления указателями поворотов.

Сигнал «Блокировка двигателя» в неактивном состоянии представляет собой «массу» на выходе, в активном состоянии (двигатель заблокирован) – отсутствие «массы». Остальные сигналы в неактивном состоянии – «масса» отсутствует, в активном состоянии – «масса» присутствует.

В качестве датчика наклона можно использовать Mongoose TS-01 либо MS-TL, ударный датчик использовать из комплектов сигнализаций (например Томагавк или Старлайн).

Схема подключения FORT-300.

Услуга: охрана и контроль ТС. Целевая аудитория: частные лица, банки, страховые компании, прокат ТС, АТП, крупные компании и корпорации. Подсервисы:

  1. Глушение двигателя
  2. Завод двигателя
  3. Открывание/закрывание дверей
  4. Управление географическими зонами
  5. Тревожная кнопка
  6. Позиционирование on-line
  7. Информирование клиента о тревоге по любому каналу связи (SMS, e-mail, голосовые сообщения)
  8. Немедленное реагирование охранных спецподразделений на тревогу
  9. Сдача ТС под охрану на «пульт охраны» охранных спецподразделений
  10. Установка сверх чувствительных звуковых датчиков, в салоне и снаружи ТС.
  11. Мониторинг on-line
  12. Интеграция с автомобильной охраной сигнализацией, с извещением о физическом контакте
  13. Охранная пластиковая карта доступа к ТС с авторизацией
СИСТЕМА ФОРТ включает в себя функции охранной системы с расширенными возможностями, которые обеспечивают всестороннюю безопасность водителя, груза и автомобиля. В отличие от простых систем, ориентированных, преимущественно, на частного автовладельца, бортовой блок ФОРТ способен работать как во взаимодействии с уже установленными охранными системами, так и автономно. Например, если похищенная машина помещена в подземный паркинг и Бортовой Блок «не видит» спутники GPS, то запоминаются и передаются координаты въезда в этот паркинг. Бортовой блок способен установить факт угона (по сигналам от ряда датчиков, выезду за пределы разрешенной территории и т.п.) и интеллектуально отреагировать на него, например, заблокировать двигатель и двери в максимально неудобном для угонщиков месте. С равным успехом это может сделать и диспетчер, например, после прослушивания звуковой обстановки в салоне.
  1. Глушение двигателя - Возможность контролировать работу двигателя ТС, а так же заглушить двигатель ТС посредством отправки управляющего SMS, на номер бортового блока.
  2. Активация двигателя - Возможность контролировать работу двигателя ТС, а так же запуск двигателя ТС посредством отправки управляющего SMS, на номер бортового блока.
  3. Открывание/закрывание дверей - контроль состояния дверных замков ТС, возможность блокировки или разблокировки центрального замка ТС (в случае, когда ключ потерян или случайно закрыт в салоне ТС) посредством отправки управляющего SMS, на номер бортового блока.
  4. Управление географическими зонами – Возможность постановки задания на контроль географической территории, регламентированной для передвижения ТС. При пересечении границы данной географической зоны, срабатывает тревожный сигнал, с уведомлением владельцу ТС и охранному подразделению, посредством SMS, а так же автоматически глушится двигатель.
  5. Тревожная кнопка - Секретная тревожная кнопка позволяет водителю немедленно привлечь к себе внимание диспетчера в случае разбойного нападения, ДТП и в других критических ситуациях. Скрытная установка самого бортового блока и длительный срок работы от резервного аккумулятора затрудняют его обнаружение и дезактивацию преступниками.
  1. Позиционирование on-line – Система позволяет контролировать местоположение ТС, в режиме реального времени, с выводом на персональный компьютер клиента посредством использования специализированного программного обеспечения.
  1. Информирование клиента по любому каналу связи (SMS, e-mail, голосовые сообщения о тревоге) – Возможность информирования клиента о событиях и состоянии ТС посредством распространенных, доступных для клиента, каналов связи.
  2. Немедленное реагирование охранных спецподразделений на тревогу – по желанию клиента, имеется возможность организации силовой поддержки клиента спецподразделениями в любых критических ситуациях. (Нападение на водителя, угон ТС и т.п.)
  3. Сдача ТС под охрану на «пульт» охранных спецподразделений - по желанию клиента, имеется возможность сдачи ТС под охрану на «пульт» спецподразделения, и при возникновении тревожных ситуаций спецподразделения самостоятельно реагируют на сигнализирование системы.
  4. Установка скрытых камер наблюдения и сверхчувствительных звуковых датчиков, в салоне и снаружи ТС – Возможность использования скрытых камер видеонаблюдения для фиксирования фактов нападения на водителя, повреждения ТС. Так же камеры видеонаблюдения и звуковые датчики могут быть активированы в любое время по желанию клиента (без привлечения диспетчера) посредством отправки SMS на бортовой блок.
  5. Мониторинг on line – Позволяет контролировать местоположение, скорость передвижения, время движения и стоянок, состояние работы двигателя (вкл./выкл.), направление движения ТС, расход ГСМ, а так же текущее состояние всех датчиков, подключенных к бортовому блоку.
  1. Интеграция с автомобильной охраной сигнализацией, с извещением о физическом контакте – Возможность информирования клиента, о любом событии срабатывания автомобильной охраной сигнализации, путем доставки информации о произошедшем событии, посредством SMS или e-mail.
  2. Охранная пластиковая карта доступа к ТС с авторизацией – Используется для персонального доступа (открывание, закрывание дверей, включение зажигания и т.п.), идентификации водителя при использовании ТС, учет времени нахождения водителя в ТС.

