Институты формальные и неформальные. Формальные санкции и неформальные


Институты формальные и неформальные

Оглавление

Старый институционализм: государство не является необходимой предпосылкой существования формальных правил.

Новый институционализм. Хайек:. «Законный порядок» возникает, когда государство устанавливает законы и наказывает тех, кто их нарушает. «Спонтанный порядок» возникает, когда люди вовлекаются в устойчивые модели поведения, поскольку никто из них (или мало кто из них) не может выиграть, отклоняясь от этих моделей поведения, даже в отсутствие эффективных законных механизмов сдерживания.

Неформальные правила не закрепляются ни в одном официальном источнике, и их исполнение гарантируется не угрозой установленных законом санкций, как в случае с правилами формальными, а за их исполнением следят не специалисты, а все члены данного общества. Возникая как средство координации устойчиво повторяющихся форм человеческого взаимодействия (включаются в культуру), неформальные ограничения являются:

  • продолжением, развитием и модификацией формальных правил;

  • социально санкционированными нормами поведения;

  • внутренними, обязательными для выполнения стандартами поведения

Формальные правила – это правила, записанные в некотором официальном источнике, за выполнение которых следят специально выделенная группа людей (судебная система, полиция, репрессивный аппарат). Наличие принуждения со стороны государства - это характерная черта формальных правил.

1) политические институты (определяют властную иерархическую структуру общества, способы принятия решений и контроля)

2) экономические институты (связаны с правами собственности почти всегда)

3) системы контрактации (условия соглашений, способы и порядок заключения контрактов, регулируемые правовыми нормами и законами)

Классификация санкций за несоблюдение неформальных правил

Оглавление

1) Автоматическая санкция – сами наказываются - ситуация с дорожным движением(координация)

2) Вина – внутренняя санкция, тебя мучает вина

3) Стыд - внешняя – общество тебя стыдит

4) Информационная санкция – Функция нормы заключается не в сдерживании определенного поведения, а в подаче сигнала. Пустяковое нарушение нормы может сигнализировать о возможной ненадежности нарушителя как друга или делового партнера.

Игра «доверие».

Хороший тип оценивает будущий выигрыш в 10 долл. по норме дисконта 10%, а плохой тип по норме дисконта 30%. Дисконтированный выигрыш хорошего типа

Р1= Р0δ = 10 x 1/ (1 + 0,1) = 9 ,

где δ – коэффициент дисконтирования, равный

δ = 1/(1 +r)t , где t - номер года, а r – норма дисконта.

Дисконтированный выигрыш плохого типа

Р1=Р0δ = 10 х 1/(1 + 0,3) = 7.

Сигнал – это любое небесплатное действие, которое позволяет отделить хороший тип от плохого типа. Разделяющее равновесие (separating equilibrium).

В качестве сигнала может выступать стиль одежды, манеры человека, его речь. Соблюдение правил поведения, этикета связано с издержками. Издержками в данном случае является время, деньги и физический дискомфорт.

5) Двусторонние санкции, требующие издержек от наказывающей стороны

6) Многосторонние санкции, требующие издержек – наказывает 3я сторона

Условия эффективности неформальных институтов

Оглавление

  1. Размер социальной группы, в которой эти нормы действуют.

  2. Величина издержек, которые несет нарушитель, подвергающийся наказанию.

  3. Статичный характер общества, в котором действуют неформальные правила.

studfiles.net

САНКЦИИ НЕФОРМАЛЬНЫЕ - это... Что такое САНКЦИИ НЕФОРМАЛЬНЫЕ?

 САНКЦИИ НЕФОРМАЛЬНЫЕ

- англ. sanctions, informal; нем. Sanc-tionen, unformale. Спонтанные, эмоционально окрашенные реакции непосредственного окружения (друзей, соседей, родственников) на поведение индивида, отклоняющееся от соц. ожиданий.

Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009

  • САНКЦИИ НЕГАТИВНЫЕ
  • САНКЦИИ ПОЗИТИВНЫЕ

Смотреть что такое "САНКЦИИ НЕФОРМАЛЬНЫЕ" в других словарях:

  • САНКЦИИ НЕФОРМАЛЬНЫЕ — англ. sanctions, informal; нем. Sanc tionen, unformale. Спонтанные, эмоционально окрашенные реакции непосредственного окружения (друзей, соседей, родственников) на поведение индивида, отклоняющееся от соц. ожиданий …   Толковый словарь по социологии

  • САНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫЕ —         реакции социальной группы (общества, трудового коллектива, общественной организации, дружеской компании и т. и.) на поведение индивида, отклоняющееся (как в позитивном, так и в негативном смысле) от социальных ожиданий, норм и ценностей.… …   Философская энциклопедия

  • санкция — и; ж. [от лат. sanctio (sanctionis) нерушимый закон, строжайшее постановление] Юрид. 1. Утверждение чего л. высшей инстанцией, разрешение. Получить санкцию на арест. Дать санкцию на выпуск номера в печать. Задержан с санкции прокурора. 2. Мера,… …   Энциклопедический словарь

  • Социальный институт — (лат. institutum установление, учреждение)  социальная структура или порядок общественного устройства, определяющие поведение некоторого множества индивидов того или иного сообщества. Институты характеризуются своими возможностями… …   Википедия

  • СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ —         совокупность процессов в социальной системе (обществе, социальной группе, организации и т. п.), посредством которых обеспечивается следование определ. «образцам» деятельности, а также соблюдение ограничений в поведении, нарушение которых… …   Философская энциклопедия

  • Праймериз — (Primaries) Понятие праймериз, правила проведения праймериз Информация о понятии праймериз, проведение праймериз, итоги праймериз Содержание Пра́ймериз (первичные), предварительные выборы — тип голосования, в котором выбирается один… …   Энциклопедия инвестора

  • Фирма — (Firm) Определение фирмы, признаки и классификация фирм Определение фирмы, признаки и классификация фирм, концепции фирмы Содержание Содержание Фирма Юридические формы Понятие фирмы и предпринимательства. Основные признаки и классификации фирм… …   Энциклопедия инвестора

  • КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВОЙ — противоречие либо между нормативными структурами соц. ролей, либо между структурными элементами соц. роли. В сложно дифференцированном об ве индивид выполняет требования не одной, а нескольких ролей, кроме того, сама конкретная роль, связанная с… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Нормы групповые — [от лат. norma руководящее начало, образец] совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • опущенные — тюрем. сленг опущенный представитель самой низшей группы в неформальной иерархии заключенных, своеобразной касты неприкасаемых. У опущенного нельзя ничего взять, нельзя его касаться, сесть на его нары и т.п. У опущенных свои отдельные места в… …   Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

dic.academic.ru

Социальный контроль, Неформальный и формальный контроль

Термин" социальный контроль"был введен в научный оборот французским социологом и социальным психологом. Габриэлем. Тардом. Он рассматривал его как важное средство исправления криминального поведения. Впоследствии. Тард расширил соображений ния этого термина и рассматривал социальный контроль как один из главных факторов социализацилізації.

