Немецкий истребитель танков Е-10 Хетцер II. Е 10


Немецкий истребитель танков Е-10 Хетцер II » Военное обозрение

Е-10 был представителем танков новой концепции, конструкция которых была призвана максимально унифицировать производство. Е-10 рассматривался в качестве тестовой платформы для всего поколения танков с индексом Е, прежде всего двигателей, а так же компонентов трансмиссии и ходовой.

Он должен был стать лёгким безбашенным истребителем танков, а так же разведывательной машиной, спроектированный компанией «Klockner- Humboldt-Deutz» из города Ульм.

Эта фирма до проекта Е-10 вообще никогда не занималась разработкой бронетехники. Силовой установкой на Е-10 должен был стать установленный в задней части корпуса Maybach HL 100 с водяным охлаждением, мощностью 400 л.с. или Argus с воздушным охлаждением, мощностью 350 л.с.. После установки впрыска топлива и усовершенствованной системы охлаждения мощность двигателя со Maybach HL 100 должна была быть поднята до 550 л.с. при 3800 об / мин.

Комбинированная система из гидродинамической трансмиссии и рулевого управления должна была производиться фирмой Voith. Система так же должна была устанавливаться в задней части танка, что упрощало бы её демонтаж и обслуживание. Такая схема размещения также позволяла увеличить пространство боевого отделения танка. Отсек двигателя и задние бронеплиты планировалось сделать полностью съёмными, чтобы имелась возможность демонтировать двигатель и трансмиссию единым блоком. Ожидалось, что максимальная скорость танка должна была составлять 65-70 км/ч. Хотя обозначение Е-10 подразумевало вес машины до 10 тонн, теме не менее, масса нового танка должна была составить около 16 тонн.

На танк планировалось устанавливать 75 мм орудие Pak 39 L/48, практически то же самое, что устанавливалось на истребитель танков Hetzer. В процессе производства оно могло быть заменено жёсткозакреплённой версией (Starr) того же орудия. Подвеска на внешних рычагах, с использованием шайб Belleville как пружин.

С каждой стороны машины имелось по 4 внешних рычага, на каждый из которых устанавливалось стальное обрезиненное колесо, диаметром 1000 мм. Колёса поочерёдно перекрывали друг друга и устанавливались попарно слева и справа от однорядных зубьев трака. Одной из возможностей танка было регулировать величину клиренса. Достигалось это с помощью гидравлики. Высота машины могла варьироваться от 1400 до 1760 мм. Бронирование составляло 60 мм на верхнем лобовом листе, наклонённая под углом 60 °, 30 мм на нижнем лобовом листе и 20 мм на всех остальных бронелистах.

E-10 так и не пошёл в производство, а выполнение его роли было возложено на близкий по размерам, но конструктивно более простой Jagdpanzer 38(d), базировавшийся на удлинённой версии шасси устаревшего чешского Panzer 38(t) с новым двигателем.

topwar.ru

Немецкий истребитель танков Е-10 Хетцер II.

В статье «Нереализованные проекты Третьего Рейха - Е-25 Ягуар» возникло подозрение что именно эта машина является развитием знаменитого Хэтцера. Но я написал, что продолжением Хэтцера была другая машина, эта статья о ней.

Е-10 был представителем танков новой концепции, конструкция которых была призвана максимально унифицировать производство. Е-10 рассматривался в качестве тестовой платформы для всего поколения танков с индексом Е, прежде всего двигателей, а так же компонентов трансмиссии и ходовой.

Он должен был стать лёгким безбашенным истребителем танков, а так же разведывательной машиной, спроектированный компанией «Klockner- Humboldt-Deutz» из города Ульм.

Эта фирма до проекта Е-10 вообще никогда не занималась разработкой бронетехники. Силовой установкой на Е-10 должен был стать установленный в задней части корпуса Maybach HL 100 с водяным охлаждением, мощностью 400 л.с. или Argus с воздушным охлаждением, мощностью 350 л.с.. После установки впрыска топлива и усовершенствованной системы охлаждения мощность двигателя со Maybach HL 100 должна была быть поднята до 550 л.с. при 3800 об / мин.Комбинированная система из гидродинамической трансмиссии и рулевого управления должна была производиться фирмой Voith. Система так же должна была устанавливаться в задней части танка, что упрощало бы её демонтаж и обслуживание. Такая схема размещения также позволяла увеличить пространство боевого отделения танка. Отсек двигателя и задние бронеплиты планировалось сделать полностью съёмными, чтобы имелась возможность демонтировать двигатель и трансмиссию единым блоком. Ожидалось, что максимальная скорость танка должна была составлять 65-70 км/ч. Хотя обозначение Е-10 подразумевало вес машины до 10 тонн, теме не менее, масса нового танка должна была составить около 16 тонн.

На танк планировалось устанавливать 75 мм орудие Pak 39 L/48, практически то же самое, что устанавливалось на истребитель танков Hetzer. В процессе производства оно могло быть заменено жёсткозакреплённой версией (Starr) того же орудия. Подвеска на внешних рычагах, с использованием шайб Belleville как пружин.

С каждой стороны машины имелось по 4 внешних рычага, на каждый из которых устанавливалось стальное обрезиненное колесо, диаметром 1000 мм. Колёса поочерёдно перекрывали друг друга и устанавливались попарно слева и справа от однорядных зубьев трака. Одной из возможностей танка было регулировать величину клиренса. Достигалось это с помощью гидравлики. Высота машины могла варьироваться от 1400 до 1760 мм. Бронирование составляло 60 мм на верхнем лобовом листе, наклонённая под углом 60 °, 30 мм на нижнем лобовом листе и 20 мм на всех остальных бронелистах.

E-10 так и не пошёл в производство, а выполнение его роли было возложено на близкий по размерам, но конструктивно более простой Jagdpanzer 38(d), базировавшийся на удлинённой версии шасси устаревшего чешского Panzer 38(t) с новым двигателем.

