В Минобороны рассказали, когда будет готов первый образец ЗРС С-500. Форма зрс


Законченная работа сотрудника (ЗРС) — Публикации — iBusiness.ru — идеи и технологии для развития бизнеса

OW Debug — Notice

Message: Undefined variable: end
File: /var/www/mryabchenko/data/www/testing.i-business.ru/ow_smarty/plugin/modifier.cbaselink.php
Line: 95

Как получить одобрение действий и проектов?

«Существует термин «законченная работа сотрудника», который используется уже давно, и который мы будем теперь использовать для того, чтобы уменьшить количество искусственно созданной работы и увеличить скорость выполнения действий.

Термин «законченная работа сотрудника» означает следующее: направленная начальнику подборка информации относительно любой ситуации, плана или чрезвычайного происшествия, достаточно полная, чтобы от него требовалось только отметить: «Одобрено» или «Не одобрено».

А вот то, что затягивает одобрение, замедляет скорость выполнения действий и создаёт излишнее движение: кто-то посылает недостаточную информацию и требует решения. Поскольку руководителю необходимо больше информации, чем представлено, он вынужден надевать шляпу этого человека и собирать недостающие данные, используя своё собственное время и свои собственные линии. Он вынужден затем придумывать решение и выпускать приказ о тех действиях, которые должны быть предприняты. Это затягивает выполнение любых действий, приводит к тому, что его линии, и без того загруженные, используются для сбора информации, и вызывает ощущение чрезвычайного положения. Его корзина с надписью «Отложенные» переполняется, и в результате возникает неразбериха.

Это можно назвать «незаконченной работой сотрудника». Она не закончена потому, что руководитель должен закончить её, делая следующее:

1. Собирая данные, необходимые для принятия решения.

2. Вырабатывая решение, которое будет основано только на письменных данных.

3. Выпуская приказы, вместо того чтобы одобрять их.

Если вы сильно злитесь на своего босса, вы можете всегда уничтожить его «незаконченной работой сотрудника». Не собрав данных, составляющих полную картину происходящего, вы направляете ему обрывок тревожных сведений. Это заставляет его проделывать всю работу по сбору информации. Вы не предлагаете никакого решения. Это заставляет его приходить к решению, основываясь на анализе данных, проведённом на расстоянии; такие решения часто ошибочны, так как они принимаются при отсутствии всех необходимых данных. Затем вы заставляете его выпускать основанные на произвольных решениях приказы, имеющие большое воздействие, которые на некоторых участках работы могут привести к расстройствам и испортить его репутацию. Вот так можно отомстить боссу. И даже при отсутствии намерения навредить, посылаемая боссу «незаконченная работа сотрудника» навредит ему, вынуждая его запрашивать информацию — направляя послания по уже загруженным линиям, заставляя его делать предположения относительно данной ситуации, заставляя его стряпать решения, которые могут быть нереальными, и навязывая ему роль тирана.

Теперь, когда мы увидели негативную сторону, давайте рассмотрим позитивную. «Законченная работа сотрудника» — это подборка информации в виде послания, или пакет, в которых:

1. Излагается ситуация.

2. Предоставляются все данные, необходимые для её решения.

3. Предлагается решение.

4. Имеется строчка, где руководитель может поставить подпись, чтобы одобрить или не одобрить это решение.

Если в обязанности руководителя входит подписание документов или писем, то они, полностью готовые к подписанию, должны быть частью пакета, и все места, где требуется подпись, должны быть отмечены карандашом, а в пункте, содержащем предложенное решение, следует указать, что необходимы подписи.

Если вы хотите сохранить свой пост или если вы хотите продолжать заниматься своим проектом, не настаивайте на том, чтобы руководитель собирал данные, которые должны собирать вы, придумывал решение, к которому должны прийти вы — человек, более знакомый с происходящим, и не ставьте руководителя в такое положение, когда он должен выпускать нереальные приказы, которые вы затем не сможете выполнить.

Известно, что любая связанная с этим ошибка в прошлом совершалась потому, что вы точно не знали, чего хотел руководитель.

«Законченная работа сотрудника» — вот чего хочет руководитель. В этом случае у вас есть ваша шляпа, вы можете делать больше, для того чтобы помогать, линии организации могут оставаться более свободными, и послания по ним будут проходить быстрее.

Этому были хорошие примеры в прошлом. Давайте сделаем это правилом».

Л. Рон Хаббард

Курс «Как повысить доход вашей компании», стр 147

old.ibusiness.ru

В Минобороны рассказали, когда будет готов первый образец ЗРС С-500

Заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов приоткрыл завесу тайны и рассказал, когда будет готов первый опытный образец новейшей зенитной ракетной системы С-500. По своим характеристикам она будет значительно превосходить стоящий на вооружении ЗРК С-400 и его американского конкурента Patriot Advanced Capability-3.

"По этой системе работа у нас идёт по плану, рассчитываем получить образец к 2020 году", - рассказал журналистам "РИА Новости" замминистра обороны РФ Юрий Борисов.

Технические характеристики ЗРС С-500 позволяют ракете одновременно обнаруживать и поражать до десятка баллистических сверхзвуковых целей, летящих со скоростью до 7 километров в секунду. Планируется, что радиус поражения С-500 будет достигать 600 километров. Также новейшая зенитно ракетная система сможет поражать боевые блоки гиперзвуковых ракет.

Напомним, что зенитная ракетная система С-500 относится к новому поколению зенитных ракетных систем "земля-воздух". Она представляет собой универсальный комплекс дальнего действия и высотного перехвата с повышенным потенциалом противоракетной обороны и способна перехватывать баллистические ракеты. ЗРС способна поражать не только баллистические, но и аэродинамические цели (самолеты, вертолеты, другие воздушные цели), а также крылатые ракеты.

Материал подготовил Петр Архипов

Автор: ПолитРоссия

politros.com

Опытный образец ЗРС С-500 "Прометей" появится к 2020 году

Первый опытный образец новейшей зенитной ракетной системы С-500 «Прометей» будет готов к 2020 году, сообщил РИА Новости заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов. Он подчеркнул, что работы над созданием «Прометея» ведутся в соответствии с графиком. Работы по созданию С-500, как и предыдущие поколения этих ЗРС дальнего действия — С-300 и С-400 — ведутся в концерне «Алмаз-Антей».

