McDonnell Douglas F-15 Eagle. F 15


McDonnell Douglas F-15 Eagle. Фото. Характеристики.

 

Один из самых эффективных и распространенных истребителей ВВС США. Принятый на вооружение в 1973 г., он находится в строю и в XXI в. Долголетие этого самолета связано с большими возможностями его модернизации. За 20 лет с лишним было произведено несколько модификаций истребителя: А-15А, С,В,D, Е-15С — наиболее распространенная версия самолета: он предназначен как для выполнения задач, стоящих перед истребителем, так и для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным целям. Самолет F-15 G («Игл») относится к всепогодным ударным истребителям. На начало XXI в. ВВС США имеют на вооружении более 900 самолетов F-15 различных модификаций.

Разработка модернизированного F-15 датируется 1976 годом. Тогда были выставлены главные требования к облику новой машины. ВВС США заказали оснащение истребителей F-15C и F-15D новым комплектом вооружения − ракетами средней дальности AIM-120 AMRAAМ инерциального типа наведения с радиокоррекцией. Радиус действия таких ракет достигал 50 км.

F-15C/D увидел свет в 1979 г. В отличие от базовой модели, ему были присущи: усовершенствованное БРЭО, усиленная конструкция воздухозаборников и отдельных элементов планера, увеличенная емкость топливных баков, наличие узлов крепления несбрасываемых подвесных конформных баков.

Производство ракет AIM-120 затянулось, и комплектовать самолет этим видом вооружения стали только с 1991 года. До этого основным оружием, которое нес модернизированный F-15 , были ракеты УР с системой радионаведения AIM-7M Сnарроу, которые могли поразить воздушную цель на отдаленности до 45 км.

2 конформных бака имеют общую емкость 4265 кг горючего. Они крепятся под крылом по обеим сторонам борта. Название этих съемных баков-контейнеров − Fast Pack. Как показали испытания, благодаря применению конформных баков, радиус действия истребителя был увеличен на 71 %. Но в использовании контейнеров видели и другие перспективы. В частности на их держатели можно было подвесить до шести авиационных бомб массой 450 кг. Помимо этого, рассматривался вариант оснащения переднего отсека одного из контейнеров различным разведывательным или навигационным оборудованием, системами РЭП.

В них можно было разместить спиртово-водный раствор, применяемый для охлаждения воздуха, поступающего в компрессор двигателя, что давало кратковременную прибавку к тяге ТРДДФ, или вспомогательную силовую установку в виде двух ЖРД AR2-3A. Эти двигатели разгоняли самолет до сверхзвуковой скорости на высотах до 23 км.

Первый F-15 с подвесными Fast Pack поднялся в воздух 27.07.1979. Совершив пятичасовой перелет без промежуточных посадок, он приземлился в британском аэропорту города Фарнборо. Во время этого перелета опытный F-15 с контейнерами разогнали до скорости М=2, на нем проводились маневры с перегрузкой 5g. Как утверждали представители ВВС США, эти испытания существенно не повлияли на управляемость машины в полете. Но это были только слова. На деле контейнерами Fast Pack оснастили только ограниченное количество самолетов F-15C/D. Скорее всего, это было вызвано ухудшением ЛТХ при полете на сверхзвуковых скоростях.

На постоянной основе они стали комплектующими уже новой модификации многофункционального истребителя F-15E. Идеи с оснасткой контейнеров вооружением или разведывательным оборудованием так и не были воплощены в реальность.

Проведение летных испытаний и эксплуатация самолетов первых серий F-15A/B в частях ВВС определили множество технических недостатков. Поэтому самолет был направлен на доработки. В 1984 г. ВВС США инвестировали проект по улучшению серийных F-15A/B/C/D на сумму $155 млн. Эти средства были получены в рамках программы MSIP компанией «Макдоннел Дуглас», которая занималась усилением конструкции планера и шасси. Результатом этих доработок стало повышение максимальной взлетной массы до 36,3 т.

Первый полет истребителя F-15C, доработанного в рамках программы MSIP, проведен 20.06.1985.

Относительно модернизации самолетного оборудования появились современные многофункциональные кабинные индикаторы и система автоматизированного приема-передачи данных Link 16. Они улучшили взаимосвязь между летчиками, наземными командными пунктами, самолетами ДРЛО и аналогичными истребителями. Аппаратуру получили 100 единиц авиатехники F-15А/В, эксплуатируемых Нацгвардией США, и все многофункциональные F-15E.

F-15 Eagle стал существенным шагом вперед в развитии американской ударной авиации, и еще задолго до появления советского Су-27 ему были присущи характеристики суховской машины.

