Читать онлайн "Быть сестрой милосердия. Женский лик войны" автора Первушина Елена Владимировна - RuLit - Страница 1. Есть женщины как сестры милосердия


Эхо истории: сестры милосердия, как это было

Историческая память избирательна. Она сохраняет одни имена и замалчивает другие, хотя порой люди, их носившие, в равной степени заслуживают известности у потомков. Это относится и к подвижническому движению сестер милосердия.

Историческая память избирательна. Она сохраняет одни имена и замалчивает другие, хотя порой люди, их носившие, в равной степени заслуживают известности у потомков. Это относится и к подвижническому движению сестер милосердия. Достаточно сказать, что вольно или невольно к его формированию приложили руку Николай Пирогов, знаменитый врач Федор Гааз, другие известные люди, деятельность которых описывали многие писатели и поэты.

Впервые служба сестёр милосердия была организована во время Крымской войны англичанкой Флоренс Найтингейл. Флоренс вместе со своими помощницами, среди которых были монахини и сёстры милосердия, отправилась в полевые госпитали сначала в Турцию, а затем в Крым. Тогда и сформировался стереотип: медсестра — это санитарка, которая выносит с поля боя раненых или стоит у операционного стола.Среди первых сестер, отправившихся на фронт, были и сестры милосердия московской Никольской обители. Добровольно и организованно они отправились на передовую для оказания помощи раненым.В годы Крымской войны великой княгиней Еленой Павловной была учреждена первая в России и в Европе Крестовоздвиженская община сестер милосердия. Эти женщины проходили специализированную подготовку для работы непосредственно в рядах действующей армии. Пирогов Николай Иванович, знаменитый врач, осуществлял руководство и организационную деятельность в формировании нового социального института.

Стремление помочь страждущему проявлялось в человечестве издревле, причем проявлялось в различных формах. В качестве примера можно привести средневековый духовно-рыцарский орден иоаннитов (госпитальеров), который создал и обслуживал странноприимный дом для паломников к Святым местам в Палестине. Члены ордена Св. Лазаря ухаживали в Иерусалиме за прокаженными… В годы Тридцатилетней войны во Франции инициатором помощи пострадавшим от войны и чумы стал священник Винцент де Поль — это первая в истории организованная попытка привлечь общественность для оказания помощи нуждающимся. О ней следует рассказать подробнее.

8 декабря 1617 г. в часовне при больнице города Шатильон Винцент де Поль объявил о создании благотворительной организации нового типа. В нее входили женщины, которые брали на себя уход за ранеными, больными и увечными. До этого подобные функции выполняли только монахини, в то время как в новорожденную структуру входили женщины, свободные от каких-либо обетов. Среди них было немало представительниц аристократии. В частности, своим подвижничеством отличалась герцогиня д’Эгильон, племянница кардинала Ришелье. Она вышла замуж в 16 лет и стала вдовой в 18, после чего решила уйти в монастырь. Всесильный дядюшка запретил юной вдове это делать. И тогда герцогиня все свое огромное состояние, весь жар своей души отдала делу служения нуждающимся.

Долго и непросто шли народы к цивилизованному состоянию. Трудно давалось такое чувство как милосердие к врагу. Уже с конца XVI века отмечались случаи, когда условия содержания больных и раненых во время войн определялись особыми соглашениями, в которые враждующие стороны вносили соответствующие статьи. Но это были разовые акты, заключенные между конкретными государствами. Только Великая французская революция в законодательном порядке ввела принцип, по которому больные и раненые воины, захваченные в плен, должны были получать в госпиталях республики такой же уход, что и французские солдаты.

Во второй половине ХIХ века войны не стали милосерднее. Напротив, изощренная технология убийства и нанесения увечий себе подобным набирала обороты. Крымская война и ее первые сестры милосердия показали всему миру, сколь актуально именно женское участие в положении раненых. Женские по-особому нежные руки причиняли меньше страданий, женское чуткое сердце угадывало малейшее пожелание солдат, ставших вдруг совершенно беспомощными. На эти преимущества сестер милосердия (и в окопах, и в госпиталях, и позднее в поездах), по сравнению с дюжими санитарами, многие очевидцы обращали внимание в официальных докладах и личных воспоминаниях. Тот же знаменитый Пирогов писал о первых сестрах Крымской войны: «Горжусь тем, что руководил их благословенной деятельностью».

Однако общественное мнение оказалось не готово к повороту событий, обозначившему новые аспекты в женском вопросе. «Мысль отправить женщин на театр военных действий была принята в тогдашнем русском обществе с недоверием», — констатировал историк полвека спустя. А далее заключал: «Но… голоса скептиков и сомневающихся должны были умолкнуть».В лагере англичан — противников России в той войне — имели место аналогичные события, только они носили сугубо частный характер. В английских лазаретах, где смертность достигала 60%, ситуация складывалась просто катастрофическая. Тогда на помощь английским солдатам пришла Флоренс Найтингел с тридцатью семью сподвижницами, прибывшими в Крым из далекого Лондона. Имя этой женщины, собственными усилиями создавшей отряд сестер милосердия, стало символом сестринского движения. Ее именем названа медаль, которой с 1912 года награждают особо отличившихся сестер милосердия по всему миру.

В современных публикациях по истории благотворительности тема сестер милосердия встречается редко. Однако движение Красного Креста, его функционеры напрямую связаны с этим социальным явлением. Они действуют согласно одним и тем же принципам. Благотворительность не может ограничиваться рамками понятия помощи «своему». Благотворительность подразумевает помощь любому, ее оказание ограничивается лишь по признаку актуальности. Сострадание не различает своего и вражеского солдата, если они одинаково беспомощны. Значит, в суровых условиях войны высшее проявление сострадания должно носить характер «Inter arma caritas» («милосердие между армиями» — лат.). А это и есть девиз Красного Креста — организации, к образованию которой мир подтолкнула именно Крымская война и стихийно возникшие отряды сестер милосердия.

В 1864 году шестнадцать государств Европы и Америки подписали Женевскую конвенцию: отныне каждый, кто отмечен повязкой с красным крестом, должен был «спасать и охранять всех, чья кровь оросила поле чести, не различая ни друзей, ни врагов». Так возник международный союз, эмблемой которого стал Красный крест на белом фоне. Как следствие, повсеместно начали создаваться национальные общества Красного Креста. Формы руководства этих обществ соответствовали традициям каждой конкретной страны. Но общей чертой новых образований было непосредственное подчинение их военным министрам.