 

alternathistory.com

Проект лёгкого истребителя танков Е-10 (Германия. 1943 - 1944 год)

Легкий разведывательный танк массой около 12000 кг должен был выпускаться фирмой Клёкер-Гумбольдт-Дойтц АГ (КГД) в Ульме. Прежде эта фирма выпускала многоцелевой дизельный гусеничный автомобиль RSO/03. На легкий танк Е-10 предполагали установить двигатель Майбах HL100 мощностью около 400 л.с. или двигатель Аргус мощностью 350 л.с. Вооружение танка составляла пушка 7.5 cm Pak 39 L/48 калибра 75 мм. Экипаж - три человека. Была предусмотрена возможность менять клиренс и тем самым снижать высоту танка с 1760 мм до 1400 мм. Толщина брони - 30-60 мм. Работы над танком Е-10 были свернуты, после того как был начат серийный выпуск самоходного орудия "Хетцер" ...1

Немецкий проект танков Е-серии (от Entwicklung series, развитие) представлял собой нереализованную в годы Второй мировой войны программу по созданию опытных немецких танков. В рамках этой серии должно было появиться 5 унифицированных по деталям боевых машин от легкого разведывательного танка Е-10 до сверхтяжелого танка Е-100 массой до 130-140 тонн. Именно работы по танку Е-100 продвинулись дальше всех. Англичанам даже удалось в конце войны захватить корпус данного танка без башни, который был вывезен в Великобританию для проведения всесторонних испытаний. Также, скорее всего, были построены, но пропали в январе 1945 года в горниле советского наступления 3 корпуса опытной партии танка Е-25, который, по сути, являлся противотанковой самоходкой.

Несмотря на тот факт, что к началу активной разработки танков данного проекта положение на фронтах Второй мировой войны для Германии серьезно ухудшилось, страна начала испытывать острый дефицит сырья и материалов для промышленности, а выпуск новых танков в таких условиях стал практически нереальным, конструкторские работы в этом направлении велись достаточно интенсивно. При этом приоритетными были работы скорее по созданию набросков и выработке решений по новым узлам, механизмам и созданию чертежей в виде задела на будущее. По этой причине изначально работы над проектами танков Е-серии были переданы фирмам, которые ранее не занимались разработкой и выпуском танков, чтобы не отвлекать основные производственные мощности, которые уже давно работали только на нужды фронта, увеличивая выпуск уже существующих танков, штурмовых орудий, истребителей танков и САУ.

Выпуск всех танков Е-серии планировался с использованием стандартных узлов, которые подходили бы всем танкам серии. Всего данная программа охватывала 5 танков, при этом открывающий ее Е-10, боевая масса которого должна была составить около 10 тонн, должен был стать малым разведывательным танком, однако в процессе разработки превратился в классическую ПТ-САУ. Как и в случае с остальными проектируемыми бронемашинами Е-серии, Министерство вооружений и боеприпасов желало получить на выходе максимально унифицированную боевую машину, которая обладала бы отличными эксплуатационными качествами. При этом производство Е-10 планировалось сделать как можно более технологичным и не требующим больших объемов ресурсов и трудозатрат.

2Техническое задание на Е-10 было окончательно оформлено только в 1944 года, при этом ни одна из крупных немецких танкостроительных фирм не смогла предоставить на суд военных проекта, который удовлетворил бы их. В итоге предпочтение отдали компании Klockner-Humboldt-Deutz (KHD). До работы над проектом Е-10 эта компания никогда не занималась разработкой бронетанковой техники. До этого момента все знакомство инженеров компании с гусеничной техникой ограничивалось серийным выпуском тягачей RSO (Raupenschlepper Ost — гусеничный тягач «Восток»), куда конструкторы концерна вместо родного двигателя производства компании «Штейер» установили бензиновый мотор собственной разработки.

Е-10, как и более тяжелая противотанковая САУ Е-25, возможно, в какой-то мере были ответом Управления вооружений сухопутных сил Вермахта на разработку американской легкобронированной противотанковой самоходки М18 «Хеллкэт», которая могла развивать при движении по шоссе скорость до 90 км/ч, при этом масса машины составляла 17,7 тонны. В феврале 1944 года союзники испытали свою новинку в Италии. Уже после старта проектных работ по Е-10 Управление вооружений сухопутных сил известило конструкторскую группу Ганса Хассельгрубера, работающую над проектом, о необходимости максимального повышения скоростных характеристик создаваемой боевой машины. В результате примененных технических решений, в случае их воплощения в металле, истребитель танков Е-10 смог бы развивать скорость до 65-70 км/ч при движении по шоссе.

3Специалисты концерна KHD в достаточно ограниченные по времени сроки смогли предложить простое, но вместе с тем эффективное решение в рамках работ по проекту Е-10, которое в чем-то перекликалось с истребителем танков «Hetzer». Инженеры концерна, работая над своим проектом, предприняли следующие шаги. В первую очередь, для экономии массы разрабатываемой машины и уменьшения числа используемых деталей, они решили отказаться от использования башни. Еще одним плюсом «безбашенности» стало снижение общей высоты машины, а значит и улучшение ее незаметности на поле боя. В результате проектных работ корпус довольно простой формы получил расположенный под очень хорошим наклоном верхний лобовой бронелист. В качестве основного вооружения планировалось использовать 75-мм противотанковую пушку PaK 39 с длиной ствола 48 калибров, которая уже успела очень хорошо зарекомендовать себя в боях. Такая же пушка была установлена и на «Хетцере». Казенник этого орудия прикрывался стандартной для немцев маской орудия, получившей прозвище «свиное рыло».

Из-за довольно ужатых размеров машины, которая была достаточно компактной и ограничивалась запланированной массой, инженеры концерна KHD отказались от стандартной для немецких САУ и танков компоновки — теперь гидродинамическая трансмиссия должна была находиться сзади рядом с силовой установкой, что упрощало ее демонтаж, а также техническое обслуживание. Выбор такой схемы размещения трансмиссии позволял также увеличить объем боевого отделения машины. При этом отсек двигателя и задние бронелисты истребителя танков планировалось выполнить полностью съемными, чтобы у техников всегда была возможность демонтировать двигатель и трансмиссию единым блоком. Хотя изначально обозначение Е-10 подразумевало вес на уровне около 10 тонн, масса новой боевой машины в процессе проектирования выросла до 16 тонн. Стоит отметить, что масса не выдерживалась практически для всех проектируемых машин Е-серии. Экипаж Е-10 должен был состоять из трех танкистов: механика-водителя, командира и наводчика.