Социальный контроль является особым механизмом социального регулирования поведения и поддержания общественного порядка

Неформальный и формальный контроль

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении действий человека со стороны ее родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через обычаи и традиции, или че. Ерез средства массовой информации.

В традиционном обществе существовало очень мало устоявшихся норм. Большинство аспектов жизни членов традиционных сельских сообществ контролировались неформально. Строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных их с традиционными праздниками и обрядами, воспитывали уважение к социальным нормам, понимание их необходимоститі.

Неформальный контроль ограничен небольшой группой, в большой группе он неэффективен. Агентами неформального контроля есть родственники, друзья, соседи, знакомые

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении действий человека со стороны официальных органов власти и администрации. В сложном современном обществе, которое насчитывает много тысяч или даже миллионов лю иудей, поддерживать порядок средствами неформального контроля - невозможно. В современном обществе контроль за порядком осуществляют специальные социальные институты, такие как суды, образовательные учреждения, армия, цер кВА, средства массовой информации, предприятия и др.. Соответственно, агентами формального контроля выступают работники этих установокнов.

Если индивид выходит за пределы общественных норм, а его поведение не соответствует социальным ожиданиям, он непременно сталкивается с санкциями, то есть с эмоциональной реакцией людей на нормативно урегулированную поведение.

. Санкции - это наказания и вознаграждения, которые применяются общественной группой к индивиду

Поскольку социальный контроль бывает формальным или неформальным, то выделяют четыре главных типа санкций: формальные позитивные, формальные негативные, неформальные положительные и неформальные негативные

. Формальные позитивные санкции - это публичное одобрение со стороны официальных организаций: грамоты, премии, титулы и звания, государственные награды и высокие должности. Они тесно связаны с наличием предписаний, которые определяют, как должен себя по оводиты индивид и которые предусмотрены награды за соблюдение им нормативных предписаниив.

. Формальные негативные санкции - это наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными постановлениями, административными инструкциями и распоряжениями: лишение гражданских прав, заключения, арест, увольнение с работы, штраф ф, служебное взыскание, выговор, смертная казнь и др.. Они связаны с наличием предписаний, регулирующих поведение индивида и указывают какая кара предназначена за несоблюдение этих норм.

. Неформальные позитивные санкции - это публичное одобрение со стороны неофициальных лиц и организаций: публичная похвала, комплимент, молчаливое одобрение, аплодисменты, слава, улыбка и т.д.

. Неформальные негативные санкции - это наказание, непредвиденные официальными инстанциями, такие как замечание, высмеивание, злую шутку, презрение, недоброжелательный отзыв, клевета и т.д.

Типология санкций зависит от выбранной нами система образовательной признаки

Учитывая способ применения санкций выделяют актуальные и перспективные санкции

. Актуальные санкции - это те, которые фактически применяются в определенной общности. Каждый может быть уверен, что если он выйдет за пределы существующих общественных норм, то будет наказан или награжден, согласно имеющимся предписаний

Перспективные санкции связаны с обещаниями применения к индивиду наказания или награды в случае выхода за пределы нормативных предписаний. Очень часто сама только угроза казнью (обещание награды) является дост татньою для того, чтобы удержать индивида в нормативных рамках.

Еще один критерий деления санкций, связано со временем их применения

Репрессивные санкции применяются после выполнения индивидом определенного действия. Размер наказания или вознаграждения определяется общественным убеждениям относительно вредности или полезности его действия

Превентивные санкции применяются еще перед совершением индивидом определенного действия. Превентивные санкции применяются с целью склонения индивида к такому типу поведения, который является нужен обществу

Сегодня в большинстве цивилизованных стран преобладает убеждение о"кризисе наказания", кризис государственного и полицейского контроля. Все больше ширится движение за отмену не только смертной казни, но и ю юремного заключения и при переходе к альтернативным мерам наказания и восстановления прав пострадавших потерпілих.

прогрессивными и перспективной в мировой криминологии и социологии девиаций считается идея превентивности

Теоретически о возможности предупреждения преступности известно давно. Шарль. Монтескье в своей работе"Дух законов"отмечал, что"хороший законодатель не так беспокоится о наказании за преступление, как о. Предупр ния преступления он постарается не столько наказывать, сколько улучшать мораль"Превентивные санкции улучшают социальные условия, создают более благоприятную атмосферу и уменьшают антигуманные действия. Они с пригоден защитить конкретного человека, потенциальную жертву от возможных посягательству від можливих посягань.

Однако существует и другая точка зрения. Соглашаясь с тем, что предупреждение преступности (а также других форм девиантного поведения) является демократическим, либеральным и прогрессивным, чем репрессии, некоторые социологи оги (Т. Матиссен,. Б. Андерсен и др.) ставят под сомнение реалистичность и эффективность превентивных мер их аргументы таковытакі:

Поскольку девиантность является определенным условным конструктом, продуктом общественных договоренностей (почему, например, в одном обществе алкоголь разрешен, а в другом - его употребление считается девиацией?),. То в решает что является правонарушением - законодатель. Не превратится профилактика способом укрепления положения чиновников?

превентивность предполагает воздействие на причины девиантного поведения. А кто с уверенностью может сказать, что он знает эти причины? а основу и применять на практикеі?

превентивность это всегда вмешательство в личную жизнь человека. Поэтому существует опасность нарушения прав человека через внедрение превентивных мер (например, нарушение прав гомосексуалистов в. СССР)

Жесткость санкций зависит от:

Меры формализованности роли. Военные, милиционеры, медики - контролируются весьма жестко, как формально, так и со стороны общественности, а, скажем, дружба - реализуется через неформализованные социальные ро. Оле, поэтому санкции здесь достаточно условнои.

престижность статуса: роли, связанные с престижными статусами, подвергаются суровому внешнему контролю и самоконтроля

Сплоченности группы, в рамках которой происходит ролевое поведение, а следовательно, и силы группового контроля

Авторитетности группы для носителя определенной общественной роли

Контрольные вопросы и задания

1. Какую поведение называют девиантным?

2. В чем заключается относительность девиации?

3. Какое поведение называют делинквентным?

4. Какие причины девиантного и делинквентного поведения?

5. Чем отличается делинквентное и девиантное поведение?

6. Назовите функции общественных девиаций

7. Охарактеризуйте биологические и психологические теории девиантного поведения и преступности

8. Охарактеризуйте социологические теории девиантного поведения и преступности

9. Какие функции выполняет система социального контроля?

10. Что такое"санкции"?

11. Что разница существует между формальными и неформальными санкциями?