ЗРС «Прометей» имеет радиус поражения 600 километров и будет способна обнаружить и одновременно поразить до 10 баллистических сверхзвуковых целей, летящих со скоростью до 7 километров в секунду, а также иметь возможность поражения боевых блоков гиперзвуковых ракет. По своим характеристикам С-500 будет значительно превосходить стоящий на вооружении ЗРК С-400 «Триумф» и его американского конкурента Patriot.

При разработке перспективной ЗРС конструкторы учитывали последние изменения в мировых арсеналах, связанные с появлением гиперзвуковых крылатых ракет, низкоорбитальных спутников и космических средств поражения, запускаемых с гиперзвуковых самолетов, ударных гиперзвуковых БПЛА и орбитальных платформ.

Главной особенностью «Прометея» будет и то, что его вооружат гиперзвуковыми противоракетами 77Н6-Н и 77Н6-Н1, способными перехватывать цели, летящие со скоростью до 7 км/с. Причем боеголовок на ракетах не будет — цели они станут разрушать кинетическим способом. Иначе говоря, прямым попаданием. Созданием противоракет займутся новые военные заводы в Кирове и Нижнем Новгороде.

Еще один немаловажный фактор заключается в том, что С-500 можно будет интегрировать в единую систему ПВО, которая сейчас состоят из ЗРК С-300 и С-400.

Стоит также добавить, что планируется разработка корабельной версии ЗРК С-500, в частности для установки на перспективный российский авианосец «Шторм».

/Дмитрий Григорьев, rg.ru/

army-news.ru

Как мы испытывали ЗРС С-300ПТ

  Уникальными были практически все технические средства, входившие в состав системы, и, конечно же, самой системе в целом аналогов не было!

Судьба связывала меня с зенитными ракетными войсками ПВО страны в течение более тридцати пяти лет. За время службы мне пришлось осваивать, эксплуатировать, испытывать или исследовать многие зенитные ракетные комплексы и системы. В военном училище и войсках в 60-е годы – зенитный ракетный комплекс С-75. В Артиллерийской радиотехнической академии – систему противоракетной обороны. На испытательном полигоне Сары-Шаган – зенитную ракетную систему С-300П, а затем и некоторые другие.

Вспоминается один из первых подвижных зенитных ракетных комплексов С-75, который мне пришлось эксплуатировать в войсках. Мне довелось служить на ЗРК С-75 в 151-й гвардейской зенитной ракетной бригаде (КП – г. Лиепая) в 1961–1965 гг. Я прошел должности старшего техника приемо-передающей кабины «П», систем селекции движущихся целей (СДЦ), радиопередатчика команд на зенитные управляемые ракеты (ЗУР) кабины «А», а затем служил офицером наведения и старшим офицером наведения (кабина «У»).

В этот период я изучил практически все системы ЗРК С-75, стал классным специалистом – «Мастер боевой квалификации», дважды принимал участие в качестве офицера наведения в боевых стрельбах ЗУР на полигоне Ашулук, которые были выполнены нами на «отлично». С-75 являлась оригинальной и эффективной зенитной ракетной системой. Оставшиеся в живых военные летчики ВВС США – участники войны во Вьетнаме – на личном опыте убедились в ее высоких боевых качествах.

Система была исключительно проста и удобна в эксплуатации. Надежность С-75, правда, желала лучшего – нередко выходили из строя пальчиковые лампы и особенно селеновые выпрямители в блоках питания. В последующем, после окончания академии, став испытателем ЗРС С-300П на полигоне Сары-Шаган, я и мои товарищи прикладывали много усилий, чтобы новая система была также удобна в эксплуатации, особенно при ведении боевой работы.

В этом плане вспоминается случай, когда в ходе комплексных испытаний ЗРС С-300П протокол по удобству эксплуатации радиолокатора подсвета и наведения (РПН) согласовывался нами с представителями промышленности в острых спорах около года. Они неоднократно прерывались, а затем вновь разгорались, пока не был устранен ряд принципиальных недостатков.

Для повышения помехозащищенности в условиях пассивных помех в станцию наведения ракет (СНР) ЗРК С-75 «Десна» была введена СДЦ, построенная по принципу череспериодного вычитания в четырех последовательных каскадах на особых электровакуумных приборах – потенциалоскопах. В начале 1960-х гг. наша промышленность не могла еще обеспечить производство потенциалоскопов в достаточном количестве. При этом вначале они были очень дорогими. Не знаю, насколько это так, но нам говорили, что стоимость каждого потенциалоскопа была соизмерима в то время со стоимостью автомобиля «Москвич». Войска в плане снабжения потенциалоскопами были на голодном пайке.

Для поддержания системы СДЦ в боеготовом состоянии мне, старшему технику системы, приходилось изыскивать возможности для решения данного вопроса. На складе войсковой части запасных потенциалоскопов не было. Так, по ТУ на СДЦ требовалось, чтобы подавление пассивной помехи в каналах азимута и угла места было не хуже 32 дБ при использовании четырех каскадов потенциалоскопов в каждом.

Путем тщательной настройки каналов удавалось на трех каскадах потенциалоскопов достигать подавления помех 35–37 дБ. За счет этого можно было отключать накал в одном потенциалоскопе в каждом из каналов и держать их в холодном резерве даже при отсутствии в войсковой части запасных приборов. Формально это было неправильно, но зато боеготовность была на требуемом уровне.

Недостатками ЗРК С-75 были одноканальность по цели и низкая мобильность (ведь этот ЗРК представлял собой все же подвижный вариант, а не мобильный). Особенно много проблем при свертывании (развертывании) на позиции создавала сложная и громоздкая антенно-фидерная система приемо-передающей кабины «П» СНР, перевозимая на отдельных прицепах и требовавшая при этом еще и демонтажа (монтажа) волноводов.