vmest.ru

Зенитный комплекс С-300Ф («Форт») | Энциклопедия оружия

Описание

Зенитный комплекс С-300Ф предназначен для защиты ордена кораблей от атак современных и перспективных самолетов, крылатых ракет и других средств воздушного нападения, в том числе маневрирующих и летящих на предельно малых высотах над водной поверхностью.

Головной разработчик системы — ВНИИ РЭ МСП (позднее НПО «Альтаир»), главный конструктор — В. А. Букатов. Аванпроект комплекса С-300Ф был выполнен в 1966 году.

Первоначально предполагалось оснащать комплексами С-300Ф атомные противолодочные корабли проекта 1144 « Орлан» и атомные ракетные крейсера проекта 1165 « Фугас». Постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1971 года обе разработки кораблей были объединены и далее Северным ПКБ велось проектирование атомного противолодочного крейсера с ударным ракетным вооружением проекта 1144.

Опытный образец комплекса С-300Ф с боезапасом 16 ракет в двух подпалубных барабанных пусковых установках в 1977 году был установлен на БПК проекта 1134Б «Азов» и в конце 70-х годов прошел испытания на Черном море. Испытания комплекса завершились на атомном ракетном крейсере «Киров» в 1983 году. После принятия в 1984 году на вооружение комплекс устанавливался на тяжелых атомных крейсерах класса «Киров» (пр. 1144 и 1144.2, построено 4 единицы) и на ракетных крейсерах типа «Слава» (пр. 1164, построено 3 единицы).

Основное целевое назначение комплекса — борьба с самолетами-носителями противокорабельных ракет и противокорабельными ракетами, летящими на малых высотах, самолетами-постановщиками помех, что позволило использовать унифицированную с комплексом С-300П ракету 5В55РМ (модификация ракеты 5В55, отличающаяся связанными с контейнером устройствами).

Корабельный зенитный ракетный комплекс С-300Ф входит в систему вооружения корабля. Целеуказания ЗРК получает через устройство сопряжения, входящее в состав системы управления. Комплекс через устройство сопряжения связан также с корабельными датчиками углов килевой и бортовой качек, курса и скорости корабля. В режиме автономного поиска комплекс производит обзор пространства и обнаружение целей в заданном секторе ответственности.

Многофункциональный радиолокатор, входящий в систему управления (шифр «Форт»), обеспечивает высокую точность сопровождения 6 целей и наведение на них 12 ракет в условиях воздействия активных и пассивных помех. Фазированная антенная решетка установлена на поворотном посту, что позволяет производить обстрел целей практически в любом направлении. Жесткость конструкции антенного поста и электронная стабилизация луча антенны обеспечивают работу комплекса в условиях качки корабля без потери точности наведения ракеты.

Для пеленгации целей и наводимых на них ракет используется моноимпульсный метод с применением передающего устройства, формирующего как импульсно-пачечный, так и непрерывный сигнал, и корреляционно-фильтровое приемное устройство, обеспечивающее когерентное накопление импульсов внутри пачки, отраженных от цели сигналов.

В системе телеуправления принят комбинированный метод наведения ракет, заключающийся в том, что наведение ракет на начальном участке траектории осуществляется по командам, для выработки которых используется информация о целях и ракетах, получаемая от многофункционального радиолокатора, а на конечном участке — от полуактивного бортового радиопеленгатора ракеты.