12 названий различия между репрессивными и превентивными санкциями

13. Докажите на примерах от чего зависит ужесточение санкций

14. Что разница между способами неформального и формального контроля?

15. Название агентов неформального и формального контроля

uchebnikirus.com

Русская Сила | БАНКОВСКИЕ САНКЦИИ ВАШИНГТОНА: ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ.

Используя потенциал принятого  экстерриториального закона ФАТКА, Вашингтон может карать любой российский банк, осуществляющий международные расчеты. Даже если бы не было событий на Украине, наш банковский сектор все равно находился бы под дамокловым мечом  неформальных санкций США. Здесь не должно быть никаких иллюзий.

 

В.Ю. Катасонов, проф, д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова

 

ЛЕТО 2014 ГОДА: НОВАЯ ПОРЦИЯ БАНКОВСКИХ САНКЦИЙ ПРОТИВ РОССИИ

Одна из ключевых тем СМИ сегодняшнего дня – экономические санкции Запада против России в связи с событиями на Украине и вокруг Украины. В рамках этой темы большое внимание уделяется санкциям Вашингтона против российских банков. Первой «ласточкой» на этом направлении стало решение Вашингтона включить в свои «черные списки» банк «Россия». Это произошло в марте с.г. Банк «Россия» от этих действий США не пострадал. Более того, согласно последним данным, его прибыль за последние несколько месяцев увеличилась. И это несмотря на то, что он полностью свернул свои международные операции (по крайней мере, долларовые). Видимо, потери были компенсированы за счет разворачивания операций банка «Россия» в Крыму.

Действия против банка «России» – пример «точечных» санкций. Уже несколько месяцев Вашингтон угрожает России так называемыми «секторальными» санкциями. Применительно к банкам это означает, что все российские банки подпали бы под какие-либо ограничения,  запреты и/или штрафные санкции. Но пока «секторальных» санкций против наших банков Вашингтон не объявляет. Стало складываться мнение, что угрозы Вашингтона российским банкам – из разряда «информационной» или «психологической» войны. В наших СМИ появилось много успокаивающих публикаций, доказывающих, что «не так страшен черт, как его малюют». Под «чертом» понимаются санкции против наших кредитных организаций. К сожалению, никаких серьезных превентивных действий со стороны Банка России за эти месяцы принято не было.

На прошлой неделе была очередная порция «точечных» санкций, которые помимо всего  захватили два новых российских банка. Причем, гораздо более крупных, чем банк «Россия». Это Газпромбанк и ВЭБ. Оба, между прочим, государственных банка. Санкции  включают запреты осуществлять американским компаниям и банкам долгосрочное (свыше 90 дней) финансирование указанных российских банков; последним отказано в праве размещать новые выпуски своих акций на фондовом рынке США.  Трудно сказать, насколько эти санкции окажутся чувствительными для Газпромбанка и ВЭБа. Рейтинговое агентство Moody’s отметило, что санкции США будут иметь ограниченное влияние на ВЭБ и Газпромбанк, благодаря высоким показателям ликвидности банков и умеренной потребности в рефинансировании на международных рынках. Есть, правда оценки независимых экспертов, согласно которым принятое на прошлой неделе Вашингтоном решение отразится на рейтинговой оценке всего банковского сектора России. Руководители  Газпромбанка и ВЭБа от публичных оценок последствий санкций воздержались.

Слухи о возможном введении санкций в отношении Внешэкономбанка и Газпромбанка появились в апреле. О том, что руководство обеих финансовых организаций готовится к санкциям со стороны США, писал Bloomberg со ссылкой на свои источники. Можно действительно согласиться с тем, что указанные российские банки готовились к такому решению. Как заявил зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, ВЭБ, имеющий статус государственно корпорации, «вообще не почувствует эффекта с точки зрения капитала», поскольку недавно было принято решение о конвертации в его капитал депозита Фонда национального благосостояния (ФНБ). «У него есть источники замещения внешнего фондирования», – отметил депутат Госдумы. В конце июня Газпромбанк привлек на внешних рынках 1 млрд. евро под 4% годовых. Размещение прошло на Ирландской фондовой бирже, организаторами выступили Credit Suisse, Deutsche Bank, GPB-Financial Services и SG CIB. Газпромбанк чаще других российских компаний финансового сектора привлекал ликвидность за границей: у банка в настоящее время в обращении находятся 78 выпусков еврооблигаций, номинированных в долларах, швейцарских франках, евро, рублях и китайских юанях.

Однако, несмотря на относительное благополучие двух банков в настоящее время, для них сохраняются серьезные угрозы. Тот же самый ФНБ, ставший подпорой для ВЭБа, частично размещен (через посредство Банка России) в казначейских бумагах США. А на этом направлении от Вашингтона также можно ждать удара (блокирование нашего пакета бумаг). Закрытие американского рынка Газпромбанк перенести может, но вот закрытие европейского рынка (на чем настаивает Вашингтон) будет для указанного банка критичным.

 

РЕАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ БАНКОВСКОМУ СЕКТОРЫ РФ

Итак, сегодня внимание российских СМИ привлечено к теме последствий «точечных» санкций в отношении упомянутых нами  нескольких российских банков и оценке вероятности полномасштабных санкций против всего банковского сектора российской экономики (секторальных санкций). Смею предположить, что для Вашингтона секторальные банковские санкции – некий жупел, который он использовал и будет использовать в своей информационной и психологической войне против России. Но это не означает, что для банковского сектора России нет никаких угроз со стороны Вашингтона. Скорее наоборот. Эти угрозы есть и они возрастают. К сожалению, этим реальным угрозам наши СМИ уделяют гораздо меньше внимание.

Моя мысль очень проста: Вашингтону сегодня уже не надо громогласно объявлять о санкциях (хоть «точечных», хоть «секторальных») для того, чтобы наносить свои удары по нашим банкам. Все наши банки, осуществляющие операции в иностранной валюте (в первую очередь, в долларах) оказываются под «дамокловым мечом» запретов, арестов, штрафов, конфискаций, «замораживаний», блокирований и т.п. Такие санкции можно назвать «неформальными», и они намного опасней санкций «формальных».

 

ГЛОБАЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БАНКАМИ

Для этого Вашингтон на протяжении многих десятилетий создавал систему глобального управления банками и иными финансовыми организациями во всех уголках мира. Эта система состоит из нескольких ключевых элементов.

Наиболее важный элемент – доллар, ставший после второй мировой войны основной международной валютой. Такой статус он получил ровно 70 лет назад на Бреттон-Вудской конференции. Поскольку доллар обслуживает подавляющую часть всех международных расчетов, то такие долларовые расчеты непременно проходят через банковскую систему США. Вашингтон получил возможность при необходимости блокировать любые долларовые расчеты.