Небольшая высота данной противотанковой самоходки и простая форма корпуса позволяли выполнить ее лобовое бронирование всего из двух бронелистов: верхнего (толщиной 60 мм, он был расположен под углом 60°) и нижнего (толщиной 30 мм, он тоже располагался под углом 60°). Оба лобовых листа сваривались чуть ниже линии размещения орудия. Использование такого конструкторского решения при создании корпуса делало Е-10 намного технологичнее самой массовой самоходки Вермахта — StuG 40 Ausf.G, которая отличалась гораздо более сложной геометрией лобовых деталей. Бортовое бронирование истребителя танков формировалось из бронелистов толщиной 20 мм, расположенных под углом 10°, кормовые бронелисты также имели толщину 20 мм (углы наклона 15° и 33° соответственно), днище и крыша корпуса изготавливались из бронелистов толщиной всего 10 мм.

В качестве силовой установки немцы рассматривали два возможных двигателя. Первым был Maybach HL 100 с водяным охлаждением, этот двигатель развивал максимальную мощность — 400 л.с. Вторым вариантом был двигатель Argus с воздушным охлаждением и мощностью 350 л.с. При этом после установки усовершенствованной системы охлаждения и впрыска топлива мощность двигателя Maybach HL 100 удалось увеличить до 550 л.с. при 3800 оборотах в минуту. Оба двигателя планировалось ставить в заднюю часть самоходки, так что на форму корпуса и размещения остальных агрегатов они влияния не оказывали. К интересным техническим решениям можно было отнести комбинированную систему из рулевого управления и гидродинамической трансмиссии, разработкой которых занималась компания Voith.

4Как и у всех проектируемых немецких танков Е-серии, у Е-10 планировалась продольно-торсионная подвеска с использованием шайб Бельвилля. Такая система подвески была спроектирована конструктором компании «МАН», доктором технических наук Лером. Отказ инженеров от поперечной торсионной подвески, которая ранее применялась на всех машинах, к разработке которых имел отношение Книпкамп, позволяла добиться увеличения внутреннего полезного объема боевой машины. В частности, благодаря этому решению, в днище Е-10 должен был появиться дополнительный эвакуационный люк для членов экипажа. Опорные катки истребителя танков располагались в шахматном порядке, что сразу же выдавало ее причастность к начальнику Шестого департамента Управления вооружений сухопутных сил — такое расположение катков было «визитной карточкой» Книпкампа.

Ходовая часть самоходки Е-10 состояла из четырех обрезиненных опорных катков (на каждый борт), передних направляющих колес, задних ведущих и мелкозвенчатой гусеницы. Диаметр обрезиненных опорных катков составлял 1000 мм. Опорные колеса поочередно перекрывали друг друга и монтировались попарно слева и справа от однорядных зубьев трака гусеницы. Одной из главных особенностей данной боевой машины была возможность изменения клиренса, который мог изменяться от 1400 до 1760 мм. То есть истребитель танков Е-10 буквально мог «присаживаться» на месте и вести огонь по противнику из максимально незаметного положения, используя в качестве маскировки высокую траву или низкий кустарник. Правда, такая «заниженная посадка» затрудняла и саму стрельбу, с точно такой же проблемой в будущем столкнутся уже советские десантники, которым пришлось использовать самоходку АСУ-57, высота которой составляла всего 1,5 метра.

В предъявленном военным виде проект истребителя танков Е-10 с гидравлической подвеской компании KHD был признан достойным внимания, однако дальнейшие работы в рамках данного проекта были прекращены уже через несколько месяцев. Причин для этого было более чем достаточно. Изначально танк, разрабатываемый в этой категории, должен был иметь массу около 10 тонн, однако его проектная масса увеличилась до 16 тонн (примерно столько же весил и «Хетцер»). Помимо этого отсутствие башни было как плюсом (маскировка, низкий силуэт), так и серьезным недостатком, лишая машину возможности вести круговой обстрел без поворота всего корпуса, а предлагаемые подвеска и трансмиссия не были освоены немецкой промышленностью. Стоит также принять во внимание тот факт, что к рассмотрению проекта приступили во второй половине 1944 года, когда положение на фронтах начало принимать для Германии катастрофический характер. В это время Вермахт нуждался в как можно большем количестве выпущенных танков. В то же время запуск в производство нового истребителя танков мог бы привести к некоторым задержкам в производстве машин этого класса, так как заводам могло потребоваться время на освоение выпуска новой техники. Такая задержка в производстве бронетехники была крайне нежелательной.

5При всех видимых преимуществах истребитель танков Е-10 встретил бы большое количество препятствий при внедрении в серийное производство. Принимая это во внимание, немецкие военные решили остановить свой выбор на PzJag.38(d), известном как Hetzer. Этот легкий истребитель танков, построенный на шасси устаревшего легкого чешского танка PzKpfw 38(t), вполне занимал место Е-10. При этом в годы Второй мировой войны ни одного прототипа Е-10 так и не было построено. Данный проект, как и многие разработки инженеров Рейха второй половины войны, навсегда остался лишь на уровне эскизных проектов.

Источники :     http://www.arms-expo.ru/ , http://www.aviarmor.net/ , http://warspot.ru/ и другие.

raigap.livejournal.com

E-10

E-10

Истребитель танков

Официальное обозначение: E-10Альтернативное обозначение: нетГод постройки первого прототипа: не строилсяСтадия завершения работ: остался на уровне эскизов.

В длинной серии модификации и вариантов программы Entwicklung немалое место уделялось легкому танку, носившему обозначение Е-10. Как и в случае с бронемашиной Е-5 Министерство вооружений и боеприпасов желало получить максимально унифицированную боевую машину, обладающую высокими эксплуатационными качествами. В дополнение к этому было высказано пожелание сделать Е-10 как можно более технологичным в производстве и не требовавшим больших затрат ресурсов.

Техническое задание было оформлено в 1944 году, однако ни одна из крупных танкостроительных фирм (Daimler, Krupp, BMM) не смогла представить проекта, который удовлетворил бы военных. К всеобщему удивлению предпочтение было отдано разработке фирмы Klockner-Humboldt-Deutz (KHD), которая до проекта Е-10 вообще никогда не занималась разработкой бронетехники.

Специалисты фирмы KHD предложили простое но эффективное решение, частично основанное на конструкции легких самоходных орудий типа “Hetzer”. Для этого были предприняты следующие шаги. В первую очередь, в целях экономии массы и уменьшения количества деталей, было решено отказаться от установки башни. Ещё одним плюсом такого решения стало снижение общей высоты танка. В результате корпус достаточно простой формы получил сильно наклоненный верхний лобовой бронелист, в котором монтировалась 75-мм противотанковая пушка PaK 39 с длиной ствола 48 калибров (то есть такая же, как на “Hetzer”).