В России подобные социальные институты были не в новинку. К тому времени уже более полувека действовал особый комитет по оказанию помощи раненым, учрежденный Александром I. Инициаторами создания новой организации в России в контексте Женевской конвенции стали близкие к императорскому двору дамы: фрейлина Саблина и баронесса Фредерикс. Только что возникшее Общество попечения о раненых и больных воинах (первоначальное название Российского Общества Красного Креста, сокращенно РОКК) было принято под высокое покровительство императрицы.

Несмотря на то, что сестры милосердия получали некоторое вознаграждение за работу (вряд ли оно может идти хоть в какое-то сравнение с опасностью, которой они себя подвергали), в программных документах Общества попечения указывалось на явный приоритет благотворительных аспектов в их работе. Предписывалось «искать своих деятелей прежде всего не по найму, но по призванию и из лиц, готовых на самоотвержение не по какому-либо минутному увлечению, но по глубокому сознанию нравственного долга и способных на всевозможные лишения».

Будущее Красного Креста было определено надолго вперед: присутствие сестер милосердия на полях сражений становилось обычным явлением. Более того, и в мирное время находилась для них работа. В их поле зрения попадали стихийные бедствия — пожары, голод, эпидемии, наводнения, засухи, землетрясения.

Работы было много, много требовалось и умелых женских рук. Готовить сестер милосердия стали различные организации, в первую очередь — так называемые сестринские общины. Это были светские по духу и благотворительные по сути объединения. Одно из правил внутреннего распорядка в такой общине гласило: «Вы перестанете быть сестрами, если даже во время болезни потребуете себе чего-нибудь изысканного».

В создании массового института светских общин ведущую роль играла Россия, тогда как в государствах Западной Европы преимущество было за религиозными общинами. Основное отличие уставов последних, по крайней мере в России, заключалось в приоритете духовного состояния, а не профессиональных навыков; причем «специальное приготовление сестер милосердия» не было единственной целью общин, находящихся в ведении Святейшего Синода и даже далеко не первой в их уставном перечне.

Светские же общины как бы и возникли с одной целью — лишь для обучения медицинского сестринского персонала, подготовки его для работы в условиях войны. «Строгая дисциплина, строгое исполнение обязанностей, заботливое отношение к больному — таковы единственные требования, предъявляемые к сестре милосердия», — подытоживает в 1914 году историк краснокрестного движения.

Если попытаться провести аналогии с современностью, то по уровню специальных знаний и навыков сестру милосердия светской общины следовало бы поместить, скорее всего, между сиделкой и медицинской сестрой. Следующей ступенью в иерархии медицинского персонала были так называемые сестры-фельдшерицы, которых тоже готовил РОКК. Первое Училище для лекарских помощниц и фельдшериц было основано в 1879 году Петербургским Дамским лазаретным комитетом. Именно оно и положило начало женским медицинским курсам. В этом училище обучение продолжалось четыре года, а слушательницам преподавали уже вполне научные дисциплины: физику, химию органическую и неорганическую, анатомию, гистологию, эмбриологию, токсикологию, общую патологию, латинский язык и т. п.

Для проведения практических занятий с сестрами милосердия общины имели свои больницы, амбулатории и аптеки. В мирное время все эти учреждения оказывали квалифицированную помощь населению, а в военное, согласно параграфу 131 устава РОКК, вместе с «наличным и изъявившим на то согласие запасным персоналом» они поступают в распоряжение Главного Управления Красного Креста. Затем, исходя из создавшегося положения, община приступала к подготовке новых сестер в ускоренном режиме.

Учитывая столь серьезное предназначение будущих выпускниц, правила приема в светские общины были достаточно жесткими. Желающие поступить туда в возрасте от 18 до 40 лет должны были представить необходимые документы: метрическое свидетельство, вид на жительство, свидетельство об образовании; а несовершеннолетним также полагалось заручиться разрешением родителей.

Разразилась Первая мировая война, и снова женщины оказались на передовой, не разбирая сословных различий. Сестры милосердия, прошедшие подготовку в Старо-Екатерининской больнице Москвы, отбыли в действующую армию. Дочь морского министра работала в Николаевском морском госпитале в Петрограде, а дочь председателя Совета министров оправилась на фронт сестрой милосердия. В этом же звании состояла Александра Львовна Толстая. В первые месяцы войны на театр военных действий отбыл писатель Куприн со своей супругой — сестрой милосердия.

Очень скоро стали приходить сообщения о героическом поведении сестер на фронте. Уже на третий месяц войны Елизавета Александровна Гиренкова была награждена орденом Св. Георгия I степени «за выдающуюся храбрость, проявленную под огнем неприятеля при оказании помощи раненым». Баронесса Евгения Петровна Толль к концу второго года войны была трижды ранена, награждена крестом Св. Георгия IV степени и представлена к третьей и второй степеням.

Первого января 1814 г. двадцать четыре избранные вдовы Петербургского Вдовьего дома официально приступили к работе в назначенной императрицей и Попечительским советом больнице с целью облегчить душевные и телесные страдания больных (впрочем, еще раньше был предпринят некоторый опыт ухода за пациентами в больнице для бедных).

Чуть больше чем через год, 12 марта 1815 г., испытуемые вдовы были посвящены в звание сердобольных. Императрица собственноручно возложила на каждую вновь установленный знак отличия – на шейной зеленой ленте серебряный крест, с одной стороны которого было изображение Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радости, а с другой – надпись «Сердоболие». Знак носился пожизненно, вне зависимости от прекращения службы.

Не просто на улице, а на театре военных действий в Крыму продемонстрировали свои белые чепчики сестры Крестовоздвиженской общины (Петербург), специально созданной осенью 1854 г. великой княгиней Еленой Павловной для попечения о раненых и получившей руководство в лице выдающегося хирурга Н.И. Пирогова. Впервые дамы (кстати, из самых что ни есть благородных) появились даже не в окраинных кварталах столицы и не в больнице для бедных, а среди грязи и смрада войны, среди гибнущих тысячами солдат и офицеров. Гибнущих нередко от слабости тогдашней медицинской науки и, что самое страшное, от неумения организовать в принципе врачебную помощь и необходимый уход за ранеными, контуженными и больными.