Истребители F-15 Eagle (F-15E) появились на вооружении в строевых частях ВВС США в конце 1988 г., в то время как многофункциональные самолеты российской разработки стали на вооружение только в конце 1990-х годов.

McDonnell Douglas F-15 Eagle видео

Как показал опыт эксплуатации новых самолетов, нагрузка на экипаж при выполнении полетов в тяжелых метеоусловиях на низких высотах оказалась существенной, высокая степень автоматизации курсового полета не оправдала всех ожиданий. Поэтому необходимо было проводить переподготовку летного состава F-15 Eagle. Индикаторы на панели приборов кабины управления засвечивались при попадании на них солнечных лучей, что доставляло неприятности для летчиков.

Боевое применение F-15

F-15C стали главными героями войны 1991 г. на Ближнем Востоке. 120 истребителей ВВС США, проводившие операцию «Буря в пустыне», совершили более 5900 вылетов, результатом которых стало поражение 37 из 39 самолетов, которые Ирак потерял в воздушных противостояниях. Модели самолетов, которые тогда были сбиты «Иглами», − это «Мираж» F.1, Су-22, Су-25, МиГ-23 и МиГ-25. Самолеты проводили в воздухе по 6-8 часов, порой для этого необходима была дозаправка в воздухе от танкеров КС-135. Поражение всех самолетов было осуществлено ракетами «Сайдуиндер и Спарроу». Наведение на цели поступали в виде команд с самолетов ДРЛО.

F-15C – наиболее мощные истребители НАТО, которые приняли участие в боях на Балканах в 1999 г. В их задачу входило обеспечение эффективной ПВО в прифронтовой зоне и сопровождение дальних стратегических бомбардировщиков США.

Первый результативный бой состоялся 26.03.1999 над воздушным пространством Боснии. Пара американских F-15С по данным ДРЛО Е-3 «Сентри» была наведена на группу сербских истребителей, пересекших воздушную границу между государствами. Произошел бой, результаты которого обе стороны трактовали по-своему. Командование ВВС США заявило о поражении двух МиГ-29 и отсутствии потерь со своей стороны. Сербская сторона настаивает на том, что оба истребители F-15 были уничтожены в этой схватке, причем тоже без потерь своей авиатехники. СМИ относительно этого прецедента предоставили более весомые доказательства правоты американцев, но это вовсе не говорит о том, что данный самолет был совсем неуязвимым.

 

McDonnell Douglas F-15 Eagle фото

 

 

Силовая установка истребителя McDonnell Douglas F-15 Eagle:

  • два двигателя F100-PW-100 тягой по 66,5 кН, при форсаже — 11 300 кН.

 

Тактико-технические характеристики истребителя McDonnell Douglas F-15 Eagle:

  • Размах крыла, м 13,05

  • Длина, м  19,45

  • Высота, м  5,63

  • Площадь крыла, м2 56,73

  • Масса пустого самолета, кг 12 250

  • Полезная масса, кг 6260

  • Взлетная масса, кг 30 850

  • Скорость полета, км/ч: на высоте 11 000 м      2650

  • Скорость полета, км/ч: у земли, м  1480

  • Дальность полета (без подвесных топливных баков), км  более 4600

  • Потолок, м  19 800

  • Экипаж, чел   1

Вооружение McDonnell Douglas F-15 Eagle:

  • Стрелковое вооружение  шестиствольная пушка калибра 20 мм

  • Управляемые ракеты 4х «Спарроу»,

  • 4х «Сайдвиндер» Бомбовая нагрузка, кг 7260

 

Военная авиация

avia.pro

F-15 Игл Фото. Видео. Вооружение. ТТХ. Скорость

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского,, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире — капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны — резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