Никак не удавалось сократить время свертывания (развертывания) меньше часа (а начинали со времени около двух часов). Как правило, это время в первую очередь зависело от мастерства солдата-крановщика. Организовать тренировки в приграничной полосе было очень сложно. Практически все время стояли на боевом дежурстве c различными степенями готовности. А от этого времени зависели живучесть системы и отсутствие потерь в личном составе в период боевых действий. Короче, хочешь выжить и выполнить боевую задачу – тренируйся. У тех командиров, кто не жалел ни себя, ни солдат в процессе тренировок, как правило, было меньше потерь и боевые расчеты выходили победителями в бою с воздушным противником.

Одними из множества причин, потребовавших задания в разработку высокомобильной и многоканальной системы, и явились в том числе вышеназванные недостатки.

Вспоминается уникальный и поучительный случай при проведении учебной стрельбы на полигоне Ашулук в 1963 г., который показывает, насколько важны как высокие технические качества ЗРК/ЗРС, так и подготовленность (в том числе морально-психологическая) боевого расчета. Учебные стрельбы представляли собой пуски «электронных» ракет по реальным целям. Как правило, учебные стрельбы проводились накануне боевых стрельб и являлись зачетом для допуска боевых расчетов к боевым стрельбам.

В день учебных стрельб кто-то из командования полигона решил усложнить нам помеховую обстановку. Ничего другого придумать не смогли, как перевести все одновременно работающие при проведении учебных стрельб СНРЗРК С-75 (вопреки элементарной логике обеспечения требований электромагнитной совместимости) на один частотный литер.

Такого в реальных боевых условиях, по-видимому, больше никогда не будет, разве что по ошибке. Можно себе представить, какая какофония в радиоэфире и на наших экранах была во время этих стрельб. Зондирующие сигналы от всех СНР попадали в приемные тракты каждой СНР. Только от зондирующих сигналов была сплошная бегущая в разных направлениях решетка на индикаторах, напоминающая растр лампового телевизора при срыве синхронизации развертки.

Аналогичная ситуация была и с отраженными сигналами от реальных целей и местных предметов. Картина была бы неполной, если не сказать, что в учебной стрельбе было поставлено достаточно плотное облако пассивных помех. На индикаторах имелось столько же плывущих с разной скоростью и в разных направлениях облаков пассивных помех, сколько одновременно работало СНР на одном литере. А наш боевой расчет (возможно, как и все остальные) работал к тому же в противогазах в условиях жары около 35–40 градусов.

С помощью системы СДЦ и регулировок «Компенсация ветра» по азимуту и углу места удавалось подавить на экране пассивную помеху и местные предметы, обнаруживаемые по излучаемым сигналам от нашей СНР, но все остальное... Следует сразу сказать, что боевой расчет нашего дивизиона единственный, кто успешно выполнил учебную стрельбу и был на следующий день допущен к боевой стрельбе.

К счастью, в месте постоянной дислокации мы проводили тренировки в похожих условиях. Дело в том, что я, будучи с юности радиолюбителем, сделал приставку, имитирующую дополнительную помеховую обстановку, и натаскивал операторов для работы в сложных условиях.

Естественно, об этом начальству говорить было нельзя, так как у меня неминуемо появились бы большие неприятности. Такое мог себе позволить только молодой лейтенант. Я как офицер наведения (командир боевого расчета) и операторы ручного сопровождения после каждой тренировки выходили из кабины буквально взмыленные. И это в конечном счете дало свои результаты. Боевой расчет был слажен и понимал друг друга буквально с полуслова.

В процессе боевой стрельбы сложилась очень напряженная обстановка. Секунды шли, а цель в этой катавасии обнаружить не удавалось. Не будь боевой расчет морально подготовлен к таким условиям, боевая задача была бы не выполнена. Расчет боролся до конца. И достаточно было одному из операторов буквально на долю секунды засечь цель, мы мгновенно захватили ее на автосопровождение.

Дальнейшие действия были уже делом техники. Условиями положительного исхода боевой работы было удобство индикации первичной воздушной обстановки, так как в картинной плоскости оператор наблюдал естественную картину и безошибочно ориентировался в ней. После этого я еще раз убедился – для выполнения боевой задачи надо выкладываться без остатка.

После этой боевой работы начальник ЗРВ 27-го корпуса ПВО (КП – г. Рига) вручил мне наручные часы.

Непосредственное участие в предварительных и государственных испытаниях средств системы С-300П–РПН, НВО, ЗУР, ЗРК и системы в целом (1970–1978 гг.) принимали испытатели 10-го ГНИИП (г. Приозерск, ж/д ст. Сары-Шаган). В последующем будущие сотрудники НИИ-2 – Р. Н. Корецкий (первый начальник 5-го отдела 2-го управления полигона), Ю. Н. Агишевский (инженер-испытатель, затем старший инженер-испытатель, заместитель начальника 5-го отдела 2-го управления полигона), В. Л. Наумец (старший инженер-испытатель 72-й площадки испытательного центра полигона).

Коллектив испытателей в нашем системном отделе был подобран очень квалифицированный. Благодаря руководству полигона (в том числе начальнику 2-го управления В. П. Жабчуку, его заместителю О. А. Сташевскому) во вновь сформировавшийся отдел были собраны лучшие выпускники (в основном отличники) Артиллерийской радиотехнической академии ПВО (г. Харьков) и Минского высшего инженерного зенитного ракетного училища ПВО.

Это позволило создать исключительно плодотворную рабочую обстановку. Для этого был разработан целый ряд моделей и вспомогательных расчетных программ. Многие имели опыт работы на системах С-25, С-75, С-200. Все работали (особенно группа испытателей первого набора) с полной отдачей, буквально на износ.

Диапазон задач в процессе подготовки и проведения испытаний приходилось решать довольно широкий. В рамках подготовки к испытаниям системы С-300П в конце 1970 г. мне было поручено разработать предложения по обеспечению безопасности личного состава и наземных объектов полигона при организации и проведении летно-технических испытаний системы.