В этой мясорубке крестовоздвиженские сестры, не гнушавшиеся самой тяжелой и опасной работы, оказались бесценными помощницами. Во многих лазаретах и перевязочных пунктах можно было видеть сестер разного возраста в коричневых платьях с белыми передниками, отмеченных золотым крестом на голубой шейной ленте. Дальнейшее становление и развитие сестринского дела в России связано преимущественно с деятельностью Общества попечения о раненых и больных, созданного в 1867 г. и через двенадцать лет получившего привычное нам название «Российское Общество Красного Креста» (далее – РОКК).История движения сестер милосердия чрезвычайно богата. Она продолжает писаться и сегодня, поскольку женщин, которые избрали своей жизненной стезей служение милосердию, можно встретить в любой точке мира.

Программа «Сиделки» – благотворительная программа Православной службы помощи «Милосердие» для сбора средств на оплату сиделок для тяжелобольных стариков, детей и взрослых. Программа помогает инвалидам, больным боковым амиотрофическим склерозом, детям с редкими неизлечимыми заболеваниями. У программы «Сиделки» сейчас 31 подопечный в возрасте от 5 до 95 лет. Для работы программы постоянно нужны средства.В программе «Сиделки» работают сестры милосердия Свято-Димитриевского сестричества, или сестры проверенных коммерческих служб. Каждая сиделка, участвующая в программе, проходит собеседование в сестричестве, а для контроля и корректировки ухода назначается сестра-куратор.Финансирование программы происходит за счет частных пожертвований. «Сиделки» постоянно нуждаются в финансовой поддержке. Нашим благотворителем может стать каждый.

www.miloserdie.ru

Женщины на войне: сестры милосердия.

Женщины стали мелькать в военных делах ещё со времён Троянской войны. Но чаще всего они либо считались причиной раздоров, либо становились боевыми трофеями. В самых крайних ситуациях женщины помогали с обороной. Но с середины XIX века дамы начали регулярно принимать участие в войнах — и вклад их оказался огромным.

Крестовоздвиженская община

На войне всегда всего не хватает. И особенно остро не хватает младшего и среднего санитарного персонала.

Если почитать требования, предъявляемые к хорошему санитару, то станет ясно: за такого человека передерутся все строевые командиры. Санитар должен быть умным, ловким, аккуратным, проворным, сильным и честным — прямо-таки идеал солдата!

На практике работать санитарами чаще всего направляли отходы обучения — слишком тупых, слишком неуклюжих… Проблему эту вскоре заметили, и от командования пришло решение: создать общину милосердных сестёр во Христе, которые бы добрым словом и правильным действием приносили облегчение раненым.

Первой такой общиной в мире стала Крестовоздвиженская община милосердных сестёр, а также присоединившиеся к ним сердобольные вдовы.

Разумеется, вначале их не приняли всерьёз. Великий пессимист князь Меньшиков, главнокомандующий в Крыму, меланхолически заметил: «Вы при этой общине сифилитическое отделение открыть не забудьте». Почитать устав ему было некогда: сёстры, помимо прочего, давали подписку о целомудрии в течение службы.

Портрет Даши Севастопольской

Дочь простого матроса Даша Севастопольская — Дарья Лаврентьевна Михайлова — оборудовала на свои средства перевязочный пункт и очень много сделала для раненых; но в общину эту не попала.

Именно с Крестовоздвиженской общиной приехал в Крым Николай Иванович Пирогов, и крымский опыт лёг в основу знаменитой книги «Начала общей военно-полевой хирургии». Его инструкции для сестёр общины предписывали заботиться о собственном здоровье.

Вместе с врачами сёстры проделали гигантскую и самоотверженную работу. Семнадцать из них погибли (в основном, от болезней: почти все переболели тифом).

Сёстры Крестовоздвиженской общины с попечителями незадолго до отправки во Владивосток, 1904 год

80 сестёр милосердия после окончания войны выразили желание продолжить работу в мирное время. Первыми больницами с участием женского персонала в России стали Кронштадский и Калинкинский военно-морские госпитали.

Флоренс Найтингейл

Независимо от Крестовоздвиженской общины из Англии в Турцию — а затем в Крым — приехали 38 женщин во главе со знаменитой Флоренс Найтингейл: медсестрой и национальной героиней Британии. Она родилась в аристократической семье, имела много возможностей проявить самые разнообразные таланты, но выбрала тот, из-за которого и порвала с семьёй — уход за больными.

В октябре 1854 года Флоренс было 34 года, и она уже занимала должность суперинтенданта (директора) в учреждении по уходу за больными аристократками. Иными словами, у неё был практический опыт как в уходе за пациентами, так и в грамотной организации.

Флоренс Найтингейл

В Крыму она застала настоящий медицинский ад. Толпившиеся в палатах раненые и больные, полное пренебрежение к послеоперационному уходу, голод, холод и крысы.

По настоянию «дамы с лампой» (так Флоренс прозвали за ночные обходы палат) госпитали расширили, питание улучшили, по подписке собрали значительные средства, и к концу Крымской войны всё преобразилось. Самые банальные (с современной точки зрения) меры типа «протопить печку, вымыть полы и накормить не плесневелыми сухарями, а мясным супом» — творили чудеса.

После войны Флоренс Найтингейл сыграла огромную роль в реформе медицинской службы армии Великобритании.

Например, она ввела такие усовершенствования, как оснащение госпиталей системой канализации и обязательная подготовка всего больничного персонала.

Женское бюро и мамаша Бикердайк

Разумеется, в ходе Гражданской войны в США женщины не могли оставаться в стороне!

Набор возражений был стандартный: женщина упадёт в обморок при виде крови, не сможет встроиться в командную цепочку армии; женщина — это соблазн и падение нравственности; женщине нельзя видеть обнажённое мужское тело.

Но требования морализаторов отступили перед требованиям армии.

Доротея Дикс, основательница приютов для умалишённых, 19 апреля 1861 года явилась к Военному Секретарю США, основала Женское бюро армии США и стала «суперинтендантом санитарок».