Из-за сильно ужатых размеров инженерам KHD пришлось отказаться от стандартной для немецких танков и САУ компоновки – теперь гидродинамическая трансмиссия располагалась сзади рядом с двигателем. В качестве основных типов силовой установки планировалось использование бензиновых моторов Maybach HL 100 с водяным охлаждением мощностью 400 л.с. или Argus с воздушным охлаждением, мощностью 350 л.с. Оба варианта на форму корпуса и размещения остальных агрегатов не влияли. Интересным техническим решением стало комбинированной системы из гидродинамической трансмиссии и рулевого управления, производство которой возлагалось на фирму Voith. Отсек двигателя и задние бронеплиты планировалось сделать полностью съёмными, чтобы имелась возможность демонтировать двигатель и трансмиссию единым блоком. Бронирование танка оказалось достаточно легким. Лобовой верхний бронелист имел толщину 60 мм; нижний лобовой – 30 мм; борта, корма, крыша и днище – по 20 мм.

Ходовая часть танка Е-10 состояла из следующих элементов: 4 обрезиненных опорных катка на борт (диаметр 1000 мм), передние направляющие колеса, задние ведущие колеса, мелкозвенчатая гусеница. Опорные катки устанавливались в шахматном порядке (слева и справа от однорядных зубьев трака), частично перекрывая друг друга. Подвеска катков, как и трансмиссия, также была нетипичной. Она состояла из внешних рычагов, крепившихся к корпусу, с использованием шайб типа Belleville в качестве пружин. С помощью гидравлического привода такая система позволяла регулировать высоту клиренса в пределах 200 мм. Таким образом, общая высота танка варьировалась в пределах 1400-1600 мм. Проектная скорость танка Е-10 составляла бы 65-70 км\ч при движении по шоссе.

В предъявленном виде проект Е-10 фирмы KHD был признан достойным внимания, но дальнейшие работы по нему прекратили уже спустя несколько месяцев. Причин для этого нашлось более чем достаточно. Дело в том, что хотя танк этой категории формально числился 10-тонным его проектная масса составляла 16 тонн. Кроме того, отсутствие башни полностью исключало возможность вести круговой обстрел без разворота всей машины, а подвеска и трансмиссия не были хорошо освоены промышленностью. При видимой простоте конструкция Е-10 встретила бы множество препятствия при развертывании серийного производства. Учитывая все эти недостатки в Управлении вооружения решили, что место Е-10 вполне может занять PzJag.38(d), в основу которого было положено модернизированное шасси старого танка LT vz.38. Ни одного прототипа легкого танка Е-10 построено не было.

Источники:F.M. von Senger und Etterlin "German Tanks of World War II: The Complete Illustrated history of German Armoured Fighting Vehicles 1926-1945" )translated by J.Lucas) Galahad Books. New York, ISBN 0-88365-051-7. 1969Walter J.Spielberger and Hilary L.Doyle "Special Panzer Variants: Development. Production. Operations". Schiffer Publishing. Atglen PA. ISBN 978-0-7643-2622-6. 2007

ПРОЕКТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА E-10 образца 1944 г.

БОЕВАЯ МАССА16000 кг
ЭКИПАЖ, чел.3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм~6000
Ширина, мм~2000
Высота, мм1400-1600
Клиренс, мм-
ВООРУЖЕНИЕодна 75-мм пушка PaK 39
БОЕКОМПЛЕКТ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса (верх) - 60 ммлоб корпуса (низ) - 30 ммборт корпуса - 20 ммкорма корпуса - 20 ммкрыша - 20 ммднище - 20 мм
ДВИГАТЕЛЬMaybach HL 100 с водяным охлаждением мощностью 400 л.с. или Argus с воздушным охлаждением, мощностью 350 л.с.
ТРАНСМИССИЯгидродинамического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ(на один борт) 4 опорных катка расположенных в шахматном порядке, переднее направляющее и заднее ведущее колесо
СКОРОСТЬ65-70 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.?
Высота стенки, м?
Глубина брода, м?
Ширина рва, м?
СРЕДСТВА СВЯЗИрадиостанция FuG 5 (предположительно)

ВНИМАНИЕИспользование текстового материала данной статьи допускается только при наличии активной ссылки.В случае обнаружения ошибок и неточностей, а также при возникновения вопросов по авторским правам - просьба обращаться к администратору сайта.(e-mail указан на главной странице)©2016 www.aviarmor.net

www.aviarmor.net

e-10 Википедия

-серия (Entwicklung series — развитие, разработка) — программа разработки серии опытных немецких танков времён Второй мировой войны во главе с E-100. Хотя данные танки не были созданы в металле, кроме Е100, от которого создан был только корпус.

Несмотря на то, что положение на фронтах, а главное, острый дефицит сырья делали массовый выпуск танков нового поколения нереальным, проводились интенсивные исследовательские и конструкторские работы и строились опытные образцы. Приоритетом были скорее изыскательные наработки по новым узлам и механизмам, а не массовое производство, поэтому проекты E-серии доверили фирмам, не занимавшимся производством танков для фронтов, чтобы не отвлекать их.

История

В мае 1942 года главный конструктор отдела испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) Э. Книпкамп создал специальную исследовательскую группу, которую возглавил лично. Эта группа должна была разработать ряд проектов боевых машин, в которых предполагалось учесть весь полученный к этому времени боевой опыт в области бронетехники. Работа эта была личной инициативой Книпкампа, и, естественно, шла довольно медленно — основные силы отдела испытаний танкового вооружения были задействованы на обеспечение серийного производства танков и разработку новых образцов по заказам армии. Тем не менее, к апрелю 1943 года группа сформулировала основные требования, которые следовало воплотить в новых боевых машинах. Весь проект получил обозначение «серия Е» (Е обозначает «разработка», от немецкого «Entwicklung»).

В машинах серии Е предусматривалось реализовать следующие принципы:

  • максимально усилить защиту лобовой части корпуса, усилить вооружение и возимый боекомплект;
  • создать единый блок для трансмиссии и обеспечить его простой монтаж и демонтаж в корпусе для упрощения обслуживания и ремонта;
  • для увеличения внутреннего объёма корпуса и снижения общей высоты машин использовать подвеску с размещением упругих элементов снаружи корпуса, а также изменить компоновку, разместив двигатель с трансмиссией в корме;
  • конструкция подвески должна обеспечить возможность натяжения гусеницы при сорванном ленивце или части катков для возможности отвода танка в тыл;
  • использовать максимальное количество одинаковых узлов и агрегатов на всех боевых машинах, для облегчения производства, обслуживания и ремонта.