oruzhie.info

Всепогодный тактический истребитель McDonnell Douglas F-15 Eagle

      Основные
  • F-15A - Одноместный всепогодный истребитель завоевания превосходства в воздухе, построено 365 экземпляров для ВВС США и 19 истребителей для ВВС Израиля.
  • F-15B - Двухместный учебно-тренировочный вариант, до 1977 года обозначавшийся как TF-15A, построено 59 экземпляров для ВВС США и 2 самолёта для ВВС Израиля
  • F-15C - Одноместный всепогодный истребитель завоевания превосходства в воздухе, строился с 1979 года по 3 ноября 1989 года на заводе в Сент-Луисе; имел усиленную конструкцию планера, увеличенную ёмкость топливных баков, а также возможность крепления накладных баков к (под) корню консоли крыла и воздухозаборнику. Масса самолёта возросла на 363 кг. ВВС США было поставлено 408, ВВС Саудовской Аравии — 55 и ВВС Израиля — 24 самолёта. 2 самолёта было построено в варианте F-15J для ВВС Японии.
  • F-15D - Двухместный учебно-тренировочный вариант, построено 62 экземпляра для ВВС США, 19 для ВВС Саудовской Аравии и 2 самолёта для ВВС Израиля. 12 самолётов было построено в варианте F-15DJ для ВВС Японии (см. ниже).
  • F-15J - Одноместный всепогодный вариант истребителя для ВВС Японии, выпускался с 1982 года компанией Mitsubishi по лицензии. Конструктивно аналогичен истребителю F-15C, но имеет упрощённое оборудование РЭБ. Первый полёт в Японии F-15J совершил 26 августа 1981 года. Всего изготовлено вместе с двухместной модификацией 223 самолёта. Стоимость одного F-15J составляла $55,2 миллиона в 1990 году.
  • F-15DJ - Двухместный учебно-тренировочный вариант для ВВС Японии, выпускался компанией Mitsubishi по лицензии
  • F-15N Sea Eagle - Модификация F-15N была предложена ВМС США в начале 1970-х в качестве альтернативы палубному истребителю-перехватчику F-14 Tomcat. Вариант F-15N-PHX был вооружён ракетами «воздух-воздух» AIM-54 «Феникс». Палубный вариант имел складывающиеся консоли крыла, усиленное шасси и посадочный гак.
  • F-15 AESA - Модификация с радаром APG-79 с АФАР.
  • F-15SE Silent Eagle - Многоцелевой истребитель поколения 4++, созданный с применением некоторых технологий 5 поколения и технологий снижения радиолокационной заметности.
  • F-15E Strike Eagle - Двухместный всепогодный многоцелевой истребитель (истребитель-бомбардировщик) поколения 4+.
  • F-15F Strike Eagle - Проект одноместного истребителя-бомбардировщика на базе F-15E.
  • F-15H Strike Eagle - Экспортная модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Греции.
  • F-15I Ra’am (Гром) - Модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Израиля.
  • F-15K Slam Eagle - Модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Кореи
  • F-15S Strike Eagle - Экспортная модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Саудовской Аравии.
  • F-15SG Strike Eagle - Модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Сингапура, ранее обозначенная как F-15T.
      Экспериментальные:
  • F-15 Streak Eagle (72-0119)
  • F-15S/MTD (71-0290)
  • F-15 MANX
  • F-15 Flight Research Facility (71-0281 и 71-0287)
  • F-15/ASAT
  • F-15B Research Testbed (74-0141)

Боевое применение

Первым государством, применившим F-15 "в деле", стал Израиль. Поступление F-15A на вооружение Хель Хаавир началось в октябре 1976 г., когда была сформирована 133-я эскадрилья "Орлы", в штат которой включили наиболее подготовленных летчиков, имевших боевой опыт и прошедших курс обучения в США. Комплектование "Орлов" техникой завершилось в 1978 г.

В 1975 г. вспыхнула гражданская война в Ливане между произраильскими группировками и силами, поддерживаемыми Сирией. В 1976 г., в соответствии с решением Лиги арабских стран, в центральные районы Ливана были введены межарабские силы сдерживания (преимущественно, сирийские войска). В марте 1978 г. Израиль оккупировал юг страны. В этих условиях возобновилась сирийско-израильская воздушная война.

27 июня 1979 г. F-15 впервые вступили в воздушный бой с реальным противником. В тот день израильская ударная авиация предприняла очередную попытку нанести бомбовый удар по базам палестинских формирований на юге Ливана. Наперехват было поднято два звена МиГ-21бис - наиболее современных боевых самолетов, имевшихся в то время в распоряжении сирийских ВВС. В свою очередь, сирийцы были атакованы израильской смешанной группой прикрытия, состоявшей из шести F-15A и двух "Кфиров". Наведение израильских истребителей обеспечивал самолет ДРЛО Е-2С "Хокай", барражировавший над Средиземным морем. В ходе ближнего маневренного боя, в который втянулись противоборствующие стороны, по израильским данным, четыре сирийских "МиГа" было сбито истребителями F-15, а один - совместными усилиями "Игла" и "Кфира". Сирийцы подтвердили потерю четырех МиГ-21. Еще один их истребитель был поврежден, однако пилотировавший его м-р Кубис Салиба сумел совершить вынужденную посадку на ливанской авиабазе Раяк. Победы в том воздушном бою одержали пилоты "Иглов" Менахем Эйнан и Эйтан Бен-Элихау, а также два летчика, оставшихся под псевдонимами "Эйтан" и "Тзури". Собственные потери израильтяне отрицают. Однако можно достаточно уверенно утверждать, что летчики МиГ-21бис сумели "завалить" два F-15: палестинцы подтвердили факт падения двух "Иглов" и захватили в плен одного из катапультировавшихся пилотов.