По мнению мисс Дикс, потенциальная санитарка должна была быть старше тридцати, здоровой, внешне непривлекательной, одеваться просто «почти до отвращения» («plain almost to repulsion in dress»). Также она должна уметь готовить согласно больничным диетам и не носить никаких украшений. Жалованье (40 центов в день) тратится либо на улучшение рациона (разумеется, ни капли спиртного!), либо на благотворительность.

Экзаменовали кандидаток в Вашингтоне, Чикаго и Сан‑Луи.

Помимо организованных санитарок в госпиталях работали монашки и неорганизованные доброволицы... головная боль для любой больницы. «Они хотели немного, — иронически писал доктор Бринтон, — только комнату, постель и зеркало». (Для женщины из общества, привыкшей к прислуге, это примерно как для типичной нашей современницы «два квадратных метра на полу, пенка, спальник и зубная щётка»).

Беда была в том, что комнат, кроватей и зеркал не хватало. Бринтон предпочёл пятнадцати доброволицам пятнадцать монашек, которые без жалоб разместились в одной комнате и понимали, что такое дисциплина.

Доротея Дикс

К 1863 году мисс Дикс достала всех. Она требовала, чтобы её санитарки руководили мужским персоналом, подчиняясь только врачам. При этом она работала очень много, была у всех на виду и убрать её казалось решительно невозможным.

Наконец руководство пошло на классический обходной маневр: 29 октября 1863 года официальным приказом Доротею назначили вторым человеком после Генерального Хирурга по всем вопросам, связанным с санитарками. И первое распоряжение Генерального Хирурга Барнса по санитаркам было следующим: принимать женщин без различия возраста, роста и внешности.

Текучесть кадров стала огромной, но одно ясно — по количеству участниц Женское бюро в десятки раз превзошло все предыдущие опыты.

Были доброволицы, которые не вписывались ни в какие рамки.

Знаменитая мамаша Бикердайк, закалённая годами семейной жизни, являлась в госпитали с лозунгом «Генеральная уборка!».

Мамаша Бикердайк разбирается с неосторожным хирургом

Под её руководством к отдраиванию всего, что можно отдраить, привлекались и выздоравливающие, и санитары, и врачи. Если начальник госпиталя приходил на шум и интересовался: «От кого это миссис получила полномочия командовать в госпитале?», ответ был простым и неопровержимым: «От Господа нашего всемогущего». После этого и начальник получал тряпку и фронт работ…

«Мамаша» не признавала госпитальных диет и возила с собой запасы самодельных сиропов, которыми щедро снабжала солдат.

Всех их — и «санитарок мисс Дикс», и католических монашек, и протестанток, и просто доброволиц — солдаты называли «сёстрами милосердия» и очень любили.

Хотя, конечно, не обходилось без эксцессов. В воспоминаниях одной сестры упоминается пациент, который при виде приближающейся санитарки быстро раздевался догола, ложился поверх одеяла и кричал: «Сестрица, посмотрите-ка, что у меня есть!».

На Юге процесс внедрения санитарок проходил более деловито и без скандалов. Закон приняли в сентябре 1862 года. Он устанавливал строгий норматив: две сестры-хозяйки на каждый госпиталь, две их помощницы, две сестры-хозяйки на палату и «другие санитарки и повара по необходимости, лучше всего — женщины».

Мужчин из госпиталей быстро забирала война, их места довольно естественно занимали женщины. Богатые дамы работали и помогали деньгами (а у любого нормального плантатора жена была главным бухгалтером и старшей медсестрой поместья), девушки среднего достатка просто работали, а совсем бедные даже получали жалованье.

Первые шаги женской помощи в военно-медицинском деле поначалу казались неуклюжими, наивными и неловкими. Но женская отвага, храбрость и решительность посрамили скептиков и навсегда остались в мировой истории.

homsk.com

Быть сестрой милосердия. Женский лик войны

Бакунина, Чеботарева, Вревская...Сестры милосердия. Их имена, как и многие другие, навеки остались в нашей истории. Книжное издательство "Алгоритм" уже несколько лет активно пополняет новинками популярную серию «Как жили женщины разных эпох». Меняются страны и века, сословия и род занятий, но неизменным остается желание рассказать об образе жизни женщин. Кроме авторских исследований, в серию включены воспоминания очевидцев исторических событий. Книга «Быть сестрой милосердия. Женский лик войны» представляет собой подобный сборник.

В него вошли «Воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской общины (1854-1860)» Е.М. Бакуниной, дневник «В дворцовом лазарете в Царском Селе» В.И.Чеботаревой, стихотворение «В багровом зареве закат шипуч и пенен...» Сергея Есенина и строки Тургенева, посвященные памяти баронессы Ю.П. Вревской. В середине девятнадцатого века во время Крымской войны впервые к уходу за ранеными были привлечены сестры милосердия. В знак их заслуг был учрежден памятный серебряный позолоченный крест. Первыми сестрами милосердия стали сестры Крестовоздвиженской общины. Среди них были как жены, вдовы и дочери дворян, помещиков, офицеров, купцов, так и женщины из простого народа. Их объединяло желание быть полезными своей родине. Община была учреждена Великой княгиней Еленой Павловной. Руководил деятельностью сестер милосердия Николай Иванович Пирогов, знаменитый врач. Крестовоздвиженская община сестер милосердия позднее стала прообразом организаций Красного Креста.Работать приходилось много и часто в непростых условиях. Об этом пишет в своих воспоминаниях Е. М. Бакунина. Ухаживали за ранеными, стараясь облегчить их страдания, делали перевязки, бывали и при операциях. Отмечая работу сестер милосердия, говорила о них как о "ходатайницах" за интересы больных и раненых. И, несмотря на то, что многие из первых сестер милосердия не имели образования, они быстро обучались сестринскому делу, становясь настоящими профессионалами. Эти женщины спасали людей не только в годы Крымской, но и Русско-японской, Первой мировой войны.Баронесса Юлия Петровна Вревская была сестрой милосердия полевого госпиталя Российского Красного креста в годы русско-турецкой войны. Она умерла, заразившись тифом, ее так и похоронили - в платье сестры милосердия. Екатерина Михайловна Бакунина стала героиней двух войн 19 века. Валентина Ивановна Чеботарева числилась старшей сестрой Дворцового лазарета, она находилась там рядом с императрицей Александрой Федоровной и Великими Княжнами Ольгой и Татьяной, которые также были сестрами милосердия.Читатель приоткроет для себя малоизвестные страницы истории, узнает о том, что волновало этих женщин, об их характерах и судьбах. Книга дополнена черно-белыми фотографиями и репродукциями картин на военную тематику.