В состав комплекса входит подпалубная пусковая установка (ПУ) барабанного типа. Старт ракеты — вертикальный из транспортно-пускового контейнера (ТПК) с запуском маршевого двигателя после выхода ракеты на высоте 20–25 метров, что обеспечивает пожаро-взрывобезопасность погреба. Старт производится с помощью катапультирующего устройства. Для работы катапультирующего устройства используется газогенератор, расположенный в ТПК. Направление и величина угла склонения ракеты после старта определяется программой, вводимой в нее при предстартовой подготовке. После схода ракеты ракеты барабан ПУ поворачивается, выводя на линию старта очередную ракету в ТПК. Подпалубные пусковые установки разработаны в КБ завода «Большевик». Перезарядка барабанных пусковых установок производится с помощью палубного зарядного устройства.

На кораблях проекта 1164 установлена подпалубная пусковая установка Б-204 с восемью барабанными устройствами на 8 ТПК.

На всех кораблях проектов 1144 и 1144.2 размещено 12 барабанных установок в составе пусковой установки Б-203А при общем боезапасе 96 ракет.

На крейсере «Адмирал Нахимов» (пр. 1144.2, третий в серии) установлен усовершенствованный вариант комплекса С-300Ф с ракетой 48Н6, унифицированной с сухопутным комплексом С-300ПМ. Так как ракета 48Н6 больше по габаритам, чем ЗУП 5В55РМ, то для нее была доработана пусковая установка Б-203А. Ракета 48Н6 имеет максимальную дальность поражения до 150 км, но существовавшая на 1993 год система управления допускала дальность только 93 км.

Ракета 48Н6 оснащена боевой частью направленного типа.

На крейсере «Петр Великий» (пр. 1144.2, четвертый в серии) кроме модернизированного кормового комплекса для использования ракет 48Н6, установлен новый носовой комплекс С-300ФМ «Форт-М». В процессе модернизации комплекса «Форт-М» на «Петре Великом» ракеты 48Н6 были заменены на более современные 48Н6Е2. Таким образом, крейсер «Петр Великий» вооружен одним комплексом С-300Ф с 48 ракетами 48Н6 и одним комплексом С-300ФМ с 46 ракетами 48Н6Е2.

В перспективе возможна дальнейшая модернизация «Форта» с использованием зенитных ракет семейства 9М96 разработки КБ «Факел», что позволит в 4 раза повысить боекомлект комплекса.

На экспорт комплекс предлагается под наименованием « Риф».

war-arms.info

Зенитный комплекс С-300ФМ («Форт-М») | Энциклопедия оружия

Описание

Комплекс С-300ФМ «Форт-М» предназначен для обороны ордера кораблей от массированных атак различных средств воздушного нападения: самолетов, противокорабельных крылатых ракет, в том числе совершающих маневр и летящих на предельно малых высотах.

Разработан Государственным научно-производственным обьединением «Альтаир» и Московским конструкторским бюро «Факел».

В отличие от своего предшественника — зенитного комплекса «Форт», ЗРК «Форт-М» способен обстреливать до 6 целей одновременно на расстоянии до 120км и успешно бороться с противокорабельными ракетами на высотах до 10 метров. Расширение зоны поражения достигнуто за счет улучшения энергетических характеристик передатчика и чувствительности приемных каналов.

Работа ЗРК «Форт-М» обеспечивается внешним целеуказанием от корабельных средств освещения воздушной обстановки и системы обработки информации, а также данными об углах качек, курсе и скорости корабля — от корабельных средств гиростабилизации и навигации.

Боевое применение комплекса возможно при следующих условиях:

  • волнении моря до 6 баллов;
  • бортовой качке до 15° с периодом 8–10с;
  • килевой качке до 3° с периодом 5с;
  • устойчивости при вибрации с частотой 0–20Гц и амплитудой 0,5мм.

Комплекс состоит из корабельной системы управления, пусковой установки, боекомплекта ЗУР и наземного оборудования.

Система управления выполнена на современной элементной базе. В рабочую программу математического обеспечения ЗРК заложены элементы искусственного интеллекта, позволяющие существенно упростить и ускорить работу операторов в боевом режиме, сократить время на контроль и поиск неисправностей в аппаратуре. В комплекс введена аппаратура записи процесса стрельбы, дающая возможность документировать и оперативно анализировать результаты боевой работы, а также рабочего состояния аппаратуры комплекса. Антенный пост выполнен на базе фазированной антенной решетки с электронной стабилизацией луча и имеет два положения — боевое и походное. Высокая помехозащищенность достигнута благодаря внедрению принципиально новых схем и алгоритмических решений защиты от активных шумовых помех.