В следующем бою, произошедшем 19 сентября, летчики "Иглов" вновь доложили об уничтожении четырех МиГ-21. По итогам боя 24 сентября, в котором с израильской стороны ключевую роль опять сыграли F-15A, Хель Хаавир объявили о четырех воздушных победах. 24 августа 1980 г. истребителям F-15A в очередной раз удалось сбить МиГ-21. Еще один воздушный бой произошел 31 декабря 1980 г.: израильтяне заявили, что им удалось уничтожить два "МиГа", а сирийцы признали потерю лишь одного своего самолета и объявили об уничтожении одного израильского.

В целом, воздушные бои в небе Южного Ливана показали, что израильская авиационная группировка, сочетающая истребители четвертого поколения с самолетами ДРЛО, качественно превосходит сирийскую. Однако в 1981 г. "Иглы" встретились в небе Ливана с новым серьезным противником - перехватчиком МиГ-25ПД, эскадрилью которых СССР передал Сирии. 13 февраля и 29 июля с их участием состоялись два воздушных боя, итог которых оказался ничейным: были потеряны два "МиГа" и два "Игла".

Одним из наиболее ярких фрагментов биографии израильских F-15 стало участие в операции "Вавилон" - налете на иракский ядерный центр, предпринятом 7 июля 1981 г. Израиль решил прибегнуть к столь радикальным мерам, опасаясь появления в арсенале Ирака атомных боеприпасов. Собственно атаку предстояло осуществить восьмерке F-16A, для прикрытия которой выделили шесть F-15A. Ударная группа поднялась в воздух с авиабазы Этцион на Синайском полуострове в 15.00. Обойдя с юга на малой высоте иорданскую систему ПВО и пройдя над пустынными северозападными районами Саудовской Аравии, F-16 вторглись в воздушное пространство Ирака. F-15 границу этого государства не пересекали. В 18.35 "Файтинг Фалконы" обрушили 16 свободнопадающих авиабомб на реактор "Озирак", который был полностью уничтожен.

Ни Иордания, ни Саудовская Аравия (обладавшая в то время весьма современной системой ПВО, созданной при участии американцев и англичан), ни Ирак не смогли вовремя обнаружить сравнительно большую группу неприятельских самолетов и отразить налет.

13 и 14 мая 1981 г. ливанские произраильские формирования при поддержке Хель Хаавир начали наступление на горный район Санины, однако эти атаки были отбиты, а сирийские ЗРК "Квадрат" сбили два F-15A (обломки одного из них продемонстрировал ряд телеканалов). Обострение конфликта вынудило советское руководство принять решение о передаче Сирии пусть и не новейших, но вполне современных истребителей МиГ-23МФ, которые вскоре стали одними из основных противников "Иглов".

К израильтянам тоже поступали пополнения. С августа 1981 г. 133-я эскадрилья начала переоснащаться более современными F-15C/D. К лету 1982 г. Хель Хаавир сохраняли качественное превосходство над сирийскими ВВС: кроме 48 F-15, они получили 75 F-16. Этим самолетам отводилась важная роль в наступательной операции "Мир для Галилеи", целью которой являлись выход к побережью Средиземного моря на подступах к Бейруту, разгром палестинских лагерей и окружение сирийских войск в долине реки Бекаа. 6 июня по лагерям палестинцев были нанесены массированные авиационные удары, одновременно началось наступление механизированных соединений, атаковавших полупартизанские палестинские формирования. Вскоре в борьбу вступили сирийские танковые батальоны, усиленные подразделением "командос" и мобильными ЗРК "Оса-АК". В тот день два МиГ-23МФ ВВС Сирии перехватили израильский беспилотный разведчик BQM-34, который был уничтожен ракетой Р-23, выпущенной к-ном Закария с дистанции 11 км. При возвращении на аэродром сирийские истребители были атакованы F-15A, наводимыми с борта самолета Е-2С. Энергично маневрируя, сирийские летчики сорвали сопровождение бортовыми РЛС израильтян, переложили крылья своих истребителей на максимальный угол стреловидности, быстро увеличили скорость и со снижением ушли от преследования. 