Танки программы «E»:

  • E-10 — малый разведывательный танк и истребитель танков массой около 15 тонн. Должен был вооружаться 75-мм пушкой Pak 40 L/48.
  • E-25 — истребитель танков массой около 25—30 тонн. Должен был вооружаться 75-мм пушкой Pak L/70.
  • E-50 — средний танк массой около 50-55 тонн.
  • E-75 — тяжёлый танк массой около 75-80 тонн.
  • E-100 — сверхтяжелый танк массой 130—140 тонн, альтернатива сверхтяжелому танку «Maus».

Танки программы «E»

E-10

E-10 — проект лёгкого танка массой около 10 тонн.

Работы над созданием E-10 начались в 1944 году. Он должен был быть максимально унифицирован с остальными танками E-серии, будучи при этом как можно более технологичным в производстве и не требовавшим больших затрат ресурсов. Проект танка был создан фирмой «Kloeker-Humboldt-Deutz», которая до этого никогда не занималась разработкой бронетехники. Планировалось заменить этим лёгким танком танк Pz. 38 (t) и машины на его базе, а также истребитель танков JagdPanzer 38 (t) «Hetzer».

Конструкция E-10 в целом похожа на конструкцию легких немецких истребителей танков «Hetzer». В целях экономии массы, уменьшения количества деталей и снижения общей высоты танка башню как таковую было решено исключить. В результате корпус достаточно простой формы получил сильно наклоненный верхний лобовой бронелист, в котором монтировалась 75-мм пушка 7.5 cm PaK 39ruen (как на «Хетцере»).

Опорные катки располагались в шахматном порядке, по четыре на борт диаметром 1000 мм каждый. Их подвеска состояла из внешних рычагов, крепившихся к корпусу, с использованием шайб в качестве пружин. С помощью гидравлического привода можно было регулировать высоту клиренса: она варьировалась в пределах 200 мм. Таким образом, общая высота танка была в пределах 1400—1600 мм.

Из-за скромных размеров пришлось отказаться от стандартной для немецких танков и САУ компоновки — теперь гидродинамическая трансмиссия располагалась сзади, рядом с двигателем. Это упрощало её демонтаж и обслуживание, и кроме того, позволяло увеличить пространство боевого отделения. Отсек двигателя и задние бронеплиты планировалось сделать полностью съёмными, чтобы имелась возможность демонтировать двигатель и трансмиссию единым блоком.

В качестве основных типов силовой установки планировалось использование бензиновых моторов «Maybach HL 100» с водяным охлаждением мощностью 400 л. с. или «Аргус»rude с воздушным охлаждением мощностью 350 л. с. Проектная скорость Е-10 составляла бы 65—70 км/ч при движении по шоссе.

Работы над проектом E-10 прекратились спустя несколько месяцев. Его предполагаемая масса составляла примерно 15—16 тонн, хотя он по условию должен был быть десятитонным. Отсутствие башни исключало возможность вести круговой обстрел без разворота всей машины, а подвеска и трансмиссия не были хорошо освоены промышленностью, что создало бы препятствия при развертывании серийного производства.

Ни одного прототипа легкого танка Е-10 построено не было.[1]

E-25

E-25 — проект опытного истребителя танков массой около 25 тонн.

Договор на разработку шасси для истребителя танков Е-25 был заключён весной 1943 года с компанией «Аргус»rude из Карлсруэ. Проектирование велось под руководством доктора Клауэrude. Проект машины был представлен на рассмотрение военных только осенью 1944 года. Новая машина напоминала Е-10, но имела более мощное вооружение и большую массу. В январе комиссия по развитию танков приняла решение об изготовлении трёх опытных образцов для проведения испытаний. Корпуса Е-25 начали собирать на заводе фирмы Alkett в Берлин-Шпандау, но до конца войны завершить их сборку не получилось.

На танки предполагалось устанавливать двигатель Maybach HL 100 мощностью 400 л. с. с возможностью замены на Maybach HL 101, однако из-за задержек с отработкой данных моторов на танк решили устанавливать 600-сильный двигатель воздушного охлаждения или же авиационный мотор Otto, мощностью 400 л. с. Однако два последних варианта оказались неудачными, в результате чего на Е-25 было решено установить двигатель Maybach HL 230. В ходовой части использовались такие же опорные катки, как и у Е-10, но теперь их было по 5 на борт. На танке планировалось использовать 700-мм траки. Е-25 имел лобовое бронирование 50 мм, бортовое — 30 мм, кормовое — 20 мм. Крыша и днище имели броню 20 мм. На истребитель танков планировали устанавливать 75-мм пушку PaK L/70, впрочем окончательного решения о вооружении принято не было.

E-50 и E-75

Проекты Е-50 и Е-75 планировались в качестве «стандартных танков». Они должны были иметь одинаковые двигатели, топливные баки, систему охлаждения, ведущие и направляющие колёса, механизм натяжения гусениц, а также одинаковую форму и габариты, однако за счёт менее сильного бронирования у Е-50 внутренний объём был больше. Всё это позволяло добиться высокой степени унификации машин. Стоит отметить, что проектные работы над этими проектами к концу Второй Мировой были далеки от завершения, не были подготовлены полные комплекты чертежей, не говоря о опытных образцах. Дело ограничилось проведениям расчётов, ряда испытаний и создания различных макетов и стендов, необходимых для этого. В конце 1944 года предполагалось провести испытания элементов подвески Е-50 и Е-75 на корпусе «Королевского Тигра», однако сделать этого не удалось.

На танки планировалось установить двигатель Maybach HL 233 P, планировавшийся к запуску в серийное производство в начале 1945 года. Его мощность составляла 900 л. с. Однако в связи с тем, что работы над этим двигателем не были завершены, также рассматривался вариант установки на танки двигателя Maybach HL 234, имевшего такую же мощность, однако до конца войны работы над этим двигателем также не были завершены. Предусматривалось установить на танки 8-скоростную коробку передач с гидромеханическим приводом. Расчётная скорость движения Е-50 составляла 60 км/ч, а Е-75 — 40 км/ч. В подвеске данных машин предполагалось использовать тележки, состоявшие из двух катков каждая, закреплённых на подпружиненных балансирах. В подвеске Е-50 использовалось три тележки на борт, а у Е-75 — четыре. Катки были смещены относительно друг друга таким образом, чтобы между ними проходил гребень траков гусеницы. Также следует отметить, что гусеницы Е-50 предполагалось использовать в качестве транспортных для Е-75. Разработкой башен и вооружения для танков занималась фирма Krupp, однако до конца войны вопрос о том, какое вооружение установить на танки, окончательно решён не был. Предположительно, это могли быть длинноствольные 88- и 105-мм орудия (первое — в том числе длиной 100 калибров).