Зенитная управляемая ракета 48Н6Е2 ( унифицирована с сухопутным комплексом С-300ПМУ-2) с вертикальным стартом имеет улучшенную двигательную установку и увеличенную боевую часть. Ракета — телеуправляемая, с полуактивным самонаведением на конечном участке полета. Доставляется на корабль в транспортно — пусковом контейнере. Предельная дальность полета — 200 км.

Старт ракеты осуществляется из подпалубной пусковой установки Б-203А барабанного типа. В каждом барабане устанавливается по 8 ракет в ТПК. Ракета не требует специального обслуживания в условиях корабля. Доставка, погрузка ракеты на корабль производится специальным комплексом наземного оборудования.

Корабли, оснащенные зенитным ракетным комплексом «Форт-М», помогают обеспечивать коллективную противовоздушную оборону ордера, значительно отодвигая рубежи развертывания средств воздушного нападения противника. С помощью одного-двух ЗРК «Форт-М» корабли соединения осуществляют на требуемых дальностях эффективное противодействие не только воздушным ударным средствам и постановщикам помех, но и воздушным средствам разведки и управления, группам демонстративных действий, группам подавления средств ПВО и др. Зенитные ракетные комплексы «Форт-М» резко улучшают условия боевой работы зенитных ракетных и артиллерийских комплексов самообороны кораблей, во-первых, за счет разрежения потока целей, достигающих рубежей и зон действия комплексов самообороны, во-вторых, за счет снижения плотностей помех, которые могут негативно воздействовать на информационные средства кораблей. В результате существенно возрастают боевые возможности средств самообороны кораблей.

На крейсере «Петр Великий» (пр. 1144.2), установлен носовой комплекс С-300ФМ «Форт-М». Таким образом, крейсер «Петр Великий» вооружен одним комплексом С-300Ф с 48 ракетами 48Н6 и одним комплексом С-300ФМ с 46 ракетами 48Н6Е2.

На экспорт комплекс предлагается под наименованием «Риф-М».

ТТХ

Тактико-технические характеристики

С-300ФМ («Форт-М»)

Число одновременно сопровождаемых целей в секторе ±45° по курсовому углу и 070° по углу места

6

Число одновременно наводимых ракет

12

Зона обстрела по курсовому углу с учетом ограничений, связанных с архитектурой корабля

до 360°

Верхняя граница зоны поражения, км

25

Нижняя граница зоны поражения, м

10

Максимальная наклонная дальность в зоне высот 520 км, км

120

Максимальная наклонная дальность на высоте 10 м, км

23

Минимальная наклонная дальность, км

8

Скорострельность, с

4

Максимальная скорость поражаемых аэродинамических целей, м/с

950

Потребляемая мощность, кВт

не более 300

Количество обслуживающего персонала, чел

24

Масса, кг

1800

Масса ТПК с ракетой, кг

2600

Габариты контейнера, мм

1000,7800

war-arms.info

Зенитный комплекс С-300Ф («Форт») - это... Что такое Зенитный комплекс С-300Ф («Форт»)?

Зенитный комплекс С-300Ф предназначен для защиты ордена кораблей от атак современных и перспективных самолетов, крылатых ракет и других средств воздушного нападения, в том числе маневрирующих и летящих на предельно малых высотах над водной поверхностью.

Головной разработчик системы — ВНИИ РЭ МСП (позднее НПО «Альтаир»), главный конструктор — В.А. Букатов. Аванпроект комплекса С-300Ф был выполнен в 1966 году.

Первоначально предполагалось оснащать комплексами С-300Ф атомные противолодочные корабли проекта 1144 «Орлан» и атомные ракетные крейсера проекта 1165 «Фугас». Постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1971 года обе разработки кораблей были объединены и далее Северным ПКБ велось проектирование атомного противолодочного крейсера с ударным ракетным вооружением проекта 1144.

Опытный образец комплекса С-300Ф с боезапасом 16 ракет в двух подпалубных барабанных пусковых установках в 1977 году был установлен на БПК проекта 1134Б «Азов» и в конце 70-х годов прошел испытания на Черном море. Испытания комплекса завершились на атомном ракетном крейсере «Киров» в 1983 году. После принятия в 1984 году на вооружение комплекс устанавливался на тяжелых атомных крейсерах класса «Киров» (пр. 1144 и 1144,2, построено 4 единицы) и на ракетных крейсерах типа «Слава» (пр. 1164, построено 3 единицы).