На второй день войны израильская авиация приступила к нанесению массированных ударов по сирийским силам в долине Бекаа. Как правило, первоначально к побережью Ливана, занимая позиции над нейтральными водами, выдвигался "Хокай", выполнявший роль воздушного командного пункта, и постановщик радиоэлектронных помех "Боинг 707" Их непосредственное прикрытие обеспечивали два-четыре F-15, располагавшиеся несколько ниже сирийского радиогоризонта. Далее на траверзе Бейрута, вне досягаемости береговых зенитных средств сирийцев, разворачивался подвижный заслон: 2-4 звена F-15 и F-16. Ударный эшелон, образованный построенными в колонну звеньями истребителей-бомбардировщиков "Фантом", подходил последним. Израильские самолеты приближались к ливанскому побережью на высоте порядка 2000 м, и горы не позволяли обнаружить их сирийским РЛС вплоть до прохождения прибрежной гряды, где находились передовые наблюдатели арабов. В то же время, способные "заглянуть за бугор" "Хокаи" могли засекать сирийские истребители, едва они взлетали и набирали высоту 100 м.

В Ливане израильтяне преподнесли противнику очередной тактический сюрприз: на сирийские истребители первыми наводились не тяжелые F-15, оснащенные ракетами средней дальности, а более легкие F-16A, несущие лишь оружие ближнего боя. Звено F-16 по парам вытягивалось в колонну, снижаясь на малую высоту, после чего первая пара расходилась, стараясь зайти сирийским истребителям в хвост (прием "сэндвич"). Если капкан из F-16 не срабатывал, во встречный бой вводились F-15, обладавшие в этом случае существенным преимуществом. В свою очередь, сирийские ВВС также использовали "домашние заготовки" По рекомендации советников из СССР, МиГ-23МФ было решено применять не парами, а тройками Самолеты выдвигались в район атаки на предельно малых (не более 100 м) высотах, стремясь остаться незамеченными израильскими локаторщиками Группа шла в очень плотном строю и наблюдалась на экранах РЛС как одна цель Далее происходило размыкание - два самолета набирали высоту, "вызывая огонь на себя", а третий, ударный, опускался к самой земле и выполнял неожиданную атаку "снизу вверх". Но использовать только такую тактику арабы не могли. Так как у них отсутствовали самолеты ДРЛО, а для наземных радаров существенной помехой стали горы, то командованию ВВС Сирии пришлось выделять осна--щенные мощными РЛС МиГ-23МФ для патрулирования воздушного пространства над долиной Бекаа Однако без информационной поддержки с земли они становились легкой добычей "Иглов", наводимых самолетами ДРЛО и внезапно атаковавших с малых высот 

7 июня три сирийских МиГ-23МФ (летчики Халляк, Сайд и Мерза) атаковали груш F-16A из первого эшелона израильского боевого порядка К-н Мерза обнаружил израильские истребители на удалении 25 км. С дистанции 9 км он выполнил пуск Р-23 и уничтожил первый F-16. Второй ракетой с 7 км Мерза сбил еще один истребитель. Однако при выходе из атаки сирийский самолет сам был подбит ракетой, выпущенной с борта F-15 Мерзе удалось благополучно катапультироваться. Вернувшись в свою часть, он привез не только ценное военное имущество - парашют, но и пленного израильского пилота, катапультировавшегося из одного F-16.

9 июня в долине реки Захрани началось крупномасштабное сражение между основными силами израильской и сирийской группировок в Ливане Интенсивность воздушных боев значительно возросла Утром два МиГ-23МФ, пилотируемые летчиками Дибом и Саидом, атаковав пару F-16, сбили один из них, однако вслед за тем самолет Диба был уничтожен F-15 Другой паре МиГ-23МФ (летчики Нахаз и Зено) удалось сбить еще один F-16. Но и на этот раз сирийцы не смогли избежать потерь: ракета, запущенная с борта "Игла", поразила машину Нахаза После 14 часов накал воздушных схваток возрос, и пилоты 133-й эскадрильи ВВС Израиля добились существенных успехов, сократив парк современных истребителей противника на два МиГ-23МФ и два МиГ-23МС (один из выживших сирийских летчиков Ясин потом сказал, что атака "Игла" стала полной неожиданностью) Кроме этих шести "двадцать третьих", пилоты "Иглов" сбили в тот день шесть МиГ-21 (израильские средства массовой информации объявили об уничтожении 22 самолетов). По сирийским данным, в воздушных боях было ликвидировано б неприятельских машин, в т.ч. два F-15.