Второй важный элемент системы – финансовый контроль со стороны Вашингтона над банковскими системами других стран.  Схема этого финансового контроля такова: Федеральная резервная система США (ФРС) осуществляет эмиссию долларов, первыми получателями которых являются банки Уолл-стрит (они же – главные акционеры ФРС). Банки Уолл-стрит размещают полученные деньги как внутри США, так и за рубежом (второе направление превалирующее). Размещение за рубежом – предоставление кредитов нерезидентам, инвестиции в долговые бумаги нерезидентов, участие в капитале зарубежных компаний и банков. При необходимости наказать ту или иную страну, зарубежную компанию или банк «управляющий сигнал» проходит от высшей власти США через банки ФРС в те зарубежные компании и банки, которые находятся под финансовым контролем США. Их можно назвать финансовой «пятой колонной» Вашингтона, которая при необходимости может наносить «точечные» удары по тем или иным компаниям в стране пребывания. Впрочем, они могут организовать дестабилизацию всей экономической и финансовой сферы страны пребывания.

Третий важный элемент системы –  идеологическое и политическое обоснование применения возможностей блокирования (или иного способа регулирования)  долларовых транзакций иностранных банков и финансовых организаций. Такие блокировки осуществляются под предлогом «защиты прав человека», «борьбы с международным терроризмом», «продвижения демократии» и т.п. Подобного рода акции могут получать дополнительную легализацию путем объявления санкций против тех или иных стран, компаний и банков. Но в большей части случаев такая легализация является «избыточной». Карательные действия в отношении стран, зарубежных компаний и банков осуществляются без официальных объявлений санкций.

 

ФАТКА – НОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАНКАМИ

И вот на наших глазах выстраивается четвертый элемент системы. Его можно назвать прямым административным контролем со стороны Вашингтона. Речь идет о законе FATCA (ФАТКА), который переводится на русский язык как «Закон о налогообложении иностранных счетов». Он был принят еще в 2010 году, его главной официальной целью считается борьба с «налоговыми уклонистами». Закон обязывает банки и финансовые организации всех стран мира предоставлять информацию о тех их клиентах, которые попадают в категорию «налогоплательщик США». Это закон экстерриториального действия, фактически он представляет собой посягательство на суверенитет других стран. Подобного рода деликатные вопросы традиционно решались путем двух- и многосторонних межгосударственных соглашений.

Случайно или не случайно, но ФАТКА вступает в действие в полном объеме с 1 июля 2014 года. Все российские банки оказываются под «дамокловым мечом» финансовых властей США. При необходимости найти причину (а точнее – повод) для того, чтобы наказать любой российский банк не представляет трудностей. Поэтому обнародование Вашингтоном имен тех или иных российских банков, которые включаются в «черные списки», это скорее для создания «шумового» эффекта. Реально наказать можно практически любой российский банк, работающий с долларами.  С другой стороны, такие «шумовые» эффекты нужны и российской стороне, они должны стимулировать реформирование финансово-банковской системы РФ.

ФАТКА – гораздо более мощное оружие экономической войны против России, чем так называемые «секторальные санкции».  Это признают все эксперты и сами банкиры. Если банк откажется от сотрудничества с налоговой службой США (т.е. не подпишет с ней соглашение о выполнении функций налогового агента), то любая транзакция такого банка, проходящая через банковскую систему США, будет подвергаться штрафным санкциям. Конкретно: 30% суммы транзакции будет  автоматически  перечисляться в американский бюджет. Через некоторое время могут быть закрыты корсчета такого банка в США, таким образом, его операции будут полностью заблокированы. Отсутствие банка в системе ФАТКА фактически будет означать его превращение в изгоя банковского мира. Ему никто не рискнет предоставлять кредиты, более того, международные банковские консорциумы могут потребовать досрочного погашения обязательств такими банками по полученным ранее кредитам.

Российские банки загодя готовились к выполнению закона ФАТКА. Но они надеялись, что напрямую им не придется взаимодействовать с налоговой службой США. Предполагалось, что Россия заключит двухстороннее соглашение с США по ФАТКА, согласно которому посредником между российскими банками и американской налоговой службой будет выступать налоговая служба РФ. Однако в связи с событиями на Украине Вашингтон в одностороннем порядке прервал переговоры о таком российско-американском соглашении. Теперь банки РФ оказались один на один с американской налоговой службой, что крайне для них некомфортно. Сбербанк к настоящему времени затратил уже несколько миллионов долларов на подготовку персонала для выполнения необходимых операций в связи с ФАТКА. Общие затраты на мероприятия подобного рода по банковской системе РФ оцениваются в десятки миллионов долларов. Однако ни продвинутое программное обеспечение, ни прекрасно обученный персонал не могут быть надежной гарантией и защитой от возможных санкций против банка по линии ФАТКА. Уже не приходится говорить о том, что ФАТКА ставит под сомнение институт банковской тайны в РФ.

 

САНКЦИИ ПРОТИВ ЕВРОПЕЙСКИХ БАНКОВ ИЛИ ЖИЗНЬ «ПО ПОНЯТИЯМ»

Вашингтон не составляет никаких «черных списков» европейских банков. Тем не менее, это не мешает финансовым регуляторам США каждый год штрафовать банки Европы на миллиарды долларов за то, что они выполняют различные операции в пользу стран-изгоев. Начиная с 1 января 2009 г. американские регуляторы штрафовали европейские банки 32 раза в общей сложности без малого на 25 млрд. долларов. Так, в 2012 году один из старейших кредитных организаций Европы банк Standard Chartered выплатил федеральным властям США 327 миллионов долларов за нарушение американских санкций против Ирана, Ливии, Мьянмы и Судана в период с 2001 по 2007 годы плюс заплатил 340 миллионов долларов нью-йоркским регуляторам для снятия аналогичных обвинений. Таким образом, общая сумма штрафов составила 667 миллионов долларов.

Беспрецедентный штраф  в 9 млрд. долларов 30 июня 2014 года согласился выплатить властям США французский банк BNP Paribas. Он занимает четвертое место по размеру активов в мире и второе место во Франции. Руководству банка вменяется помощь суданским, иранским и кубинским клиентам в проведении долларовых трансакций, которые были запрещены режимом санкций США. В ближайшие месяцы штрафным санкциям могут подвергнуться такие гиганты европейского банковского бизнеса, как немецкие Commerzbank и Deutsche Bank, французские Credit Agricole и Societe Generale, итальянский Unicredit и т.д. Основания те же – нарушение санкций, сотрудничество с банками стран-изгоев.

Однако некоторые страны имеют статус «изгоев» только с точки зрения американских законов, которые устанавливают односторонние санкции. С точки зрения международного права они никакие не «изгои», поскольку нет решений Совета безопасности ООН. Но в западном банковском мире жизнь уже давно организована не на основе международного права, а на основе «понятий». И миллиардные штрафы в отношении европейских банков не всегда можно обосновать международным правом. Тем не менее, европейским банкам приходится соглашаться на штрафы, выставляемые Вашингтоном благодаря своей гегемонии доллара, чтобы не понести еще бóльшие убытки. Потому что в противном случае США могут запретить им проводить сделки в долларах и конфисковать их активы в Америке (на это имеет право президент США). Такие наказания предусматривает «Акт о международных чрезвычайных экономических полномочиях», принятый США в 1977 году.