lounb.ru

Читать онлайн "Быть сестрой милосердия. Женский лик войны" автора Первушина Елена Владимировна - RuLit

Быть сестрой милосердия

Женский лик войны

авт. – сост. Елена Первушина

Серия «Как жили женщины разных эпох»

© Е. Первушина (авт. – сост.), 2016

© ООО «ТД Алгоритм», 2017

* * *

И. С. Тургенев

Памяти Ю. П. Вревской

На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный госпиталь, в разоренной болгарской деревушке – с лишком две недели умирала она от тифа.

Она была в беспамятстве – и ни один врач даже не взглянул на нее; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались с своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка.

Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы завидовали ей, мужчины за ней волочились… два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.

Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи… она не ведала другого счастия… не ведала – и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась – и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.

Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал никогда – а теперь, конечно, не узнает.

Да и к чему? Жертва принесена… дело сделано.

Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу – хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.

Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!

Эти строки посвящены Юлии Петровне Вревской, фрейлине императрицы Марии Александровны и близкому другу И. С. Тургенева. Во время русско-турецкой войны Юлия Петровна работала сестрой милосердия полевого госпиталя Российского Красного Креста. В январе 1878 года заболевает тяжелой формой сыпного тифа. Скончалась 5 февраля 1878 года и была похоронена в платье сестры милосердия около православного храма в городе Бяле.

Юлия Петровна Вревская (1838–1878) – баронесса, урожденная Варпаховская.

Друг Ивана Сергеевича Тургенева.

Во время русско-турецкой войны – сестра милосердия полевого госпиталя Российского Красного креста

Е. М. Бакунина

Воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской общины (1854–1860)

В майской книге «Вестника Европы» за 1893 год, в статье «Накануне реформ», я нашла, что кроме признания интереса исторического и литературного достоинства, заключавшегося в известных воспоминаниях И. С. Аксакова, – в этой статье высказывалось и желание узнать более про то интересное, а для нас, живших тогда, ужасное и тяжелое время. Это дало мне мысль напечатать мои записки с 1854-го по 1860 год.

В ноябре 1854 года великая княгиня Елена Павловна устроила Крестовоздвиженскую общину; я в нее поступила; тогда это казалось очень ново, и многие были против этого. Сестры поехали прямо в Севастополь, и там Николай Иванович Пирогов был нашим главным начальником и руководителем.

Были мы при 1-м перевязочном пункте, на южной стороне Севастополя. Мы ее оставили только уже тогда, когда Малахов курган был занят неприятелем, так что все это происходило на наших глазах. Когда же пришлось нам переехать в Симферополь, я, по желанию Николая Ивановича Пирогова, четыре раза провожала транспорты раненых и больных. Боже, что это было за трудное и мучительное время! В феврале умерла наша сестра-настоятельница Екатерина Александровна Хитрово, и великая княгиня назначила меня сестрой-настоятельницей. Я, побывав в Петербурге, опять вернулась в Крым и ездила по всем госпиталям, где служили наши сестры в десяти городах. Когда же в конце 1856 года военно-временные госпитали были закрыты, мы все съехались в Петербург; тут великая княгиня занялась устройством постоянной общины в Петербурге, и тогда я переписывалась с Николаем Ивановичем Пироговым; его письма помещены в моих записках. Для той же цели я ездила в Берлин и Париж, чтобы видеть устройство тамошних общин. Записки мои кончаются в половине 1860 года, когда я оставила общину.

Я не начну своих воспоминаний, как мог это делать талантливый автор писем из эпохи Крымской войны И. С. Аксаков, – с самых первых дней моей молодости: она прошла так, как в то старое время проходила жизнь девушек нашего звания, то есть в выездах, занятиях музыкой, рисованием, домашними спектаклями, балами, на которых я, должна признаться, танцевала с удовольствием, и, может быть, вполне заслужила бы от нынешних девиц, посещающих лекции и анатомические театры, название «кисейной барышни». Но тогда мы все были такие, и мое желание поступить в сестры милосердия встретило сильную оппозицию родных и знакомых.

www.rulit.me

Как стать сестрой милосердия — Свято-Троицкий храм г. Балаково

На богослужения в Свято-Троицкий храм сестры милосердия редко приходят в своей красивой форменной белой одежде с красным крестом. Не привыкли эти люди творить добро на показ и выделяться среди прихожан, как в Евангелии от Матфея: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (6:3-4).

В преддверии дня памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого), покровителя сестричества, мы решили рассказать о специфике сестринского служения  и о том, как стать сестрой милосердия. Наш собеседник — ответственная за работу социальной службы Свято-Троицкого храма г. Балаково, координирующая сестра милосердия Галина Александровна Ворожейкина.

***

— Галина Александровна, хотелось бы подробно поговорить о сестринском служении: где сестры трудятся и что входит в их обязанности?

— В ноябре месяце нашему волонтерскому движению исполнится 7 лет. Когда мы только начинали работать, очень хотелось, чтобы все воспринимали сестричество серьезно и доверяли, чтобы медицинские работники поняли, как мы им нужны. И на самом деле, сейчас я с уверенностью могу сказать — мы состоялись, к нам просьба только одна: «Давайте больше сестер милосердия».

Сестры милосердия помогают постовой медсестре в уходе за больными. Наш рабочий день начинается в 8 часов утра. Первым делом сестра разносит по палатам святую воду и просфору для всех желающих, я имею в виду православных. Во время завтрака и обеда в обязанности сестры входит кормление лежачих больных.

Очень часто нас просят сопровождать больных для прохождения УЗИ, различных процедур, бывает, что человека переводят из одного отделения в другое, или в другую больницу, мы тоже в этом случае помогаем. По просьбе больных ходим в аптеку за лекарствами, либо в магазин за продуктами питания, а при выписке из больницы одиноких больных,  нуждающихся в помощи, сопровождаем до дома.