На следующий день бои в воздухе достигли кульминации - с обеих сторон сражалось до 350 самолетов. Израильтяне объявили о 26 воздушных победах, из которых 7 - на счету F-15. В действительности сирийцы потеряли 22 машины. 11 июня неутомимые "Орлы", по сирийским данным, уничтожили два МиГ-23МС и четыре МиГ-21МФ. В общей сложности, в воздушных боях 6-11 июня израильтянам, в основном, летчикам F-15А и F-15С, удалось сбить 47 арабских истребителей: четыре МиГ-23МС, шесть МиГ-23МФ, двадцать шесть МиГ-21бис и одиннадцать МиГ-21МФ. Кроме того, действовавшие на малых высотах F-16 и F-15 совместно с армейскими средствами ПВО уничтожили 7 истребителей-бомбардировщиков Су-22М и 14 МиГ-23БН, а также 3 вертолета. Потери израильской авиации в воздушных боях составили, по сирийским данным, 42 самолета (из них, как минимум, пять F-15), а также 1-2 беспилотных разведчика.

В ходе боевых действий в июне 1982 г. основным оружием израильских F-15 и F-16 были ракеты с тепловой головкой самонаведения A1M-9L "Сайдуиндер". Несколько менее эффективно использовались УР средней дальности AIM-7E "Спарроу". Пушечным огнем, по докладам израильских пилотов, удалось сбить лишь б самолетов и вертолетов. Следует отметить, что средняя эффективность ракет "Сайдуиндер" и "Спарроу" оказалась несколько ниже, чем Р-23 и Р-60М, которые применяли сирийцы.

Хотя Израиль и Сирия достигли соглашения о прекращении огня, но боевые столкновения в Ливане продолжались. В августе 1982 г. советское руководство решило поставить Дамаску новые партии военной техники, в том числе и 50 истребителей МиГ-23МЛ с ракетами Р-24. Это способствовало определенному изменению качественного соотношения сил в воздухе в пользу арабов.

4 октября 1982 г. истребители F-15 провели над Ливаном первый воздушный бой с новыми "МиГами". На этот раз удача отвернулась от израильтян: сирийцы с "сухим счетом" сбили два "Игла". Несколько позже МиГ-23МЛ, также без потерь, уничтожили еще один F-15 и один F-4E.

 ЛТХ:
Модификация  F-15A
Размах крыла, м  13,05
Длина самолета, м  19,05
Высота самолета, м  5.63
Площадь крыла, м2  56,6
Угол стреловидности, град  45
Масса, кг 
  пустого самолета  12970
  нормальная взлетная  18820
  максимальная взлетная  30850
Топливо, л 
  внутреннее  6103
  ПТБ  5395
Тип двигателя  2 ТРДДФ Pratt Whitney F100-PW-100
Тяга,  кН 
  на форсаже   2 х 106,0
  максимальная   2 х 65,2
Максимальная скорость, км/ч. 
  у земли  1480;
  на большой высоте  2650
Посадочная скорость, км/ч  232
Практический потолок, м  18300
Практическая дальность, км. 
  без ПТБ, со стандартным вооружением  1900;
  перегоночная с тремя ПТБ  4630;
  с тремя ПТБ  5750.
Длина разбега, м  274
Длина пробега, м  1067 (без тормозного парашюта).
Макс. эксплуатационная перегрузка  7.3
Вооружение:  шестиствольная 20- мм пушка General Electric М61А1 Vulcan (940 снарядов), 4 УР AIM-9L/V Сайдуиндер , 4 УР AIM-7F/M Спэрроу или до

3mv.ru

Тактический истребитель F-15 Eagle

Тактический истребитель F-15 EagleСША

 

Концептуальные исследования по созданию истребителя F-15 начались в США в ноябре 1965 года, а в сентябре 1968-го командование американских ВВС направило предложения фирмам о выдвижении конкурсных проектов. Перед американскими специалистами была поставлена задача разработать новый истребитель, предназначенный для завоевания превосходства в воздухе и способный наносить удары по наземным целям. В 1969 году разработчиком F-15 стала фирма “Макдоннелл Дуглас”. Первый контракт предусматривал строительство 18 одноместных истребителей F-15A и двух учебно-боевых TF-15 (их обозначение было изменено на F-15B в .декабре 1977 года). Экспериментальный образец F-15A был выпущен в июне 1972 года. а уже в июле начались его летные испытания. Первый полег серийного самолета этого типа состоялся в сентябре 1974 года, о завершении формирования эскадрильи было объявлено в июне 1975-го. В настоящее время истребители F-15A и В состоят на вооружении ВВС США (было получено 365 F-15A, включая десять опытных образцов, и 59 F-15B, в том числе два опытных образца TF-15) и Израиля (46 F-15A и В. из них 25 ранее эксплуатировались в США).