 

«ДАМОКЛОВ МЕЧ» НЕФОРМАЛЬНЫХ САНКЦИЙ НАД БАНКАМИ РФ

Итак, можно предположить, что США и не будут официально вводить полномасштабные секторальные санкции против российских банков. Вашингтону это не очень надо. Скорее, он будет оказывать все большее давление на европейские банки, требуя от них ограничения или прекращения сотрудничества с российскими банками и компаниями. Последний случай с BNP Paribas показал, что европейские банки очень послушны Вашингтону и могут в очередной раз «прогнуться». Кроме того, используя потенциал ФАТКА, Вашингтон может карать любой российский банк, осуществляющий международные расчеты. Даже если бы не было событий на Украине, наш банковский сектор все равно находился бы под дамокловым мечом неформальных санкций США. Здесь не должно быть никаких иллюзий.

 

взято: http://communitarian.ru/publikacii/novyy_mirovoy_poryadok_finansy/bankovskie_sankcii_vashingtona_formalnye_i_neformalnye_24072014/

rusila.su

Социальный контроль — реферат

     Санкции — охранники норм. Социальные санкции  — разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, и наказаний за отклонение от них (т. е. девиантность). 

    Формальные Санкции Позитивные  санкции Негативные  санкции
    Ф.+ Ф–
    Неформальные  санкции НФ+ НФ–

                        Рис.1 Типы социальных санкций.     

     Различаются четыре типа санкций:

     Формальные  позитивные санкции — публичное одобрение со стороны официальных организаций, оформленное документами с подписями и печатями. К ним относятся, например, награждение орденами, званиями, премиями, допуск к высоким должностям и т. п.

     Неформальные  позитивные санкции — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: комплимент, улыбка, слава, аплодисменты и т. д.

     Формальные  негативные санкции – наказания, предусмотренные законами, инструкциями, указами и прочее. Это арест, заключение в тюрьме, отлучение от церкви, штраф и т. д.

     Неформальные негативные санкции — наказания, не предусмотренные законами — издевка, порицание, нотация, пренебрежение, распускание слухов, фельетон в газете, клевета и т. п.

     Нормы и санкции соединены в одно целое. Если у какой-то нормы отсутствует  сопровождающая ее санкция, то она теряет свою регулирующую функцию. Скажем, в XIX в. в странах Западной Европы нормой считалось рождение детей в законном браке. Незаконнорожденные исключались из наследования имущества родителей, они не могли заключить достойные браки, ими пренебрегали в повседневном общении. Постепенно общество по мере осовременивания исключало санкции за нарушение данной нормы, смягчалось общественное мнение. В итоге норма перестала существовать.        

     3. Механизмы действия социального контроля 

     Сами  по себе социальные нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролирует другие люди на основе норм, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение норм, как и выполнение санкций, делает наше поведение предсказуемым. Каждый из нас знает, а за тяжкое преступление - тюремное заключение. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка, то надеемся, что он знает не только норму, но и следующую за ним санкцию.

     Таким образом, нормы и санкции соединены  в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становиться лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

     Применение  социальных санкций в одних случаях  требует присутствия посторонних лиц, а в других не требует. Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится судебное решение. Привлечение к административной ответственности, скажем штрафование за безбилетный проезд, предполагает присутствие официального транспортного контролера, а иногда и милиционера. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученого совета. Санкции к нарушителям групповых привычек требуют наличия меньшего числа лиц, но, тем не менее, они никогда не применяются по отношению к самому себе. Если применение санкций совершается самим человеком, направленно на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем.

     Социальный  контроль – самый эффективный инструмент, при помощи которого мощные институты общества организуют жизнедеятельность простых граждан. Инструменты, или в данном случае методы, социального контроля отличается огромным разнообразием; они зависят от ситуации, целей и характера конкретной группы, где употребляются. Они простираются от выяснения отношений один на один до психологического давления, физического насилия, экономического принуждения. Необязательно, что механизмы контроля были направлены на то, чтобы исключить нежелательную персону и стимулировать к лояльности остальных. «Изолированию» чаще всего подвергается не сам индивид, а его поступки, высказывания, отношения с другими лицами.

     В отличие от самоконтроля, внешний  контроль — это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на неформальный (внутригрупповой) и формальный (институциональный).

     Формальный  контроль основан на одобрении или  осуждении со стороны официальных  органов власти и администрации.

     Неформальный  контроль основан на одобрении или  осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации.

     Традиционная  сельская община контролировала все  аспекты жизни своих членов: выбор  невесты, методы разрешения спора и  конфликта, способы ухаживания, выбор имени новорожденного и многое другое. Никаких писаных норм не существовало. В качестве контролера выступало общественное мнение, чаще всего выражаемое старейшими членами общины. В единую систему социального контроля органично вплеталась религия. Строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных с традиционными праздниками и обрядами (например, бракосочетания, рождения ребенка, достижения зрелости, обручения, урожая), воспитывало чувство уважения к социальным нормам, прививало глубокое понимание их необходимости.

     В компактных первичных группах для  обуздания реальных и потенциальных  девиантов постоянно действуют  чрезвычайно эффективные и одновременно очень тонкие механизмы контроля, такие как убеждение, насмешка, сплетни  и презрение. Насмешка и сплетня являются мощными инструментами социального контроля во всех типах первичных групп. В отличие от методов формального контроля, например выговора или понижения в должности, неформальные методы доступны практически всем. И насмешками, и сплетнями может манипулировать любой неглупый человек, имеющий доступ к каналам их передачи.

     Не  только коммерческие организации, но и  университеты, и церковь с успехом  используют экономические санкции, чтобы удержать свой персонал от девиантного  поведения, т. е. такого поведения, которое  расценивается как выходящее  за рамки допустимого.

     Кросби(1975) выделил четыре основных типа неформального контроля.

     Социальные  вознаграждения, проявляющиеся как улыбки, одобрительные кивки и меры, способствующие получению более реальных благ (например, повышение в должности), служат для поощрения конформизма и косвенного осуждения девиации.

     Наказание, выражающееся как хмурый взгляд, критические замечания и даже угрозы физической расправы, непосредственно направлено против девиантных поступков и обусловлено стремлением к их искоренению.

     Убеждение представляет собой другой способ воздействия на девиантов. Тренер может убедить игрока в бейсбол, пропускающего тренировки, в необходимости поддержать свою спортивную форму.