Сестры милосердия следят за чистотой: наводят порядок в тумбочках, моют посуду, проветривают палату.

Наши сестры трудятся в разных отделениях Городской больницы (гнойная хирургия, плановая хирургия, глазное отделение, детское отделение и др.). Недавно мы взяли шефство над хосписом, находящимся рядом с храмом святителя Луки.

Старшая медсестра как-то сказала: «Вы знаете, иногда посидеть рядом с больными и поговорить, очень важно. Нам же некогда, а вы как раз это можете сделать». И действительно, иногда больной возьмет за руку и просит посидеть рядом с ним. А мы же не просто сидим, а Иисусову молитву творим, и происходит невербальное понимание. И глаза в глаза, столько много дают, потому что не все можно сказать вслух, когда в палате много людей. А вот поддержка такая, на самом деле, очень много значит для больных.

Мы помогаем и в Медсанчасти, и в больнице Водников, а в Детской больнице у нас шефство над палатой «отказничков». К ним сестры приходят один раз в неделю, вечером. Гуляют с детьми, играют, занимаются рисованием.

Конечно, отбор у нас есть, человек должен быть готов к такому роду деятельности, потому что здесь большая ответственность. Одежда сестер милосердия обязывает ко многому, мы уже сами себе не предоставлены – мы лицо храма, представители веры православной. К нам так и относятся, а наша задача, беседуя с больными, вести разъяснительную работу о познании основ православной веры.

Мы постоянно учимся общаться с людьми, учимся любить, учимся работать, учимся помогать и сострадать, от нашего умения зависит многое. Иногда заходишь в палату, а там мусульманин лежит, нужно и его не обидеть, и с православными поговорить. Учимся!

— У вас есть другое направление деятельности – милосердная няня. Расскажите об этом.

— В моей практике предабортного консультирования, были случаи, когда мамы не хотели рожать третьего или четвертого ребенка, объясняя желание сделать аборт, трудностями, которые их ждут впереди.

Однажды женщина, оказавшаяся в таком положении, сказала: «У меня двое детей, один —  лежачий инвалид. Я бы родила, если бы была помощь. В моих планах сейчас защитить диплом в институте, да я просто физически не справлюсь с такими нагрузками». Мы предложили ей помощь, она поверила нам и родила ребеночка. Наши сестры в течение года приходили к ней и исполняли роль няни, а она в это время делала свои домашние дела. Институт не бросила, окончила с отличием. И это еще не все, сестры, заботясь о духовном здоровье женщины,  давали ей возможность ходить в храм на Литургию.

Главная ценность православной няни в том, что нам доверяют. Православный человек делает все с любовью, чистыми помыслами и добрым сердцем. Такой опыт есть в Марфо-Мариинской обители в Москве, там, на православных нянь очередь. Думаю, что и мы получили первый положительный опыт. Главное, чтобы люди знали о такой помощи и верили в нас.

— Как часто сестры милосердия собираются вместе, есть ли у вас какие-либо традиции?

— Мы встречаемся, отмечаем праздники, во время чаепития за беседой разговариваем, делимся опытом, обсуждая различные жизненные ситуации, связанные с нашей деятельностью. Когда мы в чем-то сомневаемся, за советом обращаемся к духовнику. Отец Александр нам все растолкует, направив в нужное русло.

На ежемесячных собраниях мы обсуждаем различные вопросы, сестры получают раздаточный материал для больных. На одной стороне листка мы обычно печатаем правило преподобного Серафима Саровского,  на другой – заповеди Божьи и молитву Богородице, нашей первой помощнице во всех делах. Люди, попадая в больницу, не всегда имеют возможность молиться по молитвослову, а короткое правило всегда можно прочитать. Для новоначальных готовим материал о том, так подготовиться к исповеди и причастию Святых Христовых Тайн.

Очень многие люди, особенно одинокие, замыкаясь в себе, несмотря на то, что ходят в храм, не чувствуют, что они нужны кому-то. Зачастую, верующего человека не поддерживают родственники, и человек чувствует себя изгоем. А у нас человек проявляет себя. Работа сестры милосердия, в первую очередь, нужна самой сестре милосердия. После плодотворного дня помощи ближним, приходит чувство, что ты не зря прожила день, ты нужна людям, тебя ждут, тебе рады, а самое главное, тебя понимают и принимают твою веру. В наших сердцах нет одиночества, а это очень важно.

Сестры милосердия учатся главной добродетели христианства – любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор.13:4-7). Если у нас не будет любви, как же мы попадем в Царство Небесное? Первое время, став сестрой милосердия, человек делает все, чтобы  исполнить заповедь Божию о любви и, чувствуя помощь Божью, отдает любовь, делясь ею с другими.

В прошлом году сестры совершили первую совместную паломническую поездку в Ключевскую пустынь. Надеемся, такие поездки станут традицией.

— Галина Александровна, предположим, кто-то из прихожан, увидев объявление с приглашением потрудиться во славу Божию сестрами милосердия, решит пополнить ваши ряды. Сразу же у человека появляются вопросы. Первый закономерный вопрос: кто может стать сестрой милосердия, нужно ли специальное образование или достаточно иметь только желание помогать людям? Есть ли возрастные ограничения?

— Начнем с того, что прихожанка любого храма города может присоединиться к волонтерскому движению сестер милосердия, главное, чтобы у человека было желание, специального образования не нужно – всему обучим. Возрастные ограничения у нас есть, мы принимаем людей до 60-ти лет. В наших рядах есть и пенсионеры, и молодые. Трудящаяся молодежь, как правило, волонтерскую работу выполняют в свои выходные дни – обычно по субботам. В наши ряды мы приглашаем всех, кто хочет помогать людям, а полдня свободного времени, я думаю, при желании всегда можно найти.

— Если человек познакомился с деятельностью сестричества и принял решение стать сестрой милосердия, но мешает сомнение: «А смогу ли я, справлюсь ли?», какой первый шаг нужно  сделать?