Ведь впервые полигон готовился к испытаниям многоканальной системы с ЗУР, осуществляющей вертикальный старт. Стрельбовая площадка находилась от г. Приозерска примерно в 40 километрах, аэродром полигона и технические позиции подготовки ракет и мишеней – в 20. В пяти километрах с тыльной стороны по отношению к директрисе стрельбы проходила железная дорога Караганда – Алма-Ата.

Задача была довольно сложная. Требовалось ответить на множество вопросов: определить область падения ракет при отказе различных элементов в полете, какие площади полигона могут быть накрыты обломками мишеней при их поражении и т. д.

Пришлось разработать целую серию упрощенных моделей, особенно мишеней (М-16, КРМ, М-19, М-21, КСР-5НМ и др.), вводя различные условия их поражения – от поражения рулевых машин и автопилотов до отсечения различных элементов планера мишеней. Результаты выработанных рекомендаций и принятые в соответствии с ними меры позволили в течение более двадцати лет обеспечить безопасность испытаний.

Разработка и испытания системы С-300П проходили довольно напряженно. Сроки были установлены очень жесткие. В связи с необходимостью реализации новых технических решений и технологий разработчики средств и особенно предприятия промышленности нередко не укладывались в установленные сроки.

Зачастую графики испытаний корректировались прямо на заседаниях комиссии по испытаниям или сразу вывешивались графики с новыми сроками. Сроки проведения государственных испытаний, установленные постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР 1970 г., были нарушены.

Самое первое средство, которое было вывезено на полигон в июле 1970 г., притом только для «броскового» пуска, – зенитная управляемая ракета. Поначалу столкнулись со следующим явлением. При первых пусках ЗУР после запуска маршевого двигателя ракеты обгорал и деформировался ТПК. Ракета в дыму при выходе из ТПК практически не была видна.

После ввода режима старта ЗУР с помощью катапульты маршевый двигатель стал запускаться на высоте 30–40 метров. В результате этого стали обеспечиваться многократное использование ТПК и целостность окраски наземного оборудования пускового комплекса. Вертикальный старт ЗУР и ее склонение на заданный курс в полете позволили сократить работное время ЗРК и отказаться от разворота пусковых установок в направлении точки встречи.

В сентябре 1973 г. на 72-ю площадку полигона поступил первый опытный образец уникального радиолокатора подсвета и наведения (РПН) в составе антенного поста Ф1 и аппаратного контейнера Ф2. Опытные образцы средств были поставлены на полигон не на самоходных шасси, как предполагалось ранее, а в так называемом транспортном исполнении, то есть по существу был представлен перевозимый вариант средств, в результате чего этот вариант системы, в том числе и по данной причине, в дальнейшем получил название С-300ПТ.

Уникальными были практически все средства системы С-300, как и сама система в целом. Ведь система С-300 дала толчок научно-технической революции во всех отраслях народного хозяйства СССР, в том числе и в микро-радиоэлектронике.

Уникальность РПН заключалась также в том, что впервые в стране был создан многоканальный многофункциональный радиолокатор с фазированными антенными решетками (ФАР) с характеристиками, превосходящими по некоторым особенностям построения и параметрам МРЛС AN/MPQ-51 ЗРС США SAM-D (впоследствии названную «Пэтриот»).

С большим опозданием (в конце 1973 г.) на заводские испытания поступил первый опытный образец радиолокатора кругового обзора (РЛО). Из-за значительных задержек разработки РЛО ее первый главный конструктор Ю. Вайнер был отстранен от занимаемой должности и главным конструктором назначен Ю. А. Кузнецов.

Так же, как и многие другие средства С-300П, РЛО представлял собой радиолокатор, при описании которого можно широко использовать слово впервые. В частности, на РЛО, радиолокаторе кругового обзора, впервые в СССР были применены двусторонняя проходная фазированная решетка на pin-диодах, широкий арсенал средств помехозащиты, двухэтапное обнаружение, большое разнообразие режимов работы, возможность работы в процессе вращения антенны в заданном секторе обзора, в том числе остановки луча в заданном направлении для энергетического вскрытия постановщика помех и т. д. Двусторонность ФАР позволяла осуществлять сканирование одного и того же сектора дважды за обзор.

Перед началом испытаний средств ЗРК С-300П я был назначен ответственным от полигона за организацию и проведение заводских и комплексных испытаний РПН и ЗРК. В ходе испытаний и одновременно отработки средств имели место запомнившиеся, иногда курьезные случаи.

Так, при подготовке самого первого облета РПН произошла казусная и обидная ситуация. Кроме как авантюрным этот облет не назовешь. Штатных средств целеуказания еще не было. Главной вычислительной системы также не было. Для приемника обзора РПН изготовлено ограниченное число скоростных фильтров, не перекрывавших весь требуемый доплеровский диапазон радиальных скоростей. Штатных органов управления лучом ФАР тоже не было. А всем (особенно руководству) очень хотелось до нового года посмотреть в реальных условиях работу многоканального радиолокатора с фазированной антенной решеткой.

В связи с этим было принято решение провести первый испытательный облет с помощью удаляющегося от РПН самолета Ту-16 24 декабря 1973 г. Мной было подготовлено первое задание на проведение облета. Его согласовывали с командиром 60-й авиадивизии. На это мероприятие мы ездили вместе с зам. главного конструктора КБ «Алмаз» К. С. Альперовичем. Затем задание утвердили у командования полигона. Мероприятие было экстранеординарное и на него приехал начальник 4-го ГУМО генерал-полковник Е. С. Юрасов.

ЦУ по цели (дальность, азимут, высота) передавались с ближайшего радиотехнического батальона по телефону. Для преобразования координат относительно точки стояния РПН я как опытный бывший офицер наведения ЗРС С-75 подготовил специальный планшет пересчета, с помощью которого передавал дальность, азимут и угол места оператору РПН.

Управление положением сектора допоиска по углу места могло осуществляться только с помощью тумблеров 26-разрядного цифрового регистра (надо было в ходе облета в уме вычислять, какие разряды необходимо включить). Положение в наклонной плоскости выдерживалось равным нулю за счет отработки ЦУ вручную поворотом антенного поста по азимуту.