     Окончательным, более сложным типом социального  контроля является переоценка норм – при этом поведение, которое считалось девиантным, оценивается как нормальное. Например, в прошлом, если муж оставался дома, выполнял домашнюю работу и осуществлял заботу о детях, в то время как его жена ходила на работу, его поведение считалось необычным и даже девиантным. В настоящее время (главным образом в результате борьбы женщин за свои права) роли в семье постепенно пересматриваются, выполнение мужчиной домашней работой перестало считаться предосудительным и позорным.

     Неформальный  контроль могут выполнять также семья, круг родственников, друзей и знакомых. Их называют агентами неформального контроля. Если рассматривать семью как социальный институт, то следует говорить о ней как о важнейшем институте социального контроля.

     Формальный  контроль исторически возник позже неформального - в период зарождения сложных обществ и государств, в частности древневосточных империй.

     Хотя, несомненно, его предвестников мы без труда обнаружим и в  более ранний период - в так называемых тождествах, где четко обозначился круг формальных санкций, официально применяемых к нарушителям, например смертная казнь, изгнание из племени, отстранение от должности, а также всевозможные виды вознаграждений.

      Однако в  современном обществе значение формального  контроля сильно возросло. Почему? Оказывается, в сложном обществе, особенно в многомиллионной стране, все труднее поддерживать порядок и стабильность. Неформальный контроль ограничен небольшой группой людей. В большой группе он неэффективен. Поэтому его называют Локальным (местным). Напротив, формальный контроль действует на всей территории страны. Он глобален.

      Его осуществляют специальные люди — агенты формального контроля. Это лица, специально обученные и получающие зарплату за выполнение контрольных функций. Они носители социальных статусов и ролей. К ним причисляют судей, полицейских, врачей- психиатров, социальных работников, специальных должностных лиц церкви и т.д.

     Если  в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, то в современном его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку.

     Формальный  контроль осуществляют такие институты  современно го общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство - при помощи системы налогообложения и социальной помощи населению. Контроль государства осуществляется посредством полиции, секретной службы, государственных каналов радио, телевидения и органов печати.

     Методы  контроля в зависимости от применяемых санкций подразделяются на:

  • мягкие;
  • прямые;
  • косвенные.
 

     Эти четыре метода контроля могут пересекаться. 

     Примеры:

  1. Средства массовой информации относятся к инструментам косвенного мягкого контроля.
  2. Политические репрессии, рэкет, организованная преступность — к инструментам прямого жесткого контроля.
  3. Действие конституции и уголовного кодекса - к инструментам прямого мягкого контроля.
  4. Экономические санкции международного сообщества - к инструментам косвенного жесткого контроля
     
  Жесткие Мягкие
Прямые ПЖ ПМ
Косвенные КЖ КМ
     

                Рис.2. Типология методов формального контроля.

     4. Функции социального контроля 

     Согласно  А.И. Кравченко важную роль в укреплении институтов общества играет механизм социального контроля. Одни и те же элементы, а именно система правил и норм поведения, закрепляющих и стандартизирующих поведение людей, делающих его предсказуемым, входят и в социальный институт, и в социальный контроль. «Социальный контроль является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают самые различные средства, которые любое общество применяет для обуздания своих непокорных членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки».

     Таким образом, А.И. Кравченко выделяет следующие  функции, которые выполняет социальный контроль по отношению к обществу:

  • охранительную функцию;
  • стабилизирующую функцию.

freepapers.ru

Формальные и неформальные санкции, побуждающие к соблюдению институтов

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российская академия народного  хозяйства и государственной  службы

 при Президенте  Российской  Федерации

Факультет финансов и банковского  дела

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет «Институциональная экономика»

ЭССЕ

 

Формальные и  неформальные санкции, побуждающие  к соблюдению институтов

 

 

 

 

Слушатель МВА «Бизнес, эккаутинг и право»

 

                                       Марков Александр Николаевич

 

 

 

 

 

Руководитель:

                           Твердохлеб Юрий Семенович

 

 

 

 

 

                                                    Москва 2011

ВВЕДЕНИЕ

Индивидуумы соблюдают законы потому, что за их нарушение следует наказание  со стороны государства. А что  заставляет людей, в том числе  участников экономических отношений, соблюдать правила неформальные? Если норма поведения, принятая в  обществе, не выполняется, то за этим следует  определенная санкция, т.е. человек, нарушивший норму, должен нести определенные издержки. Вместе с тем хочется понять какие санкции для роста развития Российской Федерации более необходимы формальные или неформальные.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Для того, чтобы определиться что такое формальные и неформальные санкции, побуждающие к соблюдению институтов необходимо обратиться к значению института, природы правил его составляющих.

Институт- (от лат. institutum — установление, учреждение) как в социологии, так и в институциональной экономике - принятые в обществе правила взаимодействия индивидов, сложившиеся в процессе социального развития и определяющие привычный способ организации той или иной сферы общественной жизни.

Природа правил, составляющих существо институтов, позволяет разделить  их на формальные и неформальные. Формальным институтам соответствуют формальные правила (конституции, законы, права собственности), санкции за нарушение которых носят организованный характер. Напротив, неформальным институтам соответствуют правила неформальные, и наказание (санкции, табу, обычаи, традиции и нормы поведения) за отклонение от них реализуется спонтанным либо исторически сложившимся образом.

Можно также рассматривать  в качестве формальных те правила, нарушение  которых влечет за собой достаточно суровые санкции, например, наказание  в виде тюремного заключения. Подобный подход к определению неформальных правил предполагает, что государство  не является необходимой предпосылкой для их существования. Неформальные правила, согласно этому подходу, не накладывают жестких ограничений  на действия людей, они лишь облегчают  жизнь в обществе, делают ее более  приятной. За нарушение неформальных правил следует не строгое наказание, а, в худшем случае, неодобрение общества. Неформальные правила являются, в  соответствии с этим подходом, обязательными  только в моральном смысле или  с точки зрения приличий и хорошего вкуса. Подобный подход к проведению границы между формальными и  неформальными правилами характерен для ученых, относящихся к направлению, известному как «старый институционализм».

В соответствии с другим подходом различие между формальными  и неформальными правилами определяется не строгостью наказания, а тем, кто устанавливает правила и осуществляет принуждение к их исполнению. В основе этого подхода лежит проведенное Ф. Хайеком противопоставление «порядка, основанного на законе» (legal order) и «самопроизвольного порядка» (spontaneous order). «Порядок, основанный на законе» возникает, когда государство устанавливает законы и наказывает тех, кто их нарушает. «Самопроизвольный порядок» устанавливается, когда люди вовлекаются в устойчивые модели поведения, поскольку никто из них не может выиграть, отклоняясь от этих моделей поведения, даже если нет эффективных правовых механизмов сдерживания.