E-100

Модель танка E 100

Е-100 — проект сверхтяжёлого танка с массой 130—140 тонн, разрабатывался как альтернатива разработанному Ф. Порше сверхтяжёлому танку Maus, который при сходных боевых характеристиках с «Маусом» был бы достаточно технологичным для массового производства. Проектирование началось 30 июля 1943 года в Фридберге. Разработку конструкции и постройку опытного образца вела фирма «Adler». Несмотря на личный приказ Гитлера в конце 1944 года прекратить все работы над сверхтяжелыми танками (касающийся как Е-100, так и разрабатываемого параллельно с ним «Maus»), проектирование продолжалось медленными темпами и была начата постройка прототипа. Продолжались работы на заводе Henschel в Хаустенбеке и на полигоне Зеннелагер вплоть до окончания войны. Незавершённый опытный образец (шасси без башни) был захвачен в Зеннелагере на заводе «Хеншель» английскими войсками[2]. В июне 1945 года Е-100 был переправлен в Великобританию для всесторонних испытаний. Потом полуготовый Е-100 был отправлен на металлолом, посему до наших дней не сохранился.

На танке Е-100, в отличие от остальных машин серии «E», использовали традиционную для германского танкостроения компоновку, в которой двигатель располагался в корме, а ведущие колёса и трансмиссия — в передней части танка. На Е-100 планировалось устанавливать двигатель Maybach HL 230P30 и рулевое управление Henschel L 801. В перспективе планировалось установить более мощный Maybach HL 234 или дизель мощностью 1100—1200 л. с. С новым двигателем должна была устанавливаться новая гидромеханическая трансмиссия Maybach Mekydro[2]. По расчётам фирмы «Adler» танк должен был развивать скорость 40 километров в час, что весьма маловероятно. В ходовой части использовались обрезиненные опорные катки диаметром 900 мм, имевшие в качестве упругих элементов спиральные пружины. «Боевые» гусеницы имели ширину 1000 мм, были разработаны специальные «транспортные» гусеницы шириной 550 мм[2]. Лобовое бронирование должно было составлять 150—200 мм под углом 45 или 30 градусов, бортовое — 120 мм, а кормовое — 150 мм. Причём, верхняя часть борта и верхняя часть гусениц должны были закрываться 90-мм экранами, которые предполагалось при перевозке снимать. Следует сказать, что решение об окончательном вооружении танка не было принято. Предполагалось вооружить танк либо 150-мм орудием, либо 174-мм орудием. Скорее всего, для установки 174-мм орудия на шасси E-100, потребовалось бы избавиться от башни, сделав неподвижную рубку. Башня имела диаметр погона 3060 мм, её поручили разрабатывать фирме Krupp. Также рассматривался вариант использования шасси Е-100 в качестве базы для различных САУ и спецмашин.

  • Галерея
  • Модель танка, вид сбоку.

  • Модель E 100, 1:72.

  • Собранное шасси Е-100, погружённое на прицеп.[3]

  • То же шасси, вид сбоку.

В массовой культуре

Стендовый моделизм

Танки E 10-25-50-75-Flakpanzer — выпускает фирма Trumpeter, в 35 масштабе. Также на рынке присутствуют более мелкие масштабы этих танков, в частности в 72 масштабе выпускаются фирмой Modelcollect (Китай).

Танк Е 100 различных модификаций в масштабе 1:35 выпускаются фирмами Dragon (Китай) с башней от танка Маус, Trumpeter (Китай) с Двумя вариантами башен: выдуманной башней якобы фирмы Henschel и башней фирмы Krupp, аналогичной представленной в игре World of Tanks. Trumpeter также выпускает модель самоходной установки Jagdpanzer E100, оснащенной 170 мм стволом (фантазия на тему, как бы она могло выглядеть, если бы немецкие конструкторы начали разработку такой САУ).

В компьютерных играх

В MMO-играх World of Tanks, World of Tanks Blitz и World of Tanks Console представлены следующие танки серии E: E 25 (как премиумная противотанковая САУ (ПТ-САУ) 7 уровня), E 50 и выдуманный разработчиками E 50 Ausf. M (как средние танки 9 и 10 уровня соответственно), E 75 и E 100 (как тяжелые танки 9 и 10 уровня соответственно), выдуманные САУ на базе E 100, Jagdpanzer E 100 (как противотанковая САУ (ПТ-САУ) 10 уровня) и G.W. E 100 (как гаубичная САУ 10 уровня).

Танки Е-100 (башня от Pz. Kpfw Vlll Maus), E-75, Е-50, Е-25 и Е-10 представлены в модификации «GZM» для игры Блицкриг.

Тяжёлые танки E-50, E-75 и E-100, Противотанковая САУ JgPz E-100, E-10, Сверхтяжёлый танк Е-90 (Танк E-100 с башней, схожей с башней Pz.Kpfw Vl Ausf B «Tiger ll») представлены в браузерной игре Ground War: Tanks.

Тяжёлый танк Е 100 представлен в ММО-игре War Thunder в качестве тяжёлого танка V ранга.

Вымышленный танк E-79, очень похожий по внешнему виду и компоновке на E-75, доступен как один из управляемых танков в игре Panzer Front.

Стоит отметить, что тактико-технические характеристики бронетехники, особенности её применения в бою, и тому подобное, часто искажается в компьютерных играх.

Примечания

  1. ↑ E-10. Легкий танк.
  2. ↑ 1 2 3 М. Барятинский. Все танки Гитлера. Окончательная энциклопедия / Л. Незвинская. — Научно-популярное. — Москва: Эксмо, 2014. — С. 487.
  3. ↑ Послевоенная фотография на полигоне английской армии.

Литература

  • М. Барятинский. Все танки Гитлера. Окончательная энциклопедия / Л. Незвинская. — Научно-популярное. — Москва: Эксмо, 2014.
  • М. Барятинский. Maus. Супертанк доктора Порше. — М.: Восточный фронт, 1996. — 32 с. — (Историко-техническая серия).
  • М. Коломиец. E-100 и другие немецкие танки 1945 года. — М.: Яуза, 2013. — 1400 экз.
  • Питер Чемберлен и Хилари Дойл. Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны. — М.: Астрель, АСТ, 2003. — 271 с. — 5100 экз.