Оператором, устанавливающим положение центра сектора допоиска по углу места, был назначен разработчик цифрового вычислителя фаз В. Гетманский. Можно себе представить, в каких условиях пришлось работать. Было проведено несколько заходов самолета, но он не обнаруживался.

Е. С. Юрасов охарактеризовал ситуацию как «генеральский эффект» и решил не мешать нам. Мы после этого промучились еще несколько заходов и мне как руководителю облета после согласования с представителем «Алмаза» К. С. Альперовичем пришлось, к сожалению, дать команду на посадку самолета на аэродром.

Каково же было наше разочарование, когда на следующий день в процессе анализа Альперовичем совместно со мной причин неудачи выяснилось, что в результате спешки матрица из скоростных фильтров радиомонтажниками (а они работали всю ночь накануне облета) была установлена в диапазоне доплеровских скоростей выше максимально возможной скорости полета Ту-16.

Так, к сожалению, не получилось сенсации о проведении в СССР в 1973 г. первого облета многофункциональной РЛС с ФАР.

Еще одна интересная ситуация произошла позже, когда начались регулярные облеты РПН для оценки энергетического потенциала РПН и характеристик ФАР (первые облеты мы проводили по удаляющемуся от РПН Ту-16, так как штатных средств ЦУ по-прежнему еще не было).

Как всегда, в соответствии с летным заданием в течение нескольких летных дней 60-я авиадивизия выделяла самолет Ту-16. В ходе этих облетов мы обратили внимание на существенное (по сравнению с расчетными значениями) увеличение на отдельных участках отраженного сигнала от удаляющейся цели на величину до 1000 раз (25–30 дБ).

При анализе результатов облетов я заявил Альперовичу, что эти результаты (пока необъяснимые) в статистику принимать нельзя, поскольку они явно аномальные. Альперович никак не хотел исключать эти результаты из статистики. Не знаю, чем он руководствовался при этом. Видя, что замглавного доведен до «белого каления» (а это очень уважаемый мною, заслуженный человек, создатель, кроме С-300, нескольких более ранних систем – С-25, С-75, С-200 и др.), я решил этот беспочвенный спор прекратить до выяснения причины аномалии.

Пришлось ехать на аэродром и знакомиться с выделенным нам самолетом. Это был обычный Ту-16, за исключением того, что у него под фюзеляжем подвешена серебристая сигарообразная гондола.

Если допустить, что гондола по эффективной площади рассеяния (ЭПР) примерно соответствует самолету, это могло бы увеличить отраженный сигнал примерно в два раза (~3 дБ), но никак не в 1000 раз. Пришлось попросить авиатехников самолета снять задний обтекатель гондолы. Изнутри было видно, что обтекатель радиопрозрачный, а снаружи покрашен серебристой радиопрозрачной краской. За обтекателем была установлена дюралевая перегородка, образовывавшая отражающий диск диаметром несколько более одного метра.

И тогда стала ясна причина существенного возрастания ЭПР. Оставалось понять, почему возрастание носило эпизодический характер участками по 3–10 километров по ходу полета самолета. Пришлось поднять все результаты метеоизмерений на высотах полета самолета, которые проводились в дни облетов. Причина оказалась в поперечных к курсу самолета порывах ветра, за счет чего ракурс его периодически менялся, что приводило к скачкам отраженного сигнала.

Аномальные результаты были исключены из статистики.

Самым первым радиолокационным средством ЗРС С-300П, которое было развернуто на 72-й стрельбовой площадке полигона, был опытный образец РЛС – низковысотный обнаружитель (НВО). Данная РЛС была предназначена для обнаружения целей, летящих на предельно малых высотах. Для увеличения дальности их прямой видимости устанавливалась на подвижной вышке высотой около 25 метров.

Главной особенностью НВО являлось то, что в РЛС кругового обзора был впервые применен режим излучения с непрерывным немодулируемым (НМ) сигналом. Это позволило обеспечить высокий уровень подавления местных предметов и метеообразований и соответственно высокие потенциальные характеристики по обнаружению низколетящих целей на фоне отражений от земли и пассивных помех. Первоначально на НВО возлагалась только задача «звонка», то есть своевременно обнаружить цель, измерить ее азимут и скорость и выдать эту информацию на РПН.

Однако вскоре в ходе испытаний выяснилось, что этого недостаточно, так как ЦУ на РПН выдавалось иногда преждевременно и возможности ЗРК по производительности занижались. В связи с этим непосредственно в ходе испытаний было принято решение о повышении точности измерения дальности обнаруженной цели, для чего был введен режим измерения дальности с помощью ЛЧМ-сигнала, который включался сразу после обнаружения на данном азимуте отметки от цели в режиме НМ-сигнала.

Первые облеты НВО были начаты в 1972 г. Сначала к облетам привлекались лучшие летчики-испытатели СССР из Летно-исследовательского института им. М. М. Громова, так как им приходилось летать на МиГ-19 на предельно малых высотах от 100 до 15 метров по барометрическому датчику и радиовысотомеру. Для облетов на предельно малых высотах был выбран сектор относительно испытательной площадки с ровным рельефом местности, в пределах которого не было плохо наблюдаемых летчиком препятствий для полета самолетов на этих высотах (вышек, столбов, электрических проводов и т. д.). Потом такие полеты освоили военные летчики авиадивизии полигона на истребителях МиГ-21 (МиГ-23), а на высоте 100 метров – на бомбардировщиках Ту-16.

Один из летчиков – заместитель командира авиадивизии по боевой подготовке при согласовании мною очередного летного задания по облетам на предельно малых высотах (к сожалению, забыл его фамилию, кажется, Щеглов) однажды мрачно пошутил: «Знаешь, что такое полет на предельно малых высотах? Это когда летишь, нет земли, нет земли, а потом полный рот земли». К счастью, эта зловещая шутка не подтвердилась. Испытания С-300П прошли без подобных ЧП.