Истребитель F-15 имеет малую нагрузку на крыло, двухдвигательную силовую установку и двухкилевое хвостовое оперение. Крыло самолета F-15 стреловидное, закрылки простые двухпозиционные поверхности управления самолетом обычные, однако для выполнения маневра по крену используются элероны совместно со стабилизатором, при этом на сверхзвуковых скоростях элероны отключаются. Управление элеронами осуществляется с помощью обычных приводов и механических тяг, а рулями поворота и стабилизатором -еще и электрическими приводами от системы повышения устойчивости. Конструкция воздухозаборников обеспечивает эффективную работу силовой установки на различных режимах, в том числе на больших углах атаки. Каждый из них имеет три створки с регулированием их углового положения и регулируемое окно перепуска воздуха. 

С середины 1980 года начался выпуск истребителей F-15C (боевой) и D (учебно-боевой). В отличие от предыдущих модификаций эти самолеты имеют увеличенный (на 900 кг) запас топлива во внутренних баках и возможность оснащения двумя конформными баками “Фаст пэк” с общим запасом топлива 4500 кг. в которых может также размещаться дополнительная радиоэлектронная аппаратура. Для снятия и установки таких баков требуется примерно 15 мин.

Истребители F-15C состоят на вооружении военно-воздушных сил США (получено 409 F-15C и 61 F-15D, поставки закончены в ноябре 1989 года). Японии (выпускались по американской лицензии и имеют обозначение F-15.1. приобретено 166 самолетов я 39 учебно-боевых). Израиля (18 F-15C и 13 F-15D ) и Саудовской Аравии (79 F-15С, из них 24 ранее эксплуатировались в США. 19 F-15D). Самолеты эгих модификаций предназначены для выполнения задач завоевания превосходства в воздухе, контроля воздушного пространства, прикрытия группировок сухопутных войск и военно-морских сил, а также могут использоваться для нанесения ударов по наземным целям.

Применение оружия обеспечивается главным образом импульсно-доплеровской РЛС AN/APG-63. Основные органы управления оружием для удобства работы расположены на рычагах управления двигателями и ручке управления самолетом. Для обнаружения и перехвата воздушных целей наряду с бортовыми средствами используются данные наведения и целеуказания, передаваемые с самолетов ДРЛО. а также с наземных пунктов контроля и управления. Подобно самолетам более ранней модификации бортовое оборудование истребителя F-15C позволяет перехватывать воздушные цели на как больших, так и малых высотах. в том числе на фоне подстилающей поверхности. Самолет оснащен системой опознавания “свой-чужой” (ответчик АРХ-101, приемопередатчик АРХ-76, вычислитель запросчика KIR/TSEK и устройство анализа ответных сигналов МХ-9147/АРХ), прицельно-навигационным оборудованием (многофункциональная РЛС APG-63. радионавигационная система ближнего действия AN/ARN-111 TACAN, приемник ARN-118 системы посадки по приборам ILS и инерциальная навигационная система AN/ASN-109). Тактическая обстановка и пилотажно-навигационные данные высвечиваются с помощью системы AN/AVQ-20 отображения информации на лобовом стекле и многофункциональных индикаторов. В состав связного оборудования входят УКВ радиостанция ARC-164 и ARC-186. а также аппаратура связи и распределения данных AN/URC-107(V) JTIDS. Имеется возможность закрытия каналов связи. К бортовой аппаратуре РЭБ относятся станции постановки активных помех ALQ-135(V), радиотехнической разведки ALQ-128. обнаружительный приемник ALR-56, устройство выброса расходуемых средств ALE-45.

Тактический истребитель F-15C имеет следующие основные характеристики: экипаж один человек, максимальная взлетная масса 30850 кг (пустого - 12790). Максимальная скорость полета 2650 км/ч (на высоте 11000 м), практический потолок 18300 м. тактический радиус действия 1100 - 1800 км (в зависимости от боевой нагрузки и профиля полета), перегоночная дальность 4600 км. В состав силовой установки входят два турбореактивных двухконтурных двигателя F 100-PW-220 максимальной тягой по 10770 кгс. Вооружение - 20-мм шестиствольная пушка “Вулкан” (боекомплект 940 патронов), УР AIM-9 “Сайдвиндер”, AIM-7 “Спарроу” и AIM-120 AMRAAM. НАР. бомбы (максимальная масса боевой нагрузки 7250 кг). Размеры самолета: длина 19,43 м, высота 5.63 м, размах крыла 13,05 м, площадь крыла 56,5 кв.м. 