Ссылки

Инженерные и разведывательные машины

* — производились только на экспорт; курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы

wikiredia.ru

Е10 - немецкий бензин с этанолом

В Германии появился новый вид био-топлива бензин Е10. Что это за бензин и какие машины можно им заправлять.

Тема топлива в Германии не оставляет меня равнодушным. Да и как нормальному автолюбителю можно спокойно взирать на непомерно растущие цены на бензин. Волей-не волей начинаешь задаваться вопросами: как сократить расходы на машину, стоит ли переходить на другое топливо?

Вот как раз о новом виде топлива сейчас и поговорим. С начала февраля на немецких автозаправках появилась ещё одна марка бензина - "Super Е10". "Super" означает, что октановое число этого вида топлива - 95. А особенностью этого сорта является содержание этанола, которое составляет 10% от общего объёма бензина. Об этом и говорит "Е10" в названии. До этого, начиная с 1989, максимальное количество био-топлива в бензине составляло 5% и "подмешивалось" оно в сорт E5. Этанол добывают путём переработки сахаросодержащих растений, например, кукурузы или пшеницы.

Причины введения Е10 в Германии

Увеличить количество био-топлива в бензине предписало немецкое министерство охраны природы. Якобы, таким путём можно уменьшить общее количество СО2, производимое автомобилями. Но исследования показывают, что на самом деле никаких существенных изменений в количестве выделяемой углекислоты не наблюдается. Напротив, из-за того, что расход смешанного топлива выше, чем обычно, есть опасность, что углекислого газа в атмосфере станет больше!

Да-да, био-топливо расходуется на 5% быстрее, чем аналогичное ему количество простого бензина. Поэтому при той же самой цене на Super переходить на E10 из финансовых соображений пока что нет никакого смысла. Более того, примерно 10% от общего числа эксплуатируемых в Германии бензиновых двигателей вообще не могут потреблять это топливо! Зависит это от марки транспортного средства и его года выпуска. На специализированных сайтах есть списки марок автомобилей и мотоциклов, которым нельзя заправляться E10. Например, есть такой список на сайте ADAC.

Сложности с использованием Е10 в Германии

Если же кто-то нечаянно заправится био-топливом, хотя мотор его транспортного средства не может на нём работать, то в таком случае придётся выкачать из бака весь бензин. Даже от одного бака неподходящего топлива мотор может прийти в негодность, так что владельцам таких машин придётся на заправке быть предельно внимательными.

Только ради этих 10% двигателей правительство Германии разрешило продолжать продавать обычное топливо наряду с био-топливом. Во Франции, например, обычного аналога 92-ого бензина просто нет, есть только соответствующий Е10. Тем, кому не подходит этаноло-содержащее топливо, вынуждены заправляться более дорогим Super.

Плохая новость состоит в том, что и в Германии ситуация, когда на рынке существует альтернативный био-бензин, продлится скорее всего недолго. На данный момент принято решение держать оба сорта бензина до конца 2013-ого года. Что дальше пока неясно. К тому же, цена на обычный бензин продолжает расти. Скоро Super Е10 может стать дешевле, чем обычный 95-ый, из-за энергетического налога на продукты нефтепереработки. Только страшно даже представить себе, сколько будет стоит такой "дешевый" бензин.

Поделитесь статьёй:

www.tupa-germania.ru

истребитель танков Е-10 Хетцер II (Германия)

5:14 / 21.07.15Нереализованные проекты: истребитель танков Е-10 Хетцер II (Германия)

E-серия (Entwicklung series — развитие, разработка) — программа разработки серии опытных немецких танков времён Второй мировой войны, больше известная как серия E или "серия под наименованием буквы Е".

Несмотря на то, что положение на фронтах, а главное, острый дефицит сырья делали выпуск танков нового поколения нереальным, проводились интенсивные конструкторские работы и строились опытные образцы. При этом приоритетом были скорее изыскательные наработки по новым чертежам, узлам и механизмам. Поэтому проект Е-серии доверили фирмам, не занимавшимся производством танков для фронтов, чтобы не отвлекать их.

Фото: panzerw.narod.ru

Выпуск танков класса «Е» планировался с использованием стандартизованных узлов, одинаково подходящих для разных типов танков. Всего программа «Е» охватывала пять типов танков:
  • E-10 – малый разведывательный танк массой около 15000 кг
  • E-25 – танк массой около 25000-30000 кг
  • E-50 – средний танк массой около 50000 кг, который должен был заменить выпускавшийся танк РzКрfw V (Sd Kfz 171) «Пантера»
  • E-75 – танк массой около 75000-80000 кг, предназначенный для замены РzКрfw VI «Тигр» и «Тигр II»
  • E-100 – танк массой около 130000-140000 кг, относящийся к классу сверхтяжелых танков

Е-10 разрабатывался для замены САУ «Хетцер» и при весе в 10 тонн, должен был иметь одинаковое вооружение и 4-х катковое шасси. Комбинированная система из гидродинамической трансмиссии и рулевого управления должна была производиться фирмой Voith. Система так же должна была устанавливаться в задней части танка, что упрощало бы её демонтаж и обслуживание.

Схема: panzerw.narod.ru

Такая схема размещения также позволяла увеличить пространство боевого отделения танка. Отсек двигателя и задние бронеплиты планировалось сделать полностью съёмными, чтобы имелась возможность демонтировать двигатель и трансмиссию единым блоком. Ожидалось, что максимальная скорость танка должна была составлять 65-70 км/ч. Хотя обозначение Е-10 подразумевало вес машины до 10 тонн, теме не менее, масса нового танка должна была составить около 16 тонн.

Фото: panzerw.narod.ru

Е-10 был представителем танков новой концепции, конструкция которых была призвана максимально упростить производство. Он должен был стать легким безбашенным истребителем танков / разведывательной машиной, спроектированный компанией «Клокнер-Гумбольдт-Дойц». Эта фирма до проекта Е-10 вообще никогда не занималась разработкой бронетехники.

На танк планировалось устанавливать 75-мм орудие Pak 39 L/48, практически то же самое, что устанавливалось на истребитель танков Hetzer. В процессе производства оно могло быть заменено жесткозакрепленной версией того же орудия (Starr).