Были сложности при проведении облетов относительно наземного постановщика помех в ближних боковых лепестках РПН. Испытания на помехозащищенность средств системы проходили вообще очень напряженно. В автономных испытаниях РПН на помехозащищенность в помехах прикрытия между представителями промышленности и испытателями все время шла борьба.

Промышленность требовала, чтобы постановщик помех (ПАП) был как можно дальше от главного лепестка антенны РПН. А испытатели наоборот – как можно ближе. При этом в главный луч помехой попадать было нельзя, так как это был уже другой режим работы. В то же время в ближних боковых лепестках очень резко меняется уровень помехи. А желательно, чтобы ПАП не попадал в глубокие провалы диаграммы направленности антенны.

Договорились с промышленностью о том, что при необходимости оценки помехозащищенности РПН в ближних боковых лепестках ПАП должен находиться в районе 2–3-го боковых лепестков. Для нас желательно во втором, а для промышленности – в провале между вторым и третьим. Борьба шла буквально за десятые доли градуса. В статике установить необходимое угловое положение не представляло труда. А вот в реальном облете…

Вспоминается такой случай. В одном из облетов необходимо было выполнить очередной вариант оценки на помехозащищенность. Помеха ставилась с наземного помехового комплекса (НПК). В качестве цели использовался истребитель МиГ-21.

Как обычно, было разработано и утверждено задание на облет. Пилотировал самолет в этот день командир 60-й авиадивизии генерал-майор А. М. Мегеря – заслуженный военный летчик СССР. Управлял полетом штурман его авиадивизии с временного КП, расположенного на 72-й стрельбовой площадке по данным РЛС П-37, размещенной рядом на вышке.

Я был руководителем облета и находился рядом со штурманом. Задача заключалась в том, чтобы провести самолет строго по прямой, начерченной нами на ВИКО – выносном индикаторе П-37, которая была проведена относительно НПК под требуемым азимутом.

Но дело в том, что на испытаниях отсутствовали соответствующие пилотажные приборы на самолете, например измеритель угловой скорости относительно точки прицеливания или хотя бы глиссадный маяк на испытательной площадке, а это усложняло точное пилотирование. В частности, в рассматриваемом облете штурману не удавалось удержать самолет на заданной прямой. Так как я находился рядом и контролировал качество проводки, ему все время приходилось корректировать голосом полет самолета по курсу то влево, то вправо на два-три градуса при малейшем пересечении прямой. В результате самолет двигался по рваной змейке, потому что корректирующие команды из-за ограничений разрешающей способности по углам РЛС П-37 и человеческого фактора несколько запаздывали.

Летчик сделал несколько заходов, а затем взорвался и высказал своему подчиненному – штурману все, что о нем думал (а летчики умеют высказаться). Но причина ошибок проводки была в другом. В результате задача облета в целом была выполнена. Указанные ошибки учтены в ходе обработки результатов облета.

В период завершения государственных испытаний ЗРС С-300П пришлось присутствовать на одном из совещаний, где я докладывал командующему ЗРВ ПВО генерал-полковнику И. М. Гуринову о результатах испытаний и основных характеристиках системы. Командующий задал много вопросов. По его реакции я понял, что доложенным результатам, особенно в части производительности системы при нанесении вероятным противником массированного удара, он не доверяет.

Через год, в сентябре-октябре 1979 г., будучи сотрудником 2-го ЦНИИ МО, в составе группы анализа учений под руководством заместителя по НИР института генерал-майора Ю. И. Любимова мне пришлось участвовать в подготовке боевых расчетов ЗРК и учения «Союз-79» в целом. Оно проводилось на полигоне Сары-Шаган. Затем после проведенного учения я участвовал в анализе полученных результатов.

ЗРС С-300П впервые участвовала в учениях войск ПВО страны, в том числе в составе смешанной группировки. Система в составе нескольких ЗРК должна была отразить массированный удар крылатых ракет на предельно малых высотах. Учения полностью подтвердили результаты, полученные прежде на испытаниях. Командующий ЗРВ, по-моему, больше не сомневался в возможностях системы.

В качестве заключения. Данные воспоминания могут побудить ветеранов противовоздушной обороны вспомнить об интересных событиях, произошедших в их жизни в период службы.

Юрий Николаевич АГИШЕВСКИЙ

кандидат технических наук

Подробнее: http://www.vko.ru/vuzy-i-poligony/kak-my-ispytyvali-zrs-s-300pt

   ПУ ЗРК С-75 СМ-90 с ракетой 5Я23. На втором плане СНР-75В. Фото Леонида ЯКУТИНА

   ТПК с ЗУР типа 5В55. Фото Георгия ДАНИЛОВА

   Низковысотный обнаружитель, придаваемый ЗРДН С-300ПТ/ПМ. Фото Ильи МОИСЕЕНКО

   Боевой расчет ЗРДН С-300ПТ/ПМ за работой в кабине Ф-2. Фото Георгия ДАНИЛОВА 

veteran.priozersk.com

Персональный сайт по истории пво

   От противовоздушной к противоракетной обороне.(Из книги "60 лет "Алмазу"") https://yadi.sk/d/mZQHC0-cA2nJY

   "Азов".(из книги "Из книги "65 лет "Алмазу") https://yadi.sk/d/Wd6-7NAzA2nDu

   Система зенитного управляемого ракетного оружия С-225.Краткие сведения.(по результатам эскизного проекта.)1965 г.https://yadi.sk/d/woN_Sa6bA2nN6

new Система зенитного управляемого оружия С-225.Эскизный проект.Том 3.Зенитная управляемая ракета В-825.Книга 6.Бортовая аппаратура управления и визирования.Часть 1. 1965 г. https://yadi.sk/i/0tDFEUbdsRpnH

new Система зенитного управляемого оружия С-225.Эскизный проект.Том 3.Зенитная управляемая ракета В-825.Книга 6.Бортовая аппаратура управления и визирования.Часть 2. 1965 г. https://yadi.sk/i/19ARKsZzsRppk

new Скоростная противоракета 5Я26 для системы С-225.Эскизный проект.Том 1.Книга 6.Бортовая аппаратура управления ракеты 5Я26. Часть 1. Автопилот 5А13. 1971 г. https://yadi.sk/i/FZnYReajsbh5M

new Скоростная противоракета 5Я26 для системы С-225.Эскизный проект.Том 1.Книга 6.Бортовая аппаратура управления ракеты 5Я26. Часть 2.Бортовая аппаратура радионаведения 5У13. 1971 г. https://yadi.sk/i/2AJHl4wZsbH5n