— Все очень просто. Нужно позвонить мне по телефону и договорится о собеседовании. На собеседовании мы выясняем: может ли человек сразу работать или ему нужно время для подготовки. Здесь все индивидуально. Я отвечаю на все интересующие вопросы, и если человек принимает решение стать сестрой милосердия, то нужно будет взять благословение у нашего духовника священника Александра Бабича. Затем мы отправляемся в ЦРБ для знакомства и собеседования с главной сестрой больницы, которая несет всю ответственность за работающий персонал. Она скажет, в каком отделении больницы нужна помощь.

И то, что касается лукавых сомнений, о которых вы говорите: «Справлюсь ли я?», они отпадут. Бояться делать добро не надо, надо бояться грешить. Попробовать всегда стоит. У нас были случаи, когда человеку разрешали потрудиться один день, чтобы он мог окончательно определиться в своем выборе.

— Какой график работы у сестер?

— Работают сестры милосердия один раз в неделю с 8 до 14 часов, в любой  удобный день недели, кроме воскресных и праздничных дней.

— Как вы считаете, любому под силу работа сестры милосердия, без каких качеств невозможно работать сестрой?

— Без любви и сострадания. Даже если человек совсем недавно пришел к вере, но в его сердце есть любовь и умение сопереживать другому человеку, тогда все получится.

— Спасибо за интересную беседу. Галина Александровна, сейчас вы можете обратиться к тем, у кого есть желание стать сестрой милосердия или милосердной няней.

— Добро пожаловать в нашу дружную семью! Приглашаем всех, кто заботится о спасении своей души, кто хочет стяжать любовь и быть полезным людям, раздавать добро. Не надо бояться. Господь нам дает время послужить людям и возможность искупить грехи, исполнив заповеди Божьи. Когда мы придем на Суд Божий, Господь нас не спросит: «Сколько раз мы молились днем?» или «Почему не выполнили молитвенное правило?», а спросит о том, что мы сделали для ближних: «Накормили, напоили, в темницу сходили, больному помогли?» Став сестрой милосердия, вы приобретаете багаж, который понесете на Суд Божий. Приходите, ваша помощь очень нужна людям. Мой телефон: 8-927-105-01-55.

Беседовала Н. Зарочинцева

Как стать сестрой милосердия

 

539

Поделимся этой информацией с другими

troickiy.cerkov.ru

Сестра милосердия - Здоровье душевное и телесное - Статьи

Автор: Наталья Гусева

 

 

Что можно о себе написать? Если двумя словами, я – «сестра милосердия». Однако прекрасно понимаю, что от истинной сестры милосердия у меня пока только сестринская форма. Содержание же оной формы оставляет желать лучшего. Так кто она, я? Да просто человек, единственной радостью в жизни которого стало обретение веры. Правда-правда, оглядываюсь на свой путь – и понимаю, что лучшее из всего, что было, – когда Господь, наконец, «устав» от моих жизненных кренов и закидонов, взял меня, как слепого котенка, за шиворот и поставил в Церковной ограде. И самое страшное, чего я боюсь и от чего ежечасно прошу меня оградить, – от выхода за эту ограду. Хоть и тяжко в ней подчас, и обиды, и нестроения бывают, но понимаю каждой клеточкой души, что за нею – моя смерть, даже если она и не будет физической.

Небольшой срок живу я в этой благословенной ограде – с 2001 года. А как начнешь говорить о тех доцерковных годах, так срывается с языка смешная, но очень точная фраза: «Это было в той жизни». Многое было в той жизни: школа, техникум, замужество, рождение сына, друзья, радости и веселье – но какое-то оно всё было мимотекущее. Как-то получалось, что любое увлечение более полугода не длилось, потом внутри поднималась потребность перемен, поиска чего-то нового. Так вот и искала до 2001 года. И, найдя веру и Церковь, долго еще боялась: а вдруг и это «не настоящее», «не то». Боялась и страшилась, потому что понимала – не умом, даже не душой, а каким-то кусочком сердца – это то, чего всегда ждала, чего именно не доставало.

И, пожалуй, единственным моим Поступком (именно так, с большой буквы) стало мое сопротивление членам семьи, которым не по душе пришлось мое стремительное вхождение в веру. Поистине бунт на корабле, ибо была я довольно податлива и обычно наплевательски настроена: ну, не хотите, чтобы я занималась этим делом, – не беда, найду другое. А тут вдруг – твердое нет любой попытке внушения, что «Бог должен быть в душе», что «в церковь только полоумные старухи еженедельно ходят». Чего только не наслушалась! Мама, конечно, как близкий и понимающий человек, просто-таки заставила себя попробовать меня понять. Как результат, она со мною в Сестричестве, сестра милосердия. Муж ушел, хотя и не из-за Церкви: нестроения были и до этого – просто всё встало на свои места и дошло до логического завершения.

Сын уже достаточно взрослый – держит нейтралитет, ищет свой путь. Со временем научилась воспринимать это спокойно, перестала пытаться «тащить на удавке в рай». «Каждый выбирает по себе...»

Не могу сказать, что мои «крены» волшебным образом прекратились, поэтому духовнику моему искренне не позавидуешь в плане руководства такой «овечкой». Что же у меня есть, и чего у меня нет? Есть у меня в жизни теперь прекрасный духовный наставник, который умудряется терпеть мои «взбрыки» и молитвенно усмирять все желания «рвануть на баррикады»; есть 30 сестер, 5 братьев милосердия, есть помогающие нам женщины и мужчины, есть мои любимые и дорогие больные. А вот чего в моей жизни, слава Богу, нет – так это скуки, желания чего-то «остренького», «свеженького», «гламурненького». Нет желания жить мишурно-искусственной жизнью – увлекаться, чем модно, отдыхать, где модно, любить, кого модно. Есть пьянящее своей свежестью ощущение нужности – не суперменского всемогущества, а благодарности Богу за то, что привел именно в то место, где мои не очень умелые руки, не очень кроткий нрав, очень несдержанный язык все-таки могут найти себе применение, могут подсказать нуждающемуся человеку, Кто его любит, Кто его утешит, Кто ему поможет...

Вот за это благодарю, вот этого всегда желаю, и вот это – ни на что не променяю.