Разновидности самолета F-15:

F-15A — первый серийный одноместный истребитель. С 1974 по 1979 г. выпущено 365 самолетов.F-15B — двухместный серийный учебно-боевой самолет. Выпущено 59 единиц (1974—1979 гг.).F-15C — серийный одноместный истребитель с усиленной конструкцией планера, увеличенной емкостью баков, имеет узлы крепления для подвесных конформных баков (1979 — 1989 гг.).F-15D — серийный двухместный учебно-боевой самолет на базе F-15C (1979—1989 гг.).F-15E - двухместный многоцелевой всепогодный ударный истребитель созданный на основе F-15D. Серийное производство начато 11 декабря 1986 года. Первые самолеты стали поступать в ВВС на авиационную базу Luke в апреле 1988 года. Поставки самолета закончены в 1994 году, и в 1998 году закончены замены устаревших истребителей на F-15E. Практически полностью заменена электронная "начинка", в особенности системы управления оружием. На F-15E установлен центральный компьютер IBM Honeywell ASK-6, пульсово-доплеровская РЛС Hughes APG-70 c системой управления оружием AWG-27 с системой навигации и прицеливания LANTIRN. F-15F - одноместный вариант F-15E.F-15I Thunder - вариант F-15E построенный для Израиля (25 самолетов поставленных в 1998 году).F-15S - вариант F-15E построенный для Саудовской Аравии (72 самолета поставленных в 1995 году).Разновидности самолета F-15 поставлялись Израилю, Саудовской Аравии и Японии.Серийный выпуск "Иглов" производился в Японии (F-15J и F-15DJ) с 1982 года.Самолеты F-15 широко использовались в качестве летающих лабораторий для отработки новых двигателей, аэродинамики, БРЭО и вооружения.

Характеристики самолета F-15С:

Год принятия на вооружение - 1979 (F-15A -1974)Размах крыла - 13,05 мДлина самолета - 19,05 мВысота самолета - 5,63 мПлощадь крыла - 56,6 кв.мУгол стреловидности по передней кромке - 45 градМасса, кг- пустого самолета - 12970- нормальная взлетная - 20240 (F-15A - 18820)- максимальная взлетная - 30850Топливо, л- внутреннее - 6103- ПТБ - 5395Тип двигателя (тяга, кН):- на F-15A/B и первых F-15C/D - 2 ТРДДФ Pratt & Whitney F100-PW-100(максимальная тяга - 2 х 10810 кгс)- на F-15C/D поздних выпусков - 2 Pratt & Whitney F100-PW-220(максимальная тяга - 2 х 10640 кгс)Максимальная скорость, км/ч.- у земли - 1480- на большой высоте - 2650Посадочная скорость - 232 км/чПрактический потолок - 18300 мПрактическая дальность, км.- без ПТБ, со стандартным вооружением - 1900- перегоночная с тремя ПТБ - 4630- с тремя ПТБ - 5750Длина разбега - 274 мДлина пробега - 1067 м (без тормозного парашюта)Максимальная эксплуатационная перегрузка - 9 (F-15A - 7,3)

Вооружение:F-15A/B/C/D "Eagle": Шестиствольная 20-мм пушка General Electric М61А1 Vulcan (940 снарядов), 4 УР AIM-9L/V "Сайдуиндер", 4 УР AIM-7F/M "Спэрроу" или до 8 УР средней дальности AIM-120 AMRAAM (только на F-15C/D).

F-15E/F "Strike Eagle": Одна 20-мм шестиствольная пушка М61А1 Вулкан с 512 патронами. Боевая нагрузка - 11113 кг. размещенная на 9 внешних подвесках.

Возможна установка: 4-8 УР класса "воздух-воздух" AIM-120 AMRAAM. 4 AIM-7F/M Sparrow , AIM-9L/M Sidewinder, 6 УР класса "воздух-поверхность" AGM-65 Maverick. До 5 ядерных бомб В-51(В-61).Бомбы: 7 GBU-10 Paveway II ,15 GBU-12,2 GBU-15, 5 GBU-24 Paveway III, 20 кластерных бомб Mk.20 Rockeye, 2 GBU-28, 26 бомб Mk.82, 7 бомб Мk.84, а так же 12 CBU-87, напалмовые бомбы BLU, ПУ НУР LAU-3 19 x 70-мм НУР.Возможна также подвеска: 3 контейнеров с 30-мм пушками, УАБ AGM-130, ПРЛУР AGM-88 HARM. 

< Предыдущая Следующая >
 

www.oruzie.su