   Система зенитного управляемого ракетного оружия С-225.Эскизный проект.Том 5.Радиолокационная станция наведения..Книга 2.Антенный пост и антенная система.1965 г.https://yadi.sk/i/aDhXwYCdqburk

   Система зенитного управляемого ракетного оружия С-225.Эскизный проект.Том 5.Радиолокационная станция наведения.Дополнение к книге 2.Приемная антенна.1967 г.https://yadi.sk/i/4nmQ4jnar3bwk

   ​Система зенитного управляемого ракетного оружия С-225.Эскизный проект.Том 5.Радиолокационная станция наведения..Книга 3.Передающее устройство.Аппаратура управления и контроля антенного поста.1965 г https://yadi.sk/i/mD0Ts9Aur3zVZ

   ​Расширение сектора электронного управления передающим лучом радиолокационной станции наведения системы-225.Аванпроект.1968 г. https://yadi.sk/i/Vea93ZzCqrgkP

   Система зенитного управляемого ракетного оружия С-225.Эскизный проект.Том 5.Радиолокационная станция наведения.Книга 7.Устройство автоматического съёма данных.1965 г.https://yadi.sk/i/SDGVN7Phr4r5Z

   ​Система зенитного управляемого ракетного оружия С-225.Эскизный проект.Том 5.Радиолокационная станция наведения.Книга 9.Вопросы аппаратной реализации специальных средств помехозащиты.1965 г. https://yadi.sk/i/RatKRUPCrPFh4

   ​Система зенитного управляемого ракетного оружия С-225.Эскизный проект.Том 6.Станция передачи команд.Книга 1.Общие характеристики радиолинии управления и станции передачи команд1965 г. .https://yadi.sk/i/SkgO7aP5r3brW

   Система зенитного управляемого ракетного оружия С-225.Эскизный проект.Том 6.Станция передачи команд.Книга 2.Аппаратура.Часть 1.1965 г. https://yadi.sk/i/yaPp4IQnrSUrh

   Система зенитного управляемого ракетного оружия С-225.Эскизный проект.Том 6.Станция передачи команд.Книга 3.Аппаратура.Часть 2.1965 г https://yadi.sk/i/6NyWmFNXrSqon

   ​Система зенитного управляемого ракетного оружия С-225.Эскизный проект.Том 7.Цифровой вычислительный комплекс.Часть 1.Работа ЦВК в составе огневого комплекса.Книга 1.Задачи и боевые алгоритмы. https://yadi.sk/i/xYNXoB6frPDxy

   Система зенитного управляемого ракетного оружия С-225.Эскизный проект.Том 7.Цифровой вычислительный комплекс.Часть 1.Работа ЦВК в составе огневого комплекса.Книга 2.Взаимодействие ЦВК с устройствами огневых комплексов https://yadi.sk/i/lP6Mg8rRrAGaN

   ​Система зенитного управляемого ракетного оружия С-225.Эскизный проект.Том 8.Управление огневыми комплексами системы.Книга 1.Принципы управления.1965 г.https://yadi.sk/i/lP6Mg8rRrAGaN

   ​Система зенитного управляемого ракетного оружия С-225.Эскизный проект.Том 8.Управление огневыми комплексами системы.Книга 2.Аппаратура командных пунктов.https://yadi.sk/i/p983dkmfqfsAG

   Изменения в огневом комплексе С-225 в связи с использованием ракеты В-825 с вертикальным стартом.(дополнение к эскизному проекту).https://yadi.sk/i/tfJ5SFZRqhcE4

   Аванпроект системы защиты средств С-225 от самонаводящихся на радиоизлучение снарядов.1965 г. https://yadi.sk/i/gOyaXWoEr3bug

   Радиолокационная станция наведения.Приложение к тому 2 эскизного проекта узла огневого комплекса системы С-225.https://yadi.sk/i/uGm6VjNMqKsoe

   Изделие 5Н65.(РСН-225).Техническое описание.Книга 1(Общие характеристики станции).https://yadi.sk/i/IIL4cUQ-qKMLn

  ​ Изделие 5Н65.(РСН-225).Техническое описание.Книга 8.Устройство А21М. Часть 2.(Приёмное устройство обнаружения и съёма данных.Приёмное устройство сопровождения цели и ракеты по угловым координатам и ракеты по дальности). https://yadi.sk/i/lh5T0sQfqgQtD

   Изделие 5Н65.(РСН-225).Техническое описание.Книга 8.Устройство А21М. Часть 3 (Система АРУ цели с арифметическим устройством..Система сопровождения цели по дальности и скорости) https://yadi.sk/i/PjjREwx4qrgGt

   Изделие 5Н65.(РСН-225).Техническое описание.Книга 8.Устройство А21М. Часть 4 (Устройство автоматического сопровождения ракет по дальности.Система АПЧ.Устройство преобразования угловых координат в цифровой двоичный код. )   https://yadi.sk/i/oBpKNf5GsFxFv

   Изделие 5Н65.(РСН-225).Техническое описание.Книга 8.Устройство А21М. Часть 6.(Электропитание.Схема коммутации.Аппаратура ГГС. Конструкция. Система вентиляции и охлаждения.)https://yadi.sk/i/m9qL9hnxr3byJ

   Узел огневых комплексов С-225.Эскизный проект.Том 2 Огневой комплекс узла С-225.Книга 1.Наземные радиотехнические средства. 1970 г. https://yadi.sk/i/Yb01EDVtrQgYE

   Введение скоростной противоракеты ПРС-1 в огневые комплексы узла С-225.Эскизный проект.1972 г. https://yadi.sk/i/4zCokHEPrQggJ