По мере становления более  сложных обществ происходит движение в направлении от неписаных традиций и норм поведения к писаным законам, осуществляется постепенная формализация правил. Часто при этом формальные институты возникают на основе неформальных правил.

 Формальные правила включают:

  • политические правила;
  • экономические правила;
  • контракты.

На самом верху иерархии находятся конституция, которая  представляет собой правило установления других правил. Затем идут законодательные  акты парламента и своды законов (гражданский кодекс, уголовный кодекс и т.д.), за ними следуют постановления  административных органов, которым  государство делегирует подобные правомочия, затем законодательные постановления  и распоряжения местных органов  власти, а в основании иерархии находятся индивидуальные контракты. Чем выше уровень этой иерархии, тем с большими издержками связано изменение формального правила. Пересмотр индивидуальных контрактов обходится дешевле, чем изменение распоряжения местного органа власти. Сложнее и дороже всего изменение конституции. Подобная организация формальных правил обеспечивает стабильность институциональной структуры общества, которая очень важна для того чтобы институты могли выполнять свои функции: снижать неопределенность, делать поведение людей более предсказуемым.

Преимущества формальных институтов 

Во-первых, формализация правил позволяет расширить их нормативную функцию. Кодификация правил, их официальная фиксация и запись в виде предписания или закона дает возможность индивидам экономить на информационных издержках, делает понятнее санкции за нарушение этих правил, устраняет содержащиеся в них противоречия.

Во-вторых, формальные правила представляют собой механизмы решения проблемы безбилетника. Если отношения не являются постоянно повторяющимися, то их участников невозможно принудить неформально к исполнению правила, поскольку механизмы репутации не работают. Чтобы такие отношения были эффективны, требуется вмешательство третьей стороны. Например, будучи членом общества, человек извлекает из такого своего положения определенные выгоды, но он может отказываться нести издержки, связанные с этим положением. Чем многочисленнее общество, тем выше стимулы к проявлению стратегии безбилетника, что делает данную проблему особенно острой для больших групп с безличными отношениями и обуславливает необходимость внешнего вмешательства.

В-третьих, формальные правила могут противодействовать дискриминации. Институты, спонтанно возникающие внутри группы, часто устроены так, что инсайдеры имеют преимущества перед аутсайдерами. Скажем, главное условие эффективности коммерческих сетей — малое количество участников и эксклюзивность участия за счет высоких барьеров входа. Как показывает опыт, неформальные институты сетевой торговли и финансов способствуют экономическому развитию лишь до определенного уровня, а далее только формальные институты могут обеспечить отдачу от масштаба, ибо только они способны создать атмосферу доверия и дать возможность новичкам свободно входить на рынок66. И подобное вмешательство извне, противодействующее дискриминации и создающее условия для экономического роста, требуется достаточно часто.

К преимуществам неформальных институтов можно отнести, во-первых, возможность адаптации к меняющимся внешним условиям, предпочтениям  внутри сообщества и иным экзогенным или эндогенным изменениям. Во-вторых, возможность применения разных санкций в каждом конкретном случае (ведь кому-то достаточно строгого предупреждения, а кого-то приходится исключать из группы).

Недостатки неформальных институтов являются продолжением их достоинств. Неформальные институты  часто характеризуются неоднозначностью трактовки правил, снижением эффективности  санкций, возникновением дискриминационных  правил.

Санкции – это реакции  общества на действия индивида.  Санкции  бывают разных видов. Среди них можно выделить позитивные и негативные, формальные и неформальные.

  • Позитивные санкции – это одобрение, похвала, признание, поощрение, слава, почет, которыми окружающие награждают тех, кто действует в рамках принятых в обществе норм. Поощряются не только выдающиеся действия людей, но и добросовестное отношение к профессиональным обязанностям, многолетний безукоризненный труд и инициатива, в результате которой организация получила прибыль, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. В каждом виде деятельности существуют свои поощрения.
  • Негативные санкции – осуждающие или наказующие действия общества в отношении тех индивидов, которые нарушают принятые в обществе нормы. К числу негативных санкций относятся порицание, недовольство окружающих, осуждение, выговор, критика, штраф, а также более строгие действия – заключение под стражу, лишение свободы или конфискация имущества. Угроза применения негативных санкций более действенная, чем ожидание поощрения. В то же время общество стремится к тому, чтобы негативные санкции не столько карали, сколько предотвращали нарушения норм, были упреждающими, а не опаздывающими.
  • Формальные санкции исходят от официальных организаций – правительства или администрации учреждений, которые в своих действиях руководствуются официально принятыми документами, инструкциями, законами и указами.
  • Неформальные санкции исходят от тех людей, которые нас окружают: знакомых, друзей, родителей, коллег по работе, однокурсников, прохожих. Формальные и неформальные санкции также могут быть:
  • Материальными – подарок или штраф, премия или конфискация имущества;
  • Моральными – награждение грамотой или почетным званием, недоброжелательный отзыв или злая шутка, выговор.

turboreferat.ru

Социальный контроль — реферат

     Санкции — охранники норм. Социальные санкции  — разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, и наказаний за отклонение от них (т. е. девиантность). 

    Формальные Санкции Позитивные  санкции Негативные  санкции
    Ф.+ Ф–
    Неформальные  санкции НФ+ НФ–

                        Рис.1 Типы социальных санкций.     

     Различаются четыре типа санкций:

     Формальные  позитивные санкции — публичное одобрение со стороны официальных организаций, оформленное документами с подписями и печатями. К ним относятся, например, награждение орденами, званиями, премиями, допуск к высоким должностям и т. п.

     Неформальные  позитивные санкции — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: комплимент, улыбка, слава, аплодисменты и т. д.

     Формальные  негативные санкции – наказания, предусмотренные законами, инструкциями, указами и прочее. Это арест, заключение в тюрьме, отлучение от церкви, штраф и т. д.

     Неформальные негативные санкции — наказания, не предусмотренные законами — издевка, порицание, нотация, пренебрежение, распускание слухов, фельетон в газете, клевета и т. п.

     Нормы и санкции соединены в одно целое. Если у какой-то нормы отсутствует  сопровождающая ее санкция, то она теряет свою регулирующую функцию. Скажем, в XIX в. в странах Западной Европы нормой считалось рождение детей в законном браке. Незаконнорожденные исключались из наследования имущества родителей, они не могли заключить достойные браки, ими пренебрегали в повседневном общении. Постепенно общество по мере осовременивания исключало санкции за нарушение данной нормы, смягчалось общественное мнение. В итоге норма перестала существовать.        

     3. Механизмы действия социального контроля 

     Сами  по себе социальные нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролирует другие люди на основе норм, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение норм, как и выполнение санкций, делает наше поведение предсказуемым. Каждый из нас знает, а за тяжкое преступление - тюремное заключение. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка, то надеемся, что он знает не только норму, но и следующую за ним санкцию.