Подвеска на внешних рычагах, с использованием шайб Бельвилля как пружин. С каждой стороны машины имелось по 4 внешних рычага, на каждый из которых устанавливалось стальное обрезиненное колесо, диаметром 1000 мм. Колеса поочередно перекрывали друг друга и устанавливались попарно слева и справа от однорядных зубьев трака.

Одной из возможностей танка было регулировать величину клиренса. Достигалось это с помощью гидравлики. Высота машины могла варьироваться от 1400 до 1760 мм.

Фото: panzerw.narod.ru

Бронирование составляло 60 мм на верхнем лобовом листе, 30 мм на нижнем лобовом листе и 20 мм на всех остальных бронелистах. E-10 так и не пошел в производство, а выполнение его роли было возложено на близкий по размерам, но конструктивно более простой Jagdpanzer 38(d), базировавшийся на удлиненной версии шасси древнего PzKpfw 38(t) с новым двигателем.

В длинной серии модификации и вариантов программы Entwicklung немалое место уделялось легкому танку, носившему обозначение Е-10. Как и в случае с бронемашиной Е-5 Министерство вооружений и боеприпасов желало получить максимально унифицированную боевую машину, обладающую высокими эксплуатационными качествами. В дополнение к этому было высказано пожелание сделать Е-10 как можно более технологичным в производстве и не требовавшим больших затрат ресурсов.

Техническое задание было оформлено в 1944 году, однако ни одна из крупных танкостроительных фирм (Daimler, Krupp, BMM) не смогла представить проекта, который удовлетворил бы военных. К всеобщему удивлению предпочтение было отдано разработке фирмы Klockner-Humboldt-Deutz (KHD), которая до проекта Е-10 вообще никогда не занималась разработкой бронетехники.

Специалисты фирмы KHD предложили простое но эффективное решение, частично основанное на конструкции легких самоходных орудий типа “Hetzer”. Для этого были предприняты следующие шаги. В первую очередь, в целях экономии массы и уменьшения количества деталей, было решено отказаться от установки башни. Ещё одним плюсом такого решения стало снижение общей высоты танка. В результате корпус достаточно простой формы получил сильно наклоненный верхний лобовой бронелист, в котором монтировалась 75-мм противотанковая пушка PaK 39 с длиной ствола 48 калибров - то есть такая же, как на «Hetzer».

Фото: panzerw.narod.ru 

Из-за сильно ужатых размеров инженерам KHD пришлось отказаться от стандартной для немецких танков и САУ компоновки – теперь гидродинамическая трансмиссия располагалась сзади рядом с двигателем. В качестве основных типов силовой установки планировалось использование бензиновых моторов Maybach HL 100 с водяным охлаждением мощностью 400 л.с. или Argus с воздушным охлаждением, мощностью 350 л.с.

Оба варианта на форму корпуса и размещения остальных агрегатов не влияли. Интересным техническим решением стало комбинированной системы из гидродинамической трансмиссии и рулевого управления, производство которой возлагалось на фирму Voith. Отсек двигателя и задние бронеплиты планировалось сделать полностью съёмными, чтобы имелась возможность демонтировать двигатель и трансмиссию единым блоком.

Бронирование танка оказалось достаточно легким. Лобовой верхний бронелист имел толщину 60 мм; нижний лобовой – 30 мм; борта, корма, крыша и днище – по 20 мм. Ходовая часть танка Е-10 состояла из следующих элементов: 4 обрезиненных опорных катка на борт (диаметр 1000 мм), передние направляющие колеса, задние ведущие колеса, мелкозвенчатая гусеница. Опорные катки устанавливались в шахматном порядке (слева и справа от однорядных зубьев трака), частично перекрывая друг друга.

Схема: panzerw.narod.ru

Подвеска катков, как и трансмиссия, также была нетипичной. Она состояла из внешних рычагов, крепившихся к корпусу, с использованием шайб типа Belleville в качестве пружин. С помощью гидравлического привода такая система позволяла регулировать высоту клиренса в пределах 200 мм. Таким образом, общая высота танка варьировалась в пределах 1400-1600 мм. Проектная скорость танка Е-10 составляла бы 65-70 км/ч при движении по шоссе.

В предъявленном виде проект Е-10 фирмы KHD был признан достойным внимания, но дальнейшие работы по нему прекратили уже спустя несколько месяцев. Причин для этого нашлось более чем достаточно. Дело в том, что хотя танк этой категории формально числился 10-тонным его проектная масса составляла 16 тонн. Кроме того, отсутствие башни полностью исключало возможность вести круговой обстрел без разворота всей машины, а подвеска и трансмиссия не были хорошо освоены промышленностью.

При видимой простоте конструкция Е-10 встретила бы множество препятствия при развертывании серийного производства. Учитывая все эти недостатки в Управлении вооружения решили, что место Е-10 вполне может занять PzJag.38(d), в основу которого было положено модернизированное шасси старого танка LT vz.38. Ни одного прототипа легкого танка Е-10 построено не было. Проект Е-10 остался на уровне эскизов.

Схема: mimi-gallery.com

Проектные ТТХ легкого танка Е-10 образца 1944 г.

Боевая масса, кг16000
Экипаж, чел.3
Габаритные размеры
Длина, мм~6000
Ширина, мм~2000
Высота, мм1400-1600
Клиренс, мм-
Вооружениеодна 75-мм пушка PaK 39
Боекомплект-
Приборы прицеливания-
Бронирование лоб корпуса (верх) - 60 мм лоб корпуса (низ) - 30 мм борт корпуса - 20 мм корма корпуса - 20 мм крыша - 20 мм днище - 20 мм
ДвигательMaybach HL 100 с водяным охлаждением мощностью 400 л.с. или Argus с воздушным охлаждением, мощностью 350 л.с.
Трансмиссиягидродинамического типа
Ходовая часть(на один борт) 4 опорных катка расположенных в шахматном порядке, переднее направляющее и заднее ведущее колесо
Скорость, км/ч65-70
Запас хода по шоссе-
Преодолеваемые препятствия
Угол подъёма, град.-
Высота стенки, м-
Глубина брода, м-
Ширина рва, м-
Средства связирадиостанция FuG 5 (предположительно)

При написании материала использовались данные открытых интернет-источников:

1. Материалы сайта свободной энциклопедии "ВикипедиЯ"

2. Материалы сайта panzerw.narod.ru

3. Материалы сайта aviarmor.ne

Теги: НИТ Е-10, Германия, реализация, проект

www.arms-expo.ru