   Узел огневых комплексов С-225.Эскизный проект.Том 3.Командно-вычислительный пункт узла огневых комплексов С-225. Книга 1. Управление средствами узла С-225.Основы построения боевых алгоритмов.1970 г. https://yadi.sk/i/rwZKZ2uMrTJCK

   Узел огневых комплексов С-225.Эскизный проект.Том 3.Командно-вычислительный пункт узла огневых комплексов С-225. Книга 2.Командно-оперативный пункт.1970 г. https://yadi.sk/i/GgDNYA-UrTSaS

   Узел огневых комплексов С-225.Эскизный проект.Том 3.Командно-вычислительный пункт узла огневых комплексов С-225. Книга 3.Вычислительные средства узла.1970 г https://yadi.sk/i/eP8ikVQZrWgBe

historykpvo-2.ucoz.ru

С-400 «Триумф», зенитная ракетная система

Компания участник: Алмаз, НПО имени академика А.А. Расплетина, ОАО

Зенитный ракетный комплекс С-400 «Триумф» (по классификации НАТО — SA-21 Growler) — зенитная ракетная система большой и средней дальности, зенитный ракетный комплекс (ЗРК) нового поколения. Предназначен для поражения всех современных и перспективных средств воздушно-космического нападения — самолётов-разведчиков, самолётов стратегической и тактической авиации, тактических, оперативно-тактических баллистических ракет, баллистических ракет средней дальности, гиперзвуковых целей, постановщиков помех, самолётов радиолокационного дозора и наведения и прочих. 

ЗРС С-400 "Триумф" обладает значительно большими тактико-техническими возможностями обеспечивая более чем двухкратный рост эффективности. "Триумф" - единственная система, которая может выборочно работать с использованием более 4 типов ракет обладающих различной стартовой массой и дальностью пуска, создавая эшелонированную оборону. 

Высокая степень автоматизации всех этапов боевой работы, современная элементная база позволили значительно сократить обслуживающий персонал. Принципы построения и разветвленная система связи средств "четырехсотки" позволяют интегрировать ее в различные уровни управления не только ВВС, но и других видов Вооруженных Сил. Все средства системы размещаются на колесных шасси высокой проходимости и допускают перевозку железнодорожным, водным и воздушным транспортом. 

ЗРС С-400 "Триумф" принята на вооружение 28 апреля 2007 года. 6 августа 2007 года система С-400 «Триумф» встала на боевое дежурство по охране Москвы и Московского промышленного района в г. Электросталь. 

В период до 2015 года планируется поставка в войска более 20 дивизионов ЗРС С-400 "Триумф". 

Состав зенитной ракетной системы С-400 «Триумф»: 

  • средства управления; 
  • до 6 зенитных ракетных комплексов; 
  • придаваемые средства.
Типы поражаемых целей: 
  • самолеты стратегической авиации типа В-1В, FB-111, B-52; 
  • специализированные самолеты РЭБ типа EF-111A, EA-6; 
  • самолеты-разведчики типа TR-1; 
  • самолеты раннего предупреждения типа E-3A, E-2C; 
  • самолеты тактической авиации типа F-15, F-16, F-22; 
  • летательные аппараты, изготовленные по технологии«Стелс» типа B-2, F-117A; 
  • стратегические крылатые ракеты типа «Томахок», АЛКМ; 
  • аэробаллистические ракеты типа СРЭМ, АСАЛМ; 
  • баллистические ракеты средней дальности; 
  • оперативно-тактические баллистические ракеты.

Технические характеристики

Максимальная скорость поражаемых целей, м/с до 4800
Дальность поражения аэродинамической цели:
- максимальная, км 250
- минимальная, км 3
Высота поражения аэродинамической цели:
- максимальная, км 27
- минимальная, км 0,01
Дальность поражения тактических баллистических целей:
- максимальная, км 60
- минимальная, км 5
Высота поражения баллистической цели:
- максимальная, км 27
- минимальная, км 2
Количество одновременно сопровождаемых трасс целей до 300
Количество одновременно обстреливаемых целей 36
Количество одновременно наводимых ракет 72
Время развертывания системы из походного состояния, мин. 5
Время приведения средств системы в боевую готовность из развернутого состояния, мин. 3
Наработка средств системы до капитального ремонта, ч 10000
Эксплуатационный срок службы:
- наземных средств, год не менее 20
- зенитных управляемых ракет, год не менее 15

Видео

www.arms-expo.ru

Создание опытного образца зенитной ракетной системы С-350 скоро завершится

МОСКВА, 25 июн — РИА Новости. Создание опытного образца зенитной ракетной системы С-350 близится к завершению, она поступит на вооружение российской армии в установленные сроки, сообщил в субботу начальник отдела зенитно-ракетных войск командования войск ПВО и ПРО Воздушно-космических сил РФ Сергей Бабаков.

Эксперты: испытанная ракета ПРО позволит парировать угрозы со стороны США

"Сейчас близится к завершению производство опытного образца, проводятся предварительные испытания. Я уверен, что эта система поступит в войска в установленные сроки", — сказал Бабаков в эфире радио РСН.

ЗРС С-350Е "Витязь" представляет собой самоходную пусковую установку, работающую совместно со всеракурсным радаром с электронным сканированием пространства и командным пунктом на базе шасси специального автомобиля БАЗ. В боекомплект комплекса входят ракеты средней дальности, используемые в ЗРС С-400, и ракеты малой дальности. Новый комплекс предназначен для замены ЗРС С-300ПС с ракетами типа В55Р, срок эксплуатации которых заканчивается в 2015 году.

Американский аналитик: гиперзвуковое оружие России легко преодолеет ПРО СШАВ июле начальник Зенитных ракетных войск (ЗРВ) ВВС генерал-майор Сергей Бабаков сообщил, ЗРС "Витязь", будет обладать высокой маневренностью и живучестью. При этом новая система, по его словам, получит "ракету нового парка", которая, "меньше по размерам, и при этом реализует характеристики даже больше, чем у С-300ПС". Ракета будет более маневренной, сможет летать "выше, ниже, дальше", будет "оснащена головкой самонаведения", рассказал Бабаков.

 

ria.ru