     Таким образом, нормы и санкции соединены  в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становиться лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

     Применение  социальных санкций в одних случаях  требует присутствия посторонних лиц, а в других не требует. Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится судебное решение. Привлечение к административной ответственности, скажем штрафование за безбилетный проезд, предполагает присутствие официального транспортного контролера, а иногда и милиционера. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученого совета. Санкции к нарушителям групповых привычек требуют наличия меньшего числа лиц, но, тем не менее, они никогда не применяются по отношению к самому себе. Если применение санкций совершается самим человеком, направленно на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем.

     Социальный  контроль – самый эффективный инструмент, при помощи которого мощные институты общества организуют жизнедеятельность простых граждан. Инструменты, или в данном случае методы, социального контроля отличается огромным разнообразием; они зависят от ситуации, целей и характера конкретной группы, где употребляются. Они простираются от выяснения отношений один на один до психологического давления, физического насилия, экономического принуждения. Необязательно, что механизмы контроля были направлены на то, чтобы исключить нежелательную персону и стимулировать к лояльности остальных. «Изолированию» чаще всего подвергается не сам индивид, а его поступки, высказывания, отношения с другими лицами.

     В отличие от самоконтроля, внешний  контроль — это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на неформальный (внутригрупповой) и формальный (институциональный).

     Формальный  контроль основан на одобрении или  осуждении со стороны официальных  органов власти и администрации.

     Неформальный  контроль основан на одобрении или  осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации.

     Традиционная  сельская община контролировала все  аспекты жизни своих членов: выбор  невесты, методы разрешения спора и  конфликта, способы ухаживания, выбор имени новорожденного и многое другое. Никаких писаных норм не существовало. В качестве контролера выступало общественное мнение, чаще всего выражаемое старейшими членами общины. В единую систему социального контроля органично вплеталась религия. Строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных с традиционными праздниками и обрядами (например, бракосочетания, рождения ребенка, достижения зрелости, обручения, урожая), воспитывало чувство уважения к социальным нормам, прививало глубокое понимание их необходимости.

     В компактных первичных группах для  обуздания реальных и потенциальных  девиантов постоянно действуют  чрезвычайно эффективные и одновременно очень тонкие механизмы контроля, такие как убеждение, насмешка, сплетни  и презрение. Насмешка и сплетня являются мощными инструментами социального контроля во всех типах первичных групп. В отличие от методов формального контроля, например выговора или понижения в должности, неформальные методы доступны практически всем. И насмешками, и сплетнями может манипулировать любой неглупый человек, имеющий доступ к каналам их передачи.

     Не  только коммерческие организации, но и  университеты, и церковь с успехом  используют экономические санкции, чтобы удержать свой персонал от девиантного  поведения, т. е. такого поведения, которое  расценивается как выходящее  за рамки допустимого.

     Кросби(1975) выделил четыре основных типа неформального контроля.

     Социальные  вознаграждения, проявляющиеся как улыбки, одобрительные кивки и меры, способствующие получению более реальных благ (например, повышение в должности), служат для поощрения конформизма и косвенного осуждения девиации.

     Наказание, выражающееся как хмурый взгляд, критические замечания и даже угрозы физической расправы, непосредственно направлено против девиантных поступков и обусловлено стремлением к их искоренению.

     Убеждение представляет собой другой способ воздействия на девиантов. Тренер может убедить игрока в бейсбол, пропускающего тренировки, в необходимости поддержать свою спортивную форму.

     Окончательным, более сложным типом социального  контроля является переоценка норм – при этом поведение, которое считалось девиантным, оценивается как нормальное. Например, в прошлом, если муж оставался дома, выполнял домашнюю работу и осуществлял заботу о детях, в то время как его жена ходила на работу, его поведение считалось необычным и даже девиантным. В настоящее время (главным образом в результате борьбы женщин за свои права) роли в семье постепенно пересматриваются, выполнение мужчиной домашней работой перестало считаться предосудительным и позорным.

     Неформальный  контроль могут выполнять также семья, круг родственников, друзей и знакомых. Их называют агентами неформального контроля. Если рассматривать семью как социальный институт, то следует говорить о ней как о важнейшем институте социального контроля.

     Формальный  контроль исторически возник позже неформального - в период зарождения сложных обществ и государств, в частности древневосточных империй.

     Хотя, несомненно, его предвестников мы без труда обнаружим и в  более ранний период - в так называемых тождествах, где четко обозначился круг формальных санкций, официально применяемых к нарушителям, например смертная казнь, изгнание из племени, отстранение от должности, а также всевозможные виды вознаграждений.

      Однако в  современном обществе значение формального  контроля сильно возросло. Почему? Оказывается, в сложном обществе, особенно в многомиллионной стране, все труднее поддерживать порядок и стабильность. Неформальный контроль ограничен небольшой группой людей. В большой группе он неэффективен. Поэтому его называют Локальным (местным). Напротив, формальный контроль действует на всей территории страны. Он глобален.

      Его осуществляют специальные люди — агенты формального контроля. Это лица, специально обученные и получающие зарплату за выполнение контрольных функций. Они носители социальных статусов и ролей. К ним причисляют судей, полицейских, врачей- психиатров, социальных работников, специальных должностных лиц церкви и т.д.

     Если  в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, то в современном его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку.

     Формальный  контроль осуществляют такие институты  современно го общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство - при помощи системы налогообложения и социальной помощи населению. Контроль государства осуществляется посредством полиции, секретной службы, государственных каналов радио, телевидения и органов печати.

     Методы  контроля в зависимости от применяемых санкций подразделяются на:

  • мягкие;
  • прямые;
  • косвенные.
 

     Эти четыре метода контроля могут пересекаться. 

     Примеры:

  1. Средства массовой информации относятся к инструментам косвенного мягкого контроля.
  2. Политические репрессии, рэкет, организованная преступность — к инструментам прямого жесткого контроля.
  3. Действие конституции и уголовного кодекса - к инструментам прямого мягкого контроля.
  4. Экономические санкции международного сообщества - к инструментам косвенного жесткого контроля
     
  Жесткие Мягкие
Прямые ПЖ ПМ
Косвенные КЖ КМ
     

                Рис.2. Типология методов формального контроля.

     4. Функции социального контроля 

     Согласно  А.И. Кравченко важную роль в укреплении институтов общества играет механизм социального контроля. Одни и те же элементы, а именно система правил и норм поведения, закрепляющих и стандартизирующих поведение людей, делающих его предсказуемым, входят и в социальный институт, и в социальный контроль. «Социальный контроль является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают самые различные средства, которые любое общество применяет для обуздания своих непокорных членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки».

     Таким образом, А.И. Кравченко выделяет следующие  функции, которые выполняет социальный контроль по отношению к обществу:

  • охранительную функцию;
  • стабилизирующую функцию.

turboreferat.ru