Н. Гусева,старшая сестраправославного сестричествапри 15-й Санкт-Петербургскойгородской больнице

 

Главное в работе сестры милосердия – христоцентричность служенияАвтор: Наталья ГусеваСлужение сестры милосердия - это очень нужная деятельность, но со стороны она может казаться неподъемно тяжелой.И это может порождать непонимание окружающих. Действительно, зачем человеку нужно выполнять тяжелую грязную работу, не получая, зачастую, благодарности, а лишь одни упреки? Это такая форма самореализации? Поиск хорошего жениха для незамужних девушек? Непониманий и домыслов немало.Зачем это нужно? Что дает это тяжелое служение самой сестре милосердия? Как при этом не сломаться, не очерстветь душой?

 

У порога. Будни сестры милосердияАвтор: Наталья ГусеваУ нас, зачастую, складывается не очень правильное представление о деятельности сестер милосердия: девушка в белом платочке что-то щебечет о вечном у постели больного, пытается облегчить его участь. И все?О том, с чем приходится сталкиваться в работе, рассказывает Наталья Гусева - старшая сестра православного сестричества при Санкт-Петербургской 15-ой городской больнице. 

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

www.pravklin.ru

Книга "Быть сестрой милосердия. Женский лик войны" из серии Как жили женщины разных эпох

Авторизация

или
  • OK

Поиск по автору

ФИО или ник содержит: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н ОП Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю ЯВсе авторы

Поиск по серии

Название серии содержит: Все серии

Поиск по жанру

  • Деловая литература
  • Детективы
  • Детские
  • Документальные
  • Дом и Семья
  • Драматургия
  • Другие
  • Журналы, газеты
  • Искусство, Культура, Дизайн
  • Компьютеры и Интернет
  • Любовные романы
  • Научные
  • Поэзия
  • Приключения
  • Проза
  • Религия и духовность
  • Справочная литература
  • Старинная литература
  • Техника
  • Триллеры
  • Учебники и пособия
  • Фантастика
  • Фольклор
  • Юмор

Последние комментарии

taba taba Хан

А по мне так можно и почитать. Конечно, наворочено всего, но это то и держит в процессе чтения.

Мила Михневич Мила Михневич Отбор для Черного дракона

Ничего подобного - книга просто потрясающая. Прочлась "на одном дыхании"!

Tararam Tararam Хорошие девочки получают все

Героини - две крайности: стерва и покорный ангелочек. Одна своим примером учит другую быть твёрже и наконец-то начать отстаивать свои интересы, а вторая помогает сделать первую "милой". Написано с юмором.

valyavik valyavik Отбор для Черного дракона

Про драконов люблю,но здесь мне было реально скучно.

anitableik33.35@gmail.com [email protected] Реальная виртуальность (СИ)

Втора часть будет?

Natalija Natalija Строгие правила (СИ)

Ерунда полнейшая!!!!! Нудно, однообразно. 

Tararam Tararam Семь способов отшить бойфренда

Роман с комедийным налётом. Без трагедий и серьёзных психологических проблем у героев. Читается легко.  На пятёрку с "минусом".

Главная » Книги » Как жили женщины разных эпох
 
 

Быть сестрой милосердия. Женский лик войны

Быть сестрой милосердия. Женский лик войны
Автор: Бакунина Екатерина Михайловна, Чеботарева Валентина Ивановна Жанр: Биографии и мемуары Серия: Как жили женщины разных эпох Язык: русский Год: 2017 Издатель: Алгоритм ISBN: 978-5-906914-31-6 Добавил: Admin 24 Мар 17 Проверил: Admin 24 Мар 17 События книги Формат:  FB2 (1586 Kb)  RTF (1720 Kb)  TXT (1543 Kb)  HTML (1549 Kb)  EPUB (1713 Kb)  MOBI (3897 Kb)  JAR (222 Kb)  JAD (0 Kb) Скачать бесплатно книгу Быть сестрой милосердия. Женский лик войны Читать онлайн книгу Быть сестрой милосердия. Женский лик войны
  • Currently 0.00/5

Рейтинг: 0.0/5 (Всего голосов: 0)

Аннотация

Настоящая книга представляет собой сборник воспоминаний сестер милосердия. Эти женщины спасли тысячи жизней в годы Крымской, Русско-японской и Первой мировой войны. Записки сестер милосердия как нельзя лучше рассказывают о героической работе Российского Общества Красного Креста во время военных действий и эпидемий. Вы узнаете о жизни самих сестер милосердия, о проблемах, которые их волновали, об их характерах и судьбах.

Объявления

Загрузка...

Где купить?

Нравится книга? Поделись с друзьями!

Другие книги серии "Как жили женщины разных эпох"

Быть сестрой милосердия. Женский лик войны

Быть сестрой милосердия. Женский лик войны

Быть принцессой [Повседневная жизнь при русском дворе]

Быть принцессой [Повседневная жизнь при русском дворе]

Наложницы. Тайная жизнь восточного гарема

Наложницы. Тайная жизнь восточного гарема

Быть гувернанткой. Как воспитать принцессу

Быть гувернанткой. Как воспитать принцессу

Смольный институт. Дневники воспитанниц

Смольный институт. Дневники воспитанниц

Быть дворянкой. Жизнь высшего светского общества

Быть дворянкой. Жизнь высшего светского общества

Похожие книги

Дневник американского солдата

Дневник американского солдата

Лев Гумилев: Судьба и идеи

Лев Гумилев: Судьба и идеи

Хронико либеральной революции. (Как удалось отстоять реформы)

Хронико либеральной революции. (Как удалось отстоять реформы)

Сулейман. Султан Востока

Сулейман. Султан Востока

Горький, Москва, далее везде

Горький, Москва, далее везде

Залпы с берега

Залпы с берега

Жизнь в искусстве

Жизнь в искусстве

Скупые годы

Скупые годы

Путешествие в некоторые отдаленные страны мысли и чувства Джонатана Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях

Путешествие в некоторые отдаленные страны мысли и чувства Джонатана Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях

Как я продавал виагру

Как я продавал виагру

100 великих авантюристов

100 великих авантюристов

Любовь Орлова

Любовь Орлова

Комментарии к книге "Быть сестрой милосердия. Женский лик войны"

Комментарий не найдено
Чтобы оставить комментарий или поставить оценку книге Вам нужно зайти на сайт или зарегистрироваться
 

www.rulit.me