Основное целевое назначение комплекса — борьба с самолетами-носителями противокорабельных ракет и противокорабельными ракетами, летящими на малых высотах, самолетами-постановщиками помех, что позволило использовать унифицированную с комплексом С-300П ракету 5В55РМ (модификация ракеты 5В55, отличающаяся связанными с контейнером устройствами).

Корабельный зенитный ракетный комплекс С-300Ф входит в систему вооружения корабля. Целеуказания ЗРК получает через устройство сопряжения, входящее в состав системы управления. Комплекс через устройство сопряжения связан также с корабельными датчиками углов килевой и бортовой качек, курса и скорости корабля. В режиме автономного поиска комплекс производит обзор пространства и обнаружение целей в заданном секторе ответственности.

Многофункциональный радиолокатор, входящий в систему управления (шифр «Форт»), обеспечивает высокую точность сопровождения 6 целей и наведение на них 12 ракет в условиях воздействия активных и пассивных помех. Фазированная антенная решетка установлена на поворотном посту, что позволяет производить обстрел целей практически в любом направлении. Жесткость конструкции антенного поста и электронная стабилизация луча антенны обеспечивают работу комплекса в условиях качки корабля без потери точности наведения ракеты.

Для пеленгации целей и наводимых на них ракет используется моноимпульсный метод с применением передающего устройства, формирующего как импульсно-пачечный, так и непрерывный сигнал, и корреляционно-фильтровое приемное устройство, обеспечивающее когерентное накопление импульсов внутри пачки, отраженных от цели сигналов.

В системе телеуправления принят комбинированный метод наведения ракет, заключающийся в том, что наведение ракет на начальном участке траектории осуществляется по командам, для выработки которых используется информация о целях и ракетах, получаемая от многофункционального радиолокатора, а на конечном участке — от полуактивного бортового радиопеленгатора ракеты.

В состав комплекса входит подпалубная пусковая установка (ПУ) барабанного типа. Старт ракеты — вертикальный из транспортно-пускового контейнера (ТПК) с запуском маршевого двигателя после выхода ракеты на высоте 20–25 метров, что обеспечивает пожаро-взрывобезопасность погреба. Старт производится с помощью катапультирующего устройства. Для работы катапультирующего устройства используется газогенератор, расположенный в ТПК. Направление и величина угла склонения ракеты после старта определяется программой, вводимой в нее при предстартовой подготовке. После схода ракеты ракеты барабан ПУ поворачивается, выводя на линию старта очередную ракету в ТПК. Подпалубные пусковые установки разработаны в КБ завода «Большевик». Перезарядка барабанных пусковых установок производится с помощью палубного зарядного устройства.

На кораблях проекта 1164 установлена подпалубная пусковая установка Б-204 с восемью барабанными устройствами на 8 ТПК.

На всех кораблях проектов 1144 и 1144,2 размещено 12 барабанных установок в составе пусковой установки Б-203А при общем боезапасе 96 ракет.

На крейсере «Адмирал Нахимов» (пр. 1144,2, третий в серии) установлен усовершенствованный вариант комплекса С-300Ф с ракетой 48Н6, унифицированной с сухопутным комплексом С-300ПМ. Так как ракета 48Н6 больше по габаритам, чем ЗУП 5В55РМ, то для нее была доработана пусковая установка Б-203А. Ракета 48Н6 имеет максимальную дальность поражения до 150 км, но существовавшая на 1993 год система управления допускала дальность только 93 км.

Ракета 48Н6 оснащена боевой частью направленного типа.

На крейсере «Петр Великий» (пр. 1144,2, четвертый в серии) кроме модернизированного кормового комплекса для использования ракет 48Н6, установлен новый носовой комплекс С-300ФМ «Форт-М». В процессе модернизации комплекса «Форт-М» на «Петре Великом» ракеты 48Н6 были заменены на более современные 48Н6Е2. Таким образом, крейсер «Петр Великий» вооружен одним комплексом С-300Ф с 48 ракетами 48Н6 и одним комплексом С-300ФМ с 46 ракетами 48Н6Е2.

В перспективе возможна дальнейшая модернизация «Форта» с использованием зенитных ракет семейства 9М96 разработки КБ «Факел», что позволит в 4 раза повысить боекомлект комплекса.

На экспорт комплекс предлагается под наименованием «Риф».

voennaya.academic.ru